Мои мысли о романе Ф. М. Достоевского Преступление и наказание: сочинение

Примеры сочинений по направлению «Преступление и наказание – вечная тема»

Собираем самые различные примеры сочинений, которые можно использовать при подготовке по направлению «Преступление и наказание – вечная тема» к итоговому сочинению в 2021-2022 учебном году.

Все примеры имеют статус “ЗАЧТЕНО” и могут использоваться как образцы. В конце каждого сочинения приведены рекомендации от эксперта – что можно улучшить.

Все работы написаны и проверены в рамках проекта https://vk.com/ege100ballov рубрика ИТОГ ЭКСПЕРТА https://vk.com/topic-10175642_47983604

  • Примеры по другим направлениям 2021-2022
  • Литература, примерные темы и как раскрыть «Преступление и наказание – вечная тема» + всё остальное здесь

Примеры по направлению «Преступление и наказание – вечная тема»

Сочинение №1

В чем различие между ошибкой и преступлением? Направление «Преступление и наказание»

Автор сочинения – Бутрова Юлия Сергеевна

Всем людям свойственно совершать ошибки, это неотъемлемая часть человеческой жизни. Ошибки дают нам опыт, на них человек учится. Они могут быть мелкими и незначительными, как например, неверно решенная задача по математике, а могут быть и роковыми. К роковым ошибкам можно отнести преступление. Будь то мелкая кража или покушение на человеческую жизнь, это обязательно отразится на будущем преступника. С точки зрения ошибки, такое деяние будет считаться нарушением моральных норм и повлечёт за собой угрызения совести и социальные санкции, в виде неодобрения обществом данного поступка, а с точки зрения преступления, за любое правонарушение предусмотрена юридическая ответственность – ответственность перед законом. Не все ошибки являются преступлениями, но многие преступления совершаются по ошибке. За доказательствами обратимся к художественной литературе.

Одним из наиболее ярких примеров служит психологический роман Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание». Главный герой – Родион Раскольников совершает преступление, убивает старуху-процентщицу. Главной причиной этого убийства стала теория, которую выдвигал Раскольников. Всех людей он делил на два разряда: обыкновенные, они же «твари дрожащие», и необыкновенные – «право имеющие». Главным предназначением обыкновенных было продолжение человеческого рода, а необыкновенным была уготована особая роль, они могли управлять миром, и им разрешалось преступать закон. Раскольников ошибочно отнес себя к разряду «право имеющих» и совершил преступление, за которое ему были уготованы и муки совести, и ответственность перед законом. Эта ошибка стала для него роковой, к прежней жизни он вряд ли уже вернулся, ведь теперь всю жизнь его преследовали мысли о содеянном. В этом произведении мы видим яркий пример того, как человек по ошибке совершил преступление, которое очень сильно повлияло на его будущее.

В произведении А.С. Грибоедова «Горе от ума» говорится о том, как легко можно совершить ошибку. Молодая и наивная Софья Фамусова впервые влюбилась, ее чувства настолько сильны, что ничего вокруг она не замечала. Не замечала и того, что Молчалин, ее избранник, лишь использовал девушку для корыстных целей. Софья была дочкой дворянина, семья Фамусовых богатая и хорошо известная в высшем свете. Молчалин за счет брака с Софьей хотел продвинуться по служебной лестнице, вот только девушка этого не замечала, искренне верила в его любовь. В это время за ней ухаживал Чацкий, который по-настоящему был влюблен, но Софья предпочла ему другого, в котором очень сильно ошибалась. Молчалин не любил ее, он любил Лизу, работавшую в доме Фамусовых служанкой. Софья до последнего верила любимому и любовь закрывала ей глаза, но в конце всё же девушка поняла, что совершила огромную ошибку. Но эта ошибка научила Софью слепо не доверять людям, и послужила опытом, который обязательно пригодится в дальнейшей жизни.

Таким образом, можно сказать, что ошибки оказывают на человека больше положительное влияние, благодаря внутреннему контролю человека – совести, ошибки после всех переживаний и раздумий становятся лишь опытом, человек учится на них, и в дальнейшем в подобной ситуации знает как правильно поступить. Преступления положительного влияния не оказывают никогда, ведь преступление это всегда вред, нанесенный кому-либо, моральный, физический или материальный. Преступление на всю жизнь останется тяжким грузом лежать на душе человека, его невозможно взять и забыть.

ИТОГ: зачет

Рекомендации

Юля, умница! Обратите внимание на пунктуационные недочёты: на экзамене по русскому языку они могут дорогого стоить. В целом же могу посоветовать следующее:

  • Если тема сформулирована назывным предложением (как в нашем случае), то лучше самостоятельно формулировать вопрос по теме и давать на него чёткий ответ. Тогда тема будет раскрыта на 100%. Здесь Вы это делаете не вопросом, а общими рассуждениями.
  • Старайтесь перед примерами-аргументами писать чёткий тезис (ответ на поставленный вопрос), а затем приводить пример.
  • Примеры, которые Вы подобрали, хорошие, удачные. Содержание неплохое, обратите внимание вынесенные ошибки, на речевые недочёты и фактические неточности.

Желаю удачи! Практикуйтесь, всё обязательно получится!

Видеоурок по аргументам и темам по этому направдению

Сочинение №2

В чем различие между ошибкой и преступлением? Направление : Преступление и наказание

(Автор сочинения – Тульская Диана Владимировна)

В чём различие между ошибкой и преступлением? Каждый из нас хотя бы раз в жизни совершал ошибку, потому что без промахов, неверных выборов , проступков прожить довольно сложно. Все люди ошибаются, кто-то – чаще, кто-то – реже, но ошибки в отличие от преступлений можно исправить, с их помощью можно получить опыт, чему-то научиться. Преступления, в свою очередь, неисправимы, необратимы и ужасны, они совершаются намеренно и несут опасность для общества.

Обращусь к произведению Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание», главный герой которого совершил преступление. Родион Раскольников, бедный студент, живущий в Санкт-Петербурге. В его голове создаётся целая теория , в которой он делит людей на «право имеющих» и «тварей дрожащих». Суть теории в том, что есть люди, которые имею право совершать преступления во имя великих целей, ведь именно они и меняют этот мир. Другая же категория людей – те кто должны подчиняться. Главный герой хочет проверить, к какой части общества он относится, поэтому идёт на преступление и убивает старушку -процентщицу, к убийству которой он основательно готовится. Раскольников также убивает свидетеля его злодеяния, сестру старухи. Данное преступление нельзя никак оправдать. Его нельзя приравнять к ошибке, так как оно забрало жизни двух людей. И, несмотря на то, что главный герой раскаивается на каторге, ничего уже не исправить. В этом и отличие преступления от ошибки.

Читайте также:
Сочинение по роману Достоевского «Идиот»: сочинение

Другой пример можно привести из произведения А.С. Пушкина «Капитанская дочка». Пётр Гринёв, юноша, которого отец отправляет на службу, для того, чтобы тот повзрослел и получил опыт. Местом службы Петра была Белогорская крепость, дорога туда предстояла не близкая. Во время поездки Пётр напился и проиграл очень большую сумму денег. Позже он осознал свою ошибку, его отношение к жизни поменялось. Примером ещё одной ошибки является доверие Гринёва к сослуживцу, с которым он познакомился в крепости. Поначалу Алексей показался ему довольно хорошим человеком, но впоследствии Швабрин начал высмеивать Гринёва, устроил дуэль, потому что хотел убрать его с пути завоевания Маши. Таким образом, главный герой совершил ошибку, и не одну. Но они не привели к каким-то критическим последствиям. Пётр смог извлечь из них жизненные уроки и измениться.

Так в чём же разница между ошибкой и преступлением? Преступление – это плохой поступок, совершенный намеренно, который несёт за собой большие последствия, приносящие людям и самому преступник вред. Ошибки – это проступки, маленькие оплошности, которые можно попытаться исправить, из них можно извлечь жизненный опыт.

ИТОГ: зачтено

Рекомендации

По всем критериям получен зачёт. Сочинение написано на достойном уровне.

Рекомендую не торопиться и внимательнее вычитывать черновик. Следует обращать внимание на логику в тезисе, микровыводах и выводе. На экзамене нужно быть особенно внимательной: там Вас не исправит редактор Ворда)

Благодарю за ответственность в самоподготовке. Удачи на экзамене!

Сочинение №3

Почему некоторые люди переступают моральные нормы и совершают преступления? Иногда человек верит, что любое деяние можно оправдать благой целью. Он находится в плену распространённого заблуждения, согласно которому для достижения цели хороши любые средства. Некоторые люди совершают преступления непреднамеренно, не вполне отдавая себе отчёт в том, что они делают. Конечно, всегда случаются ситуации, когда человек сознательно становится отступником и даже не испытывает угрызений совести. Причин может быть достаточно много. Рассмотрим некоторые из них на примере произведений художественной литературы.

Главный герой романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» желает ценой одной жизни сделать как можно больше благородных дел. На самом деле Родион Раскольников обманывает самого себя: после совершения преступления он так и не смог воспользоваться деньгами старухи-процентщицы. В первую очередь герой хотел проверить собственную теорию, позволяющую делить людей на «тварей дрожащих» и «право имеющих». Раскольников считал, что сильным личностям позволено распоряжаться чужими судьбами. Однако ни одно преступление не должно оставаться безнаказанным, и герой начинает понимать, как сильно заблуждался. Его теория не проходит проверку реальностью, и в эпилоге романа мы видим человека, готового вступить на новый путь. Раскольников осознаёт, как важно брать на себя ответственность за каждый сделанный выбор.

Порой человеком управляют чувства, и он перестаёт себя контролировать. Так, главный герой повести Л.Н. Толстого «Крейцерова соната» в порыве ревности убивает свою жену. После свадьбы надежды Позднышева на семейное счастье не оправдались, а свою избранницу он едва ли мог назвать родственной душой. Герой всё чаще замечал на лице жены выражение какой-то враждебности и даже презрения. Рождение детей не сблизило супругов, они постоянно ссорились и в конечном счёте отдалились друг от друга так, что стали разговаривать лишь о бытовых проблемах. Нельзя сказать, что Позднышев испытывал к этой женщине какую-либо симпатию, но, узнав об измене, не смог совладать со своими чувствами. Им руководили ненависть и досада, разочарование из-за разрушенных надежд. Герой с хладнокровием совершает преступление, но впоследствии не может избавиться от угрызений совести. Есть поступки, которые легче предупредить, чем исправить. Отняв у другого жизнь, человек теряет себя и уже никогда не сможет ничего изменить.

Таким образом, люди, совершающие противоправные деяния, забывают о христианских заповедях и теряют самое важное, человеческое, чем наделён каждый из нас от рождения. Есть множество причин, которые толкают людей на преступление, но всё же ни один такой поступок нельзя оправдать. Именно поэтому так важно задумываться о последствиях, контролировать свои эмоции и знать, что всегда есть такая грань, которую ни в коем случае не следует переступать.

Мои мысли о романе Ф. М. Достоевского Преступление и наказание: сочинение

Роман Ф. М. Достоевского “Преступление и наказание” увидел свет в 1866 году и дал думающим людям повод вновь и вновь обсуждать вопрос, интересовавший человечество многие сотни лет: “Все ли люди равны в своих правах и обязанностях или существуют индивидуумы, стоящие высоко над массой людской и имеющие гораздо большую свободу в действиях, нежели обыватели?” И по сей день не прекращаются споры и распри на этой почве: вспомним, хотя бы расизм, антисемитизм, фашизм и т. д. — ведь они подразумевают, что одни люди лучше других!

Герой романа “Преступление и наказание” также задумывался над вопросами устройства людских социумов. Родион Раскольников хочет заново для себя и всего человечества решить все вопросы жизни, где удел всех несчастных – страдания и смерть. И раз необходимо поломать этот порядок, остановить ежечасно совершающуюся несправедливость, необходим и Герой в истинном, древнем значении этого слова.

Читайте также:
Тема нравственного падения и возрождения человека в романе Ф. М. Достоевского Преступление и наказание: сочинение

Итак, Герой призван изменить мир. Избрав роль спасителя человечества, Родион Романович создает новую систему ценностей, некую теорию, согласно которой существует сверхчеловек, власть имеющий и преступающий, проливающий “кровь по совести”. Это трагическое забвение христианских заповедей, эта подмена нравственных законов законами арифметики: “Одна смерть и сто жизней взамен- да ведь тут арифметика!” – воспитывается в человеке всем строем современной ему жизни, самой атмосферой города из серого камня.

Да и что такое Петербург, в котором происходит почти все действие? Это город, в котором человек теряет себя окончательно, перестает ощущать реальность. Автор создает странную, почти невероятную атмосферу полусна-полуяви, в которую мы погружаемся вслед за героем, и ощущение достоверности происходящего тут же покидает нас. Вместе с Родионом и мы уносимся, соприкасаясь с его лихорадочным сознанием, в бескрайние просторы духа, не обремененного телом. Раскольников перестает ощущать себя, и даже принятие пищи кажется ему чуждым, насильственным. Он чувствует лишь биение своей мысли, которая и стала для него жизнью, Сам Петербург, “вонючий, пыльный, зараженный городом воздух” провоцирует Раскольникова на идею и поступок.

Достоевский считал, что большой город – дьявольское создание цивилизации – имеет особое влияние на душу человека. Город в романе – ошибка природы, заблуждение, случайность. Меня поразила настойчивость автора в подробном описании грязных улиц, их смрада и мерзости, пыльного городского камня, от которого нигде нет спасения. Это неживая материя, которая и человека стремится поработить, уподобить себе.

Петербург пересекает множество речушек, рек, каналов. Но в Петербурге Достоевского не ощущается присутствие живой воды. Томимые жаждой, мучимые палящим солнцем и духотой, бродят по городу его обитатели, всюду натыкаясь лишь на мертвый камень. Но как только кому-то захочется свести счеты с жизнью, немедленно возникает река, появляется высокий мост, с которого так удобно броситься вниз головой. Даже реки в этом городе – не явление природы, не прекрасное Божье творение, а лживое перевоплощение камня.

Но разве можно оправдать всем вышесказанным то, что человек убивает другого человека, чтобы узнать, тот ли он великий Герой, который впоследствии принесет им счастье. Вообразив себя “право имеющим”, Раскольников попирает святое, незыблемое для человеческого сознания -он посягает на человека.

“Не убий, не укради”, – написано в древней книге. Это заповеди человечества, аксиомы, принимаемые без доказательств. Раскольников дерзнул усомниться, решил их проверить. И Достоевский показывает, как за этим невероятным сомнением следует тьма других мучительных вопросов и идей. И бездна муки себе и другим.

По замыслу герой совершал не преступление, а пробу; поднял руку не на человека, а на “вошь”. Но тогда почему он так боится, так замирает от любого чужого окрика, почему так невыносимо ему видеть родных – мать и Дуню?

Раскольников сознает, что не “старуху убил, а себя”. Он бежит от этой мысли, как Страшного Суда, — не мог, не смел это совершать. В какие-то моменты внешние события отвлекают Родиона от его внутреннего переживания, он забывает о содеянном и уже готов радостно и освобождение воскликнуть: “Есть жизнь! Не умерла она еще со старухой!”. Но это лишь мгновение. Жизнь умерла — осталась мука.

Преступление стоит между ним и миром. Убийство — акт посвящения в великие. Он отрезал себя от всех. В гордом одиночестве создавал Раскольников свою теорию, готовился к “пробе”. В те дни и часы никто ему не был нужен. Понять же истину случившегося в таком одиночестве невозможно: герой уже переступил черту, сознание его не может самостоятельно вырваться из круга идей, определенных теорией. Он мечется в поисках живой души, которая смогла бы выслушать его и облегчить страдания. И тогда появляется Соня Мармеладова. Ее появление, по-моему, довольно значимо в романе. На преступление человек идет один. Вернуться к людям он один не может, необходим кто-то, кто разделит с преступником его грех.

Соня, поставленная в те же условия существования, еще более, чем он, униженная, Соня — другая. Иная система ценностей воплотилась в ее жизни. Принеся себя в жертву, отдав свое тело на попрание, она сохранила живую душу и ту необходимую связь с миром, которую разрывает Раскольников. Именно Соня убеждает Родиона признаться в содеянном. И герой соглашается с ней, но в тот момент в его душе нет раскаяния. Он донес на себя лишь потому, что тайна давила его, мешая жить и дышать. Но, чтобы снова начать жить, смотреть на мир иными глазами, необходимо покаяние.

Покаяние – это не просто признание своей ошибки, но древнейший обряд очищения души, дающий согрешившему надежду на спасение, шанс начать жизнь еще раз. Покаяние – это страдание, потому что уже ничего нельзя поправить. Покаяние – это самоотречение, за которым следует искупление. Это мучительно долгий путь.

Даже на каторге Раскольников не хочет отступить от своей теории. Он думает, что это только он виновен в произошедшем, но теория непогрешима. Все изменяется лишь во второй части эпилога. Раскольников видит сон о моровой язве: своеобразная реализация его теории. Все люди вообразили себя героями, причастными к высшей истине, и стремятся повести человечество в царство счастья и справедливости. Но никто не желает идти вслед: ведь гением мнит себя каждый. Разгораются споры, которые вскоре доходят до войн. Во имя счастья всего человечества люди убивают друг друга – и все меньше и меньше в живых остается на планете. Пустынная земля, где люди перебили друг друга, – вот логический итог теории Раскольникова. И только после этого сна начинается освобождение его из-под власти идеи, начинается его путь к людям.

Читайте также:
Наказание Раскольникова: сочинение

Удивительно, что и пейзаж эпилога резко отличается от картин природы в шести частях романа. Появляется простор, бескрайние виды, живая и мощная, не скованная набережными сибирская река. Это – знак перемены в судьбах героев, о которой мы уже не узнаем.

Достоевский сделал предметом литературы анализ состояния преступника после совершения преступления, провел тончайшее психологическое расследование. Сверхчеловек на страницах романа превращается в испуганного и измученного изгоя, мечтающего о наказании как об избавлении от страданий. Автор не просто следит за мучениями героя, он изображает умирающую жизнь, причем с такой силой и достоверностью, что мы мучаемся не меньше, чем сам герой.

Достоевский, на мой взгляд, хотел предостеречь людей от подобных поступков и подобных мыслей, показать, насколько опасны и к чему приводят такие теории. Безусловно, эти теории имеют право на существование, но обращаться с ними следует предельно разумно и осторожно.

Сочинение по роману Преступление и наказание Достоевского

Преступление и наказание сделало Достоевского популярным и известным писателем во всем мире.

Тема романа является шокирующей, открытой и настолько откровенной, что многие после прочтения главных моментов произведения испытывают неприятные ощущения. Но именно этим откровенным, жестоким и прозаичным повествованием автор и зацепил многих читателей.

Главный герой романа Родион Раскольников, обычный студент живет в тот период, когда все округ погибали от нищеты. Вот именно тогда он разработал теорию, согласно которой всех людей можно разделить на две половины одни это «твари дрожащие», вторые сильные и лучшие особи этого мира.

Согласно своей теории он решил совершить очищения рядов тварей дрожащих и убить злую процентщицу, которая столько крови попила с обычных людей. Но Родион не учел, что кроме своих высоких замыслов, он совершает убийство живого человека и это невозможно просто так забыть.

После осуществления своего плана, Родион понял, что зря он это сделал, теперь жить стало, сосем невозможно. До убийства, это были просто размышления, которые не приносили никаких действий, а после осуществления задуманного Раскольников готов был умереть, но ничего невозможно уже было исправить.

Только благодаря Соне Мармеладовой Родион смог покаяться, и признаться властям в содеянном противоправном действии. Теперь его отправили на каторгу, находясь там Раскольников, понял, зря он разделял людей на два слоя общества, что все люди одинаковы богатые и бедные.

У всех людей есть свой смысл жизни, обязанности и главное право человека, это право на жизнь и никто не имеет полномочий ее отнимать. Поэтому самым страшным преступлением является убийство. Это все понял Родион, общаясь с Соней, находясь в долгих одиноких раздумьях.

Но обрести покаяние, Родиону никак не получалось, он понял, что нельзя совершать таких действий, но уже стало поздно. Вот именно Соня Мармеладова и помогла ему разобраться во всех этих тонкостях.

Живя в семье, в которой мать не работала, отец стал выпивать, Соня поняла, что никто не сможет помочь. Ей нужно было еще кормить сестру и брата, вот эта нищета и безысходность толкнули девушку на путь продажных женщин.

Она продавала свои услуги за деньги, эти деньги приносила отцу и матери. Благодаря этому заработку, она смогла купить еду и одежду своим братьям и сестрам. Отец же умудрялся с этих денег покупать себе спиртные напитки.

Но Соня, работая на такой низкой работе не пала нравственно и духовно, она осталась верующей в Бога христианкой. При первой возможности бросила эту работу.

Главная мысль этого произведения, что человек из-за безысходности идет на преступление, но не стоит совершать убийство ближнего, ведь это самый страшный грех.

Сочинение №2

Известный во всем мире роман под названием «Преступление и наказание» написан русским писателем Федором Михайловичем Достоевским. В произведении поднято немало вопросов, касающихся морали, нравственности, наказания за содеянное и многие другие. Чего только стоит описание Петербурга, это мрачности и безысходности.

Главным героем является студент питерского университета по имени Родион Раскольников. Он живет достаточно бедно, не имеет денег и вообще очень депрессивный парень, но относительно умный и образованный.

Раскольников снимал комнатку у одной старушки. Та была очень ворчливой, злой, жадной и скверной. Ее звали Аленой Ивановной. В ходе сюжета произведения Родион Раскольников убивает эту злобную Алену Ивановну. Одобрительным сигналом к этому действию служит подслушанный им разговор в поезде двух студентов, которые также обсуждали, как было бы хорошо, чтобы Алены Ивановны не стало. Так было бы лучше десятерым, при условии устранения одного человека.

Тогда она пришел и убил старуху, а по случайности еще и не вовремя появившуюся ее сводную сестру, которая была вовсе ни в чем не виновата. Но так почему Раскольников пошел на преступление? Достиг ли он той цели, которой желал достигнуть? В своем романе Федор Михайлович дает нам, читателя, ответ на данный вопрос.

Мне кажется, что Раскольников пошел на преступление не столько из-за бедности, сколько из-за упрямства мозга, собственных идей и гипотез.

Основная причина преступления, совершенного главным героем, – это желание проверить теорию Ницше о Сверхчеловеке. Родион считал, что он обладает тем самым правом человека, превосходящего всех по разуму и силе, что он может по совей воле и желанию лишать права жизни существ, которых он считает не полезными, а даже вредными. Так он и поступил со старухой.

Деньги ее он взял, но не использовал, а спрятал под камнем. в течении произведения, мы можем понять, что Раскольников все-таки беспокоится о том, что убил человека, ведь он даже начинает болеть физически.

Что толкнуло Родиона к такому поступку? Скорее всего, это безысходность бытия и ненасыщенность жизни в столице России. Об этом всеми образными средствами повествует Федор Михайлович.

Читайте также:
Средства художественного изображения внутреннего мира человека в романе Ф. М. Достоевского Преступление и наказание (Особенности психологизма): сочинение

Вариант 3

В романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» речь идет о бедном студенте Родионе Раскольникове, о его действиях и мыслях. В какой-то момент молодой человек совершает убийство старухи-процентщицы и ее сестры Лизаветы, которая является человеком добродушным и безобидным. Преступление, безусловно, страшное, но стоит ли воспринимать Раскольникова как отрицательного персонажа? Попробуем найти ответ на этот вопрос.

Родион это красивый молодой человек, в чьих словах и действиях мы видим внутреннее достоинство, благородство и бескорыстие. Молодой человек готов помочь каждому – он вытаскивает детей из пожара, делится последними крохами с отцом погибшего друга и дает деньги на похороны совершенно незнакомого ему человека. Раскольников ненавидит тех, кто способен пройти мимо страдающего человека. В герое таких черт нет. Но, внезапно, он совершает тяжкое преступление. Как же так? Достоевский показывает нам, что Родион, будучи человеком гуманным и радеющим за каждого, совершает свое злодеяние из-за некой своей идеи. А эта идея родилась в душе героя из-за жесточайшей несправедливости в обществе того времени. Состояние, в котором находился Раскольников, породила абсурдную теорию, которая, в конце концов, вылилась в преступление.

Раскольников желает следовать своей теории, где все дозволено, но вместе с тем, в его сердце находится огромная любовь к людям. Из этого вытекает жестокое противоречие. Раскольников всей душей ненавидит так называемых «хозяев жизни», но его идеи все больше и больше сближают героя с негодяями Лужиным и Свидригайловым. Оба этих персонажа искренне верят в то, что правда всегда за сильным, а значит сильному все дозволено.

Свидригайлов говорит Раскольникову о том, что они очень похожи, и Родион, с ужасом понимает, что это так, пусть их преступления и совершены по разным мотивам. Свидригайлов человек противоречивый: с одной стороны он добрый, ему не чужды честь и честность, он помогает детям Мармеладовых, совершает много добропорядочных поступков. Но, вместе с тем, не стоит забывать, что именно он оскорбил честь Дуни. Да и смерть супруги персонажа была весьма странная. Свидригайлова нельзя причислить ни к плохим, ни к хорошим. Но и серым назвать его также нельзя. Это персонаж, в котором борются добро и зло, но, в конце концов, победителем становится именно зло – Аркадий Иванович совершает самоубийство.

А вот Лужин намного более простой человек. Он ничтожество, которое мечтает унизить каждого, кто осмелится сказать ему хоть слово. Этого персонажа никак нельзя противопоставить Родиону.

Теория, которая должна была вывести Раскольникова из тупика, наоборот завела его в самый беспросветный тупик. Герой страдает, он не может находиться рядом с близкими людьми, его ничего не радует, он будто бы отрешен от всего, что происходит вокруг.

Достоевский, будучи тонким психологом, сумел раскрыть своего персонажа со всех сторон, обнажить все его помысли и мотивы. И мы жалеем Раскольникова, который желая помочь миру, сам оказался в таких глубинах, из которого уже не смог выбраться.

Преступление и наказание (4 вариант сочинение)

Действия в романе разворачиваются в Санкт-Петербурге. Основной герой Родион Раскольников совершает главное преступление в своей жизни. На Родиона обрушивается наказание, которое является основной идеей романа. Парень учится в Петербурге и испытывает настоящую нищету. Родион очень восприимчив. Он много гулял и видел мучения и жизнь простого народа. Раскольников видел бедность, алкоголизм, унижения, смерть и проституцию. Роман писателя стал жестоким вердиктом обществу. Знакомство с Мармеладовым и Соней подтолкнуло студента к бунту. Бедный студент решает отомстить за обездоленного и поруганного народа.

На преступление Родион идет из-за своего безвыходной ситуации. Нищенство подтолкнуло Раскольникова оставить обучение на юридическом факультете. Поскольку у студента не было денег на обучение. У героя повышается озлобленность. Он хочет учиться и радоваться жизни. Унижения и бедность подталкивают героя на преступление. Студент убил старуху-процентщицу ради завладения ее драгоценностями и деньгами. Несмотря на свою цель, Раскольников так и не воспользовался богатством умершей старухи.

Также герой идет на преступление ради своих близких. Его родственники, а именно сестра и мать проживали вдали от Петербурга. Родион получил послание от матери, в котором говорилось, что младшая сестра Дуня собиралась выйти замуж за Лужина ради спасения Родиона и матери. Раскольников не может принять такую жертву. Еще одной причиной убийства считается теория и идея самого героя. Его идея проявляется при размышлениях и спорах с Порфирием Петровичем. Его идея была основана на сословных разрядах. Низкое сословие проживало в настоящей нищете. Люди из низкого слоя считались обыкновенными. Необыкновенные люди относились к высшему обществу и были разрушителями. Богатые люди вправе нарушать закон и оставаться безнаказанными.

Родион использовал теорию в своей жизни и пытался найти свое место в обществе. Раскольников как Наполеон не собирается сдаваться и самоутвердиться. Основываясь на теории, герой пошел на преступление. Потом начались его страдания и мучения. Трагичность героя основана на его ложной теории. Ложная идея завела героя в тупик. Родион отгородился от общества и мира и перестал радоваться жизни. В кульминации романа Раскольников ради искупления признается следователю в преступлении. Перед самым признанием Родиона мучают сомнения. Он решил признаться в совершенном убийстве по совету Сони.

По роману Преступление и наказание

Популярные сочинения

Образ города Петербурга в поэме «Медный всадник» представлен автором с двух сторон, со стороны неповторимой красоты и величия, и другой совсем не парадная сторона, которая была не такой приметной и пугающей стороны мрачного города.

В истории человечества было много случаев, когда определенная категория людей отроду не знала свободы и приравнивалась к вещи. Эта категория именовалась крепостными. Эти люди не имели своей жизни

Читайте также:
«Бедные люди» — первый роман Ф. М. Достоевского: сочинение

Главой семьи Болконских является Николай Андреевич, он генерал в отставке. Честный и неподкупный мужчина преклонных лет является князем, который очень сильный как личность

Мое отношение к «Преступлению и наказанию» Ф.М. Достоевского

Мое отношение к «Преступлению и наказанию» Фёдора Достоевского положительное. Мне очень нравится это произведение. Я считаю его одним из лучших в мире русской литературы. Достоевский рассказывает о преступлении и наказании, используя два параллельных сюжета. Один – внешний: он происходит на улицах и в зданиях Петербурга, а второй – внутренний: происходит в душе самого Раскольникова. Сначала Родион совершает преступление в уме, согласившись со своей совестью, а дальше действует. Также и наказание он получает от самого себя и только потом уже сдается на милость властям. По детальным описаниям автора мы понимаем, что внутри ему намного хуже, чем снаружи.

Безусловно, в центре романа стоит главный герой – Родион Романович Раскольников. Большая часть произведения посвящена его философским размышлением над жизнью и ролью человека в ней. Все остальные персонажи раскрываются через Раскольникова или же дополняются в его образе. Это молодой студент, который прибыл в Петербург учиться и искать свое место под солнцем. Он очень добрый и милосердный, ему не чужды человеческие страдания и боль. Но в поисках земли под ногами главный герой потерял себя. Он живет и бредит мыслью об «обыкновенных» и «необыкновенных» людях.

Согласно его теории, некоторые люди рождаются для размножения и обыкновенной бытовой жизни, а некоторые для высших целей. Вот таких «необыкновенных» людей очень мало на земле, но Раскольников наделяет их привилегиями. Он говорит, что они имеют право переступить не только через юридический закон, но и через моральный. «Необыкновенный» человек может дать себе разрешение на убийство по совести.

Как и все молодые люди, Раскольников – максималист. Он приехал в город найти себя и почувствовать, что он кому-то нужен в этой жизни, кроме матери и сестры. Но не тут-то было. Ему очень сложно. Он живет в дряхлой комнатушке, более похожей на шкаф, и носит вещи, в которых стыдно не только показаться в приличном обществе, а и выйти на улицу. Все деньги, которые есть у Раскольникова, он получил от матери. Единственным способом, благодаря которому он сможет подняться в своих глазах, является его теория об «обыкновенных» и «необыкновенных» людях. Именно поэтому он и причисляет себя к «необыкновенным» и позволяет убийство по совести.

Среди литературных критиков и читателей находятся те, которые жестко критикуют Родиона Раскольникова как убийцу либо же прощают ему этот большой грех. Я отношусь ко вторым. Я не оправдываю его поступок, но считаю, что каждый человек заслуживает на то, чтобы быть выслушанным и понятым. Тем более такой, как Раскольников, который носил в себе этот грех, пока тот пожирал его со средины. Нельзя понять мотивы убийства. От этого преступление не становится меньшим и не может вовсе исчезнуть. Но можно заглянуть в душу этому человеку, ведь Достоевский сделал буквально все, чтобы Родион Романович стал открытой и понятной книгой для нас.

Раскольников каждый день видел вокруг себя бедноту и нищету. Это угнетало его, он хотел поменять что-то. Ему было больно не только за себя, но и за других людей, которые также мучатся в этой жизни. Родион – убийца с сердцем. Он и убил собственно для того, чтобы забрать у старухи деньги и отдать нищим, тем, кто в них нуждался. Но его затея провалилась.

Все началось и кончилось на убийстве. Это оказалось намного тяжелее, чем он себе представлял. Его совесть не выдержала такой нагрузки. Она точила его, как червь, не давала покоя, нашептывала на ушко страшные вещи. Раскольников начал от этого сходить с ума. Он хотел приблизиться к кумиру многих – Наполеону, но в результате запятнал свою чистую, искреннюю, любящую душу. Если мы ставим себе в пример таких «больших» людей, как Наполеон и Гитлер, из-за чьих амбиций умерли миллионы, то у нас просто нездоровое общество.

Я считаю, что «необыкновенным», если оперировать терминологией главного героя, Родион Раскольников был до убийства, а вот это преступление сделало его «обыкновенным». Достоевский не без основания написал роман о том, что Раскольников убил старушку. Он прекрасно знал, что для нас, людей, самое большое преступление – это убийство. Но в глазах Бога, нашего Творца, даже мелкая ложь – это преступление по совести. Позволить себе переступить через закон совести – не обязательно означает убить кого-то. Большинство людей совершают мелкие преступления против своей души и только единицы остаются «чистыми». Поэтому я утверждаю, что Раскольников стал «обыкновенным», как только позволил себе убить. Ведь преступление же не в том, что убил, это последствие, а в том, что «переступил» через закон совести.

Если возвратиться к самой идее Раскольникова, то, по моему мнению, она в самом корне провальная. Можно ли согласиться с тем, что люди делятся на «обыкновенных» и «необыкновенных»? Никак. Хотя бы потому, что все люди одинаковы. Иногда мы, как и Раскольников, смотрим на этот мир и видим богатых и бедных, на джипах и на велосипедах, в золоте и в ветоши. Это наводит на мысль о том, что, возможно, большинство из богатых людей позволили себе «переступить» через моральный (а может быть и юридический) закон по совести. Именно это и позволяет им жить в роскоши, не думая о завтрашнем дне.

Я согласна с этим, вот только не все богатые позабыли о слове «совесть». Есть среди них и такие, которые прошли тернистый путь к лучшей жизни, ни разу не позволив себе даже в мыслях совершить самое незначительное преступление по совести. Но не это главное. А то, что те, которые преступили через закон, не стали «необыкновенными» и никогда не станут. Все люди одинаковы. Все мы приходим в этот мир ни с чем, чтобы пожить здесь и уйти с лица земли с тем самым «ничем». Никто из нас не сможет поменять то, что устанавливалось веками. Никто, кроме Бога, не сможет восстановить на земле справедливость. Единственное, что мы можем сделать, – это изменить самых себя, стать духовно такими, как Соня Мармеладова.

Читайте также:
Достоевский Ф. М. Гениальность писателя неоспорима: сочинение

Именно Соня открыла глаза Раскольникову на его поступки. Сначала он считал ее глупой, ему было жаль эту девушку. Но потом он понял, что Соня – это ангел в плоти. Почему я ставлю в пример именно Соню? Потому что, пребывая в такой же нищете, как Раскольников, зарабатывая на жизнь грешным делом, чтобы прокормить семью, она не потеряла главного – чистоту своей души. Вот, что важно: всегда, при любом расположении, оставаться человеком. Только в конце романа Раскольников понимает, кто на самом деле достоин того, чтобы быть примером для других людей: известный великий Наполеон или же бедная внешне, но богатая внутренне Соня. Я люблю этот роман Федора Достоевского. «Преступление и наказание» – это размышления над тем, кто мы и зачем мы приходим в этот мир. Естественно, что в этом романе важно все: и люди, и время, и место. Данное произведение никогда не потеряет своей актуальности, даже через сотни тысяч лет.

Сочинение: Сны Раскольникова в романе «Преступление и наказание»

(504 слова) Психологический роман «Преступление и наказание» великого русского писателя Ф.М. Достоевского изобилует разнообразными литературными приёмами, призванными раскрыть читателю историю персонажей. Одно из самых важных мест в произведении занимает описание снов главного героя книги.

Первый сон настигает героя в тот момент, когда он стоит на жизненном перепутье. Раскольников, находясь в полубезумном состоянии, никак не может решиться на убийство старухи. Во сне он видит эпизод из своего детства: гуляя с отцом, он сталкивается с весёлой компанией на телеге, которую не может сдвинуть с места худая усталая кляча. В ярости хозяин вместе с друзьями жестоко избивает лошадь кнутом, потом использует для этого дела оглоблю, и в итоге добивает несчастное животное железным ломом. Маленький Родион плачет и кричит, глядя на эту жестокость, обнимает и целует умирающее животное, а потом бросается на живодёра с кулаками. Автор показал, какое отвращение Раскольников питает к насилию. Главный герой понимает, что не способен отнять жизнь человека, если даже смерть бессловесной лошади вызывает у него такой эмоциональный отклик. В этот момент Родион готов отказаться от убийства. Однако обстоятельства складываются совсем по-другому.

Второй сон выступает как противовес первому. Именно в нём отражается мечта Раскольникова, которую он намеревается осуществить с помощью своей теории. Мы видим безжизненную пустыню, в сердце которой герой создал маленький цветущий оазис. В этом сне перед читателем предстаёт непомерная гордыня главного героя, видящего себя спасителем человечества, которому суждено создать маленький идеальный земной рай даже ценой гибели всего остального мира.

Убийство старухи-процентщицы становится переломом в повествовании, меняющим положение героя. Теперь он — не сомневающийся в себе горделивый теоретик, но состоявшийся убийца. И новые сны полностью соответствуют его нынешнему положению. Сумбурные, беспокойные, наполненные криками видения мучают Раскольникова. Так, в третьем сне полицейский поручик Илья Петрович жестоко избивает хозяйку дома, в котором снимает комнату главный герой. Полицейский олицетворяет собой правосудие в глазах Раскольникова — страшное, жестокое и несправедливое, готовое в любой момент обрушить на Родиона свою кару.

Четвёртый сон является пиком душевных страданий главного героя. Раскольников сталкивается с убитой старухой, которая беззастенчиво смеётся над ним. Одержимый гневом и ужасом главный герой хватает топор и пытается убить свою жертву во второй раз, но та только продолжает смеяться. К ней присоединяются ещё десятки голосов, которые также издевательски хохочут над тщетными попытками Родиона. Этот сон свидетельствует о близости слома главного героя. Постепенно к Раскольникову приходит осознание бессмысленности убийства. Он не смог никого спасти, не смог никому ничего доказать. И, пусть сам главный герой не признаёт этого, но постепенно он встаёт на путь покаяния и искупления.

Последний сон снится Раскольникову уже в Сибири, на каторге. Именно в этом сне наиболее чётко прослеживаются посылы самого Достоевского. Родион видит мир, в котором все люди заразились таинственными паразитами, внушившими каждому идею о его избранности и величии. Как результат, мир погрузился в хаос, люди перессорились между собой и уничтожили сами себя. Данный сон является предостережением самого писателя, по мнению которого, новый капиталистический мир, забывший о христианском человеколюбии и поставивший на пьедестал человеческий эгоцентризм, неизбежно движется к своей гибели.

Сны в романе Достоевского, детально отображая внутреннее состояние героя, развиваются вместе с ним. Видения героя проходят свой путь от метаний Раскольникова в самом начале до пророчества писателя в эпилоге.

Если Вам чего-то не хватило в данной работе, пожалуйста, сообщите об этом в комментариях Многомудрому Литрекону, он все исправит.

Сны в романе Достоевского «Преступление и наказание»

Автор: Guru · 30.01.2018

Родион Раскольников, как известно, придумал собственную теорию, разделив людей на «тварей дрожащих» и «право имеющих», разрешив тем самым «кровь по совести». В течение всего произведения доказывается несостоятельность этой гипотезы. Одним из выдающихся средств автора в борьбе с идеологией ненависти являются сны. Они представляют собой символы, расшифровка которых – ключ к понимаю сложного и многоярусного замысла Достоевского.

Читайте также:
Мотивы преступления Родиона Раскольникова в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»: сочинение

Сны Раскольникова

  • О забитой лошади. Уже первый сон главного героя показывает его истинные черты и раскрывает его способность к состраданию. Раскольников переносится в детство, видит лошадь, которую бьют кнутом озверевшие люди. Этот эпизод доказывает неоднозначность характера молодого теоретика, который, сопереживая в своём сне бедному животному, в реальности готовится к убийству человека. Данный сон становится символическим выражением мира, переполненного насилием, страданием и злом. В нем противопоставляется кабак, как олицетворение безобразного,низменного мира, и церковь, с которой у Раскольникова связаны печальные, но светлые воспоминания. Мотив спасения от ужасного мира действительности с помощью веры будет и дальше прослеживаться на протяжении всего романа.
  • Об Африке. Незадолго до рокового поступка Раскольникову привиделась во сне Африка. Он видит оазис, золотой песок и голубую воду, которая является символом очищения. Это сновидение является антитезой ужасной повседневной жизни героя. Важной деталью становится то, что Родиону снится Египет. В связи с этим во сне появляется мотив наполеонизма. Египетский поход был одним из первых, предпринятых Наполеоном. Но там императора ждала неудача: войско было поражено чумой. Так и героя ожидает не триумф воли, а разочарование в финале его собственного похода.
  • Об Илье Петровиче. После убийства старухи-процентщицы молодой человек находится в лихорадке. Жар провоцирует еще два сновидения. Первое из них об Илье Петровиче, который избивает владелицу съемного жилища Родиона. Из него видно, что Раскольников не переносит издевательств над человеком, каким бы плохим он ни был. Также нетрудно понять, что у Родиона Романовича Раскольникова возникает страх перед формальным наказанием (законом). Этот факт находит свое олицетворение в фигуре полицейского.
  • О смеющейся старухе. Раскольников возвращается на место преступления, где содеянное им убийство почти повторяется. Разница состоит в том, что в этот раз старуха смеялась, издеваясь над героем. Это может говорить о том, что, убивая старуху, он погубил и себя. Испугавшись, Раскольников бежит с места преступления. В этом сне Родион ощущает ужас разоблачения и стыда, который мучает его на самом деле. Кроме того, данный кошмар подтверждает то, что главный герой морально не был способен на убийство, оно было болезненно им воспринято и стало причиной его дальнейшего морального самоуничтожения.
  • Сон на каторге. Последний сон героя окончательно подтверждает несостоятельность гипотезы Родиона. «Ему грезилось в болезни, будто весь мир осужден в жертву какой-то страшной, неслыханной и невиданной моровой язве» — убийца видит, как реализуется его замысел о «спасении» всего сущего, но на практике выглядит он ужасно. Как только благодаря софистическим умозрительным рассуждениям исчезает грань между добром и злом, люди погружаются в хаос и теряют нравственные основы, на которых зиждется общество. Сон противопоставляется теории: герой полагал, что «людей с новой мыслью необыкновенно мало рождается», а в сне сказано, что мир рушится от недостатка «чистых людей». Таким образом, это сновидение способствует искреннему раскаянию Раскольникова: он понимает, что нужно не вычурное мудрствование от лукового, а искренние и добрые поступки, противопоставленные злу и пороку.

Сны Свидригайлова

Свидригайлов — персонаж, которому также снятся символические сны, пронизанные глубоким смыслом. Аркадий Иванович — пресытившийся жизнью человек. Он равно способен как на циничные и грязные поступки, так и на благородные. На его совести лежат несколько преступлений: убийство жены и самоубийства слуги и оскорбленной им девочки,которой было всего 14 лет. Но совесть его не тревожит, лишь сны передают скрытую, неизвестную самому герою сторону его души, именно благодаря своим сновидениям Аркадий Иванович начинает видеть всю свою подлость и ничтожество. Там он лицезреет себя или отражение своих качеств, которые ужасают его. Всего Свидригайлов видит три кошмара, причем грань между сном и явью настолько размыта, что порой трудно понять, видение это или реальность.

  • Мыши. В первом сне герою мерещатся мыши. Мышь считается олицетворением души человека,зверьком, который быстро и почти незаметно ускользает, как дух в момент смерти. В христианской Европе мышь была символом злой, разрушительной деятельности. Таким образом, можно прийти в выводу, что в сне Свидригайлова грызун является предвестником беды, неминуемой гибели героя.
  • О девочке — утопленнице. Аркадий Иванович видит девочку-самоубийцу. Она имела «ангельски чистую душу, вырвавшую последний крик отчаяния, не услышанный, а нагло поруганный в тёмную ночь…». Точно неизвестно, но о Свидригайлове ходили слухи, что он совратил четырнадцатилетнюю девочку. Этот сон будто описывает прошлое героя. Возможно, что именно после этого видения в нем просыпается совесть, и он начинает осознавать всю низменность поступков, от которых раньше получал наслаждение.
  • О пятилетней девочке. В последнем, третьем сне, Свидригайлову снится маленькая девочка, которой он помогает без всякого злого умысла, но неожиданно ребенок преображается и начинает заигрывать с Аркадием Ивановичем. Она имеет ангельский лик, в котором постепенно вырисовывается сущность низменной женщины. Она обладает обманчивой красотой, внешне прикрывающей душу человека. В этой пятилетней девочке отразилась вся похотливость Свидригайлова. Это больше всего его и испугало. В образе демонической красоты можно увидеть отражение двойственности характера героя, парадоксальное сочетание доброго и злого.

Проснувшись, Аркадий Иванович ощущает свое полное духовное истощение и понимает: сил и желания жить дальше у него нет. Эти сны раскрывают полное нравственное банкротство героя. И, если второй сон отражает попытку воспротивиться року, то последний показывает все уродство души героя, от которого никуда не деться.

Значение и роль снов

Ю.Ф.Карякин, литературовед, публицист и автор работ о творчестве Достоевского, пишет следующее:

Сны у Достоевского – это обнаженная совесть, не заговоренная никакими успокоительными, славными словечками.

Таким образом, в сновидениях раскрываются истинные характеры героев, в них показано то, в чем люди боятся признаться даже самим себе.

Читайте также:
Кто Раскольников: преступник или фанат идеи? (сочинение-рассуждени по: сочинение

Сочинение Сны Раскольникова в романе Преступление и наказание Достоевского (роль снов)

Сны в литературных произведениях носят символический характер. Особенно это хорошо прослеживается у Ф.М. Достоевского. Так, например, в романе «Преступление и наказание» такие сны снятся двум героям Родиону Раскольникову и Аркадию Свидригайлову. Оба этих персонажа являются центральными. Сны раскрывают суть их характера и являются голосом совести. Ю.Ф. Карякин, автор работ о творчестве Достоевского сравнивает сны с обнажённой совестью, которую ничем не успокоить и не заговорить.

Героя Раскольникова на протяжении всего романа посетило пять сновидений. Ему снилось: забитая лошадь, страны Африка и Египет, Илья Петрович, помощник квартального надзирателя, смеющаяся старуха-процентщица и смертельная каторга.

Сон про забитую лошадь раскрывает характер Раскольникова. Показывает его не однозначность. Во сне он видит лошадь, которую очень сильно избивает кнутом. Во сне раскольников жалеет бедное животное. Этот эпизод показывает противоречивость в характере молодого человека. В сновидении он переживает о животном, а наяву готовит убийство человека. Этот сон также является символом мира, в котором живёт только насилие, зло и страдание.

Незадолго до убийства старухи процентщицы Родиону снится сон про Африку и Египет. Ему снится оазис и золотой песок. Их принято считать символами очищения. Египет отражает поступок героя. Идёт сравнение с Наполеоном. Как известно, первый поход император совершает на Египет. Однако страна встречает Наполеона и его войско не дружелюбно. Войско поражает чума. Многие умирают. Император остаётся ни с чем. Так и у Раскольникова рушатся его большие планы. В конце своего похода на дело он разочаровывается.

Убив старушку процентщицу, студент не находит себе места. Он боится, что его поймают. В то же время он начинает раскаиваться в своём поступке. Раскольников впадает в лихорадку, жар которой, провоцирует у юноши ещё два сновидения. Первый сон – это сон о помощнике квартального надзирателя Илье Петровиче. Во сне Илья Петрович избивает хозяйку комнаты, которую снимал Родион. Из сна видно, что юноша не может переносить, когда издеваются над человеком. Даже если этот человек состоит из одних недостатков.

Во сне о смеющейся старухе Раскольников снова находится на месте преступления. Только в этот раз старуха смеётся над ним и всячески издевается. Молодой человек с ужасом убегает от неё и из её квартиры. Этот сон может говорить о том, что Родион, хотя и совершил чудовищное убийство, но морально к нему не был готов. В результате мучился. Он пытался сам себя уничтожить психологически.

Последний сон подтверждает искреннее раскаяние героя. Ему снится, что весь мир осуждён в жертву какой-то неизвестной смертельной болезни. Также этот сон опровергает теорию студента о том, что люди делятся на две категории: на тварей дрожащих. И на тех, кто право имеет. По сну получалось, что нет в мире чистых людей не внешне не внутренне. Из-за чего мир рушится. После такого сна юноша понимает не состоятельность своей теории. И признаёт, что лучше совершать искренние поступки, чем мудрствовать.

Второй персонаж, которому снятся символические сны – это Аркадий Свидригайлов. Герой в романе описывается как человек, которому надоела жизнь. Он мог быть способен как на благородные поступки, так и на циничные. За свою жизнь Свидригайлов совершил ряд преступлений. Он убил жену. Довёл до самоубийства оскорблённую им четырнадцатилетнюю девочку и собственных слуг. Сны отражают его подлую натуру. Благодаря снам, Аркадий осознаёт свою сущность. И она приводит его в ужас. Всего у Свидригайлова было три сновидения. Причём это были кошмары. И не просто кошмары, а такие, увидев которые, Свидригайлов переставал понимать, где сон, а где реальность.

Первый сон про мышь. Считается, что мышь это душа человека. А в христианской Европе маленький зверёк обладал разрушительной и злой силой. А если человек видел грызуна во сне, то такой сон предвещал беду. Возможно и гибель сновидца.

О Свидригайлове ходили разные слухи. Говорили о том, будто он совратил девочку-подростка. Однажды Аркадию снится сон о девочке-утопленнице. Именно после этого сна героя начинают терзать муки совести.

Последний сон был о пятилетней девочке, которая быстро превращалась в игривую женщину. Она была красива, и напоминала ангела. Однако это был лишь обман. В пятилетней девочке ярко отразилась похоть героя. И это серьёзно его испугало. А необыкновенная красота показывала двойственность характера. В нём сочеталось и доброе и злое. После таких снов, Аркадий Иванович чувствует себя опустошённым и духовно, и физически. Он понимает, что не может больше так жить.

Таким образом, сны – это отражение действительности. В них раскрываются истинные характеры. Порой, сновидения показывают то, в чём люди не могут признаться даже себе.

2 вариант

В русской классической литературе такой художественный прием как сны используется часто и имеет большое значение для определения социально-философского стержня всего произведения.

К нему прибегали такие столпы мысли как Гончаров, Лермонтов, ну и, конечно же, сам Александр Сергеевич Пушкин.

Федор Михайлович Достоевский использует прием снов для более глубокого определения и раскрытия личности Родиона Раскольникова. Именно во сне будут сброшены все маски, и человек останется практически духовно-нагим перед читателем, проявить действительные свои мысли и чувства.

Первый сон показан в романе еще в пятой главе до убийства старухи. Раскольников видит свое детство, прогулку за руку с отцом. И вдруг спокойная идиллия нарушается молодым мужичком, погонщиком Миколкой, который забивает чахлую лошаденку, когда у той не остается сил, чтобы тащить воз. Не просто бьет, а продолжает зверства поленом.

Читайте также:
Раскольникова Пульхерия Александровна — мать Раскольникова: сочинение

Детская чистая душа Родиона всеми силами противится отвратительному образу погонщика. Этим автор подчеркивает связь между маленьким Родей и человеком, готовящим преступление.

Не случайно Федор Михайлович и называет молодого мужичка – погонщика из сна и красильщика, взявшего на себя вину Раскольникова, одним и тем же именем, Именем святого Николая чудотворца.

Весь дрожа, как загнанная лошадь, Раскольников лег на диван. И это определение не случайно. Достоевский дает возможность читателю понять, что Родион является и жертвой этого мира и своей сущности, равно как и палачом.

На протяжении всего романа сны Родиона Раскольникова показывали его отношение, развитие собственной теории индивидуализма.

Так, в последнем сне, уже на каторге, он больше грезит, а не спит, находится в полузабытье. И видится ему, что мир принесен в жертву страной моровой язве, где люди имеют только свое истинно верное мнение, превращаются в зверей и пожирают друг друга, вместо того, чтобы возделывать землю и заниматься ремеслами. Они становятся бесноватыми, как сам охарактеризовал их Родион. Мир гибнет в его сне, становясь полным хаосом и горя в огне.

Характерно то, что пропагандируемый Раскольниковым индивидуализм, в конце романа сам герой уже называет бесноватостью.

Именно во снах происходит анализ и переосмысление всех жизненных основ Родиона Раскольникова. К нему приходит осознание, что первоначальные его идеи противны душе и всему человеческому сознанию.

Сочинение Роль снов

Сны в “Преступлении и наказании” играют очень большую роль. В них сокрыты параллели с реальностью, которую проживают главные герои, их потаенные мысли и страхи. Также они полны символов, вместе складывающихся в единое целое; за ними скрыта суть романа Достоевского. Наибольшее внимание уделяется двум очень сложным с точки зрения психологии персонажам: Раскольникову и Свидригайлову.

Родион Раскольников видит на протяжении всего произведения пять снов. Первый его настигает после встречи с нетрезвой девушкой на бульваре. Он затрагивает детство героя и жизнь в родном городе, скучном и сером. Краски вокруг мрачные, лишь только местная церковь выделяется на унылом фоне. Особенно сильно она контрастирует с находящимся неподалеку кабаком, олицетворявшем в глазах маленького Родиона низшие людские пороки и зло. Их близкое расположение не случайно: тем самым автор хочет показать, что, даже когда человек сошел с верного пути, у него есть шанс найти искупление в религии.

Также в этом сне фигурирует убийство лошади кнутом. Сцена показывает, что отношение Раскольникова к насилию никогда не менялось. В глубине души Родион испытывает к нему отвращение, пусть и пытается выдумать оправдание своим планам на старуху-процентщицу.

Второй сон повествует о далекой Африке. Голубой оазис посреди пустыни – последний шанс на спасение, не только от жажды, но и от греха. Важную роль сыграло сравнение с Наполеоном, ведь его первые походы были на Египет. Как и тщеславный французский полководец, проигравший в первом бою, он не получит удовлетворения от совершения преступления.

Последующие сны Раскольникова выражают чувство его вины и тревоги из-за содеянного. В одном нам ним смеётся старуха, как будто сама судьба, заставляющая чувствовать раскаяние; в другом Родион становится свидетелем издевательств и не может их стерпеть. Оба эти видения показывают, что в герое до сих пор осталась человечность, мешающая смириться с произошедшим и желающая отыскать прощение. Пятый сон – кошмар, в котором мир погружается в хаос – окончательно убеждает Раскольникова в том, что важны не заумные теории, а не добрые и искренние поступки.

Свидригайлов тоже видит сны, которые постепенно раскрывают его внутреннюю сущность, спрятавшуюся за маской циничного подлеца, лишь изредка по внезапному хотению способного на благородство. Через них Аркадий Иванович видит, насколько он на самом деле ничтожный и слабый человек, предавшийся пороку и давно лишившийся шанса на спасение.

Образец 4

В своем социально-философском романе Достоевский очень хорошо показал, как соединяется реальность с подсознанием, используя различные художественные приемы. Как один из таких приемов, автор задействует сны Родиона Раскольникова. Описание сновидений героя дает нам возможность увидеть его подробный психологический портрет, его внутренние конфликты и душевные муки. Ведь именно во сне человек становится самим собой, говорит и думает без прикрас, действует так, как он хочет, в отличие от реальной жизни, где он скован социальными рамками и общественным мнением.

В течение всего романа Раскольников видит символические сны. В первом сне, еще до убийства старухи, он видит себя семилетним мальчиком, идущим с отцом за руку, мимо большого кабака. Это место и его шумные обитатели вызывали в нем отвращение и страх. Далее он видит, как пьяный мужик Миколка и другие усаживаются гурьбой в телегу, запряженную всего лишь одной тощей саврасой кобылкой. Бедное животное не может двинуться с места, а Миколка, обезумев от злости, начинает нещадно сыпать ударами по бокам кобылы. Остальные кричат и хохочут, а маленькому Родиону жалко кобылку до слез, и он смотрит на эти зверства в беспомощности.

Проснувшись, Раскольников испытывает ужас и омерзение от увиденного насилия, он рад, что это был всего лишь сон, но вместе с тем начинает задавать себе вопрос, как же он сам решится на жестокое убийство? Как сможет занести топор над головой живого человека, как будет скользить в теплой крови, грабить, а потом прятаться?

Накануне преступления, пребывая в болезненном состоянии, он видит еще один сон, в котором он будто находится в Египте, вокруг него золотой песок, голубая вода, красивые камни. Такая картина является полной противоположностью действительности, в которой он находится. Египетская пустыня символизировала собой новый мир Раскольникова, о котором он так мечтал и надеялся построить.

Читайте также:
Вопрос греха и добродетели в романе «Преступление и наказание»: сочинение

После совершения преступления он чувствует себя ужасно, впадает в беспамятство, и видит очередной кошмар: полицейский Илья Петрович почти до смерти избивает хозяйку квартиры, в которой живет Раскольников. Он слышит крики и вопли хозяйки, звуки ударов и хрипящий голос полицейского, выкрикивающий безобразные ругательства. От испуга его бьет дрожь, он понимает, что Илья Петрович придет и за ним, но ничего не может сделать, ни спрятаться, ни убежать, ни затворить дверь. Все его существо снова противится жестокости, тому, что сделал он со старухой, но разгоряченный мозг твердит о правильности его теории, что убийство-это естественное явление в жизни. Но этот кошмар показывает нам, насколько Раскольников боится быть пойманным, опозоренным, он понимает, что сотворил нечто страшное и необратимое.

В четвертом сновидении герой идет вслед за таинственным человеком, который подзывает его рукой. Он ведет его в квартиру процентщицы, а затем исчезает. Раскольников узнает это место, а затем видит и саму старуху, сидящую на стуле и прячущую лицо. Он хватает топор и начинает бить ее по голове, но удары не вредят ей, как бы сильно он не бил. Он заглядывает ей в лицо и видит, что она смеется, и люди в соседней комнате тоже начинают смеяться. Этот сон показывает, что его теория и попытки изменить мир смешны, что все было тщетно и бесполезно. Он убил людей просто так, ничего, кроме страданий он не получил, а только загубил свою жизнь.

Мы видим, как в самом начале подсознание главного героя пытается с ним говорить посредством первого сна, уберечь от ошибки. Но Раскольников игнорирует этот знак, охваченный идеей своеволия и принципом разделения людей на категории. Остальные сны тоже имеют важное значение, посредством их мы видим, что испытывает герой, как он мучается и борется с самим собой.

Сны Раскольникова и их значение в романе

«Преступление и наказание» роман великого русского писателя Ф. Достоевского. Это важный роман, поднимает сложные психологические и социальные темы. Автор писал роман с 1865 по 1866 год.

Сны Раскольникова, это очень важны в романе, они безусловно отображают, суть личности Раскольникова, его переживания, которые и толкнули его на преступление (на всю его судьбу).

Сон – это физическое состояние человека, когда человеческая активность значительна понижается. Мозг продолжает работать и происходит процесс бессистемного воспроизводства воспоминаний и страхов (тревог), когда человек спит он не контролирует «ход своих мыслей», мозг работает без сопротивления сознания.

В романе, множество и других символичных сцен, которые так же играют важную роль для смысла произведения.

Во время своего пребывания на каторге Достоевский, «сидел» не только с политическими «преступниками» но и с уголовными элементами. Многим из них было всё равно, они не раскаивались и охотно бы продолжили свои деяния, когда выйдут.

В середине девятнадцатого столетия, Александр Второй (наконец то) отменил крепостное право (рабство). Многие крестьяне став свободными не понимали что с ней делать, они не имели средств к проживанию и шли на дороги или в города, – грабить и убивать.

Но, были и другие, которые раскаивались и действительно перевоспитались на каторге.

Главная тема романа, ужасная бедность отдельно взятого человека (определённого слоя общества). Основную часть общества мало интересуют проблемы молодого и мучающегося молодого человека. И именно своим невниманием по сути толкает его на преступление. Раскольников безусловно виновен в убийстве старухи процентщицы, но общество виновно не в меньшей степени.

В первой части романа Раскольникову снится детство. Снится ему сон, когда он болен, у него температура, озноб.

Снится, его семья, потом отец. Далее снится улица, где находится кабак, куча хулиганов избивают маленькую лошадь, которая везёт телегу. Маленький Родион хочет заступиться, но ничего не получается. Её убивают, лежащую.

Этот сон как бы показывает, что насилие по отношению к живому существу противоречит его сути.

Во второй части романа (после убийства старухи) ему снится: какие-то странные и страшные звуки: дикие крики, вопли, звуки драки и т. д. Во сне Раскольников уверяет себя что убийство совершено верно, далее он просыпается.

Далее ему снится: он возвышается (выше) над толпой, однако люди смотрят осуждающе, и вот он видит, что старуха жива и смеётся над ним вместе с толпой.

Последний сон ему сниться на каторге. Сон показывает жестокость и мучения. Он видит до какой степени он ошибался и окончательно отказывается от своей теории (о праве на убийство).

Роль снов Раскольникова в романе Преступление и наказание

Несколько интересных сочинений

Повесть Владимира Короленко «В дурном обществе» повествует о судьбах детей. Писатель противопоставляет ребят, живущих в достатке, нищим, которые не всегда имеют средства на пропитание, кров и одежду.

Я с родителями и сестрой живу в однокомнатной квартире. Комната у нас небольшая. Стены оклеены обоями, на полу постелен светло-коричневый линолеум. На одной из стен комнаты расположено окно с подоконником и балконная дверь.

Наверное, сейчас все знают о празднике всех влюблённых – 14 февраля, некоторые его отмечают, некоторые нет, а кто-то считает, что нужно отмечать только свои, российские, праздники.

Данное произведение Достоевский опубликовал почти сразу после ссылки в 1857 году. Оно стало одним из первых произведений такого плана. В нем четко прослеживается жизнь людей тех времен.

Говоря про творчество такого замечательного писателя, как А.И. Куприн, следует отметить то, что он рассказывает в своих произведениях об искренней и настоящей любви

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: