История семейства Карамазовых: сочинение

Анализ романа Братья Карамазовы Достоевского

Роман «Братья Карамазовы» – это великое произведение выдающегося и гениального русского писателя Федора Ивановича Достоевского. Замысел романа появился, когда писатель работал над произведением «Подросток». В 1877 году автор писал, что займется «неприметной» работой. Сюжет сформировался после знакомства Достоевского с Ильинским, который был осужден за убийство отца. Данное произведение по своему жанру трудно поддается определению, но по признакам является психологической драмой. Повествование в романе ведется от лица рассказчика-биографа, который рассказывает некоторые факты и оценивает их. Данная форма повествования в большей мере указывает на достоверность происходящего.

В романе показана судьба семьи помещика Федора Павловича Карамазова. У хитрого, эгоистичного старика – три сына. Старший – отставной офицер Дмитрий, который в детстве оказался, брошен матерью и отцом. Средний – философ, исповедующий атеистические убеждения Иван. Младший, добрый, умеющий любить и сострадать людям Алеша. Также есть еще лакей Павел Смердяков, про которого ходит молва, как о незаконнорожденном сыне старика Карамазова. Ко всем детям отец проявляет холодность и безразличие.

Старший сын Дмитрий получил от отца небольшую сумму – часть наследства матери. Потребовав от отца большей суммы, Дмитрий получил отказ. На этой почве отец и сын находятся в состоянии тяжбы по поводу денег, что и становится завязкой романа – предлогом для поездки отца и братьев к старцу Зосиме. Кроме денежной тяжбы у Дмитрия с отцом существует конфликт по поводу молодой красавицы Грушеньки, в которую влюблен Дмитрий, но и отец на старости лет тоже решил на ней жениться. Именно с образом Дмитрия связаны основные сюжетные линии: отца семейства, кто-то убил, в результате чего за убийство осудили Дмитрия.

Роман отличается широтой и система образов. Нельзя назвать одного главного героя, также как и четко обозначить положительных героев и отрицательных. И отец, и сыновья являются олицетворением общества 60-х гг. Почти все семейство имеет печальную и трагичную судьбу: отец был убит, Павел покончил жизнь самоубийством, Дмитрия ссылают на каторгу, а Иван сходит с ума. Остается лишь Алексей, на которого ещё есть надежда на изменение.

Композиция романа «Братья Карамазовы» очень сложна. Все действие происходит за две недели и за такой короткий промежуток времени произошло огромное количество событий, конфликтов. Произведение Ф.М. Достоевского содержит 12 частей, которые представлены в традиционной форме: завязка, развитие действия, кульминация, развязка.

Автор в своем романе очень ярко изображает внутренний мир героев. Повествование отличается своей глубиной и имеет явно выраженный философский характер. На первый взгляд семейный роман «Братья Карамазовы» повествует о совершенно не семейных отношениях. В романе представлены три поколения: отцы, дети и «мальчики» – это новая, зарождающаяся Россия.

2 вариант

Линия сюжетного повествования появилась и сформировалась у автора после того, как он познакомился с Ильинским, который на данный момент отбывает наказание за убийство отца, автор узнает, что отбывает наказание он по ошибке, поэтому в черновиках романа упоминается фамилия Ильинского.

«Братья Карамазовы» – является итогом, чертой всей жизни Достоевского. Он объединяет здесь впечатления, которые остались у него с детства, но при этом он говорит о том, что пережил в последние годы своей жизни.

Дмитрий, Роман и Алексей – это три стадии становления самого автора. Он на примере героев показывает, какие стадии он был вынужден пережить сам. Структура романа сложная и многоплановая, автор строит ее на прочном основании. Сами события в повествовании разворачиваются за две недели, но это короткое время вмещает в себя столько идей и столкновений, которые могли бы стать основой настоящего конфликта и драмы.

Сами события вмещаются в промежуток между судебными процессами, один вершиться над Зосимой, второй над Карамазовым Дмитрием. Последовательность является символичной, автор показывает, как начинается падение героев, как они пренебрегают своим духовным состоянием, то как они доходят до преступления, которое было совершено.

Автор делит роман на двенадцать частей, первые две являются вступительными, в третьей автор рассказывает героях, которые являются отрицательными. В четвертой части мы знакомимся с положительными персонажами.

И только в пятой части становится ясно, кто является ключевыми персонажами повествования. Достоевский подвергает сомнению их моральные убеждения, проверяет их на прочность, задает разные условия.

И только в конце мотивы главных героев оценивает окружающее общество. Достоевский старается проникнуть в самое глубокое место своих главных героев, показать какие мотивы существуют внутри каждого.

Несмотря на противоречия, сомнения и терзания, каждый принимает собственное решение, которое приводит к определенным поступкам. Он использует разные изобразительные средства, от монологов до исповедей, желании рассказать другому о своих переживаниях, показать окружающим, как на самом деле выглядят переживания внутри человека и как они проявляются снаружи.

Также читают:

Картинка к сочинению Анализ романа Братья Карамазовы

Популярные сегодня темы

Михаил Юрьевич Лермонтов написал величайшее произведение «Мцыри». Это огромный вклад в литературу. В произведении много романтических образов и моментов. Все действия происходят на территории Кавказа.

Читайте также:
Общественная атмосфера конца 60-х годов и ее отражение в идеологическом романе: сочинение

Каждая прочтенная страница рассказа И. Бунина Сны Чанга – это невероятно искреннее сопереживание героям. При этом автор дает понять, что душа есть у всех живущих на земле, не важно, человек это или животное

В данной пьесе Островский поднял большую часть проблем того времени. Главным конфликтом пьесы является столкновение тёмного и светлого. Тёмным царством являются Кабановы, Кулигин, Дикой.

Обычный крестьянин по имени, Иван Флягин является главным героем произведения Николая Лескова «Очарованный странник». У этого человека жизнь насыщенная, непростая и довольно тяжелая

Герасим – обычный деревенский мужик, обладавший неистовой силой и мужеством. Герасим – настоящий русский человек, именно таким себе представляешь рабочего крестьянина того времени

Сочинение на тему: Сочинение по роману Достоевского «Братья Карамазовы».

Сочинение по роману Достоевского «Братья Карамазовы».
“Братья Карамазовы” ( Достоевский Ф.М. )

Последний роман Достоевского «Братья Карамазовы» по замыслу автора должен был состоять из двух частей, посвященных в общей сложности «жизнеописанию» Алеши Карамазова. Писатель успел завершить работу только над первой частью, в которой излагалась лишь предыстория главных действующих лиц. Но и то, что было написано, является совершенно самостоятельным произведением. Роман «Братья Карамазовы» стал итогом творческого развития писателя, своеобразным синтезом его общефилософских, этических, социальных идей.

Действие «Братьев Карамазовых» происходит не в Петербурге, как в большинстве романов Достоевского, а в небольшом провинциальном городке Скотопригоньевске. Для автора перемена места действия имела принципиальное значение. Болезненная ломка социального уклада жизни, моральное разложение, идейные конфликты, столкновения, кризисы становятся уже обычными не только для столицы, но и для маленького уездного города. Вся Россия затронута необратимыми изменениями, проявляющимися в экономике и политике, общественной нравственности и семейной жизни.

В «Братьях Карамазовых» нарисована широкая картина русской провинциальной жизни пореформенной эпохи, изображена целая галерея сложных, часто противоречивых человеческих характеров, разворачиваются разнообразные драматические события, отличающиеся напряженностью, психологической правдивостью и Художественной силой. История семейства Карамазовых — отца, Федора Павловича, трех его законных сыновей, Ивана, Дмитрия и Алексея, и одного незаконного, лакея Смердякова,— должна была дать представление об основных тенденциях развития дворянско-буржуазного общества, о громадной амплитуде колебаний между двумя «безднами», идеалами Содома и Мадонны, порока и добродетели, безобразия и красоты. В черновых набросках к роману Достоевский писал:
«Соедините все эти четыре характера, и вы получите, хоть уменьшенное в тысячную долю, изображение нашей современной действительности, нашей современной интеллигентной России».

Проблема «двойничества» возникает в романе еще раз, в сцене ночного видения Ивана, когда ему кажется, что он беседует с чертом. В действительности же происходит внутренний диалог, спор героя с самим собой. Постоянная для всего творчества Достоевского тема «маленького человека» представлена и в последнем его романе. Она отразилась в сюжетной линии, связанной с историей штабс-капитана Снегирева, его сына Илюшечки и гимназистов.

Во многих произведениях Достоевского существенную роль играют дети, которые часто становятся символом страдания, унижения и скорби (Нелли в «Униженных и оскорбленных»). Вместе с тем через их образы писатель воплощает идеи возмездия, суда над всеми мерзостями собственнического общества. Мысль о детях как судьях грязного мира и одновременно как надежде на его обновление является одной из ведущих в «Братьях Карамазовых». Вот почему такое важное место занимают в романе сцены, в которых участвуют гимназические товарищи Илюшечки. Дети принимают в свой круг Алешу, что придает всему роману определенную идейную завершенность. Мечта писателя о движении человечества к светлому будущему, новому «золотому веку» связана у него с мыслью о молодежи. Во второй (ненаписанной) части романа Достоевский, как о том свидетельствует один из его современников, хотел провести Алешу Карамазова через монастырь и сделать революционером. Он совершил бы политическое преступление. Его бы казнили. Он искал бы истину, и в этих поисках, естественно, стал бы революционером.

В «Братьях Карамазовых» можно встретить почти все типы героев Достоевского, встречавшиеся и ранее в его произведениях, характерные для него конфликты, сюжетные повороты, приемы изображения. Только все это в последнем романе дано более укрупненно, увеличивается масштаб событий, усиливается накал страстей, напряженность стиля. У Достоевского и ранее в небольшой промежуток времени происходило много событий, однако в «Братьях Карамазовых» в две недели сюжетного действия вмещено такое количество происшествий, неожиданностей, преступлений, случайных встреч, что этого бы хватило на несколько романов — философских, приключенческих, психологических, семейио-бытовых, общественно-политических и т. д.

В «Братьях Карамазовых» особенно отчетливо проявился характерный для Достоевского обостренный интерес к убеждениям и переживаниям героев, к их «идеям-чувствам». Поэтому писатель стремится проникнуть в их внутренний мир, изобразить самый поток их сознания, как правило, в момент наивысшего духовного напряжения. Это осуществляется с помощью различных повествовательных форм — внутренних монологов и диалогов, идейных споров, исповедей и т. д. Чрезвычайная напряженность конфликтов, острейшие драматические ситуации, резкость контрастов предопределяются нравственными кризисами героев, стремительным водоворотом страстей, открытым противоборством их мировоззрений, идей, интересов, что находит прямое выражение в резких спорах, обидах, оскорблениях, скандалах вплоть до катастрофических развязок (убийство, самоубийство, суд).

Читайте также:
Человеческое и бесчеловечное в бунте главного героя романа Преступление и наказание: сочинение

Ни в одном произведении Достоевского ранее не занимали такого видного места диспуты па философские темы, споры, легенды («Легенда о великом Инквизиторе»), поучения, связанные с важнейшими вопросами бытия. В романе широко используются «вечные образы». Они призваны были, как отмечает Г. Ф. Фридлендер, не только осветить для читателя глубинный смысл рисуемых романистом ситуаций как это уже было в «Преступлении и наказании» с образами Наполеона или Магомета, в романе «Идиот» с образом Христа, в романе «Бесы» с символическим эпиграфом. Но им отведено также специальное — обширное — место в кульминационных книгах и главах романа, образующих особую философско-символическую «надстройку» над главами, которые посвящены социально-бытовым коллизиям и типам «текущей» действительности.

Сочинение по роману Достоевского «Братья Карамазовы»

Последний роман Достоевского «Братья Карамазовы» по замыслу автора должен был состоять из двух частей, посвященных в общей сложности «жизнеописанию» Алеши Карамазова. Писатель успел завершить работу только над первой частью, в которой излагалась лишь предыстория главных действующих лиц. Но и то, что было написано, является совершенно самостоятельным произведением. Роман «Братья Карамазовы» стал итогом творческого развития писателя, своеобразным синтезом его общефилософских, этических, социальных идей. Действие «Братьев Карамазовых» происходит не в Петербурге, как в большинстве романов Достоевского, а в небольшом провинциальном городке Скотопригоньевске. Для автора перемена места действия имела принципиальное значение. Болезненная ломка социального уклада жизни, моральное разложение, идейные конфликты, столкновения, кризисы становятся уже обычными не только для столицы, но и для маленького уездного города.

Вся Россия затронута необратимыми изменениями, проявляющимися в экономике и политике, общественной нравственности и семейной жизни. В «Братьях Карамазовых » нарисована широкая картина русской провинциальной жизни пореформенной эпохи, изображена целая галерея сложных, часто противоречивых человеческих характеров, разворачиваются разнообразные драматические события, отличающиеся напряженностью, психологической правдивостью и Художественной силой.

История семейства Карамазовых — отца, Федора Павловича, трех его законных сыновей, Ивана, Дмитрия и Алексея, и одного незаконного, лакея Смердякова,— должна была дать представление об основных тенденциях развития дворянско-буржуазного общества, о громадной амплитуде колебаний между двумя «безднами», идеалами Содома и Мадонны, порока и добродетели, безобразия и красоты. В черновых набросках к роману Достоевский писал:

  • «Соедините все эти четыре характера, и вы получите, хоть уменьшенное в тысячную долю, изображение нашей современной действительности, нашей современной интеллигентной России».

Проблема «двойничества» возникает в романе еще раз, в сцене ночного видения Ивана, когда ему кажется, что он беседует с чертом. В действительности же происходит внутренний диалог, спор героя с самим собой. Постоянная для всего творчества Достоевского тема «маленького человека» представлена и в последнем его романе. Она отразилась в сюжетной линии, связанной с историей штабс-капитана Снегирева, его сына Илюшечки и гимназистов.

Во многих произведениях Достоевского существенную роль играют дети, которые часто становятся символом страдания, унижения и скорби (Нелли в «Униженных и оскорбленных»). Вместе с тем через их образы писатель воплощает идеи возмездия, суда над всеми мерзостями собственнического общества. Мысль о детях как судьях грязного мира и одновременно как надежде на его обновление является одной из ведущих в «Братьях Карамазовых». Вот почему такое важное место занимают в романе сцены, в которых участвуют гимназические товарищи Илюшечки. Дети принимают в свой круг Алешу, что придает всему роману определенную идейную завершенность.

Мечта писателя о движении человечества к светлому будущему, новому «золотому веку» связана у него с мыслью о молодежи. Во второй (ненаписанной) части романа Достоевский, как о том свидетельствует один из его современников, хотел провести Алешу Карамазова через монастырь и

  • «сделать революционером. Он совершил бы политическое преступление. Его бы казнили. Он искал бы истину, и в этих поисках, естественно, стал бы революционером. ».

В «Братьях Карамазовых» можно встретить почти все типы героев Достоевского, встречавшиеся и ранее в его произведениях, характерные для него конфликты, сюжетные повороты, приемы изображения. Только все это в последнем романе дано более укрупненно, увеличивается масштаб событий, усиливается накал страстей, напряженность стиля. У Достоевского и ранее в небольшой промежуток времени происходило много событий, однако в «Братьях Карамазовых» в две недели сюжетного действия вмещено такое количество происшествий, неожиданностей, преступлений, случайных встреч, что этого бы хватило на несколько романов — философских, приключенческих, психологических, семейио-бытовых, общественно-политических и т. д. В «Братьях Карамазовых» особенно отчетливо проявился характерный для Достоевского обостренный интерес к убеждениям и переживаниям героев, к их «идеям-чувствам».

Поэтому писатель стремится проникнуть в их внутренний мир, изобразить самый поток их сознания, как правило, в момент наивысшего духовного напряжения. Это осуществляется с помощью различных повествовательных форм — внутренних монологов и диалогов, идейных споров, исповедей и т.

Читайте также:
Филантропический подвиг Мармеладова: сочинение

д. Чрезвычайная напряженность конфликтов, острейшие драматические ситуации, резкость контрастов предопределяются нравственными кризисами героев, стремительным водоворотом страстей, открытым противоборством их мировоззрений, идей, интересов, что находит прямое выражение в резких спорах, обидах, оскорблениях, скандалах вплоть до катастрофических развязок (убийство, самоубийство, суд). Ни в одном произведении Достоевского ранее не занимали такого видного места диспуты па философские темы, споры, легенды (‘«Легенда о великом Инквизиторе»), поучения, связанные с важнейшими вопросами бытия. В романе широко используются «вечные образы».

Они призваны были, как отмечает Г. Ф. Фридлендер, не только

  • «осветить для читателя глубинный смысл рисуемых романистом ситуаций как это уже было в «Преступлении и наказании» с образами Наполеона или Магомета, в романе «Идиот» с образом Христа, в романе «Бесы» с символическим эпиграфом. Но им отведено также специальное — обширное — место в кульминационных книгах и главах романа, образующих особую философско-символическую «надстройку» над главами, которые посвящены социально-бытовым коллизиям и типам «текущей» действительности».

Сочинение по роману Достоевского «Братья Карамазовы»

Последний роман Достоевского «Братья Карамазовы» по замыслу автора должен был состоять из двух частей, посвященных в общей сложности «жизнеописанию» Алеши Карамазова. Писатель успел завершить работу только над первой частью, в которой излагалась лишь предыстория главных действующих лиц. Но и то, что было написано, является совершенно самостоятельным произведением. Роман «Братья Карамазовы» стал итогом творческого развития писателя, своеобразным синтезом его общефилософских, этических, социальных идей.

Действие «Братьев Карамазовых» происходит не в Петербурге, как в большинстве романов Достоевского, а в небольшом провинциальном городке Скотопригоньевске. Для автора перемена места действия имела принципиальное значение. Болезненная ломка социального уклада жизни, моральное разложение, идейные конфликты, столкновения, кризисы становятся уже обычными не только для столицы, но и для маленького уездного города. Вся Россия затронута необратимыми изменениями, проявляющимися в экономике и политике, общественной нравственности и семейной жизни.

В «Братьях Карамазовых» нарисована широкая картина русской провинциальной жизни пореформенной эпохи, изображена целая галерея сложных, часто противоречивых человеческих характеров, разворачиваются разнообразные драматические события, отличающиеся напряженностью, психологической правдивостью и Художественной силой. История семейства Карамазовых — отца, Федора Павловича, трех его законных сыновей, Ивана, Дмитрия и Алексея, и одного незаконного, лакея Смердякова,— должна была дать представление об основных тенденциях развития дворянско-буржуазного общества, о громадной амплитуде колебаний между двумя «безднами», идеалами Содома и Мадонны, порока и добродетели, безобразия и красоты. В черновых набросках к роману Достоевский писал:

  • «Соедините все эти четыре характера, и вы получите, хоть уменьшенное в тысячную долю, изображение нашей современной действительности, нашей современной интеллигентной России».

Проблема «двойничества» возникает в романе еще раз, в сцене ночного видения Ивана, когда ему кажется, что он беседует с чертом. В действительности же происходит внутренний диалог, спор героя с самим собой. Постоянная для всего творчества Достоевского тема «маленького человека» представлена и в последнем его романе. Она отразилась в сюжетной линии, связанной с историей штабс-капитана Снегирева, его сына Илюшечки и гимназистов.

Во многих произведениях Достоевского существенную роль играют дети, которые часто становятся символом страдания, унижения и скорби (Нелли в «Униженных и оскорбленных»). Вместе с тем через их образы писатель воплощает идеи возмездия, суда над всеми мерзостями собственнического общества. Мысль о детях как судьях грязного мира и одновременно как надежде на его обновление является одной из ведущих в «Братьях Карамазовых». Вот почему такое важное место занимают в романе сцены, в которых участвуют гимназические товарищи Илюшечки. Дети принимают в свой круг Алешу, что придает всему роману определенную идейную завершенность. Мечта писателя о движении человечества к светлому будущему, новому «золотому веку» связана у него с мыслью о молодежи. Во второй (ненаписанной) части романа Достоевский, как о том свидетельствует один из его современников, хотел провести Алешу Карамазова через монастырь и

  • «сделать революционером. Он совершил бы политическое преступление. Его бы казнили. Он искал бы истину, и в этих поисках, естественно, стал бы революционером…».

В «Братьях Карамазовых» можно встретить почти все типы героев Достоевского, встречавшиеся и ранее в его произведениях, характерные для него конфликты, сюжетные повороты, приемы изображения. Только все это в последнем романе дано более укрупненно, увеличивается масштаб событий, усиливается накал страстей, напряженность стиля. У Достоевского и ранее в небольшой промежуток времени происходило много событий, однако в «Братьях Карамазовых» в две недели сюжетного действия вмещено такое количество происшествий, неожиданностей, преступлений, случайных встреч, что этого бы хватило на несколько романов — философских, приключенческих, психологических, семейио-бытовых, общественно-политических и т. д.

В «Братьях Карамазовых» особенно отчетливо проявился характерный для Достоевского обостренный интерес к убеждениям и переживаниям героев, к их «идеям-чувствам». Поэтому писатель стремится проникнуть в их внутренний мир, изобразить самый поток их сознания, как правило, в момент наивысшего духовного напряжения. Это осуществляется с помощью различных повествовательных форм — внутренних монологов и диалогов, идейных споров, исповедей и т. д. Чрезвычайная напряженность конфликтов, острейшие драматические ситуации, резкость контрастов предопределяются нравственными кризисами героев, стремительным водоворотом страстей, открытым противоборством их мировоззрений, идей, интересов, что находит прямое выражение в резких спорах, обидах, оскорблениях, скандалах вплоть до катастрофических развязок (убийство, самоубийство, суд).

Читайте также:
Корень злых дел — в дурных мыслях. Л.Н.Толстой. (По одному из произведений русской литературы. — Ф.М.Достоевский. Преступление и наказание): сочинение

Ни в одном произведении Достоевского ранее не занимали такого видного места диспуты па философские темы, споры, легенды (‘«Легенда о великом Инквизиторе»), поучения, связанные с важнейшими вопросами бытия. В романе широко используются «вечные образы». Они призваны были, как отмечает Г. Ф. Фридлендер, не только

  • «осветить для читателя глубинный смысл рисуемых романистом ситуаций как это уже было в «Преступлении и наказании» с образами Наполеона или Магомета, в романе «Идиот» с образом Христа, в романе «Бесы» с символическим эпиграфом. Но им отведено также специальное — обширное — место в кульминационных книгах и главах романа, образующих особую философско-символическую «надстройку» над главами, которые посвящены социально-бытовым коллизиям и типам «текущей» действительности».

Понравилось сочинение » Сочинение по роману Достоевского «Братья Карамазовы», тогда жми кнопку of your page –>

Характеристика Кабанихи

Одной из главных героинь пьесы А. Н. Островского «Гроза» является Марфа Кабанова, олицетворяющая собой русское купечество. Деспотичная, грубая, невежественная, она принадлежит к отрицательным персонажам пьесы, возглавляя когорту «тёмного царства». Характеристика Кабанихи имеет большое значение, поскольку наглядно демонстрирует всю лживость и лицемерие прогнивших патриархальных устоев, заглушающих в человеке всё живое, настоящее.

Краткая характеристика

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться с самим произведением Гроза.

Полное имя — Марфа Игнатьевна Кабанова.

Возраст — не указан, женщина средних лет.

Род занятий — без определённого рода деятельности.

Семья — сын Тихон, дочь Варвара, невестка Катерина.

Социальное положение — купчиха.

Происхождение — родом из купеческого семейства.

Воспитание — воспитана в духе патриархальных устоев.

Образование — отсутствует.

Внешность — немолодая женщина.

Характер — сварливая, деспотичная, властная, холодная, самоуверенная, жадная, религиозная, защитница патриархальных устоев.

Положительные черты — отсутствуют.

Отрицательные черты — властная, злая, лицемерная, безжалостная, деспотичная.

Произведение — «Гроза».

Автор — А. Н. Островский.

Цитатная характеристика

Описание Кабанихи с цитатами позволит раскрыть её образ, продемонстрировать не только внешность, но и черты характера, особенности поведения, отношения к жизни.

Портрет

Полное имя Кабанихи — Марфа Петровна Кабанова. Это богатая купчиха, вдова.

«Марфа Игнатьевна Кабанова (Кабаниха), богатая купчиха, вдова».

Источник: Действующие лица

Кабанова — близкая подруга и кума купца Дикого.

«Что это ты, кум, бродишь так поздно?»

Источник: Действие третье, явление 2

Черты характера и поступки

Кабанова — лицемерная женщина, которая под видом благочестия способна на самые безнравственные поступки, особенно по отношению к членам своей семьи.

«Шапкин. Хороша тоже и Кабаниха.

Кудряш. Ну, да та хоть, по крайности, все под видом благочестия…»

Источник: Действие первое, явление 1

«Ханжа, сударь! Нищих оделяет, а домашних заела совсем».

Источник: Действие первое, явление 3

В доме Кабанихи так устроено, что без обмана и лицемерия невозможно спокойно прожить.

«…ты вспомни, где ты живешь! У нас ведь дом на том держится. И я не обманщица была, да выучилась, когда нужно стало».

Источник: Действие второе, явление 2

Кабанова привыкла держать детей в страхе и полном подчинении. Особую власть она имеет над старшим сыном Тихоном.

«Да как же я могу, маменька, вас ослушаться!»

Источник: Действие первое, явление 5

«Я, кажется, маменька, из вашей воли ни на шаг».

Источник: Действие первое, явление 5

«Кабанова (строго). Ломаться-то нечего! Должен исполнять, что мать говорит. (С улыбкой.) Оно все лучше, как приказано-то».

Источник: Действие второе, явление 3

«Кабанов (подходя к матери). Прощайте, маменька!

Кабанова (жестом показывая в землю). В ноги, в ноги!

Кабанов кланяется в ноги, потом целуется с матерью».

Источник: Действие второе, явление 5

«У нее сердце все изноет, что он на своей воле гуляет. Вот она ему теперь надает приказов, один другого грозней, да потом к образу побожиться заставит, что все так точно он и сделает, как приказано».

Источник: Действие второе, явление 2

Кабанова держит всех домочадцев в ежовых рукавицах, делая их глубоко несчастными людьми.

«Кулигин. Маменька-то у вас больно крута.

Кабанов. Ну да. Она-то всему и причина».

Источник: Действие пятое, явление 1

Кабанова упрекает сына в том, что тот много времени уделяет молодой жене. Она боится потерять власть над Тихоном и ловко манипулирует им.

«Я уж давно вижу, что тебе жена милее матери. С тех пор как женился, я уж от тебя прежней любви не вижу».

Источник: Действие первое, явление 5

Кабановой ничего не стоит обидеть человека. Она не видит в этом ничего предосудительного.

«Катерина. Да хоть и к слову, за что ж ты меня обижаешь?

Кабанова. Эка важная птица! Уж и обиделась сейчас.

Катерина. Напраслину-то терпеть кому ж приятно!»

Читайте также:
Идейно-композиционная роль образа Сони: сочинение

Источник: Действие первое, явление 5

Кабаниха демонстративно религиозна, однако её набожность никак не влияет на тяжёлый, деспотичный характер.

«Ну, я богу молиться пойду, не мешайте мне».

Источник: Действие второе, явление 7

Кабанова не готова отказываться от власти над детьми. Она уверена, что поступает правильно, как испокон веков поступали все предки.

«Знаю я, знаю, что вам не по нутру мои слова, да что ж делать-то, я вам не чужая, у меня об вас сердце болит. Я давно вижу, что вам воли хочется. Ну что ж, дождетесь, поживете и на воле, когда меня не будет. Вот уж тогда делайте что хотите, не будет над вами старших».

Источник: Действие первое, явление 5

Кабанова не сомневается, что в браке жена должна бояться мужа. В противном случае в доме не будет порядка.

«Кабанова. Что ты сиротой-то прикидываешься? Что ты нюни-то распустил? Ну какой ты муж? Посмотри ты на себя! Станет ли тебя жена бояться после этого?

Кабанов. Да зачем же ей бояться? С меня и того довольно, что она меня любит.

Кабанова. Как зачем бояться! Как зачем бояться! Да ты рехнулся, что ли? Тебя не станет бояться, меня и подавно. Какой же это порядок-то в доме будет? Ведь ты, чай, с ней в законе живешь. Али, по-вашему, закон ничего не значит?»

Источник: Действие первое, явление 5

При виде Катерины, которая обняла Тихона перед разлукой, Кабаниху одолевает ярость. Она считает, что верная жена должна демонстрировать не любовь и нежность, а полную покорность главе дома.

«Что на шею-то виснешь, бесстыдница! Не с любовником прощаешься! Он тебе муж — глава! Аль порядку не знаешь? В ноги кланяйся!»

Источник: Действие второе, явление 5

«Кабанова. Ты вот похвалялась, что мужа очень любишь; вижу я теперь твою любовь-то. Другая хорошая жена, проводивши мужа-то, часа полтора воет, лежит на крыльце; а тебе, видно, ничего.

Катерина. Не к чему! Да и не умею. Что народ-то смешить!

Кабанова. Хитрость-то невеликая. Кабы любила, так бы выучилась. Коли порядком не умеешь, ты хоть бы пример-то этот сделала; все-таки пристойнее; а то, видно, на словах только».

Источник: Действие второе, явление 7

Силу и опору общества Кабанова видит в стариках, которые могут научить молодёжь давно заведенным порядкам. Без них, по мнению героини, быстро наступит хаос.

«Молодость-то что значит! Смешно смотреть-то даже на них! Кабы не свои, насмеялась бы досыта: ничего-то не знают, никакого порядка. Проститься-то путем не умеют. Хорошо еще, у кого в доме старшие есть, ими дом-то и держится, пока живы. А ведь тоже, глупые, на свою волю хотят; а выйдут на волю-то, так и путаются на покор да смех добрым людям… Так-то вот старина-то и выводится. В другой дом и взойти-то не хочется. А и взойдешь-то, так плюнешь, да вон скорее. Что будет, как старики перемрут, как будет свет стоять, уж и не знаю. Ну, да уж хоть то хорошо, что не увижу ничего».

Источник: Действие второе, явление 6

«Ты не осуждай постарше себя! Они больше твоего знают. У старых людей на все приметы есть. Старый человек на ветер слова не скажет».

Источник: Действие четвертое, явление 5

Кабанова — безжалостная женщина. Ей совсем не жаль Катерину, которая покончила жизнь самоубийством. Всё, чем заняты её мысли, — не ударить в грязь лицом перед людьми.

«Кабанова. Без тебя есть кому. Прокляну, коли пойдешь!

Кабанов (падая на колени). Хоть взглянуть-то мне на нее!

Кабанова. Вытащат — взглянешь».

Источник: Действие пятое, явление 6

«Маменька, пустите, смерть моя! Я ее вытащу, а то так и сам… Что мне без нее!

Кабанова. Не пущу, и не думай! Из-за нее да себя губить, стоит ли она того! Мало она нам страму-то наделала, еще что затеяла!»

Источник: Действие пятое, явление 6

Характеристика Кабанихи другими героями

Кабанов

Тихон привык во всём и всегда слушаться свою мать.

«Да как же я могу, маменька, вас ослушаться!»

Источник: Действие первое, явление 5

«Я, кажется, маменька, из вашей воли ни на шаг».

Источник: Действие первое, явление 5

Тихон считает, что в смерти Катерины виновата его мать, которая буквально заела невестку вечными упреками и руганью.

«Кабанов. Маменька, вы ее погубили, вы, вы, вы…

Кабанова. Что ты? Аль себя не помнишь? Забыл, с кем говоришь?

Кабанов. Вы ее погубили! Вы! Вы!»

Источник: Действие пятое, явление 7

Варвара

Варвара знает, как матери тяжело отпускать от себя Тихона, оставить полностью без своего жесткого контроля.

«У нее сердце все изноет, что он на своей воле гуляет. Вот она ему теперь надает приказов, один другого грозней, да потом к образу побожиться заставит, что все так точно он и сделает, как приказано».

Источник: Действие второе, явление 2

Читайте также:
Красота человеческого поступка: сочинение

Варвара вынуждена подчиняться неписаным правилам, которые установила Кабаниха в своём доме, и постоянно лгать и изворачиваться.

«…ты вспомни, где ты живешь! У нас ведь дом на том держится. И я не обманщица была, да выучилась, когда нужно стало».

Источник: Действие второе, явление 2

Варвару раздражает, что мать к месту и не к месту читает наставления.

«Варвара (про себя). Нашла место наставления читать».

Источник: Действие первое, явление 5

Катерина

Катерина подтверждает, что и она сама, и Тихон с почтением относятся к Кабановой, как она того и требует от своих детей.

«Для меня, маменька, все одно, что родная мать, что ты, да и Тихон тоже тебя любит».

Источник: Действие первое, явление 5

Катерине тяжело живётся с грубой Кабановой, которой ничего не стоит обидеть, унизить человека.

«Катерина. Да хоть и к слову, за что ж ты меня обижаешь?

Кабанова. Эка важная птица! Уж и обиделась сейчас.

Катерина. Напраслину-то терпеть кому ж приятно!»

Источник: Действие первое, явление 5

Жёсткий, властный, деспотичный норов Кабанихи становится причиной того, что Катерина морально подавлена.

«Кабы не свекровь. Сокрушила она меня… от нее мне и дом-то опостылел; стены-то даже противны».

Источник: Действие второе, явление 10

Кулигин

Кулигин считает, что Кабанова — лицемерная женщина, которая пытается создать образ доброй, милосердной женщины, но сама при этом постоянно изводит своих близких.

«Ханжа, сударь! Нищих оделяет, а домашних заела совсем».

Источник: Действие первое, явление 3

Кулигин прекрасно знает, какой крутой нрав у Кабанихи.

«Кулигин. Маменька-то у вас больно крута».

Источник: Действие пятое, явление 1

Кудряш

Кудряш соглашается, что Кабаниха отличается тяжёлым и деспотичным характером, но совершает плохие поступки под видом благочестия.

«Шапкин. Хороша тоже и Кабаниха.

Кудряш. Ну, да та хоть, по крайности, все под видом благочестия…»

Источник: Действие первое, явление 1

Народная характеристика

Мы постарались составить для вас максимально полный анализ персонажа. Возможно, мы пропустили какой-то интересный или важный фрагмент этой мозаики. Будем рады услышать ваши предложения.

Все подошедшие рекомендации мы опубликуем, а вы получите промокод на бесплатную грамоту.

Давайте создадим самую подробную характеристику Кабанихи вместе!

Биография

Марфа Игнатьевна Кабанова — богатая купчиха, живущая в провинциальном городе Калинове. После смерти супруга в одиночку занималась воспитанием двух детей, старшего сына Тихона и младшей дочери Варвары.

После женитьбы Тихона в большом доме Кабановых поселилась его супруга, Катерина. Кабаниха сразу невзлюбила невестку, к которой испытывала сильную ревность и ничем не прикрытую ненависть. Старания Катерины понравиться свекрови не приносили положительных результатов.

Конфликт между Кабанихой и Катериной обострился с отъездом Тихона. По мнению Кабановой, невестка не проявляла должного почтения и уважения к мужу, а тот, в свою очередь, был слишком слабым и мягким.

После отъезда Тихона Кабаниха с удвоенным вниманием принялась следить за Катериной, и от неё не скрылось тяжёлое душевное состояние женщины. Катерина, не выдержав тяжелой атмосферы дома, призналась Тихону и его матери в совершенной измене. Эта новость стала для Кабанихи поводом для ещё большей тирании по отношению к невестке.

В итоге Катерина покончила жизнь самоубийством, но даже столь трагическая развязка не изменила Кабаниху. Она не отпустила сына на поиски супруги, а при обнаружении тела не дала сыну проститься с женой.

Образ Кабанихи

Марфа Кабанова — это абсолютно отрицательный персонаж в пьесе А. Н. Островского «Гроза», в котором нет ни одного положительного качества. С первых строк женщина предстает лицемерной ханжой, привыкшей к полному подчинению и почитанию. Демонстративно помогая страждущим, она всячески измывается над своими близкими. Крутой нрав Кабанихи отмечают не только члены её семьи, но даже совершенно посторонние люди.

Кабаниха является ярой защитницей патриархальных устоев. Она не приемлет ничего нового и считает, что нужно жить по правилам, по закону, то есть во всём слушаться старших, подчиняться им, даже если их видение жизни не соответствует твоему.

Для Кабанихи очень важно впечатление, которое производит она и члены её семьи на окружающих. Именно потому в доме царит лицемерие, ложь, страх, ненависть. Искреннее проявление чувств для неё совершенно неприемлемо, она считает это чем-то неприличным.

Марфа Кабанова не сомневается, что крепкая семья должна быть построена на страхе. Она постоянно внушает сыну, что Катерина должна бояться его, всячески выказывать почтение. Кабанова не в состоянии понять, что отношения между мужем и женой могут строиться на любви и взаимном уважении и потому всячески мешает окрепнуть союзу Тихона и Катерины.

Кабаниха — религиозная женщина, однако её вера только напоказ. Она много и усердно молится, регулярно посещает церковь, раздаёт милостыню, однако в её душе нет Бога. Кабановой ничего не стоит обидеть человека, нагрубить ему, проявить жестокость и равнодушие.

Циничность и бессердечность Кабанихи особенно остро проявляется в последнем действии пьесы, когда она не пускает Тихона взглянуть на тело погибшей Катерины и не даёт попрощаться с ней, угрожая материнским проклятием.

Читайте также:
Образ времени в романе Ф. М. Достоевского Преступление и наказание: сочинение

Речевая характеристика Кабанихи

Кабанова — необразованная, невежественная женщина, которая в своем разговоре использует просторечные слова и выражения, также часто встречаются пословицы и поговорки: «Никому не закажешь говорить», «Не заступайся, матушка, не обижу небось!», «…у меня об вас сердце болит», «Чужая душа — потемки». Её речь максимально проста и понятна для восприятия.

Кабанова способна оскорблять даже самых близких людей, не особенно выбирая выражения: «Дурак! (Вздыхает.) Что с дураком и говорить! Только грех один!» , «Что ты нюни-то распустил? Ну какой ты муж?»

Кабаниха — религиозная женщина, и в её речи часто проскальзывают выражения церковно-житейского характера: «Ох, грех тяжкий! Вот долго ли согрешить-то!», «Полно, полно, не божись! Грех!»

Размеренный характер речи Кабанихи придают повторы просторечных слов, словосочетаний: «…кабы своими глазами не видела да своими ушами не слыхала», «…что мать ворчунья, что мать проходу не дает, со свету сживает…»

Марфа Петровна в романе “Преступление и наказание”: образ, характеристика, описание

Портрет женщины.
Художник И. Н. Крамской

Марфа Петровна Свидригайлова является одной из второстепенных героинь выдающегося романа “Преступление и наказание” Достоевского.

В этой статье представлен цитатный образ и характеристика Марфы Петровны в романе “Преступление и наказание”: описание личности и характера героини.

Смотрите:
– Все материалы по “Преступлению и наказанию”

Марфа Петровна в романе “Преступление и наказание”: образ, характеристика, описание

“Короче, несмотря на доброе и благородное обращение Марфы Петровны, супруги господина Свидригайлова. ” (часть 1 глава III)

“У ней ведь был капитал.” (Свидригайлов о ней, часть 4 глава I)

. ну что ж, что мне пятьдесят. ” (возраст Свидригайлова, часть 6 глава IV)

“Она ведь старше меня пятью годами.” (часть 4 глава I)

“. выкупила меня тогда Марфа Петровна. ” (часть 6 глава IV)

“. посадили было меня тогда в тюрьму за долги. Тут и подвернулась Марфа Петровна, поторговалась и выкупила меня за тридцать тысяч сребреников. (Всего-то я семьдесят тысяч был должен). Сочетались мы с ней законным браком, и увезла она меня тотчас же к себе в деревню, как какое сокровище.” (часть 4 глава I)

“Очень любила.” (Свидригайлов о любви жены, часть 4 глава I)

“. знаете ли, до какой степени одурманения может иногда полюбить женщина?” (часть 6 глава IV)

“Дело в том, что она была значительно старше меня, кроме того, постоянно носила во рту какую-то гвоздичку. Я имел настолько свинства в душе и своего рода честности, чтоб объявить ей прямо, что совершенно верен ей быть не могу. ” (часть 6 глава IV)

“После долгих слез состоялся между нами такого рода изустный контракт: первое, я никогда не оставлю Марфу Петровну и всегда пребуду ее мужем; второе, без ее позволения не отлучусь никуда; третье, постоянной любовницы не заведу никогда; четвертое, за это Марфа Петровна позволяет мне приглянуть иногда на сенных девушек, но не иначе как с ее секретного ведома; пятое, боже сохрани меня полюбить женщину из нашего сословия; шестое, если на случай, чего боже сохрани, меня посетит какая-нибудь страсть, большая и серьезная, то я должен открыться Марфе Петровне.” (часть 6 глава IV)

Брак Свидригайлова и Марфы Петровны длится 7-8 лет:

“. Марфа Петровна, имевшая несчастие столь полюбить его и выкупить из долгов, восемь лет назад. “

“. с Марфой Петровной семь лет безвыездно проживал. “

“. Марфа Петровна. послужила ему еще и в другом отношении: единственно ее старанием и жертвами затушено было, в самом начале, уголовное дело, с примесью зверского и, так сказать, фантастического душегубства, за которое он весьма и весьма мог бы прогуляться в Сибирь.” (часть 4 глава II)

“. глухонемая, девочка лет пятнадцати и даже четырнадцати. После обыкновенных процедур тем дело и кончилось, но впоследствии явился, однако, донос, что ребенок был. жестоко оскорблен Свидригайловым. Правда, всё это было темно, донос был от другой же немки, отъявленной женщины и не имевшей доверия; наконец, в сущности, и доноса не было, благодаря стараниям и деньгам Марфы Петровны; всё ограничилось слухом. Но, однако, этот слух был многознаменателен.” (часть 4 глава II)

“Дети мои остались у тетки; они богаты, а я им лично не надобен. Да и какой я отец! Себе я взял только то, что подарила мне год назад Марфа Петровна. С меня достаточно.” (часть 4 глава I)

“. поставляла ему на вид, что он отец и семьянин. ” (часть 1 глава III)

“Это была женщина честная, весьма неглупая (хотя и совершенно необразованная). Представьте же себе, что эта-то самая, ревнивая и честная женщина. ” (часть 6 глава IV)

“. это была умная женщина, а следовательно, не могла же на меня смотреть иначе как на развратника и потаскуна. ” (часть 6 глава IV)

“Может быть, вы уже очень много слышали о Марфе Петровне смешного и нелепого. Действительно, у ней были иные весьма смешные привычки. ” (часть 3 глава II)

“Я объясняю тем, что Марфа Петровна была женщина пламенная и восприимчивая. ” (часть 6 глава IV)

“. она немного болтлива и любит рассказывать про свои семейные дела и, особенно, жаловаться на своего мужа всем и каждому, что очень нехорошо. ” (Пульхерия Александровна о ней, часть 1 глава III)

“У нее была несчастная черта, решительно всем рассказывать все наши семейные тайны и всем беспрерывно на меня жаловаться. ” (Свидригайлов о жене, часть 6 глава IV)

“— . она всегда в таких случаях в город ездила.

. У ней, впрочем, и всегда была эта. привычка. “

“. ревнивая и честная женщина решилась. ” (Свидригайлов, часть 6 глава IV)

“Бедная Марфа Петровна тоже ужасно поддавалась на лесть, и если бы только я захотел, то, конечно, отписал бы все имение на себя еще при жизни.” (часть 6 глава IV)

“. Марфа Петровна вдруг садится подле меня, в руках колода карт . А она мастерица гадать была.” (Свидригайлов о жене, часть 4 глава I)

“Марфа Петровна отнюдь никогда не имела намерения что-нибудь за ним закрепить, имея в виду детей, и если и оставила ему нечто, то разве нечто самое необходимое, малостоящее, эфемерное. ” (часть 4 глава II)

“И заметьте, всю-то жизнь документ против меня, на чужое имя, в этих тридцати тысячах держала, так что задумай я в чем-нибудь взбунтоваться, — тотчас же в капкан! И сделала бы! У женщин ведь это всё вместе уживается. ” (часть 4 глава I)

“Да и уж с год будет, как Марфа Петровна в именины мои мне и документ этот возвратила, да еще вдобавок примечательную сумму подарила.” (часть 4 глава I)

“. Марфа Петровна даже ударила Дуню, не хотела ничего слушать, а сама целый час кричала. ” (часть 1 глава III)

“. Марфа Петровна, которая успела обвинить и загрязнить Дуню во всех домах.” (часть 1 глава III)

“. то и разнесла всю историю, в короткое время, не только в городе, но и по уезду. ” (часть 1 глава III)

“. приехала к нам, рассказала нам всё, горько плакала и, в полном раскаянии, обнимала и умоляла Дуню простить ее.” (часть 1 глава III)

“. отправилась по всем домам в городе и везде, в самых лестных для Дунечки выражениях, проливая слезы, восстановила ее невинность и благородство ее чувств и поведения. ей пришлось несколько дней сряду объезжать всех в городе. ” (часть 1 глава III)

“. в завещании Марфы Петровны она упомянута в трех тысячах. Марфа Петровна распорядилась за неделю до смерти, и при мне дело было. Недели через две-три Авдотья Романовна может и деньги получить.” (часть 4 глава I)

“. Петр Петрович Лужин, и дальний родственник Марфы Петровны. ” (часть 1 глава III)

“. она эту свадьбу состряпала.” (часть 4 глава I)

“. Марфа Петровна достала тогда этого подлейшего приказного, Лужина, и чуть не смастерила свадьбу. ” (часть 6 глава IV)

“. у них там ключ холодный есть, и она купалась в нем регулярно каждый день, и как только вошла в воду, вдруг с ней удар!” (часть 6 глава IV)

“. медицинское следствие обнаружило апоплексию, происшедшую от купания сейчас после плотного обеда, с выпитою чуть не бутылкой вина, да и ничего другого и обнаружить оно не могло. ” (часть 4 глава I)

. Ты жену отравил, я знаю, ты сам убийца.

А вы твердо уверены, что я Марфу Петровну отравил?

Ты! Ты мне сам намекал; ты мне говорил об яде. я знаю, ты за ним ездил. у тебя было готово. Это непременно ты. подлец!

Если бы даже это была и правда, так из-за тебя же. все-таки ты же была бы причиной.” (часть 6 глава V)

Вскоре после смерти жены господин Свидригайлов начинает видеть ее призрак. Вероятно, это происходит потому, что герой все-таки причастен к смерти супруги. В прошлом у Свидригайлова уже был похожий случай: ему являлся призрак крестьянина, в смерти которого он, судя по всему, был виновен.

Читайте также:
Предметный мир в романе Ф.М. Достоевского Преступление и наказание: сочинение

Это был цитатный образ и характеристика Марфы Петровны Свидригайловой в романе “Преступление и наказание” Достоевского: описание личности и характера героини.

Образ и характеристика Кабанихи (Кабановой) в пьесе Гроза Островского сочинение

Кабанова Марфа Игнатьевна – довольно крупная фигура в пьесе, мы можем смело назвать одной из главных героинь произведения. Кабанова является свекровью Катерины, помимо этого, у нее есть дети – Тихон и Варвара. Она обладает большим богатством, не нуждается в дополнительных финансовых средствах. Муж ее умер.

В произведении ее образ необходим для того, чтобы читатель проникся образом Катерины. Для того, чтобы выявить основные черты характера, идеалы Кабанихи, попробуем сделать некоторый сравнительный анализ этих двух героинь. Ведь эти две героини являются абсолютными противоположностями по отношению друг к другу.

Естественно, между ними есть и сходства, но они незначительны. Во-первых, и Кабаниха и Катерина имеют четко сформированную систему ценностей, при этом они совершенно не готовы мириться с человеческими слабостями и нерешительностью, требуя такого же отношения к жизни и к миру. Также обе героини не верят в прощение.

Итак, а какие же существенные отличия мы можем отметить между двумя этими героинями. Катерина – девушка мечтательная, витающая в облаках. Кабаниха же более приземленная женщина, ее интересуют бытовые вопросы, человеческие взаимоотношения. Она требует беспрекословного подчинения, все должно быть так, как скажет она. Для нее основными понятиями являются приказ, страх и дисциплина. Кабаниху совершенно не смущает ее поведение, она даже не задумывается о том, что, возможно, она поступает нецелесообразно, грубо.

Кабаниха придерживается консервативного уклада, она протестует против нововведений, новых взглядов. Мало того, она считает, что и другие всенепременно должны считать также. Ее умозаключения не на чем не основаны, она просто считает свою точку зрения единственно верной и правильной. Во все эти суеверия она заставляет верить и своих детей. Дети не могут проявить самостоятельность, им приходится поступать так, как велит их мать. Своему сыну она говорит о том, что жена должна бояться мужа, только тогда она будет слушать его и выполнять все его прихоти и просьбы.

Читайте также:
Нравственный идеал в произведениях Достоевского (по роману «Преступление и наказание»): сочинение

Даже после смерти Катерины, Кабаниха ничего не поняла и продолжила себя деспотично и недостойно себя вести, считая себя правой абсолютно во всем.

Сочинение Кабаниха в пьесе Гроза

Марфа Игнатьевна Кабанова, имеющая прозвище Кабаниха – один из образов, демонстрирующих сущность русского купечества, созданных Островским.

Кабаниха не принадлежит к положительным персонажам драматурга. Это богатая вдова, сама ведущая дела, представительница старшего поколения одной из самых влиятельных семей провинциального поволжского города Калинова. В своей семье Кабанова контролирует всех и выступает в роли домашнего тирана. Ни начисто лишенный воли ее сын Тихон, ни невестка Катерина, обладающая более сильным характером, не выходят из воли главы семейства.

Однако Кабаниха отличается от другого самодура города Калинова – Дикого, для которого характерно просто делать все что вздумается и упиваться своей безнаказанностью. Купчиха придерживается некоторых собственных принципов, считая, что подавление младших членов семьи служит их же собственному благу. Если Дикой может издеваться над человеком, а потом (пусть и в силу своего самодурства) просить у него прощения, то Кабанова, к несчастью для окружающих более цельная натура.

Островский противопоставляет Кабаниху духу времени. Рисуя темными красками ее суеверность, веру в приметы, лицемерие, невежество и ханжество, он высказывается против традиционных устоев, консерватизма, идущего из глубины веков. С сочувствием показывая страдающую Катерину и изобретателя Кулигина, Островский в лице купчихи выступает против деспотизма, прикрывающегося традициями и устоями. Деспотичная глава семьи осуждается не как представитель своего класса, не как несущая зло в силу высокого имущественного и общественного положения. Будь Кабаниха бедной крепостной крестьянкой, но, согласно вековой традиции, также державшей домашних в узде, ничего бы принципиально не изменилось. Сила Марфы Игнатьевны не в богатстве, а в сильной воле и неумолимой жестокости. Ее не трогает даже смерть Катерины, когда труп утонувшей невестки выносят, она стремится всеми силами сохранить благопристойность. Угрожая своему сыну Тихону, бросившемуся к мертвой жене, проклятием – одним из самых сильных наказаний в традиционном обществе, она думает лишь о сохранении своих порядков, удержании власти в семье.

Для контраста показана демонстративная религиозность и благотворительность Кабанихи. Купчиха любит общество странствующих нищенок, тратит на их содержание деньги. Соответственно она любит слушать их благочестивые рассказы и тщательно соблюдает церковные обряды. Однако показное православие не оставляет никакого следа в душе Кабанихи и служит лишь поддержанию имиджа.

Марфа Игнатьевна Кабанова олицетворяет косность, невежество и жестокость, имевшую место в купеческой среде.

Вариант 3

В пьесе «Гроза» Островского есть героиня по имени Марфа Игнатьевна Кабанова, но все за глаза называют ее Кабанихой. Она очень богатая женщина, купчиха. Кабаниха вдова и у нее есть двое детей. Мальчика зовут Тихон, а девочку Варвара. Сын со своей супругой проживают в доме Марфы Игнатьевны.

Островский наградил Кабаниху такими качествами как зависть, злость, лицемерие. Женщина ненавидит всех людей. Единственное, что она любит делать, это выказывать недовольство и читать морали своим детям. Жена Тихона, Катерина очень утонченная, нежная и ранимая молодая девушка. Молодая особа сильно боится Кабаниху. Катя считает ее грозной, бесцеремонной и грубой женщиной.

Островский не случайно придумал для главной героини такое прозвище. Он хотел, что бы читатель сразу представлял себе ее. Кабаниха представлена как бессердечная женщина.

Из-за своего сильного и властного характера она подавила в своем сыне мужской стержень. Мальчик вырос бесхарактерным человеком. Он полностью зависит от мнения матери. Тихон ничего не решает сам. Даже когда Кабаниха донимает его жену Катю, он молчит и боится за нее заступиться. Но мать неспроста не любит невестку. Она ревнует ее к сыну.

Читайте также:
Каковы причины, побудившие Раскольникова на убийство старухи-процентщицы и причины, останавливающего его (по роману Ф. М. Достоевского Преступление и наказание): сочинение

Не смотря на то, что Кабаниха творит злые вещи, она является верующим человеком. Женщина искренне верует в Бога. Она совершает много противоречивых поступков. Например, дает милостыню бедным (поступок хорошего человека), но в тоже время обижает родных людей (поступок плохого человека). На людях она прикидывается старой и немощной старухой, но на деле она решительна, энергична и полна сил.

Катя и Кабаниха это две противоположности, но у них есть одно сходство. Обе женщины уважают старость, но по-разному. Кабаниха считает, что молодежь должна слушать и подчиняться старикам. Она думает, что молодое поколение должно беспрекословно и незамедлительно выполнять все приказы старших. Катерина считает, что старость заключает в себе любовь, заботу, тепло и понимание.

Кабаниха откровенно издевается над Катериной. Она ее унижает и ругает. Все это Катя принимает близко к сердцу. Варвара же наоборот только делает вид, что прислушивается к наставлениям матери. Втихаря она делает, что сама считает нужным.

Дочитав пьесу до конца можно понять. Что Кабаниха в большей степени виновата в гибели молодой Катерины. Она хотела подавить и сломить характер своей невестки, а в итоге довела е до самоубийства. В конце из-за своего скверного нрава Кабаниха остается одна. Потому, что Варвара ушла от нее, а Тихон начал спиваться.

Кабанова в пьесе Гроза

Современники А.Н. Островского отмечали, что «Гроза» — драма народной жизни. Драматург понимал социальные реалии и создавал достоверные и узнаваемые характеры. Одним из воплощений русского народного сознания является Марфа Кабанова — зажиточная купчиха и представительница старого патриархального мира.

Привычно соотнося Кабаниху с «темным царством», сторонники Н.А. Добролюбова в ней видят героиню страшную, прячущую самодурство под видом благочестия. Марфа Игнатьевна уверена, что в опоре на устои заложена возможность ее власти в семье. Старина – то, на чем, по ее мнению, держится мир: «Хорошо еще, у кого в доме старшие есть, ими дом-то и держится, пока живы». У нее сформировалось ясное представление об устройстве патриархальной семьи, которое она готова отчаянно защищать. Кабаниха по натуре — невероятно сильная женщина. И силу ее чувствуют все: не только забитый Тихон («Забыл, с кем говоришь!»), но и Дикой («Ты найди подешевле меня! А я тебе дорога!»). Именно на внутренней силе характера и стоит ее несложная идеология, именно поэтому она единолично управляет всем и не терпит никаких возражений. Возникает мрачная картина быта, где мать — ненавистница всего, что связано с человеческой волей и свободой: «Ломаться-то нечего! Должен исполнять, что мать говорит. » Кабаниха изо всех сил цепляется за традиции, ее наставления — отчаянная попытка сохранить собственное понимание истинного. Чувствуя, что земля уходит из-под ног, что молодое поколение, несмотря на внешнее почтение, ей сопротивляется и её позицию не принимает, Кабаниха приходит в бешенство. Все это приводит лишь к большему напряжению в семье.

В восприятии современных Островскому критиков Кабаниха была страшным злом русской жизни. Но был и другой взгляд на образ Марфы Игнатьевны, восходящий к А.А. Григорьеву. Он отмечал, что Островский не был обличителем «самодурства»; понятие «самодурства» слишком узко. Островский показывает народную жизнь во всех ее проявлениях и особенностях. Так, Кабаниха стремится «законсервировать» устои, естественные на Руси. В этом она не одна — приверженность к консерватизму свойственна людям. «Домостроевские» законы хоть и устарели, но остались законами. А возможно ли жить без правил?

Таким образом, расхождения в оценке образа Кабанихи только подтверждают талант Островского в умении изображать драму народной жизни.

Также читают:

Картинка к сочинению Образ и характеристика Кабанихи в пьесе Гроза

Популярные сегодня темы

Старшее поколение в романе представлено в лице нескольких персонажей, но главную роль забирает себе Николай Петрович Кирсанов.

Жизнь Самсона Вырина была похожа на жизнь других станционных смотрителей. Герою приходится слушать недовольство и упреки в свою сторону, чтобы иметь возможность прокормить семью

Порой человек вынужден идти наперекор своей совести для достижения высоких целей. К несчастью, жизнь часто заставляет нас делать выбор, где нет правильных решений. Эта ситуация будет требовать выбора пути

«Бэла» – первая новелла, которая открывает роман М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени». О главном герое рассказывает Максим Максимович, простой офицер, давно служащий на Кавказе и хорошо знающий жизнь горцев.

Василий Быков был участником Великой Отечественной Войны, поэтому много его работ было посвящено этому историческому событию.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: