Образ и характеристика Сони Мармеладовой и ее взаимосвязь с образом Раскольникова: сочинение

Сочинение: Образ Сони Мармеладовой в романе «Преступление и наказание»

Автор: Guru · 25.04.2017

Сочинение-характеристика по литературе на тему «Преступление и наказание»: Соня Мармеладова (с цитатами). Правда и духовный подвиг Сони Мармеладовой. Мое отношение к героине

«Преступление и наказание» является самым известным романом Федора Достоевского, как и в России, так и за рубежом. Писателю удавалось уловить тонкую организацию человеческой души, раскрыть ее и увидеть причины, которые побуждают человека совершать те или иные поступки.

Образ Сонечки Мармеладовой в романе является воплощением духовной чистоты и доброты. Узнает о ней читатель со слов ее отца Семена Мармеладова, который давно потерял веру в улучшение своего положения и в собственное исправление. Он — бывший титульный советник, лишивший себя благ и людского уважения, скатившийся до нищеты и ежедневной попойки. У него есть дети и жена, пораженная страшной болезнью — чахоткой. Мармеладов отзывается о Сонечке со всей отцовской теплотой, благодарностью и простой человеческой жалостью. Соня — его единственная родная дочь, которая безропотно терпит притеснения со стороны мачехи, и под конец решается на отчаянный шаг — становится публичной женщиной, чтобы хоть как-то обеспечить нужды семьи.

Вот какой рисует Соню Мармеладову автор: «Это было худенькое, совсем худенькое и бледное личико, довольно неправильное, какое-то востренькое, с востреньким маленьким носом и подбородком. Ее даже нельзя было назвать и хорошенькою, но зато голубые глаза ее были такие ясные, и, когда оживлялись они, выражение лица ее становилось такое доброе и простодушное, что невольно привлекало к ней». Нелегкая судьба Сони Мармеладовой отразилась в ее грустном облике.

В начале повествования у читателя возникает искреннее сочувствие к девушке, чья участь состояла из страданий и унижений. Соня выставила на продажу свое тело, этот поступок покрыл ее позором в глазах благородных и благополучных людей, которые видели в ней лишь уличную женщину. Но только родные и близкие знали настоящую Соню Мармеладову, и после ее узнает Родион Раскольников, главный герой романа. И вот теперь перед читателями предстает не только приниженная и бедная девушка, а сильная и стойкая душа. Душа, которая под гнетом обстоятельств не потеряла веру в людей и в жизнь. Роль Сони Мармеладовой в судьбе Раскольникова очень важна: именно она подтолкнула его к раскаянию и осознанию своей вины. Вместе с ней он приходит к Богу.

Соня любит и жалеет своего отца, не держит зла на больную мачеху, ведь она понимает, что они все несчастны, как и она сама. Девушка не осуждает Раскольникова за преступление, а просит его обратиться к Богу и покаяться. Маленькая и робкая Соня не поселила в своем сердце ненависть к миру, который так жестоко с ней обошелся. Ее могут обидеть, оскорбить, ведь героиня романа — скромная и безответная девушка, ей сложно постоять за себя. Но она находит силы жить дальше, сочувствовать и помогать ближним, не требуя ничего взамен, не теряя человечности и доброты.

Источник духовной стойкости Сони кроется в жаркой и искренней вере в Бога. Вера не оставляла героиню на протяжении всего романа, она вселяла в несчастную душу силы для встречи нового дня. Духовный подвиг Сони Мармеладовой заключается в самоотречении ради семьи. Весьма символично, что она в первый раз продает себя за 30 рублей, то же число серебренников получил Иуда, продав Христа. Как и Сын Божий, героиня принесла себя в жертву ради людей. Мотив самопожертвования Сони пронизывает весь роман.

Вместо того чтобы бросить вызов и вступить в борьбу со своим жалким существованием, ответить всем тем, кто попирал и унижал, собрать все обиды, что так долго таило сердце, — Соня Мармеладова выбрала иной путь. Путь, который проложен самим Богом, — честность, доброта, сострадание и любовь. Вот поэтому Раскольников выбрал ее для излияния своих душевных мук, проникаясь к ней истинным уважением. Ведь маленький и слабый с виду человек способен на большие и благородные поступки. Значение образа Сони Мармеладовой в том, что она своим примером показала Родиону, как спасти человечество без ритуальных убийств: сильной и преданной любовью до самоотречения.

Сочинение Соня Мармеладова (Характеристика и образ) в романе Преступление и наказание

Соня Мармеладова героиня романа Федора Михайловича Достоевского «Преступление и наказание». Судьба ее достаточно печальна и трагична.

Восемнадцатилетняя девушка очень женственная, милая и хрупкая, ее стройная фигура, светлые волосы, красивые голубые глаза и очаровательное личико не оставляли равнодушными многих мужчин. Она родилась и выросла в хорошей семье, ее отец, Семен Захарович Мармеладов, имел работу со стабильным заработком, но все изменилось, когда этой работы не стало, и их семья была на грани нищеты. Со стороны мачехи, которая болела чахоткой и постоянно притесняла Соню, помощи ждать не приходилось. Чтобы хоть как-то выйти из затруднительного положения и помочь своей семье, девушка решается на судьбоносный, низкий, в ее же глазах, поступок: она начинает продавать свое тело. Девушка предана своей семье и не ждет благодарности.

Читайте также:
Статья вторая и последняя: сочинение

Окружающие не осуждают девушку, а с пониманием относятся к ее горькому положению, хотя некоторые брезгали находиться с ней под одной крышей. Вероятно, Соня даже достойна уважения и сострадания, ведь все полученные средства она тратит на семью и бескорыстно помогает другим. Мармеладова, несмотря на происходящее с ней, остается наивной и доброй. Она не способна дать отпор своим обидчикам из-за своей робости и мягкости. Соня мудрая девушка, каждый свой поступок обдумывает несколько раз, хотя за наивностью и скромностью это не всегда заметно.

Дома появляется редко. Ей стыдно за то, как она зарабатывает на жизнь и приходит только отдать деньги отцу. Соня терпит страшный позор ради светлого будущего своей семьи.

Мармеладова остается религиозным человеком, ценит свою жизнь и думает, что только Бог имеет право осуждать ее. Она ощущает и понимает всю низость своей деятельности, поэтому в обществе ведет себя закрыто.

Достоевский противопоставляет образ Сони образу Родиона Раскольникова и его теории. Девушка считает, что все люди равны между собой, никто не имеет права осуждать и лишать жизни ближнего. Она идет на каторгу вместе с Раскольниковым для того, чтобы искупить свои грехи и помочь ему в этом же. Благодаря ей он раскаивается в своих поступках и начинает жизнь с чистого листа.

В образе своей героини автор олицетворяет свое понимание гуманизма, нравственности и сострадания. Соня, несомненно, заслуживает понимания и сочувствия, ведь она обладает достойными человеческими качествами.

Сочинение 2

«Преступление и наказание» – одно из самых известных произведение Федора Михайловича Достоевского. Одной из главных героинь этого романа является Соня Мармеладова. Это юная девушка, которая вынуждена заботиться о своем отце-пьянице, больной мачехе и ее маленьких детях.

Впервые Соня встречается в романе в рассказе ее отца. Он отзывается о ней с любовью и нежностью. Семен Мармеладов чрезмерно благодарен ей за то, что она делает для всей семьи. Соня – его единственная родная дочь, которая безропотно делает все, что ей говорит мачеха. Поэтому когда мачеха обвиняет ее в дармоедстве, она начинает заниматься шитьем одежды, однако этих денег не хватает и ей приходится идти по «желтому билету». Несмотря на это, она не обвиняет никого в том, что ей пришлось пойти на этот отчаянный шаг. Соня понимает, что то дело, которым она занимается – это плохо, но ничего поделать не может.

Внешность у Сонечки приятная, даже миловидная. Личико у нее остренькое, вид испуганный. На вид ей лет 17. Своей открытостью и добротой она привлекает к себе людей. Однако из-за того, что она ведет непристойный образ жизни, она ни с кем не общается, ей стыдно перед обществом и перед собой. Чтобы не позорить свою семью, она была вынуждена переехать от них и снимать маленькую комнатушку.

Познакомившись с Раскольниковым, Соня узнала, что он совершил убийство человека. Она видит, что он переживает за совершенный им поступок, его терзает совесть. Соня понимает, что за любое преступление должно следовать наказание. Она верит в Бога, живет по его законам и поэтому не соглашается с теорией Раскольникова, считает, что никто не имеет права отнимать у другого жизнь. Соня дает Раскольникову кипарисный крестик в надежде на то, что он поможет Родиону. Она уговаривает его раскаяться за свое преступление перед всеми и он наконец-то возвращается к жизни.

Соня готова пожертвовать собой ради своих родных и близких и поэтому она просто не может бросить Раскольникова в его сложной ситуации, поэтому она сразу, не обдумывая, следует за ним в Сибирь. Там ее все любят и уважают за ее искренность и доброту. Они вместе с Раскольниковым ждут его освобождения и надеются на счастливое будущее.

Соня Мармеладова – это образ, за которым скрывается внутренняя красота, сила. Она полна любви, сострадания к людям, терпения и женственности. Такие люди как она, к сожалению редко встречаются в современном мире.

Соня Мармеладова (Характеристика и образ)

Популярные сочинения

Картину Васнецова Царевна-лягушка можно рассматривать очень долго из-за огромного количества мелких и интересных деталей. Мы видим, что действие происходить на крыльце или веранде какого-то богатого дома

Читайте также:
Достоевский Ф. М. Гениальность писателя неоспорима: сочинение

«Барышня-крестьянка» – одна из повестей, входящих в сборник «Повести Белкина». В центре повествования – две семьи помещиков: отец и сын Берестовы и отец и дочь Муромские. Берестов – настоящий русский дворянин – благородный

Комедия «Горе от ума»- первое в русской литературе реалистическое произведение. Оно вышло из-под пера Грибоедова А.С. и произвело фурор в мире литературы.

Соня Мармеладова

Софья (Соня) Семеновна Мармеладова — героиня романа «Преступление и наказание» (1866) Ф. М. Достоевского. Дочь спившегося чиновника Мармеладова от первого брака, «лет восемнадцати». Вынуждена торговать собой чтобы содержать семью. Девушка считает себя «великой грешницей». Соню и Раскольникова объединяет то, что оба они, руководствуясь разными мотивами, преступили евангельские заповеди.

Соне в романе отведена значительная роль — девушка оказала огромное влияние на Раскольникова, став для него спасением и любовью. Именно она убеждает Раскольникова покаяться в содеянном, и добровольно отправляется вслед за ним на каторгу.

Внешность Сони Мармеладовой

На момент описанных в романе событий Соне было 18 лет, но внешне она казалась почти ребенком:

К тому же, она была худая и маленького роста:

Для работы на улице Соня носит специальный разукрашенный, «уличный» наряд, который ясно заявляет о ее профессии:

Характер Сони

Соня Мармеладова — кроткая, робкая девушка которую «всякий мог обидеть»:

Девушка боится новых знакомств:

При этом Соня очень доверчивая девушка, которую легко обмануть. Так, она она берет деньги господина Лужина веря, что он от чистого сердца хочет помочь ей, но в последствии он публично обвиняет Соню в воровстве. К счастью, за девушку вступается господин Лебезятников, который вместе с Раскольниковым доказывают ее невиновность:

Соня — добрая девушка, которая в ущерб себе поможет любому нуждающемуся, по словам ее мачехи:

«…да вы еще не знаете, не знаете, какое это сердце, какая это девушка!

Да она свое последнее платье скинет, продаст, босая пойдет, а вам отдаст, коль вам надо будет, вот она какая!»
— Часть 5, глава III

По словам Мармеладова, Соня является честной и трудолюбивой девушкой без особых талантов:

Соня имеет минимальное образование. Она умеет читать, но у нее нет глубоких знаний по каким-либо наукам, так как некому было ее обучать. Тем не менее, она с интересом прочла довольно сложную научно-популярную книгу «Физиология обыденной жизни» (1861) Д. Г. Льюиса:

При этом Соня является глубоко верующей девушкой. Она читает и хорошо знает «Евангелие». Вера в Бога помогает ей выжить в невыносимых обстоятельствах ее жизни:

Трагическая судьба Сони Мармеладовой

Соня — дочь бывшего титулярного советника Семена Захаровича Мармеладова, который потерял работу в связи с сокращением кадров и с тех пор начал пить. Матери Соня лишилась еще в детстве. Первоначально Мармеладовы живут в глубинке, а затем они переезжают в Петербург, однако и здесь отец не может найти работу.

4 года назад, когда Соне было 14 лет, ее отец женился второй раз — на молодой вдове Катерине Ивановне, взяв ее с тремя детьми от первого брака:

Юная Соня вытерпела много обид от своей горячей, раздраженной мачехи. Однако девушка не держит зла на несчастную женщину:

Ранее Соня работала швеей, однако этот труд приносил ей мало денег. Кроме того, был случай, когда ей и вовсе не заплатили за работу. В результате семья потеряла последнюю надежду выбраться из нищеты:

Мачеха упрекала Соню в том, что девушка не приносит в дом денег:

Катерина Ивановна не стесняется в выражениях и говорит о том, что Соня могла бы даже пойти на панель чтобы заработать денег:

В итоге Мачеха доводит Соню до того, что девушка идёт торговать собой, чтобы заработать деньги на хлеб для семьи:

По донесению Соня была вынуждена получить «желтый билет» — документ заменяющий паспорт, который давал право легально заниматься проституцией:

Из-за позорной профессии Сони, хозяйка квартиры и постояльцы (в том числе и Лебезятников добивавшийся ее расположения) вынудили Соню съехать от семьи и снять отдельную комнату в том же районе. Она вынуждена жить отдельно от своей семьи как недостойная, обречена носить вульгарные одежды и прятать в пол глаза при виде «честных» дам.

Символично, что Соня Мармеладова снимает комнату у портного с фамилией Капернаумов. Это как бы связывает Соню Мармеладову с образом евангельской блудницы Марии Магдалины из города Магдалы близ Капернаума. С другой стороны, «капернаумами» в просторечии называли «питейные заведения».

Это был типичный доходный дом, жильцы которого, снимая квартиры у владельца, сдавали в свою очередь комнаты другим:

Читайте также:
История семейства Карамазовых: сочинение

Несчастная Соня содержит всю семью: пяницу-отца, больную чахоткой мачеху и ее троих детей. За это Раскольников называет ее «колодцем», которым уже привыкли пользоваться Мармеладовы:

Даже осознавая, что деньги достаются Соне ценой унижений и страданий, ее отец не бросает пить, и даже берет у нее деньги на выпивку:

Сама себя Соня считает бесчестной девушкой и великой грешницей из-за своего ремесла. Девушка уверена, что она великая грешница, которая не достойна быть в одном помещении с приличными людьми. Для неё табу присесть рядом с мамой Родиона или пожать руку Дуне. Она застывает в нерешительности на пороге родительского дома, боясь своим присутствием оскорбить гостей, которые, как и она, пришли проститься с погибшим Мармеладовым. Мысль о своей позоре и бесчестье терзает ее:

По словам Раскольникова, в жизни Сони удивительным образом совмещаются две противоположности — позор и низость ее профессии, с одной стороны, и доброта и другие святые чувства, с другой стороны:

Но не смотря на ужасное положение, в котором оказалась Соня, ей все же удалось сохранить чистоту души:

В конце концов Соня Мармеладова остается круглой сиротой: ее отец погибает, попав под лошадь на улице, а мачеха в день похорон мужа умирает от чахотки. Трое детей покойной женщины попадают в детский дом.

Соня и Раскольников

На протяжении всего романа Раскольников приходит в комнату к Соне Мармеладовой, где они беседуют наедине. Расскольников видит в девушке родственную душу, ведь, хотя и руководствуясь разными мотивами, они оба преступили евангельские заповеди.

Соня становится близкой подругой главного героя романа Родиона Раскольникова. Он рассказывает ей о том, что убил старуху-процентщицу и ее сестру Лизавету, о причинах своего поступка и о своих душевных муках после преступления. В итоге, Соня убеждает Расскольникова признаться в содеянном и понести заслуженное наказание.

После признания, Раскольникова судят и приговаривают к 8 годам каторги в Сибири. Соня неожиданно получает в подарок от Свидригайлова в подарок 3 000 рублей и бросает свое позорное ремесло. Но она не оставляетРаскольникова и, подобно женам декабристов, следует за ним. На каторге девушка поддерживает молодого человека и живет только его жизнью:

В то время как Раскольников отбывает наказание, Соня зарабатывает себе на жизнь шитьем. Вскоре она становится уважаемой в городе модисткой (портнихой):

На каторге все заключенные, отбывающие срок вместе с Раскольниковым, любят Соню за ее доброту и бескорыстную помощь:

В конце концов Раскольников и Соня решают быть вместе. Они покорно ожидают окончания каторги, чтобы начать новую, счастливую жизнь вдвоем:

Соня Мармеладова и Родион Раскольников в романе «Преступление и наказание»

Роман «Преступление и наказание» написан Достоевским после каторги, когда убеждения писателя приняли религиозную окраску. Поиски правды, обличение несправедливого устройства мира, мечта о «счастье человечества» в этот период сочетались в характере писателя с неверием в насильственную переделку мира. Убежденный, что ни в каком устройстве общества невозможно избегнуть зла, что зло исходит из души человека, Достоевский отвергал революционный путь преобразования общества. Поднимая вопрос лишь о нравственном усовершенствовании каждого человека, писатель обратился к религии.

Родион Раскольников и Соня Мармеладова – два главных героя романа, предстающие как два встречных потока. Их мировоззрение составляет идейную часть произведения. Соня Мармеладова – нравственный идеал Достоевского. Она несет с собой свет надежды, веры, любви и сочувствия, нежности и понимания. Именно таким, по мнению писателя, должен быть человек. Соня олицетворяет собой правду Достоевского. Для Сони все люди имеют одинаковое право на жизнь. Она твердо убеждена в том, что никто не может добиваться счастья, как своего, так и чужого, путем преступления. Грех остается грехом, кто бы и во имя чего бы его ни совершил.

Соня Мармеладова и Родион Раскольников существуют в совершенно разных мирах. Они, как два противоположных полюса, но не могут существовать друг без друга. В образе Раскольникова воплощена идея бунта, в образе Сони – идея смирения. Но каково содержание и бунта, и смирения – тема многочисленных споров, не прекращающихся и в настоящее время.

Соня – высоконравственная, глубоко верующая женщина. Она верит в глубокий внутренний смысл жизни, ей непонятны идеи Раскольникова о бессмысленности всего существующего. Она видит во всем предопределение Бога, верит, что от человека ничего не зависит. Ее истина – Бог, любовь, смирение. Смысл жизни для нее заключается в великой силе сострадания и сочувствия человека человеку.

Раскольников же страстно и беспощадно судит мир разумом горячей бунтарской личности. Он не согласен мириться с жизненной несправедливостью, и отсюда его душевные мучения и преступление. Хотя Сонечка, также как и Раскольников, переступает через себя, она все же переступает не так, как он. Она приносит в жертву себя другим, а не губит, не убивает других людей. И в этом воплотились мысли автора о том, что человек не имеет права на эгоистическое счастье, он должен терпеть, и через страдание достигать истинного счастья.

Читайте также:
Идея Раскольникова о праве сильной личности на преступление в системе авторских опровержений (по роману Ф.М. Достоевского Преступление и наказание): сочинение

По мысли Достоевского, человек должен чувствовать ответственность не только за собственные поступки, но и за всякое зло, совершающееся в мире. Вот почему Соня чувствует, что и она виновата в совершенном преступлении Раскольникова, вот почему так близко к сердцу она принимает его поступок и разделяет его судьбу.

Именно Соне открывает Раскольников свою страшную тайну. Ее любовь возродила Родиона, воскресила его к новой жизни. Это воскрешение выражено в романе символически: Раскольников просит Соню прочитать из Нового завета евангельскую сцену воскрешения Лазаря и смысл прочитанного соотносит с собой. Тронутый сочувствием Сони, Родион второй раз идет к ней уже как к близкому другу, сам признается ей в убийстве, пытается, путаясь в причинах, объяснить ей, зачем он это сделал, просит ее не оставлять его в несчастье и получает от нее наказ: идти на площадь, целовать землю и каяться перед всем народом. В этом совете Сони отражена мысль самого автора, стремящегося подвести своего героя к страданию, а через страдание – к искуплению вины.

В образе Сони автор воплотил самые лучшие качества человека: жертвенность, веру, любовь и целомудрие. Находясь в окружении порока, вынуждаемая жертвовать своим достоинством, Соня смогла сохранить чистоту души и веру в то, что «нет счастья в комфорте, счастье покупается страданием, человек не родится для счастья: человек заслуживает свое счастье, и всегда страданием». Соня, «преступившая» и загубившая душу свою, «человек высокого духа», одного «разряда» с Раскольниковым, осуждает его за презрение к людям и не принимает его «бунта», его «топора», который, как казалось Раскольникову, был поднят и во имя нее. Героиня, по мысли Достоевского, воплощает народное начало, русскую стихию: терпение и смирение, безмерную любовь к человеку и Богу. Столкновение Раскольникова и Сони, мировоззрение которых противопоставлено друг другу, отражает внутренние противоречия, тревожившие душу писателя.

Соня надеется на Бога, на чудо. Раскольников же уверен, что Бога нет и чуда не будет. Родион беспощадно раскрывает перед Соней тщетность ее иллюзий. Он говорит Соне о бесполезности ее сострадания, о безрезультатности ее жертв. Не позорная профессия делает Соню грешницей, а напрасность ее жертвы и ее подвига. Раскольников судит Соню с иными весами в руках, чем господствующая мораль, он судит ее с иной точки зрения, чем она сама.

Загнанная жизнью в последний и уже совершенно безвыходный угол, Соня и перед лицом гибели пытается что-то предпринять. Она, как и Раскольников, действует по закону свободного выбора. Но, в отличие от Родиона, Соня не разуверилась в людях, она не нуждается в примерах, чтобы установить, что люди по природе своей добры и заслуживают светлой доли. Только Соня способна сострадать Раскольникову, так как ее не смущает ни физическое уродство, ни уродливость социальной судьбы. Она проникает «сквозь коросту» в суть людских душ, не спешит осуждать; чувствует, что за внешним злом таятся какие-то неизвестные или непонятные причины, приведшие ко злу Раскольникова и Свидригайлова.

Соня внутренне стоит вне денег, вне законов терзающего ее мира. Как сама, по своей воле, пошла она на панель, так сама же, по своей твердой и несокрушимой воле, она не наложила на себя рук.

Перед Соней вставал вопрос о самоубийстве, – она обдумала его и выбрала ответ. Самоубийство, в ее положении, было бы слишком эгоистическим выходом – оно избавило бы ее от позора, от мучений, оно бы вызволило ее из зловонной ямы. «Ведь справедливее, – восклицает Раскольников, – тысячу раз справедливее и разумнее было бы прямо головой в воду и разом покончить! – А с ними-то что будет? – слабо спросила Соня, страдальчески взглянув на него, но вместе с тем как бы вовсе и не удивившись его предложению». Мера воли и решимости у Сони была выше, чем это мог предположить Родион. Чтобы удержаться от самоубийства, ей нужно было больше стойкости, больше опоры на саму себя, чем для того, чтобы броситься «головой в воду». От воды ее удерживала не столько мысль о грехе, сколько «о них, своих». Соне разврат был горше смерти. Смирение не предполагает самоубийства. И это показывает нам всю силу характера Сони Мармеладовой.

Читайте также:
Кто Раскольников: преступник или фанат идеи? (сочинение-рассуждени по: сочинение

Натуру Сони можно определить одним словом – любящая. Деятельная любовь к ближнему, способность отзываться на чужую боль (особенно глубоко проявившаяся в сцене признания Раскольникова в убийстве) делают образ Сони «идеальным». Именно с позиций этого идеала в романе и произносится приговор. В образе Сони Мармеладовой автор представил пример всеобъемлющей, всепрощающей любви, заключенной в характере героини. Любовь эта не завистлива, не требует ничего взамен, она даже какая-то невысказанная, ведь Соня никогда не говорит о ней. Она переполняет все ее существо, но никогда не выходит наружу в форме слов, только в виде поступков. Это безмолвная любовь и от этого она еще прекрасней. Даже отчаявшийся Мармеладов преклоняется перед ней, даже сумасшедшая Катерина Ивановна падает перед ней ниц, даже вечный развратник Свидригайлов уважает Соню за это. Не говоря уже о Раскольникове, которого эта любовь спасла и исцелила.

Герои романа остаются верны своим убеждениям, несмотря на то, что вера их различна. Но оба они понимают, что Бог един для всех, и он укажет истинный путь каждому, кто ощутит его близость. Автор романа, путем нравственных исканий и размышлений, пришел к мысли о том, что каждый человек, который приходит к Богу, начинает по-новому смотреть на мир, переосмысливает его. Поэтому в эпилоге, когда происходит нравственное воскрешение Раскольникова, Достоевский говорит о том, что «начинается новая история, история постепенного обновления человека, история постепенного перерождения его, постепенного перехода из одного мира в другой, знакомства с новою, доселе совершенно неведомою действительностью».

Справедливо осудив «бунт» Раскольникова, Достоевский оставляет победу не за сильным, умным и гордым Раскольниковым, а за Соней, видя в ней высшую правду: лучше страдание, чем насилие, – страдание очищает. Соня исповедует нравственные идеалы, которые, с точки зрения писателя, наиболее близки широким народным массам: идеалы смирения, всепрощения, молчаливой покорности. В наше время, вероятнее всего, Соня стала бы изгоем. И не каждый Раскольников в наши дни будет мучиться и страдать. Но совесть людская, душа человека жили и будут жить всегда, пока «мир стоит». В этом и заключается великий бессмертный смысл сложнейшего романа, созданного гениальным писателем-психологом.

Материалы о романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»:

Сочинение: Сцена венчания Настасьи Филипповны с Рогожиным

Роман Ф.М. Достоевского «Идиот», написанный в 1868 году, — одно из самых любимых, задушевных его творений. В авторских черновиках он назывался «Князь Христос». Судьба князя Льва Николаевича Мышкина — страшная трагедия доброго человека, испытывающего любовь и жалость к людям, но бессильного им помочь и потому погибающего в жестоком бездуховном мире. Он предлагает руку и сердце петербургской красавице Настасье Филипповне Барашковой, желая показать ей, что он высоко ценит ее страдающую душу и что для него она чиста и ни в чем не виновата. У Настасьи Филипповны в прошлом — жизнь на содержании богатого помещика Тоцкого, множество унижений, страдание от осознания загубленности своей жизни. И она очень дорожит отношением к ней князя, который не презирает ее как «уличную» женщину, а от души ее жалеет. Настасья Филипповна колеблется в своем согласии выйти замуж за Льва Николаевича, уходя от него к купцу Парфену Рогожину и снова возвращаясь. Она и мечтает о счастье с князем, и боится «загубить» эту чистую, детски наивную душу. Лихорадочно спешит она со свадьбой, с приготовлением нарядов. Люди обсуждают эту свадьбу, назначенную в дачном Павловске, ходят разные слухи. Многие желают «спасти» князя от опрометчивого решения, особенно усердствует Лебедев. Он даже приводит к Мышкину доктора под благовидным предлогом, но на самом деле с целью освидетельствования психического здоровья князя. Их беседа показалась доктору очень интересной, и он не сделал вывода об умственном расстройстве князя. Посчитав, что невозможно брать всех в опеку, кто неудачно женится, доктор объясняет прозаические преимущества этой женитьбы: красавица, с богатым приданым. По его мнению, это, напротив, доказывает здравый и точный расчет князя. Также обсуждается, кто будет шаферами на свадьбе, ходят слухи о желающих устроить молодым шумный скандал под окнами. Но главными стали слухи о том, что в Павловске несколько раз видели Рогожина, от которого ушла Настасья Филипповна. Ипполит, когда его навещает князь, прямо предостерегает Мышкина о том, что Рогожина следует опасаться.

Князь видит, что Настасья Филипповна все чаще грустит и задумывается. Он по-разному любит и Аглаю Епанчину, и Настасью Филипповну, но ее он жалеет, как ребенка. Он понимает, как была несчастлива Настасья Филипповна, и искренне верит, «что она может еще воскреснуть». И она благодарна за это князю, но и хорошо понимает, что значит для него Аглая. Поэтому ничего ему не говоря, она старается чисто по-женски уязвить соперницу, распустив побольше разговоров о свадьбе или проезжая с князем будто бы случайно мимо окон дачи Епанчиных. Накануне свадьбы она вдруг посылает за Мышкиным, и он застает ее в истерическом припадке: ей где-то показался Рогожин, и она боится, что «он ее убьет ночью… зарежет!». В то же время Настасья Филипповна слышала о готовящемся скандале, и ей «захотелось теперь еще больше поднять пред ними голову», затмив всех роскошью и красотой, особенно, чтобы об этом узнала Аглая.

Читайте также:
Положительно прекрасный человек в романе «Идиот»: сочинение

В день свадьбы собираются толпы зевак, приходят гости, восхищаются красотой и нарядом невесты. Она бледна, лишь глаза сверкают, «как раскаленные угли» — само олицетворение Красоты воплощает в ее образе автор. Но уже подали для невесты карету, как вдруг происходит неожиданное — из толпы показался Рогожин, и Настасья Филипповна кинулась к нему с криком: «Спаси меня! Увези меня!» они уехали с Рогожиным к поезду так быстро, что даже не сообразили послать за ними вдогонку. Публика обсуждает происшедшее, считая «оно все этак и к лучшему» и утешая князя. Князь в раздумье остается один, он по виду почти спокоен, только просит разбудить его рано утром для поездки в город.

Почему убежала из-под венца Настасья Филипповна? Красота, загубленная людьми — это одна из идей автора в этом романе. Ее душевные метания: мечты о чистом счастье и осознание невозможности этого счастья, своего нравственного падения — переполняют героиню. Она благодарна Мышкину за его самоотверженное решение, но и не может принять этой жертвы. Лев Николаевич понимает сердцем, что она не виновата, что она несчастна, и ему жаль ее до глубины души. Он странно спокоен прежде всего потому, что догадался, чего ищет Настасья Филипповна, — смерти от руки ревнивого Рогожина. Понимая, что он ничего не в силах изменить, он все-таки едет к нему в Петербург. Данный эпизод раскрывает накал страстей среди героев романа, развивающийся драматизм происходящего, сложную внутреннюю борьбу в душе героев, следствием которой станет трагический исход событий.

Почему Рогожин убил Настасью Филипповну в романе Достоевского «Идиот»

Настасья Филипповна

О том, кем является Настасья Филипповна, известно каждому прочитавшему роман Достоевского «Идиот». В начале романа даётся её портретное описание. Читатель узнаёт, что это настоящая красавица. По характеру девушка довольно противоречива.

Она родилась в семье дворянина, в семилетнем возрасте осталась без родителей. Её приметил помещик Афанасий Тоцкий, проживавший по соседству. Он забрал девочку себе на попечение, стал обучать её музыке и французскому языку.

Когда ей исполнилось 16, Тоцкий совратил её. Молодая женщина испытывает смешанные чувства, которыми ей не с кем поделиться. Со временем она начинает понимать, что с ней произошло нечто ужасное. Осознавая своё положение, героиня надеется, что Тоцкий возьмёт её в жёны, но тот не намерен этого делать. Так, девушка ощущает себя преданной. Сильная любовь и привязанность сменяется гневом к обидчику и невыносимым стыдом.

После всего, что случилось, девушке кажется, что её мир разрушен, судьба сломана. Ощущая внутри сильнейшую боль, она проявляет определённую смелость в высказываниях, предпочитает яркие наряды, делает громкие заявления о собственной «недостойности и испорченности». Она готова себя подать первому встречному. Всё это лишь последствия пережитой психологической травмы.

В её базовой конструкции сломано то, что называют человеческим достоинством. Настасья отчаянно пытается отыскать то, что позволило бы ощутить себя чистой, незапятнанной, соприкоснуться со своей непорочностью, однако у неё ничего не выходит. Когда она знакомится с князем Мышкиным, добрейшей души человеком, она видит в нем эдакого спасителя, который позволит ей отмыться от грязи. Тот охотно соглашается с этой ролью, но в итоге она оказывается для него слишком тяжёлой ношей.

В романе Фёдора Достоевского «Идиот» главная героиня действительно страдает. Будучи энергичной и волевой, она оказывается в замкнутом круге, зацикленность на прошлых бедах не даёт ей двигаться дальше. Это эмоциональная и несчастная девушка. Писатель много говорит о её мыслях и чувствах, интерпретируя их в самом «высоком» смысле. Эмоции героини выводятся за рамки чисто внутренних переживаний. Автор произведения признает в молодой женщине наивность и мечтательность, однако вместе с тем отмечает её глубину и силу.


Печальная развязка

После того как срывается венчание, князь является к своему названому брату (мужчины обменялись крестами). Он знает, что его невеста сбежала с Рогожиным. У него в доме и подтвердились худшие опасения. Рогожин (Достоевский не пытался показать какого-то ужасного злодея, лишь человека, которого довела до последнего предела страсть) все-таки убил свою любимую женщину.

Читайте также:
В чем смысл названия романа Ф. М. Достоевского Преступление и наказание?: сочинение

Сделал он это потому, что устал терпеть ее насмешки и ревновал к князю. Настасья никогда не любила его, чего не скрывала, в открытую издевалась над несчастным кавалером. Купцу, который не привык обуздывать свой темперамент, переносить подобное поведение со стороны женщины было нелегко. Когда же он понял, что отношение к нему не изменится, решился завершить все одним ударом ножа для разрезания бумаг.

Трагизм финала романа в том, что никому так и не удалось спасти отчаявшуюся женщину. Пострадали и все остальные участники драмы. Князь Мышкин теряет единственную девушку, которая могла бы сделать его счастливым как мужчину (Аглаю Епанчину). Парфен Семенович лишается всего — и ту, которой он был одержим, и свободу, и собственный разум.

Парфён Рогожин

Парфён Рогожин — один из самых ярких героев произведения, это отрицательный персонаж, которому чуждо общество. Он родился в семье богатого купца, который, однако, воспитывал сына в строгости. Он вырос под властью родителя-тирана. Даже когда ему уже было 25 лет, отец избивал его до полусмерти и запирал в доме. Как и Настасья Филипповна, это «ребёнок-травматик». Однако, в отличие от девушки, он так и не сумел осознать, что родитель поступал с ним жестоко, и отомстить ему.

Нельзя сказать, что Парфён стал мазохистом, ведь он не получает никакого удовольствия от чужих страданий. Но всё же стоит отметить, что с детства он привык к иерархичным отношениям, в которых ему отведена роль покорного и пресмыкающегося раба. Его это тяготит, но по-другому персонаж не может. Поэтому он и влюбляется в женщину, которая во всех отношениях стоит выше его. Это касается:

  • социального положения;
  • происхождения;
  • образования.

Ему сыграло на руку, что Настасья оказалась содержанкой. Если бы она оказалась замужней женщиной, Рогожин был обречён на поражение по причине очевидного неравенства. А также, скорее всего, его привлекли гордость и желание отомстить, которыми была одержима «злая королева».

После смерти отца Рогожин стал обладателем огромного капитала. Внутри у парня появилась пустота, которую ему нужно было чем-то заполнить.

Внешность его имеет следующие характеристики:

  • небольшой рост;
  • крепкое телосложение;
  • курчавые тёмные волосы;
  • тонкие губы;
  • нахальная и грубая улыбка;
  • измождённый вид;
  • резкий, самодовольный взгляд;
  • лицо, выражающее «мёртвую бледность».

В романе «Идиот» Рогожин ведёт разгульный образ жизни, ему по душе кутежи и гулянки. Он не проявляет интереса к образованию, достаточно лишь того, что он научился читать и писать. Когда он влюбляется в Настасью, она становится самым важным объектом в его жизни. Поэтому Парфён начинает бороться за неё. Желая завоевать её сердце, он дарит ей подвески с бриллиантами стоимостью 10 тысяч рублей. Знакомство с красавицей буквально выбивает Рогожина из колеи.

Автор описывает Рогожина как страстного мужчину, который легко воспламеняется. Его смело можно назвать типичным представителем русского народа. Это абсолютная противоположность князя Мышкина.

Развитие отношений

С самого начала князь Мышкин предсказывает, что Рогожину и Настасье нельзя быть вместе — это плохо закончится. Лев Николаевич хорошо понимает, что творится у каждого человека в душе. Видимо, за это его и полюбила несчастная надломленная женщина. Он никого не осуждает, даже за самые тяжелые грехи. А она всегда мучается угрызениями совести, потому что жила с Тоцким, хоть и не по своей воле.

Хотя Лев Николаевич делает несчастной предложение руки и сердца, она отвергает его, чтобы пойти с купцом. И так она поступает неоднократно, то приближая к себе князя, то отталкивая его. А Парфен терпеливо ждет, хотя в душе у него бушует вулкан ревности.

Рогожин, хотя и не умеет красиво говорить, способен на весьма сильные чувства.

Например, в порыве великодушия он «отдает» свою возлюбленную князю, хотя до этого хотел его убить из ревности. Но твердо держит слово, правда, лишь до тех пор, пока гордячка сама не обращается к нему с просьбой увезти ее. Рогожина, в отличие от Ганечки и Тоцкого, не волнует общественное мнение. Он готов предложить свою руку невзирая на сомнительную репутацию бывшей содержанки.

Любовный треугольник

Когда князь Мышкин делает предложение Настасье, она отвечает ему отказом. Когда она была содержанкой помещика Тоцкого, то мечтала повстречать такого простодушного и искреннего человека, но потом социум навязал совершенно иной шаблон, которому она теперь и следует.

Девушка отлично осознает, какие пагубные последствия может иметь для князя Мышкина женитьба на греховной женщине. Так, она выходит замуж за Парфёна Рогожина, его главного соперника. Этим своим поступком девушка губит не только себя, но также и тех, кто был к ней неравнодушен. Рогожин — опасный дикий зверь, которого невозможно приручить. Настасье было интересно довести до крайности и сломать этого человека, что она и сделала. В финале эта игра погубила их обоих.

Читайте также:
Тема маленького человека в романе Ф. М. Достоевского Преступление и наказание: сочинение

Автор показывает на протяжении всего произведения, что Рогожин и Настасья Филипповна не могут быть счастливы вместе. Девушка говорит, что никогда не сумеет испытать любовные чувства к нему, а он, в свою очередь, не в силах спокойно реагировать на такое пренебрежение. К Парфёну Настасья относится, как к лакею, что не может не возмущать его. Он испытывает дикую ревность, ненавидя князя Мышкина, который предрекает смерть девушки. Так, его предсказание сбывается, и Настасья погибает от ножа Рогожина. Вообще, Мышкин стал воплощением совершенно иного типа отношений, в которых нет:

  • садистских игр;
  • постоянной борьбы за власть;
  • унижения и оскорблений;
  • попыток самоутвердиться за счёт другого.

Писатель не говорит о том, за что именно Рогожин погубил любимую, однако поступок персонажа был нужен для общего сюжетного замысла. Настасья поняла, что сострадающая любовь Мышкина не способна сделать их счастливыми. Её побег с Рогожиным выражает сознательное желание умереть. Парфён не хотел убивать возлюбленную, однако все же совершил это преступление.

Едва ли кто помнит, что Настасья Филипповна носит фамилию Барашкова. Так, если провести аналогию с Рогожиным, то станет ясно, что он преследует девушку, как хищный зверь гонится за своей жертвой. Закалывая Настасью ножом, он обрывает её физическую жизнь, однако мало кто понимает, что в действительности она умерла задолго до этого.

Почему не сложилось

Чувства главных участников любовной драмы очень важны для понимания композиции романа. У каждого из них собственные ожидания, связанные с отношениями.

Вникнуть в них особенно тщательно следует тем, кому необходимо написать курсовую по роману:

  • Важной частью любовного треугольника является князь, который тоже получает большое наследство и вполне может содержать красавицу. Хотя она сама сразу влюбляется в Мышкина, не дает себе и шанса на счастье. У обоих после первой же встречи возникает ощущение, что они знают друг друга на каком-то метафизическом уровне. Только если Настасья Филипповна испытывает любовь ко Льву Николаевичу, то его чувства совсем другого рода. Он жалеет несчастную со сломанной судьбой и хочет спасти.
  • Настасья Филипповна Барашкова (фамилию ее редко кто помнит) не сломалась после того, как ее совратил Тоцкий. Но все-таки молодая женщина нуждается в исцелении души. Она считается себя навсегда потерянной для чего-то светлого, возвышенного, что олицетворяет для нее князь. Но красавица не принимает жертву князя, потому что понимает — она сделана из жалости. Но она по-настоящему его любит, поэтому отпускает, освобождает от обязательств, бросается в объятия нелюбимого Парфена.
  • Образ Рогожина олицетворяет собой темные силы, которые увлекают человека к гибели. Именно за ними и следует разочарованная Настасья. Причина этому — гордость. Она не принимает жертву Мышкина, потому что та продиктована лишь жалостью.

Стена, через которую никому не удается пробиться к душе Барашковой, выстроена ей самой. Ее наигранный цинизм скрывает тайную горечь от поруганной детской невинности.

Она может «оттаять» лишь изредка и ненадолго. За собственными обидами она не в состоянии разглядеть порывов влюбленного купца. Но и со Львом Николаевичем не разрешает себе быть счастливой.

Прототип главной героини

Литературоведы, изучавшие жизненный путь писателя и его творчество, утверждают, что прототипом Настасьи Филипповны выступает возлюбленная Достоевского Апполинария Суслова. Их разница в возрасте насчитывала два десятка лет. Родные и знакомые писателя называли девушку Полиной. После того как завязался роман, она потребовала, чтобы Достоевский развёлся с женой, однако он отказался. Лишь после смерти своей законной супруги Достоевский сделал предложение Полине, но на этот раз она уже его не приняла. Их отношения всегда были сложными, нервными и мучительными для обоих.

Апполинария воспитывалась в очень благоприятной среде. Родившись в семье богатого купца, она получила превосходное образование. Девушка занималась написанием рассказов и повестей, однако её творения не имели литературной ценности. Девушка требовала от своего возлюбленного содействия в публикации произведений. Однажды одно из них было опубликовано в журнале Достоевского.

Интересно, что историю девушки со сломанной судьбой можно найти и в произведениях более поздних прозаиков. Например, литературоведы предполагают, что в своём «Докторе Живаго» Пастернак, создавая образ любовницы богатого адвоката Ларисы, находился под влиянием «Идиота» Достоевского. Как бы ни было, героини обладают идентичными чертами.

В 2020 году была опубликована книга Н. Мироновой «Синдром Настасьи Филипповны». Героиня писательницы оказалась жертвой насилия, что впоследствии привело к большим психологическим проблемам (иррациональная ненависть по отношению к мужчинам, стремление влюблять в себя, при этом оставаясь в недосягаемости).

Таким образом, Рогожин убил Настасью из-за жгучей ревности к Мышкину, однако нельзя обвинять в случившемся князя. Ведь он изначально знал, чем всё кончится. Девушка была обречена на гибель, и жертвенная смерть — это её выбор. Это женщина, которая не сумела найти выход и стала заложницей судьбы.

Можно предположить, что к трагедии привело внутреннее раздвоение Настасьи. Если Мышкин отражает её Свет, то Рогожин — Тень, и оба мужчины ей необходимы. Невозможность выбрать кого-то одного отражает неспособность девушки ощутить внутреннюю целостность и справиться со своими психологическими проблемами.

Читайте также:
В чем трагедия Раскольникова (по роману Ф. М. Достоевского Преступление и наказание): сочинение

Роковая женщина

Настасья Филипповна — одно из главных действующих лиц романа «Идиот» Федора Достоевского. У молодой женщины трагическая судьба. Писатель показывает, как жизнь довела ее до гибели. Хотя было много возможностей вести «приличную» жизнь, одной видимости ей мало. Хочется настоящего искреннего чувства, несмотря на все совершенные в жизни ошибки.

Писатель дает ей такое описание:

  1. Дворянка молода — ей всего 25 лет. Первое, что бросается всем в глаза — ее яркая внешность («Удивительно хороша!»).
  2. Темные глаза глубоко посажены. В них писатель различает «таинственный мрак». Их выражение бывает то загадочным, то высокомерным.
  3. Длинные волосы, темно-русые.
  4. Хорошо образована, весьма умна.

Одно из основных качеств характера — гордость. Вероятно, это единственное, что позволило девушке не сломаться под ударами судьбы. Изучая ее портрет, князь хочет увидеть на нем не только гордость, но и доброту, чтобы «всё было бы спасено».

Еще в несовершеннолетнем возрасте героиня была совращена своим опекуном, Тоцким. Афанасий Иванович как-то задумал жениться, но она ему этого не позволила.

Единственная причина, по которой Настасья Филипповна явилась в Петербург — желание отомстить своему обидчику. И вот теперь Тоцкий мечтает окончательно избавиться от нее, чтобы не упустить выгодную партию. Именно в этот момент ей встречается благородный князь и следом за ним является Рогожин, который готов отдать женщине 100 тысяч за одну ночь с ним.

Искалеченная судьба, при этом душа тонко чувствующая, благородное сердце и приятная внешность — вот образ Настасьи Филипповны. Героиня произведения напоминает другой образ Достоевского из «Преступления и наказания». Юная Сонечка Мармеладова тоже вынуждена терпеть унижения от мужчин. Но между этими двумя женщинами огромная разница. Сонечка не перестала верить в Бога и людей, героиня «Идиота» разочарована и в себе, и в окружающих.

Сцена венчания Настасьи Филипповны с князем Мышкиным (анализ эпизода из главы 10 части 4 романа Ф. М. Достоевского “Идиот”)

Венчание князя Мышкина и Настасьи Филипповны должно было состояться в Павловске, в самый разгар дачного сезона, когда здесь отдыхало все светское общество.
Эта свадьба не скрывалась, а, напротив, афишировалась. Настасья Филипповна готовила лучший наряд, чтобы предстать перед злопыхателями во всей красе. Свадьбе препятствовали все: близкие пытались отговорить князя, а в городе даже ходили слухи, что в день венчания под окнами влюбленных будет устроен скандал.

Венчание было назначено “в восемь часов пополудни”. Выйдя на крыльцо в подвенечном платье, Настасья Филипповна и вправду увидела там толпу скандалистов: «…но большие черные глаза ее сверкали на толпу как раскаленные угли; этого-то взгляда толпа и не внесла; негодование обратилось в восторженные крики». Внезапно невеста замечает в толпе Рогожина и, как безумная, бросается к нему и просит спасти и увезти ее. Рогожин крадет Настасью Филипповну из-под венца.

Сцена эта чрезвычайно неоднозначна. В ней происходит развязка тугого клубка отношений Мышкина и Настасьи Филипповны. Вначале князь «любил ее, о, очень любил. ». Позднее, после мучительного времени, проведенного подле нее, как рассказывает Мышкин Аглае, Настасья Филипповна «угадала», что ему уже «только жаль» ее, но, в то же время, у него точно сердце «прокололи раз навсегда». Между тем, князь не отказывается от своих обязательств и нисколько не тяготится ими. Настасья Филипповна начинает мучиться, ей кажется, что опять она хочет поломать судьбу Льва Николаевича: «…грусть и задумчивость возрастали ее с каждым часом».

В эпизоде решается судьба героини. С ее образом в романе связана тема оскорбленной и поруганной «красоты». Став жертвой чувственности опекуна, «букетника» Тоцкого, а затем предметом циничного денежного торга, Настасья Филипповна «из такого ада чистая» вышла. Пораженный ее «удивительным лицом», князь размышляет над портретом Барашкова: «Лицо веселое, а она ведь ужасно страдала, а? Об этом глаза говорят, вот эти две косточки, две точки под глазами в начале щек. Это гордое лицо, ужасно гордое, и вот не знаю, добра ли она? Ах, кабы добра! Все было бы спасено!» А художница Аделаида Епанчина, глядя на тот же портрет, находит, что такая красота «сила», с которой «можно мир перевернуть!»

Читайте также:
Положительно прекрасный человек в романе «Идиот»: сочинение

Одновременно с мотивом красоты в произведении появляется и другой важный мотив: тема соблазна. Вспомним, что, встретив прекрасную Настасью Филлиповну, князь был «был ослеплён» её «демоническою красотою», «соблазнительным образом».

Мотив соблазна, по Достоевскому, напрямую связан с дьявольщиной, злыми силами. Неслучайно всегда, когда соблазн выходит на первый план в тематике романа, рядом с ним шествует одержимость, безумие, сумасшествие (сцена сожжения денег Настасьей Филипповной). Князь Мышкин в данном контексте предстает как противостоящая злым духам, живущим в Рогожине и Настасье Филипповне, сила добра. Примечательно, что героиня временами невыносимо страдает от разговоров с князем: он доводит её до того, что она иногда «видела кругом себя свет». Именно приближение к «свету» как бы опаляет героиню, впадающую в такие мгновения в неимоверную гордыню. В такие минуты очищения бесовская сила начинает сопротивляться христианской всепоглощающей любви князя.
В романе есть еще один персонаж, отмеченный дьяволизмом – Рогожин. Его фанатичная любовь к Настасье похожа на одержимость бесами. Об этом же догадывается и князь, хотя он и не хочет верить в то, что Рогожин «неспособен к свету».

Хочется обратить внимание на следующий момент эпизода: князь приехал в церковь раньше невесты и, «пройдя кое-как сквозь толпу», «скрылся в алтаре». В этот момент странная трансформация происходит в Настасье Филипповне. Будто бы бесы, не желающие выходить, начинают вновь одолевать ее: «с «кривою» улыбкой…«бледна как мертвец», набожно поклонилась образу и вышла на крыльцо». И тут в толпе раздается выкрик: «За такую княгиню я бы душу продал!» Дьявол не хочет отпустить героиню, он здесь, среди этой толпы, искушает, зовет, притягивает. Его преследования начались еще накануне, когда «дней за пять до свадьбы» князь нашел свою невесту «в состоянии, похожем на совершенное помешательство: она вскрикивала, дрожала, кричала, что Рогожин спрятан в саду…что он убьет ее ночью…зарежет!»
К Рогожину Настасью Филипповну влечёт соблазн самоубийства – гибели. В этом смысле героиня, отчасти, сближается с Ипполитом Терентьевым. Она понимает, что в Рогожине много «больной страсти», влекущей его к совершению греха, преступления. И вот теперь он снова здесь, в этой толпе, она чувствует на себе его взгляд. И Настасья Филипповна не выдерживает: «…она вскрикнула и бросилась с крыльца…в шести шагах…показался вдруг Рогожин…добежала до него как безумная и схватила его за обе руки».

Князь хотел спасти свою невесту, «…он искренно верил, что она может еще воскреснуть». «…в любви его к ней заключалось действительно как бы влечение к какому-то жалкому и больному ребенку, которого трудно и даже невозможно оставить на свою волю».

В сцене венчания героиня отказывается от воскрешения, отказывается от света и добра. Трагическая ее участь становится предопределена. Настасья Филлиповна отдала свою душу дьяволу, а это значит, что только смерть ожидает ее впереди. героиня сама бросилась на нож Парфена Рогожина.

Интересно отношение автора к своим героям и их поведению в этом эпизоде. Он никоим образом не пытается судить их поступки или морализаторствовать. Вся сцена передается даже не рассказчиком: «Весь последующий анекдот об этой свадьбе рассказывался людьми знающими следующим образом…».
То есть автор вводит еще одного повествователя, создавая таким образом наслоение и путаницу голосов, нарративную какофонию. Время и пространство настолько тесно переплетаются здесь, что создается образ стремительности, внезапности, стихийности и фантастичности происходящего.

Герой интересует Достоевского как особая точка зрения на мир и на себя самого. Это очень важная и принципиальная особенность восприятия героя. Герой как точка зрения, как взгляд на мир требует совершенно особых методов раскрытия и художественной характеристики. Ведь то, что должно быть раскрыто и охарактеризовано, является не просто бытием героя, не его твердым образом, но последним итогом его сознания и самосознания, в конце концов – последним словом героя о себе самом и о своем мире.
В сущности, все герои Достоевского скрещиваются и сталкиваются как два разных мира в бесконечности. Эпизод венчания как раз является одной из кульминационных точек пересечения двух миров: светлого мира князя Мышкина и темного, дьявольского мира Настасьи Филипповны, соединение которых без изменения и поражения одного из них невозможно.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: