Сочинение по роману Достоевского «Идиот»: сочинение

Сочинение “Тема милосердия в романе Ф.М.Достоевского “Идиот”

Многие известные писатели в своих произведениях обращались к теме милосердия. У разных писателей мы видим различные толкования этой проблемы. В само определение милосердия вкладывается смысл как сострадания, так и жалости. Хотя это довольно разные вещи, но зачастую авторы смешивали эти понятия. Из-за этого и получалось, что чаще окружающие проявляли более жалость, а не сострадание и уж тем более не само милосердие в целом к персонажу, но никогда истинное милосердие не исходило от одного человека по отношению к окружающим. То есть, «общество судит героя, а не герой – общество». Подчас милосердие подменялось жалостью, а жалость по сути своей унизительна, так как в ней нет равноценности в отличие от милосердия, в котором есть и сострадание^ сопереживание, так как это русское слово подразумевало отношение к тому, что мило, то есть любо сердцу человека.

Скачать:

Вложение Размер
sochinenie.docx 25.92 КБ

Предварительный просмотр:

«Тема милосердия в романе Ф.М.Достоевского «Идиот»

ученицы 10 б класса средней общеобразовательной школы №420 Колпинского р-на г. С-Петербурга Беловой Ксении.

Учитель: Дмитриева Л.В.

Многие известные писатели в своих произведениях обращались к теме милосердия. У разных писателей мы видим различные толкования этой проблемы. В само определение милосердия вкладывается смысл как сострадания, так и жалости. Хотя это довольно разные вещи, но зачастую авторы смешивали эти понятия. Из-за этого и получалось, что чаще окружающие проявляли более жалость, а не сострадание и уж тем более не само милосердие в целом к персонажу, но никогда истинное милосердие не исходило от одного человека по отношению к окружающим. То есть, «общество судит героя, а не герой – общество». Подчас милосердие подменялось жалостью, а жалость по сути своей унизительна, так как в ней нет равноценности в отличие от милосердия, в котором есть и сострадание^ сопереживание, так как это русское слово подразумевало отношение к тому, что мило, то есть любо сердцу человека.

Но вот появляется роман Фёдора Михайловича Достоевского «Идиот». Этот роман написан для всего общества, так как.на первый взгляд,не кажется трудным произведением для прочтения обычным человеком. Однако после он вновь и вновь заставляет нас задуматься над его основной мыслью. Именно это в будущем превратит «Идиота» в «настольную книгу» мирового уровня.

Ещё в 1867 году Фёдор Михайлович задумал написать роман о «положительно прекрасном человеке», но это была очень сложная задача, за которую автор боялся взяться, так как «идеал. ещё далеко не выработался». Именно такой идеал «положительно прекрасного человека» Достоевский и выразил в романе «Идиот».

Герой романа, князь Лев Николаевич Мышкин, выросший вдали от общества, даже не предполагает, насколько антигуманно, эгоистично и замкнуто светское общество. В центре романа возникает не «история» героя, а житейская суета, засасывающая персонажа. Страшен мир собственников, жестоких, подлых слуг денежного мешка, показанный Достоевским. Здесь и преуспевающий генерал Епанчин. пошлый и ограниченно-самодовольный, использующий своё положение для собственного обогащения. И ничтожный Ганечка Иволгин, алчущий денег, мечтающий разбогатеть любым путём. И трусливый аристократ Тоцкий Главная беда этого общества, в которое попадает князь Мышкин, – всеобщая «разъединённость», то есть отсутствие идей и дел душевных. Как художник и мыслитель,Достоевский создал широкое социальное полотно, в котором правдиво показан ужасающий, бесчеловечный характер общества, раздираемого корыстью, честолюбием, чудовищным эгоизмом. Созданные им образы с бесстрашной достоверностью запечатлели нравственное разложение, отравленную атмосферу этого общества.

Князь Лев Николаевич, попав в незнакомый для него мир, принимает навязанные ему знакомства. При этом герой нисколько не старается возвыситься над людьми, но он оказывается выше их, так как в нем присутствуют те редкие человеческие качества, которые мы расцениваем как идеальные. Князь Мышкин доверчиво и открыто идёт к людям, надеясь помочь им в несчастьях, облегчить жизнь. Он ничего для себя ни от кого не хочет и не просит. Всё это наталкивает нас на мысль о схожести Льва Николаевича с личностью Христа. А ведь до этого сам Достоевский при поисках нравственного идеала говорил, что Христос нужен людям как символ, как вера, иначе рассыплется само человечество, погрязнет в игре интересов. Конечно, нельзя абсолютно однозначно поставить знак, равенства между этими двумя личностями, так как Мышкин – обыкновенный человек, но при этом полная нравственная чистота сближает Льва Николаевича с Христом. Как и Христос, он живет любовью, сердцем. И даже можно найти сходство в их внешности: Мышкин находится в возрасте Христа, каким он изображается в Евангелии, герою двадцать семь лет, он бледный, с впалыми щеками, легонькой, востренькой бородкой. Глаза его большие, пристальные. Манера поведения, разговора, глубочайшая душевность, огромная проницательность, лишённая всякого корыстолюбия и эгоизма, безответность при обидах – всё это имеет печать идеальности. Именно из-за всего этого я считаю, что Пев Николаевич задуман как человек, предельно приближенный к образу Христа. Но при этом всё, что происходит с ним, преподносится нам как вполне реальная биография, и это ещё раз доказывает, что перед нами конкретная личность, а не абстрактный образ идеального героя.

Простота общения – вот качество, которое раскрывается в этом человеке. Своей бесхитростностью он похож на ребёнка. Качество всепрощающей доброты проявится у Льва Николаевича много раз.

Ещё в поезде, по пути в Петербург, ему обрисуют образ Настасьи Филипповны, уже приобретшей дурную славу наложницы Тоцкогс, любовницы Рогожина. Князь её не осудит, он вообще никогда не будет выносить суждений о незнакомом ему человеке. У Епанчиных Мышкину покажут портрет Настасьи, и он с восхищением узнает её, отзовётся о её красоте и объяснит главное, что понял, – это натура глубокая и многое перенесшая. Для самого князя высшим поводом для уважения

является «страдание», на портрете он и увидит ту самую «печать страдания». Это предопределит его отношение к этой женщине.

Князь появляется в тот момент, когда Настасья Филипповна, испытывая боль и оскорбление от унизительных торгов, решает бросить всем вызов и шокирует общество своим поведением. Львом Николаевичем овладевает глубокое чувство любви – жалости. Федор Михайлович в лице Мышкина и проповедует эту истинную любовь, любовь Христа ко всему человечеству – она подразумевает приятие человека таким, каков он есть. Но такую любовь не понимают, она людям не нужна, непригодна, слишком высока и непонятна: «. надо любовью любить». Такая любовь не выживает в мире корысти, хотя и остаётся идеалом, к которому тянутся. В свою очередь Настасья Филипповна, чувствуя своим женским сердцем самобытность князя, проявляет к нему жалость: она не пользуется его расположением в корыстных целях. В порыве милосердия она срывает свадьбу Мышкина с Аглаей Епанчиной. спасая его чистую душу. Если представить женатого Льва Николаевича, можно смело сказать, что он не смог бы приспособиться к той среде, в которой «обитала» Аглая. Даже в одиночестве он не смог принять окружающий его мир таким, каков он есть, и предпочёл жить в иллюзиях, созданных в его голове, Аглая, которой нужно было «просто выйти замуж», была не тем человеком, который способен увидеть в князе Христа, она не может понять, что «не сотвори другому зла» было для Мышкина так же естественно, как дышать.

Сострадание – вот первое, в чём нуждался человек того времени. Жалея окружающих его людей, видя их пороки и не осуждая их за это, князь проявляет к ним милосердие: всей душой он со-чувствует, со-страдает, со-переживает, то есть разделяет с людьми их невзгоды и страдания.

Говоря о разъединённости общества, я хочу упомянуть слова Лебедева: «Богатства больше, но силы меньше – связующей мысли не стало». Князь Мышкин и пытается внести эту «связующую мысль». Но ему это не удаётся -скорее наоборот: желая примирить людей, он разъединяет их своим посредничеством и ещё больше ссорит Своим появлением Лев Николаевич как бы усиливает борьбу между добром и злом, происходящую в сердцах людей. Он становится «катализатором», который обозначает истинную сущность каждого человека.

Всё это точно можно увидеть в остальных героях романа. Настасья Филипповна переходит от мечты о чистой и праведной жизни к страданию от невозможности

её осуществить и становится циничной и бессердечной женщиной, что окончательно разрушает её как личность. Пусть она умирает от руки Рогожина, но нравственно героиня умерла ещё задолго до этого.

Трагична судьба и Рогожина. Видя страдания Настасьи Филипповны, понимая её мечущуюся душу, он убивает её, прекращая муки несчастной женщины. Сложно однозначно рассматривать это как хороший или плохой поступок, но то, что это спровоцировано появлением князя, – очевидно. Мировоззрение и отношение к людям Рогожина меняется очень быстро. Сначала он «братается» с князем: Мышкин сумел пробудить в нём веру в «светлое, чистое». Но, поддавшись чувству ревности. Рогожин вскоре уже хочет убить Льва Николаевича. В конце романа он признает князя лучшим другом, благодаря его за понимание и сочувствие, и в этом, на мой взгляд, большая нравственная победа Мышкина.

Изменяется и Ганя Иволгин. Сначала он хочет жениться на Настасье Филипповне ради денег, но после находит в себе силы от них отказаться. Будучи человеком, показанным в романе больше с негативной стороны, он под влиянием общения с князем сумел побороть в себе корысть. На протяжении всего романа Ганя считает Льва Николаевича законченным идиотом, но в конце осознаёт, что с князем Мышкиным очень легко.

Приземлённый, ничтожный, жалкий и смешной Лебедев вдруг осознает низость своего падения. Даже его сердце способно сжаться от сочувствия князя, которого после «до судорог» довели.

Есть ещё один персонаж, о котором хочется рассказать. Это Фердыщенко -молодой человек, расплатившийся за право говорить чистейшую правду всеобщим презрением к нему. Для него это не дорогая цена, так как он видит, что отношение к нему спровоцировано беспомощностью и неумением людей принять правду о себе. Просто мнение окружающих его не задевает. Только один раз он выходит из себя, когда Настасья Филипповна, выбранная им королевой, при которой он служит шутом, попросив рассказать историю о недобросовестном поступке и выслушав её, кривиться и называет это грязью. Фердыщенко поражён: «Ба! Вы хотите от человека слышать самый скверный его поступок и при этом блеска требуете!».

Я считаю, что и этому герою не чуждо милосердие, потому что при «разоблачении» он позволяет людям отыграться на нём, почувствовать себя лучше, чище, нежели есть на самом деле.

Герои романа, общаясь с князем Мышкиным, обнаруживают то высокое, что когда-то было в каждом из них, но оказалось загублено жизнью. Он пытается пробудить в них светлые чувства и помочь им преодолеть те отрицательные черты, которые издавна присущи светскому обществу. Лев Николаевичжак умеет, старается возвысить этих людей над пошлостью, поднять до каких-то идеалов добра, но все эта попытки обречены.

Князь безнадёжно запутывается в земных делах, невольно, по самой неодолимой логике жизни, сеет не добро, а зло. До обличителя он не дорос, но и его, как Чацкого из комедии «Горе от ума», неразумный свет назвал сумасшедшим. Мышкин вынужден с разбитым сердцем вернуться в Швейцарию, в лечебницу доктора Шнейдера, где и признали у него совершенное повреждение ума, который разрушил людской мир.

Но всё же я не считаю это бессмысленной жертвой. Я даже жертвой это назвать не могу. Ведь в «Идиоте» нет предопределённого логикой конца событий. И Мышкин как бы выбывает из этих событий и уезжает туда, откуда прибыл, в «нейтральную» зону своей жизни. Всё то, что от него зависело, он сделал.

Роман Фёдора Михайловича Достоевского «Идиот» актуален и в наше время. Общество очень мало изменилось за время, прошедшее с момента написания этого романа: я имею ввиду нравственные понятия, а не технический прогресс. Роман помогает многим людям приобрести хоть малую долю тех положительных качеств, которыми обладал князь Мышкин. Сама тема милосердия постоянно затрагивает умы людей. Мы должны учиться относиться к окружающим без осуждения, оказывать посильную помощь, не задумываясь о личной выгоде, жалеть тех, кто слабее или попал в беду, жертвовать собой и своими интересами ради облегчения участи другого человека. Прежде всего, это относится к молодому поколению. У моего поколения много своих занятий, больше внимания уделяется компьютеру, телевизору и прочим технологиям, позволяющим «расслабиться», чего, по мнению некоторых молодых людей, не достичь чтением книги. Таким образом, книги и мысли великих умов, заключённые в них, отходят на второй план, а отдаление поколений друг от друга, непонимание, отсутствие сочувствия, милосердия и жалости прорастают в нашем обществе всё глубже и глубже. Но, читая произведения великих писателей, в которых затронута как эта тема, так и многие другие, мы начинаем размышлять над такими понятиями, как сочувствие, жалость, сострадание. Чтение книг заставляет нас задуматься о собственном внутреннем мире, об отношении к жизни в целом.

1 .Роман «Идиот», автор: Федор Михайлович Достоевский;

2.Сборник «Роман Ф.М.Достоевского «Идиот»: современное состояние изучения», издание Института мировой литературы Российской Академии наук.

Сочинение по роману Достоевского «Идиот»: сочинение

Сильнейшие эмоциональное потрясение, переживания за судьбу персонажа — вот что способен вызвать трагический конфликт в художественной литературе. Острое, непримиримое противоречие в сюжете романа играет важную роль в донесении до читателя основной мысли. Подобная ситуация происходит в романе Ф.М. Достоевского «Идиот». Трагедия возникает в результате крушения человеческих мечтаний, рассматриваемых как следствие свободных действий, поступков. Причина трагедии кроется также в непримиримом раздоре между персонажами или в душе главного героя. Драматизм может быть доведён до тупика, когда герой видит безвыходность ситуации. Это может не соответствовать действительности, но в восприятии действующего лица всё выглядит безысходно.

Всемирно известный роман Достоевского «Идиот» считают психологическим учебником жизни. Проблемы, затронутые автором в этой книге, были актуальны во все времена. Князь Мышкин, главный и единственный положительный персонаж, явно противопоставлен всему миру. Его не воспринимают всерьёз, хотя его жизненный опыт очень богат и совершенно уникален — взять даже историю о том, как его вели на смертную казнь. Жестокий мир, полный циничных людей, словно отвергает все существование безобидного князя и принимает его душевную открытость и чистоту за идиотизм.

Однако находится личность, которая после встречи с Мышкиным, переосмысливает свою жизнь. Настасья Филипповна, испытавшая горечь потери родных, издевательства над своим телом, наконец находит покой и видит счастье в жизни с князем, который тут же полюбил её не за всеми признанную и очевидную красоту, а за страдание в глазах, которые много пережили.

В любом художественном произведении главные герои должны пройти испытания судьбою, прежде чем обрести счастье. Это постулат, выдвинутый Достоевским в его дневниках. Писатель вводит в роман историю купца Парфена Рогожина — человека статного, с характером, с гордой душой. Он безмерно любит Настасью Филипповну и готов ради неё отказаться от любви к деньгам. Но девушка старательно избегает его и играет чувствами сильного и страстно любящего человека. В день свадьбы с Мышкиным она убегает из-под венца к Рогожину. Спустя пару месяцев, купец убивает Настасью Филипповну.

Непредсказуемая развязка событий требует объяснений. Казалось бы, Настасья сбежала со свадьбы с мужчиной своей мечты из-за купца, а он даже не оценил её поступок. На самом деле, весь трагизм конфликта складывался из отдельных историй, которые в итоге привели к такому финалу.

Во-первых, Настасья Филипповна презирает саму себя и не считает достойной обрести счастье, поэтому она уходит к человеку, которого ненавидит всем сердцем. Парфен это понимает и видит, но принимает её возвращение. Он согласен жить с ней.

Во-вторых, Рогожин полон страстей, умеет вступать только в токсичные отношения, где будет чувствовать свое превосходство. Он не потерпит своего унижения, никогда не станет подчиняться женщине, даже если любит её. Его любовь основывалась на порывах ненависти к себе и к Настасье.

Таким образом, Парфен не смог смириться с мыслью, что будет подчиняться женщине, которая «вертит им как хочет», играет на чувствах и насмехается. Чувство ненависти и ревности перерастает в злость, а не в порывы страсти. Именно убийство Настасьи Филипповны было единственным и неизбежным выходом из ситуации.

Трагический конфликт — это обязательное связующее звено между проблемой, которую хотел донести до нас автор, и правильным восприятием читателя идеи. Если бы не трагизм в истории любовных линий в романе «Идиот», историю можно было бы продолжать бесконечно, и мы бы не пришли в восхищенное замешательство, не поняли бы, что таким образом главные герои спасают себя от психического накала, который превращал их в идиотов. Хотя после убийства Настасьи, Мышкин в панической атаке уезжает в больницу, а Рогожин признается невменяемым, но они очистили себя от зависимости и, возможно, спасли мир.

Анализ романа Ф.М. Достоевского “Идиот”

Вслед за «Преступлением и наказанием» Ф.М.Достоевский пишет роман «Идиот» (1868). Если в первом про­изведении герой показан как отрицательный персонаж, то в «Идиоте» автор поставил перед собой противоположную задачу — «изобразить вполне прекрасного человека». Эта идея была «старинная и любимая» у Достоевского. Свое стремление создать «положительного героя» автор вопло­тил в образе князя Мышкина. Князь Лев Николаевич Мышкин отличается с первого взгляда от всех действую­щих лиц романа тем, что он с радостью воспринимает мир. Он умеет быть счастливым. Он заявляет об этом в первый же день приезда в Петербург. В разговоре с семейством Епанчиных при рассказе о своей жизни в Швейцарии князь признается: «Я, впрочем, почти все время был счастлив». Создавая образ князя, Достоевский в тетрадях с планами и набросками к роману дает следующую характеристику: «Взгляд его на мир: он все прощает, везде видит причины, не видит греха непростительного и все извиняет».

Достоевский лишает Мышкина всех внешних качеств, которые могут привлекать окружающих. Некрасивый, не­ловкий, а иногда и даже смешной в обществе, князь болен тяжелой болезнью. На большую часть людей, с кем он сталкивается, он в первый момент производит впечатление «идиота». Но затем все герои романа прекрасно сознают превосходство князя над собой, его духовную красоту. А все это потому, что князь — счастливый человек. «Лю­бить — вот умение быть счастливым. Человек любви ищет, потому что радости ищет. Счастливое сердце — любящее сердце. Любовь сама по себе есть высшее благо. И в людях Мышкин открывает этот всегда живой и влекущий, но робкий и таимый поток любви, жажду любить и быть любимым». (А.Скафтымов).

Причины, мешающие людям любить, Достоевский раскрывает в образах остальных действующих лиц романа. Настасья Филипповна, Рогожин, Аглая, Лизавета Прокофьевна, Ипполит, Ганя Иволгин и генерал Иволгин — всем им, в большей или меньшей степени, мешает быть счас­тливыми, понимать и прощать чувство гордости, самолю­бие. Все прекрасные начала человеческих чувств они скры­вают, не дают им выйти наружу. Стремление утвердить себя над всеми превращается у них в потерю своего собствен­ного лица. Огромное желание любить, раскрыть себя перед другим человеком подавляется в них в силу великого само­любия и приносит им только боль и страдание.

Человек, который противопоставлен всем им, — это князь Мышкин, человек, который совершенно лишен самолюбия. Князь — единственный человек, который умеет распознавать в людях те их прекрасные душевные качества, которые они так старательно прячут от посторон­них глаз. Недаром князю легко и хорошо бывает только с детьми. Дети еще не научились прятать свои чувства, обманывать, подавлять в себе искренние порывы. Да и сам Мышкин — «большой ребенок». У Достоевского чувство «детскости» в его героях — это всегда признак того, что в их душе еще не совсем пропали «живые источники сердца», они еще живы, их не заглушили окончательно «уверения и соблазны отрицающего рассудка и гордости».

Но князю всегда трудно со своей открытой душой и простодушием в обществе «больших людей», потому что наивно-открытая душа для чужих, нелюбящих глаз, черствых и завистливых сердец смешна и никак не укладывается в рамки общества, где все чувства наглухо закрыты и где соблюдаются свои собственные законы приличия. В таком обществе искренность даже неприлична и способна только унизить человека. У тех, кто больше любит князя, и ценит, и уважает, такое поведение вызывает стыд за него, смущение и негодование на самого князя за то, что он раскрывает душу недостойным людям.

Но князь Мышкин чувствует расстояние между собой и внутренним своим идеалом. И умеет ценить отношение к себе со стороны. Он много страдает от того, что понимает разницу между тем, что он говорит, как говорит, и самим собой «Я знаю, что я. обижен природой. в обществе я лишний. Я не от самолюбия. Я очень хорошо знаю, что про свои чувства говорить всем стыдно». Князь это чувст­вует не потому, что он самолюбив, в отличие от всех других действующих лиц романа, а потому что боится, что выра­жение этих мыслей может быть не понято окружающими, что «главная идея» может исказиться и оттого он будет страдать еще больше. И князь тоже мечтает о человеке, который понял бы его, полюбил такого, как он есть.

Этот «свет» понимания и приятия своей души он почувствовал в Аглае. Поэтому в романе звучит мотив двойной любви князя. С одной стороны, любовь к Настасье Филипповне, любовь сострадательная, любовь-прощение, любовь «для нее». С другой стороны – любовь к Аглае, жажда прощения для себя, любовь «для себя». Князь всегда верил что Аглая его поймет. Князь понимает, что его трудно полюбить, но он стремится к любви. В его сердце одна любовь не вытесняет другую, они обе живут в его душе И если бы по воле автора князь не был бы втянут в конфликтную ситуацию, он остался бы с Аглаей. Но он остался с Настасьей Филипповной, и это произошло не по его воле, потому что он знал, что необходим для нее.

«Идиот» – одно из самых сложных произведении Достоевского. Салтыков-Щедрин назвал идею романа «лу­чезарной» и подчеркнул, что Достоевский вступил в ту область «преддверий и предчувствий», куда устремлены «отдаленнейшие искания». Образ князя Мышкина, заду­манный как тип «положительно прекрасного человека», превратился в образ больного, слабого человека с печатью глубоких внутренних страданий.

Князь не способен разрешить ни одного жизненного противоречия, он сознает трагический, безысходный хаpaктер происходящих явлений, но он пока еще никак не может изменить эту жизнь. Несмотря на то, что князь глубоко понимает жизнь и людей, он не может оказать на них никакого влияния. Он не может помешать терзаниям Настасьи Филипповны, предупредить ее убийство Рогожиным, помочь Аглае найти выход из тупика и сам кончает жизнь безумием. Достоевский сближает Мышкина с Дон-Кихотом и пушкинским «бедным рыцарем». С одной сто­роны, он подчеркивает этим нравственную высоту князя, а с другой стороны — его бессилие, порожденное несоот­ветствием его идеалов и жизни. Таков итог встречи идеаль­ного героя с людьми бездуховного, разлагающегося обще­ства. «Он, — замечал Достоевский, — только прикоснулся к их жизни. Но то, что бы он мог сделать и предпринять, то все умерло вместе с ним. Но где только он ни прикос­нулся — везде он оставил неисследимую черту».

Идиот: анализ произведения Достоевского

Одним из величайших произведений русской литературы считается роман Достоевского Идиот. Его можно назвать настоящим шедевром. Правда, для того чтобы понять, что именно хотел донести автор до читателя, следует произвести творения Достоевского Идиот анализ.

Анализ романа Достоевского Идиот

Делая анализ произведения Ф. М. Достоевского Идиот, прежде всего следует начать с истории его создания. Работу над ним автор начал весной 1867 года. Толчком к его написанию стало громогласное дело Умецких. В этой семье родители обвинялись в том, что они жестоко обращаются со своими детьми.

Стоит отметить, что этот год для Достоевского был весьма тяжелый. Ему пришлось скрываться от кредиторов и даже уехать за рубеж. Кроме того, умирает его дочь, которой было всего три месяца. Писатель полностью погружается в работу и уже в 1869 году миру предстал Идиот Достоевского, анализ произведения которого мы сейчас проводим.

Если проводить анализ кратко, стоит отметить, что здесь затрагивается множество тем. Одной из них выступает религия. К христианству писатель обращается далеко не один раз. Показывает ее он через одного из героев, а именно князя Мышкина. В романе автор наделяет его функцией своеобразного спасителя. Мужчина учит других персонажей состраданию, милосердию, умению прощать.

Также в многочисленных проявлениях в произведении представлена любовь. По сути, главным замыслом было показать три ее разновидности. В образе Гани она тщеславная, Рогожина – страстная, в случае же с князем – христианская.

Идиот: жанр и проблематика

Делая анализ романа Идиот Достоевского нельзя не упомянуть о его жанре. Стоит отметить, что в период написания романа многие литераторы уделяли ему повышенное внимание. В зависимости от структуры, стиля и направления, возникало множество новых поджанров. При этом рассматриваемое произведение все же можно назвать философским романом. Правда его идея и концепция несколько иная. Писатель рассматривает также внутренний мир персонажей. Поэтому его произведение также можно отнести к психологическим романам.

Проблематика в данном произведении отличается многообразием. Среди проблем, которые описываются в произведении, отдельного внимания заслуживает корыстолюбие. Люди клевещут друг на друга, изменяют своим принципам, прибегают к совершению гнусных поступков, желая обрести богатство, статус и престиж.

В обществе, которое описывает писатель, достичь успеха без покровителей, денег и знатного имени попросту невозможно. Помимо корысти, среди основных проблем выделяется тщеславие. Эта особенность присуща Тоцкому, Ганне и Епанчину.

Главные герои

Отдельного внимания заслуживает в произведении Идиот Достоевского анализ героев. Стоит рассмотреть, какими особенностями обладают главные персонажи.

Например, князя Мышкина в черновиках автор называл Христос. Это центральный герой, противопоставляемый всем остальным персонажам. Он, по сути, взаимодействует если не со всеми, то с большинством из них. Одной из основных его функций в данном произведении считается раскрытие внутреннего мира героев. Он с легкостью выводит их на откровенные разговоры и может узнать сокровенные мысли. Для большинства персонажей общение с Мышкиным становится сродни исповеди.

Главными антиподами ему выступают Ганя и Рогожин. Первый из этих персонажей считается слабохарактерным, любит деньги, стремится во что бы то ни стало выбиться в люди, но стыдится этого. Он хочет добиться уважения, статуса, но при этом постоянно претерпевает неудачи, вынужден терпеть унижения.

Образ купца Рогожина несколько иной. Он богат и буквально одержим идеей завладеть Настасьей Филипповной. Это упрямый человек, который любыми путями будет добиваться своей цели. Другой исход ситуации его попросту не устроит. Правда, жизнь в постоянном сомнении и страхе ему не по душе. Рогожин не хочет постоянно думать, любит его эта женщина или нет, может ли она сбежать. Именно поэтом отношения между ними заканчиваются трагически.

Еще один яркий персонаж – Настасья Филипповна. Это роковая, красивая женщина, но истинную ее сущность смог угадать исключительно Мышкин. Ее можно назвать как демоном, так и жертвой, но больше всего привлекает ее красота. Женщина презрительно относится к деньгам, даже выбрасывает в камин сразу сто тысяч рублей. Обусловлено это тем, что ее соблазнил богач, после чего выкупил у жениха.

Параллельно просматриваются образы Настасьи и Аглаи. Это полные антиподы, соперницы. Аглая существенно отличается от своих родных. Она смогла рассмотреть в Мышкине нечто большее, чем чудака и глупца, но ее сестры и даже мать таких взглядов не разделяют. Женщина ждала, пока появится человек, который смог бы ее вывести из этой загнивающей среды. Изначально она видела его в образе князя, но затем переключилась на поляка революционера.

Главная мысль

Писатель в своем романе хотел показать, как расположено общество в слоях интеллигенции. Здесь явно отмечается духовный упадок, люди ведут двойную жизнь, изменяют своим супругам. Для них такие действия считаются практически нормой. Автору хотелось создать прекрасную личность, способную показать, что доброту, искреннюю любовь и справедливость еще полностью искоренить не удалось. Именно этой миссией Достоевский наделил князя Мышкина. Правда, трагедия произведения в том, что особа, которая пытается увидеть в мире только доброту и любовь, просто погибнет в нем, так как не приспособлена к реальной жизни.

Смысл, который автор заложил в свое произведение, сводится к тому, что миру нужны подобные праведники. С их помощью люди могут посмотреть себе в лицо. Во время общения с князем они могут познать собственную душу и начинают учиться открывать ее другим. Это крайне важно в мире лицемерия и фальши. Правда, самим этим праведниками освоиться в таком обществе весьма проблематично, но жертву их нельзя считать напрасной. Они осознают, что даже если удалось исправить всего одну судьбу, избавить одного человека от равнодушия и безразличия. Это уже можно назвать большой победой.

Власть идеи над человеком на страницах романа «Преступление и наказание»

Власть идеи над человеком на страницах романа «Преступление и наказание»

Достоевский, великий гуманист, конечно, осуждает эту теорию и теории, ей подобные. Тогда, когда у него перед глазами еще не было страшного примера фашизма, который, по сути, являлся доведенной до логической целостности теорией Раскольникова, он уже ясно представлял себе всю опасность и «заразность» этой теории. И, конечно же, заставляет своего героя в итоге в ней разувериться. Но сам прекрасно понимая всю тяжесть этого отказа, Достоевский сначала проводит Раскольникова через огромные душевные муки, зная, что в этом мире счастье покупается только страданием. Это находит отражение и в композиции романа: о преступлении рассказывается в одной части, а о наказании – в пяти. Теория для Раскольникова, как и для Базарова в романе «Отцы и дети» Тургенева, становится источником трагедии. Многое предстоит пережить Раскольникову для того, чтобы прийти к осознанию крушения своей теории. И самое страшное для него – это чувство разъединенности с людьми.

«Я не старуху убил, я себя убил», – признается он Соне Мармеладовой. Человеческая натура его не принимает этого отчуждения от людей. Даже Раскольников, с его гордостью и холодностью, не может жить без общения с людьми. Поэтому душевная борьба героя становится все напряженнее и запутаннее, она идет по множеству направлений сразу, и каждое из них заводит Раскольникова в тупик. Он по-прежнему верит в непогрешимость своей идеи и презирает себя за слабость, за бездарность; то и дело называет себя подлецом. Но в то же время он страдает от невозможности общения с матерью и сестрой, думать о них ему так же мучительно, как думать об убийстве Лизаветы.

вместе с совершением преступления, а голос совести нельзя заглушить даже уверенностью в правильности теории. Громадные душевные муки, которые испытывает Раскольников, несравненно страшнее любого иного наказания, в них и заключается весь ужас положения Раскольникова. Достоевский в «Преступлении и наказании» изображает столкновение теории с логикой жизни. Точка зрения автора становится все более понятной по мере развития действия: живой жизненный процесс всегда опровергает, делает несостоятельной любую теорию – и самую передовую, революционную, и самую преступную, и созданную на благо человечеству. Даже самые тонкие расчеты, самые умные идеи и самые железные логические доводы в одночасье разрушаются мудростью настоящей жизни.

рушится. Измотанный страхом разоблачения и чувствами, разрывающим его между своей идей и любовью к людям, Раскольников еще не может признать ее несостоятельность. Он пересматривает лишь свое место в ней. «Я это должен был знать, и как смел я, зная себя, предчувствуя себя, брать топор и кровавиться. », – спрашивает себя Раскольников. Он уже осознает, что он – отнюдь не Наполеон, что, в отличие от своего кумира, спокойно жертвовавшего жизнями десятков тысяч людей, он не в состоянии справиться со своими чувствами после убийства одной «гаденькой старушонки». Раскольников чувствует, что его преступление, в отличие от кровавых деяний Наполеона, – «стыдное», неэстетичное. Позднее, в романе «Бесы», Достоевский развил тему «некрасивого преступления» – там его совершает Ставрогин, персонаж, родственный Свидригайлову.

«Старушонка вздор! – думал он горячо и порывисто, – старуха, пожалуй, что и ошибка, не в ней дело! Старуха была только болезнь. я переступить поскорее хотел. я не человека убил, я принцип убил! Принцип-то я и убил, а переступить-то не переступил, на этой стороне остался. Только и сумел, что убить. Да и того не сумел, оказывается». Принцип, через который пытался преступить Раскольников – совесть. Стать «властелином» ему мешает всячески заглушаемый зов добра.

идей, возвращение к людям происходит потом, по каким-то опять же недоступным логике законам: законам веры и любви, путем страдания и терпения. Очень ясно и тут прослеживается мысль Достоевского, что человеческая жизнь не может контролироваться законами разума. Ведь духовное «воскрешение» героя совершается не на путях рациональной логики, писатель специально подчеркивает, что даже Соня не говорила с Раскольниковым о религии, он пришел к этому сам. В этом еще одна из особенностей сюжета романа, который имеет зеркальный характер.

У Достоевского герой сначала отрекается от христианских заповедей, а уже потом совершает преступление, – сначала признается в убийстве, а уж потом духовно очищается и возвращается к жизни. Еще один духовный опыт, важный для Достоевского – общение с каторжанами как возвращение к людям и приобщение к народной “почве”. Тем более этот мотив практически полностью автобиографичен: о своем похожем опыте Федор Михайлович рассказывает в книге “Записки из мертвого дома”, где описывает свою жизнь на каторге.

Ведь только в приобщении к народному духу, в понимании народной мудрости Достоевский видел путь к благоденствию России. Воскрешение, возврат к людям главного героя в романе происходят в точном соответствии с представлениями автора. Достоевскому принадлежат слова: «Покупается счастье страданием. Таков закон нашей планеты. Человек не родился для счастья, человек заслуживает счастья и всегда страданием».

Так и Раскольников заслуживает для себя счастье – взаимную любовь и обретение гармонии с окружающим миром – непомерными страданиями и муками. В этом заключается еще одна ключевая мысль романа. Здесь автор, человек глубоко верующий, полностью согласен с религиозными понятиями о постижении добра и зла. Да и через весь роман красной нитью проходит одна из десяти заповедей: «Не убий». Христианское смирение и доброта присущи Сонечке Мармеладовой, которая является проводником мыслей автора в «Преступлении и наказании». Поэтому, говоря об отношении Достоевского к своему герою, нельзя не затронуть еще одну важную тему, отраженную наряду с другими проблемами в произведении Федора Михайловича Достоевского – религию, которая предстает как верный способ разрешения нравственных проблем.

Судьбу Сони Мармеладовой Раскольников соотносит с судьбой всех «униженных и оскорбленных». В ней он увидел символ вселенского горя и страдания, и, целуя ей ноги, он «всему страданию человеческому поклонился». Раскольникову принадлежит восклицание: «Сонечка, Сонечка Мармеладова, вечная Сонечка, пока мир стоит!». Многие исследователи считают, что Соня – воплощение авторского идеала христианской любви, жертвенного страдания и смирения. Своим примером она показывает путь Раскольникову – восстановить утраченные связи с людьми через обретение веры и любви. Силой своей любви, способностью претерпеть любые муки она помогает ему превозмочь самого себя и сделать шаг к воскрешению. Хотя начало любви для Сони мучительно, для Раскольникова же близко к садизму: страдая сам, он заставляет и ее страдать, тайно надеясь, что она откроет нечто приемлемое для обоих, предложит что угодно, кроме явки с повинной. Тщетно. «Соня представляла собой неумолимый приговор, решение без перемены. Тут – или ее дорога, или его». В эпилоге автор показывает читателю долгожданное рождение взаимной, все искупающей любви, которая должна поддерживать героев на каторге. Это чувство крепнет и делает их счастливыми. Однако полное восстановление Раскольникова не показано Достоевским, оно только объявлено; читателю дано большое пространство для размышления. Но это не главное, а главное то, что идеи автора в романе все-таки воплощаются в реальность, причем именно с помощью образа Сонечки Мармеладовой. Именно Соня является воплощением хороших сторон души Раскольникова.

стороны Раскольникову противостоят люди, которые были самыми близкими для него до того, как он пришел к мысли о разрешении самому себе права на убийство «ничтожной твари» ради пользы многих.

Опасность идеи возвышения человека над обществом в романе «Преступление и наказание» (Достоевский Ф. М.)

В 1866 году Фёдор Михайлович Достоевский написал одну из самых сложный и ключевых книг своего творчества – роман “Преступление и наказание”. Писатель работал над ней в трудные времена, когда Россия вступила в сумеречную переходную эпоху глубокого социального и экономического кризиса, которому поспособствовала Крестьянская реформа 1861 года – отмена крепостного права. В данный период времени нарастал процесс распада вековых духовных ценностей, смешались представления о добре и зле, циничный собственник стал героем современности.

Наши эксперты могут проверить Ваше сочинение по критериям ЕГЭ
ОТПРАВИТЬ НА ПРОВЕРКУ

Эксперты сайта Критика24.ру
Учителя ведущих школ и действующие эксперты Министерства просвещения Российской Федерации.

В государство стали закрадываться сомнительные иностранные теории, которые особенно привлекали молодое поколение.

В произведении “преступление и наказание” автор затрагивает серьёзную и актуальную проблему возвышения человека над обществом.

“Твари дрожащие” или “сильные мира сего” – основная мысль теории “Бонапартизма”, которой лихорадочно был, одержим главный герой романа – Родион Романович Раскольников.

Следуя данной идее, бывший студент юридического факультета считал, великие личности не останавливаются перед слабыми жертвами для достижения своих целей, они добиваются успеха, проливая кровь своих противников. Но, поделив людей на две категории, Раскольников столкнулся с вопросом, к какому разряду принадлежит он сам: “Тварь ли я дрожащая или право имею?”. Дабы проверить это Родион решился на убийство старухи-процентщицы, но, совершив преступление так и не нашёл ответа. ” Не для того я убил, чтобы, получив средства и власть, сделаться благодетелем человечества. Вздор! я просто убил: для себя одного” – прокралась мысль в его голове, ещё больше запутывавшая главного героя, а также заставившая испытывать колоссальное чувство страха, паники и душевной депрессии. Не замолкающий голос совести – вот, что звучало в его голове изо дня в день, постепенно склоняющейся к сумасшествию.

Не только с мировоззрением Родиона, но и с жизненными условиями была связана его идея. Бедный, живущий в каморке размером с клетки, студент едва сводил концы с концами. Та часть Петербурга, которая была отведена оборванному, скатившемуся на социальное дно обществу душила Раскольникова своей атмосферой. Но именно там, ему довелось увидеть детей лишённых детства и вынужденных зарабатывать себе на хлеб самостоятельно, а главное услышать трагичную историю семьи Мармеладовых. “Бедность не порок” – Утверждал Семен Захарович, рассказывая постыдную историю своей жизни, под пьяный хохот и насмешки посетителей грязной распивочной. Образ Мармеладова – образ нищеты и безысходности, “униженного и оскорбленного” человека, полной противоположности Родиона Раскольникова. Герой понимает, что причиной бремени, которое пало на плечи его семьи, является он сам, но при этом не стремиться покидать низший класс, коротая свою никчемную жизнь.

Трагедия Семёна Захаровича лишь подогрела интерес Родиона к теории “Бонапартизма”. Он пришёл к выводу, что не желает подобной судьбы. Но всё же, не определив для себя чёткой цели, Родион выбрал неверное направление, и, пережив множество мучений и угрызения совести за совершенное деяние, так и не сумел стать “сильным мира сего” окончательно загубив себе жизнь.

Данное явление остаётся актуальным, и по сей день. Множество людей, одержимых идеями “добиться прекрасной жизни, невзирая на способ” не оправдывают собственных ожиданий и постепенно опускаются на социальное дно. Теории, подобные “Бонапартистской” может оказаться серьёзным оружием в руках тех, кто не способен мыслить рационально, тем самым предоставит огромную опасность для общества в целом.

Гуманизм – вот о чём нельзя забывать, честолюбие и желание помогать людям мирным путём. Раскольников – человек, в чьей жизни произошло раздвоение личности: с одной стороны он желал стать великим человеком, используя все способы реализации своей цели, но с другой, это желание подавлял голос совести и здравомыслия, понимание того, что путь, который он выбрал, не приведёт его к высокой цели.

Таким образом, проблемы, поднятые в романе Достоевского “преступление и наказание” не теряют актуальности и в 21 веке. Автор уверяет нас, общество должно стремиться к гуманизму и гармонии во всех сферах жизнедеятельности. Произведения Фёдора Михайловича – это описание жизни “униженных и оскорблённых” людей, того, как, к сожалению, выглядит Россия, призыв к благоразумию и гуманности общества.

Посмотреть все сочинения без рекламы можно в нашем

Чтобы вывести это сочинение введите команду /id59695

Сочинение: Идея теории Раскольникова и её крах (по роману «Преступление и наказание»)

Автор: Самый Зелёный · Опубликовано 09.04.2021 · Обновлено 09.04.2021

Многомудрый Литрекон представляет два варианта сочинения-рассуждения по литературе на тему: «Идея теории Раскольникова и её крах». Кратко и более полно он раскрыл основную суть взглядов героя. Приятного просвещения!

Вариант 1

(460 слов) Над своим знаменитым романом «Преступление и наказание» Федор Достоевский работал в 1865-1866 годах. Главным героем всемирно известного произведения является Родион Раскольников — бедный студент, вдохновившийся определенной идеей, узаконивающей вседозволенность «право имеющей» элиты. Зарождение теории Раскольникова и ее крах раскрываются по мере прочтения произведения.

Нищета, тяжёлое материальное положение и безысходность порождают в сознании главного героя его собственную теорию, которая открывает для него новые перспективы. Согласно идее Раскольникова, люди делятся на два типа: первые ничтожны, вторые — «право имеющие». Последняя группа, по мнению Раскольникова, нужна для светлого будущего и прогрессивного движения человечества вперёд. Это гении, которые меняют мир под себя. А первая группа представляет собой лишь ведомую массу. Люди «право имеющие» могут не соблюдать общепринятые законы. По мнению главного героя, чтобы совершить великие дела, нужны жертвы, не исключая и человеческие.

Читатель, как и следователь, узнает о взглядах героя из его статьи. Из-за сложного финансового положения персонаж вынужден уйти из университета. В это время герой отдаёт в печать свою статью, однако газета закрывается. Через некоторое время Раскольников вдруг узнаёт, что его труд опубликовали, но в другом месте. Именно там он изложил свои взгляды на суть вещей.

Сначала теория представлялась Раскольникову игрой. Постепенно, присматриваясь к людям, главный герой развивал свою теорию. Он убеждался в правоте сделанных им выводов. Разочарование в жизни и отчаяние привели к тому, что Раскольников замкнулся в себе. И тогда теория стала его спасением.

Согласно теории Родиона Раскольникова, «право имеющих» можно встретить редко. Природа сама распоряжается, где должны родиться «великие» люди. Именно они являются двигателем прогресса в обществе. Остальные же просто представляют собой «материал» для «особенных» людей. Они спокойно живут, и их основное предназначение состоит в воспроизведении себе подобных.

Однажды главный герой решает проверить, к какой группе людей он сам относится? Кто он: «тварь дрожащая» или «право имеющий»? Чтобы реализовать свою цель, Раскольников решает убить старуху-процентщицу. Однако вдобавок убивает еще и ее сестру Лизавету.

По теории Раскольникова, совесть не должна была мучить героя после содеянного. Ведь совершенное убийство должно быть во благо обществу. Главный герой думал, что, поправив свое финансовое положение, он сможет принести немало пользы людям. Несмотря на это, душевные переживания после преступления у Раскольника были настолько велики, что довели героя до тяжёлой болезни.

Первым человеком, которому Раскольников признался в своём преступлении, оказалась Соня Мармеладова. По мнению персонажа, эта девушка наполнена добродетелью, поскольку она жертвует своей честью ради благополучия своей семьи. Раскольников не побоялся довериться именно ей, так как Соня тоже нарушила нравственные законы ради общего блага.

Теория Раскольникова потерпела крушение не после его признания и покаяния перед судом, а только после того, как он искренне раскаялся перед Богом. Так автор подчеркнул верховенство суда Божьего над светским. Пока Раскольников не нашел истину в Библии и не принял ее сердцем, идея продолжала властвовать над ним. Однако Родиону удалось победить свою гордыню и отречься от интеллектуального детища, которое пожирало его изнутри.

Вариант 2

(530 слов) Роман «Преступление и наказание» у многих читателей ассоциируется с известной цитатой: «Тварь я дрожащая или право имею?». Это высказывание принадлежит главному герою, который проверял себя на соответствие эталону, ставшему основой его теории о сверхчеловеке. Такие идеи популярны до сих пор, поэтому пример Раскольникова разобрать очень интересно и поучительно.

Довольно подробно раскрывается идея теории Раскольникова в его беседе со следователем Порфирием Петровичем. Родион заинтересовал следователя своим необычным взглядом на общество. Объясняя все это следователю, Родион старается как можно осторожнее раскрыть мотивы своего преступления. Однако Порфирий понимает это и сознательно выводит собеседника из себя, проверяя его реакцию. Следователь доволен тем, что ему предоставилась возможность побеседовать с автором статьи и изложить свои взгляды на данную тему.

По мнению Раскольникова, те люди, основное предназначение которых заключается в привнесении в общество чего-то нового, имеют несомненное превосходство над другими и отличаются совершенно иными моральными правами.

«…если ему надо, для своей идеи, перешагнуть хотя бы и через труп, через кровь, то он внутри себя, по совести, может, по-моему, дать себе разрешение перешагнуть через кровь, — смотря, впрочем, по идее и по размерам ее, — это заметьте…»

Большинство человечества составляют ведомые люди, которые должны лишь воспроизводить себе подобных и жить по строгим законам морали. Однако лидеры, ведущие всех остальных вперед, могут и поступиться общепринятыми нормами, чтобы добиться того, что, по их мнению, необходимо для процветания рода людского. Таким «особенным» человеком Родион считал, например, Наполеона. Повезло и Александру Македонскому. Но больше всего тщеславного героя интересовало, может ли он присоединиться к ним? Имеет ли он право на вседозволенность? Как мы знаем, это он решил проверить, убив Алену Ивановну. В ходе «опыта» ему пришлось убить и Лизавету, сестру ростовщицы, ставшую случайной свидетельницей этой сцены.

Главный герой не вдруг понимает всю аморальность своего поступка и ничтожной теории. Этому осознанию предшествует долгий путь. Беседа с Соней побудила его покаяться, но этим поступком он доказал лишь свое поражение. Идея была справедлива, но он не стал «право имеющим». С этими мыслями он пришел на каторгу. Читая Библию и наблюдая за заключенными, Раскольников постепенно осознал тот факт, что люди, на самом деле, равны между собой, все они испытывают одинаковые чувства, независимо от социального статуса, финансового положения и жизненных условий. Каждый человек всеми силами стремится к счастью, любви и благополучию. И никто не вправе делать его жертвой политических преобразований. Родион принимает свой грех и раскаивается перед Богом. С этого момента начинается его духовное возрождение.

Таким образом, размышления над теорией Раскольникова, основанной на неравенстве людей, и над последствиями данной теории, приводят нас к осознанию неправоты главного героя. Родион жаждал воплотить свой идеал в реальность, стать вершителем судеб, но у него не вышло, потому что идеал был искаженным, неправильным. Раскольников не смог вынести тяжелых мук совести, потому что ошибся и отнял жизни, не ему принадлежащие и не им дарованные. Но он понял, что пока каждый человек, находясь на своем месте, не будет стремиться к лучшему, никакие великие люди ничего не исправят. Все жертвы будут напрасными.

Автор своим произведением хотел донести до читателя простую истину: в какой бы тяжёлой ситуации не оказался бы человек, он никогда не должен терять своих нравственных принципов и ориентиров. Самое главное, не переступать черту добра и зла. Ведь сделанного не воротишь, и даже самое искреннее раскаяние не вернет к жизни Алену Ивановну и ее сестру.

Читайте также:
Власть идеи над человеком на страницах романа «Преступление и наказание»: сочинение
Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: