Раскрытие образа: Родион Раскольников и Наполеон: сочинение

Наполеонизм в литературе (По романам Л.Н. Толстого «Война и мир» и Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»)

Пример 1

В истории много великих личностей, поэтому каждый век мы олицетворяем с каким-то важным человеком. Уже давно мы связываем век буржуазных революций с образом Наполеона. Многие в то время пытались подражать ему. Одни говорили, что он – гидра революции, другие же утверждали, что гидра контрреволюции. Идеология высшего уровня, то есть русский бонапартизм, как философская система появился в начале 19 века, поначалу захватил европейские территории, а потом распространился и в России. Многие писатели отразили эту философию в своих произведениях.
Так и Федор Михайлович Достоевский не остался в стороне. В его произведении “Преступление и наказание” мы видим, как раскрывается идеология наполеонизма через образ главного героя – Родиона Раскольникова, бедного студента. У него есть своя собственная теория, что люди делятся на “обыкновенных” и “необыкновенных”, он абсолютно убежден в ней. Как считает Раскольников, те, кто способен вершить судьбы и творить историю, а также влиять на людские жизни – это люди “необыкновенные”. Им можно все: они имеют право совершать преступления, проливать кровь, если это нужно для достижения якобы благородных целей. Родион относил и Наполеона к таким людям. В итоге его образ так вскружил студенту голову, что он решил проверить, не рожден ли он таким же “необычным”. Раскольников решает убить старуху-процентщицу, так как убежден, что сделает тем самым жизнь многих проще. Свое убийство он поначалу оценивает лишь как экзамен на звание сверхчеловека, хочет понять, сможет ли преступить черту или нет. Однако столкнувшись с реальностью, с муками совести, Родион не смог переступить через себя и просто жить дальше. Он ушел в себя и даже заболел. Герой понял, что все-таки он “обыкновенный”, ничем не отличающийся от других. И его идея наполеонизма потерпела крах.

Мне кажется, что идея подчинить себе людей, сделать их ниже себя, при этом ощущать себя на пьедестале отвратительна. Из-за этого теряется связь с реальной жизнью. Величие, которое является лишь внешним, напускным заменяет внутреннее содержание, и поэтому все нравственные устои у человека пропадают, уходит все то хорошее, что есть в его душе. Многие герои произведений проходили испытание наполеонизмом, многим был дан шанс начать новую жизнь. Эта теория актуальна и в наше время. Однако, мне кажется, что нельзя возвышать себя выше остальных, ничем хорошим это не закончится. Это лишь показная напыщенность. А.С.Пушкин писал:

“Мы все глядим в Наполеоны; двуногих тварей миллионы…”

Пример 2

У каждой эпохи свои герои. Весь XIX век можно смело объявлять веком наполеонизма. Правда, в первой половине столетия Наполеон становится культовой личностью, а во второй — идеи наполеонизма начинают переосмысливать, это отражается и в литературном творчестве.

Наполеон Бонапарт — сержант, ставший императором — взбудоражил умы всех молодых людей Европы, проник в души и русского человека. Знала ли история еще примеры такого безудержного стремления к верховенству, такой головокружительной карьеры? В XIX веке — нет. Чем можно поступиться, чтобы завоевать мир, чтобы стать его властителем? Всем! И каждый неопытный молодой человек захотел повторить судьбу Бонапарта. Главное, твердо решить, захотеть, пойти и добиться, захватить свой Тулон. Какими идеалами придется пренебречь? О каких ценностях забыть? Стоит ли задумываться о средствах, когда впереди великая цель? На эти вопросы стали искать ответы гораздо позже Пушкин, Толстой, Достоевский.

Родион Раскольников — один из литературных героев, кому суждено вдохновиться наполеонизмом и, как следствие, поплатиться за это. Раскольников опьянен идеей, что все человечество делится на два типа людей: слабые, ведомые, пассивные «твари дрожащие» и те, кто «право имеют», им разрешено даже убить во имя благого дела. Именно так Раскольников и поступает, убивает старуху-процентщицу, которая наживается на несчастье бедняков. Однако, бывший студент не скрывает, что не только стремление к справедливости его ведет к убийству. Есть что-то большее. Он хочет проверить себя: сможет ли переступить черту, чтобы возвыситься над всей этой серой толпой? Вот она, созревшая идея наполеонизма.

«Преступление и наказание» Достоевский пишет, когда ему уже за 40. Он уже не увлекающийся юноша, а думающий мужчина, пришедший к Богу. Образ Наполеона уже не может вскружить ему голову, как Раскольникову. Он осознал, что жизнь — величайший дар, что счастливое общество невозможно построить на крови, что изменить мир к лучшему можно только дорогой добра. Именно поэтому Раскольникову придется пройти долгий и мучительный путь раскаяния, услышать свою совесть, признаться в антигуманности своих идей, чтобы вернуться к себе настоящему, любящему и доброму.

Да, мне близка трактовка Достоевского о бесчеловечности идеи наполеонизма. Позже, уже в XX веке, мир узнает о другом тиране, поднявшимся из низов, ослепленного схожей идеей сверхнации, которая должна править миром. Имя ему Гитлер, но это уже другая история.

Оцените, на сколько материал был вам полезен [Всего: 1 Средний: 5/5]

Школьные сочинения

  • 1 класс
  • 2 класс
  • 3 класс
  • 4 класс
  • 5 класс
  • 6 класс
  • 7 класс
  • 8 класс
  • 9 класс
  • 10 класс
  • 11 класс
  • Сочинения ЕГЭ
  • Свободная тема
  • Сочинения по картине
Читайте также:
Исповедь Сонечки Мармеладовой (по роману Ф. М. Достоевского Преступление и наказание: сочинение

Литературные произведения

  • Бородино
  • Васюткино озеро
  • Война и мир
  • Гроза
  • Дубровский
  • Евгений Онегин
  • Кавказский пленник
  • Капитанская дочка
  • Конь с розовой гривой
  • Левша
  • Мастер и Маргарита
  • Муму
  • Обломов
  • Отцы и дети
  • Теплый хлеб
  • Шинель

Писатели и поэты

  • Астафьев
  • Булгаков
  • Гоголь
  • Гончаров
  • Горький
  • Грибоедов
  • Достоевский
  • Короленко
  • Лермонтов
  • Лесков
  • Некрасов
  • Островский
  • Паустовский
  • Платонов
  • Пришвин
  • Пушкин
  • Распутин
  • Толстой
  • Тургенев
  • Чехов
  • Шолохов

Проблемы и темы

Милосердие Нравственность Патриотизм Природа Совесть вера верность война выбор героизм детство добро и зло доброта долг любовь мужество невежество сила характера сострадание ценности

Понятная структура

всего комплекса материалов

Удобная подача

Быстрая подготовка

к ЕГЭ по русскому языку

100% бесплатный

доступ ко всей информации

Образцы сочинений по русскому языку и литературе: итоговые сочинения рассуждения для ЕГЭ, ОГЭ, примеры школьных сочинений на любую тему

Сочинение на тему «Наполеон Родиона Раскольникова и Наполеон Андрея Болконского»

Роман Л. Толстого «Тысяча восемьсот пятый год», впоследствии первый том «Войны и мира», и роман Ф. Достоевского «Преступление и наказание» печатались на страницах одного и того же журнала («Русский вестник») в одно и то же время (1866 год).

И в том, и в другом произведении важнейшее место занимает наполеоновская тема. В частности, в обоих романах речь идет о роли Наполеона в жизни и судьбе героев — Родиона Раскольникова и Андрея Болконского. Болконский не ищет славы, построенной на карьере. Наполеон — вот его идеал, вот его мечта. Это стремление к большому, высокому и подлинному, это Наполеон, подающий руку чумным солдатам, летящий впереди войск под свист пуль и рискующий жизнью. Поэтому нельзя сказать, что князь Андрей хочет самоутверждения любыми путями, любой ценой.

Это истинное, что отличает Тулон Андрея Болконского от Тулона Родиона Раскольникова.

Наполеон Раскольникова — это символ дерзновенного преступления всех границ. Право проливать кровь, распоряжаться по своему усмотрению жизнью и смертью других людей, ощущение своей принадлежности к несомненно высшей касте, чем простые смертные, — это и есть сущность Наполеона по Раскольникову. И в Тулоне главное для него не в грандиозности и важности события, дело в сути события, какой ее видит Раскольников: человек проливает кровь и не только не страдает, из-за этого, но, более того, спокойно начинает с этой крови свою великолепную карьеру.

Для Наполеона пробой был штурм Тулона, для Раскольникова — убийство старухи процентщицы. По мнению Раскольникова, все могло быть и наоборот: главное — суть события, а его фактическое «оформление» — воля случая.

В этом главное отличие Раскольникова от Болконского. В самом деле, Раскольников преступает через чужую кровь, Андрей Болконский готов пролить (и проливает) свою. Он бросается вперед, «с наслаждением, слыша свист пуль, очевидно направленных против него». Раскольников убивает, Болконский сам готов умереть: «А ежели ничего не остается, кроме, как умереть? — думал он. — Что же, коли нужно! Я сделаю это не хуже других».

Наполеон для Раскольникова и Болконского — это в чем-то разные Наполеоны. И когда Болконский мечтает о славе Наполеона, то он мечтает о славе того Наполеона, который как человек велик: о Наполеоне Аркольского моста (вот так же со знаменем в руках и сам он бросится вперед на поле Аустерлица) и Яффы. «Он твердо был уверен, что нынче был день его Тулона или его Аркольского моста». Тулон здесь в одном ряду с Аркольским мостом.

Нужна помощь в написании сочинение?

Мы – биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Для Раскольникова же главное в тех поступках, «которые трудно оправдать» и которые Раскольников оправдывает: в способности перешагнуть через кровь. Раскольников убежден, что если бы на его месте «случился Наполеон и не было бы у него, чтобы карьеру начать, ни Тулона, ни Египта, ни перехода через Монблан, а была бы вместо этих красивых и монументальных вещей просто-напросто одна какая-нибудь смешная старушонка, легистраторша, которую еще вдобавок надо убить», то «не только бы его не покоробило, но даже в голову бы ему не пришло, что это не монументально… и даже не понял бы он совсем: чего тут коробиться?»

Да и сам Тулон в представлении Андрея Болконского и Родиона Раскольникова во многом разные Тулоны. «…Настоящий властелин, кому все разрешается, громит Тулон, делает резню в Париже…» Для Раскольникова главное в Тулоне — его кровавая цена. Громит Тулон, делает резню, забывает армию, теряет полмиллиона людей в московском походе — все это стоит в одном ряду. И про сам Тулон сказано выразительно — громит. Вывести армию из безнадежного положения, спасти ее — вот с чем связан Тулон в представлении Андрея Болконского.

И в «Преступлении и наказании», и в «Войне и мире» говорится о египетском походе Наполеона. Но как по-разному! «…Настоящий властелин, кому все разрешается… забывает армию в Египте» — вот что видит в этом походе Раскольников. А Андрей Болконский вспоминает о госпитале в Яффе, где Наполеон подает чумным руку.

Читайте также:
Духовное Воскресение Родиона Раскольникова (по роману Федора Достоевского «Преступление и наказание»): сочинение

Но Тулон Раскольникова и Тулон Болконского все-таки один Тулон. И есть то, что объединяет Раскольникова с его стремлением встать «над всей дрожащей тварью и над всем муравейником» с тем Болконским, который дорожит только «торжеством над всеми». Больше того, Андрей Болконский готов был заплатить за Тулон такую цену, о которой не помышлял и Раскольников: «И как ни дороги, ни милы мне многие люди — отец, сестра, жена — самые дорогие мне люди, — но, как ни страшно и неестественно это кажется, я всех их отдам сейчас за минуту славы…» Всю их жизнь, жизнь самых дорогих людей, за одну минуту славы!

Как ужаснулся бы князь Андрей от того представления о Наполеоне, которое сложилось у Родиона Раскольникова! Как предположить, что недосягаемо великий человек «полез бы под кровать старушонки» ради карьеры! Это равносильно святотатству! Но чем же отличается стремление Болконского (и его Наполеона) к громкой славе от раскольниковского (и его Наполеона) стремления встать над всем муравейником? На мой взгляд, по сути это одно и то же.

А различие — это детали. И Раскольников с его топором, и Болконский с его знаменем, один в душной комнате, другой — впереди солдат на поле боя, по существу стремились к одному и тому же — встать над людьми. Они только идут к этой цели разными путями. Путь, выбранный Болконским, с виду более благороден и возвышен. Но можно ли говорить о благородных путях в Наполеоны?

Нужна помощь в написании сочинение?

Мы – биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

И закономерно, что каждого из героев постигает свой Аустерлиц, свое разочарование в кумире.

Раскольников мучается и страдает потому, что наполеоновская идея враждебна его натуре, и потому, что он сам не смог стать Наполеоном. Он страдает, как должен страдать благородный человек, ощущающий себя злодеем. Это — не что иное, как раскаяние, нравственное отчаяние. Но Раскольникову кажется, что слаб он, а не его идея. И вместо того чтобы отвергнуть идею, Раскольников отвергает себя как ее исполнителя.

Иное в душе Андрея Болконского. Его мучает не то, что не было Тулона, а то, что он мечтал о Тулоне, не то, что он не стал Наполеоном, а то, что Наполеон уже был в нем. Раскольникова убивает, что он оказался недостоин своего идеала. А Болконский переживает крушение идеала, разочаровывается в нем и в своем стремлении к нему. Небо Аустерлица открыло Болконскому истинного Наполеона, Наполеона не Аркольского моста и госпиталя в Яффе, а мелочного Наполеона «с этим мелким тщеславием и радостью победы».

Пройдут годы, и на Бородинском поле мы услышим не -прежнее: «Диспозиция следующего сражения делается им одним. Он носит звание дежурного по армии при Кутузове, но делает все один. Следующее сражение выиграно им одним», а иное: «Завтра, чтобы там ни было, мы выиграем сражение!» Не я — мы.

Теперь Андрей Болконский убежден, что успех сражения зависит «не от позиции, не от вооружения, не даже от числа». «От того чувства, которое есть во мне, в нем, — он указал на Тимохина, — в каждом солдате». Не «над людьми», не «над всеми ими», а рядом с офицером, солдатом, среди них, наравне с ними видит себя сейчас Болконский. Это и есть преодоление наполеоновской идеи в его душе.

В эпилоге «Преступления и наказания» Достоевский тоже приводит Раскольникова к преодолению наполеоновской идеи («Но тут уж начинается новая история»). Разные писатели приводят разных героев к одному и тому же пониманию несовместимости стремления встать «над всеми» и человеческого, к постижению великой нравственной аксиомы: надо, «чтобы не для одного меня шла моя жизнь… — чтобы на всех она отражалась и чтобы все они жили со мною вместе!»

Нужна помощь в написании сочинение?

Мы – биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

5 сочинений по теме: Преступление и Наказание — вечная тема

­ Тема сочинения: Преступление и Наказание — вечная тема

Преступление и наказание… вечная тема для обсуждения. Преступление – нарушение человеческих прав, закона, влекущее за собой множество неприятностей. Наказание – последствия содеянного, которые могут быть выражены не только в виде правовых санкций, но и моральных, например, терзаниях души. Стоит ли преступать закон, чтобы обрекать себя на дальнейшие мучения? Кто как ни Фёдор Михайлович Достоевский смог разобраться лучше в данной проблеме? Этот великий русский писатель, мыслитель, который написал бессмертное произведение «Преступление и наказание». В своём творении автор поднимает множество проблем, одна из которых затрагивает тему совести, её терзаний за совершённое убийство. Рассмотрим же эту проблему более подробно на данном произведении.

Родин Раскольников – главный герой романа, бывший студент, которого окружает множество проблем: семья испытывает очень сильную нехватку денежных средств, младшая сестра Дуня терпит развратного помещика, её насильно заставляют выйти замуж за Лужина.

Читайте также:
В чём отличие Раскольникова от обыкновенных люде: сочинение

Находясь в трудном положении, Родион Раскольников наведывается к старухе-процентщице, чтобы покончить с нищетой. Однако главный герой не собирается закладывать какое-то имущество. После долгих раздумий он решается на убийство, ещё не осознавая, какие мучения и страдания оно ему принесёт. Попав в дом к доверчивой старухе-процентщице, Раскольников убивает топором не только её, но и Елизавету. Лишь на следующий день главный герой осознаёт содеянное… Раскольникова начинает очень сильно мучить совесть, он не находит себе места. Ф. М. Достоевскому прекрасно удалось показать, что может испытывать человек, решившийся не необдуманный поступок… Постоянный страх быть пойманным, терзания совести не дают главному герою спокойно жить. И лишь в сближении с другой, немало важной героиней, Соней Мармеладовой, Родион находит поддержку и утешение. Как бы там ни было, герой не выдерживает и решает сдаться с поличным, он раскаивается, так как готов отбыть наказание, чтобы освободиться от всех страданий и встать на истинный путь. В конце произведения Раскольников берёт в руки Евангелие, что говорит о том, что он возвысился духовно, нравственно, переступил через содеянное и освободился от мучений.

Таким образом, данное произведение прекрасно подходит для раскрытия темы преступления и наказания. Ф. М. Достоевский смог поднять одну из вечных проблем в своём произведении, обратить внимание людей на то, какие последствия могут нести за собой некоторые поступки. Чтобы избежать судьбы Раскольникова, необходимо жить по совести, и никогда не решаться на отчаянные действия, которые могут привести к плачевному результату.

Ещё вариант сочинения:

Часто человек оправдывает совершенные им поступки историческими параллелями и примером поведения общепризнанных авторитетов. Главный герой романа «Преступление и наказание» Родион Раскольников, вывел теорию допустимости преступления на примере великого полководца Наполеона Бонапарта. В этот же ряд он с легкостью поставил знаменитых ученых и святых отцов Церкви, объясняя это их гениальностью и избранностью. Его рассуждения сводятся к тому, что личность такого уровня имеет полное право жить вне законов нравственности и морали.

Раскольников уверен, что великий Исаак Ньютон при необходимости мог бы пожертвовать несколькими сотнями жизней своих сограждан, лишь только для того, чтобы облагодетельствовать остальных своими открытиями. Он также не ставит под сомнение, что для раскрытия своей гениальности, человек имеет право на разрушение старых законов и норм, во имя учреждения новых, и это, по его мнению, является достаточным основанием для полного снятия с него ответственности за совершенные поступки. К сожалению, в эту теорию не включен вопрос, оправдывает ли результат гениальных свершений и открытий, ту цену, которую пришлось за них заплатить. Себя Родион ставит в один ряд со всеми великими мира сего лишь потому, что он личность, а не «тварь дрожащая». Чтобы доказать свое право на преступление существующих законодательных правил, Раскольников совершает убийство.

Вот только теория незадачливого студента не сработала – он не обладал гениальностью Ньютона и военной беспощадностью Наполеона. Так что проведенный им эксперимент едва не закончился психбольницей. Многие предаются грезам о своем величии, бездумно проецируя поступки великих людей на свои собственные, и лишь потом с недоумением осознают, что их безумные идеи вдребезги разбиваются о скалу норм человеческой нравственности и морали, а за все совершенное, со временем все равно придется платить.

Пример сочинения 3

Преступление и Наказание — вечная тема. Может ли справедливость быть жестокой?

Многие люди в течение жизни говорят: «Я требую справедливости!» или «Это несправедливо!», но далеко не все могут объяснить, что такое справедливость.

Существует ли справедливость на Земле, и кто ответственен за её воплощение? Может быть, справедливость — это кара небес для грешников и вознаграждение судьбы для праведников. А возможно, что случай наказать виновников и отблагодарить тех, кто жить хорошей жизнью предоставляет нам, простым смертным. Однако тот, кто берет на себя роль вершителя судеб, может сам стать убийцей. Так может ли справедливость быть жестокой?

В качестве примера приведу детектив Агаты Кристи «Десять негритят».

Судья Уоргрейв взял на себя роль палача, отправив на смерть десять человек, включая себя. Он покарал десять преступников. Было ли это справедливостью, возмездием за совершенные им злодеяния. Как действия, совершенные судьей можно рассматривать лишь как жестокое и хладнокровное серийное убийство? Или же жестокая расправа и справедливость сочетаются здесь как две стороны одной медали? Думаю, это так. Как писал Густав Юнг: «Говорят, ни одно дерево не сможет дорасти до рая, если его корни не достигнут ада».

Другой пример — Родион Раскольников из романа Достоевского «Преступление и наказание». У героя есть теория, что люди делятся на обычных и особенных, способных вершить судьбы и даже убивать ради справедливости. Он видит, как старуха-процентщица наживалась на бедности и беспомощности людей, и, в подтверждение своей теории, решается на убийство. Думаю, здесь справедливость была жестокой. Родион мучается после совершенного преступления. Думаю, среди нас есть избранные, способные на жестокие поступки ради правосудия.

Читайте также:
Тема греха и покаяния в одном из произведений русской литературы.: сочинение

Но сложно сказать, является ли правосудие достаточным, чтобы оправдать использованные средства. Однако, поскольку я сама не способна на всё ради справедливости, не смею осуждать людей, которые способны стать преступниками, чтобы делать этот мир чуточку лучше.

Пример сочинения 4

Всегда ли за преступлением следует наказание?

Преступление – действие вне закона, поступок, противоречащий моральным принципам и устоям. Причиной ему обычно бывает частный конфликт интересов. Да только это деяние выходит далеко за рамки личного инцидента и вредит всему обществу в целом. Поэтому человек, показавший такой негативный пример, подвергается наказанию, чтобы понять ошибочность действий. Наказание – самый эффективный урок, поэтому оно обязательно следует за преступлением. Об этом рассуждают и многие авторы на страницах литературных произведений.

Так, например, Антон Павлович Чехов в рассказе «Злоумышленник» изображает Дениса Григорьева, крестьянина, ворующего гайки с железной дороги. Герой глуп настолько, что даже не понимает, какую опасность таят его действия: расшатанные крепления железнодорожных полотен могут привести к гибели сотен людей. Оправдывая воровство, Григорьев прикрывается фразой: «Все так делают». Дениса ничем нельзя убедить. Он не осознает возможных последствий содеянного. Но незнание закона не освобождает от ответственности. Денис Григорьев несет наказание за кражу. Да, заточение в тюрьме – жестокое решение, но оно необходимо, чтобы дать понять остальным, что так делать нельзя. Это вынужденные меры, и они позволят ограничить число преступлений на железной дороге. Ведь пока мелких воришек жалеют и отпускают, ничего не изменится. Пусть наказание Дениса Григорьева станет уроком для него самого и для других, желающих поживиться. Преступление должно быть наказано, и не важно, насколько оно тяжело.

Известны так же случаи не судебного, а общественного наказания. Не стоит думать, что эти санкции слабы в сравнении с устоявшимися, государственными. Преступник не захочет стать изгоем и быть объектом всеобщего презрения, даже если на другой чаше весов лежат блага, приобретенные им в результате противоправного деяния. Подобную ситуацию описывает в рассказе «Старуха Изергиль» Максим Горький. Главный герой, Ларра, убивший девушку, предстает перед народным судом. Община в те времена не располагала арсеналом средств для наказания преступника, но все же старейшины вынесли ему приговор – изгнание. Такое наказание сначала даже рассмешило молодого человека. Гордый и высокомерный, он думал, что общество людей ему совершенно не нужно. Но долгие годы отшельничества изменили мнение Ларры. Изгою настолько опостылела жизнь, что он мечтал о смерти, как об избавлении от своего наказания. Ларра стал живым укором для тех, кто хоть в мыслях подумал, что может лишить жизни другого человека. Этого права у людей нет, и не стоит ставить себя на одну планку с Богом.

Подводя итог сказанному, мы можем сделать вывод, что преступление касается не отдельно взятых людей, а всего общества в целом. Наказание в данном контексте – желание социума оградить себя от опасности, оборонительная позиция. Человек не имеет права нарушать закон. За его несоблюдение он и несет наказание, что является справедливым исходом. Что посеял, то и пожинай.

Пример сочинения 5

На протяжении всего существования человечества люди совершают преступления, которые подразумевают, что люди понесут наказание. Причем наказание заключается не только в судебном решении, но и в таких нравственных понятиях, как признание вины, угрызения совести. Понятия преступления и наказания связаны не только с правовыми понятиями закона и ответственности, но и с понятиями стыда, раскаяния и совести.

«Вечная тема» преступления и наказания нашла отражение во многих художественных произведениях отечественных и зарубежных писателей и драматургов

В романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» особое внимание уделяется теории центрального персонажа Родиона Романовича Раскольникова, которая гласит, что все люди делятся на «тварей дрожащих», которые выступают в качестве «строительного материала» для «право имеющих», которые могут «переступить через кровь» ради всеобщего блага. Чтобы проверить свою теорию, Раскольников идет на преступление, однако спланированное убийство старухи-процентщицы Алены Ивановны дополняется случайным убийством ее беременной сестры Лизаветы. Кроме того, Раскольников преднамеренно крадет у старухи-процентщицы деньги и другие ценности, думая о том, что он с их помощью сможет помогать таким же «униженным и оскорбленным», как и он. Все эти три деяния Раскольникова являются противозаконными, именно за эти преступления его осуждают и отправляют на каторгу на восемь лет.

Нравственным преступлением против человеческой жизни является сама теория Раскольникова о «право имеющих» и «тварях дрожащих». Думая, что он относится к первой категории, Раскольников несправедливо дает себе право распоряжаться чужими жизнями, на что не имеет права ни один человек.

Совершает Родион Раскольников преступление и против самого себя. Он преднамеренно убивает старуху-процентщицу, несмотря на то что он не является «право имеющим». Главный герой убивает Лизавету, хотя не хотел этого делать. После совершения преступлений Раскольников терзается внутренними переживаниями, постепенно приходя к выводу о том, что теория, которую он придумал, несостоятельна.

Еще одно и, пожалуй, главное преступление Раскольникова состоит в том, что он идет против самого Бога. Главный герой нарушает евангельскую заповедь «Возлюби ближнего своего», а также лишает нескольких людей самого ценного – жизни. Авторская позиция выражается в словах Сонечки Мармеладовой о том, что ни один человек не имеет права решать, кто заслуживает и кто не заслуживает жизни. В романе выражается мысль о том, что преступление против Бога намного серьезнее других преступлений, поскольку без него Раскольников бы не совершил убийство старухи-процентщицы и ее сестры и даже не подумал бы об этом.

Читайте также:
Наказание Раскольникова: сочинение

Судебному решению относительно наказания Раскольникова в повествовании уделяется не так много внимания, в основе повествования лежат внутренние терзания центрального персонажа, которые наблюдаются еще до совершения преступлений и даже во время нахождения на каторге. Именно внутренние переживания и конфликт с самим собой стали главным наказанием Раскольникова. Ф.М. Достоевский показывает, что нравственное наказание намного сильнее отбывания на каторге. Главное – внутренне осознать свою неправоту и признать вину, а не отсидеть положенный по закону срок.

Примеры сочинений по направлению «Преступление и наказание – вечная тема»

Собираем самые различные примеры сочинений, которые можно использовать при подготовке по направлению «Преступление и наказание – вечная тема» к итоговому сочинению в 2021-2022 учебном году.

Все примеры имеют статус “ЗАЧТЕНО” и могут использоваться как образцы. В конце каждого сочинения приведены рекомендации от эксперта – что можно улучшить.

Все работы написаны и проверены в рамках проекта https://vk.com/ege100ballov рубрика ИТОГ ЭКСПЕРТА https://vk.com/topic-10175642_47983604

  • Примеры по другим направлениям 2021-2022
  • Литература, примерные темы и как раскрыть «Преступление и наказание – вечная тема» + всё остальное здесь

Примеры по направлению «Преступление и наказание – вечная тема»

Сочинение №1

В чем различие между ошибкой и преступлением? Направление «Преступление и наказание»

Автор сочинения – Бутрова Юлия Сергеевна

Всем людям свойственно совершать ошибки, это неотъемлемая часть человеческой жизни. Ошибки дают нам опыт, на них человек учится. Они могут быть мелкими и незначительными, как например, неверно решенная задача по математике, а могут быть и роковыми. К роковым ошибкам можно отнести преступление. Будь то мелкая кража или покушение на человеческую жизнь, это обязательно отразится на будущем преступника. С точки зрения ошибки, такое деяние будет считаться нарушением моральных норм и повлечёт за собой угрызения совести и социальные санкции, в виде неодобрения обществом данного поступка, а с точки зрения преступления, за любое правонарушение предусмотрена юридическая ответственность – ответственность перед законом. Не все ошибки являются преступлениями, но многие преступления совершаются по ошибке. За доказательствами обратимся к художественной литературе.

Одним из наиболее ярких примеров служит психологический роман Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание». Главный герой – Родион Раскольников совершает преступление, убивает старуху-процентщицу. Главной причиной этого убийства стала теория, которую выдвигал Раскольников. Всех людей он делил на два разряда: обыкновенные, они же «твари дрожащие», и необыкновенные – «право имеющие». Главным предназначением обыкновенных было продолжение человеческого рода, а необыкновенным была уготована особая роль, они могли управлять миром, и им разрешалось преступать закон. Раскольников ошибочно отнес себя к разряду «право имеющих» и совершил преступление, за которое ему были уготованы и муки совести, и ответственность перед законом. Эта ошибка стала для него роковой, к прежней жизни он вряд ли уже вернулся, ведь теперь всю жизнь его преследовали мысли о содеянном. В этом произведении мы видим яркий пример того, как человек по ошибке совершил преступление, которое очень сильно повлияло на его будущее.

В произведении А.С. Грибоедова «Горе от ума» говорится о том, как легко можно совершить ошибку. Молодая и наивная Софья Фамусова впервые влюбилась, ее чувства настолько сильны, что ничего вокруг она не замечала. Не замечала и того, что Молчалин, ее избранник, лишь использовал девушку для корыстных целей. Софья была дочкой дворянина, семья Фамусовых богатая и хорошо известная в высшем свете. Молчалин за счет брака с Софьей хотел продвинуться по служебной лестнице, вот только девушка этого не замечала, искренне верила в его любовь. В это время за ней ухаживал Чацкий, который по-настоящему был влюблен, но Софья предпочла ему другого, в котором очень сильно ошибалась. Молчалин не любил ее, он любил Лизу, работавшую в доме Фамусовых служанкой. Софья до последнего верила любимому и любовь закрывала ей глаза, но в конце всё же девушка поняла, что совершила огромную ошибку. Но эта ошибка научила Софью слепо не доверять людям, и послужила опытом, который обязательно пригодится в дальнейшей жизни.

Таким образом, можно сказать, что ошибки оказывают на человека больше положительное влияние, благодаря внутреннему контролю человека – совести, ошибки после всех переживаний и раздумий становятся лишь опытом, человек учится на них, и в дальнейшем в подобной ситуации знает как правильно поступить. Преступления положительного влияния не оказывают никогда, ведь преступление это всегда вред, нанесенный кому-либо, моральный, физический или материальный. Преступление на всю жизнь останется тяжким грузом лежать на душе человека, его невозможно взять и забыть.

Читайте также:
Мертвый дом Федора Достоевского: сочинение

ИТОГ: зачет

Рекомендации

Юля, умница! Обратите внимание на пунктуационные недочёты: на экзамене по русскому языку они могут дорогого стоить. В целом же могу посоветовать следующее:

  • Если тема сформулирована назывным предложением (как в нашем случае), то лучше самостоятельно формулировать вопрос по теме и давать на него чёткий ответ. Тогда тема будет раскрыта на 100%. Здесь Вы это делаете не вопросом, а общими рассуждениями.
  • Старайтесь перед примерами-аргументами писать чёткий тезис (ответ на поставленный вопрос), а затем приводить пример.
  • Примеры, которые Вы подобрали, хорошие, удачные. Содержание неплохое, обратите внимание вынесенные ошибки, на речевые недочёты и фактические неточности.

Желаю удачи! Практикуйтесь, всё обязательно получится!

Видеоурок по аргументам и темам по этому направдению

Сочинение №2

В чем различие между ошибкой и преступлением? Направление : Преступление и наказание

(Автор сочинения – Тульская Диана Владимировна)

В чём различие между ошибкой и преступлением? Каждый из нас хотя бы раз в жизни совершал ошибку, потому что без промахов, неверных выборов , проступков прожить довольно сложно. Все люди ошибаются, кто-то – чаще, кто-то – реже, но ошибки в отличие от преступлений можно исправить, с их помощью можно получить опыт, чему-то научиться. Преступления, в свою очередь, неисправимы, необратимы и ужасны, они совершаются намеренно и несут опасность для общества.

Обращусь к произведению Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание», главный герой которого совершил преступление. Родион Раскольников, бедный студент, живущий в Санкт-Петербурге. В его голове создаётся целая теория , в которой он делит людей на «право имеющих» и «тварей дрожащих». Суть теории в том, что есть люди, которые имею право совершать преступления во имя великих целей, ведь именно они и меняют этот мир. Другая же категория людей – те кто должны подчиняться. Главный герой хочет проверить, к какой части общества он относится, поэтому идёт на преступление и убивает старушку -процентщицу, к убийству которой он основательно готовится. Раскольников также убивает свидетеля его злодеяния, сестру старухи. Данное преступление нельзя никак оправдать. Его нельзя приравнять к ошибке, так как оно забрало жизни двух людей. И, несмотря на то, что главный герой раскаивается на каторге, ничего уже не исправить. В этом и отличие преступления от ошибки.

Другой пример можно привести из произведения А.С. Пушкина «Капитанская дочка». Пётр Гринёв, юноша, которого отец отправляет на службу, для того, чтобы тот повзрослел и получил опыт. Местом службы Петра была Белогорская крепость, дорога туда предстояла не близкая. Во время поездки Пётр напился и проиграл очень большую сумму денег. Позже он осознал свою ошибку, его отношение к жизни поменялось. Примером ещё одной ошибки является доверие Гринёва к сослуживцу, с которым он познакомился в крепости. Поначалу Алексей показался ему довольно хорошим человеком, но впоследствии Швабрин начал высмеивать Гринёва, устроил дуэль, потому что хотел убрать его с пути завоевания Маши. Таким образом, главный герой совершил ошибку, и не одну. Но они не привели к каким-то критическим последствиям. Пётр смог извлечь из них жизненные уроки и измениться.

Так в чём же разница между ошибкой и преступлением? Преступление – это плохой поступок, совершенный намеренно, который несёт за собой большие последствия, приносящие людям и самому преступник вред. Ошибки – это проступки, маленькие оплошности, которые можно попытаться исправить, из них можно извлечь жизненный опыт.

ИТОГ: зачтено

Рекомендации

По всем критериям получен зачёт. Сочинение написано на достойном уровне.

Рекомендую не торопиться и внимательнее вычитывать черновик. Следует обращать внимание на логику в тезисе, микровыводах и выводе. На экзамене нужно быть особенно внимательной: там Вас не исправит редактор Ворда)

Благодарю за ответственность в самоподготовке. Удачи на экзамене!

Сочинение №3

Почему некоторые люди переступают моральные нормы и совершают преступления? Иногда человек верит, что любое деяние можно оправдать благой целью. Он находится в плену распространённого заблуждения, согласно которому для достижения цели хороши любые средства. Некоторые люди совершают преступления непреднамеренно, не вполне отдавая себе отчёт в том, что они делают. Конечно, всегда случаются ситуации, когда человек сознательно становится отступником и даже не испытывает угрызений совести. Причин может быть достаточно много. Рассмотрим некоторые из них на примере произведений художественной литературы.

Главный герой романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» желает ценой одной жизни сделать как можно больше благородных дел. На самом деле Родион Раскольников обманывает самого себя: после совершения преступления он так и не смог воспользоваться деньгами старухи-процентщицы. В первую очередь герой хотел проверить собственную теорию, позволяющую делить людей на «тварей дрожащих» и «право имеющих». Раскольников считал, что сильным личностям позволено распоряжаться чужими судьбами. Однако ни одно преступление не должно оставаться безнаказанным, и герой начинает понимать, как сильно заблуждался. Его теория не проходит проверку реальностью, и в эпилоге романа мы видим человека, готового вступить на новый путь. Раскольников осознаёт, как важно брать на себя ответственность за каждый сделанный выбор.

Порой человеком управляют чувства, и он перестаёт себя контролировать. Так, главный герой повести Л.Н. Толстого «Крейцерова соната» в порыве ревности убивает свою жену. После свадьбы надежды Позднышева на семейное счастье не оправдались, а свою избранницу он едва ли мог назвать родственной душой. Герой всё чаще замечал на лице жены выражение какой-то враждебности и даже презрения. Рождение детей не сблизило супругов, они постоянно ссорились и в конечном счёте отдалились друг от друга так, что стали разговаривать лишь о бытовых проблемах. Нельзя сказать, что Позднышев испытывал к этой женщине какую-либо симпатию, но, узнав об измене, не смог совладать со своими чувствами. Им руководили ненависть и досада, разочарование из-за разрушенных надежд. Герой с хладнокровием совершает преступление, но впоследствии не может избавиться от угрызений совести. Есть поступки, которые легче предупредить, чем исправить. Отняв у другого жизнь, человек теряет себя и уже никогда не сможет ничего изменить.

Читайте также:
Образ Петербурга в романах Достоевского Преступление и наказание и Толстого Война и мир: сочинение

Таким образом, люди, совершающие противоправные деяния, забывают о христианских заповедях и теряют самое важное, человеческое, чем наделён каждый из нас от рождения. Есть множество причин, которые толкают людей на преступление, но всё же ни один такой поступок нельзя оправдать. Именно поэтому так важно задумываться о последствиях, контролировать свои эмоции и знать, что всегда есть такая грань, которую ни в коем случае не следует переступать.

Хронологическая таблица Достоевского

Жизнь и творчество Федора Михайловича Достоевского, великого писателяXIXвека, отличается своей самобытностью и уникальностью. Специально для тех, кто интересуется судьбой этого классика литературы, была составлена хронологическая таблица Достоевского, с помощью которой можно доступно и кратко ознакомиться с событиями, происходившими в его жизни. Данный материал подойдёт как учащимся, так и простым ценителям литературы. Используя этот источник, вы изучите полную биографию Достоевского по датам. Здесь вы откроете для себя малоизвестные факты,которые станут изюминкой вашего доклада или реферата. Но основным событиям и произведениям Ф.М.Достоевского в хронологической таблице, разумеется, отведена главная роль.

1821 год, 30 октября (11 ноября) – Рождение Ф. М. Достоевского.

1834-1837 – Учёба братьев Фёдора и Михаила Достоевских в пансионе Л. И. Чермака.

1837, зима – Смерть матери Достоевского.

1838, 16 января – Достоевский поступает в инженерное училище.

1839, начало лета – Смерть отца Достоевского.

1843, 12 августа – Окончание инженерного училища.

1844, июнь-июль – В 6-ой и 7-ой книгах “Репертуара и Пантеона” напечатана повесть О.де Бальзака “Евгения Гранде” в переводе Достоевского.

1845, май – Написан роман “Бедные люди”.

1845, конец – Написан рассказ “Двойник”.

1846, март – Знакомство с Буташевичем-Петрашевским.

1846, октябрь – написана повесть “Господин Прохарчин”.

1847, весна – Достоевский становится постоянным членом кружка петрашевцев.

1847, декабрь – Написана повесть “Хозяйка”.

1848 – Написан роман “Белые ночи”.

1849 – Написан роман “Неточка Незванова”.

1849, 23 апреля – Достоевский заключён под стражу.

1849, 22 декабря – Состоялся “расстрел” Достоевского.

1850, 23 января – Прибытие и заключение Достоевского в омский острог.

1854, февраль – Достоевского определяют рядовым в Семипалатинский батальон.

1854, осень – Знакомство Достоевского с областным прокурором А. Е. Врангелем.

1856, 1 октября – Достоевский произведён в офицеры.

1857, 6 февраля – Достоевский венчается с Исаевой М. Д. в Кузнецке.

1859, 2-ая половина декабря – Возвращение Достоевского из ссылки в Петербург.

1859 – Завершены “Дядюшкин сон” и “Село Степанчиково и его обитатели”.

1860 – Написан роман “Записки из Мёртвого дома”;

в Москве выходит первое собрание сочинений Достоевского в 2-х томах, изданное П.А.Основским.

1861, январь – закончен роман “Записки из Мёртвого дома”;

знакомство с А. П. Сусловой.

1862, лето – Поездка Достоевского в Европу.

1863 – Выпущен цикл “Зимние заметки о летних впечатлениях”.

1864 – Написаны “Записки из подполья”.

1864, апрель – В Москве умирает первая жена Достоевского Мария Дмитриевна.

1864, июль – в Павловске умер Михаил Достоевский.

1865 – В журнале “Эпоха” опубликован рассказ “Необыкновенное событие, или пассаж в
пассаже”.

1865, июль-октябрь – Поездка Достоевского за границу.

1866, ноябрь – Написан роман “Игрок”.

1867, 15 февраля – Достоевский женится на А. Г. Сниткиной.

1867-1868 – Достоевский с женой проводят за границей.

1867 – В Женеве умирает трёхмесячная дочь Достоевских София;

написан роман “Преступление и наказание”.

1868 – В журнале “Русский вестник” опубликован роман “Идиот”.

1869, 14 сентября – В Дрездене родилась дочь Достоевского Люба.

1870 – Написана повесть “Вечный муж”.

1871, 16 июля – У Достоевского родился сын Фёдор.

1872 – Завершено написание романа “Бесы”.

1873-1874 – Достоевский является редактором еженедельника “Гражданин”, из которого широкому читателю становится известно о “Дневнике писателя”.

1875, января – В “Отечественных записках” начинает печататься роман “Подросток”.

1875, 12 августа – У Достоевских рождается сын Алексей, который умирает через три года от эпилепсии.

1876, ноябрь – В “Дневнике писателя” напечатан рассказ “Кроткая”.

1877, 2 декабря – Достоевского избирают членом-корреспондентом Академии наук отделения русского языка и словесности.

1877, 30 декабря – Достоевский произносит речь на похоронах Некрасова.

1880 – Закончено написание романа “Братья Карамазовы”.

Читайте также:
Сцена венчания Настасьи Филипповны с Рогожиным: сочинение

1880, 8 июня – Достоевский произносит речь о Пушкине.

1881, 28 января – Смерть Достоевского.

1881, 1 февраля (9 февраля) – Погребение писателя на Тихвинском кладбище Александро-Невской лавры.

Творчество Достоевского, сообщение (кратко самое главное)

Детство и юность

Федор Достоевский родился 11 ноября (30 октября) 1821 года в семье врача московской Мариинской больницы для бедных, имевшего звание штаб-лекаря, Михаила Достоевского и Марии Нечаевой. Детство будущего писателя, его братьев и сестер прошло в Москве, в той самой больнице, где служил глава семейства. И хотя Достоевские жили более чем скромно, сам Федор Михайлович называл детство лучшей порой в своей жизни. По вечерам в семье часто устраивали чтения различных произведений: от «Истории государства Российского» Карамзина до стихотворений Жуковского, а няня Алёна Фролова рассказывала детям сказки народов мира, что и зародило в молодом сердце Федора любовь к литературе. А после получения Михаилом Достоевским права на потомственное дворянство семья обзавелась небольшим поместьем в Тульской губернии и лето проводила там.

Особое внимание в воспитании детей отводилось образованию. Отец лично преподавал своим детям латынь, а наемные учителя обучали русской словесности и французскому языку, арифметике, географии, а также Закону Божьему. Кроме того, несколько лет Федор со старшим братом Михаилом обучались в престижном московском пансионе. После того как в 1837 году Федор Достоевский потерял мать, его вместе с братом отправили учиться в Петербург – в Главное инженерное училище. Но сам Федор Михайлович уже тогда понимал, что его будущее не будет связано с точными науками, душа тяготела к поэзии и литературе.

Окончил училище будущий писатель в 1843 году и был сразу зачислен полевым инженером-подпоручиком в Петербургскую инженерную команду. Но служба по специальности продлилась всего около года, окончательно решив, что это «не его» стезя, Федор Достоевский подал в отставку и занялся литературой.

Сочинение: Актуальность творчества Ф.М. Достоевского

  • Достоевский, Фёдор Михайлович — Биография и творчество

Абельтин Э.А., Литвинова В.И., Хакасский государственный университет им. Н.Ф. Катанова

Ф.М. Достоевский — явление всемирной литературы — открыл новый этап ее истории и во многом определил ее лицо, пути и формы ее дальнейшего развития. Подчеркнем, что Достоевский не просто великий писатель, но и огромной важности событие в истории духовного развития человечества. Едва ли не вся мировая культура суммированно присутствует в его творчестве, в его образах, в его художественном мышлении. И не просто присутствует: она нашла в Достоевском своего гениального преобразователя, открывшего собой новый этап художественного сознания в истории мировой литературы.

Произведения Достоевского и сегодня остаются остросовременными, потому что писатель мыслил и творил в свете тысячелетий истории. Он был способен воспринять каждый факт, каждое явление жизни и мысли как новое звено в тысячелетней цепи бытия и сознания. Ведь если любое, даже «малое» сегодняшнее событие или слово воспринимается как звено в практическом и духовном движении истории, это событие и это слово приобретают абсолютное значение и становятся достойным предметом творчества. Знаменательно, что западная литература осваивала соотношение понятий «индивид» и «нация», а Достоевский поставил перед русской литературой реальности — «личность» и «народ».

Исключительная острота и внутренняя напряженность мысли, особая насыщенность действием, которые свойственны его произведениям, созвучны внутренней напряженности жизни нашего времени. Достоевский никогда не изображал жизнь в ее спокойном течении. Ему свойственен повышенный интерес к кризисным состояниям и общества и отдельного человека, что является на сегодняшний день самым ценным в писателе.

Художественный мир Достоевского — это мир мысли и напряженных исканий. Те же социальные обстоятельства, которые разъединяют людей и порождают в их душах зло, активизируют, согласно диагнозу писателя, их сознание, толкают героев на путь сопротивления, порождают у них стремление всесторонне осмыслить не только противоречия современной им эпохи, но и итоги и перспективы всей истории человечества, пробуждают их разум и совесть. Отсюда — острый интеллектуализм романов Достоевского, который особенно ценен в наши дни.

Произведения писателя насыщены философской мыслью, столь близкой людям нашего времени, и родственны лучшим образцам литературы XX века.

Достоевский необычайно чутко, во многом пророчески, выразил выросшую уже в его время и еще больше возросшую сегодня роль идей в общественной жизни.

Одной из главных проблем, мучавших Достоевского, была идея воссоединения народа, общества, человечества, и вместе с тем, он мечтал об обретении каждым человеком внутреннего единства и гармонии. Он мучительно осознавал, что в мире, в котором он жил, необходимые людям единство и гармония нарушены — и во взаимоотношениях людей с природой, и во взаимоотношениях внутри общественного и государственного целого, и в каждом человеке отдельно.

Эти вопросы, занимавшие центральное место в кругу размышлений Достоевского-художника и мыслителя, приобрели особое значение в наши дни. Сегодня особенно остро встала проблема о путях межчеловеческих связей, о создании гармонического строя общественных и нравственных отношений и о воспитании полноценного, здорового духовно человека.

Творчество Достоевского уходит корнями в русскую культуру прошлого до самых отдаленных веков. И в то же время оно связано со всей современной ему культурой, философией, литературой и искусством. Глубокий всемирно-исторический смысл обрели в его понимании вечно живые «Божественная комедия» Данте, образ Дон Кихота, Алексей-человек божий или Мария Египетская, так же, как Клеопатра или Наполеон оказывались для него символами судеб и переживаний человека его эпохи с их муками и исканиями. И так же он смотрел на Книгу Иова или на Евангелие, в которых видел отражение волнений человека и духовных исканий не только прошлого, но и своей эпохи. Даже в маленьком стихотворении Фета он стремился раскрыть выражение тоски человечества по идеалу. В свою очередь, изображая текущую, злободневную современность, Достоевский умел поднять ее до высот трагедии.

Читайте также:
Раскольникова Пульхерия Александровна — мать Раскольникова: сочинение

Стоявший перед писателем вопрос об объединении разума и морали личности и человечества с его нравственным миром, хранящим в себе опыт поколений, их совесть и мудрость, приобрел громадное значение сегодня. Достоевский побуждал думать величайших писателей XIX века, решать самые важные вопросы жизни он побуждает сегодня нас.

Н.А. Добролюбов в статье «Забитые люди» сформулировал направления напряженной мыслительной деятельности Достоевского:

Трагический пафос, связанный с болью о человеке;

Гуманистическое сочувствие человеку, испытывающему боль;

Высокая степень самосознания героев, которые страстно хотят быть настоящими людьми и одновременно признают себя бессильными.

К ним можно добавить: постоянную сосредоточенность писателя на проблемы современности; интерес к жизни и психологии городской бедноты; погружение в самые глубокие и мрачные круги ада души человека; отношение к литературе как способу художественного предвидения будущего развития человечества.

Все это делает творчество Достоевского особенно значительным, современным и масштабным для нас сегодня.

Список литературы

Ф.М. Достоевский и мировая литература. Беседа в редакции. Журнал «Иностранная литература», 1981; N 1. с. 179-214.

Русская классическая литература. Разборы и анализы. М. 1969 с. 281-306.

Кирпотин В.Я. Мир Достоевского. М., 1980, с. 12-22.

Селезнев Ю.В. В мире Достоевского. М., 1980.

Начало творческого пути

В этот период своей жизни будущее светило русской литературы много читал, особенно ему нравились произведения Оноре де Бальзака, Виктора Гюго, Уильяма Шекспира, Иоганна Шиллера и Гомера. Среди отечественных авторов Достоевский предпочитал стихи Александра Пушкина, Гавриила Державина и Михаила Лермонтова, а также произведения Николая Гоголя и Николая Карамзина.

Весной 1845 года Федор Достоевский закончил работу над своим первым романом «Бедные люди». Труд молодого дарования был восторженно принят петербургской публикой. Виссарион Белинский и Николай Некрасов не скупились на хвалебные эпитеты в адрес Достоевского. Последний даже опубликовал произведение в своем альманахе «Петербургский сборник». А вот оценка следующего творения – повести «Двойник» – была куда более сдержанной. Читатели посчитали этот литературный труд слишком затянутым и скучным, и автору пришлось перерабатывать сюжет. Однако это обстоятельство нисколько не охладило литературный пыл Достоевского, он продолжил активно писать.

Каторга

В 1847 году Достоевский, как и многие молодые люди того времени, увлекся политикой. На собраниях кружка Петрашевского он обсуждал вместе с единомышленниками проблемы российской действительности, и вошел в одно из наиболее радикальных по своим взглядам тайных обществ. В конце апреля 1849 года писатель в числе других был арестован и 8 месяцев провел в Петропавловской крепости. Приговор суда была чрезвычайно суров к литературному гению – расстрел. Но судьба смилостивилась и петрашевцам незадолго до казни смягчили приговор, но сам писатель узнал об этом только в последний момент, в день казни. Федора Достоевского отправили на каторгу в Омск на 8 лет, которую Николай I сократил до 4 лет с последующей службой рядовым в Семипалатинске. После своей коронации в 1856 году император Александр II подписал помилование.

Каторга не прошла бесследно для Достоевского, на основании этого своего жизненного опыта он написал «Записки из Мертвого дома», где рассказал о жизни каторжан. В произведении доминировали реальные факты и персонажи, но присутствовали и вымышленные. Тем не менее суровые реалии подобного исправительного труда стали для петербургской публики шоком, вернувшим литературное признание Достоевскому.

Зрелые годы

В последующие годы из-под пера писателя вышел роман «Униженные и оскорбленные», повесть «Записки из подполья», а также рассказ «Скверный анекдот». Однако политические взгляды Достоевского продолжали играть существенную роль, в 1860-е годы он вместе с братом издает журналы «Время» и «Эпоха», основанные на идеологии «почвенничества». С 1862 года писатель много путешествует. Он побывал в Германии, Италии, Франции, Швейцарии, Австрии и Британии. За рубежом Достоевский пристрастился к игре в рулетку, проигрывал большие суммы, и результатом этого жизненного опыта стал знаменитый роман «Игрок».

В следующие два десятилетия Федор Достоевский написал главные романы в своей жизни, их еще называют «великим пятикнижием» — «Идиот», «Преступление и наказание», «Бесы», «Братья Карамазовы» и «Подросток». Эти романы стали классикой мировой литературы и вошли в число самых известных и читаемых литературных произведений.

Роман «Братья Карамазовы» стал последним в жизни писателя, работу над ним он закончил в ноябре 1880 года, а 9 феврале (28 января) 1881 года великого Достоевского не стало. Писателя похоронили на Тихвинском кладбище Александро-Невской лавры в Санкт-Петербурге. Проститься с ним пришло множество людей, траурная процессия растянулась более чем на километр.

Читайте также:
Исповедь Сонечки Мармеладовой (по роману Ф. М. Достоевского Преступление и наказание: сочинение

Сочинения по творчеству Достоевского

  • Сочинения
  • Достоевский
    • Теория Раскольникова и ее крах
    • Двойники Раскольникова
    • По роману Преступление и наказание
    • Сравнительная характеристика Раскольникова и Свидригайлова
    • Петербург Достоевского
    • По повести Белые ночи
    • Родион Раскольников и Соня Мармеладова
    • Образ Раскольникова в романе Преступление и наказание
    • Тема семьи в романе Преступление и наказание
    • Причины преступления Раскольникова
    • Лужин в произведении Преступление и наказание
    • Порфирий Петрович в произведении Преступление и наказание
    • Характеристика семьи Мармеладовых в романе Преступление и наказание
    • Свидригайлов в романе Преступление и наказание
    • Характеристика главных героев романа Преступление и наказание
    • Образ Петербурга в романе Преступление и наказание
    • Мармеладов в произведении Преступление и наказание
    • Лебезятников в произведении Преступление и наказание
    • Преступление и наказание — история создания романа
    • Женские образы произведения Преступление и наказание
    • Анализ «Белые ночи»
    • Мечтатель в повести Белые ночи
    • Анализ романа «Бедные люди»
    • Соня Мармеладова (Характеристика и образ)
    • Сны Раскольникова (роль и значение)

    Всем известно, что творчество великого русского писателя Федора Михайловича Достоевского вырастило огромное число почитателей его таланта. Но при этом его книги очень глубокие и философские по своей сути и каждое слово буквально наполнено пищей для мозга человека, которую ему приходится переваривать в процессе чтения. Все его книги показывают саму суть человечества, в первую очередь демонстрируя через своих главных героев пороки и комплексы всего человечества. Не зря ведь говорят, что в каждом из нас живет Раскольников. По-сути прочитав книги Достоевского и прочувствовав на себе все прелести его повествований можно пройти своеобразный бесплатный курс психотерапии и таким образом решить вопросы относительно собственных психологических проблем. Это поможет взглянуть на мир иными глазами и начать жить здорово и весело. Также стоит отметить, что книги Достоевского популярны по всему миру и переведены на множество языков. Если человек хочет в момент прокачать свои мозги, ему стоит прочитать книги Достоевского и уровень его IQ многократно повысится.

    Ведь например тот же его роман Преступление и наказание заставляет не только сопереживать главным героям и следить за нелегкой судьбой Родиона Раскольникова, но и при этом человек проецирует все происходящее на себя и от этого ему становится явно не по себе. Это конечно же заставляет чувствовать себя болезненно, в этом собственно и была задумка Достоевского. Теперь вам ясно почему появилось точное высказывание, что в каждом из нас живет свой Родион Раскольников? Добавлю от себя, живет он в каждом из нас в большей или в меньшей степени и в разные периоды времени этот самый Раскольников или становится больше или меньше.

    Поднимается и вопрос человечности в данном романе и каждый для себя может понять как ему вести себя в тех или иных конфликтных ситуациях, как разрешать их без ущерба как для родных и близких нам людей, так и в случае с коллегами по работе, друзьями и знакомыми. Ну а сами книги Достоевского очень полезны в этом плане, поэтому следует начать их изучение, ведь это сделает не только умнее вас, но и поможет смотреть на те или иные жизненные ситуации под другими углами.

    Жизнь и творчество Достоевского ( ОЧЕНЬ КРАТКО )

    u041fu0435u0440u0432u044bu0439 u0440u043eu043cu0430u043d u0414u043eu0441u0442u043eu0435u0432u0441u043au043eu0433u043e, “u0411u0435u0434u043du044bu0435 u043bu044eu0434u0438”, u0432u044bu0448u0435u0434u0448u0438u0439 u0432 1846 u0433u043eu0434u0443, u0438u043cu0435u043b u0431u043eu043bu044cu0448u043eu0439 u0443u0441u043fu0435u0445. u041fu0440u043eu0438u0437u0432u0435u0434u0435u043du0438u0435 u0445u0432u0430u043bu0438u043bu0438 u041du0435u043au0440u0430u0441u043eu0432 u0438 u0411u0435u043bu0438u043du0441u043au0438u0439. u0412 “u0411u0435u0434u043du044bu0445 u043bu044eu0434u044fu0445” u0432u043fu0435u0440u0432u044bu0435 u043fu043eu044fu0432u0438u043bu0438u0441u044c u043eu0431u0440u0430u0437u044b u0438 u0431u044bu043bu0438 u043fu043eu0434u043du044fu0442u044b u043fu0440u043eu0431u043bu0435u043cu044b, u043au043eu0442u043eu0440u044bu0435 u043fu043eu0442u043eu043c u043fu0440u043eu0448u043bu0438 u0447u0435u0440u0435u0437 u0432u0441u0435 u0442u0432u043eu0440u0447u0435u0441u0442u0432u043e u043fu0438u0441u0430u0442u0435u043bu044f. u041du0430u043fu0440u0438u043cu0435u0440, u043eu0431u0440u0430u0437 “u043cu0430u043bu0435u043du044cu043au043eu0433u043e u0447u0435u043bu043eu0432u0435u043au0430”, u043eu0431u0440u0430u0437 u041fu0435u0442u0435u0440u0431u0443u0440u0433u0430, u0442u0435u043cu0430 u00a0u0434u0432u043eu0439u0441u0442u0432u0435u043du043du043eu0441u0442u0438 u0447u0435u043bu043eu0432u0435u0447u0435u0441u043au043eu0439 u043bu0438u0447u043du043eu0441u0442u0438. u0412 1840-u0445 u0433u043eu0434u0430u0445 u0431u044bu043bu0438 u043du0430u043fu0438u0441u0430u043du044b “u0414u0432u043eu0439u043du0438u043a”, “u0413u043eu0441u043fu043eu0434u0438u043d u041fu0440u043eu0445u0430u0440u0447u0438u043d”, “u0411u0435u043bu044bu0435 u043du043eu0447u0438”, “u041du0435u0442u043eu0447u043au0430 u041du0435u0437u0432u0430u043du043eu0432u0430”.

    u0412 1847 u0433u043eu0434u0443 u0414u043eu0441u0442u043eu0435u0432u0441u043au0438u0439 u0441u0431u043bu0438u0436u0430u0435u0442u0441u044f u0441 u043fu0435u0442u0440u0430u0448u0435u0432u0446u0430u043cu0438 u0438 u0441u0442u0430u043du043eu0432u0438u0442u0441u044f u0443u0447u0430u0441u0442u043du0438u043au043eu043c u043au0440u0443u0436u043au0430 u041c.u0412. u041fu0435u0442u0440u0430u0448u0435u0432u0441u043au043eu0433u043e.

    23 u0430u043fu0440u0435u043bu044f 1849 u0433u043eu0434u0430 u0432u043cu0435u0441u0442u0435 u0441 u0434u0440u0443u0433u0438u043cu0438 u0447u043bu0435u043du0430u043cu0438 u043au0440u0443u0436u043au0430 u0414u043eu0441u0442u043eu0435u0432u0441u043au0438u0439 u0431u044bu043b u0430u0440u0435u0441u0442u043eu0432u0430u043d u0438 u0437u0430u043au043bu044eu0447u0435u043d u0432 u0410u043bu0435u043au0441u0435u0435u0432u0441u043au0438u0439 u0440u0430u0432u0435u043bu0438u043d u041fu0435u0442u0440u043eu043fu0430u0432u043bu043eu0432u0441u043au043eu0439 u043au0440u0435u043fu043eu0441u0442u0438. u041fu043eu0441u043bu0435 u0432u043eu0441u044cu043cu0438 u043cu0435u0441u044fu0446u0435u0432 u0441u043bu0435u0434u0441u0442u0432u0438u044f u0435u0433u043e u043fu0440u0438u0433u043eu0432u043eu0440u0438u043bu0438 u043a u0441u043cu0435u0440u0442u043du043eu0439 u043au0430u0437u043du0438. 22 u0434u0435u043au0430u0431u0440u044f 1849 u0433u043eu0434u0430 u0424u0435u0434u043eu0440 u041cu0438u0445u0430u0439u043bu043eu0432u0438u0447 u0414u043eu0441u0442u043eu0435u0432u0441u043au0438u0439 u0441u0442u043eu044fu043b u043du0430 u0421u0435u043cu0435u043du043eu0432u0441u043au043eu043c u043fu043bu0430u0446u0443 u0432 u043eu0436u0438u0434u0430u043du0438u0438 u0440u0430u0441u0441u0442u0440u0435u043bu0430. u0418 u0442u043eu043bu044cu043au043e u043fu043eu0442u043eu043c u0443u0437u043du0430u043b, u0447u0442u043e u043au0430u0437u043du044c u0437u0430u043cu0435u043du0438u043bu0438 4-u043bu0435u0442u043du0435u0439 u043au0430u0442u043eu0440u0433u043eu0439. 25 u0434u0435u043au0430u0431u0440u044f u0414u043eu0441u0442u043eu0435u0432u0441u043au043eu0433u043e, u0437u0430u043au043eu0432u0430u043du043du043eu0433u043e u0432 u043au0430u043du0434u0430u043bu044b, u043eu0442u043fu0440u0430u0432u0438u043bu0438 u0432 u0421u0438u0431u0438u0440u044c. u00a0

    u0414u043e 1854 u0433u043eu0434u0430 u0414u043eu0441u0442u043eu0435u0432u0441u043au0438u0439 u043eu0442u0431u044bu0432u0430u043b u0441u0440u043eu043a u0432 u041eu043cu0441u043au043eu043c u043eu0441u0442u0440u043eu0433u0435, u043fu043eu0441u043bu0435 u0447u0435u0433u043e u043fu044fu0442u044c u043bu0435u0442 u043fu0440u043eu0441u043bu0443u0436u0438u043b u0440u044fu0434u043eu0432u044bu043c u0432 u0421u0435u043cu0438u043fu0430u043bu0430u0442u0438u043du0441u043au0435. u00a0

    u0412u0435u0440u043du0443u0432u0448u0438u0441u044c u0432 1859 u0433u043eu0434u0443 u0432 u041fu0435u0442u0435u0440u0431u0443u0440u0433, u0414u043eu0441u0442u043eu0435u0432u0441u043au0438u0439 u043fu0440u043eu0434u043eu043bu0436u0438u043b u043fu0438u0441u0430u0442u044c. u0412 u043du0430u0447u0430u043bu0435 1860 u0433u043eu0434u0430 u0432u044bu0448u043bu043e u0434u0432u0443u0445u0442u043eu043cu043du043eu0435 u0441u043eu0431u0440u0430u043du0438u0435 u0435u0433u043e u0441u043eu0447u0438u043du0435u043du0438u0439.

    u0412 u043du0430u0447u0430u043bu0435 1861 u0433u043eu0434u0430 u0432 u0436u0443u0440u043du0430u043bu0435 “u0412u0440u0435u043cu044f” u043du0430u0447u0438u043du0430u0435u0442 u043fu0435u0447u0430u0442u0430u0442u044cu0441u044f u0440u043eu043cu0430u043d “u0423u043du0438u0436u0435u043du043du044bu0435 u0438 u043eu0441u043au043eu0440u0431u043bu0435u043du043du044bu0435”, u0430 u0447u0435u0440u0435u0437 u0442u0440u0438 u043cu0435u0441u044fu0446u0430 “u0417u0430u043fu0438u0441u043au0438 u0438u0437 u041cu0435u0440u0442u0432u043eu0433u043e u0434u043eu043cu0430”.

    u0412 1860u20131880 u0433u043eu0434u0430u0445 u0431u044bu043bu0438 u043du0430u043fu0438u0441u0430u043du044b u0442u0430u043au0438u0435 u043au0440u0443u043fu043du0435u0439u0448u0438u0435 u043fu0440u043eu0438u0437u0432u0435u0434u0435u043du0438u044f u0414u043eu0441u0442u043eu0435u0432u0441u043au043eu0433u043e, u043au0430u043a “u041fu0440u0435u0441u0442u0443u043fu043bu0435u043du0438u0435 u0438 u043du0430u043au0430u0437u0430u043du0438u0435”, “u0418u0434u0438u043eu0442”, “u0411u0435u0441u044b”, “u041fu043eu0434u0440u043eu0441u0442u043eu043a” u0438 “u0411u0440u0430u0442u044cu044f u041au0430u0440u0430u043cu0430u0437u043eu0432u044b”.

    u0421 1873 u043fu043e 1881 u0433u043eu0434 u0432 u0436u0443u0440u043du0430u043bu0435 “u0413u0440u0430u0436u0434u0430u043du0438u043d” u043fu0435u0447u0430u0442u0430u0435u0442u0441u044f “u0414u043du0435u0432u043du0438u043a u043fu0438u0441u0430u0442u0435u043bu044f”. u042du0442u043eu0442 u0436u0443u0440u043du0430u043b u0414u043eu0441u0442u043eu0435u0432u0441u043au0438u0439 u0440u0435u0434u0430u043au0442u0438u0440u043eu0432u0430u043b u0434u043e 1874 u0433u043eu0434u0430. u00a0

    u0423u043cu0435u0440 u0424u0435u0434u043eu0440 u041cu0438u0445u0430u0439u043bu043eu0432u0438u0447 u0414u043eu0441u0442u043eu0435u0432u0441u043au0438u0439 28 u044fu043du0432u0430u0440u044f 1881 u0433u043eu0434u0430 u0432 u041fu0435u0442u0435u0440u0431u0443u0440u0433u0435. “>]” data-test=”answer-box-list”>

    Рейтинг
    ( Пока оценок нет )
    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Добавить комментарий

    ;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: