Раскольников и Соня в романе Ф. М. Достоевского Преступление и наказание: сочинение

Раскольников и Соня Мармеладова – тема любви в романе «Преступление и наказание» (Ф. М. Достоевский)

Сочинение по литературе на тему «Раскольников и Соня Мармеладова – тема любви в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание», показывает новые грани великого чувства.

Тема любви является вечной темой художественной литературы. Каждый писатель показывает разные стороны этого сильного чувства. Есть любовь-самопожертвование, страсть, счастье, наслаждение. Произведение Ф. М. Достоевского показывает иной взгляд. Любовь-спасение, любовь как основа жизни на земле – таким мы видим это чувство в романе Достоевского.

Основными проблемами в романе Ф. М. Достоевского являются темы преступления и наказания. Неразрывно связана с ними проблема спасения преступника. Спасение оступившегося человека Достоевский видит в любви. Человеком, который привел Раскольникова к воскрешению, стала Соня Мармеладова.

Главный герой произведения Родион Раскольников находится в стесненных обстоятельствах. Нищета стала главной причиной совершенного им преступления. Он совершает убийство не спонтанно, не в состоянии аффекта. Раскольников в течение долгого времени хладнокровно обдумывает свои действия.

Еще за полгода до убийства он создает теорию, суть которой описывает в газетной статье. По его мнению люди делятся на обыкновенных и необыкновенных. Последние двигают человечество по пути прогресса. Они имеют право уничтожать любые препятствия, которые встают на их пути. В том числе, они имеют право на убийство. Цель оправдывает средства, по мнению Раскольникова.

Свое преступление он оправдывает тем, что убив одну вредную старушонку можно осчастливить сто хороших людей. Эту арифметику он так и не смог воплотить в жизнь. Совершив двойное убийство, Раскольников понимает, что он не относится к людям необыкновенным. Он испытывает страшные душевные мучения, впадает в горячку. Деньгами воспользоваться он так и не решился, чем несказанно удивил суд. Убив вредную старушонку, он никого не сделал счастливее.

Раскаяться и отказаться от антигуманной теории герою помогает Соня Мармеладова. Раскольников узнает о ней еще до совершения им страшного преступления. В дни подготовки к проверке, так он называл свой поступок, Раскольников зашел в трактир, где встретился с бывшим титулярным советником Мармеладовым. Тот поведал о своей горькой судьбе и о том, как его дочь Соня пожертвовала собой ради чужих детей.

Знакомство молодых людей состоялось так же не без помощи Семена Захаровича. С первой же встречи Раскольников и Соня почувствовали духовную связь. Герои сильно отличаются друг от друга, Соня считается антиподом Раскольникова в романе. Наукой доказано, что противоположности притягиваются. Раскольников – бунтарь, он не хочет согласиться с жизненной несправедливостью, Соня проповедует смирение. Она глубоко верующая, он – атеист. Раскольников – эгоист, Соня живет для других людей.

Девушка пошла «по желтому билету», полученные деньги она отдает мачехе, чтобы та могла кормить семью. С первых страниц Соня противопоставляется Раскольникову. Цели у них одинаковые: они хотят помочь своим семьям. Способы достижения цели противоположные. Соня переступает через себя, тем самым спасает свою душу. Она верит в бога и молится за свои грехи. Раскольников переступает через других, но при этом он признается: «Я себя убил». Соня, услышав признание Раскольникова, воскликнула «Что вы это над собой сделали!». Алену Ивановну и Лизавету уже не вернуть, а вот Раскольникову еще жить. Как можно жить с таким грехом на душе! Соня считает, что несчастнее Раскольникова нет «никого теперь в целом свете». Даже в этом случае героиня винит себя в том, что случилось. Она сетует, что раньше не знала Раскольникова, ее любовь смогла бы удержать его от этого шага.

Несмотря на такую разницу между ними, герой именно Соню выбирает, чтобы открыть страшную тайну. Они во многом отличаются друг от друга, но есть между ними и много общего. Их сближает то, что они отделились от своих семей. Из-за своего занятия героиня не может жить с семьей, она снимает комнату. Раскольников после совершения преступления «как будто ножницами отрезал себя сам от всех и всего в эту минуту». Они оба становятся одинокими после грехопадения. Человек – существо социальное, ему необходимо, чтобы рядом находились люди, близкие по духу. Одиночество, отверженность влекут друг к другу Раскольникова и Соню.

Грехопадение Сони не делает ее черствой, злой, она остается добрым светлым человеком. Героиня не озлобилась на весь мир. Большую роль в этом сыграла вера в бога, в основе которой лежит любовь. Раскольников в начале произведения скептически относится к Богу. Он скорее атеист, нигилист, ученый, он далек от веры. Совершив убийство, он каждый день испытывает муки совести. Ему требуется поддержка, он приходит к Соне. Герой просит ее прочитать легенду о воскрешении Лазаря. Это его первый шаг к исцелению.

Соня дает понять Раскольникову, что жертвуя собой, совершая грехи ради спасения чужих жизней, не нужно забывать о Боге. Достоевский вкладывает свои убеждения в уста Сони. Она нигде не училась, не создавала умных теорий, но она умеет любить, прощать и верить. Это стоит намного дороже всех знаний мира. Это на уровне подсознания осознает и герой. Он идет к девушке за спасением, исцелением. По его признанию, он «сам не вынес и на другого пришел свалить». Она согласна быть с ним до конца, но при условии, что он прилюдно раскается в преступлении. Героиня считает причиной случившегося то, что Раскольников отошел от Бога.

Соня, действительно, не оставила любимого. Она пошла за ним на каторгу и разделила с ним все тяготы. Ее образ олицетворяет деятельную, всепрощающую любовь, перед которой преклоняются отчаявшиеся и страдающие герои. Благодаря ее доброму сердцу, оттаяло и сердце Раскольникова.

Любовь и вера стали опорой для падшей души героя. Он сначала был раздражен присутствием Сони, грубил ей. Время шло, он привык к их свиданиям, стал скучать, когда она не приходила по каким-то причинам. Наконец, настал тот день, когда какая-то сила бросила его к ее ногам. Соня поняла, что он «бесконечно любит ее». Они не могли разомкнуть рук, впереди их ждала новая жизнь. «Их воскресила любовь», — подводит итог автор. Любовь Сони возвращает Раскольникова к богу, к жизни.

Читайте также:
Мой Достоевский (размышления о прочитанном) 2: сочинение

Взаимоотношения Раскольникова и Сони помогают автору более отчетливо показать бесчеловечность теории главного героя. Он сталкивает два противоположных мировоззрения, оставляя победу на стороне христианской веры. Бог и любовь в понимании Достоевского представляют собой единое целое. Взаимное чувство помогает героям духовно возродиться, открыть сердца для добра, милосердия. Автор расширяет горизонты, говоря о перерождении и обновлении человека.

Читая роман Достоевского, мы понимаем, какой великой всепобеждающей силой обладает любовь. Пока люди способны испытывать это чувство, они останутся людьми.

Правда Сони Мармеладовой в романе Преступление и наказание

В романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» у каждого героя есть своя правда, а именно, по каким законам и как жить. Соня Мармеладова – один из центральных образов романа, её правда особенно важна для понимания романа. Через мировоззрение Сони Мармеладовой автор выражает собственную точку зрения.

Правда Сони Мармеладовой отличается от других правд тем, что она действительно добрая и направлена на благо. Она связана с верой в Бога.

Сама героиня добрая и отзывчивая девушка, но из бедной семьи. Она ставит благополучие родных превыше собственного: чтобы обеспечить родителей и младших детей в семье, Соня пошла по «жёлтому билету», из-за чего она считает себя грешницей. Даже Родион говорит девушке о том, что она пошла против моральных законов и она такая же преступница, как и главный герой. Но суть этих преступлений контрастна: Соня не хотела проверять никакую теорию, а стремилась обеспечить семью. Она пошла на преступление не ради своих целей, это было самопожертвование во имя блага других.

Таким образом, смысл жизни Сони Мармеладовой – вера в Бога, сострадание другим, милосердие. Несмотря на все жизненные обстоятельства, трудности в жизни, девушка сохраняет чистоту и открытость души, сочувствие.

Соня верит не задумываясь, это словно заложено в ней изначально. Для неё все люди равны перед всевышним, все в итоге получат то, что заслуживают, и справедливость восторжествует.

Вера Сонечки может духовно воскресить не только саму героиню, но других. Она пытается направить Родиона на тропу истины, считает, что за убийцей стоит обычный человек, который просто «от Бога отошёл». Она верит, что даже он может подняться после грехопадения. Девушка на своём примере доказывает это герою: она читает Евангелие, при этом её бросает в жар, голос её дрожит и срывается. Соня не считает себя святой, она чувствует вину и стыд за совершённый грех.

Более того, после ссылки Родиона на каторгу, Соня регулярно навещает его и остальных ссыльных, помогает им. Она искупает собственный грех и даёт уроки милосердия другим.

Автор описывает контраст внутреннего конфликта главного героя и смирения в душе Сони Мармеладовой, но в конце побеждает именно мировоззрение Сони, так как оно направлено на любовь к людям, а не против них. Сам Ф.М.Достоевский был очень религиозным человеком, поэтому ему важно было показать силу веры, как она может воскресить душу человека и изменить других к лучшему.

Вариант 2

Соня Мармеладова — отзывчивая и бедная 18-летняя дочь спившегося чиновника Семена Захаровича. Она худая, небольшого роста. В жизни ей не повезло. Она рано потеряла мать, а ее отец спился. Соня стала проституткой, чтобы не голодали отец, мачеха, а также сводные сестры и брат.

Несмотря на ту грязь, в которой находится Соня, ее душа чиста. Ведь дух у нее мощный. Он не поломался в этих обстоятельствах. Стоит заметить, что когда мораль приходит в упадок, возможность нормальной жизни небольшая, а сама она становится всё труднее, дух препятствует гнёту обстоятельств и, если он хилый, то пропускает отрицательную энергию внутрь. Это разрушающе влияет на душу. Но дух дочери спившегося чиновника мощный, и, благодаря этому, в мучительных обстоятельствах её душа сохраняет чистоту. Обладая такой стойкостью, она смиренно учит окружающих исправлять изъяны, и сама постоянно убирает их из собственной души.

Соня Мармеладова не соглашается с «правдой» Раскольникова. Дочь Семена Захаровича не поддерживает его странную теорию. Ведь она жертвует собой для блага других и оказывает помощь остальным. Например, девушка способствовала тому, что Родион переосмыслил себя. Благодаря ей, он понял, что его теория не правильна. Под ее влиянием он осознает, что преступил закон зря.

Эта героиня помогла Родиону осознать, что ему нужно раскаяться, признаться в совершенном. Теория была не правильна, ведь она базировалась на делении всех на две категории по социальным признакам, а те не могут выразить всего человека. Соня своими поступками опровергает ее. Ужасающая бедность и унижение дочери чиновника не отражают ее сущность. Ведь она пожертвовала собой ради помощи бедствующим родственникам.

Правда Софьи Семеновны состоит в христианской вере и надежде на помощь Всевышнего, а также в кротости, прощении и доброте. Она считает, что нужно прожить жизнь подобающим образом и в последний час знать, что всегда поступал, как человек. Эта героиня полагает, стоит любить всех людей и идти на жертву ради них. Правда Сони — это ее вера в человека, в неискоренимость добра в сердце, в то, что милосердие, самопожертвование, всепрощение и любовь спасут человечество.

Соня считает, что причиной ужасного поступка Родиона является его атеизм. Она говорит, что он совершил преступление не только против ростовщицы, но и против Бога и себя самого.

Соня полагает, что единственно правильный путь для него — это покаяние и возвращение к вере в Бога. Она верит, что воскресила Родиона. Девушка готова разделить с ним наказание на каторге. С ее помощью Родион сперва понял необходимость признания в содеянном, а затем, ощутил настоящее раскаяние. Соня стала для него ангелом-хранителем, который укрепляет и поддерживает на тяжелом пути к нравственному перерождению.

Другие сочинения: ← Образ природы в лирике Есенина↑ ДругиеЧему учит произведение В дурном обществе →

«Правда» Сони и «правда» Раскольникова (по роману Достоевского «Преступление и наказание»)

«Правда» Сони и «правда» Раскольникова (по роману Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»)

Читайте также:
Наказание Раскольникова: сочинение

Соня и Раскольников – герои, у которых много общего: оба они грешники («убийца и блудница»), оба по натуре своей добры, оба остро и болезненно воспринимают зло и неспра­ведливость окружающей жизни, они понимают друг друга сердцем и сострадают друг другу. Не случайно их судьбы так тесно переплелись.

II. Главная часть

1. Но в то же время Соня и Раскольников – идейные ан­типоды. В противостоянии окружающему злу Раскольников предпочитает путь насилия, путь героической переделки мира при помощи активных действий, а Соня – путь смирения и сострадания. Соня очень близко подходит к любимой мысли

Достоевского о том, что каждый человек нравственно ответст­вен за все грехи мира и что, следовательно, человек должен принять образ Христов и своим страданием стараться иску­пить хоть сколько-нибудь грехи всех. Для Сони эта мысль – не теория, а практическое действие: она не просто жертвует собой ради других, но даже и не задумывается над этим; у нее есть какой-то нравственный инстинкт сострадания. Еще одна важная черта ее натуры – она никогда никого не обвиняет, отчасти потому, что искренне считает себя грешнее всех, а от­части потому, что очень остро чувствует страдания людей и обращает внимание в первую очередь на это (ее отношение к Катерине Ивановне, Мармеладову, Раскольникову. Последнее особенно показательно: глядя на Раскольникова, она видит не преступника, а безмерно страдающего человека).

(Об «идее» Раскольникова подробнее см. план на тему «Родион Раскольников и его теория в романе Ф.М. Достоев­ского «Преступление и наказание».)

2. Конфликт убеждений Сони и убеждений Раскольнико­ва ярче всего проявляется в их разговорах. Здесь действи­тельно сталкиваются две «правды». «Правда» Раскольнико­ва в том, что мерзавцы и негодяи имеют неограниченную власть над беззащитными и добрыми людьми, и с этим надо что-то делать. Правда Раскольникова в том, что Катерина Ивановна скоро умрет, ее дети останутся сиротами и Сонеч­ка их не спасет, что Полечке скорее всего, останется та же дорога, что и Соне. На это Соня не может возразить ничего, кроме того, что «Бог, Бог такого ужаса не допустит!», на что Раскольников вполне резонно отвечает: «Других допускает же». Но есть и «правда» Сони: она в том, что человек – не «вошь», в том, что убийство и вообще насилие – нравствен­ное преступление, грех перед Богом и людьми, в том, что ни­какой человек не судья людям даже в крайних и на первый взгляд очевидных обстоятельствах. На вопрос Раскольнико­ва – «Лужину ли жить и делать мерзости, или умирать Ка­терине Ивановне? то как бы вы решили: кому из них умереть?» — Соня отвечает: «Кто меня тут судьей поставил: ко­му жить, кому не жить?».

Самому Достоевскому христианский гуманизм Сони был, конечно, неизмеримо ближе идей Раскольникова. Однако та­кова была природа таланта Достоевского, что он дает споря­щим сторонам высказать сильнейшие аргументы. Поэтому в его романах не явная правда борется с явной неправдой, а од­на «правда» — с другой.

Здесь искали:
  • правда раскольникова и правда сони
  • правда раскольникова и правда сони в романе преступление и наказание
  • правда сони и правда раскольникова

Сочинение-рассуждение

В романе «Преступление и наказание» Ф.М. Достоевский создает двух главных героев, около которых непосредственно и разворачивается основной сюжет. Сонечка и Родион – две противоположности, но, несмотря на различия во взглядах и темпераменте, они раз за разом помогают друг другу преодолеть тяжелые жизненные обстоятельства, хотя сами не осознают значимости в жизни чужого по крови человека.

Раскольников позиционирует себя как высокоморального человека, который совершает противозаконные влияния ради благих целей. Он идет на убийство не из-за проблем с финансами, а для оправдания личной и теории. Молодой человек твердо убежден, что личность, приносящая окружающим людям страдания, должна быть устранена. Чудовищное умозаключение толкает Родиона на убийство двух пожилых женщин.

Но если Раскольников совершал преступления ради конкретной цели, то Соня Мармеладова убивала себя за незначительную плату. Герои довольно похожи жизненными обстоятельствами, но отличаются взглядами на происходящее. Молодой человек способен пренебречь чувствами посторонних людей, в тоже время Сонечка не в состоянии этого сделать. Девушка уверена, что мир нужно освещать светлыми и добрыми делами – помогать близким и жертвуя собственными интересами – а для этого быть человечным и милосердным.

После совершения убийства старухи-процентщицы Родион говорит Соне, что совершил преступления просто так – для себя – и весомой причины для этого не было. Признание говорит о Раскольникове как о человеке, живущем в своем воображаемом мире, в котором он чувствует себя главным и борется с выдуманными преследующими его врагами.

Родин запутался практически окончательно, но светлое чувство – любовь к Соне служит спасением его души. Раскольников сумел разглядеть в девушке чистую невинную душу. Сонечка вынуждена продавать свое тело ради содержания близких. Но гнусная профессия не способна убить в героине веру в Бога.

Любовь Сони Мармеладовой помогает Родиону постепенно оттаять и увидеть в ней тонкую, едва заметную ниточку, связывающая его со счастьем. Муки во время каторги проявляют в сознании Раскольникова важность девушки в жизни. Молодой человек осознает правоту Сони и становится на путь исправления.

Сочинения

Достоевский — писатель, который часто писал философские произведения. Среди них и изученный нами роман Преступление и наказание. Герои Достоевского срастаются со своими идеями, которые превращаются в их сущность. И тут мы видим Соню и Раскольникова. Эти герои имеют как общее сходство, так и противоположность, что выражена в идее. Как раз в нашем сочинении мы и порассуждаем о правде Раскольникова и правде Сони.

Правда Сони и правда Раскольникова

Раскольников, как и Соня — это герои романа Достоевского, которые были в своем роде преступниками, вот только мотивы их преступлений отличаются, как отличается и жизненная философия. Мы видим, что Родионом движет эгоизм, где на убийство он идет только по той причине, чтобы убедиться к какому сорту людей он принадлежит. Теория Раскольникова в том, что люди делятся на две категории, где гении распоряжаются судьбами людей второго сорта. Вот как раз среди гениев ему и захотелось оказаться. А вот правда Сони в отличие от лжи убеждений Раскольникова заключается в том, что идет она на преступление, на панель только чтобы спасти мачеху и ее детей от голодной смерти.

Читайте также:
Образ Раскольникова в романе Ф. М. Достоевского Преступление и наказание.: сочинение

В произведении мы видим, что правда Раскольникова делает его палачом, в то время как правда Сони в том, что девушка — заложница обстоятельств. И если герой успокаивает свою совесть, оправдывая свой поступок, тешит себя тем, что все сделано ради счастья человечества, которое в его лице приобрело гения, то Соня стыдится своей деятельности, она видит в промысле грех и замаливает его. И вот правда Родиона, что обосновывается на вседозволенности, наталкивается на правду Сони. Но не сразу принимает Раскольников правду девушки, которая заключалась в принятии Евангелия. Только на каторжных работах, после болезни он понял правду героини, которая шла дорогой Добра. На эту дорогу, с помощью Сони, станет и Родион, он обязательно очистится от гордыни и начнут герои новую жизнь, в чем уверен Достоевский.

Правда Сони и правда Раскольникова в романе Достоевского «Преступление и наказание»

А какую оценку поставите вы?

Соня – жертва, мученица

Образ Сонечки Мармеладовой – образ преступницы и мученицы одновременно. Она преступает моральный закон, переступает через себя, “убивает себя” в определённом смысле. Соне глубоко верующая девушка, но свой мученический путь она выбирает осознанно – торгует телом, чтобы прокормить семью. Соня практически неграмотна, она читает лишь Библию, её ум не засорён сложными теориями и философией нигилизма. Она не презирает общество за то, что вынуждена страдать – просто тихо несёт свой крест, верит и любит. В своей жизни она ориентируется на христианские законы, старается поступать так, как учит Евангелие. Соня не умеет выражать мысли так, как это делает Раскольников, но она чувствует его душу, видит в нём страдающего человека. Именно к Соне тянет Родиона, ей он открывается о своём чудовищном поступке.

Образ Пугачева в повести “Капитанская дочка” – сочинение на тему

Раскольников – заложник своей теории

Родион Раскольников создал теорию, которая дала ему право “убивать во имя идеи”, чувствовать себя выше других. Он идёт на преступление с точки зрения морали, христианства и закона. Его ложная правда разрушает всю жизнь молодого человека. Она – наваждение, его мания величия, путь в никуда. Возомнив себя избранным, Раскольников выбирает жертву, смерть которой принесёт благо многим людям. Так он оправдывает своё желание проверить теорию. Не ради семьи, денег или спасения бедняков и нуждающихся герой избавляется от старухи-процентщицы. “Я просто убил; для себя убил, для себя одного…” – так он признаётся Соне и самому себе в мотиве преступления.

Результат оказался ужасным: герой мучается от страха, мании преследования, ужасов, игры воображения и осознания собственной слабости. Он не может почивать на лаврах, как предполагал, убийство оказалось бессмысленным. Раскольников горд и самолюбив, не смотря на нищету и крайне отчаянное положение, он чувствует себя “наполеоном”. Его образованность и ум приводят героя к ужасной ошибке, от них больше вреда, чем пользы. Правда Раскольникова в романе “Преступление и наказание” – чудовищная философия, которая разрешает “кровь по совести” и оправдывает преступления во имя великих целей.

Побеждает любовь

По сути персонажи – убийцы: Соня убивает себя морально, а Раскольников убивает двух слабых старух. Он тоже осознаёт, что убил себя, только несколько по-другому: через преступление он узнал, что не относится к людям высшей категории. Для Раскольникова это страшнее смерти, это крах его теории и всей жизни. В борьбе за душу Родиона Соня уговаривает его сдаться в полицию, читает Евангелие, обещает быть рядом. Она выполняет свои обещания: следует за Родионом в Сибирь, делает всё, чтобы его душа оттаяла, любит, не надеясь на взаимность.

В жизни Раскольникова Соня – чистейший ангел, не смотря на свою прежнюю жизнь. Её “ссылка” – спасение от греха, которым она жила раньше. Она – связующее звено между простой счастливой жизнью и душевными муками Раскольникова. На каторге, после тяжёлой длительной болезни Раскольников наконец понимает, что правда Сони истинная, а его философия – заблуждение. Он принимает дорогу добра и находит в своём сердце место для любви.

Наша статья будет полезна при подготовке к написанию сочинения “Правда Раскольникова и правда Сони”.

Вера в Бога

Пройти все жизненные испытания Соне Мармеладовой помогает ее вера в Бога. Несмотря на все жизненные трудности, когда семья Сони находилась в бедственном положении, героиня смогла сохранить в себе любовь, милосердие и способность сострадать всем людям.

Соня верит, не задумываясь, инстинктивно. Героиня считает, что все люди на земле равны перед Богом, что справедливость восторжествует. Сонечка способна проникнуть в смысл бытия.

Узнав о преступлении Раскольникова, Соня говорит ему, что это произошло только из-за того, что он «от бога отошел». За это он и был наказан: «поражен» богом.

Вера Сонечки способна воскресить не только ее, но и других людей.

Поступки Сонечки

Сама Соня считает себя грешницей, потому что ей пришлось продавать себя. И Раскольников говорит о том, что героиня тоже преступила нравственные законы, она, как и он, преступница, но убила она свою жизнь. Родион пока не способен понять, что цели этих преступлений и падений были разные. Соня Мармеладова пошла по «желтому билету» не потому, что хотела проверить некую теорию, а потому что хотела помочь своим близким. Ее преступление против самой себя – это добро во имя другого человека. Способность к самопожертвованию – смысл ее жизни. Именно так должен поступать верующий человек.

Соня не считает себя праведницей, она чувствует свою вину за содеянное и пытается раскаяться. Это показывает эпизод чтения Евангелия.

С верой Сонечки в Бога связано и то, что она считала человеком и убийцу Раскольникова, она пыталась наставить его на истинный путь, помочь ему обрести себя. Теория Бога Сони, гласившая о равенстве всех людей перед Всевышним, позволила героине относиться к Раскольникову как к простому человеку. Не зря она читает ему про воскрешение Лазаря. Соня показывает Раскольникову, что подняться после нравственного падения может любой человек. Она призывает его к этому. Соня искренне помогает Раскольникову и всем находящимся на каторге. Для них она является символом прощения за их преступления.

Читайте также:
Человеческое и бесчеловечное в бунте главного героя романа Преступление и наказание: сочинение

Соня и Раскольников в «Преступлении и наказании» – их воскресила любовь

Главные герои романа

В романе «Преступление и наказание» Соня и Раскольников являются основными действующими лицами. Через образы этих героев Фёдор Михайлович пытается донести до нас главную идею произведения, найти ответы на жизненно важные вопросы бытия.

На первый взгляд, между Соней Мармеладовой и Родионом Раскольниковым нет ничего общего. Их жизненные дороги переплетаются неожиданно и сливаются в одну.

Раскольников – бедный студент, забросивший учёбу на юридическом факультете, создавший страшную теорию о праве сильной личности и замысливший жестокое убийство. Человек образованный, гордый и тщеславный, он замкнут и необщителен. Его мечта ‒ стать Наполеоном.

Софья Семёновна Мармеладова – робкое «забитое» существо, по воле рока оказывается на самом дне. Восемнадцатилетняя девушка необразованна, бедна и несчастна. Не имея другой возможности заработать, она торгует своим телом. Вести подобный образ жизни её заставила жалость и любовь к близким и родным людям.

У героев разные характеры, разный круг общения, уровень образования, но одинаково несчастная участь «униженных и оскорблённых». Их объединяет совершённое преступление. Оба преступили нравственную черту и оказались отверженными. Раскольников убивает людей ради идеи и славы, Соня нарушает законы морали, спасая от голодной смерти свою семью. Соня страдает под тяжестью греха, а Раскольников не чувствует себя виноватым. Но их непреодолимо тянет друг к другу…

Этапы отношений

Знакомство

Странное стечение обстоятельств, случайная встреча сталкивает героев романа. Их отношения развиваются поэтапно.

Родион Раскольников узнаёт о существовании Сони из запутанного рассказа пьяного Мармеладова. Судьба девушки заинтересовала героя. Их знакомство произошло гораздо позже и при достаточно трагических обстоятельствах. Молодые люди встречаются в комнате семьи Мармеладовых. Тесный проходной угол, умирающий чиновник, несчастная Катерина Ивановна, испуганные дети – вот обстановка первого свидания героев. Родион Раскольников бесцеремонно разглядывает девушку, которая вошла, «робко озираясь». Она же готова умереть от стыда за свой непристойный и неуместный наряд.

Свидания

Дороги Сони и Раскольникова в романе «Преступление и наказание» часто пересекаются как будто совершенно случайно. Сначала Родион Раскольников помогает девушке. Он отдаёт ей последние деньги на похороны отца, разоблачает подлый замысел Лужина, пытавшегося обвинить Соню в воровстве. В сердце молодого человека ещё нет места для большой любви, но ему всё больше хочется общаться с Соней Мармеладовой. Его поведение кажется странным. Избегая общения с людьми, расставшись с родными, он идёт именно к Соне и только ей признаётся в своём страшном преступлении. Раскольников чувствует внутреннюю силу, о которой не подозревала и сама героиня.

Жалость к преступнику

Родион Раскольников и Соня Мармеладова в «Преступлении и наказании» два отверженных человека. Их спасение друг в друге. Наверное, поэтому истерзанная сомнениями душа героя тянется к обездоленной Соне. Он идёт к ней, чтобы пожалеть, хотя сам не меньше нуждается в сострадании. «Мы вместе прокляты, вместе и пойдём», – думает Раскольников. Неожиданно Соня открывается для Родиона с другой стороны. Она не пугается его признания, не впадает в истерику. Девушка читает вслух библию «Историю о воскресении Лазаря» и плачет от жалости к любимому человеку:«Что вы, что вы это над собой сделали!

Любовь и преданность

Соня – натура глубокая и сильная. Полюбив человека, она готова для него на всё. Не задумываясь, девушка едет за осуждённым Раскольниковым в Сибирь, решив находиться рядом долгие восемь лет каторги. Её жертвенность поражает читателя, но оставляет равнодушным главного героя. Доброта Сони находит отклик в душах самых жестоких преступников. Они радуются её появлению, обращаясь к ней, говорят: «Мать ты наша, нежная, болезная». Родион Раскольников по-прежнему холоден и груб при свиданиях. Его чувства проснулись только после того, как Соня тяжело заболела и слегла. Раскольников вдруг понимает, что она стала ему необходимой и желанной. Любовь и преданность слабой девушки сумели растопить застывшее сердце преступника и пробудить в нём добрые стороны его души. Ф. М. Достоевский показывает нам, как, пережив преступление и наказание, их воскресила любовь.

Победа добра

Книга великого писателя заставляет задуматься над вечными вопросами бытия, поверить в силу настоящей любви. Она учит нас добру, вере и милосердию. Доброта слабой Сони оказалась гораздо сильнее того зла, которое поселилось в душе Раскольникова. Она всесильна. «Мягкое и слабое побеждает твёрдое и сильное», – сказал Лао-цзы.

Когда воскресает Раскольников? (о романе «Преступление и наказание» Ф. М. Достоевского)

Главные герои романа

В романе «Преступление и наказание» Соня и Раскольников являются основными действующими лицами. Через образы этих героев Фёдор Михайлович пытается донести до нас главную идею произведения, найти ответы на жизненно важные вопросы бытия.

На первый взгляд, между Соней Мармеладовой и Родионом Раскольниковым нет ничего общего. Их жизненные дороги переплетаются неожиданно и сливаются в одну.

Раскольников – бедный студент, забросивший учёбу на юридическом факультете, создавший страшную теорию о праве сильной личности и замысливший жестокое убийство. Человек образованный, гордый и тщеславный, он замкнут и необщителен. Его мечта ‒ стать Наполеоном.

Софья Семёновна Мармеладова – робкое «забитое» существо, по воле рока оказывается на самом дне. Восемнадцатилетняя девушка необразованна, бедна и несчастна. Не имея другой возможности заработать, она торгует своим телом. Вести подобный образ жизни её заставила жалость и любовь к близким и родным людям.

У героев разные характеры, разный круг общения, уровень образования, но одинаково несчастная участь «униженных и оскорблённых».

Их объединяет совершённое преступление. Оба преступили нравственную черту и оказались отверженными. Раскольников убивает людей ради идеи и славы, Соня нарушает законы морали, спасая от голодной смерти свою семью. Соня страдает под тяжестью греха, а Раскольников не чувствует себя виноватым. Но их непреодолимо тянет друг к другу…

Читайте также:
Дневник Родиона Раскольникова (по роману Ф. М. Достоевского Преступление и наказание): сочинение

Когда воскресает Раскольников? (о романе «Преступление и наказание» Ф. М. Достоевского)

Наказание для Раскольникова на­ступает не после преступления, а значительно раньше. Оно нача­лось с момента зарождения «безобразной мечты» и состояло в постоянной нравственной тревоге, в му­чениях совести. Неспособность Раскольникова вынес­ти преступление — самое главное для Достоевского доказательство ложности его теории. Терпят кру­шение логические построения героя романа, его рационализм. Как писал Г. А. Вялый, теория гос­подствует над Раскольниковым, «подчиняет его себе, становится его страстью, второй натурой, но именно второй; натура первая, первичная ей не подчи­няется, вступает с ней в борьбу, и ареной этой борьбы становится психология человека».

В конечном счете Раскольников ощущает свою вину не перед законом, а перед собственной сове­стью, перед убитой им Лизаветой, перед Сонечкой, матерью, Дуней, перед теми, кто видел, как опустился он на колени «среди площади, поклонился до земли и поцеловал эту грязную землю с на­слаждением и счастьем».

Но как же тяжело дается Раскольникову нрав­ственная кара! Роман состоит из шести частей. О преступлении речь идет только в первой части, а остальные пять посвящены проблеме наказания. Сле­довательно, почти весь роман написан для того, чтобы как можно подробнее, углубленнее иссле­довать тайны души человека, осмелившегося про­лить кровь, и теперь в тяжких страданиях и муках (нравственных, не физических) расплачивающегося за великий грех перед людьми и Богом.

Не следует думать, что Раскольников сразу по­нимает и принимает крах своей теории. Да, он не смог вынести преступления, но ему долгое время представлялось, что это всего лишь доказательство его личной слабости, а вовсе не самой по себе теории, которая не вызывает у Раскольникова ни­каких сомнений. И даже на каторге он по-преж­нему убежден в своей правоте: «…он строго судил себя, и ожесточенная совесть его не нашла никакой особенно ужасной вины в его прошедшем, кроме разве простого промаха, который со всяким мог случиться».

Раскольников все еще терзается мыслью не о своем преступлении, а о том, что не вынес его. Настоящие властители, Наполеоны, «вынесли свои шаги и потому они правы, а я не вынес и, стало быть, я не имел права разрешить себе этот шаг».

И только Соня Мармеладова, вечная Сонечка смогла спасти его, спасти его душу. «Их воскресила любовь, сердце одного заключало бесконечный ис­точник жизни для сердца другого». Только теперь, лишь в самом конце романа, воскресает Расколь­ников: «Он знал это, чувствовал всем обновленным существом своим…» Материал с сайта //iEssay.ru

Правда, впереди много испытаний, за новую жизнь надо еще заплатить великим, будущим подвигом. Но об истории постепенного обновления человека, перерождения его, Достоевский писать не стал, по­тому что, объяснял он, заканчивая роман, «это могло бы составить тему нового рассказа».

На самой последней странице «Преступления и наказания» о Раскольникове было сказано: «…он ничего бы и не разрешил теперь сознательно; он только чувствовал. Вместо диалектики наступила жизнь…» Последняя фраза выделена потому что считаем ее чрезвычайно важ­ной. Это, собственно, главный урок, который вынес Раскольников, итог его внутренних терзаний, сомне­ний, борьбы с самим собою. Арифметика, логика, отвлеченные доводы рассудка. Достоевский приводит своего героя к иным ценностям. Побежда­ет человеческая натура, побеждает жизнь.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском ↑↑↑

На этой странице материал по темам:

  • сочинение на тему их воскресила любовь преступление и наказание
  • преступление раскольникова наступает
  • воскрешение человека в раскольникове через любовь
  • когда возродился раскольников
  • преступление и наказание раскольников

Этапы отношений

Знакомство

Странное стечение обстоятельств, случайная встреча сталкивает героев романа. Их отношения развиваются поэтапно.

Родион Раскольников узнаёт о существовании Сони из запутанного рассказа пьяного Мармеладова. Судьба девушки заинтересовала героя. Их знакомство произошло гораздо позже и при достаточно трагических обстоятельствах. Молодые люди встречаются в комнате семьи Мармеладовых. Тесный проходной угол, умирающий чиновник, несчастная Катерина Ивановна, испуганные дети – вот обстановка первого свидания героев. Родион Раскольников бесцеремонно разглядывает девушку, которая вошла, «робко озираясь». Она же готова умереть от стыда за свой непристойный и неуместный наряд.

Свидания

Дороги Сони и Раскольникова в романе «Преступление и наказание» часто пересекаются как будто совершенно случайно. Сначала Родион Раскольников помогает девушке. Он отдаёт ей последние деньги на похороны отца, разоблачает подлый замысел Лужина, пытавшегося обвинить Соню в воровстве. В сердце молодого человека ещё нет места для большой любви, но ему всё больше хочется общаться с Соней Мармеладовой. Его поведение кажется странным. Избегая общения с людьми, расставшись с родными, он идёт именно к Соне и только ей признаётся в своём страшном преступлении. Раскольников чувствует внутреннюю силу, о которой не подозревала и сама героиня.

Жалость к преступнику

Родион Раскольников и Соня Мармеладова в «Преступлении и наказании» два отверженных человека. Их спасение друг в друге. Наверное, поэтому истерзанная сомнениями душа героя тянется к обездоленной Соне. Он идёт к ней, чтобы пожалеть, хотя сам не меньше нуждается в сострадании. «Мы вместе прокляты, вместе и пойдём», – думает Раскольников. Неожиданно Соня открывается для Родиона с другой стороны. Она не пугается его признания, не впадает в истерику. Девушка читает вслух библию «Историю о воскресении Лазаря» и плачет от жалости к любимому человеку:«Что вы, что вы это над собой сделали! Нет тебя несчастнее никого теперь в целом свете!» Сила убеждения Сони такова, что заставляет покориться. Родион Раскольников по совету подруги идёт в участок и делает чистосердечное признание. На протяжении всего пути он чувствует присутствие Сони, её незримую поддержку и любовь.

Любовь и преданность

Соня – натура глубокая и сильная. Полюбив человека, она готова для него на всё. Не задумываясь, девушка едет за осуждённым Раскольниковым в Сибирь, решив находиться рядом долгие восемь лет каторги. Её жертвенность поражает читателя, но оставляет равнодушным главного героя. Доброта Сони находит отклик в душах самых жестоких преступников. Они радуются её появлению, обращаясь к ней, говорят: «Мать ты наша, нежная, болезная». Родион Раскольников по-прежнему холоден и груб при свиданиях. Его чувства проснулись только после того, как Соня тяжело заболела и слегла. Раскольников вдруг понимает, что она стала ему необходимой и желанной. Любовь и преданность слабой девушки сумели растопить застывшее сердце преступника и пробудить в нём добрые стороны его души. Ф. М. Достоевский показывает нам, как, пережив преступление и наказание, их воскресила любовь.

Читайте также:
Раскрытие образа: Родион Раскольников и Наполеон: сочинение

Пример 2

Достоевский пишет “Преступление и наказание” в особый период своей жизни. Он возвращается с каторги с новыми взглядами на мироустройство. Теперь это религиозный человек, который осуждает насилие любого уровня. Он выступает против революционных движений и уверен, что общество может стать лучше только через нравственное самосовершенствование каждого.

Все герои романа в той или иной степени вносят свою лепту в продвижение этой идеи, но Соня Мармеладова становится нравственным идеалом автора. Девушка выступает против насилия в любом его проявлении. Для неё нет оправдания смертоносному преступлению. Каждый человек — душа, ценность. Все заслуживают жизни и никто — смерти. Она добра и отзывчива. Жизненный путь Сони — сплошная мука. Она, как и Раскольников, совершает аморальный поступок. Только вот в жертву этому несовершенному миру она приносит не чужую жизнь, а свою. Девушка вынуждена переступить черту морали, чтобы позаботиться о своей семье. Окунаясь в мир пошлости и разврата, она умудряется сохранять чистоту чувств и мыслей. Как ей это удаётся? Конечно, религия направляет её. Бог дарует ей смирение, любовь и невероятное умение сострадать. Соня верит, что человек не рождается счастливым, он заслуживает свое счастье страданием. Поэтому и грех воспринимает как неизбежную ступень на пути к страданию, искуплению и как результат счастью.

Ни один другой герой романа не проявляет такого человеколюбия. Лужин расчётлив и эгоистичен. Свидригайлов не способен разглядеть в другом душевную красоту, он в принципе презирает людей. Мать и сестра побаиваются Родю из-за его эксцентричной манеры поведения. Порфирий Петрович исполняет свой долг. Никто из этих людей не способен на всепрощающую христианскую любовь.

Соня становится поводырем Раскольникова на пути к Богу. Она убеждает его в том, что искреннее раскаяние станет облегчением и счастьем. Кроткая и смиренная девушка помогает осознать бунтарю Раскольникову, что только через любовь и добрые поступки можно изменить общество в лучшую сторону. Ее сострадание к Родиону безмерно, потому что она остро чувствует его боль, у других героев романа такого дара нет.

Оцените, на сколько материал был вам полезен [Всего: 1 Средний: 5/5]

Школьные сочинения

  • 5 класс
  • 6 класс
  • 7 класс
  • 8 класс
  • 9 класс
  • 10 класс
  • 11 класс
  • Сочинения ЕГЭ
  • Сочинения по картине

Литературные произведения

  • Бородино
  • Васюткино озеро
  • Дубровский
  • Евгений Онегин
  • Кавказский пленник
  • Капитанская дочка
  • Конь с розовой гривой
  • Левша
  • Муму
  • Теплый хлеб
  • Шинель

Писатели и поэты

  • Астафьев
  • Гоголь
  • Горький
  • Грибоедов
  • Достоевский
  • Лермонтов
  • Лесков
  • Некрасов
  • Паустовский
  • Платонов
  • Пришвин
  • Пушкин
  • Распутин
  • Тургенев
  • Чехов

Проблемы и темы

Вера Верность Война Выбор Героизм Детство Добро и зло Доброта Долг Милосердие Нравственность Патриотизм Природа Совесть любовь мужество невежество сила характера сострадание ценности

Понятная структура

всего комплекса материалов

Удобная подача

Быстрая подготовка

к ЕГЭ по русскому языку

100% бесплатный

доступ ко всей информации

Образцы сочинений по русскому языку и литературе: итоговые сочинения рассуждения для ЕГЭ, ОГЭ, примеры школьных сочинений на любую тему

«Единственный критерий художественной истины верность (по роману «Бесы»)»

В процессе работы над «Бесами» Достоевский сделал характерную запись о совмещении разных аспектов повествования в его «Хронике» и о внутренней оправданности такой системы. Единственный критерий художественной истины верность, в том числе и психологическая всего изображаемого: «Я сидел у Грановского третьим и слушал его азартный разговор с Шатовым. Вообще, если я описываю разговоры даже сам-друг – не обращайте внимания: или я имею твердые данные, или, пожалуй, сочиняю сам – но знайте, что всё верно». Дается даже примерный вариант той формы, в какой будут вводиться «сочиненные» эпизоды: «Там, где говорит о заседаниях, делает, как Хроникер, примечание: может быть, у них и еще были заседания – и, конечно, были – я не знаю, но дело наверно происходило так…». И далее; «Я там их дело не знаю в Швейцарии, но сущность направления, философии, смысл действий определены у меня верно: за это ручаюсь» (там же).

Виртуозно сочетается авторское «я» и «я» рассказчика в повествовательном стиле «Братьев Карамазовых» уже на самых первых страницах романа. В кратком вступлении «От автора» роман назван «жизнеописанием моего героя», причем отмечается, что «жизнеописание-то у меня одно, а романов два», что теперь будет изображен лишь один момент из первой юности моего героя» и т. д. Но уже с самого начала повествования, с первых строк так называемого «предисловного рассказа» («История одной семейки») мы отчетливо видим, как голос автора замещается голосом скотопригоньевского хроникера: «Алексей Федорович Карамазов был третьим сыном помещика нашего уезда Федора Павловича Карамазова…»; «Теперь же скажу об этом помещике, как его у нас называли…»; «…он все-таки всю жизнь свою продолжал быть одним из бестолковейших сумасбродов по всему нашему уезду» и т. д. Повествование естественно и просто переходит от автора к рассказчику. Только что автор предупредил читателя, что катастрофа с Митей составит предмет «первого вступительного романа или, лучше сказать, его внешнюю сторону», как повествование перехватывает местный старожил, заявляющий: «Подробностей не знаю, но слышал лишь то…»; «Но я знаю, что он мать запомнил потом на всю жизнь…»; «Я завещания сам не читал, но слышал…» и т. д. В. Е. Ветловская справедливо отмечает тенденцию к стиранию границ между авторской речью и речью рассказчика в романе, демонстративно подчеркнутую Достоевским во вступлении. Вместе с тем не менее определенно на протяжении всего повествования читателю романа дано понять, что существенные различия между автором и рассказчиком сохраняются, и их относительная самостоятельность имеет важный художественный смысл.
Свободное соединение голосов разных повествователей, обладающих различной степенью осведомленности (от подчеркнуто-неполного знания хроникера до авторского всеведения) дает Достоевскому-психологу новые возможности. Подвижность позиции, с которой ведется рассказ о том или ином персонаже, позволяет вобрать в единое повествовательное русло разные уровни исследования психологии (от поверхностного наблюдения до глубокого проникновения в подсознание героя).

Читайте также:
Человек – целый мир: сочинение

Однако такое совмещение повествовательных аспектов, которое выглядит столь естественно, что мало замечается читателем, не могло бы осуществиться, если б оба повествовательных «голоса» не определялись одной общей, принципиально важной творческой установкой – установкой на описание фактов, изображение глубин души, как отметил Достоевский, а не на авторские психологические рассуждения. Такие рассуждения есть у обоих повествователей, но по объему они незначительны. Повествователи Достоевского в этом смысле действительно «не психологи».

Пространные внутренние монологи персонажей, споры героев, в которых обсуждаются также психологические проблемы, повествователи изображают, стремясь к предельной достоверности, но, как правило, очень скупо комментируют. Психологический анализ осуществляется иными средствами, которыми в равной мере пользуются оба повествователя (и «автор», и рассказчик). Внутренний мир персонажей Достоевский все чаще стремится раскрывать без психологического анализа со стороны повествователя, с помощью описания объективных фактов, внешних проявлений душевного состояния.

Анализ романа «Бесы» (Ф.М. Достоевский)

Вторая половина девятнадцатого века стала непростой эпохой для Российской империи, терзаемой социальными и экономическими противоречиями. Русская интеллигенция лихорадочно искала новый путь развития, по которому может пойти страна, зачастую избирая самые радикальные способы решения проблем. Именно под влиянием этих тревожных процессов в обществе творил и мыслил один из величайших русских писателей — Фёдор Достоевский. Его роман «Бесы» стал квинтэссенцией борьбы писателя против радикализма. Многомудрый Литрекон предлагает Вам разбор этого произведения.

История создания

История написания романа «Бесы» вмещает в себя интересные факты об авторе и его замысле:

  1. По самой популярной версии идея романа появилась у Достоевского после громкого «процесса нечаевцев». Группа студентов, состоявших в организации «Общество народной расправы», убила другого члена этой же организации – студента Иванова, который высказывался против лидера общества – Сергея Нечаева. Позже главарь банды пояснил, что убийство было важно идеологическим поступком, который намертво связям всех членов организации общей тайной и общим грехом. Потрясённый этой трагедией, Достоевский задумывал роман, как памфлет против прозападной интеллигенции как умеренной, так и радикальной. Однако со временем произведение в его глазах становилось всё глубже и глубже, становясь в один ряд с его самыми известными творениями.
  2. Изначально «Бесы» должны были стать частью единого романа-эпопеи, но из-за финансовых проблем автор не смог воплотить свой замысел. Федор Достоевский закладывал последнюю шаль жены, проигрывая в карты все сбережения. Поэтому его постоянный издатель Катков поставил жесткие условия, предусматривающие регулярную работу писателя. Только такой ценой ему давались щедрые авансы. И вместо большого романа автор выпустил пять книг: «Подросток», «Преступление и наказание», «Бесы», «Братья Карамазовы», «Идиот».
  3. Одна из глав («У Тихона»), где Ставрогин рассказывает старцу о растлении девочки, была запрещена в России и изъята из романа самим издателем. В ней было слишком много безнравственности, на его взгляд. Однако именно там мировоззрение Ставрогина сталкивается с христианской моралью Тихона, и читатель видит поражение «демонической личности».
  4. В романе можно найти отсылки к реальным людям. Так, в образе Карамзинова автор высмеял И.С. Тургенева. Он был не согласен с его либерально-западной идеологией и высмеял ее на страницах книги. Прототип Ставрогина — глава кружка петрашевцев, за участие в котором молодого Достоевского едва не казнили. Николай Александрович Спешнев был поразительно похож на героя романа (даже имя и отчество у них одинаковое). Шигалев, теоретик разрушения, впитал и выразил многие идеи анархиста М. Бакунина, рел которого Ф.М. Достоевский услышал на выступлении на европейском форуме. После него он писал своей племяннице:

«А главное, огонь и меч, и после того, как все истребится, то тогда, по их мнению, и будет мир».

Направление и жанр

«Бесы» относятся к реалистическому направлению в литературе. В своей книге автор стремится к натуралистичному отображению действительности. Созданные им образы, ситуации и диалоги близки к реальности. Читатель может поверить, что описанная в романе ситуация могла произойти в действительности.

Жанр произведения – роман. Повествование охватывает длительный промежуток времени. Задействовано большое количество персонажей. Многочисленные детали подчёркивают и дополняют атмосферу и колорит романа. Объем произведения довольно внушительный.

Суть: о чем роман?

В некий губернский городок прибывает группа молодых людей прогрессивных взглядов, которыми руководит Пётр Верховенский. Приезжие мгновенно заражают город атмосферой всеобщего нигилизма и управляют местным светским обществом, как им угодно. Их проделки, слова и поведение ставят в тупик местные власти, ведь в этой компании сам Николай Ставрогин (сын и наследник богатейшей помещицы).

Оказывается, что Верховенский задумал создать революционную группу, посеять смуту в народе и разжечь пламя мятежа. Он пытается склонить к сотрудничеству сына местной помещицы – Ставрогина, с которым имел давнее знакомство, а также заставляет своих единомышленников убить Шатова, осознавшего губительность замыслов Верховенского. Вину за убийство взял на себя застрелившийся фанатик — нигилист Кириллов. В итоге замыслы революционеров терпят поражение, членов ячейки арестовывают, а сам Верховенский сбегает. Однако урон от его деятельности всё же был. В городе временно разгорелись беспорядки, было жестоко убито несколько человек, Ставрогин под грузом вины покончил жизнь самоубийством, даже родной отец Верховенского умер от болезни и нервного перенапряжения.

Главные герои и их характеристика

Система образов в романе «Бесы» разветвленная и многоступенчатая. Многомудрый Литрекон не хочет перегружать анализ описанием и характеристикой всех героев. Если Вам кого-то не хватило, напишите в комментариях, кого именно.

О системе образов писал известный исследователь прозы Достоевского, Н.А. Бердяев:

«Ставрогин — солнце, вокруг которого всё вращается. И вокруг Ставрогина поднимается вихрь, который переходит в беснование. Всё тянется к нему, как к солнцу, всё исходит от него и возвращается к нему, всё есть лишь его судьба. Шатов, П. Верховенский, Кириллов лишь части распавшейся личности Ставрогина, лишь эманация этой необыкновенной личности, в которой она истощается. Загадка Ставрогина, тайна Ставрогина — единственная тема «Бесов». Единственное «дело», которым все поглощены, есть «дело» о Ставрогине. Революционное беснование есть лишь момент судьбы Ставрогина, ознаменование внутренней действительности Ставрогина, его своеволия» (Бердяев Н.А. Миросозерцание Достоевского. Прага, 1923. С. 39—40).

Характеристика главных героев «Бесов» помещается в таблице от Многомудрого Литрекона:

Читайте также:
Образ времени в романе Ф. М. Достоевского Преступление и наказание: сочинение

молодой человек, дворянин. это главный бес достоевского, сильная и чудовищно привлекательная «демоническая личность». очень умный, талантливый и красивый человек. ведет двойную жизнь и скрывает от матери все свои истинные взгляды. учился в петербурге и пошёл по военной службе, однако вёл крайне порочный образ жизни. на спор женился на слабоумной марии лебедякиной, но, как ни странно, вёл себя с ней достойно и обходительно. в то же время соблазнил и растлил маленькую девочку, которая вскоре покончила с собой. помог в осуществлении планов верховенского по созданию ячейки, однако в последний момент понял своё заблуждение и безумие всего происходящего, а потому отошёл от революционеров и замкнулся в себе, страдая от мук совести. его мистическая и скрытная личность привлекает дарью (сестру убитого соратника) и елизавету (обеспеченную дворянку). в конце романа покончил жизнь самоубийством.

Тематика романа «Бесы» характерна для всего творчества Достоевского:

  1. Свобода — основная тема книги. Автор считает христианство религией свободы и показывает, что совершается с тем, кто вместо свободы исповедует вседозволенность. На этом повороте люди чудовищно ошибаются: в поисках свободы в идеях Ницше и в либеральных учениях других западных философов они натыкаются на самое жестокое рабство — на фанатизм. Петр становится рабом идеи о революции и роли Ставрогина в их деле, Николай — рабом собственных пороков, Кириллов — философии (он убивает себя, чтобы доказать теорию). Даже Шатов является заложником идеи о божественной миссии русского народа.
  2. Отцы и дети – в противостоянии поколений в своём романе Достоевский без сомнений отдаёт предпочтение старшему поколению. Несмотря на то, что все эти пожилые чиновники, почтенные помещики и мечтательные либералы старой закалки не лишены целого ряда недостатков, они всё равно кажутся писателю гораздо предпочтительнее представителей радикальной молодёжи, несущих лишь хаос и страдания. Однако автор возлагает на отцов вину за воспитание детей. Именно отец Верховенского проповедовал высокие идеи, громкие слова о свободе и равенстве, слыл либералом, но сам же играл в карту на своего крепостного. эти двойные стандарты и безответственные речи сформировали мировоззрение его сына — преступника и циника.
  3. Вера – вера, как и в других творениях Достоевского представлена в сугубо положительном ключе. Именно вера в Бога скрасила последние дни Степана Трофимовича, именно вера помогла Шатову одуматься и разорвать отношения с Верховенским. По мнению Достоевского, только православная вера может по-настоящему помочь человеку.
  4. Философия – роман наполнен философскими мыслями разных персонажей. Все они в итоге сводятся к типичной морали Достоевского о необходимости жить в смирении, доброте и любви.
  5. Любовь – любовь у Достоевского лишена какой бы то ни было материальности. Настоящие чувства, по его мнению, рождаются лишь из искренней душевной привязанности, гармонии между людьми.

Проблемы

Проблематика романа «Бесы» слишком многогранна и сложна, чтобы передать ее вкратце. Если Вам кажется, что нужно дополнить раздел, напишите об этом Многомудрому Литрекону.

  1. Нигилизм – Достоевский со всей яростью обрушивается на нигилистическое мировоззрение, отрицающее всякие авторитеты. В самых жутких красках представлены злодеяния, на которые идут негодяи, лишённые всяких принципов, как они используют людей, убивают и калечат их. Достоевский презирает и отрицает мировоззрение таких людей, как несущих лишь зло и разрушение.
  2. Соблазн – на протяжении повествования персонажи подвергаются многочисленным соблазнам. Верховенский искушает Ставрогина окончательно пасть во тьму, светское общество сбито с толку и загипнотизировано разговорами о моде и прогрессе. Весь город окутывает морок. Однако в момент истины люди освобождаются от соблазнов и понимают, как жестоко они были обмануты, а Ставрогин находит в себе силы не опускаться ещё ниже.
  3. Порочность – неизбежным спутником радикалов из молодого поколения выступает целая вереница пороков. Блуд, лживость, распущенность, высокомерие, ненависть – всё это буквально захватывает городок. Достоевский показывает не только бесчеловечность радикалов, но и их полную безнравственность.

Смысл

В романе представлен взгляд Достоевского на общественные процессы в русском обществе второй половины девятнадцатого века. Писатель показал то разложение, которому подвергается молодёжь, осудил самые радикальные проявление нигилизма и распущенности. В этот и состоит основная идея романа «Бесы».

В противовес всей этой порочности он поставил любовь, гармонию, честность и православную веру, которые в итоге победят все лживые радикальные учения и приведут Россию в светлое будущее.

Главная мысль автора — показать молодежи, в чем заключается настоящая свобода личности. По его мнению, в душе каждого из нас скрыт Богочеловек, в каждом из нас горит искра добра и чистоты. Но как только мы пытаемся заменить его сверхчеловеком, которому все позволено, то свобода уступает место рабству. Рабству от идеи, которая разрешает нам делать то, что хочется. Без нее мы уже не существуем. Так, автор показывает судьбы всех идей раздвоенного сознания главного героя: сверхчеловек Кириллов убивает себя, Шатов теряет себя и становится жертвой идеи Верховенского, который только и думает, что о роли Николая в грядущем перевороте. Шигалев тоже становится заложником идеи о разрушении всего и вся.

Критика

Роман «Бесы» вызвал резонанс и раскол в обществе. Многие консерваторы оценили роман довольно высоко, с противоположной же стороны произведение подверглось жесткой критике.

Так, Л.Н. Толстой был очень недоволен романом, посчитав его слишком карикатурным и искажающим действительность в угоду реакции.

В.И. Ленин с раздражением говорил о «Бесах», видя в них лишь памфлет на революционеров и оду чиновникам и помещикам.

Сам Достоевский неоднократно дополнял и разъяснял свой замысел:

«…Это другое лицо (Николай Ставрогин) — тоже мрачное лицо, тоже злодей, — писал Достоевский 8 (20) октября 1870 г. М.Н. Каткову, издателю журнала «Русский вестник», где должен был печататься роман «Бесы», — но мне кажется, что это лицо трагическое, хотя многие, наверное, скажут по прочтении: «Что это такое?» Я сел за поэму об этом лице потому, что слишком давно уже хочу изобразить его. Мне очень, очень будет грустно, если оно у меня не удастся. Еще грустнее будет, если услышу приговор, что лицо ходульное. Я из сердца взял его».

Н.А. Бердяев точно определяет подход Достоевского к человеку: «Достоевский берет человека отпущенным на свободу, вышедшим из-под закона, выпавшим из космического порядка и исследует судьбу его на свободе, открывает неотвратимые результаты путей свободы» (Бердяев Н.А. Миросозерцание Достоевского. Прага, 1923. С. 42—43).

Читайте также:
Что мне дало знакомство с личностью и творчеством Достоевского: сочинение

Многие исследователи творчества Достоевского отмечали его дар предвидения:

«Достоевский… вцепился в «сволочь» на Руси и стал пророком ее. Пророком «завтрашнего»» (Розанов В.В. Опавшие листья. СПб., 1913. С. 362).

Конечно, роман «Бесы» — грозное пророчество писателя о надвигающихся на мир катастрофах — это роман-предупреждение, призыв к бдительности людей. Достоевский был единственным человеком, кто из нечаевского дела вывел заключение: на мир надвигаются Нечаевы и ему подобные бесы-революционеры, которые будут шагать по трупам для достижения своих целей, для которых всегда цель оправдывает средства и которые даже не замечают, как постепенно средства становятся самоцелью. (Об этом хорошо сказано у Юрия Трифонова в статье «Загадки и провидение Достоевского» // Новый мир. 1981. № 11).

Анализ романа «Бесы» (Ф. М. Достоевский)

Автор: Guru · 16.09.2018

Предпосылкой к написанию романа «Бесы» для Федора Михайловича послужили материалы из уголовного дела Нечаева – организатора тайного общества, целью которого были подрывные политические акции. Во времена автора это событие прогремело на всю империю. Однако ему удалось из небольшой газетной вырезки сделать глубокое и насыщенное произведение, которое считают эталоном не только русские, но и зарубежные писатели.

История создания

Федор Михайлович Достоевский отличался упорством и требовательностью. В один миг, пережив очередной эпилептический припадок, автор пришел к выводу, что новое произведение его совершенно не устраивает. Тогда он полностью уничтожил свое творение, но оставил нетронутой идею романа – историю о нигилистах, чье отрицание зашло слишком далеко.

Далее Достоевский заново берется за написание «Бесов» — так свет увидел вторую версию произведения. Писатель не успевал сдать работу к назначенному издателем сроку, но и не хотел предавать себя и отдавать публике произведение, которое его не устраивает. Катков, издатель автора, только разводил руками, ведь писатель обеспечивал себя и семью только авансами за книги, но готов был жить впроголодь, лишь бы не выпускать сырой материал.

Жанр, направление

В романе «Бесы» необычайно переплетаются такие качества, как хроникальность, суровый историзм мышления, философичность, но при этом писатель смотрел в будущее и говорил о том, что будет волновать и его потомков. Именно за данным романом надежно закрепилось обозначение: «роман-пророчество».

Действительно, большинство читателей отмечает провидческий дар Достоевского, ведь в романе отражены проблемы не только того времени, но и вопросы сегодняшнего информационного общества. Автор проникновенно изображает основную угрозу для будущего общественности – замещение устоявшихся понятий на неестественные бесовские догмы.

Направление творчества писателя – реализм, так как он изображает действительность во всем ее многообразии.

События происходят в провинциальном городке во владениях Варвары Петровны Ставрогиной. Ребенок вольнодумца Степана Трофимовича Верховенского, Петр Верховенский — основной идейный наставник революционного движения. Петр старается привлечь к революционерам Николая Всеволодовича Стравогина, который является сыном Варвары Петровны.

Петр Верховенский созывает «сочувствующих» перевороту молодых людей: военного в отставке Виргинского, эксперта народных масс Толкаченко, философа Шигалева и др. Лидер организации Верховенский планирует убийство бывшего студента Ивана Шатова, который решает расстаться с революционным движением. Он покидает организацию из-за интереса к мысли народа-«богоносца». Однако убийство героя нужно компании не для мести, реальный мотив, которого не знают рядовые члены кружка, — сплочение организации кровью, единым преступлением.

Далее события развиваются стремительно: маленький городок потрясают невиданные доселе происшествия. Всему виной тайная организация, но о ней горожане не имеют понятия. Однако самые жуткие и пугающие вещи происходят в душе героя, Николая Ставрогина. Автор подробно описывает процесс ее разложения под влиянием вредоносные идей.

Главные герои и их характеристика

  • Варвара Ставрогина — известная губернская дама, выдающаяся помещица. Героиня обладает имением, унаследованным от обеспеченного откупщика-родителя. Муж Всеволод Николаевич, по профессии генерал-лейтенант, не владел огромным состоянием, но обладал большими связями, которые Варвара Петровна, после его ухода из этой жизни, всеми возможными способами стремится восстановить, но безуспешно. В губернии она очень влиятельная женщина. По своей природе она высокомерна и деспотична. Однако героиня часто чувствует сильную зависимость от людей, порой даже жертвенную, но и взамен ждет такого же поведения. В общении с людьми Варвара Петровна всегда придерживается лидирующей позиции, не исключение и старые друзья.
  • Николай Всеволодович Ставрогин – обладал демонической привлекательностью, имел превосходный вкус и благовоспитанное поведение. Общество на его появление реагировало бурно, но, при всей живости и насыщенности его образа, герой вел себя довольно скромно и не особо разговорчиво. Всё женское светское общество было в него влюблено. Николай Всеволодович встречался с супругой Шатова – Машей, с его сестрой – Дашей, со своей знакомой из детства – Елизаветой Тушиной. Возвратившись из Европы, он принимал участие в возрождении тайного общества. В этот же период он ставил опыт по воздействию на Шатова и Кириллова. Прямое участие в смерти Шатова Николай Всеволодович не принимал и даже относился к этому отрицательно, но мысль о сплочении участников объединения исходила именно от него. Подробнее о характере Ставрогина
  • Кириллов Алексей Нилыч – один из ведущих персонажей произведения Ф. М. Достоевского «Бесы», по профессии инженер-строитель, он придумал теорию самоубийства, как потребность рассуждающего человека. Кириллов преодолел быстрый путь от религии к отрицанию существования кого-то свыше, был одержим маниакальными мыслями, идеями о революции и готовности к самоотречению. Всё это в Алексее Нилыче вовремя увидел Петр Верховенский – персона хитрая и безжалостная. Петр был осведомлен о намерении Кириллова совершить самоубийство, и принудил его написать признание, что Шатов, которого убил Петр, погиб от рук Кириллова.
  • Петр Степанович Верховенский – предводитель революционеров, скользкий и коварный персонаж. В произведении это главный «бес» — он управляет тайным обществом, продвигающим атеистские прокламации. Вдохновленный безумными мыслями, он старается очаровать ими и Николая Всеволодовича Ставрогина – друга детства. Внешностью Верховенский неплох, но не вызывает ни у кого симпатии.
  • Степан Трофимович Верховенский – человек старой закалки, преданный высоким идеалам и проживающий на содержании известной губернской особы. В молодости обладал красивой внешностью, отголоски которой можно заметить и в старости. В его поведении много притворства, но он достаточно образованный и проницательный. Был женат два раза. В какое-то время он был уважаем почти как Белинский и Герцен, но после обнаружения у него поэмы двусмысленного содержания, был вынужден уехать из Петербурга и скрыться в поместье Варвары Петровны Ставрогиной. С тех пор он заметно деградировал.
  • Шигалёв – участвовал в организации убийства Шатова, но отказался от этого. О Шигалёве известно немного. Сотрудник отдела хроники говорит, что он приехал в город за пару месяцев до происшествия, ходил слух, что он публиковался в известном петербургском издании. Создавалось впечатление, словно Шигалёву известно время, место и событие, которое должно произойти. По мнению этого персонажа, все люди должны быть разделены на две неравноценные половины. Только одна десятая должна обладать властью. Оставшаяся часть – стадо без мнения, рабы. В подобной манере предстояло перевоспитать целые поколения, потому как это было более чем естественно.
  • Эркель, Виргинский, Липутин, Толкаченко – члены тайного общества, которых завербовал Верховенский.
Читайте также:
Авторское сочинение тему произведения Преступление и наказание Ф.М. Достоевского: сочинение

Темы и настроение

  1. Отношения отцов и детей. Очевидно, в романе «Бесы» автор описывает столкновение разных эпох и потерю связи разных поколений. Родители совсем не понимают детей, они как будто с разных планет. Поэтому молодежи никто не может вовремя помочь, так как утеряны те драгоценные семейные узы, которые могли бы удержать юношей от морального падения.
  2. Нигилизм. В романе «Бесы» четко видна связь с произведением «Отцы и дети», так как именно Тургенев первым заговорил о нигилизме. Читатель узнает героев Достоевского, как и тургеневских персонажей, через идеологические споры, в которых открываются возможные направления совершенствования общества. В незначительном количестве наблюдается связь со стихотворением Александра Сергеевича Пушкина, с одноименным названием «Бесы»: мысль о потерявших свой путь людях, которые блуждают кругами в словесном тумане русского общества.
  3. Отсутствие единых нравственных ориентиров. Духовный общественный недуг, показанный автором, спровоцирован полным отсутствием высоких ценностей. Ни развитие техники, ни скачек образования, ни жалкие попытки уничтожить общественные разногласия при помощи власти не приведут к положительному результату, пока не появятся единые нравственные ориентиры. «Великого ничего нет» — вот главная причина печального состояния русского народа.
  4. Религиозность и атеизм. Достигнет ли человек гармонии после жизненных страданий, и имеет ли ценность эта гармония? Если не существует бессмертия – можно делать всё, что придет в голову, не задумываясь о последствиях. В этом умозаключении, которое может возникнуть у любого атеиста, автор видит опасность безверия. Однако Достоевский понимает, что и вера не может быть абсолютной, пока у религиозной философии есть неразрешенные вопросы, по которым нет единого мнения. Мысли писателя следующие: справедлив ли Бог, если позволяет страдать невинным людям? И если это — его справедливость, то как можно судить тех, кто проливает кровь на дороге к общественному счастью? По мнению автора, нужно отказаться от всеобщего счастья, если ради него понадобится хоть одна человеческая жертва.
  5. Реальность и мистика постоянно сталкиваются в произведениях Федора Михайловича Достоевского, порой до такой степени, что грань между повествованием писателя и иллюзиями самого персонажа исчезает. События развиваются стремительно, они происходят стихийно в небольшие временные отрезки, они мчатся вперед, не позволяя человеку, по ту сторону книги, сосредоточится на обыденных вещах. Приковывая всё внимание читателя к психологическим моментам, автор лишь по крупицам дает бытовой материал.

Главная мысль

Федор Михайлович Достоевский старался описать болезнь нигилистов-революционеров, которая засела или постепенно наводит свои порядки в головах людей, рассеивает около себя хаос. Его идея (упрощенно) сводится к тому, что нигилистические настроения отрицательно влияют на русское общество – как беснование на человека.

Федор Михайлович установил причину и значение революционного движения. Оно сулит счастье в будущем, но цена в настоящем слишком велика, на нее нельзя соглашаться, иначе люди утратят моральные ценности, которые делают их совместную жизнь возможной. Без них народ распадется и самоуничтожится. И только преодолев это непостоянное явление (как беснование души), Россия станет сильнее, станет на ноги и будет жить с новой силой – силой единого общества, где человек и его права должны быть на первом месте.

Чему учит?

Духовное здоровье нации зависит от морального благосостояния и приумножения тепла и любви во всех людях по отдельности. Если у всего общества есть единые нравственные каноны и ориентиры, оно пройдет через все тернии и достигнет процветания. А вот разнузданность идей и отрицание основы основ приведет к постепенной деградации народа.

Созидательный опыт «Бесов» показывает: во всем необходимо находить нравственный центр, определять уровень ценностей, руководящий мыслями и поступками человека, решать, какие отрицательные или положительные стороны души полагаются на различные жизненные явления.

Критика

Естественно, русская критика, в частности либерально-демократическая, отрицательно отреагировала на выход «Бесов», усмотрев в сюжете острую сатиру. Глубокое философское наполнение было рассмотрено как идеологическое предупреждение нечаевщины. Рецензенты писали о том, что исчезновение революционной инициативы повергнет общество в оцепенение и сон, а власть перестанет слышать голос народа. Тогда трагическая судьба русского народа никогда не изменится к лучшему.

В работе «Духи русской революции» Бердяев выражает мнение о том, что нигилизм в понимании Достоевского можно трактовать как определённый религиозный взгляд. По Бердяеву, русский нигилист может представить вместо Бога самого себя. И хотя у самого Достоевского нигилизм больше связан с атеизмом, но в знаменитом монологе Ивана Карамазова о слезе ребёнка чувствуется острая необходимость человека в вере.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: