Нравственный идеал в произведениях Достоевского (по роману «Преступление и наказание»): сочинение

«Нравственный идеал в произведениях (по роману «Преступление и наказание»).»

Роман «Преступление и наказание» очень многогранен. Он захватывает страстностью, остротой в постановке вопросов о том, что порождает преступления, что может исправить человека, совершившего преступление, каковы пути к обновлению жизни, какими нравственными принципами должна руководствоваться личность в своем стремлении к счастью. Проблема нравственности — главная, на мой взгляд, проблема, поставленная автором. Почему же?

В своем романе автор показывает гибель, падение Родиона Раскольникова, который, протестуя против страданий «униженных и оскорбленных» и их неспособности что-либо изменить в этом мире, создал теорию вседозволенности. Герой делит всех людей на два разряда. Одни не имеют никаких прав, другие дерзко нарушают нормы морали. Они достигают своих целей через преступления и насилие. Эти «сверхлюди» становятся героями истории и, в конечном счете, являются движущей силой прогресса.

Из этой индивидуалистической теории Раскольников выводит категорию «справедливых убийств», «убийств по совести». Убить глупую, жадную старуху-процентщицу, взять ее деньги и спасти тысячи униженных и оскорбленных — это «справедливое убийство». Но его бесчеловечная теория не выдерживает проверки жизнью. Убив, герой не смог воспользоваться деньгами. Невинной жертвой Раскольникова стала Лизавета, которую он хотел освободить. Подняв руку на Лизавету, Родион тем самым поднимает ее и на всех «униженных и оскорбленных», к которым не может не отнести и сестру, и мать, и Сонечку, и себя. Автор наказывает Раскольникова, развенчивая его идею и заставляя мучиться сознанием собственной ничтожности и бесполезности в жизни.

Однако герой не увидел самой главной стороны своей теории — бесчеловечности и безнравственности. Постепенно, мучительно трудно носителями истинной красоты становятся для Раскольникова не те, кто ставит себя выше рядовых людей, а те, кто среди голода и бесконечных унижений сохраняют веру в жизнь и человека, отвращение ко злу, насилию и преступлению в любых формах. Воплощением нравственного идеала в произведении стала Сонечка Мармеладова.

Эта хрупкая, кроткая девушка — истинная мученица. Вид измученных голодом ребятишек заставляет Соню идти торговать собой. Описание того, как она вынуждена выйти на улицу, производит неизгладимо тяжелое впечатление. Здесь и боль за поруганную честь человека, и крик отчаяния, и глубокое сострадание к людям, обреченным на муки, и преклонение перед святостью самопожертвования во имя спасения других. На эти хрупкие плечи возложено слишком тяжелое бремя. Удивляешься, как эта стыдливая, чистая девушка смогла вынести это, и вынести кротко, покорно, без жалоб. Резко контрастирует с ней Катерина Ивановна, потерявшая веру в людей и Бога, проклинающая с горьким озлоблением всех и вся. И, хотя мы понимаем, что это — крик измученной до последней степени души, ее образ не производит такого тяжелого и щемящего впечатления, как образ Сони.

Многое пережив в свои юные семнадцать лет, отдав на поругание все самое чистое, нежное, нетронутое, эта девушка не озлобилась, не потеряла веру. И это ранит сильнее, чем вполне законное и объяснимое ожесточение. Невольно приходит на ум параллель с лошаденкой из сна Раскольникова, которую за то, что она не смогла сдвинуть с места телегу, полную пьяных людей, насмерть забили железным ломом.

Соня также из последних сил будет верить, и, когда на нее, беспомощную, смятую, обрушат очередной удар, она безропотно примет и его. И, как это ни парадоксально, в кротости и безропотности ее сила.

Сонечка Мармеладова воплощает поистине христианское смирение. С другой стороны, в образе Сони возвеличены добро, жизнестойкость. Ее душа открыта для каждого. Среди собственных страданий и тягот Сонечка находит силы для сострадания и помощи. Неслучайно то, что Раскольников ей первой признается в убийстве. Он изливает свою муку Соне и лишь в ее прекрасной и раздавленной душе находит утешение. И девушка, которая оправдывала и жалела Катерину Ивановну, своего пьяницу-отца, простила и поняла Раскольникова — она увидела в убийце человека. «Что же это вы с собой-то сделали?» — мучается она. Однако Соня, прощающая Раскольникова-человека, не прощает его бесчеловечной теории. Для Сони все люди имеют одинаковое право на жизнь. Никто не может добиваться счастья путем убийства. Героиню потрясает и ужасает то, что Раскольников взял на себя роль Бога, что душа его очерствела. Единственный путь к духовному возрождению, по мнению Сони, покаяние. И она готова пожертвовать собой, своей жизнью ради этого, потому что это долг каждого человека — помогать ближнему. В Соне это качество усилено. Она лучше, нежели кто-либо, может понять и простить, ибо сама испытала и пережила немало.

Соня видит, что нужна Раскольникову, и это сознание наполняет ее душу счастьем. Не в этом ли величайший смысл любви?

И она идет следом за ним в острог. Не сразу Раскольников понимает, что Соня права. В финале он бросается к ее ногам: «В первое мгновение она ужасно испугалась… Но тотчас же, в тот самый миг, она все поняла. В глазах ее засветилось бесконечное счастье: она поняла, что он любит, бесконечно любит ее. Слезы стояли в их глазах. Они оба были бледны и худы; но в этих больных и бледных лицах уже сияла заря обновленного будущего… Их воскресила любовь, сердце одного заключало бесконечный источник жизни для сердца другого».

Читайте также:
Клевета Лужина. (Анализ эпизода из главы 3, части 5 романа Ф.М. Достоевского Преступление и наказание.): сочинение

Только такая чистая, нежная, самоотверженная, хрупкая, трогательная девушка могла спасти Раскольникова. Образ Сони можно считать ключевым в романе, потому что в нем воплотилась одна из самых заветных и любимых идей писателя: нужно жить по законам Божьим, нужно любить и прощать.

Нравственный идеал в произведениях Ф. М. Достоевского (по роману «Преступление и наказание»).

Роман Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» очень многогранен. Он захватывает страстностью, остротой в постановке вопросов о том, что порождает преступления , что может исправить человека, совершившего преступление, каковы пути к обновлению жизни, какими нравственными принципами должна руководствоваться личность в своем стремлении к счастью. Проблема нравственности — главная, на мой взгляд, проблема, поставленная автором. Почему же?
В своем романе автор показывает гибель, падение Родиона Раскольникова, который, протестуя против страданий «униженных и оскорбленных» и их неспособности что-либо изменить в этом мире, создал теорию вседозволенности. Герой делит всех людей на два разряда. Одни не имеют никаких прав, другие дерзко нарушают нормы морали. Они достигают своих целей через преступления и насилие. Эти «сверхлюди» становятся героями истории и, в конечном счете, являются движущей силой прогресса.

Из этой индивидуалистической теории Раскольников выводит категорию «справедливых убийств», «убийств по совести». Убить глупую, жадную старуху-процентщицу, взять ее деньги и спасти тысячи униженных и оскорбленных — это «справедливое убийство». Но его бесчеловечная теория не выдерживает проверки жизнью. Убив, герой не смог воспользоваться деньгами. Невинной жертвой Раскольникова стала Лизавета, которую он хотел освободить. Подняв руку на Лизавету, Родион тем самым поднимает ее и на всех «униженных и оскорбленных», к которым не может не отнести и сестру, и мать, и Сонечку, и себя. Автор наказывает Раскольникова, развенчивая его идею и заставляя мучиться сознанием собственной ничтожности и бесполезности в жизни.

Однако герой не увидел самой главной стороны своей теории — бесчеловечности и безнравственности. Постепенно, мучительно трудно носителями истинной красоты становятся для Раскольникова не те, кто ставит себя выше рядовых людей, а те, кто среди голода и бесконечных унижений сохраняют веру в жизнь и человека, отвращение ко злу, насилию и преступлению в любых формах. Воплощением нравственного идеала в произведении стала Сонечка Мармеладова.

Эта хрупкая, кроткая девушка — истинная мученица. Вид измученных голодом ребятишек заставляет Соню идти торговать собой. Описание того, как она вынуждена выйти на улицу, производит неизгладимо тяжелое впечатление. Здесь и боль за поруганную честь человека, и крик отчаяния, и глубокое сострадание к людям, обреченным на муки, и преклонение перед святостью самопожертвования во имя спасения других. На эти хрупкие плечи возложено слишком тяжелое бремя. Удивляешься, как эта стыдливая, чистая девушка смогла вынести это, и вынести кротко, покорно, без жалоб. Резко контрастирует с ней Катерина Ивановна, потерявшая веру в людей и Бога, проклинающая с горьким озлоблением всех и вся. И, хотя мы понимаем, что это — крик измученной до последней степени души, ее образ не производит такого тяжелого и щемящего впечатления, как образ Сони.
Многое пережив в свои юные семнадцать лет, отдав на поругание все самое чистое, нежное, нетронутое, эта девушка не озлобилась, не потеряла веру. И это ранит сильнее, чем вполне законное и объяснимое ожесточение. Невольно приходит на ум параллель с лошаденкой из сна Раскольникова, которую за то, что она не смогла сдвинуть с места телегу, полную пьяных людей, насмерть забили железным ломом.

Соня также из последних сил будет верить, и, когда на нее, беспомощную, смятую, обрушат очередной удар, она безропотно примет и его. И, как это ни парадоксально, в кротости и безропотности ее сила.

Сонечка Мармеладова воплощает поистине христианское смирение. С другой стороны, в образе Сони возвеличены добро, жизнестойкость. Ее душа открыта для каждого. Среди собственных страданий и тягот Сонечка находит силы для сострадания и помощи. Неслучайно то, что Раскольников ей первой признается в убийстве. Он изливает свою муку Соне и лишь в ее прекрасной и раздавленной душе находит утешение. И девушка, которая оправдывала и жалела Катерину Ивановну, своего пьяницу-отца, простила и поняла Раскольникова — она увидела в убийце человека. «Что же это вы с собой-то сделали?» — мучается она. Однако Соня, прощающая Раскольникова-человека, не прощает его бесчеловечной теории. Для Сони все люди имеют одинаковое право на жизнь. Никто не может добиваться счастья путем убийства. Героиню потрясает и ужасает то, что Раскольников взял на себя роль Бога, что душа его очерствела. Единственный путь к духовному возрождению, по мнению Сони, покаяние. И она готова пожертвовать собой, своей жизнью ради этого, потому что это долг каждого человека — помогать ближнему. В Соне это качество усилено. Она лучше, нежели кто-либо, может понять и простить, ибо сама испытала и пережила немало.

Читайте также:
Идейная борьба на страницах романа Преступление и наказание: сочинение

Соня видит, что нужна Раскольникову, и это сознание наполняет ее душу счастьем. Не в этом ли величайший смысл любви?

И она идет следом за ним в острог. Не сразу Раскольников понимает, что Соня права. В финале он бросается к ее ногам: «В первое мгновение она ужасно испугалась… Но тотчас же, в тот самый миг, она все поняла. В глазах ее засветилось бесконечное счастье: она поняла, что он любит, бесконечно любит ее. Слезы стояли в их глазах. Они оба были бледны и худы; но в этих больных и бледных лицах уже сияла заря обновленного будущего… Их воскресила любовь, сердце одного заключало бесконечный источник жизни для сердца другого».

Только такая чистая, нежная, самоотверженная, хрупкая, трогательная девушка могла спасти Раскольникова. Образ Сони можно считать ключевым в романе, потому что в нем воплотилась одна из самых заветных и любимых идей писателя: нужно жить по законам Божьим, нужно любить и прощать.

referat5vip.ru

Главное меню

  • Главная
  • Сочинения по русской литературе
  • Сочинение по картине
  • Сочинения по русскому языку
  • Анализ стихотворения
  • Биографии писателей
  • Краткое содержание произведений
  • Твори з української мови
  • Сочинения ОГЭ
  • Сочинения на ЕГЭ
  • Математика
  • Сочинения на английском
  • Шпаргалки по литературе

Нравственный идеал в произведениях Ф. М. Достоевского (по роману «Преступление и наказание»)

Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» очень многогранен. Он захватывает страстностью, остротой в постановке вопросов о том, что порождает преступления, что может исправить человека, совершившего преступление, каковы пути к обновлению жизни, какими нравственными принципами должна руководствоваться личность в своем стремлении к счастью. Проблема нравственности — главная, на мой взгляд, проблема, поставленная автором. Почему же?

В своем романе автор показывает гибель, падение Родиона Раскольникова, который, протестуя против страданий «униженных и оскорбленных» и их неспособности что-либо изменить в этом мире, создал теорию вседозволенности. Герой делит всех людей на два разряда. Одни не имеют никаких прав, другие дерзко нарушают нормы морали. Они достигают своих целей через преступления и насилие. Эти «сверхлюди» становятся героями истории и, в конечном счете, являются движущей силой прогресса.

Из этой индивидуалистической теории Раскольников выводит категорию «справедливых убийств», «убийств по совести». Убить глупую, жадную старуху-процентщицу, взять ее деньги и спасти тысячи униженных и оскорбленных — это «справедливое убийство». Но его бесчеловечная теория не выдерживает проверки жизнью. Убив, герой не смог воспользоваться деньгами. Невинной жертвой Раскольникова стала Лизавета, которую он хотел освободить. Подняв руку на Лизавету, Родион тем самым поднимает ее и на всех «униженных и оскорбленных», к которым не может не отнести и сестру, и мать, и Сонечку, и себя. Автор наказывает Раскольникова, развенчивая его идею и заставляя мучиться сознанием собственной ничтожности и бесполезности в жизни.

Однако герой не увидел самой главной стороны своей теории — бесчеловечности и безнравственности. Постепенно, мучительно трудно носителями истинной красоты становятся для Раскольникова не те, кто ставит себя выше рядовых людей, а те, кто среди голода и бесконечных унижений сохраняют веру в жизнь и человека, отвращение ко злу, насилию и преступлению в любых формах. Воплощением нравственного идеала в произведении стала Сонечка Мармеладова.

Эта хрупкая, кроткая девушка — истинная мученица. Вид измученных голодом ребятишек заставляет Соню идти торговать собой. Описание того, как она вынуждена выйти на улицу, производит неизгладимо тяжелое впечатление. Здесь и боль за поруганную честь человека, и крик отчаяния, и глубокое сострадание к людям, обреченным на муки, и преклонение перед святостью самопожертвования во имя спасения других. На эти хрупкие плечи возложено слишком тяжелое бремя. Удивляешься, как эта стыдливая, чистая девушка смогла вынести это, и вынести кротко, покорно, без жалоб. Резко контрастирует с ней Катерина Ивановна, потерявшая веру в людей и Бога, проклинающая с горьким озлоблением всех и вся. И, хотя мы понимаем, что это — крик измученной до последней степени души, ее образ не производит такого тяжелого и щемящего впечатления, как образ Сони.

Многое пережив в свои юные семнадцать лет, отдав на поругание все самое чистое, нежное, нетронутое, эта девушка не озлобилась, не потеряла веру. И это ранит сильнее, чем вполне законное и объяснимое ожесточение. Невольно приходит на ум параллель с лошаденкой из сна Раскольникова, которую за то, что она не смогла сдвинуть с места телегу, полную пьяных людей, насмерть забили железным ломом.

Читайте также:
Почему я выбрала Достоевского и Лескова: сочинение

Соня также из последних сил будет верить, и, когда на нее, беспомощную, смятую, обрушат очередной удар, она безропотно примет и его. И, как это ни парадоксально, в кротости и безропотности ее сила.

Сонечка Мармеладова воплощает поистине христианское смирение. С другой стороны, в образе Сони возвеличены добро, жизнестойкость. Ее душа открыта для каждого. Среди собственных страданий и тягот Сонечка находит силы для сострадания и помощи. Неслучайно то, что Раскольников ей первой признается в убийстве. Он изливает свою муку Соне и лишь в ее прекрасной и раздавленной душе находит утешение. И девушка, которая оправдывала и жалела Катерину Ивановну, своего пьяницу-отца, простила и поняла Раскольникова — она увидела в убийце человека. «Что же это вы с собой-то сделали?» — мучается она. Однако Соня, прощающая Раскольникова-человека, не прощает его бесчеловечной теории. Для Сони все люди имеют одинаковое право на жизнь. Никто не может добиваться счастья путем убийства. Героиню потрясает и ужасает то, что Раскольников взял на себя роль Бога, что душа его очерствела. Единственный путь к духовному возрождению, по мнению Сони, покаяние. И она готова пожертвовать собой, своей жизнью ради этого, потому что это долг каждого человека — помогать ближнему. В Соне это качество усилено. Она лучше, нежели кто-либо, может понять и простить, ибо сама испытала и пережила немало.

Соня видит, что нужна Раскольникову, и это сознание наполняет ее душу счастьем. Не в этом ли величайший смысл любви?

И она идет следом за ним в острог. Не сразу Раскольников понимает, что Соня права. В финале он бросается к ее ногам: «В первое мгновение она ужасно испугалась… Но тотчас же, в тот самый миг, она все поняла. В глазах ее засветилось бесконечное счастье: она поняла, что он любит, бесконечно любит ее. Слезы стояли в их глазах. Они оба были бледны и худы; но в этих больных и бледных лицах уже сияла заря обновленного будущего… Их воскресила любовь, сердце одного заключало бесконечный источник жизни для сердца другого».

Только такая чистая, нежная, самоотверженная, хрупкая, трогательная девушка могла спасти Раскольникова. Образ Сони можно считать ключевым в романе, потому что в нем воплотилась одна из самых заветных и любимых идей писателя: нужно жить по законам Божьим, нужно любить и прощать.

Нравственный идеал в произведениях Ф. М. Достоевского (по роману «Преступление и наказание»)

Достоевский Ф. М.Нравственный идеал в произведениях Ф. М. Достоевского (по роману «Преступление и наказание»)
с

«Красота спасет мир», – написал Ф. М. Достоевский в своем романе «Идиот». Эту красоту, которая способна спасти и преобразовать мир, Достоевский искал на протяжении всей своей творческой жизни, поэтому почти в каждом его романе есть герой, в котором и заключена хотя бы частичка этой красоты. Причем писатель имел в виду вовсе не внешнюю красоту человека, а его нравственные качества, которые и превращают его в действительно прекрасного человека, который своей добротой и человеколюбием способен внести частичку света в убогий и жестокий мир. В романе «Преступление и наказание» таким светом стала Сонечка Мармеладова, самая «униженная и оскорбленная» из всех героев этого романа.

Именно она благодаря своему светлому и бескорыстному характеру становится настоящим нравственным идеалом Достоевского, к которому он мечтает привести всех людей.

Этот нравственный идеал заключен в бескорыстной, самоотверженной и сострадательной Соне, которая является таковой от природы, оттого, что так ей велят ее сердце, ее искренняя вера в бога и в доброе начало во всех людях.

Благодаря своей нравственной чистоте и душевной невинности Сонечка как бы вырывается из оков современности, парит над реальной жизнью, становится олицетворением всех лучших человеческих качеств. Порой она, необразованная и полуграмотная девушка, видит даже больше, чем студент-философ Раскольников. Ей понятно то, что Родиону только предстоит понять, а именно – безграничная любовь ко всему человечеству, которая ведет к единению с людьми и обществом. Не будь этой любви, Сонечка не смогла бы жить, потому жизнь только ради самой себя, ей не понятна. Ей необходимо жить для кого-то, только тогда ее существование становится полным и имеет какой-то смысл. Ради этого она готова даже пожертвовать собой. Не пойди она на улицу – умерли бы с голода ее домочадцы. Добро Сони по отношению к другим требует зла по отношению к себе, но она готова принести такую жертву.

Иногда образ униженной, торгующей своим телом девушки напоминает читателю о чистейшем образе Богоматери, скорбящей за всех несчастных на земле. «Так не на земле, а там. о людях тоскуют, плачут, а не укоряют. »

Самоотречение Сони приобретает форму «бесконечного унижения». Но, по мнению Достоевского, это качество должно быть присуще человеку изначально. Только тот человек, который обладает этими качествами с самого рождения, может стать нравственным идеалом. Именно таким человеком и является Соня.

Читайте также:
Раскольников и Соня в романе Ф. М. Достоевского Преступление и наказание: сочинение

Интересно проследить за тем, как Соня относится к христианской вере. Для нее совершенно не имеет значения обрядовая сторона, самым важным является именно вера, вера в Бога, вера в изначальное добро и человеколюбие. Именно в вере она находит тот свет, который освещает ее жалкое существование и положение проститутки. Поэтому к Сонечке не липнет «грязь обстановки убогой». Поэтому она не станет добиваться добра через зло, только через самопожертвование и сострадательную любовь ко всему человечеству.

В образе Сони воплощены идеи Достоевского о том, что мир спасет братское единение между людьми, истинная вера в Бога, и что основу для этого единения следует искать не в обществе «сильных мира сего», а в глубинах народной России. В лице Сони Достоевский изображает народный, истинный вариант религиозного мироощущения. Именно в народной религиозности находит Достоевский основу для своей идеи глубинного христианства. Вот почему именно Сонечка Мармеладова становится идеалом женщины, идеалом человека. Вот почему именно в ней заключен нравственный идеал самого Достоевского, который считал, что именно такая, истинная душевная простота и красота спасут мир, направят человечество в нужное русло и избавят людей от многих страданий и излечат общество от пороков.

Похожие сочинения:
Раскаяние и искупление в романе Ф. М. Достоевского “Преступление и наказание” Двойники Раскольникова в романе “Преступление и наказание” Гуманизм романа Достоевского “Преступление и наказание”
Еще сочинения:
Образ князя Мышкина. По роману Ф. М. Достоевского “Идиот” Признание Раскольникова в преступлении (анализ эпизода из главы 8 части 6 романа Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»)
Рекомендуем:
Образ «вечной Сонечки» в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» Противоречия теории Раскольникова (по роману Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»)

бедные люди” ф. м. достоевского — не бедные духом”>

«Вопрос греха и добродетели в романе «Преступление и наказание»»

Вопрос греха и добродетели – один из так называемых вечных вопросов, мучивших человечество на протяжении веков. Многие пытались найти окончательное, последнее решение этого вопроса. В русской классической литературе немало сил было положено на то, чтобы выяснить, как соотнесены грех и добродетель, где грань, за которой добродетель становится грехом. Лучшие образцы такого анализа можно найти, в творчестве Федора Михайловича Достоевского. Роман «Преступление и наказание» — одно из самых известных произведений писателя, снискавшее мировую славу. В центре романа — образ Родиона Раскольникова, решившего перейти за грань греха и добродетели и приобрести тем самым качества сверхчеловека.

Для Раскольникова добродетель и грех остаются абстрактными категориями, смысл которых лишь в сдерживании глубинных порывов свободной человеческой индивидуальности. Но убийство из идейных соображений, совершаемое им, выглядит нелепо. Причина этого, вероятно, в том, что герой «Преступления и наказания» поставил себе слишком неблагородную цель. Однако грех убийства, будучи свершен, тяготит Раскольникова, и герой переживает страшнейшие душевные мучения. Решение Раскольникова настолько же нелепо, как нелепо само его преступление: герой сдается властям. И спасти заблудшую душу Родиона выпадает на долю воплощению добродетели – Соне Мармеладовой.
Из романа «Преступление и наказание» следует, что совершенный смертельный грех, безусловно, тяжело травмирует психику убийцы и делает последнего отщепенцем рода человеческого. А вот добродетель, наоборот, излечивает душу и делает человека частью Божьего мира. Категории греха и добродетели укоренены прежде всего в среде религиозного сознания. Но при этом под действием данных категорий подпадают как верующие, так и абсолютно неверующие люди, то есть грех и добродетель можно считать универсальными понятиями. Согласно Евангелию добродетель вовсе не является противоположностью греха, ведь только верой можно искупить любой грех. Вера же, в свою очередь, предполагает добродетельное поведение человека в жизни.
Как понимают грех и добродетель наши современники? Остается ли место для этих понятий в нашей обыденной жизни? Скорее всего, да. Ведь хорошим и правильным считается как раз то, что одобряется, в том числе религиозной моралью, а плохим и неправильным — то, что ею осуждается. Выходит, каждый человек – верующий? Нет, просто за тысячелетия своей истории человечество выработало правила поведения, исполнение которых позволят обществу гармонично и свободно развиваться, идти по пути прогресса.

Лично для меня грех и добродетель -очень важные понятия. Я считаю грехом то, что приносит вред окружающим, делает их несчастными. Добродетель же для меня — это доброжелательное и честное отношение к другим людям, основанное на взаимопомощи и взаимопонимании. В сложном и изменчивом современном мире очень важно иметь собственное понимание категорий греха и добродетели. Именно это дает человеку возможность правильно найти свое место в жизни и быть достойным членом общества.

Раскольников, как мы знаем, атеист. В этом смысл фамилии героя: он от Бога и Божьего мира отвернулся. Есть и еще один смысловой аспект: его раскрывает раскольников-ское орудие убийства — топор, к которому звали Русь в своих прокламациях революционные демократы во главе с Н. Г. Чернышевским, то есть к кровавому и беспощадному всеобщему бунту. Его Раскольников не стал дожидаться и совершил бунт самостоятельно, а орудие для него он выбрал в соответствии с духом времени, с призывами «самых передовых» тогда политических сил. Раскольников — студент-шестидесятник, из передовых кругов, близких к нигилистам, к «новым людям». Таков и его друг Разуми-хин, но обоих не во всем устраивают идеи и методы «учебника жизни», оставленного репрессированным Чернышевским, — романа «Что делать?» Каждый из друзей ищет свой путь.

Читайте также:
Анализ эпизода из главы 10 части 4 романа Достоевского «Идиот»: сочинение

Раскольников – герой идеологический его кровавое деяние имеет идейно-политический смысл. В таковом качестве убийца грабитель Раскольников, прежде всего, бескорыстен. Мотивы его преступления непростые; это сразу понимает, впервые его увидев, проницательный Порфирий Петрович. Берясь за топор, Раскольников хотел разрешить множество проблем и мучивших его вопросов. Поэтому ниточкой для его разоблачения Порфирием Петровичем стала написанная Раскольниковым некоторое время назад статья, в которой он изложил часть своей очень стройной и внутренне логичной теории.
В основании теории лежит резкое неприятие окружающего Родиона Романовича социального бытия. Развитие капиталистических отношений четко делило мир на хозяев, сильных и властных, и зависящих от них несчастных жертв эксплуатации и насилия. Картины, подтверждающие такой жизненный расклад, Раскольников видит повсеместно и ежечасно. Как помочь людям, «униженным и оскорбленным» существующим порядком вещей? Разбить этот порядок. Но трудно начать: нет денег, нет средств даже для того, чтобы продолжить обучение на юридическом факультете; сам герой голоден и плохо одет, родственники, также пребывающие в крайней нужде, готовы на любые жертвы. Прежде чем спасать всех бедствующих, нужно спасти себя и самых близких. Нужен первоначальный капитал. И вот Раскольников идет к старухе-процентщице с топором под мышкой.

Но капитал Раскольникову необходим лишь первоначальный. Впереди великие дела по спасению всего страждущего человечества. Поэтому поход к старухе имеет и другую цель: проверить, способен ли он ради великой социальной миссии переступить через
кровь, сделать черное дело. И тут начинается нравственная арифметика. С одной стороны, старушка Алена Ивановна — гадкое и жалкое существо, сама она — кровопийца в полном смысле этого слова. Из этого следует вывод: раздавить ее, как вошь, и смыть с себя злодейство будущими благими делами! Тем более, с другой стороны, перед глазами великие примеры людей, которые, подобно Наполеону, свободно распоряжались судьбами’и жизнями миллионов ради реализации своих всемирно-исторических планов, переступая через кровь и страдания других.
Однако проба эта не удалась. Несостоявшегося спасителя человечества замучила совесть после первой же пролитой крови, и он не выдерживает отчужденности от людей, к которой привело его убийство. Почему же не сработала такая стройная и логичная теория? Да потому, что путь к спасению всех несчастных был составлен по законам тех, кто делает их несчастными. Все эти соображения Достоевский облекает в образы людей, окружающих Раскольникова. С одной стороны, около него несчастные: Мармеладов, его жена, их малолетние дети, Соня, мать и сестра Раскольникова. Его душа разрывается от сочувствия и желания помочь им, но ум не может примириться с их покорностью, слабостью, забитостью и раздавленностью обстоятельствами. С другой стороны, около Раскольникова «хозяева» положения и всей жизни: преуспевающий и ни в чем не стесняющий себя Лужин, агрессивно-напористый в удовлетворении своих порочных желаний Свидригайлов. Два «лагеря» упорно борются за душу и сердце Раскольникова, разрывая сознание героя на две половины.

Лужин вызывает отвращение и ненависть Раскольникова, хотя он признает нечто общее в их жизненном принципе спокойного переступания через преграды, и это обстоятельство еще больше терзает совестливого Раскольникова. Свидригайлов сложнее и глубже прямо линейно-примитивного Лужина, он способен на доброту и самопожертвование, но он явный убийца, и совесть, являющаяся внутренним ощущением различия добра и зла, он давно заменил принципом удовольствия для себя. То есть оба персонажа по сути
своей – идейные двойники Раскольникова, но Лужин – заниженный, почти комический двойник (эту комичность усиливает его приятель Лебезятников, профанирующий идеи «новых людей» Чернышевского), тогда как глубина натуры Свидригайлова ведет во мрак преисподней, чревата беспредельностью последнего распада.

Окружающие же Раскольникова «несчастные» приводят его в бешенство своей жертвенностью, которую он отвергает. Жертвуют собой Соня и Катерина Ивановна ради мармеладовских детей, хотят принести себя в жертву ради благополучия «бесценного Ро-диньки» мать и сестра героя. И здесь Раскольников проявляет себя не только как добрый и честный человек, но и просто как любящий мужчина, который должен быть сильным. Вопрос, почему они так слабы и бессильно-покорны, не дает ему покоя. И тогда на первый план выходит Соня Мармеладова. Она покорилась судьбе, ради детей пошла на панель, но внутренне противостоит этому миру, внутренне, как выясняет Раскольников, она не покорилась. Оказывается, сохранить в себе искру человеческого ей помогает вера в Бога, Евангелие. Раскольников понял это не сразу. Он пытается помочь и ей, защитить и ее, но ему постепенно становится ясно, что не он Соне, а Соня поможет ему в ситуации, в которую поставило его совершенное и пока скрываемое убийство. Кстати, именно Соне первой он и рознается в совершенном. Соня же помогает ему сохранить и спасти душу, помогает не перейти в лагерь бездушных самодовольных насильников, а остаться среди «погибающих за великое дело любви», как это сделал сын Божий — Иисус Христос.
Отметим не очень заметное, но важное обстоятельство: Соня была подругой убитой Раскольниковым Лизаветы. Ее-то за что настиг раскольниковский топор? Сестрицу ее, процентщицу, понятно за что. Это исчерпывающе объяснили безымянные студент и офицер, бильярдный разговор которых случайно подслушал Раскольников. Они все доказали, как дважды два — четыре. Кстати, именно молодые офицеры и студенты позднее войдут в многочисленные революционные организации экстремистско-террористи-ческого толка. И их жертвами станут такие, как Лизавета. Образ забитой жестоким обращением сестры, почти юродивой, кроткой и покорной Лизаветы яснее всего объясняет, что любой человек все-таки не вошь, как трактует Раскольников убитую им процентщицу-кровопийцу. И Раскольников делает вывод, что он не старуху убил (характерно это единственное число, потому что подвернувшаяся Лизавета для Раскольникова — такой не вмещающийся в сознание кошмар, что даже его холодно-логический и расчетливо-изворотливый ум не в силах себе «разрешить»), а себя убил, свою душу, человека в себе, то есть нечто главное, нравственно ответственное перед собой, своей совестью. Поэтому, совершив злодейство, он бежит от людей, понимая, что стал другим, чуждым им существом. Теория Раскольникова, что ради счастья всего человечества можно допустить «маленькую» бесчеловечность, грешит или, скорее, страдает большой бесчеловечностью. Арифметические расчеты не могут превратить зло в добро. Раскольников полагал, что цель оправдывает средства, но уже в начале его деяний в соответствии с этим принципом средства сразу же грубо перечеркнули все его прекраснодушные цели.

Читайте также:
Единственный критерий художественной истины верность (по роману «Бесы»): сочинение

Каков же вывод? Как быть? Что делать? Ответ Достоевского прост: уверовать в Бога. Прежде чем помогать другим, спасать всех — помоги самому себе, спаси себя, свою душу, сделай себя человеком, утверди в себе закон добра и любви. С христианской точки зрения, у Раскольникова один, но главный грех — гордыня. Своей теорией и ее неудавшейся пробой он поставил себя над людьми, возомнил о себе, что ему закон не писан, — закон человеческий и Божеский. Но человеческое и Божеское в его душе и сердце оказались сильнее самых логичных выкладок ума. И это привело Раскольникова к краху как гордого сверхчеловека, супермена, претендующего осчастливить всех и каждого. Но в этом же заключается залог его будущего нравственного возрождения. Впрочем, как сказал Достоевский в последних строках «Преступления и наказания», это могло бы составить тему нового романа.

Вопрос греха и добродетели в романе «Преступление и наказание»

Вопрос греха и добродетели – один из так называемых вечных вопросов, мучивших человечество на протяжении веков. Многие пытались найти окончательное, последнее решение этого вопроса. В русской классической литературе немало сил было положено на то, чтобы выяснить, как соотнесены грех и добродетель, где грань, за которой добродетель становится грехом. Лучшие образцы такого анализа можно найти, в творчестве Федора Михайловича Достоевского. Роман «Преступление и наказание» — одно из самых известных произведений писателя, снискавшее мировую славу. В центре романа — образ Родиона Раскольникова, решившего перейти за грань греха и добродетели и приобрести тем самым качества сверхчеловека.

Для Раскольникова добродетель и грех остаются абстрактными категориями, смысл которых лишь в сдерживании глубинных порывов свободной человеческой индивидуальности. Но убийство из идейных соображений, совершаемое им, выглядит нелепо. Причина этого, вероятно, в том, что герой «Преступления и наказания» поставил себе слишком неблагородную цель. Однако грех убийства, будучи свершен, тяготит Раскольникова, и герой переживает страшнейшие душевные мучения. Решение Раскольникова настолько же нелепо, как нелепо само его преступление: герой сдается властям. И спасти заблудшую душу Родиона выпадает на долю воплощению добродетели – Соне Мармеладовой.

Из романа «Преступление и наказание» следует, что совершенный смертельный грех, безусловно, тяжело травмирует психику убийцы и делает последнего отщепенцем рода человеческого. А вот добродетель, наоборот, излечивает душу и делает человека частью Божьего мира. Категории греха и добродетели укоренены прежде всего в среде религиозного сознания. Но при этом под действием данных категорий подпадают как верующие, так и абсолютно неверующие люди, то есть грех и добродетель можно считать универсальными понятиями. Согласно Евангелию добродетель вовсе не является противоположностью греха, ведь только верой можно искупить любой грех. Вера же, в свою очередь, предполагает добродетельное поведение человека в жизни.

Читайте также:
«Бедные люди» — пример тавтологии: сочинение

Как понимают грех и добродетель наши современники? Остается ли место для этих понятий в нашей обыденной жизни? Скорее всего, да. Ведь хорошим и правильным считается как раз то, что одобряется, в том числе религиозной моралью, а плохим и неправильным — то, что ею осуждается. Выходит, каждый человек – верующий? Нет, просто за тысячелетия своей истории человечество выработало правила поведения, исполнение которых позволят обществу гармонично и свободно развиваться, идти по пути прогресса.

Лично для меня грех и добродетель -очень важные понятия. Я считаю грехом то, что приносит вред окружающим, делает их несчастными. Добродетель же для меня — это доброжелательное и честное отношение к другим людям, основанное на взаимопомощи и взаимопонимании. В сложном и изменчивом современном мире очень важно иметь собственное понимание категорий греха и добродетели. Именно это дает человеку возможность правильно найти свое место в жизни и быть достойным членом общества.

Раскольников, как мы знаем, атеист. В этом смысл фамилии героя: он от Бога и Божьего мира отвернулся. Есть и еще один смысловой аспект: его раскрывает раскольников-ское орудие убийства — топор, к которому звали Русь в своих прокламациях революционные демократы во главе с Н. Г. Чернышевским, то есть к кровавому и беспощадному всеобщему бунту. Его Раскольников не стал дожидаться и совершил бунт самостоятельно, а орудие для него он выбрал в соответствии с духом времени, с призывами «самых передовых» тогда политических сил. Раскольников — студент-шестидесятник, из передовых кругов, близких к нигилистам, к «новым людям». Таков и его друг Разуми-хин, но обоих не во всем устраивают идеи и методы «учебника жизни», оставленного репрессированным Чернышевским, — романа «Что делать?» Каждый из друзей ищет свой путь.

Раскольников – герой идеологический его кровавое деяние имеет идейно-политический смысл. В таковом качестве убийца грабитель Раскольников, прежде всего, бескорыстен. Мотивы его преступления непростые; это сразу понимает, впервые его увидев, проницательный Порфирий Петрович. Берясь за топор, Раскольников хотел разрешить множество проблем и мучивших его вопросов. Поэтому ниточкой для его разоблачения Порфирием Петровичем стала написанная Раскольниковым некоторое время назад статья, в которой он изложил часть своей очень стройной и внутренне логичной теории.

В основании теории лежит резкое неприятие окружающего Родиона Романовича социального бытия. Развитие капиталистических отношений четко делило мир на хозяев, сильных и властных, и зависящих от них несчастных жертв эксплуатации и насилия. Картины, подтверждающие такой жизненный расклад, Раскольников видит повсеместно и ежечасно. Как помочь людям, «униженным и оскорбленным» существующим порядком вещей? Разбить этот порядок. Но трудно начать: нет денег, нет средств даже для того, чтобы продолжить обучение на юридическом факультете; сам герой голоден и плохо одет, родственники, также пребывающие в крайней нужде, готовы на любые жертвы. Прежде чем спасать всех бедствующих, нужно спасти себя и самых близких. Нужен первоначальный капитал. И вот Раскольников идет к старухе-процентщице с топором под мышкой.

Но капитал Раскольникову необходим лишь первоначальный. Впереди великие дела по спасению всего страждущего человечества. Поэтому поход к старухе имеет и другую цель: проверить, способен ли он ради великой социальной миссии переступить через

кровь, сделать черное дело. И тут начинается нравственная арифметика. С одной стороны, старушка Алена Ивановна — гадкое и жалкое существо, сама она — кровопийца в полном смысле этого слова. Из этого следует вывод: раздавить ее, как вошь, и смыть с себя злодейство будущими благими дел

Однако проба эта не удалась. Несостоявшегося спасителя человечества замучила совесть после первой же пролитой крови, и он не выдерживает отчужденности от людей, к которой привело его убийство. Почему же не сработала такая стройная и логичная теория? Да потому, что путь к спасению всех несчастных был составлен по законам тех, кто делает их несчастными. Все эти соображения Достоевский облекает в образы людей, окружающих Раскольникова. С одной стороны, около него несчастные: Мармеладов, его жена, их малолетние дети, Соня, мать и сестра Раскольникова. Его душа разрывается от сочувствия и желания помочь им, но ум не может примириться с их покорностью, слабостью, забитостью и раздавленностью обстоятельствами. С другой стороны, около Раскольникова «хозяева» положения и всей жизни: преуспевающий и ни в чем не стесняющий себя Лужин, агрессивно-напористый в удовлетворении своих порочных желаний Свидригайлов. Два «лагеря» упорно борются за душу и сердце Раскольникова, разрывая сознание героя на две половины.

Лужин вызывает отвращение и ненависть Раскольникова, хотя он признает нечто общее в их жизненном принципе спокойного переступания через преграды, и это обстоятельство еще больше терзает совестливого Раскольникова. Свидригайлов сложнее и глубже прямо линейно-примитивного Лужина, он способен на доброту и самопожертвование, но он явный убийца, и совесть, являющаяся внутренним ощущением различия добра и зла, он давно заменил принципом удовольствия для себя. То есть оба персонажа по сути

Читайте также:
Мертвый дом Федора Достоевского: сочинение

своей – идейные двойники Раскольникова, но Лужин – заниженный, почти комический двойник (эту комичность усиливает его приятель Лебезятников, профанирующий идеи «новых людей» Чернышевского), тогда как глубина натуры Свидригайлова ведет во мрак преисподней, чревата беспредельностью последнего распада.

Окружающие же Раскольникова «несчастные» приводят его в бешенство своей жертвенностью, которую он отвергает. Жертвуют собой Соня и Катерина Ивановна ради мармеладовских детей, хотят принести себя в жертву ради благополучия «бесценного Ро-диньки» мать и сестра героя. И здесь Раскольников проявляет себя не только как добрый и честный человек, но и просто как любящий мужчина, который должен быть сильным. Вопрос, почему они так слабы и бессильно-покорны, не дает ему покоя. И тогда на первый план выходит Соня Мармеладова. Она покорилась судьбе, ради детей пошла на панель, но внутренне противостоит этому миру, внутренне, как выясняет Раскольников, она не покорилась. Оказывается, сохранить в себе искру человеческого ей помогает вера в Бога, Евангелие. Раскольников понял это не сразу. Он пытается помочь и ей, защитить и ее, но ему постепенно становится ясно, что не он Соне, а Соня поможет ему в ситуации, в которую поставило его совершенное и пока скрываемое убийство. Кстати, именно Соне первой он и рознается в совершенном. Соня же помогает ему сохранить и спасти душу, помогает не перейти в лагерь бездушных самодовольных насильников, а остаться среди «погибающих за великое дело любви», как это сделал сын Божий — Иисус Христос.

Отметим не очень заметное, но важное обстоятельство: Соня была подругой убитой Раскольниковым Лизаветы. Ее-то за что настиг раскольниковский топор? Сестрицу ее, процентщицу, понятно за что. Это исчерпывающе объяснили безымянные студент и офицер, бильярдный разговор которых случайно подслушал Раскольников. Они все доказали, как дважды два — четыре. Кстати, именно молодые офицеры и студенты позднее войдут в многочисленные революционные организации экстремистско-террористи-ческого толка. И их жертвами станут такие, как Лизавета. Образ забитой жестоким обращением сестры, почти юродивой, кроткой и покорной Лизаветы яснее всего объясняет, что любой человек все-таки не вошь, как трактует Раскольников убитую им процентщицу-кровопийцу. И Раскольников делает вывод, что он не старуху убил (характерно это единственное число, потому что подвернувшаяся Лизавета для Раскольникова — такой не вмещающийся в сознание кошмар, что даже его холодно-логический и расчетливо-изворотливый ум не в силах себе «разрешить»), а себя убил, свою душу, человека в себе, то есть нечто главное, нравственно ответственное перед собой, своей совестью. Поэтому, совершив злодейство, он бежит от людей, понимая, что стал другим, чуждым им существом. Теория Раскольникова, что ради счастья всего человечества можно допустить «маленькую» бесчеловечность, грешит или, скорее, страдает большой бесчеловечностью. Арифметические расчеты не могут превратить зло в добро. Раскольников полагал, что цель оправдывает средства, но уже в начале его деяний в соответствии с этим принципом средства сразу же грубо перечеркнули все его прекраснодушные цели.

Каков же вывод? Как быть? Что делать? Ответ Достоевского прост: уверовать в Бога. Прежде чем помогать другим, спасать всех — помоги самому себе, спаси себя, свою душу, сделай себя человеком, утверди в себе закон добра и любви. С христианской точки зрения, у Раскольникова один, но главный грех — гордыня. Своей теорией и ее неудавшейся пробой он поставил себя над людьми, возомнил о себе, что ему закон не писан, — закон человеческий и Божеский. Но человеческое и Божеское в его душе и сердце оказались сильнее самых логичных выкладок ума. И это привело Раскольникова к краху как гордого сверхчеловека, супермена, претендующего осчастливить всех и каждого. Но в этом же заключается залог его будущего нравственного возрождения. Впрочем, как сказал Достоевский в последних строках «Преступления и наказания», это могло бы составить тему нового романа.

Примеры сочинений по направлению «Преступление и наказание – вечная тема»

Собираем самые различные примеры сочинений, которые можно использовать при подготовке по направлению «Преступление и наказание – вечная тема» к итоговому сочинению в 2021-2022 учебном году.

Все примеры имеют статус “ЗАЧТЕНО” и могут использоваться как образцы. В конце каждого сочинения приведены рекомендации от эксперта – что можно улучшить.

Все работы написаны и проверены в рамках проекта https://vk.com/ege100ballov рубрика ИТОГ ЭКСПЕРТА https://vk.com/topic-10175642_47983604

  • Примеры по другим направлениям 2021-2022
  • Литература, примерные темы и как раскрыть «Преступление и наказание – вечная тема» + всё остальное здесь

Примеры по направлению «Преступление и наказание – вечная тема»

Сочинение №1

В чем различие между ошибкой и преступлением? Направление «Преступление и наказание»

Автор сочинения – Бутрова Юлия Сергеевна

Всем людям свойственно совершать ошибки, это неотъемлемая часть человеческой жизни. Ошибки дают нам опыт, на них человек учится. Они могут быть мелкими и незначительными, как например, неверно решенная задача по математике, а могут быть и роковыми. К роковым ошибкам можно отнести преступление. Будь то мелкая кража или покушение на человеческую жизнь, это обязательно отразится на будущем преступника. С точки зрения ошибки, такое деяние будет считаться нарушением моральных норм и повлечёт за собой угрызения совести и социальные санкции, в виде неодобрения обществом данного поступка, а с точки зрения преступления, за любое правонарушение предусмотрена юридическая ответственность – ответственность перед законом. Не все ошибки являются преступлениями, но многие преступления совершаются по ошибке. За доказательствами обратимся к художественной литературе.

Читайте также:
Анализ сна Раскольникова (по роману Ф. М. Достоевского Преступление и наказание): сочинение

Одним из наиболее ярких примеров служит психологический роман Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание». Главный герой – Родион Раскольников совершает преступление, убивает старуху-процентщицу. Главной причиной этого убийства стала теория, которую выдвигал Раскольников. Всех людей он делил на два разряда: обыкновенные, они же «твари дрожащие», и необыкновенные – «право имеющие». Главным предназначением обыкновенных было продолжение человеческого рода, а необыкновенным была уготована особая роль, они могли управлять миром, и им разрешалось преступать закон. Раскольников ошибочно отнес себя к разряду «право имеющих» и совершил преступление, за которое ему были уготованы и муки совести, и ответственность перед законом. Эта ошибка стала для него роковой, к прежней жизни он вряд ли уже вернулся, ведь теперь всю жизнь его преследовали мысли о содеянном. В этом произведении мы видим яркий пример того, как человек по ошибке совершил преступление, которое очень сильно повлияло на его будущее.

В произведении А.С. Грибоедова «Горе от ума» говорится о том, как легко можно совершить ошибку. Молодая и наивная Софья Фамусова впервые влюбилась, ее чувства настолько сильны, что ничего вокруг она не замечала. Не замечала и того, что Молчалин, ее избранник, лишь использовал девушку для корыстных целей. Софья была дочкой дворянина, семья Фамусовых богатая и хорошо известная в высшем свете. Молчалин за счет брака с Софьей хотел продвинуться по служебной лестнице, вот только девушка этого не замечала, искренне верила в его любовь. В это время за ней ухаживал Чацкий, который по-настоящему был влюблен, но Софья предпочла ему другого, в котором очень сильно ошибалась. Молчалин не любил ее, он любил Лизу, работавшую в доме Фамусовых служанкой. Софья до последнего верила любимому и любовь закрывала ей глаза, но в конце всё же девушка поняла, что совершила огромную ошибку. Но эта ошибка научила Софью слепо не доверять людям, и послужила опытом, который обязательно пригодится в дальнейшей жизни.

Таким образом, можно сказать, что ошибки оказывают на человека больше положительное влияние, благодаря внутреннему контролю человека – совести, ошибки после всех переживаний и раздумий становятся лишь опытом, человек учится на них, и в дальнейшем в подобной ситуации знает как правильно поступить. Преступления положительного влияния не оказывают никогда, ведь преступление это всегда вред, нанесенный кому-либо, моральный, физический или материальный. Преступление на всю жизнь останется тяжким грузом лежать на душе человека, его невозможно взять и забыть.

ИТОГ: зачет

Рекомендации

Юля, умница! Обратите внимание на пунктуационные недочёты: на экзамене по русскому языку они могут дорогого стоить. В целом же могу посоветовать следующее:

  • Если тема сформулирована назывным предложением (как в нашем случае), то лучше самостоятельно формулировать вопрос по теме и давать на него чёткий ответ. Тогда тема будет раскрыта на 100%. Здесь Вы это делаете не вопросом, а общими рассуждениями.
  • Старайтесь перед примерами-аргументами писать чёткий тезис (ответ на поставленный вопрос), а затем приводить пример.
  • Примеры, которые Вы подобрали, хорошие, удачные. Содержание неплохое, обратите внимание вынесенные ошибки, на речевые недочёты и фактические неточности.

Желаю удачи! Практикуйтесь, всё обязательно получится!

Видеоурок по аргументам и темам по этому направдению

Сочинение №2

В чем различие между ошибкой и преступлением? Направление : Преступление и наказание

(Автор сочинения – Тульская Диана Владимировна)

В чём различие между ошибкой и преступлением? Каждый из нас хотя бы раз в жизни совершал ошибку, потому что без промахов, неверных выборов , проступков прожить довольно сложно. Все люди ошибаются, кто-то – чаще, кто-то – реже, но ошибки в отличие от преступлений можно исправить, с их помощью можно получить опыт, чему-то научиться. Преступления, в свою очередь, неисправимы, необратимы и ужасны, они совершаются намеренно и несут опасность для общества.

Обращусь к произведению Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание», главный герой которого совершил преступление. Родион Раскольников, бедный студент, живущий в Санкт-Петербурге. В его голове создаётся целая теория , в которой он делит людей на «право имеющих» и «тварей дрожащих». Суть теории в том, что есть люди, которые имею право совершать преступления во имя великих целей, ведь именно они и меняют этот мир. Другая же категория людей – те кто должны подчиняться. Главный герой хочет проверить, к какой части общества он относится, поэтому идёт на преступление и убивает старушку -процентщицу, к убийству которой он основательно готовится. Раскольников также убивает свидетеля его злодеяния, сестру старухи. Данное преступление нельзя никак оправдать. Его нельзя приравнять к ошибке, так как оно забрало жизни двух людей. И, несмотря на то, что главный герой раскаивается на каторге, ничего уже не исправить. В этом и отличие преступления от ошибки.

Читайте также:
Дневник Родиона Раскольникова (по роману Ф. М. Достоевского Преступление и наказание): сочинение

Другой пример можно привести из произведения А.С. Пушкина «Капитанская дочка». Пётр Гринёв, юноша, которого отец отправляет на службу, для того, чтобы тот повзрослел и получил опыт. Местом службы Петра была Белогорская крепость, дорога туда предстояла не близкая. Во время поездки Пётр напился и проиграл очень большую сумму денег. Позже он осознал свою ошибку, его отношение к жизни поменялось. Примером ещё одной ошибки является доверие Гринёва к сослуживцу, с которым он познакомился в крепости. Поначалу Алексей показался ему довольно хорошим человеком, но впоследствии Швабрин начал высмеивать Гринёва, устроил дуэль, потому что хотел убрать его с пути завоевания Маши. Таким образом, главный герой совершил ошибку, и не одну. Но они не привели к каким-то критическим последствиям. Пётр смог извлечь из них жизненные уроки и измениться.

Так в чём же разница между ошибкой и преступлением? Преступление – это плохой поступок, совершенный намеренно, который несёт за собой большие последствия, приносящие людям и самому преступник вред. Ошибки – это проступки, маленькие оплошности, которые можно попытаться исправить, из них можно извлечь жизненный опыт.

ИТОГ: зачтено

Рекомендации

По всем критериям получен зачёт. Сочинение написано на достойном уровне.

Рекомендую не торопиться и внимательнее вычитывать черновик. Следует обращать внимание на логику в тезисе, микровыводах и выводе. На экзамене нужно быть особенно внимательной: там Вас не исправит редактор Ворда)

Благодарю за ответственность в самоподготовке. Удачи на экзамене!

Сочинение №3

Почему некоторые люди переступают моральные нормы и совершают преступления? Иногда человек верит, что любое деяние можно оправдать благой целью. Он находится в плену распространённого заблуждения, согласно которому для достижения цели хороши любые средства. Некоторые люди совершают преступления непреднамеренно, не вполне отдавая себе отчёт в том, что они делают. Конечно, всегда случаются ситуации, когда человек сознательно становится отступником и даже не испытывает угрызений совести. Причин может быть достаточно много. Рассмотрим некоторые из них на примере произведений художественной литературы.

Главный герой романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» желает ценой одной жизни сделать как можно больше благородных дел. На самом деле Родион Раскольников обманывает самого себя: после совершения преступления он так и не смог воспользоваться деньгами старухи-процентщицы. В первую очередь герой хотел проверить собственную теорию, позволяющую делить людей на «тварей дрожащих» и «право имеющих». Раскольников считал, что сильным личностям позволено распоряжаться чужими судьбами. Однако ни одно преступление не должно оставаться безнаказанным, и герой начинает понимать, как сильно заблуждался. Его теория не проходит проверку реальностью, и в эпилоге романа мы видим человека, готового вступить на новый путь. Раскольников осознаёт, как важно брать на себя ответственность за каждый сделанный выбор.

Порой человеком управляют чувства, и он перестаёт себя контролировать. Так, главный герой повести Л.Н. Толстого «Крейцерова соната» в порыве ревности убивает свою жену. После свадьбы надежды Позднышева на семейное счастье не оправдались, а свою избранницу он едва ли мог назвать родственной душой. Герой всё чаще замечал на лице жены выражение какой-то враждебности и даже презрения. Рождение детей не сблизило супругов, они постоянно ссорились и в конечном счёте отдалились друг от друга так, что стали разговаривать лишь о бытовых проблемах. Нельзя сказать, что Позднышев испытывал к этой женщине какую-либо симпатию, но, узнав об измене, не смог совладать со своими чувствами. Им руководили ненависть и досада, разочарование из-за разрушенных надежд. Герой с хладнокровием совершает преступление, но впоследствии не может избавиться от угрызений совести. Есть поступки, которые легче предупредить, чем исправить. Отняв у другого жизнь, человек теряет себя и уже никогда не сможет ничего изменить.

Таким образом, люди, совершающие противоправные деяния, забывают о христианских заповедях и теряют самое важное, человеческое, чем наделён каждый из нас от рождения. Есть множество причин, которые толкают людей на преступление, но всё же ни один такой поступок нельзя оправдать. Именно поэтому так важно задумываться о последствиях, контролировать свои эмоции и знать, что всегда есть такая грань, которую ни в коем случае не следует переступать.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: