Раскольников, Соня, Мармеладов, Свидригайлов кто они: добрые или злые: сочинение

Сочинение Родион Раскольников и Соня Мармеладова в романе Преступление и наказание Достоевского

Роман Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»- это некое противопоставление. Но, как известно, противопоставление и противоречие может проявляться в разных ситуациях. Взглянем на проблему изнутри и рассмотрим два ярких примера этому противопоставлению. Родион Раскольников и Соня Мармеладова.

Кто они? Случайные знакомые? Какова их роль в данном произведении? С этим мы и постараемся разобраться.

Как известно, Родион – обычный бедный студент. Живет в съемной каморке и часто избегает встреч с людьми. При этом он добрый, чуткий и отзывчивый. Часто готов отдать человеку последнее, лишь бы помочь.

Сонечка – миловидная девушка. В произведении воссоздаётся хрупкий образ девчушки лет восемнадцати. Она была скромна, кротка и белокура. Также отзывчива: никогда не отказывала никому в помощи.

Казалось бы, два человека с добрыми душами. Что же может объединять их, кроме этого? А вот что – изнутри их съедала бедность.

Раскольников не мог свести концы с концами, ел крайне редко и задолжал с оплатой своего жилья, поэтому, в силу обстоятельств и внутренних противоречий, убил богатенькую старушку, заполучив ее «богатства».

Соня же просто прозябала в беспросветной нищете вместе со своей семьёй. Чтобы прокормить своих родственников, она вынуждена была торговать своим телом, ведь это был самый высокооплачиваемый труд на тот момент.

Познакомившись друг с другом, Родион и Соня никак не могли представить, что станут такими родными душевно. Соня не отвернулась от Раскольникова, когда тот признался в своём злодеянии, она пожалела его, поняла его муки, приютила в своей просторной душе. Родион, в свою очередь, приклонился перед Соней. Он говорил, что кланяется всему страданию человеческому, ибо просто и представить не мог, какое доброе сердце нужно иметь, чтоб наплевать на свои принципы ради семьи.

Я думаю, эти персонажи нашли друг друга. У каждого из них были их «демоны и ангелы», мешающие им жить. Но с момента их знакомства, они будто открылись этому миру. Открылись себе. Обрели правосудие над собой. Родион и Соня были полными противоположностями, у них были разные жизненные трудности, разные взгляды на жизнь, но их объединяло одно – бедность.

Именно там они нашли любовь и страдания. Это сблизило их до безумия. Они стали главнейшим противопоставлением этого романа.

Сочинение Раскольников и Соня Мармеладова

Главный герой романа Ф.М.Достоевского Родион Раскольников вынужден досрочно прекратить обучение в институте из-за невозможности его оплачивать. Большинство героев произведения живут в нищете, на что автор неоднократно обращает внимание читателя.

Квартира Раскольникова настолько мала, что скорее похожа на шкаф, на полноценное жилье. Но даже за такую каморку Родион не в состоянии платить деньги. Измученный бесконечной нуждой, главный герой придумывает для себя безумную теорию, в основе которой лежит идея превосходства одних людей («имеющих право») над другими («дрожащими тварями»). Руководствуясь новыми убеждениями, Раскольников идет на преступление. Он убивает старуху-процентщицу, которая в его глазах есть воплощение человеческого зла. Совершив свое деяние, герой обрекает себя на ужасные муки совести. Вернуться к жизни ему помогает Соня Мармеладова. Центральный женский образ романа, созданный Достоевским и воплотившим в нем собственные представления об идеальном человеке. Соня обладает бесценным даром любви и бескорыстия, данные ей Богом. Именно эти качества определяют ее отношение к жизни, к людям, руководят ее действиями и поступками.

Впервые читатель узнает о Соне из рассказа Мармеладова. В разговоре с Раскольниковым он говорит о том, как ради денег его дочь пошла на панель, а деньги отдала мачехе.

С одной стороны, Соня – порочная девушка, преступившая законы морали, отверженная обществом. Это делает ее похожей на Раскольникова, ставшего преступником. Однако разница здесь состоит в том, что Родион убивает других ради себя, в то время как Соня переступает через себя ради других. Она обладает душой, умеет по-настоящему любить и сострадать. Ради семьи, пусть даже не родной, она принесла себя в жертву. Из-за своей любви она отправилась вслед за Раскольниковым Сибирь, на каторгу. Великая способность любить сделала ее сильной, готовой пойти на все что угодно, чтобы помочь близкому человеку.

Соня дарит Раскольникову любовь, сочувствие, понимание. Она готова разделить с ним его судьбу, какой бы ужасной она ни была. По его просьбе она читает Евангелие, главу про воскресение Лазаря. В этом моменте образы героев полностью раскрываются. Соня рассказывает Раскольникову о своей вере в Бога, о том, что именно в ней кроется вся ее сила и вся правда. Главный герой, находясь в безвыходном положении, выбирает неверный путь к спасению. Погубив невинного человека, Раскольников загоняет свою душу в еще большую тьму и безысходность. Соня же ищет выход совсем в другом. И находит его в молитве. Раскольников делит людей на власть имущих и на тварей дрожащих. Для Сони же все люди равны и все они заслуживают счастья. Через любовь к Соне Родион приходит к раскаянию, а также к пониманию того, что нет у него ближе нее человека на всем белом свете. Герой возрождается, возвращается к жизни.

Любовь, которая подразумевают под собой готовность к самопожертвованию и состраданию, способна творить чудеса. Она стоит выше всего земного, перекрывает собой все несчастья и страдания. Она способна воскресить душу человека.

Читайте также:
Идейно-композиционная роль образа Сони: сочинение

Родион Раскольников и Соня Мармеладова в романе Преступление и наказание Достоевского

Несколько интересных сочинений

Главный герой рассказа В. Распутина «Уроки французского» – одиннадцатилетний мальчик. Учится он в пятом классе. Мальчик скромен, одинок и даже диковат. Находясь далеко от своей семьи

С детских лет детей приучают, что красть не хорошо. Здесь есть тонкая грань между взял без спроса и всё-таки вернул и присвоил навсегда, причём, не испытывая особой необходимости.

Для испанской культуры образ Дон Кихота является одним из центральных и основополагающих, также, наверное, и для всей европейской культуры Дон Кихот обладает огромным значением. Мне кажется, для российской культуры он не так понятен

Мир лирики Лермонтова не менее сложен и противоречив, чем пушкинский. Каждое стихотворение требует при­стального внимания и изучения как само по себе, так и в ряду других, близких по теме

Какой смысл содержит пословица: дело мастера боится? Есть, к примеру, дело, которое вас заинтересовало и хочется увидеть результат работы. Если результат получился и он понравился самому мастеру, это и значит, что ему подчинилось дело.

Сочинение Раскольников и Соня сравнительная характеристика

“Преступление и наказание” – известный роман Ф.М.Достоевского, затрагивающий нравственные метания человека, совершившего преступление, его путь к раскаянию и наказанию.

Таким человеком в произведении становится Родион Романович Раскольников. Молодой петербуржский студент, которому приходится даже оставить учёбу, чтобы поддерживать своё существование. Главный герой живёт в тесной съёмной комнатушке, бедно одевается и скудно питается. Духота летнего Петербурга нагнетает в нём мысли о преступлении. Именно в этот момент в голове Раскольникова рождается его теория о “тварях дрожащих” и людях, “имеющих право”. Главным кумиром молодого человека является Наполеон. Мы понимаем, что не последнюю роль в том, что Родион Романович решается на преступление, играет именно тщеславие, мания величия, идея превосходства над окружающими. Нищенское существование Раскольникова становятся дополнительным фактором, толкающим героя на убийство старухи-процентщицы и Лизаветы. Между тем, Раскольников обладает обострённым чувством справедливости, а потому совершённое преступление гложет его, за раскаянием наступает физическая болезнь, лихорадка. Главный герой выдаёт себя сам, не в силах совладать с совестью, и добровольно несёт свой крест в виде каторги.

Соня Мармеладова – девушка, оказавшаяся всё в той же враждебной среде, что и Раскольников. Тяжесть унизительного положения в обществе давит и на неё, именно поэтому молодой человек быстро проникается к девушке сочувствием и доверием. Соня Мармеладова живет “по жёлтому билету”, обеспечивая всю семью, в то время как глава этой семьи, чиновник Мармеладов, предаётся унынию и топит горе в алкоголе. Тем не менее, девушка не так озлоблена на свою судьбу, как Раскольников. Надеяться на лучшее будущее ей помогает вера в бога, в его справедливые испытания, дающиеся каждому человеку. Собственным примером Соня Мармеладова убеждает и Раскольникова раскаяться в совершённом им грехе, понести за него справедливое наказание. В последствии девушка отправляется на каторгу вместе со своим возлюбленным, чтобы показать, что она никогда не отвернётся от него, если он ступит на путь истинный.

Таким образом, главные герои романа Ф.М.Достоевского “Преступление и наказание”, Родион Раскольников и Соня Мармеладова – примеры нравственного падения и восстания людей, духовной силы, умения признавать и исправлять свои ошибки, несмотря на несправедливость жизни всегда выбирать добродетель, понимая, что если она не воздастся им на этом свете, то обязательно будет вознаграждена на небесах.

2 вариант

Одним из величайших произведений является роман Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание». По одной из версии этот роман психологический, так как чтобы понять смысл произведения, следует разобраться, почему герой совершает эти действия. В этом нам поможет Сонечка Мармеладова.

Соня Мармеладова и Родион Раскольников – главные герои произведения, на действиях которых развивается весь роман. Чтобы разобраться в романе, нужно разобраться в поведение героев и составить их характеристику. Это главная часть анализа романа: сравнение образов. Начнем.

Раскольников Родион – главный герой сего произведения. Родиону двадцать три года. Бедный студент, которого отчисляют за неуплату обучения. Он живет в нищете. Родион не верит в Бога, его кумир – это Наполеон. Есть мать и сестра, которых он очень любит. Отец Раскольникова умер. Город, где он живет, давит на него, ему нечем дышать и эта атмосфера нагнетает, заставляет его придумать собственную теорию . Раскольников делит всех людей на «право имеющих», таких как Наполеон и он сам, и на «тварей дрожащих». Чтобы проверить собственную теорию, очистить мир и принести спокойствие, он решает убить старуху-процентщицу. Но после убийства он понимает, что он обычный человек, который не имеет этого права. Он замыкается в себе, добро и зло, совесть борются в нем. Неизвестно чем мог бы закончиться такой образ жизни Раскольникова, если бы не вмешалась Соня Мармеладова.

Соня – второй по важности герой. Она помогает Раскольникову прийти к истинному пути. Достоевский видит в своей героине высшую правду. Это добрая, терпеливая и робкая девушка, восемнадцати лет. Соня живет в очень бедной семье Мармеладовых. Их отец был уволен, мачеха присматривает за детьми. Чтобы помочь своим близким, Соня решает начать торговать своим телом. Но это все от безысходности, она понимает, что ей не будет прощения, но при этом она имеет свои четкие убеждения на тему религии. Ее смысл жизни – помогать людям. После общения с Раскольниковым, она решает во чтобы то не стало помочь ему обрести себя, отпустить его грехи и признаться в содеянном. Именно благодаря ее силе воли, искренней вере, Родион получает шанс на спасение.

Читайте также:
Власть идеи над человеком на страницах романа «Преступление и наказание»: сочинение

Можно прийти к выводу, что Соня имела большое влияние на Раскольникова, помогла ему найти себя и разделила с ним его «крест». Достоевский нам не рассказывает, что было дальше, но показывает изменения душевного строя Раскольникова. Мы видим, как меняется герой,его ценности и его стремления стать другим человеком. Все это не свершилось бы без одной героини, Сони Мармеладовой.

Сочинение

Глубокий психологический роман «Преступление и наказание» рассказывает об одном убийстве, которое совершил нищий, бывший студент Родион Раскольников. Хоть он и бедный, но считает себя человеком высокого призвания, имеющий право судить людей и выносить им приговоры. Такой приговор он вынес старушке-процентщице, которой был должен денег. Отдать долг бабке было нечем, а так же считая ее вошью на теле общества, он убивает ее топором, считая, что избавляет общество от ненужного существа. Тщеславие, мания величия, желание вершить судьбы и нищенское существование толкает Раскольникова на преступление. Несмотря на все перечисленные качества, главное качество героя — обостренное чувство справедливости, поэтому совершенное убийство лихорадит его, причиняет моральную и физическую боль. Пришедшее раскаяние заставляет его сознаться в убийстве и принять наказание — работы на каторге.

Полная противоположность Раскольникову — Соня Мармеладова, девушка, оказавшаяся на дне общества. Отец семейства, чиновник Мармеладов, не способен обеспечивать существование своих родных, Соне приходится жить «по желтому билету» и кормить всю семью. Молодая девушка, приятной внешности, продает себя, ставя жизнь и здоровье близких выше собственных интересов. Несмотря на занятие проституцией, Соня целомудренна и чиста, обладает высокой нравственностью, искренне и глубоко верует в Бога.

Главные герои романа Достоевского, две противоположности, но познакомившись, сближаются. Раскольников помогает Соне деньгами, опровергает обвинения в воровстве, тем самым спасая ее от тюрьмы. Соня же, в свою очередь, занимается духовностью и нравственностью Родиона. Именно ей он признается в совершенном преступлении, хотя отрекся от всех людей и семьи. Они находят спасение друг в друге. Только Соня смогла пробудить в цинике Раскольникове такие чувства как сострадание, милосердие, любовь к ближнему.

Читатель видит, как меняется отношение Родиона к Соне — от холодности и презрения до любви и осознания. Наверное, Родион доверился и проникся к Соне и потому, что она так же имела грехи, перешла религиозные нормы и заповеди, и, узнав об убийстве, плакала и сочувствовала и жалела Родиона, ни словом, ни взглядом не упрекнув его. В итоге, девушка отправляется вслед за любимым на каторгу, и никогда не отвернется от него.

Соня Мармеладова и Родион Раскольников — примеры нравственной распущенности человека, падения человека, но в силу сложившихся жизненных ситуаций, сумевшие понять и признать свои ошибки и ступить на путь исправления — долгий, тяжелый путь.

Также читают:

Картинка к сочинению Раскольников и Соня сравнительная характеристика

Популярные сегодня темы

Эпиграф – какая-либо краткая фраза, помещённая автором в начале произведения и описывающая его сюжет. Обычно в качестве эпиграфа писатель берёт пословицу, либо цитату из другого творения, а бывает

В этом произведении, конечно, показано много природы. Собственно, мальчик Вася оказывается в окружении этой самой природы. И он мечтает только вырваться оттуда, снова увидеть родных, поселок, даже пойти в школу.

Роман «Обломов» И.А.Гончаров писал с 1847 по 1859 года. Роман назван в честь главного героя Ильи Ильича Обломова. Герой охарактеризован как ленивый, безынициативный, но в этой философии жизни кроется противостояние укладу

В пьесе Вишневый сад Чехов описывает безысходность, с которой сталкиваются помещики, а в след за этим и вся Россия.

Знаменитый русский полководец, один из участников Бородинского сражения – Князь Багратион – также вписан в строки романа “Война и мир”. Здесь он играет роль второстепенного персонажа.

Все герои романа “Преступление и наказание”: краткое описание, таблица

Раскольников
(актер Г. Тараторкин,
фильм 1969 г.)

Роман “Преступление и наказание” Достоевского подарил мировой литературе множество ярких образов.

В число самых известных героев “Преступления и наказания” входит бедный студент Раскольников, девушка “непристойной профессии” Соня Мармеладова, пьяница Мармеладов др.

Все герои романа “Преступление и наказание”: краткое описание, таблица

Родион Романович Раскольников — бывший студент юридического факультета Петербургского университета. Это красивый, умный, образованный, гордый, но бедный молодой человек 23-х лет. Он приехал в Петербург учиться 3 года назад из провинции. Несколько месяцев назад он бросил учебу из-за нехватки денег. Раскольников совершает убийство старухи-процентщицы с целью проверить свою теорию об обыкновенных и великих людях.

Алена Ивановна, 60-летняя старуха-процентщица, вдова чиновника (коллежского секретаря). Это злая, жадная, бессердечная женщина. У себя дома она содержит частный ломбард: люди закладывают у нее свои вещи в обмен на деньги. Старуха платит мало и берет высокие проценты, пользуясь нуждой клиентов. Раскольников также является клиентом старухи.

Семен Захарович Мармеладов, 50-летний бывший чиновник, пьяница. Это добрый, благородный мужчина. Он начал пить несколько лет назад, когда впервые потерял работу. Из-за его пьянства семья Мармеладовых впала в нищету.

Читайте также:
Средства художественного изображения внутреннего мира человека в романе Ф. М. Достоевского Преступление и наказание (Особенности психологизма): сочинение

Софья Семеновна Мармеладова, или Соня, дочь чиновника Мармеладова. Девушка около 18 лет. Кроткая, робкая, самоотверженнная девушка. Из-за нищеты она вынуждена заниматься “непристойной работой”, чтобы прокормить отца, мачеху и троих детей своей мачехи. Соня становится другом Раскольникова и его возлюбленной.

Пульхерия Александровна Раскольникова, мать главного героя Раскольникова. Это красивая, умная и добрая женщина 43 лет. Живет в бедности вместе с дочерью Дуней и изо всех сил помогает сыну Родиону. Женщина осталась вдовой много лет назад. Она безумно любит сына и дочь.

Авдотья Романовна Раскольникова, или Дуня — младшая сестра Раскольникова. Это красивая, умная, образованная, гордая девушка с твердым характером. У Дуни с братом очень теплые отношения. В прошлом Дуня работала гувернанткой в доме Свидригайловых, где перенесла много обид и унижений. В начале романа Дуня собирается выйти замуж за состоятельного господина Лужина, которого не любит. С помощью этого брака Дуня надеется вытащить всю семью из нищеты.

Катерина Ивановна Мармеладова — жена чиновника Мармеладова и мачеха Сони Мармеладовой. Это эенщина около 30 лет, умная, образованная, из хорошей семьи. Судя по всему, дворянка по происхождению. У нее есть трое детей от первого брака, ее первый муж умер. Она вышла замуж за Мармеладова около 4 лет назад не по любви, а чтобы спастись от бедности. Женщина тяжело страдает от пьянства своего мужа Мармеладова и вечной нищеты. Последнее время она болеет чахоткой.

Петр Петрович Лужин — мужчина в возрасте около 45 лет. Носит чин надворного советника. Лужин — деловой человек с деньгами. Он собирается открыть в Петербурге свою адвокатскую контору. Лужин хочет жениться на бедной, но красивой и умной Дуне Раскольниковой, чтобы та всю жизнь была ему благодарна за все. Лужин – жадный, расчетливый, подлый и мелочный человек.

Дмитрий Прокофьевич Разумихин (настоящая фамилия Вразумихин) — друг Раскольникова, тоже бывший студент, добрый, открытый и благородный молодой человек, деловой и трудолюбивый. Он помогает своему другу Раскольникову всем, чем может. Разумихин влюбляется в сестру Раскольникова Дуню.

Аркадий Иванович Свидригайлов — помещик в возрасте около 50 лет, развращенный деньгами и бездельем. Бывший шулер (карточный мошенник). Вдовец, был женат на помещице Марфе Петровне. Он влюблен в Дуню, которая годится ему в дочери, но та не отвечает ему взаимностью. Свидригайлов — сумасброд, самодур, намерения которого не всегда благородны и чисты. Он приезжает в Петербург вслед за Дуней, чтобы уговорить ее быть с ним.

Марфа Петровна Свидригайлова — жена господина Свидригайлова, состоятельная помещица. Она старше мужа на 5 лет. Это эмоциональная, взбалмошная дама. Она умирает в возрасте около 55 лет при странных обстоятельствах. В ее смерти многие подозревают ее супруга Свидригайлова. В своем завещании она оставляет в наследство своей бывшей гувернантке Дуне 3000 рублей. Эти деньги спасают бедную девушку от нищеты.

Андрей Семенович Лебезятников — молодой человек, чиновник, друг Лужина. Господин Лужин является его бывшим опекуном. Лебезятников служит в министерстве. Он якобы придерживается “прогрессивных взглядов”, пропагандирует коммунизм, равенство полов и т.д., но делает это непоследовательно и нелепо.

Лизавета, или Лизавета Ивановна — единокровная сестра старухи-процентщицы по отцу (у них были разные матери). Лизавете 35 лет, она живет вместе с
сестрой. Это нескладная, некрасивая и, судя по всему, умственно отсталая девушка, но при этом добрая, кроткая, безответная. Ее любят окружающие. Старуха-сестра ее бьет и использует как прислугу. Лизавета постоянно беременна: вероятно, из-за своего слабоумия она становится «легкой добычей» подлых мужчин. Героиня погибает вместе с сестрой от рук Раскольникова.

Зосимов — приятель Разумихина, молодой доктор. Зосимов занимается лечением Раскольникова, когда тот впадает в лихорадочное состояние после убийства старухи и ее сестры. Зосимов — высокий полный молодой человек 27 лет, медлительный, важный и томный. По специальности он является хирургом, но при этом интересуется «душевными болезнями». Окружающие считают его тяжелым человеком, но признают в нем хорошего доктора.

Александр Григорьевич Заметов — знакомый Разумихина, письмоводитель (секретарь) в местной конторе. Ему 22 года. Он одевается по моде, носит перстни. По словам Зосимова, Заметов берет взятки на работе. Раскольников знакомится с Заметовым в конторе, куда его вызывают по заявлению хозяйки квартиры о неуплате аренды.

Никодим Фомич — квартальный надзиратель (полицейский) в районе, где живет Раскольников. Это умный, серьезный, добродушный и открытый человек. Судя по всему, он служил в одном полку со своим помощником Ильей Петровичем.
Раскольников знакомится с Никодимом Фомичом, когда приходит в контору по заявлению хозяйки квартиры.

Порфирий Петрович — следователь, который ведет дело об убийстве старухи-процентщицы и ее сестры. Ему 35 лет. Это умный, в чем-то хитрый, но при этом благородный человек. У него имеется свой, “психологический” подход к расследованию дел. Его можно назвать талантливым следователем. Хитрый Порфирий сразу подозревает Раскольникова в убийстве, но не выдает этого, а играет с ним в кошки-мышки и психологически мучает его.

Илья Петрович (по прозвищу «Порох») — помощник квартального надзирателя Никодима Фомича. Судя по всему, Илья Петрович и Никодим Фомич служили вместе в одном полку. Илья Петрович — вспыльчивый, эмоциональный, но при этом добрый и благородный человек. Он женат и имеет детей. Несмотря на свой вспыльчивый характер, Илья Петрович — человек с принципами и считает себя прежде всего гражданином, а потом уже чиновником. Когда Раскольников приходит в контору с повинной, то застает там именно Илью Петровича, которому и признается в убийстве.

Читайте также:
В чём отличие Раскольникова от обыкновенных люде: сочинение

Амалия Ивановна Липпевехзель — хозяйка квартиры, в которой живет семья Мармеладовых. По происхождению является обрусевшей немкой. Это вздорная и
беспорядочная женщина. Нищие Мармеладовы уже некоторое время не платят ей за квартиру, и хозяйка время от времени грозится выселить их.

Госпожа Зарницына — хозяйка квартиры, в которой проживает Раскольников. Из-за того что Раскольников несколько месяцев не платит за квартиру, Зарницына перестает подавать ему обед. За год до событий, описанных в романе, дочь Зарницыной умерла от тифа. Эта девушка был невестой Раскольникова.

Невеста Раскольникова, Наталья Зарницына, была дочерью госпожи Зарницыной, у которой Раскольников снимает комнату. Год назад девушка умерла от тифа. По словам Раскольникова, Наталья былаа некрасивой и больной девушкой, но, судя по всему, имела доброе сердце.

Купец Вахрушин был приятелем покойного отца Родиона Раскольникова. Вахрушин упоминается в романе в связи с тем, что мать Раскольникова берет деньги в долг у Вахрушина, чтобы помогать сыну, который учится в Петербурге.

Лавиза Ивановна (она же Луиза Ивановна) содержит непристойное заведение в районе Сенной, где живет главный герой Родион Раскольников. Судя по всему, сам Раскольников и его друг Разумихин тоже посещали это заведение. Лавиза Ивановна много раз привлекалась полицией за то, что в ее заведении происходят дебоши и скандалы.

Дарья Францевна является знакомой Амалии Ивановны Липпевехзель. Судя по всему, Дарья Францевна содержит непристойное заведение. Дарья Францевна склоняет Соню Мармеладову к тому, чтобы та работала у нее. Из текст романа не совсем ясно, в каких отношениях состоит Соня и Дарья Францевна.

Мадам Реслих

Мадам Реслих является знакомой господина Свидригайлова. Героев связывают какие-то темные истории. Когда Свидригайлов приезжает в Петербург, он останавливается съемной жилье, которое ему сдает мадам Реслих.

Настасья является служанкой в доме, где снимает жилье Родион Раскольников. В обязанности Настасьи входит уборка в комнате Раскольникова и подача ему еды. Настасья является доброй, простой женщиной.

Миколка (он же Николай) работает маляром в доме, где живет старуха-процентщица. По стечению обстоятельств Миколка становится обвиняемым в убийстве старухи и ее сестры.

Мещанин является соседом старухи-процентщицы. Когда Раскольников приходит снова на место своего преступления, то есть в квартиру старухи, мещанин обращает на это внимание и начинает подозревать молодого человека в убийстве старухи.

Соня Мармеладова и Родион Раскольников в романе «Преступление и наказание»

Роман «Преступление и наказание» написан Достоевским после каторги, когда убеждения писателя приняли религиозную окраску. Поиски правды, обличение несправедливого устройства мира, мечта о «счастье человечества» в этот период сочетались в характере писателя с неверием в насильственную переделку мира. Убежденный, что ни в каком устройстве общества невозможно избегнуть зла, что зло исходит из души человека, Достоевский отвергал революционный путь преобразования общества. Поднимая вопрос лишь о нравственном усовершенствовании каждого человека, писатель обратился к религии.

Родион Раскольников и Соня Мармеладова – два главных героя романа, предстающие как два встречных потока. Их мировоззрение составляет идейную часть произведения. Соня Мармеладова – нравственный идеал Достоевского. Она несет с собой свет надежды, веры, любви и сочувствия, нежности и понимания. Именно таким, по мнению писателя, должен быть человек. Соня олицетворяет собой правду Достоевского. Для Сони все люди имеют одинаковое право на жизнь. Она твердо убеждена в том, что никто не может добиваться счастья, как своего, так и чужого, путем преступления. Грех остается грехом, кто бы и во имя чего бы его ни совершил.

Соня Мармеладова и Родион Раскольников существуют в совершенно разных мирах. Они, как два противоположных полюса, но не могут существовать друг без друга. В образе Раскольникова воплощена идея бунта, в образе Сони – идея смирения. Но каково содержание и бунта, и смирения – тема многочисленных споров, не прекращающихся и в настоящее время.

Соня – высоконравственная, глубоко верующая женщина. Она верит в глубокий внутренний смысл жизни, ей непонятны идеи Раскольникова о бессмысленности всего существующего. Она видит во всем предопределение Бога, верит, что от человека ничего не зависит. Ее истина – Бог, любовь, смирение. Смысл жизни для нее заключается в великой силе сострадания и сочувствия человека человеку.

Раскольников же страстно и беспощадно судит мир разумом горячей бунтарской личности. Он не согласен мириться с жизненной несправедливостью, и отсюда его душевные мучения и преступление. Хотя Сонечка, также как и Раскольников, переступает через себя, она все же переступает не так, как он. Она приносит в жертву себя другим, а не губит, не убивает других людей. И в этом воплотились мысли автора о том, что человек не имеет права на эгоистическое счастье, он должен терпеть, и через страдание достигать истинного счастья.

По мысли Достоевского, человек должен чувствовать ответственность не только за собственные поступки, но и за всякое зло, совершающееся в мире. Вот почему Соня чувствует, что и она виновата в совершенном преступлении Раскольникова, вот почему так близко к сердцу она принимает его поступок и разделяет его судьбу.

Именно Соне открывает Раскольников свою страшную тайну. Ее любовь возродила Родиона, воскресила его к новой жизни. Это воскрешение выражено в романе символически: Раскольников просит Соню прочитать из Нового завета евангельскую сцену воскрешения Лазаря и смысл прочитанного соотносит с собой. Тронутый сочувствием Сони, Родион второй раз идет к ней уже как к близкому другу, сам признается ей в убийстве, пытается, путаясь в причинах, объяснить ей, зачем он это сделал, просит ее не оставлять его в несчастье и получает от нее наказ: идти на площадь, целовать землю и каяться перед всем народом. В этом совете Сони отражена мысль самого автора, стремящегося подвести своего героя к страданию, а через страдание – к искуплению вины.

Читайте также:
Пророческое слово Достоевского: сочинение

В образе Сони автор воплотил самые лучшие качества человека: жертвенность, веру, любовь и целомудрие. Находясь в окружении порока, вынуждаемая жертвовать своим достоинством, Соня смогла сохранить чистоту души и веру в то, что «нет счастья в комфорте, счастье покупается страданием, человек не родится для счастья: человек заслуживает свое счастье, и всегда страданием». Соня, «преступившая» и загубившая душу свою, «человек высокого духа», одного «разряда» с Раскольниковым, осуждает его за презрение к людям и не принимает его «бунта», его «топора», который, как казалось Раскольникову, был поднят и во имя нее. Героиня, по мысли Достоевского, воплощает народное начало, русскую стихию: терпение и смирение, безмерную любовь к человеку и Богу. Столкновение Раскольникова и Сони, мировоззрение которых противопоставлено друг другу, отражает внутренние противоречия, тревожившие душу писателя.

Соня надеется на Бога, на чудо. Раскольников же уверен, что Бога нет и чуда не будет. Родион беспощадно раскрывает перед Соней тщетность ее иллюзий. Он говорит Соне о бесполезности ее сострадания, о безрезультатности ее жертв. Не позорная профессия делает Соню грешницей, а напрасность ее жертвы и ее подвига. Раскольников судит Соню с иными весами в руках, чем господствующая мораль, он судит ее с иной точки зрения, чем она сама.

Загнанная жизнью в последний и уже совершенно безвыходный угол, Соня и перед лицом гибели пытается что-то предпринять. Она, как и Раскольников, действует по закону свободного выбора. Но, в отличие от Родиона, Соня не разуверилась в людях, она не нуждается в примерах, чтобы установить, что люди по природе своей добры и заслуживают светлой доли. Только Соня способна сострадать Раскольникову, так как ее не смущает ни физическое уродство, ни уродливость социальной судьбы. Она проникает «сквозь коросту» в суть людских душ, не спешит осуждать; чувствует, что за внешним злом таятся какие-то неизвестные или непонятные причины, приведшие ко злу Раскольникова и Свидригайлова.

Соня внутренне стоит вне денег, вне законов терзающего ее мира. Как сама, по своей воле, пошла она на панель, так сама же, по своей твердой и несокрушимой воле, она не наложила на себя рук.

Перед Соней вставал вопрос о самоубийстве, – она обдумала его и выбрала ответ. Самоубийство, в ее положении, было бы слишком эгоистическим выходом – оно избавило бы ее от позора, от мучений, оно бы вызволило ее из зловонной ямы. «Ведь справедливее, – восклицает Раскольников, – тысячу раз справедливее и разумнее было бы прямо головой в воду и разом покончить! – А с ними-то что будет? – слабо спросила Соня, страдальчески взглянув на него, но вместе с тем как бы вовсе и не удивившись его предложению». Мера воли и решимости у Сони была выше, чем это мог предположить Родион. Чтобы удержаться от самоубийства, ей нужно было больше стойкости, больше опоры на саму себя, чем для того, чтобы броситься «головой в воду». От воды ее удерживала не столько мысль о грехе, сколько «о них, своих». Соне разврат был горше смерти. Смирение не предполагает самоубийства. И это показывает нам всю силу характера Сони Мармеладовой.

Натуру Сони можно определить одним словом – любящая. Деятельная любовь к ближнему, способность отзываться на чужую боль (особенно глубоко проявившаяся в сцене признания Раскольникова в убийстве) делают образ Сони «идеальным». Именно с позиций этого идеала в романе и произносится приговор. В образе Сони Мармеладовой автор представил пример всеобъемлющей, всепрощающей любви, заключенной в характере героини. Любовь эта не завистлива, не требует ничего взамен, она даже какая-то невысказанная, ведь Соня никогда не говорит о ней. Она переполняет все ее существо, но никогда не выходит наружу в форме слов, только в виде поступков. Это безмолвная любовь и от этого она еще прекрасней. Даже отчаявшийся Мармеладов преклоняется перед ней, даже сумасшедшая Катерина Ивановна падает перед ней ниц, даже вечный развратник Свидригайлов уважает Соню за это. Не говоря уже о Раскольникове, которого эта любовь спасла и исцелила.

Герои романа остаются верны своим убеждениям, несмотря на то, что вера их различна. Но оба они понимают, что Бог един для всех, и он укажет истинный путь каждому, кто ощутит его близость. Автор романа, путем нравственных исканий и размышлений, пришел к мысли о том, что каждый человек, который приходит к Богу, начинает по-новому смотреть на мир, переосмысливает его. Поэтому в эпилоге, когда происходит нравственное воскрешение Раскольникова, Достоевский говорит о том, что «начинается новая история, история постепенного обновления человека, история постепенного перерождения его, постепенного перехода из одного мира в другой, знакомства с новою, доселе совершенно неведомою действительностью».

Читайте также:
Анализ сна Раскольникова (по роману Ф. М. Достоевского Преступление и наказание): сочинение

Справедливо осудив «бунт» Раскольникова, Достоевский оставляет победу не за сильным, умным и гордым Раскольниковым, а за Соней, видя в ней высшую правду: лучше страдание, чем насилие, – страдание очищает. Соня исповедует нравственные идеалы, которые, с точки зрения писателя, наиболее близки широким народным массам: идеалы смирения, всепрощения, молчаливой покорности. В наше время, вероятнее всего, Соня стала бы изгоем. И не каждый Раскольников в наши дни будет мучиться и страдать. Но совесть людская, душа человека жили и будут жить всегда, пока «мир стоит». В этом и заключается великий бессмертный смысл сложнейшего романа, созданного гениальным писателем-психологом.

Материалы о романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»:

Сочинение на тему «Человек — целый мир» — Ф.М. Достоевский»

Почти все герои Достоевского — люди сложные и противоречивые. Болезненно остро воспринимая действительность, Достоевский персонажей своих книг наделяет подобным восприятием жизни.

Родион Раскольников — главный герой романа «Преступление и наказание» — человек именно такой. Это бывший студент, талантливый, умный молодой человек. Родион из-за бедности бросает учебу, влачит нищенское существование. Бедность, дошедшая до крайности, жилище — темная конура. Нет, не хочет Родион смириться с действительностью. И возникает вопрос: может ли гуманный человек, страдающий за угнетенное человечество, разрешить себе убийство хотя бы одного «никчемного» существа ради избавления от мучений, от нищеты многих благородных, честных людей? А то, что Раскольников обостренно чувствует чужую боль, не подлежит сомнению. Ведь не только собственная нищета угнетает его, не только бедность матери и сестры. Его волнуют и девочка на бульваре, и пьяница Мармеладов, и умирающая от чахотки Катерина Ивановна со своими деньгами, и наконец, Сонечка. Каждая встреча с обездоленными этим миром ранит ему душу. И тогда рождается в его голове план убить «бесполезную, гадкую, зловредную вошь» — старуху-процентщицу. Он человек исключительный по активности и принципиальности своего отвлеченного мышления, отточенного изучением юридических наук. Он горд и озлоблен. По своему духовному складу он — индивидуалистический протестант, негодующий на окружающую его жизнь. И во всем этом он выступает как выдающийся представитель тех отрицательных для авторов принципов жизни — принципов «рассудочности» и «особняка», которые будто бы пришли в русские образованные умы из буржуазного Запада. Но, с другой стороны, по условиям своей жизни бедный разночинец Раскольников — человек, глубоко сочувствующий всему обездоленному люду, способный к стихийным демократическим стремлениям.

Характер Родиона сложен и противоречив. Отсюда противоречивы и его рассудочные теории. В одной из этих теорий, которую он изложил в статье, напечатанной в столичной газете еще за полгода до роковых событий, он утверждал, что люди в обществе всегда разделены на две неравные части — на «обыкновенных» и «необыкновенных». Первые созданы для повседневного существования и повиновения существующим законам; вторые по самой своей натуре — смелые новаторы, учредители новых идейных законов. Ради этого они имеют нравственное право нарушать старые законы и, если понадобится, проливать при этом кровь человеческую. Все дело в том, что думая о Наполеонах и их «праве» на пролитие крови, бедный студент у Достоевского выражал этим свой смутный протест против социального уклада русской жизни, обрекшего его на бедность и унижения. А вместе с тем своей теорией он бессознательно готовил себя самого к преступлению, в результате которого он и сам мог бы выйти из тупика. Он изображал себе дело так, что ему необходимо проверить, не рожден ли он сам с «натурой» Наполеона — проверить себя, конечно пока не захватом власти, а всего только убийством и ограблением старушки-процентщицы. Но оказалось, что Раскольникову убивать, совершать обыкновенное уголовное преступление мерзко и отвратительно. Поэтому вслед за первой теорией о Наполеонах он создал другую теорию, которая смягчала и оправдывала жестокость первой, но тоже была основана на самообмане. Он придумал, что может убить старушку для того, чтобы на украденные у нее большие деньги помогать другим людям, спасти «сотни молодых жизней» от гибели и разврата. Эта вторая теория была как будто альтруистической и благородной. Но все-таки эта «теория» была рассудочной, основанной на расчете.

В чем же вина Родиона Раскольникова? А в том, что он переступает те нравственные границы, которые человек, если он желает остаться человеком, ни при каких обстоятельствах не может переступать. Раскольникова легко было бы оправдать, если бы он убил из-за бедности. Но ведь Достоевский ясно показал стремление Раскольникова встать над толпой. Ему не важны деньги, главное — доказать себе самому, что ты, подобно Наполеону и Магомету, способен возвыситься над толпой, убив. Главная ошибка Родиона и вина его в том, что он забыл самое важное: никому не дано право лишать жизни других. Нельзя свои проблемы решать за счет других, лучше пострадать самому, чем заставлять страдать других, — вот нравственный великий смысл. Без сомнения, крушение честолюбивых надежд — личная трагедия Раскольникова. Самая главная его беда в том, что он забыл о своих человеческих мыслях, чувствах, переживаниях. Ведь Родион не предусмотрел угрызений совести, мучений человеческих. Родион Раскольников — человек! Человек, не вынесший тяжести моральной нагрузки. Своим поступком Родион отсек себя от окружающего мира. И ему безумно тоскливо носить в себе тяжесть греха и переносить одиночество! Родиона постоянно преследует вопрос: «А почему же именно так, кто виноват во всем. » Вопросы о мире и месте в нем человека начинают преследовать его. Трагедия Раскольникова и в том, что он не находит себе места в жизни, потому что видит в ней одну лишь страшную борьбу за власть и деньги. Его счастье в том, что он встретил Соню, Сонечку, способную понять его и принявшую его таким, каким он был. Ведь это очень много значит в жизни каждого человека. И в этом уже не вина и не трагедия, а истинное счастье Раскольникова.

Читайте также:
Гуманистический пафос романа Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»: сочинение

Сочинения на свободные темы

Данная шпаргалка предназначена для школьников, абитуриентов. В шпаргалку входят готовые сочинения на свободные темы по произведениям литературы XIX и XX вв. Она позволит вам отлично сдать экзамен по литературе и вступительные экзамены в вуз.

Оглавление

  • 1. «Сострадание есть высочайшая форма человеческого существования…» (Ф. М. Достоевский) (По одному или нескольким произведениям.
  • 2. «Тирания есть привычка, обращающаяся в потребность…» (Ф. М. Достоевский) (По одному или нескольким произведениям русской.
  • 3. «Человек – целый мир…» (Ф. М. Достоевский) (По одному или нескольким произведениям русской литературы XIX в.)
  • 4. «Счастье есть дело судьбы, ума и характера…» (Н. М. Карамзин) (По одному или нескольким произведениям русской литературы XIX.
  • 5. «Следовать за мыслями великого человека есть наука самая занимательная…» (Н. М. Карамзин) (По одному или нескольким.
  • 6. «Воспитание – великое дело: им решается участь человека…» (В. Г. Белинский) (По одному или нескольким произведениям русской.
  • 7. «Человек – это… живая загадка» (Ф. М. Достоевский) (По одному или нескольким произведениям русской литературы XIX в.)
  • 8. «Жизнь скучна без нравственной цели…» (Ф. М. Достоевский) (По одному или нескольким произведениям русской литературы XIX в.)
  • 9. «Великие истины понятны и доступны каждому…» (Д. И. Писарев) (По одному или нескольким произведениям русской литературы XIX.

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Сочинения на свободные темы предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

3. «Человек — целый мир…» (Ф. М. Достоевский) (По одному или нескольким произведениям русской литературы XIX в.)

Почти все герои Достоевского — люди сложные и противоречивые. Болезненно остро воспринимая действительность, Достоевский персонажей своих книг наделяет подобным восприятием жизни. Родион Раскольников — главный герой романа «Преступление и наказание» — человек именно такой. Это бывший студент, талантливый, умный молодой человек. Родион из-за бедности бросает учебу, влачит нищенское существование. Бедность, дошедшая до крайности, жилище — темная конура. Нет, не хочет Родион смириться с действительностью. И возникает вопрос: может ли гуманный человек, страдающий за угнетенное человечество, разрешить себе убийство хотя бы одного «никчемного» существа ради избавления от мучений, от нищеты многих благородных, честных людей? А то, что Раскольников обостренно чувствует чужую боль, не подлежит сомнению. Ведь не только собственная нищета угнетает его, не только бедность матери и сестры. Его волнуют и девочка на бульваре, и пьяница Мармеладов, и умирающая от чахотки Катерина Ивановна со своими деньгами, и наконец, Сонечка. Каждая встреча с обездоленными этим миром ранит ему душу. И тогда рождается в его голове план убить «бесполезную, гадкую, зловредную вошь» — старуху-процентщицу. Он человек исключительный по активности и принципиальности своего отвлеченного мышления, отточенного изучением юридических наук. Он горд и озлоблен. По своему духовному складу он — индивидуалистический протестант, негодующий на окружающую его жизнь. И во всем этом он выступает как выдающийся представитель тех отрицательных для авторов принципов жизни — принципов «рассудочности» и «особняка», которые будто бы пришли в русские образованные умы из буржуазного Запада. Но, с другой стороны, по условиям своей жизни бедный разночинец Раскольников — человек, глубоко сочувствующий всему обездоленному люду, способный к стихийным демократическим стремлениям.

Характер Родиона сложен и противоречив. Отсюда противоречивы и его рассудочные теории. В одной из этих теорий, которую он изложил в статье, напечатанной в столичной газете еще за полгода до роковых событий, он утверждал, что люди в обществе всегда разделены на две неравные части — на «обыкновенных» и «необыкновенных». Первые созданы для повседневного существования и повиновения существующим законам; вторые по самой своей натуре — смелые новаторы, учредители новых идейных законов. Ради этого они имеют нравственное право нарушать старые законы и, если понадобится, проливать при этом кровь человеческую. Все дело в том, что думая о Наполеонах и их «праве» на пролитие крови, бедный студент у Достоевского выражал этим свой смутный протест против социального уклада русской жизни, обрекшего его на бедность и унижения. А вместе с тем своей теорией он бессознательно готовил себя самого к преступлению, в результате которого он и сам мог бы выйти из тупика. Он изображал себе дело так, что ему необходимо проверить, не рожден ли он сам с «натурой» Наполеона — проверить себя, конечно пока не захватом власти, а всего только убийством и ограблением старушки-процентщицы. Но оказалось, что Раскольникову убивать, совершать обыкновенное уголовное преступление мерзко и отвратительно. Поэтому вслед за первой теорией о Наполеонах он создал другую теорию, которая смягчала и оправдывала жестокость первой, но тоже была основана на самообмане. Он придумал, что может убить старушку для того, чтобы на украденные у нее большие деньги помогать другим людям, спасти «сотни молодых жизней» от гибели и разврата. Эта вторая теория была как будто альтруистической и благородной. Но все-таки эта «теория» была рассудочной, основанной на расчете.

Читайте также:
В чем своеобразие характера главного героя в романе Достоевского Идиот: сочинение

В чем же вина Родиона Раскольникова? А в том, что он переступает те нравственные границы, которые человек, если он желает остаться человеком, ни при каких обстоятельствах не может переступать. Раскольникова легко было бы оправдать, если бы он убил из-за бедности. Но ведь Достоевский ясно показал стремление Раскольникова встать над толпой. Ему не важны деньги, главное — доказать себе самому, что ты, подобно Наполеону и Магомету, способен возвыситься над толпой, убив. Главная ошибка Родиона и вина его в том, что он забыл самое важное: никому не дано право лишать жизни других. Нельзя свои проблемы решать за счет других, лучше пострадать самому, чем заставлять страдать других, — вот нравственный великий смысл. Без сомнения, крушение честолюбивых надежд — личная трагедия Раскольникова. Самая главная его беда в том, что он забыл о своих человеческих мыслях, чувствах, переживаниях. Ведь Родион не предусмотрел угрызений совести, мучений человеческих. Родион Раскольников — человек! Человек, не вынесший тяжести моральной нагрузки. Своим поступком Родион отсек себя от окружающего мира. И ему безумно тоскливо носить в себе тяжесть греха и переносить одиночество! Родиона постоянно преследует вопрос: «А почему же именно так, кто виноват во всем. » Вопросы о мире и месте в нем человека начинают преследовать его. Трагедия Раскольникова и в том, что он не находит себе места в жизни, потому что видит в ней одну лишь страшную борьбу за власть и деньги. Его счастье в том, что он встретил Соню, Сонечку, способную понять его и принявшую его таким, каким он был. Ведь это очень много значит в жизни каждого человека. И в этом уже не вина и не трагедия, а истинное счастье Раскольникова.

Примеры итоговых сочинений

5 готовых сочинений к направлениям 2021/22 учебного года.

Человек путешествующий: дорога в жизни человека (дорога реальная, воображаемая, книжная).

Может ли путешествие изменить человека?

Бывают моменты, когда человек хочет сменить обстановку и отправиться в какое-нибудь новое для него место. Люди путешествуют, потому что ищут ярких впечатлений, но иногда вместе с этим изменяется и их мировоззрение. Любой путь так или иначе воздействует на человеческое сознание: появляются интересные идеи, мечты и планы. В большинстве случаев человек понимает, что должен изменить привычный уклад жизни. Именно в дороге мы больше размышляем и глубже погружаемся в свой внутренний мир. На мой взгляд, путешествия и перемены неотделимы друг от друга. Чтобы доказать эту точку зрения, обращусь к произведениям художественной литературы.

Так, например, в начале романа А.С. Пушкина «Капитанская дочка» главный герой – недоросль, инфантильный молодой человек, который никогда не отлучался из дома. Он мечтает о праздной жизни в Петербурге, хочет предаться всевозможным развлечениям, однако волею судьбы оказывается в Белогорской крепости. Петруша, покинув родной дом, знакомится с Зуриным, проигрывает ему большую сумму, ведёт себя достаточно грубо с Савельичем, всеми силами пытается выглядеть взрослым и самостоятельным. Но на протяжении повествования его система ценностей претерпевает важнейшие изменения: любовь к Маше Мироновой пробуждает в его сердце способность к состраданию и готовность к самопожертвованию. Путешествие, в которое отправляет Гринёва отец, помогает юноше стать сильным духом и нравственно чистым человеком.

Коренным образом изменяется и жизнь главного героя поэмы М.Ю. Лермонтова «Мцыри». «Душой – дитя, судьбой – монах» в 17 лет вырывается на свободу из стен монастыря. Три дня, которые он провёл на воле, в таинственном и немного пугающем мире, оказались важнее всей его жизни. Именно здесь он испытал сильные чувства и получил немало ярких впечатлений. Мцыри встречает грузинку, которая несёт над головой кувшин, и понимает, что влюбляется в неё с первого взгляда, хотя и не решается заговорить. Юноша бесстрашно сражается с барсом, рискуя своей жизнью. В какой-то момент он понимает, что не может быть частью этого мира, который оказывается чужим и немного враждебным. Однако герой умирает без сожалений: он счастлив, что отправился даже в такое короткое путешествие. Читая это произведение, невольно задумываешься о том, как скоротечно наше существование, поэтому так важно ценить каждое мгновение.

Таким образом, путешествие может стать для человека дорогой к самому себе, помочь ему лучше понять свой внутренний мир и обрести душевное равновесие. Иногда для того чтобы с честью пройти путь духовных исканий, необходимо покинуть место, в котором ты сейчас находишься. Мир широк и необъятен, поэтому знакомство с ним открывает перед человеком новые горизонты.

2. Цивилизация и технологии – спасение, вызов или трагедия? (достижения и риски цивилизации, надежды и страхи, с ней связанные).

Можно ли утверждать, что люди становятся зависимыми от новых технологий?

В настоящее время в современном мире появляется множество новых технологий, которые упрощают нашу жизнь. Например, уже достаточно сложно представить своё существование в XXI веке без компьютеров и мобильных телефонов, позволяющих значительно сэкономить время. Ритм жизни также становится достаточно быстрым, а значит, последствия научно-технического прогресса можно считать благоприятными. Однако довольно часто у людей развивается серьёзная зависимость от новейших технологий, и от неё не всегда легко избавиться. Обратимся к произведениям художественной литературы, чтобы доказать эту точку зрения.

Читайте также:
История семейства Карамазовых: сочинение

Нельзя не вспомнить мир, созданный известным фантастом Р. Брэдбери в антиутопии «451 градус по Фаренгейту». Люди практически разучились мыслить самостоятельно. Чтобы ни о чём не думать, они вставляют в уши «радиоприёмники-втулки», смотрят бессмысленные телепередачи, большую часть своего времени проводят перед огромными экранами и стараются быть абсолютно одинаковыми. С теми, кто пытается каким-то образом проявить индивидуальность, расправляется Механический пёс – робот, который помогает искать преступников. В этом обществе нет места для душевного общения и взаимоподдержки: кругозор жителей ограничен, кажется, что они ничего не знают, кроме популярных названий и марок. Эта необразованность в конечном счёте приводит к деградации. Действительно, иногда ускоренное развитие новых технологий становится опасным как для отдельной личности, так и для всего человечества.

Проблема зависимости от новейших технологий волнует и многих современных отечественных писателей. В произведении «Библия в SMS-ках» Ая Эн пишет о подростках, а также взрослых людях, которые не представляет своей жизни без мобильных телефонов. В начале каждой главы мы читаем фрагменты из смс-переписки двух молодых людей на библейские темы. Конечно, герои используют разговорную лексику и стараются как можно сильнее упростить евангельские истории. Казалось бы, между Священным Писанием и короткими сообщениями не может быть ничего общего, однако у девочки Евы, которую грозятся лишить наследства, не остаётся другого выхода. В XXI веке вместе с развитием техники идёт и значительное упрощение человеческого мышления. Люди зачастую перестают читать длинные и сложные тексты и ищут их краткое изложение в интернете. Зависимость от новых технологий делает человека потребителем, привыкающим получать информацию в готовом виде. В книге Аи Эн есть замечательный лозунг – ДСГ, что означает «думай своей головой». К сожалению, технологические новшества могут лишить нас такой способности.

В заключение хочется сказать, что зависимость от новых технологий не даёт человеку двигаться вперёд и развиваться. Именно поэтому так важно внимательнее приглядываться к миру, который тебя окружает, проводить время с близкими, как можно больше общаться вживую, читать книги, а не только новостную ленту в социальных сетях.

3. Преступление и наказание – вечная тема (преступление и наказание как явление социальное и нравственное, совесть и стыд, ответственность, раскаяние).

Что сильнее: закон или совесть?

Что может быть страшнее для человека угрызений совести? Наверное, нельзя придумать наказания хуже, ведь неслучайно совесть называют «законом законов». Именно она становится для нас главным судьёй, не позволяющим переступать запретную черту. Иногда даже наказание, предусмотренное законом, не может исправить преступника, если он лишён способности испытывать чувство стыда. Напротив, голос совести побуждает человека к раскаянию и внутреннему изменению. Чтобы доказать эту точку зрения, обращусь к произведениям художественной литературы.

Совесть может мучить человека, даже если он лишь отчасти виноват в произошедшей трагедии. Так, например, главный герой сентиментальной повести Н.М. Карамзина «Бедная Лиза» Эраст обвиняет себя в смерти крестьянки Лизы. Он действительно полюбил эту девушку, но не мог жениться на ней, потому что это означало бы бросить вызов светскому обществу. К тому же юноша хотел поправить своё материальное положение и ради этого женился на нелюбимой женщине. Эраст даже не подозревал, какими серьёзными могут быть последствия, он не подумал о чувствах Лизы, которая не смогла пережить предательство возлюбленного. До конца своих дней герой считает себя преступником, по вине которого пострадала бедная девушка. Эти угрызения

совести мешают Эрасту быть счастливым. Конечно, с точки зрения закона сам герой не совершил никакого преступления, поэтому не может быть наказан. Однако чувство вины не даёт молодому человеку покоя, потому что он нарушил моральные нормы.

Несомненно, совесть всегда оказывается сильнее закона, потому что её голосу невозможно сопротивляться. Так, герой романа М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита» Понтий Пилат, опасаясь потерять свой авторитет, несправедливо обвиняет человека и обрекает его на смерть. Именно поэтому Иешуа Га-Ноцри отмечает, что трусость – это самый главный человеческий порок. Прокуратор боялся, что его заступничество за философа вызовет подозрение у других людей: слишком смелыми были рассуждения Иешуа о власти. Однако в глубине души Понтий Пилат понимал, что перед ним уникальный человек – единственный, кто способен исцелить его душевные раны. Самое тяжёлое наказание для прокуратора – муки совести. Он осознаёт, что предал не только философа Га-Ноцри, но и самого себя, поэтому окончательно потерял надежду на нравственное воскресение.

Таким образом, совесть – это действительно самый важный и нерушимый закон, соблюдение которого помогает нам оставаться гуманными при любых обстоятельствах. Многие мыслители называют совесть внутренним судьёй или голосом, который невозможно заглушить. Это именно то, что не позволяет человеку снимать с себя ответственность и действовать безрассудно. Это тот законодатель, который побуждает нас совершать добрые поступки.

4. Книга (музыка, спектакль, фильм) – про меня (высказывание о тексте, который представляется личностно важным для одиннадцатиклассника).

Как музыка может помочь человеку пережить трудное время?

В трудные минуты произведения искусства могут оказать человеку неоценимую помощь. Так, например, музыка способна исцелить душевные раны, стать лучшим утешением и лекарством от грусти и тревоги. Многим людям прослушивание любимых песен помогает не опускать руки и находить новые силы для движения вперёд. В чём же заключается прекрасная и таинственная сила музыки и почему её влияние на человека так велико? Обратимся к произведениям художественной литературы, чтобы ответить на эти вопросы.

Читайте также:
Соня Мармеладова- падшая или святая?: сочинение

В романе-эпопее Л.Н. Толстого «Война и мир» музыка играет важную роль в судьбе главных героев. Николай Ростов, проигравший товарищу Долохову достаточно крупную сумму, чувствовал себя подавленным и разбитым. Ему пришлось очень грубо и развязно поговорить со своим отцом, и в глубине души молодой человек злился на самого себя. В эту тяжёлую для героя минуту его сестра Наташа Ростова играла на фортепиано и пела, не думая ни о каких мелочах и просто наслаждаясь мгновением. Заворожённый музыкой, Николай Ростов невольно задумывается о том, как низменны его проблемы в сравнении с искусством. Жизнь, в которой есть музыка, прекрасна, а всё остальное значительно уступает духовным ценностям. Стоит ли лишать себя этой замечательной возможности жить и дышать из-за каких-то временных трудностей и неудач? Николаю кажется, что именно в эту минуту он по-настоящему счастлив: музыка заглушает его душевную боль и дарует ему утешение.

Музыка способна кардинальным образом изменить жизнь человека. Заглавный герой романа И.А. Гончарова «Обломов» изначально даже не собирался вставать с дивана

и снимать домашний халат, потому что не видел смысла в насыщенном событиями существовании. Однако встреча с Ольгой Ильинской оказывает значительное влияние на героя, у которого появляется желание меняться в лучшую сторону. Примечательно, что чувство влюблённости поселяется в душе Обломова после прослушивания любимого музыкального произведения «Casta diva», исполненного новой знакомой. От звуков этой мелодии и голоса Ольги на лице героя сияет «заря пробуждённого», он сказал девушке, что глубоко почувствовал любовь, переданную через музыку. В этот момент лень и апатия отступают, уходят на второй план, жизнь Обломова преображается, его душа устремляется к счастью.

Действительно, без музыки жизнь становится бледной и пустой. М. Лютер, например, называл этот вид искусства «лучшим утешением для опечаленного человека». Безусловно, в тяжёлое для нас время музыка, вызывая определённые эмоции, помогает прислушаться к себе и наделяет особенной энергией, не позволяющей падать духом ни при каких обстоятельствах.

5. Кому на Руси жить хорошо? – вопрос гражданина (социальные пороки и общественная справедливость, поиск путей помощи тем, кому трудно, путей совершенствования общества и государства).

Как социальные пороки влияют на жизнь отдельного гражданина?

Могут ли социальные пороки оказать влияние на жизнь и судьбу отдельной личности? Достаточно часто человек восстаёт против навязанных обществом устоев и правил, потому что не хочет быть марионеткой в чужих руках. Во многих художественных текстах разворачивается конфликт между яркими индивидуальностями и социумом. К сожалению, обычно такие герои терпят поражение в этом столкновении, но их попытка что-либо изменить представляет большую ценность для человечества в целом. Это значит, что есть люди, которые не могут смириться с социальными пороками и готовы с ними бороться, чтобы сделать мир лучше. Обратимся к литературным произведениям, чтобы доказать эту точку зрения.

Так, в комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума» главный герой отказывается жить по правилам фамусовского общества. Он не может принять царящее вокруг лицемерие, чинопочитание и зависимость от общественного мнения. Чацкий отмечает: «Служить бы рад, прислуживаться тошно». Действительно, он не собирается становиться таким же, как представители «века минувшего», их подобострастие вызывает у героя отвращение. Он чувствует себя чужим среди людей, которые обесценивают образование и духовные ценности. Именно поэтому герою не находится места в фамусовской Москве, его называют сумасшедшим. Чацкий считает, что пороки этого общества необходимо искоренить, но в пьесе у него нет ни одного единомышленника, не считая внесценических персонажей. Герою приходится отказаться от прежних планов и надежд на семейное счастье, чтобы сохранить свою индивидуальность.

В драме А.Н. Островского «Гроза» главная героиня Катерина также пытается протестовать против патриархальных порядков. В городе Калинове нет места науке, образованию и прогрессу, семьи продолжают жить по «Домострою», а младшее поколение должно неукоснительно соблюдать все требования старших. Самые авторитетные люди города – Дикой и Кабаниха – самодуры и тираны, живущие в замкнутом мире своих ограниченных консервативных убеждений. Катерина же – неординарная натура, которая видит смысл жизни в искренней любви и свободе. Девушка отказывается жить по установленным правилам, но так же, как и Чацкий, не находит смелых единомышленников. Бросая вызов обществу, героиня совершает самоубийство, однако протест одиночки заставил её мужа Кабанова задуматься о собственном угнетённом положении. Это значит, что в дальнейшем в Калинове произойдут важные изменения, и толчком к этому стал поступок Катерины.

В заключение хочется отметить, что социальные пороки действительно влияют на судьбу отдельного человека. Довольно часто общество подвергает таких людей насмешкам и критике и пытается всеми силами избавиться от них. Однако появление личностей, не желающих смиряться с навязанными сверху правилами, доказывает несовершенство общественного устройства и говорит о необходимости перемен.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: