Клевета Лужина. (Анализ эпизода из главы 3, части 5 романа Ф.М. Достоевского Преступление и наказание.): сочинение

Анализ сцены преступления в романе «Преступление и наказание» (Ф. М. Достоевский)

Федор Достоевский — один из самых популярных мировых авторов. Из-под его пера вышли произведения такой глубины, что вот уже несколько поколений читателей со всех концов света погружаются в них, не переставая находить для себя что-то новое и полезное. «Преступление и наказание» — это роман о падении человека в пучину отчаяния, морального разложения и спасении через покаяние и страдания. В нем автор выразил всю безысходность безрадостной жизни бедного Петербурга и судьбу истерзанной души гордеца Раскольникова. Перед Вами анализ важнейшего эпизода этого произведения: ужасающего преступления главного героя.

О чем данный фрагмент?

Седьмая глава романа рассказывает о том, как Раскольников реализует свой план убийства. Он приходит к процентщице Алене Ивановне и дает ей сверток с “папиросочницей”, которую он якобы хочет заложить. И пока старуха копается с этим свертком, Родион бьет ее топором по голове (острием на себя, героиня погибает от удара задней части топора), и она падает замертво. После этого студент крадет ее кошель, срывает с ее шеи ключ и достает из потайного ящика драгоценности.

Вдруг в квартиру заходит сводная сестра Алены Ивановны Лизавета. Раскольников, услышав это, выбегает к ней и убивает ее топором (острие повернуто на жертву). В страшном волнении он отмывает руки, одежду и свое “оружие” от крови. Когда он уже собирается бежать, он слышит, как к двери кто-то приближается. Студент запирается в квартире и ждет, пока нежданный гость процентщицы уйдет. Скоро к нему подходит другой человек, и они решают позвать дворника, потому что хозяева не откликаются, а дверь заперта изнутри. И когда сначала один, а потом и второй гость уходят, Раскольников почти в беспамятстве сбегает с места преступления.

Образы и символы

Обратимся к образам персонажей — участников сцены. В центре событий Родион Раскольников, бедный, голодный и больной студент, одержимый своей теорией о «наполеонах» и «вшах», бесполезных людях. Он убежден, что «наполеоны» способны принести бесконечно много добра нашему миру, и поэтому они имеют право на страшнейшее преступление ради достижения благой цели. Более того, Раскольников уверен, что таких людей даже не будет мучить совесть, потому что они «избранные» и знают об этом. Убийство гнусной старухи, которая, по мнению студента, была «вошью», предполагалось как проверка теории Родиона. Тот не сомневался в своей «избранности». Однако болезненное состояние его тела и еще более болезненное состояние его разума дают о себе знать. Он боится каждого шороха, его руки трясутся, дыхание замирает. В течение всей сцены им движут страх, инстинкт и безумная одержимость желанием совершить задуманное.

Жертвы ужасного преступления — это сводные сёстры Алена Ивановна и Лизавета. Первая — скупая и злая старуха, которая задешево берет ценности в залог под высокие проценты. Алена Ивановна скрытна, осторожна, недоверчива, редко выходит из дома без необходимости и скрупулезно копит богатства. Лизавета же — очень скромная, тихая, забитая женщина в возрасте около тридцати лет. Она покорно исполняет все, что ей говорит Алена Ивановна, терпит ее побои и ни словом ей не прекословит. О людях, которые приходят к запертой двери убитых, читатель узнает немного. Это бедняки разных возрастов, но обоим нужны деньги, которые они надеются получить, заложив что-то Алёне Ивановне.

Большое значение в сцене преступления имеют предметы, которые появляются в поле зрения читателей. Например, топор Раскольникова, страшное орудие убийства, которым он обрубает нить жизни старухи и ее сестры. Его лезвие холодно и бесчувственно. В руках Родиона он получает власть над судьбами людей, более того, наделяет эти руки новой силой. Топор не чувствует вины, ему не надо скрывать того, что им сделано. Это Раскольникову приходится смывать с него кровь, оттирать ее от древка. Металлу топора противостоят два креста и образок на шее Алены Ивановны, как бы Святая троица, и образа святых на стенах комнаты процентщицы. Они видят его ужасные деяния, следят за ним, и нигде не скрыться преступнику от божественного провидения. Образ креста появится в романе снова — Соня Мармеладова подарит Раскольникову простой деревянный крестик, благословляя того на покаяние, когда он вспомнит и о Боге, и о морали. Достойны также внимания кошель с деньгами Алены Ивановны и ее драгоценности — мирские богатства, ради которых Родион расстается с богатствами душевными.

Кроме того, острие топора в момент убийства старухи направлен на самого Родиона. Это себя он убил, а не старуху, это его душа получила наиболее сильный удар.

Значение и роль сцены в произведении

Сцена преступления имеет первостепенное значение для всего романа. Она являет собой низшую точку падения Раскольникова. В предыдущих главах читатель наблюдал, как исступленный студент медленно разрушает моральные основы своей жизни. И в момент убийства любые границы добра и зла стираются. Для него больше нет ни Бога, ни идеала, он опускается на самое дно бездны безнравственности и преступает не только гражданский, но и моральный закон. В этот момент он даже забывает о смысле задуманного, берет только те ценности, которые на виду. Не удивительно, что с их помощью он так ничего и не сделает для блага людей.

Читайте также:
В чем вина и беда Раскольникова? (по роману Ф. М. Достоевского Преступление и наказание): сочинение

Однако это не конец пути Раскольникова. Недаром Достоевский называет свой роман «Преступление и наказание» — после стремительного падения Родиона ждёт долгое и бесконечно трудное восхождение — возрождение собственной души из праха и грязи безнравственности. И не случайно автору нужна ужасающая сцена преступления, которое кажется худшим из всех, какие можно сотворить. Достоевский исследует не только моральное падение, но и душевный подъем человека, и для этого он низвергает Раскольникова на самое дно, откуда только один путь — наверх.

Смысл сцены

Безусловно, столь эмоциональным и сильным эпизодом Достоевский хотел сказать очень многое. Главным образом, ему было необходимо развенчать убийство и преступление как акт героизма, подвиг. Автор предельно чуток к малейшим колебаниям души Раскольникова, и благодаря этому, читатель видит, что ни уверенности, ни храбрости в нем нет. Напротив, Родион боится убивать, обманывать, боится быть схваченным, замеченным. Он ведёт себя, как обычный преступник, а не «наполеон». Он не рыцарь, который бесстрашно сражается с драконом ради спасения прекрасной дамы. Он даже не романтичный разбойник, который борется за справедливость, отдавая деньги богачей беднякам. В его поступках нет ничего благородного — преступление представляется гадким, мерзким. Кровь убитых не напоминает цветом вино, а только липнет к рукам и одежде. И читателю, и самому герою хочется поскорее уйти из душной квартиры, сбежать от ее мрачных стен.

Да и сама Алена Ивановна оказывается вовсе не драконом и не богачом-угнетателем простого народа. Да, она зла, скупа, груба и корыстна, но она такой же человек, как и сам Родион, его матушка и сестра. Более того, если бы не ее «работа», многие бедные студенты остались бы без еды и крыши над головой: ведь именно ее деньгами Раскольников расплачивался за квартиру и обеды. Более того, убийство Алены Ивановны оборачивается новым убийством совсем невинной, скромной и безгрешной Лизаветы. А после этого ещё и выясняется, что она была беременна. Выходит, Раскольников оборвал три жизни, ради того, чтобы проверить свою теорию.

Вот и получается, что совершенное им преступление ничего общего с героизмом не имеет. Родион надеялся убедиться в том, что он избранный, и после этого совершить много добрых дел, однако его надежды обернулись ужасающим тройным убийством, которое не принесло ничего, кроме горя и страданий. Поэтому Достоевский утверждает: в мире нет таких благих намерений, которые оправдали бы преступление, как нет людей, имеющих на него моральное право.

Лужин в эпизодах «Визит к Раскольникову» и «Поминки» (по роману Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»)

В романе Достоевского «Преступление и наказание» образ предпринимателя Петра Петровича Лужина является одним из «двойников» главного героя. Казалось бы, в чем сходство этих персонажей, таких разных во всем? Однако вглядевшись более пристально, мы замечаем, что сходство между Раскольниковым и Лужиным все же есть – оба они проповедуют принцип «вседозволенности».
Моральные взгляды и нравственный облик Лужина наиболее ярко освещают два эпизода в романе – его визит к Раскольникову и происшествие на поминках Мармеладова.
Мы знаем, что Петр Петрович был женихом сестры Раскольникова Дунечки. Но девушка не любила Лужина, а согласилась выйти за него замуж, чтобы поправить финансовое положение семьи и иметь возможность материально помогать Родиону.
И вот Лужин, приезжает в Петербург. Он хочет официально сделать предложение руки и сердца, но прежде этот господин считает необходимым познакомиться с будущим родственником – Раскольниковым. Для этого он приходит к нему на квартиру.
С первого момента бросается в глаза брезгливая физиономия Лужина. Этот человек, довольно состоятельный и привыкший к респектабельности, попадает в крайне убогую обстановку. Герой не может сдержать своего удивления и отвращения.
Оправившись от шока, Лужин начинает разговор. Все его слова чопорны и «прилизаны», в них нет эмоций, а лишь сухая любезность и желание произвести впечатление образованного и состоятельного господина. Особенно это обстоятельство бросается в глаза на фоне непосредственных, резких, эмоциональных реплик Разумихина и Раскольникова.
Портрет Лужина дается нам глазами Родиона. Герой увидел перед собой немолодого уже, но молодящегося господина, принарядившегося перед встречей с невестой. Лужин выглядел дорого и модно, и осознание этого прибавляло ему самодовольства. Весь внешний вид этого человека выдавал его стремление казаться лучше, чем он есть на самом деле. От этого, может быть, при всей внешней привлекательности Петра Петровича, он все же производил отталкивающее впечатление.
Это впечатление усиливается, когда Лужин начинает рассуждать о «современной жизни». По его мнению, в ней появилось много положительного: «распространены новые, полезные мысли, распространены некоторые новые, полезные сочинения, вместо прежних мечтательных и романических…» А больше всего Лужину нравится модная теория «разумного эгоизма», суть которой до крайности проста – «возлюби, прежде всех, одного себя, ибо все на свете на личном интересе основано».
Возникает вопрос: «Но что же в этой теории служит ограничением?» Ведь исповедуя ее, можно позволить себе все, что угодно, лишь бы это соответствовало твоему желанию. Лужин утверждает, что ограничение это – в моральных и нравственных принципах, которые заложены в человеке обществом.
Вообще, этот герой очень любит порассуждать о морали. Так, уже почти закончив свой визит к Раскольникову, Лужин останавливается, чтобы вставить свое «веское слово» о современном падении нравов: «чем же объяснить эту с одной стороны распущенность цивилизованной части нашего общества?»
На этот вопрос герою отвечает Раскольников. В сердцах, не выдержав, он кричит, что преступность – следствие теории Лужина о всепозволяющем эгоизме. Услышав такое, Петр Петрович принимает чрезвычайно оскорбленный вид непонятного и оболганного человека и удаляется.
Однако происшествие на поминках у Мармеладова доказывает нам, что Раскольников был прав. Оскорбленный Лужин, чье предложение руки и сердца было отвергнуто, решает отомстить Раскольникову, которого считает главным виновником своего несчастья. Оскорбленное самолюбие, всепоглощающий эгоизм заставляют его забыть о нравственности и морали. Лужин, походя, самым гнусным образом, оскорбляет Соню Мармеладову, обвинив ее в краже. При этом всем своим видом герой показывает, что знает о том, чем Соня зарабатывает себе на хлеб, и презирает ее за это.
Лужин уверен, что он выйдет «сухим из воды». Все, кто собрался на поминках, считают его человеком из «высшего круга», смотрят на него снизу вверх. Разве они позволят себе сказать хоть слово против, усомниться в его обвинениях? Лужина не волнуют чувства других людей, чье-то обесчещенное имя, душевная боль. Да, честно говоря, многих из них он высокомерно не считал за людей – это была чернь, достойная лишь сожаления и брезгливого сочувствия.
Но расчет Лужина оказался неверным – его разоблачили. Однако герой даже не подумал раскаяться или устыдиться. Он постарался «сохранить хорошую мину при плохой игре» – угрожал, что так дело не оставит, что будет бороться в суде. Но через полчаса «его уже не было в доме» – этот человек трусливо бежал.
Таким образом, Лужин, проповедуя свою теорию «разумного эгоизма», доводит ее до крайности. Он на собственном примере доказывает, что его концепция губительна: следуя ей, очень легко нравственно пасть, потерять человеческое лицо. Это герой и его поступки – еще одно предостережение Раскольникову о неверности его теории.

Читайте также:
Достоевский Преступление и наказание (обзор): сочинение

Анализ эпизода преступление и наказание

Анализ эпизода преступление и наказание

В конечном итоге он все‑таки опускается на колени и целует землю. Но делает он это только из‑за того, что его задавила безвыходная тоска и тревога всего этого времени и особенно последних часов. Он захотел испытать что‑то новое, некое чувство, которое резко отличается от того, что в последнее время владело им. «Он так и ринулся в возможность этого цельного, нового, полного ощущения. Каким‑то припадком оно к нему вдруг подступило: загорелось в душе одною искрой и вдруг, как огонь, охватило всего. Все разом в нем размягчилось, и хлынули слезы. Как стоял, так и упал он на землю…»

Сон об убийстве лошади

Роман Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» состоит их шести частей. В первой части герой совершает убийство старухи- процентщицы, в остальных повествуется о шагах молодого человека на пути раскаяния. Такая композиция романа подчёркивает мысль о том, что совершить тяжкий грех легко, а чтобы искупить его, необходимо пройти длительный путь, полный страдания.

Анализ эпизода из романа Ф

Мы помним, что после совершенного преступления герой ни на минуту не оставался спокоен. Его мучили угрызения совести, терзала душевная боль, которую Раскольников старательно заглушал. Сам себе он объяснял свои муки тем, что оказался всего лишь «тварью дрожащей». По мнению героя, он ошибся в себе. И это мучило его еще больше: «И я смел так на себя надеяться, так мечтать о себе, нищий я, ничтожный я, подлец, подлец!»

Анализ эпизода «Сон Раскольникова» по роману Ф

Описание сна литературного героя — прием, часто используемый писателями и поэтами для более глубо­кого раскрытия образа своего персонажа. Пушкин приводит Татьяну Ларину в ее сне к странной избуш­ке, стоящей в таинственном лесу, открывая нам рус­скую душу девушки, выросшей на сказках и предани­ях «простонародной старины». Гончаров дарует Обломову возвращение в детство, в безмятежный рай Обломовки, посвятив сну героя целую главу. В снах Веры Павловны воплощает свои утопические мечты Чернышевский. Сны литературных персонажей сближают нас с ними, помогают проникнуть в их внутренний мир, понять первопричины тех или иных поступков. Прочитав роман «Преступление и наказа­ние» Ф. М. Достоевского, я поняла, что осмысление образа Раскольникова, его мятущейся души было бы неполным без постижения глубины его подсознания, отраженной в снах этого героя.

Читайте также:
Что мне дало знакомство с личностью и творчеством Достоевского: сочинение

Анализ эпизода, романа евского Преступление и наказание (часть 6, глава 7)

Но, несмотря на внутренние вспышки и переживания, на отдаленность от общества, он находит близкого ему по внутренним качествам человека – Свидригайлова. Автор не спроста соединяет их вместе, ведь они так похожи: каждый ведет двойную внутреннюю жизнь и оба способны убить. Однако Раскольников не пропащая душа, у него есть совесть, которая не дает ему жить спокойно после убийства. Видя в Свидригайлове свою проекцию и то, к чему он стремится, Раскольников ужасается, но все же не отвергает свою теорию.

Анализ эпизода преступление и наказание

Перед тем как идти в полицию, Раскольников еще раз навещает Сонечку. В момент встречи он еще искушает героиню и пытается пробудить в ней чувство индивидуалистического бунта. Он усмехается, его тон кажется Соне странным. От Сони он идет на площадь, чтобы, как советовала она ему, поклониться людям, поцеловать русскую землю и покаяться всенародно в том, что он сделал. Мысли о том, что «эти глупые, зверские хари» обступят его и будут смотреть на его покаяние, бесит Раскольникова. Он по-прежнему ненавидит людей, толпу, в которой ему приходится идти. Он по-прежнему чувствует, что он намного выше их, он все еще хочет почувствовать себя «сверхчеловеком», а эти люди не могут понять его и его мотивов.

Анализ сна об убийстве лошади по роману Преступление и наказание

Во-первых, сон Родиона Раскольникова в лаконичной форме дает читателям некоторые очень важные сведения о семье главного героя, о взаимоотношениях в ней. Раскольников рос в семье, в которой традицией были прогулки отца с сыном («он семи лет и гуляет в праздничный день, под вечер, со своим отцом за городом»). А также — посещение церкви и кладбища, уважение к памяти умерших предков («Среди кладбища каменная церковь, с зеленым куполом, в которую он два раза в год ходил с отцом с матерью к обедне, когда служились панихиды по его бабушке, умершей уже давно, и которую он никогда не видал»).

Признание Раскольникова в преступлении (анализ эпизода из главы 8 части 6 романа Ф

Он никак не хочет смириться с тем, то по человеческим законам он совершал преступление и является виноватым. Он продолжает бунтовать до самого последнего момента, постоянно раздумывает над тем, стоит ли вообще делать признание, ведь никто не может догадаться, что это он совершал убийство. Несколько раз Раскольников стремится повернуть назад и не идти в участок.

Творческая работа учащихся по литературе (10 класс) на тему: Анализ эпизода романа Достоевского — Преступление и наказание — (5 глава I части)

Когда Достоевский рисует картину убийства лошади, становится преобладающим кроваво-красный цвет — цвет агрессии, смерти (мужики в красных рубахах, у Миколки мясистое, красное лицо, налитые кровью глаза; у лошади — окровавленная морда, баба в телеге румяная, «в кумачах»).

Сочинение Достоевский Ф

С этими мыслями Раскольников дошел до конторы. И тут его охватил страх, ноги онемели, но он все-таки шел. В конторе он столкнулся с Ильей Петровичем Порохом и подумал, что «это сама судьба». Однако пока словоохотливый Илья Петрович занимал его разговорами, в душе Раскольникова что-то перевернулось, его как будто «придавило». Он не смог произнести слов признания. Попрощавшись с Порохом, он вышел во двор и тут увидел Соню. Все эти дни Соня страдает с Раскольниковым, живет им, проходит тот же крестный путь. Соня и Раскольников – два полюса, но как всякие два полюса, они не существуют друг без друга. И как Соне открылся в Раскольникове целый новый неведомый мир, так и Раскольникову открывает Соня и новый мир, и путь к спасению. Раскольников возвращается в контору и уже без колебаний дает показания.

Анализ эпизода преступление и наказание

Д. И. Писарев писал: “. Раскольников находится в таком положении, при котором все лучшие силы человека поворачиваются против него самого и вовлекают его в безнадежную борьбу с обществом”. Мне кажется, что чисто внешне Раскольниковым двигало желание помочь матери, сестре, Сонечке, а внутренне он хотел доказать себе, что он не “тварь дрожащая”, а сильный и решительный человек.

Анализ эпизода преступление и наказание

Создавая образ жестоко избиваемой, жалкой лошадёнки, Достоевский выражает мысль, которая получит своё развитие в романе: от “сильных мира сего” страдают прежде всего самые слабые, беззащитные. Во сне Раскольникова лошадь пытается сопротивляться, она лягается, рвётся, но чем сильнее сопротивляется несчастное животное, тем в большую ярость приходит Миколка. Говоря о чувствах Миколки, Достоевский прибегает к градации: сначала убийца испытывает наслаждение от предполагаемой потехи, потом сердится, а затем приходит в бешенство, оттого что не может убить с одного удара; градуированы и орудия убийства: кнут, оглобля, лом. Образ измученной клячи появится в романе в связи со смертью Катерины Ивановны: она погибнет не столько от чахотки, сколько от непосильного груза навалившихся проблем, от жестокого отношения мира к её страданиям. Недаром последние слова её: “Уездили клячу…”

Читайте также:
«Бедные люди» — пример тавтологии: сочинение

Анализ эпизода «Сон Раскольникова» по роману Ф

Сон, прежде всего, показывает нам неприятие убийства натурой Раскольникова. И весь смысл его, на первый взгляд, состоит в раскрытии истинного душевного состояния героя, который, проснувшись, даже обращается с молитвой к Богу:” Господи… покажи мне путь мой, а я отрекаюсь от этой проклятой… мечты моей!. Однако студент все-таки осуществит свой страшный план, и здесь можно разглядеть второй, скрытый, смысл сновидения. Ведь в этом сне, как и в реальной жизни Раскольникова, идет речь о возможности распоряжаться чужой жизнью – в данном случае жизнью лошади. Лошадь – никчемное и бесполезное, в силу ее слабосильности, существо:” .. .а кобыленка этта, братцы, только сердце мое надрывает: так бы, кажись, ее и убил, даром Хлеб ест. Так же как и” глупая, бессмысленная, ничтожная, злая, больная старушонка, никому не нужная и, напротив, всем вредная, которая сама не знает, для чего живет, и которая завтра же сама собой умрет. Жизнь ее в представлении Раскольникова равняется” жизни вши, таракана.

Последняя встреча Свидригайлова и Дуни (Анализ эпизода из романа “Преступление и наказание”, ч

Не малую роль сыграло само описание квартиры Свидригайлова. Он даёт понять, что дом пуст, тем более, что «квартира Свидригайлова приходилась как-то между двумя почти не обитаемыми квартирами. Вход к нему был не прямо из коридора, а через две хозяйкины комнаты, почти пустые. «

Клевета Лужина

Обвинив Соню в воровстве, Лужин преследует, по его мнению, вполне достойные цели. Гнусность его поступка заключается прежде всего в том, что он сам предложил Соне сто рублей и в присутствии свидетелей потребовал их вернуть. Кроме того, цели его по сути своей оказались ничтожными и низкими. Ему нужно было отомстить Раскольникову, поссорив его с матерью и сестрой, и опорочить Соню, так как уже распустил слух о ее «непорядочности».

Анализ эпизода романа Достоевского “Преступление и наказание” (5 глава I части)
творческая работа учащихся по литературе (10 класс) на тему

Попытка осмысления значения эпизода в дальнейшем развитии романа и значимости эпизода вообще в великом произведении.

Скачать:

Вложение Размер
Анализ эпизода о страшном сне Раскольникова 27.29 КБ

Предварительный просмотр:

Анализ эпизода романа Ф. М. Достоевского

«Преступление и наказание» (5 глава I части)

Работа представлена на районном конкурсе.

Цель : формировать умение обучающихся сотрудничать, развивать умение анализировать художественный текст, развивать творческие способности обучающихся.

Анализ представлен в виде беседы ребят, сопровождающейся слайдовой презентацией.

Маша, Юля, Никита сидят за столом.

Юля: Слушайте, вы прочитали первую часть «Преступления и наказания»?

Маша: Да. Прочитала. Мрачновато пишет Достоевский. Старуху – топором!

Юля: Да, не говори.. Меня поразил ещё этот эпизод с лошадью. Помните, сон Раскольникову приснился, когда лошадь убили? Вообще жалко её так… Вот непонятно, при чём тут лошадь? Написал бы автор: Раскольникову приснился страшный сон! И всё. А тут такие подробности, жуть..

Маша: А ты вспомни, Юля, как нам Елена Валерьевна всё время говорит: «В великом произведении не бывает случайностей! Каждый эпизод что-то значит, для чего-то нужен!»

Юля: Ну да, точно… Вот только зачем лошадь-то убивать.

Никита: А вот, кстати, мы же записывали в тетрадь, как анализировать эпизод! (листает тетрадь)Вот! Давайте порассуждаем и разберёмся, при чём тут лошадь! Назовём эпизод по библейской заповеди «Не убий!»!

На слайде часы и надпись «И вот что у нас получилось».

Никита : Мы уже встречались со снами героев художественных произведений. Помним пророческий сон Петра Гринёва из «Капитанской дочки», вещий сон Татьяны из «Евгения Онегина» и другие. Вообще сон в художественном произведении – важнейшее средство характеристики психологического состояния героя, во сне раскрываются его потаённые мысли, чувства. Сон помогает узнать истинные стремления и ценности героев, во многом определяет их дальнейшие поступки и последующие события произведения.

Кошмар, приснившийся Раскольникову накануне его страшного преступления, имеет большое идейно-художественное значение.

Юля: Во-первых, нужно отметить состояние Родиона Раскольникова перед засыпанием. Сон рассказан в 5 главе первой части. На протяжении этих глав мы видим «отвратительные и грустные» картины нищих улиц Петербурга глазами Раскольникова: толкотня, грязь, вонь из распивочных, множество пьяных, грязные лестницы домов. (слайды с изображением Петербурга) Всё это усугубляется чрезвычайной июльской жарой и духотой. Мы видим Раскольникова откровенно нищим: «он был до того худо одет, что иной … посовестился бы днём выходить в таких лохмотьях на улицу». (слайд Раскольников) Он закладывает у старухи-процентщицы серебряные часы (те, что остались от отца!), а до этого он уже заложил колечко, подаренное сестрой.

(слайд Мармеладов) Затем он встречается с Мармеладовым и узнаёт историю его семейства, ужасную, но обыденную, и от того ещё более страшную. Он даже знакомится с семьёй Мармеладовых и своими глазами видит их дошедшую до последней крайности нищету и отчаяние.

(слайд мать и сестра) Затем Родион получает письмо от матери, из которого мы узнаём, что мать и сестра Раскольникова тоже находятся в крайне бедственном положении. Мать Родиона и сестра видят в нём надежду, своё спасение и упование – главное только, чтобы он закончил обучение и смог начать служить и получать достойное жалование. Пока же мы видим, что Раскольников не только не помогает родным, а, напротив, живёт на их средства, которые они берут в долг и потом с огромным трудом возвращают, отказывая себе во всём. Это сильно тяготит его. Главное же, что узнаёт Родион из письма, – что его сестра Дуня собирается выйти замуж за Лужина, человека весьма недостойного, но имеющего некоторые средства. Родион понимает, что Дуня просто приносит себя в жертву, соглашаясь на этот брак, надеясь опять-таки устроить судьбу брата, и в принципе, Дуня поступает подобно Соне Мармеладовой, которая так же пожертвовала собой ради спасения своей семьи. (слайд сестра и Соня)

Мне сложно даже представить себе состояние человека, на которого в один день обрушилось столько негативных впечатлений. В довершение цепочки этих впечатлений Раскольников видит на улице молоденькую девушку, совершенно пьяную, которую преследовал какой-то господин, явно желающий воспользоваться ею. Тут мы видим доброту и благородство нашего героя, который пытается спасти девушку от этого господина и поручает её городовому.

(слайд мрачный пейзаж Петербурга) К роме того, мы видим, что Раскольниковым владеет какая-то навязчивая мысль, он вроде решился на что-то ужасное, но сам не верит в своё решение, и эта мысль его мучает. К тому же и физическое состояние его оставляет желать лучшего, он явно нездоров. И вот в таком-то физическом и психическом состоянии он и проваливается в сон, улёгшись в кустах. Примечательно то, что этот сон снится Раскольникову не в его комнатке, похожей на гроб, а на природе, у Петровского острова. Можно предположить, что Достоевский выводит своего героя из его каморки для того, чтобы показать настоящего Раскольникова, на которого не давят нищета и безысходность.

Маша : Приснилось ему его детство. Он лет семи и гуляет с отцом за городом. Здесь стоит большой кабак, всегда производивший на него неприятнейшее впечатление. Там всегда такая толпа, так орали, ругались, так безобразно пели и так часто дрались; кругом кабака шлялись всегда такие пьяные и страшные рожи… Возле кабака дорога, огибающая городское кладбище. Среди кладбища каменная церковь, в которую ходил с отцом и матерью к обедне, когда служились панихиды по его бабушке. Они всегда брали с собой кутью на белом блюде, сахарную, из рису и изюму. Подле бабушкиной могилы была и могилка его меньшего брата, умершего шести месяцев. И вот снится ему: они идут с отцом и проходят мимо кабака. Тут как будто гуляние. Все пьяны, все поют песни, а подле крыльца стоит странная телега, одна из тех больших телег, в которые впрягают больших ломовых лошадей. Он любил смотреть на этих огромных ломовых коней, идущих спокойно и везущих за собою какую-нибудь гору. Но теперь в большую такую телегу впряжена была маленькая, тощая саврасая крестьянская клячонка. ( слайд лошадь, кляча) Но вдруг становится очень шумно: из кабака выходят с криками и песнями пьяные-препьяные большие такие мужики в красных и синих рубашках. «Садись, все садись! – кричит один, с толстою такою шеей и с мясистым, красным лицом, – всех довезу, садись!». Раздаётся смех:

– Этакая кляча да повезёт!

– Да ты, Миколка, в уме, что ли: этакую кобылёнку в таку телегу запрег!

– Садись, всех довезу! – кричит Миколка, прыгая в телегу, берёт вожжи и становится во весь рост. – Кобылёнка этта, братцы, только сердце моё надрывает: так бы, кажись, её и убил, даром хлеб ест. Говорю, садись! Вскачь пойдёт! – И он берёт в руки кнут.

Все лезут в телегу с хохотом и остротами. Налезло человек шесть, берут с собой ещё бабу, толстую и румяную. Два парня в телеге тотчас же берут по кнуту, чтобы помогать Миколке. Раздаётся: «ну!», клячонка дёргает изо всей силы, но не только вскачь, а даже и шагом-то чуть-чуть может справиться, только семенит ногами, кряхтит и приседает от ударов трёх кнутов. Смех вокруг удваивается, но Миколка сердится и в ярости сечёт кобылёнку, и уже не знает, чем и бить от остервенения.

– Папочка, папочка, – кричит он отцу, – папочка, что они делают! Папочка, бедную лошадку бьют!

Отец хочет увести его, но он вырывается, бежит к лошадке. Но уж бедной лошадке плохо. Она задыхается, останавливается, опять дёргает, чуть не падает.

– Секи до смерти! – кричит Миколка.

– Да что на тебе, креста, что ли, нет! – кричит один старик из толпы.

– Не трошь! Моё добро! Что хочу, то и делаю.

Вдруг хохот покрывает всё: кобылёнка не вынесла ударов и в бессилии начала лягаться.

Два парня из толпы достают ещё по кнуту и бегут к лошадёнке сечь её с боков.

– По морде её, по глазам хлещи! – кричит Миколка.

… Он бежит подле лошадки, он видит, как её секут по глазам, по самым глазам! Он плачет. Его пытаются увести, он вырывается. Лошадка уже при последних усилиях, но ещё раз начинает лягаться.

Миколка в ярости бросает кнут, хватает оглоблю и со всего размаху бьёт лошадь по спине, и ещё раз, и ещё. Несчастная кляча оседает, но вспрыгивает и дёргает из последних сил, но со всех сторон принимают её в шесть кнутов. Миколка в бешенстве, что не может сразу убить.

– Топором её, чего! Покончить с ней разом, – кричат из толпы.

Миколка бросает оглоблю и достаёт из телеги железный лом. И что есть силы с размаху бьёт свою бедную лошадёнку. Кобылёнка зашаталась, осела, лом снова со всего размаху ложится ей на спину, и она падает на землю.

( слайд фрагмент из фильма) Несколько парней схватывают кнуты, палки, оглоблю и бегут к издыхающей лошади. Миколка становится сбоку и начинает бить ломом по спине. Кляча протягивает морду, тяжело вздыхает и умирает.

– Моё добро! – кричит Миколка, с налитыми кровью глазами.

Бедный мальчик уж не помнит себя. С криком пробивается он сквозь толпу к савраске, обхватывает её мёртвую, окровавленную морду и целует её, целует её в глаза, в губы. Потом вдруг вскакивает и бросается с кулачонками на Миколку. В этот миг отец схватывает его и выносит из толпы.

– Папочка! За что они … бедную лошадку … убили!

– Пьяные, шалят, не наше дело, пойдём! – говорит ему отец. Он обхватывает отца руками, но грудь ему теснит, теснит. Он хочет перевести дыхание, вскрикнуть, и просыпается.

( слайд мирный пейзаж) Он проснулся весь в поту и приподнялся в ужасе.

– Слава богу, это только сон! …

– Боже! Да неужели ж, неужели ж я в самом деле возьму топор, стану бить по голове, размозжу её череп… буду скользить в липкой тёплой крови, взламывать замок, красть и дрожать; прятаться, весь залитый кровью… с топором… Господи, неужели?

– Да что же это я! … Ведь я знал же, что я не вынесу, так чего же я до сих пор себя мучил?

Он встал на ноги. Он был измождён, но ему вдруг стало дышать как бы легче. Он почувствовал, что уже сбросил с себя это страшное бремя, и на душе его стало вдруг легко и мирно. «Господи – молил он, – покажи мне путь мой, а я отрекаюсь от этой проклятой… мечты моей!»

Никита : что же мы узнаём из этого сна?

Во-первых, сон дает нам важные сведения о семье главного героя. ( на слайде: Раскольников рос в семье, в которой традицией были прогулки отца с сыном: «он лет семи и гуляет в праздничный день, под вечер, со своим отцом за городом». А также – посещение церкви и кладбища, уважение к памяти умерших предков («Среди кладбища каменная церковь, с зеленым куполом, в которую он два раза в год ходил с отцом с матерью к обедне, когда служились панихиды по его бабушке, умершей уже давно, и которую он никогда не видал»).)

Во-вторых, мы делаем вывод, что уже в детстве Раскольников был чуток и восприимчив к происходящему. Он замечал грязь и пороки социальной действительности, и они вызывали в нем неприятие. Так, мальчика пугал и отталкивал кабак – средоточие разврата, пьянства (слайд: «В нескольких шагах от последнего городского огорода стоит кабак, большой кабак, всегда производивший на него неприятнейшее впечатление и даже страх, когда он проходил мимо гуляя с отцом».) И наоборот, мальчик интуитивно тянулся ко всему, что олицетворяло доброе, светлое начало (слайд: «Он любил эту церковь и старинные в ней образа, большей частию без окладов, и старого священника с дрожащею головой». )

В-третьих, Достоевский обличает жестокость, на которую, как это ни страшно, способен человек.

Юля : Таким образом, в этом эпизоде мы видим подсознание главного героя, его детскую, чистую душу, преисполненную любви и жалости ко всем слабым и беззащитным. Кто из нас в детстве не жалел брошеных котят и бездомных собак? Детство обычно ассоциируется с беззаботным периодом жизни, лишенным необходимости принимать жизненно важные решения. И не случайно именно в детство возвращается Раскольников во сне. Уже по этому можно судить, что проблемы взрослой жизни его угнетают. Символичен и образ отца. Ведь отец — традиционно символ защиты, безопасности. Атмосфера вокруг происходящего раскалена до предела. С одной стороны — злобная агрессия пьяной толпы, с другой — непереносимое отчаяние, страх и жалость ребенка. И в центре всего — ужас добиваемой клячи. Для передачи экспрессивности эпизода писатель почти каждую фразу заканчивает восклицательным знаком.

Никита : В основе построения эпизода лежит принцип антитезы : (слайд-схема) ( противопоставлены тощая клячонка и ломовые лошади, которые перевозят тяжёлые телеги, Миколка, убивающий животное, и мальчик, целующий мёртвую голову лошади, зрители, хохочущие и острящие, и свидетели убийства, осуждающие Миколку и жалеющие савраску.)

Контраст читатель видит уже в описании городка в начале эпизода: кабак, вызывающий страх у мальчика, противопоставлен церкви, которую семилетний Раскольников любит. Не случайно, кстати, и то, что мальчик с отцом идут к кладбищу с церковью, но останавливаются у кабака и становятся свидетелями ужасающей сцены. Так впоследствии главный герой романа (уже не мальчик, а молодой человек двадцати трёх лет), душой тянущийся к Богу, увидит смерть: только из неравнодушного наблюдателя убийства он превратится в убийцу.

Маша : Цветовой контраст тоже не случаен: чёрный цвет (слайд: “чёрной пылью всегда покрыта дорога возле кабака”) символизирует смерть, а белый (слайд: белое блюдо, белый рис ) ассоциируется с очищением. Подбирая цвета подобным образом, Достоевский уже намечает путь Раскольникова от духовного падения к очищению. Купол церкви во сне Раскольникова зелёного цвета. Читая роман далее, мы увидим, что зелёный цвет — цвет жизни, обновления — Достоевский связывает с образом Сони. Мы заметим, что зелёный дом, в котором живёт Соня Мармеладова, притягивает Родиона, совершившего убийство, так же, как и церковь с зелёным куполом влечёт чистого, безгрешного ребёнка.

Когда Достоевский рисует картину убийства лошади, становится преобладающим кроваво-красный цвет — цвет агрессии, смерти (мужики в красных рубахах, у Миколки мясистое, красное лицо, налитые кровью глаза; у лошади — окровавленная морда, баба в телеге румяная, «в кумачах»).

Юля : Убийца Миколка вызывает у читателей возмущение и ненависть: здоровый, крепкий мужик убивает слабое, беззащитное существо. Говоря о лошади, Достоевский называет её словами с уменьшительно-пренебрежительными суффиксами ( лошадёнка , клячонка , кобылёнка ), для того чтобы подчеркнуть бессилие животного, его невозможность защитить себя.

(слайд аргументы за убийство – цитаты ) Миколка совершает жестокий поступок, но при этом у него есть аргументы “за” убийство (“… кобылёнка эта … даром хлеб ест…”, “…моё добро, что хочу, то и делаю…”) . Именно так он объясняет своё право убивать. С подобными доводами мы встретимся, читая разговор офицера со студентом, мысли которого близки Раскольникову (“…я бы эту проклятую старуху убил и ограбил”, потому что она “бессмысленная… никому не нужная и даже вредная…”). Таким образом, и Миколка из сна, и взрослый Раскольников дают себе право определять нужность или ненужность того или иного существа в мире, что, по мнению Достоевского, недопустимо.

По-иному ведёт себя семилетний мальчик. “Разумных” аргументов он ещё не понимает, и душа его бунтует против убийства: ему жалко бедную лошадку (это слово с уменьшительно-ласкательным суффиксом передаёт нежное, трепетное отношение мальчика к лошади). Читая роман, мы увидим, что взрослый Раскольников, обдумывающий убийство и даже уже являющийся убийцей, будет много раз помогать слабым и беспомощным. (слайд – конфликт) Таким образом, внешний конфликт сна об убийстве лошади — конфликт убийцы Миколки и ребёнка, пытающегося спасти несчастное животное, — станет внутренним конфликтом взрослого Раскольникова — конфликтом воспалённого сознания , в котором возникла теория о возможности одних распоряжаться судьбами других, и души , протестующей против зла и насилия.

Никита : Создавая образ жестоко избиваемой, жалкой лошадёнки, Достоевский выражает мысль, которая получит своё развитие в романе: от “сильных мира сего” страдают прежде всего самые слабые, беззащитные. Во сне Раскольникова лошадь пытается сопротивляться, она лягается, рвётся, но чем сильнее сопротивляется, тем в большую ярость приходит Миколка. (слайд градация в эпизоде) Говоря о чувствах Миколки, Достоевский прибегает к градации ; градуированы и орудия убийства: кнут, оглобля, лом. Кстати, образ измученной клячи снова появится в романе в связи со смертью Катерины Ивановны: она погибнет не столько от чахотки, сколько от непосильного груза проблем. Недаром последние слова её: “Уездили клячу…”

Появятся в романе в качестве важнейших художественных деталей и предметы, о которых случайно упоминают люди, наблюдающие страшную сцену: топор (“топором её, чего…”) и крест (“креста на тебе нет…”). Слово “топор” звучит во сне, наверно, потому что Раскольников уже сознательно выбрал топор как орудие убийства, а фраза “креста на тебе нет” звучит как предупреждение для героя.

Маша: Сон показывает нам неприятие убийства натурой Раскольникова. И весь смысл его, на первый взгляд, состоит в раскрытии истинного душевного состояния героя, который, проснувшись, даже обращается с молитвой к Богу: «Господи. покажи мне путь мой, а я отрекаюсь от этой проклятой. мечты моей!». Однако студент все-таки осуществит свой страшный план, и здесь можно разглядеть второй, скрытый, смысл сновидения. Ведь в этом сне, как и в реальной жизни Раскольникова, идет речь о возможности распоряжаться чужой жизнью.

Таким образом, эпизод первого сна главного персонажа занимает одно из ключевых мест в романе, являясь его своеобразной композиционной вершиной. С одной стороны, он открывает герою весь ужас задуманного им, с другой — подталкивает его к совершению преступления, оправдывая убийство. Но по мере развития сюжета Достоевский приводит нас к мысли о верности лишь первого значения сна — крика души о недопустимости злодеяний. Вслед за Достоевским мы тоже хотим пожелать всем сохранить в душе чистоту ребёнка, способность сопереживать окружающим и неприятие зла.

Раскольников, Соня, Мармеладов, Свидригайлов кто они: добрые или злые

Возлюбленная продает себя, чтобы спасти семью. Как Раскольников и Дуня, возлюбленная «преступила закон», согрешила во имя любви, в свою очередь хочет злом достигнуть добра. «Ты великая грехотворка, — говорит ей Раскольников, — пуще всего тем твоя милость грешница, что понапрасну умертвила и предала себя. До этого часа бы это не ужас! Еще бы отнюдь не ужас, что ты живешь в этой грязи, которую эдак ненавидишь и в то же время знаешь сама(лишь только стоит глаза раскрыть), что никому ты сим не помогаешь и никого ни от чего без- спасаешь!

Да скажи же мне, наконец, — проговорил дьявол почти в исступлении, — как этакой позор и такая бесчестность в тебе рядом с другими противоположными и святыми чувствами совмещаются?» И вдругорядь-таки в этом приговоре над Соней он произносит заключение и самому себе — и он тоже понапрасну умертвил свою яйца, и он живет в грязи и подлости преступления, и в нем «как не стыдно» совмещается со «святыми чувствами». Раскольников сознает, чисто у него с Соней, в сущности, общая вина. «Пойдем одновременно, — говорит он ей восторженно, — мы вместе прокляты, вкупе и пойдем!…

» — «Куда идти? — в страхе спросила она и машинально отступила назад». — «Почему ж я знаю? Знаю всего только, что по одной дороге, наверно знаю — и всего. Одна цель!

» — т. е. искупить преступление. «Разве твоя милость не тоже сделала, — продолжает он, — ты в свою очередь преступила… смогла преступить.

Ты на себя щупальцы наложила, ты загубила жизнь… свою (сие все равно!). Ты могла бы быть в живых духом и разумом, а кончишь на Сенной.

,, Но твоя милость выдержать не можешь, и, если останешься одна, сойдешь с ума, (как) будто и я. Ты уж и теперь, как помешанная; стало фигурировать, нам вместе идти по одной дороге! Пойдем!» Разиня — преступница, но в ней есть и святая, как в Дуне унич мученица, в Раскольникове — подвижник. Недаром каторжники в Сибири смотрели получи и распишись Соню, как на мать, как на спасительницу; симпатия является им в ореоле почти сверхъестественной красоты, бледная, слабая, кроткая, с голубыми, тихими глазами… Дуня, Раскольников, Лежебок, Мармеладов, Свидригайлов — как решить, кто они: добрые не то — не то злые?

Что следует из этого рокового закона жизни, с необходимого смешения добра и зла? Когда так знаешь людей, сиречь автор «Преступления и наказания», разве можно выводить их, разве можно сказать: вот этот грешен, а оный праведен? Разве преступление и святость не слиты в непоседливый душе человека в одну живую неразрешимую тайну? Воспрещено любить людей за то, что они праведны, потому как что никто не праведен, кроме Бога: и в чистой душе, на правах у Дуни, и в великом самопожертвовании, как у Сони, таится зачатки преступности. Нельзя ненавидеть людей за то, в чем дело? они порочны, потому что нет такого падения, в котором сердце человеческая не сохранила бы отблеска божественной прелести.

Не «мера за меру», не законность — основа нашей жизни, а любовь к Богу и милосердие. Жестокий талант — этот величайший реалист, измеривший бездны человеческого страдания, безумия и порока, одновременно с тем величайший поэт евангельской любви. Любовью дышит весь его книга, любовь — ее огонь, ее природа и поэзия.

Он понял, что наше оправдание перед Высшим Существом — не в делах, не в подвигах, а в вере и в любви. Без) (счету ли таких, чья жизнь не была бы преступлением, достойным наказания? Праведен без- тот, кто гордится своею силой, умом, знаниями, подвигами, чистотой, отчего что все это может соединяться с презрением и ненавистью к людям, а праведен оный, кто больше всех сознает свою человеческую тщедушие и порочность и потому больше всех жалеет и любит людей.

У каждого с нас — равно у доброго и злого, у глупого маляра Миколки, ищущего, вслед за что бы «пострадать», и у развратного Свидригайлова, у нигилиста Раскольникова и у блудницы Сони, — у всех гдето тама, иногда далеко от жизни, в самой глубине души, таится Водан порыв, одна молитва, которая оправдывает человечество перед Богом. Это молитва пьяницы Мармеладова: «Йес приедет царствие Твое!»

«Преступление и наказание» главные герои

В романе «Преступление и наказание» герой Родион Раскольников вынашивает и приводит в исполнение идею убийства старухи, занимающейся ростовщичеством. Образ старушки вызывает у героя отрицательные эмоции, и он, имея угрюмый и высокомерный характер, выводит новую теорию жизни. Убийство Алены Ивановны – это проверка этой теории: «Тварь я дрожащая, или право имею?». Действие романа происходит в Петербурге, в последней части главный герой « Преступления и наказания» оказывается в Сибири. «Преступление и наказание» – это глубоко психологическое и философское произведение Достоевского.

Характеристика героев «Преступления и наказания»

Главные герои

Раскольников

По рассказу Разумихина, Родион – это человек, в котором сочетается два противоположных характера. С одной стороны, он угрюмый и скрытный, а с другой – добрый и искренний. Фактически, нищий студент, но ценит себя высоко, его больное самолюбие противится нищенскому существованию. Его незаурядный ум создает собственную теорию, в которой можно оправдать любое преступление, и Раскольников совершает убийство.

Второстепенные персонажи

Алена Ивановна

Старушка лет 60 – ти, вдова, живет в чистенькой квартире вдвоем с сестрой, которую считает умственно неполноценной, и постоянно над ней издевается. Занимаясь ростовщичеством, накопила приличное состояние. К окружающим относится с опаской и недоверием, ни с кем не общается. Берет в залог вещи, никого не обманывает, ведет себя честно. Является несчастной жертвой Раскольникова.

Мармеладов Семен Захарович

Спившийся бывший чиновник зрелого возраста. Добрый и отзывчивый. Когда впервые потерял работу, в силу своей слабохарактерности, пристрастился к алкоголю. Его алкоголизм привел семью к нищете.

Соня Мармеладова

Основные черты ее характера – кротость и робость. По велению мачехи отправляется на «панель», чтобы прокормить младших детей мачехи. Именно ее любовь толкает Раскольникова на путь раскаяния.

Пульхерия Александровна Раскольникова

Приходится матерью Родиону. Живет с дочерью Дуней, не имея достаточных средств, выбивается из сил, чтобы материально помочь сыну – студенту. Ради избавления от нищеты, хочет выдать Дуню за Лужина.

Дуня Раскольникова

Образованная, привлекательная девушка. Работала у Свидригайлова, после его непристойного поведения ушла. Нежно любит брата. Ради помощи семье, согласна на замужество с Лужиным. В конце концов, становится женой Разумихина.

Катерина Ивановна Мармеладова

Мачеха Сонечки. Мучается от беспробудных запоев мужа, и постоянной нищеты. Еще молодая женщина, умирает в мучениях от туберкулеза.

Лужин Петр Петрович

Состоятельный мужчина лет 45. Мечтает открыть свое дело. Расчетливый и неприятный человек, думает взять в жены Дуню, чтобы она чувствовала себя обязанной ему, ради того, чтобы потешить свое самолюбие.

Разумихин Дмитрий Прокофьевич

Характеристика героя Разумихина содержит лишь положительные черты. Это честный и благородный молодой человек, верный друг Раскольникова. Несмотря на стесненные обстоятельства, находит возможность продолжать учебу. Женится на сестре Родиона.

Свидригайлов Аркадий Иванович

Можно сказать, Свидригайлов и Раскольников – нравственные двойники. У него такое же понимание преступления, которое можно оправдать.

Марфа Петровна Свидригайлова

Богатая женщина, выкупила Свидригайлова из тюрьмы, и вышла за него замуж. Очень сильно любит мужа, однако разрешает ему мимолетные романы с крестьянками, под запретом стоит лишь любовь равным по положению женщин. Умерла при загадочных обстоятельствах.

Лебезятников Андрей Семенович

Мерзкий тип, служащий министерства, младший друг Лужина.

Лизавета

Бессловесная сестра Алены Ивановны, стала случайной жертвой студента.

Зосимов

Состоит в приятельских отношениях с Разумихиным, доктор. Лечил Раскольникова, когда тот был болен после своего преступления.

Заметов Александр Григорьевич

Молодой секретарь мелкой конторы, взяточник. Разговаривал с Раскольниковым о преступлении.

Никодим Фомич

Работает в полиции, серьезный и умный мужчина. В общении открытый и добродушный человек.

Порфирий Петрович

Ведет следствие по делу старухи. Умный, использует в работе психологические приемы. Именно он убеждает Раскольникова, чтобы тот сознался в убийстве.

Илья Петрович

Служит помощником Никодима Фомича. Принципиальный человек. Ему Раскольников рассказывает о том, что убил старушек.

Амалия Ивановна Липпевехзель

Вздорная женщина, немецкого происхождения, плохо знает русский язык. Сдает жилье Мармеладовым.

Миколка

Молодой деревенский парень, попадает под подозрение в убийстве старушек, признается в том, чего не совершал, но умный следователь, путем психологического анализа, делает вывод, что маляр не виновен.

В книге Достоевского главной темой является не только идея Раскольникова о «наполеонстве», но и рассуждения о социальных причинах, по которым человек готов пойти на преступление. В этой таблице приведен список персонажей, краткое описание каждого из героев может быть использовано для сочинения по роману «Преступление и наказание»

Добро и зло в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» – примеры и аргументы

Аргументы добра

В пользу добродетели персонажи совершают разные поступки. Почему-то жестокие люди способны на милосердие и проявляют себя в произведении противоположным образом. Такая характерная черта присуща нескольким главным героям:

  1. Родион Раскольников.
  2. Соня Мармеладова.
  3. Сестра процентщицы Лизавета.

Родион Раскольников — добрый человек. Главным преимуществом героя считается большая любовь к близким. Он бережёт маму и сестру, сострадая их проблемам. Ко всем относится искренне и помогает семье Мармеладовых. Доказательством доброты Раскольникова выступает сон о лошади: мальчик хочет лошадку, над которой издеваются, чтобы освободить её от страданий. Добрые дела Раскольникова показывают его характер с наилучшей стороны. На протяжении всего романа в душе героя борется между собой добро и зло. В заключение наступает раскаяние преступника и победу одерживает доброта.

В образе Сони Мармеладовой проявляется истинное добро и искренность. Для семьи она жертвует собой и предаёт себя для спасения близких от голодной смерти. Помогает мачехе и пьющему отцу. Её добропорядочность равна самопожертвованию собственной жизнью.

Терпит и жертвует ради блага семьи сестра процентщицы Лизавета. Она находилась в рабстве у сестры, кроме того, что работала и убирала в доме, она еще и свои деньги отдавала сестре. Взамен старуха била её, бесконечно грубиянила, отказывала в самом необходимом. Надеясь, что все заработанные деньги уйдут на пожертвования в монастырь, Лизавета терпела и любила свою сестру.

Мама Раскольникова — Пульхерия Александровна — яркий образ благородства и добропорядочности. Зарабатывая не так много, отсылала всё своему сыну. И это для того, чтобы он получил образование и стал человеком. Она старается со всех сил и не сдаётся, отказывая себе во всём ради сына.

Достойным примером победы добра над злом, служит нехороший случай, который случился с Дуней Раскольниковой. Оказавшись потенциальной жертвой насилия, она просит помощи у самого́ насильника Свидригайлова. Он её отпускает, так как его тронула нежная мольба жертвы о спасении.

Источники возникновения зла

Достоевский показывает истинные причины злостных намерений у людей. По мнению писателя, добрые люди могут превратиться в злых из-за влияющих факторов. Самыми распространнеными источниками проявления зла можно назвать:

  1. Нищета.
  2. Эгоизм.
  3. Сплетни.
  4. Развращённость.

Раскольников вынужден был совершить преступление из-за нищеты. Именно нищенское положение разуверило его во всём, и даже в Боге. Лужин (жених Дуни) прикрывается добродетелью, а сам жестоко и эгоистично относится к своей избраннице. Любит только себя, жадничает во всём и ставит девушку перед выбором между ним и братом.

Марфа Петровна насплетничала о связи своей гувернантки и её мужа. Убедившись, что неправа, она исправила ситуацию, тем самым искоренила зло от собственных сплетён. Развращённость Свидрагайлова, которая не знает меры ни в чём и разлагает его душу, служила безусловным источником зла, как и другие человеческие пороки.

Двухзначные образы

Добро и зло в романе присутствует во всех людях одновременно. Автор хотел показать, как в одном человеке могут быть объединены две противоположные сущности. Среди героев, которым присуща такая двузначность, можно выделить:

  1. Студент Раскольников.
  2. Проститутка Соня.

Юноша Родион помогает всем, кто нуждается. Добрые поступки Раскольникова не перестают удивлять. Ему казалось, что убивая он освобождает свою семью от долгов и сможет добиться лучшего, а не принесёт горе. Личность его раздваивается — становится жестокой. Он делает мертвыми других людей. Раскаявшись, герой понимает всю тяжесть преступления.

Соню оправдывает сам автор. Её душа добрая и делает она свою непристойную работу во благо семье. Она одновременно совершает грех и благородный поступок. В сравнении с нею многие выглядят более злыми и недобропорядочными.

Автору жалко всех. Из романа явно напрашивается вывод, что все заслуживают всеобъемлющего прощения. Он сострадает каждому, кто совершает греховный поступок и показывает, какие последствия от него могут быть. Не поздно всё изменить и заново найти себя, если даже запутался в своей жизни, а на примере Раскольникова даже раскаяться.

Сочинение на тему «Преступление и наказание — доброта и жестокость» считается одной из популярных тематик в русской литературе. Вслед за романами Достоевского «Идиот», Пушкина «Капитанская дочка», Гончарова «Обломов», Куприна «Олеся» это произведение служит хорошим сюжетом для многих пьес, где показано милосердие, сострадание и людские пороки одновременно.

Понятие добра и зла в любых повестях изучалось давно, но здесь отражается больше всего. Прочитав эти романы, литературный экзамен по егэ можно сдать с лёгкостью.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: