Мистическая основа морали в романе «Братья Карамазовы»: сочинение

Философская проблематика романа «Братья Карамазовы». Смысл эпиграфа

Именно “Братья Карамазовы”, этот последний и итоговый (хотя, в сущности, написанный лишь наполовину) роман Достоевского и вызвал главные споры в вопросе о мировоззрении писателя. Тема веры и неверия, вины и ответственности, свободы и рабства человека решается здесь на многих уровнях и планах.

Влияние Библии и других христианских источников ощущается в самом сюжете “Братьев Карамазовых”. Достоевский рассказывает о трех сыновьях Федора Павловича. Дело в том, что фольклорные числа (три, семь), как и многие другие элементы фольклорной поэтики, были в свое время усвоены христианской литературой и приспособлены к ее целям. Три брата – это и сказочный, и христианский (житийный) элемент сюжета. Кроме того, писатель изображает трех братьев как духовное единство. Это соборная личность в тройственной своей структуре: начало рассудка воплощается в Иване: он логик и рационалист, прирожденный скептик и отрицатель; чувственное начало представлено Дмитрием; начало воли, как идеал, намечено в Алеше. Братья связаны между собой и на чисто сюжетном, событийном уровне: они вырастают из одного родового корня: биологическая данность – карамазовская стихия – показана в отце их. У законных сыновей Федора Павловича есть незаконный брат Смердяков: он их воплощенный соблазн и олицетворенный грех.

В эпиграф романа “Братья Карамазовы” Достоевский выносит слова Христа: “Истинно, истинно говорю вам: если пшеничное зерно, падши в землю, не умрет, то останется одно; а если умрет, то принесет много плода”. (Евангелие от Иоанна, 12:24.). Введение в эпиграфе можно было опустить, но почему-то Достоевский его оставляет. И, думается, не случайно. Истинность нравственных ориентиров и ценностей Царства Божия для автора романа абсолютна и несомненна. Все же остальное “именно в наш текущий момент” приводит его в “некоторое недоумение”. Для Достоевского важно значение эпиграфа. Конец цитаты в эпиграфе: “Если пшеничное зерно. ” – суть романа, вывод по результатам исследования писателя.

Можно выделить и другой аспект эпиграфа. Идея жертвенности, выраженная в ней иносказательно, детализируется далее в Евангелии и трактуется в плане альтруистическом: “Любящий душу свою погубит ее; а ненавидящий душу свою в мире сем сохранит ее в жизнь вечную” (Евангелие от Иоанна, 12:25). Такова диалектика жертвенности, высказанная в крайней форме. Чтобы сохранить душу свою в “жизнь вечную”, надо не только пренебречь личным, преодолеть эгоизм, но и, жертвуя собой, страдать, надо с радостью принять вину всех на себя, надо уметь жертвовать собой в пользу всех. Эти мысли составляют символ веры, нравственное кредо Достоевского.

Образ Ивана Карамазова. Смысл поэмы «Великий инквизитор»

С каждым из братьев ассоциируется тот или иной мотив, связанный с проблематикой религиозности и атеизма. Дмитрий (о котором было сказано ранее) олицетворяет собой жертвенную личность, Иван – “бунтарь”, богоборец, Алеша же воплощает образ инока в миру, кроме того, с ним связана житийная линия романа.
Иван, второй сын Федора Павловича, рос в чужой семье угрюмым отроком и рано обнаружил блестящие умственные способности.

Иван – традиционная для Достоевского трагически раздвоенная личность. Он, логик и рационалист. Атеисту Ивану доступны слезы восторга и умиления! Но карамазовская любовь к жизни сталкивается в его душе с безбожным разумом, который разлагает и убивает ее. Он отрицает умом то, что любит сердцем, считает свою любовь бессмысленной и неприличной. В Иване завершается многовековое развитие философии от Платона до Канта… “Человек есть существо разумное” – это положение для Ивана важнее всего на свете. Иван горд своим разумом, и ему легче отказаться от Божьего мира, чем от разума. Здесь-то и начинается трагедия. В мире есть иррациональное начало, зло и страдание, которое непроницаемо для разума. Иван строит свою аргументацию на самом выигрышном виде несправедливости – страдании детей, которые не успели в своей жизни совершить никаких грехов, за которые их могла бы наказать кара Божья. Он принимает Бога, но лишь для того, чтобы возложить на него ответственность за созданный Им “проклятый хаос” и чтобы с невероятной “почтительностью” возвратить Ему билет. “Бунт” Ивана отличается от наивного атеизма XVIII века: Иван не безбожник, а богоборец.

Иван не верует в бессмертие, а потому не может любить людей. Он, надевая маску человеколюбия, пытается поставить себя на место человеколюбца-Творца. Якобы он бы создал более справедливое устройство мира. Что же означает “бунт” на самом деле? Существование зла в мире доказывает, что Бога нет. Христианство признает грехопадение и верит в наступление Страшного Суда; Иван отрицает первое и отвергает второе: он не желает возмездия за невинные страдания. В христианстве все человечество грешно: все “зачаты в беззаконии и рождены в грехах”. Иван отрицает наличие первородного греха, считая, что человек рождается невинным. Поэтому страдания детей несправедливы и Страшный Суд бессмыслен. Ответственность за зло возлагается на Бога. Но злой Бог не есть Бог, – что и требовалось доказать. Вся сила христианства и личности Христа, победителя греха и смерти. Но если нет греха, то нет и искупления. Диалектика неизбежно ведет атеиста к столкновению с Богочеловеком.

Читайте также:
Гуманизм творчества Ф. М. Достоевского: сочинение

“Легенда о Великом инквизиторе” заключает в себе “доказательство от противного”. Обвиняя Христа, Инквизитор произносит окончательный приговор своему антихристову делу. Он кончает “стадом” и Вавилонской блудницей. Молчание Христа таит в себе оправдание человека и утверждение его богочеловеческого достоинства. Хула на Христа превращается в Его прославление. Инквизитор упрекает Спасителя в том, что он возложил на человечество невыносимое бремя свободы, потребовал от него невозможного совершенства и, следовательно, поступил так, как будто и не любил его вовсе. А вот он, Инквизитор, действительно “возлюбил” людей: накормил, поработил и превратил в стадо. Достоевский делает величайшее духовное открытие: свободная личность человека раскрывается только во Христе; любовь к человечеству может быть только во Христе. Любовь к ближнему свойственна не падшей человеческой природе, а природе божественной. Человеколюбец – не человек, а Бог, отдавший Сына своего на спасение мира.

Достоевский думал, что в “Легенде” он обличает обман католичества и ложь социализма; по обличение его шло дальше и глубже. Антихристово царство Инквизитора строится на чуде, тайне и авторитете. В духовной жизни начало всякой власти от лукавого. Никогда во всей мировой литературе христианство не выставлялось с такой поразительной силой, как религия духовной свободы. Христос Достоевского не только Спаситель и Искупитель, но и Единый Освободитель человека.
Инквизитор с темным вдохновением и раскаленной страстью обличает своего Пленника; тот безмолвствует и на обвинение отвечает поцелуем. Ему не надо оправдываться: доводы врага опровергнуты одним присутствием Того, Кто есть “Путь, Истина и Жизнь”.

Дата добавления: 2018-02-15 ; просмотров: 4369 ; Мы поможем в написании вашей работы!

Проблематика и основные идеи романа Ф.М. Достоевского «Братья Карамазовы»

«Братья Карамазовы» — последний роман Достоевского. Уже с начала 1860-х гг., после прочтения и осмысления романов Виктора Гюго, в первую очередь «Отверженных» (1862), русского писателя занимала мысль о создании романа-эпопеи, построенного на материале текущей действительности, энциклопедического по охвату материала.

Многие темы, поднятые и исследованные Достоевским в Дневнике Писателя (разложение дворянской семьи, экономический кризис в России, истребление лесов, обнищание русской деревни, кризис православной веры и размах сектантства, состояние суда и адвокатуры, в более широком плане — прошлое, настоящее и будущее России. ), нашли впоследствии отражение в его последнем произведении. Сам писатель подчеркивал в одном из писем: «. готовясь написать один очень большой роман, я и задумал погрузиться специально в изучение — не действительности, собственно, я с нею и без того знаком, а подробностей текущего. Одна из самых важных задач в этом текущем, для меня, например, молодое поколение, а вместе с тем — современная русская семья, которая, я предчувствую это, далеко не такова, как всего еще двадцать лет назад. Но есть и еще многое кроме того. » (X. Д. Алчевской, 9 апр. 1876 г.). – проблема разложения русской семьи и продолжение проблемы случайных семеств.

Достоевский наполнил роман животрепещущими проблемами текущего времени — в нем много откликов на события российской общественной жизни конца 1870-х, полемики с произведениями и статьями, появившимися на страницах журналов именно в это время. Но при всей злободневности, «фельетонности» содержания в «Братьях Карамазовых» с наибольшей силой проявилось и непревзойденное мастерство Достоевского-романиста в соединении сиюминутного и вечного, быта и философии, материи и духа. Главная и глобальная тема романа, как уже упоминалось, — прошлое, настоящее и будущее России. Судьбы уходящего поколения (отец Карамазов, штабс-капитан Снегирев Миусов, госпожа Хохлакова, Поленов, старец Зосима. ) как бы сопоставлены и чем-то противопоставлены судьбам представителей из «настоящего» России (браты Карамазовы, Смердяков, Ракитин, Грушень-ка, Варвара Снегирева. ), а на авансцену уже выходят представители совсем юного поколения, «будущее» страны, которым вероятно, суждено было стать основными героями второго романа (Лиза Хохлакова Коля Красоткин, Карташов, Смуров. )

Читайте также:
Мой Достоевский (размышления о прочитанном) 2: сочинение

Глобальность темы, глубина поставленных в романе «мировых» вопросов способствовали тому, что в нем еще шире, чем в предыдущих произведениях Достоевского отразился контекст русской и мировой истории, литературы, философии. На страницах романа упоминаются и в комментариях к нему перечислены сотни имен и названий произведений. Необыкновенно широк диапазон философских источников «Братьев Карамазовых» — от Платона и Плотина до Н. Ф. Федорова и Вл. С. Соловьева. Но особо следует выделить в этом плане про изведения русских религиозных мыслителей (Нил Сорский, Тихон Задонский и др.) провозглашавших идеал цельного человека у которого различные духовные силы и способности находятся в единстве, a не противоречат друг другу, у которого нет борьбы между мыслью и сердцем, теоретическим разумом и нравственным началом что, по мнению Достоевского, как раз противоположно западному рационализму, ведущему человечество в тупик. И, конечно особенно важную роль в идейно-нравственном содержании «Братьев Карамазовых: играет Евангелие — эпиграф, в которое заключена надежда на возрождение России после периода упадка и разложения, обильное цитирование евангельских текстов постоянные разговоры и споры героев об евангельских притчах.

В центре писательского внимания — события, развернувшиеся в городке с говорящим именем Скотопригоньевск, где очевидней (по сравнению со столицей) противоречия, раздирающие русскую натуру, да и сам национальный дух. Семья Карамазовых, вариант «случайного семейства», становится художественной моделью общероссийских антиномий. Это, с одной стороны, разрушение патриархальных начал, утрата православных основ жизни, духовный нигилизм и имморализм, с другой, — христианское подвижничество, центростремительные духовные силы, обуславливающие прочность кровного и религиозного братства, наконец — соборность.

Во время судебного процесса Митя пришел к идее страдания, искупления. Невинно осужденный, он принимает приговор — каторгу! — со смирением. – проблема искупления чрез страдания сродни Раскольникову, хотя Дмитрий не виновен, в отличие от последнего.

Проблема метания людей между верой в бессмертие и атеизмом, поиск Бога в повседневных мировых событиях, будет ли гармония после страданий, стоит ли эта гармония таких страданий? Если нет бессмертия – то значит можно творить все, не оборачиваясь. Рассуждения Ивана таковы: если бог допускает страдания ни в чем не повинных, абсолютно безгрешных существ, значит или Бог несправедлив, неблагостен, или не всемогущ. И от установленной в мировом финале высшей гармонии он отказывается: «Не стоит она слезинки хотя бы одного только . замученного ребенка». Но, «возвращая билет» в Царствие небесное, разочаровавшись в высшей справедливости, Иван делает роковое, алогичное по сути умозаключение: «Все позволено».

И вновь, как и в прежних романах писателя, не укорененная в нравственности и вере свобода мысли превращается в своеволие слова и поступка. Иван подает преступную идею — Смердяков ее осуществляет. Оба в равной степени отцеубийцы.

Жизненный материал, исследуемый автором берется в состоянии брожения, хаоса, на грани распада. Что он взят именно таким, определялось как эстетическим заданием художника, так и действительным хаосом и катастрофичностью мира.

В таком состоянии предстает жизнь в «Братьях Карамазовых». Плотские инстинкты, цинизм и юродство Федора Павловича, карамазовский «безудерж» Митеньки, идеологический бунт Ивана, «инфернальная» красота Грушеньки — все вышло из обыкновенных границ, драматически напряглось, обнажая в себе возможность и необходимость возмездия за грех, очищающего страдания, веры в разумность бытия.

Но чтобы возможность лучшего осуществилась, наличная действительность должна исчерпаться до конца, отдать всю себя новой стадии развития. Эту диалектику в романе формулирует и подчеркивает эпиграф — одна из глубочайших евангельских метафор, связывающая в бытийное целое разложение, смерть с зачатием новой жизни и будущими плодами ее. Без разложения и умирания «карамазовщины» не высвободятся ее собственные могучие силы, не пойдут в рост, не принесут плодов добра и истины.

За литературными приемами, за психологическими гротесками «Карамазовых» стоят подлинные факты эпохи, отмеченной вырождением дворянства, моральной деградацией личности, эпидемией уголовных преступлений и самоубийств, небывалым идейным разбродом.

Читайте также:
Раскрытие образа: Родион Раскольников и Наполеон: сочинение

Смердяков убивает породившего его Карамазова-отца: круг разложения, таким образом, замкнулся. Но образ Смердякова этим в романе не исчерпывается. В нем Достоевский пророчески указывает на множащуюся породу «выморочных» людей, оторванных от национальных и общечеловеческих корней, лишенных уже не только веры, убеждений, сердечных привязанностей, но и самой способности и потребности их иметь. Смердяковы примут и исполнят любые идеи и лозунги, дающие ход их низкой и злой натуре, они станут «передовым мясом» (как называет его Иван) во всяком деле общественной смуты и разрушения, предпринятом каким-нибудь очередным Верховенским (или Лениным).

Проблема восприятия красоты, какая роль у нее в жизни? В старшем сыне, Дмитрии, дух и плоть безудержно устремлены к красоте — к венцу и главной тайне мироздания. Но красота здесь, в отличие от «Идиота», предстает героям глубоко двойственным явлением. И Дмитрий поражен этой двойственностью и переживает ее как внутренний разлом, как мучительный душевный «надрыв». Его жизнь — метание между двумя идеалами наконец выбор одного, обретение «нравственного Центра», без которого могучие стихии жизни превращаются в карамазовщину. Обе стороны красоты заключает в себе человек: «Начинает с идеала Мадонны, а кончает идеалом содомским. Еще страшнее, кто уже с идеалом содомским в душе не отрицает и идеала Мадонны». «Слишком даже широк» человек, чья природа вмещает оба идеала, и в этой «широкости», без единственной и абсолютной меры истинно прекрасного, он обречен на трагическую двойственность, на внутренний хаос — как Свидригайлов, Ставрогин, Версилов, Дмитрий Карамазов. Но карамазовский избыток сил хочет обнять и пережить все. Дмитрий в бешеных порывах чувств и влечений переступает все границы —лишь чудо, «дух светлый» спас его в последний момент от убийства отца.

Проблема судопроизводства, бездушного и фактологического. Обстоятельства преступления приводят суд к убеждению, что убийца — Дмитрий. Следствие и судебный процесс, изображенные писателем в критических тонах, способны воссоздать лишь грубую механику материальных фактов, а правда человеческой души, в последнем боренье одолевшей в себе зло, им недоступна.

Проблема искупления грехов целых поколений. Митя осужден на каторгу, перед ним открывается путь страданий; уже начатый «хождением души по мытарствам» дознания и суда. Отнюдь не покорностью и смирением проникнут он на пороге новой жизни: в нем воскресает человек, во всей полноте прежних сил восставший на «идеал содомский», на зло не только в себе, но и в мире. Перед арестом Мите снится вещий, многозначительный сон: он едет по печальной степи и видит среди погорельцев мать с плачущим «дитем» и чувствует, «что хочет он всем сделать что-то такое, чтобы не плакало больше дите, не плакала бы и черная иссохшая мать дитя, чтоб не было вовсе слез от сей минуты ни у кого и чтобы сейчас же, сейчас же это сделать, не отлагая и несмотря ни на что, со всем безудержем карамазовским» .

Митя жаждет избавить мир от этих слез, ибо сознает, что в них виновен и он — дворянин Карамазов, унижавший и оскорблявший, поднявший руку на отца. Принять кару за несовершенное убийство — значит искупить эту вину, остановить падение дошедшей «до краю» личности, предотвратить окончательное разложение.

Карамазовская натура в Мите исступленно рвется жить и принимает страдание, чтобы очиститься и возродиться к иной жизни. В Грушеньке Митя видит теперь «новый зовущий свет», видит красоту не «инфернальную», а благую и спасительную.

Проблематика романа Братья Карамазовы

u0413u043bu043eu0431u0430u043bu044cu043du043eu0441u0442u044c u0442u0435u043cu044b, u0433u043bu0443u0431u0438u043du0430 u043fu043eu0441u0442u0430u0432u043bu0435u043du043du044bu0445 u0432 u0440u043eu043cu0430u043du0435 u00abu043cu0438u0440u043eu0432u044bu0445u00bb u0432u043eu043fu0440u043eu0441u043eu0432 u0441u043fu043eu0441u043eu0431u0441u0442u0432u043eu0432u0430u043bu0438 u0442u043eu043cu0443, u0447u0442u043e u0432 u043du0435u043c u0435u0449u0435 u0448u0438u0440u0435, u0447u0435u043c u0432 u043fu0440u0435u0434u044bu0434u0443u0449u0438u0445 u043fu0440u043eu0438u0437u0432u0435u0434u0435u043du0438u044fu0445 u0414u043eu0441u0442u043eu0435u0432u0441u043au043eu0433u043e u043eu0442u0440u0430u0437u0438u043bu0441u044f u043au043eu043du0442u0435u043au0441u0442 u0440u0443u0441u0441u043au043eu0439 u0438 u043cu0438u0440u043eu0432u043eu0439 u0438u0441u0442u043eu0440u0438u0438, u043bu0438u0442u0435u0440u0430u0442u0443u0440u044b, u0444u0438u043bu043eu0441u043eu0444u0438u0438. u041du0430 u0441u0442u0440u0430u043du0438u0446u0430u0445 u0440u043eu043cu0430u043du0430 u0443u043fu043eu043cu0438u043du0430u044eu0442u0441u044f u0438 u0432 u043au043eu043cu043cu0435u043du0442u0430u0440u0438u044fu0445 u043a u043du0435u043cu0443 u043fu0435u0440u0435u0447u0438u0441u043bu0435u043du044b u0441u043eu0442u043du0438 u0438u043cu0435u043d u0438 u043du0430u0437u0432u0430u043du0438u0439 u043fu0440u043eu0438u0437u0432u0435u0434u0435u043du0438u0439. u041du0435u043eu0431u044bu043au043du043eu0432u0435u043du043du043e u0448u0438u0440u043eu043a u0434u0438u0430u043fu0430u0437u043eu043d u0444u0438u043bu043eu0441u043eu0444u0441u043au0438u0445 u0438u0441u0442u043eu0447u043du0438u043au043eu0432 u00abu0411u0440u0430u0442u044cu0435u0432 u041au0430u0440u0430u043cu0430u0437u043eu0432u044bu0445u00bb u2014 u043eu0442 u041fu043bu0430u0442u043eu043du0430 u0438 u041fu043bu043eu0442u0438u043du0430 u0434u043e u041d. u0424. u0424u0435u0434u043eu0440u043eu0432u0430 u0438 u0412u043b. u0421. u0421u043eu043bu043eu0432u044cu0435u0432u0430. u041du043e u043eu0441u043eu0431u043e u0441u043bu0435u0434u0443u0435u0442 u0432u044bu0434u0435u043bu0438u0442u044c u0432 u044du0442u043eu043c u043fu043bu0430u043du0435 u043fu0440u043e u0438u0437u0432u0435u0434u0435u043du0438u044f u0440u0443u0441u0441u043au0438u0445 u0440u0435u043bu0438u0433u0438u043eu0437u043du044bu0445 u043cu044bu0441u043bu0438u0442u0435u043bu0435u0439 (u041du0438u043b u0421u043eu0440u0441u043au0438u0439, u0422u0438u0445u043eu043d u0417u0430u0434u043eu043du0441u043au0438u0439 u0438 u0434u0440.) u043fu0440u043eu0432u043eu0437u0433u043bu0430u0448u0430u0432u0448u0438u0445 u0438u0434u0435u0430u043b u0446u0435u043bu044cu043du043eu0433u043e u0447u0435u043bu043eu0432u0435u043au0430 u0443 u043au043eu0442u043eu0440u043eu0433u043e u0440u0430u0437u043bu0438u0447u043du044bu0435 u0434u0443u0445u043eu0432u043du044bu0435 u0441u0438u043bu044b u0438 u0441u043fu043eu0441u043eu0431u043du043eu0441u0442u0438 u043du0430u0445u043eu0434u044fu0442u0441u044f u0432 u0435u0434u0438u043du0441u0442u0432u0435, a u043du0435 u043fu0440u043eu0442u0438u0432u043eu0440u0435u0447u0430u0442 u0434u0440u0443u0433 u0434u0440u0443u0433u0443, u0443 u043au043eu0442u043eu0440u043eu0433u043e u043du0435u0442 u0431u043eu0440u044cu0431u044b u043cu0435u0436u0434u0443 u043cu044bu0441u043bu044cu044e u0438 u0441u0435u0440u0434u0446u0435u043c, u0442u0435u043eu0440u0435u0442u0438u0447u0435u0441u043au0438u043c u0440u0430u0437u0443u043cu043eu043c u0438 u043du0440u0430u0432u0441u0442u0432u0435u043du043du044bu043c u043du0430u0447u0430u043bu043eu043c u0447u0442u043e, u043fu043e u043cu043du0435u043du0438u044e u0414u043eu0441u0442u043eu0435u0432u0441u043au043eu0433u043e, u043au0430u043a u0440u0430u0437 u043fu0440u043eu0442u0438u0432u043eu043fu043eu043bu043eu0436u043du043e u0437u0430u043fu0430u0434u043du043eu043cu0443 u0440u0430u0446u0438u043eu043du0430u043bu0438u0437u043cu0443, u0432u0435u0434u0443u0449u0435u043cu0443 u0447u0435u043bu043eu0432u0435u0447u0435u0441u0442u0432u043e u0432 u0442u0443u043fu0438u043a. u0418, u043au043eu043du0435u0447u043du043e u043eu0441u043eu0431u0435u043du043du043e u0432u0430u0436u043du0443u044e u0440u043eu043bu044c u0432 u0438u0434u0435u0439u043du043e-u043du0440u0430u0432u0441u0442u0432u0435u043du043du043eu043c u0441u043eu0434u0435u0440u0436u0430u043du0438u0438 u00abu0411u0440u0430u0442u044cu0435u0432 u041au0430u0440u0430u043cu0430u0437u043eu0432u044bu0445: u0438u0433u0440u0430u0435u0442 u0415u0432u0430u043du0433u0435u043bu0438u0435 u2014 u044du043fu0438u0433u0440u0430u0444, u0432 u043au043eu0442u043eu0440u043eu0435 u0437u0430u043au043bu044eu0447u0435u043du0430 u043du0430u0434u0435u0436u0434u0430 u043du0430 u0432u043eu0437u0440u043eu0436u0434u0435u043du0438u0435 u0420u043eu0441u0441u0438u0438 u043fu043eu0441u043bu0435 u043fu0435u0440u0438u043eu0434u0430 u0443u043fu0430u0434u043au0430 u0438 u0440u0430u0437u043bu043eu0436u0435u043du0438u044f, u043eu0431u0438u043bu044cu043du043eu0435 u0446u0438u0442u0438u0440u043eu0432u0430u043du0438u0435 u0435u0432u0430u043du0433u0435u043bu044cu0441u043au0438u0445 u0442u0435u043au0441u0442u043eu0432 u043fu043eu0441u0442u043eu044fu043du043du044bu0435 u0440u0430u0437u0433u043eu0432u043eu0440u044b u0438 u0441u043fu043eu0440u044b u0433u0435u0440u043eu0435u0432 u043eu0431 u0435u0432u0430u043du0433u0435u043bu044cu0441u043au0438u0445 u043fu0440u0438u0442u0447u0430u0445. “>]” data-test=”answer-box-list”>

Читайте также:
Общественная атмосфера конца 60-х годов и ее отражение в идеологическом романе: сочинение

Достоевский наполнил роман животрепещущими проблемами текущего времени — в нем много откликов на события российской общественной жизни конца 1870-х, полемики с произведениями и статьями, появившимися на страницах журналов именно в это время. Но при всей злободневности, «фельетонности» содержания в «Братьях Карамазовых» с наибольшей силой проявилось и непревзойденное мастерство Достоевского-романиста в соединении сиюминутного и вечного, быта и философии, материи и духа. Главная и глобальная тема романа — прошлое, настоящее и будущее России. Судьбы уходящего поколения (отец Карамазов, штабс-капитан Снегирев Миусов, госпожа Хохлакова, Поленов, старец Зосима. ) как бы сопоставлены и чем-то противопоставлены судьбам представителей из «настоящего» России (браты Карамазовы, Смердяков, Ракитин, Грушень-ка, Варвара Снегирева. ), а на авансцену уже выходят представители совсем юного поколения, «будущее» страны, которым вероятно, суждено было стать основными героями второго романа (Лиза Хохлакова Коля Красоткин, Карташов, Смуров. )

Глобальность темы, глубина поставленных в романе «мировых» вопросов способствовали тому, что в нем еще шире, чем в предыдущих произведениях Достоевского отразился контекст русской и мировой истории, литературы, философии. На страницах романа упоминаются и в комментариях к нему перечислены сотни имен и названий произведений. Необыкновенно широк диапазон философских источников «Братьев Карамазовых» — от Платона и Плотина до Н. Ф. Федорова и Вл. С. Соловьева. Но особо следует выделить в этом плане про изведения русских религиозных мыслителей (Нил Сорский, Тихон Задонский и др.) провозглашавших идеал цельного человека у которого различные духовные силы и способности находятся в единстве, a не противоречат друг другу, у которого нет борьбы между мыслью и сердцем, теоретическим разумом и нравственным началом что, по мнению Достоевского, как раз противоположно западному рационализму, ведущему человечество в тупик. И, конечно особенно важную роль в идейно-нравственном содержании «Братьев Карамазовых: играет Евангелие — эпиграф, в которое заключена надежда на возрождение России после периода упадка и разложения, обильное цитирование евангельских текстов постоянные разговоры и споры героев об евангельских притчах.

Проблематика и идейный смысл романа Ф.М. Достоевского «Братья Карамазовы»

С именем отца семейства Карамазовых – Федора Павловича связано особое явление русской жизни, получившее определение «карамазовщина», характеризующее национально-психологические пороки наподобие «хлестаковщины», «обломовщины» и др. Обычно карамазовщину трактуют как безудержность чувственных желаний: сладострастия, зуда наживы, примитивного своеволия, которым и отличается Федор Павлович. Но это явление более сложное и опасное: «карамазовщина» — это сладострастие нравственное, то есть откровенное бесстыдство, открытая защита «права на бесчестие», циничное высмеивание всего возвышенного, духовного. Безудержный аморализм представлен в романе как порча русского национального духа в эпоху массовой потери высших идеалов. Порча потому, что, согласно Достоевскому, в русском человеке всегда жила сильная потребность веры, заметная здесь даже у отца семейства, при всей его расхристанности.

Четыре брата Карамазовых представляют, по мысли Достоевского, четыре наиболее характерных типа нравственного сознания и, вместе с тем, четыре типа духовной деятельности, порознь изображенных в предыдущих романах писателя. Иван – теоретик и атеист – смелый аналитик Бытия. Смердяков – практик-делец, оправдывающей теорией Ивана свое будущее преступление. Дмитрий – «весь фанатик», человек безудержных страстей, он ищет опору в «источниках сердца своего», в натуре человека. Алексей – тип «органически нравственный», с идеалом, и потому с надежной жизненной позицией. Он – «будущее поколение, живая сила, новые люди».

С образом Дмитрия Карамазова связана проблема нравственно-религиозного возрождения человека – основная в романе. Этот герой представлен как личность неуемная, ни в чем не знающая меры, социально опасная. Вместе с тем и больше всего, с точки зрения Достоевского, — это трепещущая русская душа, пораженная собственным распадом, жаждущая «собрать» себя как человека. Дмитрий видит в своем падении проявление общего закона жизни – этической раздвоенности современного человека, но это сознание не служит ему оправданием, не утешает его, а, наоборот, мучит, вызывает боль и отчаяние: «Перенести я притом не могу, что иной, высший даже сердцем человек и с умом высоким, начинает с идеала Мадонны, а кончает идеалом содомским. Еще страшнее, кто уже с идеалом содомским в душе не отрицает и идеала Мадонны, и горит от него сердце его воистину, воистину горит, как и в юные беспорочные годы. Нет, широк человек, слишком даже широк, я бы его сузил». Митя, в отличие от отца и Смердякова, не путает добро и зло в системе оценок, не выдает черное за белое, но в поступках своих, совершаемых под влиянием стихийных порывов, не всегда их различает. Он сознает ценность всякого человека, но и любого может обидеть, как, например, капитана Снегирева, которого он публично оттаскал за бороденку-«мочалку». У героя нравственное сознание редко предваряет поступки, чаще оно появляется «постфактум», как угрызения совести. Такова «русская широкая натура» — тип, неоднократно варьируемый писателем. В Мите акцентировано бессознательное религиозное чувство. Это коренной русский человек 19 века («коренник», как называл таких людей сам Достоевский): у него понятия о мировом порядке основываются именно на вере в Бога, а вера живет в крови.

Читайте также:
Анализ сна Раскольникова (по роману Ф. М. Достоевского Преступление и наказание): сочинение

Митя возрождается ерез мучительное страдание – не случайно этапы нравственных потрясений, переживаемых им, определяются как мытарства души. Способ познания мира у Дмитрия прямо противоположен мудрости Ивана, пытающегося постичь мир рационалистически.

6) Пятая книга романа «Pro и contra» — кульминация конфликта идей в романе. В центре пятой книги «Легенда о великом инквизиторе». В основе ее сюжета – выдуманное пришествие Христа в средневековую Италию, где свирепствовала католическая инквизиция. Сицилийский инквизитор готов отправить на костер Сына Божьего, Учителя, лишь бы тот не мешал проповедью гуманизма и свободы осуществлять по-своему истолкованное инквизитором Учение способами, несовместимыми с принципами самого Учителя. Аргументы в чем-то повторяют довода Раскольникова («Преступление и наказание») и Шигалева («Бесы»): люди, ничтожные по самой своей человеческой природе, не справляются со свободой. Они с радостью отдали свободу взамен хлебы, взамен узды. Свобода отнята у людей для их счастья. Инквизитор, по мнению Ивана Карамазова, уверен в этом, он по-своему заботится о человечестве. Христос исходит из совсем иного, высокого понимания человека. Он целует безжизненные уста воинственного старца, вероятно, видя в нем самую заблудшую овцу из своего стада.

Алеша чувствует бесчестность инквизитора, который использует имя Христа для достижения своих целей. Иван же, сопоставляя две точки зрения на человека, склоняется к инквизиторской. Он не только не верит в людей, но отрицает и сам мир, Богом созданный.

7) Рассуждения Ивана таковы: если Бог допускает страдания ни в чем не повинных, абсолютно безгрешных существ, значит или Бог несправедлив, неблагостен или не всемогущ. И от установленной в мировом финале высшей гармонии он отказывается: «Не стоит она слезинки хотя бы одного… только замученного ребенка». Но возвращая билет в Царствие Небесное, разочаровавшись в высшей справедливости, Иван делает роковое умозаключение: «Все позволено».

И вновь, как и в прежних романах писателя, не укорененная в нравственности свобода мысли превращается в своеволие слова и поступка. Иван подает преступную идею – Смердяков ее осуществляет.

Бунт Иван Карамазова предваряет глава «Верующие бабы» из второй книги романа, в которой старец Зосима сумел успокоить и духовно укрепить молодую женщину, потерявшую младенца. Известно, что слова Зосимы записаны Достоевским со слов оптинского старца Амвросия, которого писатель посетил после смерти малолетнего сынишки.

Старец Зосима неоднократно подчеркивает, что преобразить окружающий мир можно лишь через признание своей личной ответственности и вины. Он призывает каждого «осознать себя виноватым перед всеми». Состоятельность этой идеи автор подчеркивает на примере убийства Федора Карамазова. Хотя совершил это преступление Смердяков, совиновными себя считают Иван Карамазов и Дмитрий Карамазов. И даже кроткий и миролюбивый Алексей Карамазов считает себя виновным в том, что в роковой день убийства не выполнил наказ своего наставника и отложил встречу с Дмитрием Карамазовым, не уберег его от тяжких испытаний.

8) Образ третьего брата Алеши Карамазова – последний опыт писателя в решении проблемы «положительно прекрасного человека». Это тип нового русского подвижника, религиозного правдоискателя, которому свойственна христианская любовь к людям, проявляющаяся постоянно в его жизненной практике, в творимом им деятельном добре и готовности к самопожертвованию. Впервые в русской литературе положительный герой выступает в рясе монастырского послушника. Достоевский при этом показал принципиальное отличие патриота-подвижника от борца за социальные права. Обоснование характера Алексея Карамазова в первых же главах романа дано по принципу «от противного»: он совсем не такой, как Герой. У традиционных героев русской литературы их сознательная жизнь начиналась с резко критического отношения к близкому окружению, с раннего осуждения своей среды или внутреннего отделения от нее противопоставления себя ей, — это даже у мягких, любящих женских натур – у Татьяны Лариной («Евгений Онегин») и Лизы Калитиной («Дворянское гнездо»). Алеша реализует в жизни наставление своего духовного руководителя старца Зосимы, полагавшего, что каждый человек должен осознать себя наихудшим из людей. Показательно в этом плане противопоставление главы «Обе вместе» из третьей книги романа главе «Луковка» из пятой книги. В главе Луковка Алеше удается то, что не удалось Катерине Ивановне в главе «Обе вместе»: он вызвал сострадание, сочувствие и покаяние у Грушеньки. Великодушие Катерины Ивановны полно самоупоения, вся ее речь полна чувства превосходства перед соперницей, и это раздражает Грушеньку, которая с горечью отвергает ухаживания Катерины Ивановны. Алеша Карамазов не проявляет жалости в отношении к Грушеньке, он сумел найти в ней отдельные черты благородства и ставит себя ниже Грушеньки. Он способен уживаться с погрязшим в сладострастии отцом, несмотря на неприятие разврата. Молодой человек не закрепляет зло за социальным или образовательным статусом человека (он зол потому, что крепостник или нигилист), как это делал воспитанный в просветительских традициях герой русской литературы.

Читайте также:
Диалоги главных героев романа «Преступление и наказание» Ф.М. Достоевского: сочинение

Достоевский считал Алексея Карамазова первым героем своей книги – об этом он написал во вступлении к роману, но главная книга о нем должна была быть вторым томом, а она так и осталась ненаписанной. Известно свидетельство А.С.Суворина о намерении писателя: «Он хотел его (Алешу) провести через монастырь и сделать революционером. Он совершил бы политическое преступление. Его бы казнили. Он искал бы правду, и в этих поисках, естественно, стал бы революционером». Сообщения это вызывает большие сомнения. Слишком уж далек Алексей от революционера, более того, решительно ему противопоставлен. В романе намечается другая перспектива деятельности Алеши: здесь он, как Христос, напутствует своих учеников – двенадцать мальчиков-подростков (по ассоциации с двенадцатью апостолами Христовыми) на жизнь, верную идеалам хритианской любви и братолюбия

9) Важнейшая особенность романа Достоевского «Братья Карамазовы» — полифонизм, открытый М.М.Бахтиным, — множественность субъектов сознания, самостоятельность голосов, не приведенных к одному идеологическому знаменателю; «независимость» героев в отношении к автору. Бахтин убедительно полказал, что повествовательная структура полифонического романа позволяет сделать слово героя о себе и о мире таким же полновесным, как слово автора, представить его во всей полноте и объективности. Ученый констатировал принципиальную идеологическую незавершенность романа Достоевского, утверждавшего, что «ничего окончательного в мире еще не произошло, последнее слово о мире еще не сказано, мир открыт и свободен, еще все впереди и всегда будет впереди…». Однако полифонизм художественного мышления Достоевского не означает устранения последней воли автора-творца, реализованной и в замысле, и в итогах всего, им созданного. Но в поэтической структуре полифонического романа авторская позиция и оценка, в отличие от романа монологического, выражается не прямо, а косвенно, через конкретную сюжетно-композиционную структуру, через представленную автором систему параллельных и контрастных рядов и оппозиций.

«Задача искусства – не случайности быта, а общая их идея, зорко угаданная и верно снятая с многообразия однородных жизненных явлений», — писал Достоевский. Организуя идеологическое общение своих героев, позволяя им раскрыться до конца, писатель осуществляет новое художественное видение жизни человеческого сознания и помогает расширению сознания читателей, становлению их духовной самостоятельности.

DUNAEVA.INFO

Вам недостает времени, чтобы придумать сценарий, игру, викторину, вопросы к зачету? Задумали что-то необычное? Заходите ко мне на блог. Надеюсь не разочаровать вас. Методические материалы, примеры уроков и игр, веселые уроки, варианты проверочных работ, тесты, сценарии, стихи, впечатления, сочинения – все это вы найдете в моем блоге – блоге учителя литературы, работающего более 30 лет в одной из гимназий Эстонии. Приглашаю учеников, настоящих и бывших, а также их родителей. Я всем гостям рада.

Читайте также:
Образ Петербурга в романах Достоевского Преступление и наказание и Толстого Война и мир: сочинение

суббота, 28 апреля 2012 г.

Красота человеческого поступка

Нередко люди, в том числе и некоторые писатели, убеждают других, что человек по своей натуре злобен, лжив и эгоистичен. Если поверить в это, жизнь покажется ареной для сплошных битв или джунглями, где выживает сильнейший. Я не хочу верить в это. Убеждена: человек – благороднейшее создание, и он способен совершать красивые поступки. А убеждает меня и жизнь, и литература.
Перенесёмся в Древний Рим, где жил талантливый, но бедный поэт Гораций. Наверное, все помнят, что помогал ему состоятельный человек по имени Меценат. Благодарные люди сохранили имя Мецената и даже сделали нарицательным. До сегодняшнего дня меценатами называют тех, кто помогает людям искусства. Благодаря братьям Павлу и Сергею Третьяковым, в Москве появилась всемирно известная Третьяковская галерея. Да и сейчас существуют люди, которые на свои деньги возводят или реставрируют храмы и усадьбы.
В последнее время имя талантливой актрисы Чулпан Хаматовой звучит всё чаще. И не только в связи с её профессиональной деятельностью. Вместе с другими неравнодушными людьми она помогает детям с онкологическими заболеваниями. Согласитесь, это дорогого стоит. Если она и её единомышленники помогли спасти хотя бы одну детскую жизнь, то сделали счастливыми не только спасённого ребёнка, но также его родных и близких. А спасённых детей гораздо больше.
К сожалению, на нашей планете случаются стихийные бедствия и глобальные катастрофы. И тогда на помощь устремляются тысячи неравнодушных людей: это и спасатели, и врачи без границ – люди, для которых нет чужих несчастий.
Так сама жизнь убеждает меня в том, что любой человек способен украсить свою жизнь поступком, которым вправе гордиться.
Литература – отражение жизни, поэтому неслучайно в произведениях многих писателей изображены герои, совершающие добрые дела.Все помнят Родиона Раскольникова, героя романа Ф.М. Достоевского “Преступление и наказание”, и его злодеяние, основанное на бесчеловечной теории. Но он не всегда был таким. На суде его друг Разумихин рассказал и о том, как Раскольников содержал своего больного товарища, а после смерти товарища содержал его отца. После же смерти отца взял на свои плечи /при его-то безденежье!/ заботы о похоронах. Да и семье Мармеладовых он помогал. Значит, любой человек способен на красивый поступок.
А Соня Мармеладова? Вся жизнь Сони насыщена милосердием и добротой, хотя, кажется, могла быть насыщена обидой и жаждой мести. Разве не вечно пьяный отец и не мачеха вынудили её пойти по жёлтому билету? Нетрудно представить, какое омерзение чувствовала Соня, в первый раз решившись таким образом спасти семью. Но она ни разу не упрекнула ни отца, ни мачеху, а лишь сочувствовала им и готова была облегчить их жизнь и жизнь детей.
Красота поступка может проявляться и не в таких трагических обстоятельствах. Иногда приходится делать в жизни очень трудный выбор. Вот тут-то и проявляется натура человека. Вспомним Татьяну Ларину из романа А.С. Пушкина “Евгений Онегин”. Она любит Онегина давно и очень сильно. И вот он признаётся ей в любви. Кажется, чего ещё желать? “А счастье было так возможно, так близко!”- пишет автор. “Но я другому отдана. Я буду век ему верна”,- произносит твёрдо Татьяна, отказываясь от долгожданной любви. “На свете нет ничего важнее любви”,- твердят вокруг, а для Татьяны Лариной есть. Это совесть. Она не может уронить честь мужа, боевого генерала, она не в состоянии быть счастливой, предав другого, пусть нелюбимого. Он ни в чём не виноват. Поступок Татьяны кажется мне необыкновенно красивым, лишённым эгоизма. Такой преданности можно пожелать любой современной семье.
Милосердие, сострадание, доброта и преданность были и есть в жизни и литературе. Именно эти качества проявляются в необыкновенно красивых поступках, которые совершают люди без всяких громких фраз. Может быть, поэтому мы не всегда их замечаем, но ими наполнен мир вокруг нас, уравновешивая то зло, о котором говорят, к сожалению, гораздо чаще.

Читать сочинение по русскому языку, культуре речи: “Красота человеческого поступка по одному из романов Достоевского” Страница 1

Красота человеческого поступка в романе «Преступление и наказание» связана с именем Сони, именно ее образ несет свет, любовь и помогает главному герою обрести себя.Соня — дочь пьющего мелкого чиновника, который не в состоянии обеспечить средствами свою семью: жену, болеющую чахоткой, и ее троих детей. Поэтому Соня была вынуждена зарабатывать деньги, работая «девушкой легкого поведения».Но, несмотря на ту среду, в которую она попала, Соня смогла остаться человеком с чистой совестью и неиспачканной душой. Редкому человеку под силу такое испытание жизнью. Чтобы лучше увидеть образ Сони Мармеладовой, на мой взгляд, необходимо обратить внимание на обстановку, окружающую ее.Соня тем удивительнее, чем больше читатель узнает ее. Читая страницы романа, мы все больше удивляемся душевной непорочности Сони. Обстановка, в которой она живет, вряд ли может располагать к этому: неправильной формы комната (холодная, неудобная), в которой из мебели только кровать, стол, стул и комод. Люди, окружающие Соню, поражают несоответствием с нею: это и отец, тонко чувствующий положение дочери, но не могущий помочь ей. Это и мачеха — неуравновешенная, неизлечимо больная женщина, для которой Соня — спасительная соломинка. Для всего семейства Мармеладовых Соня — единственный человек, искренно и бескорыстно помогающий им. Она заботится о Катерине Ивановне, о детях. Ее беспокоит их будущее. «А с ними-то что будет?» — говорит она Раскольникову. Это, безусловно, говорит в пользу редкой доброты героини.Находясь в условиях, в которых другой человек давно бы нравственно опустился, Соня поражает своей непорочностью, искренностью.Так, например, Соня не вульгарна, стеснительна, доверчива. Об этом свидетельствуют описанные автором в романе сцены в доме Раскольникова, на похоронах Мармеладова (сцена с Лужиным). «Видно было, что она сама не понимала, как могла сесть с ними рядом. Сообразив это, она до того испугалась, что опять встала и в совершенном смущении обратилась к Раскольникову», — пишет автор. Или когда Лужин ей предложил десять рублей: «Соня взяла, вспыхнула, вскочила, что-то пробормотала и поскорей стала откланиваться».Помимо тех положительных черт характера, о которых уже сказано, меня в Соне поражает глубина ее веры. Она настолько сильна, что помогает ей сохранить свое достоинство, красоту души. Вот что об этом пишет Достоевский: «Весь этот позор, очевидно, коснулся ее только механически, настоящий разврат еще не проник ни одною каплею в ее сердце…» И она впоследствии своей верой помогает Раскольникову увидеть красоту мира, раскаяться: «Он думал об ней. Он вспомнил, как он постоянно ее мучил и терзал ее сердце… но его почти и не мучили эти воспоминания: он знал, какою бесконечною любовью искупит он теперь все ее страдания».Соня видит свое спасение в религии, в Боге, что смог обрисовать Достоевский в строках, когда на вопрос Раскольникова (молится ли она Богу), Соня отвечает: «Что ж бы я без Бога-то была?»Достоевскому была очень близка тема религии, в ней он видел спасение всего человечества, в вере он видел решение всех нравственных проблем.Таким образом, Соня является своеобразным источником чистоты и света, проводником высокой нравственности в своей среде. Редкий человек может развить

Читайте также:
Жест и мимика у Ф. М. Достоевского: сочинение

Похожие работы

  • Интересные статьи
  • Рефераты
  • Курсовые работы
  • Дипломные работы
  • Контрольные работы
  • Практические задания
  • Отчеты по практике
  • Сочинения
  • Доклады
  • Ответы на вопросы
  • Книги / Учебники
  • Учебные пособия
  • Методички
  • Изложения
  • Лекции
  • Статьи
  • Другое

“РефератКо” – электронная библиотека учебных, творческих и аналитических работ, банк рефератов. Огромная база из более 766 000 рефератов. Кроме рефератов есть ещё много дипломов, курсовых работ, лекций, методичек, резюме, сочинений, учебников и много других учебных и научных работ. На сайте не нужна регистрация или плата за доступ. Всё содержимое библиотеки полностью доступно для скачивания анонимному пользователю

44. Красота человеческого поступка (по одному из романов Ф. М. Достоевского: «Преступление и наказание» или «Идиот»)

44. Красота человеческого поступка (по одному из романов Ф. М. Достоевского: «Преступление и наказание» или «Идиот»)

Ф. М. Достоевский был настоящим писателем-гуманистом. Боль за человека и человечество, сострадание к попранному человеческому достоинству, желание помочь людям постоянно присутствуют на страницах его романа. Герои романов Достоевского – это люди, желающие найти выход из жизненного тупика, в котором оказались по разным причинам. Они вынуждены жить в жестоком мире, который порабощает их умы и сердца, заставляет действовать и поступать так, как людям не хотелось бы, или как бы они не поступили, находясь в других условиях. Очень часто героям Достоевского приходится идти на компромисс со своей совестью, своими желаниями, переступать через себя и свою честь. Многие из них вынуждены совершать ужасные поступки или страшные преступления. Но Достоевский показывает, что в людях присутствует добро, в них еще не умерли человеческие качества, и даже самый униженный и забитый человек может поступать так, как подсказывает ему совесть. Вот почему в романах Достоевского большое внимание уделяется человеческим поступкам.

Герои романа «Преступление и наказание» живут в Петербурге. Этот город представлен Достоевским как жестокий, холодный, страшный город, в котором царят безысходность и порок. Именно в этом городе живут «униженные и оскорбленные», не знающие порой, куда им идти и у кого просить помощи. Именно в этом городе происходят страшные преступления и творятся гадкие дела. Вот и Раскольников, движимый своей идеей, идет на преступление, поправ все человеческие законы бытия.

Читайте также:
Сон Раскольникова об убийстве лошади (Анализ эпизода из главы 5 части 1 романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание».): сочинение

Но Достоевский показывает, что даже под гнетом этого ужасного города с его бесчеловечными порядками люди способны на красивые и благородные поступки. Порой эти поступки граничат с самопожертвованием, когда герои готовы отказаться от самих себя, принести себя в жертву, чтобы спасти своих близких. На такой поступок идет сестра Раскольникова Дуня. Она жертвует собой, собираясь замуж за нелюбимого и подлого человека Лужина. Дуня готова пойти на это, потому что хочет помочь своему брату закончить институт, а без денег сделать это невозможно. Кроме того, она помнит о своей матери, которая не в состоянии содержать дочь. Вот и приходится девушке согласиться на этот шаг. Красота поступка Дуни состоит в том, что она выходит замуж не по расчету, не потому, что охотится за деньгами будущего мужа, а чтобы спасти семью.

Жизнь другой героини, Сонечки Мармеладовой, страшна и безвыходна. Она вынуждена пойти на панель, чтобы избавить семью от нищеты, в которой они оказались из-за пьянства Мармеладова. Соня переступила через свою честь, но сделала это опять же не для себя, она попросту принесла себя в жертву, чтобы другим было легче жить. Многие в романе осуждали ее за такой поступок. Но, по мнению Достоевского, поступок Сони красив с нравственной стороны, так как показывает, на что способна душа девушки, на какие жертвы она идет во имя своей семьи.

Совесть и чувство справедливости живут во многих героях романа «Преступление и наказание». Одним из таких примеров может служить поступок Лебезятникова. Когда Лужин стал обвинять Соню в воровстве денег, которое она не совершала, Лебезятников не побоялся пойти против подлого дельца и рассказал всем, что Лужин сам подложил деньги Соне. До этого момента Лужин думал, что ему сойдет все с рук, что он все сможет уладить при помощи денег. Но, увидев, как после его разоблачение против него ополчились все люди, он понял, что и на него найдется управа, и поспешил покинуть Петербург.

Способен на красивые и благородные поступки и главный герой романа. Несмотря на то что Раскольников считает людей «тварями дрожащими», его душа болит за поруганное человеческое достоинство, ему больно смотреть на страдания бедных и несчастных. Он всеми силами старается помочь им. Отдать последнее для героя – это не значит совершить некий высокий поступок. Он идет на это не задумываясь, потому что так, по его мнению, должен поступать каждый человек. Поэтому Раскольников, сам нищий, отдает последние деньги на похороны отца своего приятеля, делится деньгами с семьей Мармеладовых. Он совершает еще много подобных поступков, каждый из которых по своей красоте и силе затмевает его страшное преступление.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Читайте также

«Преступление и наказание»

«Преступление и наказание» Вопрос 6.21 Совершив убийство, как стал ходить Раскольников? После первых двадцати шагов как вел себя? А после пятидесяти или ста шагов –

«Преступление и наказание»

«Преступление и наказание» Ответ 6.21 Выходя из дому, Родион Романович держал голову прямо.После двадцати шагов опускал голову, а руки складывал назад.Далее начинал шевелить губами и разговаривать с самим собой, иногда высвобождая одну руку и

Петербург в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»

Петербург в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» I. Романы Достоевского – летопись страданий человеческих.II. Образ города-спрута, в котором «человеку пойти некуда» (слова Мармеладова в исповеди Раскольникову).1. Город социальных контрастов.2. Трущобы и

Читайте также:
Образ и характеристика Сони Мармеладовой и ее взаимосвязь с образом Раскольникова: сочинение

Быкова Н. Г Роман Ф. М. Достоевского «Идиот»

Быкова Н. Г Роман Ф. М. Достоевского «Идиот» Вслед за «Преступлением и наказанием» Ф. М. Достоевский пишет роман «Идиот» (1868). Если в первом произведении герой показан как отрицательный персонаж, то в «Идиоте» автор поставил перед собой противоположную задачу –

Быкова Н. Г «Преступление и наказание»

Быкова Н. Г «Преступление и наказание» В 1865 году Ф. М. Достоевский начинает работу над романом «Преступление и наказание» и заканчивает свой труд в 1866 году. В центре произведения – преступление, «идейное» убийство.За полгода до убийства главный герой романа Родион

«ПРЕСТУПЛЕНИЕ И НАКАЗАНИЕ» (1866)

«ПРЕСТУПЛЕНИЕ И НАКАЗАНИЕ» (1866) 1 Поскольку Достоевский умеет мастерски закрутить сюжет и с помощью недоговоренностей и намеков держать читателя в напряжении, русские школьники и школьницы упиваются его книгами наравне с Фенимором Купером, Виктором Гюго, Диккенсом и

45. Каковы причины преступления Раскольникова (по роману Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»)

45. Каковы причины преступления Раскольникова (по роману Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание») В центре романа Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» находится характер героя 60-х гг. XIX в., разночинца, бедного студента Родиона Раскольникова. Раскольников

46. Тема падения и духовного возрождения человека в произведениях Ф. М. Достоевского (по одному из романов: «Преступление и наказание» или «Идиот»)

46. Тема падения и духовного возрождения человека в произведениях Ф. М. Достоевского (по одному из романов: «Преступление и наказание» или «Идиот») Человеческая душа, ее страдания и мучения, муки совести, нравственное падение, и духовное возрождение человека всегда

47. Тема «маленького человека» в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»

47. Тема «маленького человека» в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» Тема «маленького человека» является одной из центральных тем в русской литературе. Ее затрагивали в своих произведениях и Пушкин («Медный всадник»), и Толстой, и Чехов. Продолжая

48. Противоречия теории Раскольникова (по роману Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»)

48. Противоречия теории Раскольникова (по роману Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание») Герой романа Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» – бедный студент Родион Раскольников, вынужденный сводить концы с концами и поэтому ненавидящий сильных мира сего за

49. Образ «вечной Сонечки» в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»

49. Образ «вечной Сонечки» в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» В романе «Преступление и наказание» Ф. М. Достоевский показал трагедию личности, которая видит многие противоречия своей эпохи и, запутавшись окончательно в жизни, создает теорию, которая

50. Нравственный идеал в произведениях Ф. М. Достоевского (по роману «Преступление и наказание»)

50. Нравственный идеал в произведениях Ф. М. Достоевского (по роману «Преступление и наказание») «Красота спасет мир», – написал Ф. М. Достоевский в своем романе «Идиот». Эту красоту, которая способна спасти и преобразовать мир, Достоевский искал на протяжении всей своей

51. Признание Раскольникова в преступлении (анализ эпизода из главы 8 части 6 романа Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»)

51. Признание Раскольникова в преступлении (анализ эпизода из главы 8 части 6 романа Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание») Роман Ф. М. Достоевского назван «Преступление и наказание». Действительно, в нем есть преступление – убийство старухи-процентщицы, и

«ПРЕСТУПЛЕНИЕ И НАКАЗАНИЕ»

«ПРЕСТУПЛЕНИЕ И НАКАЗАНИЕ» 1Достоевский выступил как романист в 1840–х годах. Но лишь в 1860–е годы, в условиях пореформенной России, окончательно определились основные черты его писательского дарования.Пореформенная эпоха принесла с собой «подъем чувства личности» у

Эпическое произведение (Художественная концепция романа Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»)

Эпическое произведение (Художественная концепция романа Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание») Роман «Преступление и наказание» — одно из самых значительных произведений Достоевского. Но как довести студентов до собственного убеждения в законченности

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: