Красота человеческого поступка: сочинение

  • А. С. Пушкин
  • А. С. Грибоедов
  • А. Н. Островский
  • А. А. Ахматова
  • А. А. Блок
  • А. А. Фет
  • А. П. Чехов
  • Б. Л. Пастернак
  • В. В. Маяковский
  • Г. Р. Державин
  • Д. И. Фонвизин
  • И. А. Бунин
  • И. А. Гончаров
  • И. А. Крылов
  • И. С. Тургенев
  • К. Д. Бальмонт
  • Л. Н. Толстой
  • М. А. Булгаков
  • М. А. Шолохов
  • М. В. Ломоносов
  • М. Горький
  • М. Е. Салтыков-Щедрин
  • М. И. Цветаева
  • М. Ю. Лермонтов
  • Н. А. Некрасов
  • Н. В. Гоголь
  • Н. С. Гумилев
  • Н. С. Лесков
  • С. А. Есенин
  • Свободная тема
  • Сочинения по картинам
  • Ф. И. Тютчев
  • Ф. М. Достоевский
  • Автор: Ф. М. Достоевский
  • Произведение: Преступление и наказание
  • Это сочинение списано 19 870 раз

Ф. М. Достоевский был настоящим писателем‑гуманистом. Боль за человека и человечество, сострадание к попранному человеческому достоинству, желание помочь людям постоянно присутствуют на страницах его романа. Герои романов Достоевского – это люди, желающие найти выход из жизненного тупика, в котором оказались по разным причинам. Они вынуждены жить в жестоком мире, который порабощает их умы и сердца, заставляет действовать и поступать так, как людям не хотелось бы, или как бы они не поступили, находясь в других условиях. Очень часто героям Достоевского приходится идти на компромисс со своей совестью, своими желаниями, переступать через себя и свою честь. Многие из них вынуждены совершать ужасные поступки или страшные преступления. Но Достоевский показывает, что в людях присутствует добро, в них еще не умерли человеческие качества, и даже самый униженный и забитый человек может поступать так, как подсказывает ему совесть. Вот почему в романах Достоевского большое внимание уделяется человеческим поступкам.

Герои романа «Преступление и наказание» живут в Петербурге. Этот город представлен Достоевским как жестокий, холодный, страшный город, в котором царят безысходность и порок. Именно в этом городе живут «униженные и оскорбленные», не знающие порой, куда им идти и у кого просить помощи. Именно в этом городе происходят страшные преступления и творятся гадкие дела. Вот и Раскольников, движимый своей идеей, идет на преступление, поправ все человеческие законы бытия.

Но Достоевский показывает, что даже под гнетом этого ужасного города с его бесчеловечными порядками люди способны на красивые и благородные поступки. Порой эти поступки граничат с самопожертвованием, когда герои готовы отказаться от самих себя, принести себя в жертву, чтобы спасти своих близких. На такой поступок идет сестра Раскольникова Дуня. Она жертвует собой, собираясь замуж за нелюбимого и подлого человека Лужина. Дуня готова пойти на это, потому что хочет помочь своему брату закончить институт, а без денег сделать это невозможно. Кроме того, она помнит о своей матери, которая не в состоянии содержать дочь. Вот и приходится девушке согласиться на этот шаг. Красота поступка Дуни состоит в том, что она выходит замуж не по расчету, не потому, что охотится за деньгами будущего мужа, а чтобы спасти семью.

Жизнь другой героини, Сонечки Мармеладовой, страшна и безвыходна. Она вынуждена пойти на панель, чтобы избавить семью от нищеты, в которой они оказались из‑за пьянства Мармеладова. Соня переступила через свою честь, но сделала это опять же не для себя, она попросту принесла себя в жертву, чтобы другим было легче жить. Многие в романе осуждали ее за такой поступок. Но, по мнению Достоевского, поступок Сони красив с нравственной стороны, так как показывает, на что способна душа девушки, на какие жертвы она идет во имя своей семьи.

Совесть и чувство справедливости живут во многих героях романа «Преступление и наказание». Одним из таких примеров может служить поступок Лебезятникова. Когда Лужин стал обвинять Соню в воровстве денег, которое она не совершала, Лебезятников не побоялся пойти против подлого дельца и рассказал всем, что Лужин сам подложил деньги Соне. До этого момента Лужин думал, что ему сойдет все с рук, что он все сможет уладить при помощи денег. Но, увидев, как после его разоблачение против него ополчились все люди, он понял, что и на него найдется управа, и поспешил покинуть Петербург.

Читайте также:
Трущобы и нищие углы бедноты фон романа «Преступление и наказание»: сочинение

Способен на красивые и благородные поступки и главный герой романа. Несмотря на то что Раскольников считает людей «тварями дрожащими», его душа болит за поруганное человеческое достоинство, ему больно смотреть на страдания бедных и несчастных. Он всеми силами старается помочь им. Отдать последнее для героя – это не значит совершить некий высокий поступок. Он идет на это не задумываясь, потому что так, по его мнению, должен поступать каждый человек. Поэтому Раскольников, сам нищий, отдает последние деньги на похороны отца своего приятеля, делится деньгами с семьей Мармеладовых. Он совершает еще много подобных поступков, каждый из которых по своей красоте и силе затмевает его страшное преступление.

Сочинение на тему: Красота человеческого поступка (по роману «Братья Карамазовы»).

Красота человеческого поступка (по роману «Братья Карамазовы»).
“Братья Карамазовы” ( Достоевский Ф.М. )

В романе Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание» главный герой – бедный студент Родион Раскольников. Это личность сложная, неоднозначная. Раскольников – философ, принимающий близко к сердцу зло и несправедливость, которыми полон мир, чутко реагирующий на страдания других людей. Это гуманный человек.
Тем парадоксальнее, что Раскольников выбрал ошибочный путь борьбы со злом.
Достоевскому важно показать, к чему может привести интеллектуальная «болезнь», порабощение бесчеловечной теорией. Ведь Раскольников по сути – высоконравственный человек, а совершает страшное злодеяние – убийство. Поэтому не случайно писатель в романе дает примеры истинно красивых поступков главного героя, чтобы сильнее выразить мысль о губительном влиянии на человека модной в 60-е годы XIX века теории «наполеонизма».

Раскольникову чужда любая расчетливость, его первое душевное движение – помочь тем, кто нуждается в помощи, даже если он делает это в ущерб себе и вопреки «здравому смыслу». Жертвенный аспект характера Раскольникова выражен в символическом сне о лошади. В этом сне герой видит себя ребенком, который становится свидетелем варварского поступка – избиения загнанной лошади. Озверевший хозяин в тупой злобе бьет ее сначала оглоблей, потом ломом и забивает несчастное животное насмерть. Страшная картина вызывает у маленького героя сна яростное желание вмешаться, защитить бедную «клячонку». Ребенок мечется в бессилии, ломает руки, но никто не останавливает бессмысленное, жестокое убийство, потому что озверевший мужик – хозяин «клячонки». И тогда мальчик « с криком пробивается сквозь толпу к савраске, обхватывает ее мертвую, окровавленную морду и целует ее, целует в глаза, в губы… Потом вдруг вскакивает и в исступлении бросается со своими кулачонками на Миколку». Эта сцена показывает, как герой способен глубоко воспринимать чужую боль, сочувствовать страдающему существу. Поступок мальчика свидетельствует о его ранимой, доброй душе.

Раскольников, пока учился в университете, жил в Петербурге, всегда был готов помогать ближнему, не избегал общения с людьми, а, наоборот, тянулся к ним. Никто из окружения Раскольникова не знал, что он постоянно совершал красивые человеческие поступки. Раскольников никогда не распространялся о своем альтруизме. Делать благо было для него естественной потребностью.
Перед судом Разумихин «откопал сведения» и «представил доказательства», что Родион «в бытность свою в университете», помогал своему бедному и больному товарищу, отдавал последние деньги на его лечение и питание. Когда же тот умер, Раскольников ухаживал за ослабленным отцом товарища, поместил его в больницу, и когда тот тоже умер, похоронил его.

В романе можно найти упоминание о подвиге, который совершил главный герой: «во время пожара, ночью, вытащил из одной квартиры, уже загоревшейся, двух маленьких детей и был при этом обожжен». После спасения несчастных «малюток» Раскольников долго болел. Герой никогда не стремился «высказать свое сердце». Разумихин дал своему приятелю точную характеристику: «Великодушен и добр. Чувств своих не любит высказывать и скорей жестокость сделает, чем словом выскажет сердце».
Также совершенно случайно выяснились подробности о бывшей невесте Раскольникова: «Она больная такая девочка была, совсем хворая: нищим любила подавать и о монастыре все мечтала». Главный герой «потупившись» рассказал о своей привязанности. Очень важна эта авторская ремарка «потупившись». Раскольников не хочет, чтобы его чистая любовь к убогой вызвала насмешку или непонимание. Читателю открывается общность героя с девушкой, которая тоже чувствует неодолимую потребность делать добро, жалеть всех «униженных и оскорбленных». У Раскольникова горячее сердце, милосердная душа. Он сделал даже для себя неожиданное признание о своем чувстве к безвременно погибшей невесте: «Будь она еще хромая аль горбатая, я бы, кажется, еще больше ее полюбил…»
В общении с семьей Мармеладовых Раскольников тоже проявляет свои лучшие человеческие качества. Герой потрясен до глубины души историей падения Сонечки, безвыходным положением Катерины Ивановны, ужасающей нищетой, в которой живут ее маленькие дети. Сам Раскольников испытывал крайнюю нужду, но его сердце сжалось, когда он увидел, что дети Мармеладовых спят на полу; старшая девочка – «тоненькая, как спичка, в одной худенькой и разодранной всюду рубашке». Уходя, Родион положил на окно деньги. Снова важно отметить красоту поступка героя: он сделал это «неприметно». Его жалость к людям – не показная, а бескорыстная.
Когда Мармеладов попал под лошадь, Раскольников находился в ужасном состоянии после осуществленного убийства старухи-процентщицы. Несчастный случай вывел его из состояния оцепенения. Он развернул лихорадочную деятельность, «был в удивительном волнении», «хлопотал» вокруг Мармеладова, «как будто дело шло о родном отце». Герой пережил душевный подъем. После того как Раскольников отдал деньги на похороны и вышел от Катерины Ивановны, он «был в превосходнейшем расположении духа», несмотря на трагизм событий. Ему показалось, что для него еще есть надежда, что он все-таки «победил», что «не умерла еще его жизнь вместе с старою старухой». Он понял, что его цель – созидание, а не разрушение. Так начался долгий и мучительный путь героя к воскресению.

Читайте также:
Алеша Карамазов: сочинение

Красота душевных движений Раскольникова проявляется по отношению к Соне. Девушка задела что-то в сердце Родиона, еще когда Мармеладов в распивочной рассказал о ее жертвенном поступке: она пошла на улицу, чтобы спасти детей своего отца. Раскольников понял прекрасную душу Сонечки. Она для него не «блудница», а святая, так как живет для других, ради благополучия близких терпит унижения и душевную боль. Когда девушка пришла позвать Раскольникова на поминки Мармеладова, он посадил ее рядом с сестрой и матерью. Тем самым он высказал непосредственные движения своего глубокого сердца, сумевшего оценить великую жертву чистой девушки.
Соня близка Раскольникову. Они оба – воплощение бесконечных нравственных мук. Отсюда происходит следующий странный на первый взгляд поступок Раскольникова: «Вдруг он быстро наклонился и, припав к полу, поцеловал ее ногу». Родион объясняет изумленной девушке: «Я не тебе поклонился, я всему страданию человеческому поклонился».

Соня Мармеладова – спасительница души главного героя. Она в своей жизни совершает главный достойный поступок – выводит из кризиса, освобождает от бесчеловечной идеи Раскольникова. Девушка отправилась за ним в Сибирь. Она была рядом, писала письма его родным, в которых подробно рассказывала о его положении. Своим терпением и великодушием она вылечила его израненную душу. Ее путь смирения, путь «ненасытимого сострадания» воскресил душу героя. Но он и сам шел навстречу этому спасению, он спасен собственной непотерянной человечностью, своей любовью к матери, сестре, Соне, Полечке, к «униженным и оскорбленным». Соня спасает Раскольникова от «своеволия», но и Раскольников «восстанавливает», поднимает Соню; наполняет ее душу мужеством. «Их воскресила любовь: сердце одного заключало бесконечные источники жизни для сердца другого».
Несмотря на мрачную картину человеческого бытия, нарисованную в романе, есть в нем просвет, надежда. В «страшном» мире источник спасения – красота духа, нравственная сила, готовность к бескорыстной жертве.

Красота человеческого поступка (по одному из романов Ф. М. Достоевского: «Преступление и наказание» или «Идиот»)

Сочинение 10 класс. Ф. М. Достоевский.

Ф. М. Достоевский был настоящим писателем-гуманистом. Боль за человека и человечество, сострадание к попранному человеческому достоинству, желание помочь людям постоянно присутствуют на страницах его романа. Герои романов Достоевского – это люди, желающие найти выход из жизненного тупика, в котором оказались по разным причинам. Они вынуждены жить в жестоком мире, который порабощает их умы и сердца, заставляет действовать и поступать так, как людям не хотелось бы, или как бы они не поступили, находясь в других условиях. Очень часто героям Достоевского приходится идти на компромисс со своей совестью, своими желаниями, переступать через себя и свою честь. Многие из них вынуждены совершать ужасные поступки или страшные преступления. Но Достоевский показывает, что в людях присутствует добро, в них еще не умерли человеческие качества, и даже самый униженный и забитый человек может поступать так, как подсказывает ему совесть. Вот почему в романах Достоевского большое внимание уделяется человеческим поступкам.
Герои романа «Преступление и наказание» живут в Петербурге. Этот город представлен Достоевским как жестокий, холодный, страшный город, в котором царят безысходность и порок. Именно в этом городе живут «униженные и оскорбленные», не знающие порой, куда им идти и у кого просить помощи. Именно в этом городе происходят страшные преступления и творятся гадкие дела. Вот и Раскольников, движимый своей идеей, идет на преступление, поправ все человеческие законы бытия.
Но Достоевский показывает, что даже под гнетом этого ужасного города с его бесчеловечными порядками люди способны на красивые и благородные поступки. Порой эти поступки граничат с самопожертвованием, когда герои готовы отказаться от самих себя, принести себя в жертву, чтобы спасти своих близких. На такой поступок идет сестра Раскольникова Дуня. Она жертвует собой, собираясь замуж за нелюбимого и подлого человека Лужина. Дуня готова пойти на это, потому что хочет помочь своему брату закончить институт, а без денег сделать это невозможно. Кроме того, она помнит о своей матери, которая не в состоянии содержать дочь. Вот и приходится девушке согласиться на этот шаг. Красота поступка Дуни состоит в том, что она выходит замуж не по расчету, не потому, что охотится за деньгами будущего мужа, а чтобы спасти семью.
Жизнь другой героини, Сонечки Мармеладовой, страшна и безвыходна. Она вынуждена пойти на панель, чтобы избавить семью от нищеты, в которой они оказались из-за пьянства Мармеладова. Соня переступила через свою честь, но сделала это опять же не для себя, она попросту принесла себя в жертву, чтобы другим было легче жить. Многие в романе осуждали ее за такой поступок. Но, по мнению Достоевского, поступок Сони красив с нравственной стороны, так как показывает, на что способна душа девушки, на какие жертвы она идет во имя своей семьи.
Совесть и чувство справедливости живут во многих героях романа «Преступление и наказание». Одним из таких примеров может служить поступок Лебезятникова. Когда Лужин стал обвинять Соню в воровстве денег, которое она не совершала, Лебезятников не побоялся пойти против подлого дельца и рассказал всем, что Лужин сам подложил деньги Соне. До этого момента Лужин думал, что ему сойдет все с рук, что он все сможет уладить при помощи денег. Но, увидев, как после его разоблачение против него ополчились все люди, он понял, что и на него найдется управа, и поспешил покинуть Петербург.
Способен на красивые и благородные поступки и главный герой романа. Несмотря на то что Раскольников считает людей «тварями дрожащими», его душа болит за поруганное человеческое достоинство, ему больно смотреть на страдания бедных и несчастных. Он всеми силами старается помочь им. Отдать последнее для героя – это не значит совершить некий высокий поступок. Он идет на это не задумываясь, потому что так, по его мнению, должен поступать каждый человек. Поэтому Раскольников, сам нищий, отдает последние деньги на похороны отца своего приятеля, делится деньгами с семьей Мармеладовых. Он совершает еще много подобных поступков, каждый из которых по своей красоте и силе затмевает его страшное преступление.

Читайте также:
Положительно прекрасный человек в романе «Идиот»: сочинение

Сочинения на тему «Истинная красота»

Красота – сила, которая содержит то, что притягивает, вызывает восхищение, положительную оценку со стороны. На первый взгляд, сочетание слов «истинная красота человека» неоднозначно.

  1. Сочинение Истинная красота человека
  2. Что такое истинная красота
  3. Истинная красота в литературе
  4. Рассуждение на тему Истинная красота

Сочинение Истинная красота человека

Человек истинной красоты – подобную характеристику могут заслужить внешность, общее впечатление о человеке. Однако нет ничего дороже в нем, чем богатство внутреннего мира, в котором имеют место лучшие человеческие качества.

Сам человек может быть совершенен только в том случае, если привлекательность внешняя является отражением его внутреннего совершенства. А это, в свою очередь, опирается на сочетание некоторых качеств, не наигранных, а исходящих искренне от души.

Среди них доброта и сострадание, способность протянуть руку помощи нуждающемуся, умение видеть свои недостатки и исправлять их, не нанося вред окружающим, ум.

Таким образом, наряду с образованностью, воспитанностью человек должен делиться с окружающими его людьми самым ценным — опытом, любовью.

Давно доказано, что судят по делам, а не по внешнему виду. В таком случае заслуженная со стороны характеристика мудрого человека является бесценной и неотъемлемой составляющей частью в рассуждении на тему “Истинная красота человека”.

Важной задачей в рассмотрении этого понятия также становится ежедневный духовный труд, так как без высокого культурного уровня, без стремления к саморазвитию и самовоспитанию в какой-либо сфере, человек не в силах добиться красоты и гармонии своего внутреннего мира.

Наиболее ярким примером в литературе является один из героев известной сказки “Аленький цветочек”. С детства в ребенке закладывается понимание красоты души. На протяжении всего произведения читатель наблюдает четкое несоответствие внешнего облика и доброты чудовища.

Тем не менее, это не дает возможности сомневаться в том, что он положительный герой, способный любить, проявлять отзывчивость, доброту.

Таким образом, чтобы получить подобную характеристику, человек должен всю жизнь доказывать это своими поступками, мыслями. Он должен заражать окружающих своим жизнелюбием, стремлением преобразовать мир, быть примером, чтобы красота душевная не померкла со временем, а приумножалась.

Читайте также:
В чем вина и беда Раскольникова? (по роману Ф. М. Достоевского Преступление и наказание): сочинение

Что такое истинная красота

В обществе существует знаменитое высказывание «Красота спасет мир». Некоторые ошибочно предполагают, что речь идет о красоте внешней: черты лица, привлекательная фигура, прическа. Но я считаю, что это неправда. Здесь смысл таится в том, что мир спасет красота души человека.

Внешнюю красоту часто считают важнее внутренней. Кажется, если человек внешне привлекательный, то и поступки у него хорошие, и помыслы чистые, и сердце золотое. Но на деле оказывается, что красивый человек не всегда бывает добрым. Проблема внешней красоты в том, что она часто бывает обманчивой.

Истинная красота – это не милое лицо, которое привлекает своими воодушевляющими глазами и широкой улыбкой со сверкающими зубами. Нет. Красота – это не фигура по стандартам и с тонкой талией. Это не обворожительное платье на пару с каблуками под цвет. Ни в коем случае.

Проблема внутренней красоты в том, что ее мало кто замечает. Нужно судить человека по его делам, а не по красоте его лица.

Истинная красота хранится в глубинах человеческой души. Но таких нынче становится все меньше и меньше. Сердце доброго человека – истинная ценность нашего мира. Когда человек не откажет в помощи, не пройдет мимо.

Когда он с добротой протягивает руку помощи, безвозмездно – вот это и есть истинная красота души. Доброта сделает любого человека красивым. И здесь совсем не имеет значение, какая фигура, какое лицо и все ли зубы прямые.

Истинная красота в литературе

На нашей планете миллиарды людей с индивидуальными особенностями внешности. Мы отличаемся цветом кожи и разрезом глаз, телосложением и манерой одеваться, говорим и даже думаем по-разному. Понятие красоты зависит от среды обитания человека, его культуры и мировоззрения. Каждый из нас уникален, имеет свои привлекательные черты и изъяны.

Красотой люди обычно называют гармоничное сочетание деталей объекта, то, что нас радует внешне. Видя солнечным летним днем цветущий сад и переливающуюся на солнце реку, многие восхитятся великолепием природы.

Критерии красоты сильно отличаются в различных эпохах. Это различие наглядно прослеживается в картинах художников. В Античности восхищались белокожими девушками с широкими бедрами, а в Средневековье в почете была изящная стройность.

Читайте также:
Тема греха и покаяния в одном из произведений русской литературы.: сочинение

Менялась мода на одежду, прически и другие атрибуты внешнего вида, но независимо от времени ценятся образованность и воспитание человека, его духовность.

В романе «Евгений Онегин» Татьяна Ларина не отличается красотой, но ее доброта, честность и чувствительность делают ее удивительной девушкой. Она любит природу и много читает, искренне переживая за героев книг. Ее сестра Ольга, наоборот, ослепительно красива и пользуется вниманием мужчин.

Главный герой отмечает, что кроме внешней привлекательности в девушке нет ничего интересного. Она глупа и скучна. Татьяна же притягивает его своей таинственностью и богатым внутренним миром.

В своем произведении «Джейн Эйр» Шарлотта Бронте описывает главную героиню болезненно худой и невзрачной девушкой. Сирота из приюта, обделенная вниманием , имеет огромное сердце.

Джен Эйр всегда готова прийти на помощь, в ней нет корысти и лицемерия. Она выбирает себе профессию гувернантки, что отлично сочетается с ее внутренним миром. Стойко преодолев все жизненные трудности и не растеряв своей человечности, девушка заслуженно обретает собственное счастье.

Несмотря на какие-либо дефекты внешности, красивым можно назвать любого человека, который искренен в своих мыслях и поступках. Многие поэты отмечали в своих произведениях, насколько преображает облик улыбка и светлые эмоции.

О том, что нет единого мнения о красоте, писал Николай Заболоцкий. Последние строки его стихотворения «Некрасивая девочка» часто упоминаются людьми. Что есть красота? Сосуд она, в котором пустота, или огонь, мерцающий в сосуде?

Рассуждение на тему Истинная красота

Что такое красота? Думаю, по-настоящему красив не тот человек, что внешне удался, а тот, что сохранил доброе, честное сердце среди равнодушия и лицемерия сие мира, ведь именно на таких людях держится всё человечество, потому что они сильны духом.

Как гласит знаменитая русская поговорка, не стоит судить книгу по обложке. Такой же принцип работает и с людьми. Душевную гниль не скрыть под обворожительной внешностью. Стоит задуматься о том, что можно ожидать от черствого, алчного человека, но при этом с приятной внешностью? Разве отношения строятся с “оболочкой”?

Внешность, фигура — дело наживное, а вот душевной красотой обладает далеко не каждый. Гораздо приятнее общаться с людьми, чьи сердца по-настоящему горят, а главное после общения остается приятное послевкусие, сам становишься лучше.

Такие обогащают твой внутренний мир. Красота заставляет восхищаться, она притягивает к себе. Но не стоит забывать, что, обладая внешней красотой, человеку надо сохранять внутреннюю, тогда цены ему не будет.

У меня есть друг, лучший. Да, он далеко не идеален внешне, но зато великолепный друг с широкой и доброй душой. Раньше я не предавал особого значения нашей дружбе, ибо не понимал поистине красивых человеческих качеств, цеплялся к внешности, за что сейчас стыдно.

В моей жизни произошел переломный момент, вследствие которого сильно заболел. И где же были все те красавицы и красавцы, называющиеся моими друзьями? Исчезли, оставили одного. Тогда-то и открылось истинное лицо моего окружения.

Читайте также:
Петербург Ф. М. Достоевского (по роману Преступление и наказание): сочинение

Именно тот человечек был рядом, поддерживал, в то время и стал моими лучшим другом, которого безумно ценю и дорожу нашими дружескими отношениями.

Читайте также: Тургеневская девушка – сочинения про женский образ в русской литературе.

Таким образом, в заключение можно сказать, что не всегда под красивой оболочкой скрывается столь такая же приятная душа. Надо учиться заглядывать на самое дно, где скрывается настоящее лицо, которое и будет главным. Не стоит придираться к внешности, если не знаете, что внутри. Подумайте, будет ли внешность определяющим фактором в характеристике человека?

Кто Раскольников: преступник или фанат идеи? (сочинение-рассуждени по: сочинение

В романе Ф.М. Достоевского «Преступление и Наказание» Раскольников – главный герой данного произведения, выдумывает свою теорию о праве сильных людей, по которой людям можно переступать через кровь во имя блага общества, тоесть «цель оправдывает средства». В дальнейшем придерживаясь своей теории Радион убивает старушку процентщицу и Елизавету из-за нищеты и невозможности платить за учёбу. Но Раскольников делает и хорошие поступки, например, отдает все деньги на похороны Мармеладова. Отсюда возникает вопрос:” Кто же такой Раскольников: преступник, фанатик идеи, гуманист?” Поразмышляю над этим вопросом опираясь на текст романа и мнения критиков.

Лично для меня Раскольников является кем-то между «фанатиком идей» и «гуманистом».

Почему? Попробую обосновать свою точку зрения. Итак, почему же Радион является гуманистом? Если внимательно перечитать роман, то можно заметить огромное количество добрых дел, которые совершает герой, как то помощь с деньгами на похороны Мармеладова, помощь своему больному чахоткой товарищу, а впоследствии и его отцу, спасение детей при пожаре или помощь пьяной девушке. Все эти поступки, безусловно, указывают на человечность Раскольникова, он на самом деле в любой ситуации готов прийти человеку на помощь.

Но Раскольникова можно назвать и «фанатиком идеи», потому что он до последнего верил в свою теорию и считал, что он слаб волей, что совесть взяла над ним верх. Поступаете в 2019 году? Наша команда поможет с экономить Ваше время и нервы: подберем направления и вузы (по Вашим предпочтениям и рекомендациям экспертов);оформим заявления (Вам останется только подписать);подадим заявления в вузы России (онлайн, электронной почтой, курьером);мониторим конкурсные списки (автоматизируем отслеживание и анализ Ваших позиций);подскажем когда и куда подать оригинал (оценим шансы и определим оптимальный вариант).Доверьте рутину профессионалам – подробнее.

Я считаю, что теория Радиона была основана на людях, которые, в общем, ничего и не добились, например, Наполеон добился только того, что смог подняться от рядового до императора. Он оставил очень много смертей на своей совести, но ничего особо полезного для общества не сделал. Раскольников основывает свою теорию не на тех людях. Мне не понятно, почему бы ему не посмотреть на людей, которые на самом деле сделали величайшие открытия, например: Менделеев, Ломоносов, Дарвин, Эйнштейн. Все эти люди ни разу не проливали человеческой крови, но стали поистине великими. По мнению Мережковского: «Самая отвлеченная, неутомимая и разрушительная из страстей – фанатизм, страсть идеи». Я считаю, что Раскольников сбился с пути из-за своего фанатизма и приверженности идее. Раскольников «…хотел быть одним из великих фанатиков – это его идеал», считает Мережковский, и я полностью соглашусь с данным критиком. Однако фанатизм это одна из сторон характера главного героя. По мнению критика, с которым я полностью согласен, и точку зрения которого я разделяю, главной слабостью Раскольникова является «…раздвоенность, расколотость воли». Складывается впечатление, что Радион не может определиться по какому пути ему идти и идет как бы между двумя дорогами человечности, гуманизма и жестокостью.

В заключение скажу, что на протяжении всего романа Раскольников проявляет человечность, самоотверженность, ДОБРО к окружающим людям. Его ни в коем случае нельзя назвать преступником, хоть он и совершил преступление. Если бы автор изобразил своего героя только положительным или только отрицательным, то сразу было бы понятно отношение Достоевского к Раскольникову. Однако фанатизм, одержимость идеями, которые впоследствии приведут к восьми годам каторги, в Раскольникове однозначно присутствуют и являются его главными врагами на жизненном пути.

Читайте также:
Достоевский Преступление и наказание (обзор): сочинение

Сочинение: “Считаете ли вы Раскольникова преступником? Почему?” по роману Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» 10 класс

Примеры готового сочинения на тему «Считаете ли вы Раскольникова преступником? Почему?» по роману Ф.М. Достоевского

  • Произведение: «Преступление и наказание»
  • Автор: Ф.М. Достоевский
  • Класс: 10 класс
  • 10 класс
  • Достоевский Ф.М.
  • Преступление и наказание
  • Русские писатели и поэты
  • Сочинения по русскому языку

Пример 1

Роман “Преступление и наказание” Федора Михайловича Достоевского является психологическим произведением, которое поднимает множество философских вопросов. Центральной темой является человеческая совесть, благодаря которой люди могут анализировать свои поступки и делать правильные выводы, помогающие раскаяться и исправиться.

Главный герой романа – Родион Раскольников, бедный студент, однако его нельзя расценивать, как обычного преступника. Он всегда старается анализировать свои мысли, готов прийти на помощь другим. Он озлоблен тем положением, в котором живет: он беден, бессилен помочь близким. Из-за этого он решается на ужасный поступок – убийство старухи-процентщицы. Он искренне уверен, что убив ее, поможет многим людям, которых она обрекает на страдания. Раскольникову кажется, что смог понять людей, добраться до истины жизни. Он уверен, что он такой же “необычный” человек, как Наполеон, что он также может вершить судьбы людей. Раскольников решил, что он сам закон, что ему все можно. Он хочет доказать себе, что он не “тварь дрожащая”, что он может переступить черту, он “настоящий властелин”. Ошибка Раскольникова в том, что ему кажется, будто он борется с безнравственным строем, с законом, поступает правильно, а ведь на самом деле он сам поступает аморально. Родион слишком самоуверен, он думает, что за свои поступки ответит только перед собой. Родион, услышав слово “преступление” кричит: «Преступление! Какое преступление. то, что я убил гадкую, зловредную вошь, старушонку-процентщицу, никому не нужную, которую убить – сорок грехов простят, которая из бедных сок высасывала, и это же преступление? Не думаю я о нем, и смывать его не думаю!»
Конечно же в мыслях Раскольникова есть здравый смысл, но он думает о несчастных и угнетенных. Однако мысли об убийстве человека должны пресекаться здравым смыслом. Если бы он изложил свою теорию только на бумаге, его бы можно было считать просто бедным сумасшедшим, доведённым таким образом жизни до состояния близкого к безумию. Однако Раскольников все это воплощает в жизнь. Вместе со старухой он убивает и её сестру. Таким образом студент отнимает две жизни. А кто он такой, чтобы делить всех на “плохих” и “хороших”? Почему он может убивать людей? Кто он такой, чтобы судить их? Он не может давать жизнь, а значит и не в праве ее отнимать.

В конце концов, благодаря Соне, Родион идет в полицию и сознается в содеянном. Его отправляют в Сибирь на каторгу.

Достоевский хочет показать, что за содеянное всегда приходится платить. Нельзя добиться блага через насилие и убийство. Достоевский своим романом как бы спорит с революционерами, которые утверждают, что единственный путь к счастью – “призвать Русь к топору”.

Раскольников, бесспорно, преступник. Однако в конце концов он переосмысливает содеянное: «Разве я старушонку убил? Я себя убил».

Пример 2

В цивилизованном обществе убийство давно не считается приемлемым способом решения проблемы. А в христианстве самый тяжёлый грех — отнять чужую жизнь. Да, я считаю Родиона Раскольникова преступником. Для себя я могу оправдать человека, если он защищал свою жизнь или жизнь своих близких. Однако, Раскольников заранее продумал детали преступления, подготовился к его совершению, украл из дворницкой орудие убийства. Он выбрал очень кровавый и жестокий способ — зарубить топором безоружную старую женщину. Она была неприятной, даже отвращение вызывала, пользовалась для своей выгоды бедностью и беспомощностью людей. Её жадности не было предела, но это не повод для убийства.

Читайте также:
Клевета Лужина. (Анализ эпизода из главы 3, части 5 романа Ф.М. Достоевского Преступление и наказание.): сочинение

Раскольников руководствовался своей философской идеей о том, что мир делится на властителей и покорных рабов. Одним поступком он хочет переступить черту, выбраться из нищеты наверх, почувствовать свою силу. Он даже преступлением не считает убийство мелочной ростовщицы, “твари дрожащей”. Ей, по мнению Родиона, уже нечего на этом свете делать, а он враз станет в ряды правителей, спасёт мир от бесполезной вши.

Вся эта теория начинает рушиться, когда в момент убийства появляется Лизавета, младшая сестра старухи-процентщицы. Лизавета, безобидная и беззащитная, становится свидетелем преступления Раскольникова. Она раньше времени возвращается домой, и Раскольникову приходится избавиться от свидетеля таким же страшным способом. И если раньше он оправдывал себя тем, что отнимает жизнь у никчёмной и гадкой старухи, то теперь чем себя успокоить?

Постепенно Раскольников приходит к тому, что его теория несостоятельна. Достоевский проводит своего героя через долгие раздумья и душевные терзания. Почему Раскольников вообще мучается? Что это, совесть? Конечно! Он воспитан в любви, его душа измучена несправедливостями мира, но он порядочный, отзывчивый и сострадающий человек. Сон об избитой лошади, отношение к Соне, переживания за мать и сестру — доказательства его душевной доброты. Со временем он осознает, что счастье нельзя построить на крови, что смерть не может стать началом новой жизни, что даже самое маленькое зло нельзя оправдать потенциальным благом для человечества. Жизнь всегда остаётся самой главной ценностью, и никто не вправе распоряжаться чужими судьбами. Поэтому Раскольников для меня — преступник, но он симпатичен мне, именно поэтому я рада, что в финале романа главный герой пришел к раскаянию.

«Кто Раскольников: преступник или фанат идеи»

Готовясь к преступлению, Раскольников неоднократно думает о том, верна ли его теория, оправдывает ли цель средства. Он долго колеблется в своем решении. Но Родион Романович все-таки убивает старушонку. И в этот момент в глубине души встает вопрос кто такой Раскольников: преступник или фанат идеи. Рассмотрим все за и против.

Идея фанатизма главного героя отрицается колебаниями Раскольникова, так как фанатизм охватывает всецело и всепоглощающе, сомнения не допустимы. Кроме того Раскольников хладнокровно продумывает свое преступление до мелочей, нет стихийности действий, присущей фанатизму. Мы видим расчетливого человека с ледяным сердцем и холодным умом. Только человек со скрытой преступной натурой, зашедший в тупик способен на такое преступление.

Раскольников – преступник. И ему нет оправдания. Он убил беспомощную старушонку-процентщицу, которая зарабатывала на жизнь как могла. Раскольников – юноша с большими амбициями, а на преступление пошел ради легкой наживы. Несмотря на оптимистический финал, мы не можем с уверенностью сказать, что преступление не повторится.

Личность в представлении писателей второй половины XIX века – это понятие, прежде всего, нравственное. Именно она движет общество вперед, способствует его развитию. Основной чертой индивида является способность к самокритике, самоанализу и стремление к совершенствованию. Поэтому доминирующую роль в произведениях русской литературы того времени занимают именно такие герои.

Ф. М. Достоевский был ярким представителем русской интеллигенции 60-70-х годов XIX века. Одной из основных особенностей его творчества было гуманное отношение к человеку, за которого он испытывал боль. Свои идеи автор воплощал в художественных произведениях, главными героями которых всегда были люди ищущие и думающие.

Таким был и Родион Раскольников. С самого начала он предстает перед нами как необычный человек. Мы понимаем, что в его душе что-то творится, в его голове кроется какой-то замысел, его терзает непонятная нам мысль: «. но с некоторого времени он был в раздражительном и напряженном состоянии, похожем на ипохондрию». «Раскольников не привык к толпе и, как уже сказано, ко всякого рода обществу, особенно в последнее время

Читайте также:
Образ Раскольникова в романе Ф. М. Достоевского Преступление и наказание.: сочинение

Начиная с первых страниц романа, Достоевский готовит своего героя к роковому шагу. Все, что окружает Раскольникова, нравственно и физически давит на него. Изображая героя в грязно-желтом Петербурге среди нищих, пьяниц, «униженных и оскорбленных», автор хочет показать ту оборотную сторону жизни города, показать, как гибнет умный и образованный человек. Погруженный в нищенскую обстановку, Родион начинает страдать, мучиться.

Хорошее нравственное воспитание Раскольникова не позволяет ему равнодушно смотреть на страдания людей, хотя он и сам находится в бедственном положении. «Вот тут. двадцать рублей, кажется, – и если это может послужить вам в_ помощь, то. я. одним словом, я зайду!» Герой смущен тем, что он помогает человеку, не усматривает в этом ничего сверхъестественного.

Несмотря на жестокость своей теории, которую он создал в своем воображении, он был отзывчивым и душевным человеком. Чем мог, он . помогал семье Мармеладовых. Уязвленная гордость героя мешала ему жить спокойно. Он слишком высоко ценил себя и не мог понять, почему умный и образованный человек должен давать грошовые уроки, чтобы сводить еле-еле концы с концами. И это, конечно, сыграло большую роль в развитии его душевного конфликта.

На протяжении всего романа Достоевский показывает нам внутренние диалоги Раскольникова, «диалектику» его души. Как человек думающий, герой постоянно рассуждает, анализирует свои поступки и делает выводы.

Создав теорию о «людях-гениях» и «муравейнике», герой вступает в спор с самим собой. Его действительно волнует вопрос, что он представляет собой. «Кто я – тварь дрожащая или право имею?» Гуляя по городу, сидя дома, разговаривая с окружающими его людьми, Раскольников все больше уверяется в правоте своей теории, в праве «гениев» на кровь «по совести».

Разговор в трактире, знакомство с Мармеладовым, письмо от матери – все это послужило решающим толчком к совершению его «пробы». Но что же дальше? «Проба» совершена, а душевные страдания не прекращаются. Убийство лишь стало началом всех нравственных страданий Раскольникова. Его мучает совесть, он боится быть пойманным, боятся выдать себя и сделать лишний шаг. Читателю кажется, что герой находится на пути к сумасшествию. Но именно сейчас Раскольников начинает понимать, что он такой же «муравей», такая же «тварь дрожащая», как и все остальные люди. Это заставляет героя еще больше страдать и мучиться. И жаль становится героя, страдающего, обезумевшего, оттолкнувшего от себя родных и друзей. Только одна Соня понимает его, принимает таким, как он есть. Именно она возрождает его вновь к жизни, призывает к мукам ради воскрешения души, ради спасения. И вот этот жестокий, эгоистичный человек сам сознается в преступлении, сам принимает на себя страдания. Конечно же, это влияние Сони Мармеладовой, живущей и руководствующейся чувством, которая с 336

помощью веры и любви возвращает героя к жизни. «Их воскресила любовь, сердце одного заключало бесконечные источники жизни для сердца другого».

Необычный финал романа является последним штрихом в раскрытии духовных исканий личности Родиона Раскольникова. Герой выбирает смирение, сострадание и, в конечном счете, отказывается от какого-либо протеста. Пройдя путь от убежденного атеиста до истинного христианина, герой нашел себя, нашел истинное счастье в жизни. «Разве могут ее убеждения не быть теперь и моими убеждениями? Ее чувства, ее стремления по крайней мере. » Это жизнь настоящей личности, разумного и думающего существа. Только находясь в исканиях, раздумьях, постоянном духовном поиске, человек может считаться личностью.

Автор очень подробно и детально описывает его убогую, душную каморку, расположенную под самой крышей, больше напоминающую шкаф, чем квартиру. Эта крошечная клетушка шагов в шесть длиной, с запыленными желтыми, отклеивающимися от стен обоями и низким давящим потолком воссоздает атмосферу тесноты и безысходности, которая усиливается описанием душного июльского дня в Петербурге. Фигура замечательно красивого юноши, одетого в лохмотья, странно гармонирует с отвратительным и грустным колоритом ремесленного квартала, с нестерпимой вонью из распивочных, в которых коротали время бедные чиновники и цеховые рабочие.

Читайте также:
Тема маленького человека в романе Ф. М. Достоевского Преступление и наказание: сочинение

Везде теснота, духота, скученность людей, вынужденных ютиться в убогих квартирках, что еще больше усугубляет чувство духовного одиночества в толпе.

Люди разобщены и озлоблены, подозрительны и недоверчивы. Они утрачивают способность к жалости и состраданию, и это ярко проявляется в реакции посетителей распивочной на пьяную исповедь бедного чиновника Мармеладова. В его рассказе о своей судьбе разворачивается страшная жизненная драма человека, которого раздавил и искалечил жестокий мир. Переполненный страданиями Мармеладов ничего не требует от слушателей, кроме простого человеческого участия. Но его искренняя, взволнованная исповедь вызывает только хихиканье и насмешливое любопытство, в котором явственно проступает презрение.

Вообще именно на примере семьи Мармеладовых в значительной степени раскрывается тема униженных и оскорбленных людей, их многочисленных бедствий в «сей великолепной и украшенной многочисленными памятниками столице». Так возникает в романе образ Петербурга, холодного, мертвенного города, равнодушно взирающего на горе и страдания людей.

Великолепная панорама русской столицы еще больше подчеркивает нищету, безысходность положения обитателей петербург ских трущоб. Строгие, изысканные линии роскошных зданий оттеняют убогие закоптелые комнаты с дырявыми простынями и ободранным диваном, в одной из которых ютится семья Мар-меладовых. Мир униженных и оскорбленных в романе многолик и разнообразен. Судьба Катерины Ивановны, до предела измученной и издерганной женщины, пытающейся навести чистоту в убогой квартирке, не знающей, чем накормить голодных детей, не похожа на судьбу ее падчерицы Сони, идущей на панель, чтобы помочь семье. Драматична жизнь сестры Расколь-никова, красавицы Дуни, которая вынуждена терпеть издевательства и незаслуженный позор, обладая гордостью и самолюбием брата. Всюду искалеченные, изломанные судьбы, причина которых – постоянная, безысходная нужда, страшные условия жизни, недостойные человека.

Все эти примеры закономерно приводят к выводу о невозможности в этом жестоком мире жить по нормам общечеловеческой морали. Бедность, бесправие, унижения толкают людей на нарушение христианских заповедей. Герой романа Достоевского рано или поздно оказывается перед выбором: умереть или жить ценой сделок с совестью. К этому миру неприложи-мы общепринятые нравственные законы. Если бы Сонечка Мар-меладова не стала жить по желтому билету, то умерла бы с голоду ее семья. Когда Раскольников в разговоре с ней упоминает о самоубийстве как о единственно достойном выходе, его слова вдруг прерывает тихая реплика Сони: «А с ними-то что будет?» Значит, любовь к ближнему лишает ее даже такого выхода, как смерть. Чтобы помочь мачехе и ее детям.

Соня фактически убивает себя как личность, но удивительным образом сохраняет и чистоту, и цельность, и высокую нравственность. Ее преступление оправдано христианской любовью к людям, готовностью к самопожертвованию.

Сестра Родиона Раскольникова Дуня согласна выйти замуж за преуспевающего дельца Лужина, не любя его, а значит, сознательно обрекая себя на жизнь, лишенную радости. Она решается на этот шаг по той же причине, что и Соня, – вытащить семью из нищеты, помочь брату завершить образование в университете. Значит, в мире униженных и оскорбленных, несмотря на ужасающие условия жизни, люди способны сохранять благородство, любовь, сострадание, великодушие. Изображая мир петербургских трущоб, писатель не только испытывает жалость и сочувствие к обездоленным и униженным людям, но и восхищается их замечательными человеческими качествами, которые труднее всего сохранить в невыносимых условиях.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: