Смысл названия романа Преступление и наказание: сочинение

Сочинение на тему: Смысл названия романа «Преступление и наказание»

Сочинение.
Смысл названия романа «Преступление и наказание»

Великий русский писатель Федор Михайлович Достоевский стремился показать пути нравственного обновления человеческого общества. Человек — это тот центр жизни, к которому прикован взгляд писателя. “Преступление и наказание” — это роман Достоевского, который уже более столетия служит поводом для напряженных раздумий о цене человеческой жизни, о моральных границах своеволия, о том, сколько в человеке от дьявола, а сколько — от Бога. Уже с первых страниц романа можно почувствовать всю тяжесть и безысходность жизни его главного героя. Бывший студент Раскольников обитает в каморке «под самой кровлей высокого пятиэтажного дома». Главные качества изображенного в романе пространства — теснота и узость. Герой, попавший в такое пространство, чувствует духовную пустоту и одиночество: “… он был в раздражительном и напряженном состоянии… углубился в себя и уединился от всех…” На протяжении всего романа Раскольников будет томиться, эгоистично отгораживаясь от других людей, и лишь в конце выйдет на перекресток, то есть открытое пространство, чтобы просить прощения у всего мира. С этого момента начнется его духовное воскрешение. Но пока Родион, словно в бреду, мечется по грязным улицам Петербурга, вонючим лестницам и чердакам, мрачным распивочным. Герой за думал совершить действие, которое полностью изменит его жизнь. Эта мысль зародилась у него тогда, когда он заложил у старухи-процентщицы кольцо — подарок сестры. Раскольников тогда испытал ненависть к вредной и ничтожной старушонке, наживающейся на чужой беде. Старуха и у читателя вызывает негативные ощущения: она недоверчиво рассматривает посетителя, не желая поначалу его пускать, глаза у нее сверкают в темноте, она кашляет и кряхтит, а шея ее напоминает “куриную ногу”. И вот у Раскольникова появилась мысль, которая привела его к преступлению. Он случайно слышит разговор студента с офицером о «глупой, бессмысленной, ничтожной, злой, больной старушонке, никому не нужной и, напротив, всем вредной». Студент говорит, что убийство старухи не будет преступлением:-»Одна смерть и сто жизней взамен — да ведь тут арифметика!» Эти слова врезаются в память Родиона. Затем в трактире Раскольников слушает исповедь пьяного Мармеладова и узнает о его дочери Сонечке, которая продает себя ради спасения семейства. История Сони Мармеладовой перекликается с судьбой Дуни, сестры Раскольникова, отдающей свою руку нелюбимому человеку ради «бесценного Роди». Символы вечной жертвы предстают перед воображением героя: «Сонечка. Сонечка Мармеладова, вечная Сонечка, пока мир стоит!» Обстоятельства внешней жизни и идейные побуждения героя дают в результате цельную философию “права” новоявленного Наполеона. Если пушкинский Герман из “Пиковой дамы” — человек действия, у которого страсть к богатству переходит в навязчивую идею, то Раскольников не таков. У героя Достоевского, напротив, идея становится страстью. Он живет своей идеей, оттачивает ее,, ради нее совершает страшный “эксперимент”. Но ложная идея не может служить цельной личности, поэтому она вносит раскол во внутренний мир человека. Не случайно писатель выбрал для своего героя фамилию Раскольников. Раскольников живет как бы двойной жизнью: реальной и логически абстрактной. Ему трудно отличить явь от бреда. Внутренние устои в нем разрушены. Он предстает опустошенным нравственно человеком еще до преступления, ведь он не раз мысленно совершает убийство старухи-процентщицы. Раскольников приходит к мысли, что именно ему предстоит «взять кровь на себя». Он считает, что имеет право на это. Кумир Родиона — властелин, не знающий сомнения. Его идеал — свобода и “власть над муравейником”. Стремление утвердиться в этой мысли приводит Родиона к преступлению в жизни. Момент убийства — начало краха теории Раскольникова. Весь месяц от убийства до признания герой романа испытывает нравственные мучения, борется с самим собой. Не сразу к нему приходит понимание ужаса содеянного. Вначале Родион мучается вопросом: смог ли он переступить черту, отделяющую человека от «твари дрожащей». Ему трудно осмыслить все в одиночестве, и Раскольников идет к людям, рассказывает свою жизнь Соне. Соня заставляет Родиона по-новому посмотреть на свое деяние. Сонечка Мармеладова отказывает герою в нраве решать человеческую судьбу, быть судьей, дающим право на жизнь или несущим смерть. Раскольников начинает осознавать ошибочность своей идеи: «Тою же дорогою идя, я уже никогда более не повторил бы убийства». Не старуху, а самого себя губит Родион. Теория Раскольникова рушится стремительно Он рассказывает об убийстве Свидригайлову, но тот только изумляется, почему Раскольников испытывает мучения. «Мы одного поля ягоды», — говорит Свидригайлов, приводя бедного юношу в ужас. Свидригайлов полагает, что Раскольников взялся не за свое дело, что он не убийца по складу своего характера. Как философия Лужина, который способен растоптать, нравственно уничтожить человека, так и цинизм Свидригайлова глубоко возмущают Раскольникова. Он негодует: «…Доведите до последствий, что вы давеча проповедовали, и выйдет, что людей можно резать». Но теория Родиона тоже разрешает проливать кровь. И тогда Раскольников окончательно осознает, что совершил преступление. Достоевский выявил губительное воздействие ложной, индивидуалистической идеи на сознание человека. Таким образом, не только “среда” способна влиять на поступки человека, но мысль, идея. Возмущение социальной несправедливостью получили извращенное, ложное решение. Протест Раскольникова против вселенского горя обернулся эгоистическим самоутверждением, анархическим бунтом. Достоевский показал, что буржуазная философия индивидуализма приводит к преступлению. Идея зла во имя добра терпит крах. Признание Раскольникова открывает путь к спасению человеческой души. Душевные мучения Родиона, которые приводят к покаянию, помогают ему избежать участи Свидригайлова. Раскольников идет на каторгу. Он еще нравственно болен, ему многое надо пережить и осмыслить, чтобы излечить свою душу, прийти к пониманию истинной ценности человека, идеи всеобщего добра.
Таков путь Раскольникова от преступления к наказанию. Страшной теории сверхчеловека Достоевский противопоставляет идеалы гуманизма, любви и всепрощения. В нравственном совершенствовании видит писатель идеал человека и общества, в котором нет места насилию и злу.

Читайте также:
В чем своеобразие характера главного героя в романе Достоевского Идиот: сочинение

Сочинение Смысл названия романа Преступление и наказание (10 класс)

На самом деле, роман Достоевского имеет подобное название неслучайно. Родион Раскольников выдвигает теорию, которой сам же и следует – в его понимании люди делятся на большинство («дрожащих тварей») и меньшинство – сильных личностей, способных вершить любые деяния, не опасаясь за это кары.

Основным критерием здесь служит нравственность. Юноша полагает, что сильным личностям закон не писан. Однако он ошибается. Ведь за жестокое убийство старухи – процентщицы его настигает вполне реальное и объяснимое наказание.

В связи с этим некогда казавшаяся прочной, теория, «трещит по швам». Однако Раскольников слишком поздно понимает это. Единственным результатом его преступления стало отстранение от общества. Что же касается «идеалов», которые он стался отстоять – они канули в небытие.

Пребывая в разрыве с людьми и Богом, Родион считал, что убийство могло что-то изменить. И забывал о простой, но весьма действенной аксиоме «за каждым преступлением всегда следует наказание».

Несмотря на все старания, Раскольников был не в силах изменить мир, людей и существующий строй. Он лишь пустил под откос собственную жизнь ради неких призрачных и неверных ценностей.

Теория оказалась не такой уж действенной. Нравственным антиподом Раскольникова можно назвать Сонечку Мармеладову, которая смирилась с Богом и посмотрела на жизнь по – новому. К слову, она предлагала разделить свои убеждения и Родиону и отчасти повлияла на образ его мыслей. Тем не менее, и Соня, и Родион оставались одинокими – ведь каждый из них пожертвовал своими принципами, совершил преступление против своей души.

На протяжении всего творения автор открывает глаза на заблуждение героя, стараясь показать читателю тот факт, что подобные действия и доктрины неспособны принести каких-либо позитивных результатов.

Ведь как невозможно созидание путем разрушения, так и невозможна счастливая, лучшая жизнь, к которой человек старается прийти через преступление – преступление против себя, против общества, против морали, против этических ценностей.

Конечно, с одной стороны мотивы Родиона кажутся благими – но, возможно, борьбу с несовершенствами существующего уклада стоило вести иными средствами. Ведь, как показал опыт героя, ничего, кроме погубленной жизни, из этого не вышло.

Тем не менее, Родиона нельзя оправдывать – ведь какими бы ни были причины, преступник навек остается преступником. Хоть в определенный момент Достоевский выводит на передний план мотив некоего «воскрешения» – это означает, что герой осознал свою ошибку. Но, увы, было уже слишком поздно…

Вариант 2

В название своей книги Достоевский вложил полярные оппозиции, в какой-то степени тезис и антитезис, из которых, как известно по законам диалектики, предполагаемо, но практически неизбежно, возникает синтез. Автор указал на неразрывную связь феноменов, который всегда действуют в паре.

Даже если какой-либо негативный поступок не отыскивает последствий, то возмездие приходит в человеческой душе в форме терзаний и взываний совести. Для Достоевского эта неразрывность связи является очень важной концепцией, так как указывает на одну из основных мыслей произведения.

Если есть нечто запретное, нечто неизбежно связанное с наказанием, то есть и высший закон, некие постулаты, которые не следует отрицать никому. Далее эта мысль может служить и доказательством бытия Господа. Ведь может ли кто-то иной вложить такую связь в человеческие сердца?

Вообще, в книге довольно много полярностей, между которыми автор пытается отыскать истину: практически святая Мармеладова, работающая проституткой, двойная классификация людей по Раскольникову и многое другое. Все эти противоположности неоднозначны они не дают точного и ясного понимания, где именно «хорошо и плохо». К примеру, Свидригайлов или Лужин являются коварными убийцами, но, по сути, они относятся к «необыкновенным людям», возникает противоречие в самой полярности.

Также и название включает нечто подобное, ведь, согласно рассуждениям самого главного героя, есть люди, которые могут преступать, но не нести при этом ответственности. Есть ли такие люди в действительности – вот, что хочет выяснить Достоевский. Возможно ли преступить тот самый принцип, некую черту, которая отделяет «тварей» в своеобразном загоне от людей более высокого порядка?

Сам автор в некоторой степени эту мысль опровергает, он самим названием указывает на неразрывную связь, где есть нарушение, там будут последствия, иначе не существует, остальное – только умствования, обуславливаемыми различными обстоятельствами различных людей. В этом смысле Достоевский старается придерживаться позитивного воззрения и, на мой взгляд, продвигает идею высшего закона и справедливости, своеобразной мировой гармонии, которая, так или иначе, проявляется всегда и во всем. Этот принцип, вероятно, также выражается и в простой народной мудрости, пословицах наподобие «Бог – не фраер» (простонародное, но довольно точное) или «Бог – не Тимошка, видит немножко».

Сочинение Смысл названия романа Преступление и наказание

Произведение Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание» причисляется к рангу известных «И» творений («Отцы и дети» И.С.Тургенева, «Война и мир» Л.Н.Толстого). В подавляющем большинстве, в их названии передаётся основная мысль всей литературной работы.

Поэтому, творческий труд Достоевского складывается из двух составляющих: преступление Раскольникова, после – расплата, в виде наказания. Проанализируем преступные деяния Родиона Романовича с различных направлений. В первую очередь, применительно к правовым нормам. Он убил два человека – пожилую женщину ростовщицу и Лизавету (которая ожидала ребенка). С нравственной позиции – он решился причислить себя к наивысшей публике (не стоит забывать, что на физическое устранение главный персонаж пошел для того чтобы узнать, к какой группе людей он имеет отношение – к «обыкновенным» или всё-таки «право имеющим»). Родион Романович перешагнул через высокую нравственность души, через милосердие, человечность, сострадание. В этом его можно сопоставить с Соней – она также очутилась по ту черту морали. Но в то же время они не лишились нравственных человеческих качеств, как Свидригайлов, который стал безразличным и к хорошему, и к плохому. Раскольников сам был согласен, что преступное деяние его заключается не в насильственной смерти двух людей: «Разве я старушонку убил? Я себя убил, а не старушонку!». В любовном произведении Достоевского преступное деяние воспринимается в общем плане – «преступление» через нравственные законы, через моральные права человека.

Читайте также:
Средства художественного изображения внутреннего мира человека в романе Ф. М. Достоевского Преступление и наказание (Особенности психологизма): сочинение

Расплата Раскольникова наступает после того как произошло преступление и выдерживается до заключительных строк. Первым делом оно выражается в сердечных страданиях. Раскольников страдает, кидается из крайности в крайность, даже падает в обморок, пребывая в офисе. Некоторое время его охватывала боязнь, нервное самочувствие персонажа проявлялось в сновидениях Родиона Романовича. Раскольников сам себя проучил – он не сумел хладно переступить через свершенное кровопролитие, не сумел хладнокровно принять содеянное. Соня Мармеладова знала, как мучился Родион. Она видела его несчастливым, сопереживала ему, хотела помочь ему в покаянии. Дальше началась «реальная» расплата – каторжные работы. Этот сложный крест на свои плечи вместе с Раскольниковым взяла на себя Соня. Тем не менее, даже на каторжных работах главный персонаж не стал каяться. Это случилось только после года нахождения на каторге. «Соня и любовь сломали» – сложено в рукописях Достоевского. Истинная любовь девушки, её содействие поспособствовали Раскольникову выбраться на правильный жизненный путь.

Таким образом, в любовном произведении Достоевского преступление и наказание основного действующего лица – главный базис всей литературной работы. Сквозь мучения писатель приводит собственного героя к раскаянию, к сожалению. Автор утверждает, что замыслы Раскольникова не могут быть осуществлены в жизни, так как они уничтожают в личности все человеческое, делают из него такого, как Свидригайлов.

Образец 4

Название это знает просто каждый в нашей, но и не только в нашей, стране. Сразу появляется много ассоциаций, даже если ты не читал этот роман, то невозможно, по-моему, уже не знать, о чём он. Как и должно быть, название кажется серьезным, таким тяжелым. Оно завершено в этих трех словах – за преступлением последует наказание и… всё.

Это название практически построено на противопоставлении, как и «Война и мир». Но часто за преступлением следует наказание, то есть это и последовательность… Конечно, речь идёт об ужасном в своей абсурдности преступлении Родиона. Он придумал себе, что имеет право, раз ему надо, убивать «простых» людей. Он решил, что относится к избранным, что ему всё сойдет с рук. Но за любым преступлением идет наказание, он оказался в итоге на каторге. Хотя дело не в том, что его вычислил следователь, а в том, что Родион сам болел, переживал, совестью мучился. Сам хотел наказания для себя.

Кроме того, в этом романе есть ещё преступления. Тот же Мармеладов вместо того, чтобы обеспечить семью с больной женой и тремя маленькими детьми, пьёт. Вот и приходится его старшей дочке Соне заняться постыдной профессией. Разве не преступление, что её отец практически толкнул на такое? Что не стесняется брать у нее денег, чтобы опохмелиться?

И Свидригайлов явно не святой! Он издевался над своим работником и над несовершеннолетней, был виновен, почти наверняка, в нескольких смертях. А его жена помогает «замять» дело против него, то есть тоже совершает преступление.

Если подумать, то каждый персонаж совершает преступление, хотя бы против себя. Вот Соня, например. Или та старуха-процентщица, которая и занималась не очень добрым делом, и над сестрой издевалась. Но их наказывает сама жизнь. Получается, что роман о глобально преступлениях людей и о наказаниях, которые не обязательно будут от правоохранительных органов. Люди и сами себя наказывают, и жизнь может повернуться к ним не лицом.

В общем, я думаю, что за частным преступлением Раскольникова скрывается много других – не таких заметных. То же самое с наказанием!

Всё равно название не очень мне нравится, но другое придумать уже было бы точно сложно.

Смысл названия Преступление и наказание

Несколько интересных сочинений

Произведение Льва Николаевича Толстого «Юность» с пониманием и жалостью, искренне разделяет боль в душе Николая Иртеньева. Произведение повествуется от лица главного героя, что делает нас ближе к герою.

Молодой человек, по имени Евгений базаров, был явным приверженцем нигилизма, он отрицал все действующие порядки каких-либо авторитетов. Но все события, которые стали последствиями его бурной личной жизни

Сказка Г.Х. Андерсена «Гадкий утёнок» рассказывает о том, как некогда безобразный главный герой превратился в прекрасного лебедя. Автор противопоставляет яркую личность миру обывателей

Образ Чеховского вишневого сада обусловлен тем, что он представлен не как хозяйственный объект одного из усадеб, а как один из объектов пьесы, чья судьба тесно переплетается с судьбами других действующих лиц.

Произведение относится к литературному направлению повести, однако по мнению некоторых исследователей в связи с компактностью сюжетной линии и малочисленностью персонажей его можно определить, как рассказ.

Смысл названия романа Преступление и наказание: сочинение

В чем смысл названия романа Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание»?

Один из самых известных романов Ф.М. Достоевского носит название «Преступление и наказание». Почему именно так названо это произведение?

Главный герой романа Родион Раскольников создает теорию, в которой пытается не только объяснить окружающий мир, но и выработать для себя новые нравственные принципы. После долгих размышлений он приходит к выводу, что человечество делится на два «разряда». Первый разряд – большинство, «твари дрожащие», составляющие «материал» истории. Второй – меньшинство, «сильные личности», «имеющие право» совершать любые деяния.

Главный критерий разграничения этих двух типов для героя – их отношение к нравственности. По мнению Родиона, сильные люди не ограничивают себя моральными и нравственными рамками, именно это и позволяет им совершать великое.

Герой романа решает проверить себя – сможет ли он преступить нравственный закон? Исходя из результатов, Родион должен был ответить себе на вопрос – принадлежит ли он к «избранным»? Именно ради этого Раскольников решается на преступление – он убивает старуху-процентщицу.

Читайте также:
Достоевский Ф. М. Гениальность писателя неоспорима: сочинение

Почти сразу Достоевский показывает, что его герой, отвергнув идею равенства всех людей перед моральным законом, порывает и с человечеством, и с Богом. Мы помним, что после преступления Родион не мог общаться с людьми, ощущая между собой и ними какую-то стену. Лишь для Сонечки Мармеладовой герой делал исключение, чувствуя в ней родственную душу.

Философский смысл преступления Раскольникова заключается в том, что он убеждается в ошибочности своей гипотезы. Его предположение о том, что он относится к разряду «избранных», оказалось ложным. Испытав сомнения и нравственные муки – признаки «обычного» преступника, – герой приходит к выводу, что он «тварь дрожащая». Раскольников так подводит итог своего преступления: «. Я не человека убил, я принцип убил! Принцип-то я и убил, а переступить-то не переступил, на этой стороне остался. ».

Преступление Раскольникова не имело и социальных результатов, ведь его мысль принести пользу людям за счет богатства старухи осталась нереализованной. Герой не смог даже ограбить по-настоящему, ведь те вещи и деньги, которые он взял у Алены Ивановны, так и остались лежать под камнем.

Единственным социальным «результатом» убийства стало то, что Раскольников поставил себя вне общества. С нравственной же точки зрения он «преступил» гораздо раньше: разрыв с Богом произошел в его душе еще до убийства. Об этом говорят сны Родиона, символизирующие голос его души.

Таким образом, Достоевский показывает нам философские, социальные и нравственные результаты преступления Раскольникова. Они прояснили, что теория героя – это трагическое заблуждение, порождение зла, которое, в первую очередь, уничтожает самого «изобретателя».

Для того чтобы глубже и тоньше показать характер Раскольникова, выявить противоречия его теории, писатель вводит в свой роман систему двойников и антиподов героя.

У духовных «двойников» Раскольникова – Лужина и Свидригайлова – много общего с Родионом. В частности, их объединяет принцип вседозволенности, который они исповедуют. Но сходство Раскольникова и его «двойников» – чисто внешнее. Раскольникову чужда любая расчетливость, его первое душевное движение – помочь тем, кто нуждается в помощи, даже если он делает это в ущерб себе и вопреки «здравому смыслу».

Соня Мармеладова также нравственный антипод Раскольникова. Но у этих героев есть и нечто общее: оба они изгои, оба очень одиноки, оба они совершили преступление против себя, против своей души. Поэтому Раскольников признается в убийстве именно Соне, и именно она идет за ним «в каторгу».

Эта героиня избрала иной путь, чем Раскольников, – путь смирения перед Богом. Сделав это, по мнению автора, героиня спасает не только себя, но и Родиона. Именно любовь к Соне открыла перед Раскольниковым возможность примирения с людьми, с жизнью, открыла возможность воскрешения.

Таким образом, название романа Достоевского «Преступление и наказание» отражает его суть, его идею. В этом произведении автор показал преступление героя, которое выражается в безнравственной нигилистической идее, которую он решил подтвердить другим преступлением – убийством. На протяжении всего произведения писатель раскрывает заблуждение Раскольникова, рисуя наказания, которые он несет за свое преступление. И главное из них – это разрушение собственной души, разрыв с людьми и Богом.

Смысл названия романа Преступление и наказание (анализ заглавия) сочинение 10 класс

По замыслу Фёдора Михайловича Достоевского, роман должен был показать, что от нравственного выбора во многом зависит будущее человека. Не удивительно, что произведение вызывает часто раздумья о жизни, морали, добре и зле.

Безысходность чувствуется уже с первых страниц и слов. Раскольников живёт бедно, его комната тесна и узка. В такой обстановке Родион чувствует себя ничтожным и одиноким. Вскоре он задумывает убийство процентщицы, испытывая ненависть к ней. Главный герой начинает считать, что преступление, которое совершит, будет благим делом, потому что старушонка, по его мнению, приносит лишь вред. Всё это сказывается на мировоззрении главного героя романа. Раскольников начинает считать себя великим человеком, Наполеоном, а сама эта идея становится настоящей страстью. Но, к сожалению, она вскоре лишь вводит Родиона в замешательство, мешает ему жить. Его мечты несопоставимы с реальностью, из-за этого внутренний мир бывшего студента начинает раскалываться на части. Когда же наступает момент убийства, вся теория Раскольникова начинает разрушаться, потому что из-за него умирает невиновный человек.

Наказанием для главного героя становится его совесть. Нравственные мучения — вот что ждало Родиона в дальнейшем. Он понимает, что сделал непростительную вещь, совершив убийство, но ничего не может исправить. То, во что верил Раскольников, рушится. «Зло во имя добра» становятся лишь пустыми словами, теряют всякий смысл. Настоящим наказанием для главного героя стала не каторга, а чувство вины. Разрушение идеалов также играет немалую роль в судьбе Родиона. Он больше не знает, что будет являться правильным решением, что поможет искупить вину. Трудно вынести те муки, которые приносит нам душа.

Название романа «Преступление и наказание» было выбрано автором неслучайно. Первая часть произведения описывает преступление, вторая — наказание. Можно заметить, что большая часть принадлежит именно второй. Этим Ф.М.Достоевский хотел показать читателям, что каким бы не являлся проступок, наказание за него всё равно придёт. Спасение же наступит только тогда, когда он осознает всю тяжесть содеянного.

Сочинение Смысл названия Преступления и наказания

Роман Федора Михайловича Достоевского, который носит название «Преступление и наказание» является достоянием не только русской, но и мировой классической литературы. Причем пользуется он своей сумасшедшей популярностью даже в нынешнем двадцать первом веке. Федор Михайлович смог многогранной раскрыть дороги нравственного преобразования человеческого общества. Главным объектом исследования психолога-Достоевского был всегда человек с его мыслями, чувствами, эмоциями, переживаниями, поступками, желанием исправиться и продолжить лететь в бездну на самое дно общества. Эта привязанность прослеживается почти в каждом его романе.

Читайте также:
Достоевский: к проблеме интерпретации преступления и наказания: сочинение

Произведение «Преступление и наказание» не является из ряда вон выходящим. Осиливая его, любой читатель проводит свое время в мысленном напряжении и глубоком духовном самокопании.

С первых строк романа к читателю просачивается безысходное, ничтожные, мрачное бытие главного героя, студента, Родиона Раскольникова. Федор Михайлович Достоевский подает Петербург читателю не как город, построенный в честь Петра Великого, а как место вечного мрака, дождя, холода, бедноты, нищеты и несчастья. Среди всего этого нереально стать или остаться нормальным неравнодушным человеком. И Родион не остался. Он живет в невероятно маленькой, ветхой каморке какого-то дома на несколько копеек в день. И то – он вынужден снимать это жилье, платя и беря день в долг у старухи процентщицы – противной старушонки по имени Алена Ивановна. Она очень сварливая, слизкая, противная и (о, Боже, совсем не удивительно!) не нравится не только одному Родиону Раскольникову. Сидя в кафе, главный герой стал невольным свидетелем разговора двух студентов, которые обсуждали Алену Ивановну, то, какая она противная, мерзкая и вообще отлично было бы, если бы ее кто-нибудь убил. Мир ничего бы не потерял, а, наоборот, жизни тех людей, которые знает ее стали лучше.

Этот разговор стал для Родиона знаковым и символичным призывом к действию. Тут он почувствовал властителем судеб. Кто же он: тварь или человек, который может вершить судьбы других таких людей? И Раскольников идет на Преступление…

Он убивает топором Алену Ивановну и не по плану вошедшую в это время ее сестру Лизавету.

Далее на протяжении всего произведения главный герой проводит в непрерывных размышлениях о своем поступке. Самое интересное, что он четко уверен, что поступил абсолютно правильно, ведь, убив эту старуху, он смог улучшить жизнь далеко не одного человека. В итоге полицейский его все-таки смог раскусить. Раскольников отправляется на каторгу.

Такой сюжетной линией Федор Михайлович Достоевский доказывает читателю, что за преступлением, любым преступлением всегда обязательно следует наказание.

Вероятно, убийство во благо других тоже не имеет смысла. Пусть Раскольников и прикрывался, что, убив старуху, он облегчил существование бедных студентов. Но он тоже совершил грех против духовности и понес за это заслуженное наказание.

Другие преступления в книге

Каждый образ в романе отражает судьбы и характеры людей того поколения. Смысл названия «Преступление и наказание» также связан с поведением второстепенных героев, которых стоит назвать:

  • Мармеладова;
  • Свидригайлова;
  • Сони Мармеладовой.

Мармеладов берёт в жёны Катерину Ивановну ради спасения её семьи от нищеты. Со стороны это выглядит великодушно, но благословения такой брак не получил.

Живут они очень бедно. Мармеладов спивается, а Катерина Ивановна заболевает чахоткой из-за холода в квартире. Со временем она умирает.

Свидригайлова можно назвать настоящим преступником. Он совершает злодеяния одно за другим и не задумывается над этим. Он обманывает многих на игре в карты. Узнав об убийстве старухи, карточный шулер шантажирует сестру Раскольникова, чтобы добиться её любви. Было предположение, что он изнасиловал несовершеннолетнюю девочку. Он поиздевался над одним из своих крестьян.

Дуня Раскольникова догадывалась, что Свидригайлов отравил свою жену ради связи с девушкой. Делая зло другим, он наказал себя — совершил самоубийство.

Такая страшная судьба доказывает, что за любое зло нужно платить. В этом смысл романа «Преступление и наказание».

Переступить черту дозволенного можно и нравственным грехом. Так случилось с самым ярким женским образом в произведении — Соней Мармеладовой. Анализ поступков девушки доказывает, что она совершает преступление против себя, торгуя своим телом ради содержания семьи. Наказание настигло и Соню. Верующая в Бога девушка отправляется на каторгу вслед за Раскольниковым, которого полюбила. Этот персонаж имеет большое значение для понятия смысла романа «Преступление и наказание». Девушке тяжело видеть, как гибнет душа Родиона. Своей любовью и преданностью она спасает любимого.

Образец №4

Одним из наиболее известных произведений Федора Михайловича Достоевского является психолого-социальный роман «Преступление и наказание». Почему писатель именно так назвал свое произведение?

Роман Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание» рассказывает читателям об идейном убийстве, совершенном Родионом Раскольниковым. С одной стороны название романа в прямом значении характеризует концепцию сюжета. Раскольников совершает преступление и несет за него наказание назначенное судом. Однако название романа, также как и все повествование, несет и более глубокий смысл.

Главной сюжетной линией произведения является преступление, совершенное бывшим студентом Раскольниковым: убийство старухи-процентщицы и ее сестры Лизаветы. Герой совершает преступление под влиянием своей нравственной теории о неравенстве людей в этом мире. Раскольников убежден, что люди делятся на две группы: первая группа людей, по мнению героя, материал история, а вторая ее вершители, сверхлюди, которые «право имеют». Ко второй группе людей Раскольников относит и себя.

Герой живет своей идей, она же разрушает его нравственные устои, опустошает душу. Чтобы утвердится в правоте своей нравственной теории, Раскольников совершает убийство. Однако сразу же после смерти двух женщин, герои начинает понимать, что его утверждения изначально были неверны. Весь месяц, от совершенного убийства до признания Раскольникова терзают муки совести. Отвергнув идею равенства людей, Раскольников совершает моральное преступление и тем самым порывает и с человечеством и с Богом.

Единственным человеком, с которым Раскольников смог общаться после совершенного преступления стала Соня Мармеладова. Хотя девушка является нравственным антиподом героя, у них много общего. Они оба одиноки, оба героя отсоединены от общества, и главная их схожесть заключается в том, что и Соня и Родион совершают нравственное преступление против себя. Именно Соне Раскольников признается в совершенном им преступлении.

Название романа полностью отражает смысл, который писатель вложил в свое произведение. Главный герой под влиянием своей безнравственной теории, которая сама по себе является моральным преступлением, совершает убийство. За свое преступление Раскольников несет наказание, назначенное судом. Однако, на мой взгляд, наиболее тяжелым наказанием для героя служит разрушение его души, разрыв с обществом и с Богом. Сможет ли герой когда-нибудь вернуться к прежней обыденной жизни? Я думаю, нет.

Читайте также:
Дневник Раскольникова: сочинение

Идейное убийство Раскольникова

Фёдор Михайлович в своём произведении уделяет большое внимание теории индивидуализма, зародившейся в голове бедного студента. Молодые образованные люди тех лет увлекались идеями Ницше, чтобы как-то выйти из нищенских условий. Россию тогда захлестнула преступность, пьянство, проституция. В такой страшной реальности люди забывали о нравственности и библийных заповедях.

Чтобы объяснить, почему роман назван «Преступление и наказание», нужно проследить за личностным развитием Родиона Раскольникова. Он студент, живёт в Петербурге, отличается незаурядными способностями, мечтает о великом будущем. Только мешает этому бедность и унижение. Он вынужден отказаться от обучения в университете, его психологическое состояние желало лучшего. Герой заперся в своей душной комнатке и разработал теорию о праве сильной личности на злодеяние.

Поняв идею Родиона, можно лучше уловить смысл романа «Преступление и наказание». Чтобы кратко его объяснить, нужно сказать, что он всех людей разделил на две категории. Избранные личности (высший класс) имели дар, талант, могли заявить о себе. Это люди с необычными судьбами, подобно Наполеону. Они открывают что-то новое, двигают прогрессом и остаются в истории.

Раскольников считал, что ради высокой цели не грех совершить преступление, переступить через кровь, нарушить закон, нравственные принципы. Каков удел остальных людей? Их можно назвать массой, служащей только для размножения. Каждый день герой видит, как бедные умирают прямо на улицах города, совершают самоубийства.

Родион решил причислить себя к избранным. Он замышляет убийство старухи-процентщицы. Делает это студент даже не из-за денег, а чтобы доказать себе: «тварь ли я дрожащая или право имею». Он идёт на преступление, жертвой которого становится не только старушонка, но и её сестра Лизавета, невольно ставшая его свидетелем. Герой думал, что таким образом ему удастся показать свою силу, только забыл о душе и Боге.

Пример 2

Федор Михайлович Достоевский закончил свой роман “Преступление и наказание” в 1866 году. В центре этого произведения стоит убийство. По замыслу автора роман должен был показать, что от выбора человека зависит его будущее. Это произведение очень необычное, оно охватывает многие социально-философские проблемы, рассказывает о трагичных судьбах разных людей.

Главным героем произведения является бедный студент Родион Раскольников. Он уверен в своей идее деления людей на “обычных”, то есть простых и ни на что не способных, и “необычных”, тех, кто могут вершить судьбы других. Раскольников задумывает убийство старухи-процентщицы, он считает, что это будет делом благим, потому что старуха лишь приносит вред. Студент считает себя великим человеком, таким, как Наполеон. Федор Михайлович Достоевский создал свое творение, как полифонический роман, то есть то произведение, которому присущи “многоплановость и многоголосость”. Причем полифоническим его впервые назвал литературовед М. Бахтин. Достоевский же сам говорит о том, что “слова героя о себе самом также полновесны, как и слова автора”. А значит мы видим здесь и голос автора и голос героя.

Вообще термин полифония относится к музыке. Там просто голоса накладываются друг на друга, нет аккомпанемента. Но в литературе скорее всего это можно расценивать, как множество убеждений, монологов, независимость взглядов. У Достоевского все герои напрямую или косвенно соприкасаются с Раскольниковым, но у каждого свои идеи, взгляды, своя правда. Каждому автор дает право высказаться. И теория каждого имеет место быть, все их мнения равнозначны. Родион и его теория о том, что сильный и необычный человек имеет право на то, чтобы преступить законы нравственности, что в той или иной мере затрагивает многих. Например, Порфирия Петровича, который старается направить Раскольникова на мысль о признании. А также непосредственно касается и других: Разумихина, Дуни, Сони, Свидригайлова и остальных героев. Только по-разному эта теория об “обыкновенных” и “необыкновенных” людях соприкасается с конкретным человеком, опровергается или подтверждается, испытывается жизнью. Вот все эти люди и создают многоголосие. У каждого из них своя судьба, каждый принимает собственные решения, просто они накладываются друг на друга и меняют судьбы.

Это произведение интересно тем, что автор выступает здесь, как один из персонажей. Он просто лишь высказывает свое мнение, не навязывая его никому другому. Все персонажи самобытны и являются отдельными неповторимыми личностями.

Персонажи романа

Для школьников, читающих роман «Преступление и наказание», смысл названия книги очевиден. Преступление – убийство, наказание – каторга. Просто, как дважды два. Чтобы увидеть двойное дно произведения, нужно… не то чтобы именно подрасти. Не в возрасте дело. Нужно пожить, набраться опыта. Научиться видеть глубже, дальше. Все же Достоевский не детектив о неудачливом убийце писал, не тот размах у автора.

Персонажи Достоевского могут быть добрыми, могут быть злыми, но они всегда – живые и цельные. Это – люди, совершающие обычные человеческие поступки и ощущающие обычные человеческие эмоции. Не супермены, не гении, не картонные злодеи. Просто люди. Он, как никто, умеет передать малейшее движение души персонажа, тончайший оттенок мысли. С фотографической точностью прорисовывает личность героя, как опытный дактилоскопист – отпечатки пальцев.

Сочинение по роману Идиот Достоевского

«Идиот» Ф.М. Достоевского показывает читателям поистине идеального героя. Князь Мышкин предстает настолько невинным и добрым персонажем, что один служит противовесом прогнившему и эгоистичному обществу, в которое попадает.

Писатель наделяет его чертами Христа, но при этом не делает Богом. Мышкин не может прикосновением лечить людей или ходить по воде. Он самый обычный человек, но живущий по совести. Его сердце всегда открыто, он готов помочь каждому, кто просит или не просит.

В него Достоевский вложил все свои надежды относительно будущего. Во время написания романа он проживал заграницей, но продолжал пристально следить за происходящим в России. Его пугало и расстраивало все более эгоистичное и индивидуалистское поведение людей в обществе. Именно поэтому он захотел столкнуть загнивающее общество с таким идеальным и неиспорченным человеком.

Читайте также:
Презирать суд людей не трудно, презирать суд собственный невозможно (по роману Ф. М. Достоевского Преступление и наказание): сочинение

Идиот – именно так характеризуют Мышкина окружающие. Они считают его доброту и бескорыстность следствием болезни и слабоумия. Хотя в глубине души каждый, кто встречался с князем понимает, что он действует только из лучших побуждений. Но боятся князя, ведь столкновение с ним может коренным образом перевернуть их взгляды и изменить жизненный уклад. Поэтому окружающим проще считать героя за дурачка и смеяться над ним.

Мышкин в свою очередь прекрасно понимает сложившуюся ситуацию. И его рвение помогать нуждающимся часто идет ему во вред. Это сказывается на здоровье героя. Оба раза серьезные приступы его болезни происходят в момент глубочайшего кризиса.

В этом еще одна схожесть князя Мышкина и Христа. Каждый из них бескорыстно принимает на себя все грехи окружающих. Мышкин постоянно предчувствует, что история Настасьи Филипповны выльется в трагедию, и пытается защитить девушку. Но она отчаянно противится этому. В итоге после ее смерти, забравший всю боль и ненависть себе Мышкин окончательно сдается своей болезни. Он жертвует собой ради спокойствия окружающих.

Однако финал романа нельзя назвать плохим. Хоть главный герой и погибает как здравомыслящий человек, проигрывая страшной болезни. Своими действиями и словами он оставил значительный след в душах тех, с кем был знаком. Забрав на себя их прегрешения, он открыл им путь в светлое будущее. Как бы окружающие не старались закрыться, но Мышкин сумел оказать достаточно сильное влияние, заронив даже крошечный лучик света в их души.

2 вариант

Роман “Идиот”, написанный Фёдором Михайловичем Достоевским, был опубликован в 1868 году. Однако, интерес к этому произведению остаётся прежним среди читателей по всему миру. Что же она привлекает читателей? Очевидно, глубоким психологическим анализом человеческой души и тайн, скрываемых от посторонних.

По началу, название “Идиот” кажется оскорбительным, унижающим главного героя. Между тем его вера в настоящие человеческие качества окружающих, в добро и любовь, его детская наивность и добрата преображают его в христианского мученика. И противопоставляют его другим героям романа, не способным ни на уважение, ни на прощение.

Сюжет романа начинает с возвращения князя Мышкина в Россию. И уже на родине он сталкивается и алчностью, завистью и любовью. Он как-будто заново знакомится с сущностью человека. И, по-детски, не полагает за ним дурных поступков. Он меряет человека по себе.

А общество, в ответ, воспринимает его, в лучшем случае, чудаком. Оно не способно живо откликнуться на его душевные порывы, оно рассматривает князя лишь с позиции практичной пользы, например, использования его способностей к каллиграфии.

Сам князь легко прощает эгоистичность окружающих, поскольку полагает в них страдания от одиночества. Рядом с ним другие герои романа сначала становятся чище, лучше, но потом они начинают бояться своей уязвимости и становятся ещё более озлобленными и на Льва Николаевича Мышкина, в том числе.

Так происходит с Ганей, Рогожиным и Настасьей Филипповной. Получается, что князь послужил катализатором катастрофы, представленной в романе.

Как же это происходит? Просто никто из них не может стать князем Мышкиным, стать таким же человечным, поэтому невозможность и тщетность их попыток приводит к озлоблению и Гани, и Рогожина, и Настасьи Филипповны. Гибель которой становится очевидной с самого начала романа. Она как бабочка летит на свет, а что будет после не задумывается.

Душа её изранена и не находит утешение в своём окружении. Циничное общество и её саму сделало такой. Настасью Филиповну то тянет к князю, как к своему идеалу, которого она долго ждала, то обвиняет его в лишнем сострадании к ней. Мотив недостойности настоящей любви талкает её к Рогожину, с ним она на равных. Такие метания и приводят к трагическому финалу романа.

Что же получается? Получается чистый и самоотверженный человек, такой как князь Мышкин, способный к самопожертвованию, может пробудить в других людях человеческие качества.

Также читают:

Картинка к сочинению По роману Идиот

Популярные сегодня темы

Благотворительность, в принципе, хорошее и полезное дело! Но часто оно вызывает сомнения… Просто собирается много денег, а для людей это соблазн!

Зима – замечательное время года. Снег накрывает сбросившие листву деревья, как бы награждая их теплой одеждой за то красно-желтое многообразие цветов, которое они подарили нам осенью.

К.Г.Паустовский написал очень много поучительных рассказов, но один из них наиболее интересный и запоминающийся который называется телеграмма, он четко дает понять, как мы относимся к своим родственникам

Жанр произведения представляется в виде рассказа, основной тематикой которого является возможность самокритики в искусстве. Главная мысль рассказа представляет собой проблематику объективной оценки

Унылая пора! Очей очарованье! Приятна мне твоя прощальная краса. Именно такие мысли, повторяющие строки известного стихотворения, приходят в голову, когда смотришь на осенний пейзаж из окна своей квартиры.

Анализ романа «Идиот» (Ф. М. Достоевский)

Автор: Самый Зелёный · Опубликовано 04.11.2019 · Обновлено 04.11.2019

Творчество знаменитого русского писателя Фёдора Достоевского, который стремился проникнуть в самые глубины человеческой души, до сих пор занимает одно из главнейших мест во всей русской литературе. Глубокий психологизм его творений является уникальным и хорошо известен не только русским читателям, но и любителям хорошей литературы по всему земному шару.

Одним из самых известных творений этого писателя является его роман «Идиот», в котором Достоевский поднял великое множество важных вопросов, касающихся не только общества Российской империи девятнадцатого века, но и самой человеческой души во всём её многообразии. Многомудрый Литрекон предлагает Вам анализ романа «Идиот» по плану.

История создания

Как и всегда в жизни Достоевского, роман «Идиот» создавался в очень трудной для писателя обстановке. Во время работы над произведением умерла его новорождённая дочь, на Федора Михайловича давили кредиторы, а также редакция журнала, для которого он писал свой роман.

Читайте также:
Образ и характеристика Сони Мармеладовой и ее взаимосвязь с образом Раскольникова: сочинение

Из-за такой тяжёлой атмосферы писатель на последние деньги покинул Россию и продолжил работу над романом в Швейцарии. Преодолевая своё упадочное настроение, плохое здоровье и неприятные погодные условия, Достоевский всё-таки смог закончить роман, однако по итогу был несколько разочарован своим творением, считая, что так и не смог полностью раскрыть свою мысль читателю.

«Случилось же так, что все лопнуло. Роман вышел неудовлетворителен, но, кроме того, вышло и то, чего я не мог даже и предвидеть прежде: вышло то, что я, долго быв вне России, потерял возможность даже и писать как следует, так что даже и на новое произведение какое-нибудь надеяться не могу. (…) хоть „Идиот” и не удался, но за 2-е издание его несколько книготорговцев готовы были дать и давали хоть и небольшие, сравнительно, деньги, но все же значительные, полторы и две тысячи».

Как и все части «великого пятикнижья», «Идиот» впитал в себя библейские мотивы. В основу сюжета легла идея второго пришествия, которая давно волновала религиозного писателя. Он не раз ставил вопрос о том, что будет, если Иисус Христос придет в современный мир? Этот мотив прослеживается в романах «Бесы», «Братья Карамазовы» и «Подросток», но в «Идиоте» он занял центральное место. В Мышкине автор воплотил образ божьего человека, лишенного человеческих страстей и готового отдать всего себя ради других. Но ответ Достоевского на свой же вопрос очевиден в финале: Мышкин пребывает в беспамятстве и не может жить в современных реалиях. Люди глубоко ранят его.

Жанр и направление

«Идиот» можно село отнести к реалистическому направлению в русской литературе. Писатель стремился достоверно отобразить все тонкости окружающей русской действительности. В сюжете присутствует огромное количество деталей, подчёркивающих общую атмосферу. Созданные им образы выглядят органично и реалистично, читатель может поверить в то, что описанные в романе события могли произойти на самом деле.

Жанр произведения «Идиот» можно определить как психологический роман. Повествование охватывает длительный промежуток времени и включает в себя большое количество действующих лиц. Произведение пропитано глубоким психологизмом, важнейшее место в произведении выделено под внутренние монологи и рассуждения персонажей, затрагивающие вечные вопросы о человеке и жизни.

Суть: о чём роман?

Роман «Идиот» начинается с того, как молодой дворянин – князь Лев Мышкин, возвращается в Россию после длительного прибывания в Швейцарии, где он лечился от своего давнего психического недуга. С самых первых страниц князь предстаёт перед нами как очень искренний и непосредственный человек, в моральном плане стоящий на ступень выше окружающих его людей.

В поезде главный герой знакомится с купцом Парфёном Рогожиным и узнаёт о Настасье Барашковой – падшей женщине, ведущей самый порочный образ жизни.

В Петербурге князь Мышкин навещает своих ближайших родственников – семью Епанчиных. За счёт своей искренности и душевности князь легко завоёвывает симпатии всей семьи, члены которой становятся его хорошими друзьями. Ему нравится красавица Аглая — младшая дочь в семье. Симпатия взаимна.

В тот же день Лев Николаевич встречается с Настасьей Филипповной, которую отчаянно добивается Рогожин. Между этой троицей образуется незримая связь, которая не разорвётся до самого конца повествования.

Князь Мышкин сам внезапно проникается симпатией к Настасье, надеясь помочь ей и исцелить её душу. Он совершенно серьёзно предлагает ей выйти за него замуж, смущая Барашкову, которая под влиянием князя начинает демонстрировать лучшие стороны своей натуры.

Образуется любовный треугольник: Рогожин – Мышкин – Барашкова. На протяжении всего романа Настасья Филипповна мечется между двумя мужчинами. От тяжелейшего психологического напряжения герои начинают сходить с ума.

Помимо основной сюжетной линии в романе присутствует огромное количество побочных, которые только подчёркивают общую атмосферу безумия и безысходности и подталкивают князя к пропасти. Так, любимая Аглая отталкивает его из-за связи с Настасьей, не понимая истинных мотивов его поступка. Тоцкий и Епанчин хотят «замять» скандал с Настасьей и выдать ее замуж за секретаря Ганечку, который нуждается в деньгах и за них готов принять позор.

Постоянное нарастание напряжения приводит к тому, что в конечном итоге Рогожин приводит Мышкина в свой дом, где на кровати лежит зарезанная им Барашкова. В этот момент психика героев окончательно рушится. Они ложатся рядом с трупом, обнимаются и начинают говорить обо всём. На утро Рогожина находят абсолютно безумным, а князя Мышкина — впавшим в то полусознательное состояние, в котором он прибывал до курса лечения в Швейцарии.

Главные герои и их характеристика

Система образов и характеристика главных героев в романе «Идиот» отражена Многомудрым Литреконом в таблице:

Лев Николаевич Мышкин русский двадцатишестилетний князь, с детства страдающий от серьёзнейшего недуга, который сделал из него ничего не понимающего идиота, и только лечение в Швейцарии смогло помочь ему. Представляет из себя милого, доброго и понимающего человека, наполненного состраданием к ближнему. Все его действия, в том числе его попытки обвенчаться с Настасьей Филипповной, продиктованы его добротой. Искренне верующий человек. Окружающие, общаясь с князем, духовно очищаются, становятся лучше. В итоге он не выдерживает ужасов окружающего мира и снова впадает в своё прежнее плачевное состояние.
Настасья Филипповна Барашкова невероятно красивая внешне, но духовно искалеченная девушка. Рано осиротела и воспитывалась дворянином Афанасием Тоцким, который в шестнадцать лет растлил её. Психика девушки надломилась, он погрязла в ненависти к окружающим и к себе. Встреча с Мышкиным колеблет героиню, в ней начинает проспаться доброта и стремление к счастью, но подсознательно она отказывается от него, продолжая считать себя падшей женщиной. Она постоянно мечется между Мышкиным и Рогожиным, сбегая даже из церкви прямо во время венчания. В конце умирает от рук Рогожина, обретая покой.
Парфён Семёнович Рогожин молодой человек. Купец. Нескладный, вспыльчивый и грубый. Изнемогает от любви к Барашковой. Являет собой полную противоположность душевному и чуткому Мышкину. Соперничает с ним за Настасью Филипповну, но в тоже время очень привязан к князю, видя в нём ту святость, которая самому Рогожину недоступна. Борьба за Барашкову окончательно ломает его, и Парфён в безумии убивает свою любовь. Однако Мышкин прощает его даже за это чудовищное деяние.
Аглая Ивановна Епанчина Умная, талантливая и красивая дочь генерала Епанчина и возлюбленная Мышкина. Гордая и претенциозная девушка 20-лет. Их с Мышкиным связывают романтические чувства, Аглаю притягивает доброта и искренность Мышкина. Но из-за гордости она не в силах понять его предложение Настасье Филипповне и ревнует, мучая себя и князя. Мать говорит о ней: «дура с умом без сердца».
Гаврила Ардалионович Иволгин «Умный обыкновенный человек». Секретарь в доме Епанчиных, обремененный многочисленным семейством и нуждающийся в карьере и деньгах. «Одно беспрерывно-раздавливаемое тщеславие, ужасно его мучило». Этот герой ухаживал и за генеральской дочерью, и за Настасьей Филипповной в попытках занять исключительное место в обществе при крайней своей бездарности.
Читайте также:
Художественные особенности романа «Преступление и наказание»: сочинение

Если таблицу необходимо дополнить, напишите об этом Литрекону в комментариях.

Тематика в романе «Идиот» весьма разносторонняя и богатая, поэтому здесь отражены только основные темы в творчестве Достоевского:

  1. Любовь – традиционно настоящая любовь у Достоевского лишена всяких плотских и материальных аспектов. Мышкин испытывает к Настасье Филипповне самые возвышенные чувства, которые опираются на христианскую мораль и человеческое сострадание. С другой стороны, в лице Рогожина писатель показывает, что у этого чувства есть и тёмная сторона, которая способна пожрать человека изнутри, свести его с ума и толкнуть на самые страшные поступки.
  2. Доброта – самая обычная человеческая доброта и открытость в романе Достоевского становится реальной силой. Писатель показывает, как почувствовав к себе доброжелательное и искренне отношение, даже самый низкий человек становится чуть лучше, приоткрывает, казалось бы, давно забитую и уничтоженную человечность.
  3. Вера – как и всегда, писатель подтверждает свою преданность православной церкви. В монологе князя Мышкина о религии он осуждает католичество, считая, что только православие по-настоящему приближает людей к Богу.
  4. Дружба – в этом романе Достоевский показал, пожалуй, самых необычных друзей в истории русской литературы – Мышкина и Рогожина. Отличаясь внешне и ещё более внутренне, соревнуясь за Настасью Филипповну и постепенно сходя с ума, они, тем не менее, продолжают тянуться друг к другу. Мышкин надеется спасти Рогожина, а Рогожин — спастись.
  5. Быт и нравы России – Россия у Достоевского показана в довольно тёмных тонах. В воздухе веет безнадёжностью и напряжением. Общество подвержено самым низким порокам и медленно разлагается. Люди ударяются в мистицизм, ожидают конца света. Таким образом Достоевский отобразил тот цивилизационный тупик, в котором, по его мнению, находился русский народ во второй половине девятнадцатого века.
  6. Общественное мнение – автор показывает нам слепоту общества, в котором не осталось ничего святого. Общество, в котором каждый стремится лишь к удовлетворению своих эгоистичных потребностей, по мнению Достоевского, серьёзно больно и нуждается в нравственных ориентирах. Их дает русскому человеку именно вера в Бога.

Проблемы

Проблематика романа «Идиот» столь же интересна и насыщенна, поэтому за дополнениями и уточнениями обращайтесь к Многомудрому Литрекону в комментариях.

  • Социальное неравенство – в книге часто показывается нищета и материальное неравенство, царящие в России, которые ещё более усугубляют плачевное состояние людских умов и сердец. Чудовищная бедность, потребность в деньгах толкают людей на низкие и страшные поступки.
  • Одержимость страстью – на примере Рогожина демонстрируется любовь, лишённая настоящей возвышенности и выродившаяся в губительную всепожирающую страсть, которая и привела его самого, Мышкина и Барашкову к окончательному краху.
  • Алчность – жажда денег, жадность и скупость показаны в романе, как самые страшные болезни общества.
  • Ревность – ревность Рогожина в итоге сводит его с ума и толкает на страшное злодеяние – убийство.
  • Эгоизм – общество Российской империей изображено как жестокая среда, в которой каждый думает только о себе.

Смысл

В своём романе Достоевский изобразил всю греховность общества, в котором он жил. Многочисленные пороки, нищета и безумие окружают людей, превращая их в озлобленных зверей. Даже высокодуховный князь Мышкин оказывается неспособным противостоять всей этой мерзости и снова замыкается в себе. Основная идея романа «Идиот» состоит в том, что люди не готовы принять Христа в новом обличии и не сильно продвинулись со времен распятия миссии. Вера выродилась в пустую обрядность и больше не поддерживает людей в борьбе со злом внутри них.

В то же время писатель показывает, что люди не безнадёжны. Даже самая опустившаяся персона в глубине души остаётся человеком. Человечество ещё может исцелиться, вернуться на правильный путь, если обратится к Богу и осознает своё единство. Такова главная мысль романа «Идиот».

Критика

Роман Достоевского вызвал бурные обсуждения в литературной среде. Многие отмечали глубокий психологизм произведения и хорошую проработку персонажей, их органичность и достоверность. Так, Аполлон Майков, друг писателя, отозвался о его работе весьма неоднозначно, но все же похвалил книгу как интересное чтиво:

«Самое, если хотите, реальное лицо — Идиот (это вам покажется странным?), прочие же все как бы живут в фантастическом мире, на всех хоть и сильный, определительный, но фантастический, какой-то исключительный блеск. Читается запоем, и в то же время — не верится».

Один из главных критиков творчества Достоевского, Николай Страхов, так написал ему о романе:

«…Вы загромождаете Ваши произведения, слишком их усложняете. Если бы ткань Ваших рассказов была проще, они бы действовали сильнее. Например, „Игрок”, „Вечный муж” произвели самое ясное впечатление, а все, что Вы вложили в „Идиота”, пропало даром».

Литературный критик Буренин (которого сам автор считал наиболее понимающим рецензентом), напротив, не увидел в романе ничего достоверного, посчитав его невнятной фантасмагорией.

«Лица, группирующиеся вокруг князя Мышкина, тоже если не идиоты, то как будто тронувшиеся субъекты. Тринадцатилетние мальчики у г. Достоевского говорят не только как взрослые люди, но даже на манер публицистов, пишущих газетные статьи, а взрослые люди, женщины и мужчины, беседуют и поступают, как десятилетние ребята. Словом, роман можно было бы не только „Идиотом” назвать, но даже „Идиотами”: ошибки не оказалось бы в подобном названии».

С ним был согласен знаменитый писатель, Николай Лесков, который иронично заметил, что все герои этой книги «одержимы душевными болезнями». Не менее жесткую критику на «Идиота» обрушил М.Е. Салтыков-Щедрин, известный сатирик и либерал:

«(…) С одной стороны, у него являются лица, полные жизни и правды, с другой — какие-то загадочные и словно во сне мечущиеся марионетки, сделанные руками, дрожащими от гнева…»

Известный критик более позднего времени, православный мыслитель Лев Шестов, написал о Мышкине разгромные строки:

«Нет, князь Мышкин — одна идея, т. е. пустота. Да и роль-то его какова! Он стоит между двух женщин и, точно китайский болванчик, кланяется то в одну, то в другую сторону. (…) Нет, князь Мышкин — выродок даже среди высоких людей Достоевского, хотя все они более или менее неудачны. Достоевский понимал и умел рисовать лишь мятежную, борющуюся, ищущую душу. Как только же он делал попытку изобразить человека нашедшего, успокоившегося, понявшего — он сразу впадал в обидную банальность».

Таким образом, современники не считали роман «Идиот» самым выдающимся произведением Достоевского. Он всегда был в тени «Преступления и наказания» и «Бесов».

Читайте также:
Достоевский: к проблеме интерпретации преступления и наказания: сочинение

Анализ романа «Идиот» (Ф. М. Достоевский)

Автор: Guru · 24.08.2018

Роман Ф. М. Достоевского «Идиот» является сегодня одним из самых популярных и востребованных произведений русской литературы. Уже много лет создаются и продолжают создаваться различные интерпретации этого великого творения: экранизации, оперные и балетные прочтения, театральные постановки. Роман популярен во всем мире.

История создания

Работа над романом началась в апреле 1867 и длилась почти полтора года. Творческим импульсом для автора было дело семьи Умецких, где родителей обвиняли в жестоком обращении с детьми.

1867год — тяжелое время для писателя и его семьи. Достоевский скрывался от кредиторов, что вынудило его уехать за границу. Другим печальным событием была смерть трёхмесячной дочери. Эту трагедию Федор Михайлович и его супруга переживали весьма тяжело, но договорённость с журналом «Русский вестник» не позволяла творцу придаваться горю. Работа над романом полностью поглотила автора. Находясь во Флоренции, в январе 1869 года Достоевский закончил свое сочинение, посвятив его племяннице С. А. Ивановой.

Жанр, направление

Во второй половине XIX века писатели особенное внимание уделяли жанру романа. Возникали различные поджанры, связанные с направлением, стилем, структурой. «Идиот» Достоевского относится к лучшим примерам философского романа. Этот вид прозы возник ещё в эпоху Просвещения в западноевропейской литературе. Отличает его акцент на размышлениях героев, разработке их идей и концепций.

Немало интересовало Достоевского и исследование внутреннего мира персонажей, что даёт основание относить «Идиот» к такому виду романа как психологический.

Князь Мышкин приезжает из Швейцарии в Петербург. С маленьким узелком вещей в руках, одетый не по погоде, он отправляется в дом Епанчиных, где знакомится с генеральскими дочерями и секретарём Ганей. У него Мышкин видит портрет Настасьи Филипповны, а позднее узнаёт некоторые детали её жизни.

Молодой князь останавливается у Иволгиных, где вскоре встречает саму Настасью. Покровитель девушки сватает её за Ганю и даёт за неё приданое 70 тысяч, что привлекает потенциального жениха. Но при князе Мышкине происходит сцена торга, где участвует Рогожин, ещё один претендент на руку и сердцу красавицы. Итоговая цена – сто тысяч.

Лев Николаевич Мышкин глубоко тронут красотой Настасьи Филипповны, он приходит к ней тем же вечером. Он встречает там множество гостей: генерала Епанчина, Фердыщенко, Тоцкого, Ганю, — а ближе к ночи является и сам Рогожин с газетным свёртком, в котором обещанные сто тысяч. Героиня бросает деньги в огонь и уезжает с избранником.

Спустя шесть месяцев князь решает навестить Рогожина в его доме на Гороховой улице. Парфён и Лев Николаевич обмениваются крестами – теперь, с благословения матушки Рогожина, они братья.

Через три дня после этой встречи князь едет в Павловск на дачу к Лебедеву. Там после одного из вечеров Мышкин и Аглая Епанчина договариваются о встрече. После свидания князь понимает, что полюбит эту девушку, а через несколько дней Льва Николаевича провозглашают её женихом. Настасья Филипповна пишет письмо Аглае, где убеждает её выйти замуж за Мышкина. Вскоре после этого происходит встреча соперниц, после которой случается расторжение помолвки князя и Аглаи. Теперь общество в предвкушении другой свадьбы: Мышкина и Настасьи Филипповны.

В день торжества невеста сбегает с Рогожиным. На следующий день князь отправляется на поиски Настасьи Филипповны, но никто из знакомых ничего не знает. Наконец Мышкин встречает Рогожина, который приводит его в свой дом. Здесь под белой простынёй лежит труп Настасьи Филипповны.

В итоге от всех полученных потрясений главный герой сходит с ума.

Главные герои и их характеристика

  1. Князь Лев Николаевич Мышкин. В черновиках писатель называет протагониста князь Христос. Он является центральным персонажем и противопоставлен всем другим героям произведения. Мышкин взаимодействует практически со всеми участниками действия. Одна из его главных функций в романе – раскрытие внутреннего мира персонажей. Ему не составляет труда вызвать собеседника на откровенный разговор, узнать его сокровенные мысли. Для многих общение с ним подобно исповеди.
  2. Антиподами Мышкина выступают Ганя Иволгин и Парфён Рогожин. Первый из них слабохарактерный, женственный, прельщенный деньгами молодой человек, который хочет выбиться в люди любой ценой, но все же испытает стыд за это. Он мечтает о статусе и уважении, но вынужден терпеть лишь унижения и неудачи. Богатый купец Рогожин одержим одной лишь страстью – владеть Настасьей Филипповной. Он упрям и готов на всё для достижения цели. Его не устроит никакой другой исход, но жизнь в страхе и сомнении, а любит ли она его, не сбежит ли, не для Рогожина. Потому их отношения заканчиваются трагедией.
  3. Настасья Филипповна. Роковая красавица, чью истинную натуру угадал только князь Мышкин. Её можно считать жертвой, можно демоном, но больше всего в ней привлекает то, что роднит ее с самой Клеопатрой. И это не только покоряющая красота. Известен случай, когда египетская властительница растворила огромную жемчужину. Реминисценцией этого поступка в романе является эпизод, где Настасья Филипповна бросает в камин сто тысяч рублей. Прототипом героини считается Аполлинария Суслова, возлюбленная Достоевского. Она испытывает презрение к деньгам, ведь за них купили ее позор. Бедную девушку соблазнил богатый господин, но он стал тяготиться своим грехом, поэтому пытался сделать из содержанки порядочную женщину, купив ей жениха – Ганина.
  4. Образ Настасьи Барашковой оттеняет Аглая Епанчина, антипод и соперница. Эта девушка отличается от своих сестер и матери. В Мышкине она видит гораздо больше, чем чудаковатого глупца, и не все из родных могут разделить её взгляды. Аглая ждала человека, способного вывести её из закостенелой, загнивающей среды. Сначала таким спасителем она представляла князя, затем некоего поляка-революционера.
Читайте также:
Художественные особенности романа «Преступление и наказание»: сочинение

Интересных героев в книге больше, но мы не хотим слишком уж затягивать статью, поэтому если вам необходима характеристика персонажа, которой тут нет, напишите об этом в комментариях. И она появится.

Темы и проблемы

  1. Проблематика романа весьма многообразная. Одной из главных проблем, обозначенных в тексте, является корыстолюбие. Жажда престижа, статуса, богатства заставляет людей совершать гнусные поступки, клеветать друг на друга, изменять самим себе. В описываемом Достоевским обществе невозможно добиться успеха, не имея покровителей, знатного имени и денег. В тандеме с корыстью идёт тщеславие, особенно присущее генералу Епанчину, Гане, Тоцкому.
  2. Поскольку «Идиот» относится к философскому роману, в нём разрабатывается огромное богатство тем, важной из которых является религия. К теме христианства автор обращается неоднократно, главным персонажем, причастным к этой теме, выступает князь Мышкин. Его биография включает некоторые библейские аллюзии на жизнь Христа, он наделён функцией «спасителя» в романе. Милосердие, сострадание к ближнему, умение прощать – этому учатся у Мышкина и другие герои: Варя, Аглая, Елизавета Прокофьевна.
  3. Любовь представлена в тексте во всех возможных её проявлениях. Любовь христианская, помощь ближнему, семейная, дружеская, романтическая, страстная. В более поздних дневниковых записях Достоевского обнаруживается главный замысел — показать три разновидности этого чувства: Ганя – тщеславная любовь, Рогожин – страсть, а князь – любовь христианская.

Здесь также, как и с героями, разбирать тематику и проблематику можно долго. Если чего-то конкретного вам все же не достает, пожалуйста, напишите об этом в комментариях.

Главная мысль

Основная идея Достоевского – показать разложение русского общества в слоях интеллигенции. В этих кругах наблюдается духовный упадок, филистерство, супружеские измены, и двойная жизнь — практически норма. Достоевский стремился создать «прекрасного человека», который мог бы показать, что и в этом мире ещё живы доброта, справедливость и искренняя любовь. Такой миссией наделён князь Мышкин. Трагедия романа заключается в том, человек, стремящийся видеть в современном ему мире только любовь и доброту, погибает в нем, будучи неприспособленным к жизни.

Смысл, заложенный Достоевским, заключается в том, что людям все же необходимы такие праведники, которые помогают им взглянуть в лицо самому себе. В разговоре с Мышкиным герои познают свою душу и учатся открывать ее другим. В мире фальши и лицемерия это очень нужно. Конечно, самим праведникам очень тяжело освоиться в обществе, но их жертва не напрасна. Они понимают и чувствуют, что хоть одна исправленная судьба, хоть одно неравнодушное, проснувшееся от безразличия сердце – это уже большая победа.

Чему учит?

Роман «Идиот» учит верить в людей, ни в коем случае не осуждать их. В тексте поданы примеры, как можно наставлять общество, не ставя себя при этом выше его и не прибегая к прямому морализаторству.

Роман Достоевского учит любить, в первую очередь, во спасение, всегда помогать людям. Автор предупреждает, что о низких и грубых поступках, совершенных сгоряча, после которых придётся жалеть, но раскаяние может наступить слишком поздно, когда исправить уже ничего нельзя.

Критика

Некоторые современники называли роман «Идиот» фантастическим, чем вызывали негодование писателя, поскольку он считал это самым реалистичным сочинением. Среди исследователей на протяжении многих лет, с момента создания книги и посей день, возникали и продолжают возникать различные определения этого произведения. Так, В. И. Иванов и К. Мочульский называют «Идиот» романом-трагедией, Ю. Иваск использует термин евангельский реализм, а Л. Гроссман считает это произведение романом-поэмой. Другой русский мыслитель и критик М. Бахтин исследовал в творчестве Достоевского явление полифонизма, «Идиот» он также считал полифоническим романом, где параллельно развивается несколько идей и звучит несколько голосов героев.

Примечательно, что роман Достоевского вызывает интерес не только у русских исследователей, но и у зарубежных. Особенно популярно творчество писателя в Японии. Например, критик Т. Киносита отмечает большое влияние прозы Достоевского на японскую литературу. Писатель обратил внимание на внутренний мир человека, и японские авторы охотно следовали его примеру. Например, легендарный писатель Кобо Абэ называл Федора Михайловича любимым литератором.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: