Наказание Раскольникова: сочинение

Сочинение: Преступление и наказание Родиона Раскольникова по роману Ф.М. Достоевского Преступление и наказа 3

Преступление и наказание Родиона Раскольникова (по роману Ф.М. Достоевского “Преступление и наказание”).

Автор: Достоевский Ф.М.

Должен был явиться человек, который

воплотил бы в своей душе память

о всех. муках людских.

этот человек – Достоевский.

Есть писатели, в мир книг и героев которых входишь просто, “без приглашения”. Таков А. П. Чехов. Его рассказы можно читать в любое время, без конца. Но есть художники слова, для чтения книг которых мало даже особого настроения. Их не понять и не разгадать их “тайну”, если не будет предварительной подготовки. Для меня таким был Федор Михайлович Достоевский.

Ранние произведения этого автора не произвели на меня особого впечатления. Равнодушными оставили и романы “Идиот”, “Братья Карамазовы”. Я никак не мог вчитаться в “Преступление и наказание”. И вдруг я наткнулся на его “Записки из Мертвого дома”. Странная книга. Ничего, кажется, особого, но меня она потрясла. Поняв, что пережил и передумал писатель в “приятном” обществе каторжан, я совершенно по-новому прочитал и его роман о Раскольникове. Достоевский слишком хорошо знал душу людскую, поэтому-то и сумел выполнить великую задачу: показать мятежную и преступную натуру изнутри, проникнуть в ее мысли.

Великий перелом, начавшийся в России реформами Александра II, вызвал, как известно, и усиление роли капитала, углубление пропасти между богатством и нищетой, а вместе с этим и рост индивидуализма. Такой крайний индивидуализм, доходящий до полного отрицания прав людей, морали, вековых традиций, закона, наконец, видим мы в романе и в Лужине, и в Свидригайлове, и в других. И, конечно, в Раскольникове.

Он обычный русский студент, бросивший учебу из-за отсутствия денег. Ютится в жалкой каморке. Сама обстановка этой клетушки, похожей на шкаф, может свести с ума. Два года он кое-как перебивался дешевыми уроками и скудной поддержкой матери, жившей в провинции. А потом “озлился”, забился в свою “конуру”, “как паук”, и бросил учебу. Последние веши заложил под огромные проценты старухе-ростовщице. Родион Раскольников ощущает в себе ясный и сильный ум, склонный к анализу. Он, безусловно, человек недюжинных способностей, сильного характера.

Всех этих обстоятельств оказалось достаточно, чтобы в душе героя романа произошел трагический перелом. Этот новый взгляд он оформляет теорией собственного сочинения. Смысл ее в том, что человечество делится на “тварей дрожащих”, “людской муравейник”, куда относится огромное количество людей, которых должно презирать, и на небольшое число избранных, “право имеющих”. Раскольников открывает “закон”, как он считает, “вечный и непреложный”: “. Кто крепок и силен умом и духом, тот над ними и властелин! Кто много посмеет, тот у них и прав. Кто на большее может посягнуть, тот у них и законодатель. Так доселе велось, и так всегда будет!” А достигнув власти, встав над этим “муравейником”, можно тогда осчастливить людей, которые, как полагает Раскольников, сами не способны понять, в чем их счастье.

Вот и начало его преступления. Всеми силами души всю жизнь боролся писатель с теми взглядами, которые проповедовали очень разные и порой внутренне честные люди, что цель оправдывает средства. Что можно загладить “крохотным преступлением тысячами добрых дел”. Нет! Нет! Нет! Достоевский убедительно показывает, что, если средство преступное, цель не может быть хорошей. Уже потому, что переход нравственных границ, насилие над человеком, а тем более убийство, сжигает душу того, кто полагает осчастливить людей. Поставившие себя в особое, исключительное положение, сами давшие себе особые права, присвоившие право решать, что хорошо, а что плохо для масс, такие деятели становятся противоположностями своим взглядам. Наша революционная история, к сожалению, полностью подтвердила эту мысль Достоевского. Внешнее преступление Раскольникова — двойное убийство — само по себе отвратительно. Но за ним мы видим, если можно так сказать, внутреннее преступление. Оно против человеческой натуры, против тех добрых чувств, которые он пытается насиловать, подавить, высмеять. В результате он уже сам не в состоянии разобрать, где граница между добром и злом. Внутреннее преступление его началось задолго до убийства и продолжается и после. Однако он считает, что не теория его виновата, а сам он оказался “вошью”, ее недостойным, — так считает он и мучается угрызениями самолюбия.

Мы видим, как трудно и болезненно приходит к пониманию порочности своего убеждения Родион Романович. Только на каторге, по словам автора романа, происходит полное осознание того, что не насилие, а любовь к людям может исправить мир. И не какие-то аргументы убедили его, а собственная натура, которая не выдержала терзаний совести и огромной душевной ноши. Ведь этот юноша, в сущности своей человек добрый, не раз доказывал широту и щедрость души, готовность к самопожертвованию.

Так же, как и преступление, наказание Раскольникова можно разделить на внешнее: страдания, которые он причинил близким, и внутреннее. Благодаря величайшему искусству писателя, мы видим на протяжении десятков страниц, как мучается его герой. Сначала оттого, подозревают его или нет. Потом от того, что запутался, что одно преступление повлекло и другие. Затем от сознания, что он не “право имеет”, а такая же “вошь”, как и все. И от многого другого. Он чувствует, что преступление не только не возвысило его над людьми, но и сделало как бы изгнанником, чужим среди них. Впрочем, стоит ли пересказывать то, что с таким блеском раскрыл Достоевский.

Мы видим, что внутренним и самым страшным наказанием для человека, возомнившего себя Наполеоном, оказались душевные муки, невозможность преодолеть совесть и добрые чувства. Каторга и для Раскольникова, и для читателя кажется даже облегчением.

Мы живем во времена, когда преступность захлестывает общество. Некоторые преступления своей бессмысленной жестокостью, попранием всех норм морали потрясают людей. Думается, что в борьбе с этим злом в чем-то поможет обращение к творчеству великого гуманиста. И как бы хотелось, чтобы для нынешних “наполеонов” самыми невыносимыми стали бы душевные страдания! Ведь сколько нынче таких раскольниковых?!

Читайте также:
Смысл названия романа Преступление и наказание: сочинение

Преступление и наказание Раскольникова (Ф.М. Достоевский)

В основу величайшего романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» легла история жизни обедневшего студента Родиона Раскольникова. Именно он совершил преступление в произведении, именно на него обрушилось наказание.

Главный герой был слишком чувствительным, поэтому остро относился к окружающей несправедливости. Ежедневно он наблюдал ужасные картины жизни людей, которым не посчастливилось родиться в бедности. Их страдания не давали покоя Раскольникову, он видел последствия такого положения. Невыносимо трудная судьба людей, обречённых прозябать в нищете, пьянство, пошлость и ничтожная гибель обыкновенных тружеников – всё это приводило его в отчаяние.

Встреча в одном из питейных заведений с Мармеладовым, спившимся от безнадёжности, знакомство с его дочерью Соней, пожертвовавшей своей честью и будущим ради того, чтобы её семья не погибла от голода, зародили в душе главного героя желание бороться с существующим порядком вещей. Родион стал считать себя миссией, чьё предназначение заключалось в отмщении за судьбу бедных и обездоленных. Воспринятые близко к сердцу страдания окружающих людей раскрылись в его символичном сне про жестокое избиение невинной лошади. С этого момента он не мог больше ни о чём думать, кроме того, как изменить этот несправедливый мир.

Но это не единственная причина преступления, Раскольников также был подавлен безысходностью собственного положения. Из-за нехватки денег ему пришлось бросить учёбу на юридическом факультете, ему пришлось уйти из университета, потому что больше не было возможности платить за обучение. Это лишило Родиона цели в жизни, озлобило его и настроило против тех, кто жил лучше, чем он сам. Он хотел жить по-другому, тянулся к знаниям, но судьба распорядилась иначе, отняла у него надежду на светлое будущее.

Другой, не менее важной причиной убийства, стало незавидное положение его семьи. Он получил письмо от матери, из которого узнал о перенесённых унижениях своей сестры Дуни в доме Свидригайлова, а также о её решении выйти замуж по расчёту за Лужина ради того, чтобы избавить мать и брата от беспросветной нищеты. Раскольников не мог принять этой жертвы, не мог позволить сестре загубить свою молодость из-за того, что он сам оказался неспособен позаботиться о своих родных.

Бедность и унизительное положение легли в основу его протеста, стали причиной создания некой теории, согласно которой все люди делились на два типа: «право имеющие» и «твари дрожащие». К первому типу, по его мнению, относились выдающиеся личности, которые вершили историю, делали открытия и создавали бессмертные произведения искусства. А второй тип состоял из обычных людей, главной задачей в жизни которых было продолжение рода себе подобных и прислуживание «собственно людям». До совершения убийства Раскольников надеялся, что относится к первому разряду, что он избранный и имеет особое предназначение, заключающееся в изменении общественного устройства. Его теория оправдывала любое преступление, согласно её содержанию, это было всего лишь необходимой мерой для совершения великих поступков. Именно поэтому ему было необходимо пройти испытание кровью, понять может ли он безнаказанно убить человека, без которого мир станет лучше, переступить закон на пути к своей цели.

В мучительных рассуждениях Раскольников равнялся на своего кумира Наполеона, ведь он не останавливался перед насилием, жертвами, кровью. Французский император был способен погубить тысячи жизней, ради осуществления задуманного. Не случайно, именно его фигура и стала ключевой при создании вышеуказанной теории, следуя которой главный герой всё же совершил убийство. Он возомнил себя судьёй и палачом. Однако это преступление стало не его возвышением над остальными людьми, а началом краха всех его идей. Душевные муки свидетельствовали о том, что Родион не может смириться с тем, что он сделал. Этот поступок сравнял его с теми негодяями, которых он так ненавидел.

Трагедия Раскольникова заключается в том, что теория, которая должна была его вывести из безысходного положения, наоборот загнала в тупик. После убийства он полностью изолировался от общества и стал чувствовать себя чужим в любом уголке Петербурга. Даже семья оказалась теперь недосягаемой, потому что Родион не мог показаться им на глаза.У него не получалось избавиться от мыслей о несостоятельности собственной теории, на которую были возложены такие надежды.

Благодаря убеждениям и просьбам Сони Мармеладовой, главный герой сознаётся в содеянном. Он отдаёт себя в руки правосудия и покорно принимает наказание за совершенное преступление в виде ссылки на каторгу. Однако самой страшной карой для него стало не это, а пробуждающееся чувство вины, осознание того, что он всего лишь преступник, который не имел права отбирать чужую жизнь. Раскольников понимал, что для него уже нет обратного пути, что уже никогда не будет всё, как прежде. Он убил не только старуху-процентщицу, но и себя самого как личность. До последнего Родион не хотел признавать свою неправоту, даже на каторге он продолжал цепляться за свою теорию, считая, что просто оказался не достойным принадлежать к числу особенных людей. Только к концу романа к нему пришло раскаяние, а вместе с ним и надежда на духовное возрождение. Вера и любовь Сони помогла ему вернуться на путь истинный, у его измученной души появился шанс на спасение. Впереди его ждала новая жизнь, новое мировоззрение.

Роман «Преступление и наказание» стал приговором обществу, основанному на социальной несправедливости. Его главная идея заключается в том, что даже состояние безысходности не является оправданием для преступления. Ни при каких обстоятельствах человек не имеет права распоряжаться чужой судьбой, а тем более отбирать чужую жизнь.

Читайте также:
Власть идеи над человеком на страницах романа «Преступление и наказание»: сочинение

В чем заключается преступление и наказание Родиона Раскольникова

Самое страшное — это не преступление. Самое страшное — наказание. Самонаказание и саморазрушение после того, как человек преступит законы собственной совести — основная идея романа Достоевского. Анализ эпилога Преступления и наказания

Эпилог произведения «Преступление и наказание» раскрывает события, произошедшие после суда и приговора. Автор романа описывает внутреннее состояние преступника, которое меняется на протяжении всего повествования. Делается особый упор на постепенное изменение отношений между Раскольниковым и Соней Мармеладовой. Духовное вырождение или духовное возрождение — что ждёт преступника в заключении?

Раскольников в остроге

На суде были приняты во внимание обстоятельства, смягчающие вину Раскольникова. Такими обстоятельствами послужили и чистосердечное признание, и некоторые эпизоды из его прошлого, которые свидетельствовали о том, что он не является закоренелым злодеем.

Например, во время учёбы он тратил последние деньги на уход за сокурсником, болевшим чахоткой. Впоследствии свои заботы он перенёс на отца погибшего товарища и даже похоронил его на свои средства.

Рискуя жизнью, спас при пожаре малолетних детей и получил при этом сильные ожоги. Суд не усмотрел корысти в его преступлении, потому что он не воспользовался похищенными у старухи деньгами. Сразу после преступления, чтобы отвязаться от страшных мыслей, он спрятал их под камень, даже не поинтересовавшись, сколько денег было в кошельке убитой процентщицы.

Учитывая все эти обстоятельства, суд посчитал, что на момент совершения преступления подсудимый находился в состоянии временного помешательства. Он получил приговор — 8 лет каторжных работ.

Внутреннее состояние героя

Проведя в заключениии уже почти полтора года, он находился в состоянии беспросветной апатии и равнодушия ко всему, что его окружало.

Его равнодушие распространялось и на него самого. Ему было безразлично, что он ест, что пьёт, он не проявлял никакого интереса к товарищам по несчастью, даже сторонился их.

Целиком отдавая себе отчёт в том, что с ним произошло, он больше не видел в жизни никаких надежд и перспектив на будущее. Поэтому к собственному положению относился без эмоций, наблюдая за собой со стороны, как за кем-то посторонним.

За это время в Петербурге умерла мать Раскольникова, так и не узнав, что случилось с её сыном на самом деле. Предчувствуя что-то неладное, она постоянно ждала вестей от сына, но её уверяли, что он надолго отправился за границу.

Сестра вышла замуж за Разумихина, который впоследствии планировал переселиться поближе к месту, где отбывал наказание Раскольников.

Сонечка Мармеладова, унаследовав после смерти Свидригайлова его деньги, последовала за любимым человеком. Она поселилась в городе, где располагался острог для заключённых, и стала навещать Раскольникова.

Личностная характеристика

Раскольников характеризуется задумчивостью, скрытностью и мрачностью. Герой пытается избежать общества, он — некоммуникабелен и больше является приверженцем нигилизма и философии Ницше. Угрюмость Родиона спровоцировала его склонность к самоизоляции: бесполезные разговоры с другими людьми начинают вызывать у него раздражение.

Меланхолия Раскольникова соседствует со вспыльчивостью, иногда она переходит в холодность. Автор изображает героя с контрастными чертами. Читатель видит, что в нем пытаются бороться две противоположные личности, доминирующие по очереди в характере Родиона.

Он нечасто показывает свои эмоции и чувства. Молодой человек избегает общества, объясняя свою неразговорчивость важными делами. Но, занятость Раскольникова — внутренняя, которая выглядит внешне как пассивность и лень. Равнодушие ко всему происходящему показывает гордую и высокомерную личность. Эти качества сочетаются с тщеславием и эгоизмом. Бедность не смогла победить Родиона, оставив властные черты. Кажется, что он беспричинно себя пытается превознести.

Хорошее образование привело к серьезности, самоуверенности и заносчивости. При этом в герое находятся и положительные качества, именно их увидела Сонечка. Это благородство и добродушие, чувство собственного достоинства. Главному герою не жалко денег, в которых он также нуждается: он часто поддерживает финансово Мармеладову, а один раз даже дал последние сбережения вдове — на похороны супруга.

Порфирий Петрович, который вел уголовное дело Раскольникова, отмечает, что он подлец, хоть имеет множество достоинств и талантов. Помимо философского дара, молодой человек хорошо владеет литературным языком.

Соня и Раскольников

Сначала он, не желая питать больше никаких иллюзий относительно своего положения, холодно и даже высокомерно относился к визитам Сони. Они его раздражали и казались ненужными и назойливыми.

Но когда Соня по каким-то причинам не могла навестить его, Раскольников начинал чувствовать пустоту и смутную тоску. Анализ эпилога «Преступления и наказания» хорошо показывает изменение отношения Раскольникова к Сонечке.

Из-за состояния отрешённости, в котором пребывал Раскольников в остроге, многое проходило мимо его внимания. Со временем же он отчётливо понял, что каторжники, одним из которых являлся и он сам, совсем не считают его за «своего».

Заключённые, напротив, сторонились его, боялись, называли безбожником. В итоге их отношение к нему вылилось в неосознанную ненависть, что едва не закончилось гибелью Раскольникова.

Теория избранности

Анализируя образ главного героя, для начала необходимо обратить внимание на то, каким образом добрый по своей сути молодой человек из приличной семьи смог совершить страшное преступление.

Тогда в России была очень популярна философская работа «Жизнь Юлия Цезаря», которую написал Наполеон III. Он в ней утверждал, что все разделены на несколько категорий:

  • обычных людей;
  • личностей, пишущих новую историю.

Последние являлись избранными и они могут проигнорировать законы, когда пытаются добиться цели, не стоит останавливаться перед убийством, мошенничеством и иными преступлениями. Этот труд во время создания «Преступления и наказания» прочитало множество людей, потому некоторые интеллектуалы возомнили себя именно «избранными».

Этим героем являлся и Раскольников. Но его увлечение принципами жизни Наполеона III имело иную подоплеку. Родион был провинциалом, который совершенно недавно приехал в Петербург. С учетом его добродушного характера, который он нередко показывал в произведении, вначале молодой человек был наполнен самыми светлыми планами и надеждами.

Читайте также:
Идея Раскольникова о праве сильной личности на преступление в системе авторских опровержений (по роману Ф.М. Достоевского Преступление и наказание): сочинение

Однако, пожив в столице определенное время, убедился в продажности и порочности горожан. Являясь высокоморальным человеком, Раскольников так и не приспособился к этой жизни. В итоге ему пришлось уйти на обочину: больным и нищим.

В это время чувствительная душа юноши, которая неспособна принять реальность, попыталась найти отраду, ей стала тема избранности, описанная Наполеоном III. Но у этой идеи было две стороны:

  1. Эта вера помогла Родиону понять действительность и не потерять рассудок.
  2. Но стала ядом для его души, поскольку подтолкнула на преступление.

Каторжники и Соня

Соню же заключённые любили, сами не вполне отдавая себе отчёт, за что именно. Им нравилось в ней всё, начиная от ласковой улыбки и заканчивая маленьким ростиком и худеньким телосложением.

Между тем Соня не могла сделать для них ничего особенно ценного, не имела возможности помочь им деньгами или продуктами. Но каторжники любили её за что — то совершенно другое, за то, что в их положении ценилось больше, чем еда и одежда.

Соня в каторжниках не видела парий общества, отверженных и погибших для мира. В каждом из них она видела человека — Божье создание, достойное любви, сострадания и понимания. Она для многих из них стала близким человеком.

Родственники и жёны заключённых оставляли у нее посылки для передачи своим мужьям и братьям. Тем узникам, которые не владели грамотой, Соня помогала писать письма домой. Анализ эпилога «Преступления и наказания» дает нам возможность увидеть в маленьком и худеньком создании добрую, отзывчивую душу.

Понимание тяжести и бессмысленности совершённого преступления, раскаяние в собственной гордыне и «наполеоновских» амбициях принесло бы ему утешение.

Он страстно желал этого покаяния, потому что тогда бы все его мучения в остроге имели бы смысл. Ему хотелось прийти к пониманию того, что он совершил страшный поступок, переступил через все духовные и нравственные запреты и понёс за это заслуженное наказание.

Но, увы, это понимание не приходило к нему и делало невыносимым существование. Единственное, о чём он сожалел и в чём упрекал себя, так это в том, что он не смог вынести груза вины за преступление и пришёл к следователю с повинной.

Переломный момент

Постоянное нервное напряжение постепенно провоцировало у него развитие психического заболевания. Однажды он в болезненном бреду увидел сон, который напугал его и что-то сдвинул в сознании.

В том сне люди, считавшие себя носителями сверхценных идей, сходили с ума и погибали. Выживали лишь немногие, те, кто не заразился этим страшным вирусом. Мир катился в пропасть, и не было спасения никому.

Роль эпилога «Преступление и наказание» трудно переоценить после описания такого аллегорического сна, в котором мир раскалывается на грешников и праведников.

Выздоровев и вернувшись к работе, Раскольников узнаёт, что теперь больна Соня, и это вызвало в нём беспокойство и панику. Он начинает смутно осознавать, что Соня — это та невидимая нить, которая ещё связывает его погрузившийся во мрак мир с человеческим началом. Он понимает, что, потеряв её, окончательно и навсегда потеряет и загубит себя.

Они встречаются после болезни Сони, и тогда Раскольников впервые сам берёт её руку в свою и не может отпустить. Непонятный порыв заставляет его в слезах броситься перед Соней на колени.

Соня, испугавшись такого проявления чувств, в первое мгновение была ошарашена. Но почти сразу к ней пришло счастливое осознание того, что Раскольников её бесконечно любит.

Анализ эпилога «Преступление и наказание» заставляет поверить, что теперь судьбы этих людей сплетены в одну. А впереди их ждёт трудный, но радостный путь к воскрешению в новой жизни.

Главная идея

Описание главного героя романа «Преступление и наказание» помещено Федором Михайловичем Достоевским в центр произведения. От этого начинаются размышления автора о сути содеянного Раскольниковым и искуплении его вины.

Наказание пришло не во время ареста или ссылки. Родион почувствовал последствия случившегося, а также свою кару через давление совести, что наступило тут же после совершения преступления. Самоизоляция, сомнения, утрата контактов с семьей, общественный вакуум — это наказание страшней, чем каторга. От совести невозможно спрятаться или скрыться.

В этом произведении Достоевского содержится урок, то, чему писатель пытался научить читателя. Примером Родиона — придуманного главного персонажа — автор предостерегает людей от совершения такого рода преступления. Автор показывает, чем может грозить отступление от религии, нигилизм и опасная философия.

Теория в «Преступлении и наказании» из уст героя

Поневоле находясь в эпицентре человеческих страданий, всей душой сочувствуя угнетаемым и обездоленным, он приходит к концепции, пугающей своей сутью, идеей.

В своей статье он развивает мысль о двух противоположных типах людей. Раскольников делит их на «обыкновенных» и на тех, кто не побоится сказать «новое слово» в сложившемся социальном миропорядке.

Идея его основана на «наполеоновском» комплексе и гласит, что великие люди, гениальные одиночки стоят выше людского суда и людских законов. Ради благой цели человек не должен ограничивать себя в средствах её достижения. Подняв себя над человеческой моралью, он выдвигает безумное утверждение. Суть его в том, что даже преступление не считается таковым, если направлено на достижение высшей цели.

Причислив себя к разряду «необыкновенных» людей и находясь под влиянием своей идеи, он задумывает убийство старой процентщицы. Жизнь жадной старухи не имеет в его глазах никакой ценности, зато на её деньги он планирует совершить много хорошего для всех нуждающихся. Мысль вытащить из трясины нищеты свою семью подогревает его решение.

Жизнь после преступления

После совершения убийства старухи и её сестры, признавая все свои действия правильными, преступник обнаруживает, что больше не способен жить жизнью обычного человека. Преодолев ту грань, которая отделяет добро от зла, он обрекает себя на нестерпимые моральные страдания. К нему приходит понимание того, что, совершив насилие, он автоматически причислил себя к той же категории общества, которую так ненавидел. Он сам стал тем, кто может безнаказанно причинять зло более слабым и беззащитным. Анализ эпилога «Преступления и наказания» заставляет понять, как низко пал тот, кто мечтал взлететь так высоко.

Читайте также:
Человеческое и бесчеловечное в бунте главного героя романа Преступление и наказание: сочинение

Перейдя запретную грань, он мучительно сознаёт, что сломал себя как личность. Раскольников начинает понимать, что насилие, совершённое им в отношении двух сестёр, в первую очередь он совершил над своей внутренней природой и нравственностью.

Именно это — нравственное самоубийство и невозможность включиться в привычную жизнь — сводит его с ума. Он не может избавиться от ощущения совершенной изолированности от «обыкновенного» мира людей. Преступление и наказание — проблемы, которые не оставляют его в покое ни днём, ни ночью.

Он понимает, что, убив старуху, он не решил никаких мировых проблем. Не раскаиваясь в совершённом, он просто терзается осознанием бессмысленности преступления. Ведь получилось так, что если он как-то и изменил мир, то только свой собственный.

Он сам своими руками развернул свой мир от света в сторону кромешной тьмы, в которой ему теперь придётся жить. Не освободив от оков нищеты и отчаяния ни одного человека, он в то же время ввергнул себя в самое сердце тьмы. Заложник собственной идеи, он превратился в живого мертвеца.

«Преступление и наказание» — история о том, как легко можно потерять свою душу, и ценой какого великого подвига человек снова способен обрести себя.

Анализ эпилога: Преступление и наказание

Эпилог может многое прояснить и в самой личности писателя. Достоевскому идея создания «психологического романа» пришла в то время, когда он сам отбывал каторгу и находился под воздействием христианской концепции о том, что только любовь и всепрощение спасут мир. Преступление и наказание — проблемы общества.

Что же хотел вложить в эпилог романа «Преступление и наказание» автор? Почему происходит возрождение Раскольникова к новой жизни? Что даёт этому толчок? Только ли страшный сон про поразивший людей вирус безумия, который толкнул его упасть в колени Сони?

Нет, перерождение героя началось с самого начала романа. Оно рождалось и в те 13 дней, что он грезил убийством, и в те полтора года, которые он провёл в душевных метаниях в остроге. Всё это время душа Раскольникова, как заблудший ребёнок, металась в поисках выхода из лабиринта чёрных, удушающих мыслей и идей.

А потом был следующий толчок — смерть матери. А затем страшная по своей сути и противоестественная для сторонников христианства сцена в церкви. Церковь — святое место, где по определению нельзя поднять руку даже на закоренелого убийцу. Но ведь именно в церкви «собратья — каторжане» готовы были убить Раскольникова, сами не отдавая себе отчёт в том, что такого плохого сделал им этот человек.

Столкнувшись со смертью матери, посмотрев в лицо собственной смерти и панически страшась смерти неожиданно заболевшей Сони, Родион в душе начинает изменяться.

Анализ эпилога «Преступления и наказания» даёт понять, что процесс перерождения зреет где-то в тайниках его души. Зреет долго и трудно, незаметно для него самого. А потом в одно мгновение совершается прозрение: он, плача, бросается перед Соней на колени. И они молчат.

Они только смотрят друг на друга и понимают, что теперь всё плохое позади. Понимают и читатели, что это не Раскольников сделал Соню сторонницей своей «мечты», а Соня обратила его в свою веру.

Не гордыня и презрение к роду человеческому за счёт самовозвышения, а именно всепрощающая христианская любовь должна в итоге преобразить мир. Анализ эпилога позволяет понять, что человек без сигнального маячка внутри очень легко может свернуть в сторону мрачную, попасть под влияние злых сил.

Маячком же, определяющим, где свет, а где тьма, служит Бог — источник всеобъемлющей и всепрощающей любви.

Краткая биография

В первой части Достоевский кратко описывает внешность героя, а также дает информацию о его социальном положении. Биография главного персонажа выглядит следующим образом:

  1. Родион Романович Раскольников в «Преступлении и наказании» — это бедный юноша, ему исполнилось 23 года, он, вероятней всего, родом из дворянской семьи. О нехватке денег у молодого человека читатель может узнать из фразы о том, что мать Родиона не очень далека с просьбами о милостыни.
  2. Раскольникову пришлось бросить учебу на юридическом факультете. До этого он был студентом Петербургского университета.
  3. Из-за бедности Родион часто голодает, носит старые и потертые вещи, а проживать вынужден в жалкой небольшой комнате, которая напоминает каморку для швабр. Финансовое состояние не позволяет ему получить высшее образование, платить квартплату и гасить долги.
  4. Вопреки своей бедности, Родион отказывается от помощи своего лучшего друга — Дмитрия Разумихина. Он считает это собственной слабостью и не может этого сделать, поскольку для Раскольникова это было бы унижением.
  5. Он описан молодым и умным юношей. Разумихин часто отмечает, что его товарищ имеет хорошее образование, знает немецкий язык, поскольку читает иностранные журналы.

Достоевский в своем сочинении постепенно описывает этот персонаж: читатель в первую очередь изучает портрет Родиона, его внешний вид. С дальнейшим продвижением открываются другие грани натуры героя.

Образ Раскольникова писатель взял из настоящей жизни. В 1865 году некий Герасим Чистов во время попытки ограбления зарубил топором двух девушек-служанок. Именно этот человек был прототипом главного героя. Поскольку Чистов являлся старообрядцем, то есть «раскольником» — от этого и произошла фамилия Родиона.

В чем преступление и в чем наказание Раскольникова

В чем преступление и в чем наказание Раскольникова


В чем будет состоять наказание Характеристика главного героя произведения Главным героем в романе представляется обычный студент — неудачник — Раскольников Родион. В романе мы его видим, как мнительного и мрачного человека. Он является своеобразным отколотым осколком от общего мира, которого не интересуют обыденные увлечения остальной толпы, окружающей его. Но, несмотря на все его недостатки, он был чрезмерно гордым человеком. Его гордость граничит с гордыней. В его мозгу плотно укоренилась мысль о том, что «он не без права на это «. Однако Раскольников был достаточно многогранной личностью, что и можно отследить в процессе прочтения романа. Можно сделать вывод: • Он был добрым самаритянином • Он хотел вершить судьбы других На страницах произведения встречается мнение Разумихина о том, что в Раскольникове встречаются две несовместимые черты характера, которые постоянно меняют свою очередность в его жизни. Замечание Разумихина имеет право на жизнь, ведь Родион был отзывчивым и любящим человеком. Он души не чаял в своей семье, боготворил свою мать. Был момент в жизни Родиона Раскольникова, когда его посещали мысли о том, чтобы самому обзавестись семьей. Его одолевали необъяснимые доселе чувства. Он описывал свою нежданную любовь, как «хворая, сердобольная дурнушка лелеющая свои мечты о монастыре «. В описании Родионом Раскольниковым своей пассии можно отметить еще одну неожиданную черту его характера — желание дарить людям доброту и нежность. Эта самая его черта движет Раскольниковым в гостях у Мармеладовых, в момент передачи семейству своих последних денег. Личность героя дополняет его блистательный ум и невероятный талант. В студенческие времена от имени Раскольникова было написано несколько статей, которые несли в себе философский смысл. Статья была опубликована и признана читателем. Тема статьи раскрывает мнение Раскольникова об окружающих его людях. Идеалом Родиона был человек владеющий душами; человек, который имеет власть решения чужих судеб. Родион создал собственную теорию разделения общества: • Властители, которые имеют полное и законное право на совершение любых преступлений на первых ступенях собственной карьеры • Все остальные Предпосылки к совершению Раскольниковым преступления В романе затронуты почти все темы проблем человечества. Одна из таких тем стара и обыденна — социально — экономическая. Родион Раскольников был дворянских кровей без денег. Его род был разорен и осталось только дворянство. В Петербург на учебу его привело желание обучиться, и добиться высокого положения. Обучение оплачивалось из кармана матери Раскольникова, которая жила только на пенсию. Однако, получение диплома не давало никаких гарантий на обеспеченное будущее. Однако, бедность задавила его. Он был весь в долгах. Родион не имел возможности нормально питаться, как у большинства студентов того времени. В результате того, что даже его одежда превратилась в лохмотья, он лишился возможности посещать занятия. Так как просто не в чем было даже выйти на улицу. В таком бедственном положении находился не только Родион, но и его любимые сестра и мама. Для поддержки брата Дуня (сестра Родиона) пошла работать гувернанткой в семью Свидригайлова. Глава семейства Свидригайловых начал попытки соблазнения хорошенькой молодой Дуни. На фоне этого Дуня покинула свое место работы. От безысходности сестра Раскольникова вынуждена была дать согласие на предложение руки и сердца от Лужина. Фактически Дуня принесла себя в жертву ради горячо любимого брата. Именно это и послужило той самой предпосылкой к совершению преступления Раскольникова. Для того, чтобы стать тем, кто «имеет право «необходимо удалить все ненужное. «Преломить черту «можно и нужно ради тех, в ком души не чаешь. Именно это приведет к тому самому «светлому будущему «. В последствие, свое преступление Родион характеризует как «ради общего блага «. Раскольников считает, что мелкое преступленьице можно будет загладить неимоверным количеством благих дел. Однако, «благими намереньями » … Понимание главному герою «кто он «приносит только смерть старухи — процентщицы. Полноту картины убийства в голове героя дополнил услышанный разговор между студентов и солдатом. Эта идея стала для Родиона наваждением. Сама идея изводила его и не давала жить спокойно: каково это? Справедливо наказать и свершить суд над человеком?. Следующий разговор, подслушанный главным героем романа, между его сестрой и мещанином поставил окончательную точку в планах на убийство. Ровно в семь часов судьба старухи была решена. Убийство свершилось. С этого момента вступает в силу вторая часть названия романа «наказание «. Это дает ответы на: • в чем состоит наказание раскольникова • в чем заключается наказание раскольникова • с какого момента начинается наказание раскольникова Теперь Раскольникова преследует и изводит раскаяние от совершенного. Главное не показывать свой страх. Но страх разоблачения уничтожил уверенность. Предел нервозности определила пустяковая повестка. Рассудительный мозг Родиона подсказывает ему, что нет ни улик, ни свидетелей совершенного преступления. ему не за что ненавидеть себя. Однако, тот уже готов был дать признательные показания полиции. Страх гложет героя не только перед разоблачением, а перед смертью самой идеи. Результат того испытания, которое главный герой романа назначил сам себе, доказал недоказуемость рожденной теории. Родион хотел помочь всем оскорбленным и униженным. Он хотел подарить им толику счастья. Но, смерть старухи толкнула его на следующее убийство. Ему пришлось убить одну из таких, кого он хотел спасти — Лизавету. Если кратко, то для успокоения собственной совести Родион пошел с повинной на площадь. Далее его ждала каторга. Однако он верил в свою идею. Даже явка с повинной не смогла переубедить его в неверности решений. Он не считал, что совершил преступление и должен понести наказание, о чем и поведал сестре Дуне. Единственное, о чем жалел Раскольников, что дал промах в своих действиях. Все время в Раскольникове жила мертвая душа. Будущий каторжанин не считал, что убил процентщицу. Он считал, что он убил самого себя. Убил себя из-за своих страхов. Разочарование в своей теории не принесло ему покаяния. Его сломала невозможность посещать класс и изучать интересующие его предметы. В голове его постоянно крутилась сценка убийств, которые воплотились в жизнь благодаря монологу, подслушанному им. Именно поэтому он считал каторгу своим единственным спасением. Вся суть заключается в том, что получить приговор — справделиво. Но герой романа не принял на себя ответственность за свой поступок.

Читайте также:
Бунт и преступление Родиона Раскольникова (по роману Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»): сочинение

Возможно будет интересно: Сочинение по роману Ф.М. Достоевского “Преступление и наказание”: характеристика Лужина

Суть теории Раскольникова

Теория Раскольникова в «Преступлении и наказании» на первый взгляд может показаться сложной для понимания, но на самом деле она довольно проста. Главный герой разделил весь род человеческий на две категории: «обыкновенных» и «необыкновенных» людей. В то время как «необыкновенный» человек имеет право совершать любое преступление и нарушать закон, если считает это нужным, «обыкновенный» человек должен жить в подчинении и не имеет права нарушать закон.

Роковой момент совершения преступления

Чтобы лучше понять, в чём смысл этой опасной идеи о социальном неравенстве, процитируем, как сами герои литературного произведения понимали, что несёт в себе теория об «обыкновенных» и «необыкновенных» людях. Один из важнейших персонажей романа Достоевского Порфирий Петрович резюмировал суть теории Раскольникова следующим образом:

Обыкновенные должны жить в послушании и не имеют права переступать закона, потому что они, видите ли, обыкновенные. А необыкновенные имеют право делать всякие преступления и всячески преступать закон, собственно потому, что они необыкновенные.

Даже не мотря на то, что на страницах книги герой Порфирий Петрович представляется нам душевным и сочувствующим человеком, он не может понять и не принять идеи Раскольникова. Он спорит с главным героем, его переполняют чувства негодования и недоумения.

Разрушение теории

Теория Раскольникова начинает рушиться, причиняя ему не меньшую боль, чем отчужденность. Герой осознает, что если бы он убил старуху от голода, а не из философских убеждений, ему было бы гораздо легче и проще принять свое злодеяние. Эту мысль подтверждает сходство героя с Лужиным и Свидригайловым. Замечая схожие черты с ненавистными ему людьми, Раскольников понимает, что теория его оказывается совершенно не той, какой он видел ее до убийства. Если раньше он думал, что с помощью свершения правосудия спасет мир, поможет обездоленным, оградит униженных от таких, как эти герои, то сейчас он понимает, что теория только максимально сближает его с этими ненавистными личностями.

Читайте также:
В чем трагедия Раскольникова (по роману Ф. М. Достоевского Преступление и наказание): сочинение

По прошествии нескольких дней Раскольников уже не в состоянии объяснить даже самому себе, зачем он совершил это убийство. В исповеди Сонечке он заявляет, что убил не старушку, а себя. В этом и заключается наказание Раскольникова – убив «вошь», он убивает сам себя, свою идею, свое спокойствие. Все, что было дорого Раскольникову убито вместе с процентщицей и ее сестрой, и никогда больше Раскольников не сможет жить нормальной жизнью.

«Вишнёвый сад» – драма, комедия или трагедия – рассуждение для сочинения

Список основных положений теории Раскольникова

Если попытаться проанализировать реплики главного героя романа «Преступление и наказание» об «обыкновенных» и «необыкновенных» людях, то можно кратко выделить следующие положения его философской теории:

  1. Все люди делятся на две категории: «обыкновенные» и «необыкновенные»;
  2. «Обыкновенный» человек должен жить в подчинении, он не имеет права нарушать закон, потому что он «обыкновенный»;
  3. «Необыкновенные» люди, напротив, имеют право совершать любые преступления и нарушать закон, когда считают это нужным;
  4. «Необыкновенность» человека определяется наличием у него дара или таланта произносить «новое слово». Именно такие люди двигаю цивилизацию вперед к новым высотам и достижениям;
  5. Только «необыкновенный» человек имеет право решать, переступить ли через закон или любое другое общественное или моральное препятствие, стоящее на пути практического осуществления его идеи;
  6. Все «необыкновенные» люди, способные дать обществу что-то новое, не должны подчиняться общему закону, потому что в противном случае они перестают быть «необыкновенными»;
  7. Такие «право имеющие люди» своими открытиями создают новые законы, и поэтому они должны иметь возможность избавляться от ненужных по их мнению людей, чтобы сделать свои идеи известными всему человечеству.

Арт-иллюстрация к роману Ф.М. Достоевского

Раскольников на каторге

Раскольников постоянно угрюм, почти не интересуется новостями о своих родных, всех чуждается, в остроге его не любят. С Соней он поначалу также держался отчужденно, почти грубо, но постепенно ее посещения обратились у него в привычку. В последнем письме Соня сообщала, что Родион Романович весьма серьезно заболел и лежит в госпитале.

Раскольников заболел от уязвленной гордости. Его злило, что он так бездарно стлался в руки правосудия, хотя виновным себя не считает и не раскаивается в убийстве. Он признавал свое преступление только в том, что не вынес содеянного и явился с повинной. Страдал он также и от мысли, что не смог убить себя, тогда как Свидригайлову это удалось.

В остроге его ненавидели, даже хотели убить как безбожника, хотя в церковь он ходил вместе со всеми. А вот Соню любили и заключенные, которым она писала письма домой или приносила из города то, что они просили, и их жены и родственники, приезжающие в город и останавливающиеся у нее.


Раскольников и Соня

Сочинение: «Личность Раскольникова в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»

Литеровед предлагает вашему вниманию сочинение на тему «Личность Раскольникова в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание», в котором кратко перечисляются черты характера героя, его взаимоотношения с другими персонажами, мировоззрение и суть теории, приведшей на каторгу.

«Преступление и наказание» признан лучшим философско-психологическим романом мировой литературы. Он создавался, когда в обществе пошатнулись нравственные ориентиры, основанные на идее Христа. Достоевский был против насилия. Своим романом он показал несостоятельность революционных идей. Революционеры призывали «к топорам», с помощью которых будет достигнуто всеобщее счастье. На примере главного героя Достоевский доказывает, что нельзя достичь счастья через насилие.

Читайте также:
Эпоха изображенная в романе «Преступление и наказание»: сочинение

Родион Романович Раскольников – разночинец, бывший студент Петербургского университета. Учебу он вынужден оставить, так как находится в стесненных материальных обстоятельствах. Тех денег, что присылает мать, выкраивая из отцовской пенсии, ему не хватает.

Раскольников красив внешне: высокий, стройный, с тонкими чертами лица, прекрасными темными глазами. Он молод, умен, образован, но наделен гордыней непомерной. Его бедность достигла крайнего предела. Он живет в бедном районе города в небольшой комнате, похожей не то шкаф, не то на гроб. Но даже за такое жилье ему нечем платить. Он прячется от квартирной хозяйки, чтобы не слышать ее упреков. Хозяйкина прислуга Настя иногда подкармливает его остатками от еды других постояльцев. Одежда его обветшала и превратилась в лохмотья. Раскольников привык к этому, но встреч с бывшими знакомыми старается избегать.

Достоевский стремится показать характер героя с разных сторон. Он отличается противоречивостью. В его внутреннем мире постоянно идет борьба добра со злом. Автор, зная о двойственности человеческой натуры, показывает ее в образах героев произведения. Находясь в бедственном положении, Раскольников отдает последние деньги семье чиновника Мармеладова и помогает незнакомой девочке на улице. Он воспринимает чужую боль, как свою.

С первых страниц романа читатель понимает, что герой беден, но не смирился со своим положением. Он постоянно думает о каком-то деле. Постепенно через разные эпизоды Достоевский подводит к тому, что задумал Раскольников. Оказывается, он намеревается убить старуху-процентщицу. Причем, нажива здесь играет не главную роль. Герой называет это убийство пробой. Он хочет проверить, способен ли он на убийство. Проба является проверкой его теории, которая родилась под влиянием трудов Ницше. Отзывчивый, добрый человек по натуре, он хочет в этом убедиться странным, жестоким способом.

Суть теории Раскольников изложил в статье о преступлении, которую напечатал в одной из газет. Он считает, что все люди делятся на обыкновенных и «право имеющих». Обыкновенные «твари дрожащие» составляют большую часть населения земли. Это слабые люди, материал для размножения, их жизнь ничего не стоит. Они – исполнители и должны создавать условия для жизни. Другое дело – необыкновенные, выдающиеся люди. Их немного, они выделяются из общей массы талантами, особыми способностями. Им принадлежат достижения научно-технического прогресса, они изобретатели, первооткрыватели. Благодаря им, развивается цивилизация. Чтобы человечество двигалось вперед по пути развития, необыкновенные люди имеют право убивать, совершать преступления, если кто-то или что-то встанет на пути их «благородной» цели.

Пытаясь определить, к какой категории относится он сам, Раскольников задумывает совершить преступление. Его выбор падает на Алену Ивановну, которая живет за счет несчастий других людей, она берет драгоценные вещи в заклад. Подслушанный случайно разговор военного и студента озвучил его собственные мысли, так давно им вынашиваемые. Простая арифметика: спасение ста жизней хороших людей ценой одной никому не нужной вредной старушонки. Разговор в трактире, письмо матери о замужестве сестры, знакомство с Мармеладовым убедили героя в правильности его теории. Не особенно готовясь, он идет к старухе якобы отдать вещь в заклад, на самом деле, чтобы убить ее. Случайной жертвой стала блаженная сестра Алены Ивановы Лизавета, которая вернулась домой раньше времени.

Проба совершена, но страдания героя не уменьшаются. Он потрясен происшедшим, его мучает горячка, терзают сомнения в правильности содеянного. Награбленное, что было предназначено для добрых дел, он спрятал и не смог потратить. Он начинает понимать, что он обыкновенный человек. От своей теории герой отказывается не сразу.

Чтобы лучше понять личность Раскольникова, Достоевский окружает его двойниками и антиподами. Наиболее яркими являются Аркадий Иванович Свидригайлов и Соня Мармеладова. Свидригайлов соткан из пороков и добродетелей. Он говорит Раскольникову об их схожести, чем очень возмущает последнего. Аркадий Иванович делал Дуне Раскольниковой непристойные предложения, из-за него она лишилась работы. В то же время он пытается помочь Раскольникову, предлагая бежать в Америку, с уважением относится к Соне, дает деньги ее мачехе, оставляет Дуне наследство, чтобы она не выходила замуж без любви.

Соня Мармеладова торгует своим телом, чтобы содержать себя и помогает мачехе прокормить ее детей. Ее преступление приносит реальную пользу другим людям, в отличие от поступка Раскольникова. Соня понимает героя и принимает его таким, какой он есть. Она помогает ему встать на путь покаяния и приводит его к богу. Соня призывает его пройти через муки, чтобы вернуться к жизни другим человеком.

Раскольников сознается и идет на каторгу. Соня отправляется вслед за ним. Их вернула к жизни любовь: «сердце одного заключало бесконечные источники жизни для сердца другого». На каторге Раскольников видит сон, в котором проявляются результаты его теории. Все люди начинают жить так, как им хочется, они считают себя умными и правыми и в то же время уничтожают друг друга. Этот сон убедил героя в ошибочности его теории. С этого началось воскрешение Раскольникова.

Достоевский показывает в романе губительность власти идеи над человеком. Бесчеловечная теория противопоставлена божественным заповедям. Герой чуть не погубил свою душу, поддавшись ошибочной идее. Достоевский относится с симпатией к персонажу. Раскольников прошел через страдание и вновь обрел себя. Это иллюстрирует собственные убеждения писателя, считавшего страдание залогом возрождения личности.

Примеры сочинений по направлению «Преступление и наказание – вечная тема»

Собираем самые различные примеры сочинений, которые можно использовать при подготовке по направлению «Преступление и наказание – вечная тема» к итоговому сочинению в 2021-2022 учебном году.

Читайте также:
В чем суть теории Раскольникова? (по роману Ф. М. Достоевского Преступление и наказание): сочинение

Все примеры имеют статус “ЗАЧТЕНО” и могут использоваться как образцы. В конце каждого сочинения приведены рекомендации от эксперта – что можно улучшить.

Все работы написаны и проверены в рамках проекта https://vk.com/ege100ballov рубрика ИТОГ ЭКСПЕРТА https://vk.com/topic-10175642_47983604

  • Примеры по другим направлениям 2021-2022
  • Литература, примерные темы и как раскрыть «Преступление и наказание – вечная тема» + всё остальное здесь

Примеры по направлению «Преступление и наказание – вечная тема»

Сочинение №1

В чем различие между ошибкой и преступлением? Направление «Преступление и наказание»

Автор сочинения – Бутрова Юлия Сергеевна

Всем людям свойственно совершать ошибки, это неотъемлемая часть человеческой жизни. Ошибки дают нам опыт, на них человек учится. Они могут быть мелкими и незначительными, как например, неверно решенная задача по математике, а могут быть и роковыми. К роковым ошибкам можно отнести преступление. Будь то мелкая кража или покушение на человеческую жизнь, это обязательно отразится на будущем преступника. С точки зрения ошибки, такое деяние будет считаться нарушением моральных норм и повлечёт за собой угрызения совести и социальные санкции, в виде неодобрения обществом данного поступка, а с точки зрения преступления, за любое правонарушение предусмотрена юридическая ответственность – ответственность перед законом. Не все ошибки являются преступлениями, но многие преступления совершаются по ошибке. За доказательствами обратимся к художественной литературе.

Одним из наиболее ярких примеров служит психологический роман Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание». Главный герой – Родион Раскольников совершает преступление, убивает старуху-процентщицу. Главной причиной этого убийства стала теория, которую выдвигал Раскольников. Всех людей он делил на два разряда: обыкновенные, они же «твари дрожащие», и необыкновенные – «право имеющие». Главным предназначением обыкновенных было продолжение человеческого рода, а необыкновенным была уготована особая роль, они могли управлять миром, и им разрешалось преступать закон. Раскольников ошибочно отнес себя к разряду «право имеющих» и совершил преступление, за которое ему были уготованы и муки совести, и ответственность перед законом. Эта ошибка стала для него роковой, к прежней жизни он вряд ли уже вернулся, ведь теперь всю жизнь его преследовали мысли о содеянном. В этом произведении мы видим яркий пример того, как человек по ошибке совершил преступление, которое очень сильно повлияло на его будущее.

В произведении А.С. Грибоедова «Горе от ума» говорится о том, как легко можно совершить ошибку. Молодая и наивная Софья Фамусова впервые влюбилась, ее чувства настолько сильны, что ничего вокруг она не замечала. Не замечала и того, что Молчалин, ее избранник, лишь использовал девушку для корыстных целей. Софья была дочкой дворянина, семья Фамусовых богатая и хорошо известная в высшем свете. Молчалин за счет брака с Софьей хотел продвинуться по служебной лестнице, вот только девушка этого не замечала, искренне верила в его любовь. В это время за ней ухаживал Чацкий, который по-настоящему был влюблен, но Софья предпочла ему другого, в котором очень сильно ошибалась. Молчалин не любил ее, он любил Лизу, работавшую в доме Фамусовых служанкой. Софья до последнего верила любимому и любовь закрывала ей глаза, но в конце всё же девушка поняла, что совершила огромную ошибку. Но эта ошибка научила Софью слепо не доверять людям, и послужила опытом, который обязательно пригодится в дальнейшей жизни.

Таким образом, можно сказать, что ошибки оказывают на человека больше положительное влияние, благодаря внутреннему контролю человека – совести, ошибки после всех переживаний и раздумий становятся лишь опытом, человек учится на них, и в дальнейшем в подобной ситуации знает как правильно поступить. Преступления положительного влияния не оказывают никогда, ведь преступление это всегда вред, нанесенный кому-либо, моральный, физический или материальный. Преступление на всю жизнь останется тяжким грузом лежать на душе человека, его невозможно взять и забыть.

ИТОГ: зачет

Рекомендации

Юля, умница! Обратите внимание на пунктуационные недочёты: на экзамене по русскому языку они могут дорогого стоить. В целом же могу посоветовать следующее:

  • Если тема сформулирована назывным предложением (как в нашем случае), то лучше самостоятельно формулировать вопрос по теме и давать на него чёткий ответ. Тогда тема будет раскрыта на 100%. Здесь Вы это делаете не вопросом, а общими рассуждениями.
  • Старайтесь перед примерами-аргументами писать чёткий тезис (ответ на поставленный вопрос), а затем приводить пример.
  • Примеры, которые Вы подобрали, хорошие, удачные. Содержание неплохое, обратите внимание вынесенные ошибки, на речевые недочёты и фактические неточности.

Желаю удачи! Практикуйтесь, всё обязательно получится!

Видеоурок по аргументам и темам по этому направдению

Сочинение №2

В чем различие между ошибкой и преступлением? Направление : Преступление и наказание

(Автор сочинения – Тульская Диана Владимировна)

В чём различие между ошибкой и преступлением? Каждый из нас хотя бы раз в жизни совершал ошибку, потому что без промахов, неверных выборов , проступков прожить довольно сложно. Все люди ошибаются, кто-то – чаще, кто-то – реже, но ошибки в отличие от преступлений можно исправить, с их помощью можно получить опыт, чему-то научиться. Преступления, в свою очередь, неисправимы, необратимы и ужасны, они совершаются намеренно и несут опасность для общества.

Обращусь к произведению Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание», главный герой которого совершил преступление. Родион Раскольников, бедный студент, живущий в Санкт-Петербурге. В его голове создаётся целая теория , в которой он делит людей на «право имеющих» и «тварей дрожащих». Суть теории в том, что есть люди, которые имею право совершать преступления во имя великих целей, ведь именно они и меняют этот мир. Другая же категория людей – те кто должны подчиняться. Главный герой хочет проверить, к какой части общества он относится, поэтому идёт на преступление и убивает старушку -процентщицу, к убийству которой он основательно готовится. Раскольников также убивает свидетеля его злодеяния, сестру старухи. Данное преступление нельзя никак оправдать. Его нельзя приравнять к ошибке, так как оно забрало жизни двух людей. И, несмотря на то, что главный герой раскаивается на каторге, ничего уже не исправить. В этом и отличие преступления от ошибки.

Читайте также:
Пророческое слово Достоевского: сочинение

Другой пример можно привести из произведения А.С. Пушкина «Капитанская дочка». Пётр Гринёв, юноша, которого отец отправляет на службу, для того, чтобы тот повзрослел и получил опыт. Местом службы Петра была Белогорская крепость, дорога туда предстояла не близкая. Во время поездки Пётр напился и проиграл очень большую сумму денег. Позже он осознал свою ошибку, его отношение к жизни поменялось. Примером ещё одной ошибки является доверие Гринёва к сослуживцу, с которым он познакомился в крепости. Поначалу Алексей показался ему довольно хорошим человеком, но впоследствии Швабрин начал высмеивать Гринёва, устроил дуэль, потому что хотел убрать его с пути завоевания Маши. Таким образом, главный герой совершил ошибку, и не одну. Но они не привели к каким-то критическим последствиям. Пётр смог извлечь из них жизненные уроки и измениться.

Так в чём же разница между ошибкой и преступлением? Преступление – это плохой поступок, совершенный намеренно, который несёт за собой большие последствия, приносящие людям и самому преступник вред. Ошибки – это проступки, маленькие оплошности, которые можно попытаться исправить, из них можно извлечь жизненный опыт.

ИТОГ: зачтено

Рекомендации

По всем критериям получен зачёт. Сочинение написано на достойном уровне.

Рекомендую не торопиться и внимательнее вычитывать черновик. Следует обращать внимание на логику в тезисе, микровыводах и выводе. На экзамене нужно быть особенно внимательной: там Вас не исправит редактор Ворда)

Благодарю за ответственность в самоподготовке. Удачи на экзамене!

Сочинение №3

Почему некоторые люди переступают моральные нормы и совершают преступления? Иногда человек верит, что любое деяние можно оправдать благой целью. Он находится в плену распространённого заблуждения, согласно которому для достижения цели хороши любые средства. Некоторые люди совершают преступления непреднамеренно, не вполне отдавая себе отчёт в том, что они делают. Конечно, всегда случаются ситуации, когда человек сознательно становится отступником и даже не испытывает угрызений совести. Причин может быть достаточно много. Рассмотрим некоторые из них на примере произведений художественной литературы.

Главный герой романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» желает ценой одной жизни сделать как можно больше благородных дел. На самом деле Родион Раскольников обманывает самого себя: после совершения преступления он так и не смог воспользоваться деньгами старухи-процентщицы. В первую очередь герой хотел проверить собственную теорию, позволяющую делить людей на «тварей дрожащих» и «право имеющих». Раскольников считал, что сильным личностям позволено распоряжаться чужими судьбами. Однако ни одно преступление не должно оставаться безнаказанным, и герой начинает понимать, как сильно заблуждался. Его теория не проходит проверку реальностью, и в эпилоге романа мы видим человека, готового вступить на новый путь. Раскольников осознаёт, как важно брать на себя ответственность за каждый сделанный выбор.

Порой человеком управляют чувства, и он перестаёт себя контролировать. Так, главный герой повести Л.Н. Толстого «Крейцерова соната» в порыве ревности убивает свою жену. После свадьбы надежды Позднышева на семейное счастье не оправдались, а свою избранницу он едва ли мог назвать родственной душой. Герой всё чаще замечал на лице жены выражение какой-то враждебности и даже презрения. Рождение детей не сблизило супругов, они постоянно ссорились и в конечном счёте отдалились друг от друга так, что стали разговаривать лишь о бытовых проблемах. Нельзя сказать, что Позднышев испытывал к этой женщине какую-либо симпатию, но, узнав об измене, не смог совладать со своими чувствами. Им руководили ненависть и досада, разочарование из-за разрушенных надежд. Герой с хладнокровием совершает преступление, но впоследствии не может избавиться от угрызений совести. Есть поступки, которые легче предупредить, чем исправить. Отняв у другого жизнь, человек теряет себя и уже никогда не сможет ничего изменить.

Таким образом, люди, совершающие противоправные деяния, забывают о христианских заповедях и теряют самое важное, человеческое, чем наделён каждый из нас от рождения. Есть множество причин, которые толкают людей на преступление, но всё же ни один такой поступок нельзя оправдать. Именно поэтому так важно задумываться о последствиях, контролировать свои эмоции и знать, что всегда есть такая грань, которую ни в коем случае не следует переступать.

“Преступление и наказание” — книга великой боли за человечество

Школьное сочинение

Во всех произведениях Достоевского мы замечали одну общую черту, замеченную во всем, что он писал: это боль о человеке, который сам себя не признает человеком и даже не вправе быть им.

Ф. М. Достоевский — самый беспощадный художник XIX века, который изображал в своих гениальных произведениях суровую правду жизни, был одержим великой любовью к человеку и считал своим долгом открыть “униженным и оскорбленным” глаза и заставить их бороться, искать пути избавления от страданий и социальной несправедливости. Л. Н. Толстой писал: “Самое важное в произведении искусства, чтобы оно имело нечто вроде фокуса, и он должен быть недоступен полному объяснению словами”. Таким фокусом у Достоевского стало изображение крайней нищеты, когда люди не просто гибнут от голода, но и теряют свой человеческий облик и чувство собственного достоинства.

По глубине и тонкости замысла, по мастерству и правдивости отображения реальной действительности роман Ф.М. Достоевского “Преступление и наказание” можно смело назвать вершиной творчества писателя. Ведь в центре внимания автора оказалась страшная картина жизни России середины XIX века, со всей той нищетой, бесправием, угнетением русского народа, который хоть и пытался бунтовать против такой несправедливости, но вместе с тем осознавал свое бессилие в этой борьбе. Для более точного отображения этой действительности писатель старался проникнуть в самую глубину человеческой души, отразить сознание людей, их метания и противоречия.

Читайте также:
Вопрос греха и добродетели в романе «Преступление и наказание»: сочинение

Роман Достоевского вышел в свет в переломное для страны время, когда русская интеллигенция, ожидавшая возрождения России после реформы 1861 года, вынуждена была познать вместо этого глубокое разочарование и потрясение.

Социальные противоречия не исчезли. Напротив, они еще боль-. те обострились, еще острее стала несправедливость общественного устройства. И все это с талантом настоящего мастера сумел тонко подметить и выразить в своем романе Ф.М. Достоевский. При этом на примере трагедии одного человека автор выделил, вывел на первый план трагедию всего народа, отразил целый мир. Писатель не случайно взял своих героев из среды разорившегося дворянства. Именно в этой среде часто проявлялись в то время по-настоящему неординарные личности, яркие, сильные характеры, болезненные спады и светлые подъемы сознания, оказавшегося в конфликте с самим собой.

Действие романа происходит в Петербурге, в той его части, где жила беднота. Серый, мрачный город, многочисленные пивные, зазывающие народ залить горе; толпы пьяных на улицах; женщины, продающие себя за бесценок, а те, кто не желал этого делать, бросались с моста в воду. Страшное царство нищеты, бесправия, болезней, безысходности — вот те условия, в которых существуют простые русские люди, те условия, при которых в сознании многих рождаются ложные (хотя и вполне понятные) идеи восстановления справедливости.

Описывая жизненный путь Родиона Раскольникова — противоречивой личности, вынужденной в силу социальных причин пойти на преступление, на жестокое убийство, — Достоевский в первую очередь стремился показать гибельность подобного шага.

Но вместе с тем он мечтал показать перерождение, очищение человека путем страданий, переосмысления принципов и в конечном итоге преодоления зла. Да, Раскольников совершил преступление, избрал ошибочный путь в жизни. Но главное здесь — то, что толкнуло героя встать на путь убийства. И пытаясь обосновать такой шаг, Достоевский с первых страниц говорит о социальном положении Родиона. Молодой человек вынужден существовать в комнатке, а точнее “каморке”, которую сам автор сравнивает со шкафом, сундуком, гробом, подчеркивая крайнюю нищету ее обитателя — “задавленного бедностью”, “изуродованного нищетой” “бедного и больного студента”.

Создавая психологический портрет своего героя, писатель на первое место выводит те черты, которые рождены именно общественным положением бедного студента: мнительный, самолюбивый, мрачный, угрюмый. И в этих чертах, в этих характеристиках Родиона Раскольникова отражен обобщенный портрет поколения, показаны особенности психологии многих его современников.

Такие люди, как Раскольниковы, Мармеладовы и подобные им, вынуждены влачить жалкое существование в жестоком и несправедливом мире, где распорядителями и хозяевами являются подлые и низкие свидригайловы и лужины. Потому не осуждение в первую очередь, а страшная, щемящая боль пронизывает страницы романа Достоевского — боль за людей, раздавленных нищетой, таких как Катерина Ивановна Мармеладова, которая сама себя сравнивает с заезженной клячей; как ее несчастный муж, спившийся от горя и бедности; как дочь Соня, вынужденная продавать себя, чтобы поддерживать хоть какое-то существование семьи. Ее образ наиболее трагичен. “Ты на себя руки наложила, ты загубила жизнь. свою”, — говорит ей Родион. А ведь сколько таких же несчастных девушек губили свою жизнь, принося себя в жертву ради близких, ради какого-то призрачного благополучия. Такой же (или почти такой) путь уготован и сестре Раскольникова. Осознание этого, понимание гибельности того поступка, на который готова пойти ради него сестра, выйдя за нелюбимого, к тому же ничтожного человека, зарождает протест в душе главного героя.

Родион не видит другого выхода, как убийство процентщицы. Так он спасет себя, спасет свою семью. И при таких обстоятельствах смерть никому не нужной старухи кажется ему оправданной, в чем еще больше Раскольников убеждается, получив письмо матери, в котором она сообщает о своем плачевном материальном положении. “Ясно, что теперь надо было не тосковать, не страдать пассивно, одними рассуждениями о том, что вопросы неразрешимы, а непременно что-нибудь сделать, и сейчас же, и поскорее. Во что бы то ни стало надо решиться, хоть на что-нибудь, или. Или отказаться от жизни совсем. “

Да, такая идея могла возникнуть в голове героя, как и в голове другого студента, чей разговор Раскольников как-то услышал в трактире, только под влиянием крайней нищеты, безысходности, несправедливости окружающего мира. “За одну жизнь — тысячи жизней, спасенных от гниения и разложения”. Не правда ли — благородный, оправданный выход?!

Единственный выход для множества людей, загнанных жизнью в глухой угол, вынужденных каждый день видеть сотни, тысячи гибнущих жизней, жизней, которые еще можно спасти “от нищеты, от разложения, от гибели, от разврата, от венерических заболеваний. “. А всего-то нужно — убить никчемную старушонку и забрать ее деньги! Нет, конечно, Достоевский не оправдывает своего героя. Наоборот, вся суть пути Раскольникова в конечном итоге сводится к пониманию своих ошибок. Мучительному пониманию. Но хотя в романе и есть намек на то, что стремления к лучшей жизни не напрасны, не напрасны попытки прийти к ней другим, правильным путем, — мы понимаем, что, к сожалению, сбыться этим стремлениям суждено не так уж скоро. И многострадальному русскому народу еще через много испытаний придется пройти. Отсюда нескрываемая боль автора за весь народ, за все человечество.

И все же, размышляя о далеком грядущем, Достоевский писал в “Дневнике писателя”: “Я не хочу мыслить и жить иначе, как с верой, что все наши девяносто миллионов русских (или там сколько их тогда народится) будут все когда-нибудь образованны, очеловечены и счастливы”.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: