Образ Раскольникова в романе Ф. М. Достоевского Преступление и наказание.: сочинение

Сочинение на тему: Образ Раскольникова в романе “Преступление и наказание”

Тип работы: Сочинение
Дата добавления: 22.04.2020

  • Данный тип работы не является научным трудом, не является готовой выпускной квалификационной работой!
  • Данный тип работы представляет собой готовый результат обработки, структурирования и форматирования собранной информации, предназначенной для использования в качестве источника материала для самостоятельной подготовки учебной работы.

Если вам тяжело разобраться в данной теме напишите мне в whatsapp разберём вашу тему, согласуем сроки и я вам помогу!

Если вы хотите научиться сами писать любые сочинения, то на странице “что такое сочинение и как его написать” я подробно написала.

Посмотрите похожие темы сочинений возможно они вам могут быть полезны:

Текст сочинения:

Главный герой романа Достоевского – студент Родион Раскольников. Через рассказ о судьбе этого персонажа писатель пытается донести до читателя свои мысли.

Весь труд по сути является откровением первых почти ницханских идей, получивших определенную популярность в конце XIX века. Не случайно фигура происходит из студенческой среды, которая наиболее подвержена различным тенденциям и волнениям.

Родион – привлекательный, умный, но чрезвычайно бедный молодой человек, который живет в бедной квартире и не может продолжать учебу. Идея превосходства одних людей над другими укоренилась в его сознании. Сам он, конечно, относится к высшей категории и считает других бесполезной серой массой. Следуя собственной логике, теоретик Ницше решает убить мерзкую старуху, чтобы использовать ее деньги на добрые дела.

Однако Достоевский сразу же показывает борьбу героя с самим собой. Раскольников постоянно сомневается, затем отказывается от этой идеи, только чтобы вернуться к ней снова. Он видит сон, в котором в детстве плачет над зарезанной лошадью и понимает, что не может убить мужчину, но когда он случайно узнает, что старуха останется дома одна, он все же решает совершить преступление. Наш герой придумал безупречный план, но все заканчивается настоящей бойней: он убивает не только Алену Ивановну, но и ее беременную сестру и в панике убегает, забирая с собой лишь горстку украшений. Раскольников не злодей и не сумасшедший, но отсутствие денег, болезни и отчаяние доводят его до отчаяния.

После того, как Родион совершил преступление, он теряет спокойствие. Его болезнь ухудшается, он прикован к постели и страдает от кошмаров, в которых он неоднократно переживает то, что произошло. Все возрастающий страх разоблачения мучает его, и из глубины души героя мучает сама его совесть, хотя сам он этого не признает. Еще одно чувство, ставшее неотъемлемой частью жизни Раскольникова, – это одиночество. Вне закона и морали он отделился от других людей, даже его лучший друг Разумихин, его сестра Дунья и мать Пульхерия стали для него странными и непонятными. Свою последнюю надежду он видит в проститутке Соне Мармеладовой, которая, по его мнению, также нарушила закон и нравственность и поэтому может понять убийцу. Возможно, он надеялся на извинения, но Соня призывает его покаяться и принять наказание.

Наконец, Раскольников разочаровывается в себе и сдается в милицию. Однако Родион все еще верит в свою теорию “правообладателей” и “трясущихся существ”. Только в эпилоге он осознает бессмысленность и жестокость этой идеи, и, отвергнув ее, герой вступает на путь духовного возрождения.

Через образ Раскольникова Достоевский низвергает эгоцентризм и бонапартизм, поднимает христианство и человеческую любовь.

Присылайте задания в любое время дня и ночи в ➔

Официальный сайт Брильёновой Натальи Валерьевны преподавателя кафедры информатики и электроники Екатеринбургского государственного института.

Все авторские права на размещённые материалы сохранены за правообладателями этих материалов. Любое коммерческое и/или иное использование кроме предварительного ознакомления материалов сайта natalibrilenova.ru запрещено. Публикация и распространение размещённых материалов не преследует за собой коммерческой и/или любой другой выгоды.

Читайте также:
Раскольников, Соня, Мармеладов, Свидригайлов кто они: добрые или злые: сочинение

Сайт предназначен для облегчения образовательного путешествия студентам очникам и заочникам по вопросам обучения . Наталья Брильёнова не предлагает и не оказывает товары и услуги.

Раскольников Родион Романович — образ и характеристика героя романа Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»

«Преступление и наказание» сложно отнести к какому-либо определённому типу романа. На станицах книги поднимается целый ряд вопросов: от социального неустройства до нравственного выбора. Читатель сталкивается здесь и с семейной драмой, и с детективным сюжетом, и с философскими размышлениями главного героя о смысле существования.

Внешность героя

Родион Раскольников предстаёт перед читателями уже в первой главе романа «Преступление и наказание». Это молодой человек с прекрасной наружностью, стройный, выше среднего роста, с чудесными чёрными глазами. Достоевским он показан человеком, находящимся в болезненном состоянии и о чём-то постоянно размышляющем.

Одежда Родиона Романовича также не отличается роскошью. Во время первой встречи с читателем он предстаёт в изношенном костюме, который свидетельствует о его крайне тяжёлом финансовом положении. Раскольников погряз в долгах, у нет средств для того, чтобы покрыть аренду комнаты и заплатить за обучение в университете.

Внутреннее убранство комнаты героя только подчёркивает его замкнутость и отгороженность от внешнего мира. Жилище Раскольникова напоминало «крошечную клетушку», в которой едва мог бы уместиться один человек.

Характер героя

Характер главного героя намеренно раскрывается Достоевским по мере приближения к финалу. Раскольников отличается высоким умом и независимостью от окружающего мнения. Однако крайняя бедность, в которой он вынужден сейчас пребывать, заставила его отгородиться от окружающего мира. При общении с людьми Раскольников впадает в раздражительность. Даже помощь от матери и своего лучшего друга Разумихина он воспринимает как непосильное унижение.

Идеология романа

Все главы романа пронизаны идеей, которую уже давно носит в себе Родион. Согласно ей, пребывающие в мир люди подразделяются на два класса. Первый составляют так называемые право имеющие, а во второй входят простые обыватели, которых, по мнению Раскольникова, большинство. Именно преступная задумка, которую он планирует осуществить, должна прояснить, к какой именно категории людей он относится.

Вопрос Раскольникова «тварь ли я дрожащая или право имею» проходит красной нитью в романе. Главный герой думает, что, перешагнув через страх перед убийством, он не только проверит правдивость своей идеи, но и сможет сделать счастливым каждого человека, пребывающего в этом мире.

Преступление и наказание

Примечательно, что преступлению Достоевский отводит в своём романе лишь первую часть, тогда как остальные пять занимает наказание главного героя.

Вместе с жадной старухой-процентщицей, которая, по утверждения Раскольникова, была одним из самых бесполезных существ на земле, гибнет ни в чём не повинная её сестра Елизавета, оказавшаяся рядом в момент преступления.

На Раскольникова нападают уныние и страх. Деньгам, полученным в результате ограбления, он не может найти применение и закапывает их в землю.

Главный герой понимает, что совершённое им преступление, как ничто другое, показывает, к какому классу людей он относится на самом деле. Муки совести от содеянного, которые не испытывают право имеющие, ставят его в один ряд с дрожащей тварью.

Однако вопреки его ожиданиям близкие люди пытаются ему помочь и привести в чувство. Мать, сестра и лучший друг в сложную минуту оказываются рядом с отверженным героем. Они хотят узнать о его состоянии, но сам Раскольников понимает, что не стоит их любви и заботы.

Но именно благодаря совершенному злу у него появляются новые знакомые в лице Мармеладова Семёна Захарыча, его жены Екатерины и дочери Сони. Чтобы скрасить их бедственное положение, он жертвует Мармеладовым деньги, присланные родительницей.

Читайте также:
Никодим Фомич — квартальный надзиратель: сочинение

Но благородные чувства быстро уступают место злобе и раздражительности. Больше всего на свете Раскольников жаждет одиночества. Ему горько от того, что он не прошел испытание. Родион не причисляет себя к преступникам и, даже более того, решает запутать следствие. Но беспрестанная ложь и царящая в воздухе напряжённая обстановка отнимают у него последние душевные силы.

Раскольников понимает, что вся его идея — ложна и преступна. Но признать свою вину перед общественностью он не может.

Соня Мармеладова

Ключевой фигурой в жизни Родиона Романовича становится Соня Мармеладова — дочь Семёна Захарыча. Именно после знакомства с ней в его духовном состоянии наступают видимые перемены.

Как и главный герой, Соня терпит постоянные лишения и бедствия, которые приводят её постепенно к жизни по жёлтому билету. Чтобы прокормить свою семью она тоже вынуждена пойти на сделку с собственной совестью. Но, несмотря на телесную нечистоту Сони, душа её осталась чистой и невинной.

Юная героиня романа — глубоко верующий человек и именно вера в Бога помогает ей преодолевать все трудности, встреченные на жизненном пути. Любовь Сонечки сотворила чудо и с Раскольниковым. Она не дала ему погибнуть. Жалость девушки, вызывающая поначалу только сопротивление героя, постепенно приводят к тому, что Раскольников открывает Соне свою душу.

Девушка убеждает его признать свою вину и покаяться, потому что любое человеческое счастье должно быть выстраданным. Благодаря ей Родион обращается к Богу и начинает постепенно раскаиваться в содеянном преступлении.

Вывод

Характеристика образа Раскольникова может пригодиться при написании сочинений и для подготовки урокам литературы.

Сочинение: Образ Раскольникова по роману Преступление и наказание

Образ Раскольникова (по роману «Преступление и наказание»)

Автор: Достоевский Ф.М.

Федор Михайлович Достоевский — писатель-философ, ставивший и решавший в своих произведениях сложнейшие, вечные вопросы бытия. Его герои — необычные люди. Они мечутся и страдают, совершают злодейства и раскаиваются, находясь в бесконечном поиске истины. Таков и главный герой романа “Преступление и наказание” Родион Романович Раскольников. “Он до того углубился в себя и уединился от всех, что боялся всякой встречи, не только встречи с хозяйкой. Он был задавлен бедностью, но даже стесненное положение перестало в последнее время тяготить его. ”

Уединение нужно Раскольникову, чтобы окончательно сформулировать теорию о сверхчеловеке, имеющем право на убийство. Родион Романович хочет на себе проверить, “тварь ли он дрожащая или право имеет. ”. Для доказательства своей теории Раскольников решает убить старуху-процентщицу, вредную для общества ростовщицу, как он считает, “никчемную старушонку”.

Почему же возникла в голове довольно образованного юноши такая дикая теория? Из-за ужасной бедности, в которой вынужден существовать Раскольников, несправедливости, невозможности, да и нежелания переделать окружающую жизнь. Он решает встать над жизнью, над ее законами. А это под силу лишь немногим. Стать выше и вне мира — это и значит стать человеком, обрести действительную свободу,— так думает Раскольников, когда готовится к убийству. Не изменить мир, а свое положение в нем стремится герой. Во что бы то ни стало надо решиться, хоть на что-нибудь, или. “или отказаться от жизни совсем!”

Преступление совершено, почему же так тяжело и страшно нашему герою? Он избегает общества людей, даже ближайшего друга Разумихина, отталкивает сестру и мать. Он боится “запачкать” их своим преступлением. Лишь в разговорах с Соней Мармеладовой Раскольников смог открыть свою душу. Она такая же грешная, как и он (живет по желтому билету). На этот путь Соню тоже толкнула безысходная нужда. Она тяготится своим положением, но не может его изменить.

Читайте также:
В чем смысл названия романа Ф. М. Достоевского Преступление и наказание?: сочинение

Слушая страшную историю Раскольникова, Соня берет на себя тяжесть его вины:

— Что вы, что вы это над собой сделали,— отчаянно проговорила Соня.— Нет, нет тебя несчастнее никого теперь в целом свете!

Она уговаривает Родиона Романовича покаяться на площади, облегчить душу, чтобы обрести покой и душевное равновесие, утраченное после убийства.

Раскольников понимает что его “теория” потерпела крах. А он и рад этому. Страдая из-за убийства “никчемной старушонки”, герой доказывает себе и нам, что нормальный человек не может безнаказанно совершить злодейство, что жизнь намного сложнее и “изобретательнее” любой теории. Убив старуху, Раскольников вынужден был убить и ее безобидную сестру Лизавету, вернувшуюся домой в момент убийства. Это двойное преступление тяготит Родиона Романовича. И в конце концов он признается следователю во всем содеянном. Раскаяние на площади и у следователя несколько примиряет Раскольникова с окружающими.

Но только постоянная душевная забота, терпеливое внимание Сони смогли вернуть Родиона Романовича к жизни. Мучаясь сам, он мучает Соню. Но придет время, и обновленный герой поймет, что “бесконечною любовью” искупит он теперь все ее страдания.

Роман заканчивается оптимистичными мечтами героев о счастье, которое они выстрадают годами, проведенными на каторге. Что же хотел сказать своим романом Федор Михайлович Достоевский? Неотвратимость наказания за преступление — это слишком просто, даже примитивно для писателя, он намного шире и глубже. Писатель-гуманист Достоевский показал невозможность безнаказанно совершать преступления и дает шанс даже оступившемуся, но раскаявшемуся человеку рассчитывать на прощение. Человек не волен в своей судьбе, его ведет провидение, но живущий по Божьим законам приближается к тому идеалу, о котором мечтал Федор Михайлович Достоевский,— к “совершенному человеку”.

Образ Раскольникова в романе Преступления наказания Достоевского сочинение

В своих произведениях Фёдор Михайлович Достоевский рассматривает глубокие философские проблемы, персонажи его романов незаурядные люди, целью которых является поиск истины. Одним из ярчайших героев романов Достоевского является Родион Раскольников.

На первый взгляд, он обычный молодой человек, ничем не выделяющийся среди своих ровесников: у него приятная внешность, он умён, образован. Однако это лишь внешние атрибуты личности, за которыми скрывается гордыня и уязвленное нищенским существованием самолюбие. Раскольников живет в небольшой комнате, носит поношенную старую одежду и не может оплатить за свое обучение.

Под влиянием жизненных обстоятельств в голове Раскольникова появляется идея о том, что существуют люди, способные повлиять на ход истории. Раскольников планирует убить Алёну Ивановну старуху-процентщицу, смерть которой, по его мнению, принесёт только пользу обществу. Однако совершив убийство герой не чувствует себя «сверхчеловеком», он понимает, что не выдержал испытания. Родион не раскаивается в своём преступлении, ему тяжело из-за того, что он не смог доказать свою теорию. Герой воспринимает страдание как прерогативу сильных людей, способных взять на себя эту тяжесть, но раскаяние в содеянном уже начинает мучить его.

После совершённого убийства герою приходится врать, чтобы никто не заподозрил его в преступлении, он избегает общества своей семьи и друга Дмитрия Разумихина, которые хотят помочь ему и не понимают причины его подавленного состояния. Постепенно Раскольников начинает понимать, что был неправ, что его идея неверна, однако он не может заставить себя признать свою неправоту.

Только одному человеку он смог довериться Соне Мармеладовой. В этой девушке он увидел родственную душу, которая так же, как и он, находится в бедственном положении. Соня добрая, искренняя девушка, которая поддерживает Раскольникова, под её влиянием Раскольников признаётся в убийстве старухи-процентщицы и её сестры Елизаветы.

С признанием в убийстве к Раскольникову приходит понимание того, что ни один человек не может безнаказанно совершить преступление. Ни одна идея, какой бы великой она не была, не может послужить оправданием для убийства. На примере Раскольникова можно увидеть, что каждый человек может заслужить прощение и начать новую жизнь чистую, светлую.

Читайте также:
Дневник Раскольникова: сочинение

Преступление и наказание Образ Раскольникова сочинение рассуждение

Роман «Преступление и наказание» великого писателя Ф.М. Достоевского рассказывает о истории одного убийства и последующего за него наказания. Главный герой произведения – Родион Романович Раскольников.

Главный герой очень любил уединение. Во времена своего одиночества он продумывал свою теорию. Его теория была о сверхчеловеке, который имеет право на убийство. Чтобы потвердеть свою теорию раскольников убивает старуху. Старуха была вредна для общества (ростовщица), Раскольников считал её никчёмной старухой.

Возникает вопрос, почему Родион пришёл к этой теории. Это произошло из-за бедности, невозможности что-либо исправить. Так, придя к этой теории, он решил стать выше жизни. Он хочет поменять не мир, а своё положение в нём. Различными суждениями он пытается убедить себя в правильности своей теории.

Преступление уже произошло. Но Раскольников не чувствует облегчения, какой-то справедливости. Он чувствует только тяжесть от совершенного преступления. Родион отталкивает лучшего друга, маму и сестру. О своём преступление он рассказывает только Соне Мармеладовой, которая тоже грешная, как и она. Соня тоже стала грешной из-за бедности. И ей это не нравится, но она не может ничего изменить.

Соня убеждает Раскольникова раскаяться. Ему нужно покаяться на площади. Так ему ставит легче, он почувствует душевное равновесие, которое утратил после убийства.

Родион понимает, что его теория потерпела крах. Ни один нормальный человек не может совершить убийство безнаказанно. Его безмерно тяготит то, что он совершил двойное убийство (убил сестру Лизоньки старухи). Он не может хранить это в себе и признаётся следователю. Раскольников чувствует облегчение после раскаяния на площади и у следователя.

Теперь Родион считает, что его душу спасёт его любовь с Соне. Пройдя через все испытания на каторге, они смогут быть счастливы.

Роман показывает, что какие бы не были у человека побуждения, какие бы он не преследовал цели, за любым преступлением следует наказание.

Характеристика и образ Раскольникова в романе Преступление и наказание сочинение

Родион Раскольников – бывший студент, проживающий в Санкт-Петербурге, из-за недостатка денег оставивший учебу в университете. Живет практически за чертой бедности. Изначально Достоевский хотел вместить в своего героя такие черты как: непомерная гордость, презрение к обществу и высокомерие. Автор подчеркивал, что деспотизм это его черта. Однако, уже по ходу романа, выясняется, что персонаж обрел более сложный характер, помимо однозначно отрицательных черт, в нем проглядывает явное сострадание к человеческому роду. Товарищ Родиона по университету Дмитрий замечает, будто внутри Раскольникова уживаются два характера, сменяющие друг друга. Благодаря этому состраданию, герой способен на внезапные и искренние порывы, например при знакомстве с домом Мармеладовых, он тайно оставляет им все свои деньги, так же, он вступается за Соню перед Лужиным, спасает детей от пожара. По большей части, подобное поведение обусловлено жалостью Родиона к людям.

Знакомство с внутренним миром главного героя происходит уже на первых страницах романа. Перед нами предстает человек раздражительный и напряженный, опасающийся встретить квартирную хозяйку, да и не только ее, как выясняется позже. Дело не столько в самой хозяйке, сколько в нежелании Раскольникова встречаться вообще с кем угодно, настолько он углубился в себя. Даже безденежье уже не так сильно его беспокоит. Далее нам дается первый набросок внешности Родиона. Судя по описанию, он был хорош собой, однако одевался очень бедно. Университетские знакомые уважали его, ибо учился Родион не жалея себя, однако никто из них его не любил.

Читайте также:
Краткая хроника жизни и творчества Достоевского: сочинение

Моральная дилемма, над которой размышляет Раскольников, его сильно меняет. Изменения происходят не только в голове, но и во внешности. После убийства старухи, Раскольников выглядит как человек, превозмогающий сильную физическую боль. Подобная перемена обусловлена наказанием за преступление, которое наступает непосредственно во время убийства. Родиону не удается держать себя хладнокровным, он не может даже найти денег старухи. Но на самом деле все рушится в момент убийства нежелательного свидетеля, Лизаветы. Оправданий для совести у Родиона больше нет. Жизнь героя превращается в кошмар. В последствие герой возвращается в лоно христианской веры, и отказывается от своей идеи.

Образ Раскольникова в романе Преступления наказания Достоевского

В русском языке любая часть речи играет огромную, даже важнейшую роль. На данный момент времени существует два лингвистических разделений

Русский живописец, камнерез и ювелир Алексей Кузьмич Денисов-Уральский родился в городе Екатеринбург в 1864 году. Отец у художника был потомственным камнерезом. Сына он тоже ещё с юных лет приобщил к камнерезному делу.

В 1839 году замечательный художник Карл Брюллов написал картину, которую смело можно отнести к жанровому портрету. Это произошло после того, как успешный коннозаводчик и почитатель художников Афанасий Шишмарев заказал ему портрет своих дочерей.

В этом произведении показаны романтические натуры девушек. Сколько женственности,загадок, манер поведения мы видим в их образах, как они похожи и как различаются одновременно. Все они влюблены в Печорина -это их слабая сторона,

Работа учителем является сложной, но очень необходимой. От профессионализма данного категории специалистов зависит развитие будущего населения.

Праздник Нового года обладает магической атмосферой, способной воодушевить даже отъявленных скептиков. Волшебная природа, окутанная снегом, и рождественские песни, льющиеся отовсюду

Сочинения на свободные темы

Данная шпаргалка предназначена для школьников, абитуриентов. В шпаргалку входят готовые сочинения на свободные темы по произведениям литературы XIX и XX вв. Она позволит вам отлично сдать экзамен по литературе и вступительные экзамены в вуз.

Оглавление

  • 1. «Сострадание есть высочайшая форма человеческого существования…» (Ф. М. Достоевский) (По одному или нескольким произведениям.
  • 2. «Тирания есть привычка, обращающаяся в потребность…» (Ф. М. Достоевский) (По одному или нескольким произведениям русской.
  • 3. «Человек – целый мир…» (Ф. М. Достоевский) (По одному или нескольким произведениям русской литературы XIX в.)
  • 4. «Счастье есть дело судьбы, ума и характера…» (Н. М. Карамзин) (По одному или нескольким произведениям русской литературы XIX.
  • 5. «Следовать за мыслями великого человека есть наука самая занимательная…» (Н. М. Карамзин) (По одному или нескольким.
  • 6. «Воспитание – великое дело: им решается участь человека…» (В. Г. Белинский) (По одному или нескольким произведениям русской.
  • 7. «Человек – это… живая загадка» (Ф. М. Достоевский) (По одному или нескольким произведениям русской литературы XIX в.)
  • 8. «Жизнь скучна без нравственной цели…» (Ф. М. Достоевский) (По одному или нескольким произведениям русской литературы XIX в.)
  • 9. «Великие истины понятны и доступны каждому…» (Д. И. Писарев) (По одному или нескольким произведениям русской литературы XIX.

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Сочинения на свободные темы предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

3. «Человек — целый мир…» (Ф. М. Достоевский) (По одному или нескольким произведениям русской литературы XIX в.)

Почти все герои Достоевского — люди сложные и противоречивые. Болезненно остро воспринимая действительность, Достоевский персонажей своих книг наделяет подобным восприятием жизни. Родион Раскольников — главный герой романа «Преступление и наказание» — человек именно такой. Это бывший студент, талантливый, умный молодой человек. Родион из-за бедности бросает учебу, влачит нищенское существование. Бедность, дошедшая до крайности, жилище — темная конура. Нет, не хочет Родион смириться с действительностью. И возникает вопрос: может ли гуманный человек, страдающий за угнетенное человечество, разрешить себе убийство хотя бы одного «никчемного» существа ради избавления от мучений, от нищеты многих благородных, честных людей? А то, что Раскольников обостренно чувствует чужую боль, не подлежит сомнению. Ведь не только собственная нищета угнетает его, не только бедность матери и сестры. Его волнуют и девочка на бульваре, и пьяница Мармеладов, и умирающая от чахотки Катерина Ивановна со своими деньгами, и наконец, Сонечка. Каждая встреча с обездоленными этим миром ранит ему душу. И тогда рождается в его голове план убить «бесполезную, гадкую, зловредную вошь» — старуху-процентщицу. Он человек исключительный по активности и принципиальности своего отвлеченного мышления, отточенного изучением юридических наук. Он горд и озлоблен. По своему духовному складу он — индивидуалистический протестант, негодующий на окружающую его жизнь. И во всем этом он выступает как выдающийся представитель тех отрицательных для авторов принципов жизни — принципов «рассудочности» и «особняка», которые будто бы пришли в русские образованные умы из буржуазного Запада. Но, с другой стороны, по условиям своей жизни бедный разночинец Раскольников — человек, глубоко сочувствующий всему обездоленному люду, способный к стихийным демократическим стремлениям.

Читайте также:
Сущность морали буржуазного общества в романах Достоевского: сочинение

Характер Родиона сложен и противоречив. Отсюда противоречивы и его рассудочные теории. В одной из этих теорий, которую он изложил в статье, напечатанной в столичной газете еще за полгода до роковых событий, он утверждал, что люди в обществе всегда разделены на две неравные части — на «обыкновенных» и «необыкновенных». Первые созданы для повседневного существования и повиновения существующим законам; вторые по самой своей натуре — смелые новаторы, учредители новых идейных законов. Ради этого они имеют нравственное право нарушать старые законы и, если понадобится, проливать при этом кровь человеческую. Все дело в том, что думая о Наполеонах и их «праве» на пролитие крови, бедный студент у Достоевского выражал этим свой смутный протест против социального уклада русской жизни, обрекшего его на бедность и унижения. А вместе с тем своей теорией он бессознательно готовил себя самого к преступлению, в результате которого он и сам мог бы выйти из тупика. Он изображал себе дело так, что ему необходимо проверить, не рожден ли он сам с «натурой» Наполеона — проверить себя, конечно пока не захватом власти, а всего только убийством и ограблением старушки-процентщицы. Но оказалось, что Раскольникову убивать, совершать обыкновенное уголовное преступление мерзко и отвратительно. Поэтому вслед за первой теорией о Наполеонах он создал другую теорию, которая смягчала и оправдывала жестокость первой, но тоже была основана на самообмане. Он придумал, что может убить старушку для того, чтобы на украденные у нее большие деньги помогать другим людям, спасти «сотни молодых жизней» от гибели и разврата. Эта вторая теория была как будто альтруистической и благородной. Но все-таки эта «теория» была рассудочной, основанной на расчете.

В чем же вина Родиона Раскольникова? А в том, что он переступает те нравственные границы, которые человек, если он желает остаться человеком, ни при каких обстоятельствах не может переступать. Раскольникова легко было бы оправдать, если бы он убил из-за бедности. Но ведь Достоевский ясно показал стремление Раскольникова встать над толпой. Ему не важны деньги, главное — доказать себе самому, что ты, подобно Наполеону и Магомету, способен возвыситься над толпой, убив. Главная ошибка Родиона и вина его в том, что он забыл самое важное: никому не дано право лишать жизни других. Нельзя свои проблемы решать за счет других, лучше пострадать самому, чем заставлять страдать других, — вот нравственный великий смысл. Без сомнения, крушение честолюбивых надежд — личная трагедия Раскольникова. Самая главная его беда в том, что он забыл о своих человеческих мыслях, чувствах, переживаниях. Ведь Родион не предусмотрел угрызений совести, мучений человеческих. Родион Раскольников — человек! Человек, не вынесший тяжести моральной нагрузки. Своим поступком Родион отсек себя от окружающего мира. И ему безумно тоскливо носить в себе тяжесть греха и переносить одиночество! Родиона постоянно преследует вопрос: «А почему же именно так, кто виноват во всем. » Вопросы о мире и месте в нем человека начинают преследовать его. Трагедия Раскольникова и в том, что он не находит себе места в жизни, потому что видит в ней одну лишь страшную борьбу за власть и деньги. Его счастье в том, что он встретил Соню, Сонечку, способную понять его и принявшую его таким, каким он был. Ведь это очень много значит в жизни каждого человека. И в этом уже не вина и не трагедия, а истинное счастье Раскольникова.

Читайте также:
Корень злых дел — в дурных мыслях. Л.Н.Толстой. (По одному из произведений русской литературы. — Ф.М.Достоевский. Преступление и наказание): сочинение

Человек – целый мир (Ф.М. Достоевский). (По одному из произведений русской литературы XIX века.): сочинение

Сочинения по произведениям :

Сочинения по произведениям авторов:

Сочинение. “Человек – целый мир. ” (Ф.М. Достоевский). (По повести Л.Н. Толстого “Детство”)

Море зовет меня
Бушующее море моего детства.
Тогда корабли, ныне сожженные солнцем,
На плаву держала вода.
Один упавший с вершины камешек
Может сравнять с землей города.
Сатынбай Ибрагимов.

Человек не сам по себе, часть суши, материка, и в то же время каждый — это целый мир. Он сам — Вселенная, наполненная неурядицами и неразберихой, открытиями и познаниями.
Мы приходим в этот мир незапятнанными и свободными. Ничто пока не разжигает алчность, не затрагивает наши темные стороны души.
Подняв лицо к небу, мы можем увидеть все, что создала природа: восход и закат, и плавный ход мчащейся Вселенной, движение светил и многое другое. Все это природа поместила над нами. А вот драгоценные камни и золото она от нас скрыла, но мы сами, разбросав кучи земли, находим их себе на беду.
Подобно природе устроен и сам человек. В нем есть то, что лежит на поверхности, и то, что скрыто от посторонних глаз. В нашей жизни бывает и безудержная «дневная» радость, и угнетающее «ночное» страдание. В душе нашей постоянно вспыхивают молнии, а после обильного дождя расцветает радуга.
Человек — создание природы. Внутренний мир его достаточно сложен, сугубо индивидуален. Показать, раскрыть его пытались многие писатели. Но увидеть, понять внутренний мир человека, да еще суметь донести его до других, удалось не каждому. Наиболее сложно, на мой взгляд, показать мир героя, когда тот совсем еще маленький. Подумаешь, какие войны могут происходить в его душе, какие противоречия раздирать? Понять мир ребенка — задача нелегкая. На мой взгляд, в литературе XIX века это наиболее удалось Льву Толстому в повести «Детство».
В центре произведения — внутренний мир ребенка, Николеньки Иртеньева.
Его мир — это мир семьи и домашнего очага, мир книг и друзей. Но все впечатления о внешнем мире берутся им не от друзей и из книжек, а на основе собственных впечатлений. Маленький мальчик сам предпочитает решать, что дурно, а что хорошо. Ребенок учится постигать мир через отношения с собственной семьей. Он впитывает в себя информацию подобно губке, и она оставляет в его детской душе неизгладимый след. Николенька — добрый и отзывчивый ребенок, он стремиться облегчить страдания другим людям, переживает, если кому-то ненароком причинил боль.
Читая произведение Толстого, можно подумать, что автор идеализирует детство, видя в герое только светлые стороны. Но это не так. Характер Николеньки дан нам в постоянном движении. Поэтому в его душе происходит такая быстрая смена чувств: «Положим, — думал я, — я маленький, но зачем он тревожит меня? Отчего он не бьет мух около Володиной постели? Вон их сколько! Нет, Володя старше меня, а я меньше всех: оттого он меня и мучит. Только о том и думает всю жизнь, — прошептал я, — как бы мне сделать неприятности. Он очень хорошо видит, что разбудил и испугал меня, но выказывает, как будто не замечает… противный человек! И халат, и шапочка, и кисточка — какие противные!»
В этом отрывке вся смена чувств: лени, беспричинной зависти к Володе и бессильная злоба против Карла Ивановича.
Маленькому мальчику часто кажется, что его никто не любит и не жалеет, что все его нарочно обижают, пользуясь тем, что он еще ребенок. Николенька — чувствительный мальчик, он может растрогаться от умиления и любви, от стыда и раздражения. Мальчик всем сердцем привязан к Наталье Савишне, и когда эта женщина хлещет ребенка по лицу мокрой скатертью, в его детской душе происходит смятение. Злые слезы обиды обжигают лицо, и в то же время появляется чувство вины перед бывшей крепостной: «Как! — говорил я сам себе, прохаживаясь по зале и захлебываясь от слез, — Наталья Савишна, просто Наталья, говорит мне ты и еще бьет меня по лицу мокрой скатертью, как дворового мальчишку. Нет, это ужасно!». В детской головке уже созревает план отмщения. Но когда Наталья Савишна приходит к своему любимцу, чтобы успокоить его, мальчик не может посмотреть в глаза доброй старушке, и опять, слезы жгут его лицо, но они теперь уже текут не от злости, а от любви и стыда.
Став взрослым, автор понимает, что и Карл Иванович, и Наталья Савишна безгранично были преданы их семье.
Наиболее ярко проявляется образ Николеньки в главе «Ивины».
Герой едет в гости, безудержное веселье охватывает его. В компании его кумир — Сережа Ивин, красивый мальчик, подражающий взрослым, вытравивший в своей душе все человеческое: доброту, чуткость, нежность, сострадание. Дети издеваются над слабым — Иленькой Грапом, доведя его до слез. Николенька в первый раз издевается над человеком, не столько по собственной воле, сколько под влиянием своего кумира. Сначала детям очень весело, а потом наступает прозрение: «Случилось так, что после шумного смеха мы все вдруг замолчали и в комнате стало так тихо, что слышно было тяжелое дыхание несчастного Грапа. В эту минуту я не совсем был убежден, что все это смешно и весело… Мы все молчали и старались непринужденно улыбаться». И здесь Николенька делает слабую попытку возразить своему кумиру: «Э, Сергей! — сказал я ему, — зачем ты это сделал?». Ребенок не может понять, почему плачет Иленька. Но впечатление произведено сильное. «Я решительно не могу объяснить себе жестокости своего поступка… Куда девалось чувство сострадания, заставлявшее меня, бывало, плакать навзрыд при виде выброшенного из гнезда галчонка или щенка, которого несут, чтобы кинуть за забор, или курицы, которую несет поваренок для супа?»
В своих мыслях мальчик все время возвращается к анализу собственного поступка, пытается понять, оценить его. На протяжении всей книги Николеньку волнуют вопросы: почему его никто не любит и почему он так некрасив. Мальчик постоянно находит у себя недостатки, пытается проанализировать их. Он максималист, как и все дети. Вот он поссорился со старшим братом. Ссора была из-за ерунды, пустяковая. Но для Николеньки ссора — настоящее несчастье: «Все кончено между нами», «я чувствовал себя виноватым, боялся взглянуть на него и целый день не мог ничем заняться». Он очень любит своего старшего брата, больше всего на свете желает помириться с ним, но не знает, как это сделать.
Книга о детстве заканчивается грустными воспоминаниями. Умирают близкие: сначала умирает мать, а затем Наталья Савишна, самые родные люди, бескорыстно любившие Николеньку. На такой печальной ноте Толстой завершает свою повесть, как бы говоря, что пора детства, полная нежных лирических воспоминаний и слез, ошибок и находок прошла. Наступил новый виток в жизни героя. И через некоторое время изменится его внутренний мир.
Главный герой склонен к самоанализу и самобичеванию. Этим отличаются все произведения Льва Толстого. В повести мы не найдем описаний исторических событий, портретных характеристик. Ребенку все равно, что происходит в жизни страны, ему важнее свои личные чувства. Мир детей сложен и многогранен. Ребенок боится прослыть смешным и поэтому совершает неправильные поступки; он боится сделать первый шаг к примирению, и сам страдает от этого; считает, что окружающие не любят его, и его жизнь на время перестает быть яркой. Как его мир отличается от мира взрослых, где все расставлено по полочкам и не нужно задавать самому себе столько вопросов. В Николеньке постоянно идет борьба. Он знает, что поступает плохо, но не всегда может с собой совладать. Он еще не может разбираться в окружающих и не знает до конца, какую роль они играют в его жизни. Он просто растет и учится постигать жизнь во всех ее проявлениях.
Так через образ ребенка автор представил нам мир человеческой души.

Читайте также:
Раскрытие образа: Родион Раскольников и Наполеон: сочинение

Человек – целый мир (Ф.М. Достоевский). (По одному из произведений русской литературы XIX века.): сочинение

Почти все герои Достоевского – люди сложные и противоречивые. Болезненно остро воспринимая действительность, Достоевский персонажей своих книг наделяет подобным восприятием жизни. Родион Раскольников – главный герой романа «Преступление и наказание» – человек именно такой. Это бывший студент, талантливый, умный молодой человек. Родион из-за бедности бросает учебу, влачит нищенское существование. Бедность, дошедшая до крайности, жилище – темная конура.

Нет, не хочет Родион смириться с действительностью. И возникает вопрос: может ли гуманный человек, страдающий за угнетенное человечество, разрешить себе убийство хотя бы одного «никчемного» существа ради избавления от мучений, от нищеты многих благородных, честных людей? А то, что Раскольников обостренно чувствует чужую боль, не подлежит сомнению. Ведь не только собственная нищета угнетает его, не только бедность матери и сестры.

Его волнуют и девочка на бульваре, и пьяница Мармеладов, и умирающая от чахотки Катерина Ивановна со своими деньгами, и наконец, Сонечка. Каждая встреча с обездоленными этим миром ранит ему душу. И тогда рождается в его голове план убить «бесполезную, гадкую, зловредную вошь» – старуху-процентщицу. Он человек исключительный по активности и принципиальности своего отвлеченного мышления, отточенного изучением юридических наук.

Он горд и озлоблен. По своему духовному складу он – индивидуалистический протестант, негодующий на окружающую его жизнь. И во всем этом он выступает как выдающийся представитель тех отрицательных для авторов принципов жизни – принципов «рассудочности» и «особняка», которые будто бы пришли в русские образованные умы из буржуазного Запада. Но, с другой стороны, по условиям своей жизни бедный разночинец Раскольников – человек, глубоко сочувствующий всему обездоленному люду, способный к стихийным демократическим стремлениям.

Характер Родиона сложен и противоречив. Отсюда противоречивы и его рассудочные теории. В одной из этих теорий, которую он изложил в статье, напечатанной в столичной газете еще за полгода до роковых событий, он утверждал, что люди в обществе всегда разделены на две неравные части – на «обыкновенных» и «необыкновенных». Первые созданы для повседневного существования и повиновения существующим законам; вторые по самой своей натуре – смелые новаторы, учредители новых идейных законов. Ради этого они имеют нравственное право нарушать старые законы и, если понадобится, проливать при этом кровь человеческую.

Читайте также:
Теория Родиона Раскольникова и ее крушение: сочинение

Все дело в том, что думая о Наполеонах и их «праве» на пролитие крови, бедный студент у Достоевского выражал этим свой смутный протест против социального уклада русской жизни, обрекшего его на бедность и унижения. А вместе с тем своей теорией он бессознательно готовил себя самого к преступлению, в результате которого он и сам мог бы выйти из тупика. Он изображал себе дело так, что ему необходимо проверить, не рожден ли он сам с «натурой» Наполеона – проверить себя, конечно пока не захватом власти, а всего только убийством и ограблением старушки-процентщицы. Но оказалось, что Раскольникову убивать, совершать обыкновенное уголовное преступление мерзко и отвратительно. Поэтому вслед за первой теорией о Наполеонах он создал другую теорию, которая смягчала и оправдывала жестокость первой, но тоже была основана на самообмане. Он придумал, что может убить старушку для того, чтобы на украденные у нее большие деньги помогать другим людям, спасти «сотни молодых жизней» от гибели и разврата. Эта вторая теория была как будто альтруистической и благородной. Но все-таки эта «теория» была рассудочной, основанной на расчете.

В чем же вина Родиона Раскольникова? А в том, что он переступает те нравственные границы, которые человек, если он желает остаться человеком, ни при каких обстоятельствах не может переступать. Раскольникова легко было бы оправдать, если бы он убил из-за бедности. Но ведь Достоевский ясно показал стремление Раскольникова встать над толпой. Ему не важны деньги, главное – доказать себе самому, что ты, подобно Наполеону и Магомету, способен возвыситься над толпой, убив. Главная ошибка Родиона и вина его в том, что он забыл самое важное: никому не дано право лишать жизни других. Нельзя свои проблемы решать за счет других, лучше пострадать самому, чем заставлять страдать других, – вот нравственный великий смысл.

Без сомнения, крушение честолюбивых надежд – личная трагедия Раскольникова. Самая главная его беда в том, что он забыл о своих человеческих мыслях, чувствах, переживаниях. Ведь Родион не предусмотрел угрызений совести, мучений человеческих. Родион Раскольников – человек! Человек, не вынесший тяжести моральной нагрузки. Своим поступком Родион отсек себя от окружающего мира. И ему безумно тоскливо носить в себе тяжесть греха и переносить одиночество! Родиона постоянно преследует вопрос: «А почему же именно так, кто виноват во всем. » Вопросы о мире и месте в нем человека начинают преследовать его.

Читайте также:
Алеша Карамазов: сочинение

Трагедия Раскольникова и в том, что он не находит себе места в жизни, потому что видит в ней одну лишь страшную борьбу за власть и деньги. Его счастье в том, что он встретил Соню, Сонечку, способную понять его и принявшую его таким, каким он был. Ведь это очень много значит в жизни каждого человека. И в этом уже не вина и не трагедия, а истинное счастье Раскольникова.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: