Шатов — центральный персонаж романа Ф.М. Достоевского «Бесы»: сочинение

Анализ романа «Бесы» (Ф. М. Достоевский)

Автор: Guru · 16.09.2018

Предпосылкой к написанию романа «Бесы» для Федора Михайловича послужили материалы из уголовного дела Нечаева – организатора тайного общества, целью которого были подрывные политические акции. Во времена автора это событие прогремело на всю империю. Однако ему удалось из небольшой газетной вырезки сделать глубокое и насыщенное произведение, которое считают эталоном не только русские, но и зарубежные писатели.

История создания

Федор Михайлович Достоевский отличался упорством и требовательностью. В один миг, пережив очередной эпилептический припадок, автор пришел к выводу, что новое произведение его совершенно не устраивает. Тогда он полностью уничтожил свое творение, но оставил нетронутой идею романа – историю о нигилистах, чье отрицание зашло слишком далеко.

Далее Достоевский заново берется за написание «Бесов» — так свет увидел вторую версию произведения. Писатель не успевал сдать работу к назначенному издателем сроку, но и не хотел предавать себя и отдавать публике произведение, которое его не устраивает. Катков, издатель автора, только разводил руками, ведь писатель обеспечивал себя и семью только авансами за книги, но готов был жить впроголодь, лишь бы не выпускать сырой материал.

Жанр, направление

В романе «Бесы» необычайно переплетаются такие качества, как хроникальность, суровый историзм мышления, философичность, но при этом писатель смотрел в будущее и говорил о том, что будет волновать и его потомков. Именно за данным романом надежно закрепилось обозначение: «роман-пророчество».

Действительно, большинство читателей отмечает провидческий дар Достоевского, ведь в романе отражены проблемы не только того времени, но и вопросы сегодняшнего информационного общества. Автор проникновенно изображает основную угрозу для будущего общественности – замещение устоявшихся понятий на неестественные бесовские догмы.

Направление творчества писателя – реализм, так как он изображает действительность во всем ее многообразии.

События происходят в провинциальном городке во владениях Варвары Петровны Ставрогиной. Ребенок вольнодумца Степана Трофимовича Верховенского, Петр Верховенский — основной идейный наставник революционного движения. Петр старается привлечь к революционерам Николая Всеволодовича Стравогина, который является сыном Варвары Петровны.

Петр Верховенский созывает «сочувствующих» перевороту молодых людей: военного в отставке Виргинского, эксперта народных масс Толкаченко, философа Шигалева и др. Лидер организации Верховенский планирует убийство бывшего студента Ивана Шатова, который решает расстаться с революционным движением. Он покидает организацию из-за интереса к мысли народа-«богоносца». Однако убийство героя нужно компании не для мести, реальный мотив, которого не знают рядовые члены кружка, — сплочение организации кровью, единым преступлением.

Далее события развиваются стремительно: маленький городок потрясают невиданные доселе происшествия. Всему виной тайная организация, но о ней горожане не имеют понятия. Однако самые жуткие и пугающие вещи происходят в душе героя, Николая Ставрогина. Автор подробно описывает процесс ее разложения под влиянием вредоносные идей.

Главные герои и их характеристика

  • Варвара Ставрогина — известная губернская дама, выдающаяся помещица. Героиня обладает имением, унаследованным от обеспеченного откупщика-родителя. Муж Всеволод Николаевич, по профессии генерал-лейтенант, не владел огромным состоянием, но обладал большими связями, которые Варвара Петровна, после его ухода из этой жизни, всеми возможными способами стремится восстановить, но безуспешно. В губернии она очень влиятельная женщина. По своей природе она высокомерна и деспотична. Однако героиня часто чувствует сильную зависимость от людей, порой даже жертвенную, но и взамен ждет такого же поведения. В общении с людьми Варвара Петровна всегда придерживается лидирующей позиции, не исключение и старые друзья.
  • Николай Всеволодович Ставрогин – обладал демонической привлекательностью, имел превосходный вкус и благовоспитанное поведение. Общество на его появление реагировало бурно, но, при всей живости и насыщенности его образа, герой вел себя довольно скромно и не особо разговорчиво. Всё женское светское общество было в него влюблено. Николай Всеволодович встречался с супругой Шатова – Машей, с его сестрой – Дашей, со своей знакомой из детства – Елизаветой Тушиной. Возвратившись из Европы, он принимал участие в возрождении тайного общества. В этот же период он ставил опыт по воздействию на Шатова и Кириллова. Прямое участие в смерти Шатова Николай Всеволодович не принимал и даже относился к этому отрицательно, но мысль о сплочении участников объединения исходила именно от него. Подробнее о характере Ставрогина
  • Кириллов Алексей Нилыч – один из ведущих персонажей произведения Ф. М. Достоевского «Бесы», по профессии инженер-строитель, он придумал теорию самоубийства, как потребность рассуждающего человека. Кириллов преодолел быстрый путь от религии к отрицанию существования кого-то свыше, был одержим маниакальными мыслями, идеями о революции и готовности к самоотречению. Всё это в Алексее Нилыче вовремя увидел Петр Верховенский – персона хитрая и безжалостная. Петр был осведомлен о намерении Кириллова совершить самоубийство, и принудил его написать признание, что Шатов, которого убил Петр, погиб от рук Кириллова.
  • Петр Степанович Верховенский – предводитель революционеров, скользкий и коварный персонаж. В произведении это главный «бес» — он управляет тайным обществом, продвигающим атеистские прокламации. Вдохновленный безумными мыслями, он старается очаровать ими и Николая Всеволодовича Ставрогина – друга детства. Внешностью Верховенский неплох, но не вызывает ни у кого симпатии.
  • Степан Трофимович Верховенский – человек старой закалки, преданный высоким идеалам и проживающий на содержании известной губернской особы. В молодости обладал красивой внешностью, отголоски которой можно заметить и в старости. В его поведении много притворства, но он достаточно образованный и проницательный. Был женат два раза. В какое-то время он был уважаем почти как Белинский и Герцен, но после обнаружения у него поэмы двусмысленного содержания, был вынужден уехать из Петербурга и скрыться в поместье Варвары Петровны Ставрогиной. С тех пор он заметно деградировал.
  • Шигалёв – участвовал в организации убийства Шатова, но отказался от этого. О Шигалёве известно немного. Сотрудник отдела хроники говорит, что он приехал в город за пару месяцев до происшествия, ходил слух, что он публиковался в известном петербургском издании. Создавалось впечатление, словно Шигалёву известно время, место и событие, которое должно произойти. По мнению этого персонажа, все люди должны быть разделены на две неравноценные половины. Только одна десятая должна обладать властью. Оставшаяся часть – стадо без мнения, рабы. В подобной манере предстояло перевоспитать целые поколения, потому как это было более чем естественно.
  • Эркель, Виргинский, Липутин, Толкаченко – члены тайного общества, которых завербовал Верховенский.

Темы и настроение

  1. Отношения отцов и детей. Очевидно, в романе «Бесы» автор описывает столкновение разных эпох и потерю связи разных поколений. Родители совсем не понимают детей, они как будто с разных планет. Поэтому молодежи никто не может вовремя помочь, так как утеряны те драгоценные семейные узы, которые могли бы удержать юношей от морального падения.
  2. Нигилизм. В романе «Бесы» четко видна связь с произведением «Отцы и дети», так как именно Тургенев первым заговорил о нигилизме. Читатель узнает героев Достоевского, как и тургеневских персонажей, через идеологические споры, в которых открываются возможные направления совершенствования общества. В незначительном количестве наблюдается связь со стихотворением Александра Сергеевича Пушкина, с одноименным названием «Бесы»: мысль о потерявших свой путь людях, которые блуждают кругами в словесном тумане русского общества.
  3. Отсутствие единых нравственных ориентиров. Духовный общественный недуг, показанный автором, спровоцирован полным отсутствием высоких ценностей. Ни развитие техники, ни скачек образования, ни жалкие попытки уничтожить общественные разногласия при помощи власти не приведут к положительному результату, пока не появятся единые нравственные ориентиры. «Великого ничего нет» — вот главная причина печального состояния русского народа.
  4. Религиозность и атеизм. Достигнет ли человек гармонии после жизненных страданий, и имеет ли ценность эта гармония? Если не существует бессмертия – можно делать всё, что придет в голову, не задумываясь о последствиях. В этом умозаключении, которое может возникнуть у любого атеиста, автор видит опасность безверия. Однако Достоевский понимает, что и вера не может быть абсолютной, пока у религиозной философии есть неразрешенные вопросы, по которым нет единого мнения. Мысли писателя следующие: справедлив ли Бог, если позволяет страдать невинным людям? И если это — его справедливость, то как можно судить тех, кто проливает кровь на дороге к общественному счастью? По мнению автора, нужно отказаться от всеобщего счастья, если ради него понадобится хоть одна человеческая жертва.
  5. Реальность и мистика постоянно сталкиваются в произведениях Федора Михайловича Достоевского, порой до такой степени, что грань между повествованием писателя и иллюзиями самого персонажа исчезает. События развиваются стремительно, они происходят стихийно в небольшие временные отрезки, они мчатся вперед, не позволяя человеку, по ту сторону книги, сосредоточится на обыденных вещах. Приковывая всё внимание читателя к психологическим моментам, автор лишь по крупицам дает бытовой материал.
Читайте также:
Филантропический подвиг Мармеладова: сочинение

Главная мысль

Федор Михайлович Достоевский старался описать болезнь нигилистов-революционеров, которая засела или постепенно наводит свои порядки в головах людей, рассеивает около себя хаос. Его идея (упрощенно) сводится к тому, что нигилистические настроения отрицательно влияют на русское общество – как беснование на человека.

Федор Михайлович установил причину и значение революционного движения. Оно сулит счастье в будущем, но цена в настоящем слишком велика, на нее нельзя соглашаться, иначе люди утратят моральные ценности, которые делают их совместную жизнь возможной. Без них народ распадется и самоуничтожится. И только преодолев это непостоянное явление (как беснование души), Россия станет сильнее, станет на ноги и будет жить с новой силой – силой единого общества, где человек и его права должны быть на первом месте.

Чему учит?

Духовное здоровье нации зависит от морального благосостояния и приумножения тепла и любви во всех людях по отдельности. Если у всего общества есть единые нравственные каноны и ориентиры, оно пройдет через все тернии и достигнет процветания. А вот разнузданность идей и отрицание основы основ приведет к постепенной деградации народа.

Созидательный опыт «Бесов» показывает: во всем необходимо находить нравственный центр, определять уровень ценностей, руководящий мыслями и поступками человека, решать, какие отрицательные или положительные стороны души полагаются на различные жизненные явления.

Критика

Естественно, русская критика, в частности либерально-демократическая, отрицательно отреагировала на выход «Бесов», усмотрев в сюжете острую сатиру. Глубокое философское наполнение было рассмотрено как идеологическое предупреждение нечаевщины. Рецензенты писали о том, что исчезновение революционной инициативы повергнет общество в оцепенение и сон, а власть перестанет слышать голос народа. Тогда трагическая судьба русского народа никогда не изменится к лучшему.

В работе «Духи русской революции» Бердяев выражает мнение о том, что нигилизм в понимании Достоевского можно трактовать как определённый религиозный взгляд. По Бердяеву, русский нигилист может представить вместо Бога самого себя. И хотя у самого Достоевского нигилизм больше связан с атеизмом, но в знаменитом монологе Ивана Карамазова о слезе ребёнка чувствуется острая необходимость человека в вере.

Анализ романа «Бесы» (Ф.М. Достоевский)

Вторая половина девятнадцатого века стала непростой эпохой для Российской империи, терзаемой социальными и экономическими противоречиями. Русская интеллигенция лихорадочно искала новый путь развития, по которому может пойти страна, зачастую избирая самые радикальные способы решения проблем. Именно под влиянием этих тревожных процессов в обществе творил и мыслил один из величайших русских писателей — Фёдор Достоевский. Его роман «Бесы» стал квинтэссенцией борьбы писателя против радикализма. Многомудрый Литрекон предлагает Вам разбор этого произведения.

История создания

История написания романа «Бесы» вмещает в себя интересные факты об авторе и его замысле:

  1. По самой популярной версии идея романа появилась у Достоевского после громкого «процесса нечаевцев». Группа студентов, состоявших в организации «Общество народной расправы», убила другого члена этой же организации – студента Иванова, который высказывался против лидера общества – Сергея Нечаева. Позже главарь банды пояснил, что убийство было важно идеологическим поступком, который намертво связям всех членов организации общей тайной и общим грехом. Потрясённый этой трагедией, Достоевский задумывал роман, как памфлет против прозападной интеллигенции как умеренной, так и радикальной. Однако со временем произведение в его глазах становилось всё глубже и глубже, становясь в один ряд с его самыми известными творениями.
  2. Изначально «Бесы» должны были стать частью единого романа-эпопеи, но из-за финансовых проблем автор не смог воплотить свой замысел. Федор Достоевский закладывал последнюю шаль жены, проигрывая в карты все сбережения. Поэтому его постоянный издатель Катков поставил жесткие условия, предусматривающие регулярную работу писателя. Только такой ценой ему давались щедрые авансы. И вместо большого романа автор выпустил пять книг: «Подросток», «Преступление и наказание», «Бесы», «Братья Карамазовы», «Идиот».
  3. Одна из глав («У Тихона»), где Ставрогин рассказывает старцу о растлении девочки, была запрещена в России и изъята из романа самим издателем. В ней было слишком много безнравственности, на его взгляд. Однако именно там мировоззрение Ставрогина сталкивается с христианской моралью Тихона, и читатель видит поражение «демонической личности».
  4. В романе можно найти отсылки к реальным людям. Так, в образе Карамзинова автор высмеял И.С. Тургенева. Он был не согласен с его либерально-западной идеологией и высмеял ее на страницах книги. Прототип Ставрогина — глава кружка петрашевцев, за участие в котором молодого Достоевского едва не казнили. Николай Александрович Спешнев был поразительно похож на героя романа (даже имя и отчество у них одинаковое). Шигалев, теоретик разрушения, впитал и выразил многие идеи анархиста М. Бакунина, рел которого Ф.М. Достоевский услышал на выступлении на европейском форуме. После него он писал своей племяннице:

«А главное, огонь и меч, и после того, как все истребится, то тогда, по их мнению, и будет мир».

Направление и жанр

«Бесы» относятся к реалистическому направлению в литературе. В своей книге автор стремится к натуралистичному отображению действительности. Созданные им образы, ситуации и диалоги близки к реальности. Читатель может поверить, что описанная в романе ситуация могла произойти в действительности.

Читайте также:
Свидригайлов и Раскольников в романе Ф. М. Достоевского Преступление и наказание: сочинение

Жанр произведения – роман. Повествование охватывает длительный промежуток времени. Задействовано большое количество персонажей. Многочисленные детали подчёркивают и дополняют атмосферу и колорит романа. Объем произведения довольно внушительный.

Суть: о чем роман?

В некий губернский городок прибывает группа молодых людей прогрессивных взглядов, которыми руководит Пётр Верховенский. Приезжие мгновенно заражают город атмосферой всеобщего нигилизма и управляют местным светским обществом, как им угодно. Их проделки, слова и поведение ставят в тупик местные власти, ведь в этой компании сам Николай Ставрогин (сын и наследник богатейшей помещицы).

Оказывается, что Верховенский задумал создать революционную группу, посеять смуту в народе и разжечь пламя мятежа. Он пытается склонить к сотрудничеству сына местной помещицы – Ставрогина, с которым имел давнее знакомство, а также заставляет своих единомышленников убить Шатова, осознавшего губительность замыслов Верховенского. Вину за убийство взял на себя застрелившийся фанатик — нигилист Кириллов. В итоге замыслы революционеров терпят поражение, членов ячейки арестовывают, а сам Верховенский сбегает. Однако урон от его деятельности всё же был. В городе временно разгорелись беспорядки, было жестоко убито несколько человек, Ставрогин под грузом вины покончил жизнь самоубийством, даже родной отец Верховенского умер от болезни и нервного перенапряжения.

Главные герои и их характеристика

Система образов в романе «Бесы» разветвленная и многоступенчатая. Многомудрый Литрекон не хочет перегружать анализ описанием и характеристикой всех героев. Если Вам кого-то не хватило, напишите в комментариях, кого именно.

О системе образов писал известный исследователь прозы Достоевского, Н.А. Бердяев:

«Ставрогин — солнце, вокруг которого всё вращается. И вокруг Ставрогина поднимается вихрь, который переходит в беснование. Всё тянется к нему, как к солнцу, всё исходит от него и возвращается к нему, всё есть лишь его судьба. Шатов, П. Верховенский, Кириллов лишь части распавшейся личности Ставрогина, лишь эманация этой необыкновенной личности, в которой она истощается. Загадка Ставрогина, тайна Ставрогина — единственная тема «Бесов». Единственное «дело», которым все поглощены, есть «дело» о Ставрогине. Революционное беснование есть лишь момент судьбы Ставрогина, ознаменование внутренней действительности Ставрогина, его своеволия» (Бердяев Н.А. Миросозерцание Достоевского. Прага, 1923. С. 39—40).

Характеристика главных героев «Бесов» помещается в таблице от Многомудрого Литрекона:

молодой человек, дворянин. это главный бес достоевского, сильная и чудовищно привлекательная «демоническая личность». очень умный, талантливый и красивый человек. ведет двойную жизнь и скрывает от матери все свои истинные взгляды. учился в петербурге и пошёл по военной службе, однако вёл крайне порочный образ жизни. на спор женился на слабоумной марии лебедякиной, но, как ни странно, вёл себя с ней достойно и обходительно. в то же время соблазнил и растлил маленькую девочку, которая вскоре покончила с собой. помог в осуществлении планов верховенского по созданию ячейки, однако в последний момент понял своё заблуждение и безумие всего происходящего, а потому отошёл от революционеров и замкнулся в себе, страдая от мук совести. его мистическая и скрытная личность привлекает дарью (сестру убитого соратника) и елизавету (обеспеченную дворянку). в конце романа покончил жизнь самоубийством.

Тематика романа «Бесы» характерна для всего творчества Достоевского:

  1. Свобода — основная тема книги. Автор считает христианство религией свободы и показывает, что совершается с тем, кто вместо свободы исповедует вседозволенность. На этом повороте люди чудовищно ошибаются: в поисках свободы в идеях Ницше и в либеральных учениях других западных философов они натыкаются на самое жестокое рабство — на фанатизм. Петр становится рабом идеи о революции и роли Ставрогина в их деле, Николай — рабом собственных пороков, Кириллов — философии (он убивает себя, чтобы доказать теорию). Даже Шатов является заложником идеи о божественной миссии русского народа.
  2. Отцы и дети – в противостоянии поколений в своём романе Достоевский без сомнений отдаёт предпочтение старшему поколению. Несмотря на то, что все эти пожилые чиновники, почтенные помещики и мечтательные либералы старой закалки не лишены целого ряда недостатков, они всё равно кажутся писателю гораздо предпочтительнее представителей радикальной молодёжи, несущих лишь хаос и страдания. Однако автор возлагает на отцов вину за воспитание детей. Именно отец Верховенского проповедовал высокие идеи, громкие слова о свободе и равенстве, слыл либералом, но сам же играл в карту на своего крепостного. эти двойные стандарты и безответственные речи сформировали мировоззрение его сына — преступника и циника.
  3. Вера – вера, как и в других творениях Достоевского представлена в сугубо положительном ключе. Именно вера в Бога скрасила последние дни Степана Трофимовича, именно вера помогла Шатову одуматься и разорвать отношения с Верховенским. По мнению Достоевского, только православная вера может по-настоящему помочь человеку.
  4. Философия – роман наполнен философскими мыслями разных персонажей. Все они в итоге сводятся к типичной морали Достоевского о необходимости жить в смирении, доброте и любви.
  5. Любовь – любовь у Достоевского лишена какой бы то ни было материальности. Настоящие чувства, по его мнению, рождаются лишь из искренней душевной привязанности, гармонии между людьми.

Проблемы

Проблематика романа «Бесы» слишком многогранна и сложна, чтобы передать ее вкратце. Если Вам кажется, что нужно дополнить раздел, напишите об этом Многомудрому Литрекону.

  1. Нигилизм – Достоевский со всей яростью обрушивается на нигилистическое мировоззрение, отрицающее всякие авторитеты. В самых жутких красках представлены злодеяния, на которые идут негодяи, лишённые всяких принципов, как они используют людей, убивают и калечат их. Достоевский презирает и отрицает мировоззрение таких людей, как несущих лишь зло и разрушение.
  2. Соблазн – на протяжении повествования персонажи подвергаются многочисленным соблазнам. Верховенский искушает Ставрогина окончательно пасть во тьму, светское общество сбито с толку и загипнотизировано разговорами о моде и прогрессе. Весь город окутывает морок. Однако в момент истины люди освобождаются от соблазнов и понимают, как жестоко они были обмануты, а Ставрогин находит в себе силы не опускаться ещё ниже.
  3. Порочность – неизбежным спутником радикалов из молодого поколения выступает целая вереница пороков. Блуд, лживость, распущенность, высокомерие, ненависть – всё это буквально захватывает городок. Достоевский показывает не только бесчеловечность радикалов, но и их полную безнравственность.
Читайте также:
Идейная борьба на страницах романа Преступление и наказание: сочинение

Смысл

В романе представлен взгляд Достоевского на общественные процессы в русском обществе второй половины девятнадцатого века. Писатель показал то разложение, которому подвергается молодёжь, осудил самые радикальные проявление нигилизма и распущенности. В этот и состоит основная идея романа «Бесы».

В противовес всей этой порочности он поставил любовь, гармонию, честность и православную веру, которые в итоге победят все лживые радикальные учения и приведут Россию в светлое будущее.

Главная мысль автора — показать молодежи, в чем заключается настоящая свобода личности. По его мнению, в душе каждого из нас скрыт Богочеловек, в каждом из нас горит искра добра и чистоты. Но как только мы пытаемся заменить его сверхчеловеком, которому все позволено, то свобода уступает место рабству. Рабству от идеи, которая разрешает нам делать то, что хочется. Без нее мы уже не существуем. Так, автор показывает судьбы всех идей раздвоенного сознания главного героя: сверхчеловек Кириллов убивает себя, Шатов теряет себя и становится жертвой идеи Верховенского, который только и думает, что о роли Николая в грядущем перевороте. Шигалев тоже становится заложником идеи о разрушении всего и вся.

Критика

Роман «Бесы» вызвал резонанс и раскол в обществе. Многие консерваторы оценили роман довольно высоко, с противоположной же стороны произведение подверглось жесткой критике.

Так, Л.Н. Толстой был очень недоволен романом, посчитав его слишком карикатурным и искажающим действительность в угоду реакции.

В.И. Ленин с раздражением говорил о «Бесах», видя в них лишь памфлет на революционеров и оду чиновникам и помещикам.

Сам Достоевский неоднократно дополнял и разъяснял свой замысел:

«…Это другое лицо (Николай Ставрогин) — тоже мрачное лицо, тоже злодей, — писал Достоевский 8 (20) октября 1870 г. М.Н. Каткову, издателю журнала «Русский вестник», где должен был печататься роман «Бесы», — но мне кажется, что это лицо трагическое, хотя многие, наверное, скажут по прочтении: «Что это такое?» Я сел за поэму об этом лице потому, что слишком давно уже хочу изобразить его. Мне очень, очень будет грустно, если оно у меня не удастся. Еще грустнее будет, если услышу приговор, что лицо ходульное. Я из сердца взял его».

Н.А. Бердяев точно определяет подход Достоевского к человеку: «Достоевский берет человека отпущенным на свободу, вышедшим из-под закона, выпавшим из космического порядка и исследует судьбу его на свободе, открывает неотвратимые результаты путей свободы» (Бердяев Н.А. Миросозерцание Достоевского. Прага, 1923. С. 42—43).

Многие исследователи творчества Достоевского отмечали его дар предвидения:

«Достоевский… вцепился в «сволочь» на Руси и стал пророком ее. Пророком «завтрашнего»» (Розанов В.В. Опавшие листья. СПб., 1913. С. 362).

Конечно, роман «Бесы» — грозное пророчество писателя о надвигающихся на мир катастрофах — это роман-предупреждение, призыв к бдительности людей. Достоевский был единственным человеком, кто из нечаевского дела вывел заключение: на мир надвигаются Нечаевы и ему подобные бесы-революционеры, которые будут шагать по трупам для достижения своих целей, для которых всегда цель оправдывает средства и которые даже не замечают, как постепенно средства становятся самоцелью. (Об этом хорошо сказано у Юрия Трифонова в статье «Загадки и провидение Достоевского» // Новый мир. 1981. № 11).

Образ и характеристика Ивана Шатова в романе Бесы Достоевского сочинение

Шатов Иван Павлович является одним из первостепенных героев произведения Ф.М. Достоевского «Бесы». Шатов приходится родным братом Дарьи Шатовой и супругом Марии. Также он входит в число участников тайного политического движения под руководством Верховенского. У этого героя есть прототип – юноша, учившийся в Петровской академии по фамилии Иванов, которого убили участники «Народной расправы». Среди литературоведов ходит мнение, что устами Шатова говорит сам Достоевский, произносит свои идеи.

Перейдем к полной характеристике героя. Шатов – бывший нигилист, который разочаровался в этой философии. Образ Шатова является одним из самых светлых образов в отечественной литературе. Шатов рос крепостным ребенком у помещицы Ставрогиной, был учеником Степана Трофимовича, а после недолго учился в академии и был выгнан из нее. Герой был женат. Его женой была гувернантка Мария. Правда, в браке они прожили недолго, так как вскоре она его бросила.

После его жизнь протекала в долгих путешествиях по городам Европы, Америки – так сказать, он пробовал себя в пролетарской роли. Именно за рубежом Шатов оставил свои нигилистические взгляды и стал учиться у Ставрогина. Шатов идет на рискованный поступок – он хочет выйти из движения, которое возглавляет Верховенский, подарить ему типографию и никогда к нему не возвращаться. За это он будет наказан.

Шатов – такой персонаж, в котором происходит раздвоение идей. Ставрогин предупреждает Шатова о возможной опасности. Он уверен, что героя не оставят в покое, потому что он владеет слишком большой секретной информацией и может все разболтать. Но Шатов не особо-то переживает за собственную шкуру. Его более всего заботит следующий вопрос: как такой гений и хороший человек Ставрогин мог попасть в «лакейскую нелепость».

Шатов мучается вопрос о том, существует ли Бог. На него он не может точно ответить, зато он знает наверняка – он верит в российский народ, считает его богоносцем.

Спустя некоторое время, к Шатову приходит жена. Выяснилось, что у нее будет ребенок и что она нуждается в помощи. Шатов радуется такому повороту событий и готов пожертвовать ради Марии всем, чем угодно. Вскоре Мария рожает, и Шатов объявляет рожденного ребенка своим кровным ребенком.

Но, когда жизнь Шатова более-менее начала налаживаться, разворачивается его трагедия. На следующий день, после рождения ребенка, он с товарищем идет в парк, принадлежащий Ставрогиным, в котором зарыл книги. Но, к несчастью, там его поджидают бывшие коллеги по революционному движению. Шатова убивают.

Другие сочинения: ← Прокл в рассказе Мороз, красный нос Некрасова↑ ДругиеОбраз и характеристика Карла Великого в Песне о Роланде →

Читайте также:
Почему «переступивший» Свидригайлов покончил с собой, а Раскольников — нет? (по роману Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»): сочинение

Шатов Иван Павлович

  • Прижизненные издания (PDF)
  • Издания после 1917 г. (PDF)
  • Художественные произведения
  • Дневник писателя Дневник писателя за 1873 г.
  • Дневник писателя за 1876 г.
  • Дневник писателя за 1877 г.
  • Дневник писателя за 1880 г.
  • Дневник писателя за 1881 г.
  • Неосуществленные замыслы
  • Письма
  • Персонажи произведений
  • Иллюстрации к произведениям
    1. Сочинения
    2. Персонажи произведений
    3. Бесы
    4. Шатов Иван Павлович

    Бывший крепостной Варвары Петровны Ставогиной (сын камердинера Павла Федорова), бывший ученик Степана Трофимовича Верховенского, бывший студент; брат Дарьи Павловны Шатовой. Хроникер Г–в, упомянув, что генеральша Ставрогина не любит Шатова, попутно рассказывает краткую историю его жизни, дает его полный внешний и внутренний портреты: «Шатов был прежде студентом и был исключен после одной студентской истории из университета; в детстве же был учеником Степана Трофимовича, а родился крепостным Варвары Петровны, от покойного камердинера ее Павла Федорова, и был ею облагодетельствован. Не любила она его за гордость и неблагодарность и никак не могла простить ему, что он по изгнании из университета не приехал к ней тотчас же; напротив, даже на тогдашнее нарочное письмо ее к нему ничего не ответил и предпочел закабалиться к какому-то цивилизованному купцу учить детей. Вместе с семьей этого купца он выехал за границу, скорее в качестве дядьки, чем гувернера; но уж очень хотелось ему тогда за границу. При детях находилась еще и гувернантка, бойкая русская барышня, поступившая в дом тоже пред самым выездом и принятая более за дешевизну [речь идет о будущей Marie Шатовой. — Н. Н.]. Месяца через два купец ее выгнал «за вольные мысли». Поплелся за нею и Шатов и вскорости обвенчался с нею в Женеве. Прожили они вдвоем недели с три, а потом расстались, как вольные и ничем не связанные люди; конечно, тоже и по бедности. Долго потом скитался он один по Европе, жил Бог знает чем; говорят, чистил на улицах сапоги и в каком-то порте был носильщиком. Наконец, с год тому назад вернулся к нам в родное гнездо и поселился со старухой теткой, которую и схоронил через месяц. С сестрой своею Дашей, тоже воспитанницей Варвары Петровны, жившею у ней фавориткой на самой благородной ноге, он имел самые редкие и отдаленные сношения. Между нами был постоянно угрюм и не разговорчив; но изредка, когда затрогивали его убеждения, раздражался болезненно и был очень невоздержен на язык. «Шатова надо сначала связать, а потом уж с ним рассуждать», — шутил иногда Степан Трофимович; но он любил его. За границей Шатов радикально изменил некоторые из прежних социалистических своих убеждений и перескочил в противоположную крайность. Это было одно из тех идеальных русских существ, которых вдруг поразит какая-нибудь сильная идея и тут же разом точно придавит их собою, иногда даже навеки. Справиться с нею они никогда не в силах, а уверуют страстно, и вот вся жизнь их проходит потом как бы в последних корчах под свалившимся на них и наполовину совсем уже раздавившим их камнем. Наружностью Шатов вполне соответствовал своим убеждениям: он был неуклюж, белокур, космат, низкого роста, с широкими плечами, толстыми губами, с очень густыми, нависшими белобрысыми бровями, с нахмуренным лбом, с неприветливым, упорно потупленным и как бы чего-то стыдящимся взглядом. На волосах его вечно оставался один такой вихор, который ни за что не хотел пригладиться и стоял торчком. Лет ему было двадцать семь или двадцать восемь. Старался он одеваться чистенько, несмотря на чрезвычайную свою бедность. К Варваре Петровне опять не обратился за помощию, а пробивался чем Бог пошлет; занимался и у купцов. Раз сидел в лавке, потом совсем было уехал на пароходе с товаром, приказчичьим помощником, но заболел пред самою отправкой. Трудно представить себе, какую нищету способен он был переносить, даже и не думая о ней вовсе. Варвара Петровна после его болезни переслала ему секретно и анонимно сто рублей. Он разузнал, однако же, секрет, подумал, деньги принял и пришел к Варваре Петровне поблагодарить. Та с жаром приняла его, но он и тут постыдно обманул ее ожидания: просидел всего пять минут, молча, тупо уставившись в землю и глупо улыбаясь, и вдруг, не дослушав ее и на самом интересном месте разговора, встал, поклонился как-то боком, косолапо, застыдился в прах, кстати уж задел и грохнул об пол ее дорогой наборный рабочий столик, разбил его и вышел едва живой от позора. Жил он уединенно, на краю города, и не любил, если кто-нибудь даже из нас заходил к нему. На вечера к Степану Трофимовичу являлся постоянно и брал у него читать газеты и книги».

    Но еще более проясняется-открывается натура Шатова в его отношениях с Marie, вернувшейся к нему через три года и родившая у него в доме в день его убийства ребенка от Николая Ставрогина: «Три года разлуки, три года расторгнутого брака не вытеснили из сердца его ничего. И, может быть, каждый день в эти три года он мечтал о ней, о дорогом существе, когда-то ему сказавшем: «люблю». Зная Шатова, наверно скажу, что никогда бы он не мог допустить в себе даже мечты, чтобы какая-нибудь женщина могла сказать ему: «люблю». Он был целомудрен и стыдлив до дикости, считал себя страшным уродом, ненавидел свое лицо и свой характер, приравнивал себя к какому-то монстру, которого можно возить и показывать лишь на ярмарках. Вследствие всего этого выше всего считал честность, а убеждениям своим предавался до фанатизма, был мрачен, горд, гневлив и не словоохотлив. Но вот это единственное существо, две недели его любившее (он всегда, всегда тому верил!), — существо, которое он всегда считал неизмеримо выше себя, несмотря на совершенно трезвое понимание ее заблуждений; существо, которому он совершенно всё, всё мог простить (о том и вопроса быть не могло, а было даже нечто обратное, так что выходило по его, что он сам пред нею во всем виноват), эта женщина, эта Марья Шатова вдруг опять в его доме, опять пред ним… этого почти невозможно было понять! Он так был поражен, в этом событии заключалось для него столько чего-то страшного и вместе с тем столько счастия, что, конечно, он не мог, а может быть, не желал, боялся опомниться. Это был сон. Но когда она поглядела на него этим измученным взглядом, вдруг он понял, что это столь любимое существо страдает, может быть, обижено. Сердце его замерло».

    Читайте также:
    Вопрос греха и добродетели в романе «Преступление и наказание»: сочинение

    В центре романа — убийство Шатова «бесами» во главе с Петром Верховенским. Шатов, переменивший взгляды и попавший под сильнейшее влияние Ставрогина, намерен порвать с «нашими» и отдать им зарытую в парке типографию. Однако ж Петр Верховенский вовсе не собирается его отпускать, а, напротив, задумал его кровью скрепить остальных членов организации. Убийство происходит именно тогда, когда Шатов с возвращением жены и рождением ею ребенка обретает, наконец, смысл жизни, отбрасывает свои колебания между «верой» и «неверием». Шатов, как и сам Достоевский, всю жизнь проходил через «горнило сомнений». На вопрос Ставрогина, верует ли сам Шатов в Бога, тот отвечает: «Я… я буду веровать в Бога».

    Фамилия героя — «говорящая» и поясняется черновыми записями в рабочей тетради Достоевского: «Шатость во всем двухсотлетняя», «шатость, сумбур, падение кумира», «об обществе: или равнодушие или шатание».

    Основой трагической судьбы Шатова послужила судьба студента Петровской академии И. И. Иванова, однако ж подлинными прототипами этого образа можно назвать Н. Я. Данилевского и самого Достоевского. От автора герой унаследовал, в частности, отдельные черты внешности, религиозно-национальный пафос и автобиографичность отдельных сцен (восторг при родах жены, идолопоклонство и боль духовного подчинения в отношениях с прототипом Ставрогина Н. А. Спешневым).

    История создания

    История написания романа «Бесы» вмещает в себя интересные факты об авторе и его замысле:

    1. По самой популярной версии идея романа появилась у Достоевского после громкого «процесса нечаевцев». Группа студентов, состоявших в организации «Общество народной расправы», убила другого члена этой же организации – студента Иванова, который высказывался против лидера общества – Сергея Нечаева. Позже главарь банды пояснил, что убийство было важно идеологическим поступком, который намертво связям всех членов организации общей тайной и общим грехом. Потрясённый этой трагедией, Достоевский задумывал роман, как памфлет против прозападной интеллигенции как умеренной, так и радикальной. Однако со временем произведение в его глазах становилось всё глубже и глубже, становясь в один ряд с его самыми известными творениями.
    2. Изначально «Бесы» должны были стать частью единого романа-эпопеи, но из-за финансовых проблем автор не смог воплотить свой замысел. Федор Достоевский закладывал последнюю шаль жены, проигрывая в карты все сбережения. Поэтому его постоянный издатель Катков поставил жесткие условия, предусматривающие регулярную работу писателя. Только такой ценой ему давались щедрые авансы. И вместо большого романа автор выпустил пять книг: «Подросток», «Преступление и наказание», «Бесы», «Братья Карамазовы», «Идиот».
    3. Одна из глав («У Тихона»), где Ставрогин рассказывает старцу о растлении девочки, была запрещена в России и изъята из романа самим издателем. В ней было слишком много безнравственности, на его взгляд. Однако именно там мировоззрение Ставрогина сталкивается с христианской моралью Тихона, и читатель видит поражение «демонической личности».
    4. В романе можно найти отсылки к реальным людям. Так, в образе Карамзинова автор высмеял И.С. Тургенева. Он был не согласен с его либерально-западной идеологией и высмеял ее на страницах книги. Прототип Ставрогина — глава кружка петрашевцев, за участие в котором молодого Достоевского едва не казнили. Николай Александрович Спешнев был поразительно похож на героя романа (даже имя и отчество у них одинаковое). Шигалев, теоретик разрушения, впитал и выразил многие идеи анархиста М. Бакунина, рел которого Ф.М. Достоевский услышал на выступлении на европейском форуме. После него он писал своей племяннице:

    «А главное, огонь и меч, и после того, как все истребится, то тогда, по их мнению, и будет мир».

    Сюжет романа

    В провинциальный городок российской губернии приезжает сын старого либерала – Петр Верховенский. Он придерживается крайне радикальных мировоззрений, идейный вдохновитель революционного кружка. Здесь он собирает вокруг себя верных сторонников: философа Шигалева, «народника» Толкаченко, идеолога Виргинского. Верховенский пытается склонить на свою сторону и помещичьего сына Николая Ставрогина.

    «Кровавый Нечаев» обрел вторую жизнь в лице Верховенского. Он также замышляет убить Ивана Шатова, студента, мечтающего порвать с радикалами и донести на преступников.

    Главные герои

    Ставрогина Варвара Петровна – состоятельная помещица, отличающаяся высокомерностью и деспотичностью. Хозяйка большого поместья Скворешники и достаточно влиятельное лицо в губернии.

    Ставрогин Николай Всеволодович – сын Варвары Петровны, красивый молодой человек, избалованный женским вниманием.

    Верховенский Степан Трофимович – воспитатель сына Варвары, слишком добрый и мягкий, бесхарактерный человек, многим обязан Варваре Петровне.

    Верховенский Пётр Степанович – сын учителя, хитроумный юноша, создатель революционной группы. Несмотря на привлекательную наружность, вызывает у окружающих неприязнь из-за своего бесовского характера. По словам Николая, это «полупомешанный энтузиаст».

    Тушина Лизавета Николаевна – умная и красивая девушка, любит Николая, но считается невестой другого.

    Дроздова Прасковья Ивановна – мать Лизы, подруга Варвары Петровны.

    Маврикий Николаевич – капитан артиллерии, симпатичный и добрый человек лет тридцати, жених Лизаветы, простивший ей неверность.

    Шатов Иван Павлович – участник революционной группировки, разочаровавшийся в её лозунгах.

    Шатова Дарья Павловна – его сестра, молодая девушка, воспитанница Ставрогиной. Спокойная, скромная, склонная к романтическим поступкам.

    Лебядкин Игнат Тимофеевич – капитан, выпивает и сочиняет стихи, живёт на деньги сестры.

    Лебядкина Мария Тимофеевна – сестра Игната Тимофеевича, супруга Ставрогина, страдающая слабоумием.

    Шигалев, Липутин, Виргинский, Лямшин, Толкаченко – члены революционной группировки Верховенского.

    Критика

    Естественно, русская критика, в частности либерально-демократическая, отрицательно отреагировала на выход «Бесов», усмотрев в сюжете острую сатиру. Глубокое философское наполнение было рассмотрено как идеологическое предупреждение нечаевщины. Рецензенты писали о том, что исчезновение революционной инициативы повергнет общество в оцепенение и сон, а власть перестанет слышать голос народа. Тогда трагическая судьба русского народа никогда не изменится к лучшему.

    В работе «Духи русской революции» Бердяев выражает мнение о том, что нигилизм в понимании Достоевского можно трактовать как определённый религиозный взгляд. По Бердяеву, русский нигилист может представить вместо Бога самого себя. И хотя у самого Достоевского нигилизм больше связан с атеизмом, но в знаменитом монологе Ивана Карамазова о слезе ребёнка чувствуется острая необходимость человека в вере.

    Автор: Дарья Попова
    Интересно? Сохрани у себя на стенке!

    Жанр, направление

    В романе «Бесы» необычайно переплетаются такие качества, как хроникальность, суровый историзм мышления, философичность, но при этом писатель смотрел в будущее и говорил о том, что будет волновать и его потомков. Именно за данным романом надежно закрепилось обозначение: «роман-пророчество».

    Читайте также:
    Сочинение по роману Достоевского «Идиот»: сочинение

    Действительно, большинство читателей отмечает провидческий дар Достоевского, ведь в романе отражены проблемы не только того времени, но и вопросы сегодняшнего информационного общества. Автор проникновенно изображает основную угрозу для будущего общественности – замещение устоявшихся понятий на неестественные бесовские догмы.

    Направление творчества писателя – реализм, так как он изображает действительность во всем ее многообразии.

    Проблематика и система образов в романе «Бесы». Сатира и трагедия в романе.

    лол«Бе́сы» — шестой роман Фёдора Михайловича Достоевского, изданный в 1871—1872 годах. Решающим побудительным толчком для создания романа послужило так называемое “нечаевское дело” – убийство слушателя Петровской земледельческой академии И.П. Иванова пятью членами тайного общества “Народная расправа” во главе с С.Н. Нечаевым. Достоевский увидел в этом преступлении симптом жестокого общественного недуга с непредсказуемыми разрушительными последствиями. Он решил написать произведение, в котором хотел показать, насколько опасно это отрицание религии, морали, семейных, человеческих связей. Так родился замысел “Бесов”.

    2) Роль эпиграфов.

    В качестве эпиграфов к роману «Бесы» Достоевский использует фрагменты из двух произведений: отрывок из стихотворения Пушкина «Бесы» и притчу из Евангелия от Луки. Оба фрагмента имеют безусловное отношение к концепции романа Достоевского и проливают на нее свет. Первый из них как бы раскрывает настроение писателя, породившее его замысел, — его ужас перед хаосом современной социальной действительности, перед неясностью перспектив развития жизни; второй передает его надежды на грядущее «исцеление» общества, выход его к гармонии и нравственному здоровью.

    В первом эпиграфе картина смутного кружения в мареве метели созвучна роману. Достоевский предугадал ужасные, разрушительные последствия, которые несет “нечаевщина” и сопутствующая ей “шигалевщина”: вместо равенства – рабство, вместо свободы – казарма, вместо братства – всеобщий донос, ненависть и соединяющий всех страх. Однако “беснование” выражает себя не только в области политического радикализма. В “Бесах” читатель погружается в зыбкую атмосферу всеобщей охваченности тщеславием, гордостью, утратой твердых нравственных ориентиров, безверием. Именно в такой атмосфере кристаллизуются преступные идеи, не встречающие никакого общественного сопротивления. Роман приобретает черты подлинной трагедии. Подобно шекспировским хроникам, он завершается гибелью большинства основных действующих лиц: Ставрогина, Шатова, Кириллова, Лебядкиных, Лизы. Умирает и Степан Трофимович Верховенский, пережив перед смертью глубокое духовное озарение. Его последние слова обращены к России, которую он сравнивает с больным, одержимым бесами.

    Однако само сюжетное содержание «Бесов» эпиграфами никак не предуказывается. Гораздо в большей степени с содержанием этого романа и самым характером его образов корреспондирует народное сказание о Соломонии, одержимой бесами. Легенда эта, отличающаяся динамическим, драматичным сюжетом, с широко развитой системой эпизодов, содержащая обстоятельные описания, представляет собою своеобразный народный «оккультный роман», персонажами которого являются бесы. Их «нравы» и характеры раскрываются через повествование о кознях и интригах, сети которых они плетут вокруг Соломонии. Представления о бесах и их постоянной опасной деятельности, направленной против нравственности и веры, широко бытовали. Их истоки уходят в глубокую древность языческих культов, их живучесть поддерживалась двоеверием, с одной стороны, и мистико-религиозными концепциями христианства, с другой.

    Фактически весь роман «Бесы» посвящен разгадке тайны Ставрогина, так как душевная смута главного героя, его духовная раздвоенность захватывают сначала несколько его учеников, затем целые кружки и, наконец, весь город, и распад его личности символизирует для Достоевского религиозный кризис, переживаемый Россией. Писатель умело концентрирует все действие «Бесов» вокруг личности главного героя: экспозиция – Степан Трофимович Верховенский – духовный отец Ставрогина, четыре женщины – Лиза Тушина, Даша, Марья Тимофеевна, жена Шатова – все они часть его трагической судьбы; четверо мужчин – Шатов, Кириллов, Петр Верховенский, Шигалев – это идеи Ставро- гина, начавшие собственную жизнь, и, наконец, мелкие бесы – Виргинские, Липутин, Лебядкин, Эркель, Лямшин – их тоже породил Ставрогин. Теперь оказывается, что преступление, совершенное бесами в провинциальном русском городке, в сто крат страшнее злодеяния Раскольникова или разврата Свидригайлова, ибо ничего нет страшнее, по Достоевскому, чем принадлежность к подпольному коллективу, оправдывающему пролитие крови ни в чем не повинных людей. Одним из представителей революционного движения выступает Петр Верховенский. Политическая биография Петра Степановича туманна и темна. С одной стороны, он участвовал в составление какой–то прокламации и бежал в Швейцарию, с другой – регулярно по точному Женевскому адресу получал деньги из России, а спусти четыре года вернулся домой; стало быть, не стал эмигрантом и не был ни в чем обвинен. К тому же по городу упорно распространяется слух о том, что он покаялся перед правительством, назвав в числе прочего несколько имен революционеров. В основе организации, которую хочет создать Петр Верховенский лежит принцип беспрекословного подчинения центру. Человек, вступивший в организацию, теряет право на свободное принятие решений, отныне он полностью зависит от указаний сверху. Чтобы внутри группы не возникало инакомыслия, все члены призваны следить друг за другом.

    Верховенский убежден, что нет нравственных законов. Его цель – всемирная революция, разрушение балагана и утверждение равенства – социализма. У него есть теоретик – Шигалёв. Его теория – это пародия на сенсемонизм и фурьеризм( мечта утопического будущего, мечта о рае на Земле).. Теория: разделить общество на 2 части. Одна – получение свободы личности, вторая должна потерять личность, превратиться в стадо. Это общество доноса, слежки, все равны и все должны. Это общество – «равенство рабов». В качестве механизмов власти используются деспотические способы. Необходимо понизить образование, науки, таланты. Никаких высших способностей («потопить гения»). Всеобщее уравнивание. Рычагами власти выступают пьянство, сплетни, донос, разврат. Презрение к народу. Должен быть общий грех злодейства как залог единства. Это механизм власти и влияния. В лице Верховенского Достоевский представил тип политического авантюриста, заговорщика. Писатель вскрывает их психологию, их личные корыстные мотивы. В основе всего лежит безнравственность. Вскрываются механизмы политической авантюры.

    Жертвой становится Шатов – бывший член революционного движения, разуверившийся в их идеях. Как утверждают современники, Достоевский вложил в его уста свои собственные идеи. Прообразом его послужил И. И. Иванов, убитый «Народной расправой». Погибает от рук кучки Верховенского. Он не просто аппонент, он личный враг Верховенского. Шатов плюнул ему в лицо за предательство. Отсюда появилась личная месть – скрытый, личный мотив убийства.

    Ставрогин внушает Шатову идею верности народной нравственности, идею веры в бога. Через фамилию «Шатов» проводится проекция на духовную неустойчивость. До финала Шатов раздвоен между верой и безверием. К нему возвращается жена МарИ, беременная от Ставрогина. Он заботится о ней всей душой. На пике этой радости его убивают. Сцена его убийства наполнена мистическим ужасом. Он своим образом воплощает раздвоенность Ставрогина, его искания на протяжении всей жизни.

    Читайте также:
    Краткая хроника жизни и творчества Достоевского: сочинение

    Идею абсолютной свободы Ставрогин внушает инженеру Кириллову. Кириллов не входит в «пятёрку». Он считает, что нужно преодолеть свой страх через самоубийство. Самоубийство – это вызов Богу. Оно доказывает всемогущество человека. Он жертвует собой ради идеи стать ЧЕЛОВЕКОбогом ( «Кто посмеет себя убить – тот Бог»). Но его трагедия состоит в раздвоенности ума и сердца. Ум отрицает Бога, а сердце любит жизнь. Он убивает себя от безысходности (невозможности жить без бога).

    Самоубийство Ставрогина ничего не меняет, так как еще при жизни его постигла самая страшная кара – духовная смерть. Душа его разлагается, и ее гниение порождает духовных детей Ставрогина: Шатова, Кириллова, Петра Верховенского, Шигалева, а те в свою очередь порождают более мелких бесов и т. д. – бесовщина завертелась, закружилась в России.

    Жанровая специфика романа-предупреждения.

    В «Бесах», хронике двадцати лет и тридцати дней, все уди вительно совпало: летопись эпохи и сердечная поэма, наив ность рассказа и горячая любовь к России, буйная фантазия и строгий историзм мышления. Точка времени, изображенная в «Бесах», представилась Достоевскому одним из «всевыражаю- щих» пунктов. И не случайно именно за этим романом (больше чем за каким-либо другим произведением) прочно закрепи лось (приросло) определение: «роман-предупреждение», «роман-пророчество».

    «Бесы» – книга пророческая. Достоевский видел духовным зрением, что русская революция будет именно такой и иной быть не может. Он предвидел неизбежность беснования в революции. Русский нигилизм, действующий в хлыстовской русской стихии, не может не быть беснованием, исступленным и вихревым кружением. Это исступленное вихревое кружение и описано в «Бесах».

    В 1916 году Вячеслав Иванов в работе «Достоевский и роман- трагедия» (сборник «Борозды и межи») ввел понятие «романа-трагедии». Это понятие, подчеркивающее трагизм романов и мировоззрения Достоевского, особую драматичность построения, является во многом верным. Оно претерпело заметную эволюцию, очистилось от мистических оттенков первоначального употребления и стало рабочим термином советского литературоведения (его, например, придерживается Ф. И. Евнин). Несмотря на широкое распространение этого жанрового определения, оно далеко не бесспорно: так, концепцию романа-трагедии критикует М. М. Бахтин в книге «Проблемы поэтики Достоевского». Термин роман-трагедия не должен быть понимаем буквально: жанр Достоевского — это не «гибрид» романа с трагедией, а роман с чертами трагедии, которые очень ярко проявляются в концепции целого, композиции, в пространственно-временных отношениях и т.д.: прежде всего — роман. Выше уже приводилось замечательно глубокое определение Энгельгардта: роман Достоевского — это идеологический роман, роман «об идеях».

    Дата добавления: 2019-07-17 ; просмотров: 1341 ; Мы поможем в написании вашей работы!

    «В чем своеобразие характера главного героя романа Ф. М. Достоевского «Идиот»»

    В одном из писем Ф. М. Достоевский признавался в своем желании изобразить «вполне прекрасного человека». В то же время писатель сознавал, что задача эта чрезвычайно трудна. Воплощение прекрасного — это вопрос об идеале. Но в обществе, где происходит падение нравственности, где совершаются страшные преступления, такого идеала нет. Достоевский приходит к выводу, что «на свете есть одно только положительно прекрасное лицо — Христос». Следовательно, герой нового романа должен был максимально к нему приблизиться.

    В 1868 г. появляется роман «Идиот». В чудовищный мир денег, расчета и фальши приходит князь Лев Николаевич Мышкин — человек, наделенный исключительной нравственной чистотой. В его образе ясно ощущается авторский ориентир: Мышкин, подобно Христу, чужд эгоизма, свободен от гордыни, готов пожертвовать всем ради ближнего. Именно это, а вовсе не наличие психической болезни (идиотизма как такового в романе нет) и отличает князя от окружающих. Вокруг все помешаны на деньгах. Если Ганя Иволгин подумывает о женитьбе на Настасье Филипповне Ба-рашковой, точнее, о семидесяти пяти тысячах, которые получит в этом случае от Тонкого, то Мышкин появляется со скромным узелком, а, получив наследство, тут же раздает его. Поведение князя кажется странным, причем не только героям романа, но и нам, его читателям. А на самом деле оно наиболее естественно. Мышкин не творит собственных законов — он просто живет согласно учению Христа. Кому не известны слова: «Но кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и левую»? Но одно дело — проповеди, другое — следование им. Вот почему сдержанность князя так сильно действует на окружающих. Когда Ганя собирался ударить свою сестру Варвару, за нее вступился Мышкин, за что и получил пощечину от взбешенного Иволгина. «О, как вы будете стыдиться своего поступка!» — восклицает князь. Его кротость, евангельская реакция на пощечину потрясает.

    Источником духовного роста человека Достоевский считал пробуждение любви к ближнему. Другой «положительно прекрасный» герой писателя, Алеша Карамазов, замечает, что именно ближнего любить труднее всего, сложнее, чем человечество в целом. Мышкину же одинаково близки все люди, его сердце в равной степени открыто для каждого — будь то лакей в доме Епанчиных, «бунтующий» Ипполит, мечущаяся Настасья Филипповна, гордая Аглая или необузданный Рогожин. Любовь для Мышкина — «начальная и конечная точка духовного света» (А. П. Скафтымов), позволяющая увидеть в людях то, чего не замечают другие, что скрыто за гордостью и самолюбием. Настасья Филипповна для всех — женщина ослепительной красоты и экзальтированного поведения. Мышкина же при взгляде на ее портрет изумляет не столько ее незаурядная внешность, сколько выражение затаенного страдания, контраст между «необъятной гордостью, презрением, почти ненавистью» и простотой, даже наивностью. И если в Рогожине все видят «мужика» в грязных сапогах, то Мышкину открываются страдания Парфепа из-за унижения его «королевой», внутреннее смятение, глубинная причина которого — потеря веры. Христианское великодушие князя, его способность понять чужую душу, простить ее и полюбить изумляют окружающих настолько, что побуждают их к откровенности и вызывают к жизни светлые стороны человеческой души.

    Почему же главным героем своего романа Достоевский избрал «идиота»? Я думаю, здесь имеет значение не сама болезнь, а образ жизни, его обусловленный. Нравственно прекрасным человеком, по Достоевскому, может быть только тот, кто вырос вдали от общества, тот, чье сознание не Замутнено эгоистическими интересами. Удивительно, но человек, наделенный психическим заболеванием, оказывается необыкновенно здоровым нравственно. Важна и этимология слова «идиот». Оно греческого происхождения, означает «частное лицо, несведущий человек, невежда». Действительно, Мышкин — «частное лицо», поскольку не подвержен общим заблуждениям. В определенном смысле он и невежда: ему незнакомы «умственные» теории, он живет сердцем. Мысль эта — о важности «сердечного» ума — была чрезвычайно важна для Достоевского. Именно неведение и ценят герои романа в Мышкине. Любовь людей к нему — это любовь к неизвращенным нормам, тоска по первозданной чистоте.

    Читайте также:
    Тема маленького человека в романе Ф. М. Достоевского Преступление и наказание: сочинение

    Сильное и мучительное впечатление произвел на меня финал романа. Кажется странным и непонятным: почему князь, несущий свет и добро, не смог уберечь от беды Настасью Филипповну и Рогожина, а сам навсегда оказался погруженным в безумие? Каждый человек является носителем добра и зла. Мышкин вызывает к жизни светлые чувства людей, тем самым давая понять, что в их душе присутствуют обе стихии, что существует свобода выбора. Жертвой такого выбора и становится Мышкин. Однако я не воспринимаю финал «Идиота» как поражение героя, а значит, не может идти речь о бессмысленности и безнадежности идеалов. Я считаю, что можно говорить о духовном воскресении Рогожина и Настасьи Филипповны.

    Образ и характеристика Мышкина в романе Идиот Достоевского сочинение

    Ф.М. Достоевский написал великий роман «Идиот», когда переживал не лучшее время в своей жизни. Он много раз писал и переписывал произведение. Достоевскому хотелось создать идеального человека. Чтобы он был положительным во всех отношениях. И надо сказать у автора это получилось.

    Князь Мышкин Лев Николаевич – главный герой романа «Идиот». Внешне довольно симпатичный молодой человек. Он выше среднего роста. Блондин с густой шевелюрой, большими голубыми глазами и остренькой бородкой такого же цвета как волосы. Особо подчёркнуты у Льва Николаевича взгляд и голос. Во взгляде сквозит что-то тихое и тяжёлое». Голосом он тоже наделён тихим.

    Впервые читатель знакомиться с князем Мышкиным, когда тот возвращается из Швейцарии, чтобы уладить дела с наследством. Общество, в которое он попадает, принимает его по-разному. Кто-то соглашается с его взглядами, кто-то спорит, а кто-то считает его странным, или просто идиотом.

    Странным князь был из-за того, что пытался во всём и во всех найти хорошее. В людях он искал детские проявления. Он считал их чистыми и, доверчивыми и простодушными. В нём самом, в его характере прослеживаются черты ребёнка. Князь верит в чудо преображения. То есть люди ещё могут понять и оценить доброту. Что им удастся прозреть. Мышкин верит в то, что рай на земле возможен. Но, не смотря на репутацию странненького, князь Мышкин легко может расположить к себе собеседников. Его с удовольствием слушают. Людей подкупает его откровенность и чистосердечность. Князь умеет слушать. Умеет уделить внимание каждому, кто нуждается. Готов удовлетворить любопытство собеседников.

    Лев Николаевич очень любит природу. Природа у него ассоциируется со счастьем. «Я не понимаю, как можно проходить мимо дерева и не быть счастливым»- говорит князь высоким сановникам и генералам, рассуждая на тему великого счастья на земле. Мышкин приводит много примеров того, в каком случае человек должен и может быть счастливым. Счастье, по словам князя Мышкина, это любящие и любимые глаза, утренняя заря, выросшая трава и т.д. своими рассуждениями он пытается добиться того, чтобы народ начал видеть прекрасное. Ведь в мире так много замечательных вещей.

    Однако Мышкин не лишён переживаний. Ему грустно за общество. Он понимает, что в мире много корысти и жестокости. Он много рассказывает о смертной казни. Размышляет в разговорах о тех, кого казнили, об их последних мыслях и желаниях. Князю больно за людей.

    Лев Николаевич Мышкин – это искренний, сострадающий, понимающий все человеческие пороки, желающий помочь всему миру – словом, идеальный герой. Сам автор назвал его «князь Христос». Только в отличие от сына бога, князь Л.Н. Мышкин был не чужд мирским страстям. Он был влюблён, мог испытывать противоречивые чувства присущие обыкновенному человеку.

    Таким образом, Мышкин не смотря на противоречивость своих чувств, подобно богу-Христу хочет чтобы все люди были счастливы. Однако люди находятся под властью различных обстоятельств и страстей. И князю одному не справится с такой задачей. Ведь он просто человек. Именно поэтому стремление помочь миру и невозможность совершить чудо приводит князя к гибели.

    2 вариант

    В произведении Достоевского “Идиот” одна из главных идей, это путь, который должен пройти человек ради достижения душевной гармонии. Автор собрал всех представителей современного общества, отличимые друг от друга в взглядах на действительность, однако с совпадениями в взглядах в некоторых положительных и отрицательных действиях.

    Мышкин выступает главным героем произведения, который возвращается домой после лечения за границей в клинике для душевнобольных. Автор делает данного персонажа уникальной и закрытой личностью до такой степени, чтобы этот человек казался новым для света. Главная идея романа – опровергнуть факт того, что идеалом человека служит искренняя любовь к самому себе, однако исходя из природы человека, он никогда не сможет дойти до такой степени, так как рано или поздно люди дают частичку себя нуждающимся.

    Князь Мышкин задуман как личность, приближенная к идеалу Христа. Все это задумано с целью показать читателю насколько сильно отошло от поставленного идеала, и провести эксперимент: увидеть мир с точки уникальности, сравнивая его с идеалами Христовой проповеди. У главного героя можно заметить множество схожестей с евангельским Христом. Но у Мышкина совершенно нет никакого мистицизма в повседневной жизни. Он не страдал физически ради людей и не был послан провиденциальными силами. Его цель – не спасти людей, которые приняли веру в Бога, а более подходящая герою его времени. Мышкин ищет настоящего человека в подлинном обличии и помощью униженных. В главном герое заметен Иисус Христос, так как он, словно Иисус, живет с целью как можно больше помочь кому-то, несмотря ни на какие жертвы.

    В один прекрасный момент он оказывается в схожей с Иисусом ситуации: ему не доверяют и испытывают. Однако он продолжает любить людей и сострадать к ним, что является настоящей гармонией чистой души. Его можно было бы назвать “Не от Мира Сего”, но он человек, с полными человеческими качествами. Мышкин влюбляется сразу в двух девиц. Одна из них, чтобы доказать свою любовь к Мышкину, бежит от него, попав под нож – пример, схожий с идеологией главного героя. Вследствие чего вновь пускается во сострадание, в который раз становясь причиной кого-либо горя.

    Читайте также:
    Дневник Раскольникова: сочинение

    Мышкина стоит расценивать как идеал сентиментальной личности, которая страдает и терпит ради людей.

    Князь Мышкин

    Роман Фёдора Михайловича затрагивает проблемы морали и нравственности. Современный человеческий мир настолько разложился, что подлые действия, обман и ложь стали обыденными в жизни каждого человека.

    В момент написания романа писатель сам находился в тяжелой жизненной ситуации. Ему нужны были деньги. Несмотря на этот факт автор хотел написать качественное произведение. Он очень боялся, что его детище будет не таким.

    Фёдор Михайлович поднимает тему идеального человека. На первый взгляд может показаться, что в описании идеала нет ничего сложного. Однако, взявшись за подобную идею, многие писатели понимают, что не могут изобразить идеал. Они бросали начатую работу. К радости, Достоевский не относится к их числу. Он перебирает множество произведений, подбирает положительные качества известных героев.

    Идеалом для написания образа князя стал Иисус Христос. Он был единственным, кто сосредотачивал в себе все необходимые черты. Христос – Бог и человек, способный понять чужое горе, облегчить страдания и принести утешение. Он не выставляет свою праведность напоказ, не отделяется от грешников, а наоборот идёт к ним. Христос не смотрит на мнение духовенства, а делает так, как считает нужным.

    Характер главного героя наделён чертами Божественного идеала. Однако, жизнь его полна забот, проблем и нерешенных вопросов. Князю двадцать шесть лет. Четыре года он провёл в Швейцарии, где проходил лечение. До этого герой столкнулся с наследственными вопросами, которые истрепали его нервы.

    Главный герой последний представитель своего рода. У него было тяжелое детства. Мышкин рано стал сиротой, страдал падучей болезнью. Удивительно, но несмотря на все невзгоды, герой не утратил способности видеть прекрасное в окружающем его мире. Он очень любил природу, находил в ней гармонию и успокоение.

    Герой свято верит, что людей можно изменить. Для этого им необходимо духовно прозреть, тогда они сами захотят стать другими. Будучи в Швейцарии, Мышкин смог убедить в этом детей. В главном герое очень много детских черт. Он наивен, простодушен и чист.

    Князь сильно выделяется на фоне окружающих его людей. Он пытается нести чистоту и благородство. В отличие от монахов, главный герой идёт в люди и пытается личным примером показать, как правильно поступать. Он всегда готов выслушать и прийти на помощь.

    Князь Мышкин способен видеть красоту природы, восхищаться нежными взаимоотношениями влюбленных. Герой способен находить хорошее, в отличие от остальных, которые видят только плохое.

    Другие герои заботятся только о себе и своих желаниях. Их не волнуют нужды и вопросы окружающих персонажей. Князь Мышкин, даже когда ему самому было очень сложно, помогал другим. В итоге, его нервная система не выдержала перенапряжения.

    Неслучайно автор назвал произведение таким словом как «Идиот». Правильный человек на фоне подлых, мерзких и развращенных людей будет казаться ненормальным. Окружающие не понимают причины его поступков, ведь им близки только эгоистичные мотивы.

    Характеристика и образ

    Фёдор Михайлович Достоевский является автором произведения Идиот. Главная цель, которую преследовал автор на протяжении написания всего произведения, так это создание идеального персонажа у которого, не существовало бы значимых недостатков. Много раз он пытался начать произведение и много раз прекращал его написание, но всё же спустя долгое время, ему удалось написать рассказ и воссоздать картину человека, у которого были все достоинства положительными. Несмотря на все трудности у автора получилось создать героя, который бы полностью его удовлетворил.

    Главным героем произведения он сделал Мышкина Льва Николаевича, это молодой человек у которого, весьма привлекательная внешность, у него густые блондинистые волосы и бородка цвета его волос. Он среднего роста и несмотря на свою статность, является тихим молодым человеком.

    Первый раз главный герой появляется, когда приезжает из Швейцарии в которой, проживал достаточно долгое время, для того чтобы уладить все вопросы связанные с наследством. Несмотря на свою образованность и интеллигентность, он не у всех завоевал доверие и уважение, его взгляды принимали все по-разному, кто-то считал что он говорит умные вещи ,для кого-то они были непонятными, а кто-то считал его полным глупцом не понимающим ничего в смысле жизни.

    Главный персонаж является по сути маленьким ребенком, который верит что все люди добрые и искренние. Он верит, что рай на земле возможен и для этого необходимо всего лишь изменить своё отношение к окружающим себя людям. Со многими людьми он общался очень добросердечно и ему удалось расположить к себе немалое количество народа. Люди с удовольствием готовы узнать его мнение и выслушать речи, которые он ведёт.

    Лев Николаевич очарован окружающей природой, которая окружает его, главной ценностью его жизни это то что вокруг него находится потрясающие пейзажи. Многих людей он старается убедить в том что, всю эту природу необходимо ценить, любить и ухаживать за ней, для того чтобы поддерживать её состоянии на протяжении многих лет. Он не понимает, как люди не могут восхищаться окружающими их деревьями и проходить мимо не обращая внимания на прекрасное солнце.

    Самое важное, что он желает, чтобы все люди в мире начинали жить сплочённо и были добры по отношению друг к другу.

    Также читают:

    Картинка к сочинению Образ и характеристика Князя Мышкина в романе Идиот

    Популярные сегодня темы

    У каждого наверняка был в школе такой день, который можно смело назвать лучшим! У одних это день, когда в дневнике стояли одни пятерки, у других – день, когда в столовой давали шикарные булочки

    Что значит для меня выражение «мой дом»? Это не просто стены окружающие меня, потолок над моей головой и пол под моими ногами. Нет, это не самое главное. Самое главное для меня – это та окружающая атмосфера, в которой мы живем.

    На картинке мы можем видеть, как неумело мальчик рубит дрова. Сразу видно, что никто не учил его этому и взялся он за это дело в первый раз.

    Есть такие люди, говоря о которых, в сердце каждого человека просыпается чувство гордости, благодарности и безмерного уважения – это ветераны.

    Произведение является одной из составных частей прозаического цикла писателя под названием «Записки охотника», рассматривающей в качестве основной тематики человеческие взаимоотношения, возникающие между мужчиной и женщиной.

    Читайте также:
    Почему «переступивший» Свидригайлов покончил с собой, а Раскольников — нет? (по роману Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»): сочинение

    Сочинение: В чем своеобразие характера главного героя романа Достоевского Идиот

    Проблема положительного героя всегда была актуальна для русской литературы. Многие писатели девятнадцатого века пытались создать образ такого героя, но сама жизнь, реальность того времени была такова, что герой становился либо «лишним человеком», как у Пушкина, Лермонтова, либо соотносился лишь со временем декабристов, как у Толстого в романе «Война и мир». Создание положительного героя второй половины девятнадцатого века оставалось задачей для писателей.

    И Достоевский пытается эту задачу решить в романе «Идиот», создав образ князя Мышкина, человека душевнобольного, стоящего вне обычных правил, представлений и норм поведения. В одном из писем Достоевский говорил, что его «давно уже мучила… идея… изобразить вполне прекрасного человека», в черновиках своего героя он называл «князь Христос», тем самым подчеркивая основное в Мышкине — его самопожертвование, его отказ от личного счастья ради других людей. Герой романа получился настолько оригинальным, непохожим на других, что до сих пор не потерял актуальности и вызывает интерес у читателей.

    Даже внешность князя Мышкина неординарна: «Глаза его были большие, голубые и пристальные; во взгляде их было что-то тихое, но тяжелое, что-то полное того странного выражения, по которому некоторые угадывают с первого взгляда в субъекте падучую болезнь». Неслучайно автор наделяет своего героя той же болезнью, что страдал и он сам, потому что хочет подчеркнуть непохожесть князя Мышкина на других персонажей. В начале романа нас поражает простота Мышкина, удивительная искренность и правдивость, присущая скорее ребенку, чем взрослому человеку. Когда он приходит к своим родственникам Епанчиным, разговаривая с лакеем, который, посмотрев на потрепанную одежду и узелок князя, не хочет его пускать, он говорит: «Доложите, что князь Мышкин, и уж в самом докладе причина моего посещения видна будет. Примут — хорошо, не примут — тоже, может быть, очень хорошо». Камердинер сначала пришел в полное недоумение, потому что не привык, что люди могут быть так откровенны со слугами. Когда же Мышкин рассказывает ему о смертной казни, которую он видел во Франции, рассказывает о той муке, которую переживает преступник за те минуты, когда ждет смерти, камердинер «главное понял, что видно было даже по умилившемуся лицу его». В словах Мышкина о смертной казни проявляется вся его человечность, способность переживать чужие страдания, как свои. «Об этой муке и об этом ужасе и Христос говорил. Нет, с человеком так нельзя поступать!» — говорит он.

    Своеобразие Мышкина особенно ярко проявляется в столкновении с другими персонажами романа, которые издеваются над ним, в глаза называют идиотом, потому что не способны понять величие его души, его удивительное человеколюбие, благородство и всепрощение. Герои романа по-разному относятся к нему: генеральша Епанчина сразу принимает его детскую душу, потому что в ней самой много детского, а такие персонажи, как Ганя Иволгин, Лебедев, Бурдовский, Ипполит не могут простить князю нравственного превосходства его над ними. Основной сюжет романа строится на взаимоотношениях князя с двумя женщинами: Настасьей Филипповной и Аглаей Епанчиной. Эти отношения очень сложные и противоречивые, и только один человек жертвует здесь собой — князь Мышкин. Ни Настасья Филипповна, полная непрекращающегося страдания за свою поруганную и растоптанную душу, ни Аглая, в своей гордыне не желающая уступать сопернице, не хотят подумать о последствиях своих поступков, в результате чего и происходит убийство Рогожиным Настасьи Филипповны, а князь сходит с ума, просидев с Рогожиным ночь у ее тела. А ведь обе они любят князя, который разрывается между любовью к Аглае и всепоглощающей жалостью к Настасье Филипповне, ради нравственного воскрешения которой он хочет пожертвовать собой, женившись на ней. Потрясающая сцена на вечере у Настасьи Филипповны, когда она бросает в огонь деньги, привезенные ей Рогожиным, а князь делает ей предложение, заканчивается ее отъездом с Рогожиным и ее словами: «Прощай, князь, в первый раз человека видела!» Настасья Филипповна не может принять его жертву, понимая, что он предлагает ей брак из величайшего сострадания к ней. Никто из присутствующих не понимает мотивов поведения Мышкина, над ним смеются. Позднее, когда Мышкин получает большое наследство, он раздает все долги, настоящие и мнимые, хотя мог бы этого не делать, он дает деньги всем, даже заведомо обманывающим его людям, например, мнимому сыну Павлищева, зная, что он никакого отношения к Павлищеву не имеет. Окружающие не понимают, почему князь, видя их обман, понимая, что они в глаза ему лгут, прощает их. Лишь Аглая глубже других понимает Мышкина, потому что полюбила его, она считает его «за самого честного и самого правдивого человека, всех честнее и правдивее». Ей же принадлежат рассуждения о двух умах, раскрывающие глубинный смысл названия романа: «Если говорят про вас, что у вас ум…то есть, что вы больны иногда умом, то это несправедливо; я так решила и спорила, потому что хоть вы и в самом деле больны умом (вы, конечно, на это не рассердитесь, я с высшей точки говорю ), то зато главный ум у вас лучше, чем у них всех, такой даже, какой им и не снился, потому, что есть два ума: главный и не главный».

    Еще один герой помогает увидеть всю сложность и трагичность образа Мышкина — Рогожин. Несмотря на веру князя в лучшее, что есть в душе Рогожина, несмотря на все попытки пробудить в нем духовность, темная сторона его натуры берет верх: он убивает Настасью Филипповну, не сумев совладать со своей мрачной любовью-страстью. Лишь один Мышкин способен любить людей христианской любовью, но она не спасает его от гибели: его рассудок не выдерживает той силы ненависти, зависти, лжи, которая накопилась в этом мире. Там, где царит культ чистогана, насилия, злобы, нет места заветам Христа и нет места князю Мышкину.

    Трагичность образа Мышкина, его детская вера в лучшее, что есть в душах людей, делает этот образ очень своеобразным, непохожим на других. «Положительно прекрасный человек», созданный мастерством Достоевского, остается до сих пор единственным в русской литературе.

  • Рейтинг
    ( Пока оценок нет )
    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Добавить комментарий

    ;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: