Образ Петербурга в романах Достоевского Преступление и наказание и Толстого Война и мир: сочинение

Образ Петербурга в романах Достоевского Преступление и наказание и Толстого Война и мир: сочинение

Два величайших писателя — Ф. М. Достоевский и Л. Н. Толстой — почему-то в равной степени недолюбливали творение Петра Великого, его детище — Петербург. И это свое негативное отношение к северной столице отразили в своих бессмертных творениях.

“Редко где найдется столько мрачных, резких и странных влияний на душу человека, как в Петербурге”, — констатирует Свидригайлов, герой романа Ф. М. Достоевского “Преступление и наказание”. И действительно, Петербург театрально красив, но абсолютно плосок и прям, как шахматная доска. Единственное отступление от плоскости — это арки мостов, единственное нарушение прямизны — это изгибы рек и каналов. Петербург был построен на пустом месте, среди болот, и эта напряженная искусственность давит постоянно. Можно восхищаться архитектурными красотами этого города и одновременно сходить с ума от чувства замкнутости и одиночества.

То же самое происходит и с героями романов Достоевского. “На улице жара стояла страшная, к тому же духота, толкотня, всюду известка, леса, кирпич, пыль и та особенная летняя вонь, столь известная каждому петербуржцу, не имеющему возможности нанять дачу, — все это неприятно потрясло и без того уже расстроенные нервы юноши”, — пишет Достоевский в “Преступлении и наказании”, прослеживая связь между “исступленными мыслями” Раскольникова и “черепашьей скорлупой” его каморки. Эта каморка является своеобразным символом более грандиозной, но столь же душной каморки — большого города. Только в духоте узких улочек, в тесноте ужасных квартир может развернуться драма униженных и оскорбленных, борьба всего, что давит жизнь, с желанием жить, жестокий поединок смерти и молодости.

Картину тесноты, нравственной подавленности людей, ютящихся “на аршине пространства”, дополняет чувство духовного одиночества человека в огромном городе. Люди относятся здесь друг к другу с подозрением и недоверием, их объединяют только злорадство и любопытство к несчастью ближнего. Под пьяный хохот и язвительные насмешки посетителей кабака рассказывает Мармеладов страшную историю своей жизни.

В романе возникает образ Петербурга мертвого, холодного, равнодушного к судьбе человека: “необычным холодом” веет на Раскольникова “от этой великолепной панорамы; духом немым и глухим полна для него эта картина”.

Если для Достоевского Петербург — холодный исполин, огромная бездна, мрачный город доходных домов, дворов-колодцев, черных лестниц, грязных углов, город — соучастник преступления Раскольникова, то для Толстого Петербург — замкнутое пространство, “тюрьма” для души, где положительный герой в полной мере ощущает свое одиночество. Вспомним, как неуютно князю Андрею в Петербургу светских салонов и гостиных. Он чувствует свою ненужность, ведь не зря говорит он Пьеру при встрече с ним: “Эта жизнь, которую я здесь веду, эта жизнь — не по мне!”

Петербург для Толстого — это источник искушения и всяческих бед. Жизнь светского Петербурга пагубным образом влияет на Пьера, после того как он стал наследником графа Безухова. Он пускается во все тяжкие: пьет, устраивает несуразные кутежи и хулиганства наподобие случая с медведем, ведет праздный, бессмысленный образ жизни.

Подобно напряженной искусственности архитектуры этого города, искусственность и фальшь царят в душах представителей петербургского высшего света. Интриги, придворные сплетни, карьера и богатство — вот их интересы, вот все, чем они живут. Все здесь насквозь пропитано ложью: и дежурные улыбки Анны Павловны Шерер, и покрытые лаком чужих нескромных взглядов плечи Элен, и чопорность Бергов, и холодная любезность таких, как Друбецкой. В этом обществе нет ничего правдивого, естественного, простого (того, что так ценит в человеке Толстой). Речь аристократов, их жесты, интонации и поступки определяются “условными правилами” светского поведения. Город, в котором они живут, сыграл с ними мрачную шутку, наложив свой отпечаток на их души: он сотворил их по своему образу и подобию.

Читайте также:
Соня Мармеладова- падшая или святая?: сочинение

Несмотря на то что два величайших писателя по-разному изобразили Петербург в своем творчестве, отношение их к городу одинаковое: оба они не любят и не принимают его.

Образ Петербурга в романе «Преступление и наказание»

В романе Достоевский изображает Питер честно, без прикрас. Автор описывает не его роскошные дворцы, чудесные сады и фонтаны, а жесткую подноготную: тесные квартирки, дома терпимости и тесные улочки. Образ Петербурга в романе «Преступление и наказание» Достоевского бедный, развратный и грязный. Он совершенно не похож на развитую культурную столицу.

  1. Городские пейзажи Петербурга
  2. Квартиры персонажей
  3. Влияние города на поступки героев

Городские пейзажи Петербурга

Образ Питера стал словно одним из персонажей романа. Кажется, он также живет своей жизнью и способен влиять на других. Достоевский через детали городского пейзажа раскрывает внутренний мир своих персонажей — людей низшего слоя общества. Их Питер совершенно не похож на тот, чьи сцены пытались запечатлеть живописцы или которым восхищаются приезжие. Он совершенно другой.

Уже с самого начала произведения читатель проникается атмосферой «вонючего, пыльного» города Раскольникова. Бедный район Сенной, в котором живет Родион, вряд ли мог бы вдохновить творческого человека на работу. По его тесным грязным улочкам ходят такие же персонажи, как и главный герой. В этой части города не было садов, фонтанов и других украшений. Бедно одетый Раскольников никого не удивлял своим видом. Все роковые события в жизни персонажей были тесно связаны с городом.

На Сенной много распивочных, а потому на петербургских улочках этого района всегда можно днем встретить пьяных людей. Именно в подобных заведениях происходили некоторые события романа:

  • страшная теория Родиона появилась в его голове в распивочной;
  • произошла встреча главного героя с Мармеладовым;
  • за пыльным столом Раскольников беседовал со Свидригайловым.

Бедного студента окружали вонь, грязь и равнодушные пьяные лица, которым было все равно на чужую боль. Сам город словно подталкивает персонажа к нарушению закона, а после отягощает его непростое душевное состояние после убийства.

Бесцельно гуляя по улицам в попытках забыться, Раскольников страдает от летней духоты и пыли. Он задыхается от вони сточных канав. В этом районе нет ничего, что могло бы порадовать уставшего человека. Измученный студент мечтает о зеленых садах, фонтанах и свежем воздухе.

Но столица лишь продолжает наносить удары бедному Родиону. Трагическая участь несчастного Мармеладова, сумасшедшая вдова Екатерина, несчастные запуганные дети — все это хорошо описывает Питер и его жителей. В неблагополучных спальных районах нет места чудесным достопримечательностям — здесь не цветут сады и архитектура не поражает красотой. Это совершенно другой Петербург.

Читайте также:
Никодим Фомич — квартальный надзиратель: сочинение

Квартиры персонажей

В описании Петербурга Достоевского кратко стоит упомянуть квартиры персонажей романа. Ужасные условия жизни угнетают их и загоняют в тоску.

  1. Раскольников живет в небольшой каморке, что больше похожа на гроб. В тесном помещении с трудом поместился стол, старый диван и шкаф. Обои в нем были желтые и уже отставали от стен. Это помещение превратило здорового молодого человека в преступника. В таких доходных домах комнаты сдаются без кухни, потому их жителем негде готовить. Чаще всего хозяева обеспечивают жильцов едой. Раскольникову поначалу тоже давали обеды. Но потом он остался без них из-за долгов за квартплату.
  2. Жилище Сони вгоняет в тоску. Она снимает комнатушку странной уродливой формы, в которой отсутствует необходимая мебель. Ее комнатка походила на сарай. Владельцы дома были так же, как и она, бедными.
  3. Семья Мармеладова жила в самых ужасных условиях. Бывший мелкий чиновник вместе с больной женой и малолетними детьми жил в проходной комнате. Родион говорил, что комнатушка Мармеладова была длиной шагов в десять. Тут нельзя было скрыться от дыма табака, постоянных гостей и соседских криков. В комнате стоял душный воздух и доносилась вонь с лестницы.

Комната старухи, распивочная и другие места ничем не отличаются — нищета сделала их похожими друг на друга.

Нездоровый и раздражающий желтый цвет преобладает в описаниях как улиц города, так и интерьеров квартир. Повсюду одного цвета обои и мебель. Лицо у пьяного Мармеладова также желтое. Сочетание с серым символизирует безысходность и уныние. Именно такой является жизнь людей, описываемых Достоевским. В их повседневности нет места счастью, любви и другим прекрасным вещам. Жители бедных районов, ежедневно выходя из своих ужасных квартир, видят унылые пьяные лица, облупленные стены серых домов и распивочных. И тогда эти люди сами идут пить, чтобы забыться, решаются на преступления или занятие проституцией, совершают суицид.

В то же время «парадной» части города все это незнакомо. Жители красочного Питера совершенно другие. У них хорошая одежда, они всегда сыты и веселятся на балах. Этим людям нет дела до бедняков из другого Петербурга.

Влияние города на поступки героев

Город и условия проживания играют большую роль в жизни человека. Не зря в народе бытует цитата «Дома и стены помогают». Человек должен чувствовать дома и за его пределами себя защищенным и счастливым. Но персонажи романа не могут похвастаться подобным чувством. В романе читатель видит изображение Петербурга изнутри, глазами человека, убитого нищетой, униженного и оскорбленного своим же существованием. Великолепие дворцов, светские вечера и роскошные наряды — это лишь парадная сторона города. Там живут обеспеченные люди. Их мало интересует судьба людей, что обеспечивают их беззаботную жизнь.

Достоевский с болью в душе показывает, каков он, настоящий уличный Петербург, и как в нем существуют миллионы несчастных людей. Им больше некуда идти, а условия жизни подталкивают к преступлениям, пьянству и безумству. Их трагедия начинается за стенами серых домов, где заканчивается богатое великолепие знаменитого города.

Петербург в произведении заставляет задуматься о теме социального неравенства. Эта проблема остро стояла в обществе Достоевского. Равнодушный город символизирует таких же людей. Им все равно на больных и безработных.

Описание Петербурга поможет школьникам в подготовке сообщения к уроку о творчестве Достоевского, а также в написании сочинения по роману.

Читайте также:
Рогожин - характеристика литературного героя: сочинение

Петербург в романе «Преступление и наказание»: сочинение

Автор: Guru · 17.04.2017

Краткое сочинение-рассуждение по литературе на тему: Образ Петербурга в «Преступлении и наказании». Жизнь в Петербурге Достоевского. Описание Петербурга в цитатах автора

Ю. И. Айхенвальд писал: «…романы Достоевского являют зрелище, которому нет равного во всей мировой литературе. Они до такой степени исполнены страдания и недуга, что как-то совестно было бы прилагать к ним чисто эстетическое мерило, хотя он и редкий мастер изобразительности». Действительно, большинство образов писателя выражают трагедию. Такая трагедия даже в целом городе, таков Петербург в романе «Преступление и наказание».

Петербург в изображении Ф. М. Достоевского – это не блестящий, прекрасный город, это не праздничная столица, где каждый день балы и маскарады. Нет, писатель показывает другой Петербург, народный. Не тот город, который видит знатный сановник, когда едет в карете на очередное собрание, а тот, который видит рабочий, который несет свои гроши в кабак: «В таких частях города, где нет ни садов, ни фонтанов, где грязь и вонь, и всякая гадость». На самом деле, обстановка в Петербурге 60-х годов не была благополучной: возрастал уровень преступности, проституции, бедных становилось все больше, был разгул пьянства, ростовщичества. Душные, грязные, узкие улицы, «громадные, теснящие и давящие» дома, распивочные и кабаки – все это давит, практически пригибает к земле. Автор выражает свою позицию относительно Петербурга через Свидригайлова: «Редко где найдется столько мрачных, резких и странных влияний на душу человека, как в Петербурге. Чего стоят одни климатические влияния! Между тем это административный центр всей России, и характер его должен отражаться на всем». Даже воздух в столице отравляющий и давящий: «Было часов восемь, солнце заходило. Духота стояла прежняя; но с жадностью дохнул он этого вонючего, пыльного, зараженного городом воздуха».

Петербург роковым образом повлиял и на главного героя, Родиона Раскольникова. Этот молодой человек от природы честный, чувствительный, справедливый. И вот он попал из гостеприимного родительского дома в бездушный огромный город и столкнулся с суровой жизнью. Герой снимал комнату в районе Сенной. Вот по такому району Раскольников ходил каждый день: «Нестерпимая же вонь из распивочных, которых в этой части города особенное множество, и пьяные, поминутно попадавшиеся, несмотря на буднее время, довершили отвратительный и грустный колорит картины». С отвратительной улицы он приходил в не менее отталкивающее жилище: «Это была крошечная клетушка, шагов в шесть длиной, имевшая самый жалкий вид с своими желтенькими, пыльными и всюду отставшими от стены обоями, и до того низкая, что чуть-чуть высокому человеку становилось в ней жутко, и всё казалось, что вот-вот стукнешься головой о потолок. Мебель соответствовала помещению: было три старых стула, не совсем исправных, крашеный стол в углу, на котором лежало несколько тетрадей и книг; и, наконец, неуклюжая большая софа, занимавшая чуть не всю стену и половину ширины всей комнаты, когда-то обитая ситцем, но теперь в лохмотьях и служившая постелью Раскольникову». Разве возможно жить так, разве справедливы такие разрушающие условия? Герой искал выход из пучины бедности и несправедливости, но запутался, попал под влияние теории об исключительности некоторых людей. Эта теория разрешала убийства «ненужных» людей во благо «нужных». Убив «ненужную», «вредную» старушку, герой убил часть своей души, чуть не сошел с ума. Убийство старушки Раскольниковым, пьянство Мармеладова, падение его дочери Сони и многое другое – всему этому фоном служит Петербург «униженных и оскорбленных», который сам порождает преступления своей убийственной атмосферой.

Читайте также:
Может ли быть чтоб все были несчастны, разве это справедливость (образ Раскольникова): сочинение

Таким образом, Ф.М. Достоевский в своем романе «Преступление и наказание» раскрыл Петербург с новой стороны – через призму человеческих страданий. Этот Петербург крайне неприятен автору. Город – образ мирового зла, рушащего лучшее в человеке, и писатель протестует против этого.

ОБРАЗ ПЕТЕРБУРГА В РОМАНАХ Ф. М. ДОСТОЕВСКОГО «ПРЕСТУПЛЕНИЕ И НАКАЗАНИЕ» И Л. Н. ТОЛСТОГО «ВОЙНА И МИР»

Два величайших писателя, Ф. М. Достоевский и Л. Н. Толстой, почему-то в равной степени недолюбливали творение Петра Великого, его детище — Петербург. Это свое негативное отношение к северной столице они отразили в своих бессмертных произведениях.

«Редко где найдется столько мрачных, резких и странных влияний на душу человека, как в Петербурге», — констатирует Свидригайлов, герой романа Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание». И действительно, Петербург театрально красив, но абсолютно плосок и прям, как шахматная доска. Единственное отступление от плоскости — это арки мостов, единственное нарушение прямизны — это изгибы рек и каналов. Петербург был построен на пустом месте, среди болот, и эта напряженная искусственность давит постоянно. Можно восхищаться архитектурными красотами этого города и одновременно сходить с ума от ощущения замкнутости и одиночества.

Это происходит с героями романа Достоевского. «На улице жара стояла страшная, к тому же духота, толкотня, всюду известка, леса, кирпич, пыль и та особенная летняя вонь, столь известная каждому петербуржцу, не имеющему возможности нанять дачу, — все это неприятно потрясло и без того уже расстроенные нервы юноши», — пишет Достоевский в «Преступлении и наказании», прослеживая связь между «исступленными мыслями» Раскольникова и «черепашьей скорлупой» его каморки, Эта каморка является своеобразным символом более грандиозной, но столь же душной каморки — большого города. Только в духоте узких улочек, в тесноте ужасных квартир может развернуться драма униженных и оскорбленных, борьба жизни с желанием существовать, жестокий поединок смерти и молодости.

Картину тесноты, нравственной подавленности людей, ютящихся «на аршине пространства», дополняет чувство духовного одиночества человека в огромном городе, Люди относятся здесь друг к другу с подозрением и недоверием, их объединяет злорадство и любопытство к несчастью ближнего. Под пьяный хохот и язвительные насмешки посетителей кабака рассказывает Мармеладов страшную историю своей жизни.

В романе возникает образ Петербурга мертвого, холодного, равнодушного к судьбе человека: «необычным холодом» веет на Раскольникова «от этой великолепной панорамы; духом немым и глухим полна для него эта картина».

Если для Достоевского Петербург — это холодный исполин, огромная бездна, мрачный город доходных домов, дворов-колодцев, черных лестниц, грязных углов, город — соучастник преступления Раскольникова, то для Толстого Петербург — замкнутое пространство, «тюрьма» для души, где положительный герой в полной мере ощущает свое одиночество. Вспомним, как неуютно князю Андрею в Петербурге светских салонов и гостиных. Он чувствует свою ненужность, ведь не зря говорит он Пьеру при встрече с ним; «Эта жизнь, которую я здесь веду, эта жизнь не для меня».

Читайте также:
Анализ эпизода из главы 10 части 4 романа Достоевского «Идиот»: сочинение

Петербург для Толстого — это источник искушения и всяческих бед. Жизнь светского Петербурга пагубным образом влияет на Пьера после того, как он стал наследником графа Безухова. Он пускается во все тяжкие: пьет, кутит, устраивает нелепые шалости вроде случая с медведем, ведёт праздный, бессмысленный образ жизни..

Подобно напряженной искусственности архитектуры этого города, искусственность и фальшь царят в душах представителей петербургского высшего света. Интриги, придворные сплетни, карьера, богатство — вот их интересы, вот все, чем они живут. Все здесь насквозь пропитано ложью: и дежурные улыбки Анны Павловны Шерер, и лакированные от чужих нескромных взглядов плечи Элен, и чопорность Бергов, и холодная любезность таких, как Друбецкой. В этом обществе нет ничего правдивого, естественного, простого (того, что так ценит в человеке Толстой). Их речь, жесты, интонация и поступки определяются «условными правилами светского поведения». Город, в котором они живут, сыграл с ними мрачную шутку, наложив свой отпечаток на их души: он сотворил их по своему образу и подобию.

Несмотря на то, что два величайших писателя по-разному изобразили Петербург в своем творчестве, отношение их к городу одинаковое: оба они не любят и не принимают его.

Сочинение на тему: “Бог и дьявол в душе Родиона Раскольникова” по роману Ф. М. Достоевского “Преступление и наказание”

Ф. М. Достоевскому по праву принадлежит честь открытия в литературе многомерности и неисчерпаемости русской души. В своих произведениях выдающемуся русскому писателю удалось показать сочетание высокого и низкого, великого и ничтожного, благородного и подлого, Бога и Дьявола в одном человеке. Душа человека – это великая тайна, особенно душа русского человека. Как говорит один из персонажей великого романа Ф. М. Достоевского “Преступление и наказание” Свидригайлов: “Русские люди вообще широкие люди. широкие, как их земля, и чрезвычайно склонны к фанатическому, к беспорядочному; но беда быть широким без особой гениальности”. Именно в этих словах Аркадия Ивановича находится ключ к разумению характера главного героя произведения Родиона Раскольникова.

Уже сама фамилия персонажа говорит о двойственности и внутренней неоднозначности образа. Чтобы в этом убедиться, достаточно прочитать характеристику, которую Раскольникову дает Разумихин: “Полтора года я Родиона знаю: угрюм, мрачен, надменен и горд; в последнее время. мнителен и ипохондрик. Иногда, впрочем, вовсе не ипохондрик, а просто холоден и бесчувственен до бесчеловечия, право, точно в нем два противоположных характера, поочередно сменяются. ужасно высоко себя ценит и, кажется, не без некоторого права на то”.

Родион Романович Раскольников – удивительный герой, который поразил меня до глубины души. Честно говоря, подобного персонажа до этого я не встречал ни в отечественной, ни в зарубежной литературе. Непостижима судьба Родиона, непостижима ситуация, в которой он оказался, и так же непостижимы его поступки. Из общей массы петербуржских обывателей Раскольникова выделяет противоречивость его характера и особые взгляды на жизнь. Честно говоря, после знакомства с этим персонажем, с его поступками и размышлениями, возникают странные мысли, которые до этого не могли прийти в голову. Читая роман, я ставил себя на место Раскольникова и размышлял, чтобы лично я делал после убийства старухи-процентщицы и как бы я распорядился похищенными у нее ценностями. Эти и многие другие мысли не только одолевали меня, но порой даже пугали. Ни одна ранее прочитанная книга не заставляла меня ощущать ничего подобного. Однако то, что я мог себя представить на месте Раскольникова, вовсе не означает, что я мог бы совершить подобное преступление. Просто-напросто герой оставил в моем сознании непередаваемые впечатления.

Читайте также:
Идея Раскольникова о праве сильной личности на преступление в системе авторских опровержений (по роману Ф.М. Достоевского Преступление и наказание): сочинение

Логичным результатом бунта необыкновенной личности, отчуждения Раскольникова и его разъединения с людьми стало страшное преступление Родиона Романовича – убийство процентщицы и ее сестры. А кошмарное грандиозное видение, которое приходит к герою в эпилоге романа, – разделенный на части и от того гибнущий мир, бессмысленное скопище отчужденных человеческих лиц – это символ того, к чему может прийти общество, вдохновляемое идеями Раскольникова. Но герой не выдерживает своего отчуждения и одиночества. Со своими переживаниями он идет к Соне Мармеладовой. Он уже сделал несчастными свою мать и сестру. Он боится сделать несчастной и Соню. Но он любит ее и не может поступиться своей любовью. Родион любит Соню и в то же время осознает, что он, как человек, совершивший преступление, не достоин ее и не когда ее не получит. На мой взгляд, убийство старухи в романе – это, конечно же, преступление. А вот наказанием для героя стала Соня Мармеладова, а, точнее, его любовь к этой девушке и понимание безвыходности положения.

На протяжении всего произведения душа Раскольникова представляет собой своеобразную арену борьбы добра и зла. Бог и Дьявол в этой душе до последних строк романа находились в противостоянии, причем нам так и не удалось узнать, кто же в конце концов одержал верх. Ничего удивительного в этом нет, ведь главный герой романа – человек незаурядный, и его характер состоит из противоречий. Даже, несмотря на то, что Раскольников ставит себя выше других, старается убежать от своих проблем, гордо и высокомерно смотрит на них свысока, его никак нельзя назвать отрицательным персонажем. Скорее, он загадочный и необъяснимый.

Подводя итоги, следует сказать, что внутренний трагизм главного героя романа Ф. М. Достоевского “Преступление и наказание” заключается в его отъединении от общества и создании кровавой теории собственного понимания совести. А непрестанная внутренняя борьба героя является подтверждение того, что в нем одновременно существует эгоистическая уверенность в своей правоте и вечная мечта избавить от страданий окружающих его людей. В финале произведения Раскольникову удается воскреснуть, но воскрешение это происходит не из-за отречения от идеи, а благодаря пережитым страданиям, благодаря обретению веры и любви. В завершение автор оставляет героев своего произведения на пороге новой жизни и перед Раскольниковым открываются неограниченные перспективы духовного развития, развития в лучшую сторону. В этом финале хорошо видна вера писателя-гуманиста в человека, будь то чистая во всех отношениях личность или убийца и грешник, вера в то, что главного своего слова человечество еще не сказало и что все еще впереди!

Читайте также:
Образ времени в романе Ф. М. Достоевского Преступление и наказание: сочинение

Сочинение Духовные искания Раскольникова в романе Преступление и наказание

Родион Раскольников — главный герой романа Федора Достоевского «Преступление и наказание». Этот персонаж отличается задумчивостью и философским складом мысли. На протяжении всего романа герой проходит целую духовную эволюцию.

Его духовные искания начинаются с момента создания героем его собственной теории. Родион Раскольников учился на юридическом факультете, поэтому вопросы права его, естественно, интересовали. Герой был поклонником личности Наполеона, был очарован его биографией. Родион Раскольников построил теорию, будто бы человечество можно разделить на две группы: великие люди и обычные люди. Представители первой группы могут творить великие дела и менять мир. По мнению героя, иногда такие поступки требуют жертв, в том числе и людских. Великие люди могут убивать обычных людей ради своих дел. Обычные люди не представляют чего-то особенного, поэтому они служат лишь расходным материалом для великих личностей.

Родион Раскольников создал такую теорию и решил ее проверить. Это важный шаг в его духовной эволюции, так как он решается на ужасный поступок — убийство. Он продумывает убийство старуха-процентщицы и совершает его. Однако, после этого дела его постигает разочарование.

Родион Раскольников серьезно заболел после данного события. Этот поступок показывает, как его организм реагировал на его ощущения, поступки.

Помочь герою познать истину смогла Соня Мармеладова, с которой он познакомился. Общение с этой девушкой помогло ему завершить его нравственные искания. Между героями установились доверительные, нежные, светлые отношения. У Раскольникова не было раньше подобного опыта. Общение с Соней стало для него реальным переворотом сознания и мировоззрения.

Эта добрая, милосердная, честная девушка была в ужасе от поступка Раскольникова. Она помогла ему найти силы признаться следователю и искупить свою вину. Именно Соня Мармеладова помогла герою познать, что ни один человек не может лишать жизни другого человека, что главное в этой жизни — это доброта и милосердие. Поведение Сони стало образцом для Раскольникова.

Духовные искания Родиона Раскольникова привели его к каторге, но герой смог осознать свою вину и признать несостоятельность своей теории. Герой пришел к выводу, что жизнь человека — это великое благо, которого никто не имеет права его лишать, самая большая ценность в этом мире.

2 вариант

Федор Михайлович Достоевский – светило отечественной литературы и гений психологического романа. Произведение «Преступление и наказание» является апогеем его творчества по мнению многих именитых критиков и является одной из самых читаемых книг повсеместно. Главный герой романа – Раскольников Родион Романович пятую часть произведения проделывал длинный путь, но к чему? На этот вопрос я постараюсь дать ответ в своем сочинении.

Итак, Родион Раскольников – бедный студен, любящий свою сестру и мать, убивший старушку процентщицу ради счастья бедных людей, к котором относился он сам, Авдотья Романовна, Пульхерия Александровна и семейство Мармеладовых и большая часть тогдашнего Петербурга.

Читайте также:
Презирать суд людей не трудно, презирать суд собственный невозможно (по роману Ф. М. Достоевского Преступление и наказание): сочинение

Совершив убийство, он оказался в состоянии перманентной тревоги и терзаний, которое сопровождало его до покаяния в грехе. До убийства он написал статью о том, что некоторым людям – «Наполеонам» позволено убивать, что вершить историю, а другие – люди обыкновенные, заурядные.

Он считал себя «Наполеоном» и, убив старуху и ее сестру Лизавету, он думал, что сделал это во благо. Но почему он отказался от своей теории? Ответ кроется на поверхности. Убив Лизавету, Раскольникову навредил тем, ради кого он шел на преступление, соответственно, он осознал свою вину, он не считал себя больше героем, спасителем, а считал убийцей.

Путь Раскольникова на протяжении романа – это путь к истине. Достоевский, продвигающий христианские идеалы, показывает, как может погубить человека неправильное, злобное отношение к миру, из-за которого отчасти Раскольников и двинулся на преступление. Пройдя свой путь до конца, Раскольников не пришел к правилу: «убивать нельзя», он пришел к главному качеству, которое только может быть у человека! Он пришел к человеколюбию. И почувствовал любовь к ближнему он ощутил гармонию с внешним и внутренним миром, обрел спокойствие и веру в светлое будущее.

В заключении, хочется сказать, что путь Раскольника, путь к человеколюбию обязан пройти каждый из нас, ведь только так люди смогут прийти к светлому раю на Земле и ощутить все блаженство и волшебство любви!

Также читают:

Картинка к сочинению Духовные искания Раскольникова в романе Преступление и наказание

Популярные сегодня темы

Герои встречаются на базаре и поп предлагает Балде работу у него в доме плотником, конюхом, поваром. Поскольку поп отличается жадностью и скупостью он обещает

28 августа 1828 года появился на свет известный писатель Лев Николаевич Толстой в имении Ясная поляна в Тульской губернии. Писатель происходил из дворянского рода, графской ветви и владели усадьбе Ясная Поляна

Александр Николаевич Островский является известнейшим русским драматургом и «отцом» русского национального театра. В своих пьесах, Островский не раз изображал социальную несправедливость

Творчество великого писателя Н. В. Гоголя – это путь к разгадке к человеческому счастью через препятствия. В его произведениях имеют место и любовь, и разлука, и смерть и волшебство.

В рассказе Александра Ивановича Куприна рассказывается о молодом небогатом офицере Николае Евграфовиче Алмазове и о его находчивой и любящей жене Верочке Алмазовой.

О внутренней противоречивости Раскольникова

В романе “Преступление и наказание” Ф.М.Достоевский создал образ человека, критически относящегося к действительности и желающего сыграть в обществе значительную роль. Размышления Родиона Раскольникова о «маленьких» людях, не пытающихся защитить себя, и о противоположных личностях, способных свои человеческие права отстаивать, привели к созданию теории «о тварях дрожащих и право имеющих». Раскольников вынашивал эту идею долгое время и не решался применить на практике. Суть её в том, что в благих целях преступление, даже убийство, может быть оправдано. Родион предполагал некую справедливость, компенсирующую совершаемое во имя добра зло: разве «не загладится» убийство никому не нужной, «зловредной старушонки» «тысячами добрых дел?» А главное, Раскольников должен был проверить, является ли он сам сильной личностью.

Размышления по этому вопросу «подогрел» подслушанный в трактире разговор студента и офицера о старухе-процентщице и её сестре Лизавете. Студент говорил, что ему хочется убить и ограбить эту вредную старуху, чтобы помочь тем, кто нуждается, но признавался в своей неспособности на убийство. Высказывания студента соответствовали внутренним монологам Родиона. Мрачные мысли возникали и как результат собственной неустроенности: за обучение платить было нечем, учёбу бросил, за квартиру задолжал. На еду зарабатывать не всегда получалось, так как оплата за уроки низкая, да и «без сапог нельзя детей учить». Его тесная каморка, похожая на шкаф, вызывала тоску и раздражение, а в ней приходилось проводить большую часть суток. И район, где снимал комнату Раскольников, представлял собой трущобы с питейными заведениями, пылью, духотой на улицах.

Читайте также:
Почему я выбрала Достоевского и Лескова: сочинение

Немаловажную роль сыграло знакомство с семьёй Мармеладовых, жившей в нищете. Катерина Ивановна была больна, трое маленьких детей голодали, сам Мармеладов прокормить всех не мог и с горя пил, а его дочь Соня «пошла по жёлтому билету», пожертвовав собою ради спасения близких ей людей. Раскольникова возмущает такое положение в обществе, когда одни идут на самопожертвование, а другие эту жертву принимают.
Своё воздействие на душевное состояние Раскольникова оказало также письмо матери, в котором она сообщала о последних событиях в их жизни. Решение сестры Дуни выйти замуж за Лужина (по расчёту) Родион воспринимает, как жертву ради него: «Сонечка, Сонечка Мармеладова, вечная Сонечка. . Не хочу я этой жертвы. не бывать тому, не принимаю!»

В дальнейшем он понимает, что от лужиных и свидригайловых спастись нельзя, жертвы будут и дальше. Свидригайлов – это ещё один представитель «сильных», живущих по собственным законам. И тогда появляется вывод: «Надо решиться. Или отказаться от жизни совсем!» Значит, если теорию отвергнуть, то и жизнь, по мнению Раскольникова, не нужна, так как это равносильно отказу «от всякого права действовать, жить и любить».

Символический сон, приснившийся Раскольникову незадолго до убийства, вызывает новые раздумья: «Уж не горячка ли. начинается? Боже! да неужели. я в самом деле возьму топор, стану бить по голове, красть и дрожать. прятаться, весь залитый кровью. Господи! покажи мне путь мой». Поначалу картина жестокого убийства мужиком лошади (во сне) привела Родиона Раскольникова в ужас: он не хочет быть убийцей, в окровавленной одежде, с руками в крови. Но у него возникает мысль: «А почему приснился такой безобразный сон именно сейчас?» Жадную старуху отождествлять с бедной лошадкой не приходится, скорее, наоборот. А раз так, значит, ни сострадания, ни жалости старушонка не заслуживает, поскольку пользы не приносит, от неё только вред людям. В соответствии со своей теорией, Родион считает, что не из потребности убийства и не из-за жестокости в сердце пойдёт он на преступление, а чтобы себе самому доказать верность своих выводов. Он хочет убедиться в собственной значимости, в том, что принадлежит к людям избранным, готовым вершить суд в борьбе за справедливость. И этот сон имел особое значение для воспалённой психики человека, уже месяц размышлявшего над задуманным экспериментом. Раскольников даже на «пробу» сходил.

Вся идея убийства сводилась к проверке собственных сил: сможет ли он совершить то, на что не всякий имеет право, дело, на которое способны только сильные личности. Иными словами, может ли он, Родион Раскольников, принадлежать к людям избранным? Вот почему позднее он не воспользовался награбленными вещами и деньгами. Гордость и самолюбие были сильно развитыми у Раскольникова чувствами, он не хотел даже помощь друга принимать или пользоваться деньгами матери, сестры. И чужое, взятое после убийства, ему тоже было не нужно.

Читайте также:
Каковы причины, побудившие Раскольникова на убийство старухи-процентщицы и причины, останавливающего его (по роману Ф. М. Достоевского Преступление и наказание): сочинение

В результате «казни» над собой после убийства Раскольников приходит к выводу о бесполезности жестокой расправы над старухой-процентщицей. Ничего не изменилось в жизни отдельных людей или в обществе к лучшему, зато ему лично этот «эксперимент» принёс страдания, болезнь, муки совести. Кому стало лучше? И почувствовал ли он себя «Наполеоном»? Ничего подобного. А старушонка, которая ему приснилась, смеётся над ним, и убить её нельзя, как нельзя изменить Свидригайлова, его образ жизни, привычки. Во сне он привиделся Раскольникову в образе мещанина, а затем появился в квартире Родиона со своими предложениями. В этом также есть своя символика: Раскольников во сне идёт за Свидригайловым, который поманил его за собой, то есть это намёк на преступность замыслов того и другого. Действительно, чем лучше поступок Раскольникова в сравнении с делами того человека, который ему неприятен? Ведь он так же, как и Свидригайлов, не считался с чувствами и желаниями других людей, хоть и не заслуживающих уважения. Позднее, уже наяву, Свидригайлов говорит Родиону, что между ними есть какое-то сходство. Родиону это не нравится, и этот факт вызывает у него новые размышления. Можно ли жить с мыслями о совершённом грехе? Удаётся ли это Свидригайлову? Ведь у него тоже бывают видения: например, по его рассказам, к нему приходит умершая жена.

Совесть продолжала терзать Раскольникова и мучила его сильнее в присутствии родных, которые приехали к нему. Родион любил, даже боготворил мать и сестру. Дуня, в его понимании, может повторить судьбу Сони, если выйдет замуж по расчёту, продаст себя, чтобы помочь брату. Но ведь Раскольников, по его теории, как раз и выразил убийством старухи-процентщицы протест против бесправного, несправедливого положения людей в обществе. В то же время шло какое-то расхождение, нестыковка принципов и убеждений: если он не «тварь дрожащая», если он принадлежит к избранным, сильным личностям, то кто тогда его мать и сестра? Неужели он должен их презирать, если нужно их отнести к другому разряду, противоположному?

Все эти вопросы не были решены в болезненном сознании Раскольникова, ему нужно было много думать, чтобы сделать какой-либо вывод. Позднее этот вывод ему поможет сделать Соня Мармеладова, которая была уверена в необходимости через покаяние прийти к осознанию вины и неизбежности наказания за совершённое преступление. Зло есть зло, человек не имеет права своим судом приговаривать кого бы то ни было к смерти. И христианский принцип “не убий” остаётся главным в жизни человечества.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: