Мой Достоевский (размышления о прочитанном) 2: сочинение

referat5vip.ru

Главное меню

  • Главная
  • Сочинения по русской литературе
  • Сочинение по картине
  • Сочинения по русскому языку
  • Анализ стихотворения
  • Биографии писателей
  • Краткое содержание произведений
  • Твори з української мови
  • Сочинения ОГЭ
  • Сочинения на ЕГЭ
  • Математика
  • Сочинения на английском
  • Шпаргалки по литературе

Мой Достоевский (размышление о прочитанном)

Творчество каждого писателя, поэта во многом определяется его судьбой. У Федора Михайловича Достоевского была очень сложная жизнь. Тяжелый характер отца, смерть матери, когда Федору было всего шестнадцать лет, арест и приговор к расстрелу, помилование, ссылка в Омский острог, потом солдатчина в Семипалатинске, смерть горячо любимого брата – все это не могло не повлиять на формирование взглядов писателя. “Сибирские повести”, “Дядюшкин сон”, “Село Степанчиково и его обитатели”, “Записки из мертвого дома”, “Идиот”.
Каждое из произведений Достоевского несет на себе отпечаток его жизни. Но. для меня Достоевский – это прежде всего “Преступление и наказание”. Странный, необычный сюжет, загадки, намеки и сочетание реальности с миром греха и фантазий.
Наверное, наиболее интересен для меня образ главного героя. Яркая, неординарная личность, в которой сосуществуют любовь и ненависть, добро и зло. Раскольников борется за свою идею, не может смириться с жизнью, калечащей тех, кого он любит. Нищета, безысходность, скука, нелепость бытия заставляют его задуматься о преступлении: “Давным-давно как зародилась в нем вся эта теперешняя тоска, нарастала, накоплялась, и в последнее время созрела и концентрировалась, приняв форму ужасного, дикого и фантастического вопроса, который замучил его сердце и ум, неотразимо требуя разрешения. ”
Весь роман соткан из противоречий: ложь и истина, теория и жизнь, смерть и возрождение, власть и бесправие, грех и праведность, преступление и наказание. Читая “Преступление и наказание”, погружаешься в мир переживаний, мыслей и чувств героя. Создается странное ощущение нереальности происходящего. Время словно исчезает, оставляя в душе пустоту.
Свою теорию Раскольников изложил в статье “О преступлении”: “Я только в главную мысль мою верю. Она именно состоит в том, что люди, по закону природы, разделяются вообще на два разряда: на низших (обыкновенных), то есть, так сказать, на материал, служащий единственно для зарождения себе подобных, и собственно на людей, то есть имеющих дар или талант сказать в среде своей новое слово. Первые сохраняют мир и преумножают его численно; вторые двигают мир и ведут его к цели. И те и другие имеют совершенно одинаковое право существовать. Все, не то что великие, но и чуть-чуть из колеи выходящие люди, то есть чуть-чуть даже способные сказать что-нибудь новенькое, должны, по природе своей, быть непременно преступниками. ” В три последние перед преступлением дня в душе Раскольникова происходит ожесточенная борьба: между идеей и совестью. Полуобморочное состояние героя передается читателю. Словно находишься на грани жизни и смерти; действительность, реальность отодвигаются, невольно заражаешься тем психозом, который владеет героем. Дальнейшие действия происходят словно во сне. Мысли путаются с видениями, так же, как и в голове Раскольникова. Невольно следишь за тем, что будет дальше, затаив дыхание. Такое сопереживание герою и даже соучастие читателя в совершении страшного, бесчеловечного и кровавого преступления (так натуралистически описанного Достоевским) свидетельствуют о высочайшем мастерстве писателя, о знании человеческой души в самых страшных ее проявлениях.
Достоевский показывает психологическое состояние своего героя перед преступлением, а также шаг за шагом следит за тем, как чудовищный, первоначально фантастический план воплощается в реальность, в действие, в поступок. Последними шагами на пути к преступлению бывшего студента Раскольникова, “задушенного бедностью”, стали история Сони, рассказанная “пьяненьким” Мармеладовым в трактире; письмо матери о Дунечке, сестре, “всходящей на Голгофу”; встреча с пьяной обесчещенной девочкой на Конногвардейском бульваре. Раскольников отделяется, преступает вечные нравственные законы. Убийство старухи – единственный, решающий, первый и последний эксперимент, сразу все разъясняющий: “Тою же дорогою идя, я уже никогда более не повторил бы убийства. ”
И далее весь роман — путь от идеи. Наказание Раскольникова — в неспособности подтвердить идею, в невозможности быть верным своему идеалу. Он наказан. Но в этом, по мысли, автора, и его спасение. Если бы вынес муки совести, не сознался, не донес на себя (а ведь доказательств-то преступления Раскольникова не было, кроме одной догадки Порфирия Петровича), кем бы оказался Раскольников? Подобным Лужину и Свидри-гайлову? И признание Раскольникова, как он думает, есть признание собственной несостоятельности, собственного ничтожества (не к тому разряду людей причислил себя, не смог, сломался). Когда он идет на перекресток (по совету Сони) и целует землю, которую своим преступлением осквернил, вновь посещает его “цельное, новое, полное ощущение”: “. каким-то припадком оно к нему вдруг подступило: загорелось в душе одною искрой и вдруг, как огонь, охватило всего. Все разом в нем размягчилось, и хлынули слезы. Как стоял, так и упал он на землю. Он стал на колени среди площади, поклонился до земли и поцеловал эту грешную землю с наслаждением и счастием. ” И будто видишь, как перерождается душа героя, отступает мука, болезнь, сумасшествие, добро торжествует над злом. В Раскольникове побеждает его человеческое начало, его бесчеловечная, рассудочная теория терпит крах.
Ф. М. Достоевский – очень сложный писатель. Чтобы до конца понять, осмыслить его произведения, надо не просто прочитать (пусть даже не один раз), но вжиться в образы, поставить себя на место героев, проникнуться их переживаниями. Герой Достоевского – прежде всего личность, индивидуалист, живущий в своем мире. Может быть, именно это и привлекает: своеобразное, необычное восприятие жизни, непонятость и одиночество.

Читайте также:
Почему я выбрала Достоевского и Лескова: сочинение
Похожие материалы:
  • Достоевский: к проблеме интерпретации преступления и наказания – .
  • Сон об убийстве лошади «Преступление и наказание») – .
  • Разумихин Дмитрий Прокофьевич — бывший студент дворянин – .
  • Теория Раскольникова (по роману Достоевского «Преступление и наказание») – .
  • Раскрытие образа в романе “Преступление и наказание”: образ «маленького человека» – .
  • Преступление и Наказание – Достоевский – .
  • Проблема сильной личности в творчестве Ф. М. Достоевского (На примере романа «Преступление и наказание») – .
  • «Обыкновенный» или «необыкновенный» человек Раскольников – .
Более новые статьи:
  • Нравственно-философские аспекты в романе Ф. М. Достоевского “Преступление и наказание” – .
  • Наполеонизм в литературе (По романам Л. Н. Толстого «Война и мир» и Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание») – .
  • Наполеон Родиона Раскольникова и Наполеон Андрея Болконского – .
  • Наказание и воскресение Раскольникова – .
  • Мотивы преступления Родиона Раскольникова и есть ли ему оправдание – .
  • Мотивы преступления Родиона Раскольникова в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» – .
  • Мой Ф. М. Достоевский – .
  • Мой Достоевский – .

Самые читаемые

  • Сочинение по роману Пушкина “Дубровский” 6 класс
  • Сочинение Тургенев Муму 5 класс
  • Сочинение Мцыри 8 класс
  • Моя родина Узбекистан сочинение
  • Сочинение-волшебная сказка 5 класс
  • Любовь к родителям сочинение
  • Сочинения на тему Материнская любовь
  • Сочинение на тему Капитанская дочка 8 класс

Сочинения по русскому языку и литературе 2,3,4,5,6,7,8,9,10,11 класс.

Материалы взяты из открытых источников. Все материалы являются собственностью их авторов.

Творчество Достоевского, сообщение (кратко самое главное)

Детство и юность

Федор Достоевский родился 11 ноября (30 октября) 1821 года в семье врача московской Мариинской больницы для бедных, имевшего звание штаб-лекаря, Михаила Достоевского и Марии Нечаевой. Детство будущего писателя, его братьев и сестер прошло в Москве, в той самой больнице, где служил глава семейства. И хотя Достоевские жили более чем скромно, сам Федор Михайлович называл детство лучшей порой в своей жизни. По вечерам в семье часто устраивали чтения различных произведений: от «Истории государства Российского» Карамзина до стихотворений Жуковского, а няня Алёна Фролова рассказывала детям сказки народов мира, что и зародило в молодом сердце Федора любовь к литературе. А после получения Михаилом Достоевским права на потомственное дворянство семья обзавелась небольшим поместьем в Тульской губернии и лето проводила там.

Особое внимание в воспитании детей отводилось образованию. Отец лично преподавал своим детям латынь, а наемные учителя обучали русской словесности и французскому языку, арифметике, географии, а также Закону Божьему. Кроме того, несколько лет Федор со старшим братом Михаилом обучались в престижном московском пансионе. После того как в 1837 году Федор Достоевский потерял мать, его вместе с братом отправили учиться в Петербург – в Главное инженерное училище. Но сам Федор Михайлович уже тогда понимал, что его будущее не будет связано с точными науками, душа тяготела к поэзии и литературе.

Окончил училище будущий писатель в 1843 году и был сразу зачислен полевым инженером-подпоручиком в Петербургскую инженерную команду. Но служба по специальности продлилась всего около года, окончательно решив, что это «не его» стезя, Федор Достоевский подал в отставку и занялся литературой.

Сочинение: Актуальность творчества Ф.М. Достоевского

  • Достоевский, Фёдор Михайлович — Биография и творчество

Абельтин Э.А., Литвинова В.И., Хакасский государственный университет им. Н.Ф. Катанова

Ф.М. Достоевский — явление всемирной литературы — открыл новый этап ее истории и во многом определил ее лицо, пути и формы ее дальнейшего развития. Подчеркнем, что Достоевский не просто великий писатель, но и огромной важности событие в истории духовного развития человечества. Едва ли не вся мировая культура суммированно присутствует в его творчестве, в его образах, в его художественном мышлении. И не просто присутствует: она нашла в Достоевском своего гениального преобразователя, открывшего собой новый этап художественного сознания в истории мировой литературы.

Произведения Достоевского и сегодня остаются остросовременными, потому что писатель мыслил и творил в свете тысячелетий истории. Он был способен воспринять каждый факт, каждое явление жизни и мысли как новое звено в тысячелетней цепи бытия и сознания. Ведь если любое, даже «малое» сегодняшнее событие или слово воспринимается как звено в практическом и духовном движении истории, это событие и это слово приобретают абсолютное значение и становятся достойным предметом творчества. Знаменательно, что западная литература осваивала соотношение понятий «индивид» и «нация», а Достоевский поставил перед русской литературой реальности — «личность» и «народ».

Читайте также:
Шатов — центральный персонаж романа Ф.М. Достоевского «Бесы»: сочинение

Исключительная острота и внутренняя напряженность мысли, особая насыщенность действием, которые свойственны его произведениям, созвучны внутренней напряженности жизни нашего времени. Достоевский никогда не изображал жизнь в ее спокойном течении. Ему свойственен повышенный интерес к кризисным состояниям и общества и отдельного человека, что является на сегодняшний день самым ценным в писателе.

Художественный мир Достоевского — это мир мысли и напряженных исканий. Те же социальные обстоятельства, которые разъединяют людей и порождают в их душах зло, активизируют, согласно диагнозу писателя, их сознание, толкают героев на путь сопротивления, порождают у них стремление всесторонне осмыслить не только противоречия современной им эпохи, но и итоги и перспективы всей истории человечества, пробуждают их разум и совесть. Отсюда — острый интеллектуализм романов Достоевского, который особенно ценен в наши дни.

Произведения писателя насыщены философской мыслью, столь близкой людям нашего времени, и родственны лучшим образцам литературы XX века.

Достоевский необычайно чутко, во многом пророчески, выразил выросшую уже в его время и еще больше возросшую сегодня роль идей в общественной жизни.

Одной из главных проблем, мучавших Достоевского, была идея воссоединения народа, общества, человечества, и вместе с тем, он мечтал об обретении каждым человеком внутреннего единства и гармонии. Он мучительно осознавал, что в мире, в котором он жил, необходимые людям единство и гармония нарушены — и во взаимоотношениях людей с природой, и во взаимоотношениях внутри общественного и государственного целого, и в каждом человеке отдельно.

Эти вопросы, занимавшие центральное место в кругу размышлений Достоевского-художника и мыслителя, приобрели особое значение в наши дни. Сегодня особенно остро встала проблема о путях межчеловеческих связей, о создании гармонического строя общественных и нравственных отношений и о воспитании полноценного, здорового духовно человека.

Творчество Достоевского уходит корнями в русскую культуру прошлого до самых отдаленных веков. И в то же время оно связано со всей современной ему культурой, философией, литературой и искусством. Глубокий всемирно-исторический смысл обрели в его понимании вечно живые «Божественная комедия» Данте, образ Дон Кихота, Алексей-человек божий или Мария Египетская, так же, как Клеопатра или Наполеон оказывались для него символами судеб и переживаний человека его эпохи с их муками и исканиями. И так же он смотрел на Книгу Иова или на Евангелие, в которых видел отражение волнений человека и духовных исканий не только прошлого, но и своей эпохи. Даже в маленьком стихотворении Фета он стремился раскрыть выражение тоски человечества по идеалу. В свою очередь, изображая текущую, злободневную современность, Достоевский умел поднять ее до высот трагедии.

Стоявший перед писателем вопрос об объединении разума и морали личности и человечества с его нравственным миром, хранящим в себе опыт поколений, их совесть и мудрость, приобрел громадное значение сегодня. Достоевский побуждал думать величайших писателей XIX века, решать самые важные вопросы жизни он побуждает сегодня нас.

Н.А. Добролюбов в статье «Забитые люди» сформулировал направления напряженной мыслительной деятельности Достоевского:

Трагический пафос, связанный с болью о человеке;

Гуманистическое сочувствие человеку, испытывающему боль;

Высокая степень самосознания героев, которые страстно хотят быть настоящими людьми и одновременно признают себя бессильными.

К ним можно добавить: постоянную сосредоточенность писателя на проблемы современности; интерес к жизни и психологии городской бедноты; погружение в самые глубокие и мрачные круги ада души человека; отношение к литературе как способу художественного предвидения будущего развития человечества.

Все это делает творчество Достоевского особенно значительным, современным и масштабным для нас сегодня.

Список литературы

Ф.М. Достоевский и мировая литература. Беседа в редакции. Журнал «Иностранная литература», 1981; N 1. с. 179-214.

Русская классическая литература. Разборы и анализы. М. 1969 с. 281-306.

Кирпотин В.Я. Мир Достоевского. М., 1980, с. 12-22.

Селезнев Ю.В. В мире Достоевского. М., 1980.

Начало творческого пути

В этот период своей жизни будущее светило русской литературы много читал, особенно ему нравились произведения Оноре де Бальзака, Виктора Гюго, Уильяма Шекспира, Иоганна Шиллера и Гомера. Среди отечественных авторов Достоевский предпочитал стихи Александра Пушкина, Гавриила Державина и Михаила Лермонтова, а также произведения Николая Гоголя и Николая Карамзина.

Весной 1845 года Федор Достоевский закончил работу над своим первым романом «Бедные люди». Труд молодого дарования был восторженно принят петербургской публикой. Виссарион Белинский и Николай Некрасов не скупились на хвалебные эпитеты в адрес Достоевского. Последний даже опубликовал произведение в своем альманахе «Петербургский сборник». А вот оценка следующего творения – повести «Двойник» – была куда более сдержанной. Читатели посчитали этот литературный труд слишком затянутым и скучным, и автору пришлось перерабатывать сюжет. Однако это обстоятельство нисколько не охладило литературный пыл Достоевского, он продолжил активно писать.

Читайте также:
Общественная атмосфера конца 60-х годов и ее отражение в идеологическом романе: сочинение

Каторга

В 1847 году Достоевский, как и многие молодые люди того времени, увлекся политикой. На собраниях кружка Петрашевского он обсуждал вместе с единомышленниками проблемы российской действительности, и вошел в одно из наиболее радикальных по своим взглядам тайных обществ. В конце апреля 1849 года писатель в числе других был арестован и 8 месяцев провел в Петропавловской крепости. Приговор суда была чрезвычайно суров к литературному гению – расстрел. Но судьба смилостивилась и петрашевцам незадолго до казни смягчили приговор, но сам писатель узнал об этом только в последний момент, в день казни. Федора Достоевского отправили на каторгу в Омск на 8 лет, которую Николай I сократил до 4 лет с последующей службой рядовым в Семипалатинске. После своей коронации в 1856 году император Александр II подписал помилование.

Каторга не прошла бесследно для Достоевского, на основании этого своего жизненного опыта он написал «Записки из Мертвого дома», где рассказал о жизни каторжан. В произведении доминировали реальные факты и персонажи, но присутствовали и вымышленные. Тем не менее суровые реалии подобного исправительного труда стали для петербургской публики шоком, вернувшим литературное признание Достоевскому.

Зрелые годы

В последующие годы из-под пера писателя вышел роман «Униженные и оскорбленные», повесть «Записки из подполья», а также рассказ «Скверный анекдот». Однако политические взгляды Достоевского продолжали играть существенную роль, в 1860-е годы он вместе с братом издает журналы «Время» и «Эпоха», основанные на идеологии «почвенничества». С 1862 года писатель много путешествует. Он побывал в Германии, Италии, Франции, Швейцарии, Австрии и Британии. За рубежом Достоевский пристрастился к игре в рулетку, проигрывал большие суммы, и результатом этого жизненного опыта стал знаменитый роман «Игрок».

В следующие два десятилетия Федор Достоевский написал главные романы в своей жизни, их еще называют «великим пятикнижием» — «Идиот», «Преступление и наказание», «Бесы», «Братья Карамазовы» и «Подросток». Эти романы стали классикой мировой литературы и вошли в число самых известных и читаемых литературных произведений.

Роман «Братья Карамазовы» стал последним в жизни писателя, работу над ним он закончил в ноябре 1880 года, а 9 феврале (28 января) 1881 года великого Достоевского не стало. Писателя похоронили на Тихвинском кладбище Александро-Невской лавры в Санкт-Петербурге. Проститься с ним пришло множество людей, траурная процессия растянулась более чем на километр.

Сочинения по творчеству Достоевского

  • Сочинения
  • Достоевский
    • Теория Раскольникова и ее крах
    • Двойники Раскольникова
    • По роману Преступление и наказание
    • Сравнительная характеристика Раскольникова и Свидригайлова
    • Петербург Достоевского
    • По повести Белые ночи
    • Родион Раскольников и Соня Мармеладова
    • Образ Раскольникова в романе Преступление и наказание
    • Тема семьи в романе Преступление и наказание
    • Причины преступления Раскольникова
    • Лужин в произведении Преступление и наказание
    • Порфирий Петрович в произведении Преступление и наказание
    • Характеристика семьи Мармеладовых в романе Преступление и наказание
    • Свидригайлов в романе Преступление и наказание
    • Характеристика главных героев романа Преступление и наказание
    • Образ Петербурга в романе Преступление и наказание
    • Мармеладов в произведении Преступление и наказание
    • Лебезятников в произведении Преступление и наказание
    • Преступление и наказание — история создания романа
    • Женские образы произведения Преступление и наказание
    • Анализ «Белые ночи»
    • Мечтатель в повести Белые ночи
    • Анализ романа «Бедные люди»
    • Соня Мармеладова (Характеристика и образ)
    • Сны Раскольникова (роль и значение)

    Всем известно, что творчество великого русского писателя Федора Михайловича Достоевского вырастило огромное число почитателей его таланта. Но при этом его книги очень глубокие и философские по своей сути и каждое слово буквально наполнено пищей для мозга человека, которую ему приходится переваривать в процессе чтения. Все его книги показывают саму суть человечества, в первую очередь демонстрируя через своих главных героев пороки и комплексы всего человечества. Не зря ведь говорят, что в каждом из нас живет Раскольников. По-сути прочитав книги Достоевского и прочувствовав на себе все прелести его повествований можно пройти своеобразный бесплатный курс психотерапии и таким образом решить вопросы относительно собственных психологических проблем. Это поможет взглянуть на мир иными глазами и начать жить здорово и весело. Также стоит отметить, что книги Достоевского популярны по всему миру и переведены на множество языков. Если человек хочет в момент прокачать свои мозги, ему стоит прочитать книги Достоевского и уровень его IQ многократно повысится.

    Читайте также:
    Наказание Раскольникова: сочинение

    Ведь например тот же его роман Преступление и наказание заставляет не только сопереживать главным героям и следить за нелегкой судьбой Родиона Раскольникова, но и при этом человек проецирует все происходящее на себя и от этого ему становится явно не по себе. Это конечно же заставляет чувствовать себя болезненно, в этом собственно и была задумка Достоевского. Теперь вам ясно почему появилось точное высказывание, что в каждом из нас живет свой Родион Раскольников? Добавлю от себя, живет он в каждом из нас в большей или в меньшей степени и в разные периоды времени этот самый Раскольников или становится больше или меньше.

    Поднимается и вопрос человечности в данном романе и каждый для себя может понять как ему вести себя в тех или иных конфликтных ситуациях, как разрешать их без ущерба как для родных и близких нам людей, так и в случае с коллегами по работе, друзьями и знакомыми. Ну а сами книги Достоевского очень полезны в этом плане, поэтому следует начать их изучение, ведь это сделает не только умнее вас, но и поможет смотреть на те или иные жизненные ситуации под другими углами.

    Эссе на тему: “Письмо Ф. М. Достоевскому”

    11 ноября 2016 года исполнилось 195 лет со дня рождения Ф. М. Достоевского. Сегодня он – не только величайший прозаик, классик русской литературы, но и один из самых знаменитых мировых писателей, чьи творения знают далеко за пределами России. Более того, Достоевский уже давно является символом духовных богатств русской литературы и русской культуры в целом. Свои размышления о русской литературе я хочу изложить в форме письма к этому Великому Человеку.

    Скачать:

    Вложение Размер
    esse_pismo_dostoevskomu.docx 44.24 КБ

    Предварительный просмотр:

    Муниципальное общеобразовательное учреждение

    «Средняя общеобразовательная школа №22»

    ПИСЬМО Ф. М. ДОСТОЕВСКОМУ

    Автор работы: Нуянзина Т. Ю.

    11 класс МОУ «СОШ №22»

    Руководитель работы: Лоскутова О. А.

    учитель русского языка и

    литературы МОУ «СОШ №22»

    Письмо Ф. М. Достоевскому

    Уважаемый Федор Михайлович! Я одна из многочисленных поклонниц Вашего творчества, живущая в том далеком будущем, о котором Вы так много радели и размышляли в своих бессмертных произведениях. Нас отделяет чуть менее полутора века, и сегодня Вы – не только величайший прозаик, классик русской литературы, но и один из самых знаменитых мировых писателей, чьи творения знают далеко за пределами России. Более того, Вы уже давно являетесь символом духовных богатств русской литературы и русской культуры в целом. С глубоким уважением подчеркиваю это, надеясь, что Вам это будет приятно узнать.

    Сейчас я учусь уже в 11 классе, в этом учебном году заканчиваю обучение в средней школе. Близкое знакомство с «Преступлением и наказанием», «Братьями Карамазовыми» и «Идиотом» у меня произошло годом ранее, и они оставили поистине неизгладимый след в моей душе, в моем сердце. В большей степени меня удивила (да-да! в нашем бесчувственном мире это уже стало удивлять!) Ваша боль о человеке, даже самом «маленьком», «падшем» в глазах жестокого и порой безнравственного общества, стремление пробудить в каждом то хорошее, что сокрыто в нем под гнетом житейских страданий, лишений, несправедливости… Другими словами, пробудить в нем «Божью искру», заложенную в каждом из нас в момент рождения. Как и положено истинному христианину, Вы видите не человека, но то, каким он задуман Богом. Все остальное – суетное, не столь важное, поскольку лечится и исправляется добротой и любовью – нашими лучшими учителями в жизни. И вот эта боль о человеке, любовь к нему очень глубоко затронули меня. Поясню, что, к сожалению, сегодняшний мир сильно отличается от того, в каком жили Вы. Нет-нет, в социальном и экономическом отношении, в материальном плане мы намного счастливее и удачливее Ваших современников. А вот в духовном… Та революция, о которой говорили и мечтали люди Вашего времени, к несчастью произошла, унеся с собой миллионы жизней и опустошив духовно-нравственные закрома России. Долгих 70 лет здесь в Бога не верили и попирали Его, а теперь снова верим. Верим, да не веруем…

    И нам, конечно, сейчас очень сложно. Мы ищем духовные ориентиры и в то же время почти совсем разучились думать, размышлять. Но в моем случае Ваши слова упали на благодатную почву, и я продолжила знакомство с Вашим творчеством уже за рамками ученической программы. По счастливой случайности мне встретились «Дневники писателя». Ваши мысли, пропущенные через уникальное писательское восприятие и облеченные в высшей степени художественный слог, поразили меня своей гармоничностью и глубоким философским анализом. В этом письме я хочу немного сказать о тех моментах в них и романе «Братья Карамазовы» (самом любимом мною романе!), которые посвящены теме семьи, детства. Если бы Вы знали, как актуальны они сегодня, как необходимы нам!

    Долгие годы жизни «без Бога», а проще говоря – без традиционных и привычных для русского человека духовно-нравственных ориентиров породили самую настоящую духовную «анархию». О, это анархия не имеет ничего общего с социальной, но является не менее страшной по своим последствиям, не менее мучительной, кошмарной. Институт семьи практически разрушен, подорван изнутри: число браков лишь вдвое превышает количество разводов в нашей стране. И это совсем не значит, что сохраняющиеся семьи счастливы. И тем более не означает, что счастливы в них дети.

    В этом письме я не буду упоминать о всех зверствах и несправедливостях, что приходится испытывать нашим детям в неблагополучных семьях. Такое случалось всегда, в любую эпоху. Остановлюсь на семьях, внешне благополучных. Так вот: если вспомнить о Ваших наблюдениях за «счастливыми» и «случайными» семействами, то с горечью приходится констатировать тот факт, что большинство современных русских семей – «случайные». Дети в них предоставлены сами себе. Ну и, конечно, разной технике, которой в Ваше время не было, и слава Богу! Родителей многим малышам заменяют «умные» машины, занимающие и развлекающие их, но не способные посеять в их нежных, податливых душах то доброе и вечное, что должно составить в будущем их нравственный стержень, уберечь от дурного влияния, спасти в тяжелые дни. Поэтому с трепетом и радостным воодушевлением перечитывала я эпизоды «Братьев Карамазовых» – об Илюшечке и штабс-капитане Снегиреве, его отце, который был готов отсечь свои пальцы, лишь бы Алеша Карамазов простил маленького обидчика за причиненную ему боль. Алексею Карамазову оставалось только удивляться и радоваться той истинной любви к ближнему, близкому, родному человеку, которая царит в семье Снегиревых, настоящем островке, где еще соблюдаются христианские заповеди среди всеобщего хаоса и беспорядка.

    Отдельно стоит остановиться и на фигуре Алеши Карамазова – выходца из «случайного» семейства, в котором отец был настоящим деспотом, а мать мальчику не довелось узнать. Все детство Алеши – это «путешествие» «из рук в руки». Но по счастливой случайности руки пусть и чужие, но добрые. Тема полезного наставничества красной нитью проходит через Ваш роман. Оставшись фактически сиротой, Алеша тем не менее обрел мудрого и искренне любящего воспитателя – Ефима Петровича Поленова – по выражению Е. М. Мелетинского (известного литературоведа, почитателя Вашего творчества), «не физического, но духовного отца мальчика». Затем, как мы помним, его сменил еще более мудрый и опытный в духовных делах наставник – старец Зосима, благодаря которому Алеша Карамазов достиг таких духовных высот, что и сам в будущем смог стать наставником для Илюши и других «мальчиков», изображенных в романе.

    Все это очень важно и актуально для современной России. «Случайные» семейства, постоянное реформирование школы, отсутствие «моды» и «привычки» обращения в житейских делах к духовенству лишает нас и наших детей «духовной почвы». Мы ощущаем себя настоящими «сиротами», о которых Вы писали в своих произведениях.

    В последнее время, читая о жестокости среди подростков, совсем «недетских» преступлениях, совершенных детьми, я часто вспоминаю Ваше обращение к своим современникам, удивительным образом подходящее и по отношению к нам, Вашим потомкам: «Вы отцы, они ваши дети, вы современная Россия, они будущая: что же будет с Россией, если русские отцы будут уклоняться oт своего гражданского долга и станут искать уединения или, лучше сказать, отъединения, ленивого и цинического, от общества, народа своего и самых первейших обязанностей. Всего ужаснее то, что это так распространено… Что мы готовим России? . Наша молодежь так поставлена, что решительно нигде не находит никаких указаний на высший смысл жизни. От наших умных людей и вообще от руководителей своих она может заимствовать в наше время, повторяю это, скорее лишь взгляд сатирический, но уже ничего положительного, – то есть во что верить, что уважать, обожать, к чему стремиться, – а все это так нужно, так необходимо молодежи, всего этого она жаждет и жаждала всегда, во все века и везде!».

    Ваши слова очень актуальны и сегодня. Не хотелось бы просить прощения от имени нескольких поколений за то, что мы, наши отцы и матери, бабушки и дедушки, зная Ваши произведения, содержащие, не побоюсь этого слова, целую «программу» духовного развития России, не смогли претворить ее в жизнь, оставшись, как говорится, «у разбитого корыта». Как и в любую эпоху, сегодня тоже есть много хорошего. И остается лишь надеется, что со временем это «хорошее» будет лишь приумножаться, и «количество» перейдет в «качество». Сейчас предпринимаются различные шаги по более активному включению основ православия в школьные программы. Это маленький, но весьма существенный шаг для духовного развития современных детей и их родителей, не имевших подобной возможности в свои школьные годы. Строятся храмы, открываются воскресные школы… Как знать, Федор Михайлович, быть может мы уже на верном пути, и всё, о чем Вы мечтали, совсем уже скоро произойдет в России?! Что ж, будем верить и стараться всё сделать для этого… А пока – прощаюсь с Вами. Со всей горячностью сердца благодарю Вас за Ваши великие книги и великие мысли, за всё, что Вы сделали для русского человека. Спасибо!

    Сочинение на тему «Мой Достоевский (размышления о прочитанном) 2»

    “Преступление и наказание” — роман, который традиционно считают произведением, наиболее характерным для Ф. М. Достоевского. В нем автор собрал и обобщил темы, которые были заявлены писателем ранее: “униженные и оскорбленные”, “маленький человек”, искания человеческой души, вера и неверие, теория и жизнь, добро и зло. Но именно тема исканий человеческой души делает “Преступление и наказание” особенно интересным для каждого человека лично. Каждый, читающий этот роман, невольно проводит аналогию между преступлением главного героя, его идеей, последующим отказом от нее и какими-то своими поступками, мыслями, честолюбивыми желаниями.
    Вообще, роман “Преступление и наказание” — моралистическое произведение (как, впрочем, и “Идиот”, и “Братья Карамазовы”), Если придерживаться теории о том, что в душе человека сосуществуют и борются два начала. Бог и Сатана, то главные герои романов Достоевского — доказательство такой борьбы. Центральным конфликтом “Преступления и наказания” является борьба Иисуса и Антихриста внутри Родиона Рас-кольникова, заканчивающаяся поражением темных сил. По моему мнению, религиозность романов Достоевского — это, скорее, недостаток (хотя, безусловно, они потеряют большую часть своеобразия и уникальности, если их лишить этой черты), так как она не дает человеку (и читателю, в частности) другой альтернативы, помимо пути греха (убийство для Рас-кольникова, разврат для Сони) и пути покаяния и полного отречения от честолюбивых идей и грандиозных планов и замыслов (Раскольников, например, хотел осчастливить ни много ни мало — все человечество!).
    Мне не дает покоя вопрос: неужели идея Раскольникова несостоятельна во всем? Не она ли есть принцип жизни людей сейчас? Плохо ли то, что человек стремится “вверх”, к подвигам, к славе, к известности? Ведь, в самом деле, именно такие люди движут ходом истории. Забудем навязшие в зубах имена Наполеона и Цезаря, вспомним замечательных мореплавателей и исследователей Магеллана, Беринга, Кука, Колумба; великих ученых: Коперника, Галилея. Последние не раз подвергались гонениям той же церкви, которая осуждает гордыню Раскольникова и Катерины Ивановны, не желающих покорно терпеть тяготы существования до конца своих дней. Первый смирился, затих (на то указывает Евангелие под подушкой), вторая наказана за свою непокорность, нежелание покаяться даже перед смертью (“если Бог хочет покарать человека, он делает его безумным”). Но не затушит ли обращение Раскольникова к религии горящих угольев его души?
    Я считаю, что “парру епд” романа “Преступление и наказание” — это не объединение Сони и Раскольникова после того, как они искупили свои грехи, а действительное, реальное счастье Дуни и Разумихина. Вот люди, знающие свою цель в жизни, имеющие конкретные планы на будущее, сохранившие огонь в душе для преодоления дальнейших испытаний.
    Мне кажется, что будущее Раскольникова, как его обрисовывает нам Достоевский, — слишком печальная участь для такой яркой, оригинальной и неординарной личности, такого умного, действительно умеющего мыслить человека. А Соня, конечно, добрая, религиозная девушка, преданная
    Родиону. Но если верить в возрождение его души, то вряд ли Соня будет подходящей спутницей жизни для Раскольникова.
    Возможно, что Родион Раскольников потерпел окончательное поражение, но можно ли сказать то же самое о его идее? По моему мнению, Достоевский оставляет ей право на существование с условием, хорошо сформулированным в “Братьях Карамазовых”: счастье не может быть построено, если в его фундамент заложены слезы хотя бы одного ребенка.
    Идея, развенчанная Достоевским в “Преступлении и наказании”, с моей точки зрения, хороша тем, что дает человеку силы для свершения действительно великих и действительно славных дел, преодоления трудностей этой жизни во имя счастья собственного и общечеловеческого. Произведения Достоевского помогли мне более ясно понять свою цель, возможно, подкорректировали мой взгляд на поступки людей. Я, конечно, не могу назвать себя истинно верующих человеком, но даже полного атеиста не может не тронуть простая мораль произведений Достоевского: находясь среди греха, храни свою душу от него, поступай по совести, будь в согласии с самим собой.
    Таким образом, традиционно определяемый как “темный”, “тяжелый” автор, Достоевский преследовал ту же цель, что и другие писатели: сделать мир лучше, сделать мир добрее.

    Крах недоконченной идеи (По роману Ф. М. Достоевского Преступление и наказание): сочинение

    Главный герой романа Ф. М. Достоевского “Преступление и наказание” — Родион Раскольников — необычный преступник. Свое преступление — убийство ростовщицы Алены Ивановны — он совершает под влиянием созданной и выстраданной им системы идей, рассматривая это преступление как своеобразный социально-психологический эксперимент, который должен подтвердить не только в его собственных глазах, но и в глазах остальных людей правильность его теоретических выводов. Поэтому психологический анализ состояния преступления, преступника неразрывно слит в романе воедино с анализом философской теории Раскольникова.

    Кто же он и чем так интересен для читателя?

    Лично для меня наибольший интерес представляет теория Родиона Раскольникова о двух типах людей: низших, или “материале”, и высших (назовем их “наполеонами”) — и ее несоответствие личности автора теории.

    Размышляя о причине существующего неравенства и несправедливости, Раскольников приходит к выводу, что всегда существовало различие между двумя разрядами людей. В то время как большинство людей всегда и везде молчаливо и покорно подчинялось установленному порядку вещей, не имея сил восстать против него, в истории человечества время от времени появлялись немногие “необыкновенные” люди, подобные Наполеону, которые и были его подлинными двигателями. Предназначенные самой природой для роли “властелинов судьбы”, они смело восставали против существующего порядка и при этом дерзко нарушали общественные нормы морали, не останавливаясь перед насилием и преступлением. Раскольников не хочет, как большинство тех людей, за которыми он наблюдал, молчаливо повиноваться и терпеть, и эта нравственная непримиримость героя импонирует и автору, и читателям романа.

    Раскольников убивает старуху-процентщицу, которая, подобно пиявке, безжалостно сосала последнее из бедных людей. Убивает ради денег, чтобы потом облагодетельствовать сотни людей, вернуть их к нормальной жизни. Он делает это еще и потому, что само преступление — своего рода тест на высший ранг: “Тварь ли я дрожащая или право имею? Вошь я или человек?”

    Раскольников ставит себя в один ряд с Магометом, Наполеоном, а значит, разрешает себе безнаказанно проливать кровь. Убийство старухи-процентщицы должно показать, кто он: если останется спокоен, не впадет в болезненное состояние, значит — “высшее существо”, в противном случае — “материал”, такой же, как все.

    Ошибочна вся теория Раскольникова (убийство вообще ничем оправдать нельзя), и в особенности ошибочна она по отношению к самому герою романа. Она вроде бы и логична: действительно, есть люди, Наполеон например, которые легко идут на прямое или косвенное убийство людей и не чувствуют потом угрызений совести.

    Но Родион Раскольников, желая дать людям что-то полезное, мог бы при беспристрастном анализе заметить, что все изменения, вносимые в жизнь человечества “отдельными личностями через кровопролитие, никогда не были положительными. Да и действовали эти вершители истории из эгоизма, жажды власти. У них была одна общая черта — бесчеловечность, неуважение к чужой жизни — тому, ‘что они никак не вправе отобрать.

    Любовь, сострадание, милосердие, по мнению Раскольникова, присущи только “материалу”. “Наполеоны” выше всего этого, они сами себе мораль, их идея возвышает их.

    И если делить людей на два разряда, то лучше уж “материал” считать высшим классом, а “наполеонов” — деградировавшим элементом, утратившим человеческие качества.

    Вот и получился у Раскольникова раскол: логика говорит, каким он должен быть — безжалостным “наполеоном”, а нормальная человеческая суть протестует: она жалеет поруганную девочку. Жалеет мать, сестру, сострадает Соне, Катерине Ивановне, Мармеладову. Раскольников способен любить.

    Логика сближает его с Лужиным и Свидригайловым, а человеческая сущность протестует: подлость она называет подлостью, зло — злом, несмотря на идею о том, что называющий подлеца “подлецом” — тоже подлец.

    Да, слишком Раскольников был человеком, чтобы стать Наполеоном.

    Он сам себя обманул своей же теорией и сам себя наказал за ее проверку: пытаясь возвысить себя в своих глазах над людьми, он воздвиг психологическую стену между собой и ими, и это одиночество больше всего разрушало его.

    Раскольникову повезло: он нашел чистую душу — Соню. Он, решивший жертвовать другими, нашел человека, пожертвовавшего собой ради других. Следующее самопожертвование Сони — ради Раскольникова: она идет за ним в Сибирь, она готова на все, чтобы возродить духовно того, кого любит. И ей это удается, у него возникает мысль: “Разве могут ее убеждения не быть теперь и- моими убеждениями? Ее чувства, ее стремления по крайней мере. ” А это значит, что Раскольников непременно изменится, переродится, станет новым человеком. И в этом его и Сонино счастье.

    Сочинение: Идея теории Раскольникова и её крах (по роману «Преступление и наказание»)

    Автор: Самый Зелёный · Опубликовано 09.04.2021 · Обновлено 09.04.2021

    Многомудрый Литрекон представляет два варианта сочинения-рассуждения по литературе на тему: «Идея теории Раскольникова и её крах». Кратко и более полно он раскрыл основную суть взглядов героя. Приятного просвещения!

    Вариант 1

    (460 слов) Над своим знаменитым романом «Преступление и наказание» Федор Достоевский работал в 1865-1866 годах. Главным героем всемирно известного произведения является Родион Раскольников — бедный студент, вдохновившийся определенной идеей, узаконивающей вседозволенность «право имеющей» элиты. Зарождение теории Раскольникова и ее крах раскрываются по мере прочтения произведения.

    Нищета, тяжёлое материальное положение и безысходность порождают в сознании главного героя его собственную теорию, которая открывает для него новые перспективы. Согласно идее Раскольникова, люди делятся на два типа: первые ничтожны, вторые — «право имеющие». Последняя группа, по мнению Раскольникова, нужна для светлого будущего и прогрессивного движения человечества вперёд. Это гении, которые меняют мир под себя. А первая группа представляет собой лишь ведомую массу. Люди «право имеющие» могут не соблюдать общепринятые законы. По мнению главного героя, чтобы совершить великие дела, нужны жертвы, не исключая и человеческие.

    Читатель, как и следователь, узнает о взглядах героя из его статьи. Из-за сложного финансового положения персонаж вынужден уйти из университета. В это время герой отдаёт в печать свою статью, однако газета закрывается. Через некоторое время Раскольников вдруг узнаёт, что его труд опубликовали, но в другом месте. Именно там он изложил свои взгляды на суть вещей.

    Сначала теория представлялась Раскольникову игрой. Постепенно, присматриваясь к людям, главный герой развивал свою теорию. Он убеждался в правоте сделанных им выводов. Разочарование в жизни и отчаяние привели к тому, что Раскольников замкнулся в себе. И тогда теория стала его спасением.

    Согласно теории Родиона Раскольникова, «право имеющих» можно встретить редко. Природа сама распоряжается, где должны родиться «великие» люди. Именно они являются двигателем прогресса в обществе. Остальные же просто представляют собой «материал» для «особенных» людей. Они спокойно живут, и их основное предназначение состоит в воспроизведении себе подобных.

    Однажды главный герой решает проверить, к какой группе людей он сам относится? Кто он: «тварь дрожащая» или «право имеющий»? Чтобы реализовать свою цель, Раскольников решает убить старуху-процентщицу. Однако вдобавок убивает еще и ее сестру Лизавету.

    По теории Раскольникова, совесть не должна была мучить героя после содеянного. Ведь совершенное убийство должно быть во благо обществу. Главный герой думал, что, поправив свое финансовое положение, он сможет принести немало пользы людям. Несмотря на это, душевные переживания после преступления у Раскольника были настолько велики, что довели героя до тяжёлой болезни.

    Первым человеком, которому Раскольников признался в своём преступлении, оказалась Соня Мармеладова. По мнению персонажа, эта девушка наполнена добродетелью, поскольку она жертвует своей честью ради благополучия своей семьи. Раскольников не побоялся довериться именно ей, так как Соня тоже нарушила нравственные законы ради общего блага.

    Теория Раскольникова потерпела крушение не после его признания и покаяния перед судом, а только после того, как он искренне раскаялся перед Богом. Так автор подчеркнул верховенство суда Божьего над светским. Пока Раскольников не нашел истину в Библии и не принял ее сердцем, идея продолжала властвовать над ним. Однако Родиону удалось победить свою гордыню и отречься от интеллектуального детища, которое пожирало его изнутри.

    Вариант 2

    (530 слов) Роман «Преступление и наказание» у многих читателей ассоциируется с известной цитатой: «Тварь я дрожащая или право имею?». Это высказывание принадлежит главному герою, который проверял себя на соответствие эталону, ставшему основой его теории о сверхчеловеке. Такие идеи популярны до сих пор, поэтому пример Раскольникова разобрать очень интересно и поучительно.

    Довольно подробно раскрывается идея теории Раскольникова в его беседе со следователем Порфирием Петровичем. Родион заинтересовал следователя своим необычным взглядом на общество. Объясняя все это следователю, Родион старается как можно осторожнее раскрыть мотивы своего преступления. Однако Порфирий понимает это и сознательно выводит собеседника из себя, проверяя его реакцию. Следователь доволен тем, что ему предоставилась возможность побеседовать с автором статьи и изложить свои взгляды на данную тему.

    По мнению Раскольникова, те люди, основное предназначение которых заключается в привнесении в общество чего-то нового, имеют несомненное превосходство над другими и отличаются совершенно иными моральными правами.

    «…если ему надо, для своей идеи, перешагнуть хотя бы и через труп, через кровь, то он внутри себя, по совести, может, по-моему, дать себе разрешение перешагнуть через кровь, — смотря, впрочем, по идее и по размерам ее, — это заметьте…»

    Большинство человечества составляют ведомые люди, которые должны лишь воспроизводить себе подобных и жить по строгим законам морали. Однако лидеры, ведущие всех остальных вперед, могут и поступиться общепринятыми нормами, чтобы добиться того, что, по их мнению, необходимо для процветания рода людского. Таким «особенным» человеком Родион считал, например, Наполеона. Повезло и Александру Македонскому. Но больше всего тщеславного героя интересовало, может ли он присоединиться к ним? Имеет ли он право на вседозволенность? Как мы знаем, это он решил проверить, убив Алену Ивановну. В ходе «опыта» ему пришлось убить и Лизавету, сестру ростовщицы, ставшую случайной свидетельницей этой сцены.

    Главный герой не вдруг понимает всю аморальность своего поступка и ничтожной теории. Этому осознанию предшествует долгий путь. Беседа с Соней побудила его покаяться, но этим поступком он доказал лишь свое поражение. Идея была справедлива, но он не стал «право имеющим». С этими мыслями он пришел на каторгу. Читая Библию и наблюдая за заключенными, Раскольников постепенно осознал тот факт, что люди, на самом деле, равны между собой, все они испытывают одинаковые чувства, независимо от социального статуса, финансового положения и жизненных условий. Каждый человек всеми силами стремится к счастью, любви и благополучию. И никто не вправе делать его жертвой политических преобразований. Родион принимает свой грех и раскаивается перед Богом. С этого момента начинается его духовное возрождение.

    Таким образом, размышления над теорией Раскольникова, основанной на неравенстве людей, и над последствиями данной теории, приводят нас к осознанию неправоты главного героя. Родион жаждал воплотить свой идеал в реальность, стать вершителем судеб, но у него не вышло, потому что идеал был искаженным, неправильным. Раскольников не смог вынести тяжелых мук совести, потому что ошибся и отнял жизни, не ему принадлежащие и не им дарованные. Но он понял, что пока каждый человек, находясь на своем месте, не будет стремиться к лучшему, никакие великие люди ничего не исправят. Все жертвы будут напрасными.

    Автор своим произведением хотел донести до читателя простую истину: в какой бы тяжёлой ситуации не оказался бы человек, он никогда не должен терять своих нравственных принципов и ориентиров. Самое главное, не переступать черту добра и зла. Ведь сделанного не воротишь, и даже самое искреннее раскаяние не вернет к жизни Алену Ивановну и ее сестру.

    “Преступление и наказание” — книга великой боли за человечество

    Школьное сочинение

    Во всех произведениях Достоевского мы замечали одну общую черту, замеченную во всем, что он писал: это боль о человеке, который сам себя не признает человеком и даже не вправе быть им.

    Ф. М. Достоевский — самый беспощадный художник XIX века, который изображал в своих гениальных произведениях суровую правду жизни, был одержим великой любовью к человеку и считал своим долгом открыть “униженным и оскорбленным” глаза и заставить их бороться, искать пути избавления от страданий и социальной несправедливости. Л. Н. Толстой писал: “Самое важное в произведении искусства, чтобы оно имело нечто вроде фокуса, и он должен быть недоступен полному объяснению словами”. Таким фокусом у Достоевского стало изображение крайней нищеты, когда люди не просто гибнут от голода, но и теряют свой человеческий облик и чувство собственного достоинства.

    По глубине и тонкости замысла, по мастерству и правдивости отображения реальной действительности роман Ф.М. Достоевского “Преступление и наказание” можно смело назвать вершиной творчества писателя. Ведь в центре внимания автора оказалась страшная картина жизни России середины XIX века, со всей той нищетой, бесправием, угнетением русского народа, который хоть и пытался бунтовать против такой несправедливости, но вместе с тем осознавал свое бессилие в этой борьбе. Для более точного отображения этой действительности писатель старался проникнуть в самую глубину человеческой души, отразить сознание людей, их метания и противоречия.

    Роман Достоевского вышел в свет в переломное для страны время, когда русская интеллигенция, ожидавшая возрождения России после реформы 1861 года, вынуждена была познать вместо этого глубокое разочарование и потрясение.

    Социальные противоречия не исчезли. Напротив, они еще боль-. те обострились, еще острее стала несправедливость общественного устройства. И все это с талантом настоящего мастера сумел тонко подметить и выразить в своем романе Ф.М. Достоевский. При этом на примере трагедии одного человека автор выделил, вывел на первый план трагедию всего народа, отразил целый мир. Писатель не случайно взял своих героев из среды разорившегося дворянства. Именно в этой среде часто проявлялись в то время по-настоящему неординарные личности, яркие, сильные характеры, болезненные спады и светлые подъемы сознания, оказавшегося в конфликте с самим собой.

    Действие романа происходит в Петербурге, в той его части, где жила беднота. Серый, мрачный город, многочисленные пивные, зазывающие народ залить горе; толпы пьяных на улицах; женщины, продающие себя за бесценок, а те, кто не желал этого делать, бросались с моста в воду. Страшное царство нищеты, бесправия, болезней, безысходности — вот те условия, в которых существуют простые русские люди, те условия, при которых в сознании многих рождаются ложные (хотя и вполне понятные) идеи восстановления справедливости.

    Описывая жизненный путь Родиона Раскольникова — противоречивой личности, вынужденной в силу социальных причин пойти на преступление, на жестокое убийство, — Достоевский в первую очередь стремился показать гибельность подобного шага.

    Но вместе с тем он мечтал показать перерождение, очищение человека путем страданий, переосмысления принципов и в конечном итоге преодоления зла. Да, Раскольников совершил преступление, избрал ошибочный путь в жизни. Но главное здесь — то, что толкнуло героя встать на путь убийства. И пытаясь обосновать такой шаг, Достоевский с первых страниц говорит о социальном положении Родиона. Молодой человек вынужден существовать в комнатке, а точнее “каморке”, которую сам автор сравнивает со шкафом, сундуком, гробом, подчеркивая крайнюю нищету ее обитателя — “задавленного бедностью”, “изуродованного нищетой” “бедного и больного студента”.

    Создавая психологический портрет своего героя, писатель на первое место выводит те черты, которые рождены именно общественным положением бедного студента: мнительный, самолюбивый, мрачный, угрюмый. И в этих чертах, в этих характеристиках Родиона Раскольникова отражен обобщенный портрет поколения, показаны особенности психологии многих его современников.

    Такие люди, как Раскольниковы, Мармеладовы и подобные им, вынуждены влачить жалкое существование в жестоком и несправедливом мире, где распорядителями и хозяевами являются подлые и низкие свидригайловы и лужины. Потому не осуждение в первую очередь, а страшная, щемящая боль пронизывает страницы романа Достоевского — боль за людей, раздавленных нищетой, таких как Катерина Ивановна Мармеладова, которая сама себя сравнивает с заезженной клячей; как ее несчастный муж, спившийся от горя и бедности; как дочь Соня, вынужденная продавать себя, чтобы поддерживать хоть какое-то существование семьи. Ее образ наиболее трагичен. “Ты на себя руки наложила, ты загубила жизнь. свою”, — говорит ей Родион. А ведь сколько таких же несчастных девушек губили свою жизнь, принося себя в жертву ради близких, ради какого-то призрачного благополучия. Такой же (или почти такой) путь уготован и сестре Раскольникова. Осознание этого, понимание гибельности того поступка, на который готова пойти ради него сестра, выйдя за нелюбимого, к тому же ничтожного человека, зарождает протест в душе главного героя.

    Родион не видит другого выхода, как убийство процентщицы. Так он спасет себя, спасет свою семью. И при таких обстоятельствах смерть никому не нужной старухи кажется ему оправданной, в чем еще больше Раскольников убеждается, получив письмо матери, в котором она сообщает о своем плачевном материальном положении. “Ясно, что теперь надо было не тосковать, не страдать пассивно, одними рассуждениями о том, что вопросы неразрешимы, а непременно что-нибудь сделать, и сейчас же, и поскорее. Во что бы то ни стало надо решиться, хоть на что-нибудь, или. Или отказаться от жизни совсем. “

    Да, такая идея могла возникнуть в голове героя, как и в голове другого студента, чей разговор Раскольников как-то услышал в трактире, только под влиянием крайней нищеты, безысходности, несправедливости окружающего мира. “За одну жизнь — тысячи жизней, спасенных от гниения и разложения”. Не правда ли — благородный, оправданный выход?!

    Единственный выход для множества людей, загнанных жизнью в глухой угол, вынужденных каждый день видеть сотни, тысячи гибнущих жизней, жизней, которые еще можно спасти “от нищеты, от разложения, от гибели, от разврата, от венерических заболеваний. “. А всего-то нужно — убить никчемную старушонку и забрать ее деньги! Нет, конечно, Достоевский не оправдывает своего героя. Наоборот, вся суть пути Раскольникова в конечном итоге сводится к пониманию своих ошибок. Мучительному пониманию. Но хотя в романе и есть намек на то, что стремления к лучшей жизни не напрасны, не напрасны попытки прийти к ней другим, правильным путем, — мы понимаем, что, к сожалению, сбыться этим стремлениям суждено не так уж скоро. И многострадальному русскому народу еще через много испытаний придется пройти. Отсюда нескрываемая боль автора за весь народ, за все человечество.

    И все же, размышляя о далеком грядущем, Достоевский писал в “Дневнике писателя”: “Я не хочу мыслить и жить иначе, как с верой, что все наши девяносто миллионов русских (или там сколько их тогда народится) будут все когда-нибудь образованны, очеловечены и счастливы”.

    Рейтинг
    ( Пока оценок нет )
    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Добавить комментарий

    ;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: