Никодим Фомич — квартальный надзиратель: сочинение

Преступление и наказание (30 стр.)

– Да, господин капитэн, и какой же это неблагородный гость, господин капитэн, когда в благородный дом…

– Ну-ну-ну! Довольно! Я уж тебе говорил, говорил, я ведь тебе говорил…

– Илья Петрович! – снова значительно проговорил письмоводитель. Поручик быстра взглянул на него; письмоводитель слегка кивнул головой.

– …Так вот же тебе, почтеннейшая Лавиза Ивановна, мой последний сказ, и уж это в последний раз, – продолжал поручик. – Если у тебя еще хоть один только раз в твоем благородном доме произойдет скандал, так я тебя самое на цугундер, как в высоком слоге говорится. Слышала? Так литератор, сочинитель, пять целковых в “благородном доме” за фалду взял? Вон они, сочинители! – и он метнул презрительный взгляд на Раскольникова. – Третьего дня в трактире тоже история: пообедал, а платить не желает; “я, дескать, вас в сатире за то опишу”. На пароходе тоже другой, на прошлой неделе, почтенное семейство статского советника, жену и дочь, подлейшими словами обозвал. Из кондитерской намедни в толчки одного выгнали. Вот они каковы, сочинители, литераторы, студенты, глашатаи… тьфу! А ты пошла! Я вот сам к тебе загляну… тогда берегись! Слышала?

Луиза Ивановна с уторопленною любезностью пустилась приседать на все стороны и, приседая, допятилась до дверей; но в дверях наскочила задом на одного видного офицера, с открытым свежим лицом и с превосходными густейшими белокурыми бакенами. Это был сам Никодим Фомич, квартальный надзиратель. Луиза Ивановна поспешила присесть чуть не до полу и частыми мелкими шагами, подпрыгивая, полетела из конторы.

– Опять грохот, опять гром и молния, смерч, ураган! – любезно и дружески обратился Никодим Фомич к Илье Петровичу, – опять растревожили сердце, опять закипел! Еще с лестницы слышал.

– Да што! – с благородною небрежностию проговорил Илья Петрович (и даже не што, а как-то: “Да-а шта-а!”), переходя с какими-то бумагами к другому столу и картинно передергивая с каждым шагом плечами, куда шаг, туда и плечо; – вот-с, изволите видеть: господин сочинитель, то бишь студент, бывший то есть, денег не платит, векселей надавал, квартиру не очищает, беспрерывные на них поступают жалобы, а изволили в претензию войти, что я папироску при них закурил! Сами п-п-подличают, а вот-с, извольте взглянуть на них: вот они в самом своем привлекательном теперь виде-с!

– Бедность не порок, дружище, ну да уж что! Известно, порох, не мог обиды перенести. Вы чем-нибудь, верно, против него обиделись и сами не удержались, – продолжал Никодим Фомич, любезно обращаясь к Раскольникову, – но это вы напрасно: на-и-бла-га-а-ар-р-роднейший, я вам скажу, человек, но порох, порох! Вспылил, вскипел, сгорел – и нет! И всё прошло! И в результате одно только золото сердца! Его и в полку прозвали: “поручик-порох”…

– И какой еще п-п-полк был! – воскликнул Илья Петрович, весьма довольный, что его так приятно пощекотали, но всё еще будируя.

Раскольникову вдруг захотелось сказать им всем что-нибудь необыкновенно приятное.

– Да помилуйте, капитан, – начал он весьма развязно, обращаясь вдруг к Никодиму Фомичу, – вникните и в мое положение… Я готов даже просить у них извинения, если в чем с своей стороны манкировал. Я бедный и больной студент, удрученный (он так и сказал: “удрученный”) бедностью. Я бывший студент, потому что теперь не могу содержать себя, но я получу деньги… У меня мать и сестра в – й губернии. Мне пришлют, и я… заплачу. Хозяйка моя добрая женщина, но она до того озлилась, что я уроки потерял и не плачу четвертый месяц, что не присылает мне даже обедать… И не понимаю совершенно, какой это вексель! Теперь она с меня требует по заемному этому письму, что ж я ей заплачу, посудите сами.

– Но это ведь не наше дело… – опять было заметил письмоводитель…

– Позвольте, позвольте, я с вами совершенно согласен, но позвольте и мне разъяснить, – подхватил опять Раскольников, обращаясь не к письмоводителю, а всё к Никодиму Фомичу, но стараясь всеми силами обращаться тоже и к Илье Петровичу, хотя тот упорно делал вид, что роется в бумагах и презрительно не обращает на него внимания, – позвольте и мне с своей стороны разъяснить, что я живу у ней уж около трех лет, с самого приезда из провинции и прежде… прежде… впрочем, отчего ж мне и не признаться в свою очередь, с самого начала я дал обещание, что женюсь на ее дочери, обещание словесное, совершенно свободное… Это была девушка… впрочем, она мне даже нравилась… хотя я и не был влюблен… одним словом, молодость, то есть я хочу сказать, что хозяйка мне делала тогда много кредиту и я вел отчасти такую жизнь… я очень был легкомыслен…

– С вас вовсе не требуют таких интимностей, милостисдарь, да и времени нет, – грубо и с торжеством перебил было Илья Петрович, но Раскольников с жаром остановил его, хотя ему чрезвычайно тяжело стало вдруг говорить.

– Но позвольте, позвольте же мне, отчасти, всё рассказать… как было дело и… в свою очередь… хотя это и лишнее, согласен с вами, рассказывать, – но год назад эта девица умерла от тифа, я же остался жильцом, как был, и хозяйка, как переехала на теперешнюю квартиру, сказала мне… и сказала дружески… что она совершенно во мне уверена и всё… но что не захочу ли я дать ей это заемное письмо в сто пятнадцать рублей, всего что она считала за мной долгу. Позвольте-с: она именно сказала, что, как только я дам эту бумагу, она опять будет меня кредитовать сколько угодно и что никогда, никогда, в свою очередь, – это ее собственные слова были, – она не воспользуется этой бумагой, покамест я сам заплачу… И вот теперь, когда я и уроки потерял и мне есть нечего, она и подает ко взысканию… Что ж я теперь скажу?

Читайте также:
Что мне дало знакомство с личностью и творчеством Достоевского: сочинение

– Все эти чувствительные подробности, милостисдарь, до нас не касаются, – нагло отрезал Илья Петрович, – вы должны дать отзыв и обязательство, а что вы там изволили быть влюблены и все эти трагические места, до этого нам совсем дела нет.

– Ну уж ты… жестоко… – пробормотал Никодим Фомич, усаживаясь к столу и тоже принимаясь подписывать. Ему как-то стыдно стало.

– Пишите же, – сказал письмоводитель Раскольникову.

– Что писать? – спросил тот как-то особенно грубо.

– А я вам продиктую.

Раскольникову показалось, что письмоводитель стал с ним небрежнее и презрительнее после его исповеди, но, странное дело, – ему вдруг стало самому решительно всё равно до чьего бы то ни было мнения, и перемена эта произошла как-то в один миг, в одну минуту. Если б он захотел подумать немного, то, конечно, удивился бы тому, как мог он так говорить с ними, минуту назад, и даже навязываться с своими чувствами? И откуда взялись эти чувства? Напротив, теперь, если бы вдруг комната наполнилась не квартальными, а первейшими друзьями его, то и тогда, кажется, не нашлось бы для них у него ни одного человеческого слова, до того вдруг опустело его сердце. Мрачное ощущение мучительного, бесконечного уединения и отчуждения вдруг сознательно сказалось душе его. Не низость его сердечных излияний перед Ильей Петровичем, не низость и поручикова торжества над ним перевернули вдруг так ему сердце. О, какое ему дело теперь до собственной подлости, до всех этих амбиций, поручиков, немок, взысканий, контор и проч., и проч.! Если б его приговорили даже сжечь в эту минуту, то и тогда он не шевельнулся бы, даже вряд ли прослушал бы приговор внимательно. С ним совершалось что-то совершенно ему незнакомое, новое, внезапное и никогда не бывалое. Не то чтоб он понимал, но он ясно ощущал, всею силою ощущения, что не только с чувствительными экспансивностями, как давеча, но даже с чем бы то ни было ему уже нельзя более обращаться к этим людям, в квартальной конторе, и будь это всё его родные братья и сестры, а не квартальные поручики, то и тогда ему совершенно незачем было бы обращаться к ним и даже ни в каком случае жизни; он никогда еще до сей минуты не испытывал подобного странного и ужасного ощущения. И что всего мучительнее – это было более ощущение, чем сознание, чем понятие; непосредственное ощущение, мучительнейшее ощущение из всех до сих пор жизнию пережитых им ощущений.

Письмоводитель стал диктовать ему форму обыкновенного в таком случае отзыва, то есть заплатить не могу, обещаюсь тогда-то (когда-нибудь), из города не выеду, имущество ни продавать, ни дарить не буду и проч.

– Да вы писать не можете, у вас перо из рук валится, – заметил письмоводитель, с любопытством вглядываясь в Раскольникова. – Вы больны?

– Да… голова кругом… говорите дальше!

– Да всё; подпишитесь.

Письмоводитель отобрал бумагу и занялся с другими.

Раскольников отдал перо, но вместо того, чтоб встать и уйти, положил оба локтя на стол и стиснул руками голову. Точно гвоздь ему вбивали в темя. Странная мысль пришла ему вдруг: встать сейчас, подойти к Никодиму Фомичу и рассказать ему всё вчерашнее, всё до последней подробности, затем пойти вместе с ними на квартиру и указать им вещи, в углу, в дыре. Позыв был до того силен, что он уже встал с места, для исполнения. “Не обдумать ли хоть минуту? – пронеслось в его голове. – Нет, лучше и не думая, и с плеч долой!” Но вдруг он остановился как вкопанный: Никодим Фомич говорил с жаром Илье Петровичу, и до него долетели слова:

– Быть не может, обоих освободят! Во-первых, всё противоречит; судите: зачем им дворника звать, если б это их дело? На себя доносить, что ли? Аль для хитрости? Нет, уж было бы слишком хитро! И, наконец, студента Пестрякова видели у самых ворот оба дворника и мещанка в самую ту минуту, как он входил: он шел с тремя приятелями и расстался с ними у самых ворот и о жительстве у дворников расспрашивал, еще при приятелях. Ну, станет такой о жительстве расспрашивать, если с таким намерением шел? А Кох, так тот, прежде чем к старухе заходить, внизу у серебряника полчаса сидел и ровно без четверти восемь от него к старухе наверх пошел. Теперь сообразите…

52 предложения со словом «надзиратель»

мы то и дело жаловались надзирателю на клопов, а надзиратель орал нам:

Истории обыкновенного безумия, Чарльз Буковски, 1967, 1968, 1969, 1970, 1972, 1983г.

надзиратели были подлюгами, надзиратели были придурками, надзиратели были трусами.

Читайте также:
Красота человеческого поступка: сочинение

Истории обыкновенного безумия, Чарльз Буковски, 1967, 1968, 1969, 1970, 1972, 1983г.

Надзиратель заговорил с братом Майклом, а тот отвечал и обращался к надзирателю сэр.

Портрет художника в юности, Джеймс Джойс, 1915г.

Они увидели, как АКью10.0,2 подходит к надзирателю и задает ему какой-то вопрос, а надзиратель с доброй улыбкой ему отвечает.

Девочки играли в апокалипсис, Татьяна Ясникова, 2020г.

Был такой у нас в Новониколаевске знаменитый тюремный надзиратель .

Вечный зов. Том 2, Анатолий Иванов, 1976г.

Это был сам Никодим Фомич, квартальный надзиратель .

Преступление и наказание, Федор Достоевский, 1866г.

Работяг били все: дневальный, парикмахер, бригадир, воспитатель, надзиратель , конвоир, староста, завхоз, нарядчик – любой.

Артист лопаты (сборник), Варлам Шаламов, 1955-1965г.

Такая картина: изгородь, лужица, надзиратель шагает в красной шапке, честь честью, а теленок прицеливается к портфелю.

Зависть (сборник), Юрий Олеша, 2005г.

Через базарную площадь идет полицейский надзиратель Очумелов в новой шинели и с узелком в руке.

Человек в футляре (сборник), Антон Чехов

Елдырин, – обращается надзиратель к городовому, – узнай, чья это собака, и составляй протокол!

Человек в футляре (сборник), Антон Чехов

Разговоры до того умные, что идущий впереди всех полицейский надзиратель вдруг приходит в восторг и, обернувшись, заявляет:

Человек в футляре (сборник), Антон Чехов

говорит полицейский надзиратель , в нерешимости почесывая затылок.

Человек в футляре (сборник), Антон Чехов

Теперь, после трудов праведных, недурно бы дрызнуть, – говорит надзиратель , косясь на вывеску «Ренсковый погреб вин и водок».

Человек в футляре (сборник), Антон Чехов

Надзиратель кивает сидельцу, и на столе появляется бутылка.

Человек в футляре (сборник), Антон Чехов

как бы удивляется надзиратель .

Человек в футляре (сборник), Антон Чехов

И, подняв к небу глаза, надзиратель горько качает головой, растопыривает руки и говорит:

Человек в футляре (сборник), Антон Чехов

И вот, на основании этого предписания, 28-го апреля в темный вонючий коридор женского отделения, в восемь часов утра, вошел старший надзиратель .

Воскресение, Лев Толстой, 1899г.

Надзиратель , гремя железом, отпер замок и, растворив дверь камеры, из которой хлынул еще более вонючий, чем в коридоре, воздух, крикнул:

Воскресение, Лев Толстой, 1899г.

крикнул старший надзиратель в дверь камеры.

Воскресение, Лев Толстой, 1899г.

Надзиратель хотел уже запереть дверь, когда оттуда высунулось бледное, строгое, морщинистое лицо простоволосой седой старухи.

Воскресение, Лев Толстой, 1899г.

Но надзиратель надавил дверь на голову старухи, и голова исчезла.

Воскресение, Лев Толстой, 1899г.

Известно, одно, а не два, – сказал старший надзиратель с начальственной уверенностью в собственном остроумии.

Воскресение, Лев Толстой, 1899г.

Мне сам господин околоточный надзиратель сказал, что все это ерунда.

Ведьма (сборник), Надежда Тэффи

Надзиратель Иван Моисеич бросался ко мне, чтобы я убирался.

Город Эн (сборник), Леонид Добычин

Боюсь, как бы надзиратель -то другую не взял.

Каторга. Преступники, Влас Дорошевич

Сзади со скучающим видом идет посланный смотреть за каторжниками надзиратель , с револьвером на шнурке.

Каторга. Преступники, Влас Дорошевич

Эта телега, этот надзиратель , эти серые куртки…

Каторга. Преступники, Влас Дорошевич

Старший надзиратель подает смотрителю готовое уже распределение на завтра каторжных по работам.

Каторга. Преступники, Влас Дорошевич

Топор у него пропал казенный, – объясняет старший надзиратель .

Каторга. Преступники, Влас Дорошевич

как эхо подтверждает и надзиратель .

Каторга. Преступники, Влас Дорошевич

докладывает старший надзиратель .

Каторга. Преступники, Влас Дорошевич

Старший надзиратель подвел итог и доложил смотрителю, что все люди в наличности.

Каторга. Преступники, Влас Дорошевич

запинаясь читает надзиратель .

Каторга. Преступники, Влас Дорошевич

уже с большими интервалами произносил надзиратель .

Каторга. Преступники, Влас Дорошевич

И не пошла бы, может, да надзиратель за ней пришел – и взял.

Каторга. Преступники, Влас Дорошевич

Надзиратель запирает дверь большим висячим замком.

Каторга. Преступники, Влас Дорошевич

Не только в карцере или под розгами – пальцем меня ни один надзиратель не тронул.

Каторга. Преступники, Влас Дорошевич

Меня вон надзиратель к себе в сожительницы зовет.

Каторга. Преступники, Влас Дорошевич

Какой же ты надзиратель , ежели воруют, а ты не смотришь.

Каторга. Преступники, Влас Дорошевич

Вошел Иван Иванович, высокий черный надзиратель , совсем молодой еще, конфузливый, добрый, и крикнул:

Детство Тёмы (сборник), Николай Гарин-Михайловский

околоточный надзиратель же – еще пуще конфузился;

Петербург, Андрей Белый

Серенький надзиратель все робче и робче покрикивал:

Петербург, Андрей Белый

Когда околоточный надзиратель , сидя в конторе театра, писал протокол, он поднял на меня глаза и спросил:

Рассказы, Аркадий Аверченко

Надзиратель сказывал, что за несколько недель перед тем украли из галереи картин десять, и притом самых лучших;

Бедная Лиза (сборник), Николай Карамзин, 1792г.

Квартальный надзиратель , Прошу вас садиться.

Сцены из народного быта, Иван Федорович Горбунов, 1853г.

Всякий благородный человек ударит тебя по морде и ты ничего не поделаешь, а наипаче фартальный надзиратель …»

Сцены из народного быта, Иван Федорович Горбунов, 1853г.

Она всегда говорила это слово – сладкая погода, сладкий надзиратель …

Усни, красавица, Кир Булычев, 1994г.

При входе в этот корпус Луку Назарыча уже встречал заводский надзиратель Подседельников, держа снятую фуражку наотлет.

Три конца, Дмитрий Мамин-Сибиряк, 1892г.

Как надзиратель в пансионе обходился с Зверевым по-прежнему, балагурил, расспрашивал про его деревню, родных, даже про бильярдную игру.

Василий Теркин, Петр Дмитриевич Боборыкин, 1882г.

Стенка ростом в полтора Созонта Яковлевича ( надзиратель у нас такой был, вроде складной лестницы).

Избранная проза, Саша Чёрный

на той же лестнице жил молодой надзиратель ;

Люди сороковых годов, Алексей Феофилактович Писемский, 1869г.

Читайте также:
Гуманизм творчества Ф. М. Достоевского: сочинение

вслед же за тем надзиратель был сделан сначала учителем словесности, а потом и инспектором.

Люди сороковых годов, Алексей Феофилактович Писемский, 1869г.

Конспект урока “Книги-юбиляры”

МКОУ «Охлинская СОШ»

План-конспект урока «Книги-юбиляры»

Составитель: Омарова А.Ю. – учитель русского языка и литературы

Конспект урока «Книга – юбиляр», посвященный 150-летию написанию романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание».

Все остальные произведения – обширный и разнообразный комментарий к самому совершенному его произведению –

«Преступление и наказание».

В.В. Розанов («О Достоевском», 1893 г.)

Тип: комбинированный урок.

Цель урока: вызвать интерес к чтению актуальных и злободневных романов 19 века.

Задачи урока:

1) Познакомить учащихся с историей создания романа Ф.М Достоевского «Преступление и наказание», критическими статьями по роману и отзывами современников.

2) Воспитание эмоциональной отзывчивости и культуры восприятия произведений русской литературы, нравственных и эстетических чувств: любви к своей Родине, к своему народу, многонациональной культуре.

3) Формирование навыка самостоятельного осознанного чтения, анализа и пересказа прочитанного.

4) Воспитывание и стимулирование познавательной активности, интереса и инициативы.

5) Создать благоприятную ситуацию на уроке для правильного восприятия романа.

6) Формирование умения вырабатывать личную позицию ученика на основе прочитанных художественных произведений.

Оформление доски: эпиграфы к уроку, выставка книг, сочинений, докладов и рефератов учеников 10 класса по роману «Преступление и наказание».

Оборудование: тесты, портрет писателя, иллюстрации к роману, кроссворд, текст романа.

1. Орг. момент. Проверка готовности класса к уроку. Объявление темы и цели урока.

2. Вступительное слово учителя:

«Преступление и наказание» — социально-психологический и социально-философский роман Фёдора Михайловича Достоевского, над которым писатель работал в 1865—1866 годах. Впервые опубликован в 1866 году в журнале «Русский вестник» (№ 1, 2, 4, 6—8, 11, 12). Через год вышло в свет отдельное издание, структура которого была немного изменена по сравнению с журнальной редакцией; кроме того, автор внёс в книжный вариант ряд сокращений и стилистических правок.

Замысел «Преступления и наказания» созревал у Достоевского в течение многих лет, однако центральная тема, связанная с идеей главного героя об «обыкновенных» и «необыкновенных» людях, начала формироваться только в 1863 году в Италии. Приступив к непосредственной работе над произведением, автор объединил черновики незавершённого романа «Пьяненькие», в котором была намечена сюжетная линия, повествующая о семье Мармеладовых, и наброски романа-исповеди, задуманного как откровение каторжанина. В процессе работы план расширился, и в основу сюжета легло преступление студента Родиона Раскольникова, убившего ради спасения близких старуху-процентщицу. При этом криминальная история стала для автора не только темой, но и поводом для размышлений о социальных обстоятельствах, толкающих человека на преступления, а также возможностью показать, какие сложные «химические» процессы происходят в душах людей. Одним из образов романа стал большой город второй половины XIX века, жизнь в котором полна конфликтов и драм. В произведении воссозданы узнаваемые приметы времени, воспроизведена петербургская топография.

Выход «Преступления и наказания» в свет вызвал бурную полемику в литературном сообществе России; отзывы рецензентов варьировались в диапазоне от восторга до полного неприятия. С фундаментальным анализом произведения выступили такие современники Достоевского, как Дмитрий Писарев, Николай Страхов, Николай Ахшарумов. В 1880-х годах произведение было переведено на французский, немецкий, шведский, английский, польский, венгерский, итальянский, датский, норвежский, финский языки. Произведение оказало влияние на мировой литературный процесс: во французской, итальянской, немецкой литературе появились романы-«спутники», продолжавшие развитие темы, заданной Достоевским. Роман был неоднократно инсценирован (первые моноспектакли появились в 1880-х годах, первая театральная постановка в России осуществлена в 1899 году, первая зарубежная сценическая версия представлена в Париже в 1888 году) и экранизирован.

3. Выступление подготовленных учеников с сообщением (краткие доклады):

«Сюжет романа»

Действие романа начинается жарким июльским днём в Петербурге. Студент Родион Романович Раскольников, вынужденный уйти из университета из-за отсутствия денег, направляется в квартиру к процентщице Алёне Ивановне, чтобы сделать «пробу своему предприятию». В сознании героя в течение последнего месяца созревает идея убийства «гадкой старушонки»; одно-единственное преступление, по мнению Раскольникова, изменит его собственную жизнь и избавит сестру Дуню от необходимости выходить замуж за «благодетеля» Петра Петровича Лужина. Несмотря на проведённую «разведку», тщательно продуманный план ломается из-за внутренней паники Родиона Романовича (который после убийства процентщицы долго не может найти у неё ни денег, ни ценных закладов), а также внезапного возвращения домой сестры Алёны Ивановны. Тихая, безобидная, «поминутно беременная» Лизавета, оказавшаяся невольной свидетельницей преступления, становится второй жертвой студента.

И до, и после преступления на пути Родиона Романовича встречается много разных людей. В пивном заведении он знакомится с титулярным советником Семёном Захаровичем Мармеладовым, а позже — с его женой Катериной Ивановной и старшей дочерью Соней, которая ради спасения близких становится проституткой.Соседом Сони оказывается помещик Свидригайлов, подслушивающий исповедь убийцы и пытающийся шантажировать этим признанием его сестру Авдотью Романовну.Особняком стоит следователь Порфирий Петрович, который обнаруживает в газете «Периодическая речь» статью Раскольникова «О преступлении», напечатанную за несколько недель до убийства процентщицы. В ней автор излагает свои соображения о том, что все люди делятся на два разряда — «тварей дрожащих» и «Наполеонов». Беседы с Порфирием Петровичем о сущности преступления настолько изматывают героя, что он решается на явку с повинной.

В эпилоге романа действие переносится в сибирский острог, в котором находится Раскольников, приговорённый судом к восьми годам каторжных работ второго разряда. Вслед за ним в Сибирь переезжает и Соня Мармеладова, пытающаяся своей жертвенной любовью и самоотверженностью поддержать героя. Постепенное перерождение Родиона Романовича связано с отказом от «наполеоновской идеи» и верой в то, что он сумеет любовью и преданностью искупить все Сонины страдания.

Читайте также:
Сочинение по роману Достоевского «Идиот»: сочинение

«Герои романа»

Родион Романович Раскольников. Бывший студент юридического факультета. Молодой человек 23-х лет. Приехал в Петербург учиться 3 года назад из одной губернии, но бросил учебу из-за бедности. Раскольников задумал убийство старухи-процентщицы с целью ограбить ее, покончить с нищетой и начать новую, обеспеченную жизнь.

Старуха-процентщица Алена Ивановна. Старуха, вдова, коллежская секретарша, в возрасте около 60 лет, которая держит на дому что-то вроде «ломбарда». К ней в квартиру приходят клиенты и закладывают вещи взамен на деньги. Платит мало и берет высокие проценты, пользуясь нуждой клиентов. Раскольников также закладывал у старухи свои вещи.

Семен Захарович Мармеладов. Бывший чиновник в возрасте за 50 лет. Он начал пить несколько лет назад, когда потерял работу. Раскольников знакомится с Мармеладовым в распивочной. Мармеладов рассказывает там Раскольникову о себе, своей семьей. Из “Монолога Мармеладова” Раскольников заочно знакомится с Соней Мармеладовой.

Софья Семеновна Мармеладова (дочь Мармеладова). Девушка около 18 лет. Из-за нищеты она вынужденно занялась проституцией, чтобы прокормит маленьких детей своей мачехи – Катерины Ивановны. Соня знакомится с Раскольниковым, когда он приносит домой ее отца (Мармеладова), раздавленного лошадью на улице. Соня становится другом Раскольникова, и только ей он рассказывает о своем преступлении.

Пульхерия Александровна Раскольникова (мать Раскольникова). Красивая, умная и добрая женщина 43 лет. Живет в бедности вместе с дочерью Дуней. Изо всех сил помогает сыну Родиону Раскольникову. Она осталась вдовой много лет назад, безумно любит сына и дочь. Спустя 3 года разлуки с сыном приезжает в Петербург, чтобы выдать замуж дочь Дуню за Лужина и избавиться от нищеты.

Авдотья Романовна Раскольникова – младшая сестра Раскольникова. У них с братом теплые и доверительные отношения. Дуня красивая, умная девушка с характером, живущая вместе с матерью в бедности. Работала в доме Свидригайловых, где ее оклеветали, а после восстановили репутацию. Дуня согласилась на брак с Лужиным, чтобы избавить мать и брата от нищеты. Раскольников выступил против этого брака.

Катерина Ивановна Мармеладова – жена Мармеладова и мачеха Сони Мармеладовой. Женщина около 30 лет. Ранее она осталась вдовой с тремя маленькими детьми от первого мужа. У нее было хорошее образование и происхождение, но теперь она живет в нищете из-за побега из дома. Она вышла замуж за Мармеладова около 4 лет назад без любви, из-за бедности. Она страдает от пьянства Мармеладова, который пропивает все деньги и не кормит семью. Последнее время она болеет чахоткой, и ей становится все хуже.

Петр Петрович Лужин. Мужчина 45 лет, выглядящий моложе своих лет. Надворный советник, человек с деньгами. Он отправился в Петербург, чтобы открыть свою адвокатскую контору. Решил жениться на Дуне Раскольниковой, потому что искал в жены бедную, благодарную и покорную девушку. Лужин – жадный, расчетливый, подлый и мелочный человек. Раскольников был против брака Лужина с Дуней. Лужин пытался поссорить Раскольникова и Дуню, обвинил знакомую Раскольникова – Соню Мармеладову – в воровстве. Однако его клевета раскрылась. Свадьба Лужина и Дуни не состоялась.

Дмитрий Прокофьевич Вразумихин. Молодой человек, студент, единственный друг Раскольникова. Разумихин – добрый, открытый и благородный человек, который заботился о Раскольникове. Разумихин влюбился в Дуню. После того, как брак Дуни с Лужиным расстроился, Разумихин стал мужем Дуни.

Аркадий Иванович Свидригайлов. Типичный развращенный деньгами и бездельем помещик в возрасте около 50 лет. Бывший шулер. Дуня Раскольникова работала у него гувернанткой. Он воспылал страстью к Дуне, но та ответила ему отказом. Свидригайлов приехал в Петербург, чтобы добиться Дуни. Он случайно услышал разговор Раскольникова с Соней об убийстве. Он попытался шантажировать Дуню тем, что откроет полиции правду о ее брате. Он – сумасброд, самодур, намерения которого не всегда благородны и чисты. В последние дни жизни совершает «нетипичные», благородные поступки. Затем совершает самоубийство. )

Марфа Петровна Свидригайлова. Жена Свидригайлова Была старше его на 5 лет. Она умерла в возрасте около 55 лет некоторое время назад при странных обстоятельствах. Вероятно, в ее смерти был замешан муж – Свидригайлов. Марфа Петровна любила Свидригайлова. Она 8 лет назад спасла его из тюрьмы, взяла его на содержание и дала ему безбедную жизнь в деревне. Марфа Петровна – эмоциональная и взбалмошная женщина. Она любила рассказывать всем о своем плохом муже, чтобы привлечь внимание к себе в скучном городке. Она оклеветала Дуню, обвинив ее в связи с Свидригайловым. Потом восстановила ее репутацию. Как выяснилось, она оставила Дуне 3000 рублей в завещании – вероятно, за моральный ущерб.

Андрей Семенович Лебезяитников. Молодой человек, друг Лужина. Лужин – его бывший опекун. Лебезятников служит в министерстве и придерживается прогрессивных взглядов. Он пропагандирует коммунизм, равенство и т.д., но его идеалы не очень «вписываются» в суровую реальность. Все время он рассказывал Соне о коммунизме, равенстве мужчин и женщин, давал ей книги. Когда Лужин обвинил Соню в воровстве, Лебезятников доказал ее невиновность и уличил прилюдно Лужина во лжи. После этого свадьба Лужина и Дуни оказалась под угрозой.

Лизавета Ивановна. Сводная сестра старухи-процентщицы по отцу (у них были разные матери). Лизавете было 35 лет, жила вместе с сестрой. Она была нескладная, некрасивая и, судя по всему – умственно отсталая, но добрая, кроткая, безответная. Ее любили окружающие. Старуха-сестра ее била и использовала как прислугу. Лизавета была постоянно беременна – вероятно, из-за своего слабоумия она была «легкой добычей» для мужчин.

Читайте также:
Клевета Лужина. (Анализ эпизода из главы 3, части 5 романа Ф.М. Достоевского Преступление и наказание.): сочинение

Зосимов . Приятель Разумихина, знакомый Раскольникова. Зосимов – молодой доктор, следивший за здоровьем Раскольникова по просьбе Разумихина. Это полный, высокий молодой человек 27 лет, медлительный, важный и томный. По специальности он хирург, но при этом интересуется «душевными болезнями». Окружающие считают его тяжелым человеком, но признают в нем хорошего доктора. Болезнь, слабость и обмороки Раскольникова он считал скорее психической болезнью. Зосимов начал подозревать его в убийстве, затем поменял свое мнение.

Александр Григорьевич Заметов. Знакомый Разумихина, письмоводитель в местной конторе. Ему 22 года. Одевается он по моде и носит перстни. По словам его знакомого Зосимова, Заметов брал взятки на работе. С Раскольниковым он познакомился в конторе, куда первого вызвали по заявлению о долгах перед хозяйкой. Раскольников имел серьезный разговор в трактире с Заметовым об убийстве старухи. Раскольников намекнул Заметову о том, что преступник – он. После этого Заметов начал подозревать Раскольникова, но не имел доказательств.

Никодим Фомич был квартальным надзирателем в районе, где жил Раскольников. Квартальный надзиратель в XIX веке являлся должностным лицом полиции и отвечал за порядок в определенном квартале города (в данном случае – Петербурга). Никодим Фомич был умным, серьезным, но при этом добродушным и открытым человеком. Он, судя по всему, служил в одном полку со своим помощником – Ильей Петровичем. С Раскольниковым Никодим Фомич познакомился, когда Раскольников пришел в контору по вопросу его долгов перед хозяйкой квартиры. В конторе Раскольников упал в обморок, чем вызвал некоторые подозрения у офицеров.

Порфирий Петрович – следователь по делу об убийстве старухи-процентщицы и ее сестры. Порфирию Петровичу было 35 лет. Это был умный, в чем-то – хитрый, но при этом благородный человек со своим подходом к расследованию дел. Его можно назвать даже талантливым следователем. Он заподозрил Раскольникова вскоре после совершения им преступления, но не имел доказательств и давил на преступника психологически. Он предложил Раскольникову явку с повинной, чтобы уменьшить срок наказания, пообещав смягчить наказание. Свое обещание следователь выполнил.

Илья Петрович по прозвищу «Порох» был помощником квартального надзирателя. Судя по всему, Илья Петрович и Никодим Фомич служили вместе в одном полку. Взрывной и эмоциональный Илья Петрович был при этом добрым и благородным человеком. Он был женат и имел детей. Несмотря на свой характер, Илья Петрович был человеком со своими принципами и считал себя, прежде всего, гражданином, а потом уже – чиновником. Раскольникова он начал подозревать после его обморока. Но после закрытия дела Илья Петрович признался Раскольникову, что чувствовал себя неловко за свои былые подозрения. Придя в контору с явкой с повинной, Раскольников застал там как раз Илью Петровича и признался ему в убийстве.

4. Создание таблицы «Теория Родиона Раскольникова».

Причины возникновения теории Родиона Раскольникова

Никодим Фомич — квартальный надзиратель: сочинение

  • Главная
  • Жанры
  • Авторы
  • Лучшие книги
  • Новые книги
  • Серии
  • Боевики
  • Деловая литература
  • Детективы
  • Детская литература
  • Документальная литература
  • Дом и Семья
  • Драматургия
  • Другое
  • История
  • Классика
  • Любовные романы
  • Мистика
  • Мифы. Легенды. Эпос
  • Наука, Образование
  • Поэзия
  • Приключения
  • Проза
  • Справочная литература
  • Старинная литература
  • Триллеры
  • Ужасы
  • Фантастика
  • Философия
  • Фольклор
  • Фэнтези
  • Юмор

Луиза Ивановна с уторопленною любезностью пустилась приседать на все стороны и, приседая, допятилась до дверей; но в дверях наскочила задом на одного видного офицера с открытым свежим лицом и с превосходными густейшими белокурыми бакенами. Это был сам Никодим Фомич, квартальный надзиратель. Луиза Ивановна поспешила присесть чуть не до полу и частыми мелкими шагами, подпрыгивая, полетела из конторы.

– Опять грохот, опять гром и молния, смерч, ураган! – любезно и дружески обратился Никодим Фомич к Илье Петровичу, – опять растревожили сердце, опять закипел! Еще с лестницы слышал.

– Да што! – с благородною небрежностию проговорил Илья Петрович (и даже не што, а как-то «Да-а шта-а!»), переходя с какими-то бумагами к другому столу и картинно передергивая с каждым шагом плечами, куда шаг, туда и плечо, – вот-с, извольте видеть: господин сочинитель, то бишь студент, бывший то есть, денег не платит, векселей надавал, квартиру не очищает, беспрерывные на них поступают жалобы, а изволили в претензию войти, что я папироску при них закурил! Сами п-п-под-личают, а вот-с, извольте взглянуть на них: вот они в самом своем привлекательном теперь виде-с!

– Бедность не порок, дружище, ну да уж что! Известно, порох, не мог обиды перенести. Вы чем-нибудь, верно, против него обиделись и сами не удержались, – продолжал Никодим Фомич, любезно обращаясь к Раскольникову, – но это вы напрасно: на-и-бла-га-а-ар-р-род-нейший, я вам скажу, человек, но порох, порох! Вспылил, вскипел, сгорел – и нет! И все прошло! И в результате одно только золото сердца! Его и в полку прозвали: «поручик-порох»…

– И какой еще п-п-полк был! – воскликнул Илья Петрович, весьма довольный, что его так приятно пощекотали, но все еще будируя.

Раскольникову вдруг захотелось сказать им всем что-нибудь необыкновенно приятное.

– Да помилуйте, капитан, – начал он весьма развязно, обращаясь вдруг к Никодиму Фомичу, – вникните и в мое положение… Я готов даже просить у них извинения, если в чем с своей стороны манкировал. Я бедный и больной студент, удрученный (он так и сказал: «удрученный») бедностью. Я бывший студент, потому что теперь не могу содержать себя, но я получу деньги… У меня мать и сестра в—й губернии… Мне пришлют, и я… заплачу. Хозяйка моя добрая женщина, но она до того озлилась, что я уроки потерял и не плачу четвертый месяц, что не присылает мне даже обедать… И не понимаю совершенно, какой это вексель! Теперь она с меня требует по заемному этому письму, что ж я ей заплачу, посудите сами.

Читайте также:
Идейно художественное свеобразие романа: сочинение

– Но это ведь не наше дело… – опять было заметил письмоводитель…

– Позвольте, позвольте, я с вами совершенно согласен, но позвольте и мне разъяснить, – подхватил опять Раскольников, обращаясь не к письмоводителю, а все к Никодиму Фомичу, но стараясь всеми силами обращаться тоже и к Илье Петровичу, хотя тот упорно делал вид, что роется в бумагах и презрительно не обращает на него внимания, – позвольте и мне с своей стороны разъяснить, что я живу у ней уж около трех лет, с самого приезда из провинции и прежде… прежде… впрочем, отчего ж мне и не признаться в свою очередь, с самого начала я дал обещание, что женюсь на ее дочери, обещание словесное, совершенно свободное… Это была девушка… впрочем, она мне даже нравилась… хотя я и не был влюблен… одним словом, молодость, то есть я хочу сказать, что хозяйка мне делала тогда много кредиту и я вел отчасти такую жизнь… я очень был легкомыслен…

Сочинение: Идея теории Раскольникова и её крах (по роману «Преступление и наказание»)

Автор: Самый Зелёный · Опубликовано 09.04.2021 · Обновлено 09.04.2021

Многомудрый Литрекон представляет два варианта сочинения-рассуждения по литературе на тему: «Идея теории Раскольникова и её крах». Кратко и более полно он раскрыл основную суть взглядов героя. Приятного просвещения!

Вариант 1

(460 слов) Над своим знаменитым романом «Преступление и наказание» Федор Достоевский работал в 1865-1866 годах. Главным героем всемирно известного произведения является Родион Раскольников — бедный студент, вдохновившийся определенной идеей, узаконивающей вседозволенность «право имеющей» элиты. Зарождение теории Раскольникова и ее крах раскрываются по мере прочтения произведения.

Нищета, тяжёлое материальное положение и безысходность порождают в сознании главного героя его собственную теорию, которая открывает для него новые перспективы. Согласно идее Раскольникова, люди делятся на два типа: первые ничтожны, вторые — «право имеющие». Последняя группа, по мнению Раскольникова, нужна для светлого будущего и прогрессивного движения человечества вперёд. Это гении, которые меняют мир под себя. А первая группа представляет собой лишь ведомую массу. Люди «право имеющие» могут не соблюдать общепринятые законы. По мнению главного героя, чтобы совершить великие дела, нужны жертвы, не исключая и человеческие.

Читатель, как и следователь, узнает о взглядах героя из его статьи. Из-за сложного финансового положения персонаж вынужден уйти из университета. В это время герой отдаёт в печать свою статью, однако газета закрывается. Через некоторое время Раскольников вдруг узнаёт, что его труд опубликовали, но в другом месте. Именно там он изложил свои взгляды на суть вещей.

Сначала теория представлялась Раскольникову игрой. Постепенно, присматриваясь к людям, главный герой развивал свою теорию. Он убеждался в правоте сделанных им выводов. Разочарование в жизни и отчаяние привели к тому, что Раскольников замкнулся в себе. И тогда теория стала его спасением.

Согласно теории Родиона Раскольникова, «право имеющих» можно встретить редко. Природа сама распоряжается, где должны родиться «великие» люди. Именно они являются двигателем прогресса в обществе. Остальные же просто представляют собой «материал» для «особенных» людей. Они спокойно живут, и их основное предназначение состоит в воспроизведении себе подобных.

Однажды главный герой решает проверить, к какой группе людей он сам относится? Кто он: «тварь дрожащая» или «право имеющий»? Чтобы реализовать свою цель, Раскольников решает убить старуху-процентщицу. Однако вдобавок убивает еще и ее сестру Лизавету.

По теории Раскольникова, совесть не должна была мучить героя после содеянного. Ведь совершенное убийство должно быть во благо обществу. Главный герой думал, что, поправив свое финансовое положение, он сможет принести немало пользы людям. Несмотря на это, душевные переживания после преступления у Раскольника были настолько велики, что довели героя до тяжёлой болезни.

Первым человеком, которому Раскольников признался в своём преступлении, оказалась Соня Мармеладова. По мнению персонажа, эта девушка наполнена добродетелью, поскольку она жертвует своей честью ради благополучия своей семьи. Раскольников не побоялся довериться именно ей, так как Соня тоже нарушила нравственные законы ради общего блага.

Теория Раскольникова потерпела крушение не после его признания и покаяния перед судом, а только после того, как он искренне раскаялся перед Богом. Так автор подчеркнул верховенство суда Божьего над светским. Пока Раскольников не нашел истину в Библии и не принял ее сердцем, идея продолжала властвовать над ним. Однако Родиону удалось победить свою гордыню и отречься от интеллектуального детища, которое пожирало его изнутри.

Вариант 2

(530 слов) Роман «Преступление и наказание» у многих читателей ассоциируется с известной цитатой: «Тварь я дрожащая или право имею?». Это высказывание принадлежит главному герою, который проверял себя на соответствие эталону, ставшему основой его теории о сверхчеловеке. Такие идеи популярны до сих пор, поэтому пример Раскольникова разобрать очень интересно и поучительно.

Довольно подробно раскрывается идея теории Раскольникова в его беседе со следователем Порфирием Петровичем. Родион заинтересовал следователя своим необычным взглядом на общество. Объясняя все это следователю, Родион старается как можно осторожнее раскрыть мотивы своего преступления. Однако Порфирий понимает это и сознательно выводит собеседника из себя, проверяя его реакцию. Следователь доволен тем, что ему предоставилась возможность побеседовать с автором статьи и изложить свои взгляды на данную тему.

Читайте также:
Достоевский: к проблеме интерпретации преступления и наказания: сочинение

По мнению Раскольникова, те люди, основное предназначение которых заключается в привнесении в общество чего-то нового, имеют несомненное превосходство над другими и отличаются совершенно иными моральными правами.

«…если ему надо, для своей идеи, перешагнуть хотя бы и через труп, через кровь, то он внутри себя, по совести, может, по-моему, дать себе разрешение перешагнуть через кровь, — смотря, впрочем, по идее и по размерам ее, — это заметьте…»

Большинство человечества составляют ведомые люди, которые должны лишь воспроизводить себе подобных и жить по строгим законам морали. Однако лидеры, ведущие всех остальных вперед, могут и поступиться общепринятыми нормами, чтобы добиться того, что, по их мнению, необходимо для процветания рода людского. Таким «особенным» человеком Родион считал, например, Наполеона. Повезло и Александру Македонскому. Но больше всего тщеславного героя интересовало, может ли он присоединиться к ним? Имеет ли он право на вседозволенность? Как мы знаем, это он решил проверить, убив Алену Ивановну. В ходе «опыта» ему пришлось убить и Лизавету, сестру ростовщицы, ставшую случайной свидетельницей этой сцены.

Главный герой не вдруг понимает всю аморальность своего поступка и ничтожной теории. Этому осознанию предшествует долгий путь. Беседа с Соней побудила его покаяться, но этим поступком он доказал лишь свое поражение. Идея была справедлива, но он не стал «право имеющим». С этими мыслями он пришел на каторгу. Читая Библию и наблюдая за заключенными, Раскольников постепенно осознал тот факт, что люди, на самом деле, равны между собой, все они испытывают одинаковые чувства, независимо от социального статуса, финансового положения и жизненных условий. Каждый человек всеми силами стремится к счастью, любви и благополучию. И никто не вправе делать его жертвой политических преобразований. Родион принимает свой грех и раскаивается перед Богом. С этого момента начинается его духовное возрождение.

Таким образом, размышления над теорией Раскольникова, основанной на неравенстве людей, и над последствиями данной теории, приводят нас к осознанию неправоты главного героя. Родион жаждал воплотить свой идеал в реальность, стать вершителем судеб, но у него не вышло, потому что идеал был искаженным, неправильным. Раскольников не смог вынести тяжелых мук совести, потому что ошибся и отнял жизни, не ему принадлежащие и не им дарованные. Но он понял, что пока каждый человек, находясь на своем месте, не будет стремиться к лучшему, никакие великие люди ничего не исправят. Все жертвы будут напрасными.

Автор своим произведением хотел донести до читателя простую истину: в какой бы тяжёлой ситуации не оказался бы человек, он никогда не должен терять своих нравственных принципов и ориентиров. Самое главное, не переступать черту добра и зла. Ведь сделанного не воротишь, и даже самое искреннее раскаяние не вернет к жизни Алену Ивановну и ее сестру.

Сочинение Суть и смысл теории Раскольникова в романе Преступление и наказание

Роман Федора Михайловича Достоевского «Преступление и наказание» является психологическим и какой-то мере философским. Написан он был в 19 веке.

Центральной фигурой этого романа является бедный студент Родион Раскольников. Автор дает этому горою романа говорящую имя и фамилию. В этом имени автор закладывает мотив крови, который в дальнейшем развивается в этом произведении. Сама фамилия у главного героя говорящая сама за себя. Не зря автор ему дает фамилию Раскольников, пытаясь показать нам на раздвоение, раскол личности главного героя. В одном случае автор присваивает ему бескорыстность, детскую невинность, описывая его улыбку и плач во сне. В другом случае показывает нам его с обратной стороны. А та сторона оказывается самолюбива и эгоистична. Именно говорящей фамилией и именем автор подчеркивает связь главного героя и событий в этом романе.

В романе четко прописывается смысл этой теории. По мнению главного героя, все люди делятся на два типажа. «Люди низшие» несомненно, предстают перед нами как обычные люди. Автор описывает этих людей как послушных, подчиненных закону, причем они это делают слепо. Родион Раскольников присваивает им название «твари дрожащие». Второй вид людей он называет «собственно люди». Описывает этих людей выдающими, склонные к способностям к дару. Указывает на то, что этот вид людей способен легко идти на преступление. Для них нет законов и правил, они отрицают подчинение другим. Уверенные в себе, сильны своим духом и характером, не боятся крови, и ради своей идеи имеют право на преступление.

Изначально именно ко второму типу людей он себя присваивал. Но все поменялось после убийства. Он разочаровывается в своей теории и все-таки вынужден признать, что он не относится к этой группе людей. Он не может переступить через эту теорию, тем самым себя, терзая себя сомнениями о величии своем и о своей ничтожности, именно в этом и заключается суть его теории.

Сюжет драматического романа разворачивается летом в Петербурге. Бедный студент Родион Раскольников вынужден уйти из-за отсутствия денежных средств из университета. И тогда главный герой решается на преступление. На самом деле сначала может показаться, что причиной того, что Родион пошел на убийство, является его нищета. Автор показывает нам, насколько студент бедный, но на самом деле причина совсем не в этом. Сутью этого драматического романа является теория Раскольникова.

Читайте также:
Крах недоконченной идеи (По роману Ф. М. Достоевского Преступление и наказание): сочинение

Вариант 2

«Преступление и наказание» – широко известный по всему миру роман Фёдора Михайловича Достоевского, написанный в 1866 году. Главной темой книги стало преступление, основанное на жестокой теории молодого студента Раскольникова. Родион – молодой юноша, бросивший учебу из-за бедности, проживающий в нищете на одной из самых грязных улиц старого Петербурга.

Многие читатели книги неверно полагают, что юноша решился на убийство ради того, чтобы избавить свою жизнь от нищеты. Такое мнение ошибочно. На самом же деле своим поступком Раскольников хотел доказать себе, кто он: «тварь ли дрожащая» или «право имеет». Живя в своей темной коморке, терпя нужду и унижение от окружающих, Раскольников терпит эмоциональное расстройство. В его голове рождается страшная теория ,на основе которой он выделяет два типа людей. Первый тип – «низшие», те, что слепо послушны перед законом, не имеют собственного мнения и подчиняются сильнейшим. Второй тип людей – «необыкновенные», «право имеющие», они способны достигать высот, править «низшими» и уничтожать всё во имя человечества и во благо высоких целей.

Сам Раскольников относил себя к людям «необыкновенным», способным действовать и творить. И для того, чтобы проверить принадлежность ко второму типу, он запланировал страшное преступление – убийство скупой старухи-процентщицы, которая, по его мнению, зарабатывала на чужой бедности и не заслуживала жить в этом мире. Это зло не приносит пользы ни для человечества, ни для самого героя, и сразу после реализации своего жестокого плана Родион Раскольников разочаровывается в своей теории, он начинает испытывать муки совести, тем самым признаёт, что не относится к роду сильных и властных людей. Он такая же «тварь дрожащая», как и большая масса людей. Тяжкий груз ложится на душу Раскольникова. Он оказывается в ещё более страшной ситуации, чем был раньше, он оторван от всего мира. Родион страдает в поисках родной души, которая могла бы облегчить его тяжёлую ношу. Он встречает Мармеладову и благодаря ей сознаётся в своих злодеяниях. Только на каторге Родион понимает, что все люди равны друг перед другом, все одинаково заслуживают счастья, к которому они стремятся. Он отвергает свою теорию.

Суть и смысл теории Раскольникова

Несколько интересных сочинений

В своей поэме «Реквием» Анна Ахматова описала весь ужас сталинских репрессий. Уникальность поэмы заключается в том, что написана она была как раз тогда, когда происходили эти страшные события

Владимир Владимирович Маяковский относится к числу известных русских поэтов начала двадцатого века – Серебряного века русской поэзии. Его творчество весьма оригинально и необычно, может, даже непонятно для обычного читателя.

Наверное, на этой земле не существует ни одного человека, который бы не слышал о великом русском писателе Александре Сергеевиче Пушкине. Каждый из нас, будь то, взрослый или ребенок знаком с его творчеством

Данный портрет художника был написан летом в одна тысяча восемьсот восемьдесят седьмом году, на родине Льва Николаевича Толстого – Ясной Поляне. При том, что Художник и Толстой имели некоторые разногласия

С каждым наступлением весны – тает снег, распускаются первые цветы, возвращаются птицы с теплых краев и радуют своим чириканьем. От первого появления солнышка по дорогам течет вешняя вода и радует всех детишек. Ручьи грязноватой воды без остановки текут

Сочинение на тему Теория Раскольникова и ее крах

Очень подходящее слово «крах» для этой теории. Она не «ушла» из сознания Родиона, а именно разбилась. К сожалению, Раскольников успел из-за неё такое совершить, о чем придётся жалеть, что никак не исправить.

Собственно, теория его проста и безобразна. Он разделил людей на достойных и нет. «Настоящим» людям позволено всё. У них есть идеи и силы менять нашу жизнь. (В пример Родион приводит Наполеона.) И вот этим людям ради их великих замыслов позволяется больше, чем остальным. Само общество готово простить им любые преступления, они сами готовы пойти на убийство. А остальные – это биомасса, которую, вроде бы, и не жалко. Все эти обыватели нужны лишь, чтобы однажды из массы родился гений.

Всё это звучит ужасно жестоко. Бесчеловечность этих идей сразу увидел следователь, даже отложил ту статью Раскольникова. Сонечка была в ужасе от подобных мыслей, абсолютно не христианских. Родители, друзья все ужаснулись этим идеям молодого человека. Раскольников совершил преступление, но денег не взял. Зря он задал себе вопрос типа «слабо ли»: если убью, перешагну через всё, то я человек, а нет, так нет. Доказал себе? Нет, он совершил преступление, но этим обрёк себя на муки: кошмары и угрызения совести.

Ещё большой вопрос смог бы Наполеон убить старушку, даже ради денег? Отправлять войска в бой (и военные ведь тоже понимают, на что идут), это одно дело, а убить своими руками… Думаю, побрезговал бы! А те, кто отправляли на казни, тоже мучились совестью. Например, Иван Грозный, как я читал, часто каялся в церкви, видел кошмарные сны… Но и эпоха, кстати, была более жестокой.

В общем, теория Раскольникова не выдерживает никакой критики. Она толкает её создателя на преступление, которое доводит героя почти до помешательства. И он сам запутывается, сам признаётся в своём грехе. Его жизнь почти разрушена, он ни во что уже не может поверить на каторге. Главным критиком этой философии выступает следователь, но и, с другой стороны, Сонечка. Тут две силы – разум и любовь. Я думаю, что они спасли героя от ещё одного преступления – самоубийства, эта теория и её последствия сжирали его изнутри. Пусть он и оказался на каторге, но ещё готов начать жизнь сначала!

Читайте также:
История семейства Карамазовых: сочинение

Сочинение 2

Герой романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» – бывший студент Родион Раскольников, задавленный бедностью. Наблюдая за жизнью окружающих его людей, Раскольников видит человеческие страдания, нищету, унижение. Петербург предстает перед ним как город трущоб и роскошных кварталов, в котором процветают воровство, нищета, бродяжничество, проституция. В Раскольникове рождается чувство протеста. Как изменить существующий порядок? Надо встать над этим миром.

Раскольников создает теорию, в которой все люди делятся на два разряда: «владыки» и «твари дрожащие». Первые – люди, управляющие всем миром. Они могут уничтожать все на своем пути для достижения цели. По мнению Раскольникова, к этой группе принадлежат Магомет, Наполеон, Ньютон. Вторые должны подчиняться первым. Раскольников не сомневается в непогрешимости своей теории. Она оправдывает «кровь по совести». Ему только необходимо выяснить, кто же он сам. Чтобы это проверить, Раскольников идет на убийство.

Идея Раскольникова терпит поражение не только после, но и в самый момент ее осуществления. В нем растет брезгливое отвращение к тому, что он делает. После убийства старухи Раскольникову «захотелось все бросить и уйти», а когда его второй жертвой стала Лизавета, ему хотелось быстрее убежать отсюда.

После преступления Раскольников испытывает потрясение, отчуждение от близких и отвращение к себе. Герой осознает, что не «старуху убил, а себя». Не смог переступить через кровь, а значит, он не из числа людей «высшего» разряда. Преступление будто вычеркнуло его из жизни, встало стеной между ним и людьми, и это одиночество становится невыносимым.

Для развенчания идеи сильной личности автор использует систему двойников. Лужин и Свидригайлов тоже считают, что «сильным мира сего» «всё позволено». Раскольников чувствует, что ложная теория сближает его с ними, а он ведь, наоборот, хочет защитить людей от Лужиных и Свидригайловых. Теория завела героя в беспросветный тупик.

Самое сильное воздействие на Раскольникова, на его решение прекратить «бунт» оказывает Соня Мармеладова. Она страдает вместе с ним, но не может принять его теорию. Соня помогла спасти душу Раскольникова. Достоевский показывает, что понять истину человек может только находясь рядом с другими.

Раскольников осознал гибельность своей теории и ее антигуманную сущность и отказался от нее.

Теория Раскольникова в романе Преступление и наказание

Роман «Преступление и наказание» можно отнести к разряду социально-философских. Он был написан Достоевским в 1866 году, когда в России назревал переломный момент, время противостояния революционных сил. Люди были не согласны с социальным устройством общества, на недостатки которого автор и обратил внимание в своем произведении. Народ был в таком положении, что часто единственным выходом было преступление.

Главным героем произведения является Родион Раскольников, в прошлом студент. Он попал в такое положение, что жить ему совершенно не на что, а на возможность поправить свое материальное положение надеяться не приходится. Родион добр, отзывчив, умен, но нужда и безысходность вокруг сподвигли его на размышления, в ходе которых зародилась жестокая теория. По мнению Раскольникова все человечество делится на «тварей дрожащих» и «право имеющих». Вторые как раз и имеют право совершать преступления ради определенной цели. Для достижения великой цели, осуществляемой ради человечества, люди второй группы имеют право унижать всех «дрожащих», попадающихся на их пути.

Молодой человек склоняется к версии, что благополучие большинства оправдывает уничтожение меньшинства. Для героя важно определить, к какой группе людей относится он сам. Ради этого он решается на страшный поступок: убить старуху-процентщицу. Ради установления справедливости юноша идет на преступление. С этой минуты начинается опровержение идей Раскольникова. Содеянное становится для него мучением, каторгой. Совесть героя оказалась выше рассуждений. Он не может думать ни о чем, кроме совершенного убийства. Родион делает вывод, что он всего лишь «тварь дрожащая», как и все вокруг. Он осознает бессмысленность содеянного, но всеми силами пытается не признавать того, что его теория несостоятельна. То, что казалось ему выходом, привело в тупик. Героя мучает одиночество, ему необходимо перед кем-то исповедаться. Он решается признаться во всем Соне Мармеладовой, которая тоже является преступницей, но ее преступление совершенно против собственной души. Девушка уговаривает Раскольникова признаться в содеянном. За убийство Родион получает заслуженное наказание. Но даже в тюрьме он продолжает верить в свою теорию. Только доброта Сонечки влияет на него так, что он истинно кается и отказывается от убеждений. Полное отречение от теории происходит после сна, в котором люди убивают друг друга ради мирового благополучия. Итогом является истребление всего живого. Только после этих сновидений герой полностью убеждается в бессмысленности им придуманного. Он понимает, что каждый достоин жить, имеет право на счастье, но благополучия нужно достигать, делая добро, а не истребляя неугодных. Жизнь показывает Родиону Раскольникову, насколько несправедливы были его убеждения, и он начинает ставить во главу всего христианские ценности.

Через покаяние Раскольникова Достоевский хочет донести до каждого, что преступление не может быть оправдано никакими целями, что оно никогда не приведет к счастью. Человек получает то, что отдает. К благополучию нужно идти тропой добра.

4 вариант

В романе «Преступление и наказание» Ф.М.Достоевский описывает середину XIX века со всеми ее сложностями: революционной борьбой, усугубившимися социальными отношениями. Автор придерживается позиции борьбы с этими процессами, видит в них причину, по которой совершаются преступления.

Читайте также:
Раскольников и Соня в романе Ф. М. Достоевского Преступление и наказание: сочинение

Воплощая свои мысли в образе Раскольникова, писатель описывает ситуацию, толкнувшую молодого человека на убийство, и раскрывает его душевные переживания. Родион – бывший студент, ныне он прозябает в убогой нищете. Несмотря на то, что он не лишен милосердия и отзывчивости, бедственное положение доводит его до физического и морального истощения. Раскольников всюду видит бесправие и бедность. В этих неблагоприятных обстоятельствах и рождается его теория, гласящая, что люди делятся на две категории. Те, кто входят в первую, – «необыкновенные». Например, Наполеон, или любой другой человек, который управляет миром или достиг вершин в своем деле. Вторые – лишь «твари дрожащие». Теория основывается на мысли, что счастья первых можно достичь лишь угнетением вторых. Раскольников не знает, к какой категории отнести себя, и поэтому решает совершить убийство, чтобы получить право называться «необыкновенным». Жертвой становится старуха-процентщица.

Даже преступление добрый по сути своей Раскольников оправдывает благородными мотивами. Он намеревается сделать мир лучше, но осознает, что изменений не произошло. В этот момент теория начинает опровергаться. Герой страдает, его мучает совесть, но в то же время он боится, что кто-то узнает о преступлении, и каждый его новый шаг отныне сопровождается подозрениями и ужасом. Его эксперимент провалился, он готов смириться с тем, что все же оказался «тварью дрожащей», но сами идеи продолжает воспринимать как верные. Окончательно теория рушится только под влиянием Сони Мармеладовой: она уговаривает Раскольникова сознаться в содеянном. Вера в Бога ведет их обоих. Освобождение от губительных мыслей возвращает Родиона в мир, он начинает осознавать, что придуманных им различий нет, и все люди достойны жизни и счастья.

Ф.М.Достоевский не в первый раз вносит в свои произведения христианские мотивы, но именно в «Преступлении и наказании» религиозные ценности не просто показываются в лучшем свете: они спасают главного героя и приводят его к искуплению. Ф.М.Достоевский говорит о том, что преступление недопустимо вне зависимости от его причины, а теория, для подтверждения которой нужно убийство, не имеет права существовать.

Сочинение-рассуждение Теория Раскольникова

Роман Ф. М. Достоевского “Преступление и наказание” — величайшее произведение русской литературы. В романе описываются события шестидесятых годов девятнадцатого века, когда в России были широко распространены революционные идеи. Всё действия происходят в Петербурге — больном, безрадостном и безнравственном городе, что показывает состояние героев.

Главным героем произведения является Родион Раскольников — бывший студент, которому из-за сложного материального положения пришлось оставить учёбу в университете. Герой живёт очень бедно, снимает небольшую коморку, напоминающую шкаф или гроб. Его комната была длиной всего в десять шагов, вся потертая, грязная, на окнах висели желтые шторы.

Родион долгое время наблюдал за жизнью обычных людей, он хотел изменить их жизнь к лучшему. Так и появилась на свет теория Раскольникова. Его теория предполагает разделение всех людей на два типа: обыкновенных, то есть простой народ, значение которого лишь в воспроизведении себе подобных, и необыкновенных — великих людей, которым позволительно нарушать законы для достижения своих гениальных планов и целей. Герой задумывался над вопросом, к какому же типу относится он сам: “Тварь я дрожащая или право имею?”. Наконец, Раскольников причисляет себя к великим людям, сопоставляя себя с Наполеоном, и решается на преступление — убийство старухи-процентщицы. Родион был уверен, что его поступок — это благое дело, ведь старушонка обманывала бедных людей, наживалась за чужой счёт. Он считал, что процентщица лишь всем мешает, отравляет чужие жизнь, и её убийство вовсе нельзя назвать преступлением.

Но Родину Раскольникову пришлось убить и ни в чем не виновную Лизавету, беременную сестру процентщицы. Совесть не давала герою покоя, он постоянно испытывал душевные терзания, ведь он смог убить, но переступить черту так и не сумел. Деньги же, которые Раскольников забрал после убийства старухи, так и не были использованы, то есть добрые дела, которые планировал герой, так и не совершились.

Хотя герой и не признавал свою вину, он постепенно разочаровался в своей теории. Он понял, что напрасно причислил себя к не обыкновенным людям. В конечном итоге Раскольников понял, что убил вовсе не бесполезную старушонку, а самого себя. Родиону вовсе не нужны были её деньги, его цель была в том, чтобы выяснить, сможет ли он переступить или нет. Об этом он говорит Соне.

Таким образом, теория Раскольникова, которая на первый взгляд кажется вполне логичной и правдивой, в конечном итоге ,так как приносит страдания и мучения героя и приводит к раскаянию преступника.

Теория Раскольникова и ее крах

Популярные сочинения

Я очень люблю путешествовать с моими родителями. Каждые выходные мы ездили либо на пикник, либо к бабушке в деревню, либо в другой город, находящийся неподалеку от нас. И недавно мы поехали в Москву.

Моя любимая игрушка – это маленькая машинка. Ее сделали из металла, покрашена она в зеленый цвет. Папа купил мне машинку в довольно дорогом магазине и велел ее беречь. Она очень детализированная

Николай Васильевич Гоголь посвятил свое произведение «Тарас Бульба» временам, когда на Руси жили славные казаки. Писатель не случайно посвятил им одно из самых лучших своих произведений

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: