Характеристика образа Раскольниковой Дуни: сочинение

Дуня Раскольникова – характеристика героини романа Ф.М. Достоевского “Преступление и наказание”

Описание и характер

Роман «Преступление и наказание» — главное произведение Достоевского. Оно не содержит в своей сюжетной ткани ни единого незначительного героя, поскольку каждый человек, выведенный автором на страницах, играет свою роль. Это относится и к Авдотье Романовне Раскольниковой — милой, воспитанной и доброй девушке. Ее биография описана довольно кратко, но вся информация, необходимая для понимания образа, присутствует:

  1. Возраст девушки — 22 года.
  2. Это младшая сестра Родиона Раскольникова, которая вместе с матерью составляет всю семью героя.
  3. Внешне похожа на брата, но, в отличие от него, имеет слегка выдающийся вперед подбородок, который говорит о сильном волевом характере. Именно этой черты недостает ключевому персонажу произведения.
  4. Обладает уверенностью в себе, душевным благородством, готова к самопожертвованию.
  5. Хочет выйти замуж и создать собственную семью, но положение бесприданницы может роковым образом разрушить ее мечты.

Хоть благодаря яркой внешности Дуня пользуется мужским вниманием, ее сердце пока свободно. Однако ради брата она готова стать женой неприятного человека Лужина. Расчет благородной души удивителен — девушка не думает о собственном обогащении, а хочет лишь избавить от нищеты мать и Родиона.

Роль в сюжетной канве

Образ Дуни Раскольниковой является значимым в романе. Девушка, получившая хорошее образование и имеющая изысканные манеры, вынуждена работать гувернанткой в богатом доме, чтобы помогать брату завершить образование. Но никакие жизненные трудности не смогли сломать сильный характер героини.

Она всегда знала себе цену и, несмотря на бедность, вела себя смело. К популярному собирательному образу Достоевского «униженных и оскорбленных» Дуню отнести нельзя, в отличие от Сони Мармеладовой, еще одной бедной девушки, которая была вынуждена ради семьи продавать себя.

Мотив «продажи» прослеживается в ходе произведения сильно: Авдотья также поставлена в такие условия, поэтому единственным выходом для нее становится брак с ненавистным Лужиным, вызывающим у нее лишь отвращение. Постепенно она понимает, что ее «избранник» — редкостный скупердяй, виноватый во многих грехах, который не готов оказать помощь ее семье. По этой причине от свадьбы она вовремя отказывается.

Еще один из «двойников» Раскольникова, Свидригайлов, также начинает интересоваться красивой и сильной девушкой. Он обманом заманивает Дуню к себе домой и начинает шантажировать. Но она остается непреклонной и даже стреляет в подлеца, однако промахивается.

Если в ситуации с Лужиным девушка была готова уступить, то теперь поняла, что не готова к жизни с нелюбимым.

Судьба героини

Дуне Раскольниковой удалось обрести жизненное счастье с любимым человеком, ведь замуж она в итоге вышла за Разумихина, друга Родиона, мужчину порядочного, честного и благородного. Он искренне полюбил девушку, оказался готовым принять ее без приданого и заботиться, не требуя ничего взамен. Судьба Дуни сложилась неплохо, хоть ее путь к счастью был сложен и тернист.

История девушки завершается в «Эпилоге», из которого читатель узнает, что Дуня с супругом приняли решение накопить необходимую сумму и перебраться в Сибирь, чтобы быть поближе к отбывающему наказание Раскольникову. Вероятнее всего, жить они собрались в Омске — городе, где в годы каторги проживал сам Достоевский. Именно здесь герои и планировали начать новую жизнь, идти к счастью все вместе.

Автор оставляет финал открытым, давая читателю возможность самостоятельно домыслить дальнейший жизненный путь Дуни. Для реализации его замысла неважно, как дальше будет жить жена Разумихина, ведь главной задачей повествования было показать преступление, наказание и нравственное очищение Раскольникова.

Сопоставление с другими образами

Чтобы еще более детально разобраться в том, для чего в сюжетную ткань романа Достоевский включил младшую сестру Родиона, следует провести сравнительную характеристику, сопоставить ее образ с другими женскими персонажами произведения.

Первым делом Дуню необходимо сравнить с ключевой героиней романа Соней Мармеладовой. Судьбы этих девушек во многом сходны, хотя Раскольниковой, несомненно, повезло больше — ей не пришлось жить по «желтому билету», продавая свое тело. Однако к самопожертвованию ради близких она была готова. Сходства образов:

  1. Обе из бедных семей, способны к милосердию. Тяжесть жизни не смогла убить в их душах лучшие качества.
  2. Очень добросовестные, работящие.
  3. Девушки верят в Бога. Даже вечная нехватка денег и проблемы не смогли поколебать эту искреннюю веру.
  4. Обе привлекательны внешне, именно поэтому становятся жертвами мужской похоти. Соня занимается ненавистным ей делом, Дуня же не раз становилась объектом вожделения сильных мира сего. Но именно Раскольниковой хватило силы воли противостоять этим людям, наделенным деньгами и властью, и сохранить свою чистоту для будущего мужа.
  5. Девушки искренне любят Родиона и готовы на многое, чтобы спасти его. Однако отношения с главным героем простыми не назовешь. Раскольников всеми силами пытается отказаться от помощи и сестры, и возлюбленной, несмотря на то, что обе готовы пожертвовать собственным счастьем ради него.

Однако и различия героинь находятся на поверхности. Характер Дуни, несомненно, более сильный, чем у Сони. Она получила хорошее образование, обладает манерами, умна и воспитана. Соня же из неблагополучной семьи, ее отец — Мармеладов — спившийся опустившийся человек, мачеха Екатерина смертельно больна.

Именно она и стала основной причиной того, что Соня пошла на панель, ведь девушка оказалась в этой ситуации единственным человеком, способным обеспечивать семью.

Не по своей воле Соня встала на свой жизненный путь, однако и у Дуни ситуация была не из легких. Но Раскольникова оказалась более мужественной и смогла вынести все испытания, которые выпали на ее долю. Вдумчивый читатель не может не восхищаться ее смелым несгибаемым характером. Внутри этой хрупкой красавицы есть железный стержень, вот почему в итоге ее судьба оказалась успешной. Она вышла замуж за любимого человека, а не за подлеца или скупого мужчину, мечтавшего облагодетельствовать нищую девушку.

Сравнивая образ Авдотьи Романовны с другими женскими персонажами книги, следует отметить, что это самая яркая и запоминающаяся фигура:

  1. Рассказ о ней побуждает веру в людей, в то, что никакие жизненные трудности не способны сломить человека, верящего в Бога и искренне любящего свою семью.
  2. Дуня благородна. Она не может ни обманывать нуждающихся, ни продавать себя ради красивой жизни и дорогих вещей.
Читайте также:
Шаги Раскольникова к преступлению: сочинение

Эта девушка предпочитает скромную жизнь, будучи невестой Разумихина, а не роскошь и «золотую клетку» в союзе со вдовым Свидригайловым, на совести которого не только мошенничество, но и смерть собственной супруги.

Особенности создания персонажа

Образ Авдотьи Раскольниковой был интересен писателю задолго до того, как он вывел его на страницах своего основного романа. Некоторые исследователи литературы полагают, что прототипом красавицы стала Авдотья Яковлевна Панаева, не зря этих женщин даже звали одинаково. В доме утонченной Панаевой Достоевский любил бывать, здесь устраивались творческие вечера, где писатели и поэты читали свои произведения. Возможно, что эта интересная и образованная женщина повлияла на автора при работе над романом.

Еще одна реальная история, оказавшая воздействие на Федора Михайловича, — появление в журнале «Время», издателем которого он был, рассказа о гувернантке, сумевшей дать отпор домогавшемуся ее богачу. Сила этой девушки впечатлила писателя, поэтому позднее ее история была взята за основу сюжетной линии о Дуне.

Первый прием, который использует автор, — реалистичность. Благодаря ей автору удалось составить цельный и гармоничный образ. Вторая особенность — подробный портрет. Цитаты помогают читателю досконально представить себе, как выглядела Раскольникова. Она красива, причем не холодной отталкивающей красотой, как Элен Безухова из романа «Война и мир», а одухотворенной и изысканной прелестью, располагающей к себе. Вот почему Раскольникова привлекает к себе внимание практически всех мужских персонажей, фигурирующих в тексте.

Важно понимать, чем отличается Дуня от крестьянских девушек. Она получила достойное образование и могла бы найти себе хорошую работу. Однако нищенское положение семьи заставляет ее отказаться от собственных амбиций и принести свое счастье в жертву матери и брата.

По обычаям тех времен девушка в 22 года уже считалась старой невестой, а будучи еще и бесприданницей, Дуня практически лишалась шансов на выгодный брак.

Однако переступать через себя ради материальной выгоды она не стала. Стойкая и волевая девушка решилась отказать завидным женихам, рискуя навсегда остаться одинокой. Однако этому случиться не довелось. В конце произведения Достоевский вознаградил свою героиню за ее мужественные и самоотверженные поступки: она обрела счастье с тем, кто действительно ее полюбил. Таков полный анализ образа Авдотьи Романовны, героини пусть и второстепенной, но очень важной для понимания авторского замысла.

Дуня Раскольникова — образ и характеристика героини романа Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»

Внешний облик героини

На момент приезда Авдотьи Романовны к старшему брату ей было 22 года. Известно, что сестра главного героя была девушкой смелой, обладающей твёрдым решительным характером.

Сам Федор Михайлович несколько раз подчёркивает, что Авдотья была «замечательно хороша собою». Привлекательную внешность героини выделяют в разговорах Разумихин и Свидригайлов.

Лицом Дуня очень напоминала Родиона. Единственное отличие крылось разве что в цвете волос, они у девушки были более светлые. В чёрных глазах постоянно присутствовала жизнь. Немного портила впечатление нижняя губа, выдававшаяся вперед. Но она, по словам Достоевского, нисколько не портила героиню, а даже вносила в ее внешний облик некую изюминку, придавая лицу Авдотьи высокомерное выражение.

Цитатная характеристика Дуни Раскольниковой

Внешность

Возраст Дуни — около 22 лет. Она младше брата на 1-2 года:
«Ведь вам уже двадцатый год был тогда, как последний-то раз мы виделись: характер-то ваш я уже понял.» — Часть 1, Глава IV. О событиях, происходивших 2-3 года назад

Автор описывает Дуню как высокую, стройную девушку. При этом он отмечает, что лицом она похожа на своего брата Родиона:

«Авдотья Романовна была замечательно хороша собою — высокая, удивительно стройная, сильная, самоуверенная, что высказывалось во всяком жесте ее и что, впрочем, нисколько не отнимало у ее движений мягкости и грациозности. Лицом она была похожа на брата, но ее даже можно было назвать красавицей. Волосы у нее были темно-русые, немного светлей, чем у брата; глаза почти черные, сверкающие, гордые и в то же время иногда, минутами, необыкновенно добрые. Она была бледна, но не болезненно бледна; лицо ее сияло свежестью и здоровьем. Рот у ней был немного мал, нижняя же губка, свежая и алая, чуть-чуть выдавалась вперед, вместе с подбородком, — единственная неправильность в этом прекрасном лице, но придававшая ему особенную характерность и, между прочим, как будто надменность. Выражение лица ее всегда было более серьезное, чем веселое, вдумчивое; зато как же шла улыбка к этому лицу, как же шел к ней смех, веселый, молодой, беззаветный!» — Часть 3, Глава I

У Дуни большие черные сверкающие глаза — гордые и в то же время иногда очень добрые:

«Дуня подняла револьвер и, мертво-бледная, с побелевшею, дрожавшею нижнею губкой, с сверкающими, как огонь, большими черными глазами, смотрела на него…» — Часть 5, Глава V. Во время встречи с Свидригайловым

О схожести Дуни с ее братом говорит и Разумихин:

«А знаете, Авдотья Романовна, вы сами ужасно как похожи на вашего брата, даже во всем!» — Часть 3, Глава II. Разумихин о Авдотье Романовне

Но по словам их матери Пульхерии Александровны, Родион все же красивее:

«И какие у него глаза прекрасные, и какое всё лицо прекрасное. Он собой даже лучше Дунечки…» — Часть 3, Глава III. Слова матери
Многие мужчины в романе отмечали необыкновенную красоту Дуни:
«Заметив еще при входе, как ослепительно хороша собою Авдотья Романовна, он тотчас же постарался даже не примечать ее вовсе» — Часть 3, Глава I. О Зосимове

«Однако, какая восхитительная девочка эта Авдотья Романовна! — заметил Зосимов, чуть не облизываясь…» — Часть 3, Глава I

«И вот мечта стольких лет почти уже осуществлялась: красота и образование Авдотьи Романовны поразили его» — Часть 4, Глава III. О Лужине

Читайте также:
Смысл названия романа Преступление и наказание: сочинение

«Черт возьми, зачем же она так хороша?» — Часть 6, Глава IV. Слова Свидригайлова

Одежда

Дуня Раскольникова носит очень бедное платье и делает это с особенным достоинством:
«Одета она была в какое-то темненькое из легкой материи платье, а на шее был повязан белый прозрачный шарфик. По многим признакам Разумихин тотчас же заметил, что обстановка обеих женщин до крайности бедная. Будь Авдотья Романовна одета как королева, то, кажется, он бы ее совсем не боялся; теперь же, может, именно потому, что она так бедно одета и что он заметил всю эту скаредную обстановку…» — Часть 3, Глава II

«…Дунечка тоже оделась. Перчатки на ней были не только заношенные, но даже изодранные, что заметил Разумихин, а между тем эта явная бедность костюма даже придавала обеим дамам вид какого-то особенного достоинства, что всегда бывает с теми, кто умеет носить бедное платье.» — Часть 3, Глава II

При этом у нее на шее висели «золотые часы с эмалью» на венецианской цепочке:

«…господи! Одиннадцатый час! — вскрикнула она, взглянув на свои великолепные золотые часы с эмалью, висевшие у ней на шее на тоненькой венецианской цепочке и ужасно не гармонировавшие с остальным нарядом. „Женихов подарок“, — подумал Разумихин…» — Часть 3, Глава II

Характеристика Авдотьи Раскольниковой

Авдотья Романовна была умной и образованной женщиной. Но, несмотря на это, ей приходится работать гувернанткой в богатом доме, чтобы прокормить не только себя, но также мать и старшего брата, бедствующего в Петербурге.

Дуня занимала невысокое положение в обществе, но оно не мешало ей всегда держаться уверенно и гордо. Гордый характер девушки отмечает сам Раскольников, когда узнает о её замужестве.

Однако вместе с этим тот же Раскольников говорит о своей сестре, как о человеке, способном на невероятную жертву. Дуня прекрасно знает цену своей внешности. Она вполне могла бы быть счастлива в браке с любимым человеком. Но зная, в каком положении сейчас пребывает её любимый брат, она решается на страшную жертву — выйти замуж за господина Лужина.

Последний является очень состоятельным человеком и сможет, по мнению Дуни, помочь Раскольникову поступить на хорошую должность.

«Преступление и наказание»

Дуня Раскольникова – девица 22 лет, сестра Родиона Раскольникова, главного героя романа. Это второстепенный персонаж действия. Судьба Авдотьи сложилась драматично, но в финале истории самопожертвование окупилось. Внешность бесприданницы описана Достоевским располагающе. Бесприданница красива, демонстрирует волевой стойкий характер, уверенна в себе, располагает качественным образованием и воспитанием.

В таком возрасте у девушки должен появиться муж, но Дуня пока одинока. Претендентов на руку и сердце много, но Раскольникова не хочет выходить замуж за кого попало. Она совершает поступки, характеризующие героиню как порядочную девушку. Поэтому гордая и знающая себе цену Дуня пытается помочь бедствующей семье и дает согласие на брак Лужину, понимая, что поправит финансовое положение матери и брата.


Петр Лужин

Утонченная красавицы, Авдотья работает гувернанткой в доме Свидригайлова. Это позволяет брату получить образование, а Дуне и матери Раскольникова – худо-бедно выживать на зарабатываемые. Смелая барышня, на чью долю пришлось много невзгод, принимает благородное решение о браке, но Раскольников против такой жертвы. Не один разговор состоялся в семье, прежде чем стало понятно, что Лужин не достоин Дуни.

Скупой эгоист Лужин – не единственный, кто заметил прелесть Дуни. Хозяин дома, Свидригайлов, тоже имеет на нее виды. Он обсуждает с девушкой преступление, совершенное братом, и вынуждает красавицу на выстрел, сделанный в целях самообороны. Промах спас Дуню от убийства мужчины и водворил справедливость: девушка не сможет пересилить себя и полюбить ради денег. Свидригайлов отпускает жертву.


Дуня Раскольникова и Свидригайлов (кадр из фильма)

Биография Дуни полна печальных моментов, но в финале ее страдания окупаются. Девушка вышла замуж за Разумихина, приятеля Раскольникова. Молодой человек способен дать ей то, о чем мечтала девушка. Эпилог романа освещает решение молодой семьи об отъезде в Сибирь. Скопив деньги, Дуня с супругом перебираются туда, чтобы жить поближе к брату.

Роль в произведении персонажа Авдотьи Раскольниковой важна. На фоне Родиона это порядочная и благородная героиня, сумевшая отказаться от искушения. Самопожертвование – главная тема, транслируемая Достоевским с помощью образа Дуни.

Дуня Раскольникова и Соня Мармеладова

Когда Родион узнаёт о замужестве сестры, то, догадываясь о причине этого поступка, невольно сравнивает Дуню с Соней Мармеладовой. Авдотья, как и дочь Семена Захарыча, решается отдать свою жизнь и молодость нелюбимому человеку, чтобы помочь бедственному положению своей семьи. Различие заключается, по мнению Раскольникова, только в способе продажи своих чувств.

Соня, не обладающая такими же прекрасными внешними данными, как Авдотья Романовна, идёт жить по жёлтому билету, хотя сама является человеком верующим и презирает грех. Она опустилась на самое дно социума, но, тем не менее, осталась чистой и невинной в душе. Соня читает Евангелие, постоянно посещает отца, мачеху и сводных братьев и сестёр. Именно она приводит Раскольникова к раскаянию, убеждает сознаться в содеянном, а затем отправляется за главным героем на каторгу.

Красавица Дуня тоже презрительно относится к «продаже» своей внешности и понимает всю неправильность своего поступка. Но ради брата и матери она готова закрыть на это глаза.

Желание принести себя в жертву любимым людям — вот, что объединяет этих двух героинь. Обе они бедны и чувствуют себя несчастными. Но, несмотря на это, они готовы понести лишения ради счастья других людей.

Описание и характер

Роман «Преступление и наказание» — главное произведение Достоевского. Оно не содержит в своей сюжетной ткани ни единого незначительного героя, поскольку каждый человек, выведенный автором на страницах, играет свою роль. Это относится и к Авдотье Романовне Раскольниковой — милой, воспитанной и доброй девушке. Ее биография описана довольно кратко, но вся информация, необходимая для понимания образа, присутствует:

Читайте также:
Социальный философский и религиозный смысл преступления: сочинение

  1. Возраст девушки — 22 года.
  2. Это младшая сестра Родиона Раскольникова, которая вместе с матерью составляет всю семью героя.
  3. Внешне похожа на брата, но, в отличие от него, имеет слегка выдающийся вперед подбородок, который говорит о сильном волевом характере. Именно этой черты недостает ключевому персонажу произведения.
  4. Обладает уверенностью в себе, душевным благородством, готова к самопожертвованию.
  5. Хочет выйти замуж и создать собственную семью, но положение бесприданницы может роковым образом разрушить ее мечты.

Хоть благодаря яркой внешности Дуня пользуется мужским вниманием, ее сердце пока свободно. Однако ради брата она готова стать женой неприятного человека Лужина. Расчет благородной души удивителен — девушка не думает о собственном обогащении, а хочет лишь избавить от нищеты мать и Родиона.

Дуня и Разумихин

Разумихина, влюблённого в Авдотью, восхищает её самоотверженность. И вместе с тем на людях Дуня всегда держится достойно. Даже бедные одежды её, по мнению лучшего друга Раскольникова, не портят её внешний облик.

Как и Соня Мармеладова, Раскольникова-младшая встречает своё счастье в конце романа. За несколько дней до свадьбы она узнаёт, что господин Лужин, казавшийся ей раньше серьёзным и образованным мужчиной, на самом деле является отъявленным подлецом. Брату она признаётся, что горько сожалеет о том, что когда-то польстилась на его богатое состояние.

Девушка разрывает с ним помолвку. В эпилоге мы узнаем от автора, что Дуня стала женою Разумихина. Там же говорится о том, что Авдотья хочет, как и Соня переселиться поближе к брату, чтобы чаще видится с ним. Этот факт ещё раз подчёркивает, насколько трепетно и нежно она относится к Родиону.

Экранизации

Авдотья Раскольникова – персонаж второго плана в произведении и экранизациях, поэтому зачастую режиссеры не уделяют этой героине пристального внимания. Некоторые даже опускают ее существование, не упоминая о том, что у Раскольникова есть сестра.


Катерина Васильева в роли Дуни Раскольниковой

В фильме «Преступление и наказание» 1935 года Дуню, точнее, Антонию Раскольникову, сыграла актриса Тала Бирелл. Спустя несколько десятилетий в одноименной ленте Льва Кулиджанова, снятой в 1969 году, вновь появилась сестра Раскольникова. Образ Авдотьи в кинокартине воплотила Виктория Фёдорова. Многосерийный проект Дмитрия Светозарова, презентованный в 2007 году, представил публике Катерину Васильеву в роли Дуни.

Отношение брата

Пожалуй, всю строгость обращения Родиона с сестрой можно повернуть в другую сторону — к проявлению сильной любви и заботы. Ему не было безразлично, за кого она выйдет замуж и что с ней будет потом. Главный герой также не хотел, чтобы сестра и мама страдали из-за его поступка, поэтому избегал общения с ними. Даже попав в острог, он сумел позаботиться о сестре и защитить её, поручив решение этого вопроса своему другу Разумихину. Ещё до заключения он способствовал их сближению и искренне хотел, чтобы они были вместе.

История Достоевского является ярким примером крепкой братско-сестринской дружбы, которой часто не хватает в некоторых семьях. Самозабвенность Дуни и Раскольникова должна служить образцом для подражания. Это тот случай, когда любят не на словах, а на деле, доказывая поступками свои глубокие чувства. Авдотья Романовна в последнюю очередь думала о себе, когда принимала решение о губительном для неё замужестве. Она спасала свою семью и старалась вытащить её из грязной нищеты.

Поистине мужские качества Дуни в «Преступлении и наказании» заставляют проявить к ней немалую долю уважения и позволяют составить о ней самое положительное мнение. Смелость, твёрдая позиция и способность мгновенно принимать решения характеризуют её как неординарную девушку. Её красота, женская интуиция, порядочность и благородность души выгодно завершают портрет женщины, которая вполне заслуживает, чтобы стать примером для подражания.

Образ Дуни Раскольниковой — характеристика Авдотьи Романовны

Мы подготовили несколько сочинений-характеристик про образ Дуни Раскольниковой. Используйте материал статьи для подготовки школьного задания.

Образ 1

Дуня (Авдотья Романовна) — второстепенный, но значимый персонаж романа «Преступление и наказание»; сестра главного героя Раскольникова Родиона. Коротко в произведении ее зовут Дуней. Внешне девушка молода, привлекательна и грациозна, а потому не обделена вниманием со стороны противоположного пола. Ей 22 года. Девушка сильна характером и самоуверенна. В своем желании выйти замуж за Лужина она преследует скорее цель не обогатиться, а помочь как-то брату с учебой.

Эта гордая и благородная девушка не только хороша собой, но и знает себе цену. Лицом она чем-то похожа на брата, но ее отличают не совсем правильные черты лица, к примеру, выдающийся вперед подбородок. Из-за бедности Дуня вынуждена работать гувернанткой в богатом доме, где терпит страдания и унижения со стороны Свидригайлова, испортившего уже однажды жизнь своей жене. Дуня неплохо образованна и умеет переносить жизненные трудности.

Будучи девушкой храброй и непугливой, она без колебаний стреляет в Свидригайлова, чтобы предотвратить его домогательства, но, к счастью, промахивается. Он после мучительных колебаний неожиданно отпускает ее. Лужину девушка в конце произведения также отказывает. Раскольникову удается раскрыть ей на него глаза. Как пишет автор, этому алчному человеку нужно от нее только то, что она бедна и не будет ничего от него требовать. Лужин настолько расчетлив, что у него каждая копейка на счету.

В конце романа мы узнаем, что она выходит замуж за друга своего брата по любви. Разумихин — достойный и благородный человек, который обещает позаботиться о ней и ее матери после признания Раскольникова. Дуня, наконец, осознает, что не способна из личной выгоды быть с человеком, которого не уважает.

Образ 2

Одним из второстепенных персонажей произведения является сестра главного героя романа Родиона Раскольникова Авдотья Романовна.

Писатель представляет Дуню в образе молодой женщины двадцати двух лет, внешне схожей с братом, но отличающейся от него не совсем правильными чертами лица, выдающимся немного подбородком, говорящим о сильной натуре. Девушка изображается высокой темно-русой шатенкой с лицом, сияющим здоровой свежестью, алым нежным ртом, глазами иссиня черными, сверкающими добрыми лучиками. Серьезное и вдумчивое выражение лица Дуня раскрывает ее молодую и неопытную натуру.

Читайте также:
История семейства Карамазовых: сочинение

По характеру Дуню горделива, ужасно целомудренна и благородна, прекрасно осознает свою значимость, несмотря на постоянное внимание к ней мужчин.

В связи с бедственным положением ее семьи и будучи неплохо образованной, Дуня вынуждена служить в качестве гувернантки в богатом семействе Свидригайловых, где хозяин дома регулярно заставляет девушку испытывать унижения и страдания. Поскольку Авдотья Романовна имеет сильный характер, она стойко переносит жизненные трудности.

Девушка принимает решение стать женой богатого и расчетливого Лужина с целью помочь брату закончить учебу и содержать престарелую мать. Однако Раскольников категорически против решения сестры и пытается открыть ей глаза на низкую сущность выбранного ею мужчины. Наконец, Дуня понимает, что из себя представляет скупой господин Лужин, способный на любые поступки ради сохранения копейки.

Работая в доме Свидригайлова, Дуня оказывается в неприятном положении и не желая терпеть домогательств хозяина, желающего склонить девушку к благосклонности, выстреливает в насильника, но, к сожалению, промахивается.

Девушка наконец-то понимает, что даже ради семьи неспособна пойти на отношения без настоящей любви, без искреннего, взаимного чувства. Непонимающий такого поступка Свидригайлов, в результате длительных раздумий решает освободить Дуню от утомительного пребывания в его доме.

В финале романа писатель рассказывает читателям о счастливом замужестве героини, которая становится супругой друга брата Разумихина, достойного человека, обещающего девушке любовь, защиту, заботу. Супруги принимают решение, собрав нужную сумму через некоторое время, отправиться на проживание в сибирский городок, в который отправлен на каторгу после убийства старухи-процентщицы Родион Раскольников.

Образ 3

Дуня Раскольникова – яркий второстепенный персонаж романа Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание». Судьба заготовила много испытаний для этой красивой и образованной девушки. кто же такая Авдотья Раскольникова?

Внешний Образ Дуни Раскольниковой

Авдотья Романовна Раскольникова – младшая сестра главного героя романа Родиона Раскольникова. Известно, что это девушка 22-ух лет, обладающая стойким характером и приятной внешностью. Дуня была очень красивой девушкой, что не раз отмечали и Разумихин, и Свидригайлов, и Лужин: «Авдотья Романовна была замечательно хороша собою — высокая, удивительно стройная, сильная, самоуверенная, что высказывалось во всяком жесте ее и что, впрочем, нисколько не отнимало у ее движений мягкости и грациозности.»

Она была очень похожа на брата, но волосы были светлее, а черные глаза искрились, в них чувствовалась сила жизни. Единственным недостатком ее была чуть пухлая нижняя губа, которая вместе с подбородком выдавалась вперед. но даже эта черта придавала ей особенность и даже некую надменность.

Характеристика Дуни Раскольниковой

Несмотря на молодость, Дуня была гордой и образованной. Она работала гувернанткой, пытаясь обеспечить себя, а также помочь матери и брату. Хотя ее материальное положение было очень плохим, она не отчаивалась, всегда держала себя достойно, и даже в бедном платье выглядела настоящей красавицей.
Дуня знала себе цену и не могла бы по собственному желанию выйти за не любимого человека. однако состояние семьи было настолько бедственным, что ей приходится принимать ухаживания Лужина. Она признается, что позарилась на деньги, но утверждает, что никогда бы не вышла замуж за непорядочного человека. Позже, когда Лужин оклеветал Соню Мармеладову и Родиона, Дуня оказалась не в состоянии терпеть этого человека и отказала ему.

Друг Родиона Разумихин восхищается Авдотьей, считает ее самой чистой и одухотворенной натурой, способной принести себя в жертву ради брата. Даже ее бедное платье и скромные наряды кажутся ему идеальными, а Авдотья в них – прекрасным созданием. Дуня Раскольникова – самоотверженная женщина, готовая пожертвовать своим счастьем ради близких.

Женские образы в романе «Преступление и наказание»

Двумя самыми главными образами в романе «Преступление и наказание» являются Авдотья Раскольникова и Соня Мармеладова. Эти две девушки очень похожи: они готовы приносить себя в жертву ради близких им людей. Обе девушки вынуждены жить в бедности, только Соня под гнетом обстоятельств вынуждена опуститься на социальное дно – стать проституткой. При этом она не утратила человеколюбия и сохранила веру в себя и окружающих. Именно Соня стала проводником в новую жизнь для Раскольникова. Она убедила его признаться в совершении страшного преступления, а позже отправилась за ним в Сибирь.

Эта падшая женщина стала для Родиона ангелом, без которого он просто бы погиб.
Самопожертвование, вера и стойкость духа объединяет два главных образа в романе – Дуню Раскольникову и Соню Мармеладову. Эти женщины способны вынести множество лишений ради любимых людей, пожертвовать своим счастьем, если того требуют обстоятельства.

Образ 4

В произведении Ф.М.Достоевского “Преступление и наказание” можно увидеть огромное количество героев, большое разнообразие их характеров и образов. Образ Дуни является одним из самых ярких, несмотря на то, что данная героиня представляет собой второстепенного персонажа.

Дуня, полное имя Авдотья Романовна, — младшая сестра Родиона Раскольникова, ей чуть больше 20 лет. Она была достаточно умной и образованной девушкой. Внешность Дуни привлекала мужчин, она была красивой, грациозной, стройной, с глубокими черными глазами, самоуверенная, храбрая и разумная. Несмотря на все это, девушка вынуждена помогать своей семье, зарабатывать деньги, работая гувернанткой в домах богатых людей.

В одном из таких домов женатый Свидригайлов начал оказывать Дуне знаки внимания, обман заманил ее в спальню, после чего девушка чуть было не стрельнула в мужчину. После данного инцидента Дуня покинула дом Свидригайловых и подверглась унижению со стороны его жены. Репутация девушки была испорчена, поэтому она принимает решение выйти замуж за богатого и влиятельного Лужина, который смог бы не только обеспечит жизнь Дуни и ее матери, но и помог бы найти работу любимому брату, Родиону. Но на самом деле Лужину нужна от Дуни только ее беспомощность и бедное положение, благодаря которому она не будет ничего требовать от него. Она готова идти на самопожертвование ради других, близких и родных ей людей, у нее по-настоящему широкая и добрая душа. Дуня очень сильно любит своего брата, готова пойти на все ради него.

Читайте также:
Бедные люди в романе Ф. М. Достоевского Преступление и наказание: сочинение

Из-за Раскольникова, который смог убедить сестру, что ее жених — подлец и гнилой человек, что брак с ним — значит продать себя за деньги, свадьба с Лужиным не состоялась, и Дуня выходит замуж за Разумихина, близкого друга Родиона, но уже по любви. Разумихин обещает заботиться не только о своей жене, но и о ее матери.

Дуня в данном произведении входит в общество униженных и оскорбленных: униженная женой Свидригайлова, униженная собой, оскорбленная обществом, но несмотря на это, образ Дуни в данном произведении Ф. Достоевского один из самых чистых, добрых, великодушных и самоотверженных.

Характеристика Дуни Раскольниковой, образ, описание (Авдотья Романовна) | “Преступление и наказание”

Дуня Раскольникова
(актриса В. Федорова,
фильм 1969 г.)

Дуня Раскольникова, она же Авдотья Романовна Раскольникова, является одним из ярких второстепенных персонажей романа “Преступление и наказание”.

В этой статье представлен цитатный образ и характеристика Дуни в романе “Преступление и наказание”: описание внешности и характера Авдотьи Романовны Раскольниковой.

Смотрите: Все материалы по “Преступлению и наказанию”

Характеристика Дуни Раскольниковой в романе “Преступление и наказание”, образ, описание (Авдотья Романовна)

Дуня, или Авдотья Романовна Раскольникова, является младшей сестрой главного героя романа Родиона Раскольникова.

Дуня во многом похожа на своего брата Родиона:

“А знаете, Авдотья Романовна, вы сами ужасно как похожи на вашего брата, даже во всем. ” (Разумихин о Дуне, часть 3 глава II)

“Ведь вам уже двадцатый год был тогда, как последний-то раз мы виделись: характер-то ваш я уже понял.” (о событиях, происходивших 2-3 года назад, часть 1 глава IV)

“Авдотья Романовна, в сущности, ведь нищая . одним словом, живет трудами рук своих, что у ней на содержании и мать, и вы. ” (часть 6 глава IV)

“. заметил, что обстановка обеих женщин до крайности бедная.” (часть 3 глава II)

“Тяжело за двести рублей всю жизнь в гувернантках по губерниям шляться. ” (часть 1 глава IV)

“. Авдотья Романовна была замечательно хороша собою — высокая, удивительно стройная, сильная, самоуверенная, что высказывалось во всяком жесте ее и что, впрочем, нисколько не отнимало у ее движений мягкости и грациозности.

Лицом она была похожа на брата, но ее даже можно было назвать красавицей. Волосы у нее были темно-русые, немного светлей, чем у брата; глаза почти черные, сверкающие, гордые и в то же время иногда, минутами, необыкновенно добрые. Она была бледна, но не болезненно бледна; лицо ее сияло свежестью и здоровьем.

Рот у ней был немного мал, нижняя же губка, свежая и алая, чуть-чуть выдавалась вперед, вместе с подбородком, — единственная неправильность в этом прекрасном лице, но придававшая ему особенную характерность и, между прочим, как будто надменность.

Выражение лица ее всегда было более серьезное, чем веселое, вдумчивое; зато как же шла улыбка к этому лицу, как же шел к ней смех, веселый, молодой, беззаветный. ” (часть 3 глава I)

“Заметив еще при входе, как ослепительно хороша собою Авдотья Романовна. ” (часть 3 глава I)

“Однако, какая восхитительная девочка эта Авдотья Романовна! — заметил Зосимов, чуть не облизываясь. ” (часть 3 глава I)

“. господи! Одиннадцатый час! — вскрикнула она, взглянув на свои великолепные золотые часы с эмалью, висевшие у ней на шее на тоненькой венецианской цепочке и ужасно не гармонировавшие с остальным нарядом. «Женихов подарок», — подумал Разумихин. .” (часть 3 глава II)

“. красота и образование Авдотьи Романовны поразили его. ” (часть 4 глава III)

“Черт возьми, зачем же она так хороша?” (часть 6 глава IV)

У Дуни большие черные сверкающие глаза — гордые и в то же время иногда очень добрые:

“. глаза почти черные, сверкающие, гордые и в то же время иногда, минутами, необыкновенно добрые.” (часть 3 глава I)

“. с сверкающими, как огонь, большими черными глазами. ” (часть 5 глава V)

“Одета она была в какое-то темненькое из легкой материи платье, а на шее был повязан белый прозрачный шарфик. По многим признакам Разумихин тотчас же заметил, что обстановка обеих женщин до крайности бедная. Будь Авдотья Романовна одета как королева, то, кажется, он бы ее совсем не боялся; теперь же, может, именно потому, что она так бедно одета и что он заметил всю эту скаредную обстановку. ” (часть 3 глава II)

“. Дунечка тоже оделась. Перчатки на ней были не только заношенные, но даже изодранные, что заметил Разумихин, а между тем эта явная бедность костюма даже придавала обеим дамам вид какого-то особенного достоинства, что всегда бывает с теми, кто умеет носить бедное платье.” (часть 3 глава II)

“. красота и образование Авдотьи Романовны поразили его. ” (часть 4 глава III)

“Конечно, ты знаешь Дуню, знаешь, как она умна. “ (часть 1 глава III)

” . явилась девушка гордая, характерная, добродетельная, воспитанием и развитием выше его. ” (часть 4 глава III)

“Конечно, ты знаешь Дуню, знаешь, как она умна и с каким твердым характером. Дунечка многое может сносить и даже в самых крайних случаях найти в себе столько великодушия, чтобы не потерять своей твердости. ” (часть 1 глава III)

“Это девушка твердая. ” (мать о ней, часть 1 глава III)

“Гордячка!” (брат о ней, часть 3 глава III)

“Авдотья Романовна была замечательно хороша собою — высокая, удивительно стройная, сильная, самоуверенная. ” (часть 3 глава I)

“Авдотья Романовна целомудренна ужасно, неслыханно и невиданно. (Заметьте себе, я вам сообщаю это о вашей сестре как факт. Она целомудренна, может быть, до болезни, несмотря на весь свой широкий ум, и это ей повредит.). ” (часть 6 глава IV)

“. вы источник доброты, чистоты, разума и… совершенства! Дайте вашу руку, дайте…” (часть 3 часть I)

“Нечего и говорить, что вы храбрая девушка. ” (Свидригайлов о ней, часть 6 глава V)

“. Авдотья Романовна хоть и не пугливого была характера. ” (часть 3 глава I)

“Ты знаешь характер сестры твоей, Родя. Это девушка твердая, благоразумная, терпеливая и великодушная, хотя и с пылким сердцем. Конечно, ни с ее, ни с его стороны особенной любви тут нет, но Дуня, кроме того что девушка умная, — в то же время и существо благородное, как ангел, и за долг поставит себе составить счастье мужа, который в свою очередь стал бы заботиться о ее счастии. ” (часть 1 глава III)

“. сестра моя скорее в н***гры пойдет к плантатору или в латыши к остзейскому немцу, чем оподлит дух свой и нравственное чувство свое связью с человеком, которого не уважает и с которым ей нечего делать, — навеки, из одной своей личной выгоды. ” (брат о ней, часть 1 глава IV)

“Дело ясное: для себя, для комфорта своего, даже для спасения себя от смерти, себя не продаст, а для другого вот и продает! Для милого, для обожаемого человека продаст. ” (брат о ней, часть 1 глава IV)

“. чтобы ты знал, как любит тебя Дуня и какое у нее бесценное сердце. ” (часть 1 глава III)

“. существо благородное, как ангел. ” (часть 1 глава III)

“Люби Дуню, свою сестру, Родя; люби так, как она тебя любит, и знай, что она тебя беспредельно, больше себя самой любит. Она ангел. ” (часть 1 глава III)

“. я выхожу за Петра Петровича. потому что из двух зол выбираю меньшее. ” (Дуня о браке с Лужиным, часть 3 глава III)

“Если я погублю кого, так только себя одну… Я еще никого не зарезала. ” (Дуня о браке с Лужиным, часть 3 глава III)

“Ты не можешь уважать Лужина: я видел его и говорил с ним. Стало быть, продаешь себя за деньги, и, стало быть, во всяком случае поступаешь низко, и я рад, что ты, по крайней мере, краснеть можешь!” (Раскольников о браке с Лужиным, часть 3 глава III)

“. я польстилась на его деньги, но, клянусь, брат, — я и не воображала, чтоб это был такой недостойный человек. Если б я разглядела его раньше, я бы ни на что не польстилась! Не вини меня, брат. ” (часть 4 глава III)

Это был цитатный образ и характеристика Дуни в романе “Преступление и наказание”: описание внешности и характера Авдотьи Романовны Раскольниковой.

Читайте также:
Образ и характеристика Сони Мармеладовой и ее взаимосвязь с образом Раскольникова: сочинение

“Преступление и наказание” — книга великой боли за человечество

Школьное сочинение

Во всех произведениях Достоевского мы замечали одну общую черту, замеченную во всем, что он писал: это боль о человеке, который сам себя не признает человеком и даже не вправе быть им.

Ф. М. Достоевский — самый беспощадный художник XIX века, который изображал в своих гениальных произведениях суровую правду жизни, был одержим великой любовью к человеку и считал своим долгом открыть “униженным и оскорбленным” глаза и заставить их бороться, искать пути избавления от страданий и социальной несправедливости. Л. Н. Толстой писал: “Самое важное в произведении искусства, чтобы оно имело нечто вроде фокуса, и он должен быть недоступен полному объяснению словами”. Таким фокусом у Достоевского стало изображение крайней нищеты, когда люди не просто гибнут от голода, но и теряют свой человеческий облик и чувство собственного достоинства.

По глубине и тонкости замысла, по мастерству и правдивости отображения реальной действительности роман Ф.М. Достоевского “Преступление и наказание” можно смело назвать вершиной творчества писателя. Ведь в центре внимания автора оказалась страшная картина жизни России середины XIX века, со всей той нищетой, бесправием, угнетением русского народа, который хоть и пытался бунтовать против такой несправедливости, но вместе с тем осознавал свое бессилие в этой борьбе. Для более точного отображения этой действительности писатель старался проникнуть в самую глубину человеческой души, отразить сознание людей, их метания и противоречия.

Роман Достоевского вышел в свет в переломное для страны время, когда русская интеллигенция, ожидавшая возрождения России после реформы 1861 года, вынуждена была познать вместо этого глубокое разочарование и потрясение.

Социальные противоречия не исчезли. Напротив, они еще боль-. те обострились, еще острее стала несправедливость общественного устройства. И все это с талантом настоящего мастера сумел тонко подметить и выразить в своем романе Ф.М. Достоевский. При этом на примере трагедии одного человека автор выделил, вывел на первый план трагедию всего народа, отразил целый мир. Писатель не случайно взял своих героев из среды разорившегося дворянства. Именно в этой среде часто проявлялись в то время по-настоящему неординарные личности, яркие, сильные характеры, болезненные спады и светлые подъемы сознания, оказавшегося в конфликте с самим собой.

Действие романа происходит в Петербурге, в той его части, где жила беднота. Серый, мрачный город, многочисленные пивные, зазывающие народ залить горе; толпы пьяных на улицах; женщины, продающие себя за бесценок, а те, кто не желал этого делать, бросались с моста в воду. Страшное царство нищеты, бесправия, болезней, безысходности — вот те условия, в которых существуют простые русские люди, те условия, при которых в сознании многих рождаются ложные (хотя и вполне понятные) идеи восстановления справедливости.

Описывая жизненный путь Родиона Раскольникова — противоречивой личности, вынужденной в силу социальных причин пойти на преступление, на жестокое убийство, — Достоевский в первую очередь стремился показать гибельность подобного шага.

Но вместе с тем он мечтал показать перерождение, очищение человека путем страданий, переосмысления принципов и в конечном итоге преодоления зла. Да, Раскольников совершил преступление, избрал ошибочный путь в жизни. Но главное здесь — то, что толкнуло героя встать на путь убийства. И пытаясь обосновать такой шаг, Достоевский с первых страниц говорит о социальном положении Родиона. Молодой человек вынужден существовать в комнатке, а точнее “каморке”, которую сам автор сравнивает со шкафом, сундуком, гробом, подчеркивая крайнюю нищету ее обитателя — “задавленного бедностью”, “изуродованного нищетой” “бедного и больного студента”.

Читайте также:
Вопрос греха и добродетели в романе «Преступление и наказание»: сочинение

Создавая психологический портрет своего героя, писатель на первое место выводит те черты, которые рождены именно общественным положением бедного студента: мнительный, самолюбивый, мрачный, угрюмый. И в этих чертах, в этих характеристиках Родиона Раскольникова отражен обобщенный портрет поколения, показаны особенности психологии многих его современников.

Такие люди, как Раскольниковы, Мармеладовы и подобные им, вынуждены влачить жалкое существование в жестоком и несправедливом мире, где распорядителями и хозяевами являются подлые и низкие свидригайловы и лужины. Потому не осуждение в первую очередь, а страшная, щемящая боль пронизывает страницы романа Достоевского — боль за людей, раздавленных нищетой, таких как Катерина Ивановна Мармеладова, которая сама себя сравнивает с заезженной клячей; как ее несчастный муж, спившийся от горя и бедности; как дочь Соня, вынужденная продавать себя, чтобы поддерживать хоть какое-то существование семьи. Ее образ наиболее трагичен. “Ты на себя руки наложила, ты загубила жизнь. свою”, — говорит ей Родион. А ведь сколько таких же несчастных девушек губили свою жизнь, принося себя в жертву ради близких, ради какого-то призрачного благополучия. Такой же (или почти такой) путь уготован и сестре Раскольникова. Осознание этого, понимание гибельности того поступка, на который готова пойти ради него сестра, выйдя за нелюбимого, к тому же ничтожного человека, зарождает протест в душе главного героя.

Родион не видит другого выхода, как убийство процентщицы. Так он спасет себя, спасет свою семью. И при таких обстоятельствах смерть никому не нужной старухи кажется ему оправданной, в чем еще больше Раскольников убеждается, получив письмо матери, в котором она сообщает о своем плачевном материальном положении. “Ясно, что теперь надо было не тосковать, не страдать пассивно, одними рассуждениями о том, что вопросы неразрешимы, а непременно что-нибудь сделать, и сейчас же, и поскорее. Во что бы то ни стало надо решиться, хоть на что-нибудь, или. Или отказаться от жизни совсем. “

Да, такая идея могла возникнуть в голове героя, как и в голове другого студента, чей разговор Раскольников как-то услышал в трактире, только под влиянием крайней нищеты, безысходности, несправедливости окружающего мира. “За одну жизнь — тысячи жизней, спасенных от гниения и разложения”. Не правда ли — благородный, оправданный выход?!

Единственный выход для множества людей, загнанных жизнью в глухой угол, вынужденных каждый день видеть сотни, тысячи гибнущих жизней, жизней, которые еще можно спасти “от нищеты, от разложения, от гибели, от разврата, от венерических заболеваний. “. А всего-то нужно — убить никчемную старушонку и забрать ее деньги! Нет, конечно, Достоевский не оправдывает своего героя. Наоборот, вся суть пути Раскольникова в конечном итоге сводится к пониманию своих ошибок. Мучительному пониманию. Но хотя в романе и есть намек на то, что стремления к лучшей жизни не напрасны, не напрасны попытки прийти к ней другим, правильным путем, — мы понимаем, что, к сожалению, сбыться этим стремлениям суждено не так уж скоро. И многострадальному русскому народу еще через много испытаний придется пройти. Отсюда нескрываемая боль автора за весь народ, за все человечество.

И все же, размышляя о далеком грядущем, Достоевский писал в “Дневнике писателя”: “Я не хочу мыслить и жить иначе, как с верой, что все наши девяносто миллионов русских (или там сколько их тогда народится) будут все когда-нибудь образованны, очеловечены и счастливы”.

Маленькие люди в романе Преступление и наказание Достоевского сочинение 10 класс

Федор Михайлович Достоевский – гений психологического романа и настоящий классик отечественной литературы. Его произведения затрагивают тончайшие струны человеческой души. Трудом всей жизни Федора Михайловича является роман «Преступление и наказание». В нем затронуто множество различных тем: философские, психологические, социальные. Хотелось бы остановить свое внимание на теме маленьких людей в романе. Именно об этом я буду вести повествование в своем сочинении.

Но прежде чем затрагивать данную тему. Требуется дать понятие термину «маленький человек». «Маленький человек» в отечественной литературе – это тип персонажа, введенный Гоголем в своем произведении «Шинель». Достоевский является продолжателем традиций Гоголя, поэтому давай же разберемся какова роль маленьких людей в романе «Преступление и наказание».

Мармеладовы, Лизавета, Пульхерия Александровна и Авдотья Романовна. Их связывает особая роль в романе – роль духовного мученичества. Думаю, не стоит разбираться каждого в отдельности. Ограничимся двумя примерами. Сонечка Мармеладова работала по желтому билету, терпела постоянные издевки, чтобы прокормить семью, а Авдотья Романовна должна была выйти замуж за ужасного, злобного, равнодушного ко всему, кроме своего капитала человека – Петра Петровича Лужина, чтобы помочь материально Раскольникову.

Все перечисленные персонажи являются маленькими людьми, их обижают, они терпят и являются в некотором роде божьими созданиями, которые не влияют ни на что в этом мире. Но так ли это, настолько ли ужасна их судьба? Да, их судьба действительно незавидная и вызывающая жалость у читательского сообщества. Но каждый из них претерпевает или претерпел нравственную революцию!

Пьяница-Мармеладов не боится пощечины жены, а боится слез на ее глаза, боится крика, почему? Потому что он ее любит как человека, он не хочет ее расстраивать, но обстоятельства, его положение и характера не могут ему позволить этого не делать. Однако он переживает, он мучается именно из-за переживаний другого. Тоже самое можно сказать про каждого из вышеперечисленных, а в особенности про Соню. Она живет только ради других, а это разве не то, к чему стремится человек? Счастлив ли тот, кто может решать чужие судьбы? Нет! А тот, кто жаждет и готов сделать все, чтобы помочь? Тот определенно счастлив! Именно человеколюбием наделены маленькие люди в романе Достоевского. Они как бы возвышаются над всем мерзким, жадным миром и являются надеждой человечества на спасения от мрака и тьмы, которые олицетворены в таких персонажах как процентщица, Лужин.

Читайте также:
Краткая хроника жизни и творчества Достоевского: сочинение

В заключении хочется отметить, что модернизация Достоевским образа «бедного человека» подчеркивает уникальность и гениальность автора, но главное – это показывает его истинную позицию, основанную на коренных христианских положениях: человеколюбие и любовь к ближнему

Сочинение Тема маленького человека в романе Достоевского Преступление и наказание

В романе «Преступление и наказание» Достоевский описывает героя как обычного бедного студента, который был одет в лохмотья, заложил все свои деньги и жил очень убого. Он живет на грани нищеты, а потому – «маленький человек». В этом вся низменность Родиона Раскольникова. Жизнь должна сломать его, но он силен духом, он не забитый и не униженный судьбой. Достоевский хотел показать, насколько он маленький и убогий в огромном мире, но в то же время сильный и большой. По своему социальному статусу Раскольников – «маленький человек».

Достоевский подчеркивает в романе власть окружающей внешней среды над человеком. Эта окружающая среда и бытовые мелочи дают полную характеристику герою. Глядя на то, в каких условиях живет герой, можно понять, почему он такой. Раскольников мечется по городу и видит только слезы, грязь. Город жесток и бесчеловечен, не похож на столицу, а напоминает бред сумасшедшего. Именно окружающая нищета показывает «маленького человека». Кроме того, автор отчетливо дает понять, насколько противоречив его внутренний мир. С одной стороны он беден и несчастен, с другой – не вызывает никакого сочувствия.

На самом деле он не маленький человек. Он попал в пучину нищеты, но не готов смириться, он борется. Он идет на преступление и после оправдывает себя. Родион убил старуху ростовщицу, но считает, что избавил общество от зла. Все время после совершенного преступления, он пожирал себя изнутри и убеждал себя же в правильности своего деяния.

Жизнь остальных героев романа не менее страшна. Они тоже «маленькие люди». Спившийся Мармеладов, умирающая от чахотки его жена, мама и сестра Родиона, переживающие издевательства богачей, девушка, которая обрекла себя на унижения, дети, растущие рядом с пьющими родителями. Все это история о «маленьких людях». «Маленькие люди» осознают безысходность своего положения, а исправить ничего не могут. Под влиянием ужасающего бытия рождается философия жизни.

Социально-бытовые мотивы, совершенного преступления Раскольниковым, перекрываются философскими мотивами. Соединив свою судьбу с угнетенными людьми, только таким способом может искупить свою вину перед этими несчастными людьми. Раскольников приходит к выводу, что лучше быть «маленьким человеком», быть раздавленным, чем наоборот иметь власть над людьми и давить их. Он предпочитает быть жертвой, чем палачом. К нему приходит смирение. Потому в конце романа читатели видят Родиона на пороге новой жизни, которая кардинально отличается от сегодняшней действительности.

Вариант 3

Эта тема-одна из важнейших в произведениях этого автора, поэтому неудивительно, что главные герои книги “Преступление и наказание” – “маленькие люди”.

Такой герой, по своей сути, беден скромен, у него нет значительного статуса, и он сталкивается с несправедливостью судьбы.

В данном произведении практически все персонажи, так или иначе, представляют маленьких людей, это семья Мармеладовых и Раскольниковых, друг главного героя Разумихин, Николка и Настасья.

Это простая, небогатая семья, практические живущая за чертой бедности.

У Родиона Раскольникова есть мать и сестра. Первая живёт на пенсию, которую ей выплачивают за смертью супруга, а сестра устроилась гувернанткой к обеспеченным людям, которые относятся к ней с пренебрежением. Дуня, его сестра до беспамятство влюблена в Лужина, не очень нечестного человека.

Сам же Родион также маленький человек, у него вечно нет денег. Конечно же, его финансовое состояние не является достаточной причиной для совершения убийства и не оправдывает его ни в коем случае, тем не менее, герою присвоено клеймо “маленького человека”.

Ещё одна семья, ярко описывающая термин “маленьких” людей. Семён Захарович Мармеладов- чиновник, все чаще ищет утешение в своих бедах на дне стакана, мужчина упал под тяжестью ситуаций и обстоятельств, которые были в жизни и так и не смог восстановиться в обществе. Однако, по характеру этот человек добрый, тихий, не лишенный ума. Он очень глубоко переживает по поводу того, что сделал со своей жизнью, в том числе по поводу пьянства, но, однако, он понимает, что остановиться уже у него не хватит сил и эти мысли всё больше угнетают его.

Его супругу, Екатерину Ивановну также постигла очень печальная участь: женщина умирает от чахотки, не сумев справиться с потерей двух своих мужей в столь молодом возрасте (30 лет).

Их дочь, Соня Мармеладова не имеет никакого другого пути, кроме как зарабатывать себе на хлеб, занимаясь самым низким делом того времени. Девушка фактически жертвует собой ради своей семьи.

В своем романе “Преступление и наказание” Достоевский показывает, как в действительности живут бедные люди, сколько сил им приходится затрачивать на то, чтобы банально не умереть от голода, при этом они сохраняют все те качества, которые отличают настоящего человека: непрочность, доброта, вера в лучшее.

Сочинение 4

Тему «маленького человека» мы можем проследить в работах таких известных классиков, как А.С. Пушкин в «Станционном смотрителе», Н.В. Гоголь в «Шинели».

Достоевский не просто продолжил эту тему, а стал ведущим писателем, который затронул жизнь «униженных и оскорбленных». Федор Михайлович говорил своими произведениями о том, что каждый человек, каким бы он не был, имеет право на сострадание и милосердие. В своем первом труде «Бедные люди» он показывает одного из таких героев – Макара Девушкина, бедного чиновника, задавленного нынешним положением. Бедные люди проживают в маленьких и холодных комнатушках, которые практически не отапливаются из-за нехватки денег. Они часто голодают и ходят в потрепанной одежде. Поэтому бедняки постоянно болеют, всегда находятся в долгах и берут зарплату за работу вперед. Так, у Девушкина сапоги до того исхудали, что видны были пальцы на ногах. Это герой говорит про себя, что он привык к такому положению, потому что он смирный, и просто маленький человек. Внешние жизненные обстоятельства принуждают Девушкина взяться за перо и бумагу. Макар до того запуганный этой жизнью, что боясь сплетен и пересудов по поводу его свиданий с Варенькой, он признается в своих чувствах девушке в письмах. Даже присланные Варей книги «Повесть Белкина» и «Шинель» понравились Макару, так как в этих героях он увидел себя.

Читайте также:
Человек - целый мир (Ф.М. Достоевский). (По одному из произведений русской литературы XIX века.): сочинение

Белинский отметил творчество Достоевского, говоря про него, что Федор Михайлович первым отделился от толпы писателей созданием произведения «Бедные люди». Тема «маленького человека» прослеживается и в другом произведении «Униженные и оскорбленные». На фоне могущественного Петербурга показан контраст роскоши и нищеты. Бедных людей много, они все оказываются выброшенными на улицу. Так, например, прозябают в полной нищете герои Наташа Ихменева и ее отец. Озлобленные, они хотят бросить вызов, тем, кто их унижает, но этот бунт приводит к трагедии, заканчивающейся смертью. И если Наташа, которую бросает молодой человек, оказавшаяся на улице, смиряется с таким положением, то Нелли, гордая девочка, перенесшая множество мучений, мстит, но ее путь трагичен. Бедные люди не могут победить, так как этот мир для них жесток, и поэтому они просто сосуществуют. Как бы они не пытались изменить мир, у них не получалось. Особенно это четко показано в «Преступлении и наказании». Мы видим, что глава семейства Мармеладовых оказывается на улице, а его дочь Соня вынуждена заниматься проституцией. Да и главный герой Раскольников, прозябающий в каморке, страдающий от нищеты, вынашивает план убийства.

Эта тема будет продолжена в «Идиоте» и «Братьях Карамазовых». И надо отдать должное Достоевскому, так как Федор Михайлович раскрыл больные стороны русского общества и изобразил живые картины русской действительности.

Тема маленького человека

Разве может человек быть “маленьким”? Почему его унижают вышестоящие персоны? Достоин ли он сочувствия или сам виноват в своей жизни? Эти вопросы волновали русских писателей. Ф.М.Достоевский продолжает тему “маленького человека”, следуя традициям А.С.Пушкина и Н.В.Гоголя, но не повторяет их, а находит свою тональность.

“Маленьким человеком” в русской литературе принято называть чиновника, находящегося в самом низу социальной лестницы. “Сущий мученик 14-го класса”,- скажет о Самсоне Вырине Пушкин. “Зачем вы меня обижаете?” – будет вопрошать сослуживцев гоголевский Акакий Акакиевич Башмачкин. “. коли идти больше некуда!” – страдальчески произносит спившийся чиновник Мармеладов в романе Достоевского “Преступление и наказание”. Для всех он “забавник”, посетители распивочной потешаются над его судьбой. А почему? Не задалась жизнь у человека. Вдовец, оставшийся со взрослой дочерью – Соней, женился второй раз , скорее из сострадания, на даме благородного происхождения с тремя детьми . Но по сокращению штатов лишился места – и покатилась жизнь под откос: семья оказалась в нищете безнадежной. Условия, в которых живет семья Мармеладовых, вызывают ужас. Пропиты последние чулки Катерины Ивановны, маленькие дети плачут от голода, Соня вынуждена жить по желтому билету, чтобы как-то помочь семье, чтобы Полечка не повторила ее судьбу. Понимает ли Семен Захарович всю подлость своего существования, когда он у Сонечки последние деньги забирает? Понимает! Пытался устроиться на службу, но оказался слаб – пристрастие к алкоголю сильнее его. Мармеладов корит себя:”Свинья!” Он не снимает с себя вину, но чувствует , что Катерина Ивановна от отчаяния вышла за него, а потому нет у нее истинной жалости к нему и понимания. И потому некуда нести ему свое страдание , не с кем поделиться своей болью. И только Сонечка не винит ни в чем, да Раскольников слушает внимательно исповедь пьяницы: он и ненавидит Мармеладова за слабость, и сопереживает униженному человеку.

Судьба Мармеладова закономерна: он погибает под копытами лошади. Окружающие равнодушны к его смерти, и только громко будет стенать потерявшая разум Катерина Ивановна и молча страдать Сонечка.

Позиция автора неоднозначна: с одной стороны, Ф.М.Достоевский обвиняет общество, в котором нет сочувствия к униженным и оскорбленным, которое выкинуло Человека на дно, с другой – писатель не снимает с героя ответственности за свою жизнь, за жизнь родных людей. Для Достоевского каждый человек достоин жалости и понимания. Человек не должен быть “маленьким”!

Также читают:

Картинка к сочинению Маленькие люди в романе Преступление и наказание

Популярные сегодня темы

А.П. Чехов – один из самых талантливых писателей в истории русской литературы: виртуозно используя слово, он сделал его главным инструментом для того, чтобы обнажать самые тонкие грани души как своих героев

Образ Тома Сойера представлен энергичным, умным мальчиком, которому недавно исполнилось двенадцать лет, он является сиротой, который находится на опекунстве его тетушки по имени Полли.

Школа является образовательным учреждением, деятельность которого регламентируется уставом. В этом документе предусмотрены определенные правила, которые должны соблюдать все учащиеся.

Произведение Бежин луг является частью большого сборника рассказов “Записки охотника, « в котором содержится множество небольших по объёму, но не по своей смысловой составляющей, произведения.

Сюжетная композиция произведения состоит из повествования об одном эпизоде из жизни стареющей суровой самки волка, вынужденной, преодолевая холод, боль, беспомощность, выживать ради своего новорожденного потомства.

Проблема «бедного человека» в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»

Обратимся теперь к роману Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание». В этом произведении автор обращает внимание читателя на проблему «бедного человека». В статье «Забитые люди» Н.А. Добролюбов писал: «В произведениях Ф.М. Достоевского мы находим одну общую черту, более или менее заметную во всем, что он писал. Это боль о человеке, который признает себя не в силах или, наконец, даже не вправе быть человеком, настоящим, полным самостоятельным человеком самим по себе» [7], стр. 7.

Роман Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» – это книга о жизни обездоленных бедных людей, книга, в которой отражается боль писателя за поруганную честь «маленького» человека. Перед читателями разворачиваются картины страданий «маленьких» людей. Их жизнь протекает в грязных каморках.

Читайте также:
Морально этические проблемы программирования в произведении Федора Достоевского Преступление и наказание: сочинение

Холодно и безразлично смотрит сытый Петербург на обездоленных людей. Трактирная и уличная жизнь вмешивается в судьбы людей, накладывая отпечаток на их переживания и поступки. Вот женщина, которая бросается в канал. А вот по бульвару идет пьяная пятнадцатилетняя девочка… Типичный приют столичной бедноты – жалкая комната Мармеладовых. При виде этой комнаты, нищеты обитателей понятной становится та горечь, с которой Мармеладов несколько часов назад рассказывал Раскольникову историю своей жизни, историю своей семьи. Рассказ Мармеладова о себе в грязном трактире – это горькая исповедь «погибшего человека, задавленного несправедливо гнетом обстоятельств».

Но самый порок Мармеладова объясняется безмерностью его несчастий, осознанием своей обездоленности, приниженности, которые приносит ему нищета. «Милостивый государь, – начал он почти с торжественностью, – бедность не порок, это истина. Знаю я, что и пьянство не добродетель, и это тем паче. Но нищета, милостивый государь, нищета – порок-с. В бедности вы еще сохраняете свое благородство врожденных чувств, в нищете же – никогда и никто» [7], стр. 122. Мармеладов – это бедный человек, которому «некуда идти». Мармеладов все дальше катится вниз, но и в падении он сохраняет лучшие человеческие порывы, способность сильно чувствовать, которые выражаются, например, в его мольбе о прощении к Катерине Ивановне и Соне.

Всю свою жизнь Катерина Ивановна ищет, чем и как прокормить своих детей, терпит нужду и лишения. Гордая, страстная, непреклонная, оставшись вдовой с тремя детьми, она под угрозой голода и нищеты была вынуждена, «плача и рыдая и руки ломая» выйти замуж за невзрачного чиновника, вдовца с четырнадцатилетней дочерью Соней, который, в свою очередь, женился на Катерине Ивановне из чувства жалости и сострадания. Нищета забивает семью Мармеладова, но они борются, хоть и без шансов. Сам Достоевский говорит о Катерине Ивановне: «А Катерина Ивановна была сверх того и не из забитых, ее можно совсем убить обстоятельствами, но забить ее нравственно, то есть шугать и подчинить себе ее волю нельзя было» [7], стр. 9. Это стремление чувствовать себя полноценным человеком и заставило Катерину Ивановну устроить шикарные поминки.

Рядом с чувством самоуважения в душе Катерины Ивановны живет другое светлое чувство – доброта. Она старается оправдать своего мужа, говоря: «смотрите, Родион Романович, в кармане у него пряничного петушка нашла: мертво-пьяный идет, а про детей помнит» [7], стр. 141. Она, крепко прижимая Соню, словно собственной грудью хочет защитить ее от обвинений Лужина, говорит: «Соня! Соня! Я не верю!»… Она понимает, что после смерти мужа дети ее обречены на голодную смерть, что судьба немилостива к ним. Так Достоевский, опровергает теорию утешения и смирения, которая якобы приводит всех к счастью и благополучию, как Катерина Ивановна отвергает утешение священника. Ее конец трагичен. В беспамятстве бежит она к генералу, чтобы просить о помощи, но «их сиятельство обедают» и перед ней закрывают двери, больше нет надежды на спасение, и Катерина Ивановна решается на последний шаг: она идет просить милостыню. Впечатляет сцена смерти бедной женщины. Слова, с которыми она умирает, «уездили клячу», перекликаются с образом замученной, забитой до смерти лошади, которая когда-то приснилась Раскольникову. Образ надорвавшейся лошади у Ф. Достоевского, стихотворение Н. Некрасова об избиваемой лошади, сказка М. Салтыкова-Щедрина «Коняга» – таков и есть обобщенный, трагический образ замученных жизнью людей. В лице Катерины Ивановны запечатлен трагический образ горя, который является ярким протестом свободной души автора. Этот образ встает в ряд вечных образов мировой литературы, трагизм существования отверженных воплощен и в образе Сонечки Мармеладовой.

Этой девушке также некуда идти и бежать в этом мире, по словам Мармеладова, «много ли может бедная, но честная девица честным трудом заработать» [7], стр. 123. Сама жизнь отвечает на этот вопрос отрицательно. И Сонечка идет торговать собой, чтобы спасти семью от голода, потому что выхода нет, она не имеет права покончить с собой.

Ее образ противоречив. С одной стороны, он безнравственен и отрицателен. С другой, не пойди Соня на нарушение норм нравственности, она обрекла бы детей на голодную смерть. Таким образом, образ Сони превращается в обобщающий образ вечных жертв. Поэтому Раскольников восклицает эти знаменитые слова: «Сонечка Мармеладова! Вечная Сонечка».

Ф.М. Достоевский показывает униженное положение Сонечки в этом мире: «Соня села, чуть не дрожа от страху, и робко взглянула на обеих дам» [7], стр. 167. И именно это робкое забитое существо становится сильным моральным наставником, его устами говорит Ф.М. Достоевский! Главное в характере Сони – это смирение, всепрощающая христианская любовь к людям, религиозность. Вечное смирение, вера в бога придают ей силы, помогают жить. Поэтому именно она заставляет Раскольникова признаться в преступлении, показав, что истинный смысл жизни в страдании. Образ Сонечки Мармеладовой был единственным светом Ф.М. Достоевского в общем мраке безнадежности, во все том же пустом дворянском обществе, во всем романе.

В романе «Преступление и наказание» Ф.М. Достоевский создает образ чистой любви к людям, образ вечных человеческих страданий, образ обреченной жертвы, каждый из которых воплотился в образе Сонечки Мармеладовой. Судьба Сони – это судьба жертвы мерзостей, уродств собственнического строя, при котором женщина становится предметом купли-продажи. Подобная судьба уготована и Дуне Раскольниковой, которая должна была пойти той же дорогой, и Раскольников знал это. Очень подробно, психологически верно изображая «бедных людей» в обществе, Ф.М. Достоевский проводит основную идею романа: дальше так жить нельзя. Эти «бедные люди» протест Достоевского тому времени и обществу, горький, тяжелый, смелый протест.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: