Кто Раскольников: преступник или фанат идеи? (сочинение-рассуждени по: сочинение

Сочинение Раскольников в романе Преступление и наказание (Образ и характеристика)

Родион Раскольников был очень хорош собой: высокий и стройный брюнет с прекрасными темными глазами. Но всю его красоту портила одежда, полностью сношенная, напоминающая лохмотья. Особенно страшной была шляпа: выцветшая, вся в пятнах.

Раскольников умен, но его душевное состояние, вызванное черезвычайно бедным положением, походит на сумасшествие. Не имея возможности продолжать учебу, он бросает университет. Перестает давать уроки, которые приносили маленькие деньги. Родион не видит смысла зарабатывать копейки – ему хочется сразу стать успешным и обеспеченным. Размышляя о различии людей, Раскольников делает вывод, что основная, «серая», масса должна жить по законам, а избранные, гениальные, люди имеют право закон нарушить, даже убить другого, для достижения своих высоких целей. Высокомерный и гордый, он приписывает себя к числу избранных.

Около месяца он планирует убийство с ограблением старухи-процентщицы, с которой имеет дело, и которую считает никчемной и отвратительной. Таким образом он решает разом поправить свое финансовое положение. До последнего Раскольников не верит, что действительно исполнит это, но идет и убивает старуху и ее сестру, Лизавету, которая вернулась не вовремя домой.

После совершения преступления состояние Родиона становится еще хуже. Несколько дней он проводит в постели в бреду. Забота друга его только раздражает. Общение с матерью и сестрой, приехавшими из родного города – тяготит. Раскольников мнителен, вызывающ и горд. Но он чуток к чужой беде, отдает последнее, не думая о себе; добр к людям, пожертвовавшим собой на благо других, но ему противна мысль, что сестра хочет выйти замуж, тем самым решив и его денежный вопрос.

Презирая все общество, Родион презирает и самого себя, т.к. понимает, что не справился с задуманным. Он не оставил фактических улик, но скрыть внутреннее состояние убийцы не может. Родион открывается Соне Мармеладовой, но не раскаивается. Не найдя другого выхода Раскольников решеет сдаться. В суде становятся известны такие его качества, как отвага, смелость, доброта и забота. Он когда-то спас двух детей на пожаре, ухаживал и помогал тяжелобольному другу и его семье.

Первый год каторги он проводит в обычном угрюмом расположении духа. Со временем Сонина преданность и ненавязчивость помогают ему выйти из угнетенного состояния. Он хочет жить, верит в будущее.

Хоть Раскольников и убийца, он вызывает чувство жалость больше, чем осуждения. Он вынужден проживать в съемной убогой комнатке, за которую должен хозяйке; Родион часто совсем ничего не ест, закладывает дорогие сердцу вещи, получая взамен минимальные деньги под большие проценты. Он одержим своей навязчивой идеей о собственном праве на убийство. Постоянные встречи людского страдания и безысходности усугубляют его состояние. Раскольников сам себе не признается в сочувствии ко всем обиженным судьбой. Он совершает огромную ошибку, но самым большим наказанием для него является собственное осознание этой ошибки.

Сочинение 2

Фёдор Михайлович Достоевский – один из самых известных русский писателей. Его произведения знамениты персонажами со сложным внутренним миром, которые переживают трудные жизненные ситуации. Самым ярким примером является Родион Раскольников. Все мы слышали о его поступке, после которого изменилась вся его жизнь, на протяжение всего романа мы наблюдаем за борьбой доброты и злобы в нем. Роман заставляет задуматься над ценностью человеческой жизни и помогает понять могут ли добро и зло сочетаться в одном человеке.

Фёдор Михайлович наполнил свой роман большим количеством интересных персонажей, среди которых мы можем найти схожих себе. Мои самым любим является Родион Раскольников. В начале романа мы знакомимся с главным героем, он бывший студент, бедного происхождения. Внешне он был замечательно хорош собою, с прекрасными темными глазами, темно-рус, ростом выше среднего, тонок и строен. Родион подавал вид умного и начитанного человека, хотя и был небогатого происхождения. Но в его жизни наступила “чёрная полоса”, у него появились проблемы с деньгами, впав в нищету, он перестал общаться со знакомыми и замкнулся в себе.

Все материальное положение Фёдор Михайлович описал с помощью комнаты, где он жил, автор называет ее каморкой. Жилище героя настолько бедно и мало по размеру, что напоминает шкаф или гроб. Хотя нам и кажется на первый взгляд, что главный герой одинок и не имеет никого, позже мы узнаём о его семье. Мать Раскольников Пульхерия Александровна всегда считала его умным и талантливым человеком, не смотря на все его ошибки. Его сестра имела такое же мнение как и мать. Семья Раскольникова оплачивало образование Родиона из последних денег, не смотря на свою тяжёлой жизненную ситуацию. После знакомства с его семьей, лично я сразу нарисовала у себя в голове портрет достойного человека, но так ли это? В течение романа мы замечаем в нем такие черты характера как надменность, гордость, необщительность, угрюмость и высокомерность. Хотя он и обладает таким количеством плохих качеств, в нем есть вещи, за которые мы можем его уважать, например, то, что никогда не боялся иметь собственное мнение и всегда выражал его. Следовательно, после изучения всех черт личности главного героя, мы не можем сделать окончательный вывод о нем, добрый ли он человек или зло?

Поступки больше говорят о человеке, поэтому рассмотрим все поступки Родиона Раскольникова. Завязка романа происходит на убийстве старухи-процентщице. Такой поступок нельзя оправдать ничем. Человек способный на убийство низок и циничен, также причина, по которой Раскольников это сделал – ужасна. Забрать жизнь человека ради проверки достоверности своей теории говорит нам о том, что он не ценил жизнь, как ее следует. Но тольк ли плохое делал Раскольников? Вспомним о семье Мармеладовых. После смерти главы семьи Раскольников пожертвовал им свои последние сбережения. Данным поступок не даёт нам сделать о нем однозначное решение. Родион совершает хорошие и плохие вещи, поэтому нельзя выбрать лишь одно мнение.

Читайте также:
Гуманизм творчества Ф. М. Достоевского: сочинение

Таким образом, Родион Раскольников является отличным примером того, что человек способен совмещать в себе эти две крайности. Никто не идеал, но все же бы должны прежде всего ценить жизнь и здоровье человека, ведь это самое драгоценное, что мы имеем.

Образ и характеристика Родиона Раскольникова

Роман Преступление и наказание написан в середине девятнадцатого столетия великим писателем Ф. М. Достоевским. Является очень психологическим и в то же время философским произведением. Достоевский описывает психологическое состояние человека (чуть ли не душевную болезнь) которое приводит его к преступлению и затем последующие моральные терзания. Достоевский провёл психоанализ, задолго до К.Юнга и З. Фрейда.

Он описал на сколько внешняя среда и отношение людей может поставить человека (личность) на грань, как эта личность пытается вырваться из этого «заколдованного» круга, борется но в итоге «бес» побеждает. Что то вроде этого Достоевский описал в своём романе про революционеров «Бесы».

Мысли Раскольникова: возвысится над окружающими, массой, только он имеет право (на убийство). Здесь Достоевский конечно отталкивается от теории Ницше о «сверхчеловека». Он и описывает Раскольникова как человека, который пытается стать сверхчеловеком через преступления, нарушив моральные и правовые нормы общества в котором живёт.

Раскольников идёт на убийство именно для того чтобы перешагнуть через все нормы и проверить способен ли он, «тварь трусливая?» или способен. Раскольников очень беден, живёт в крохотной каморке, напоминающей гроб. Это лето очень душно и жарко, периодически у него начинается горячка. Именно окружающие условия и бедность его толкают на преступление.

Он стремится не изменить мир, а своё собственное существование и бросить вызов жизни. Юношеская романтика из него вовсе выветрилась, бедность, голод не оставили от неё и следа.

Достоевский рисует образ Раскольникова не просто убийцы-негодяя, а сомневающегося, страдающего, ищущего справедливости человека. Помимо старухи он убил случайно её воспитанницу. Его терзает чувство вины. На этой почве он заболевает, когда он очнётся, то с удивлением обнаружит, что его дела начинают налаживаться. Приехала мать и сестра, как то начинают улаживаться денежные вопросы. Деньгами убитой старухи он так и не воспользовался.

Муки совести заставляют его всё же признаться в убийстве и понести наказание. Но, это принесло ему облегчение. К тому же он нашёл свою любовь Соню Мармеладову.

Вариант 4

Роман Достоевского «Преступление и наказание» – один из величайших шедевров в мировой литературе. Содержание книги дает описание целой эпохи русской истории.

Главным героем произведения является — молодой студент Родион Раскольников. Юноша очень воспитанный, образованный и трудолюбивый. Обладает литературным талантом и пишет статьи, некоторые из которых публикуются в печатных изданиях. У него во всем есть свое мнение, которое он готов отстаивать. Обучение дается ему очень легко, а вот общение со сверстниками нет. Он нелюдим, одинок, угрюм и мрачен.

Родион привлекателен внешне: стройный, среднего роста, с темными волосами и пронзительным взглядом. Однако, вся эта красота скрыта под лохмотьями старой одежды, которую он вынужден носить в силу своей нищеты. Его внешний облик отталкивает окружающих. Возможно, этот факт и делает из молодого человека «волка-одиночку».

Родион очень любит свою семью: мать и сестру, которые изо всех сил пытаются ему помочь. Ему очень бы хотелось о них заботиться, но средств на их содержание у него нет и поэтому получается, что две слабые женщины заботятся о здоровом мужчине. Осознание этого делает Родиона озлобленным на мир и его несовершенство.

Помимо этого, юноша очень горделив и своенравен, тщеславен и жесток. Он считает, что имеет право судить людей, делить их на определенные категории и с высока смотреть на окружающих. Причиной таких взглядов является социальное неравенство и классовые предрассудки.

Такое отношение к людям в итоге приводит Раскольникова к формированию своей собственной философии, суть которой сводится к тому, что на свете существует два типа людей: особенные люди, которым все дозволено и люди-отбросы, которые обречены на жалкое существование. Себя он причисляет к категории «избранных». Эта философия толкает парня на преступление, за которым приходит наказание в виде раскаяния. Значит, можно сделать вывод, что хорошего в молодом человеке больше. Угрызения совести и осознание всей тяжести преступления заставляют Родиона сознаться в содеянном.

Автор показывает нам натуру противоречивую. Противоборство добра со злом в одном человеке, в результате которого побеждает добродетель.

Образ Раскольникова в романе Преступление и наказание

Популярные сочинения

В одном селе, на самой окраине, стоял небольшой домик. В нем жила кошка Мирка и мышка Пика, ну и конечно же хозяева жилища.

«Серебряный век» подарил нам массу талантливых писателей. Поэзия этого времени прекрасна. Больше всего я люблю творчество Анны Ахматовай и Марины Цветаевой.

Бубнов – второстепенный персонаж пьесы «На дне». Это бездомный сорока пяти лет, проживающий в ночлежке вместе с другими ее обитателями. Читатель обнаруживает его в самом начале повествования

Кто Раскольников: преступник или фанат идеи? ( -рассуждени по

Присылай нам свои работы, получай l itr `ы и обменивай их на майки, тетради и ручки от Litra.ru!

/ Сочинения / Достоевский Ф.М. / Преступление и наказание / Кто Раскольников: преступник или фанат идеи? (сочинение-рассуждени по

Великое произведение Достоевского «Преступление и наказание» было написано в 1866 г. В романе автор повествует нам о двух типах людей, о двух противоположностях. Этими героями, на мой взгляд, являются Разумихин и Раскольников. Разумихин – оптимист, он ищет во всем происходящем хорошую сторону, старается извлечь из любой ситуации выгоду, ищет выход из, казалось бы, безвыходного положения. Он справляется с давлением нищеты, гнилого Петербурга и всех нагрузок, связанных с обучением. Антиподом Разумихина выступает Раскольников. Раскольникова не удовлетворяет его жизнь. Он хочет чего-то другого, нового. И все его размышления об изменении своей жизни приводят его к итогу, выраженному в теории о сверхчеловеке, который может убить одного человека ради всего человечества. Из этой теории следует, что главная цель Раскольникова была доказать, что он «не тварь дрожащая», а «право имеющий».

Читайте также:
Статья вторая и последняя: сочинение

Готовясь к преступлению, Раскольников неоднократно думает о том, верна ли его теория, оправдывает ли цель средства. Он долго колеблется в своем решении. Но Родион Романович все-таки убивает старушонку. И в этот момент в глубине души встает вопрос кто такой Раскольников: преступник или фанат идеи. Рассмотрим все за и против.

Идея фанатизма главного героя отрицается колебаниями Раскольникова, так как фанатизм охватывает всецело и всепоглощающе, сомнения не допустимы. Кроме того Раскольников хладнокровно продумывает свое преступление до мелочей, нет стихийности действий, присущей фанатизму. Мы видим расчетливого человека с ледяным сердцем и холодным умом. Только человек со скрытой преступной натурой, зашедший в тупик способен на такое преступление.

Раскольников – преступник. И ему нет оправдания. Он убил беспомощную старушонку-процентщицу, которая зарабатывала на жизнь как могла. Раскольников – юноша с большими амбициями, а на преступление пошел ради легкой наживы. Несмотря на оптимистический финал, мы не можем с уверенностью сказать, что преступление не повторится.

25466 человек просмотрели эту страницу. или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.

Рекомендуем эксклюзивные работы по этой теме, которые скачиваются по принципу «одно сочинение в одну школу» :

Смотрите также по произведению «Преступление и наказание»:

Примеры похожих учебных работ

Рассуждение «Себя» или «старушонку» убил Родион Раскольников ? (Преступление и Наказание .

. что не признает свою вину: «Разве я старушонку убил? Я себя убил, а не старушонку!». Преступление в романе Достоевского состоит . свою вину. Автор: Анастасия Сметанова Я себя убил, а не старушонку. Сочинение по роману Достоевского «Преступление и .

Может ли один случай изменить жизнь человека. : «Роль случая в жизни человека

. ни в коем случае не утверждаю, что наша повседневная жизнь — это досадная рутинная ноша, которую необходимо как можно скорее сбросить. Нет, окружающая нас повседневность тоже может быть прекрасна, .

Сочинение стиль жизни какой мне ближе

. несмотря на все различия между людьми, стиль жизни должен быть выстроен исходя из принципов гуманности и взаимопомощи, ведь только так можно добиться гармонии человека с обществом. ` Стиль жизни Популярные сочинения .

Настоящий герой или что значит быть человеком? Школьные сочинения

. быть человек. Кто такой человек Конечно же, в статье речь пойдёт о понятии «человек» с . вот это настоящий человек. А знаем ли мы, за его поступки? Настоящий герой . пишут сочинения, начиная с младшей школы. И в большинстве своем такие сочинения являются .

Проблема готовности к самопожертвованию (Что движет людьми, готовыми пожертвовать .

. самопожертвования является материнская . Самопожертвование ради любви Самопожертвование ради любви отличается тем, . самопожертвования имеют психологический подтекст. Чем объясняется самопожертвование Ученые считают, что самопожертвование закладывается на .

Кто Раскольников: преступник или фанат идеи

Готовясь к преступлению, Раскольников неоднократно думает о том, верна ли его теория, оправдывает ли цель средства. Он долго колеблется в своем решении. Но Родион Романович все-таки убивает старушонку. И в этот момент в глубине души встает вопрос кто такой Раскольников: преступник или фанат идеи.

Рассмотрим все за и против. Идея фанатизма главного героя отрицается колебаниями Раскольникова, так как фанатизм охватывает всецело и всепоглощающе, сомнения не допустимы. Кроме того Раскольников хладнокровно продумывает свое преступление до мелочей, нет стихийности действий, присущей фанатизму.

Мы видим расчетливого человека с ледяным сердцем и холодным умом. Только человек со скрытой преступной натурой, зашедший в тупик способен на такое преступление. Раскольников — преступник. И ему нет оправдания. Он убил беспомощную старушонку-процентщицу, которая зарабатывала на жизнь как могла.

Раскольников — юноша с большими амбициями, а на преступление пошел ради легкой наживы. Несмотря на оптимистический финал, мы не можем с уверенностью сказать, что преступление не повторится. Личность в представлении писателей второй половины XIX века — это понятие, прежде всего, нравственное.

Именно она движет общество вперед, способствует его развитию. Основной чертой индивида является способность к самокритике, самоанализу и стремление к совершенствованию. Поэтому доминирующую роль в произведениях русской литературы того времени занимают именно такие герои. Ф. М. Достоевский был ярким представителем русской интеллигенции 60-70-х годов XIX века. Одной из основных особенностей его творчества было гуманное отношение к человеку, за которого он испытывал боль.

Свои идеи автор воплощал в художественных произведениях, главными героями которых всегда были люди ищущие и думающие. Таким был и Родион Раскольников. С самого начала он предстает перед нами как необычный человек.

Мы понимаем, что в его душе что-то творится, в его голове кроется какой-то замысел, его терзает непонятная нам мысль: «…но с некоторого времени он был в раздражительном и напряженном состоянии, похожем на ипохондрию». «Раскольников не привык к толпе и, как уже сказано, ко всякого рода обществу, особенно в последнее время Начиная с первых страниц романа, Достоевский готовит своего героя к роковому шагу.

Все, что окружает Раскольникова, нравственно и физически давит на него. Изображая героя в грязно-желтом Петербурге среди нищих, пьяниц, «униженных и оскорбленных», автор хочет показать ту оборотную сторону жизни города, показать, как гибнет умный и образованный человек. Погруженный в нищенскую обстановку, Родион начинает страдать, мучиться. Хорошее нравственное воспитание Раскольникова не позволяет ему равнодушно смотреть на страдания людей, хотя он и сам находится в бедственном положении.

Читайте также:
«Бедные люди» — первый роман Ф. М. Достоевского: сочинение

«Вот тут… двадцать рублей, кажется, — и если это может послужить вам в_ помощь, то… я… одним словом, я зайду!» Герой смущен тем, что он помогает человеку, не усматривает в этом ничего сверхъестественного. Несмотря на жестокость своей теории, которую он создал в своем воображении, он был отзывчивым и душевным человеком.

Чем мог, он. помогал семье Мармеладовых. Уязвленная гордость героя мешала ему жить спокойно. Он слишком высоко ценил себя и не мог понять, почему умный и образованный человек должен давать грошовые уроки, чтобы сводить еле-еле концы с концами. И это, конечно, сыграло большую роль в развитии его душевного конфликта.

На протяжении всего романа Достоевский показывает нам внутренние диалоги Раскольникова, «диалектику» его души. Как человек думающий, герой постоянно рассуждает, анализирует свои поступки и делает выводы. Создав теорию о «людях-гениях» и «муравейнике», герой вступает в спор с самим собой. Его действительно волнует вопрос, что он представляет собой. «Кто я — тварь дрожащая или право имею?

» Гуляя по городу, сидя дома, разговаривая с окружающими его людьми, Раскольников все больше уверяется в правоте своей теории, в праве «гениев» на кровь «по совести». Разговор в трактире, знакомство с Мармеладовым, письмо от матери — все это послужило решающим толчком к совершению его «пробы». Но что же дальше?

«Проба» совершена, а душевные страдания не прекращаются. Убийство лишь стало началом всех нравственных страданий Раскольникова. Его мучает совесть, он боится быть пойманным, боятся выдать себя и сделать лишний шаг. Читателю кажется, что герой находится на пути к сумасшествию.

Но именно сейчас Раскольников начинает понимать, что он такой же «муравей», такая же «тварь дрожащая», как и все остальные люди. Это заставляет героя еще больше страдать и мучиться. И жаль становится героя, страдающего, обезумевшего, оттолкнувшего от себя родных и друзей. Только одна Соня понимает его, принимает таким, как он есть.

Именно она возрождает его вновь к жизни, призывает к мукам ради воскрешения души, ради спасения. И вот этот жестокий, эгоистичный человек сам сознается в преступлении, сам принимает на себя страдания. Конечно же, это влияние Сони Мармеладовой, живущей и руководствующейся чувством, которая с 336 Помощью веры и любви возвращает героя к жизни. «Их воскресила любовь, сердце одного заключало бесконечные источники жизни для сердца другого». Необычный финал романа является последним штрихом в раскрытии духовных исканий личности Родиона Раскольникова.

Герой выбирает смирение, сострадание и, в конечном счете, отказывается от какого-либо протеста. Пройдя путь от убежденного атеиста до истинного христианина, герой нашел себя, нашел истинное счастье в жизни. «Разве могут ее убеждения не быть теперь и моими убеждениями?

Ее чувства, ее стремления по крайней мере…» Это жизнь настоящей личности, разумного и думающего существа. Только находясь в исканиях, раздумьях, постоянном духовном поиске, человек может считаться личностью. Автор очень подробно и детально описывает его убогую, душную каморку, расположенную под самой крышей, больше напоминающую шкаф, чем квартиру. Эта крошечная клетушка шагов в шесть длиной, с запыленными желтыми, отклеивающимися от стен обоями и низким давящим потолком воссоздает атмосферу тесноты и безысходности, которая усиливается описанием душного июльского дня в Петербурге.

Фигура замечательно красивого юноши, одетого в лохмотья, странно гармонирует с отвратительным и грустным колоритом ремесленного квартала, с нестерпимой вонью из распивочных, в которых коротали время бедные чиновники и цеховые рабочие. Везде теснота, духота, скученность людей, вынужденных ютиться в убогих квартирках, что еще больше усугубляет чувство духовного одиночества в толпе. Люди разобщены и озлоблены, подозрительны и недоверчивы.

Они утрачивают способность к жалости и состраданию, и это ярко проявляется в реакции посетителей распивочной на пьяную исповедь бедного чиновника Мармеладова. В его рассказе о своей судьбе разворачивается страшная жизненная драма человека, которого раздавил и искалечил жестокий мир. Переполненный страданиями Мармеладов ничего не требует от слушателей, кроме простого человеческого участия. Но его искренняя, взволнованная исповедь вызывает только хихиканье и насмешливое любопытство, в котором явственно проступает презрение. Вообще именно на примере семьи Мармеладовых в значительной степени раскрывается тема униженных и оскорбленных людей, их многочисленных бедствий в «сей великолепной и украшенной многочисленными памятниками столице».

Так возникает в романе образ Петербурга, холодного, мертвенного города, равнодушно взирающего на горе и страдания людей. Великолепная панорама русской столицы еще больше подчеркивает нищету, безысходность положения обитателей петербург ских трущоб. Строгие, изысканные линии роскошных зданий оттеняют убогие закоптелые комнаты с дырявыми простынями и ободранным диваном, в одной из которых ютится семья Мар-меладовых. Мир униженных и оскорбленных в романе многолик и разнообразен.

Судьба Катерины Ивановны, до предела измученной и издерганной женщины, пытающейся навести чистоту в убогой квартирке, не знающей, чем накормить голодных детей, не похожа на судьбу ее падчерицы Сони, идущей на панель, чтобы помочь семье. Драматична жизнь сестры Расколь-никова, красавицы Дуни, которая вынуждена терпеть издевательства и незаслуженный позор, обладая гордостью и самолюбием брата. Всюду искалеченные, изломанные судьбы, причина которых — постоянная, безысходная нужда, страшные условия жизни, недостойные человека. Все эти примеры закономерно приводят к выводу о невозможности в этом жестоком мире жить по нормам общечеловеческой морали. Бедность, бесправие, унижения толкают людей на нарушение христианских заповедей.

Герой романа Достоевского рано или поздно оказывается перед выбором: умереть или жить ценой сделок с совестью. К этому миру неприложи-мы общепринятые нравственные законы. Если бы Сонечка Мар-меладова не стала жить по желтому билету, то умерла бы с голоду ее семья.

Когда Раскольников в разговоре с ней упоминает о самоубийстве как о единственно достойном выходе, его слова вдруг прерывает тихая реплика Сони: «А с ними-то что будет?» Значит, любовь к ближнему лишает ее даже такого выхода, как смерть. Чтобы помочь мачехе и ее детям. Соня фактически убивает себя как личность, но удивительным образом сохраняет и чистоту, и цельность, и высокую нравственность. Ее преступление оправдано христианской любовью к людям, готовностью к самопожертвованию.

Читайте также:
Характеристика образа Разумихина и Лебезятникова: сочинение

Сестра Родиона Раскольникова Дуня согласна выйти замуж за преуспевающего дельца Лужина, не любя его, а значит, сознательно обрекая себя на жизнь, лишенную радости. Она решается на этот шаг по той же причине, что и Соня, — вытащить семью из нищеты, помочь брату завершить образование в университете. Значит, в мире униженных и оскорбленных, несмотря на ужасающие условия жизни, люди способны сохранять благородство, любовь, сострадание, великодушие. Изображая мир петербургских трущоб, писатель не только испытывает жалость и сочувствие к обездоленным и униженным людям, но и восхищается их замечательными человеческими качествами, которые труднее всего сохранить в невыносимых условиях.

Примеры сочинений по направлению «Преступление и наказание – вечная тема»

Собираем самые различные примеры сочинений, которые можно использовать при подготовке по направлению «Преступление и наказание – вечная тема» к итоговому сочинению в 2021-2022 учебном году.

Все примеры имеют статус “ЗАЧТЕНО” и могут использоваться как образцы. В конце каждого сочинения приведены рекомендации от эксперта – что можно улучшить.

Все работы написаны и проверены в рамках проекта https://vk.com/ege100ballov рубрика ИТОГ ЭКСПЕРТА https://vk.com/topic-10175642_47983604

  • Примеры по другим направлениям 2021-2022
  • Литература, примерные темы и как раскрыть «Преступление и наказание – вечная тема» + всё остальное здесь

Примеры по направлению «Преступление и наказание – вечная тема»

Сочинение №1

В чем различие между ошибкой и преступлением? Направление «Преступление и наказание»

Автор сочинения – Бутрова Юлия Сергеевна

Всем людям свойственно совершать ошибки, это неотъемлемая часть человеческой жизни. Ошибки дают нам опыт, на них человек учится. Они могут быть мелкими и незначительными, как например, неверно решенная задача по математике, а могут быть и роковыми. К роковым ошибкам можно отнести преступление. Будь то мелкая кража или покушение на человеческую жизнь, это обязательно отразится на будущем преступника. С точки зрения ошибки, такое деяние будет считаться нарушением моральных норм и повлечёт за собой угрызения совести и социальные санкции, в виде неодобрения обществом данного поступка, а с точки зрения преступления, за любое правонарушение предусмотрена юридическая ответственность – ответственность перед законом. Не все ошибки являются преступлениями, но многие преступления совершаются по ошибке. За доказательствами обратимся к художественной литературе.

Одним из наиболее ярких примеров служит психологический роман Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание». Главный герой – Родион Раскольников совершает преступление, убивает старуху-процентщицу. Главной причиной этого убийства стала теория, которую выдвигал Раскольников. Всех людей он делил на два разряда: обыкновенные, они же «твари дрожащие», и необыкновенные – «право имеющие». Главным предназначением обыкновенных было продолжение человеческого рода, а необыкновенным была уготована особая роль, они могли управлять миром, и им разрешалось преступать закон. Раскольников ошибочно отнес себя к разряду «право имеющих» и совершил преступление, за которое ему были уготованы и муки совести, и ответственность перед законом. Эта ошибка стала для него роковой, к прежней жизни он вряд ли уже вернулся, ведь теперь всю жизнь его преследовали мысли о содеянном. В этом произведении мы видим яркий пример того, как человек по ошибке совершил преступление, которое очень сильно повлияло на его будущее.

В произведении А.С. Грибоедова «Горе от ума» говорится о том, как легко можно совершить ошибку. Молодая и наивная Софья Фамусова впервые влюбилась, ее чувства настолько сильны, что ничего вокруг она не замечала. Не замечала и того, что Молчалин, ее избранник, лишь использовал девушку для корыстных целей. Софья была дочкой дворянина, семья Фамусовых богатая и хорошо известная в высшем свете. Молчалин за счет брака с Софьей хотел продвинуться по служебной лестнице, вот только девушка этого не замечала, искренне верила в его любовь. В это время за ней ухаживал Чацкий, который по-настоящему был влюблен, но Софья предпочла ему другого, в котором очень сильно ошибалась. Молчалин не любил ее, он любил Лизу, работавшую в доме Фамусовых служанкой. Софья до последнего верила любимому и любовь закрывала ей глаза, но в конце всё же девушка поняла, что совершила огромную ошибку. Но эта ошибка научила Софью слепо не доверять людям, и послужила опытом, который обязательно пригодится в дальнейшей жизни.

Таким образом, можно сказать, что ошибки оказывают на человека больше положительное влияние, благодаря внутреннему контролю человека – совести, ошибки после всех переживаний и раздумий становятся лишь опытом, человек учится на них, и в дальнейшем в подобной ситуации знает как правильно поступить. Преступления положительного влияния не оказывают никогда, ведь преступление это всегда вред, нанесенный кому-либо, моральный, физический или материальный. Преступление на всю жизнь останется тяжким грузом лежать на душе человека, его невозможно взять и забыть.

ИТОГ: зачет

Рекомендации

Юля, умница! Обратите внимание на пунктуационные недочёты: на экзамене по русскому языку они могут дорогого стоить. В целом же могу посоветовать следующее:

  • Если тема сформулирована назывным предложением (как в нашем случае), то лучше самостоятельно формулировать вопрос по теме и давать на него чёткий ответ. Тогда тема будет раскрыта на 100%. Здесь Вы это делаете не вопросом, а общими рассуждениями.
  • Старайтесь перед примерами-аргументами писать чёткий тезис (ответ на поставленный вопрос), а затем приводить пример.
  • Примеры, которые Вы подобрали, хорошие, удачные. Содержание неплохое, обратите внимание вынесенные ошибки, на речевые недочёты и фактические неточности.

Желаю удачи! Практикуйтесь, всё обязательно получится!

Читайте также:
О мастерстве Достоевского в раскрытии психологии героя: сочинение

Видеоурок по аргументам и темам по этому направдению

Сочинение №2

В чем различие между ошибкой и преступлением? Направление : Преступление и наказание

(Автор сочинения – Тульская Диана Владимировна)

В чём различие между ошибкой и преступлением? Каждый из нас хотя бы раз в жизни совершал ошибку, потому что без промахов, неверных выборов , проступков прожить довольно сложно. Все люди ошибаются, кто-то – чаще, кто-то – реже, но ошибки в отличие от преступлений можно исправить, с их помощью можно получить опыт, чему-то научиться. Преступления, в свою очередь, неисправимы, необратимы и ужасны, они совершаются намеренно и несут опасность для общества.

Обращусь к произведению Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание», главный герой которого совершил преступление. Родион Раскольников, бедный студент, живущий в Санкт-Петербурге. В его голове создаётся целая теория , в которой он делит людей на «право имеющих» и «тварей дрожащих». Суть теории в том, что есть люди, которые имею право совершать преступления во имя великих целей, ведь именно они и меняют этот мир. Другая же категория людей – те кто должны подчиняться. Главный герой хочет проверить, к какой части общества он относится, поэтому идёт на преступление и убивает старушку -процентщицу, к убийству которой он основательно готовится. Раскольников также убивает свидетеля его злодеяния, сестру старухи. Данное преступление нельзя никак оправдать. Его нельзя приравнять к ошибке, так как оно забрало жизни двух людей. И, несмотря на то, что главный герой раскаивается на каторге, ничего уже не исправить. В этом и отличие преступления от ошибки.

Другой пример можно привести из произведения А.С. Пушкина «Капитанская дочка». Пётр Гринёв, юноша, которого отец отправляет на службу, для того, чтобы тот повзрослел и получил опыт. Местом службы Петра была Белогорская крепость, дорога туда предстояла не близкая. Во время поездки Пётр напился и проиграл очень большую сумму денег. Позже он осознал свою ошибку, его отношение к жизни поменялось. Примером ещё одной ошибки является доверие Гринёва к сослуживцу, с которым он познакомился в крепости. Поначалу Алексей показался ему довольно хорошим человеком, но впоследствии Швабрин начал высмеивать Гринёва, устроил дуэль, потому что хотел убрать его с пути завоевания Маши. Таким образом, главный герой совершил ошибку, и не одну. Но они не привели к каким-то критическим последствиям. Пётр смог извлечь из них жизненные уроки и измениться.

Так в чём же разница между ошибкой и преступлением? Преступление – это плохой поступок, совершенный намеренно, который несёт за собой большие последствия, приносящие людям и самому преступник вред. Ошибки – это проступки, маленькие оплошности, которые можно попытаться исправить, из них можно извлечь жизненный опыт.

ИТОГ: зачтено

Рекомендации

По всем критериям получен зачёт. Сочинение написано на достойном уровне.

Рекомендую не торопиться и внимательнее вычитывать черновик. Следует обращать внимание на логику в тезисе, микровыводах и выводе. На экзамене нужно быть особенно внимательной: там Вас не исправит редактор Ворда)

Благодарю за ответственность в самоподготовке. Удачи на экзамене!

Сочинение №3

Почему некоторые люди переступают моральные нормы и совершают преступления? Иногда человек верит, что любое деяние можно оправдать благой целью. Он находится в плену распространённого заблуждения, согласно которому для достижения цели хороши любые средства. Некоторые люди совершают преступления непреднамеренно, не вполне отдавая себе отчёт в том, что они делают. Конечно, всегда случаются ситуации, когда человек сознательно становится отступником и даже не испытывает угрызений совести. Причин может быть достаточно много. Рассмотрим некоторые из них на примере произведений художественной литературы.

Главный герой романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» желает ценой одной жизни сделать как можно больше благородных дел. На самом деле Родион Раскольников обманывает самого себя: после совершения преступления он так и не смог воспользоваться деньгами старухи-процентщицы. В первую очередь герой хотел проверить собственную теорию, позволяющую делить людей на «тварей дрожащих» и «право имеющих». Раскольников считал, что сильным личностям позволено распоряжаться чужими судьбами. Однако ни одно преступление не должно оставаться безнаказанным, и герой начинает понимать, как сильно заблуждался. Его теория не проходит проверку реальностью, и в эпилоге романа мы видим человека, готового вступить на новый путь. Раскольников осознаёт, как важно брать на себя ответственность за каждый сделанный выбор.

Порой человеком управляют чувства, и он перестаёт себя контролировать. Так, главный герой повести Л.Н. Толстого «Крейцерова соната» в порыве ревности убивает свою жену. После свадьбы надежды Позднышева на семейное счастье не оправдались, а свою избранницу он едва ли мог назвать родственной душой. Герой всё чаще замечал на лице жены выражение какой-то враждебности и даже презрения. Рождение детей не сблизило супругов, они постоянно ссорились и в конечном счёте отдалились друг от друга так, что стали разговаривать лишь о бытовых проблемах. Нельзя сказать, что Позднышев испытывал к этой женщине какую-либо симпатию, но, узнав об измене, не смог совладать со своими чувствами. Им руководили ненависть и досада, разочарование из-за разрушенных надежд. Герой с хладнокровием совершает преступление, но впоследствии не может избавиться от угрызений совести. Есть поступки, которые легче предупредить, чем исправить. Отняв у другого жизнь, человек теряет себя и уже никогда не сможет ничего изменить.

Таким образом, люди, совершающие противоправные деяния, забывают о христианских заповедях и теряют самое важное, человеческое, чем наделён каждый из нас от рождения. Есть множество причин, которые толкают людей на преступление, но всё же ни один такой поступок нельзя оправдать. Именно поэтому так важно задумываться о последствиях, контролировать свои эмоции и знать, что всегда есть такая грань, которую ни в коем случае не следует переступать.

Читайте также:
Человеческое и бесчеловечное в бунте главного героя романа Преступление и наказание: сочинение

Сочинение на тему: Достоевский великий гуманист

Сочинение.
Достоевский великий гуманист

Русская литература внушала читателю, что никакими революциями, никаким социальным переустройством или усилиями политики человека не изменишь, он прежде всего должен измениться сам. В противовес Чаадаеву, Достоевский усматривает в чьей бы то ни было неспособности понять Россию знак ее особого величия. Она величественна именно тем, что недоступна для познания, которое мгновенной оказывается для нее слишком рациональным, сухим и бездушным. Ореол загадочности вокруг ее исторической миссии служит для Достоевского скрытым свидетельством божественного предназначения народа, самим своим существованием воплощающего идеал христианской добродетели. Развитие консервативной традиции, которую последовательно представляет Достоевский, отражается ходом его собственной мысли. Первоначально, в 1860 — е годы русская идея виделась им как синтез всех национальных идей, развиваемых в европейских государствах. Достоевского (видящего в нашем соплеменнике своего рода сверхчеловека, призванном служить миру образцом нравственной чистоты и христианской добродетели), таким образом, также вовсе не выглядят чем-то противоречащим друг другу. Напротив, понять их с точки зрения истории структурирования мировоззрений можно только оценив присущую им смежность. «Ф. Достоевский ещё в 1871 г. высказал предположение, что социальное переустройство общества может обойтись народу в сто миллионов голов. Революция в России началась восстанием 1917 г., затем развернулась в гражданской войне, индустриализации, коллективизации и в полном переустройстве общества. Народ за это время понес действительно крупные потери, особенно в начальный период революции и в период диктатуры Сталина. Cчитает: в принципе душу человека переделать можно.
Многие герои Достоевского одержимы идеей поиска смысла жизни и пытаются вырваться из круга жизненных противоречий. Одержим жела нием изменить мир и Раскольников. Исследуя трагизм судьбы униженных, Достоевский старается “найти в человеке человека”, — так отмечает он в записных книжках. Это стремление автора выражается в его отношении к героям, к событиям, которые он изображает в романе. И эта позиция — взгляд прежде всего реалиста.
По мысли Достоевского, общественное зло может быть побеждено, если люди не будут строить счастье на несчастье других. Человек, испытывающий страдания, не будет причинять зла людям. Автор ставит проблему добра и внутренней гармонии, к которой человек может прийти через страдания.
Достоевский ставит еще одну проблему — проблему способности человека к нравственному возрождению. Раскольников, пройдя через страдания, под влиянием Сони подходит к порогу нравственного перерождения. Именно поэтому следователь, предлагая явку с повинной, спросил, верит ли он в легенду о Лазаре, которого воскресил Христос.
Позиция Достоевского по отношению к героям глубоко гуманна. Он сострадает своим героям, заступается за их право быть людьми, за право, которого лишает общество, где властвуют деньги. И, по-моему, Достоевский не видит смысла в изменении общественных условий, он ищет выход в нравственном совершенствовании своих героев, путь к счастью видит через страдания.
Достоевский вошел в литературу как гениальный художник-гуманист, исследователь человеческой души. Все романы Достоевского — социально-философские романы, в которых он ищет ответы на мучающие его вопросы. В своих произведениях писатель затрагивал очень значимые проблемы, и, когда читаешь его романы, невольно задумываешься над ними, пытаешься сам найти на них ответ.
Петербург Достоевского — это город, несущий только смерть. И что могут сделать те, кто живет в этом ужасном Петербурге, что они могут сделать против владельцев “роскошных палат”? И Достоевский, как писатель-психолог, пытается найти ответ на этот вопрос и на другие проблемы, волнующие его. Пытается понять жизнь столичного “дна”, мир “униженных и оскорбленных”, мир “бедных людей”. Он осуждает и выступает против порядков общества, ведущих и толкающих этих людей на смерть, на разврат и убийства. И поэтому Петербург Достоевского не может быть иным, как жестоким и безжалостным.
Преступление — сама жизнь общества, где царит зловещая власть денег, где все продается и покупается и принимает приличную форму законного беззакония, — общества, где почти каждый стоит перед необходимостью “переступить” нормы морали, по-своему “переступили” их Раскольников, Лужин, Свидригайлов.
Достоевский не показывает нравственного воскрешения Раскольникова, потому что роман не о том. Задача писателя состояла в том, чтобы показать, какую власть над человеком может иметь идея и какой страшной и преступной может быть эта идея. Поэтому жизнь по теории строить нельзя. “Живой процесс жизни” всегда опровергает идею, теорию; логика жизни всегда победит. Опровергнута “живым процессом жизни” и идея Раскольникова: “Вместо диалектики наступила жизнь, и в сознании должно было выработаться что-то совершенно другое”. Таким образом, в эпилоге линия событийной борьбы доведена до развязки, отношения Раскольникова с каторжными дошли до возможности трагического конца, идея Раскольникова о праве сильной личности на преступление против нравственных норм жизни оказалась абсурдной. Жизнь победила теорию. Исход: начать новую жизнь.
Достоевский пишет роман «Преступление и Наказание». Темой романа стало изображение нищеты униженных и оскорбленных людей, всего бесчеловечного. Проблемы, которые Достоевский показал в своем произведении, очень многочисленны. Это и социальные условия, и жизненные противоречия, ведущие к гибели человека, и взаимосвязь личности и общества, и нравственная ответственность за преступления, и проблема наполеонизма, и индивидуализм, и гуманизм, и закон и человек, и бунт и смирение, и бедность и нищета, и пьянство и проституция, и многое другое. В романе заложена идея столкновения двух идеологий, двух нравственных законов (ложного и истинного) и вытекающие отсюда нормы поведения.
Действие романа происходит жарким летом 1865 года. Петербург Достоевского — мрачный, сырой город, но все-таки прекрасный, который писатель любил своей мучительной любовью.
Достоевский с клинической точностью психиатра раскрывает психологическую нищету. Нищета порождает преступления, беспробудное пьянство, которое обесчеловечивает мужчину, и проституцию, которая обесчеловечивает женщину.
Таким образом, идейный смысл романа подчинен главной и единственной задаче — воскрешению Раскольникова, избавлению сверхчеловека от преступной теории, приобщению его к миру остальных людей.

Читайте также:
В чем суть теории Раскольникова? (по роману Ф. М. Достоевского Преступление и наказание): сочинение

Размышляя об особенностях творчества Федора Михайловича Достоевского, критики отмечали необычайную веру писателя в человека, самого падшего, «забитого и опозоренного», и глубокую убежденность, что любовь может возвысить человека и дать ему настоящую цель в жизни. Перейдя от теоретических размышлений к конкретному разбору романа «Преступление и наказание», можно сказать, что именно эти идеи воплощены автором в произведении.
.

Христианский гуманизм Ф. Достоевского

Философские науки

  • Каваева Анастасия Александровна , бакалавр, студент
  • Владимирский государственный университет имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых
  • ДОСТОЕВСКИЙ
  • ГУМАНИЗМ
  • ПРАВОСЛАВИЕ
  • ЭКЗИСТЕНЦИЯ
  • ЧЕЛОВЕК

Похожие материалы

  • Ф.М. Достоевский — «Мыслящий художник» (эстетический анализ)
  • Эстетические категории трагического и комического как сущностные аспекты творчества и мировоззрения Ф.М. Достоевского
  • Развитие научной мысли в эпоху ренессанса
  • Этические принципы художественного метода Ф. Достоевского
  • Философско-этический смысл формулы «красота спасёт мир» в творчестве Ф. Достоевского

Целью данных размышлений является не простое исследование вопроса о христианском гуманизме и его проявлении в творчестве Фёдора Михайловича в ретроспективном взгляде, а скорее определение конкретных точек правильного понимания и адекватной передачи мысли самого писателя для обозначения сильных и слабых сторон различных позиций в современных спорах достоевистов.

Начнём с определения «гуманизма». Как известно, первоначально гуманистами именовались образованные люди эпохи Возрождения, объединённые интересом изучения древней латинской и греческой классики, а также уделявшие своё внимание наукам о человеке (гуманитарным наукам). Однако всеми последующими эпохами «гуманизм» был принят в значении «особого типа философского мировоззрения, в центре которого – человек с его земными делами и свершениями, с присущими его природе способностями и влечениями, с характерными для него нормами поведения и отношениями»[11, с.567]. Другими словами, гуманизм это такая установка, которая определяет личность, её свободу, счастье, развитие и проч. как главные человеческие ценности.

В XIX в. отношение русской интеллигенции к гуманизму было неоднозначным. С одной стороны, он считался прогрессивным мировоззрением светского общества, превозносившим человека, с другой – разрушал традиционные устои, отдалял человека от духовной жизни вне науки и всё менее походил на человеколюбивую позицию. Достоевский – «гуманист, полный сострадания к “бeдным людям”, к “yнижeнным и ocкopблённым”, к гepoям “мёpтвoгo дoмa”» [1]. Новый тип гуманизма Достоевского, определяемый Н. Бердяевым как «трагический», характеризуется главным образом тем, что человек из «плоскостного измерения» переносится в «измерение глубины» и в нём сходится боль и мука писателя «o cтpaдaльчecкoй cyдьбe чeлoвeкa и cyдьбe мира» [1]. Трагический пафос произведений Достоевского является их сущностной характеристикой, которая позволяет ему погружать своих героев в пограничные ситуации жизни и смерти, страдания и счастья, вины и ответственности и проч. Но Достоевский, конечно, гуманист, но вовсе не «жестокий талант», каким был назван Н. К. Михайловским. Погружение его героев в пограничные ситуации – это стилистический приём, который своим итогом имеет катарсис, как самого героя произведения, так и сопереживающего ему читателя. Это освобождение духа через страдание. И в этом же состоит христианский способ освобождения. Через страдание Достоевский словно возрождает и обновляет человека, восстанавливает его образ, возвращая ему веру в Бога.

Нужно отметить, что в современной достоевистике существует тенденция интерпретирования религиозного верования Ф. М. Достоевского и выделения гуманистических идей в его позиции. Одновременно с этой тенденцией вопрос о характере веры писателя является предметом жарких дискуссий исследователей его творчества. Сформулировать актуальный дискуссионный вопрос мы можем следующим образом: «Каков характер религиозных воззрений Достоевского, и каковы их основания?».

Касательно этого вопроса, О. В. Пичугина в своей диссертации «Религиозно-философские основания позднего творчества Ф. М. Достоевского (1863-1881)» выделяет три основных позиции. Во-первых, ту, которую исчерпывающе, по мнению автора [См.: 12] (с которым мы согласимся), способны выразить слова советского и российского учёного, богослова и литературоведа М. М. Дунаева: «Вне Православия Достоевский постигнут быть не может. Всякая попытка объяснить его с позиции не вполне внятных общечеловеческих ценностей малоосмысленна» [8, с. 317]. Другими словами, данная точка зрения говорит о том, что основы православия – это сущностные скрепы мировоззрения писателя и его творчества, придающие всем его размышлениям целостность и глубокую осознанность. Без ценностей православия, согласно этой позиции, невозможно адекватное понимание творчества Достоевского. И такое заключение в контексте биографии писателя вполне логично и правильно. Однако нам следует обратить своё внимание на ещё один момент в размышлениях Дунаева, оставшийся неотмеченным Пичугиной О. В., согласно которому все особенности поэтики Достоевского, называемого им «слишком многоуровневым писателем», являются лишь «производными» от религиозных. И вот здесь стоит сказать, что такая позиция заключает в себе логическую ошибку. В её контексте «многоуровневость» Достоевского, или, проще говоря, его талант, сводится к одной грани, тем самым умаляя ценность других, что делает из писателя церковного проповедника. А это, конечно, действительности не соответствует (только если в том, что результат стилистических приёмов писателя довольно часто напоминает читателю исповедь, проповедь).

Противоположного мнения, согласно работе Пичугиной О. В., придерживается петербургский философ, историк, культуролог Исупов К. Г., усматривавший затруднение в исследовании проблематики творчества писателя во включении в неё «теологических контекстов» [10, С.147-148]. Если Дунаев сужает особенности творчества русского классика до религиозного аспекта, то Исупов сужает и сам религиозный аспект. По его мнению, у Достоевского «нет трансцендентного Бога», но есть Богочеловек Христос, который воспринимается им «в аспектах явления и чуда» и осознаётся как «жертвенный идеал, нравственная норма, обетование Преображения и Спасения» [10, с. 148]. Другими словами, данная позиция не просто разъединяет мировоззрение и творчество писателя с догматами православия, но и вовсе настаивает на том, что Достоевским и его героями признавался только Христос, а против трансцендентного Бога как такового устраивался бунт. Но какова адекватность такой оценки? Бесспорно, для Достоевского Христос был «мерой всех вещей» [9], но вопрос состоит в том, действительно ли у одного из самых ярких певцов Христа и его учения, коим являлся Достоевский, отсутствует интерес к тонкостям богословия? Это столь же неоднозначный вопрос, как и в целом, вопрос дискуссии. Но положительный ответ на него делает из Достоевского светского гуманиста, вдохновлённого историей Христа. Однако можем ли мы делать такие заключения?

Читайте также:
Характеристика образа Амалии Ивановны: сочинение

В «Дневнике писателя» мы читаем: «Можно многое не сознавать, а лишь чувствовать. Можно очень много знать бессознательно… Говорят, русский народ плохо знает Евангелие, не знает основных правил веры. Конечно так, но Христа он знает и носит его в своём сердце искони. В этом нет никакого сомнения. Как возможно истинное представление Христа без учения о вере? Это другой вопрос. Но сердечное знание Христа и истинное представление о нём существует вполне» [7, c. 37-38]. Это говорит о том, что Достоевский действительно разделял истинную веру (ту, что «в сердце») и догматическую веру, требующую знания «правил», притом делал он это сознательно и применительно к «сердечному знанию Христа» русским народом. По мысли классика важна сама вера (та, что в сердце), поскольку она обнаруживается не только у грамотных верующих, но и у тех, кто не знаком с её догматической стороной. И в последнем случае, согласно Достоевскому, человек приобщается к образу и учению Христа через своё страдание. Но это, скажем так, практическая сторона вопроса. Христос, согласно догматам христианского вероучения, часть Святой Троицы, Бог-Сын. Потому, касаясь теоретической стороны вопроса, грамотному верующему невозможно обойти догматический образ Христа и, соответственно, трансцендентного Бога, Святую Троицу и Отчую Ипостась, которые, по мнению Исупова, писателя не интересовали. Мы не случайно выше сказали, что Достоевский разделял истинную и догматическую веру, но он никак не противопоставлял их друг другу. Однако некоторые исследователи придерживаются того мнения, согласно которому классик полностью отрицал внешнюю сторону христианства (обрядность и церковность), а также неверно понимал христологию. Таковыми являются А. Любомудров, В. Котельников, Д. Григорьев, И. Кириллова, Б. Тихомиров.

Мнение этих исследователей, согласно О. В. Пичугиной, представляет собой третью, нейтральную позицию в обозначенном нами дискуссионном вопросе. В данном контексте Достоевский представляется как бравый антисекуляризатор, чьё творчество и мировоззрение было приближено к «православной истине» [См.: 12] и тем самым противостояло себя новым веяниям второй половины 19 века (например, западничеству и атеизму). Данная позиция описывает не только положительное влияние творчества Достоевского на современный ему мир, но и предъявляет серьёзные обвинения его личному мировосприятию и пониманию христианства. Хочется отметить, что данными словами, я не стремлюсь сотворить себе кумира (Достоевский этого бы не одобрил), но хочу отметить только то, что мне кажется фактом упущения сущностной специфики и главного посыла творчества писателя.

Ведь положение дел, в котором исследуется не столько содержание мысли, сколько её форма, кажется весьма ограниченным. Несомненно, что для полного и целостного понимания взглядов писателя необходим анализ как того, так и другого аспекта его мысли. Однако критика взглядов Достоевского, его «неверного понимания» христологии, отрицания внешней стороны христианства и близость к тем или иным философским и религиозным направлениям, сведение особенностей его творчества только к религиозному аспекту, вероятно, и являются главными стимулами к современной тенденции вывода гуманистических идей из религиозной позиции Достоевского. Но не является ли это попыткой обойти важный вопрос понимания самого писателя и его творчества?

В «Преступлении и наказании» читатель ясно понимает, что там, где нет Бога, нет морали, всё становится дозволенным. Любой может возомнить себя Наполеоном, который «право имеет» уже и на то, чтобы поставить себя на место отрицаемого Бога. Гуманизм, соответствующий современным Достоевскому достижениям естественных и гуманитарных наук, писателем также не одобрялся. Более того, это является причиной отхода Достоевского от Белинского В. Г., который «учение Христово…должен был разрушать, называть его ложным и невежественным человеколюбием, осужденным современною наукой и экономическими началами» [6, С. 10].

Кроме этого и, вероятно, главным образом, тенденция, о которой мы ведём речь с самого начала наших размышлений, нивелирует особенности двух основных формул жизни писателя, которые можно считать сильнейшим проявлением человеколюбия и твёрдости веры Фёдора Михайловича. Первая: «Человек есть тайна. Её надо разгадать, и ежели будешь её разгадывать всю жизнь, то не говори, что потерял время; я занимаюсь этой тайной, ибо хочу быть человеком» [4, с. 63]. Для Достоевского человек – это макрокосм, заключённый в микрокосме, а разрешение вопросов о человеке предполагает и разрешение вопросов о Боге [1]. Потому он и говорит: «Если б кто мне доказал, что Христос вне истины, и действительно было бы, что истина вне Христа, то мне лучше хотелось бы оставаться со Христом, нежели с истиной» [5, с. 176]. По мысли Н. Бердяева, антропоцентризм и антропологизм Достоевского существует в единстве с христианством, точнее оно суть христианство, поскольку только христианское отношение к человеку способно поставить его в центр всего и сделать «солнцем мира». Однако мы не можем согласиться с определением Н. Бердяевым Достоевского как «христианского писателя». Доводы в защиту этого утверждения были приведены выше в критике позиции М. М. Дунаева. Это неотрывная, но не единственная особенность мировоззрения и творчества Фёдора Михайловича.

Две формулы Достоевского о человеке как тайне и о Христе как истине являются ключевыми в наших размышлениях. У Достоевского вера для человека должна иметь первостепенную значимость. Притом «общечеловеческое» несводимо к религиозному. Религиозное сакрально, в нём сосредоточена истина, идеал. А «общечеловеческое», находящееся в области гуманизма, таит в себе некоторую опасность. «Кто слишком любит человечество вообще, тот, большею частию, мало способен любить человека в частности» [2, с. 311]. Это как противопоставление слова и дела, теории и практики. Слово без дела – пустой звук, теория без практики – слепой поводырь. При таком раскладе и убийство, по мысли писателя, можно оправдать «давлением среды».

Читайте также:
Что мне дало знакомство с личностью и творчеством Достоевского: сочинение

Разъединение общечеловеческого с божественным, веры с гуманистическими ценностями способно породить два чувства: «безмерную гордость» и «безмерное самопрезиранье» [2, с. 314]. И лишь в единстве с высшей сферой «общечеловеческое» преодолевает опасность своеволия и становится областью долженствования, поскольку над «общечеловеческим» встаёт божественное, которое задаёт ориентир. Именно поэтому «отсутствие бога нельзя заменить любовью к человечеству, потому что человек тотчас спросит: для чего мне любить человечество?» [3, с.612].

Подводя итог всему вышесказанному, нужно отметить, что все три позиции, выделенные О. В. Пичугиной по актуальному дискуссионному вопросу, рассмотренного нами, являются крайними, несмотря на «нейтральный» статус последней. Каждая позиция требует более серьёзной разработки, аргументации и критики, поскольку мировоззрение и творчество Достоевского целостны. Да, размышления и утверждения писателя во многом противоречивы, но они затрагивают антиномичные вопросы экзистенции, которых не подчинить системности и не зафиксировать в статичности. Но от их разрешения зависит ответ на самый важный для человека вопрос о смысле его жизни и ценности жизни как таковой.

Список литературы

  1. Бердяев Н. А. Миросозерцание Достоевского // [Электронный ресурс]. — http://www.vehi.net/berdyaev/dostoevsky/ (дата обращения: 23.01.2017).
  2. Достоевский Ф. М. VI. Записная тетрадь (1872-1875) // Литературное наследство. Т. 83. / АН СССР. Ин-т мировой лит. им. А.М. Горького; Ред. И.С. Зильберштейн и Л.М. Розенблюм; В подгот. тома к печ. принимала участие Ф.И. Гринберг; Подбор ил. Н.Д. Эфрос при участии Г.Ф. Коган. — М.: Наука, 1971. — С. 289-348.
  3. Достоевский Ф. М. X. Записная тетрадь (1876-1877) // Литературное наследство. Т. 83. / АН СССР. Ин-т мировой лит. им. А.М. Горького; Ред. И.С. Зильберштейн и Л.М. Розенблюм; В подгот. тома к печ. принимала участие Ф.И. Гринберг; Подбор ил. Н.Д. Эфрос при участии Г.Ф. Коган. — М.: Наука, 1971. — С. 517-666.
  4. Достоевский Ф. М. Письмо М. М. Достоевскому. 16 августа 1839 г. // Ф. М. Достоевский. Собр. соч. в 30 тт. Т. 28. Кн.1. — Ленинград: Наука, 1985. — С. 61-63.
  5. Достоевский Ф. М. Письмо Н. Д. Фонвизиной. Конец января — 20-е числа февраля 1854 г. Омск // Ф. М. Достоевский. Собр. соч. в 30 тт. Т. 28. Кн.1. — Ленинград: Наука, 1985. — С. 175-177.
  6. Достоевский Ф. М. Старые люди // Ф. М. Достоевский. Собр. соч. в 30 тт. Т. 21. — Ленинград: Наука, 1980. — 548 с.
  7. Достоевский Ф.М. Влас // Ф. М. Достоевский. Полное собр. соч. в 30 тт. Т. 21. — Ленинград: Наука, 1980. – С. 37-38.
  8. Дунаев М. М. Глава 10. Ф. М. Достоевский // М.М. Дунаев. Вера в горниле сомнений: Православие и русская литература в XVII—XX веках. — М.: Издательский Совет Русской Православной Церкви, 2003. — С. 317-419. — ISBN 5-94625-023-Х.
  9. Захаров В. Н. Достоевский и Евангелие // [статья]. — http://portal-slovo.ru/philology/37168.php (дата обращения: 22.01.2017).
  10. Исупов К. Г. Судьбы классического наследия и философско-эстетическая культура Серебряного века / К. Г. Исупов. — СПб.: Русская христианская гуманитарная академия, 2010. — 592 с. — ISBN: 978-5-88812-365-2.
  11. Михайлов А. В. Гуманизм // Новая философская энциклопедия: в 4 т. Т. 1./Ин-т философии РАН, Нац. общ.-научн. фонд; Научно-ред. совет: преде. В. С. Степин, заместители преде: А. А. Гусейнов, Г. Ю. Семигин, уч. Секр. А. П, Огурцов. — М.: Мысль, 2010. — С. 567-569 — ISBN 978-2-244-01116-6.
  12. Пичугина О. В. Религиозно-философские основания позднего творчества Ф. М. Достоевского (1863-1881). http://www.dslib.net/russkaja-literatura/religiozno-filosofskie-osnovanija-pozdnego-tvorchestva-f-m-dostoevskogo.html (дата обращения: 23.01.2017).

Завершение формирования электронного архива по направлению «Науки о Земле и энергетика»

  • 23 ноября 2020
  • Создание электронного архива по направлению «Науки о Земле и энергетика»

    • 29 октября 2020
  • Электронное периодическое издание зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор), свидетельство о регистрации СМИ — ЭЛ № ФС77-41429 от 23.07.2010 г.

    Соучредители СМИ: Долганов А.А., Майоров Е.В.

    “Преступление и наказание” — книга великой боли за человечество

    Школьное сочинение

    Во всех произведениях Достоевского мы замечали одну общую черту, замеченную во всем, что он писал: это боль о человеке, который сам себя не признает человеком и даже не вправе быть им.

    Ф. М. Достоевский — самый беспощадный художник XIX века, который изображал в своих гениальных произведениях суровую правду жизни, был одержим великой любовью к человеку и считал своим долгом открыть “униженным и оскорбленным” глаза и заставить их бороться, искать пути избавления от страданий и социальной несправедливости. Л. Н. Толстой писал: “Самое важное в произведении искусства, чтобы оно имело нечто вроде фокуса, и он должен быть недоступен полному объяснению словами”. Таким фокусом у Достоевского стало изображение крайней нищеты, когда люди не просто гибнут от голода, но и теряют свой человеческий облик и чувство собственного достоинства.

    По глубине и тонкости замысла, по мастерству и правдивости отображения реальной действительности роман Ф.М. Достоевского “Преступление и наказание” можно смело назвать вершиной творчества писателя. Ведь в центре внимания автора оказалась страшная картина жизни России середины XIX века, со всей той нищетой, бесправием, угнетением русского народа, который хоть и пытался бунтовать против такой несправедливости, но вместе с тем осознавал свое бессилие в этой борьбе. Для более точного отображения этой действительности писатель старался проникнуть в самую глубину человеческой души, отразить сознание людей, их метания и противоречия.

    Читайте также:
    Смысл названия романа Преступление и наказание: сочинение

    Роман Достоевского вышел в свет в переломное для страны время, когда русская интеллигенция, ожидавшая возрождения России после реформы 1861 года, вынуждена была познать вместо этого глубокое разочарование и потрясение.

    Социальные противоречия не исчезли. Напротив, они еще боль-. те обострились, еще острее стала несправедливость общественного устройства. И все это с талантом настоящего мастера сумел тонко подметить и выразить в своем романе Ф.М. Достоевский. При этом на примере трагедии одного человека автор выделил, вывел на первый план трагедию всего народа, отразил целый мир. Писатель не случайно взял своих героев из среды разорившегося дворянства. Именно в этой среде часто проявлялись в то время по-настоящему неординарные личности, яркие, сильные характеры, болезненные спады и светлые подъемы сознания, оказавшегося в конфликте с самим собой.

    Действие романа происходит в Петербурге, в той его части, где жила беднота. Серый, мрачный город, многочисленные пивные, зазывающие народ залить горе; толпы пьяных на улицах; женщины, продающие себя за бесценок, а те, кто не желал этого делать, бросались с моста в воду. Страшное царство нищеты, бесправия, болезней, безысходности — вот те условия, в которых существуют простые русские люди, те условия, при которых в сознании многих рождаются ложные (хотя и вполне понятные) идеи восстановления справедливости.

    Описывая жизненный путь Родиона Раскольникова — противоречивой личности, вынужденной в силу социальных причин пойти на преступление, на жестокое убийство, — Достоевский в первую очередь стремился показать гибельность подобного шага.

    Но вместе с тем он мечтал показать перерождение, очищение человека путем страданий, переосмысления принципов и в конечном итоге преодоления зла. Да, Раскольников совершил преступление, избрал ошибочный путь в жизни. Но главное здесь — то, что толкнуло героя встать на путь убийства. И пытаясь обосновать такой шаг, Достоевский с первых страниц говорит о социальном положении Родиона. Молодой человек вынужден существовать в комнатке, а точнее “каморке”, которую сам автор сравнивает со шкафом, сундуком, гробом, подчеркивая крайнюю нищету ее обитателя — “задавленного бедностью”, “изуродованного нищетой” “бедного и больного студента”.

    Создавая психологический портрет своего героя, писатель на первое место выводит те черты, которые рождены именно общественным положением бедного студента: мнительный, самолюбивый, мрачный, угрюмый. И в этих чертах, в этих характеристиках Родиона Раскольникова отражен обобщенный портрет поколения, показаны особенности психологии многих его современников.

    Такие люди, как Раскольниковы, Мармеладовы и подобные им, вынуждены влачить жалкое существование в жестоком и несправедливом мире, где распорядителями и хозяевами являются подлые и низкие свидригайловы и лужины. Потому не осуждение в первую очередь, а страшная, щемящая боль пронизывает страницы романа Достоевского — боль за людей, раздавленных нищетой, таких как Катерина Ивановна Мармеладова, которая сама себя сравнивает с заезженной клячей; как ее несчастный муж, спившийся от горя и бедности; как дочь Соня, вынужденная продавать себя, чтобы поддерживать хоть какое-то существование семьи. Ее образ наиболее трагичен. “Ты на себя руки наложила, ты загубила жизнь. свою”, — говорит ей Родион. А ведь сколько таких же несчастных девушек губили свою жизнь, принося себя в жертву ради близких, ради какого-то призрачного благополучия. Такой же (или почти такой) путь уготован и сестре Раскольникова. Осознание этого, понимание гибельности того поступка, на который готова пойти ради него сестра, выйдя за нелюбимого, к тому же ничтожного человека, зарождает протест в душе главного героя.

    Родион не видит другого выхода, как убийство процентщицы. Так он спасет себя, спасет свою семью. И при таких обстоятельствах смерть никому не нужной старухи кажется ему оправданной, в чем еще больше Раскольников убеждается, получив письмо матери, в котором она сообщает о своем плачевном материальном положении. “Ясно, что теперь надо было не тосковать, не страдать пассивно, одними рассуждениями о том, что вопросы неразрешимы, а непременно что-нибудь сделать, и сейчас же, и поскорее. Во что бы то ни стало надо решиться, хоть на что-нибудь, или. Или отказаться от жизни совсем. “

    Да, такая идея могла возникнуть в голове героя, как и в голове другого студента, чей разговор Раскольников как-то услышал в трактире, только под влиянием крайней нищеты, безысходности, несправедливости окружающего мира. “За одну жизнь — тысячи жизней, спасенных от гниения и разложения”. Не правда ли — благородный, оправданный выход?!

    Единственный выход для множества людей, загнанных жизнью в глухой угол, вынужденных каждый день видеть сотни, тысячи гибнущих жизней, жизней, которые еще можно спасти “от нищеты, от разложения, от гибели, от разврата, от венерических заболеваний. “. А всего-то нужно — убить никчемную старушонку и забрать ее деньги! Нет, конечно, Достоевский не оправдывает своего героя. Наоборот, вся суть пути Раскольникова в конечном итоге сводится к пониманию своих ошибок. Мучительному пониманию. Но хотя в романе и есть намек на то, что стремления к лучшей жизни не напрасны, не напрасны попытки прийти к ней другим, правильным путем, — мы понимаем, что, к сожалению, сбыться этим стремлениям суждено не так уж скоро. И многострадальному русскому народу еще через много испытаний придется пройти. Отсюда нескрываемая боль автора за весь народ, за все человечество.

    И все же, размышляя о далеком грядущем, Достоевский писал в “Дневнике писателя”: “Я не хочу мыслить и жить иначе, как с верой, что все наши девяносто миллионов русских (или там сколько их тогда народится) будут все когда-нибудь образованны, очеловечены и счастливы”.

    Рейтинг
    ( Пока оценок нет )
    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Добавить комментарий

    ;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: