Петербург Ф. М. Достоевского (по роману Преступление и наказание): сочинение

Сочинение Петербург Достоевского

Ф. М. Достоевский выдающийся русский писатель. Автор таких великих произведений как «Преступление и наказание», «Записки из подполья», «Идиот», «Двойник» и других. В этих произведениях писателя описан обособленный, индивидуальный образ «северной Пальмиры», – Петербурга, столицы Российской империи.

Позднее многие историки и литературоведы стали составлять образ Петербурга, по адресам где в своё время проживал Достоевский. В миниатюре города, писателем представлена в метафоре вся Россия.

Заканчивая писать «Братьев Карамазовых», Достоевский сделал вывод, что Петербург это воплощение «страха и ужаса» России (об этом упоминают и другие писатели). Преодоление этого, – путь к выздоровлению всей России. Петербург как символ, «окно, прорубленное царём Петром в Европу», откуда пришли различные идеи, в том числе и марксизм, в последствии ленинизм в СССР.

В самом описании города, его улиц, Достоевский использовал чёрные, мрачные тона. Это не блестящий город возможностей с дворцами и парками. В «Преступлении и наказании» это жаркий, «зловонный» город, где задыхается человек (личность), в итоге идя на преступление. Город как враждебное существо и его жителей как гадких и нехороших людей. Как например тот случай когда Раскольников вышел из дому а ему в след какой то малоприятный господин крикнул «немецкий шляпник». Достоевский описывает атмосферу города, личности особенно думающей, мучимой внутренними терзаниями не дадут нормально существовать. По сути о том же самом написано в другом романе «Записки из подполья». Не только внутренние комплексы и страх главного героя мешали ему жить, но и окружающая атмосфера…и отношение людей. В итоге и в одном и другом произведении атмосфера города и отношения людей становятся причиной внутренней болезни главных героев (на грани душевной). И более того «город» толкнул Раскольникова на убийство старухи.

Петербург для писателя Достоевского это город существенных социальных контрастов. Один богат и весел может позволить себе всё. Другой нищий и забит в угол. Счастье и отчаяние стоят рядом и перемешиваются.

Сочинения 2

В творчестве, как и в жизни величайшего русского писателя Фёдора Михайловича Достоевского город Петербург является ключевой локацией. Здесь он жил и учился определённое время, здесь мысленно переживал судьбу своих героев из романа «Преступление и наказание». Петербург Достоевского облачен в мрачные тона, погружен в сырую атмосферу безысходности. Наделён и пугающим психологическим состоянием его контингент, бросающийся в дикие крайности, совершая кровавые преступления, укоряя себя в совершённом и жаждущим наказания. Петербург полностью перемалывает привычный набор ценностей, прививая собственный, искажённый взгляд на дозволенное и запрещённое.

Может показаться, что Достоевский намеренно «приукрашает» питерский натюрморт, но с какой тогда целью? С чего бы не облачить Петербург, ради насыщенности литературного изложения, в изысканную палитру питерских достопримечательностей, радующих глаз туриста по сей день? Естественно, Петербург дождливый и мрачный город лишь благодаря климату. Но не географическая и климатическая специфика побуждают Достоевского к бичеванию. Пороки, лживость, цинизм и зло – вот что погубило Петербург, вот благодаря чему кипят остросюжетностью события в его книге. Он мог восхвалять абсолютно всё по указке правящей элиты, приспособиться к действительности и почивать на казённый кошт, но предпочел глаголить истину, разоблачая человеческую порочность, немощность и кратковременность. Петербург стал жертвой. Жертвой, которая впитала всё зловещее, всё гнилое и отталкивающее для нормальной жизни. Закономерно и то, что в подобном городе счастья нету как такового. Все судьбы сломаны, все краски стёрты, все улыбки и радости переменились на страдальческие и изнеможённые лица. Такая атмосфера планомерно и неспешно закидывает петлю на шею всякой надежде.

Отталкиваясь от подобной формулировки, можно с уверенностью сказать, что олицетворения Петербурга таким, каким его характеризует Достоевский связано с его глубочайшей болью и переживаниями, терзающими душу писателя. Тотальный скепсис разлит по страницам его произведений. Людей он видит носителями сплошных «моральных язв», портящих и разрушающих всё вокруг. Отличаются от такого сброда лишь единицы, жизнь которых обречена.

3 вариант

Город в творчестве писателей – это не только место, где происходят события. Часто автор через описание города задает настроение, показывает свое мнение относительно своей эпохи. Особенно это актуально тогда, когда речь идет о крупнейших, центральных городах страны. Так и в творчестве Ф.Достоевского: Петербург и место, где развиваются некоторые события, и способ, выразить свое отношение к своему времени.

В описании столицы Российской империи Достоевский не демонстрирует нам дворцов, монументов и величия архитектуры. В «Преступление и наказание» Петербург – это еще и трущобы, беднота, ужасный запах, гнилые лестницы и помои на улицах. Все это погружает нас в атмосферу уныния, читатель сразу на себе чувствует все подавленное состояние, в котором находятся главные герои романа.

В Петербурге Достоевского преобладает желтый цвет: обои часто желтые, стены в переулках и мебель в комнате Раскольникова тоже. Преобладание этого цвета связано со стремлением навеять читателю тоску, ведь желтый цвет ассоциируется с болезнью и нищетой трущоб. Часть действий происходят на закате (снова желтый цвет, на этот раз солнце), что также символизирует грусть и тоску конца. Главным героям нечем похвалиться в конце дня, кроме совершенных грехов и преступлений, кроме своего ничтожного бытия.

Комнаты Достоевского узкие: с одной стороны, демонстрируется все та же нищета, с другой – узость внутреннего мира героев. Мир Раскольникова по Достоевскому – маленький и ограниченный, как и снимаемая ним комнатушка.

Читайте также:
Духовное Воскресение Родиона Раскольникова (по роману Федора Достоевского «Преступление и наказание»): сочинение

Иногда через мысли Раскольникова автор размышляет над темой благоустройства города, например расширить Юсупов сад. Сам сад Раскольников часто называет «Свидригайлов».

Несмотря на то, что Достоевский часто изображает центр Петербурга, Сенную площадь, он открывает другую его сторону. Сенная площадь – шумная, где постоянно толпятся люди, Екатерининский канал – канава, а прилежащие улицы – сборище кабаков. До Достоевского, никто не решался так изобразить столицу империи. Именно на этих улочках Раскольников принимает решение убить процентщицу, именно тут жил сам Федор Михайлович.

Примечательно, что многие размышления Раскольникова подаются именно в моменты, когда он прогуливается по городу: в романе есть сцены на площадях, улочках и переулках города. Но чаще всего Достоевский предпочитает акцентировать внимание именно на убогости и нищете трущоб. Из этого можно сделать предположение, что сама среда толкает героя на негативные мысли и как следствие – на дальнейшее преступление.

Петербург Достоевского

Популярные сочинения

Ф.М. Достоевский – писатель гениальный, виртуозный и одновременно страшный. Всех своих героев: и униженных и оскорблённых, и их оскорбителей, – он видит до таких глубин

Одним из главных героев произведения Пушкина «Капитанская дочка» является Пётр Гринёв, шестнадцатилетний юноша, молодой дворянин. Будучи мальчиком, он получил очень слабенькое образование

На картине Исаака Израилевича Бродского «Летний сад осенью» изображена золотая осень. Автор очень любил это время года, поэтому у него очень много картин с изображением осенних пейзажей. Эта картина одна из его лучших работ.

Петербург в романе «Преступление и наказание»: сочинение

Автор: Guru · 17.04.2017

Краткое сочинение-рассуждение по литературе на тему: Образ Петербурга в «Преступлении и наказании». Жизнь в Петербурге Достоевского. Описание Петербурга в цитатах автора

Ю. И. Айхенвальд писал: «…романы Достоевского являют зрелище, которому нет равного во всей мировой литературе. Они до такой степени исполнены страдания и недуга, что как-то совестно было бы прилагать к ним чисто эстетическое мерило, хотя он и редкий мастер изобразительности». Действительно, большинство образов писателя выражают трагедию. Такая трагедия даже в целом городе, таков Петербург в романе «Преступление и наказание».

Петербург в изображении Ф. М. Достоевского – это не блестящий, прекрасный город, это не праздничная столица, где каждый день балы и маскарады. Нет, писатель показывает другой Петербург, народный. Не тот город, который видит знатный сановник, когда едет в карете на очередное собрание, а тот, который видит рабочий, который несет свои гроши в кабак: «В таких частях города, где нет ни садов, ни фонтанов, где грязь и вонь, и всякая гадость». На самом деле, обстановка в Петербурге 60-х годов не была благополучной: возрастал уровень преступности, проституции, бедных становилось все больше, был разгул пьянства, ростовщичества. Душные, грязные, узкие улицы, «громадные, теснящие и давящие» дома, распивочные и кабаки – все это давит, практически пригибает к земле. Автор выражает свою позицию относительно Петербурга через Свидригайлова: «Редко где найдется столько мрачных, резких и странных влияний на душу человека, как в Петербурге. Чего стоят одни климатические влияния! Между тем это административный центр всей России, и характер его должен отражаться на всем». Даже воздух в столице отравляющий и давящий: «Было часов восемь, солнце заходило. Духота стояла прежняя; но с жадностью дохнул он этого вонючего, пыльного, зараженного городом воздуха».

Петербург роковым образом повлиял и на главного героя, Родиона Раскольникова. Этот молодой человек от природы честный, чувствительный, справедливый. И вот он попал из гостеприимного родительского дома в бездушный огромный город и столкнулся с суровой жизнью. Герой снимал комнату в районе Сенной. Вот по такому району Раскольников ходил каждый день: «Нестерпимая же вонь из распивочных, которых в этой части города особенное множество, и пьяные, поминутно попадавшиеся, несмотря на буднее время, довершили отвратительный и грустный колорит картины». С отвратительной улицы он приходил в не менее отталкивающее жилище: «Это была крошечная клетушка, шагов в шесть длиной, имевшая самый жалкий вид с своими желтенькими, пыльными и всюду отставшими от стены обоями, и до того низкая, что чуть-чуть высокому человеку становилось в ней жутко, и всё казалось, что вот-вот стукнешься головой о потолок. Мебель соответствовала помещению: было три старых стула, не совсем исправных, крашеный стол в углу, на котором лежало несколько тетрадей и книг; и, наконец, неуклюжая большая софа, занимавшая чуть не всю стену и половину ширины всей комнаты, когда-то обитая ситцем, но теперь в лохмотьях и служившая постелью Раскольникову». Разве возможно жить так, разве справедливы такие разрушающие условия? Герой искал выход из пучины бедности и несправедливости, но запутался, попал под влияние теории об исключительности некоторых людей. Эта теория разрешала убийства «ненужных» людей во благо «нужных». Убив «ненужную», «вредную» старушку, герой убил часть своей души, чуть не сошел с ума. Убийство старушки Раскольниковым, пьянство Мармеладова, падение его дочери Сони и многое другое – всему этому фоном служит Петербург «униженных и оскорбленных», который сам порождает преступления своей убийственной атмосферой.

Таким образом, Ф.М. Достоевский в своем романе «Преступление и наказание» раскрыл Петербург с новой стороны – через призму человеческих страданий. Этот Петербург крайне неприятен автору. Город – образ мирового зла, рушащего лучшее в человеке, и писатель протестует против этого.

Читайте также:
Вопрос греха и добродетели в романе «Преступление и наказание»: сочинение

Образ Петербурга в «Преступление и наказание» Достоевского

Образ Петербурга в романе «Преступление и наказание» является одним из главных действующих лиц. Великолепием дворцов Петербурга восхищались известные поэты и прозаики, его старались запечатлеть на своих полотнах художники, им любуются туристы, и гордятся жители.

Совершенно в другом качестве предстаёт перед нами Северная столица на страницах замечательной книги Фёдора Михайловича Достоевского. Автор, умело пользуясь деталями городского пейзажа, помогает понять читателю внутреннее состояние своих героев, людей, принадлежащих к низшему слою общества.

  1. Краткое описание образа
  2. Образ Петербурга в «Преступление и наказание»
  3. Сочинение про Петербург Достоевского
  4. Петербург в романе Достоевского

Краткое описание образа

Описание Петербурга в романе Ф.М. Достоевского играет очень большую роль. Оно даёт нам полное представление о том, как выглядел город, какими были люди, живущие в нём.

Однако город представлен не таким красивым и роскошным, как, например, у А.С.Пушкина в романе “Евгений Онегин”. “Полнощных стран краса и диво” — так А.С.Пушкин назвал Петербург. Но в романе Ф.М.Достоевского всё иначе:

“На улице жара стояла страшная, к тому же духота, толкотня, всюду извёстка, леса, кирпич, пыль и та особенная летняя вонь, столь известная каждому петербуржцу, не имеющему возможности нанять дачу…”

Раскольников не мог там находиться. Этот город его угнетал и раздражал. Ему хотелось вырваться оттуда, но это было невозможно, так как у него было слишком мало денег.

У Достоевского Петербург — грязный, пыльный, повсюду нищета и пьянство:

“...вонь из распивочных, которых в этой части города особенное множество, и пьяные, поминутно попадавшиеся, несмотря на буднее время, довершили отвратительный и грустный колорит картины.”

Этот город враждебен человеку. Разумеется, всё это привело к появлению теории и подтолкнуло Родиона Раскольникова к совершению преступления.

Образ Петербурга в «Преступление и наказание»

Городские пейзажи Петербурга Достоевского

Страшная бесчеловечная теория Родиона Раскольникова зарождается в распивочной на Сенной. Там же происходит его встреча с несчастным Мармеладовым, над бедой которого потешаются завсегдатаи.

За грязным столиком состоялась странная беседа Раскольникова со Свидригайловым. Вонь, грязь, пьяные, равнодушные к чужой боли лица окружают главного героя. Город будто подталкивает Раскольникова к преступлению, усугубляет его болезненное состояние после убийства.

Бесцельно бродя по знакомым улицам и пытаясь забыться, Раскольников изнывает от июльской жары и пыли, задыхается от зловония сточных канав, так как «на улице жара стояла страшная, к тому же духота, толкотня, всюду извёстка, леса, кирпич, пыль и та особенная летняя вонь».

В этом нищем квартале нет ничего, что радовало бы глаз изнурённого человека. Измученный герой мечтает о фонтанах, зелёных деревьях, о глотке свежего чистого воздуха. А беспощадный город продолжает наносить удар за ударом.

На пустынной улице молодому человеку встречается юная пьяная девушка и преследующий её сытый господин. Трагическая участь раздавленного Мармеладова, сумасшедшая Вдова Катерина Ивановна, несчастные испуганные дети – это тоже картины описания Петербурга в романе «Преступление и наказание».

Здесь нет места талантливым архитектурным сооружениям, отсутствуют зелёные парки и сады, не встречаются на пути прохожего прохладные фонтаны.

Интерьеры квартир героев романа

Изображение Петербурга Достоевского становится исчерпывающим после посещения нами вместе с писателем жилищ героев романа.

Приют Раскольникова – небольшая каморка, где еле-еле помещается стол, старый диван и шкаф. «Это была крошечная клетушка, шагов в шесть длиной, имевшая самый жалкий вид со своими жёлтенькими, пыльными и всюду отставшими от стен обоями…». Комната, похожая на гроб, превращает здорового юношу в маниакального злодея.

Убожество квартиры Сони Мармеладовой навевает тоску и уныние. Девушка вынуждена снимать помещение неправильной уродливой формы, не имеющей даже самой необходимой мебели. Она «походила как будто на сарай…это придавало ей что-то уродливое». Хозяева квартиры такие же бедные обездоленные люди, как и она сама.

Пожалуй, самым страшным зрелищем для читателя становится знакомство с условиями существования несчастной семьи Мармеладова. Уволенный со службы чиновник, его чахоточная жена Катерина Ивановна и малолетние дети ютятся в проходной комнате. Им некуда скрыться от табачного дыма, скандалов пьяных соседей, бесцеремонных гостей. Их жизнь протекает на виду у всех жильцов дома.

Раскольников, войдя в квартиру чиновника, увидел «беднейшую комнату шагов в десять длиной». В ней «было душно… с лестницы несло вонью». Комната старухи – процентщицы, распивочная на Сенной, угол Дмитрия Разумихина – все эти помещения мало чем отличаются друг от друга. Убожество, нищета делают их похожими.

Чаще всего в описаниях интерьера и пейзажа Фёдор Михайлович Достоевский использует жёлтый и серый цвет. Они символизируют тоску и безысходность. В жизни людей, живущих в этом Петербурге, нет места любви, счастью и красоте.

Каждый, кто вынужден обитать в квартале для бедноты, выйдя утром из своей жалкой квартиры, видит унылые лица, серые облупленные стены домов, разбитую мостовую и огромное количество вывесок, зазывающих в питейные заведения. Ноги сами несут человека в распивочную, где за копейки можно напиться, излить душу и забыться над стаканом.

Влияние величественного города на его обитателей

Город, где ты живёшь, становится родным домом, любимой родиной. Не зря говорят в народе: «Дома и стены помогают». Там человек должен ощущать себя спокойным и защищённым. Героям романа не дано испытать это чувство.

Читайте также:
Пророческое слово Достоевского: сочинение

Читая роман Ф. М. Достоевского, мы знакомимся с Петербургом изнутри. Видим его глазами бесправного трудового человека «униженного и оскорблённого», задавленного нищетой.

Великолепные дворцы, роскошные парки, блеск и сияние – парадная сторона города. Там прожигают жизнь богатые вельможи и красивые дамы. Мало кого из обитателей этих «роскошных палат» интересует судьба человека, обеспечивающего их сытую жизнь.

Писатель с болью в сердце рисует среду существования миллионов, которым «некуда больше идти». Условия их жизни подталкивают создавать безумные теории, совершать убийства, пьянствовать, заниматься проституцией. Трагедия их жизни разворачивается за стенами серых домов, на улицах великолепного знаменитого Петербурга.

Петербург Достоевского в романе «Преступление и наказание» заставляет задуматься о социальном неравенстве, царящем в современном писателю обществе.

Равнодушный город – олицетворение равнодушия людей, которым нет никакого дела до голодающих сирот, больных женщин, безработных спивающихся мужчин, талантливых, но нищих студентов, продающих своё тело юных женщин.

Сочинение про Петербург Достоевского

В романе «Преступление и наказание» Ф. М. Достоевский изображает не зеленые сады, роскошные фонтаны, величественные дворцы Петербурга, а его подноготную: узкие переулки, кабаки, дома терпимости и тесные квартиры. Город предстаёт не культурной столицей, каким мы привыкли его видеть сейчас, а бедным, грязным и развратным.

Значительная часть действия романа происходит в болезненно-жёлтых помещениях: жёлтыми обоями обклеены скромные комнаты, обставленные жёлтой мебелью. Этот цвет, обладающий безнадёжно бледным оттенком, пронизывает тоскливый и однообразный быт бедных жителей Петербурга.

Он даже выступает на лицах отчаявшихся героев, таких как Мармеладов, Афросиньюшка (девушка, утопившаяся на глазах главного героя), Раскольников. В вездесущем жёлтом цвете формируется удручающая атмосфера полной безысходности, ослабляющая всякую надежду на лучшее жителей города на Неве.

Огромные для своего времени дома содержат в себе великое множество комнат, которые, плотно соседствуя друг с другом, теснят оказавшихся в них людей своими маленькими размерами. В собственной комнате Родиона Раскольникова незатейливая мебель занимает почти всё пространство.

Это крохотное помещение, где молодому человеку приходится жить, давит на героя, постепенно сводя его с ума. Оно неоднократно сравнивается с гробом за своё губительное действие на Раскольникова. Комната Сони большая по площади, но низкая и имеет достаточно странную, произвольную форму:

«Один угол, ужасно острый, убегал куда-то вглубь, так что его, при слабом освещении, даже и разглядеть нельзя было хорошенько; другой же угол был уже слишком безобразно тупой».

Из-за алогизма проектировки в помещении создаётся атмосфера отчаянного безумия, вызванного диссонансом.

По улицам города всегда бесцельно бродит множество людей, везде грязь, а в воздухе неизменно стоит неприятный запах.

Раскольников со временем привыкает к странным лицам вокруг, однако его ошеломляет ситуация, когда мужчина преследует молодую пьяную девушку, желая воспользоваться её положением. В остальном же безобразные, помешанные и обездоленные люди сливаются с болезненно-жёлтым городом.

Можно утверждать, что Петербург в романе «Преступление и наказание» – не только место действия и фон, но и мрачная сущность, постоянно гнетущая и подталкивающая людей к определённым поступкам.

Петербург в романе Достоевского

Роман «Преступление и наказание» является одним из наиболее значимых в творчестве Ф.М. Достоевского. В нем подняты важные вопросы нравственности и необходимости выбора, пути человека к постижению истины через многочисленные страдания.

Образ Петербурга находится в романе на особом месте. Он служит не только фоном, на котором развиваются события, но и создает необходимые условия для раскрытия характеров основных действующих лиц.

Образ города тесно связан со страданием главного героя, метаниями его души. Это не тот сверкающий «град Петра», который можно встретить на страницах произведений других авторов. И не сказочный город, в котором сбываются все мечты.

Петербург в «Преступлении и наказании» такой же страдающий, как и попавший в практически безвыходное положение Раскольников. Здесь душно, тесно от огромного количества людей на улицах, нестерпимо воняет из многочисленных распивочных, а пьяных можно встретить на каждом шагу.

Прекрасные панорамы города на Неве, величественные храмы, дворцы, широкие проспекты и набережные каналов существуют словно бы отдельно от простых жителей. Они доступны только богачам, живущим в роскоши.

Неудивительно, ведь подобное безразличие характерно для бедных людей, живущих в нищете в городских трущобах. Их жизнь подчинена исключительно выживанию и страху перед неустроенным будущим, в ней нет места красоте.

В сером унылом городе непросто сохранить душевное равновесие. Вот и Раскольников, живущий в бедном районе, в каморке, походящей более на шкаф, чем на комнату, мучается моральным выбором и в конце концов приходит к мыслям об убийстве. Он чувствует свое одиночество в этом ужасном городе, хочет выбраться и спастись, но не видит иного выхода.

Не менее страшное зрелище представляют условия, в которых проживает семья Мармеладовых. Чиновник, уволенный со службы, его больная жена и маленькие дети все вместе обитают в единственной проходной комнате. В ней душно, неприятно пахнет с черной лестницы, некуда скрыться от бесцеремонных соседей и табачного дыма.

В описании как городских пейзажей, так и интерьеров жилищ автор чаще всего использует серый и желтый цвета. Такая цветовая гамма, тяжелая для восприятия, становится настоящим символом нищеты, безысходности и бесконечной тоски.

Читайте также:
Героиня романа Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание»: сочинение

Образ Петербурга в романе представляет собой не только социальный фон, созданный для описания разворачивающихся событий. Это один из центральных персонажей, посредством которого автор отражает царящее в обществе социальное неравенство и пугающее равнодушие людей друг к другу и остальному миру.

Читайте также: Старуха-процентщица – характеристика героя из романа «Преступление и наказание» Ф. М. Достоевского.

В целом можно сказать, что каждый писатель представляет Петербург по-своему. Это зависит и от сюжета произведения, и от характера писателя, и от того, что он хотел выразить. Судя по другим произведениям Ф.М. Достоевского, автор желает выразить сочувствие “маленькому человеку”, ему искренне жаль таких людей.

Сочинение на тему: Петербург Ф. М. Достоевского по роману «Преступление и наказание»

_________________________________________________________________________________________________
Сочинение.
Петербург Ф. М. Достоевского по роману «Преступление и наказание»

Петербург… Город, к которому в своих произведениях обращались многие писатели — от М. В. Ломоносова до поэтов наших дней. “Дух неволи”, отмеченный в Петербурге еще А. С. Пушкиным, наложил отпечаток на разочарованных жизнью, преждевременно усталых героев Н. В. Гоголя, А. А. Блока, А. Белого, Ф. М. Достоевского. Достоевский создает свой Петербург, близкий по настроению Петербургу Гоголя и Некрасова. Царственный град Петра, воплощение силы и власти, открывается мечтателю из “Белых ночей”; Расколь-никову же ближе другая столица — сдавленное пространство примыкающих к Сенной площади кварталов, темные дворы, черные лестницы. Ему знаком только такой Петербург: “…духота, толкотня, всюду известка, леса, кирпич, пыль и та особая летняя вонь, столь знакомая каждому петербуржцу”. Достоевский — истинно петербургский писатель, он так же хорошо знает этот город, как и его герои, измерившие Петербург шагами. В романе “Преступление и наказание” мы попадаем на черные лестницы, облитые помоями, во дворы-колодцы, напоминающие душегубку, в город облупленных стен, невыносимой духоты и зловония. Это город, где невозможно оставаться здоровым, бодрым, полным сил. Он душит и давит. Он — соучастник преступлений, тот, кто порождает в душе человека бредовые идеи и теории. Он свидетель кошмарных снов, преступлений, человеческих трагедий. Для Ф. М. Достоевского Петербург — мертвый город, насилие над природой. Медный всадник посреди болота. В нем причудливым образом сплелись элементы европейской и российской цивилизаций. Он полон парадоксов и фантастики. Петербург Достоевского — среда, в которой уживаются многочисленные слои общества: ростовщики, бедняки, студенты, интеллигенция, богачи и аристократы. Для каждого из них город видится по-разному: кому-то празднично и весело, кому-то серо и безысходно. Родион Раскольников живет в каморке, “которая походила более на шкаф, чем на квартиру”. И, лежа там часами, он постепенно приходит к мысли об убийстве. Повторяющиеся детали: “вонь”, “духота” — как бы нагнетают обстановку в преддверии жуткой трагедии. Особое внимание уделяет Ф. М. Достоевский не просто описанию убогих интерьеров меблированных комнат, но также обращает наше внимание на символические цвета. Так желтый цвет — символ болезни, нищеты, убожества жизни. Желтые обои и мебель желтого цвета в комнате старухи-процентщицы, желтым от постоянного пьянства стало лицо Мармеладова, желтая, “похожая на шкаф или на сундук” каморка Раскольникова, дома окрашены в желто-серый цвет, Соня Мармеладова пошла “по желтому билету”, женщина-самоубийца с желтым, испитым лицом, желтоватые обои в комнате Сони, “мебель желтого отполированного дерева” в кабинете Порфирия Петровича, перстень с желтым камнем на руке Лужина. Больше того, желтый цвет — это цвет сумасшествия. Именно сумасшествие — тот единственный выбор, который оставляет Петербург “маленьким людям”. Человек в Петербурге одинок. Как говорит Николка, в нем есть все, кроме отца и матери. Не случайно важнейшим словом в описании города и состояния героев становится слово “душно”. В Петербурге нет покоя душе человека. Лишь раз, как в тумане, возникает Петербург перед Раскольниковым: “Необъяснимым холодом веяло на него от этой великолепной панорамы; духом немым и глухим полна была для него эта пышная картина…” Здесь Петербург выступает уже как самостоятельный персонаж, виновник разыгрывающихся драм, враждебная людям сила. Великолепная панорама Исаакиевского собора и Зимнего дворца была нема для героя, как нема она и для живущей вблизи бедноты, потому что все ее сознание заполнено страхом перед будущим. Город этот — город “маленького человека” Мармеладова, титулярного советника, которого мы встречаем уже “с отекшим от постоянного пьянства желтым, даже зеленоватым лицом и с припухшими веками”. В пьянстве он пытается утопить реальность жизни, хотя сам четко сознает пагубность этого занятия. Трагедия Мармеладова — трагедия и окружающих его людей. “Маленькие люди” описывались и Н. В. Гоголем. В Петербурге Гоголя есть те же “серые, желтые и грязно-зеленые дома” с их угрюмостью. Но описание Достоевского не так безысходно: в этом мрачном городе мелькнет хоть “один луч света”. В душе героя и писателя мечта о городе прекрасном, созданном для счастья людей. Об этом думает Раскольников, идя на убийство: “.. .он даже очень было занялся мыслию об устройстве высоких фонтанов и о том, как бы они хорошо освежали воздух на всех площадях ”. Так входит в роман тема города и человека.
Достоевский — писатель-гуманист, он протестует против существования губительного зла. Человек и его душа, умеющая радоваться тому, что на мгновенье “улица вдруг блеснет”, фантастика, контрасты — вот Петербург Достоевского. Образ Петербурга в романе Ф. М. Достоевского “Преступление и наказание” символичен. Он является, с одной стороны, социальным фоном, на котором разворачиваются события романа, с другой — является сам действующим лицом, соучастником страшного поступка Раскольникова, а также и его раскаяния, возвращения в мир людей.
.

Читайте также:
Дневник Родиона Раскольникова (по роману Ф. М. Достоевского Преступление и наказание): сочинение

Уроки Достоевского. По роману “Преступление и наказание”

Противопоставление между добром и злом – Основной конфликт в романе Достоевского “Преступление и наказание”. Мне кажется, Достоевский хотел показать, что необходимо сохранить в себе доброту и сострадание даже в таком мире, какой показан в романе. Человек одинок в окружающем его мире, он задыхается, не находя поддержки и понимания.

Обстановка жизни не способствует развитию человеческих чувств, таких как доброта и сострадание. Действительность порождает яростную, ожесточенную реакцию на несправедливые жизненные условия и ненависть

Это показывает его не с лучшей стороны. Ради денег он убивает. Но убийство старухи влечет за собой и другое, он вынужден убить и ее сестру. То есть проливается кровь невинных.

Он утешает себя, думая, что старуха была злой, а он лишь покарал ее, но это не уменьшает жестокости его преступления. Посмотрев с другой стороны мы видим, убийцу Родиона

Так Раскольников пытается противостоять окружающей действительности, но, следуя своей теории, он не только не противостоит жестоким законам общества, но даже вписывается в них.
В эпилогу Достоевский показывает, что теория Раскольникова потерпела поражение не только по своей внутренней логике, но и сам угнетенный народ отверг ее. Раскольников был отвергнут народом как носитель антигуманной идеи. Преступление Раскольникова встает между ним и миром.

Он мечется в поисках живой души, которая смогла бы выслушать его и облегчить страдания. Такой душой для него стала Сонечка Мармеладова. Благодаря ей, Раскольников встает на путь раскаяния за свои поступки.
Соня Мармеладова, как мне кажется,- очень важный персонаж в романе. Она поставлена жизнью в не менее сложную ситуацию. Хрупкой девушке очень сложно выжить в злом мире.

Принеся себя в жертву, отдав свое тело на попрание, она сумела сохранить живую душу и ту необходимую связь с миром, которую разрывает Раскольников для будущей жизни, она несет с ним его “крест”- идет с ним на каторгу. В этом заключается ее величие – величие самопожертвования во имя людей.
Достоевский призывает людей к соединению в “добром и хорошем чувстве”, вере в добро, неуничтожимое в мире и данное человеку изначально.
Рассмотрев двух героев романа, мы также можем увидеть, как вера помогает возвыситься человеку духовно. Вера Сонечки помогает ей выжить в жестоком мире.
Приобщившись, с помощью Сони, к вере, Раскольников воскресает.
В своем романе Достоевский учит верить, творить добро и сострадать. Если в противостоянии добра и зла будет побеждать зло, то человечество не сможет выжить.
Проблема, рассмотренная Достоевским в романе “Преступление и наказание”, актуальна и для наших дней. В злом и бесчеловечном мире очень трудно сохранить любовь, доброту и сострадание. Но надо стоять за свои ценности и перед беспощадной действительностью не опускать руки и творить добро.
ДРАМАТИЧЕСКИЕ СУДЬБЫ ЛИЧНОСТИ В
УСЛОВИЯХ ТОТАЛИТАРНОГО ОБЩЕСТВЕННОГО УСТРОЙСТВА.
(по роману Е. Замятина “Мы”)
Роман Е. Замятина “Мы” написан в 1921 г. Время было сложное, судьбоносное, и поэтому, наверное, произведение написано в необычайном жанре “антиутопии”. Ведущая тема – драматическая судьба личности в условиях тоталитарного общественного устройства.
Замятин был крупный инженер-кораблестроитель и лучше других, знал, как создается механизм, машина, сооружение. Он понимал, что это делается в полном соответствии с замыслом, по схеме, чертежам, многочисленным расчетам. И всего этого достаточно, чтобы объект выполнял свои функции. Но умный и мудрый человек Замятин сознавал, что таким способом не может быть спроектировано общество людей, потому что каждый человек сугубо индивидуален и в той или иной степени духовен.

Живет он в обществе других людей, в чем-то похожих, но всегда особенных. Человек не может быть “винтиком”. Когда его превращают в “винтик”, он теряет значительную часть своей человеческой сущности.

История показала, что превращение человечества в совокупность “винтиков” ведет к преступлению перед человеком и человечеством.
В романе “Мы” в фантастическом и гротесковом облике предстает перед читателем возможный вариант общества будущего. Приводится мечта сильных мира сего: “Жизнь должна стать стройной машиной и с механической неизбежностью вести нас к желанной цели”. К сожалению, в таком обществе нет ничего, что бы не предвещала уже современная писателю реальность.

Перед нами разворачивается “математически совершенная жизнь” Единого Государства. Символический образ “огнедышащего интеграла”, чуда технической мысли и, одновременно, орудия жесточайшего порабощения, открывает книгу. Бездушная техника вместе с деспотической властью превратили человека в придаток машины, отняли у него свободу, воспитали в добровольном рабстве. Мир без любви, без души, без поэзии.

Человеку – “нумеру”, лишенному имени, было внушено, что “наша несвобода” есть “наше счастье” и что это “счастье” – в отказе от “я” и растворении безличном “мы”. Внушено, что художественное творчество -“уже не беспардонны соловьинный свист”, когда “всякий писал, что ему вздумается”, а “государственная служба”. А интимная жизнь тоже рассматривается как государственная обязанность, выполняемая сообразно “табелю сексуальных дней”.
Роман 3амятина – предупреждение о двойной опасности, грозящей человечеству:
гипертрофированной власти машин и власти государства. “Однотипность” безраздельно и неусыпно властвует над жизнью всех членов общества. Это обеспечивается совершенной техникой и недремлющими очами “хранителей”.
Сочинение 3амятина проникнуто раздумьями о Российской послереволюционной деятельности. В нем угадываются сокровенные мысли о возможных и уже обнаружившихся при жизни писателя извращениях социалистической идеи. Отношение к политике военного коммунизма стало камнем преткновения для писателя.

Читайте также:
Бунт и преступление Родиона Раскольникова (по роману Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»): сочинение

Эта политика, предусматривающая сугубую централизацию политической и экономической жизни в стране, ряд жестоких мер, была временной и вынужденной гражданской войны и хозяйственной разрухи. Но Замятину представлялось, что другого выбора не будет и что людям навязана единственная модель дальнейшего движения – новый вариант тоталитаризма.
Роман 3амятина приобрел особую ценность, и поучительность в следующем смысле: как предупреждение о возможных искажениях социализма, об опасности уклонений от демократического пути и злоупотреблений насилием над человеческой личностью. Последующие события отечественной и мировой истории показали, что тревоги писателя не были напрасны. Наш народ пережил и горькие уроки коллективизации, и социализм, и репрессии, и всеобщий страх, и застой. Очень многие сцены романа заставляют вспоминать прошлое.

Манифестация в честь Благодетеля, официозные, единогласные выборы, “хранители”, которые следят за каждым шагом человека. Но Замятин показывает, что в обществе где все напраилено на подавление личности, где игнорируется человеческое “я”, где единоличная власть является неограниченной, возможен бунт. Способность и желание чувствовать, любить, быть свободным в мыслях и поступках толкают людей на борьбу. Но власти находят выход: у человека при помощи опера удаляют фантазию – последнее, что заставляло его поднимать гордо голову, чувствовать себя разумным и сильным.

Все же остается надежда, что человеческое достоинство не умрет при любом режиме, эту надежду высказывает женщина, которая своей красотой побуждает на борьбу. У 3амятина в романе есть мысль, необычная для многих наших современников. Писатель настаивает на том, что не существует идеального общества. Жизнь – это стремление к идеалу.

И когда это стремление отсутствует, мы наблюдаем разлагающее время застоя.
Есть в романе еще одна тема, созвучна сегодняшнему дню. Это, тема экологической тревоги. “Антиобщество”, изображенное в книге, несет гибель естеству жизни, изолируя человечество от природы. Автор мечтает выгнать “обросших цифрами” людей “голыми в леса”, чтобы они учились там у птиц, цветов, солнца.

Только это, по мнению автора, может восстановить внутреннюю сущность человека.
Автор романа “Мы” принадлежит к тем крупным художникам, кто усиленно приковывал внимание к “вечным ценностям” в условиях глобальных исторических сдвигов ХХ столетия. В свое время роман не был принят. Очень дорого обошлись нам легкомыслие и обидчивость тогдашних идеологов по отношению к сомнениям Замятина
Автор на своих “запретных” страницах выстраивает непрерывную цепочку времени, не прослеживая которую нельзя понять ни настоящего, ни будущего. Произведения, подобные роману “Мы” , пробившиеся к нам из небытия, позволят “по-новому” взглянуть на события истории, осмыслить роль человека в них. “Мы” – предостережение против отказа сопротивляться, если человеческое сообщество хотят превратить в совокупность “винтиков”. Такие произведения как “Мы”, “выдавливают” из человека рабство, делают его личностью.
ЧЕЛОВЕК В ВИХРЕ ВЕВОЛЮЦИИ И
Гражданской ВОЙНЫ.
(По роману М. А – Булгакова “Белая; гвардия”)
“Великая замятня” гражданской войны началась 25 октября 1917 года, когда Россия раскололась на два лагеря “белых” и “красных” . Кровавая трагедия, продолжавшаяся четыре с половиной года, перевернула представления людей о морали, чести, достоинстве, справедливости. Каждая из воюющих доказывала свое понимание правды. Монархисты, анархисты, коммунисты, анархо-синдикалисты, анархо – коммунисты… Сколько их, этих партий было.

Трудно оказалось разобраться в пестроте политической окраски и политических лозунгах крестьянам, рабочим, интеллигенции. И тем не менее более 30 тысяч офицеров бывшей царской армии служили Советской власти, а точнее Красной Армии. Виднейшие деятели русской науки и культуры (Павлов, Мичурин, Тимирязев, Собинов, Нежданов и др.) признали Советскую власть. Для них выбор цели стал жизненной необходимостью.

Такие “шатания и мучительные поиски” изображены в романе МЛ. Булгакова “Белая гвардия”.
Кинга Булгакова автобиографичная. Отец писателя был преподавателем в Киевской духовной академии. Сам Михаил закончил I Киевскую гимназию, затем медицинский факультет университета.

В годы первой мировой войны будущий писатель работал земским врачом на селе. Потом он переехал в Вязьму. Здесь его и застала революция. Отсюда в 1918 году Михаил Афанасьевич пробрался в родной Киев, и там ему и его Близким довелось пережить сложную и поучительную полосу гражданской войны, описанную затем в романе “Белая гвардия” и
пьесе “Дни Турбиных” .
Образы дома, братьев, сестер, матери проходят через эти два булгаковских произведения и многочисленные рассказы. Так и видится Булгакову уютное кресло с треснувшей ножкой, портрет на стене, цветы на подставках, раскрытое пианино с нотами. Вот так и разворачиваются первые сцены романа.
В “Белой гвардии”, как мы уже говорили, много автобиографического, но это уже исторический роман. Вспомним, что отец Михаила Афанасьевича был преподавателем. Отсюда и трепетное отношение Булгакова к тому, что происходит, к гражданское воине как
историческому событию. “Белая гвардия” –
книга – о русской истории, ее философии, о судьбе классической русской культуры. Булгаков подчеркивал, что речь в его романе идет о трагически заблудившихся в “железном буране революции”. Это книга о пути выбора и прозрения.

Читайте также:
Характеристика образа Разумихина и Лебезятникова: сочинение

В “Белой гвардии” Булгаков размышляет о судьбах россии, народа, интеллигенции.
Милая, интеллигентная семья Турбиных вдруг становится причастной к великим событиям, происходящим в России. Семья превращается в свидетельницу и участницу дел странных и удивительных. Турбиным преподан урок истории, и они, делая свой выбор, остаются с народом и принимают новую Россию (не большевиков, не сталинщину, а именно обновленную Россию).
Семья Турбниых невелика: Алексей (28 лет), Елена (24 года), ее муж – Тальберг (31 год), Николка (17 лет)…И еще приживалка Анюта. Мать завещала им: “Живите дружно”. так бы и жила семья спокойно и размеренно, если бы не революция и гражданская война. Появляются новые люди, новые персонажи.

Конец беспечной жизни.
Художественная биография этой вполне ординарной семьи становится интересным и символичным историческим документом непреходящей ценности. Это один из лучших русских романов послереволюционной эпохи о гражданской войне.
“Белая гвардия” стала “романом воспитания”, где белый офицер Мышлаевский, собирающийся служить в Красной Армии, делает свой окончательный вывод из жестоких уроков истории, говоря о России:” Прежней не будет, новая будет”. Пройдя через тяжелые испытания, кажется, находят свою дорогу н Алексей, и Тальберг, и Николка.
Своеобразен язык романа “Белая гвардия”.Он не похож ни на какой другой, он обладает своими особенностями. В этом тоже проявляется самобытность Булгакова.
Если говорить откровенно, мне Булгаков нравится. Я люблю, когда о большом и сложном пишут просто и доступно. Как, например, у А. Толстого в романе “Петр I” или у Шолохова в романе “Тихий Дон”.

Кстати, в последнем и описывается гражданская война и революция. Но я отдаю дань таланту Михаила Афанасьевича Булгакова. Это истинно русский писатель
Как жаль, что Булгаков так рано ушел из жизни, прожив всего 49 лет.

Сочинение: Достоевский ф. м. – Уроки достоевского. по роману преступление и наказание.

Противопоставление между добром и злом- Основной конфликт в романе Достоевского «Преступление и наказание». Мне кажется, Достоевский хотел показать, что необходимо сохранить в себе доброту и сострадание даже в таком мире, какой показан в романе. Человек одинок в окружающем его мире, он задыхается, не находя поддержки и понимания. Обстановка жизни не способствует развитию человеческих чувств, таких как доброта и сострадание. Действительность порождает яростную, ожесточенную реакцию на несправедливые жизненные условия и ненависть к людям.
Раскольников, пытаясь возвыситься над страдающим миром, создает свою теорию. В основе этой теории лежит утверждение, что счастье для большинства возможно посредством уничтожения меньшинства. Решаясь на убийство, он следует меркантильным интересам. Это показывает его не с лучшей стороны. Ради денег он убивает. Но убийство старухи влечет за собой и другое, он вынужден убить и её сестру. То есть проливается кровь невинных. Он утешает себя, думая, что старуха была злой, а он лишь покарал её, но это не уменьшает жестокости его преступления. Посмотрев с другой стороны мы видим, убийцу Родиона Раскольникова. Задавленного бедностью, но не видящего в себе силы пройти мимо трагедии семьи Мармеладовых, он отдает им последние деньги. «Раскольников подошел к Катерине Ивановне и отдал ей все деньги, что у него были, и удалился…». Так Раскольников пытается противостоять окружающей действительности, но, следуя своей теории, он не только не противостоит жестоким законам общества, но даже вписывается в них.
В эпилогу Достоевский показывает, что теория Раскольникова потерпела поражение не только по своей внутренней логике, но и сам угнетенный народ отверг её. Раскольников был отвергнут народом как носитель антигуманной идеи. Преступление Раскольникова встает между ним и миром. Он мечется в поисках живой души, которая смогла бы выслушать его и облегчить страдания. Такой душой для него стала Сонечка Мармеладова. Благодаря ей, Раскольников встает на путь раскаяния за свои поступки.
Соня Мармеладова, как мне кажется,- очень важный персонаж в романе. Она поставлена жизнью в не менее сложную ситуацию. Хрупкой девушке очень сложно выжить в злом мире. Принеся себя в жертву, отдав свое тело на попрание, она сумела сохранить живую душу и ту необходимую связь с миром, которую разрывает Раскольников для будущей жизни, она несет с ним его «крест»- идет с ним на каторгу. В этом заключается ее величие- величие самопожертвования во имя людей.
Достоевский призывает людей к соединению в «добром и хорошем чувстве», вере в добро, неуничтожимое в мире и данное человеку изначально.
Рассмотрев двух героев романа, мы также можем увидеть, как вера помогает возвыситься человеку духовно. Вера Сонечки помогает ей выжить в жестоком мире.
Приобщившись, с помощью Сони, к вере, Раскольников воскресает.
В своем романе Достоевский учит верить, творить добро и сострадать. Если в противостоянии добра и зла будет побеждать зло, то человечество не сможет выжить.
Проблема, рассмотренная Достоевским в романе «Преступление и наказание», актуальна и для наших дней. В злом и бесчеловечном мире очень трудно сохранить любовь, доброту и сострадание. Но надо стоять за свои ценности и перед беспощадной действительностью не опускать руки и творить добро.
ДРАМАТИЧЕСКИЕ СУДЬБЫ ЛИЧНОСТИ В
УСЛОВИЯХ ТОТАЛИТАРНОГО ОБЩЕСТВЕННОГО УСТРОЙСТВА.
(по роману Е. Замятина “Мы”)
Роман Е. Замятина “Мы” написан в 1921 г. Время было сложное, судьбоносное, и поэтому, наверное, произведение написано в необычайном жанре “антиутопии”. Ведущая тема – драматическая судьба личности в условиях тоталитарного общественного устройства.
Замятин был крупный инженер-кораблестроитель и лучше других, знал, как создается механизм, машина, сооружение. Он понимал, что это делается в полном соответствии с замыслом, по схеме, чертежам, многочисленным расчетам. И всего этого достаточно, чтобы объект выполнял свои функции. Но умный и мудрый человек Замятин сознавал, что таким способом не может быть спроектировано общество людей, потому что каждый человек сугубо индивидуален и в той или иной степени духовен. Живет он в обществе других людей, в чем-то похожих, но всегда особенных. Человек не может быть «винтиком». Когда его превращают в «винтик», он теряет значительную часть своей человеческой сущности. История показала, что превращение человечества в совокупность “винтиков” ведет к преступлению перед человеком и человечеством.
В романе “Мы” в фантастическом и гротесковом облике предстает перед читателем возможный вариант общества будущего. Приводится мечта сильных мира сего: «Жизнь должна стать стройной машиной и с механической неизбежностью вести нас к желанной цели”. К сожалению, в таком обществе нет ничего, что бы не предвещала уже современная писателю реальность. Перед нами разворачивается “математически совершенная жизнь” Единого Государства. Символический образ “огнедышащего интеграла”, чуда технической мысли и, одновременно, орудия жесточайшего порабощения, открывает книгу. Бездушная техника вместе с деспотической властью превратили человека в придаток машины, отняли у него свободу, воспитали в добровольном рабстве. Мир без любви, без души, без поэзии. Человеку – «нумеру», лишенному имени, было внушено, что “наша несвобода» есть «наше счастье» и что это «счастье» – в отказе от «я» и растворении безличном «мы». Внушено, что художественное творчество -“уже не беспардонны соловьинный свист”, когда «всякий писал, что ему вздумается”, а “государственная служба”. А интимная жизнь тоже рассматривается как государственная обязанность, выполняемая сообразно “табелю сексуальных дней”.
Роман 3амятина – предупреждение о двойной опасности, грозящей человечеству:
гипертрофированной власти машин и власти государства. “Однотипность” безраздельно и неусыпно властвует над жизнью всех членов общества. Это обеспечивается совершенной техникой и недремлющими очами «хранителей».
Сочинение 3амятина проникнуто раздумьями о Российской послереволюционной деятельности. В нем угадываются сокровенные мысли о возможных и уже обнаружившихся при жизни писателя извращениях социалистической идеи. Отношение к политике военного коммунизма стало камнем преткновения для писателя. Эта политика, предусматривающая сугубую централизацию политической и экономической жизни в стране, ряд жестоких мер, была временной и вынужденной гражданской войны и хозяйственной разрухи. Но Замятину представлялось, что другого выбора не будет и что людям навязана единственная модель дальнейшего движения – новый вариант тоталитаризма.
Роман 3амятина приобрел особую ценность, и поучительность в следующем смысле: как предупреждение о возможных искажениях социализма, об опасности уклонений от демократического пути и злоупотреблений насилием над человеческой личностью. Последующие события отечественной и мировой истории показали, что тревоги писателя не были напрасны. Наш народ пережил и горькие уроки коллективизации, и социализм, и репрессии, и всеобщий страх, и застой. Очень многие сцены романа заставляют вспоминать прошлое. Манифестация в честь Благодетеля, официозные, единогласные выборы, “хранители”, которые следят за каждым шагом человека. Но Замятин показывает, что в обществе где все напраилено на подавление личности, где игнорируется человеческое “я”, где единоличная власть является неограниченной, возможен бунт. Способность и желание чувствовать, любить, быть свободным в мыслях и поступках толкают людей на борьбу. Но власти находят выход: у человека при помощи опера удаляют фантазию – последнее, что заставляло его поднимать гордо голову, чувствовать себя разумным и сильным. Все же остается надежда, что человеческое достоинство не умрет при любом режиме, эту надежду высказывает женщина, которая своей красотой побуждает на борьбу. У 3амятина в романе есть мысль, необычная для многих наших современников. Писатель настаивает на том, что не существует идеального общества. Жизнь – это стремление к идеалу. И когда это стремление отсутствует, мы наблюдаем разлагающее время застоя.
Есть в романе еще одна тема, созвучна сегодняшнему дню. Это, тема экологической тревоги. «Антиобщество», изображенное в книге, несет гибель естеству жизни, изолируя человечество от природы. Автор мечтает выгнать “обросших цифрами” людей «голыми в леса», чтобы они учились там у птиц, цветов, солнца. Только это, по мнению автора, может восстановить внутреннюю сущность человека.
Автор романа «Мы» принадлежит к тем крупным художникам, кто усиленно приковывал внимание к “вечным ценностям» в условиях глобальных исторических сдвигов ХХ столетия. В свое время роман не был принят. Очень дорого обошлись нам легкомыслие и обидчивость тогдашних идеологов по отношению к сомнениям Замятина
Автор на своих “запретных” страницах выстраивает непрерывную цепочку времени, не прослеживая которую нельзя понять ни настоящего, ни будущего. Произведения, подобные роману “Мы» , пробившиеся к нам из небытия, позволят “по-новому” взглянуть на события истории, осмыслить роль человека в них. «Мы» – предостережение против отказа сопротивляться, если человеческое сообщество хотят превратить в совокупность “винтиков”. Такие произведения как «Мы», “выдавливают” из человека рабство, делают его личностью.
ЧЕЛОВЕК В ВИХРЕ ВЕВОЛЮЦИИ И
Гражданской ВОЙНЫ.
(По роману М.А- Булгакова “Белая; гвардия”)
«Великая замятня» гражданской войны началась 25 октября 1917 года, когда Россия раскололась на два лагеря “белых” и “красных» . Кровавая трагедия, продолжавшаяся четыре с половиной года, перевернула представления людей о морали, чести, достоинстве, справедливости. Каждая из воюющих доказывала свое понимание правды. Монархисты, анархисты, коммунисты, анархо-синдикалисты, анархо- коммунисты. Сколько их, этих партий было. Трудно оказалось разобраться в пестроте политической окраски и политических лозунгах крестьянам, рабочим, интеллигенции. И тем не менее более 30 тысяч офицеров бывшей царской армии служили Советской власти, а точнее Красной Армии. Виднейшие деятели русской науки и культуры (Павлов, Мичурин, Тимирязев, Собинов, Нежданов и др.) признали Советскую власть. Для них выбор цели стал жизненной необходимостью. Такие “шатания и мучительные поиски” изображены в романе МЛ. Булгакова «Белая гвардия».
Кинга Булгакова автобиографичная. Отец писателя был преподавателем в Киевской духовной академии. Сам Михаил закончил I Киевскую гимназию, затем медицинский факультет университета. В годы первой мировой войны будущий писатель работал земским врачом на селе. Потом он переехал в Вязьму. Здесь его и застала революция. Отсюда в 1918 году Михаил Афанасьевич пробрался в родной Киев, и там ему и его Близким довелось пережить сложную и поучительную полосу гражданской войны, описанную затем в романе “Белая гвардия» и
пьесе «Дни Турбиных» .
Образы дома, братьев, сестер, матери проходят через эти два булгаковских произведения и многочисленные рассказы. Так и видится Булгакову уютное кресло с треснувшей ножкой, портрет на стене, цветы на подставках, раскрытое пианино с нотами. Вот так и разворачиваются первые сцены романа.
В «Белой гвардии», как мы уже говорили, много автобиографического, но это уже исторический роман. Вспомним, что отец Михаила Афанасьевича был преподавателем. Отсюда и трепетное отношение Булгакова к тому, что происходит, к гражданское воине как
историческому событию. «Белая гвардия» –
книга- о русской истории, её философии, о судьбе классической русской культуры. Булгаков подчеркивал, что речь в его романе идет о трагически заблудившихся в “железном буране революции”. Это книга о пути выбора и прозрения. В “Белой гвардии” Булгаков размышляет о судьбах россии, народа, интеллигенции.
Милая, интеллигентная семья Турбиных вдруг становится причастной к великим событиям, происходящим в России. Семья превращается в свидетельницу и участницу дел странных и удивительных. Турбиным преподан урок истории, и они, делая свой выбор, остаются с народом и принимают новую Россию (не большевиков, не сталинщину, а именно обновленную Россию).
Семья Турбниых невелика: Алексей (28 лет), Елена (24 года), ее муж – Тальберг (31 год), Николка (17 лет)…И еще приживалка Анюта. Мать завещала им: “Живите дружно”. так бы и жила семья спокойно и размеренно, если бы не революция и гражданская война. Появляются новые люди, новые персонажи. Конец беспечной жизни.
Художественная биография этой вполне ординарной семьи становится интересным и символичным историческим документом непреходящей ценности. Это один из лучших русских романов послереволюционной эпохи о гражданской войне.
“Белая гвардия” стала “романом воспитания”, где белый офицер Мышлаевский, собирающийся служить в Красной Армии, делает свой окончательный вывод из жестоких уроков истории, говоря о России:” Прежней не будет, новая будет”. Пройдя через тяжелые испытания, кажется, находят свою дорогу н Алексей, и Тальберг, и Николка.
Своеобразен язык романа “Белая гвардия».Он не похож ни на какой другой, он обладает своими особенностями. В этом тоже проявляется самобытность Булгакова.
Если говорить откровенно, мне Булгаков нравится. Я люблю, когда о большом и сложном пишут просто и доступно. Как, например, у А. Толстого в романе “Петр I” или у Шолохова в романе “Тихий Дон”. Кстати, в последнем и описывается гражданская война и революция. Но я отдаю дань таланту Михаила Афанасьевича Булгакова. Это истинно русский писатель
Как жаль, что Булгаков так рано ушел из жизни, прожив всего 49 лет.

Читайте также:
Предметный мир в романе Ф.М. Достоевского Преступление и наказание: сочинение

Сочинение: Нравственные уроки и выводы в романе «Преступление и Наказание» (Ф.М. Достоевский)

Предлагаем вашему вниманию сочинение «Нравственные уроки и выводы в романе «Преступление и наказание» Ф. М. Достоевского». В нем содержится рассуждение о поступках героев произведения и их анализ с точки зрения нравственности.

Творчество Ф. М. Достоевского пропитано глубоким психологизмом. Писатель был истинным знатоком человеческой души. С каждой прочитанной страницей его произведения мы погружаемся в мир душевных переживаний, любви, разочарования и страдания. Его произведения глубоко проникают в сознание и заставляют задуматься над нравственными проблемами этого мира. Одним из таких произведений является роман » Преступление и наказание». Криминальная история, являющаяся центральной в сюжете произведения, является поводом для размышления о том, что толкает человека на совершение преступления и возможностью показать сложные психологические катаклизмы, происходящие в душе человека. Местом действия стал город, полный трагедий и драм, искалеченных судеб и вечных конфликтов.

Рассказывая историю Родиона Раскольникова, Ф. М. Достоевский хотел пробудить в нас уснувшие нравственные качества, без которых человек становится жалким и несчастным, но не сильным. Ф. М. Достоевский преподает нам уроки нравственности, давно забытые истины.

Главный нравственный урок романа — нельзя ставить себя выше других. Родион Раскольников, главный герой произведения, совершил преступление: он убил старуху-процентщицу и ее сестру, случайно ставшую свидетелем убийства. На этот отчаянный шаг Родиона толкнуло несколько факторов. Первым из них является атмосфера. Ф. М. Достоевский переносит действие романа в Петербург, грязный и душный город. Писатель не любил город на Неве, поэтому считал его идеальным местом для развития событий романа. Жил Раскольников в такой же тесной и серой комнате с низкими потолками. Такая обстановка угнетала юношу, который к тому же подхватил лихорадку. Внешнее состояние города и комнаты словно просочилось в кровь Родиона, заразив губительным вирусом.

Росший в нищете молодой человек ненавидел состоятельных людей, которые считали, что за деньги можно купить все, даже любовь. По этой причине он не любил и Петра Лужина, который сватался к его сестре Дуняше. Студент был вынужден давать уроки, чтобы себя прокормить. Он нуждался в деньгах.

Читайте также:
Раскольников, Соня, Мармеладов, Свидригайлов кто они: добрые или злые: сочинение

Также на Раскольникова повлияла существующая в мире несправедливость: история Мармеладова, разговор студентов о старухе-процентщице.

Основной же фактор, заставивший Родиона лишить жизни старуху — желание подтвердить свою теорию, доказать себе, что он не «тварь дрожащая», а «право имеет». Согласно этой теории, все люди делятся на обыкновенных и необыкновенных. Себя Родион относил к необыкновенным, т.е. тем, которые могут позволить своей совести «перешагнуть … через иные препятствия» для достижения благих целей. Но его теория не подтвердилась. Совершив убийство, Родион не сделал счастливым ни себя, ни окружающих. Освободив мир от ненужной старухи, герой попал в плен своей совести.

То же самое можно сказать и о Лужине. Его теория о том, что каждый должен заботиться лишь о своем счастье и не думать об окружающих. Также он считал, что лучше жениться на бедной, которая всю жизнь будет благодарить за спасение от нищеты и боготворить спасителя. Мечтавший подчинить себе Дуняшу состоятельный мужчина потерпел поражение. Он не только не обрел жену, но и лишился уважения. Его теория тоже не сделала его счастливым.

Кроме этого автор хочет донести до читателя мысль о том, что любое преступление всегда ведет к разрушению личности. Родион не только не получил материального и морального удовлетворения, но и стал нравственным калекой. Без того болезненный и постоянно испытывающий слабость от голода студент стал видеть странные сны, ощущать страх и тревогу. Уверенность и стойкость героя стали рассыпаться под действием угрызений совести. Его душа стала больной подобно телу. Проникший в нее вирус гордыни стал постепенно разрушать хрупкий человеческий организм, изможденный внешне.

Автор дает понять, что противостоять злу нужно силами добра. Только добро может одержать победу над злом. Олицетворением добра в романе является Соня Мармеладова. Девушка получила желтый билет, потому что была вынуждена кормить свою семью: пьяница-отец пропивал каждую копейку, его постоянно выгоняли с работы, больная мачеха не имела возможности работать. Она спасала свою младшую сестру от голодной смерти. Соня пожертвовала собой ради спасения своей семьи. Позднее она стала спасительным якорем и для Родиона. Соня подтолкнула Раскольникова к раскаянию и тем самым спасла его заблудшую душу.

Читайте также:
Тема униженных и оскорбленных в романе Ф. Достоевского Преступление и наказание: сочинение

Ф. М. Достоевский преподает читателям еще один урок: нужно уметь раскаиваться. Да, очень трудно признавать свои ошибки, мириться с тем, что ты не прав. Раскольников прошел долгий путь, чтобы совершить раскаяние. Он раскаялся не в момент признания Соне, не в полицейском участке Пороху. Раскаяние к нему приходит после вынесения приговора. Находясь в ссылке, Раскольников долго мучается угрызениями совести. Он даже сожалеет, что рассказал все, что признал свою вину. Но однажды он просыпается другим человеком. Раскаяние приносит Родиону Раскольникову душевное спокойствие. И в этот момент у него под подушкой лежит Библия.

Ф. М. Достоевский показывает нам, что в Раскольникове живут и светлые чувства. Вспомним его в начале романа. Он не может пройти мимо того, кто в нем нуждается. Именно эта черта характера свела Родиона с семьей Мармеладовых. Он с участием выслушивает пьяницу Семена Мармеладова в трактире, искренне сочувствует его горю и навещает его семью. Раскольников жертвует последние деньги, вырученные его матушкой с трудом для любимого сына, вдове Катерине Ивановне. Он не проходит мимо пьяной девушки, чуть не ставшей жертвой насилия. Эти поступки героя учат нас тому, что нужно помогать страдающим, протягивать руку помощи каждому, кто так нуждается в ней.

Соня помогла понять Родиону, что нужно жить по христианским заповедям. Бог всегда благосклонен к тому, кто следует его советам, кто не стыдится просить о помощи, кто готов раскаяться и стать на путь истинный. Нарушивший эти заповеди считается заблудшим. Таким был и Родион. Но Соня смогла спасти его, обратив к Богу. Перед тем, как проводить Раскольникова к следователю, она отдала ему свой кипарисный крест. Кипарисный, то есть простонародный. Тем самым она приблизила его к обыкновенным людям, к Богу.

Хочется верить в то, что эти уроки будут полезны читателям романа, что каждый прочитавший это произведение человек заглянет в свою душу и увидит ее хорошие и плохие стороны. Пусть каждый прислушается к советам великого классика и попытается изменить себя в лучшую сторону.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: