Характеристика образа Амалии Ивановны: сочинение

Характеристика и образ Маши Мироновой в повести Капитанская дочка Пушкина 8 класс

“Капитанская дочка” А.С. Пушкина – одно из художественных произведений, в котором автору так искусно и увлекательно удалось сквозь исторические события крестьянской войны провести линию преданной и трепетной любви.

Среди ярких образов, нарисованных писателем в данном произведении, невозможно обойти вниманием образ Маши Мироновой, дочери Белогорского коменданта.

Эта милая русская девушка, скромная и застенчивая, выросла в уединении с природой и впитала в себя благородство и мудрость своих родителей. Образ Маши, созданный автором с теплотой и нежностью, воплотил в себе наиболее высокие душевные качества, такие как чистота, открытость, чувственность, искренность, которые особенно ценятся в женщинах.

Простое русское имя героини подчеркивает наивность, духовность Маши, а упоминание в названии произведения свидетельствует о значительности ее роли в описанном сюжете. Однако притягательность её облика и внутренняя красота девушки раскрываются не сразу. На пути к благополучию Маше пришлось перенести немало суровых ударов. Но, несмотря на все трудности и преграды, эта робкая девушка не сдается и находит в себе силы, чтобы стойко и смело бороться за свое счастье.

Ранение любимого, отказ на просьбу благословить законный брак родителей жениха, потеря собственных родителей во время пугачевского бунта, лживые обвинения в предательстве – во всех этих испытаниях героиня проявляет смелость, находчивость, стойкость и ум.

Чтобы спасти жизнь и честь любимого, нравственная безупречность и врожденная самоотверженность, помогают Маше преодолеть неуверенность в себе и заставляют пойти искать покровительства в Петербурге у самой императрицы. А искренность, непреклонная решительность и твердость духа позволяют героине добиться восстановления справедливости и оправдания невиновного жениха. Наградой для горячо и беззаветно любящей Маши, становится заслуженное счастье рядом с любимым мужчиной.

Данное произведение показывает, что настоящие, искренние, взаимные чувства, доброта и порядочность помогают преодолеть любые трудности, преображают человека и способствуют моральному и духовному росту личности, раскрывая внутренние резервы и скрытые стороны души.

Вариант 2

«Капитанская дочка» – это исторические произведение Александра Сергеевича Пушкина, повествующее о большой и крепкой любви между молодым офицером и дочкой капитана Миронова, являющегося комендантом Белгородской крепости.

Главной героиней романа является обычная девушка по имени Маша Миронова. Это честная и приветливая девушка, она добра и мила ко всему, что ее окружает. Чувства Маши искренни и непринужденны. Образ Маши – это обычная девушка, со светлыми волосами и румяными щечками. Ее судьба – череда тяжелых испытаний, которые, несмотря на всю трагичность, не сломили ее дух.

Маша выросла в обычной семье, не имела знатных корней. Но не зависимо от этого, девушка отказала лживому, эгоистичному и трусливому аристократу Швабрину, так как она его не любила. Маша объясняла свой отказ тем, что не может пойти к алтарю и целовать нелюбимого человека.

Маша искренне полюбила другого молодого человека – Петра Гринева, сына именитого помещика. Петр так же влюбился в девушку. Но на пути к их взаимной любви и желании быть вместе возникла преграда – родители молодого парня не желали их союза. Маша же, была против того, чтобы выходить замуж без родительского благословения. Девушка изо всех сил, несмотря на свою душевную боль, пыталась подавить в себе пылкие чувства к Петру.

Прошло немного времени и Машу ждало новое потрясение. Ее родителей жестоко казнили. Девушку похитил Швабрин и насильно удерживал взаперти, настаивая на том, чтобы она вышла за него замуж. На помощь к Маше неожиданно пришел Пугачев. Она не знала, как ей в этот момент правильно поступить, так как этот человек был инициатором убийства ее отца и матери. Но в то же время Пугачев являлся ее спасителем. Он помиловал Машу и Петра, помог им заново соединиться.

После спасения, молодые люди отправились к родителям Петра, где их радушно встретили. Узнав Девушку поближе, они прониклись к ней душевной теплотой и окружили ее нежностью и заботой. В конце концов, они ее полюбили как родную дочку.

Еще одно тяжелое событие, накануне свадьбы, легло на хрупкие плечи молодой девушки. Возлюбленного Маши, Петра, арестовали. Но Маша нашла в себе силы, не отчаялась и решила для себя, во что бы то ни стало выручить из беды жениха. Девушка отправилась на прием к самой императрице, рассказала о своей тяжелой судьбе, всех испытаниях, выпавших на ее долю, и смогла убедить женщину в невиновности Петра.

В конце повести Петр и Мария снова оказались вместе. Они благополучно поженились, у них родились дети, затем появились и внуки.

Маша Миронова – это образ настоящей русской женщины. Она прекрасна во всем – манерах, поведении, силе духа. Ее образ заслуживает уважения и похвалы. Несмотря на все трудности и беды, выпавшие на ее жизненный путь, Маша остается сильным, смелым и светлым человеком, готовым на все ради своего счастья и любви.

Сочинение про Машу Миронову

В повести «Капитанская дочка» Пушкин описал историю пугачёвского восстания, но это не являлось его главной целью. Сюжет построен на личной истории офицера Петра Гринёва, который в молодости был вовлечён в эти события. Он размышляет о чести, люби и преданности. Этими нравственными началами наделены все положительные герои произведения, в том числе и капитанская дочка Маша Миронова. Пушкин считает её одним из символов духовной красоты русской женщины.

В начале повести Маша – ничем не привлекательная, скромная девушка. В силу обстоятельств, она не имела возможности получить «ни образования, ни умственного развития». Её небогатые родители так и не смогли накопить девушке «приданное». Но Машин отец, капитан Иван Кузьмич Миронов, русский офицер, честный и верный долгу, смог передать дочери самое главное: чистую душу, доброе сердце и твёрдость духа. Впоследствии, когда Гринёв подружился с семьёй капитана, он разглядел в Марии Ивановне «благоразумную и чувствительную девушку». Будучи «бесприданницей», она отвергла богатого жениха Швабрина, потому что он был ей «очень противен». Когда Маша ухаживала за раненым Петром, они полюбили друг друга. Гринёв предложил девушке стать его женой, и она тоже призналась ему в «сердечной склонности». Нравственные принципы Маши не позволяли выходить замуж без благословения его родителей. Она просит Петра получить у них разрешение на брак. Старший Гринёв запретил сыну жениться на Маше, и это было для влюблённых сильным потрясением. Но девушка считала, что нельзя идти против воли родителей и им нужно расстаться.

Читайте также:
Раскольников и Соня в романе Ф. М. Достоевского Преступление и наказание: сочинение

На фоне сложных событий, происходят изменения в душе и характере «капитанской дочки». Оставшись без родителей и любимого человека, Маша нашла в себе силы противостоять обстоятельствам. Любовь к Гринёву придавала ей уверенность и решительность. После вызволения из крепости Пётр отправляет Марию Ивановну к своим родителям, и они приняли и полюбили «сироту».

Наиболее ярко Пушкин раскрывает образ героини после ареста Гринёва. Маша знала, почему он в тюрьме, и чувствовала свою вину. Она всё время думала, как восстановить справедливость и помочь Петру. Девушка решается на рискованную поездку в Петербург к «сильным людям», и, как дочь капитана, погибшего за верность присяге, хочет попросить о помощи. И судьба наградила её за добрые помыслы. Встретив императрицу, Маша рассказала свою историю и о причинах поступка любимого человека. Благодаря твёрдости духа и силе любви капитанской дочки, по указу Екатерины Гринёв был освобождён, и они смогли пожениться.

В образе Маши Мироновой Пушкин, воплотил все лучшие качества русской женщины. Капитанская дочка – это пример самоотверженной борьбы за любовь и семейное счастье.

Сочинение 4

Одним из важнейших героев повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка» является Маша Миронова. А.С. Пушкин описывает героиню, как девушку застенчивую, скромную, не блещущую особой красотой. Далее, на протяжении повести, Маша Миронова открывается перед читателем, как личность многогранная и самобытная.

Отношение других героев к Маше разное, мать считает ее трусихой, а Швабрин дурочкой, из-за характеристики, данной Швабриным Маше, Гринев поначалу не испытывает к героине интереса, однако со временем, благодаря таким чертам характера девушки как искренность, радушие, приветливость, «чувствительность и благоразумие» у Петра начинает возникать чувство симпатии, которая со временем перерастает в нечто большее.

Маше Мироновой чужды притворство и жеманство, что А.С. Пушкиным показывается в момент, когда героиня говорит о своих чувствах Гриневу. После дуэли героиня ухаживает за Петром, не скрывая свои чувства. Героиня верит в Бога, когда родители Петра не дают разрешения на брак, она смиряется с их нежеланием принять ее в семью и считает отказ проявлением воли Божией.

В тяжелый жизненный период проявляется стойкость и сила характера героини. Оставшись сиротой и во власти Швабрина, она не идет у него на поводу, несмотря на угрозы, она остается верна своим чувствам к Гриневу и не дает согласие на брак с тем, кто ей так противен, предпочтя смерть замужеству.

Маша продолжает борьбу за свое счастье, узнав о том, что Гринев арестован. Героиня едет в Петербург, где подает прошение императрице. Маша обладает невероятным умением вызывать симпатию и располагать к себе людей, что помогает ей завоевать расположение Екатерины и добиться не только освобождения Гринева, но и участия императрицы в устройстве дальнейшей судьбы героини, обеспечивая ее приданным.

Благодаря верности своему чувству и умению не сдаваться Маша обретает то, к чему так стремилась, она обретает свое счастье, дом и семью.

Яркий образ Маши Мироновой занимает особое место в русской литературе. В нем сочетаются истинно женские черты характера с сильной волей и целеустремлённостью.

Также читают:

Картинка к сочинению Характеристика и образ Маши Мироновой в повести Капитанская дочка

Популярные сегодня темы

Жанровая направленность произведения представляет собой социально-психологическую повесть, основной тематикой которой является изображение классового конфликта в период становления промышленного прогресса.

В романе Ивана Гончарова «Обломов» особое место отведено теме любви, которая раскрывается в женских образах – образах Ольги Ильинской и Агафьи Пшеницыной

Рассказ описывает Россию в те времена, когда действовало крепостное право. Мальчик Митька Мышкин был крепостным и жил в деревне Закопанка. Хозяева решили продать несколько семей крепостных, в том числе семью Митьки

Для каждого человека слово дом и Родина похожи. Ведь мы воспитываемся в доме, который является для нас небольшой Родиной. Поэтому чаще всего, наша улица будет представляться в виде некой территории, которая прилегает к нашему дому

Дружба – одна из самых ценных вещей в жизни. Каждый понимает это по-своему. В современном мире, где деньги и власть решают все, очень трудно найти настоящую дружбу.

Сочинения к варианту №2 ОГЭ-2022 по русскому языку

3 сочинения к новому сборнику ОГЭ-2022 «36 типовых вариантов» под редакцией И. П. Цыбулько.

Однажды я поехал в Петербург держать экзамен в Академию генерального штаба. Экзамены должны были тянуться более месяца. У меня не было ни одной знакомой души во всём Петербурге, и по вечерам, приходя домой, я испытывал скуку и томление одиночества.

(1)Однажды я поехал в Петербург держать экзамен в Академию генерального штаба. (2)Экзамены должны были тянуться более месяца. (3)У меня не было ни одной знакомой души во всём Петербурге, и по вечерам, приходя домой, я испытывал скуку и томление одиночества. (4)Вдруг я случайно вспомнил, что мой отец советовал мне разыскать в Петербурге Александру Ивановну Грачёву, нашу дальнюю родственницу, и зайти к ней. (5)Я с трудом нашёл комнату Александры Ивановны, вошёл и остановился.

Читайте также:
История семейства Карамазовых: сочинение

(6)Спиной ко мне стояла полная женщина. (7)Она обернулась и стала присматриваться. (8)В это время откуда-то из угла выскочил и быстро подошёл ко мне мальчик, в распоясанной блузе и босиком. (9)Взглянув на него пристальней, я сразу догадался, что это дурачок. (10)Мальчик глядел на меня бессмысленно и издавал странные звуки, нечто вроде «урлы, урлы».

— (11)Не бойтесь, он не тронет, — сказала женщина, идя мне навстречу. — (12)Чем могу служить?

(13)Я назвал себя и упомянул про своего отца. (14)0на обрадовалась, оживилась и разохалась. (15)Мальчик принялся ещё громче кричать своё «урлы, урлы. »

— (16)Это сыночек мой, он такой от рождения, — сказала Александра Ивановна с грустной улыбкой. — (17)Степаном его зовут.

(18) Услышав своё имя, мальчонка крикнул каким-то птичьим голосом:

(19) Александра Ивановна похлопала его ласково по плечу.

— (20)Да, да, Степан. (21)Видите, догадался, что о нём говорят.

(22)Чтобы оказать Александре Ивановне внимание, я сказал ему: «Здравствуй, Степан» — и взял его за руку. (23)Она была холодна, пухла и безжизненна. (24)Я почувствовал брезгливость и только из вежливости спросил:

— Ему, наверно, лет шестнадцать?

— (25)Ах, нет, — ответила Александра Ивановна, — уже двадцать девятый.

(26)Мы разговорились. (27)Грачёва оказалась тихой, робкой женщиной, забитой

неудачами и долгой нуждой. (28)Во всё время нашего разговора Степан не сводил с меня глаз. (29)Раза три он исподтишка протягивал руку, чтобы притронуться к блестящим пуговицам моего сюртука, и тотчас же отдёргивал её с видом испуга.

— (ЗО)Неужели ваш Степан так и не говорит ни одного слова? — спросил я Александру Ивановну.

(31)Она печально покачала головой.

— (32)Нет, не говорит. (ЗЗ)Есть у него несколько собственных слов, да что же это за слова! (34)Так, бормотанье! (35)Вот, например, Степан у него называется «Папан», кушать хочется — «мня», деньги у него называются «тэки». (36)Степан, — обратилась она к сыну, — где твои тэки? (37)Покажи нам твои тэки.

(38)Степан вдруг спрыгнул со стула, бросился в тёмный угол и присел там на корточки. (39)Я услышал оттуда звон медной монеты и те же «урлы, урлы», но на этот раз ворчливые, угрожающие.

— (40)Боится, — пояснила Александра Ивановна. — (41)Ну, ну, не будем трогать тэки, не будем, — принялась она успокаивать сына.

(42)Я стал довольно часто бывать у Грачёвой. (43)Её Степан заинтересовал меня, и мне пришла в голову мысль вылечить его по системе какого-то швейцарского доктора, пробовавшего действовать на своих слабоумных пациентов медленным путём логического развития. (44)Сначала я принёс Степану куклу.

(45) Он обрадовался, расхохотался и закричал, указывая на куклу: «Папан!»

(46) Потом я приносил ему картинки, пробовал заинтересовать его кубиками, разговаривал с ним, называя разные предметы и показывая на них. (47)Но или система швейцарского доктора была неверна, или я не умел её применять! на практике, только развитие Степана не подвигалось ни на шаг. (48)ЗатО’ [ он необыкновенно полюбил меня в эти дни. (49)Когда я приходил, он кидался мне| навстречу с восторженным рёвом. (50)После моего ухода он долго не отходил! от окна и испускал такие жалобные вопли, что другие квартиранты жаловались! на него хозяйке.

(51)А мои личные дела были очень плохи. (52)Я провалился с необычайным треском на предпоследнем экзамене. (53)Нужно было как можно скорее ехать домой. (54)К этому меня побуждали и финансовые соображения: в моём бумажнике лежали всего-навсего три копейки. (55)Я скрепя сердце пошёл просить взаймы у товарищей, но они все отговаривались пустотой карманов. (56)Три копейки! (57)Я вам скажу, что в эти дни мне было очень тяжело. (58)Скоро голод сделался невыносимым. (59)Я пошёл к Александре Ивановне. (60)Мне очень было тяжело просить бедную женщину о деньгах, но я решился сделать это.

— (61)Александра Ивановна, мне есть нечего. (62)Дайте мне взаймы.

(63)Она всплеснула руками.

— (64)Голубчик мой, ни копеечки. (65)Вчера сама заложила брошку.

(66)Я чувствовал себя заброшенным на край света, одиноким и униженным. (67)Вдруг кто-то толкнул меня в бок. (68)Я обернулся. (69)Это был Степан.

(70)Он протягивал мне на ладони кучку медных монет и говорил:

(71)Я не понимал. (72)Тогда он бросил свои деньги мне на колено, крикнул ещё раз «тэки» и убежал в свой уголок.

(73)Я заплакал, как маленький мальчик. (74)Александра Ивановна также плакала вместе со мной от умиления и жалости, а Степан из тёмного угла испускал жалобные, совершенно осмысленные «урлы, урлы, урлы».

(75)Когда я успокоился, мне стало легче. (76)Неожиданное сочувствие блаженненького вдруг согрело и приласкало моё сердце, показало мне, что ещё можно и должно жить, пока есть на свете любовь и сострадание.

(По А. И. Куприну)

9.1 Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания современного лингвиста В.Д. Черняк: «Важнейшей функцией фразеологизмов следует признать не обозначение того или иного предмета, а выражение отношения к тому, о чём говорится».

Фразеологизмы – это устойчивые выражения, которые придают высказыванию образность и выразительность. Современный лингвист В.Д. Черняк отмечает, что важнейшей функцией таких словосочетаний является способность передать отношение говорящего к тому или иному явлению. Докажем это утверждение с помощью примеров из текста.

Например, в предложении 55 употребляется фразеологизм «скрепя сердце». Это значит, что герою было очень тяжело просить деньги в долг у товарищей, но он пытался переступить через свои принципы. С помощью этого устойчивого выражения мы узнаем, что рассказчик – достаточно гордый человек, имеющий чувство собственного достоинства.

Читайте также:
В чем смысл названия романа Ф. М. Достоевского Преступление и наказание?: сочинение

В предложении 66 также есть фразеологизм – «на край света». Это словосочетание помогает передать чувства и переживания главного героя. Когда все вокруг отказывают ему в помощи, молодой человек чувствует себя «заброшенным на край света, одиноким и униженным».

Действительно, фразеологизмы помогают выразить отношение личности к предмету разговора и позволяют понять характер человека, а также его эмоциональное состояние.

9.2 Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы понимаете смысл финала текста: «Неожиданное сочувствие блаженненького вдруг согрело и приласкало моё сердце, показало мне, что ещё можно и должно жить, пока есть на свете любовь и сострадание».

Смысл данного фрагмента я понимаю так: умение сопереживать – величайший дар, обладая которым можно исцелить душевные раны другого человека. Сочувствие «блаженненького» придаёт главному герою сил и наделяет его жизнь новым смыслом. Приведём примеры из текста, подтверждающие эти мысли.

Надо сказать, что изначально рассказчик сам проявляет сострадание по отношению к слабоумному Степану. Он даже мечтает вылечить юношу с помощью новой швейцарской методики, о чём говорится в предложениях 42-50. Рассказчик не добился успехов, но в то же время он сумел тронуть сердце Степана, который очень сильно привязался к новому знакомому и всегда встречал его с «восторженным рёвом».

Когда рассказчик сам оказывается в сложной жизненной ситуации, Степан – единственный человек, который пытается ему помочь. В предложениях 67-72 говорится о том, что молодой человек принёс голодавшему рассказчику несколько медных монет. Это приободряет героя, потому что он не ожидал такого искреннего сочувствия.

Таким образом, милосердие на самом деле может изменить мир. Каждый день важно находить время для маленьких добрых поступков. Кто знает, вдруг это спасёт чью-нибудь жизнь?

9.3 Как вы понимаете значение слова ДОБРОТА?

В чём заключается сила истинной доброты? Она может изменить жизнь человека. Именно поэтому так важно не забывать делать добрые дела и протягивать руку помощи тем, кто в этом нуждается.

Так, например, слабоумный молодой человек проявляет искреннее сочувствие по отношению к главному герою произведения А.И. Куприна. Из предложения 70 мы узнаём, что Степан приносит голодающему рассказчику медные монеты. Это не может решить проблему героя, но такой жест очень сильно тронул его сердце. В этот момент рассказчик понимает, что ради любви и сострадания стоит жить.

В другом рассказе А.И. Куприна «Куст сирени» тоже поднимается проблема доброго отношения к людям. Верочка Алмазова помогает своему мужу в трудную для него минуту. Она, не задумываясь, сдаёт в ломбард украшения, чтобы посадить кусты сирени и тем самым спасти Николая, которого могут выгнать из академии. Главная героиня – настоящий альтруист, и она делает всё возможное, чтобы сохранить в семье доверительные отношения.

В заключение хочется сказать, что в современном мире невозможно выжить без добрых поступков. Наш долг – относиться друг к другу с любовью и уважением.

Мармеладовы – характеристика семьи в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»

Состав семьи

В романе Ф. М. Достоевского семья Мармеладовых состоит из трех взрослых человек и такого же количества детей. Глава семейства Семен Захарович — бедный мужчина, который часто употребляет алкоголь и не может устроиться на работу. У него нет средств к существованию, но это не мешает ему пить. Впоследствии его пагубная привычка только усугубляет материальное положение семьи.

Семена Захарыча нельзя назвать однозначно плохим человеком. Он добрый, милосердный, сострадательный, чутко чувствующий эмоции других людей. Многие его поступки идут от сердца. Так, он предлагает Катерине Ивановне выйти за него замуж, так как он не мог смотреть на ее страдания.

У женщины три ребенка от первого брака:

  • Полина, 10 лет;
  • Коля, 7 лет;
  • Лидочка, 6 лет.

Наличие детей не останавливает Мармеладова. Писатель не объясняет, что именно заставляет Семена пить, также неизвестна судьба его первой жены.

Соня — дочь от первого брака. Девушка отличается добротой, самопожертвованием, милосердием. Ей приходится стать проституткой, чтобы помочь семье деньгами.

Еще один член семьи в романе «Преступление и наказание» — это Катерина Ивановна. Она была дворянкой, выросла образованной и умной женщиной. Но дальнейшая судьба оказалась не такой радостной. Героиня осталась одна с тремя детьми в бедственном положении. Женщина благодарит Соню за то, что та пожертвовала собой, и кланяется ей.

Жилище Мармеладовых

Достоевский дает детальное описание места, где проживала семья. Она снимала комнату у Амалии Ивановны Липпевехзель. В квартире жили не только Мармеладовы, но и другие люди. В помещении было холодно, и обстановка была в нем самая бедная.

Комната была небольшой, ее освещал огарок свечи, и на полу были разбросаны вещи. Кровать отгорожена дырявой простыней. В самой комнате минимум мебели:

  • клеенчатый диван;
  • два стула;
  • старый некрашеный сосновый стол.

Вся мебель была старая и порядком испорченная. Комната Мармеладовых была проходной. В помещении часто стояла духота, с лестницы несло неприятные запахи, а из других помещений табачный дым.

Дети Мармеладова в «Преступлении и наказании» часто болели, простужались и кашляли кровью. У Семена Захаровича нет возможности снять другое жилье. Поэтому семья вынуждена находится в неблагоприятных условиях.

Роль в произведении

Глава семейства погибает под копытами лошади. С тяжелыми травмами Мармеладова приносят в дом, он просит позвать священника для исповеди. Соседи и простые зеваки с интересом наблюдают за последними часами его жизни. Даже гневный крик Катерины Ивановны не прогоняет их. Они комментируют происходящее и опускают издевки.

Читайте также:
Христианские мотивы и образы “Преступление и наказание”: сочинение

В последние минуты жизни Мармеладов прощается со своей дочерью и просит у нее прощение. Раскольников тоже становится свидетелем происходящего. После смерти Семена он решает помочь вдове и отдает ей последние деньги — 20 рублей.

Встреча с Катериной Ивановной и Семеном заставила задуматься Родиона о том, правдива ли его теория. Мармеладовы влачат жалкое существование из-за нищеты. Это подталкивает студента на убийство старухи-процентщицы.

В то же время именно Соня позволяет ему понять пагубность выбранного пути. Девушка смогла убедить Раскольникова, что только покаяние спасет его и освободит. Она решила сопровождать его на каторгу в Сибирь, это стало возможно благодаря деньгам Свидригайлова.

Мармеладовы не ожесточились в своей нищете. Семен пил, но делал это скорее от чувства безнадежности. Соня сохранила доброе отношение к миру, а Катерина старалась облегчить положение детей.

Через Мармеладовых писатель демонстрирует историю бедной семьи Санкт-Петербурга, которая вынуждена влачить жалкое существование. Изначально Достоевский хотел посвятить Мармеладовым отдельное произведение, но после поместил их в роман «Преступление и наказание». Семен, Катерина, Соня и малыши стали отдельной трагичной линией произведения.

Женские образы произведения Преступление и наказание Достоевского

Внешность Алены Ивановны

Алена Ивановна – вдова чиновника, которая сколотила целое состояние, выдавая деньги под огромные проценты. Она была пожилой женщиной около 60 лет, маленькие глаза прятались в многочисленных морщинах, а волосы были жидкие и редкие.

Ее одеяния трудно было назвать одеждой: она носила настоящие лохмотья: “…Это была крошечная, сухая старушонка, лет шестидесяти, с вострыми и злыми глазками, с маленьким вострым носом и простоволосая. Белобрысые, мало поседевшие волосы ее были жирно смазаны маслом. На ее тонкой и длинной шее, похожей на куриную ногу, было наверчено какое-то фланелевое тряпье, а на плечах, несмотря на жару, болталась вся истрепанная и пожелтелая меховая кацавейка.”

Алена Ивановна и внутри и снаружи казалась всем человеком неприятным, думающим только о своей выгоде. Такое ее потребительское отношение к окружающим послужило одной из причин, почему Раскольников решил ее убить.

«Преступление и наказание» характеристика героев

«Преступление и наказание» краткая характеристика героев романа Достоевского изложена в этой статье.

«Преступление и наказание» характеристика героев

Родион Раскольников

Бедный, но способный петербургский студент Родион Раскольников одержим идеей, которая берёт истоки в гуманизме и общечеловеческом смысле бытия: будут ли оправданы нарушения закона, если они сделаны во имя человечества? Внешние обстоятельства (нищета и вынужденное решение сестры выйти замуж по расчёту) толкают Родиона на то, чтобы проверить собственную теорию на практике: он убивает старуху-процентщицу и её сестру Лизавету, которая была на тот момент времени беременной. Именно с этого момента начинаются мытарства бедного Раскольникова:

  • даже физически он не может справиться с испытанием: несколько дней после убийства он лежит в бреду;
  • по факту убийства его начинает вызывать следователь и допрашивать: подозрения мучают студента, он теряет покой, сон, аппетит;
  • но самое главное мытарство — это совесть, которая требует возмездия за кровавое преступление, совершённое Раскольников.

Поддержку Родион находит в семье и любви — именно эти две ценности Достоевский ставит во главу угла: только благодаря матери, сестре Авдотье и Сонечке, в которую Родион влюбляется, он всё-таки приходит к выводу, что за каждое преступление человек обязан претерпеть наказание. Он сам приходит к следователю и признаётся в убийстве. После суда Сонечка едет за ним на сибирскую каторгу. От него не отказываются ни родные, ни друзья — вот та жертвенность и то всепрощение, которое возвышает человека. Прийти к осознанию собственной вины и решиться на добровольное признание помогает Родиону Сонечка Мармеладова.

Сонечка Мармеладова

Разные женские образы встречаются в русской литературе, но Соня Мармеладова — самая трагичная и одновременно с тем самая возвышенная героиня:

  • вместо презрения, которое должна вызывать проститутка, Соня симпатична и восхитительна в своём самопожертвовании: ведь она идёт зарабатывать своим телом ради семьи;
  • вместо вульгарной и грубой уличной продажной женщины читатель видит скромную, кроткую, тихую девочку, которая стыдится собственного занятия, но ничего изменить не может;
  • Раскольников поначалу ненавидит её, так как чувствует, что его влечёт к ней неудержимо: влечёт так сильно, что он вынужден ей первой рассказать о своём злодеянии, но потом понимает, что именно Сонечка — то спасение, которое Господь послал ему в утешение.

Сонечка идёт рука об руку с Родионом на протяжении всего романа. Её вера, жертвенность, кротость и светлая, чистая любовь помогает понять главному герою смысл человеческого бытия. Понять страшную ошибку, которую совершил Раскольников, позволяет ещё один центральный образ романа — Свидригайлов.

Аркадий Свидригайлов

Свидригайлов является идейным двойником Раскольникова, на примере которого Достоевский показывает, что сделала с человеком теория Родиона, когда ему всё дозволено:

  • Свидригайлов — развратный и пошлый, хоть и дворянин;
  • подозревается в убийстве;
  • шантажист.

И вместе с тем он одинок и не выдерживает тяжести собственных грехов: он заканчивает жизнь самоубийством. Вот от чего Сонечка спасает своего Родиона.

Система главных образов в романе такова, что герои дополняют друг друга и вносят свои коррективы в идейную структуру романа: не будь одного из них — система бы разрушилась. Нельзя категорично делить всех на хороших и плохих: сердце каждого человека — арена, где ежедневно сражаются добро и зло. Кто из них победит, решать только самому человеку. Именно эта борьба показана в романе с помощью главных героев, помогающих читателю правильно понять мысль великого Достоевского.

Алена Ивановна — коллежская регистраторша, процентщица, «…крошечная, сухая старушонка, лет шестидесяти, с вострыми и злыми глазками, с маленьким вострым носом… Белобрысые, мало поседевшие волосы ее были жирно смазаны маслом. На ее тонкой и длинной шее, похожей на куриную ногу, было наверчено какое-то фланелевое тряпье, а на плечах, несмотря на жару, болталась вся истрепанная и пожелтелая меховая кацавейка». Ее изображение должно вызывать отвращение и тем самым как бы отчасти оправдывать идею Раскольникова, который носит ей заклады, а затем убивает ее. Персонаж -символ никчемной и даже вредной жизни. Однако, по мысли автора, она тоже человек, и насилие над ней, как над любым человеком, даже во имя благородных целей, является преступлением нравственного закона.

Читайте также:
В чем вина и беда Раскольникова? (по роману Ф. М. Достоевского Преступление и наказание): сочинение

Амалия Ивановна (Амалия Людвиговна, Амалия Федоровна) — квартирная хозяйка Мармеладовых, а также Лебезятникова и Лужина. Находится в постоянных контрах с Катериной Ивановной Мармеладовой, которая в минуты злости называет ее Амалией Людвиговной, что вызывает у той резкое раздражение. Приглашенная на поминки Мармеладова, она примиряется с Катериной Ивановной, но после спровоцированного Лужиным скандала велит ей съезжать с квартиры.

Заметов Александр Григорьевич — письмоводитель в полицейской конторе, товарищ Разу-михина. «Лет двадцати двух, с смуглою и подвижною физиономией, казавшеюся старее своих лед, одетый по моде и фатом, с пробором на затылке, расчесанный и распомаженный, со множеством перстней и колец на белых отчищенных щетками пальцах и золотыми цепями на жилете». Вместе с Разумихиным приходит к Раскольникову во время его болезни сразу после убийства старухи. Он подозревает Раскольникова, хотя и делает вид, что тот его просто интересует. Случайно встретясь с ним в трактире, Раскольников дразнит того разговором об убийстве старухи, а потом вдруг огорошивает вопросом: «А что, если это я старуху и Лизавету убил?» Сталкивая этих двух персонажей, Достоевский сопоставляет два разных модуса существования — напряженное искание Раскольникова и благополучно-сытое обывательское прозябание вроде заметовского.

Зосимов — доктор, приятель Разумихина. Ему двадцать семь лет. «…Высокий и жирный человек, с одутловатым и бесцветно-бледным, гладковыбритым лицом, с белобрысыми прямыми волосами, в очках и с большим золотым перстнем на припухшем от жиру пальце». Самоуверен, знает себе цену. «Манера его была медленная, как будто вялая и в то же время изучен-но-развязная». Приведенный Разумихиным во время болезни Раскольникова, позже сам интересуется его состоянием. Подозревает у Раскольникова умопомешательство и дальше этого ничего не видит, поглощенный своей идеей.

Илья Петрович (Порох) — «поручик, помощник квартального надзирателя, с горизонтально торчащими в обе стороны рыжеватыми усами и с чрезвычайно мелкими чертами лица, ничего, впрочем, особенного, кроме некоторого нахальства, не выражавшими». С вызванным в полицию по поводу неуплаты по векселю Раскольни-ковым груб и агрессивен, вызывая в том протест и провоцируя скандал. Во время своей явки с повинной Раскольников застает его в более доброжелательном настроении и потому не решается сразу признаться, выходит и только со второго раза делает признание, чем повергает И. П. в оторопь.

Катерина Ивановна— супруга Мармеладова. Из числа «униженных и оскорбленных». Лет тридцати. Худая, довольно высокая и стройная женщина, с прекрасными темно-русыми волосами, с чахоточными пятнами на щеках. Взгляд ее резок и неподвижен, глаза блестят как в лихорадке» губы запеклись, дыхание неровное и прерывистое. Дочь надворного советника. Воспитывалась в губернском дворянском институте, окончила его с золотой медалью и похвальным листом. Вышла замуж за пехотного офицера, бежала с ним из родительского дома. После его смерти осталась с тремя малолетними детьми в нищете. Как характеризует ее Мармеладов, «…дама горячая, гордая и непреклонная». Компенсирует чувство униженности фантазиями, в которые сама же верит. Фактически вынуждает свою падчерицу Сонечку пойти на панель, а после этого, чувствуя вину, преклонятся перед ее самопожертвованием и страданием. После смерти Мармеладова на последние средства устраивает поминки, всячески пытаясь продемонстрировать, что муж ее и сама она — вполне уважаемые люди. Постоянно конфликтует с квартирной хозяйкой Амалией Ивановной. Отчаяние лишает ее рассудка, она берет детей и уходит из дома просить милостыню, заставляя их петь и плясать, и вскоре умирает.

Лебезятников Андрей Семенович — министерский чиновник. «…Худосочный и золотушный человечек, малого роста, где-то служивший и до странности белокурый, с бакенбардами в виде котлет, которыми он очень гордился. Сверх того, у него почти постоянно болели глаза. Сердце у него было довольно мягкое, но речь весьма самоуверенная, а иной раз чрезвычайно даже заносчивая, — что, в сравнении с фигуркой его, почти всегда выходило смешно». Автор говорит о нем, что он «…был один из того бесчисленного и разноличного легиона пошляков, дохленьких недоносков и всему недоучившихся самодуров, которые мигом пристают непременно к самой модной ходячей идее, чтобы тотчас же опошлить ее, чтобы мигом окарикатурить все, чему они же иногда самым искренним образом служат». Лужин, пытаясь приобщиться к новейшим идейным веяниям, фактически избирает в качестве «наставника» именно Л. и излагает его взгляды. Л. неумен, но добр по характеру и по-своему честен: когда Лужин подкладывает в карман Соне сто рублей, чтобы обвинить ее в воровстве, Л. разоблачает его. Образ несколько шаржирован.

Лизавета — младшая, сводная сестра процентщицы Алены Ивановны. «…Высокая, неуклюжая, робкая и смиренная девка, чуть не идиотка, тридцати пяти лет,’ бывшая в полном рабстве у сестры своей, работавшая на нее день и ночь, трепетавшая перед ней и терпевшая от нее даже побои». Смуглое доброе лицо. Занимается стиркой и починкой белья. До убийства была знакома с Раскольниковым, стирала ему рубашки. Была также в дружеских отношениях с Сонечкой Мармеладовой, с которой даже обменялась крестами. Раскольников случайно подслушивает ее разговор со знакомыми мещанами, из которого узнает, что старуха-процентщица в семь часов следующего дня останется дома одна. Немного раньше он случайно услышал в трактире фривольный разговор молодого офицера и студента, где речь шла, в частности, и о Л. — что она хоть и некрасива, но многим нравится — «тихая такая, кроткая, безответная, согласная, на все согласная» и потому постоянно беременная. Во время убийства процентщицы Л. неожиданно возвращается домой и тоже становится жертвой Раскольникова. Именно подаренное ею Евангелие Соня читает Раскольникову.

Читайте также:
Пророческое слово Достоевского: сочинение

Лужин Петр Петрович — тип дельца и «капиталиста». Ему сорок пять лет. Чопорный, осанистый, с осторожною и брюзгливою физиономией. Угрюмый и высокомерный. Хочет открыть в Петербурге адвокатскую контору. Выбившись из ничтожества, высоко ценит свой ум и способности, привык любоваться собою. Однако больше всего Л. ценит деньги. Он защищает прогресс «во имя науки и экономической правды». Он проповедует с чужих слов, которых наслушался от своего приятеля Лебезятникова, из молодых прогрессистов: «Наука же говорит: возлюби, прежде всех, одного себя, ибо все на свете на личном интересе основано… Экономическая же правда прибавляет, что чем более в обществе устроенных частных дел… тем более для него твердых оснований и тем более устраивается в нем и общее дело».

Пораженный красотой и образованностью Дуни Раскольниковой, Л. делает ей предложение. Его самолюбию льстит мысль, что испытавшая много несчастий благородная девушка будет всю жизнь благоговеть перед ним и подчиняться ему. Кроме того, Л. надеется, что «обаяние прелестной, добродетельной и образованной женщины» поможет его карьере. В Петербурге Л. живет у Лебезятникова — с целью «на всякий случай забежать вперед» и «заискать» у молодежи, тем самым подстраховавшись от каких-либо неожиданных демаршей с ее стороны. Выгнанный Раскольниковым и испытывая ненависть к нему, пытается рассорить с ним его мать и сестру, спровоцировать скандал: во время поминок по Мармеладову дает Сонечке десять рублей, а потом незаметно сует ей в карман еще сто, чтобы чуть позже публично обвинить в краже. Разоблаченный Лебезятниковым, вынужден позорно ретироваться.

Мармеладов Семен Захарович — титулярный советник, отец Сонечки. «Это был человек лет уже за пятьдесят, среднего роста и плотного сложения, с проседью и с большой лысиной, с отекшим от постоянного пьянства, желтым, даже зеленоватым лицом и с припухшими веками, из-за которых сияли крошечные, как щелочки, но одушевленные красноватые глазки. Но что-то в нем было очень странное; во взгляде его светилась как будто даже восторженность, — пожалуй, был и смысл, и ум, — но в то же время мелькало как будто безумие». Лишился места «по изменению штатов» и с того момента стал пить.

Раскольников встречается с М. в трактире, где тот рассказывает ему свою жизнь и исповедуется в грехах — что пьет и пропил вещи жены, что его собственная дочь Сонечка из-за нищеты и его пьянства пошла на панель. Сознавая всю свою ничтожность и глубоко раскаиваясь, но не имея сил преодолеть себя, герой тем не менее собственную слабость пытается возвысить до мировой драмы, витийствуя и даже делая театральные жесты, которым назначено выказать его не окончательно утраченное благородство. «Жалеть! зачем меня жалеть! — вдруг возопил Мармеладов, вставая с протянутою вперед рукой, в решительном вдохновении, как будто только и ждал этих слов…» Дважды Раскольников сопровождает его домой: в первый раз пьяного, во второй раз — раздавленного лошадьми. Образ связан с одной из главных тем творчества Достоевского — нищеты и унижения, в которых погибает постепенно теряющий достоинство и из последних сил цепляющийся за него человек.

Вам может быть интересно:

  • Интересные факты о человеческих волосах
  • Что нужно для ношения пневматического оружия?
  • Интересные факты из мира одежды
  • Интересные факты о детективах

Образ Алены Ивановны

В произведении Алена Ивановна представлена вредной старушонкой, выдающей деньги под большой процент, тем самым наживаясь на других людях. По теории Раскольникова, в которой люди делятся на обычных и необычных, процентщица не представляет никакой ценности для общества, следовательно ею можно пожертвовать в благих целях.

Алена Ивановна – алчная, недалекая женщина. Кроме того у старухи мерзкий характер, она имеет богатства, но при этом не собирается делиться ими со своей младшей больной сестрой Лизаветой. По завещанию, которое она составила, сестре достается очень мало, а все нажитые богатства завещаны в монастырь на помин ее души.

Эта злая старушонка со скверным характером редко выходит из дома. Она никому не доверяет и никого не любит: «…с одной стороны, глупая, бессмысленная, ничтожная, злая, больная старушонка, никому не нужная и, напротив, всем вредная, которая сама не знает, для чего живет, и которая завтра же сама собой умрет….»

Смысл названия

Название как нельзя лучше подходит к содержанию романа, отражает основные события, вокруг которых разворачивается сюжет – преступление Родиона и наказание за него. Противоправное деяние уже в заголовке противопоставляется каре, описание которой занимает львиную долю объема. Логическое ударение читатель делает на втором слове, которое как бы перечеркивает первое и предрекает расплату за грех. Автор сознательно разрушает интригу, признаваясь уже вначале, что его герой – убийца, что его удел – разоблачение. Но суть романа – не детективная линия, а философская «начинка»: что бы ни сделал человек, как бы он ни прятал свои преступления, кара все равно настигнет его, ведь она исходит не от земных судей, а от того светлого или доброго, что в заложено в каждом из нас неведомой созидательной силой, сотворившей всех людей.

Читайте также:
Трущобы и нищие углы бедноты фон романа «Преступление и наказание»: сочинение

Кроме того, оно отражает не только главное, криминальное преступление – убийство старушек, но и другие людские пороки, которые с моральной точки зрения можно считать преступлениями. Например, пьянство Мармеладова, работа Сони, «тёмные делишки» Свидригайлова и многое другое. Каждый герой получает свою кару, ведь от судьбы не уйти.

Роль в романе

Убийство Алены Ивановны в романе «Преступление и наказание» не приносит Раскольникову удовлетворения. Он считал, что его не будет мучить совесть из-за такого жалкого человека, способного только портить жизнь окружающих. Раскольников возомнил себя «Наполеоном», имеющим власть распоряжаться судьбами людей.

Однако такое поведение автор не считает правильным, поэтому Раскольников мучается чувством вины, ему снятся дурные сны, он находится на грани сумашедствия. Алена Ивановна стала тем камнем преткновения, который разрушил его теорию и поменял жизнь. И его оправдания о том, что эта пожилая женщина никому не нравилась, и что он всего навсего отчистил мир от зла, не имеют никакого значения.

Роль старухи-процентщиц в романе намного больше, чем может показаться с первого взгляда. Автор дает читателю понять, что любая жизнь бесценна, и никто не имеет права ставить себя выше другого человека.

Данная статья поможет школьникам написать сочинение на тему «Старуха-процентщица». Здесь рассматривается описание и образ старухи-процентщицы в романе «Преступление и наказание». Данная статья освещает вопрос о роли ростовщицы в произведении и равенстве между людьми.

Сочинение: Идейно-художественное своеобразие романа в стихах «Евгений Онегин»

Роман «Евгений Онегин» — самое значительное по объему, по охвату жизненных событий, по многообразию тем и идей произведение А. С. Пушкина. Поэт чрезвычайно ревностно за­щищал свой труд от нападок критиков, нетерпеливо ждал вы­хода в свет каждой очередной главы романа, болезненно реаги­ровал на то, что самые близкие из его друзей — Бестужев и Рылеев — недооценили замысла автора и ставили «Евгения Онегина» ниже «Бахчисарайского фонтана». Пушкин отразил в романе свой путь от романтизма к реализму, свой жизненный и художественный пафос отрезвления.

Автор ведет на протяжении всего романа непрестанную борьбу с побежденным классицизмом и победившим романтиз­мом. Он пародирует ложноклассический эпос и уверенно дек­ларирует свой отказ от отжившей эстетики:

Пушкин в «Евгении Онегине» борется за народность литера­туры, за демократизацию русской культуры, за создание языка русского общества, свободного от устаревшей лексики и от ино­странных слов, бездумно вовлекаемых в литературный оборот. Все это он воплощает не только в авторских отступлениях, ло­зунгах, призывах. Этой мыслью пронизано все произведение.

Пушкин вводит в сюжет образ автора, он чувствует назрев­шую необходимость самому раскрыться в произведении. Автор проникновенно делится с читателями деталями своей биогра­фии, своими жизненными наблюдениями, идеями. Формы и те­мы его обращений к читателю необыкновенно разнообразны: он то приближается к нему, то, отделяясь, ведет его за собой, то подчеркивает свое знакомство с героями романа, придавая этим самым правдивость всему описываемому.

Стилевой диапазон повествования предельно широк — от вы­сокого («Прошла любовь, явилась муза, и прояснился темный ум. Свободен, вновь ищу союза волшебных звуков, чувств и дум. »), пронзительно лирического («Я помню море пред грозою: как я завидовал волнам, бегущим бурной чередою с любовью лечь к ее ногам!») до предельно реалистического («. еще не перестали то­пать, сморкаться, кашлять, шикать, хлопать; еще снаружи и вну­три везде блистают фонари».») и по-настоящему сатирического («С своей супругою дородной приехал толстый Пустяков; Гвоздин, хозяин превосходный, владелец нищих мужиков. »). Поэт рисует реалистическую картину жизни своего времени и создает образ яркого, обаятельного собеседника.

Постоянно держать читателя в напряжении на протяжении всего стихотворного произведения такого размера А. С. Пушки­ну удалось благодаря изобретению им новой, самой длинной строфы в русской поэзии — четырнадцатистрочной «онегинской строфы». В ней использованы все классические виды рифмовки: первое четверостишие — рифма перекрестная, второе — рифма парная, третья — охватывающая и, в заключение, двустишие, связанное парным созвучием. Практически весь роман написан этими строфами со строгой системой рифмовки четырехстоп­ным ямбом.

Пушкин не зря выбрал этот размер: им очень удоб­но вести повествование, он энергичен, упруг, вмещает в себя от­тенки различных чувств от нежно-лирического, от мечтательно­го и философского раздумья до порывов гнева, негодования, до выражения иронии, сатирического восприятия. Столь же умело Пушкин меняет ритм, интонацию, лексику, что позволяет отражать мир во всем его разнообразии. К тому же каждая строфа представляет собой как бы отдельную главку. И это да­ет возможность поэту свободно развивать отдельные эпизоды повествования, если нужно, то и отвлекаться в сторону, встав­лять свои размышления о том или ином явлении жизни, не пре­рывая основной нити рассказа.

Пушкину, с его совершенной поэтической техникой, богатым воображением и волшебным владением русским языком, уда­лось выдержать избранную строфу на протяжении всего рома­на, нисколько не ослабляя напряженности восприятия событий романа читателем. Только в письмах главных героев друг к другу автор размывает границы строф, подчеркивая этим са­мым душевный порыв, глубину и силу страсти. Песня крепост­ных девушек, так перекликающаяся со смятенным душевным состоянием Татьяны, также выпадает из рисунка романа. Ритм здесь медлительный, напевный. В остальном же с первой стро- фы («Мой дядя самых честных правил, когда не в шутку зане­мог. ») до последней А. С. Пушкин блестяще выдержал стиль и размер повествования. Последние строки романа написанг все тем же энергичным ямбом:

Блажен, кто праздник жизни рано
Оставил, не допив до дна
Бокала полного вина,
Кто не дочел ее романа
И вдруг умел расстаться с ним,
Как я с Онегиным моим.
[/sms]

Читайте также:
Раскольникова Пульхерия Александровна — мать Раскольникова: сочинение

Особенности жанра романа Чернышевского «Что делать?»

Роман Николая Чернышевского “Что делать?” современники восприняли неоднозначно. Одни считали его “мерзостью”, другие — “прелестью”. Это связано со сложной композицией, попытками спрятать основную мысль за снами главной героини и любовным треугольником и, наконец, с особенностями языкового оформления. Тем не менее, роман оказал серьезное влияние на русское общество ХIX века. Школьники изучают его в 10 классе. Предлагаем краткий анализ произведения “Что делать?”, который поможет качественно подготовиться к урокам и к ЕГЭ.

Краткий анализ

История создания

— Н. Чернышевский создал роман, когда пребывал в Петропавловской крепости. Писателя арестовали за радикальные идеи. Произведение задумывалось как ответ на “Отцы и дети” Тургенева, поэтому между образами Евгения Базарова и Рахметова есть определенное сходство.

– В произведении можно выделить две главные темы — любви и жизни в новом обществе, построенном на основе законов труда и равноправия.

— Структура произведения имеет особенности. Сквозные линии романа — жизнь Веры Павловны, судьбы Лопухова и Кирсанова. Главную роль в этих сюжетных линиях играют любовные перипетии. С реальностью тесно переплетаются сны Веры Павловны. При помощи них автор зашифровал социально-политические мотивы.

– Роман, в котором можно заметить черты нескольких жанровых разновидностей — романа-утопии, социально-политического, любовного и философского романов.

Направление

Жанровое и идейное своеобразие романа Чернышевского “Что делать?”

Николай Гаврилович Чернышевский создал художественно-публицистический роман “Что делать?” – произведение своеобразного жанра, в котором писатель попытался раскрыть непреходящие проблемы русской литературы. Выявлению замысла писателя оказывают содействие сновидения героини – Веры Павловны, потому что роман из-за цензуры, установленной в то время, был написан в аллегорической, иносказательной форме.

Автор в бесчисленных публицистических отступлениях растолковывает свои собственные воззрения на окружающее его общество,

значение литературы в выработке общественной точки зрения. Считается, что произведение Чернышевского “Что делать?” принадлежит к типу утопических романов. Однако это слишком условная характеристика, поскольку авантюрная завязка сюжета придает ему черты детективной повести, подробное жизнеописание Веры Павловны вносит элементы бытовой драмы, а из-за рыхлости сюжета, который то и дело прерывается пространными рассуждениями автора, роман трудно втиснуть в рамки какой-либо привычной схемы.

Местами автор пытается увлечь читателя скрупулезным – и безумно скучным – подсчетом прибыли, которую

получали изображенные им кооперативные швейные мастерские, или же усваивает себе возвышенный тон, и тогда на протяжении нескольких страниц роман напоминает поэму в прозе. Нередко автор, подобно суфлеру, врывается в повествование и упорно требует отчета у своих читателей: дескать, все ли им понятно? И сам же злорадным тоном отвечает: нет, добрейшая публика, ничего-то ты не усвоила!

Если подойти к вопросу о жанровом своеобразии этого сочинения с юмором – точнее, с “черным юмором”, – то определить его можно примерно так: это лирико-бытовая фантазия с элементами трагифарса на тему наилучшего благоустройства личной и общественной жизни, написанная автором в тюрьме с благими пожеланиями тем, кто пойдет по его стопам…

Действительно, трудно говорить об этом произведении серьезно, если принимать во внимание все его чудовищные недостатки. Автор и его герои говорят нелепым, топорным и невразумительным языком. Главные персонажи ведут себя неестественно, но они, словно куклы, послушны воле автора, который может заставить их делать все, что ему угодно.

В этом признак незрелости Чернышевского как писателя: подлинный творец всегда творит сверх себя, порождения его творческой фантазии обладают свободной волей, над которой не властен даже он, их творец, и не автор навязывает своим героям мысли и поступки, а скорее они сами подсказывают ему тот или иной свой поступок, мысль, поворот сюжета. Но для этого необходимо, чтобы их характеры были конкретными, обладали законченностью и убедительностью, а в романе Чернышевского вместо живых людей перед нами голые абстракции, которым наспех придали человеческое обличье.

Наиболее удачен в романе – и в этом нет ничего странного – образ злой, жадной и невежественной Марьи Алексеевны, матери Верочки. С ее цельным характером ничего не может поделать ни сам автор, ни его герои. Это наводит на мысль о том, что даже у Чернышевского не было особых трудностей в изображении этой фигуры, ведь женщины, подобные Марье Алексеевне, встречаются в жизни сплошь и рядом.

Совсем другое дело – “новый тип” человека. Автор предупреждает нас, что такие люди есть, хотя их еще мало. Но Чернышевскому явно хочется, чтобы их было больше, вот он и пересаливает, наделяя их сверхчеловеческой выдержкой и ангельской добротой…

Трудно судить объективно об идейном своеобразии книги, отвратительно написанной. Однако ни один русский писатель не может похвастаться таким успехом, какой выпал тогда на долю автора “Что делать?”. Секрет ее успеха – в ее моральном воздействии на общество.

Идейное своеобразие романа сводится к проповеди новой морали. Критики, принадлежавшие к правому консервативному лагерю, объявили роман безнравственным, однако замечательный русский богослов А. М. Бухарев признал, что книга по духу – глубоко христианская. Действительно, автор уделяет большое внимание аскетическим принципам: Рахметов спит на гвоздях, чтобы приготовить себя к перенесению пытки, он отказывает себе во всех человеческих радостях и посвящает жизнь служению Истине.

Особенно много нападок вызвала проповедь свободной любви, отрицание ревности, основанной на дурном чувстве собственности. Однако половая распущенность процветала как раз среди представителей правого консервативного лагеря – среди гвардейских офицеров, праздных помещиков, важных чиновников, а вовсе не в кругах аскетически настроенной революционной интеллигенции. Проповедь свободы любви в романе Чернышевского означает проповедь искренности чувства и ценности любви как единственного оправдания отношений между мужчиной и женщиной. Прекращение любви с одной из сторон есть прекращение смысла отношений. Тема свободы любви не имела у Чернышевского ничего общего с темой оправдания беспорядочных половых связей.

Читайте также:
Кто Раскольников: преступник или фанат идеи: сочинение

Чернышевский восстает против всякого социального насилия над человеческими чувствами, им движет любовь к свободе, уважение к искренности чувства.

И все-таки типичный читатель едва ли удовлетворится аналогичными пояснениями и не уразумеет, отчего ему подобает отыскивать добродетели и достоинства в скверно сочиненной книжке. Многим знакомо минутное высказывание Е. Евтушенко: “Поэт в России – больше, чем поэт!” Да, возможно, было бы прекрасно, когда бы всякий в России делал свое дело.

История создания

Над анализированным произведением писатель работал несколько месяцев: с декабря 1862 г. до апреля 1863 г. В то время он пребывал под арестом в Петропавловской крепости. Заключили его за радикальные взгляды. Роман задумывалось как ответ на “Отцы и дети” Тургенева, поэтому между образами Евгения Базарова и Рахметова есть определенное сходство.

Работая над романом, Н. Чернышевский понимал, что цензура не допустит его к печати, если заметит острый политический подтекст. Чтобы обмануть контролирующие органы, писатель прибегнул к художественным приемам: обрамил социальные мотивы любовным контекстом, ввел в сюжет сны. Ему удалось напечатать свое произведение в “Современнике”, но вскоре власти запретили не только распространять роман, но даже подражать ему. Разрешили опубликовать произведение Чернышевского “Что делать?” только в 1905 г.

В романе отобразились мотивы, характерные для русской литературы XIX века. Их писатель реализовал в неординарном, запутанном сюжете. Он подал ситуации, которые должны подталкивают читателя к самостоятельным выводам.

Н. Чернышевский раскрыл несколько тем

, среди которых выделяются следующие: любовь, которая питается общими интересами, взаимоуважением; мечты о новой жизни. Указанные темы тесно переплетаются между собой и определяют
проблемы
“Что делать?”: брак без любви, дружба, равноправие мужчин и женщин, роль труда в человеческой жизни.

Значительная часть романа посвящена жизни Веры Павловны. Мать героини хотела выдать ее замуж за богатого мужчину. Выгодной партией она считала хозяйского сына. Мать даже не думала о том, что это ловелас, с которым ее дочь не обретет счастья. От неудачного замужества Верочку спас студент-медик Дмитрий Лопухов. Между молодыми людьми возникло нежное чувство, и они поженились. Вера стала владелицей швейной мастерской. Однако она не использовала наемный труд. Героиня сделала девушек, работавших у нее, совладелицами, доходы они делили поровну. В рассказе о мастерской Веры Павловны автор воплотил идею о равноправном труде.

Брак с Лопуховым вскоре распался: Верочка влюбилась в друга мужа, Кирсанова. Чтобы развязать любовный узел, Лопухов решил застрелиться. Оказывается, это он оставил записку, о которой шла речь в начале романа. В послании он заявил, что никто не виноват в его смерти, и Вера Павловна спокойно обвенчалась с Кирсановым.

Супружеская пара зажила счастливо. Вера Павловна была увлечена своим любимым делом — швейными мастерскими, начала изучать медицину, а муж всячески помогал ей. В описаниях семейной жизни этих людей проявляется идея равноправия мужчин и женщин. В конце романа узнаем, что Лопухов жив. Теперь взял фамилию Бьюмонт и женился на Полозовой Екатерине Васильевне. Семьи Кирсановых и Бюмонт начинают дружить и распространять идеи “новой” жизни.

Особенности жанра романа Чернышевского «Что делать?»

Особенности жанра романа Н.Г. Чернышевского «Что делать?»

Роман как ведущий жанр в русской литературе середины XIX в. (Тургенев, Гончаров, Достоевский, Толстой). Особен­ности русского романа: внимание к проблеме личности, со­средоточенность на нравственно-этических проблемах, широ­кий социальный фон, развитой психологизм.

II. Главная часть

1. Все перечисленные черты присущи роману «Что де­лать?». В центре романа – образы «новых людей», в первую очередь образ Веры Павловны. Автор прослеживает становле­ние и развитие личности Веры Павловны, формирование ее самосознания, поиск и обретение личного счастья. Основная проблематика романа – идейно-нравственная, связанная с ут­верждением философии и этики «новых людей». В романе достаточно полно представлен социально-бытовой уклад жиз­ни (особенно в главах «Жизнь Веры Павловны в родительском семействе» и «Первая любовь и законный брак»). Характеры главных героев, особенно Веры Павловны, раскрываются ав­тором при помощи изображения их внутреннего мира, то есть психологически.

2. Жанровое своеобразие романа «Что делать?»:

а) «Что делать?» – прежде всего социальный роман, для него чрезвычайно существенна проблема взаимосвязей лично­сти и общества. Внешне он строится как роман любовный, но, во-первых, в истории любви Веры Павловны подчеркнута именно связь личности и условий жизни, а во-вторых, сама проблема любви является для Чернышевского частью более широкой проблемы – положение женщины в обществе: каким оно было, каково оно сейчас и каким должно и может быть;

б) в романе «Что делать?» есть и черты семейно-бытового романа: в нем подробно прослеживается бытовое устройство семейной жизни Лопуховых, Кирсановых, Бьюмонтов, вплоть до расположения комнат, характера повседневных занятий, еды и т.п. Эта сторона жизни была важна Чернышевскому потому, что в проблеме эмансипации женщины семейно-бытовой уклад играет очень существенную роль: только с его изменением женщина может почувствовать себя равноправной и свободной;

в) в свое произведение Чернышевский вводит элементы утопического романа. Утопия – изображение счастливой и лишенной внутренних противоречий жизни людей, как прави­ло, в более или менее отдаленном будущем. Такую утопиче­скую картину представляет большая часть «Четвертого сна Веры Павловны», в которой Чернышевский подробно, вплоть до самых мелких деталей (дворцы из стекла и алюминия, ме­бель, посуда, зимние сады, характер труда и отдыха), рисует картину будущей счастливой жизни человечества. Утопиче­ские картины этого рода важны для Чернышевского с двух то­чек зрения: во-первых, они дают ему возможность выразить свой социально-нравственный идеал в наглядной форме, а во- вторых, призваны убедить читателя, что новые общественные отношения действительно возможны и достижимы;

Читайте также:
Сон Раскольникова об убийстве лошади (Анализ эпизода из главы 5 части 1 романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание».): сочинение

г) роман Чернышевского можно охарактеризовать и как публицистический, поскольку, во-первых, он посвящен акту­альным проблемам современности («женский вопрос», ста­новление и развитие разночинной интеллигенции, проблема переустройства общественного строя в России), а во-вторых, в нем автор не раз впрямую высказывается по поводу этих акту­альных проблем, обращается к читателю с призывами и т.п.

Итак, жанровое своеобразие романа Чернышевского опре­деляют как общие черты русского романа (психологизм, идейно-нравственная проблематика и т.п.), так и оригинальное сочетание в одном произведении жанровых особенностей, присущих разным видам романа.

Здесь искали:
  • жанр романа что делать
  • особенности жанра и композиции романа что делать
  • в чем необычность жанра романа что делать

Композиция

В “Что делать?” анализ следует дополнить характеристикой композиции. Особенности формальной и смысловой организации текста позволяют автору раскрыть несколько тем, завуалировать запретные мотивы. На первый взгляд, главную роль в романе играют любовные перипетии. На самом деле, они являются маской, скрывающей социально-политические проблемы

. Для раскрытия последних автор использовал описание снов Веры Павловны.

Составляющие сюжета размещены непоследовательно: автор подает событие из развития действий перед экспозицией, и только потом сюжетные элементы выстраиваются в логическую цепочку. И в начале, и в конце романа появляется образ Лопухова. Так, создается своеобразное обрамление.

Идейно-художественное своеобразие романа

Роман “Поднятая целина” — это произведение о становлении колхозного строя в деревне. В 1932 году Шолохов закончил первую книгу романа а в 1959-м — вторую книгу. В этой книге рассказывается о донском казачестве. Писателя интересуют истинные судьбы народных масс в революции. В “Поднятой целине” изображен важнейший момент в жизни нашей страны — коллективизация, когда донское казачество вместе со всем трудовым советским крестьянством переходит к новой коллективной, социальной жизни. В центре романа стоят люди двух резко противоположных лагерей — лагеря социализма и лагеря контрреволюции. Это нашло отражение и в самой завязке романа. Действие “Поднятой целины” начинается стремительно: в хутор Гремячий Лог приезжают два человека — белогвардейский офицер Половцев и путиловский рабочий Давыдов. Давыдов послан партией, чтобы организовать колхоз. Половцев послан для того, чтобы сорвать организацию колхоза.
Вокруг них и группируются основные действующие лица. Много действующих лиц мы видим в романе: коммунисты Нагульнов и Разметнов, агитатор из агитколонны, комсомолец Ваня Найденов, мужик Ипполит Шалый, Кондрат Майданников. Это люди, которые с энтузиазмом строят новую колхозную жизнь. Их работу направляет коммунист Давыдов. Строительство социализма в деревне пытаются сорвать белогвардейцы, кулаки: Островнов, Бородин, Лапшинов, Фрол Дамасков, Тимофей Рваный. Ими верховодит белый офицер Половцев. Создавать новую жизнь коммунистам приходилось не только в борьбе против кулаков и белогвардейцев, создание новой жизни связано с преодолением собственнических представлений о жизни, веками воспитанных в крестьянстве. В “Поднятой целине” много массовых сцен. Это эпизоды собраний, раскулачивания, убоя скота, бабьего бунта, картины весеннего сева и т.д.
Во всей этой суете мы видим массы людей, их настроение, но в то же время Шолохов рисует каждого человека в отдельности. Мы видим сложный и трудный процесс ликвидации старого строя в деревне и рождение новой социальной колхозной деревни. Писатель создает образ народа-колхозника. Шолохов умеет показать внутренний мир человека. Главную роль в романе играет коммунист Давыдов. Во время коллективизации партия направила в деревню 25 тысяч коммунистов, для того чтобы возглавить колхозы, помочь строить новую жизнь. Давыдов — рабочий-путиловец, слесарь, раньше был матросом, участвовал в гражданской войне. Это крепкий, закаленный боец, сразу видны его принципиальность и умение работать с людьми. Приехав в Гремячий Лог он сразу же находит общий язык с народом, но ему требуется немало времени, чтобы разобраться в окружающей обстановке. Поэтому Давыдов внимательно изучает новую жизнь. Конечно, он допускает ошибки: ведь он человек. Ошибся в Островнове, не распознал в нем врага. Но Давыдов признает свои ошибки, а это положительное качество для руководителя. Умение работать с людьми, направлять их, выражается в том, что иногда он действовал словом, а порой и собственным примером. Никогда не ходивший за плугом, чтобы воодушевить людей, он берется пахать. И Давыдов добивается своего: люди начинают работать. Давыдов политически воспитывает гремяченцев, при этом терпеливо разъясняя людям политику партии. Он становится непоколебим, если дело касается его убеждений. Так было в сцене бабьего бунта. Ему грозит смерть от разъяренной толпы. Однако Давыдов не теряет присутствия духа. Замечательной чертой его является вера в будущее, но это не призрачные мечты, не иллюзии. Он говорит о казачонке Федотке: “Хорошую жизнь им построим, факт! Бегает сейчас Федотка в отцовском картузе казачьего фасона, а лет через двадцать будет электроплугом наворачивать вот эту землю. Счастливые будут Федотки, факт!” Писатель показывает в Давыдове его обаяние, нежность, жизнерадостность, со,страниц романа встает перед нами вожак народной массы, просто человек, цельная натура. Помимо Давыдова в романе изображены Андрей Разметнов и Макар Нагульнов. Андрей Разметнов вырос в бедной семье, познал нищету и унижения, поэтому сразу потел служить в Красную армию и был предан Советской власти. Но он недостаточно грамотен. Порой ему бывает трудно разобраться в окружающей обстановке, он постоянно учится. Сложной фигурой является и Макар Нагульнов.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: