Мертвый дом Федора Достоевского: сочинение

Мертвый дом Федора Достоевского

Идеи меняются, сердце остается одно.
Ф. Достоевский
«Записки из Мертвого дома», вернули Достоевского в живые ряды первозначных писателей. В них наиболее непосредственно слились в художественное единство опыт жизни Достоевского и его писательский дар. Здесь вызревали зерна его будущих великих романов, здесь ключ к их образно-идейному миру. Здесь вполне явлен и новый угол зрения писателя на мир — его мироотношение.
Да, «Записки из Мертвого дома» не только потрясающие документально достоверные «очерки», но вместе с

тем и прежде всего — одно из наиболее оригинальных, художественно совершенных творений русской, да и мировой литературы. Они произвели огромное впечатление на современников. Во многих критических отзывах о «Мертвом доме» имя Достоевского не раз соотносилось с дантовским Вергилием, а его записки — с адом.
Каторга научила Достоевского не только терпению. «Человек, побывавший в аду», научился видеть, читать сокрытое от всего света, открывать за фактом истину. В отверженных мира сего прозревать гибель луч ших людей, за клейменой личиной каторжника видеть материнскую улыбку мужика Марея…

Библия в системе поэтики Ф. М. Достоевского «Братья Карамазовы» План. Введение………………………………………………………. ………………………….. 3 Глава I Характеристика мировоззрения Достоевского. 1. Морально-этические и религиозные взгляды художника; вопрос о «природе» человека…………………………12 2. Отношение писателя к Библии; роль.

Биография Достоевский Федор Михайлович (1821 — 1881) Достоевский Федор Михайлович (1821-81), русский писатель, член-корреспондент Петербургской АН (1877). В повестях «Бедные люди» (1846), «Белые ночи» (1848), «Неточка Незванова» (1849, не.

Отражение сложного жизненного пути в творчестве Федора Достоевского Достоевского читает весь мир, впечатляющая сила его романов огромна, но все еще возникают споры: «принимать» или «не принимать» Достоевского? Спросите любую, самую небольшую группу читателей.

Биография Достоевского Федор Михайлович Достоевский — величайший писатель, классик русской литературы, мыслитель. Автор таких бессмертных произведений, как: «Идиот», «Преступление и наказание», «Униженные и оскорбленные», «Братья Карамазовы» и.

Способы раскрытия психологии героев в романе «Преступление и наказание» Ф. М. Достоевского В центре каждого литературного произведения стоит человек с его сложным внутренним миром. Каждый писатель — по сути, психолог, задача которого раскрыть душу человека, понять мотивы.

Бунт Родиона Раскольникова «Мы все глядим в Наполеоны; Двуногих тварей миллионы. Для нас орудие одно…» «Мятеж не может кончиться удачей: В обратном случае он называется иначе» Цели и.

Своеобразие гуманизма Федора Достоевского В 1866 году Достоевский пишет роман «Преступление и наказание». В названии обозначена тема, названы те нравственные категории, о которых будет рассуждать автор. Проблема совершения человеком.

«Легенда о великом инквизиторе» Ф. М. Достоевского Роман Ф. М.Достоевского «Братья Карамазовы» — произведение своеобразное, новаторское уже по самой внутренней структуре своей. Внешне это отчасти занимательный детектив, запутанная история убийства старика Карамазова.

Спасет ли красота мир Федора Достоевского? Когда в народе сохраняется идеал красоты и потребность ее, значит, есть и потребность здоровья, нормы, а следственно, тем самым гарантировано и высшее развитие этого народа.

Проблема истории в художественном мире А. С. Пушкина Пушкин и философско-историческая мысль 19 века …Пушкин явился именно в то время, когда только что сделалось возможным явление на Руси поэзии как искусства. Двадцатый год.

Идейный смысл романа Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» Не убий! Заповедь Христа Среди множества произведений Достоевского («Бесы», «Братья Карамазовы», «Бедные люди», «Подросток», «Идиот» и другие) одним из первых является «Преступление и наказание». В.

М. Ю. Лермонтов «Герой нашего времени» Во всякой книге предисловие есть первая и вместе с тем последняя вещь; оно или служит объяснением цели сочинения, или оправданием и ответом на критики. Но.

Петербург Достоевского в романе «Преступление и наказание» Отличительной чертой русской общественной мысли, русской литературы всегда была напряженность духовных исканий, стремление писателей к постановке коренных философских, мировоззренческих вопросов, связанных с нравственной ориентацией человека.

Раскаяние и искупление в романе Достоевского «Преступление и наказание» До сих пор критики и литературоведы спорят о мотивах преступления Родиона Раскольникова — главного героя романа Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание». Как многие выдающиеся.

Образы романа «Идиот» Ф. М. Достоевского в интерпретации художника И. С. Глазунова Глубоко национальный русский писатель Федор Михайлович Достоевский обладал особой способностью видеть душу человека, постигать его психику, улавливать тончайшие оттенки внутренней жизни человека. Как художник-психолог Достоевский.

Психологический анализ в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» Со времени создания М. Ю. Лермонтовым романа «Герой нашего времени» в произведениях русских авторов четко прослеживается эволюция изображения психологического состояния героев. Главной особенностью творчества Достоевского.

Тема совести в одном из произведений русской литературы. Тема совести в произведениях Достоевского Что же такое совесть в понимании Достоевского? Решающее значение у Достоевского имеет вопрос: насколько человек искренен и какой степени человечества он достиг. Безразлично как прошло.

Мое восприятие Достоевского Сердце русского писателя было колоколом любви, и вещий и могучий звон его слышали все живые сердца страны… М. Горький Сила и величие русских классиков XIX.

Что мне дало знакомство с личностью и творчеством Достоевского Знакомство с творчеством Достоевского прежде всего дало мне любимого писателя, а любимая книга — это всегда друг и наставник, и новое открытие. Так что приобрела.

Преступление и наказание в произведениях Ф. М. Достоевского и Н. С. Лескова Быть или не быть — таков вопрос; Что благородней духом: покоряться Пращам и стрелам яростной судьбы Иль, ополчась на море смут, сразить их Противоборством? У.

Читайте также:
Жест и мимика у Ф. М. Достоевского: сочинение

«Бедные люди» Достоевского — не бедные духом В. Г. Белинский увидел в первом романе Ф. М.Достоевского «Бедные люди» «зарождение русского социального романа». Тема «маленького человека» является одной из сквозных тем русской литературы.

Тема свободы в лирике Пушкина Свобода — одна из наивысших человеческих ценностей, и тем она дороже для человека, чем сильнее он чувствует ее недостаток. Для поэта, человека, который воспринимает все.

Петербург в романе Достоевского «Преступление и наказание» Петербург занимает важное место в произведениях Ф. М. Достоевского. Сам писатель учился в этом городе и провел там большую часть жизни. В романе «Преступление и.

Автор и герой в романе Ф. М. Достоевского «Человек есть тайна», — писал Ф. М. Достоевский, и именно эту тайну героя он раскрывает в своем психологическом романе «Преступление и наказание». Рассуждая на заданную.

Обличение преступного общества в романе «Преступление и наказание» Читать Ф. М. Достоевского трудно, но интересно. Одним из наиболее значительных его произведений является «Преступление и наказание». Проблема, над которой бился главный герой Достоевского Раскольников.

ПЕТЕРБУРГ Ф. М. ДОСТОЕВСКОГО (вариант 3) Отличительной чертой русской общест- венной мысли, русской литературы всегда были духовные искания, постановка корен- ных философских, мировоззренческих во- просов, связанных с нравственной ориента- цией человека.

Пророческое слово Достоевского На литературных вечерах Достоевский любил читать пушкинское стихотворение «Пророк». Голос у писателя был слабый, но в залах обычно стояла такая напряженная тишина, что не терялось.

«Боль о человеке» в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» Человек есть тайна. Ее надо разгадать, и ежели будешь ее разгадывать всю жизнь, то не говори, что потерял время; я занимаюсь этой тайной, ибо хочу.

Смысл заглавия романа Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» Проблема преступления рассматривается практически в каждом произведении Ф. М. Достоевского. Писатель говорит о преступлении в общечеловеческом плане, сравнивая такой взгляд с различными популярными в то.

Достоевский в современном мире Я протестую! Достоевский бессмертен! М. А. Булгаков Есть немало писателей, восторженно принятых современниками, слава которых оказалась быстротечной и непонятной потомкам. И наоборот, есть великие художники.

Роль эпилога в романах Л. Н. Толстого «Война и мир» и Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» Эпилог — заключительная часть произведения, в которой окончательно проясняется развязка сюжета, судьба героев, формулируется основная мысль произведения. Эпилог представляет собой итог романа. В произведениях Л.

Принципы изображения действительности в романе «Преступление и наказание» «Меня зовут психологом: неправда, я лишь реалист в высшем смысле, то есть изображаю все глубины души человеческой», — эти слова Достоевского при упоминании его имени.

Философские проблемы в романе «Преступление и наказание» Мы все глядим в Наполеоны: Двуногих тварей миллионы Для нас орудие одно. А. С. Пушкин Я хочу рассказать вам о книге, которая не может не.

Тема «маленького человека» в романе Федора Достоевского «Преступление и наказание» Тема «маленького человека» является одной из центральных тем в русской литературе. Ее затрагивали в своих произведениях и Пушкин, и Толстой, и Чехов. Продолжая традиции русской.

Проблематика ранних произведений Достоевского Из произведений раннего периода творчества Ф. М. Достоевского мною были прочитаны такие повести, как «Елка и свадьба», «Белые ночи», «Маленький герой», «Мальчик у Христа на.

Авторская позиция и формы ее выявления в романе Достоевского «Преступление и наказание» Роман Ф. М. Достоевского был опубликован в 1866 году. Фабула произведения — убийство, совершенное бывшим студентом Родионом Раскольниковым, и расследование этого преступления. Описывая жизнь того.

Мой Ф. М. Достоевский (размышления о прочитанном) Я знаю силу слов, Я знаю слов набат… В. В. Маяковский С творчеством Ф. М. Достоевского я познакомилась два года назад. В его книгах меня.

Антиутопия к изучению романа Е. Замятина «Мы» А Н Т И У Т О П И Я К ИЗУЧЕНИЮ РОМАНА Е. ЗАМЯТИНА «МЫ» Помните, какую игру придумал брат Л. Н.Толстого Николенька для.

Антиутопия Помните, какую игру придумал брат Л. Н.Толстого Николенька для своих младших братьев? Он объявил им, «что у него есть тайна, посредством которой, когда она откроется.

Особенности психологизма в романе Достоевского «Преступление и наказание» «Я не психолог, говорил о себе Достоевский, — я только реалист в высшем смысле, то есть изображаю все глубины души человеческой». Великий писатель недоверчиво относился.

Книга недели: «Записки из Мертвого дома» Достоевского — русский «Ад» Данте

Быть настоящим писателем Федор Достоевский научился в тюрьме. «Сколько я вынес из каторги народных типов, характеров… На целые томы достанет», — писал он своему брату Михаилу вскоре после освобождения. Напомню, что в 1850 году Достоевский был приговорен к смертной казни за участие в тайном обществе «петрашевцев». Однако всем приговоренным казнь была заменена на другие виды наказания. Для Достоевского им стало 4 года в остроге с последующей службой рядовым.

Известный писатель, водивший дружбу со сливками общества, творцами и критиками, Достоевский провел в Омском остроге 4 года. Впечатления оттуда составили повесть и несколько отдельных рассказов, собранных под названием «Записки из Мертвого дома» («Мертвый» — с прописной буквы). Герои и типы оттуда и вправду нашли дорогу в будущие произведения Достоевского — есть они в «Бесах» и «Записках из подполья», да и Свидригайлов списан с каторжного знакомца.

Для русской литературы это — первый лагерный роман. Как таковой, он полон точнейших наблюдений, парализующих внимание историй. И все это было тщательно проработано автором, у которого было предостаточно на это времени в тюрьме.

Читайте также:
В чем суть теории Раскольникова? (по роману Ф. М. Достоевского Преступление и наказание): сочинение

Повествование ведется от лица дворянина Горянчикова, с которым автор познакомился в сибирском городке, где тот работает учителем после выхода из каторги. По сюжету Горянчиков отбыл 10 лет за убийство жены из ревности; после его смерти в его вещах обнаружились тетради с повестью. В острог Горянчиков автором помещен довольно механистически, что подчеркивает: речь пойдет не о нем; главным героем является острог и его обитатели.

Шок от попадания в острог сменяется у молодого Горянчикова пониманием, что он — чужой для большинства этих людей. Дворянин по рождению, он даже после приговора и лишения прав остается для них иным, и никогда не сможет быть своим — будто живой для мертвых. Через два года после выхода повести Александр Герцен в своей статье «Новая фаза в русской литературе» сравнил повесть Достоевского с «Адом» Данте. И сходство это поразительно. Тут тоже представлены разные типы, мучающиеся за разные грехи: стяжательство, похоть, предательство, бессердечие. Есть и свои чудовища, от которых отшатываются даже каторжники. В повести герой-наблюдатель и правда путешествует по всем сторонам человеческой жизни на каторге, представленным в виде годового круга — повествование охватывает примерно четыре сезона.

Начало пребывания Горянчикова в остроге уже сопровождается адским аккомпанементом. Болгарский исследователь Владимир Донев в своей статье о повести пишет: «Уже первый день… описан посредством характерных для ада деталей: наличием дыма и сажи, зловонного воздуха, звона кандалов, ругательств, невообразимого цинизма, проклятий и бесстыжей жизни». Но на Данте намекает и сам Достоевский в знаменитой банной сцене: «Когда мы растворили дверь в самую баню, я думал, что мы вошли в ад».

А дальше — вперед по всем кругам. Жизнь в острожных казармах, воровство и насилие. Стычки и борьба авторитетов. Жуткие истории преступлений и подвигов духа. Тюремный театр — сама эта сцена о постановке любительских, найденных черт знает где пьес на лагерной сцене оставит с носом любого Милоша Формана или Эжена Ионеско. Конечно, отчаянный побег из острога, тюремный госпиталь и размышления о смерти заключенных. Конфликт острожников с администрацией. И над всем этим — арестантские песни, из стихотворного размера которых понимаешь: шансону уже 200 лет.

Прежде жил я, мальчик, веселился
И имел свой капитал.
Капиталу, мальчик, я решился
И в неволю жить попал.

Повесть полна уникального жаргона тех времен: например, «нещечко» (уменьшительное от «нечто») в значении «ебанько», или «фортикультяпность». В одном месте из самого автора прорывается простая бытовая фраза: «Просто пилили нас понемногу при случае, как и прежде пилили» — получается, этому значению слова уже тоже почти 200 лет. В общем, наблюдать за языком повествования необыкновенно интересно. Ну а стиль Достоевского здесь раскрывается во всей красоте:

«Поддадут — и пар застелет густым, горячим облаком всю баню; все загогочет, закричит. Из облака пара замелькают избитые спины, бритые головы, скрюченные руки, ноги; а в довершение Исай Фомич гогочет во все горло на самом высоком полке. Он парится до беспамятства, но, кажется, никакой жар не может насытить его; за копейку он нанимает парильщика, но тот наконец не выдерживает, бросает веник и бежит отливаться холодной водой. Исай Фомич не унывает и нанимает другого, третьего: он уже решается для такого случая не смотреть на издержки и сменяет до пяти парильщиков. «Здоров париться, молодец Исай Фомич!», — кричат ему снизу арестанты. Исай Фомич сам чувствует, что в эту минуту он выше всех и заткнул всех их за пояс; он торжествует и резким, сумасшедшим голосом выкрикивает свою арию: ля-ля-ля-ля-ля, покрывающую все голоса. Мне пришло на ум, что если все мы вместе будем когда-нибудь в пекле, то оно очень будет похоже на это место. Я не утерпел, чтоб не сообщить эту догадку Петрову; он только поглядел кругом и промолчал».

Неслучайно после главы о бане следует глава о праздновании Рождества Христова — говорят нам исследователи. Конечно, неслучайно, всякий знает, что париться перед Рождеством — русский обычай. Ну а если серьезно, именно в этой главе Достоевский касается идеи перерождения. После разговора с наиболее бездушным и кошмарным из преступников Горянчиков признавался: «Я ужаснулся той страшной подлости и низости, в которую меня ввергнули, среди которой я очутился. Я подумал, что здесь и все так же подло и низко. Но я ошибался…».

Внутреннее перерождение — это главная идея «Божественной Комедии» Данте, так же, как и «Записок из Мертвого дома». Как и всех повестей и романов о преодолении, подвиге духа. И не могу по привычке не заметить, что в общем контексте литературы это — одно из первых экзистенциальных произведений, где протагонист, подобно Постороннему Камю, идет по кромке жизни, лишь наблюдая ее внимательным взглядом. Так и Горянчиков в повести — навсегда чужой всем каторжникам. «Какой же ты нам товарищ?», — беззлобно спрашивает его давний знакомый по каторге, бесстрастный преступник Петров.

И действительно, как Данте из ада, в конце повести некогда молодой, успешный писатель выходит за стены Мертвого дома. Так и появился на свет сумрачный русский писатель Достоевский, автор «Бесов» и «Идиота». «Записки из Мертвого дома» — можно сказать, его первый шедевр, давший дорогу всем последующим.

Читайте также:
Художественный метод Достоевского в романе «Преступление и наказание»: сочинение

Записки из мёртвого дома. Ф.М.Достоевский – отзыв

Неужели глубокий талант помогло раскрыть пребывание в мертвом доме? Поразительное, не похожее на остальные творения Федора Михайловича, произведение. Именно из «Записок…» впоследствии «выросли» истории Раскольникова, Карамазовых и «Бесы».

Долго читала, долго пишу этот отзыв…

Хотя «Записки из Мертвого дома» меня в хорошем смысле слова поразили. В отношении этого произведения уж точно не актуален стереотип о депрессивном, угнетающем и морально давящем Достоевском. Справедливости ради стоит сказать, что это и не веселая, беззаботная приключенческая сказочка. Но это такое глубокое погружение в человеческую природу, в русскую ментальность, что временами в процессе чтения у меня дыхание перехватывало. Мысли роились в голове как стая воробьев, в то же время одергивая меня и вызывая сомнения, стОит ли их кому-то озвучивать, дабы в контексте произведения Достоевского не прозвучало слишком примитивно, глупо, обывательски. Меня оправдывает лишь то, что я не литературовед, не критик, и поэтому могу поделиться своими простенькими мыслишками об этом произведении.

«Записки из Мертвого дома» – это красивым языком и легким слогом рассказанный опыт пребывания в военном остроге самого Достоевского. Думаю, все знают, а потому повторяться излишне, что сам Федор Михайлович в свое время угодил на 4 года на каторгу. Проштрафился он не убийством, не каким-то беспутным поведением, не обманом и аферой, а всего лишь участием в революционном сообществе вольнодумцев-петрашевцев. За это слишком свободолюбивых представителей общества сначала хотели вообще расстрелять и даже приготовили все для инсценировки казни и пущего запугивания осужденных на Семеновском плацу (нынче Пионерская площадь в Петербурге), а затем изменили карательную меру на срок на каторге в Сибири. Там и провел от звонка до звонка Достоевский долгие 4 года.

Высшая и самая характерная черта нашего народа — это чувство справедливости и жажда ее.

На каторге, разумеется, никто его литературных порывов и желаний не удовлетворял, писать ему не разрешалось (более того, до попадания на каторгу, Достоевский успел написать лишь «Бедные люди» и «Белые ночи»), однако он втайне от всех поначалу все же делал записки, фиксировал наблюдения, свои мысли. Отчасти они-то и легли в основу этого произведения (критики до сих пор не знают, как его охарактеризовать: роман, повесть в 2х частях, мемуары или что-то еще). И, раздумывая над тем, какого тонкого психолога и знатока русской души раскрыл этот опыт пребывания в ужаснейшем месте, среди не всегда самых хороших людей, наблюдая жизнь самого дна общества, я не могу в очередной раз не отметить поистине дьявольскую излюбленную привычку нашего Создателя (или кто там управляет нашей жизнью) вначале от души поиздеваться над человеком, сломить его, унизить, чтобы потом оправдать эти издевательства высшим смыслом, дескать, посмотрите, кем стал Достоевский после каторги! Какого гения заполучило человечество! Наверное, никогда не смогу оправдать и примириться с таким ходом вещей…

В «Записках…» Достоевский, словно сам оказавшийся среди мучеников в аду Данте, в то же время проведет читателя по всем уголкам арестантской жизни, под увеличительным стеклом явит сущность окружавших его сокаторжан (без осуждения, презрения или какой—либо оценки), пройдется по представителям карательных и административных вопросов в остроге, обличит, что скрывается за часто хорохорящимися и отпетыми преступниками.

Но вернемся к «Мертвому дому».

Как-то я рассказывала здесь о «Колымских рассказах». А теперь, читая Достоевского, я поняла, чью работу взял за образец Шаламов. И, если возможно, поверьте мне, вот не столь беспросветна, удручающая и депрессивна атмосфера «Записок из Мертвого дома» (а я охотно соглашусь, что для многих каторжан атмосфера самого острога была поистине и беспросветной, и депрессивной), сколь душераздирающей была обстановка, обращение, быт, условия и моральный гнет в лагерях СССР. Но мы сейчас не будем сравнивать и бросать камни в один и другой огород.

Хоть и Достоевский, и Шаламов озвучивали свои наблюдения о том, как заключение в лагере/в остроге опускает и уничтожает морально человека, разрушает его, но все же у Достоевского получилось создать более глубокое и структурированное что ли описание разных типов преступников и карательного штата острога.

Может быть, я ошибаюсь, но мне кажется, что по смеху можно узнать человека, и если вам с первой встречи приятен смех кого-нибудь из совершенно незнакомых людей, то смело говорите, что это человек хороший.

Когда читала, не могла отогнать мысль, что это произведение вот в обязательном порядке следует читать и перечитывать тем, кто занимается следственно-розыскной деятельностью, кто искренне стремится ловить преступников/убийц/бандитов, понимать их психологию и «обыгрывать» их, а не просто штаны в кабинете протирать и брать взятки и гонорары за развал уголовных дел. Не менее полезна эта книга и для тех, кто работает в МЛС и регулярно так или иначе контактирует с осужденными. Ведь если со времен Достоевского ничего не изменилось в характерах людей, образах других его произведений, то вряд ли совершенно кардинально изменилась психология преступника, убийцы, их типы, мотивы, побуждающие их решаться на то или иное преступление.

. если б захотели вполне раздавить, уничтожить человека, наказать его самым ужасным наказанием, так что самый страшный убийца содрогнулся бы от этого наказания и пугался его заранее, то стоило бы только придать работе характер совершенной, полнейшей бесполезности и бессмыслицы.

Громадное достижение Федора Михайловича в этой работе (одно из, ибо, уверена, что каждый человек разглядит и выделит и другие достоинства и сильные стороны этой книги) –в естественном, целостном повествовании объединить личные переживания, моральные тяготы и в то же время создать настоящее летописание целого социального слоя средины 18 века. Без многословных описаний, четко очерчивая поступки, реакции, переживания каторжан у читателя формируется объемное представление о том, что представляла собой жизнь крепостных, обычных людей не знатного или дворянского сословия.

Может быть, – когда, через много лет, придется оставить его, – еще пожалею о нем. » – прибавлял я не без примеси того злорадного ощущения, которое доходит иногда до потребности нарочно бередить свою рану, точно желая полюбоваться своей болью, точно в сознании всей великости несчастия есть действительно наслаждение.

Потому что это классовое разделение, которое отчетливо ощутил писатель, находясь в остроге, даже с годами, проведенными вроде бы в одном и том же заключении еще с парой сотен других арестантов, никуда не исчезло, не стерлось. Достоевский как бы не ставил целью всей своей жизни стать своим для рядового русского люда, но, охотно верю, что страдал, понимая, что для этих людей «вы – что-то одно, а мы – что-то другое». Мое субъективное мнение, что эта мысль красной нитью прошла через многие главы этой книги – недоумение и боль от осознания сословного отчуждения народа от дворянской интеллигенции, лучшей ее части.

Читайте также:
Красота человеческого поступка: сочинение

Сказать, что он всецело оправдывает и стремится вызвать восхищение и уважение к каждому из каторжан, тоже было бы неверно. Читая книгу, становится понятно, за какие преступления и проступки туда попадали люди. Порой туда на четверть века действительно «закрывали» убийц, бандитов, аферистов. А иногда там оказывались те, кого подставили, обманули, воспользовались наивностью или безграмотностью. Поэтому, узнавая истории людей, косточки которых уже давно сгнили в земле, я даже не пыталась судить, осуждать, порицать, презрительно фыркать или морщить нос. То ли через страницы передался настрой автора не делить тех арестантов на «хороших-плохих», «добрых-злых», «умных-недалеких», «своих-чужих», то ли осознание мерзостей и ужасов, на которые способны мои современники, не позволили сильно уж впечатляться теми преступлениями.

В любом случае, даже этот отвратительный, горький, калечащий опыт принес Достоевскому плоды. Он сполна воспользовался уникальной возможностью постигнуть вблизи и изнутри, во всех недоступных свободному представителю высших классов общества подробностях, стесненную адскими обстоятельствами жизнь простонародья и сформировать основы собственного писательского народознания.

Одинокий душевно, я пересматривал всю прошлую жизнь мою, перебирал все до последних мелочей, вдумывался в мое прошедшее, судил себя один неумолимо и строго и даже в иной час благословлял судьбу за то, что она послала мне это уединение, без которого не состоялись бы ни этот суд над собой, ни этот строгий пересмотр прежней жизни.

Вот представление об этих каторжных обстоятельствах и дает читателю Достоевский в «Записках из Мертвого дома». Он не ограничивается лишь психологическим препарированием попавших туда и работающих там людей, но и описывает быт, распорядок, отношения между арестантами, сезонный уклад жизни. И поразительно то, что чувства, эмоциональные переживания или реакции каторжан будут понятны не только лишь осужденным преступникам. Лишение нормальной человеческой свободы может быть вызвано разными обстоятельствами, и как же в вопросах переживания и жажды свободы Достоевский четко передал весь спектр эмоций! Невероятно!

Кроме того, что в тепле, среди яркого солнца, когда слышишь и ощущаешь всей душою, всем существом своим воскресающую вокруг себя с необъятной силой природу, еще тяжеле становится запертая тюрьма, конвой и чужая воля.

Надежда заключенного, лишенного свободы, — совершенно другого рода, чем настоящим образом живущего человека. Свободный человек, конечно, надеется (например, на перемену судьбы, на исполнение какого-нибудь предприятия), но он живет, он действует; настоящая жизнь увлекает его своим круговоротом вполне. Не то для заключенного. Тут, положим, тоже жизнь — острожная, каторжная; но кто бы ни был каторжник и на какой бы срок он ни был сослан, он решительно, инстинктивно не может принять свою судьбу за что-то положительное, окончательное, за часть действительной жизни. Всякий каторжник чувствует, что он не у себя дома, а как будто в гостях.

И вот именно в таких, казалось бы, бытовых картинах объемнее всего воспринимаются и чувствуются арестанты, типажи которых писатель увековечил в этом произведении. Мне больше всего врезались в память словесные изображения похода и мытья арестантов в бане, описание эмоций каторжан в роли зрителей представления эдакого народного арестантского театра (да-да, в остроге раз-два в год осужденным можно было самим ставить и играть собственные «спектакли», это вам не лагеря), глава о животных, которые волею судьбы порой делили с арестантами их замкнутую, огороженную древесными палями, жизнь. До комка в горле впечатлило описание сцены во время первого месяца пребывания в остроге Достоевского, его встреча с лохматой дворовой собакой, от которой первой и единственной в этом мертвом месте он ощутил искреннюю радость.

И парадоксально, но несмотря на отнюдь не увеселительный и развлекательный характер места, контингента и порядков, где писатель провел 4 года, в процессе чтения да и по завершению нет чувства обреченности, бессмысленности, того флёра чернухи и уныния, которым часто характеризуют произведения Достоевского.

«Записки из Мертвого дома» написаны простым, человечным, понятным, метким языком. Эмоции, реакции понятны, им веришь, с автором соглашаешься, расширяется представление об обществе того времени.

Я старался находить таинственный смысл, намеки на прежнее; отыскивал следы того, что прежде, в мое время, волновало людей, и как грустно мне было теперь на деле сознать, до какой степени я был чужой в новой жизни, стал ломтем отрезанным. Надо было привыкать к новому, знакомиться с новым поколеньем.

Подводя итог, скажу, что эта книга несколько выбивается из типа историй-произведений, принадлежащих авторству Достоевского, но ее стОит читать, ее нужно знать. Я читала ее по разным причинам не так быстро как хотелось бы, но непременно неспешно перечитаю когда-нибудь снова.

Читайте также:
Мои мысли о романе Ф. М. Достоевского Преступление и наказание: сочинение

Еще немного моих обывательских впечатлений о произведениях Достоевского:

Записки из Мёртвого дома

Микропересказ : Дворянин попадает на каторгу, где проводит десять лет. Постепенно он привыкает к каторжной жизни и её неписанным законам, находит приятелей, переносит болезнь и счастливо обретает свободу.

В маленьком сибирском городке рассказчик познакомился с дворянином Горянчиковым, отбывшим десять лет каторги за убийство жены. Через три месяца тот умер, оставив после себя дневник с описанием каторжной жизни. Часть этого дневника рассказчик решил опубликовать.

Повествование в дневнике ведётся от первого лица. Названия частей — условные.

Часть 1 . Первый год каторги

Острог, в который попал Горянчиков, состоял из двух длинных казарм, хозяйственных построек и большого двора. В казармах жили каторжники разных разрядов, различались они цветом одежды и по-разному выбритыми головами.

Многие каторжане жили милостыней и своим ремеслом, получая заказы из города, хотя официально это запрещалось. Каторжная работа была тяжёлой и бесполезной, заключённые её не любили.

Копить деньги было невозможно — по ночам проводились обыски и всё забиралось. Заработанное каторжане сразу пропивали, покупая вино у контрабандистов. Начальник каторги, майор, был злым и непорядочным человеком.

Самый лучший начальник для арестантов тот, кто их не боится, а самим арестантам приятно такое доверие.

Дворян на каторге не любили. Один из каторжан, злобный и буйный татарин, торговавший вином, чуть не убил Горянчикова.

Большинство каторжан считали дворян белоручками, но некоторые обитатели каторги добровольно становились дворянскими «прислужниками». Горянчиков пытался привыкнуть к физическому труду, однако в первый же месяц у него появилось два «прислужника», которые готовили ему еду и стирали одежду.

Постепенно круг знакомств Горянчикова расширился. К Рождеству у него появились друзья.

На Рождество начальство устроило для заключённых трёхдневные праздники. Каторжане подготовили театральное представление для офицеров и благородных посетителей.

Часть 2 . Болезнь, дальнейшая жизнь на каторге и долгожданное освобождение

После праздников Горянчиков заболел и попал в военный госпиталь, где для арестантов было отведено несколько палат. Там собрались люди со всевозможными заболеваниями, в том числе и венерическими. Больше всего было наказанных розгами. Горянчиков наслушался рассказов об острожных палачах.

Свойства палача есть почти в каждом человеке, но развиваются они неравномерно.

В острог из госпиталя Горянчиков вернулся к Пасхе. К весне арестанты стали беспокойнее, некоторые пытались бежать. Горянчиков тоже затосковал, его жизнь отравляла ненависть со стороны простых заключённых.

Летние каторжные работы были тяжелее зимних, приходилось строить, копать землю. Горянчикова тяжёлый труд сделал сильнее, через год он привык к острожной жизни.

Однажды среди арестантов начались волнения из-за плохой еды, но Горянчиков и другие дворяне не приняли в них участия. Недовольные успокоились после угрозы майора отдать их под суд и увеличить срок. После выяснилось, что заключённые даже не рассчитывали на поддержку дворян, и Горянчиков понял, что никогда не станет своим среди простых людей.

С тех пор Горянчиков общался в основном с дворянами, которые были у острожного начальства на особом положении — их наказывали не так часто, как простых заключённых.

Вскоре каторгу заменили военной арестантской ротой. Начальство тоже сменилось. Новые унтер-офицеры оказались порядочными людьми, и арестанты вздохнули свободнее.

Дальнейшие годы Горянчиков почти не запомнил, у него едва хватало сил ждать и надеяться. Иногда случались побеги. Один из них произошёл в последний год пребывания Горянчикова в остроге. Беглецов поймали, отдали под суд и наказали палками.

В последний год каторги Горянчикову жилось легче. У него нашлись приятели в городе, он писал на родину и покупал книги. В день освобождения Горянчиков обошёл казармы и попрощался со всеми приятелями-арестантами, затем ему сняли кандалы и выпустили на свободу.

Понравился ли пересказ?

Ваши оценки помогают понять, какие пересказы написаны хорошо, а какие надо улучшить. Пожалуйста, оцените пересказ:

Что скажете о пересказе?

Что было непонятно? Нашли ошибку в тексте? Есть идеи, как лучше пересказать эту книгу? Пожалуйста, пишите. Сделаем пересказы более понятными, грамотными и интересными.

Теория Раскольникова и её крах в романе Достоевского Преступление и наказание сочинение

Главным героем всемирно известного романа Фёдора Михайловича Достоевского «Преступление и наказание» является бедный студент Родион Раскольников. Молодой человек, загнанный в тупик жизненными обстоятельствами, придумывает теорию. Она основывается на природной неравности людей: одни ничтожны, а вторые «право имеющие». Последние предназначены для движения хода истории и человечества вперёд, а остальные – движимая масса. Ведущая часть людей «право имеет» на несоблюдение общепринятых законов: для свершения великих дел необходимы (и совершенно справедливы) жертвы, в том числе человеческие.

Родион решает проверить свою теорию и узнать, принадлежит ли он к этому высшему классу, или же является «тварью дрожащей». Для осуществления этой цели он задумывает убить старуху-проценщицу, однако в результате убивает ещё и её сестру Лизавету. Денег он почти не берёт, а что успел взять, запрятал. По его теории, совесть мучить его после этого поступка не должна была: ведь это убийство во благо человечества (Раскольников считал, что финансово встав на ноги, он многого добьется и принесет пользу обществу). Однако его внутренние мучения после убийства так велики, что доводят его до тяжёлой физической болезни.

Читайте также:
Шатов — центральный персонаж романа Ф.М. Достоевского «Бесы»: сочинение

Впервые признаётся в своём преступлении он Соне Мармеладовой. В его глазах эта девушка наполнена добродетелью, ведь она жертвует собственной чистотой ради своей семьи. Он доверяет ей, так как она тоже «преступила» нравственные законы во имя блага. Разница в их преступлениях состоит в том, что это самое высшее благо (цель) в случае Раскольникова поддельное.

Осознание героем аморальности своего поступка исходит не только из неподвластных мук совести, но и из осознания им равенства людей. Будучи частью неблагополучного слоя общества, он общается с равными ему по статусу людьми. Семья Мармеладовых своим несчастным существованием вызывает жалость у Раскольникова. Он видит, что вне зависимости от жизненных условий и социального статуса, люди чувствуют и переживают одинаково. Каждый вынужден бороться всеми силами с ударами судьбы, каждый может испытывать любовь, каждый стремится к счастью.

В романе главной идеей является мысль Раскольникова о неравенстве людей, согласно которому высший класс ради блага общества имеет право переступать через моральные правила, даже через чьи-то жизни. Попытка воплотить теорию в реальность обернулась её крахом. Раскольников не выносит мук совести, признаёт несправедливость своей теории, раскаивается и сдаётся властям. Таким сюжетом Достоевский хотел сказать, что в какие бы тяжкие обстоятельства ни был загнан человек, всегда важно не терять своих нравственных ценностей и ориентиров, не переступать черту добра и зла.

2 вариант

Федор Михайлович Достоевский является одним из представителей плеяды русских писателей 19 века. Его перу принадлежит выдающееся количество произведений, что популярны и по сей день. Одним из самых известных романов Федора Михайловича является рома «Преступление и наказание».

Главный герой романа – молодой бедный студент Родион Раскольников. Юноша снимает комнату у пожилой старушки Алены Ивановны. Она весьма ворчлива и неуступчива, чем, как правило, раздражает молодого студента. Но вот в чем проблема: молодого смышленого студента посещает весьма интереснейшая теория. Если старуха в такой степени вредна не только для него, но и для всего общества, то можно ли ее устранить, чем самым облегчить жизнь. Вероятно, интересная теория, построенная в голове Раскольника, стала причиной его поведения, вызвавшего преступление. А вот раскрыть преступление помог, коль можно так выразиться, крах той самой теории. Так что же полагал главный герой?

Как известно, персонаж Родиона Раскольникова можно назвать достаточно умным и интересным. Он верил в идею о сверхчеловеке по Ницше. Кто таков будет этот самый Сверхчеловек? Раскольников считает, что лишь Сверхчеловек имеет право решать кому жить, а кому гнить в земле. Он способен изменить мир и лишь он принимает решение продолжать ли жизнь. Вот в чем дело. А все остальные создания – их Раскольников даже за людей не принимает. Все это «блоха», «тварь дрожащая». Таким образом, Раскольников свято верил, что он является тем самым особенным человеком.

В чем крах теории Раскольникова? Мальчик не продумал, что у него есть нервы. До последнего Раскольников всеми силами пытался запутать следы и сделать так, чтобы никто не догадался о том, что непосредственно он совершил преступление. Его лихорадило, в общем, его организм не выдержал такого стресса, вызванного разрушениями нервной системы. Хотя нельзя сказать, что героя замучила совесть. Ни в коем разе. Но Раскольников «раскололся». Потому можно и нужно с открытой душой заявить, что Родион Раскольников не является Сверхчеловеком по Ницше.

Вот такая вот в некоторой мере печальная история.

Это было сочинение о том, почему теория главного персонажа романа «Преступление и наказание» не подтвердилась, а распалась.

Сочинение Теория Раскольникова и её крах

Фёдор Иванович Достоевский создал множество произведений, многие из которых до сих пор популярны и любимы читателями, которые заставляют задуматься о важных проблемах. Одним из таких произведений является «Преступление и наказание».

В данном произведении главным героем является Родион Раскольников. Это не совсем обычная личность, в одной из своих статей он описал придуманную им же теорию об исключительности некоторых людей. Суть её в том, что личности «право имеющие» могут совершать что угодно ради достижения большой благой цели: убивать, воровать и т.д. В то время как «твари дрожащие» как раз являются материалом, только чтоб сохранять жизнь и продолжать существование человечества.

Сам главный герой первоначально относил себя к первой категории сильных, нужных людей. Он был практически уверен в этом, и, чтоб доказать теорию самому себе, он совершает убийство старухи-процентщицы. По мнению Раскольникова, эта старуха была вошью, которая всем только мешала и не давала спокойной жизни. После убийства герой ходит сам не свой несколько дней, он не может разрешить внутренний конфликт, ведь он не хотел убивать процентщицу, а тем более её сестру. Его лихорадочные размышления, несколько дней самоанализа привели его в участок, где Раскольников сам признаётся в убийстве. Следовательно, это делает его «тварью дрожащей» и подрывает основание теории. Уже здесь начинается её крах.

Теория сама по себе была нечеловечна. Жизнь человеку дана не другими людьми, следовательно, не последним её отнимать. Похожие теории в истории человечества привели к холокосту, геноциду, массовому истреблению человечества. Поэтому такие рассуждения очень опасны. Даже Соня говорит: «Это человек-то вошь?», она не считает, что можно вот так просто отнять жизнь даже у самой мелкой старушки. На этой почве пара много спорит, Раскольников даже не любил девушку до осознания, что она права.

Читайте также:
Раскольникова Пульхерия Александровна — мать Раскольникова: сочинение

Уже на каторге Раскольников осознаёт всю абсурдность теории из своих снов. Это и сны, в которых больные люди уничтожали друг друга, а здоровые должны были откуда-то появиться и продолжать новый человеческий род. Также он читает там Библию, что ведёт к воскрешению души главного героя.

Крах и крушение теории Раскольникова

Также читают:

Картинка к сочинению Теория Раскольникова и её крах в романе Преступление и наказание

Популярные сегодня темы

Сейчас я живу в одной комнате со своей сестрой, и порой мне очень не хватает своего маленького гнездышка. Каждый человек мечтает о таком месте, где он может побыть в полном уюте и комфорте

Почти для каждого человека детство – это самый светлый, самый беззаботный период жизни. Многие с теплотой вспоминают это время и бережно хранят в памяти мельчайшие воспоминания о той поре.

Безусловно, любая басня Ивана Андреевича Крылова интересна. В каждой басне прослеживается мораль, показаны главные пороки и проблемы человечества.

Гордей Торцов – один из центральных героев пьесы Александра Николаевича Островского «Бедность не порок». Он является братом Любима Торцова и имеет говорящее имя.

Произведение построено на описании экстремальной ситуации, в которой обычные люди проявляют свои лучшие или худшие качества. В повести «Пожар» автор показал состояние общества в российской глубинке в послевоенные годы.

Сочинение: Идея теории Раскольникова и её крах (по роману «Преступление и наказание»)

Автор: Самый Зелёный · Опубликовано 09.04.2021 · Обновлено 09.04.2021

Многомудрый Литрекон представляет два варианта сочинения-рассуждения по литературе на тему: «Идея теории Раскольникова и её крах». Кратко и более полно он раскрыл основную суть взглядов героя. Приятного просвещения!

Вариант 1

(460 слов) Над своим знаменитым романом «Преступление и наказание» Федор Достоевский работал в 1865-1866 годах. Главным героем всемирно известного произведения является Родион Раскольников — бедный студент, вдохновившийся определенной идеей, узаконивающей вседозволенность «право имеющей» элиты. Зарождение теории Раскольникова и ее крах раскрываются по мере прочтения произведения.

Нищета, тяжёлое материальное положение и безысходность порождают в сознании главного героя его собственную теорию, которая открывает для него новые перспективы. Согласно идее Раскольникова, люди делятся на два типа: первые ничтожны, вторые — «право имеющие». Последняя группа, по мнению Раскольникова, нужна для светлого будущего и прогрессивного движения человечества вперёд. Это гении, которые меняют мир под себя. А первая группа представляет собой лишь ведомую массу. Люди «право имеющие» могут не соблюдать общепринятые законы. По мнению главного героя, чтобы совершить великие дела, нужны жертвы, не исключая и человеческие.

Читатель, как и следователь, узнает о взглядах героя из его статьи. Из-за сложного финансового положения персонаж вынужден уйти из университета. В это время герой отдаёт в печать свою статью, однако газета закрывается. Через некоторое время Раскольников вдруг узнаёт, что его труд опубликовали, но в другом месте. Именно там он изложил свои взгляды на суть вещей.

Сначала теория представлялась Раскольникову игрой. Постепенно, присматриваясь к людям, главный герой развивал свою теорию. Он убеждался в правоте сделанных им выводов. Разочарование в жизни и отчаяние привели к тому, что Раскольников замкнулся в себе. И тогда теория стала его спасением.

Согласно теории Родиона Раскольникова, «право имеющих» можно встретить редко. Природа сама распоряжается, где должны родиться «великие» люди. Именно они являются двигателем прогресса в обществе. Остальные же просто представляют собой «материал» для «особенных» людей. Они спокойно живут, и их основное предназначение состоит в воспроизведении себе подобных.

Однажды главный герой решает проверить, к какой группе людей он сам относится? Кто он: «тварь дрожащая» или «право имеющий»? Чтобы реализовать свою цель, Раскольников решает убить старуху-процентщицу. Однако вдобавок убивает еще и ее сестру Лизавету.

По теории Раскольникова, совесть не должна была мучить героя после содеянного. Ведь совершенное убийство должно быть во благо обществу. Главный герой думал, что, поправив свое финансовое положение, он сможет принести немало пользы людям. Несмотря на это, душевные переживания после преступления у Раскольника были настолько велики, что довели героя до тяжёлой болезни.

Первым человеком, которому Раскольников признался в своём преступлении, оказалась Соня Мармеладова. По мнению персонажа, эта девушка наполнена добродетелью, поскольку она жертвует своей честью ради благополучия своей семьи. Раскольников не побоялся довериться именно ей, так как Соня тоже нарушила нравственные законы ради общего блага.

Теория Раскольникова потерпела крушение не после его признания и покаяния перед судом, а только после того, как он искренне раскаялся перед Богом. Так автор подчеркнул верховенство суда Божьего над светским. Пока Раскольников не нашел истину в Библии и не принял ее сердцем, идея продолжала властвовать над ним. Однако Родиону удалось победить свою гордыню и отречься от интеллектуального детища, которое пожирало его изнутри.

Вариант 2

(530 слов) Роман «Преступление и наказание» у многих читателей ассоциируется с известной цитатой: «Тварь я дрожащая или право имею?». Это высказывание принадлежит главному герою, который проверял себя на соответствие эталону, ставшему основой его теории о сверхчеловеке. Такие идеи популярны до сих пор, поэтому пример Раскольникова разобрать очень интересно и поучительно.

Читайте также:
Диалоги главных героев романа «Преступление и наказание» Ф.М. Достоевского: сочинение

Довольно подробно раскрывается идея теории Раскольникова в его беседе со следователем Порфирием Петровичем. Родион заинтересовал следователя своим необычным взглядом на общество. Объясняя все это следователю, Родион старается как можно осторожнее раскрыть мотивы своего преступления. Однако Порфирий понимает это и сознательно выводит собеседника из себя, проверяя его реакцию. Следователь доволен тем, что ему предоставилась возможность побеседовать с автором статьи и изложить свои взгляды на данную тему.

По мнению Раскольникова, те люди, основное предназначение которых заключается в привнесении в общество чего-то нового, имеют несомненное превосходство над другими и отличаются совершенно иными моральными правами.

«…если ему надо, для своей идеи, перешагнуть хотя бы и через труп, через кровь, то он внутри себя, по совести, может, по-моему, дать себе разрешение перешагнуть через кровь, — смотря, впрочем, по идее и по размерам ее, — это заметьте…»

Большинство человечества составляют ведомые люди, которые должны лишь воспроизводить себе подобных и жить по строгим законам морали. Однако лидеры, ведущие всех остальных вперед, могут и поступиться общепринятыми нормами, чтобы добиться того, что, по их мнению, необходимо для процветания рода людского. Таким «особенным» человеком Родион считал, например, Наполеона. Повезло и Александру Македонскому. Но больше всего тщеславного героя интересовало, может ли он присоединиться к ним? Имеет ли он право на вседозволенность? Как мы знаем, это он решил проверить, убив Алену Ивановну. В ходе «опыта» ему пришлось убить и Лизавету, сестру ростовщицы, ставшую случайной свидетельницей этой сцены.

Главный герой не вдруг понимает всю аморальность своего поступка и ничтожной теории. Этому осознанию предшествует долгий путь. Беседа с Соней побудила его покаяться, но этим поступком он доказал лишь свое поражение. Идея была справедлива, но он не стал «право имеющим». С этими мыслями он пришел на каторгу. Читая Библию и наблюдая за заключенными, Раскольников постепенно осознал тот факт, что люди, на самом деле, равны между собой, все они испытывают одинаковые чувства, независимо от социального статуса, финансового положения и жизненных условий. Каждый человек всеми силами стремится к счастью, любви и благополучию. И никто не вправе делать его жертвой политических преобразований. Родион принимает свой грех и раскаивается перед Богом. С этого момента начинается его духовное возрождение.

Таким образом, размышления над теорией Раскольникова, основанной на неравенстве людей, и над последствиями данной теории, приводят нас к осознанию неправоты главного героя. Родион жаждал воплотить свой идеал в реальность, стать вершителем судеб, но у него не вышло, потому что идеал был искаженным, неправильным. Раскольников не смог вынести тяжелых мук совести, потому что ошибся и отнял жизни, не ему принадлежащие и не им дарованные. Но он понял, что пока каждый человек, находясь на своем месте, не будет стремиться к лучшему, никакие великие люди ничего не исправят. Все жертвы будут напрасными.

Автор своим произведением хотел донести до читателя простую истину: в какой бы тяжёлой ситуации не оказался бы человек, он никогда не должен терять своих нравственных принципов и ориентиров. Самое главное, не переступать черту добра и зла. Ведь сделанного не воротишь, и даже самое искреннее раскаяние не вернет к жизни Алену Ивановну и ее сестру.

Сочинение на тему Теория Раскольникова и ее крах

Очень подходящее слово «крах» для этой теории. Она не «ушла» из сознания Родиона, а именно разбилась. К сожалению, Раскольников успел из-за неё такое совершить, о чем придётся жалеть, что никак не исправить.

Собственно, теория его проста и безобразна. Он разделил людей на достойных и нет. «Настоящим» людям позволено всё. У них есть идеи и силы менять нашу жизнь. (В пример Родион приводит Наполеона.) И вот этим людям ради их великих замыслов позволяется больше, чем остальным. Само общество готово простить им любые преступления, они сами готовы пойти на убийство. А остальные – это биомасса, которую, вроде бы, и не жалко. Все эти обыватели нужны лишь, чтобы однажды из массы родился гений.

Всё это звучит ужасно жестоко. Бесчеловечность этих идей сразу увидел следователь, даже отложил ту статью Раскольникова. Сонечка была в ужасе от подобных мыслей, абсолютно не христианских. Родители, друзья все ужаснулись этим идеям молодого человека. Раскольников совершил преступление, но денег не взял. Зря он задал себе вопрос типа «слабо ли»: если убью, перешагну через всё, то я человек, а нет, так нет. Доказал себе? Нет, он совершил преступление, но этим обрёк себя на муки: кошмары и угрызения совести.

Ещё большой вопрос смог бы Наполеон убить старушку, даже ради денег? Отправлять войска в бой (и военные ведь тоже понимают, на что идут), это одно дело, а убить своими руками… Думаю, побрезговал бы! А те, кто отправляли на казни, тоже мучились совестью. Например, Иван Грозный, как я читал, часто каялся в церкви, видел кошмарные сны… Но и эпоха, кстати, была более жестокой.

В общем, теория Раскольникова не выдерживает никакой критики. Она толкает её создателя на преступление, которое доводит героя почти до помешательства. И он сам запутывается, сам признаётся в своём грехе. Его жизнь почти разрушена, он ни во что уже не может поверить на каторге. Главным критиком этой философии выступает следователь, но и, с другой стороны, Сонечка. Тут две силы – разум и любовь. Я думаю, что они спасли героя от ещё одного преступления – самоубийства, эта теория и её последствия сжирали его изнутри. Пусть он и оказался на каторге, но ещё готов начать жизнь сначала!

Читайте также:
Характеристика образа Амалии Ивановны: сочинение

Сочинение 2

Герой романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» – бывший студент Родион Раскольников, задавленный бедностью. Наблюдая за жизнью окружающих его людей, Раскольников видит человеческие страдания, нищету, унижение. Петербург предстает перед ним как город трущоб и роскошных кварталов, в котором процветают воровство, нищета, бродяжничество, проституция. В Раскольникове рождается чувство протеста. Как изменить существующий порядок? Надо встать над этим миром.

Раскольников создает теорию, в которой все люди делятся на два разряда: «владыки» и «твари дрожащие». Первые – люди, управляющие всем миром. Они могут уничтожать все на своем пути для достижения цели. По мнению Раскольникова, к этой группе принадлежат Магомет, Наполеон, Ньютон. Вторые должны подчиняться первым. Раскольников не сомневается в непогрешимости своей теории. Она оправдывает «кровь по совести». Ему только необходимо выяснить, кто же он сам. Чтобы это проверить, Раскольников идет на убийство.

Идея Раскольникова терпит поражение не только после, но и в самый момент ее осуществления. В нем растет брезгливое отвращение к тому, что он делает. После убийства старухи Раскольникову «захотелось все бросить и уйти», а когда его второй жертвой стала Лизавета, ему хотелось быстрее убежать отсюда.

После преступления Раскольников испытывает потрясение, отчуждение от близких и отвращение к себе. Герой осознает, что не «старуху убил, а себя». Не смог переступить через кровь, а значит, он не из числа людей «высшего» разряда. Преступление будто вычеркнуло его из жизни, встало стеной между ним и людьми, и это одиночество становится невыносимым.

Для развенчания идеи сильной личности автор использует систему двойников. Лужин и Свидригайлов тоже считают, что «сильным мира сего» «всё позволено». Раскольников чувствует, что ложная теория сближает его с ними, а он ведь, наоборот, хочет защитить людей от Лужиных и Свидригайловых. Теория завела героя в беспросветный тупик.

Самое сильное воздействие на Раскольникова, на его решение прекратить «бунт» оказывает Соня Мармеладова. Она страдает вместе с ним, но не может принять его теорию. Соня помогла спасти душу Раскольникова. Достоевский показывает, что понять истину человек может только находясь рядом с другими.

Раскольников осознал гибельность своей теории и ее антигуманную сущность и отказался от нее.

Теория Раскольникова в романе Преступление и наказание

Роман «Преступление и наказание» можно отнести к разряду социально-философских. Он был написан Достоевским в 1866 году, когда в России назревал переломный момент, время противостояния революционных сил. Люди были не согласны с социальным устройством общества, на недостатки которого автор и обратил внимание в своем произведении. Народ был в таком положении, что часто единственным выходом было преступление.

Главным героем произведения является Родион Раскольников, в прошлом студент. Он попал в такое положение, что жить ему совершенно не на что, а на возможность поправить свое материальное положение надеяться не приходится. Родион добр, отзывчив, умен, но нужда и безысходность вокруг сподвигли его на размышления, в ходе которых зародилась жестокая теория. По мнению Раскольникова все человечество делится на «тварей дрожащих» и «право имеющих». Вторые как раз и имеют право совершать преступления ради определенной цели. Для достижения великой цели, осуществляемой ради человечества, люди второй группы имеют право унижать всех «дрожащих», попадающихся на их пути.

Молодой человек склоняется к версии, что благополучие большинства оправдывает уничтожение меньшинства. Для героя важно определить, к какой группе людей относится он сам. Ради этого он решается на страшный поступок: убить старуху-процентщицу. Ради установления справедливости юноша идет на преступление. С этой минуты начинается опровержение идей Раскольникова. Содеянное становится для него мучением, каторгой. Совесть героя оказалась выше рассуждений. Он не может думать ни о чем, кроме совершенного убийства. Родион делает вывод, что он всего лишь «тварь дрожащая», как и все вокруг. Он осознает бессмысленность содеянного, но всеми силами пытается не признавать того, что его теория несостоятельна. То, что казалось ему выходом, привело в тупик. Героя мучает одиночество, ему необходимо перед кем-то исповедаться. Он решается признаться во всем Соне Мармеладовой, которая тоже является преступницей, но ее преступление совершенно против собственной души. Девушка уговаривает Раскольникова признаться в содеянном. За убийство Родион получает заслуженное наказание. Но даже в тюрьме он продолжает верить в свою теорию. Только доброта Сонечки влияет на него так, что он истинно кается и отказывается от убеждений. Полное отречение от теории происходит после сна, в котором люди убивают друг друга ради мирового благополучия. Итогом является истребление всего живого. Только после этих сновидений герой полностью убеждается в бессмысленности им придуманного. Он понимает, что каждый достоин жить, имеет право на счастье, но благополучия нужно достигать, делая добро, а не истребляя неугодных. Жизнь показывает Родиону Раскольникову, насколько несправедливы были его убеждения, и он начинает ставить во главу всего христианские ценности.

Через покаяние Раскольникова Достоевский хочет донести до каждого, что преступление не может быть оправдано никакими целями, что оно никогда не приведет к счастью. Человек получает то, что отдает. К благополучию нужно идти тропой добра.

4 вариант

В романе «Преступление и наказание» Ф.М.Достоевский описывает середину XIX века со всеми ее сложностями: революционной борьбой, усугубившимися социальными отношениями. Автор придерживается позиции борьбы с этими процессами, видит в них причину, по которой совершаются преступления.

Читайте также:
Красота человеческого поступка: сочинение

Воплощая свои мысли в образе Раскольникова, писатель описывает ситуацию, толкнувшую молодого человека на убийство, и раскрывает его душевные переживания. Родион – бывший студент, ныне он прозябает в убогой нищете. Несмотря на то, что он не лишен милосердия и отзывчивости, бедственное положение доводит его до физического и морального истощения. Раскольников всюду видит бесправие и бедность. В этих неблагоприятных обстоятельствах и рождается его теория, гласящая, что люди делятся на две категории. Те, кто входят в первую, – «необыкновенные». Например, Наполеон, или любой другой человек, который управляет миром или достиг вершин в своем деле. Вторые – лишь «твари дрожащие». Теория основывается на мысли, что счастья первых можно достичь лишь угнетением вторых. Раскольников не знает, к какой категории отнести себя, и поэтому решает совершить убийство, чтобы получить право называться «необыкновенным». Жертвой становится старуха-процентщица.

Даже преступление добрый по сути своей Раскольников оправдывает благородными мотивами. Он намеревается сделать мир лучше, но осознает, что изменений не произошло. В этот момент теория начинает опровергаться. Герой страдает, его мучает совесть, но в то же время он боится, что кто-то узнает о преступлении, и каждый его новый шаг отныне сопровождается подозрениями и ужасом. Его эксперимент провалился, он готов смириться с тем, что все же оказался «тварью дрожащей», но сами идеи продолжает воспринимать как верные. Окончательно теория рушится только под влиянием Сони Мармеладовой: она уговаривает Раскольникова сознаться в содеянном. Вера в Бога ведет их обоих. Освобождение от губительных мыслей возвращает Родиона в мир, он начинает осознавать, что придуманных им различий нет, и все люди достойны жизни и счастья.

Ф.М.Достоевский не в первый раз вносит в свои произведения христианские мотивы, но именно в «Преступлении и наказании» религиозные ценности не просто показываются в лучшем свете: они спасают главного героя и приводят его к искуплению. Ф.М.Достоевский говорит о том, что преступление недопустимо вне зависимости от его причины, а теория, для подтверждения которой нужно убийство, не имеет права существовать.

Сочинение-рассуждение Теория Раскольникова

Роман Ф. М. Достоевского “Преступление и наказание” — величайшее произведение русской литературы. В романе описываются события шестидесятых годов девятнадцатого века, когда в России были широко распространены революционные идеи. Всё действия происходят в Петербурге — больном, безрадостном и безнравственном городе, что показывает состояние героев.

Главным героем произведения является Родион Раскольников — бывший студент, которому из-за сложного материального положения пришлось оставить учёбу в университете. Герой живёт очень бедно, снимает небольшую коморку, напоминающую шкаф или гроб. Его комната была длиной всего в десять шагов, вся потертая, грязная, на окнах висели желтые шторы.

Родион долгое время наблюдал за жизнью обычных людей, он хотел изменить их жизнь к лучшему. Так и появилась на свет теория Раскольникова. Его теория предполагает разделение всех людей на два типа: обыкновенных, то есть простой народ, значение которого лишь в воспроизведении себе подобных, и необыкновенных — великих людей, которым позволительно нарушать законы для достижения своих гениальных планов и целей. Герой задумывался над вопросом, к какому же типу относится он сам: “Тварь я дрожащая или право имею?”. Наконец, Раскольников причисляет себя к великим людям, сопоставляя себя с Наполеоном, и решается на преступление — убийство старухи-процентщицы. Родион был уверен, что его поступок — это благое дело, ведь старушонка обманывала бедных людей, наживалась за чужой счёт. Он считал, что процентщица лишь всем мешает, отравляет чужие жизнь, и её убийство вовсе нельзя назвать преступлением.

Но Родину Раскольникову пришлось убить и ни в чем не виновную Лизавету, беременную сестру процентщицы. Совесть не давала герою покоя, он постоянно испытывал душевные терзания, ведь он смог убить, но переступить черту так и не сумел. Деньги же, которые Раскольников забрал после убийства старухи, так и не были использованы, то есть добрые дела, которые планировал герой, так и не совершились.

Хотя герой и не признавал свою вину, он постепенно разочаровался в своей теории. Он понял, что напрасно причислил себя к не обыкновенным людям. В конечном итоге Раскольников понял, что убил вовсе не бесполезную старушонку, а самого себя. Родиону вовсе не нужны были её деньги, его цель была в том, чтобы выяснить, сможет ли он переступить или нет. Об этом он говорит Соне.

Таким образом, теория Раскольникова, которая на первый взгляд кажется вполне логичной и правдивой, в конечном итоге ,так как приносит страдания и мучения героя и приводит к раскаянию преступника.

Теория Раскольникова и ее крах

Популярные сочинения

Я очень люблю путешествовать с моими родителями. Каждые выходные мы ездили либо на пикник, либо к бабушке в деревню, либо в другой город, находящийся неподалеку от нас. И недавно мы поехали в Москву.

Моя любимая игрушка – это маленькая машинка. Ее сделали из металла, покрашена она в зеленый цвет. Папа купил мне машинку в довольно дорогом магазине и велел ее беречь. Она очень детализированная

Николай Васильевич Гоголь посвятил свое произведение «Тарас Бульба» временам, когда на Руси жили славные казаки. Писатель не случайно посвятил им одно из самых лучших своих произведений

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: