О мастерстве Достоевского в раскрытии психологии героя: сочинение

Психологические портреты героев Достоевского

Каждое произведение Достоевского пронизано невероятной правдой, горьким опытом. Мы не просто погружаемся в его книги, мы проживаем их. Герои становятся нам родными. Мы слышим их мысли, следим за каждым движением, видим муки совести, сопереживаем и радуемся их успехам. А все лишь потому, что мы узнаем в них себя, друзей, родных и близких. Каждый его персонаж не карандашный набросок, а настоящий и живой человек.

Немного биографии

Федор Михайлович Достоевский (30.10.1821 – 28.01.1881) воспитывался по строгим и суровым правилам. Его отец обладал вспыльчивым и нервным характером, мало уделял времени своим детям (их было у него семь). Достоевский привык повиноваться и слушаться во всем родителей. Большую часть времени он проводил в больничном здании – его отец был врачом, а потому мог познавать внешний мир в основном через больных людей. Значительную роль в жизни Достоевского играло имение, расположенное в Каширском уезде Тульской губернии. Там он проводил летние месяцы без отца. А потому в это время Достоевский мог в полной мере познавать мир, общаться с деревенскими мужиками, получать самые светлые и хорошие воспоминания.

О героях Достоевского

Каждый персонаж, которого мы видим на страницах книг Достоевского, обладает глубоким внутренним миром. Кажется, что мы заглядываем в бушующий океан, несущий страх, непредсказуемость и красоту.

М. М. Бахтин писал о произведениях Достоевского: «Он создал, по нашему убеждению, совершенно новый тип художественного мышления, который мы условно назвали полифоническим. Слово героя о себе самом и о мире так же полновесно, как обычное авторское слово. Ему принадлежит исключительная самостоятельность в структуре произведения, оно звучит как бы рядом с авторским словом и особым образом сочетается с ним и с полноценными же голосами других героев» [1, с. 3], [1, с. 8].

Сам Достоевский в «Заметках из подполья» объяснял сюжетные линии своих произведений следующими словами: «. почему вы так наверно убеждены, что не идти против настоящих, нормальных выгод, гарантированных доводами разума и арифметикой, действительно для человека всегда выгодно и есть закон для всего человечества. Но человек существо легкомысленное и неблаговидное и, может быть, подобно шахматному игроку, любит только один процесс достижения цели, а не самую цель. Ведь, может быть, человек любит не одно благоденствие? Может быть, он ровно настолько же любит страдание. Страдание – да ведь это единственная причина сознания. Я хоть и доложил вначале, что сознание, по-моему, есть величайшее для человека несчастие, но я знаю, что человек его любит и не променяет ни на какие удовлетворения. » [2, с. 308-311].

Все персонажи книг великого писателя раскрывают свой внутренний мир в диалогах, их слова имеют огромный вес и влияние на читателя. Именно против всех принятых норм, разума, опираясь на страдания, сомнения и постоянный поиск цели, и идут все герои произведений Достоевского. А потому они кажутся нам живыми.

Психология Р. Раскольникова (“Преступление и наказание”)

Сколько мыслей, сомнений, доброты и какой-то сиюминутной жестокости в действиях Родиона Раскольника из произведения «Преступление и наказание». Казалось бы, каждый человек может быть только плохим или хорошим. Если в его голове появился план ограбления, если он смог поднять руку на старушку и убить дважды, то он должен быть абсолютно плохим. Читателям не должно быть его жалко, они не могут сочувствовать такому герою. И тем более, узнавать в нем и его мыслях себя.

Но что происходит на самом деле? В каждом человеке есть две сырые материи: добро и зло. Мы сами решаем, как с ними поступать, что из них лепить. Но что бы ни происходило, они обе навсегда есть внутри нас. А потому мы способны видеть, понимать, объяснять и даже оправдывать плохие поступки, если они – лишь маленькая часть сырой материи, которая не может стать больше. А остальное место в душе человека занимает добро.

Так что же есть добро по Достоевскому? Это умение думать, прежде всего. Анализировать свои действия. Понимать, что ты поступил плохо. Осуждать себя. Сопереживать и помогать другим. Но главное – видеть хорошее в других людях. Кем бы они ни были. Как Раскольников полностью оправдывал и обожествлял Сонечку.

Суть в том, что все люди ошибаются, потому что они не роботы. Они умеют думать, но прежде всего они чувствуют. Раскольников понимал умом, что старушка-процентщица является жадным и бессердечным человеком. Он решил, что ее можно убить. И от этого, возможно, мир станет даже лучше. Ведь одним плохим человеком будет меньше. Раскольников посчитал, что он право имеет. И причислил себя к разряду необычных людей, а то есть не тех, кто проживает свою жизнь, смирившись, а тех, кто борется за свою судьбу, принимает решения, способные влиять на жизнь свою и других людей. Он имел редкую способность мыслить иначе, чем другие. Этот поступок должен был окончательно убедить его в своей силе, облегчить существование. Но он забыл, что к логическим цепочкам человек подключает все свои чувства, включая сомнения и даже обвинения.

Самое главное для каждого человека – умение признать себя виноватым и раскаяться в содеянном. А это очень сложно. Человек любит себя. И ни за что не станет обвинять в чем бы то ни было. Можно хотя бы вспомнить реакцию любого человека, когда ему говорят о сделанной ошибке. Он ищет виноватых. Или начинает оправдывать самого себя.

То же делал и Раскольников. Он оправдывал себя до убийства. Старался это сделать и после содеянного. Но доброе начало изменило его представления. Конечно, здесь не обошлось и без влияния Сони, человека, которого он считал ангелом. Все ее речи попадали ему прямо в душу. И очищали его изнутри.

А потому каждому человеку важно не замыкаться в себе, иначе до его души невозможно будет достучаться. Нужно уметь слышать слова других людей. Пусть они будут казаться глупыми и необоснованными, но это очень важное качество.

Исцеляющая взаимная любовь в произведении “Братья Карамазовы”

Рассмотрим и другое произведение Достоевского: «Братья Карамазовы». Здесь речь идет о трех очень разных по характеру, но родных друг другу людях. Мы вновь встречаем в этой книге убийство, но теперь нам неизвестно кто его совершил. Мы жадно вчитываемся в диалоги, следим за действиями Ивана, Алексея и Дмитрия, пытаясь понять: кто из них виновен? И постепенно проваливаемся внутрь себя самих. Копаемся в мыслях, ощущениях. Как бы мы сами относились к суровому отцу? Смогли бы мы пойти на убийство из-за денег?

Читайте также:
Может ли быть чтоб все были несчастны, разве это справедливость (образ Раскольникова): сочинение

Перед нами не просто книга, а настоящая жизнь. Здесь нет виновных и нет невинных.

Каждого героя можно понять, каждому из них хочется верить. Внутри них огромный мир, полный бесконечных мыслей и вопросов (какой был и у Раскольникова). Страшно признавать кого-то виновным и величать убийцей. А вот здесь, как раз, и кроется суть. Ведь «убийца» – это клеймо. Мы вновь думаем, что только плохой человек мог пойти на такое. Но кто же этот негодяй? Мы вглядываемся в братьев и видим обычных людей со своими страхами и сомнениями, переживаниями и печалями. Они так похожи на нас! Каждый из них обладает столькими хорошими качествами, что и лишение жизни другого человека внезапно хочется оправдать.

Почему это происходит? Разве убийство – не самый тяжкий грех? И разве можно найти ему объяснение? Достоевский вновь и вновь доказывает нам, что не бывает четкого определения добра или зла. Мы видим трех братьев, которых связывает не общая тайна, а огромная любовь друг к другу. Она может оправдать любое действие и любые слова. А все потому, что это чувство исцеляет душу и защищает ее от разных напастей.

Открытая душа князя Мышкина

Нельзя обойти стороной и замечательную книгу «Идиот», в которой главный герой не похож на персонажей из других произведений Достоевского. Он обладает детской наивностью, верой и даже простодушием. Как просто его обидеть, как легко обмануть. Он тянет руки к людям, как маленький ребенок, только начавший познавать мир. Князь Мышкин не просто добр, он умеет оправдать любого человека, пусть это будет даже его обидчик. Он сопереживает всему миру. Его душа открыта, а потому каждый удар так тяжело им переносится. Достоевский писал про свое произведение: «Главная мысль романа – изобразить положительно прекрасного человека. Труднее этого нет ничего на свете, а особенно теперь. » [3, с. 396].

Каждый человек в некотором роде проживал определенные сложности, которые в итоге заставляли его закрыться и замкнуться, перестать доверять людям. Они могут предать, жестоко разыграть и обмануть тебя. Человек может дорожить другим, быть готовым преподнести к его ногам огромное состояние, да и весь мир! Но у него нет никаких гарантий, что тот ответит ему взаимностью или хотя бы благодарностью. А потому у человека появляется некий экран, который не позволяет ему ходить с открытой душой. Он защищает его от негодяев, радостно плюющих в сердца других людей, думающих лишь о своей выгоде.

К сожалению, любовь может не только возвысить, но и окончательно разрушить человека. Так и произошло с князем Мышкиным. В погоне за своим счастьем, сочувствуя всем окружающим, он так сильно распахнул свою душу перед черствыми и жестокими людьми, что в буквальном смысле окончательно потерял разум.

Произведения Достоевского показывают нам, насколько тяжело любому человеку бороться с сомнениями, болезнями, страхами. Как мало людей, понимающих нас и сочувствующих, готовых протянуть руку помощи. Наше окружение подчас состоит из тех, кто подсмеивается, хочет унизить и прожить свою жизнь за наш счет. Но есть и другие люди, которых надо разглядеть за громкими речами или скромными поступками. Они не просто наши друзья, они лекари нашей души. Вот те, кто первыми встанет на нашу защиту и укажет верный путь среди сомнений и тревог.

Литература:
  1. Бахтин М.М. Проблемы поэтики Достоевского. М., 1972.
  2. Достоевский Ф.М. Записки из подполья / Записки из Мертвого дома. Л., 1990.
  3. Достоевский Ф.М. Идиот / Cобрание сочинений в 15-ти томах, Том 6. Л., 1988-1996.
  4. Новодворская В.И. Поэты и цари. М., 2009.
  • Писать или не писать? – вот в чем вопрос https://psychosearch.ru/7reasonstowrite
  • Как стать партнером журнала ПсихоПоиск? https://psychosearch.ru/onas
  • Несколько способов поддержать ПсихоПоиск https://psychosearch.ru/donate

Если вы заметили ошибку или опечатку в тексте, выделите ее курсором и нажмите Ctrl + Enter

Не понравилась статья? Напиши нам, почему, и мы постараемся сделать наши материалы лучше!

Мастерство Достоевского в психологическом анализе «Преступления и наказания». Подготовила: ученица 10 «А» класса Сурьянинова Ульяна. – презентация

Презентация была опубликована 6 лет назад пользователемВладимир Вакулин

Похожие презентации

Презентация 10 класса по предмету “Русский язык, Литература, Чтение” на тему: “Мастерство Достоевского в психологическом анализе «Преступления и наказания». Подготовила: ученица 10 «А» класса Сурьянинова Ульяна.”. Скачать бесплатно и без регистрации. — Транскрипт:

1 Мастерство Достоевского в психологическом анализе «Преступления и наказания». Подготовила: ученица 10 «А» класса Сурьянинова Ульяна.

2 Человек есть тайна. Ее надо разгадать, И ежели будешь ее разгадывать всю жизнь, То не говори, что потерял время; Я занимаюсь этой тайной, Ибо хочу быть человеком. Ф. М. Достоевский.

3 Одна из главных притягательных черт художественной литературы – способность раскрыть тайны внутреннего мира человека, выразить душевные движения так точно и ярко, как этого не сделать человеку в повседневной, обычной жизни. В психологизме один из секретов исторической жизни литературы прошлого: говоря о душе человека, она говорит с каждым читателем о нем самом.

4 Итак, с самого начала сталкиваемся с понятием психологизм, но он бывает широким и узким. В широком смысле подразумевается всеобщее свойство искусства, в котором изображаются человеческие характеры. Отражая и художественно осваивая социальную, общественную жизнь людей, искусство, и в частности литература, создает не только общественные, но и прежде всего психологические типы.

5 Психология и характер – синонимы. А между тем, за термином психологизм, в литературе прочно закрепилось понятие, которое принимает более узкое значение: согласно которому, психологизм является свойством не для всего искусства и не для всей литературы, а лишь для определенной их части.

6 Писатели-психологи изображают внутренний мир человека особенно ярко, живо и подробно, достигают особой глубины в его художественном освоении. Таким специфическим свойством обладал и Ф. М. Достоевский. Федор Михайлович Достоевский – писатель чрезвычайно индивидуальный. У него свое, очень Отличное от других классиков русской литературы открытие мира, отбор жизненного материала, композиционное и словесное выражение.

7 Как и у Толстого, герои у Достоевского разрешают проблемы, которые волнуют и самого автора. Им свойственна философичность мышления, эмоциональная чуткость, неординарность внутреннего мира. У Достоевского внутренняя жизнь героев – тайна. В сознании Федора Михайловича очень рано встал вопрос о человеческой личности как тайне, о взаимосвязях с окружающим миром.

Читайте также:
Положительно прекрасный человек в романе «Идиот»: сочинение

8 Мир в «Преступлении и наказании», как и в других романах Достоевского, объективом. Раскольников имеет дело с миром, предшествующим его сознанию и воле, с которым он вынужден считаться. Достоевский нигде не сосредотачивается на Раскольникове как на автономной личности, истиной которой является только ее внутреннее бытие.

9 Достоевский не считал психологический анализ окончательным ключом для вскрытия сущности персонажа, для утверждения истины в искусстве, хотя и был убежден, что без дара видения души человека – искусство становится просто невозможным. Герои Достоевского всегда на грани нервного срыва, истерики, внезапной исповеди, бреда. Достоевский показывает нам внутреннюю жизнь человека в те моменты, когда переживание предельно интенсивно, когда страдание почти невыносимо, когда обострены эмоциональные реакции.

10 Раскрывая внутренний мир своих героев, Достоевский стремится показать столкновение противоборствующих сил: непрестанную борьбу между сознанием и подсознанием, намерением и осуществлением этого намерения. Раскольников не просто переживает, он мучительно страдает, постоянно анализируя свои поступки. Внутренние монологи – вот один из способов психологического анализа Достоевского.

11 Порфирий Петрович – пристав следственных дел, логичен, умен, хитер и осторожен. Поединок между следователем и убийцей становится основным конфликтом романа. Порфирий действует так, как должен действовать следователь, у него нет улик, но он психологически поймал Раскольникова, он играл на его нервах, на его желчи. Следователь сломил и сокрушил Раскольникова не как судья, а как совесть старого мира.

12 Внутренними монологами Достоевский показал постоянные психологические колебания, «маятниковые движения» сознания и подсознания между двумя безднами. Противоречивость человеческого сознания и подсознания осваивается Достоевским, пожалуй, глубже, чем любым другим писателем XIX века.

13 Психологический поединок Порфирия Петровича и Родиона Раскольникова можно разделить на три части (или встречи). Первая встреча намечает характер, тему борьбы. Вторая – интрига достигает высшего пункта и напряжения. И третья встреча – завершается неожиданной катастрофой: Порфирий представляет Раскольникову все выгоды добровольного покаяния. Порфирий Петрович очень точно расставляет ловушки Раскольникову.

14 Особое место занимает сон Раскольникова, о смеющейся старухе: 1. Причина сна – тяжелое нравственное состояние человека, принявшего бесчеловечное решение убить старуху; 2. Во сне Раскольников видит себя ребенком, что особенно важно для писателя; 3. Психология массового безумия. Два гениальных писателя Достоевский и Толстой, показали впервые в литературе жуткий феномен массового психоза, изучаемый впоследствии знаменитыми психиатрами;

15 4. Соотнесение образа лошади с «кроткими», «смиренными» ( Соня, Лизавета) и с образом Катерины Ивановны; 5. Раскольников после пробуждения. На чаше добра и зла ; Итак, сны у Достоевского занимают 1 место в раскрытии внутреннего мира человека, так же как внутренними монологами. Еще одной своеобразной формой психологического изображения стало у Достоевского использование портретных деталей, что как всегда, оригинально.

16 Петербург – фантастический город, который играет не мало важную роль в «Преступлении» и «Наказании». На протяжении всего романа лишь некоторые ремарки описывают Петербург, но нам этого достаточно, чтобы понять духовный мир этого города по Достоевскому. Из описания портретов, выше приведенных, мы можем сказать, что Петербург также двойственен, как и Раскольников. Другой пример одухотворения материи – жилища.

17 Мир окружающего человека, всегда дается как часть души человека, становится внутреннем пейзажем, определяя человеческие поступки. Время – функция человеческого сознания, оно может растягиваться, сжиматься, исчезать. С помощью времени, Достоевский показывает насколько велики переживания Раскольникова. В начале романа, все разворачивается медленно, затем ускоряется, а перед катастрофой превращается в ураган.

18 Герой несколько раз выпадает из времени. И это выпадение лишний раз показывает психическое состояние, в котором находился Раскольников. Наконец, отметим еще одну оригинальную форму психологического анализа, которая получила широкое распространение у Достоевского. Несколько обычных для Достоевского фраз, неопределенных местоимений, сконцентрированных в нескольких строках дают содержание психологического анализа.

19 Прием умалчивания применяется Достоевским, именно в такие моменты, когда выявляются самые глубокие пласты психики и внутреннее состояние становится настолько противоречивым, сложным и смутным, что не поддается иным формам изображения. Умолчание намекает на неисчерпаемую душевную глубину, тем самым еще более усиливая психологическое напряжение.

20 Задача Достоевского состояла в том, чтобы показать какую власть над человеком может иметь идея, и какой страшной она может быть. Но жизнь победила теорию. Человеческая душа, по убеждению Достоевского, во многом необъяснима и загадочна, особенно в самых последних ее пластах, и здесь самый проницательный психолог должен отступить. Непредсказуемость внутреннего мира постоянно подчеркиваются писателем при изображении психологических состояний.

21 Внутренний мир часто представляет собой хаос Душевных движений, что в них не только самому герою, но и нейтральному повествователю разобраться сложно. Словом, в психологическом повествовании Достоевского, внутренний мир предстает как объясненный и истолкованный не до конца; писатель намекает на существование темных глубин в душе человека, куда не достает луч даже самого изощренного психологического изображения.

22 При этом у Достоевского, анализ стремится к исчерпывающе ясному знанию о душе человека и все же достигает его. Главные черты уникального психологического стиля Достоевского – предельная сосредоточенность на сложнейших, глубинных пластах захватить читателя изображением напряжений их душевных состояний, художественное освоение «двух бездн» в душе человека.

23 Психологический анализ определяется у Достоевского поисками той свободной духовности, которая станет залогом его «восстановления». По мысли писателя, покаяние выступает совершенно бесспорным и самоочевидным. Каков же вывод? Как же быть? Что делать? Ответ Достоевского прост: уверовать в бога. Прежде чем кидаться помогать другим, спасать всех – помоги самому себе, спаси себя, свою душу, сделай себя человеком, утверди в себе закон добра и любви.

О мастерстве Достоевского в раскрытии психологии героя

Поскольку человек типа Раскольникова сразу же после содеянного и даже спустя некоторое время не осознает своей неправоты, санкционированной его собственной теорией, а элементарные принципы правосудия требуют осознания этого, то писатель приводит героя к самооценке особым путем, использовав свое знание человеческой натуры.

Те же диалоги и монологи, в которых Раскольников разъясняет свою точку зрения, имеют еще и другой смысл: они демонстрируют не только идею Раскольникова и ее сущность, но и его состояние путем размышлений о себе, фиксации

Читайте также:
Анализ эпизода из главы 10 части 4 романа Достоевского «Идиот»: сочинение

своего настроения, оценки своих слов, поступков и намерений.

Для еще более глубокого обнажения внутреннего мира героя писатель вводит диалог не только «голосов» героя, но и диалог его мыслей и его поступков, действий, жестов, подмечая еще один уровень противоречивости в личности человека. Этот способ раскрытия характера использовал и Тургенев в изображении Базарова. У Достоевского такой способ исследования внутреннего мира приобретает особые масштабы и становится одним из самых активно используемых способов анализа. В результате сфера психологического анализа расширяется, он приобретает

Продолжая исследовать идеи Раскольникова и в связи с этим его личность, писатель замечает, что многие его поступки, жесты и действия противоречат тому, что он должен был сделать и чего он сам ждет от себя. Например, идя как-то по улице, Раскольников начинает разговаривать с незнакомыми людьми; однажды берет милостыню; гуляя по городу и обдумывая свои мысли, он неожиданно приходит к Разумихину и так же неожиданно уходит, оставив того в полном недоумении; придя к старухе с замыслом убить ее, хочет уйти, забывает закрыть дверь, а сделав дело, не смотрит, что взял, теряет, наконец прячет и уходит навсегда; при появлении родных падает в обморок.

Все подмеченные особенности указывают на взвинченное, ненормальное, непривычное состояние героя. Это отражается и в речи, и в действиях, и в жестах, в их характере и последовательности.

Тщательно следя за Раскольниковым после убийства, помещая его в разные микроситуации, Достоевский показывает, что человек с его уровнем мышления своим «нутром», своей собственной «кожей» должен почувствовать, как ему неуютно, неестественно, плохо, а это натолкнет его на мысль о том, что что-то сделано им не так.

Таким образом, Достоевский показывает, что, несмотря на то, что Раскольников — умственно сильный, волевой и привыкший контролировать себя человек, к тому же нравственно воспитанный, он не лишен противоречий. Чтобы убедить в этом читателя и героя, Достоевский до невероятности детализирует сюжет, особенно психологически насыщенные его эпизоды. Он наслаивает, нагромождает их, казалось бы, повторяет ради того, чтобы не упустить ни одной подробности, ни одной реакции героя и тем самым не ошибиться в оценке их значимости и их сути.

Краткое содержание Преступление и наказание по главам ЧАСТЬ 1 1 «В начале июля, в чрезвычайно жаркое время, под вечер один молодой человек вышел из своей каморки, которую нанимал от жильцов в С-м.

Бунт Родиона Раскольникова «Мы все глядим в Наполеоны; Двуногих тварей миллионы. Для нас орудие одно…» «Мятеж не может кончиться удачей: В обратном случае он называется иначе» Цели и.

Краткое содержание «Преступление и наказание» Роман Федора Михайловича Достоевского «Преступление и наказание» был написан в 1866 году. Замысел произведения появился у писателя еще в 1859, когда он отбывал наказание на.

Библия в системе поэтики Ф. М. Достоевского «Братья Карамазовы» План. Введение………………………………………………………. ………………………….. 3 Глава I Характеристика мировоззрения Достоевского. 1. Морально-этические и религиозные взгляды художника; вопрос о «природе» человека…………………………12 2. Отношение писателя к Библии; роль.

Система образов романа «Преступление и наказание» Ф. М. Достоевского Система образов романа «Преступление и наказание» строится на основе двух основных идейных полюсов, которые представляют резкий контраст на всех уровнях. Но главное внимание сосредоточено на.

Психологические двойники Р. Раскольникова в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» «Преступление и наказание» — психологический и социальный роман. Причем психология человека и общественное сознание тесно связаны, неразрывны друг с другом. Ф. М. Достоевский показывает внутренний.

Краткое содержание романа Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» Часть первая I В 1865 г. бывший студент юридического факультета Родион Раскольников окончательно «задавлен бедностью», его каморка напоминает собой не квартиру, а шкаф. Молодого человека.

Идейно-тематическое содержание романа «Преступление и наказание» Ф. М. Достоевского Философская глубина и сложность поставленных в романе проблем определили особенности его идейно-тематического содержания. В основе его лежит проблема человеческой личности. «Человек есть тайна, — писал.

Речевая характеристика персонажей «Преступления и наказания» Ф. М. Достоевского Для понимания человека у Достоевского очень важную роль играют речевые характеристики персонажей. Каждый персонаж выделяется своей манерой говорить. Что же узнаем мы о герое Достоевского.

Гуманизм романа Федора Достоевского «Преступление и наказание» Федор Михаилович Достоевский является одним из величайших писателей-гуманистов. В каждом своем произведении он неизменно поднимает не один пласт социальных и нравственно-философских проблем. Роман «Преступление и.

Способы раскрытия психологии героев в романе «Преступление и наказание» Ф. М. Достоевского В центре каждого литературного произведения стоит человек с его сложным внутренним миром. Каждый писатель — по сути, психолог, задача которого раскрыть душу человека, понять мотивы.

Двойники и антиподы Раскольникова Очень многие исследователи, в частности М. Бахтин, отмечали, что в центре любого из романов Достоевского, составляя его композиционную основу, находится жизнь идеи и персонаж —.

Духовное Воскресение Родиона Раскольникова В творческой мастерской писателя складывается сложный сюжетный замысел, который включает в себя наболевшие вопросы современной морали, философии. О замысле романа «Преступление и наказание» в сентябре.

Трагедия бунтаря, или история крушения одной теории Роман «Преступление и наказание» написан Ф. М. Достоевским в 1866 году и является одной из вершин его творчества. Это произведение резко выделялось на фоне литературы.

Биография Достоевский Федор Михайлович (1821 — 1881) Достоевский Федор Михайлович (1821-81), русский писатель, член-корреспондент Петербургской АН (1877). В повестях «Бедные люди» (1846), «Белые ночи» (1848), «Неточка Незванова» (1849, не.

Нравственный закон и объективная реальность в романе Федора Достоевского «Преступление и наказание» Достоевский сказал однажды, что произведения Гоголя «давят ум глубочайшими непосильными вопросами, вызывают в русском уме самые беспокойные мысли». Но, пожалуй, с еще большим правом мы.

Материалы к сочинению по роману Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» Подготовительные вопросы к сочинению: Какую теорию разработал Раскольников? Как Достоевский рисует в романе «Преступление и наказание» мир униженных и оскорбленных? Какая роль отводится в романе.

Гуманизм романа Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» Центральной проблемой романа Достоевского «Преступление и наказание» является объяснение причин преступления Раскольникова. Почему образованный, добрый и совестливый, явно с душой и сердцем молодой человек совершил.

Столкновение теории и жизни в романе Достоевского «Преступление и наказание» Преступление Родиона Раскольникова началось не с убийства и получило свою развязку не в полиции. Время не закончилось в участке, оно полетело вдаль, в бесконечность, которую.

Читайте также:
Вопрос греха и добродетели в романе «Преступление и наказание»: сочинение

Теория Родиона Раскольникова, ее проверка и опровержение в романе «Преступление и наказание» Преступление Родиона Раскольникова началось не с убийства и получило свою развязку не в полиции. Время не закончилось в участке, оно полетело вдаль, в бесконечность, которую.

Базаров и Раскольников Из всех изученных нами литературных образов два написаны наиболее ярко — это Евгений Базаров и Родион Раскольников. Сочинение по роману Ф. М. Достоевского «Преступление и.

Раскаяние и искупление в романе Достоевского «Преступление и наказание» До сих пор критики и литературоведы спорят о мотивах преступления Родиона Раскольникова — главного героя романа Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание». Как многие выдающиеся.

Автор и герой в романе Ф. М. Достоевского «Человек есть тайна», — писал Ф. М. Достоевский, и именно эту тайну героя он раскрывает в своем психологическом романе «Преступление и наказание». Рассуждая на заданную.

В ЧЕМ ПРЕСТУПЛЕНИЕ И В ЧЕМ НАКАЗАНИЕ РАСКОЛЬНИКОВА? (по роману Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание») «Преступление и наказание» — один из самых значительных романов Достоевского. В нем звучит острая боль писателя за уни- женного и оскорбленного человека. Герой романа —.

Сочинение по роману Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» Сон «есть закон природы, которого не знаем мы и который кричит в нас» (Ф. Достоевский). Сны имеют огромное влияние на душевное и психическое состояние человека.

Психологические особенности романа Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» План: 1. Россия в период написания романа «Преступление и наказание». 2. Предыстория романа «Преступление и наказание». 3. Психологические особенности романа «Преступление и наказание». 3.1 Главное.

Нравственно-философские аспекты в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» Годы, когда создавался роман «Преступление и наказание» (1865-1866), были для Достоевского временем тяжелого одиночества, мучительных мыслей и трудных решений. Незадолго перед этим, в 1864 году.

Средства художественного изображения внутреннего мира человека в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» (Особенности психологизма) Социально-философский роман «Преступление и наказание» был написан в 1866 году. Достоевский воспроизводит картину жизни в России середины XIX века, когда страна переживала мощные социальные сдвиги.

Тема греха и покаяния.(По роману Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание».) Человек, который много согрешил, всегда умен. М. Горький. Какая странная судьба, что мы всего более грешим именно тогда, когда слишком благодетельствуем другим. В. Шекспир. Великий.

Преступление и наказание в произведениях Ф. М. Достоевского и Н. С. Лескова Быть или не быть — таков вопрос; Что благородней духом: покоряться Пращам и стрелам яростной судьбы Иль, ополчась на море смут, сразить их Противоборством? У.

Смысл названия романа «Преступление и наказание» Великий русский писатель Федор Михайлович Достоевский стремился показать пути нравственного обновления человеческого общества. Человек — это тот центр жизни, к которому прикован взгляд писателя. «Преступление.

Идея страдания и очищения в романе Достоевского «Преступление и наказание» Ф. М. Достоевский — величайший писатель XIX в. Его произведения — шедевры мировой литературы. В его творчестве присутствуют черты, отличающие его стиль и заставляющие перечитывать.

Философские проблемы в романе «Преступление и наказание» Мы все глядим в Наполеоны: Двуногих тварей миллионы Для нас орудие одно. А. С. Пушкин Я хочу рассказать вам о книге, которая не может не.

Теория Родиона Раскольникова и ее крушение в романе Федора Достоевского «Преступление и наказание» Достоевский в своем романе изображает столкновение теорий с логикой жизни. По мнению писателя, эта самая логика жизни всегда опровергает, делает несостоятельной любую теорию, и самую.

Преступление и наказание Родиона Раскольникова Центральным героем романа Ф М. Достоевского «Преступление и наказание» является Родион Раскольников. Именно он совершает в произведении преступление, именно на него обрушивается наказание, что и.

Вопросы и ответы к роману Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» 1. Какое место занимает детская тема в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»? Детские образы — это проверка жизненности, истинности любой идеи, теории. Маленькие.

«Раскольников есть истинно русский человек именно в том, что дошел до конца, до края той дороги, на которую его завел заблудший ум» В. Г. Белинский когда-то сказал молодому Ф. М. Достоевскому: «Цените ваш дар и будете художником». Его пророчество сбылось, потому что Ф. М. Достоевский — великий.

Смысл названия романа «Преступление и наказание» Великий русский писатель Федор Михайлович Достоевский стремился показать пути нравственного обновления человеческого общества. Человек — это тот центр жизни, к которому прикован взгляд писателя. «Преступление.

Мировоззрение Родиона Раскольникова Роман Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» был написан в 1866 году. Это было время реформ, когда на смену старым «хозяевам жизни» стали приходить новые.

Система персонажей одного из произведений русской литературы XIX века «Вера в человека у Достоевского покоится не на сентиментальном воспевании человека, — она, наоборот, торжествует именно при погружении в самые темные движения человеческой души.» В.

Психологизм Достоевского

Скачать сочинение

Федор Михайлович Достоевский – выдающийся романист прошлого века. В его социально-философском психологическом романе “Преступление и наказание” во всем объеме раскрылся талант писателя-психолога.
В своем произведении автор хотел показать не какое-то банальное преступление, а чувства, мысли, переживания человека, совершившего преступление, выявить причины злодеяния. Этот роман не детектив, а глубоко философское и психологическое произведение, в котором автор исследует сознание и подсознание человека.
Достоевский использует множество приемов психологического анализа с тем, чтобы полнее раскрыть характер главного героя, мотивы его поведения. Основным из них является изображение героя с внешней и внутренней стороны.
Автор рисует нам портрет героя – Родиона Раскольникова, бывшего студента, который задумал совершить идейное преступление – убить старуху-процентщицу, чтобы избавить дорогих ему людей от нищеты. Мы видим героя, движимого своей античеловеческой теорией, в двух ипостасях: до преступления и после. Если до убийства герой — умный, внешне приятный молодой человек, достаточно добрый и милосердный, то после — это уже мрачный, мнительный и раздражительный человек, избегающий людей и сторонящийся их. “Я не старушонку убил, я себя убил”, – признается он Соне Мармеладовой. Духовная смерть заметна во всем его облике.
Особое место в описании внешности героя занимают глаза. “Глаза -зеркало души человека”, – гласит пословица. Именно глубокие темные глаза Раскольникова выдают в нем человека умного, способного к самоанализу. К этому же приему прибегает автор и при описании Сони Мармеладовой и Свидригайлова. Большие глаза первой и умный, проницательный взгляд второго точно характеризуют их натуры.
Кроме портрета, автор показывает и обстановку, в которой живут герои. Интерьер отражает внутренний мир героев, соответствует их мыслям и настроению. Достоевский, чтобы показать различие между чистой душой Сони, наполненной христианским смирением и добротой, и душой Раскольникова, поглощенного античеловеческой теорией, изображает места их обитания, их жилища. Если Родион Раскольников живет в маленькой каморке, похожей на шкаф, то комната Сони светлая, с тремя большими окнами, правда, неправильной формы.
Важным в раскрытии психологии действующих лиц является и образ Петербурга, на фоне которого и происходят описанные в романе события. Это не столица великого государства, это не город блестящего высшего света, а это город низов, нищеты, бедности, город “бывших людей”. Деталь, на которую часто автор обращает наше внимание, – это пыль, вонь и духота, царящие в городе. Всем не хватает воздуха. Все чувствуют себя подавленными, сломленными гнетущей атмосферой города, нищего, пьяного, преступного. Только в такой атмосфере и могла зародиться бесчеловечная теория Раскольникова, разделяющая людей на “тварей дрожащих” и “право имеющих”.
Безусловно, роман “Преступление и наказание” не был бы столь выдающимся произведением, если бы автор показал нам только внешнюю сторону совершенного преступления. Большое место уделено и раскрытию внутреннего мира людей, населяющих роман.
Внутренние монологи героев — вот ключ к пониманию внутреннего мира человека. Их можно охарактеризовать, скорее, как монологи-диалоги, споры с самим собой, которые ведут герои. Так, Раскольников, постоянно обдумывая свои поступки, занимается самоанализом, все время спорит сам с собой, рассуждает, кто же он: “тварь дрожащая” или “право имеющий”.
Кроме монологов-диалогов, б романе присутствуют и исповеди героев. Раскольников, убив старуху-процентщицу и невинную Лизавету, поняв свою отрешенность от мира людей, хочет найти себе союзницу в лице Сони Мармеладовой, доказав ей, что она такая же преступница, как и он. Но мотивы их преступления все же разнятся. Герой не смог убедить Соню в своей правоте, поняв несостоятельность своей теории, признается в убийстве, идет с повинной в полицию.
Еще одним важным средством психологизма Достоевского является описание снов героя, позволяющих автору глубже проникнуть в подсознание героя. В романе присутствуют 4 сна Раскольникова. Они ярко демонстрируют эволюцию теории героя, от полной уверенности в своей правоте до ее крушения.
Подводя итог, можно сказать, что в романе “Преступление и наказание” раскрылся талант великого мастера психологического анализа Ф. М. Достоевского.

Читайте также:
Характеристика образа Амалии Ивановны: сочинение

42647 человек просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.

/ Сочинения / Достоевский Ф.М. / Преступление и наказание / Психологизм Достоевского

Смотрите также по произведению “Преступление и наказание”:

Анализ романа «Братья Карамазовы» (Ф.М. Достоевский)

Автор: Самый Зелёный · Опубликовано 07.02.2020 · Обновлено 07.02.2020

Девятнадцатый век стал Золотым веком русской литературы, когда русскими писателями был создан огромный пласт всей русской культуры. Созданные в то время литературные произведения и в наши дни остаются всемирно признанными шедеврами. Именно Фёдор Михайлович Достоевский является одной из центральных фигур этого Золотого века, наряду с Толстым, Гоголем, Чеховым и многими другими. Глубокий психологизм, свойственный всем его произведениям, стал всемирной известной особенностью русской литературы. Одним из самых популярных его творений стал роман «Братья Карамазовы». Многомудрый Литрекон предлагает Вам его анализ по плану.

История создания

История написания романа «Братья Карамазовы» поможет читателю разобраться в замыслах Ф.М. Достоевского:

  1. В основу романа легла личная трагедия Достоевского, который в 1849 году был отправлен на каторгу, за участие в тайном кружке Петрашевского. Там то он и встретил некого Дмитрия Ильинского, который, по его словам, был несправедливо осуждён за отцеубийство. Каторга стала суровым, но крайне познавательным уроком жизни для автора, который помог ему в его становлении, как писателя.
  2. Еще одним прототипом Дмитрия Карамазова критики считают Аполлона Григорьева — рецензента, поэта и друга Достоевского. Он отличался буйным нравом и был известен своими громкими похождениями: там фигурировали и цыгане, и женщины, и огромные суммы.
  3. Прототипом Скотопригоньевска стал город Старая Русса — там до сих пор сохранились дома, которые фигурировали в тексте: жилище самого автора стало музеем, а дом Аграфены (в действительности он принадлежал ее прототипу — Агриппине Меньшовой) стал одним из пунктов для паломничества фанатов Достоевского.
  4. Однако к работе над произведением Достоевский приступил только в 1878 году. Роман был закончен за три года, а публиковался два года — в «Русском вестнике» по частям.
  5. «Братья Карамазовы» стали последним большим творением Достоевского. Писатель планировал написать второй том, в котором хотел затронуть тему революционного террора, который очень волновал его, но смерть помешала осуществлению этого замысла.
  6. Изначально автор планировал продолжить роман и после заточения Мити: Иван должен был жить под гнетом вины, а потом признаться в содеянном и занять место Дмитрия в заключении, в то время как Дмитрий должен был взять на себя заботу о его семье.
  7. Автор планировал создать роман-эпопею о воскрешении погибшего и нравственно задавленного человека, которая могла бы встать в один ряд с «Войной и миром» Л.Н. Толстого. Однако нужда в деньгах и кабальные условия издательства вынудили писателя ускорить работу над книгами и выпускать их по отдельности.

Жанр и направление

«Братья Карамазовы» были созданы в рамках реалистического направления в русской литературе. Достоевский старается достоверно отобразить реальную жизнь. Созданные им образы максимально реалистичны, их действия соответствуют внутренней логике. Читатель может поверить в то, что описанные в романе события могли произойти на самом деле.

Жанр произведения «Братья Карамазовы» можно определить, как психологический роман. Повествование охватывает длительный промежуток времени, включает в себя большое число действующих лиц и событий. Но, в отличие от простого романа, основное внимание уделяется не явным изменениям окружающей действительности, а внутреннему состоянию героев, их душевным переживаниям и метаморфозам.

Композиция и конфликт

Роман делится на четыре части, каждая из которых в свою очередь делится на несколько книг.

  1. Первая часть, включающая в себя собрание в ските у старца и ужин в доме Карамазовых – экспозиция, в которой нам представляют героев и рассказывают их предысторию.
  2. Вторая часть – завязка, во время которой напряжение начинает постепенно нарастать, а образы героев углубляются.
  3. В третьей части происходит кульминация, когда конфликт достигает своего пика.
  4. Четвёртая часть объединяет развязку и финал, приводя все сюжетные линии к логичному завершению.
Читайте также:
Раскрытие образа: Родион Раскольников и Наполеон: сочинение

Традиционная особенность конфликта в произведении Достоевского заключается в том, что главное противостояние проходит на уровне человеческой души. Герои противостоят не столько друг другу, сколько собственным недостаткам, сомнениям и порокам.

Суть: о чём роман?

Действие романа «Братья Карамазовы» разворачивается в провинциальном городке с говорящим названием Скотопригоньевск. Мелкий помещик Фёдор Карамазов со своими сыновьями — поручиком Дмитрием, интеллигентом Иваном и молодым послушником Алексеем – собираются в ските мудрого старца Зосимы, чтобы решить денежные разногласия между Фёдором Павловичем и Дмитрием. От матери Дмитрий должен был получить наследство, но отец попросту «надул» его в расчетах. К сожалению, встреча практически сразу перерастает в ссору, старец Зосима чувствует своё бессилие перед надвигающимися на семейство Карамазовых бедами.

Так и не решив своих проблем, Карамазовы расходятся по своим делам. Связующим звеном между членами семьи становится Алексей, глазами которого читатель может наблюдать бездну, в которую погружается всё семейство.

Дмитрий, будучи при этом помолвленным с Катериной Верховцевой, влюблён в местную красавицу Аграфену Светлову, которую совращает своим богатством Фёдор Павлович. Поручик прячется близь дома своего отца, выслеживая Светлову, если та всё-таки соблазнится деньгами старика, Дмитрий готовится даже к тому, что ему придётся убить родного отца.

В дальнейшем Алексей посещает самого Фёдора Павловича, который ужинает вместе Иваном. Вместе с Иваном и лакеем Смердяковым старый Карамазов предаётся настолько богохульным рассуждениям, что Алексей не выдерживает и начинает плакать. Видя слёзы сына, Карамазов смягчается и начинает просить прощения, в этот момент в дом врывается Дмитрий, подумав, что к Фёдору Павловичу приехала Светлова. Он избивает отца, но, поняв, что ошибся, убегает.

В дальнейшем Алексей становится невольным участником драмы, разворачивающейся между Дмитрием, Иваном, Светловой и Верховцевой.

Алексей и Иван встречаются в трактире, где разговор заходит о Боге и человеке. Иван признаётся брату, не может переносить несправедливость мира и хочет как-то изменить его.

По пути домой Иван встречает Смердякова, который под благовидным предлогом рекомендует ему покинуть город на некоторое время. Иван чувствует, что лакей задумал нечто ужасное, но всё равно соглашается и уезжает из города.

Тем временем Дмитрий продолжает наблюдать за домом Фёдора Павловича. Убедившись, что Аграфена так и не пришла, он уходит, но за ним гонится камердинер Григорий. Дмитрий бьёт преследователя пестиком по голове и убегает.

Через некоторое время Дмитрия арестовывают по обвинению в отцеубийстве. В преддверии суда в город возвращается Иван и допрашивает умирающего Смердякова. Тот чистосердечно признаётся Ивану в убийстве Фёдора Павловича, но виновным себя не считает, утверждая, что он просто исполнил желание Дмитрия и Ивана. После этого Смердяков кончает жизнь самоубийством. Растерянный Иван намеревается выступить с этой информацией на суде, чтобы спасти брата, в самый ответственный момент он начинает бредить, но всё-таки предъявляет доказательства вины Смердякова. К сожалению, Верховцева предъявляет суду письмо Дмитрия, в котором тот прямо говорит о своём намерении убить отца. Суд выносит жестокий приговор, Дмитрию предстоит отправиться на каторгу.

Несмотря на всю несправедливость ситуации, Дмитрий воспринимает всё произошедшее как начало новой жизни, возможность для искупления. За ним на каторгу отправляется Аграфена.

Главные герои и их характеристика

Образы героев в романе «Братья Карамазовы» охарактеризованы Многомудрым Литреконом и перечислены в таблице:

Фёдор Павлович Карамазов мелкий помещик. Грубый, циничный и жестокий человек, склонный ко всем возможным порокам. Равнодушен к судьбе родных детей. На публике ведёт себя подчёркнуто отвратительно. Но слёзы сына всё ещё трогают его. В глубине души он стыдится самого себя, но уже не способен измениться. Таким его сделала бедность: он вынужден был пресмыкаться перед богачами, чтобы добыть капитал.
Дмитрий Фёдорович Карамазов старший сын Фёдора Павловича от первой жены. Дворянин, военный человек. Несдержанный, необразованный и эмоциональный. Картёжник, пьяница и гуляка. В своих пороках не знает удержу, и это роднит его с отцом. Несмотря на всю низость своего падения, Дмитрий жаждет вернуться к свету, но не может. Каторга позволяет ему наконец-то разорвать порочный круг и начать новую жизнь.
Иван Фёдорович Карамазов средний сын Фёдора Павловича от второй жены. Интеллигент. Старается строить из себя рационалиста и циника, которого не волнует ничего, кроме себя, но на деле несправедливость мира и страдания людей глубоко трогают его. Ему кажется, что мир нуждается в спасении любой ценой, пусть и самой кровавой, но, столкнувшись с убийством отца, он теряет уверенность в своей правоте.
Алексей Фёдорович Карамазов Младший сын Фёдора Павловича от второй жены. Послушник при монастыре. Богобоязненный, чувствительный, отзывчивый, терпеливый и добрый юноша, который хочет преодолеть семейные разногласия. Алексей видит насквозь любую ложь и простодушно говорит правду людям прямо в лицо. Он увидел и гордыню Верховцевой, которая просто хотела потешить своё самолюбие за счёт Дмитрия, и страдания Ивана.
Катерина Ивановна Верховцева симпатичная, гордая и сильная духом девушка. Невеста Дмитрия Карамазова. Кажется благовоспитанной и самоотверженной особой, которая готова по любви выйти за Дмитрия, несмотря на все его недостатки. Однако на самом деле ненавидит своего жениха и просто хочет самоутвердиться, помогая такому пропащему человеку, как Дмитрий. В конце романа ненависть перевешивает, и Катерина играет ключевую роль в судебном процессе, обрекая Дмитрия на каторгу.
Старец Зосима старый монах, который помогает людям мудрыми советами. В прошлом вёл бурную жизнь офицера. Но однажды, поняв греховность и безнравственность своего существования, ушёл в монастырь. Проповедует идеи всеобщей любви, братства и счастья, но тайно признаётся Алексею, что, любя всё человечество в отдалении, сталкиваясь с людьми лицом к лицу, он с трудом сдерживает свои чувства к ним.
Аграфена Светлова Грушеньку в юности соблазнил и обманул офицер, после чего ее выкинул из дома отец-священник. Чтобы хоть как-то выжить, она становится содержанкой богатого купца, многому учится у него и ожесточается. Мужчинам она мстит за свое унижение, поэтому играет чувствами Дмитрия и Федора. Но после ареста Мити и разочарования в своем соблазнителе она понимает, что все это время любила только Карамазова-младшего. Она соглашается идти с ним на каторгу и обвенчаться.
Читайте также:
Раскольников и Соня в романе Ф. М. Достоевского Преступление и наказание: сочинение

Многомудрый Литрекон понимает, что тематика романа «Братья Карамазовы» может быть раскрыта подробнее, но он не хочет раздувать статью до немыслимых пределов. Если ее нужно дополнить — напишите об этом в комментариях.

  1. Любовь – настоящая любовь, по мнению Достоевского, стоит гораздо выше банальной плотской близости или уз брака. Настоящие чувства возникают только из искреннего сострадания и самопожертвования, именно такую любовь и демонстрирует Алексей Карамазов, проявляющий доброту и терпение даже, казалось бы, к самым безнадёжным людям. Именно такой любви учатся Аграфена и Дмитрий.
  2. Семья – на примере семьи Карамазовых писатель показывает, как нездоровые отношения в семье, в которой нет никакого согласия между родичами, в итоге приводят к ужасной трагедии. Отец Карамазовых унижал жен и изменял им, а к детям был безразличен, поэтому его убийство не вызвало однозначного осуждения у горожан: все понимали, что он сам виноват в таком исходе. Люди больше сочувствовали убийце, чем жертве.
  3. Быт и нравы провинции – на примере жителей злачного провинциального городка Скотопригоньевска Достоевский показывает, какие отвратительные нравы царят как в провинции, так и во всём российском обществе, поражённым тяжелейшим духовным кризисом.
  4. Вера – именно православная вера, по мнению писателя, становится спасительной соломинкой, выводящей человека из мрака невежества и бездуховности. В то же время характерен тот факт, что самый положительный герой романа – послушник Алексей, в конце романа не удаляется в монастырь, а идёт проповедовать любовь и согласие в миру, среди простых людей.
  5. Красота. Автор отмечает роковую красоту своих героинь, которая отнюдь не делает их счастливыми. Миловидность дам становится товаром и услугой, в то время как их истинные добродетели и качества характера остаются в тени.
  6. Благородство. Писатель показывает истинное и мнимое благородство: Катерина всего лишь хочет самоутвердиться, совершая благие дела, ей важно то, что о ней скажут после этого. А вот Алексей идет по пути добродетели и сострадания даже тогда, когда в ответ слышит брань и упреки.

Проблемы

Проблематика романа «Братья Карамазовы» может занять не одну статью, так что лучше сократить ее. Если Вам чего-то не хватило, уточните ответ на вопрос в комментариях.

  1. Безнравственность – человеческая безнравственность на страницах романа достигает чудовищных размахов. Кажется, что во всём городе найдётся лишь несколько по-настоящему нравственных людей. Однако Достоевский верит, что даже самые страшные грехи не убивают до конца человеческую душу, и у всех грешников может быть шанс на исправление.
  2. Атеизм – как глубоко верующий человек, Достоевский отрицает саму возможность жизни без Бога. На примере Ивана он показывает читателю, что за цинизм, нигилизм и атеизм являются всего лишь жестом отчаяния человека, который не может смириться с ужасами бытия.
  3. Бунт против морали – и Фёдор Павлович, и Дмитрий, и Иван предаются порокам и нигилизму поскольку испытывают отвращение к миру и самим себе. По мнению Достоевского, человек поддаётся греху из-за своей собственной слабости, а принципиально злых людей не бывает.
  4. Борьба добра и зла – на протяжении всего романа герои борются сами с собой, пытаясь спасти в себе остатки человечности. В итоге, несмотря на трагичность ситуации и многочисленные ошибки, совершённые героями, можно сказать, что добро одерживает победу, когда Дмитрий и Иван становятся на путь искупления.

Основная идея

В своём романе Достоевский отобразил атмосферу морального упадка и разложения, которую он чувствовал вокруг себя. Писатель показал, как озлобленность, жадность и лицемерие пожирает человеческие души, толкая их в самую тёмную пропасть. Но смысл романа «Братья Карамазовы» заключается в том, что противостоит всему этому мракобесию — в необходимости веры в разумное, доброе, вечное, отражением которого является Бог. Именно вера помогает героям пересилить пороки и найти силы жить дальше.

Достоевский до конца жизни остался верен себе и не утратил веры в человечество. Он показывает нам, что, несмотря на всю порочность и несправедливость мира, человек может вернуться к свету, с помощью любви и веры. Такова главная мысль «Братья Карамазовы».

Чему учит?

Роман «Братья Карамазовы» осуждает распущенность, порочность, корысть, двуличность и ненависть между людьми. Показывает нам, к чему могут привести жадность и эгоизм. Автор заставляет задуматься о том, что исправить мир можно, но только начав с себя и своей души, далекой от идеала, за отсутствие которого мы так виним мир вокруг.

В то же время Достоевский преподает нам нравственные уроки: не существует абсолютного зла, и в душе каждого плохого человека можно найти что-то хорошее. Даже бездушная и продажная женщина Аграфена в финале становится доброй и честной спутницей для Дмитрия, готовой к самопожертвованию. С помощью своего романа Достоевский в очередной раз превозносит целомудрие, сострадание и доброту. Такова мораль произведения.

Критика

После публикации роман был крайне благоприятно встречен читателями и критиками.

В современной писателю критике роман не получил должной оценки. Демократическая и народническая критика с ходу осудила его. Н.К. Михайловский в «Записках современника» увидел в новом романе Достоевского проявление «жестокого таланта»; мысль о жестокости писателя он затем разовьет в специальной статье, посвященной всему его творчеству (Жестокий талант // Отечественные записки. 1882. № 9, 10). М.А. Антонович в статье «Мистико-аскетический роман» усмотрел в религиозной проповеди Достоевского отход от гуманизма, от защиты духовной свободы человека: по мысли критика, и Инквизитор, и Зосима проповедуют порабощение воли, подчинение личности авторитету; Антонович упрекал автора за «совершенную неестественность его лиц и их действий».

Его хвалил сам Лев Толстой, которому была крайне близка философия Достоевского и понятны созданные им персонажи.

Истинную масштабность романа из критиков 1880-х гг. подметил лишь Л.Е. Оболенский, усмотревший в нем постановку общеевропейских проблем, связь с бунтарством Байрона и пессимизмом Шопенгауэра и вместе с тем «русское решение вопроса» — генетическую связь Ивана Карамазова с тургеневским Базаровым.

Но настоящее изучение романа началось лишь на рубеже XIX—XX вв. с фундаментальной работы В.В. Розанова «Легенда о великом инквизиторе Ф.М. Достоевского. Опыт критического комментария», опубликованной в 1891 г. Розанов в одной из центральных глав романа нашел ключ к пониманию всего творчества Достоевского как художественно-философского, мистического и символического, обратившегося к коренным загадкам бытия и человеческого духа. Вслед за В. Розановым другие критики религиозно-философского направления — С. Булгаков, Д. Мережковский, Вяч. Иванов, Н. Бердяев, Л. Карсавин, С. Гессен, Н. Лосский, С. Франк и другие — интерпретировали страницы романа как открытие трансцендентной природы человека и трагедию религиозного сознания, стоящего перед выбором между «бытием в Боге» и «бегством от Бога».

Читайте также:
Дневник Раскольникова: сочинение

«Братья Карамазовы» были тепло встречены за границей. Роман вдохновлял таких великий людей, как Кафка, Эйнштейн, Фрейд, и многих других.

Роман «Братья Карамазовы» – вершина «духовного реализма»

Творчества Ф.М. Достоевского

Вопросы и задания:

1. История создания романа.

2. Карамазовская сила и безумие. Семья и братство.

3. Своеобразие художественного целого романа. Сюжетно-композиционные особенности.

4. Роль библейских аллюзий и реминисценций в романе.

5. Духовный путь Алёши.

6. Чёрт Ивана Карамазова.

7. Диалогизм как ключевой принцип изображения. «Легенда о Великом инквизиторе» – философский и мистический центр романа.

Достоевский Ф.М. Братья Карамазовы (любое полное издание).

1. Фортунатов Н.М., Уртминцева М.Г., Юхнова И.С. История русской литературы XIX в.: уч. для бакалавров. – М., 2009; М., 2012.

2. Линков В.Я. История русской литературы (вторая половина XIX века): уч. пос. – М.: МГУ, 2010 [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://library.knigafund.ru/books/68165.

1. Митрополит Антоний (Храповицкий). Словарь к творениям Достоевского. Не должно отчаиваться. – М., 1998.

2. Бахтин М.М. Проблемы поэтики Ф.М. Достоевского. – М., 1963.

3. Бердяев Н.А. Великий Инквизитор // Бердяев Н.А. О русских классиках. – М., 1993.

4. Булгаков С.Н. Иван Карамазов (в романе Достоевского «Братья Карамазовы») как философский тип. См.: http://www.vehi.net/bulgakov/karamaz.html.

5. Ветловская В.Е. Поэтика романа «Братья Карамазовы». – Л., 1977.

6. Волкова Т.Н. Сны в романе «Братья Карамазовы» // Достоевский и современность. – Кемерово, 1996.

7. Ефимова Н. Ветхий Завет в контексте Божьего мира героев романа «Братья Карамазовы» // Русская литература XIX в. и христианство. – М., 1997.

8. Кантор В.К. «Братья Карамазовы» Ф.М. Достоевского. – М., 1983.

9. Мелетинский Е.М. Достоевский в свете исторической поэтики. Как сделаны «Братья Карамазовы». – М., 1996.

10. Розанов В.В. Легенда о великом инквизиторе Достоевского: Опыт критического комментария // Розанов В.В. Мысли о литературе. – М., 1989. – С. 41-157.

11. Сараскина Л.И. Поэма о Великом инквизиторе как философско-литературная импровизация на заданную тему // Достоевский в конце XX века. – М., 1996.

12. Тарасов Ф.Б. К вопросу о евангельских основаниях «Братьев Карамазовых» // Достоевский и мировая культура. Вып. 3. – М., 1994.

13. Щукина Н.Е. Библейские реминисценции в романе Достоевского «Братья Карамазовы» // Индивидуальное и типологическое в литературном процессе. – Магнитогорск, 1994.

14. См. также работы о творчестве Достоевского на портале Library.ru: http://www.library.ru/2/lit/sections.php?a_uid=2.

Практическое занятие № 8-9

Народный характер в повести Н.С. Лескова «Очарованный странник»

Вопросы и задания:

1. Житийные мотивы и библейские аллюзии в повести.

2. Образ народного героя и проблема национального характера.

3. Жанрово-стилистическое своеобразие произведения. Роль приема «рассказ в рассказе».

Лесков Н.С. Очарованный странник (любое полное издание).

1.Фортунатов Н.М., Уртминцева М.Г., Юхнова И.С. История русской литературы XIX в.: уч. для бакалавров. – М., 2009; М., 2012.

2. Линков В.Я. История русской литературы (вторая половина XIX века): уч. пос. – М.: МГУ, 2010 [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://library.knigafund.ru/books/68165.

1. Бердяев Н.А. Русская идея. Основные проблемы русской мысли XIX века и начала XX века // О России и русской культуре. – М., 1990.

2. Видуэцкая И.П. Творчество Н.С. Лескова в контексте русской литературы XIX века // Вопросы литературы. – 1981. – № 2. – С. 80-93.

3. В мире Лескова: сб. ст. – М., 1983.

4. Дыханова Б.С. «Запечатленный ангел» и «Очарованный странник» Н.С. Лескова. – М., 1980.

5. Касьянова К. О русском национальном характере. – М., 1994.

6. Новикова Е.Г. Софийность русской прозы второй половины XIX в. – Томск, 1999.

7. Озеров Л. Очарованный странник // Литературная учёба. – 1981. – № 1. – С. 164–173.

8. Столярова И.В. В поисках идеала (творчество Н.С. Лескова). – Л., 1978.

9. Хализев В.Е. Художественный мир писателя и бытовая культура (на материале произведений Н.С. Лескова) // Контекст-1981. – М., 1982.

Практическое занятие № 10–12

Идейно-художественное своеобразие эпопеи Л.Н. Толстого «Война и мир»

Вопросы и задания:

1. Эпопейная и романная концепции человеческой жизни.

2. Творческая история произведения Л.Н. Толстого «Война и мир». Особенности названия.

3. Своеобразие композиции.

4. Личное и родовое, свобода и необходимость в судьбе главных героев. Духовная эволюция князя Андрея. Естественное и искусственное в художественном мире Толстого.

5. Истинное и мнимое величие человеческой личности.

6. Бородинская битва как эпопейный центр произведения.

7. Смысл эпилога.

Толстой Л.Н. Война и мир (любое полное издание).

1.Фортунатов Н.М., Уртминцева М.Г., Юхнова И.С. История русской литературы XIX в.: уч. для бакалавров. – М., 2009; М., 2012.

2. Линков В.Я. История русской литературы (вторая половина XIX века): уч. пос. – М.: МГУ, 2010 [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://library.knigafund.ru/books/68165.

1.Билинкис Я.С. О творчестве Л.Н. Толстого. – Л., 1959.

2.Бочаров С.Г. «Мир» в «Войне и мире» // Бочаров С.Г. О художественных мирах. – М.. 1985. – С. 229-248.

3.Бочаров С.Г. Роман Л.Н. Толстого «Война и мир». – М., 1963.

4.Виноградов И.И.По живому следу. Духовные искания русской классики. – М., 1987.

5.Купреянова Е.Н. Эстетика Л.Н. Толстого. – М., Л., 1966.

6.Скафтымов А.П. Нравственные искания русских писателей. – М., 1972.

7.Чичерин А.В. Возникновение романа-эпопеи. – М., 1958.

8.Эйхенбаум Б.М. Л. Толстой. Семидесятые годы. – Л., 1960.

Практическое занятие № 13-14

Дата добавления: 2018-10-26 ; просмотров: 164 ; Мы поможем в написании вашей работы!

Братья Карамазовы. Размышления по прочтении романа

“Я бы Вас назвал писателем ужасным, потому что Вы раскрыли перед читателем тот ад, ужаснейший всякого другого ада, который зарождается в душе человека с чуткою, развитою образованием совестью. Вы, значит, показали муки не внешние, не Дантовские, а внутренние и глубоко закрытые”.
Н. Соловьев (из письма Достоевскому)(1)

Когда-то Добролюбов упрекал Достоевского, еще не написавшего ни «Преступления и наказания», ни «Братьев Карамазовых», в том, что он часто не мотивирует поступков своих героев. Не то что не мотивирует, а, скорее, не раскрывает подробно, как то или иное произошло. «Мы с доверием обращаемся к нему и спрашиваем: как это могло случиться? А он отвечает: вот подите же — случилось, да и только». (2)

Читайте также:
Теория Родиона Раскольникова и ее крушение: сочинение

Но упрек этот скорее не к автору, а к критикам, призывавшим Добролюбова разбирать произведения Достоевского с эстетических позиций. В том-то и дело, что не это главное, т.е. не красота слога как таковая, или строгая последовательность событий и т.д. И Достоевский действительно не так уж следит за тем, все ли объяснено, все ли разжевано.

Вот мы начинаем читать «Братьев Карамазовых», последнее из творений Федора Михайловича. Желая уяснить, что же привело Алешу в монастырь, пытаемся внимательнее вглядеться в его духовное развитие. И что же: «Едва только он, задумавшись серьезно, поразился убеждением, что бессмертие и бог существуют, то сейчас же, естественно, сказал себе: «Хочу жить для бессмертия, а половинного компромисса не принимаю». (3) Вот как. Задумался — и поразился убеждением. А мы-то думали.

Теперь узнаем, откуда же произошел Иван-безбожник. И это тут можно понять, хотя речь опять-таки об Алеше: «Точно так же, если бы он порешил, что бессмертия и бога нет, то сейчас бы пошел в атеисты и в социалисты». (3) Вот так и определились их убеждения. И может быть единственным, чем можно было бы объяснить разницу в убеждениях родных братьев, так это тем, что Иван помнил свою мать-кликушу семилетним, то есть более взрослым, чем Алеша. Следовательно, Иван мог более умом, нежели сердцем (как Алеша) воспринимать ее безумие. И потом, Иван более остро воспринимал то, что они живут в чужой семье, а Алеша с детства был какой-то «блаженненький», может быть оттого, что родился уже от больной матери. Во всяком случае, один «поразился убеждением, что бессмертие и бог существуют», а другой «поразился» совсем обратным убеждением.

Но самое интересное, что и тот и другой придут к одному и тому же в отношении религии, только с разных сторон. Один — умом, рассуждением, другой — по наитию, чутьем. В этом-то, собственно, и состоит основной, романный, так сказать, смысл «поэмы» Ивана о Великом инквизиторе. Не случайно именно Алеше он ее рассказывает как раз после того, как взбунтуется против счастья, которое может быть достигнуто страданием детей. Однако об этом позже.

Рассмотрим прежде, кто такие еще двое с «половиной» Карамазовых — Федор Павлович, Митя и Смердяков. Какое они место занимают в художественном целом романа. О Федоре Павловиче говорится опять-таки не совсем определенно. С одной стороны это сладострастник и шут, «бестолковый», а с другой — умеющий хитро обделывать свои имущественные дела, т.е. достаточно практичен. Так и непонятно, как же это в нем уживается. Но поверим автору на слово — уживалось. Митя же унаследовал от отца бестолковость и сладострастие, но способность к имущественным делам ему не передалась. Он готов проломить отцу голову, но не выиграть свое дело в суде. Вот таков Митя. Смердяков же, рожденный от юродивой и прислуживающий Федору Павловичу, то есть фактически отцу, есть, в сущности, гипотетический путь любого из братьев, если бы кто из них подчинился беспрекословно отцовской воле.

Попробуем теперь формально сопоставить линии всех братьев и отца. Во-первых, это Иван и Алеша. Их противостояние, противоположность есть основное противоречие романа. Опять-таки формальное противоречие, т.е. идейное, не художественное. Ведь в самом деле, спор (осознанный или неосознанный) все время идет о том, нужна ли вера в бессмертие души или нет. И в конце концов, неверие в это кончается трагически и для Федора Павловича, и для Ивана, и для Смердякова. Остаются жить Алеша и Митя, страдающий за чужое злодеяние, т.е. возвышающийся как мученик.

Пародией на Ивана является Смердяков. Если Иван рассказывает легенду о Великом инквизиторе, то Смердяков обосновывает право условного, внешнего перехода в иную веру для спасения своей жизни. Не случайно именно между ними происходят разговоры, несущие в романе большую смысловую нагрузку, и даже «заговор» перед убийством отца. Но впоследствии один сходит с ума, а другой вешается, ибо невозможность найти смысл жизни разумом, не веря в бессмертную душу, ни к чему иному привести не может. Митя же — это, видимо, другая ипостась Алеши. Как бы его зеркальное отражение. При всей непохожести, казалось бы, их характеров, именно они наиболее близки духовно. И, может быть, сближает их опять-таки вера в бессмертную душу.

Из всех же братьев наибольшую симпатию вызывает почему-то вовсе не Алеша, как, казалось бы, должно быть, а Митя. Может быть, потому что в Алеше, несмотря на его положительные качества, есть черты, вызывающие неприязнь. Это как раз то, что Достоевский показывает, как любовь Алеши к ближнему. Он любит людей, но любовь его какая-то не совсем нормальная, патологическая. Он не умеет и не хочет ненавидеть, и уже одно это сразу же обедняет его как человека, как личность. Потому и любовь его воспринимается как ненормальность, может быть потому, что она неразборчива, слепа.

Другое дело Митя. Это настолько богато чувствующий человек, что все человеческое в нем гипертрофированно и чуть ли не доведено до абсурда. Но разве не прекрасен его монолог, этот гимн человеку: «. если уж полечу в бездну, то так-таки прямо, головой вниз и вверх пятами, и даже доволен, что именно в унизительном таком положении падаю и считаю это для себя красотой. И вот в самом-то этом позоре я вдруг начинаю гимн. Пусть я проклят, пусть я низок и подл, но пусть и я целую край той ризы, в которую облекается бог мой; пусть я иду в то же самое время вслед за чертом, но я все-таки и твой сын, господи, и люблю тебя, и ощущаю радость, без которой нельзя миру стоять и быть». (4) Это же стихотворение! Как тут не вспомнить блоковское:

Пускай я умру под забором, как пес,
Пусть жизнь меня в землю втоптала,
Я верю: то бог меня снегом занес,
То вьюга меня целовала!

Читайте также:
Презирать суд людей не трудно, презирать суд собственный невозможно (по роману Ф. М. Достоевского Преступление и наказание): сочинение

Вот таков Дмитрий. И он до конца таков. Куда Алеше до него со своим смирением и любовью. Дмитрий говорит: «Нет, широк человек, слишком даже широк, я бы сузил». Он говорит это о себе, поскольку им владеет красота, та красота, что, по его словам, «не только страшная, но и таинственная вещь. Тут дьявол с богом борется, а поле битвы — сердца людей». Можно только позавидовать широте этой натуры.

Здесь стоит напомнить, что в фигуре Дмитрия Карамазова выразился, может быть, неосознанно, сам Достоевский. Как пишет Г. Фридлендер: «Достоевский был порывистой натурой, одинаково неудержимой в любви и ненависти». (5) Алеша же — это, возможно, сам Достоевский, каким он хотел бы быть, т.е. его духовный идеал. Иван, напротив, постоянный оппонент автора. И отношение автора к Алеше очень похоже на отношение к любимому сыну, когда отец верит, что сын будет лучше него, хотя сам отец уже не может измениться. Может быть, это несколько вольная трактовка, но очень уж подталкивают к этому многие из мыслей «Дневника писателя».

В целом же отец и четыре брата олицетворяют собой разные стороны русского национального характера. Все в нем есть: вера и безверие, деловитость и бестолковость, смирение и буйство, сладострастие и святость, холопство и барство.

Можно было бы рассмотреть еще и женские характеры, но это отдельный большой разговор. Вернемся, однако, к братьям и попробуем поближе рассмотреть легенду о Великом инквизиторе. В чем ее суть? Если коротко изложить ее основную идею, то она состоит в следующем:

Христос, давший людям идею свободы и равенства перед богом, искупивший грехи людей своей мученической гибелью, ныне уже не нужен в той своей первичной роли. Ибо люди, по словам Инквизитора, после вознесения Христа тут же стали искать на земле того, кто бы снова поработил их духовно. И эти вожди нашлись — они и образовали церковь. Ведь абстрактная идея свободы в любви и служении Богу, дарованная Христом, не может служить объединению людей, но только их разъединению. И, следовательно, церковь есть необходимость. Пусть даже она пошла по пути, отвергнутому Христом. Злой дух, искушавший Христа в пустыне, не соблазнил его, но воплотился в церкви, и Христос, вновь сошедший к людям, ныне только помеха своей же собственной идее. И если Великий инквизитор отпустил Христа, не исполнив своего намерения, то только потому, что своим поцелуем Христос как бы пообещал ему не мешать властвовать и далее.

Какое же дело Ивану Карамазову до всего этого? А такое, что он в этой легенде разумом доказал, что церковь Христа и дело Христа — понятия разные, даже противоположные, и, следовательно, вера в Христа как искупителя грехов несостоятельна, ибо нельзя искупить ничем такой грех, как, например, убийство ребенка.

Но и Алеша, в сущности, пришел к тому же. Хотя он дошел до этого совсем иным, чувственным путем, наитием, но и он ведь не пошел служить церкви Христовой, а стал послушником старца Зосимы, человека, своей жизнью, а не саном, доказавшего, что Бог — в человеке, в бессмертной его душе. И он же, старец, направил Алешу в мир, потому, как раз, что не верил в церковь.

В этом смысле и Иван, и Алеша разными средствами пришли к одной и той же истине, что вера и ее внешние проявления, атрибуты, не есть одно и то же. И Иван решает, что бессмертной души нет и бога нет, поскольку нельзя увидеть их внешних проявлений, а Алеша решает, что они есть, а внешние проявления и видеть не надо, поскольку они в самом человеке, который об этом может и не подозревать. И тут мы опять приходим к тому, что нельзя чисто логическим путем доказать, что бога нет, как, впрочем, и того, что он есть. Все, видимо, зависит от самого человека. Если он верит в Бога, значит он есть, если не верит — его нет. И, следовательно все дело в самой вере. И Достоевский постоянно доказывает (или пытается доказать), что вера все же лучше, чем безверие. Ибо она придает смысл жизни, а безверие убивает. В этом, по-видимому, и основная идея «Братьев Карамазовых».

Справедливо замечает французский исследователь Гюстав Окутюрье о Достоевском: «. его религиозность представляет в скрытой форме христианство без церкви и почти без бога: в его описании Золотого века в «Сне смешного человека» нет ни первородного греха, ни искупления, ни религиозной обрядности, и человек вступает там в прямое общение с природой, а не с божественной силой». (6)

Что же касается художественных или, скорее, стилистических достоинств романа, с чего мы начали, то, как и предполагал Добролюбов, не это в нем главное, а господствующие идеи. Справедливости ради, стоит заметить, что само понимание художественности со времен Добролюбова изменилось. И теперь в художественности произведений Достоевского вряд ли кто сомневается. Хотя в строгом смысле, т.е. подходя в какой-то степени эстетски, формально, нельзя не согласиться и с Добролюбовым.

И не то важно, есть или нет просчеты, стилистические, либо иные, а то, что на них не обращаешь внимания, захваченный динамизмом внутренней жизни романа, движением мысли, глубиной проникновения в психику и смелостью критики убеждений, разделяемых, казалось бы, и самим автором.

Французский исследователь творчества Достоевского писал: «Произведения Достоевского, как и произведения Шекспира, необъятная Вселенная, которую ничей взгляд не может охватить во всей полноте». (7) Что ж, остается тешить себя надеждой, что хоть несколько звездочек из этой вселенной удалось разглядеть.

1) Литературная учеба. 1979. № 2. стр.173
2) Н. А. Добролюбов. Избранное. М. Правда. 1985. стр.401
3) Ф. М. Достоевский. Собрание сочинений в 12 томах. М. Правда. 1982. т.11. стр.31
4) Ф. М. Достоевский. Собрание сочинений в 12 томах. М. Правда. 1982. т.11. стр.128
5) Ф. Достоевский. Искания и размышления. М. Советская Россия. 1978. стр.6
6) Вопросы литературы. 1981. № 4. стр.227
7) Вопросы литературы. 1981. № 4. стр.243

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: