Сочинение по роману Достоевского «Униженные и оскорбленные»: сочинение

Сочинение на тему: «Униженные и оскорбленные в романе «Преступление и наказание» (Ф.М. Достоевский)»

Литеровед предлагает вам краткое сочинение на тему: «Униженные и оскорбленные в романе «Преступление и наказание» (Ф.М. Достоевский)», в котором вы ознакомитесь с персонажами, наделенными такою характеристикою, и узнаете, как они реагируют на жизненный зной и как это влияет на их судьбу.

В романе Федора Достоевского «Преступление и наказание» главным героем является Родион Раскольников, который принадлежит к униженным и оскорбленным. Помимо него в произведении также много героев такого типа. Весь роман буквально кишит несчастными, бедными людьми. Каждый из них имеет свой сложный жизненный путь и свою грустную историю бытия.

В «Преступление и наказание» автор очень ярко изобразил образ Петербурга с его низшими слоями и их бытом. Достоевский настолько реалистично передал атмосферу того места и времени, что мы буквально видим эту нищету и вдыхаем вонь петербургских улиц, на которых живут бедные люди. Куда бы ни пал взор, мы видим этих мещан в подранной грязной одежде.

Достоевский уводит читателя из мира мечтаний и бросает на самое дно петербургского общества. Сами же люди настолько привыкли к этой страшной обстановке, что порой даже не обращают внимания на очередного бедного чудака. Они настолько забиты нищетой и унижены жизнью, что единственный вопрос, который их интересует: как добыть кусок хлеба на сегодняшний день. У каждого из этих людей есть своя причина падения. Они не по своей воле скитаются по наполненных вонью улицах Петербурга.

Главный герой романа Раскольников является частью этого общества. Он бедный студент, который не может найти деньги даже на проживание. Достоевский описывает его жилье, как скромную комнатушку, больше похожую на шкаф. Его одежда была настолько плоха, что даже последние бедняки на петербургских улицах обращали внимание на его одеяние.

Родион Романович мечтает о том, чтобы вырваться из плена унижения, но он настолько далек от реальности, что это становится невозможным. Я думаю, что Раскольников – безвольный молодой человек, который мог изменить свое положение, но не стал этого делать. Он искал корни проблем вокруг себя, но не заглянул в свое сердце, как это сделала Соня Мармеладова.

Раскольников ничего не сделал для того, чтобы спасти свою сестру Дуню от ужасной ошибки – свадьбы с Лужиным. Ему жаль Соню, но и для нее он ничего не смог предпринять. Собственно, сам же герой и унижает себя. Он возомнил себя Наполеоном и хотел изменить весь мир. Но не все рождаются «наполеонами», хотя каждый может сделать жизнь немножечко лучше, чем она есть.

Раскольников понимает, что в нем зародился огромный грех: он задумал убить человека. Но, мне кажется, он настолько безвольный, что не может бороться с собой и, все время унижая себя, все-таки идет на то большое преступление.

Одним из самых ярких примеров униженных и оскорбленных персонажей в романе является Сонечка Мармеладова. Она пережила столько унижения, что порой в это невозможно поверить. Раскольников сам втянул себя в водоворот унижения, в обществе же он не имеет такого статуса. А вот Соня получила оскорбление от всего общества, которое поспособствовало ее греховному падению. Из-за этого молодая девушка даже не может делить жилье со своими родными, она вынуждена жить отдельно от них.

Какой же горькой является сцена, где Лужин винит Сонечку в краже. Как может защитить себя девушка, которая давно упала в глазах общества, да так, что ниже уже и некуда. Почему же Соня позволяет себе быть столь униженной? Все дело в любви к своим родным, об этом говорит нам Достоевский в романе. Ради того, чтобы ее семья имела тот заветный кусок хлеба, Сонечка готова на все, даже на оскорбление. Душа ее при этом остается чистой и невинной. Она читает Евангелие и признает свой грех.

В то же время Соня прекрасно понимает, почему она все это делает, для чего унижает себя. Из-за этого понимания ей становится легче. Раскольников не может принять жертву Сони. Он говорит, что намного проще было бы покончить с собой, чем терпеть позор, обладая такой огромной и открытой душой. И все же Соня думает не о себе, а о своих родных, иначе давно уже пошла бы на крайний поступок.

Еще одна кандидатка на роль «униженной и оскорбленной» – сестра Раскольникова Дуня. Но в отличие от Сони или же брата, Дунечка может проявить свой характер. Эта девушка не сгибается перед жизненными трудностями. С Соней Мармеладовой ее роднит идея униженности. Она также готова на все ради своей семьи. Дуня собирается выйти замуж, чтобы как-то помочь Раскольникову взобраться на вершину петербургского общества. Она понимает, на какие жертвы идет.

И все же благополучие родных для нее важнее, чем собственное. Дунечка также унижена обществом. Но ее этот факт не останавливает. Мать в письме к Раскольникову характеризует свою дочь, как умную, с твердым характером. Если уж Дуня решила, что она отдаст себя в жертву ради семьи, то так оно и будет. Это значит, что девушка готова вынести все, что выпадет ей на нелегком жизненном пути. Однако Дуня не настолько жертвенна, как Соня Мармеладова. Сестра Раскольникова знает свою цену и не даст унизить себя больше, чем она может это позволить.

Читайте также:
Тема «униженных и оскорбленных» в романах Ф.М. Достоевского (на примере «Преступления и наказания»): сочинение

Образы Мармеладова, отца Сони, и Катерины Ивановны, его супруги, также относятся к униженным и оскорбленным. По моему мнению, Мармеладов духовно близок с Раскольниковым. Он также безвольный человек. Вместо того чтобы искать выход из положения, Мармеладов выбрал для себя легший путь – подался в пьянство. Ему горько видеть слезы Катерины Ивановны и слышать ее упреки, а еще хуже, если она и вовсе молчит.

Его старшая дочь Соня торгует своим телом, чтобы прокормить семью, а он берет эти грязные деньги и пропивает их, вместо того, чтобы заработать самому и покончить с ее ремеслом. Мармеладов рассказывает о своей нелегкой судьбе Раскольникову. Его устами кричат все униженные и оскорбленные, которых мы видим повсюду на улицах Петербурга.

По-своему несчастна и его жена Катерина Ивановна. Эта женщина каждое утро просыпается с мыслью, чем накормить детей. Она видит их голодные глаза и ей хочется кричать от отчаяния. Катерине Ивановне очень жаль Соню, она понимает тяжесть бремени, которое свалила на себя эта девочка. И все же не взять эти деньги она не может.

Есть ли выход из этого состояние униженности? Я думаю, если он и есть, то только внутри каждого человека. Когда мы не можем поменять то, что происходит вокруг нас, мы всегда можем поменять свое отношение к происходящему. Также и здесь. Нужно верить в то, что это состояние – временно, как и земная жизнь.

Сочинения по произведению «Униженные и оскорбленные»

Анализ романа «Униженные и оскорбленные»

Роман «Униженные и оскорбленные» затрагивает глубочайшую проблему тех времен – это люди, которых бросили на произвол судьбы.

Бедные, не знающие как свести концы с концами и с трудом добывающие себе пропитание – вот главные герои первого большого романа Федора Михайловича Достоевского. В более поздних произведениях, эта тема описана более подробно, с большим погружением.

Рассмотрим основных героев романа. Все сосредоточение зла и негатива заключается в Валковском. Он очень жесток, равнодушен к чувствам других, везде ищет собственную выгоду. Женится по расчету, но оказавшись не удовлетворенным женитьбой, попросту выкидывает из дома мать своей жены Нелли.

Князь Валковский не забывает и получить выгоду со своего сына, возымев желание женить его на девушке, с готовность разрушая семью человека Ихменеева, который воспитывал его сына и помог не разориться в тяжелые времена. Интересно то, что автор оттеняет внешнюю красоту князя Валковского его ужасным нравом.

В романе есть и ещё один персонаж, который имеет схожие черты с Федором Ивановичем – это Иван Петрович. Валковский и начинающий писать Иван Петрович находятся по две стороны весов, они разные во всем. Князь – богат, красив и жесток.

Иван Петрович же очень благороден, добр и беден. Он с готовностью помогает беднякам и униженным. Иван Петрович помогает и Нелли, увидев всю эгоистичность и черствость князя по отношению к жене.

В романе «Униженные и оскорбленные очень глубоко исследуется тема человеческого эгоизма. Можно сказать, князь – это эгоцентризм в высшей его мере. Сын Валковского, тоже оказывается эгоистом.

Тут мы видим любовный треугольник – две девушки Катя и Наташа влюблены в сына князя. Наташа готова самоотверженно работать, лишь бы угодить своему любимому, и обеспечить его безбедным будущим и Катя, которой не требуется работать – ведь она и так богатая наследница.

И что же выбирает сын Валковского? Следуя своей эгоистичной натуре, он выбирает богатую наследницу. Тут мы сталкиваемся и с ещё одним проявлением эгоизма. Отверженная Катя настолько упивается своим горем и безответной любовью, что не замечает проблемы своих близких людей.

Что касается старика Смита и Николая Ихменева, то тут в сюжет вступает их гордыня, которая тоже является проявлением эгоизма. Он вредит их близким, но они оказываются равнодушны к их страданиям.

Следующим персонажем, раскрывающим природу эгоизма, является Нелли, которая упивается жалость к себе. Она готова терпеть все издевательства, страдать, но не будет менять ничего в своей жизни. Отчего следует, что страдание – это способ существования, по-другому она не может.

Упомянем ещё одну интересную деталь романа. Здесь много действующих персонажей, но нельзя выделить главного, что подчеркивает желание писателя раскрыть определенную проблему этих людей, не заостряя внимание на ком-то определенном.

Пошлость в мещанстве

  1. Проявление пошлости в мещанской среде точно показано в романе М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита». Писатель постарался отобразить русскую действительность начала двадцатого века. Один из героев, Никанор Иванович Босой использует свою власть, чтобы постоянно требовать деньги от жителей. Он только и делает, что спрашивает: «А за квартиру Пушкин платить будет?», — а затем вымогает взятки. За эту низость души его наказывает Воланд. Но кто знает, возможно, в соседнем доме есть другой Никанор, который живет с тем же самым обывательским набором ценностей: нажить капитал любой ценой, обеспечить себя водочкой и закуской, найти такую же мелочную и ограниченную женщину, чтобы вместе коротать сытые и однообразные дни.
  2. В своей особой манере описывает пошлость мещанского сословия В.В. Маяковский в стихотворении «О дряни». Он изображает в сатирическом ключе советских обывателей, которые проникают на все должности во всех учреждениях. Однако они стремятся занять высокие посты не для блага страны, а для своих корыстных целей. Для того чтобы попивать чай за самоваром на работе, получить прибавку в размере «24 тыщи» и купить жене платье с серпом и молотом, а то на балу нельзя появляться без великого символа. Поэт полагает, что в такой тине рутины и безынициативности увязает великое дело строительства социализма.
Читайте также:
Алеша Карамазов: сочинение

Мир униженных и оскорбленных у Достоевского

Уже в первом своём романе «Бедные люди» Ф.М. Достоевский правдиво изобразил мир обездоленных и угнетённых людей.

Главные герои романа – Макар Девушкин – полунищий чиновник, придавленный горем, нуждой и социальным бесправием, и Варенька – девушка, ставшая жертвой социального неблагополучия. Автор сочувствует своим героям, показывает красоту их души и внутреннее благородство.

В романе «Униженные и оскорблённые» опять мы видим обездоленных людей. Коварный и подлый человек Валковский втянул Ихметьева в судебный процесс и выиграл его. Обедневший помещик превращается в городского разночинца. Опять нищета.

В судьбе Наташи Ихметьевой такой семейный крах отозвался в её поступках, которые она пытается оправдать не столько отчаянием, сколько жертвенной покорностью мужчине. Наташа покидает отца, становится духовной рабыней Алёши, зная, что он открыто любит другую девушку.

Особое место в творчестве Ф.М. Достоевского занимает роман «Преступление и наказание». Никогда раньше писатель так широко не изображал нищету и страдания обездоленных.

События, описанные в романе, происходят в Петербурге, в городе на Неве, мрачном, молчаливом, холодном и сыром. Он предстаёт перед нами зловещим пауком, символом зла и насилия, ужасов и жестокости. В нём невозможно жить, потому что он бесчеловечен.

Духота и толкотня на улицах действуют угнетающе. Атмосфера Петербурга – атмосфера тупика и безысходности. Через весь роман проходят сцены, раскрывающие трагическую жизнь народа. Вот женщина с жёлтым лицом и впавшими глазами бросается в воду канала.

Униженной и оскорблённой была и Сонечка Мармеладова. Не имея возможности заработать деньги честным трудом, чтобы прокормить мачеху и её маленьких детей, вынуждена была переступить нравственные законы: она идёт на панель. Принося домой деньги, омытые слезами, она как бы отдавала частицу себя, своего горя и стыда.

А чем лучше судьба Раскольниковой Дуни? Её домогается Свидригайлов, в имении которого она служила экономкой. Купить её любовь хочет бездушный делец Лужин, считавший выгодной женитьбу на девушке, которая всем будет обязана только ему.

Дуня готова выйти замуж за нелюбимого человека, чтобы хоть чем-то помочь своей семье выбраться из нищеты. Мать и сестра хотят видеть Родиона счастливым, образованным человеком. Они всеми силами стараются достать хотя бы немного денег, чтобы заплатить за обучение.

В страшном, равнодушном мире, где обездоленному, слабому нет жизни, где торжествует пошлость, обман, зло, где всё продаётся и покупается, приходиться жить умному, мыслящему человеку. Родион хочет иметь образование, но ему приходиться бросить университет, так как нечем платить за обучение. У него доброе сердце.

Пытаясь помочь своим родным и всем обездоленным, Раскольников приходит к осознанию собственного бессилия перед мировым злом. И вот в такой среде под низким потолком нищенской конуры в уме голодного, отчаявшегося человека зародилась чудовищная теория. Полное отчаяние в невозможности спасти сестру, помочь сломленному жизнью Мармеладову и его семье толкает Родиона на преступление.

Вот таков мир, в котором живут герои Ф.М. Достоевского, мир «униженных и оскорблённых». Романы писателей содержат глубокую правду о невыносимости жизни в капиталистическом обществе.

Трагизм положения героев Ф.М. Достоевского в том, что они видят безысходность своего положения. Всем содержанием своих произведений Ф.М. Достоевский доказывает, что жить в таком обществе невозможно.

Заразительность пошлости

  1. Пошлость – это всё поддельное, ненастоящее, что может показывать, придумывать посредственный человек, чтобы казаться не тем, кем он является на самом деле. Иногда такое поведение становится заразительным. Так, в рассказе А.П. Чехова «Ионыч» главный герой является интеллигентным человеком, врачом. Он переезжает в маленький город, где встречает семью Туркиных. Они хоть и представляются одной из знатнейших семей, но на самом деле являются мелочными и ограниченными людьми. Они пытаются создать образ весёлой, ненавязчивой атмосферы в доме: читают стихи, играют на пианино. Однако всё это напускное, показное. Отвергнув предложение героя выйти замуж, Екатерина Иванова срывает пелену с глаз героя и обрекает его на такую же «застойную», не меняющуюся жизнь. Спустя годы герой толстеет, начинает легко раздражаться, обзаводится двумя имениями и предпочитает проводить вечера в клубах. От прежнего молодого и целеустремлённого человека не остаётся и следа, жизнь и быт города, пошлых по своей натуре Туркиных, поглощает его и делает таким же.
  2. С первых страниц романа-эпопеи Л.Н. Толстого «Война и мир» нам представляют пошлого и безнравственного по своей натуре Анатоля Курагина. Он предпочитает проводить свою жизнь на балах, не стыдится ухаживать за множеством девушек и не стесняется того, что о нём говорят. Его образ жизни кажется весёлым и беззаботным, но он сам отвратителен по своей натуре. В первые дни в России главный герой произведения, Пьер Безухов поддаётся очарованию такой жизни. Он встречается с Анатолем, и они проводят несколько дней за алкоголем и развлечениями. Доходит это всё до того, что умный, воспитанный и интеллигентный Пьер участвует в авантюре. Они привязывают квартального к медведю. Из-за этого случая портится репутация главного героя, а сам он винит себя, осознавая собственное моральное падение.
Читайте также:
Нравственный идеал в произведениях Достоевского (по роману «Преступление и наказание»): сочинение

Без полутонов

Герои романа четко поляризованы. Петр Александрович Валковский всецело служит злу. Этот человек вобрал в себя практически все негативные черты богатых людей: эгоизм, черствость, корыстолюбие. Он готов добывать деньги любой ценой. Ради выгоды князь способен на любую жестокость и подлость. Он и женился-то ради денег, а затем обобрал и выгнал на улицу беременную мать Нелли. О сыне Валковский вспоминает лишь тогда, когда появляется возможность выгодно его женить. Ради этого князь цинично разрушает благополучную семью Ихменевых, оклеветав помещика Николая Сергеевича. А ведь этот человек воспитал его сына, восстановил разоренное имение. Валковский многим обязан Ихменеву, но вместо благодарности отплатил ему подлостью.

Внешне князь красив, однако его выразительные черты, о которых много раз вспоминает автор, контрастируют с низменной натурой. Постепенно читателю становится ясно, что любезное обращение и светский лоск – всего лишь маска, скрывающая подлинное лицо Валковского. Это личность сильная и коварная, ему доставляет удовольствие манипулировать людьми, использовать в своих целях их благородство и преданность. Князь предлагает деньги Ивану Петровичу за то, чтобы тот женился на Наташе, которую бросил сын Валковского. Петр Александрович хочет выглядеть в глазах отпрыска заботливым отцом. Неужели этот человек дорожит мнением Алеши? Ничуть, ему просто нужно иметь с сыном хорошие отношения, чтобы без проблем завладеть деньгами его богатой невесты.

В противовес Валковскому автор создал образ рассказчика Ивана Петровича. Это начинающий писатель, в биографии которого прослеживаются некоторые совпадения с жизненными этапами молодого Достоевского. Благородство и стремление Вани помогать совершенно чужим людям, несмотря на собственную бедность, крайне противоположны цинизму и корыстолюбию князя. Иван Петрович своей самоотверженностью и добротой спасает Нелли, помогает Наташе вернуться в семью. Он готов уступить другому мужчине свою возлюбленную, если она будет счастлива.

Выбор и шанс на спасение

В романе четко прослеживаются две основные сюжетные линии: история семейства Ихменевых и трагедия Смитов. Достоевский считает, что итог в похожих жизненных ситуациях может быть различным и зависит от нравственного выбора человека. Старик Смит не простил дочь, и вся его семья погибла, включая безвинную Нелли. Ихменев же нашел в себе силы для прощения. И эта семья получила некоторые шансы на спасение. Достоевский вовсе не призывает смиренно переносить унижения и оскорбления. Просто он считает, что делать добро, прощать ошибки и подавать руку помощи крайне необходимо. Только так можно выстоять в суровых жизненных неурядицах.

Сочинение: Униженные и оскорбленные (по роману Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»)

Роман Ф. М. Достоевского — это «психологический отчет од­ного преступления», которое совершил бедный студент Родион Раскольников, убивший старуху-процентщицу. Однако в рома­не речь идет о необычном уголовном преступлении. Это, если так можно выразиться, идеологическое преступление, а испол­нитель его — преступник-мыслитель, убийца-философ. Он убил ростовщицу отнюдь не во имя обогащения и даже не ради того, чтобы помочь своим близким: матери и сестре. Это пре­ступление явилось следствием трагических обстоятельств ок­ружающей действительности, результатом долгих и упорных размышлений героя романа о своей судьбе, о судьбе всех «уни­женных и оскорбленных», о социальных и нравственных зако­нах, по которым живет человечество.

Жизнь предстает перед нами как клубок неразрешимых противоречий. Повсюду картины нищеты, бесправия, подавле­ния человеческого достоинства. На каждом шагу Раскольнико-ву встречаются отверженные и гонимые люди, которым некуда деться: Соня Мармеладова, Катерина Ивановна и многие дру­гие. Да и сам Раскольников оказался не в лучшем положении. Ему тоже, по существу, некуда пойти. Живет он впроголодь, ютится в жалкой каморке, похожей на гроб, откуда его грозят вышвырнуть на улицу. Под угрозой оказалась судьба его мате­ри и сестры.
[sms]

Читайте также:
Статья вторая и последняя: сочинение

А судьба Мармеладова? В его разговоре с Раскольниковым в кабаке звучит мысль о том, что в нищем (а значит, и в нем) никто не подозревает благородства чувств. А в нем это благо­родство есть. Он способен глубоко чувствовать, понимать, страдать не только за себя, но и за голодных детей, оправды­вать грубое отношение к себе жены, ценить самоотвержен­ность Катерины Ивановны и Сони. При всей, казалось бы, по­тере Мармеладовым человеческого облика его невозможно презирать. В его словах — боль за то, что его, однажды вы­гнав из человеческой компании, уже больше никогда в нее не допустят. Перед нами оскорбленный человек, но сохранив­ший чувство собственного достоинства, глубоко сознающий свое падение, но он не в силах ничего изменить. Осмелишься ли осудить человека, судьба которого сложилась так траги чески не только по его вине? Это человека в нем не хотят видеть.

Вспомним жизнь Катерины Ивановны. Она больна чахот­кой, о чем говорят красные пятна на ее лице, которых так бо­ится Мармеладов. Из его рассказа о жене мы узнаем, что она из дворянской семьи, воспитывалась в губернском дворянском институте. Выйдя замуж без родительского благословения, оказавшись в отчаянном положении, с тремя детьми на руках, она после смерти мужа вынуждена была пойти замуж за Мармеладова. «Можете судить по тому, до какой степени ее бедствия доходили, что она, образованная и воспитанная и фамилии известной, за меня согласилась пойти! Но пошла! Плача и рыдая и руки ломая, пошла! Ибо некуда было идти.» Но облегчения не наступило и после замужества: муж выгнан со службы и пьет, грозит выгнать квартирная хозяйка, бьет Лебезятников, плачут голодные дети.

Не жестокость руково­дит ею, когда она посылает Соню на панель, а отчаяние и без­выходность. Катерина Ивановна понимает, что Соня принесла себя в жертву близким. Именно поэтому, когда Соня верну­лась с деньгами, она «весь вечер в ногах у нее на коленях про­стояла, ноги ей целовала, встать не хотела». Мармеладов дает жене точную характеристику, говоря, что она «горячая, гор­дая, непреклонная». Но человеческая гордость ее, как и Мар­меладова, попирается на каждом шагу, о достоинстве и само­любии заставляют забыть. Бессмысленно искать помощи и со­чувствия у окружающих, «некуда идти» Катерине Ивановне, везде тупик.

Рассказывая о Соне и встретившейся Раскольникову девоч­ке, писатель не случайно останавливает внимание читателей на их портретах: чистота и беззащитность, показанные в облике Сони и обманутой девочки, не соответствуют образу жизни, ко­торый они вынуждены вести, поэтому Раскольникову «странно и дико было смотреть на такое явление». Соню толкает на па­нель нищета и невозможность честно зарабатывать на жизнь. Ее будущее безрадостно, как и будущее обманутой девочки. Оно укладывается в формулу: «больница. вино. кабаки и еще больница. года через два-три — калека, итого житья ей 19 аль 18 лет от роду всего-с. ».

Достоевский убедительно показывает, что иные отношения, кроме безразличия, любопытства, злорадной насмешки, проти­воестественны в этом мире. Люди смотрят друг на друга «враждебно и с недоверчивостью». Все, кроме Раскольникова, слушают «забавника» Мармеладова, «фыркая», «улыбаясь», «зевая», а в общем равнодушно. Так же равнодушна толпа зри­телей, хлынувших посмотреть на муки умирающего Мармела­дова. Во сне Раскольникова, так похожем на явь, лошадь секут «с наслаждением», «хохотом и остротами».

Роман «Преступление и наказание» отразил тревогу Досто­евского за будущее человечества. Он показывает, что такой жизнью, которой сейчас живут «униженные и оскорбленные», жить дальше нельзя. «Опираясь на реальный материал дейст­вительности, Достоевский выдвигал и освещал проблемы, име­ющие всемирное значение, проблемы борьбы добра и зла в со­циальной жизни, во внутренней природе людей, темы жизнен­ного призвания человеческой личности, страдания и протеста, эгоизма и самопожертвования, преступления и наказания, во­просы общественных, духовных связей между людьми и их разъединения, справедливого устройства социального мира и многие другие.» [/sms]

“Преступление и наказание” — книга великой боли за человечество

Школьное сочинение

Во всех произведениях Достоевского мы замечали одну общую черту, замеченную во всем, что он писал: это боль о человеке, который сам себя не признает человеком и даже не вправе быть им.

Ф. М. Достоевский — самый беспощадный художник XIX века, который изображал в своих гениальных произведениях суровую правду жизни, был одержим великой любовью к человеку и считал своим долгом открыть “униженным и оскорбленным” глаза и заставить их бороться, искать пути избавления от страданий и социальной несправедливости. Л. Н. Толстой писал: “Самое важное в произведении искусства, чтобы оно имело нечто вроде фокуса, и он должен быть недоступен полному объяснению словами”. Таким фокусом у Достоевского стало изображение крайней нищеты, когда люди не просто гибнут от голода, но и теряют свой человеческий облик и чувство собственного достоинства.

Читайте также:
Страсти и пороки в романе Достоевского Идиот: сочинение

По глубине и тонкости замысла, по мастерству и правдивости отображения реальной действительности роман Ф.М. Достоевского “Преступление и наказание” можно смело назвать вершиной творчества писателя. Ведь в центре внимания автора оказалась страшная картина жизни России середины XIX века, со всей той нищетой, бесправием, угнетением русского народа, который хоть и пытался бунтовать против такой несправедливости, но вместе с тем осознавал свое бессилие в этой борьбе. Для более точного отображения этой действительности писатель старался проникнуть в самую глубину человеческой души, отразить сознание людей, их метания и противоречия.

Роман Достоевского вышел в свет в переломное для страны время, когда русская интеллигенция, ожидавшая возрождения России после реформы 1861 года, вынуждена была познать вместо этого глубокое разочарование и потрясение.

Социальные противоречия не исчезли. Напротив, они еще боль-. те обострились, еще острее стала несправедливость общественного устройства. И все это с талантом настоящего мастера сумел тонко подметить и выразить в своем романе Ф.М. Достоевский. При этом на примере трагедии одного человека автор выделил, вывел на первый план трагедию всего народа, отразил целый мир. Писатель не случайно взял своих героев из среды разорившегося дворянства. Именно в этой среде часто проявлялись в то время по-настоящему неординарные личности, яркие, сильные характеры, болезненные спады и светлые подъемы сознания, оказавшегося в конфликте с самим собой.

Действие романа происходит в Петербурге, в той его части, где жила беднота. Серый, мрачный город, многочисленные пивные, зазывающие народ залить горе; толпы пьяных на улицах; женщины, продающие себя за бесценок, а те, кто не желал этого делать, бросались с моста в воду. Страшное царство нищеты, бесправия, болезней, безысходности — вот те условия, в которых существуют простые русские люди, те условия, при которых в сознании многих рождаются ложные (хотя и вполне понятные) идеи восстановления справедливости.

Описывая жизненный путь Родиона Раскольникова — противоречивой личности, вынужденной в силу социальных причин пойти на преступление, на жестокое убийство, — Достоевский в первую очередь стремился показать гибельность подобного шага.

Но вместе с тем он мечтал показать перерождение, очищение человека путем страданий, переосмысления принципов и в конечном итоге преодоления зла. Да, Раскольников совершил преступление, избрал ошибочный путь в жизни. Но главное здесь — то, что толкнуло героя встать на путь убийства. И пытаясь обосновать такой шаг, Достоевский с первых страниц говорит о социальном положении Родиона. Молодой человек вынужден существовать в комнатке, а точнее “каморке”, которую сам автор сравнивает со шкафом, сундуком, гробом, подчеркивая крайнюю нищету ее обитателя — “задавленного бедностью”, “изуродованного нищетой” “бедного и больного студента”.

Создавая психологический портрет своего героя, писатель на первое место выводит те черты, которые рождены именно общественным положением бедного студента: мнительный, самолюбивый, мрачный, угрюмый. И в этих чертах, в этих характеристиках Родиона Раскольникова отражен обобщенный портрет поколения, показаны особенности психологии многих его современников.

Такие люди, как Раскольниковы, Мармеладовы и подобные им, вынуждены влачить жалкое существование в жестоком и несправедливом мире, где распорядителями и хозяевами являются подлые и низкие свидригайловы и лужины. Потому не осуждение в первую очередь, а страшная, щемящая боль пронизывает страницы романа Достоевского — боль за людей, раздавленных нищетой, таких как Катерина Ивановна Мармеладова, которая сама себя сравнивает с заезженной клячей; как ее несчастный муж, спившийся от горя и бедности; как дочь Соня, вынужденная продавать себя, чтобы поддерживать хоть какое-то существование семьи. Ее образ наиболее трагичен. “Ты на себя руки наложила, ты загубила жизнь. свою”, — говорит ей Родион. А ведь сколько таких же несчастных девушек губили свою жизнь, принося себя в жертву ради близких, ради какого-то призрачного благополучия. Такой же (или почти такой) путь уготован и сестре Раскольникова. Осознание этого, понимание гибельности того поступка, на который готова пойти ради него сестра, выйдя за нелюбимого, к тому же ничтожного человека, зарождает протест в душе главного героя.

Родион не видит другого выхода, как убийство процентщицы. Так он спасет себя, спасет свою семью. И при таких обстоятельствах смерть никому не нужной старухи кажется ему оправданной, в чем еще больше Раскольников убеждается, получив письмо матери, в котором она сообщает о своем плачевном материальном положении. “Ясно, что теперь надо было не тосковать, не страдать пассивно, одними рассуждениями о том, что вопросы неразрешимы, а непременно что-нибудь сделать, и сейчас же, и поскорее. Во что бы то ни стало надо решиться, хоть на что-нибудь, или. Или отказаться от жизни совсем. “

Да, такая идея могла возникнуть в голове героя, как и в голове другого студента, чей разговор Раскольников как-то услышал в трактире, только под влиянием крайней нищеты, безысходности, несправедливости окружающего мира. “За одну жизнь — тысячи жизней, спасенных от гниения и разложения”. Не правда ли — благородный, оправданный выход?!

Читайте также:
Гуманизм творчества Ф. М. Достоевского: сочинение

Единственный выход для множества людей, загнанных жизнью в глухой угол, вынужденных каждый день видеть сотни, тысячи гибнущих жизней, жизней, которые еще можно спасти “от нищеты, от разложения, от гибели, от разврата, от венерических заболеваний. “. А всего-то нужно — убить никчемную старушонку и забрать ее деньги! Нет, конечно, Достоевский не оправдывает своего героя. Наоборот, вся суть пути Раскольникова в конечном итоге сводится к пониманию своих ошибок. Мучительному пониманию. Но хотя в романе и есть намек на то, что стремления к лучшей жизни не напрасны, не напрасны попытки прийти к ней другим, правильным путем, — мы понимаем, что, к сожалению, сбыться этим стремлениям суждено не так уж скоро. И многострадальному русскому народу еще через много испытаний придется пройти. Отсюда нескрываемая боль автора за весь народ, за все человечество.

И все же, размышляя о далеком грядущем, Достоевский писал в “Дневнике писателя”: “Я не хочу мыслить и жить иначе, как с верой, что все наши девяносто миллионов русских (или там сколько их тогда народится) будут все когда-нибудь образованны, очеловечены и счастливы”.

Анализ «Бедные люди» Достоевский

Средняя оценка: 4.7

Всего получено оценок: 170.

Средняя оценка: 4.7

Всего получено оценок: 170.

Роман Достоевского “Бедные люди” изучается на уроках литературы в 9 классе. Такое глубокое произведение требует серьёзного анализа и разностороннего подхода, а также грамотной подготовки перед прочтением и осмыслением. В романе описано превращение «маленького ничтожного человека» в личность, достойную сочувствия и глубокого уважения. Главный герой смог взрастить в себе самоуважение благодаря любви к девушке. Информация, которую содержит наша статья, поможет разобраться в тонкостях литературного анализа и авторского замысла. Полный и краткий анализ произведения представлен ниже.

Краткий анализ

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться с самим произведением Бедные люди.

Год написания – В мае 1845 года Достоевский закончил работу над романом.

История создания – автор реализовал свою давнюю мечту “дать право слова” тем, кто в жизни находится за чертой сытой успешной жизни. Чуть более года он работал над романом, использовав в качестве прототипов героев своих родственников, знакомых, позаимствовав картины природы из воспоминаний детства.

Тема – тема “маленького человека”, нищета, одиночество, несправедливость.

Композиция – письмо об истории переписки. Роман, состоящий из писем главных героев, последнее из которых пишет Варвара в день своей свадьбы.

Жанр – эпистолярный роман.

Направление – сентиментализм, есть черты романтизма и реализма.

История создания

Роман “Бедные люди” был задуман ещё задолго до того, как увидел свет. Прототипами персонажей стали родственники и знакомые Достоевского, тогда ещё неизвестного публике начинающего писателя. В своей жизни Фёдор Михайлович видел много людей, нуждающихся, бедных, голодающих. Его отец работал врачом, и их семья снимала жильё в том же здании, где была больница.

Будучи ребёнком, Достоевский запомнил множество историй тех людей, которые оказались в нищете. В юные годы автор активно интересовался жизнью людей, опустившихся на самое дно, живущих в трущобах Петербурга.

Несоответствие богатого духовного мира и внешней тягостной нищеты породило желание написать серьёзное произведение, в котором раскрылись бы характеры и проблемы людей, живущих на грани бедности. В 1844 году Достоевский оставляет работу (чертёжника) и пробует себя в роли писателя. Новая стезя даётся молодому таланту с трудом, поэтому он прерывает работу над книгой и берётся за перевод бальзаковской “Евгении Гранде”.

Произведение Бальзака вдохновляет Достоевского и он с новой силой берётся за творчество. Весной 1845 года автор заканчивает работу над “Бедными людьми”. Это первое серьёзное произведение Достоевского, которое было встречено более чем благосклонно критикой и читателями. Стоит отметить тот факт, что в течение 3–4 лет автор правил свой роман, учитывая замечания критиков. В 1846 году роман был издан в “Петербургском сборнике”. В своих творческих записях в период работы над произведением Достоевский указал роль образа автора в произведении: не проявляя “рожи автора” дать слово героям. У него действительно получилось изобразить реальность глазами самих героев.

Существует версия, которая дополняет основную историю создания и делает её более поэтичной. Однажды Ф. М. Достоевский возвращался домой вдоль набережной Невы, и вдруг на него снизошло озарение. Он увидел окружающую картину совершенно другими глазами, глазами тех, кто обездолен, кто не уверен в завтрашнем дне, чей мир холоден и неуютен. Это понимание другой стороны жизни настолько впечатлило писателя, что он взялся за работу над романом.

для самых рациональных –

для самых компанейских –

для самых крутых –

Достоевский раскрыл тему жизни людей, которые в силу обстоятельств вынуждены ограничивать себя во всём. В русской литературе это тема “маленького человека” (в данном случае – “маленьких людей”), которые, несмотря на жалкую жизнь, любят, мыслят, мечтают, совершают высокодуховные поступки.

Читайте также:
Образ Раскольникова в романе Ф. М. Достоевского Преступление и наказание.: сочинение

Основная мысль романа в том, что бедные люди достойны сострадания, участия и справедливости по отношению к ним, чего не было и не могло быть в современной автору России. Непроглядная нищета, безысходность, невозможность что-то изменить – то, чем проникнуто всё повествование. Автор сделал акцент на том, что при всей тяжести обстоятельств люди чувствуют, живут, страдают, имеют высокие устремления, духовно богаты и горды. Проблематика романа настолько широка, что он стал вровень с работами классиков, несмотря на неопытность писателя.

Стремление писателя через внутренний мир персонажей показать не только бедность материальную, но и бедное, загнанное положение человека, который стесняется сам себя, не уважает, не считает себя достойным быть счастливым. В этом заключена идея и смысл названия произведения. Главная героиня Варвара Добросёлова, загнанная жизнью в угол, приходит к выводу, что ей нужно выйти замуж за человека, который когда-то погубил её честь. Ситуация, в которую ставит автор своих персонажей, настолько трагична, что послевкусие отчаяния не покидает читателя после прочтения романа.

Композиция

На композицию романа оказало влияние западной литературы, многие моменты в книге перекликаются с произведениями Бальзака, Руссо, Гёте. Главной композиционной особенностью в романе является тот факт, что по сути это произведение об истории в письмах. Форма письма становится и композиционной формой, и сюжетом. На первый план выходит внутренний мир пишущего (Варвары и Макара), а не события, происходящие вокруг. Этот гениальный приём сделал произведение Достоевского бессмертным, прославил его как самобытного гениального писателя.

Главные герои

О героях произведения мы написали отдельную статью – Главные герои «Бедных людей».

Роман в письмах, эпистолярный роман, роман-диалог. Анализ жанровых особенностей романа “Бедные люди” так же важен, как и анализ смысловой стороны произведения. Эпистолярный жанр достиг своего расцвета в западной литературе, в русской – именно Достоевский стал его мастером. Несмотря на то, что это первый из романов писателя, он очень гармонично сложен в системе “форма-содержание”.

Cочинение по роману Ф. М. Достоевского «Бедные люди»

Особое внимание в романе «Бедные люди» Ф.М. Достоевский уделяет теме детства. Автор изображает судьбы совершенно разных детей, которые уже в столь раннем возрасте сталкиваются с бедностью, упрёками и самым страшным – смертью.

В романе встречается и счастливый, на первый взгляд, образ детства. Этим образом является внучка бывшей хозяйки Макара Алексеевича Девушкина Маша. Машенька изображается в романе как «весёленькая шалунья», олицетворение самой чистой и прекрасной поры в жизни человека – детства. Но и это счастье жестоко прерывается смертью бабушки. Девочка остаётся совсем одна, она уже больше никогда не сможет задуматься над сказками, которые так любила рассказывать ей бабушка.

Судьба Маши остаётся неизвестной, можно только лишь догадываться о том, что произошло с девочкой, которой теперь уже около тринадцати лет. Именно здесь читатель впервые видит тему оборванного детства. Ребёнок остаётся один на один с взрослым миром, полным разочарований и жестокости.

Тяжелые судьбы детей в романе Бедные люди Достовского – сочинение

В письмах Макара Алексеевича Девушкина мы встречаемся и с другими детскими образами. Так, в одном из писем Макар Девушкин рассказывает Вареньке историю семьи Горшкова, чиновника без места. Описание «гнилого» запаха, наполняющего каждый уголок дома позволяет представить, какое пагубное воздействие оказывает окружающая обстановка не только на взрослых, но и на тонкий душевный мир детей. Доказательством может служить описание старшего девятилетнего сына Горшкова Петеньки: «такой чахлый.».

Мёртвая тишина окутывает семью Горшковых, в ней никогда не слышится детский смех, невозможно здесь наблюдать и за весёлыми детскими играми, так как в их комнате постоянно тихо. Всё то, что создаёт образ счастливой семьи, совершенно отсутствует здесь, лишь детские всхлипывания слышны из их квартиры, которые однажды услышал Макар Девушкин. Дети уже измучены бедностью и страданиями, а ведь старшему из них всего девять лет.

Лишь усугубляет положение смерть сына Петеньки, который «надежды подавал». Снова появляется образ задумчивого ребёнка. Этим образом является маленькая дочь Горшкова. Только эта задумчивость совсем не такая, как у Машеньки. Это больше похоже на жестокое осознание смерти брата.

Девочке всего шесть лет, но она уже лицом к лицу столкнулась с непреодолимым горем. Она уже совсем не обращает внимания на куклу рядом, создаётся впечатление, что детские игры теперь в прошлом, детство оборвалось. Ничто уже не может развеселить её и вывести из этой недетской задумчивости.

Безрадостным событием для Горшковых является и рождение ещё одного ребёнка. С самого начала он становится не ангелом, посланным с небес на землю, а обузой и непосильной ношей для этих бедных людей.

Смерть главы семейства обрывает все надежды на счастливый для этой семьи исход. Единственный кормилец умирает, оставляя маленькую дочку, грудного ребёнка и жену совсем одних, без средств на существование. Девочка забилась в угол, словно пытаясь спрятаться от постоянно обрушивающихся несчастий. Детство для этих детей закончилось навсегда, впереди их ждёт сложная, полная трудностей жизнь, ведь только они теперь будут поддержкой для Горшковой.

Читайте также:
Средства художественного изображения внутреннего мира человека в романе Ф. М. Достоевского Преступление и наказание (Особенности психологизма): сочинение

Варенька Добросёлова в романе «Бедные люди»

Детство Вари наполнено лучистыми красками. Именно таким и должно быть детство, светлым, радостным, порой, о которой будешь вспоминать с улыбкой и в которую будешь хотеть вернуться. Данную мысль подтверждает и сама Варенька.

Всё меняется в судьбе маленькой Вареньки с переездом в Петербург. С самого начала город встретил их неприветливо. Деревенская осень и городская противопоставляются друг другу. Солнечное детство сменяется тяжёлой и холодной порой. Об этом говорит в письме Макару Девушкину сама героиня.

С момента поступления в пансион девочка становится одинокой, всё ей кажется чужим. Варенька, оторванная от семьи, мучается и терзается каждую минуту. Теперь её детство преисполнено холодностью. Девочка постоянно вспоминает о своём прежнем детстве, каждая деталь, каждая даже пустая в прежнем доме вещь для неё теперь олицетворяет собой тепло и уют.

Теперь дома Варю встречают постоянные упрёки и укоры. Всё вымещалось на бедной девочке. Об этом говорит сама героиня в своём письме Макару Девушкину. Девочка уже и тогда понимала, что отец любит её, просто ему тяжело и он не может держать в себе всё то горе, которое опустилось на их семью.

Ещё более безрадостная жизнь началась для Вареньки после смерти её отца. Мать и девочка были вынуждены отдать последнее кредиторам. Именно тогда и возникает в судьбе Вареньки Анна Фёдоровна, дальняя родственница, которую так не любил и избегал отец девочки. Так они и попали к ней в дом по её приглашению. Вареньке было на тот момент четырнадцать лет, но уже тогда её терзало какое-то предчувствие.

Сначала Анна Фёдоровна была ласкова с гостями, но со временем не упускала момента, чтобы как-нибудь упрекнуть Варю и её мать. Ей не нравилось даже то, что они брали шитьё на дом, чтобы не находиться полностью на содержании. Варенька видела, как от постоянных упрёков и забот начинает ухудшаться здоровье её мамы.

Но среди всех этих горестей для Вари нашлось утешение в доме Анны Фёдоровны. Таким утешением стали её чувства к студенту Покровскому, который обучал Варю и её двоюродную сестру Сашу. Поначалу героиня вместе с Сашей лишь устраивала шалости над ним. Но постепенно ей захотелось, чтобы он перестал видеть в ней ребёнка. Варя осознала, что своим поведением она лишь расстраивает его и что это совсем не смешно.

Со временем Варя Добросёлова узнала, что Покровский был замечательным человеком. Однако его детство тоже не было счастливым. Умерла его мать и отец женился во второй раз. Новая мачеха сразу же возненавидела мальчика, но ему благоприятствовала судьба и его взял под опеку помещик Быков, знавший чиновника Покровского. Так Покровский окончил гимназию, поступил в университет и по рекомендации Быкова был взят в дом Анны Фёдоровны в качестве учителя для Саши.

Сближение героев произошло во время болезни мамы Вареньки. Покровский оказал ей поддержку, очень часто они разговаривали вечерами у постели больной матери Вари. Покровский даже приносил книги, чтобы Варе не было так скучно.

Вареньке было очень приятно, что Покровский так о ней заботится. Когда матушка Вари выздоровела, вечерние свидания и разговоры героев закончились, изредка они обменивались несколькими словами при встрече.

Когда же Варенька узнала от отца Покровского про День рождения, то она решилась непременно подарить ему полное собрание сочинений Пушкина. У героини было немного денег, которые она заработала шитьём и отложила себе, но их было мало. Тогда Варенька решила купить книги у букинистов в Гостином дворе. По счастливой случайности она встретила там отца Покровского и вместе с ним они смогли приобрести всё одиннадцать книг. Все эти книги Варенька предложила подарить отцу Покровского от себя лично, так как видела, что ему очень важно доставить радость любимому сыну.

Варенька была безумно счастлива в то время. Но счастье было недолгим, оно омрачилось тяжёлой болезнью Покровского. Всё время болезни Варенька не покидала его и ухаживала за ним. Смерть Покровского привела Вареньку к ужасному осознанию того, что в её жизни остался лишь один верный друг – её маменька: «Но смерть уже стояла над бедной матушкой!». Так оборвалось детство ещё одной героини романа Ф.М. Достоевского «Бедные люди»

В дальнейшей судьбе Вареньки будет лишь один дорогой ей человек, ставший для неё заботливым другом – это Макар Девушкин. Но и эта дружба будет прервана. Варенька будет «продана» помещику Быкову, чему всеми силами будет способствовать Анна Фёдоровна, которая таким же образом оборвала и детство сироты Саши, с которой училась Варенька.

Читайте также:
Общественная атмосфера конца 60-х годов и ее отражение в идеологическом романе: сочинение

В своём последнем письме Варенька Добросёлова прощается с Макаром Девушкиным и с той жизнью, в которой были хоть и редкие, но радостные моменты.

Тема оборванного детства на примере маленьких попрошаек

В этом сочинении на тему «Бедных людей» невозможно упомянуть и детей-попрошаек, чье детство оборвалось, даже не начавшись. Таким примером служит десятилетний мальчик, который просит денег у Макара Девушкина.

Этот несчастный ребёнок, вынужденный скитаться по улицам, чтобы добыть себе хоть немного денег на пропитание, может лишь на несколько минут забыть о своём положении, слушая музыку шарманщика.

Сложно представить, что станет с этим мальчиком, если ему удастся выжить среди этого холодного и жестокого мира. Лишь немногие прохожие бывают добры к нему, в основном же его отовсюду с ненавистью гонят. Такого ребёнка не ждёт счастливая и долгая жизнь, лишь один исход ожидает его: «…смерть уж стоит над ним. ».

Таким образом, в романе «Бедные люди» Ф.М. Достоевский изображает перед читателями детство, которое обрывается под воздействием различных факторов. Детство резко прерывается у всех героев романа независимо от их социального положения и статуса. Искалеченные судьбы детей идеально способствуют изображению жизни «бедных людей». Все мы, как известно, родом из детства. Именно поэтому автору так важно было представить детство каждого героя. Счастливое детство является залогом будущей успешной и радостной жизни, а полное горя и бед детство приводит к такому же безрадостному будущему, превращает детей во взрослых «бедных людей».

Сочинение по рассказу Бедные люди Толстого 6 класс размышление

В этом рассказе всё так мрачно! И погода ужасная – буря, и люди несчастные – очень бедные, но они всё-таки сохраняют в сердцах доброту и свет.

Жанна ждёт своего мужа, который отправился ловить рыбу на лодке в море. Это всё бедность, которая погнала его на такой риск. Видно, что его семье (Жанне и маленьким детям) нечего есть, поэтому надежда только на него – и ему приходится даже в бурю работать. (Но они не привозит никакой рыбы, к сожалению.) Занять у соседей они тоже не моги бы – все в посёлке бедны. Но если б он погиб, то его семье пришлось бы ещё тяжелей.

Вот и ждёт его Жанна – волнуется, смотрит на море, молится. Дети спят, а она пытается починить старый парус. Но при всех этих заботах, она помнит, что её соседка заболела – надо пойти её проведать, помочь. Жанна утешает себя тем, что хотя бы её дети не болеют.

И вот, найдя соседку мертвой (может, и от голода тоже), она забирает её детей – это порыв такой. Ей так жалко стало маленьких. Они испугаются, во-первых. Во-вторых, у них никого больше нет… И куда их – в приют?

Но Жанна понимает, что муж разозлится. Доброта такая – слишком дорога для них… Своих детей не знают, как прокормить… Но муж, когда она сообщила ему о смерти соседки, сам сказал, что надо забрать её детей. Зря Жанна боялась!

Вот так люди бедные остро чувствуют чужую боль. Я не думаю, что это напрямую зависит от их бедности. Другие бы копейки считали! Не с кем бы и не подумали делиться! А ещё люди не любят чужое горе – своих проблем хватает или не хочется омрачать своё счастье… В бедности, как и в болезни можно прочувствовать, как это тяжело, но станет «уроком» – вопрос. Станешь ли ты добрым от всего этого? Так и богатство – можно за него трястись, а можно другим помогать…

В общем, Жанна и её муж – хорошие люди. Не совсем «логичные», но добрые. Они действуют сердцем, а не разумом. И я думаю, что это классно! Надеюсь, что они справятся со всеми своими проблемами, а дальше и дети подрастут, станут помогать.

Вариант 2

Лев Николаевич Толстой всегда был религиозным человеком, постоянно находился в поисках смысла жизни, ставил в собственных произведениях вечные вопросы. Рассказ – «Бедные люди» – поднимает глобальные проблемы человечества.

Несмотря на тяжелое время, произведение наполнено милосердием и добротой. В центре внимания находятся два героя: Жанна, да ее муж, а также на заднем плане пятеро детей. Произведение было закончено в 1910 году, в то время, когда в стране буйствовала революция. И именно она не могла ни отразиться на жизни всех людей. На примере данной семьи Лев Николаевич показывает читателям, как революционные действия, стихия, что нахлынула внезапно, полностью меняет человека, разрушая его благосостояние.

Муж, как истинный работник, занимался рыболовством, в то время как его любимая жена обустраивала дом, навевала на него уют и тепло. Однажды рыбак ушел за ловлей обитателей реки, Жанна же осталась одна с пятью детишками. На улице начал творится хаос, ветер усиливался с каждой минутой, стены завывали, пыль поднялась столбом, все напрочь сносило. Жена до того разволновалась и переживала за мужа, что нервы потихоньку сдавали. Чтобы себя отвлечь, она пошла проведать соседку, которая была больна. Однако от холода и, соответственно, голода, та покинула сей мир. В доме же осталось двое маленьких ребят. У Жанны разрывалось сердце, она не могла просто так взять и оставить бедных детей на произвол судьбы. Да и кто способен просто пройти мимо детишек, которые хотят тепла и ласки? Разве бесчувственный человек способен на такое злодеяние? Нет, у героини чистая душа. Ей не безразлична жизнь беспомощных детей. Она понимает, что в страшное время им необходима помощь.

Читайте также:
Сочинение по роману Достоевского «Идиот»: сочинение

Однако, вернувшись домой, Лев Николаевич Толстой показывает читателям, как женщину начинают окутывать разные мысли. Не ошиблась ли она? Правильно ли приняла решение? Как отреагирует муж? Вскоре возвратился рыбак, руки его были пусты, улова не было. Жанна не таила переживания свои, поэтому всё произошедшее пояснила мужу. Тот, как добросердечный человек, принял решение взять к себе на воспитание двоих ребятишек. Поразительно! Какая светлая душа у членов этой семьи! Они испытывают сострадание, всегда готовы помочь, несмотря на ужасы того времени. Удивительно!

Писатель делает акцент на том, что семья изначально живет бедно, однако это обстоятельство не мешает им забрать детей к себе. Какое большое у них сердце! Так и надо!

Сочинение Бедные люди Толстого

Следует разобраться, почему так назвал поэт свой рассказ, и что он имел в виду, что хотел донести до человечества. Хоть рассказ сам короткий, но автор главных своих героев произведения раскрывает довольно глубоко и понятно, но читатель все равно находиться в напряжении на протяжении всего произведения, ему становиться интересно, чем же закончиться рассказ.

В произведении идет речь о ставшей одинокой женщине, где по описанию видно, что Толстой ее видит в образе бедного человека, который настрадался на протяжении своей жизни. И что ей довелось перенести, она умерла ради своих детей, то, что она чувствовала в тот момент некому не понять и не прочувствовать ту глубокую боль.

Супругу Жанны автор не дает даже имени, он был обычным храбрым и смелым рыбаком, которых было в то время довольно много, эти мужчины каждый день подвергали свои жизни опасности, для того чтобы прокормить свои семьи. Но не все были душевны, каким оказался муж Жанны. Его жене казалось, что он угнетенный нищетой и безденежьем, потерял чувство сожаления, но, увы, она глубоко ошибалась.

Образ Жанны Толстой показывает в роли обычной верной супруги безумно любящей своего мужа. На ее плечах лечит все хозяйство и пятеро детей. Изо дня в день она ожидает своего мужа, не страшно переживает за него, так как она не уверенна, что с ним нечего не случиться. Она понимает насколько тяжело ему дается обеспечивать семью, и насколько их семья бедная. Ей становиться жалко соседских сирот, и она размышляет взять их к себе.

Происходит страшный спорный конфликт у Жанны между своими обязанностями перед своей семьей и внутренним голосом. Она приходит к выводу, что бедность это приговор с которым нужно бороться. И часто люди становятся бедными из-за устроенного так общества.

Подводя итог данному рассказу Л.Н.Толстого можно сказать, что он пытался показать, как тяжело жить бедным людям, но при этом они не теряют своего обличия и остаться сострадательными ко всему человечеству. Хоть сами если сводят концы с концами, они готовы помогать другим. Поэтому, прочитав этот рассказ Толстого невозможно остаться равнодушным к судьбе героев произведения.

рассуждение 6 класс

Также читают:

Картинка к сочинению По рассказу Бедные люди

Популярные сегодня темы

Облом представлял собой полного мужчину, который отрастил себе бороду и пузо, всегда думал при этом, что виноват весь мир. Штольц был тощий, щеки у него отсутствовали

Раневская – довольно зрелая женщина, которая обладает привлекательной внешностью. Также героиня имеет двух дочерей – Аню и Варя.

Александр Блок, как и многие поэты, был чуток и восприимчив к окружающему миру. Он искал смысл, глубину жизни в целом. При этом пытался донести свои мысли так, чтобы читатель задумался

Роман это, в принципе, заставляет задуматься. Конечно, у каждого найдётся свой «повод», свои ассоциации и примеры. Люди в одном произведении часто видят разное… Но есть кое-какие общие «дорожки» – темы.

История «Маугли» – это не просто сказка, это еще и поучительная история о мальчике, которого воспитала стая волков. Мальчик растет среди волков, познавая мир через законы джунглей. Оставшись один среди зверей

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: