Презирать суд людей не трудно, презирать суд собственный невозможно (по роману Ф. М. Достоевского Преступление и наказание): сочинение

«Презирать суд людей не трудно, презирать суд собственный – невозможно…» (по роману Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»)

Присылай нам свои работы, получай l itr `ы и обменивай их на майки, тетради и ручки от Litra.ru!

/ Сочинения / Достоевский Ф.М. / Преступление и наказание / «Презирать суд людей не трудно, презирать суд собственный – невозможно…» (по роману Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»)

Роман Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание» вполне соотносим с фразой А.С.Пушкина: «Презирать суд людей не трудно, презирать суд собственный – невозможно». Философская проблема, представленная в цитате, ярко отображена в романе о преступлении. Главного героя произведения, Родиона Раскольникова, никак нельзя назвать обычным преступником. Это молодой человек с философским складом ума, всегда готовый прийти на помощь, анализирующий свои мысли и поступки, судящий самого себя («Я себя убил, а не старушонку»).

Достоевский воплотил в Раскольникове черты «сильных личностей», с которыми познакомился на каторге, во время написания романа. Это люди, ставящие себя выше нравственных законов общества.

На вопрос: возможно ли уничтожение одних людей ради счастья других? – автор и его герой отвечают по-разному. Н.Бердяев писал по этому поводу: «Своевольное убийство даже последнего из людей, самого зловредного из людей не разрешается духовной природой человека… Вечный закон вступил в свои права, и он (Раскольников) попал под его власть. Христос пришел не нарушать, а исполнять закон… Не так поступали те, которые были подлинно великими и гениальными, которые совершали великие деяния для всего человечества. Они не считали себя сверхчеловеками, которым все дозволено, и потому много могли дать «человеческому».

Раскольников считает, что убийство одного человека ради счастья других возможно, так как это «простая арифметика». Нет, утверждает Достоевский, не может быть в мире гармонии, если прольется хоть одна слезинка ребенка (ведь Родион убивает и Лизавету с неродившимся ребенком).

Но герой находится во власти автора, и потому в романе античеловеческая теория Раскольникова терпит крах.

Бунт героя, лежащий в основе его теории, порожден социальным неравенством в обществе. Достоевского волновала судьба «девяти десятых человечества», нравственно униженных, социально обездоленных в условиях современного ему буржуазного строя. «Преступление и наказание» — роман, воспроизводящий картину социальных страданий городской бедноты, нищеты. Деньги – спасение для обездоленных людей, считает Раскольников. Судьба Мармеладова опровергает эти убеждения. Беднягу не спасают даже деньги его дочери, он раздавлен морально и уже не может подняться со дна жизни. Установление социальной справедливости насильственным путем Раскольников объясняет как «кровь по совести».

Родион решает уничтожить «ненужное меньшинство». Если герой и ему подобные берут на себя такую высокую миссию – защитников униженных и оскорбленных, то они неизбежно должны считать себя людьми необыкновенными, которым все дозволено, то есть неизбежно кончать презрением к тем самым униженным и оскорбленным, которых они защищают.

Не зря на себялюбивые рассуждения Лужина Родион отвечает: «Доведите до последствий, что вы давеча проповедовали. И выйдет, что людей можно резать». Раскольников считает, что преступать закон могут только «настоящие люди», так как они действуют на благо человечества. Но Достоевский со страниц романа провозглашает: любое убийство недопустимо.

К чему же в результате приходит Раскольников, считая себя вправе убивать людей? Он делит людей на «избранных» и «тварей дрожащих». И Достоевский, снимая с наполеоновского пьедестала своего героя, говорит нам, что не счастье людей волнует Раскольникова, а его занимает вопрос: «…вошь ли я, как все, или человек? Тварь ли я дрожащая или право имею…» Он мечтает властвовать над людьми, так проявляется его суть. Опровергая жизненные цели своего героя, проповедуя христианские принципы («Не убий!»), Достоевский вводит в роман образ Сони Мармеладовой. Длительная любовь к ближнему, способность отозваться на любую чужую боль, делает образ Сони идеальным. Именно с позиций этого идеала в романе произносится приговор. Для Сони все люди имеют одинаковое право на жизнь. Никто не может добиваться счастья своего или чужого путем преступления. Соня, по мысли Достоевского, воплощает народное начало: терпение и смирение, безмерную любовь к человеку.

Спасает и воссоединяет отпавшего человека с Богом только любовь. Сила любви такова, что она может содействовать спасению даже такого грешника, как Раскольников.

Мысль о неприкосновенности любой человеческой личности играет главную роль в понимании романа. В образе Раскольникова писатель казнит отрицание самоценности человеческой личности и показывает, что любой человек, в том числе и отвратительная старуха-процентщица, священен и неприкосновенен, и в этом отношении люди равны. Но мы знаем, Раскольников позволил себе не согласиться с этим, совершая убийство. В «Преступлении и наказании» в очередной раз доказываются слова Пушкина, так как в романе наглядно показано, как «собственный суд» Родиона вынес самый строгий выговор.

Читайте также:
Краткая хроника жизни и творчества Достоевского: сочинение

человек просмотрели эту страницу. или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.

Смотрите также по произведению «Преступление и наказание»:

Примеры похожих учебных работ

Рассуждение «Себя» или «старушонку» убил Родион Раскольников ? (Преступление и Наказание .

. что не признает свою вину: «Разве я старушонку убил? Я себя убил, а не старушонку!». Преступление в романе Достоевского состоит . свою вину. Автор: Анастасия Сметанова Я себя убил, а не старушонку. Сочинение по роману Достоевского «Преступление и .

Смирись, гордый человек ( по роману «преступление и наказание»)

. Произведением, которое принесло писателю всемирную известность, в котором Достоевский призывает к преодолению эгоизма, к смирению, . или Бога нет, или Он не всесилен». Именно по этой накатанной колее двигался и «бунтующий» ум Ивана Карамазова. Бунт .

Тема нравственного падения и возрождения человека в романе Ф. М. Достоевского Преступление .

. нравственное падение и что помогло его возрождению. О прошлом Родиона Раскольникова Достоевский сообщает немногое: у него есть . в жизни по христианским заповедям. Сочинение: Тема падения и духовного возрождения в романе Достоевского Преступление и .

Когда воскресает Раскольников? (о романе «Преступление и наказание» Ф. М. Достоевского)

. этой странице материал по темам: сочинение на тему их воскресила любовь преступление и наказание преступление раскольникова наступает воскрешение человека в раскольникове через любовь когда возродился раскольников преступление .

Теория Раскольникова и её крах в романе Достоевского Преступление и наказание

. Ницше. Вот такая вот в некоторой мере печальная история. Это было сочинение о том, почему теория главного персонажа романа «Преступление и наказание» не подтвердилась, а распалась. Сочинение Теория Раскольникова и её крах Фёдор .

«Презирать суд людей не трудно, презирать суд собственный – невозможно. » (по роману Ф.М. Достоевского “Преступление и наказание”)

Роман Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание» вполне соотносим с фразой А.С.Пушкина: «Презирать суд людей не трудно, презирать суд собственный – невозможно». Философская проблема, представленная в цитате, ярко отображена в романе о преступлении. Главного героя произведения, Родиона Раскольникова, никак нельзя назвать обычным преступником. Это молодой человек с философским складом ума, всегда готовый прийти на помощь, анализирующий свои мысли и поступки, судящий самого себя («Я себя убил, а не старушонку»). Достоевский воплотил в Раскольникове черты «сильных личностей», с которыми познакомился на каторге, во время написания романа. Это люди, ставящие себя выше нравственных законов общества.

На вопрос: возможно ли уничтожение одних людей ради счастья других? – автор и его герой отвечают по-разному. Н.Бердяев писал по этому поводу: «Своевольное убийство даже последнего из людей, самого зловредного из людей не разрешается духовной природой человека… Вечный закон вступил в свои права, и он (Раскольников) попал под его власть. Христос пришел не нарушать, а исполнять закон… Не так поступали те, которые были подлинно великими и гениальными, которые совершали великие деяния для всего человечества. Они не считали себя сверхчеловеками, которым все дозволено, и потому много могли дать «человеческому».

Раскольников считает, что убийство одного человека ради счастья других возможно, так как это «простая арифметика». Нет, утверждает Достоевский, не может быть в мире гармонии, если прольется хоть одна слезинка ребенка (ведь Родион убивает и Лизавету с неродившимся ребенком). Но герой находится во власти автора, и потому в романе античеловеческая теория Раскольникова терпит крах.

Бунт героя, лежащий в основе его теории, порожден социальным неравенством в обществе. Достоевского волновала судьба «девяти десятых человечества», нравственно униженных, социально обездоленных в условиях современного ему буржуазного строя. «Преступление и наказание» – роман, воспроизводящий картину социальных страданий городской бедноты, нищеты. Деньги – спасение для обездоленных людей, считает Раскольников. Судьба Мармеладова опровергает эти убеждения. Беднягу не спасают даже деньги его дочери, он раздавлен морально и уже не может подняться со дна жизни. Установление социальной справедливости насильственным путем Раскольников объясняет как «кровь по совести».

Родион решает уничтожить «ненужное меньшинство». Если герой и ему подобные берут на себя такую высокую миссию – защитников униженных и оскорбленных, то они неизбежно должны считать себя людьми необыкновенными, которым все дозволено, то есть неизбежно кончать презрением к тем самым униженным и оскорбленным, которых они защищают.

Не зря на себялюбивые рассуждения Лужина Родион отвечает: «Доведите до последствий, что вы давеча проповедовали. И выйдет, что людей можно резать». Раскольников считает, что преступать закон могут только «настоящие люди», так как они действуют на благо человечества. Но Достоевский со страниц романа провозглашает: любое убийство недопустимо.

Читайте также:
Христианские мотивы и образы “Преступление и наказание”: сочинение

К чему же в результате приходит Раскольников, считая себя вправе убивать людей? Он делит людей на «избранных» и «тварей дрожащих». И Достоевский, снимая с наполеоновского пьедестала своего героя, говорит нам, что не счастье людей волнует Раскольникова, а его занимает вопрос: «…вошь ли я, как все, или человек? Тварь ли я дрожащая или право имею…» Он мечтает властвовать над людьми, так проявляется его суть. Опровергая жизненные цели своего героя, проповедуя христианские принципы («Не убий!»), Достоевский вводит в роман образ Сони Мармеладовой. Длительная любовь к ближнему, способность отозваться на любую чужую боль, делает образ Сони идеальным. Именно с позиций этого идеала в романе произносится приговор. Для Сони все люди имеют одинаковое право на жизнь. Никто не может добиваться счастья своего или чужого путем преступления. Соня, по мысли Достоевского, воплощает народное начало: терпение и смирение, безмерную любовь к человеку.

Спасает и воссоединяет отпавшего человека с Богом только любовь. Сила любви такова, что она может содействовать спасению даже такого грешника, как Раскольников.

Мысль о неприкосновенности любой человеческой личности играет главную роль в понимании романа. В образе Раскольникова писатель казнит отрицание самоценности человеческой личности и показывает, что любой человек, в том числе и отвратительная старуха-процентщица, священен и неприкосновенен, и в этом отношении люди равны. Но мы знаем, Раскольников позволил себе не согласиться с этим, совершая убийство. В «Преступлении и наказании» в очередной раз доказываются слова Пушкина, так как в романе наглядно показано, как «собственный суд» Родиона вынес самый строгий выговор.

«Презирать суд людей не трудно презирать суд собственный невозможно…» (По пьесе Островского «Гроза» и роману Достоевского «Преступление и наказание»)

Людской суд. Осуждение, непонимание, отчуждение… Как все это выдержать? Да, нелегко, но человек может многое пережить, через многое переступить. Через многое…

но есть в человек неодолимое чувство. Имя ему — совесть. Кант называл это чувство «нравственным императивом». И Ницше не отрицал его, но считал, что оно идет от христианства, и дал ему свое определение — «инквизиция совести».

И что может быть мучительнее, чем суд собственной совести, не позволяющей тебе спокойно жить, терзающей твою душу? Не может жить спокойно героиня пьесы А. Н. Островского «Гроза» Катерина. Ее молодой женской душе, выросшей в атмосфере любви и заботы, понимания и согласия, душно и мрачно в семействе Кабановых.

Горькая участь, которую она терпит в доме от свекрови, ничтожество мужа, который хотя и любит ее, но не способен заставить ее полюбить себя, принуждают Катерину оглянуться вокруг, выйти из поэтического мира детства. Постепенно в душе героини рождается новое отношение к миру, новое чувство, неясное еще ей самой. «Что-то во мне такое необыкновенное. Точно я снова жить начинаю…

» Это смутное чувство — проснувшаяся в ней любовь, которая воспринимается Катериной как страшный, несмываемый грех, потому что любовь к чужому человеку для нее, замужней женщины, есть нарушение нравственного долга. Она всей душой хочет быть чистой и безупречной, ее нравственная требовательность к себе безгранична и бескомпромиссна. Уже осознав свою любовь к Борису, она изо всех сил стремится противостоять этому чувству, но не находит опоры в этой борьбе. «А что, Варя, быть греху какому-нибудь.

Точно я стою над пропастью и меня кто-то туда толкает, а удержаться мне не за что». Катерина чувствует страх перед собой, перед выросшим в ней стремлением к воле, неразделимо слившимся с любовью в ее сознании. Это стремление воспринимается как нечто гибельное, противоречащее всем ее представлениям о должном. В моральной ценности своих нравственных представлений Катерина не сомневается, она только видит, что никому в окружающем мире и дела нет до их подлинной сути. И Варваре, и Тихону, и Кудряшу чужд нравственный максимализм героини, и именно на фоне их бессознательной и компромиссной позиции крупной и значительной, нравственно высокой выглядит страдающая Катерина.

«Гроза» не трагедия любви. С известной долей условности ее можно скорее называть «трагедией совести». Когда «падение» Катерины совершилось, подхваченная вихрем освобожденной страсти, сливающейся для нее с понятием воли, она становится смела до дерзости, решившись — не отступает, не жалеет себя, ничего не хочет скрывать. «Коли я для тебя греха не побоялась, побоюсь ли я людского суда!» — говорит она Борису.

Да, ей не страшен людской суд, и кажется ей, что и через себя она переступила. Но это не так. Сознание греха сохраняется и в упоении счастьем и с огромной силой овладевает ею, как только оно кончилось. Это как раз и предвещает дальнейшее развитие трагедии, гибель Катерины. И даже кается героиня без надежды, в отчаянии, не в силах дольше скрывать свою неверность. Она не видит другого исхода, кроме смерти.

Читайте также:
Трущобы и нищие углы бедноты фон романа «Преступление и наказание»: сочинение

И не отказ Бориса взять ее с собой, лишивший ее последней надежды на счастье, убивает Катерину, а ее безнадежное отчаяние примирить свою совесть с любовью к Борису и физическое отвращение к неволе. Что ж, «презирать суд людей не трудно, презирать суд собственный — невозможно». Подтверждением этих слов может служить и история героя романа Ф. М. Достоевского Родиона Раскольникова. И не случайно в русской литературе часто сравнивают сцены всенародного покаяния двух персонажей: Катерины и Родиона Раскольникова. Жизнь ставит героев романа Достоевского в такие тупики, когда, с точки зрения Раскольникова, безнравственным становится само неукоснительное требование нравственности.

Если сделки с совестью — обычное и универсальное состояние жизни человечества, то, значит, это не подлость, а внутренняя неизбежность, предустановленная природой человеческого общежития. Тогда нужно считать вздором все нравственные принципы, отбросить их за ненадобностью, как обветшалый хлам, и взглянуть на жизнь с иной точки зрения, уже исключающей «устаревшее» деление человеческих поступков на добрые и злые. В свете этих мыслей и убийство старухи, никому не нужной и даже вредной, по мнению Раскольникова, не является преступлением. И преступление совершено, но ничего не изменилось в этом мире…

А что с Родионом? Страшное одиночество наваливается на него. Он не хочет никого видеть и находится на грани безумия.

Оказывается, на вопрос: можно ли «разрешить своей совести перешагнуть себя?» — ответ прост. Нельзя. Все страдания Раскольникова после совершения преступления с мучительной остротой убеждают его в этом.

Да, страдание — неизбежный спутник человека. Для чего оно дается? Для того, чтобы пережить муки за отступление от нравственного закона, за недостаток добра и любви в человеке, за дисгармонию с миром.

Страдания души, угрызения совести — самое страшное наказание. Его в полной мере испытал на себе Родион Раскольников. «Инквизиция совести» действует беспощадно.

«Презирать суд людей не трудно, презирать суд собственный – невозможно…» (А. С. Пушкин)

Повесть А. С. Пушкина «Выстрел» состоит из двух частей. В первой части о произошедшей истории рассказывает Сильвио – бывший гусар, центральный герой повести, а во второй – граф, человек, с которым тот вел поединок.

Повесть «Выстрел» с первых строк погружает читателя в атмосферу некой загадочности, «какая-то таинственность окружала его судьбу», – говорит о главном герое повести рассказчик. Перед нами первый в русской прозе характер «наполеоновского» типа. Это натура, духовно сильная, стремящаяся к первенству, не слишком разборчивая в достижении цели. В то же время это личность живая, противоречивая, наделенная яркой индивидуальностью и социальной типичностью, развивающаяся на протяжении повествования. Здесь по праву следует задать вопрос: почему в первой части об истории поединка рассказывает граф, а во второй Сильвио?

По сути, в первой части Сильвио объясняет рассказчику, почему его жизнь ценна и он не хочет лишний раз ею глупо рисковать. Но при этом он раскрывает далеко не лестные подробности своего прошлого. Ненависть Сильвио-гусара носит отчасти плебейский характер, она направлена даже не на графа как на человека, а на воплощение всех тех, кому счастье досталось без усилий, кто по праву рождения наделен и громким именем, и богатством. Но уже через шесть лет после ссоры, когда Сильвио произносит свою исповедь, нельзя не почувствовать, что это во многом другой человек: вспомним его беспощадность к самому себе, его невольное восхищение молодым соперником. То есть Пушкин заставляет своего героя высказать без прикрас, наиболее объективно то, что произошло. Сильвио и делает это, не опасаясь суда своего слушателя. Этот человек имеет цель и берет на себя ответственность и за совершенный поступок, и за тот, который ему предстоит совершить. Пушкин передает, как сверкают у Сильвио глаза, когда он читает письмо – известие о том, что настал час для ответного выстрела. На этом моменте автор и оставляет своего героя, чтобы напомнить о нем по прошествии некоторого времени.

Вторая часть повести начинается с того, что рассказчик, знающий историю жизни Сильвио, поселяется в бедной деревеньке N. Жизнь была скучна. Казалось, еще немного и он стал бы пить. Неожиданно стало известно, что в деревеньку должен приехать сосед – некий граф со своей женой. Встретившись с новыми обитателями, рассказчик узнает, что этот граф и есть давний враг Сильвио, и получает тем самым возможность услышать до конца историю поединка.

Читайте также:
Дневник Родиона Раскольникова (по роману Ф. М. Достоевского Преступление и наказание): сочинение

И опять уже другой герой должен честно рассказать продолжение интригующей истории. Пушкин не дает своим героям возможности переложить ответственность за свои мысли, поступки и чувства на мнимых врагов. Сам поэт, будучи человеком с обостренным чувством чести, не позволяет и персонажам поддаться малодушию. Граф не сообщает о себе ничего лестного, он повел себя достаточно понятно, как и свойственно человеку, оказавшемуся перед дулом пистолета опытного стрелка. Именно здесь он ведет себя понятно и в какой-то степени достойно, без прошлой ненужной бравады с черешнями. Несмотря на свое отчаяние, он запрещает унижаться своей жене. В его рассказе не столь проявляется отношение к Сильвио, сколь доминирует описание собственных внутренних переживаний. Он передает лишь факты, которые для читателя оказываются красноречивее любых эпитетов. Читатель видит, что в главном герое повести – в Сильвио – произошел очевидный душевный перелом. Он не испытывает ненависти к графу. Может быть, он и сам стал опытнее, мудрее, узнал жизнь и цену ей, а может быть, Пушкин, чуждый любой низости, не представляет иного развития событий, нежели духовный рост своих героев. И граф, и Сильвио относятся к продолжению поединка гораздо серьезнее, чем во времена гусарской молодости. «Предаю тебя твоей совести», – говорит Сильвио графу, уверенный, что тот уже не забудет его ответного выстрела. На самом деле, отказавшись от «права» на убийство, он, прежде всего, одержал духовную победу над собой, над собственной ненавистью и оскорбленным самолюбием.

Таким образом, можно сказать, что героям дается некоторое время для раздумий, для предания себя справедливому и бескорыстному суду совести. И то, как этот суд отразился на личностях героев, мы видим из сюжета повести.

Пушкин в своих произведениях изображает людей порой не столь примечательных социально (вот Сильвио – отставной гусар), но необычайно богатых духовно, людей с принципами, с нравственными ценностями, с представлениями о морали и чести. В целом они не безупречны, но что касается нравственных представлений, у них многому можно поучиться. Не забывая кодекса дворянской чести и того, какую роль в нем играли дуэли, Пушкин и здесь сумел провести сюжетную линию повести так, чтобы были затронуты не только нормы современной, проходящей морали, но и вечные нравственные категории – представления о чести, ценности жизни и совести.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Сочинение по роману Идиот Достоевского

«Идиот» Ф.М. Достоевского показывает читателям поистине идеального героя. Князь Мышкин предстает настолько невинным и добрым персонажем, что один служит противовесом прогнившему и эгоистичному обществу, в которое попадает.

Писатель наделяет его чертами Христа, но при этом не делает Богом. Мышкин не может прикосновением лечить людей или ходить по воде. Он самый обычный человек, но живущий по совести. Его сердце всегда открыто, он готов помочь каждому, кто просит или не просит.

В него Достоевский вложил все свои надежды относительно будущего. Во время написания романа он проживал заграницей, но продолжал пристально следить за происходящим в России. Его пугало и расстраивало все более эгоистичное и индивидуалистское поведение людей в обществе. Именно поэтому он захотел столкнуть загнивающее общество с таким идеальным и неиспорченным человеком.

Идиот – именно так характеризуют Мышкина окружающие. Они считают его доброту и бескорыстность следствием болезни и слабоумия. Хотя в глубине души каждый, кто встречался с князем понимает, что он действует только из лучших побуждений. Но боятся князя, ведь столкновение с ним может коренным образом перевернуть их взгляды и изменить жизненный уклад. Поэтому окружающим проще считать героя за дурачка и смеяться над ним.

Мышкин в свою очередь прекрасно понимает сложившуюся ситуацию. И его рвение помогать нуждающимся часто идет ему во вред. Это сказывается на здоровье героя. Оба раза серьезные приступы его болезни происходят в момент глубочайшего кризиса.

В этом еще одна схожесть князя Мышкина и Христа. Каждый из них бескорыстно принимает на себя все грехи окружающих. Мышкин постоянно предчувствует, что история Настасьи Филипповны выльется в трагедию, и пытается защитить девушку. Но она отчаянно противится этому. В итоге после ее смерти, забравший всю боль и ненависть себе Мышкин окончательно сдается своей болезни. Он жертвует собой ради спокойствия окружающих.

Однако финал романа нельзя назвать плохим. Хоть главный герой и погибает как здравомыслящий человек, проигрывая страшной болезни. Своими действиями и словами он оставил значительный след в душах тех, с кем был знаком. Забрав на себя их прегрешения, он открыл им путь в светлое будущее. Как бы окружающие не старались закрыться, но Мышкин сумел оказать достаточно сильное влияние, заронив даже крошечный лучик света в их души.

Читайте также:
Почему я выбрала Достоевского и Лескова: сочинение

2 вариант

Роман “Идиот”, написанный Фёдором Михайловичем Достоевским, был опубликован в 1868 году. Однако, интерес к этому произведению остаётся прежним среди читателей по всему миру. Что же она привлекает читателей? Очевидно, глубоким психологическим анализом человеческой души и тайн, скрываемых от посторонних.

По началу, название “Идиот” кажется оскорбительным, унижающим главного героя. Между тем его вера в настоящие человеческие качества окружающих, в добро и любовь, его детская наивность и добрата преображают его в христианского мученика. И противопоставляют его другим героям романа, не способным ни на уважение, ни на прощение.

Сюжет романа начинает с возвращения князя Мышкина в Россию. И уже на родине он сталкивается и алчностью, завистью и любовью. Он как-будто заново знакомится с сущностью человека. И, по-детски, не полагает за ним дурных поступков. Он меряет человека по себе.

А общество, в ответ, воспринимает его, в лучшем случае, чудаком. Оно не способно живо откликнуться на его душевные порывы, оно рассматривает князя лишь с позиции практичной пользы, например, использования его способностей к каллиграфии.

Сам князь легко прощает эгоистичность окружающих, поскольку полагает в них страдания от одиночества. Рядом с ним другие герои романа сначала становятся чище, лучше, но потом они начинают бояться своей уязвимости и становятся ещё более озлобленными и на Льва Николаевича Мышкина, в том числе.

Так происходит с Ганей, Рогожиным и Настасьей Филипповной. Получается, что князь послужил катализатором катастрофы, представленной в романе.

Как же это происходит? Просто никто из них не может стать князем Мышкиным, стать таким же человечным, поэтому невозможность и тщетность их попыток приводит к озлоблению и Гани, и Рогожина, и Настасьи Филипповны. Гибель которой становится очевидной с самого начала романа. Она как бабочка летит на свет, а что будет после не задумывается.

Душа её изранена и не находит утешение в своём окружении. Циничное общество и её саму сделало такой. Настасью Филиповну то тянет к князю, как к своему идеалу, которого она долго ждала, то обвиняет его в лишнем сострадании к ней. Мотив недостойности настоящей любви талкает её к Рогожину, с ним она на равных. Такие метания и приводят к трагическому финалу романа.

Что же получается? Получается чистый и самоотверженный человек, такой как князь Мышкин, способный к самопожертвованию, может пробудить в других людях человеческие качества.

Также читают:

Картинка к сочинению По роману Идиот

Популярные сегодня темы

Благотворительность, в принципе, хорошее и полезное дело! Но часто оно вызывает сомнения… Просто собирается много денег, а для людей это соблазн!

Зима – замечательное время года. Снег накрывает сбросившие листву деревья, как бы награждая их теплой одеждой за то красно-желтое многообразие цветов, которое они подарили нам осенью.

К.Г.Паустовский написал очень много поучительных рассказов, но один из них наиболее интересный и запоминающийся который называется телеграмма, он четко дает понять, как мы относимся к своим родственникам

Жанр произведения представляется в виде рассказа, основной тематикой которого является возможность самокритики в искусстве. Главная мысль рассказа представляет собой проблематику объективной оценки

Унылая пора! Очей очарованье! Приятна мне твоя прощальная краса. Именно такие мысли, повторяющие строки известного стихотворения, приходят в голову, когда смотришь на осенний пейзаж из окна своей квартиры.

Анализ романа «Идиот» (Ф. М. Достоевский)

Автор: Guru · 24.08.2018

Роман Ф. М. Достоевского «Идиот» является сегодня одним из самых популярных и востребованных произведений русской литературы. Уже много лет создаются и продолжают создаваться различные интерпретации этого великого творения: экранизации, оперные и балетные прочтения, театральные постановки. Роман популярен во всем мире.

История создания

Работа над романом началась в апреле 1867 и длилась почти полтора года. Творческим импульсом для автора было дело семьи Умецких, где родителей обвиняли в жестоком обращении с детьми.

1867год — тяжелое время для писателя и его семьи. Достоевский скрывался от кредиторов, что вынудило его уехать за границу. Другим печальным событием была смерть трёхмесячной дочери. Эту трагедию Федор Михайлович и его супруга переживали весьма тяжело, но договорённость с журналом «Русский вестник» не позволяла творцу придаваться горю. Работа над романом полностью поглотила автора. Находясь во Флоренции, в январе 1869 года Достоевский закончил свое сочинение, посвятив его племяннице С. А. Ивановой.

Жанр, направление

Во второй половине XIX века писатели особенное внимание уделяли жанру романа. Возникали различные поджанры, связанные с направлением, стилем, структурой. «Идиот» Достоевского относится к лучшим примерам философского романа. Этот вид прозы возник ещё в эпоху Просвещения в западноевропейской литературе. Отличает его акцент на размышлениях героев, разработке их идей и концепций.

Читайте также:
Бедные люди в романе Ф. М. Достоевского Преступление и наказание: сочинение

Немало интересовало Достоевского и исследование внутреннего мира персонажей, что даёт основание относить «Идиот» к такому виду романа как психологический.

Князь Мышкин приезжает из Швейцарии в Петербург. С маленьким узелком вещей в руках, одетый не по погоде, он отправляется в дом Епанчиных, где знакомится с генеральскими дочерями и секретарём Ганей. У него Мышкин видит портрет Настасьи Филипповны, а позднее узнаёт некоторые детали её жизни.

Молодой князь останавливается у Иволгиных, где вскоре встречает саму Настасью. Покровитель девушки сватает её за Ганю и даёт за неё приданое 70 тысяч, что привлекает потенциального жениха. Но при князе Мышкине происходит сцена торга, где участвует Рогожин, ещё один претендент на руку и сердцу красавицы. Итоговая цена – сто тысяч.

Лев Николаевич Мышкин глубоко тронут красотой Настасьи Филипповны, он приходит к ней тем же вечером. Он встречает там множество гостей: генерала Епанчина, Фердыщенко, Тоцкого, Ганю, — а ближе к ночи является и сам Рогожин с газетным свёртком, в котором обещанные сто тысяч. Героиня бросает деньги в огонь и уезжает с избранником.

Спустя шесть месяцев князь решает навестить Рогожина в его доме на Гороховой улице. Парфён и Лев Николаевич обмениваются крестами – теперь, с благословения матушки Рогожина, они братья.

Через три дня после этой встречи князь едет в Павловск на дачу к Лебедеву. Там после одного из вечеров Мышкин и Аглая Епанчина договариваются о встрече. После свидания князь понимает, что полюбит эту девушку, а через несколько дней Льва Николаевича провозглашают её женихом. Настасья Филипповна пишет письмо Аглае, где убеждает её выйти замуж за Мышкина. Вскоре после этого происходит встреча соперниц, после которой случается расторжение помолвки князя и Аглаи. Теперь общество в предвкушении другой свадьбы: Мышкина и Настасьи Филипповны.

В день торжества невеста сбегает с Рогожиным. На следующий день князь отправляется на поиски Настасьи Филипповны, но никто из знакомых ничего не знает. Наконец Мышкин встречает Рогожина, который приводит его в свой дом. Здесь под белой простынёй лежит труп Настасьи Филипповны.

В итоге от всех полученных потрясений главный герой сходит с ума.

Главные герои и их характеристика

  1. Князь Лев Николаевич Мышкин. В черновиках писатель называет протагониста князь Христос. Он является центральным персонажем и противопоставлен всем другим героям произведения. Мышкин взаимодействует практически со всеми участниками действия. Одна из его главных функций в романе – раскрытие внутреннего мира персонажей. Ему не составляет труда вызвать собеседника на откровенный разговор, узнать его сокровенные мысли. Для многих общение с ним подобно исповеди.
  2. Антиподами Мышкина выступают Ганя Иволгин и Парфён Рогожин. Первый из них слабохарактерный, женственный, прельщенный деньгами молодой человек, который хочет выбиться в люди любой ценой, но все же испытает стыд за это. Он мечтает о статусе и уважении, но вынужден терпеть лишь унижения и неудачи. Богатый купец Рогожин одержим одной лишь страстью – владеть Настасьей Филипповной. Он упрям и готов на всё для достижения цели. Его не устроит никакой другой исход, но жизнь в страхе и сомнении, а любит ли она его, не сбежит ли, не для Рогожина. Потому их отношения заканчиваются трагедией.
  3. Настасья Филипповна. Роковая красавица, чью истинную натуру угадал только князь Мышкин. Её можно считать жертвой, можно демоном, но больше всего в ней привлекает то, что роднит ее с самой Клеопатрой. И это не только покоряющая красота. Известен случай, когда египетская властительница растворила огромную жемчужину. Реминисценцией этого поступка в романе является эпизод, где Настасья Филипповна бросает в камин сто тысяч рублей. Прототипом героини считается Аполлинария Суслова, возлюбленная Достоевского. Она испытывает презрение к деньгам, ведь за них купили ее позор. Бедную девушку соблазнил богатый господин, но он стал тяготиться своим грехом, поэтому пытался сделать из содержанки порядочную женщину, купив ей жениха – Ганина.
  4. Образ Настасьи Барашковой оттеняет Аглая Епанчина, антипод и соперница. Эта девушка отличается от своих сестер и матери. В Мышкине она видит гораздо больше, чем чудаковатого глупца, и не все из родных могут разделить её взгляды. Аглая ждала человека, способного вывести её из закостенелой, загнивающей среды. Сначала таким спасителем она представляла князя, затем некоего поляка-революционера.

Интересных героев в книге больше, но мы не хотим слишком уж затягивать статью, поэтому если вам необходима характеристика персонажа, которой тут нет, напишите об этом в комментариях. И она появится.

Читайте также:
Мотивы преступления Родиона Раскольникова в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»: сочинение

Темы и проблемы

  1. Проблематика романа весьма многообразная. Одной из главных проблем, обозначенных в тексте, является корыстолюбие. Жажда престижа, статуса, богатства заставляет людей совершать гнусные поступки, клеветать друг на друга, изменять самим себе. В описываемом Достоевским обществе невозможно добиться успеха, не имея покровителей, знатного имени и денег. В тандеме с корыстью идёт тщеславие, особенно присущее генералу Епанчину, Гане, Тоцкому.
  2. Поскольку «Идиот» относится к философскому роману, в нём разрабатывается огромное богатство тем, важной из которых является религия. К теме христианства автор обращается неоднократно, главным персонажем, причастным к этой теме, выступает князь Мышкин. Его биография включает некоторые библейские аллюзии на жизнь Христа, он наделён функцией «спасителя» в романе. Милосердие, сострадание к ближнему, умение прощать – этому учатся у Мышкина и другие герои: Варя, Аглая, Елизавета Прокофьевна.
  3. Любовь представлена в тексте во всех возможных её проявлениях. Любовь христианская, помощь ближнему, семейная, дружеская, романтическая, страстная. В более поздних дневниковых записях Достоевского обнаруживается главный замысел — показать три разновидности этого чувства: Ганя – тщеславная любовь, Рогожин – страсть, а князь – любовь христианская.

Здесь также, как и с героями, разбирать тематику и проблематику можно долго. Если чего-то конкретного вам все же не достает, пожалуйста, напишите об этом в комментариях.

Главная мысль

Основная идея Достоевского – показать разложение русского общества в слоях интеллигенции. В этих кругах наблюдается духовный упадок, филистерство, супружеские измены, и двойная жизнь — практически норма. Достоевский стремился создать «прекрасного человека», который мог бы показать, что и в этом мире ещё живы доброта, справедливость и искренняя любовь. Такой миссией наделён князь Мышкин. Трагедия романа заключается в том, человек, стремящийся видеть в современном ему мире только любовь и доброту, погибает в нем, будучи неприспособленным к жизни.

Смысл, заложенный Достоевским, заключается в том, что людям все же необходимы такие праведники, которые помогают им взглянуть в лицо самому себе. В разговоре с Мышкиным герои познают свою душу и учатся открывать ее другим. В мире фальши и лицемерия это очень нужно. Конечно, самим праведникам очень тяжело освоиться в обществе, но их жертва не напрасна. Они понимают и чувствуют, что хоть одна исправленная судьба, хоть одно неравнодушное, проснувшееся от безразличия сердце – это уже большая победа.

Чему учит?

Роман «Идиот» учит верить в людей, ни в коем случае не осуждать их. В тексте поданы примеры, как можно наставлять общество, не ставя себя при этом выше его и не прибегая к прямому морализаторству.

Роман Достоевского учит любить, в первую очередь, во спасение, всегда помогать людям. Автор предупреждает, что о низких и грубых поступках, совершенных сгоряча, после которых придётся жалеть, но раскаяние может наступить слишком поздно, когда исправить уже ничего нельзя.

Критика

Некоторые современники называли роман «Идиот» фантастическим, чем вызывали негодование писателя, поскольку он считал это самым реалистичным сочинением. Среди исследователей на протяжении многих лет, с момента создания книги и посей день, возникали и продолжают возникать различные определения этого произведения. Так, В. И. Иванов и К. Мочульский называют «Идиот» романом-трагедией, Ю. Иваск использует термин евангельский реализм, а Л. Гроссман считает это произведение романом-поэмой. Другой русский мыслитель и критик М. Бахтин исследовал в творчестве Достоевского явление полифонизма, «Идиот» он также считал полифоническим романом, где параллельно развивается несколько идей и звучит несколько голосов героев.

Примечательно, что роман Достоевского вызывает интерес не только у русских исследователей, но и у зарубежных. Особенно популярно творчество писателя в Японии. Например, критик Т. Киносита отмечает большое влияние прозы Достоевского на японскую литературу. Писатель обратил внимание на внутренний мир человека, и японские авторы охотно следовали его примеру. Например, легендарный писатель Кобо Абэ называл Федора Михайловича любимым литератором.

Анализ романа «Идиот» (Ф. М. Достоевский)

Автор: Самый Зелёный · Опубликовано 04.11.2019 · Обновлено 04.11.2019

Творчество знаменитого русского писателя Фёдора Достоевского, который стремился проникнуть в самые глубины человеческой души, до сих пор занимает одно из главнейших мест во всей русской литературе. Глубокий психологизм его творений является уникальным и хорошо известен не только русским читателям, но и любителям хорошей литературы по всему земному шару.

Одним из самых известных творений этого писателя является его роман «Идиот», в котором Достоевский поднял великое множество важных вопросов, касающихся не только общества Российской империи девятнадцатого века, но и самой человеческой души во всём её многообразии. Многомудрый Литрекон предлагает Вам анализ романа «Идиот» по плану.

Читайте также:
Анализ эпизода из главы 10 части 4 романа Достоевского «Идиот»: сочинение

История создания

Как и всегда в жизни Достоевского, роман «Идиот» создавался в очень трудной для писателя обстановке. Во время работы над произведением умерла его новорождённая дочь, на Федора Михайловича давили кредиторы, а также редакция журнала, для которого он писал свой роман.

Из-за такой тяжёлой атмосферы писатель на последние деньги покинул Россию и продолжил работу над романом в Швейцарии. Преодолевая своё упадочное настроение, плохое здоровье и неприятные погодные условия, Достоевский всё-таки смог закончить роман, однако по итогу был несколько разочарован своим творением, считая, что так и не смог полностью раскрыть свою мысль читателю.

«Случилось же так, что все лопнуло. Роман вышел неудовлетворителен, но, кроме того, вышло и то, чего я не мог даже и предвидеть прежде: вышло то, что я, долго быв вне России, потерял возможность даже и писать как следует, так что даже и на новое произведение какое-нибудь надеяться не могу. (…) хоть „Идиот” и не удался, но за 2-е издание его несколько книготорговцев готовы были дать и давали хоть и небольшие, сравнительно, деньги, но все же значительные, полторы и две тысячи».

Как и все части «великого пятикнижья», «Идиот» впитал в себя библейские мотивы. В основу сюжета легла идея второго пришествия, которая давно волновала религиозного писателя. Он не раз ставил вопрос о том, что будет, если Иисус Христос придет в современный мир? Этот мотив прослеживается в романах «Бесы», «Братья Карамазовы» и «Подросток», но в «Идиоте» он занял центральное место. В Мышкине автор воплотил образ божьего человека, лишенного человеческих страстей и готового отдать всего себя ради других. Но ответ Достоевского на свой же вопрос очевиден в финале: Мышкин пребывает в беспамятстве и не может жить в современных реалиях. Люди глубоко ранят его.

Жанр и направление

«Идиот» можно село отнести к реалистическому направлению в русской литературе. Писатель стремился достоверно отобразить все тонкости окружающей русской действительности. В сюжете присутствует огромное количество деталей, подчёркивающих общую атмосферу. Созданные им образы выглядят органично и реалистично, читатель может поверить в то, что описанные в романе события могли произойти на самом деле.

Жанр произведения «Идиот» можно определить как психологический роман. Повествование охватывает длительный промежуток времени и включает в себя большое количество действующих лиц. Произведение пропитано глубоким психологизмом, важнейшее место в произведении выделено под внутренние монологи и рассуждения персонажей, затрагивающие вечные вопросы о человеке и жизни.

Суть: о чём роман?

Роман «Идиот» начинается с того, как молодой дворянин – князь Лев Мышкин, возвращается в Россию после длительного прибывания в Швейцарии, где он лечился от своего давнего психического недуга. С самых первых страниц князь предстаёт перед нами как очень искренний и непосредственный человек, в моральном плане стоящий на ступень выше окружающих его людей.

В поезде главный герой знакомится с купцом Парфёном Рогожиным и узнаёт о Настасье Барашковой – падшей женщине, ведущей самый порочный образ жизни.

В Петербурге князь Мышкин навещает своих ближайших родственников – семью Епанчиных. За счёт своей искренности и душевности князь легко завоёвывает симпатии всей семьи, члены которой становятся его хорошими друзьями. Ему нравится красавица Аглая — младшая дочь в семье. Симпатия взаимна.

В тот же день Лев Николаевич встречается с Настасьей Филипповной, которую отчаянно добивается Рогожин. Между этой троицей образуется незримая связь, которая не разорвётся до самого конца повествования.

Князь Мышкин сам внезапно проникается симпатией к Настасье, надеясь помочь ей и исцелить её душу. Он совершенно серьёзно предлагает ей выйти за него замуж, смущая Барашкову, которая под влиянием князя начинает демонстрировать лучшие стороны своей натуры.

Образуется любовный треугольник: Рогожин – Мышкин – Барашкова. На протяжении всего романа Настасья Филипповна мечется между двумя мужчинами. От тяжелейшего психологического напряжения герои начинают сходить с ума.

Помимо основной сюжетной линии в романе присутствует огромное количество побочных, которые только подчёркивают общую атмосферу безумия и безысходности и подталкивают князя к пропасти. Так, любимая Аглая отталкивает его из-за связи с Настасьей, не понимая истинных мотивов его поступка. Тоцкий и Епанчин хотят «замять» скандал с Настасьей и выдать ее замуж за секретаря Ганечку, который нуждается в деньгах и за них готов принять позор.

Постоянное нарастание напряжения приводит к тому, что в конечном итоге Рогожин приводит Мышкина в свой дом, где на кровати лежит зарезанная им Барашкова. В этот момент психика героев окончательно рушится. Они ложатся рядом с трупом, обнимаются и начинают говорить обо всём. На утро Рогожина находят абсолютно безумным, а князя Мышкина — впавшим в то полусознательное состояние, в котором он прибывал до курса лечения в Швейцарии.

Читайте также:
Единственный критерий художественной истины верность (по роману «Бесы»): сочинение

Главные герои и их характеристика

Система образов и характеристика главных героев в романе «Идиот» отражена Многомудрым Литреконом в таблице:

Лев Николаевич Мышкин русский двадцатишестилетний князь, с детства страдающий от серьёзнейшего недуга, который сделал из него ничего не понимающего идиота, и только лечение в Швейцарии смогло помочь ему. Представляет из себя милого, доброго и понимающего человека, наполненного состраданием к ближнему. Все его действия, в том числе его попытки обвенчаться с Настасьей Филипповной, продиктованы его добротой. Искренне верующий человек. Окружающие, общаясь с князем, духовно очищаются, становятся лучше. В итоге он не выдерживает ужасов окружающего мира и снова впадает в своё прежнее плачевное состояние.
Настасья Филипповна Барашкова невероятно красивая внешне, но духовно искалеченная девушка. Рано осиротела и воспитывалась дворянином Афанасием Тоцким, который в шестнадцать лет растлил её. Психика девушки надломилась, он погрязла в ненависти к окружающим и к себе. Встреча с Мышкиным колеблет героиню, в ней начинает проспаться доброта и стремление к счастью, но подсознательно она отказывается от него, продолжая считать себя падшей женщиной. Она постоянно мечется между Мышкиным и Рогожиным, сбегая даже из церкви прямо во время венчания. В конце умирает от рук Рогожина, обретая покой.
Парфён Семёнович Рогожин молодой человек. Купец. Нескладный, вспыльчивый и грубый. Изнемогает от любви к Барашковой. Являет собой полную противоположность душевному и чуткому Мышкину. Соперничает с ним за Настасью Филипповну, но в тоже время очень привязан к князю, видя в нём ту святость, которая самому Рогожину недоступна. Борьба за Барашкову окончательно ломает его, и Парфён в безумии убивает свою любовь. Однако Мышкин прощает его даже за это чудовищное деяние.
Аглая Ивановна Епанчина Умная, талантливая и красивая дочь генерала Епанчина и возлюбленная Мышкина. Гордая и претенциозная девушка 20-лет. Их с Мышкиным связывают романтические чувства, Аглаю притягивает доброта и искренность Мышкина. Но из-за гордости она не в силах понять его предложение Настасье Филипповне и ревнует, мучая себя и князя. Мать говорит о ней: «дура с умом без сердца».
Гаврила Ардалионович Иволгин «Умный обыкновенный человек». Секретарь в доме Епанчиных, обремененный многочисленным семейством и нуждающийся в карьере и деньгах. «Одно беспрерывно-раздавливаемое тщеславие, ужасно его мучило». Этот герой ухаживал и за генеральской дочерью, и за Настасьей Филипповной в попытках занять исключительное место в обществе при крайней своей бездарности.

Если таблицу необходимо дополнить, напишите об этом Литрекону в комментариях.

Тематика в романе «Идиот» весьма разносторонняя и богатая, поэтому здесь отражены только основные темы в творчестве Достоевского:

  1. Любовь – традиционно настоящая любовь у Достоевского лишена всяких плотских и материальных аспектов. Мышкин испытывает к Настасье Филипповне самые возвышенные чувства, которые опираются на христианскую мораль и человеческое сострадание. С другой стороны, в лице Рогожина писатель показывает, что у этого чувства есть и тёмная сторона, которая способна пожрать человека изнутри, свести его с ума и толкнуть на самые страшные поступки.
  2. Доброта – самая обычная человеческая доброта и открытость в романе Достоевского становится реальной силой. Писатель показывает, как почувствовав к себе доброжелательное и искренне отношение, даже самый низкий человек становится чуть лучше, приоткрывает, казалось бы, давно забитую и уничтоженную человечность.
  3. Вера – как и всегда, писатель подтверждает свою преданность православной церкви. В монологе князя Мышкина о религии он осуждает католичество, считая, что только православие по-настоящему приближает людей к Богу.
  4. Дружба – в этом романе Достоевский показал, пожалуй, самых необычных друзей в истории русской литературы – Мышкина и Рогожина. Отличаясь внешне и ещё более внутренне, соревнуясь за Настасью Филипповну и постепенно сходя с ума, они, тем не менее, продолжают тянуться друг к другу. Мышкин надеется спасти Рогожина, а Рогожин — спастись.
  5. Быт и нравы России – Россия у Достоевского показана в довольно тёмных тонах. В воздухе веет безнадёжностью и напряжением. Общество подвержено самым низким порокам и медленно разлагается. Люди ударяются в мистицизм, ожидают конца света. Таким образом Достоевский отобразил тот цивилизационный тупик, в котором, по его мнению, находился русский народ во второй половине девятнадцатого века.
  6. Общественное мнение – автор показывает нам слепоту общества, в котором не осталось ничего святого. Общество, в котором каждый стремится лишь к удовлетворению своих эгоистичных потребностей, по мнению Достоевского, серьёзно больно и нуждается в нравственных ориентирах. Их дает русскому человеку именно вера в Бога.
Читайте также:
Тема «униженных и оскорбленных» в романах Ф.М. Достоевского (на примере «Преступления и наказания»): сочинение

Проблемы

Проблематика романа «Идиот» столь же интересна и насыщенна, поэтому за дополнениями и уточнениями обращайтесь к Многомудрому Литрекону в комментариях.

  • Социальное неравенство – в книге часто показывается нищета и материальное неравенство, царящие в России, которые ещё более усугубляют плачевное состояние людских умов и сердец. Чудовищная бедность, потребность в деньгах толкают людей на низкие и страшные поступки.
  • Одержимость страстью – на примере Рогожина демонстрируется любовь, лишённая настоящей возвышенности и выродившаяся в губительную всепожирающую страсть, которая и привела его самого, Мышкина и Барашкову к окончательному краху.
  • Алчность – жажда денег, жадность и скупость показаны в романе, как самые страшные болезни общества.
  • Ревность – ревность Рогожина в итоге сводит его с ума и толкает на страшное злодеяние – убийство.
  • Эгоизм – общество Российской империей изображено как жестокая среда, в которой каждый думает только о себе.

Смысл

В своём романе Достоевский изобразил всю греховность общества, в котором он жил. Многочисленные пороки, нищета и безумие окружают людей, превращая их в озлобленных зверей. Даже высокодуховный князь Мышкин оказывается неспособным противостоять всей этой мерзости и снова замыкается в себе. Основная идея романа «Идиот» состоит в том, что люди не готовы принять Христа в новом обличии и не сильно продвинулись со времен распятия миссии. Вера выродилась в пустую обрядность и больше не поддерживает людей в борьбе со злом внутри них.

В то же время писатель показывает, что люди не безнадёжны. Даже самая опустившаяся персона в глубине души остаётся человеком. Человечество ещё может исцелиться, вернуться на правильный путь, если обратится к Богу и осознает своё единство. Такова главная мысль романа «Идиот».

Критика

Роман Достоевского вызвал бурные обсуждения в литературной среде. Многие отмечали глубокий психологизм произведения и хорошую проработку персонажей, их органичность и достоверность. Так, Аполлон Майков, друг писателя, отозвался о его работе весьма неоднозначно, но все же похвалил книгу как интересное чтиво:

«Самое, если хотите, реальное лицо — Идиот (это вам покажется странным?), прочие же все как бы живут в фантастическом мире, на всех хоть и сильный, определительный, но фантастический, какой-то исключительный блеск. Читается запоем, и в то же время — не верится».

Один из главных критиков творчества Достоевского, Николай Страхов, так написал ему о романе:

«…Вы загромождаете Ваши произведения, слишком их усложняете. Если бы ткань Ваших рассказов была проще, они бы действовали сильнее. Например, „Игрок”, „Вечный муж” произвели самое ясное впечатление, а все, что Вы вложили в „Идиота”, пропало даром».

Литературный критик Буренин (которого сам автор считал наиболее понимающим рецензентом), напротив, не увидел в романе ничего достоверного, посчитав его невнятной фантасмагорией.

«Лица, группирующиеся вокруг князя Мышкина, тоже если не идиоты, то как будто тронувшиеся субъекты. Тринадцатилетние мальчики у г. Достоевского говорят не только как взрослые люди, но даже на манер публицистов, пишущих газетные статьи, а взрослые люди, женщины и мужчины, беседуют и поступают, как десятилетние ребята. Словом, роман можно было бы не только „Идиотом” назвать, но даже „Идиотами”: ошибки не оказалось бы в подобном названии».

С ним был согласен знаменитый писатель, Николай Лесков, который иронично заметил, что все герои этой книги «одержимы душевными болезнями». Не менее жесткую критику на «Идиота» обрушил М.Е. Салтыков-Щедрин, известный сатирик и либерал:

«(…) С одной стороны, у него являются лица, полные жизни и правды, с другой — какие-то загадочные и словно во сне мечущиеся марионетки, сделанные руками, дрожащими от гнева…»

Известный критик более позднего времени, православный мыслитель Лев Шестов, написал о Мышкине разгромные строки:

«Нет, князь Мышкин — одна идея, т. е. пустота. Да и роль-то его какова! Он стоит между двух женщин и, точно китайский болванчик, кланяется то в одну, то в другую сторону. (…) Нет, князь Мышкин — выродок даже среди высоких людей Достоевского, хотя все они более или менее неудачны. Достоевский понимал и умел рисовать лишь мятежную, борющуюся, ищущую душу. Как только же он делал попытку изобразить человека нашедшего, успокоившегося, понявшего — он сразу впадал в обидную банальность».

Таким образом, современники не считали роман «Идиот» самым выдающимся произведением Достоевского. Он всегда был в тени «Преступления и наказания» и «Бесов».

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: