Социальный философский и религиозный смысл преступления: сочинение

Роман «Преступление и наказание». Социальные и философские источники преступления Раскольникова. Петербург Достоевского

Философия Ф.М.Достоевского в романе «Преступление и наказание»

  • ApcDaora
  • 24 апреля 2020 в 21:42

Недавно участвовал в школьной конференции. Тему уже точно не помню, к сожалению. Так как на самой конференции публику было маловато, решил залить сюда. Зря писал что-ли?
За несколько тысячелетий своего существования человечество успело накопить целый ряд самых различных теорий во всех отраслях жизни – отречение, альтруизм, брать от жизни все, полный эгоизм, рациональный эгоизм, сторонники Бога, сторонники технократии и имплантации. Этот список весьма и весьма велик, и нет смысла его продолжать. Но есть одна теория, которая получила широкое распространение – теория «Сверхчеловека», автором которой является Ницше. Она во многом интересна, ибо отражает многие аспекты человечества (фактическое неравенство, желание быть лучше всех и прочее). Данная теория по своей популярности и влиянию сравнима с марксизмом, теорией эволюции Дарвина. Но есть одно весомое «но», которое отличает творение Фридриха от других ему подобных – она толкуется очень по-разному людьми. Ницше дал лишь описание сверхчеловека и почему это неизбежно, но не дал и намека на то, как создать это существо.

Как известно, все хорошо, что в меру. Я бы изменил это выражение – «Все хорошо, что делает с умом и в меру». Именно ум на первом месте, а не мера, ведь без ума любая, даже самая хорошая, простая и миролюбивая теория станет навязчивой идеей, которая принесет в этот мир много зла и крови. Всю важность меры в своих идеях показал великий русский классик Ф.М. Достоевский – один их самых типичных выразителей тех начал, которые призваны стать основанием нашей своеобразной национальной нравственной философии. Он был искателем доброты Божией во всех людях, даже дурных и преступных. Миролюбие и кротость, любовь к идеальному и открытие образа Божия даже под покровом временной мерзости и позора – вот и идеал этого великого мыслителя, который был тончайшим психологом-художником. В своем романе «Преступление и наказание» Достоевский обращается к внутреннему миру человека. Главный герой, Родион Раскольников, создал свою теорию – все люди делятся на тварей дрожащих и на тварей, право имеющих. Откровенно говоря, данная теория лишь вариация деления людей на господствующий и рабский класс: у Гитлера это были Арии и «недочеловеки», например. Обе эти теории берут свое начало в творчестве Ницше – это понимание отдельными людьми теории о Сверхчеловеке. В своем романе Достоевский «развинчивает» теорию Родиона, доказываю ее несостоятельность. Это видно из душевных страданий Родиона после того, как он убил бабулек, ибо Достоевский очень тонко изобразил весь букет эмоций человека, совершившего преступление, но не будучи готовым за него отвечать – паранойя (бредовый сны, бессмысленные действия), срывы на родных без причины (ссоры с Дуней и матерью), накручивание себя, потеря сна и так далее. Таким образом, Родион создал теорию, под которую сам же и попадал в класс «тварей дрожащих», ведь сделать что-то могут многие, но далеко не все принять его на уровне сознания и ответить за последствия.

Однако, история знает пример куда более обоснованной теории – нацизм. Фактически, основоположником нацизма является Гитлер. Я не буду пересказывать смысл его теории, ибо ее и так все знают. Но почему она так популярна? Ответ также очень прост: когда человеку нечем возвысить себя и принизить ближнего своего, она начинает гордиться тем, что от него не зависит – в данном случае нацией и происхождением. Я ничего не имею против патриотизма, но если он основывается на любви к своей отчизне и уважении к другим. Если же человек считает себя лучше других лишь потому, что у него, по его же мнению, более лучшая нация и/или происхождение – он ущербен и глуп.

К моему величайшему сожалению, нацизм возрождается и мы наглядно видим это. Разумеется, он видоизменился, хотя суть та же, хоть и название изменилось – с нацизма на неонацизм. Занимательный факт: нацисты каждой страны искренне считают, что именно их нация самая лучшая. Повторяется то, что имело место быть всего 70 лет назад – ничтожный отрезок времени в истории. Самое забавное то, что прогресс технологий отнюдь не уменьшил популярность данной теории, а наоборот – подкрепил, дал второе дыхание. И хоть большая часть неонацистов – жалкие позеры, рано или поздно найдутся те, кто путем популистских лозунгов получит власть, как это сделал Гитлер.

Потому-то так важно понимать что добро, а что зло. Перечитывая Достоевского, вспоминать пророческий сон, в котором моровая язва уничтожала мир, вынуждая людей драться не известно за что… А ведь этот сон воплотился во Второй Мировой Войне – люди сражались во имя теории. Подобные теории лживы, ибо ведут к гибели души и тела. Как важно сегодня вспомнить великие слова Ф.М. Достоевского – «Ни одна, даже самая обоснованная и правдивая теория, не имеет права на существование, если за ней стоит хоть одна пролитая слеза ребенка» и как не менее важно понять гуманизм писателя и взять это с собой в дорогу жизни.

Будучи философом-гуманистом, Достоевский опровергает теорию о «Сверхчеловеке», а вместо нее ставит в центр нравственную чистоту души. В качестве подтверждения обратимся к образу. Сони Мармеладовой. Именно она является выразителем идей писателя. Истина есть добро, мыслимое человеческим умом; красота есть то же добро и та же истина, телесно воплощенная в живой конкретной форме. Да, она идет по «желтому билету», но все она несет в себе свет детской души. Это ее внутренняя красота спасает Раскольникова, поддерживает каторжников, спасает мир.

«Преступление и наказание» как философский роман

Человека никогда не перестанут волновать две вещи: звёздное небо над ним и нравственный закон в нём. И. Кант Философское содержание романа касается нравственной проблемы о «праве на кровь», которая относится к «вечным» вопросам. Начиная с античных времён людей волновал вопрос о средствах для достижения или личных, или высоких общественных целей. Крайняя, аморальная, точка зрения на эту проблему сформулирована в виде циничного афоризма: цель оправдывает средства. То есть ради благородных целей человек может совершить любое преступление, а последующими достойными поступками искупить его. Философская тема романа выражена в теории Раскольникова, изложенной в статье «О преступлении». По убеждению героя, все люди делятся на две категории: одним дана власть над «дрожащим муравейником», а другим суждено всегда подчиняться властителям. Роман построен так, чтобы проверить эту теорию с помощью жизни. Достоевский, через сюжет и систему образов, даёт свой ответ на «вечный» вопрос: никакие высокие цели не могут оправдать преступление, в частности убийство. Доказывая эту в высшей степени гуманистическую идею романа, писатель сталкивает главного героя, совершившего преступление, с другими персонажами, которые вольно или невольно высказываются по поводу «права на кровь». Этих второстепенных персонажей в критической литературе принято разделять на «двойников» и «противников». «Двойники» (Свидригайлов и Лужин) вполне разделяют идею нищего студента о «праве на кровь», хотя их собственные нравственные принципы являются опошленными и сниженными вариантами «теории» Раскольникова. Главный герой несколько раз встречается со Свидригайловым — богатым помещиком, сибаритом и ловеласом. Свидригайлов похож на Раскольникова, так как тоже «переступил»: у него на совести убийство жены Марфы Петровны. В этом убийстве Раскольников почти уверен, однако на совести у Аркадия Ивановича есть ещё смерть лакея Фильки (4, II) и смерть глухонемой девочки, о которой преступник вспоминает в полубредовом состоянии в ночь перед самоубийством (6, VI). Сначала кажется, что Свидригайлов и есть «особый человек»: он имеет «право переступить» и при этом жить в своё удовольствие, заглушив голос совести. Он даже делает добрые дела, например, даёт деньги Соне, чтобы она могла поехать за Раскольниковым на каторгу, устраивает в приличный детский приют детей Катерины Ивановны, дарит деньги своей невесте-девочке, чтобы родители не торговали ею в будущем. Иными словами, Свидригайлов «выполняет» программу Раскольникова (добрыми делами заглаживает первоначальное преступление), но Достоевский показывает, что эти добрые дела не спасают Свидригай-лова; он сполна расплачивается за преступления муками совести. Его преследуют кошмары: является недавно убитая Марфа Петровна, вспоминается давно погубленная девочка. В конце концов он стреляется, так как, согласно идее Достоевского, не имеет нравственных сил выдержать грех убийства. Жизненный финал Свидригайлова доказывает, что циничная теория «всё позволено» разрушает человеческую душу. Сообщение о самоубийстве Свидригайлова Раскольников слышит в полицейском участке, куда приходит признаваться в своём преступлении. Таким образом, признание спасает Раскольникова от ещё одного смертного греха — самоубийства. Когда Раскольников болеет, его навещает для знакомства господин Лужин, «положительный» (1, III) человек и жених Дуни. Эта встреча важна для философского содержания романа, так как Пётр Петрович в своих рассуждениях затрагивает проблему общественной справедливости и общественного блага. У Лужина, преуспевающего стряпчего, есть своя «экономическая теория», которую Достоевский иронически называет «теорией кафтана». Пётр Петрович признаёт несправедливость мира и имеет свой рецепт для умного человека — как жить в таком мире. В обществе, рассуждает «положительный» герой, людей больше, чем материальных благ, то есть «на всех кафтанов не хватает» (2, V). Разные современные гуманисты-утописты предлагают богатым поделиться своим богатством, иначе говоря, разорвать свой кафтан и одну половину отдать бедняку. Но половина кафтана не спасёт человека от холода, поэтому правильнее, если хотя бы один человек из двух будет одет в целый кафтан и хотя бы ему будет тепло. Из этой теории следует вывод: сочувствовать и помогать бедным надо умеренно, не ущемляя собственных интересов. И Раскольников, и Достоевский отвергают такое «разумное благодеяние». Образ Лужина с его «экономической теорией» показывает, к чему путём логических рассуждений можно прийти, проповедуя принцип «всё позволено». Поэтому в конце визита Лужина главный герой очень разозлился: ведь «благородная» раскольниковская теория о служении людям, чтобы загладить первоначальное преступление, очень похожа на циничную лужинскую теорию о личном преуспевании прежде всего. Обе теории утверждают в конце концов одно — «людей резать можно» (2, V). Действительно, вскоре Лужин чуть не погубил («зарезал») Соню Мармеладову, когда сам тайком сунул ей в карман деньги, а потом обвинил в воровстве (5, I, III).
Идейные «противники» теории Раскольникова — это Соня, следователь Порфирий Петрович, Разумихин, Дуня, маляр Миколка и другие герои романа. Они по разным соображениям отвергают «право на кровь». Соня Мармеладова выражает христианскую точку зрения на «кровь по совести», согласно которой запрет на убийство относится к главным заповедям-правилам жизни. Для Сони совершенно ясно, что убийство человека не может быть оправдано ничем, никакими благими целями. Поэтому, когда Раскольников признаётся ей в убийстве и пытается объяснить свои мотивы («…если бы вдруг всё это на ваше решение отдали: тому или тем жить на свете, то есть Лужину ли жить и делать мерзости, или умереть Катерине Ивановне? То как бы вы решили: кому из них умереть?»), она не понимает этих мотивов: «К чему вы спрашиваете, чего нельзя спрашивать. И кто меня тут судьёй поставил: кому жить, кому не жить?» (5, IV). Таким образом, с точки зрения Сони, Бог даёт человеку жизнь и только Он, а не человек может взять её. Похожая мысль уже высказывалась в начале романа — в исповеди Мармеладова (1, II). Разумихин вместе с Раскольниковым составляет традиционную для художественной литературы антитезу герой — его друг, что подчёркивается даже их фамилиями: «расколотость» души (безумие) у одного — «разум» (здравый смысл) у другого. Разумихин отвергает всю надуманную теорию Раскольникова просто потому, что преступление противно здравому смыслу (3, V). Важнейшую философскую идею в романе несёт образ следователя Порфирия Петровича. Он, безусловно, положительный герой, Достоевский изображает его как умного, проницательного и гуманного человека. Порфирий Петрович выступает суровым обличителем взглядов главного героя. При этом следователь сочувствует Раскольникову и указывает ему единственно возможный, по Достоевскому, выход из создавшегося положения: убийство нельзя загладить будущими добрыми делами, но можно искупить искренним покаянием и наказанием-страданием. Если Соня убеждает Раскольникова покаяться по душе, то Порфирий Петрович призывает покаяться по разуму. Итак, в «Преступлении и наказании» проявилась одна из самых характерных черт романов Достоевского, которую, вслед за М.М.Бахтиным («Проблемы поэтики Достоевского»), принято называть «полифонией». С одной стороны, в романе описывается история преступления и покаяния главного героя, причём характер, убеждения, жизненные обстоятельства этого героя изображаются на фоне общественной жизни, в столкновении с другими героями, как и должно быть в реалистическом романе. С другой стороны, все второстепенные герои — «двойники» и «противники» — выполняют у Достоевского не только служебную функцию (помогают раскрыть образ главного героя), но и высказывают различные точки зрения по поводу философской проблемы о «праве на кровь». Философская проблема «крови по совести» не может быть раскрыта с одной точки зрения, её серьёзное рассмотрение требует, так сказать, «кругового обзора». Достоевский в романе подробно представляет философские позиции всех героев. Среди разнообразных мнений далеко не на первом месте стоят философские взгляды самого автора. Автор не возвышается над своими героями, а спорит с ними на равных. Иными словами, в «Преступлении и наказании», как и в других романах Достоевского, наблюдается «сплошное нарушение авторской воли» (Бахтин). Сначала Достоевский вроде бы не даёт своей оценки описываемым событиям, хотя читатель легко догадывается, что автор по-разному оценивает философские построения героев. Он, как учёный, рассматривает всевозможные взгляды на одну проблему, и только в развязке романа становится ясно, какую же точку зрения сам автор считает правильной — это убеждения Сони и Порфирия Петровича, дополняющие друг друга. Достоевский создал в своём романе безысходную концепцию мира, показав трагическое состояние и общества, и отдельного человека. По мнению писателя, сопротивление и насилие не способны исправить окружающий мир, единственный путь — смирение. Достоевский, несмотря на то что видит все тяжёлые обстоятельства в жизни Раскольникова и признаёт несправедливость окружающего мира, выносит однозначный и решительный приговор по «вечному» вопросу: «кровь по совести» недопустима, ибо она противоречит нравственному закону.

Читайте также:
Гуманизм творчества Ф. М. Достоевского: сочинение

Сочинение на тему: Философские проблемы в романе «Преступление и наказание»

Сочинение.
Философские проблемы в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»

Я хочу рассказать вам о книге, которая не может не взволновать думающего читателя. Эта книга — роман Ф. М. Достоевского “Преступление и наказание”. Мне бы хотелось рассказать о философском направлении этого произведения, о его гуманистическом звучании, о значении этой книги для читателя сегодня. Роман “Преступление и наказание” написан в 1866 году. Но он не потерял своей актуальности и сегодня. Изменилось только время действия и формы общения между людьми. Мысли и чувства людей не изменились. Их стремления почти такие же, как и в XIX веке. Сейчас многих людей волнуют те же вопросы, какие задавал себе Родион Раскольников, главный герой романа “Преступление и наказание”. В своем произведении Достоевский подробно описывает вопросы, которые мучили Раскольникова. В романе Достоевского видны условия, из-за которых Раскольников попал в такое ужасное положение. Его унижали, оскорбляли; он был “тварью дрожащей”. Но человек не может жить в таком состоянии. Достоевский показывает весь ужас положения таких людей. Они очень измучены, им тяжело жить. И каждый стремится выбраться из такого состояния. Это стремление человека к свободе естественно. И Достоевский показывает попытку вырваться из такого состояния на конкретном примере. Роман “Преступление и наказание” — это произведение, посвященное истории о том, как мятущаяся человеческая душа шла через страдания и ошибки к постижению истины. Для Достоевского, человека глубоко религиозного, смысл жизни заключается в постижении христианских идеалов любви к ближнему. В этом романе Достоевский рассматривает преступление Раскольникова с этой точки зрения. Для Достоевского преступление Раскольникова — это игнорирование христианских заповедей. Сам Раскольников является грешным человеком. Под этим Достоевский подразумевал не только грех убийства, но и гордыню, мысль о том, что все — “твари дрожащие”, а он, возможно, “право имеющий”. Раскольников решил подняться “над этим муравейником”. Он решил убить старуху, ограбить ее и получить достаточно средств для достижения своих целей. Но его мучает один вопрос: имеет ли он право преступить юридические законы? Если обратиться к его теории, то можно увидеть, что Раскольников имеет право перешагнуть через любые препятствия, если это необходимо для достижения его целей. Убив старуху, Раскольников отнес себя к разряду людей, к которому не принадлежат ни “квартальные поручики”, ни сестра, ни мать, ни Разуми-хин, ни Соня. Раскольников “отрезал” себя от людей “как будто ножницами”. И для него это стало трагедией. Раскрыв поступок Раскольникова, Достоевский показывает результат. Человек не может жить без общения с людьми. Поэтому у Раскольникова начинается раздвоение личности. Раскольников верит в непогрешимость своей теории. Но в то же время он страдает от невозможности общаться с матерью и сестрой. Раскольников старается не думать о них. По логике его теории они должны попасть в разряд “низших людей”. Это значит, что топор другого Раскольникова может в любую минуту опуститься на их головы. И Раскольников должен отступиться от тех, за кого страдает. Он должен презирать, ненавидеть, убивать тех, кого любит. Раскольников не может этого перенести. Он очень страдает от всего этого: “Мать, сестра, как я люблю их! Отчего теперь я их ненавижу? Да, я их ненавижу, физически ненавижу, подле себя не могу выносить…” В этом монологе выявляется весь ужас его положения. Достоевский не показывает нравственного воскрешения Раскольникова. Но он показывает ему путь для возрождения к новой жизни. Необходимость, неизбежность страдания на пути постижения смысла жизни — вот краеугольный камень философии Достоевского. Философские вопросы, над разрешением которых мучился Родион Раскольников, занимали умы многих мыслителей, например Наполеона, Шопенгауэра. Ницше создал теорию “белокурых бестий”, “суперчеловека”, которому все разрешается. Позднее она послужила основой для создания фашистской идеологии, которая, став господствующей идеологией третьего рейхд, принесла многочисленные бедствия всему человечеству. Поэтому гуманистическая позиция Достоевского имела и имеет огромное общественное значение. Мне кажется, что роман Достоевского “Преступление и наказание” должен прочитать каждый человек. Его действие происходит в XIX веке, но и сейчас многие люди пытаются разрешить проблему, которую поставил перед собой Родион Раскольников. Этот роман полезен всем людям. Те, кто еще не столкнулся с такой проблемой, увидят последствия поступка главного героя романа и постараются не совершить подобной ошибки. А те люди, которые попали в похож-ую ситуацию, найдут в романе выход из создавшегося положения.
Мне этот роман очень помог. Когда я его прочитал, то смог глубже понять смысл жизни. Этот роман предостерег меня от ошибок, которые я мог бы совершить. Я думаю, что это очень интересная, полезная книга, которую должен прочитать каждый человек, не просто прочитать, а задуматься над теми проблемами и вопросами, о которых хотел предупредить человечество Достоевский.

Читайте также:
Идейно художественное свеобразие романа: сочинение

Социальный, философский и религиозный смысл преступления Родиона Раскольникова в романе Ф. М. Достоевского “Преступление и наказание”

В одном из своих лучших романов – “Преступление и наказание” – Федор Михайлович Достоевский ставит множество вопросов, ответы на которые он ищет, анализируя преступление, совершенное главным героем, и его последствия. Автор вкладывает в произведение глубочайший философский, социальный и религиозный смысл. И, чтобы понять его, нужно прежде разобраться в причинах преступления Родиона Раскольникова. Но необходимо четко различать смысл и мотивы совершенного главным героем убийства. Вот, например, в чем отличие социальных мотивов от социального смысла преступления Раскольникова.

Социальные мотивы – это невыносимые условия жизни, в которые попал главный герой, и мучительное сознание того, что не только он, но и тысячи других людей неизбежно обречены на раннюю смерть от голода и болезней, нищету и бесправие. Это общество, социум, который окружает юношу, отчасти и толкает его на убийство старухи-процентщицы Алены Ивановны. На ее деньги Раскольников хотел помочь бедным людям, “устроить сотни, тысячи добрых дел и начинаний”. Это – один из мотивов преступления – мотив социальный.

А в чем же тогда социальный смысл преступления? Он в том, что человек, пойдя против совести и совершив преступление, уже не может жить как прежде в человеческом обществе. Поступок против совести без покаяния и искупления вины раз и навсегда, “как ножницами”, отделяет личность от общества.

Что и было с Раскольниковым до того, как он сознался и принял страдания для освобождения от своего греха. Общество отвергло Раскольникова – это ясно и из того, как к нему относились каторжники в Сибири. Но они не принимали юношу не потому, что он убийца. Ведь на каждом из них лежало бремя тяжкого преступления. Каторжники видели, что Раскольников не считает их достойными общения, что он вознес себя на невидимый пьедестал, с которого 334 презрительно оглядывает других.

Но почему он так возвысил себя над окружающими? Причина в его теории, созданной и выстраданной им системы идей, которая во многом и стала главной причиной преступления. Согласно теории, Раскольников делит всех людей на два разряда: одни (их большинство) молчаливо и покорно подчиняются установленным порядкам, никогда не восставая против него, а другие – “необыкновенные люди” (Наполеоны и Магометы) – смело восставали против существующего строя, не останавливаясь перед насилием и преступлением. Раскольников решил, что должен доказать себе и другим, что он не “тварь дрожащая”, а прирожденный “властелин судьбы”. Убийство Алены Ивановны Родион рассматривает как эксперимент.

Читайте также:
Тема нравственного падения и возрождения человека в романе Ф. М. Достоевского Преступление и наказание: сочинение

Эта теория и есть философский мотив преступления. Всем своим произведением Достоевский опровергает идею Раскольникова. Автор начинает опровержение с того, что Родиону не удался эксперимент над собой, он не смог без угрызений совести переступить через кровь, даже “гадкой, никому не нужной старушонки”. Раскольников приходит к выводу, что раз он не смог, он не Наполеон.

Но и не “тварь дрожащая”. Кто же тогда? Вот первый аргумент против его теории: ни одного человека нельзя однозначно отнести к “властелинам судьбы” или к “тварям дрожащим”. Раскольникова начинают терзать угрызения совести (отражением этого можно считать и сны Родиона).

Герой неверно полагает, что эти муки – признак душевной слабости и трусости, недостойный истинных “двигателей истории”. Но он никак не хочет разувериться в своей теории, хотя она явно противоречит его гуманной сущности. Раскольников продолжает считать свои идеи правильными, только он, к сожалению, не относится к “право имеющим”. Отвергает свою теорию Родион лишь на каторге, когда юноша тесно сходится с простыми людьми и особенно с Сонечкой Мармеладовой. Раскольников начинает понимать, что все люди одинаковы и все достойны счастья, к которому каждый должен стремиться, помогая другим.

Религиозный же смысл преступления в том, что Родион Раскольников нарушил две главные заповеди: “не убий” и “не возгордись”. Автор на примере своего героя показывает в романе, чем может обернуться это преступление. Гордыня всегда считалась одним из самых страшных грехов и каралась сурово – полным одиночеством. А покушение на человеческую жизнь каралось людьми смертью физической, а Богом – смертью духовной. И только страдания во имя искупления этих страшных грехов, искреннее раскаяние могли спасти несчастных грешников.

Тогда даруется им духовное возрождение, а, значит, и душевный покой. Итак, философские, религиозные и социальные идеи автора слились в одной мысли: все люди одинаковы – нет высших и низших. Любой из нас может достичь счастья, покоя и духовной гармонии, если никогда не пойдет против своей совести и общечеловеческих законов.

Твір на тему: Социальный, философский и религиозный смысл преступления Родиона Раскольникова в романе Ф. М. Достоевского “Преступление и наказание”

Related posts:

Мотивы преступления Родиона Раскольникова в романе Ф. М. Достоевского “Преступление и наказание” “Преступление и наказание” – одно из лучших произведений великого русского писателя второй половины XIX века Ф. М. Достоевского. Между тем трудно найти другое столь давно и единодушно признанное классическое произведение.

Причины преступления Раскольникова (по роману Ф. М. Достоевского “Преступление и наказание”) План I. Преступление, совершенное Родионом Раскольниковым. II. Мотивы преступления Раскольникова. 1. Характеристика главного героя. 2. Идея защитить “униженных и оскорбленных”. 3. Теория “сильной личности”. III. Наказание Раскольникова. В центре романа.

Двойники и антиподы Родиона Раскольникова (по роману Ф. М. Достоевского “Преступление и наказание”) Роман (бессмертное произведение) Ф. Достоевского “Преступление и наказание” – это “психологический отчет об одном преступлении”, совершенным Родионом Раскольниковым. И хотя главным героем является Раскольников, в романе создана целая система образов.

“Арифметика” Родиона Раскольникова (о романе “Преступление и наказание” Ф. М. Достоевского) Герой романа наделен трагическим мировосприятием. Для него характерны раздвоенность сознания, несогласие, раскол с самим собой (отсюда и фамилия – Раскольников), внутреннее противоборство, столкновение в душе добра и зла, любви и.

Социальные, философские, психологические мотивы преступления Раскольникова (по роману Ф. М. Достоевского “Преступление и наказание”) Роман (бессмертное произведение) Ф. М. Достоевского “Преступление и наказание” – это книга великой боли за человечество. Когда видишь глядящее на тебя со страниц романа одиночество, невыносимую духоту и нищету жизни.

Теория Родиона Раскольникова, ее проверка и опровержение в романе “Преступление и наказание” Преступление Родиона Раскольникова началось не с убийства и получило свою развязку не в полиции. Время не закончилось в участке, оно полетело вдаль, в бесконечность, которую читатель, по-моему, затрудняется определить для.

Читайте также:
Тема «униженных и оскорбленных» в романах Ф.М. Достоевского (на примере «Преступления и наказания»): сочинение

Смысл теории Раскольникова и причины ее крушения в романе Ф. М. Достоевского “Преступление и наказание” Тварь ли я дрожащая, Или право имею? Ф. М. Достоевский В своем романе “Преступление и наказание”, опубликованном в 1866 году, Достоевский исследует проблему “личность – общество”, то есть примирения уникальности.

Помогите, написать сочинение. Произведение преступление и наказание на тему: причины и последствия преступления раскольникова Преступление совершается в состоянии наваждения, словно другой руководил его действиями, сопровождаясь “чем-то вроде болезни”: “Он вынул топор совсем, взмахнул его обеими руками, едва себя чувствуя, и почти без усилия, почти.

Социальный протест в романе Ф. М. Достоевского “Преступление и наказание” Роман Ф. М. Достоевского “Преступление и наказание” был напечатан в 1866 году. Это роман о современной России, пережившей эпоху глубочайших социальных сдвигов и нравственных потрясений, роман о современном герое, вместившем.

Образ Родиона Раскольникова (по роману Ф. М. Достоевского “Преступление и наказание”) Во всемирно известном романе Федора Михайловича Достоевского “Преступление и наказание” образ Родиона Раскольникова является центральным. Читатель воспринимает происходящее именно с точки зрения этого персонажа – обнищавшего и опустившегося студента. Уже.

Психологические двойники Р. Раскольникова в романе Ф. М. Достоевского “Преступление и наказание” Роман Ф. М. Достоевского “Преступление и наказание” произвел на меня очень сильное впечатление. Когда я его читал, то чувствовал, что на душе у меня так же нехорошо, как и у.

Первый сон Раскольникова и его роль в романе Ф. М. Достоевского “Преступление и наказание” В романе Ф. М. Достоевского, как и в произведениях. многих других русских писателей, встречаются описания шов главного героя. Для Достоевского сны имеют большое значение еще и потому, что они раскрывают.

Роль внутреннего монолога в создании характера Родиона Раскольникова (по роману Ф. М. Достоевского “Преступление и наказание”) “Каждый человек – это целый мир”, – утверждал Федор Михайлович Достоевский, гениальный русский писатель-психолог XIX в. И каждый человек – это еще и тайна, в особенности русский человек. Не случайно.

Двойники Раскольникова в романе Ф. М. Достоевского “Преступление и наказание” Ф. М. Достоевский всегда был очень чуток к социальному злу, несправедливости, вообще человеческому страданию, поэтому он всегда изображал жизнь в ее трагических состояниях. Так и на страницах романа “Преступление и.

Как сны Раскольникова помогают понять противоречивое сознание героя? (по роману Ф. М. Достоевского “Преступление и наказание”) Сны, которые видит главный герой романа “Преступление и наказание”, помогают читателю заглянуть в самые сокровенные “уголки” его души. В романе даны четыре сна героя. Два из них он видит до.

Мотивы преступления Родиона Раскольникова и есть ли ему оправдание Основное содержание романа “Преступление и наказание” составляет психологическая история преступления, его нравственных последствий и вопрос о возможности его социального оправдания. Раскольников, убивший старуху процентщицу и ее сестру, – не обычный.

Анализ эпизода встречи Родиона Раскольникова с Мармеладовым в трактире (по роману Ф. М. Достоевского “Преступление и наказание”) Чиновник Семен Захарович Мармеладов и его семья играют важную роль в развитии сюжета и проблематике романа “Преступление и наказание”. Впервые с этим героем мы встречаемся в эпизоде его беседы с.

Сны Раскольникова и их художественная функция в романе Ф. М. Достоевского “Преступление и наказание” Глубокий психологизм романов Ф. М. Достоевского заключается в том, что их герои попадают в сложные, экстремальные жизненные ситуации, в которых обнажается их внутренняя сущность, открываются глубины психологии, скрытые конфликты, противоречия.

Двойники и антагонисты Раскольникова (по роману Ф. М. Достоевского “Преступление и наказание”) В романе “Преступление и наказание” Достоевский показывает нам зарождение, созревание, реализацию и последствия социально-философской теории Родиона Раскольникова. Самыми значимыми в этом ряду являются, конечно, результаты – философские, социальные и нравственные.

Как в романе развенчивается теория Раскольникова? (По роману Ф. М. Достоевского “Преступление и наказание”) Сломать что надо, раз и навсегда, да и только; и страдание взять на себя! Ф. М. Достоевский “Преступление и наказание” “Преступление и наказание” – одно из лучших произведений великого русского.

В чем заключается наказание Раскольникова за преступление? (мини сочинение) После преступления, совершенного Раскольниковым, начинается вторая часть романа – наказание. Раскольников все больше начинает ощущать мучительное чувство “разомкнутости и разъединенности с человечеством”. Самые близкие люди – мать и сестра –.

Двойники Раскольникова и их роль в романе Ф. М. Достоевского “Преступление и наказание” Мне все кажется, что в вас есть Что – то к моему подходящее… Ф. М. Достоевский Одной из особенностей романа Достоевского является то, что каждый персонаж в нем имеет свой.

Смысл заглавия романа Ф. М. Достоевского “Преступление и наказание” Проблема преступления рассматривается практически в каждом произведении Ф. М. Достоевского. Писатель говорит о преступлении в общечеловеческом плане, сравнивая такой взгляд с различными популярными в то время социальными теориями. В “Неточке.

В чем суть теории Раскольникова? (по роману Ф. М. Достоевского “Преступление и наказание”) Ф. М. Достоевский – глубокий философ и тончайший психолог. Он вошел в историю русской литературы как мастер описания “больной души”. Одним из интереснейших героев этого писателя является Родион Романович Раскольников.

Психологический смысл романа Ф. М. Достоевского “Преступление и наказание” Почему Достоевский взялся писать роман с таким названием “Преступление и наказание”? Что же важно для него? Этот частный случай: преступник, жертва и возмездие? Но сколько таких случаев! Нет, очевидно, смысл.

Дневник Родиона Раскольникова (по роману Ф. М. Достоевского “Преступление и наказание”) Предисловие к дневнику. Долго думал, как начать. Не знаю, что бы вы хотели от меня услышать. Скажу лишь, что в руках ваших история моей душевной болезни, писавшаяся в течение многих.

Нравственные уроки образа Раскольникова (по роману Ф. М. Достоевского “Преступление и наказание”) Ф. М. Достоевский – глубокий философ и тончайший психолог. Он вошел в историю русской литературы как мастер описания “больной души”. Одним из интереснейших героев этого писателя является Родион Романович Раскольников.

“Шаги” Раскольникова к преступлению (По роману Ф. М. Достоевского “Преступление и наказание”) Это человек идеи. Идея охватывает его и владеет им, но, имея то свойство, что владычествует в нем не столько в голове его, сколько воплощаясь в него, переходя в натуру, всегда.

Читайте также:
Тема маленького человека в романе Ф. М. Достоевского Преступление и наказание: сочинение

Критика индивидуалистического бунта в романе Ф. М. Достоевского “Преступление и наказание” Один из пяти великих романов Ф. М. Достоевского – “Преступление и наказание” – роман о необычном преступлении. Его сюжет весьма занимателен. Мы знаем, кто является убийцей, но для Достоевского наиболее.

Противоречия теории Раскольникова (по роману Ф. М. Достоевского “Преступление и наказание”) Роман Достоевского “Преступление и наказание” – величайшее философско-психологическое произведение. Главного героя романа – Родиона Раскольникова – никак нельзя назвать обычным преступником. Это молодой человек с философским складом ума, всегда готовый.

Социальный, философский и религиозный смысл преступления Родиона Раскольникова в романе Ф. М. Достоевского “Преступление и наказание”

Социальный, философский и религиозный смысл преступления Родиона Раскольникова в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»

В одном из своих лучших романов — «Преступление и наказание» — Федор Михайлович Достоевский ставит множество вопросов, ответы на которые он ищет, анализируя преступление, совершенное главным героем, и его последствия. Автор вкладывает в произведение глубочайший философский, социальный и религиозный смысл. И, чтобы понять его, нужно прежде разобраться в причинах преступления Родиона Раскольникова. Но необходимо четко различать смысл и мотивы совершенного главным героем убийства. Вот, например, в чем отличие социальных мотивов от социального смысла преступления Раскольникова. Социальные мотивы — это невыносимые условия жизни, в которые попал главный герой, и мучительное сознание того, что не только он, но и тысячи других людей неизбежно обречены на раннюю смерть от голода и болезней, нищету и бесправие. Это общество, социум, который окружает юношу, отчасти и толкает его на убийство старухи-процентщицы Алены Ивановны. На ее деньги Раскольников хотел помочь бедным людям, «устроить сотни, тысячи добрых дел и начинаний». Это — один из мотивов преступления — мотив социальный. А в чем же тогда социальный смысл преступления? Он в том, что человек, пойдя против совести и совершив преступление, уже не может жить как прежде в человеческом обществе. Поступок против совести без покаяния и искупления вины раз и навсегда, «как ножницами», отделяет личность от общества. Что и было с Раскольниковым до того, как он сознался и принял страдания для освобождения от своего греха.
Общество отвергло Раскольникова — это ясно и из того, как к нему относились каторжники в Сибири. Но они не принимали юношу не потому, что он убийца. Ведь на каждом из них лежало бремя тяжкого преступления. Каторжники видели, что Раскольников не считает их достойными общения, что он вознес себя на невидимый пьедестал, с которого 334
презрительно оглядывает других. Но почему он так возвысил себя над окружающими? Причина в его теории, созданной и выстраданной им системы идей, которая во многом и стала главной причиной преступления. Согласно теории, Раскольников делит всех людей на два разряда: одни (их большинство) молчаливо и покорно подчиняются установленным порядкам, никогда не восставая против него, а другие — «необыкновенные люди» (Наполеоны и Магометы) — смело восставали против существующего строя, не останавливаясь перед насилием и преступлением. Раскольников решил, что должен доказать себе и другим, что он не «тварь дрожащая», а прирожденный «властелин судьбы». Убийство Алены Ивановны Родион рассматривает как эксперимент. Эта теория и есть философский мотив преступления. Всем своим произведением Достоевский опровергает идею Раскольникова.
Автор начинает опровержение с того, что Родиону не удался эксперимент над собой, он не смог без угрызений совести переступить через кровь, даже «гадкой, никому не нужной старушонки». Раскольников приходит к выводу, что раз он не смог, он не Наполеон. Но и не «тварь дрожащая». Кто же тогда? Вот первый аргумент против его теории: ни одного человека нельзя однозначно отнести к «властелинам судьбы» или к «тварям дрожащим».
Раскольникова начинают терзать угрызения совести (отражением этого можно считать и сны Родиона). Герой неверно полагает, что эти муки — признак душевной слабости и трусости, недостойный истинных «двигателей истории». Но он никак не хочет разувериться в своей теории, хотя она явно противоречит его гуманной сущности. Раскольников продолжает считать свои идеи правильными, только он, к сожалению, не относится к «право имеющим». Отвергает свою теорию Родион лишь на каторге, когда юноша тесно сходится с простыми людьми и особенно с Сонечкой Мармеладовой. Раскольников начинает понимать, что все люди одинаковы и все достойны счастья, к которому каждый должен стремиться, помогая другим.
Религиозный же смысл преступления в том, что Родион Раскольников нарушил две главные заповеди: «не убий» и «не возгордись». Автор на примере своего героя показывает в романе, чем может обернуться это преступление. Гордыня всегда считалась одним из самых страшных грехов и каралась сурово — полным одиночеством. А покушение на человеческую жизнь каралось людьми смертью физической, а Богом — смертью духовной. И только страдания во имя искупления этих страшных грехов, искреннее раскаяние могли спасти несчастных грешников. Тогда даруется им духовное возрождение, а, значит, и душевный покой.
Итак, философские, религиозные и социальные идеи автора слились в одной мысли: все люди одинаковы — нет высших и низших. Любой из нас может достичь счастья, покоя и духовной гармонии, если никогда не пойдет против своей совести и общечеловеческих законов.

Похожие сочинения:

Мотивы преступления Родиона Раскольникова в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» «Преступление и наказание» — одно из лучших произведений великого русского писателя второй половины XIX века Ф. М. Достоевского. Между тем.

Образ Родиона Раскольникова в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» Ты сам — свой Бог, ты сам — свой ближний, О, будь же собственным Творцом, Будь бездной верхней, бездной нижней.

Каковы причины преступления Раскольникова? (По роману Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание») «Преступление и наказание» — одно из самых сложных и совершенных произведений Достоевского. Автор попытался решить в нем множество проблем: от.

Теория Родиона Раскольникова в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» Теория Родиона Раскольникова в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» Роман «Преступление и наказание» был впервые опубликован в январе.

Теория Родиона Раскольникова (по роману Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание») Среди огромного наследия Ф. М. Достоевского чуть ли не наибольшей популярностью пользуется его роман «Преступление и наказание». Однажды В. Г.

Теория Родиона Раскольникова, ее проверка и опровержение в романе «Преступление и наказание» Преступление Родиона Раскольникова началось не с убийства и получило свою развязку не в полиции. Время не закончилось в участке, оно.

Читайте также:
Раскольников и Соня в романе Ф. М. Достоевского Преступление и наказание: сочинение

Преступление и наказание Родиона Раскольникова (по роману Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание») Роман Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» считается одним из наиболее «проблемных» произведений мировой художественной литературы и характеризуется особой актуальностью.

Социальный протест в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» Роман Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» был напечатан в 1866 году. Это роман о современной России, пережившей эпоху глубочайших.

Мотивы преступления Родиона Раскольникова и есть ли ему оправдание Основное содержание романа «Преступление и наказание» составляет психологическая история преступления, его нравственных последствий и вопрос о возможности его социального оправдания.

Первый сон Раскольникова и его роль в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» В романе Ф. М. Достоевского, как и в произведениях. многих других русских писателей, встречаются описания шов главного героя. Для Достоевского.

Психологические двойники Р. Раскольникова в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» Роман Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» произвел на меня очень сильное впечатление. Когда я его читал, то чувствовал, что.

Как сны Раскольникова помогают понять противоречивое сознание героя? (по роману Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание») Сны, которые видит главный герой романа «Преступление и наказание», помогают читателю заглянуть в самые сокровенные «уголки» его души. В романе.

В чем смысл названия романа Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»? В чем смысл названия романа Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»? Один из самых известных романов Ф. М. Достоевского носит.

Анализ эпизода встречи Родиона Раскольникова с Мармеладовым в трактире (по роману Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание») Чиновник Семен Захарович Мармеладов и его семья играют важную роль в развитии сюжета и проблематике романа «Преступление и наказание». Впервые.

Двойники Раскольникова в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» «Мы одного поля ягоды…» Свидригайлов — Раскольникову Роман «Преступление и наказание», как и все творчество Ф. М. Достоевского, является грозным.

Идея Раскольникова и ее крушение(По роману Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание») Достоевский в своем романе изображает столкновение теории с логикой жизни. По мнению писателя, логика жизни всегда опровергает, делает несостоятельной любую.

Двойники и антагонисты Раскольникова (по роману Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание») В романе «Преступление и наказание» Достоевский показывает нам зарождение, созревание, реализацию и последствия социально-философской теории Родиона Раскольникова. Самыми значимыми в.

Сны Раскольникова и их художественная функция в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» Глубокий психологизм романов Ф. М. Достоевского заключается в том, что их герои попадают в сложные, экстремальные жизненные ситуации, в которых.

Как в романе развенчивается теория Раскольникова? (По роману Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание») Сломать что надо, раз и навсегда, да и только; и страдание взять на себя! Ф. М. Достоевский «Преступление и наказание».

Как происходит воскрешение Раскольникова? (по роману Достоевского «Преступление и наказание») Ф. М. Достоевский — известный философ и мыслитель. Его произведения поражают читателя глубиной мысли, психологизмом, ярко выраженными нравственными идеалами. Одним.

В чем заключается наказание Раскольникова за преступление? (мини сочинение) После преступления, совершенного Раскольниковым, начинается вторая часть романа — наказание. Раскольников все больше начинает ощущать мучительное чувство «разомкнутости и разъединенности.

Дневник Родиона Раскольникова (по роману Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание») Предисловие к дневнику. Долго думал, как начать. Не знаю, что бы вы хотели от меня услышать. Скажу лишь, что в.

Теория Раскольникова: ее суть и последствия (по роману Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание») В центр романа «Преступление и наказание» Ф. М. Достоевский поставил вопрос «убийства по совести». С помощью образа Родиона Раскольникова он.

Смысл заглавия романа Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» Проблема преступления рассматривается практически в каждом произведении Ф. М. Достоевского. Писатель говорит о преступлении в общечеловеческом плане, сравнивая такой взгляд.

В чем суть теории Раскольникова? (по роману Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание») Ф. М. Достоевский — глубокий философ и тончайший психолог. Он вошел в историю русской литературы как мастер описания «больной души».

Психологический смысл романа Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» Почему Достоевский взялся писать роман с таким названием «Преступление и наказание»? Что же важно для него? Этот частный случай: преступник.

Нравственные уроки образа Раскольникова (по роману Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание») Ф. М. Достоевский — глубокий философ и тончайший психолог. Он вошел в историю русской литературы как мастер описания «больной души».

«Шаги» Раскольникова к преступлению (По роману Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание») Это человек идеи. Идея охватывает его и владеет им, но, имея то свойство, что владычествует в нем не столько в.

Смысл снов в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» Важное значение в романе имеют сны. Границы между сном и реальностью практически нет. Сон плавно переходит в реальность, реальность в.

Противоречия теории Раскольникова (по роману Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание») Роман Достоевского «Преступление и наказание» — величайшее философско-психологическое произведение. Главного героя романа — Родиона Раскольникова — никак нельзя назвать обычным.

Христианские мотивы и образы в романе Преступление и наказание

Нестеров А.К. Христианские мотивы и образы в романе Преступление и наказание // Энциклопедия Нестеровых

  1. Страдание ради счастья
  2. Почему Раскольников стал преступником: настоящая причина
  3. Значение образов в романе “Преступление и наказание”

Страдание ради счастья

Судить о том, кем является Раскольников, можно только научившись языку, на котором говорит автор.

Для этого всегда нужно помнить, что перед нами произведение человека, в течение четырёх лет, проведённых на каторге, читавшего только Евангелие – единственную книгу, дозволенную там.

Дальнейшие его мысли развиваются на этой глубине.

Поэтому “Преступление и наказание” нельзя считать психологическим произведением, да и сам Достоевский однажды сказал: “Меня называют психологом, но я лишь реалист в высшем смысле”. Этой фразой он подчеркнул, что психология в его романах – внешний слой, грубая форма, а содержание и смысл заключены в духовных ценностях, в высшей сфере.

Фундамент романа стоит на мощном евангельском пласте, практически каждая сцена несёт в себе что-то символическое, какое-то сравнение, какую-то интерпретацию различных христианских притч и сказаний. Любая мелочь имеет своё значение, авторская речь насквозь пропитана специфическими словами, указывающими на религиозный подтекст романа. Имена и фамилии, подобранные Достоевским для героев своих романов, всегда значимы, но в “Преступлении и наказании” они являются важным ключом к пониманию основной мысли.

Читайте также:
Сон Раскольникова об убийстве лошади (Анализ эпизода из главы 5 части 1 романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание».): сочинение

В рабочей тетради Достоевский так определил идею романа: “Нет счастья в комфорте, покупается счастье страданием. Человек не родится для счастья. Человек заслуживает своё счастье, и всегда страданием. В его образе (Раскольникова) выражается в романе мысль непомерной гордости, высокомерия и презрения к этому обществу (ни в коем случае индивидуализма). Его идея: взять во власть это общество”. Автор не акцентирует внимание на том, является ли главный герой преступником или нет, – это и так понятно. Главное в романе – это страдание ради счастья, а в этом заключена сама сущность христианства.

Почему Раскольников стал преступником: настоящая причина

Раскольников – преступник, нарушивший закон Божий, бросивший вызов Отцу. Поэтому Достоевский дал ему именно такую фамилию. Она указывает на раскольников, не подчинившихся решению церковных соборов и уклонившихся от пути православной церкви, то есть противопоставивших своё мнение и свою волю мнению церковному. Она отражает раскол в душе героя, восставшего против общества и Бога, но не находящего в себе сил отринуть ценности, связанные с ними. В черновом варианте романа Раскольников так говорит об этом Дуне: “Ну и дойдёшь до такой черты, что остановишься перед ней – несчастна будешь, а перешагнёшь, то, может быть, будешь ещё несчастнее. Такая черта есть”.

Но при такой фамилии очень странно его имя: Родион Романович. Родион – розовый, Роман – крепкий. В связи с этим можно вспомнить именование Христа из молитвы Троице: “Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Бессмертный, помилуй нас”. Родион Романович – розовый Крепкого. Розовый – зародыш, бутон. Итак, Родион Романович – бутон Христа. Родиона в романе постоянно сравнивают с Христом: процентщица называет его “батюшка”, что не соответствует ни возрасту, ни положению Раскольникова, но так обращаются к священнослужителю, являющемуся для верующего зримым образом Христовым; Дуня его “беспредельно, больше себя самой любит”, а это одна из заповедей Христа: “Люби Бога Своего больше самого себя”. И если вспомнить, чем кончился роман, становится ясно, что все, начиная с автора и заканчивая мужиком в сцене покаяния, знают о содеянном преступлении. Они призывают “бутон Христа” распустится, возыметь верх над остальным существом героя, отрёкшимся от Бога. Последнее можно заключить из слов Родиона: “Чёрт его возьми!”; “А чёрт возьми всё это!”; “…чёрт с ней и с новой жизнию!” – это выглядит уже не просто как ругательство, но как формула отречения в пользу чёрта.

Но Раскольников “остановился на топоре окончательно” не в результате причин, напечатанных на бумаге: не теория о “необыкновенных” людях, не беды и горести Мармеладовых и случайно встреченной девочки и даже не отсутствие денег толкнули его на преступление. Настоящая причина скрыта между строк, и заключается она в духовном расколе героя. Достоевский описал её в “страшном сне” Родиона, но сон трудно понять без маленькой, но очень веской детали. Сначала обратимся к отцу героя. В романе он называется только “отец”, но в письме матери упоминается Афанасий Иванович Вахрушин, бывший приятелем отца. Афанасий – бессмертный, Иоанн – благодать Божия. Значит, мать Раскольникова получает нужные ему деньги от “бессмертной благодати Божией”. Отец же предстаёт перед нами Богом, что подкрепляется его именем: Роман. А вера в Бога крепка на Руси. Теперь вернёмся ко сну, в котором герой теряет свою веру и обретает уверенность в необходимости самому изменить мир. Видя грех людей, он кидается за помощью к отцу, но, поняв, что тот нечего не может или не хочет сделать, сам бросается на помощь “лошадке”. Это момент, в который теряется вера в могущество отца, в его способность устроить так, чтобы страдания не было. Это момент потери доверия к Богу. Отец – Бог “умер” в сердце Раскольникова, но он постоянно помнит о нём. “Смерть”, отсутствие Бога позволяют человеку карать чужой грех, а не сочувствовать ему, позволяют стать выше законов совести и законов Божьих. Такое “восстание” отделяет человека от людей, позволяет ходить “бледным ангелом”, лишает сознания собственной греховности. Раскольников составил свою теорию задолго до сна, но он колебался проверить её на собственной практике, поскольку вера в Бога ещё жила в нём, но после сна её не стало. Раскольников сразу же становится чрезвычайно суеверным, суеверие и вера – вещи несовместимые.

Достоевский на первых страницах романа противопоставляет этому сну сцену с перевозимым в телеге пьяным, и так как это происходит в реальности, то этот эпизод и является истиной, а не сон. Во сне всё отличается от реальности, кроме размеров телеги, значит, только это и воспринимается Раскольниковым адекватно. Родион бросился защищать бедную лошадку потому, что ей дали непосильный воз и заставили его везти. Но на самом деле лошадь справляется со своим грузом. Здесь заложена мысль, что вызов Богу бросается Раскольниковым на основании несуществующих несправедливостей, ибо “всем даётся ноша по силам и никому не даётся больше, чем он может снести. Лошадь во сне – аналог Катерины Ивановны, которая сама придумала себе нереальные беды, которые тяжелы, но сносимы, ведь, дойдя до края, всегда находится защитник: Соня, Раскольников, Свидригайлов. Выходит, наш герой – заблудшая душа, потерявшая веру в Бога и восставшая против него из-за неправильного восприятия мира.

И эту заблудшую душу каждый человек, начиная с процентщицы, вернуть на путь истинный. Алёна Ивановна, называя его “батюшкой”, напоминает Раскольникову, что тот, являясь Христом, не должен бросать вызов Богу. Затем Родион встречает Мармеладова.

Значение образов в романе “Преступление и наказание”

Сразу бросается в глаза резкое противопоставление фамилий: с одной стороны – нечто “раскалывающееся”, с другой – вязкая масса, слепляющее “расколотое” существование Родиона. Но на фамилии значение Мармеладова не исчерпывается. Встреча персонажей начинается со слов: “Бывают иные встречи, совершенно даже с незнакомыми нам людьми, которыми мы начинаем интересоваться с первого взгляда…” – здесь отображена сцена Сретения, когда пророк Симеон узнаёт Христа и пророчествует о нём. К тому же имя Мармеладова – Семён Захарович, что означает “Бога слышащий, память Божия”. В исповеди-пророчестве Мармеладов как бы говорит: “Смотри, у нас беды большие, чем у тебя, но мы не собираемся резать и грабить людей”. Отведя Мармеладова домой, Раскольников оставляет на подоконнике “сколько пришлось медных денег”. Затем, подумав, “хотел было воротится”, “но, рассудив, что взять уже невозможно… пошёл на квартиру”. Здесь ярко проявляется двуприродность героя: импульсивно, по первому позыву сердца он действует по-божески, подумав и рассудив, – поступает цинично и эгоистично. Настоящее удовлетворение от поступка он испытывает, действуя импульсивно.

Читайте также:
Трущобы и нищие углы бедноты фон романа «Преступление и наказание»: сочинение

Решившись на убийство, Раскольников стал преступником, но он “себя убил, а не старушонку”. Старухе он топор “опустил на голову обухом”, лезвие же было направлено на него самого. Сестру он убил лезвием, но здесь и жест Лизаветы: “протянутая рука”, – как бы отпустившей ему его грех против неё. Раскольников никого не убил, кроме себя, значит он – не убийца. После преступления он должен выбрать либо Соню, либо Свидригайлова. Они – два пути, предложенные герою.

Правильный выбор Родиону показал Мармеладов, рассказав о своей дочери. В черновиках Достоевского есть такая запись: “Свидригайлов – отчаяние, самое циничное. Соня – надежда, самое неосуществимое”. Свидригайлов старается “спасти” Раскольникова, предлагая ему действовать так, как бы он действовал сам. Но истинное спасение может принести только Соня. Её имя означает “мудрость, слушающая Бога”. Это имя абсолютно соответствует её поведению с Раскольниковым: она выслушала его и дала ему самый мудрый совет, чтобы он покаялся, а не просто явился с повинной. При описании её комнаты Достоевский сравнивает её с сараем. Сарай – это тот самый хлев, где родился младенец-Христос. В Раскольникове в комнате Сони начал раскрываться “бутон Христа”, он начал перерождаться. С Соней ему общаться сложно: она пытается указать ему правильный путь, но он не выносит её слов, потому что не может поверить ей из-за отсутствия веры в Бога. Подавая Родиону пример сильной веры, она заставляет его страдать, страдать ради счастья. Соня тем самым спасает его, даёт ему надежду на счастье, чего никогда не дал бы ему Свидригайлов. Здесь заложена другая важная мысль романа: человек спасается человеком и никак иначе спасён быть не может. Раскольников спас девочку от нового надругательства, Соня – его от отчаяния, одиночества и окончательного краха, он – Соню от греха и позора, его сестра – Разумихина, Разумихин – его сестру. Не нашедший человека гибнет – Свидригайлов.

Свою роль сыграл и Порфирий, что означает “багряница”. Имя в высшей степени не случайное для человека, который будет истязать Раскольникова “И раздевши Его, надели на Него багряницу; и сплетши венец из тёрна, возложили Ему на голову…” это ассоциируется со сценой, когда Порфирий пытался выбить признание из Раскольникова: Родион краснеет во время разговора, у него начинает болеть голова. А также Достоевский неоднократно употребляет глагол “кудахтать” по отношению к Порфирию. Это слово очень странно при употреблении к следователю, но этот глагол указывает на то, что Порфирий носится с Раскольниковым, как курица с яйцом. Яйцо – древний символ воскресения к новой жизни, которую пророчит герою следователь. Он также сравнивает преступника с солнцем: “Станьте солнцем, вас и увидят…” Солнце олицетворяет собой Христа.

Народ постоянно смеётся над Раскольниковым, а осмеяние – это единственно возможное “прощение”, включение обратно в народное тело частицы, которая вырвалась из него и нечестиво вознеслась над ним, возомнив себя чем-то сверхъестественным. Но смех прощения кажется герою надругательством над его идеей и заставляет его страдать.

Но страдание – “удобрение”, получив которое “бутон Христа” сможет раскрыться. Окончательно цветок распустится в эпилоге, но уже в сцене покаяния, когда Раскольников “стал на колени среди площади, поклонился до земли и поцеловал эту грязную землю с наслаждением и счастием”, смех не раздражает его, он помогает ему.

“В остроге уже девять месяцев заключён ссыльно-каторжный второго разряда Родион Раскольников” Именно столько времени нужно для развития плода в утробе матери. В остроге Раскольников все девять месяцев страдает, то есть перерождается. “Вдруг подле него появилась Соня. Она подошла едва слышно и села с ним рядом”. Здесь Соня играет роль Богоматери, а Иисусом предстаёт сам Родион. Это описание иконы Божией Матери “Споручница грешных”. Внезапный прилив чувств у Раскольникова, следующий после этих слов, является моментом воскрешения, моментом “рождения от Духа”. В Евангелии от Иоанна сказано: “Иисус сказал ему в ответ: истинно, истинно говорю тебе…”

После окончания срока Раскольников обретёт своё счастье, ибо он окончательно выстрадает его. Восстав против Бога, он совершил преступление, после которого он начал страдать, а затем покаялся, следовательно, он – и страдалец, и покаявшийся преступник одновременно.

Литература. 10 класс

Конспект урока

Христианские мотивы в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»

Перечень вопросов, рассматриваемых в теме

1. Знакомство с библейскими мотивами в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание».

2. Рассмотрение особенностей раскрытия тем гордости и смирения.

3. Определение жанрового своеобразия философско-религиозной направленности.

Конфликт — столкновение, серьёзное разногласие, спор.

Контраст — резкая противоположность.

Композиция рассказа предусматривает следующие части: экспозиция, завязка, развитие действия, кульминация, спад действия, развязка.

Нравственный идеал — представление людей о совершенной личности, воплощающей в себе лучшие моральные качества и являющейся образцом для подражания, эталоном поведения, целью, на достижение которой должны быть направлены усилия человека.

Образ автора — способ авторского существования в пределах произведения. Создаётся из прямых высказываний автора-повествователя, пафоса и совокупности всех художественных средств, использованных в произведении.
Система образов — совокупность и принципы организации образов автора, персонажей, повествователя, рассказчика.

Список литературы

Лебедев Ю. В. Русский язык и литература. Литература. 10 класс. Учебник для общеобразовательных организаций. Базовый уровень. В 2 ч. Ч. 1. М.: Просвещение, 2016. С. 67-116

Е. А. Маханова, А. Ю. Госсман. Краткий пересказ. Русская литература. 9-11 «классы. Р.-на-Д. Феникс. 2017. С. 72-83

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Сложный путь исканий Раскольникова приводит его от безбожия к вере. Поиск Бога и нравственное очищение — это главные темы, которые Достоевский затрагивает в романе «Преступление и наказание».

В Омском остроге писателю разрешают читать только одну книгу, Евангелие, которую ему дарит жена ссыльного декабриста Фонвизина. Поэтому роман Достоевского буквально пронизан христианскими образами и символикой. Завязка сюжета построена вокруг страшного греха — убийства Алёны Ивановны и её сестры Лизаветы.

Читайте также:
Раскольников и Свидригайлов: сравнительная характеристика: сочинение

Достоевский показывает нарастание внутреннего напряжения героя, сопротивление этим чувствам. Раскольников ищет поддержки и понимания. Он задаётся вопросом: «Разве я старушонку убил? Я себя убил, а не старушонку!». С этого момента в романе появляется мотив нравственного падения героя, преступившего христианскую заповедь.

Писатель вводит в повествование символичные сны, в которых герой предчувствует нравственные и физические страдания. Это своеобразное предзнаменование событий. «…Страшный сон приснился Раскольникову. Приснилось ему его детство, ещё в их городке» … «в большую такую телегу впряжена была маленькая, тощая, саврасая крестьянская клячонка» … «Он проснулся весь в поту, с мокрыми от поту волосами, задыхаясь, и приподнялся в ужасе…». Или ещё один сон: «. Ему всё грезилось, и всё странные такие были грезы: всего чаще представлялось ему, что он где-то в Африке, в Египте, в каком-то оазисе…».

Основную идею христианства — любовь к ближнему — выражает Соня Мармеладова, которая готова перенести любые страдания ради родных. Её жизнь строится по законам самопожертвования. Но даже встав на путь позора и унижения, она всё-таки сохраняет чистоту души благодаря смирению. В её сострадании к другим заключается огромная сила.

Раскольников, наоборот, в начале романа холоден к окружающим и близким: не отвечает на любовь матери и сестры, на заботу Разумихина. Но после совершения убийства, душевных мук и знакомства с Соней происходит перерождение героя: он начинает более тонко чувствовать мир и людей, а в конце романа и сам влюбляется по-настоящему.

Искренней Соне удаётся вернуть Раскольникову веру, надежду, любовь и укрепить его на пути раскаяния. Дерзкое своеволие переходит в смирение. Неслучайно, что из рук девушки он принимает крестик, символ искупления. Соня, упрашивая Раскольникова взять крестик, говорит: «Мы с Лизаветой крестами поменялись, она мне свой крест, а я ей свой образок дала. Я теперь Лизаветин стану носить, а этот тебе». Соня как бы приняла жертвенную судьбу Лизаветы. Крест, который она предлагает Раскольникову, символизирует готовность Сони принести себя в жертву: «…вместе и крест понесём!».

Обаяние Сони, как души возвышенной и чуткой, но в то же время сильной и решительной, приводит к тому, что Родион преклоняет перед ней колени, как преклоняют перед святым образом: «Я не тебе поклонился, я всему страданию человеческому поклонился».

В кульминационной сцене романа, когда Раскольников признаётся в своём преступлении, тоже есть христианские мотивы. За чтением Евангелия сходятся убийца и блудница. Религиозность Сони побеждает неверие Родиона. Она читает притчу о воскрешении Лазаря, чтобы наставить молодого человека на путь истинный.

Но за что же Сонечка Мармеладова любит Раскольникова? Почему заставляет признаться в преступлении, посвящает ему свою жизнь, навещает на каторге? Она чувствует его настоящую, страдающую душу. Христианское сознание выражено и в мотивах страдания и сострадания, раскрытых в отношениях родителей Сони: Мармеладов женился из жалости на несчастной Катерине Ивановне, которая после смерти мужа оказалась в бедственном нищенском состоянии с тремя детьми. Его слова «Меня распять надо, распять на кресте, а не жалеть!» передают нам внутреннюю боль героя, ощущающего собственную греховность и вину за нищенское положение.

Раскольников сильно страдает после убийства. Прозрение героя наступает в эпилоге: «Как это случилось, он и сам не знал. он любит, бесконечно любит её и что настала же наконец эта минута. Их воскресила любовь».

В конце концов, благодаря любви и вере, Родиона, как и Лазаря, ждёт воскрешение. Именно это сам Достоевский прочувствовал за годы своей каторги: «Те четыре года считаю я за время, в которое я был похоронен живой и закрыт в гробу», а «выход из каторги представлялся как светлое пробуждение и воскресение в новую жизнь».

Примеры и разбор решения заданий тренировочного модуля

Единичный выбор.

Какой смысл заключён в названии романа Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»?

а) преступление и наказание противопоставлены;

б) несоответствие наказания совершённому преступлению;

в) не всякое преступление влечёт за собой наказание;

г) неотвратимость наказания за совершённое преступление.

Разбор решения: на протяжении всего романа автор пытается показать нам страдания героя за содеянное зло. Раскольников, увлечённый теорией деления людей на «высших» и «низших», хотел проверить её. Но его душа страдает, он понимает, что нужно нести ответственность, признаться. Поэтому из всех предложенных вариантов, верным будет «неотвратимость наказания за совершённое преступление».

Единичный выбор.

Выберете верное утверждение

Жёлтый цвет в романе «Преступление и наказание» – символ болезни, увядания, бедности, страдания, это символ уныния, увядания, страдания, усталости и бедности;

Автор развенчивает теорию Раскольникова в том, что доказывает её ошибочность самим фактом наказания преступления;

Психологический (Раскольников – Порфирий Петрович) конфликт является основным в романе «Преступление и наказание».

Разбор задания: в первом случает ответ будет неверным, так как автор заставляет самого главного героя убедиться в ложности своей теории. Во втором случае тоже неверный. Так как автор показывает нам главный конфликт – внутренний (происходящий в душе героя)

В третьем случае жёлтый цвет, чаще других цветов, встречается в тексте романа. В романе Достоевский использует жёлтый цвет для описания: внешности героев обоев и мебели в жилище героев. Чаще остальных «говорящих» символов Достоевский использует жёлтые обои. Мы видим жёлтые обои в каморке Раскольникова, в квартире старухи, в комнате Сони, в кабинете Порфирия Петровича.

Жёлтый цвет в романе «Преступление и наказание» – символ болезни, увядания, бедности, страдания, это символ уныния, увядания, страдания, усталости и бедности.

на тему « Христианские образы в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»

Доклад

По литературе

Выполнили ученики 10-А класса

Манякин Ярослав и Пащенко Марина

Достоевский был христианином, православным, глубоко верующим человеком. С этих позиций он подходил к про­блемам своего времени. Поэтому авторскую позицию в любом его романе, в том числе и в «Преступлении и наказа­нии», нельзя правильно понять без учета христианских образов и мотивов.

Раскольников Родион.

Раскольников совершает смертный грех, преступая одну из важнейших Божьих заповедей — «не убий», а затем искупает свою вину страданием, покаянием и очищением. Грех и гордыню несет Раскольников, ключевой герой романа. Причем грех вбирает в себя не только прямые поступки, но и затаенные помыслы (Раскольников несет наказание еще до преступления). Пропустив через себя заведомо мощную теорию о “наполеонах” и “тварях дрожащих”, герой убивает-таки старушку-процентщицу, но не столько ее, сколько себя. Пройдя по пути саморазрушения, Раскольников тем не менее с помощью Сони находит ключ к спасению через страдание, очищение и любовь. Как известно, все эти понятия — самые главные и важнейшие в христианском мировоззрении.

Читайте также:
Сочинение по роману Достоевского «Униженные и оскорбленные»: сочинение

Значимо звучит в «Преступлении и наказании» библейский мотив Каина, также вызывающий ассоциативные аналогии:«Земля, на которую упала кровь Авеля, проклинает тебя, когда ты будешь возделывать землю, она не станет более давать силы своей для тебя; ты будешь изгнанником и скитальцем на земле» (Ветхий Завет. Быт.4:10).

После убийства старухи-процентщицы и Лизаветы Раскольников чувствует себя именно изгнанником, он не может, как прежде, общаться с родными и друзьями: «уже ни о чем больше, никогда и ни с кем, нельзя ему теперь говорить» . «Мать, сестра, как любил я их! Отчего, теперь я их ненавижу? . подле себя не могу выносить…»).

В библейском контексте символична и семантика имен и фамилийперсонажей, прежде всего главного героя. Родион (греч) – розовый, вызывающий ассоциации с бутоном розы, атрибутом Иисуса Христа и многих святых. Роман – крепкий (греч). Это – одно из именований Христа при молитве Троице («Cвятый Боже, Святый Крепкий, Святый Бессмертный, помилуй нас»). Отсюда следует, что Родион Романович Раскольников – бутон Христа. В конце романа мы увидим, как он распустится. Так, Ф.М. Достоевский подводит нас к мысли о том, что Родион Раскольников – это Христос романного мира.

Чудо его воскресения не случайно вписано в пасхальный хронотоп. Болезнь героя совпадает с концом поста, который заканчивается Лазаревой субботой, Страстной седмицей и Святой седмицей.

Встреча Родиона и Мармеладова.

Сцена первой встречи Раскольникова с Мармеладовым есть отображение евангельской сцены Сретения (встречи). Мармеладов особенно часто цитирует Евангелие.

В его речи мы находим, например, аллюзию на Апокалипсис. Ср.: «Придёт же день Господень, как тать ночью, и тогда небеса с шумом прейдут, стихии же разгоревшись, разрушаться, земля и все дела на ней сгорят» (2-е Петра. 3:10-11) и «…к вечеру, как тать в ночи, похитил у Екатерины Ивановны от сундука её ключ, вынул что осталось из принесенного жалования, сколько всего уж не помню, и вот-с, глядите на меня, все! Пятый день из дома, и там меня ищут, и службе конец, и вицмундир в распивочной у Египетского моста лежит, взамен чего и получил сие одеяние…и всему конец!» . Также благодаря прямой цитате из Библии Мармеладов выстраивает параллель Соня – Мария Магдалина.

Особенно показателен пример с «тридцатью сребренниками», которые трижды фигурируют в тексте романа. Марфа Петровна выкупила Свидригайлова из долговой ямы за тридцать тысяч, и он, подобно Иуде Искариот, предал её, покушаясь на жизнь. Тридцать целковых, принесенные Соней, вынужденно ставшей на путь греха, также соотносятся с тридцатью сребрениками, полученными Иудой за предательство Христа. Тридцать копеек вынесла Соня отцу, и он не мог в эту позорную для него минуту не ощутить себя предателем.

Соня Мармеладова.

Смертный грех совершает и Соня, и ее образ соотносит­ся с евангельским образом «блудницы». Это сложный образ, связанный не только с понятием греха, но и с идеей христиан­ского милосердия. Ф.М. Достоевский посчитал важным указать и время, в которое Соня вступает на путь греха: « эдак часу в шестом Сонечка… с квартиры отправилась, а в девятом часу и назад обратно пришла». Время, обозначенное автором «Преступления и наказания» совпадает со временем принятия Христом крестных мук в Евангелиях. В Евангелии Христос прощает блудницу, искренне уверовавшую в него. Милосердие Христос заповедал и людям, сказав о блуднице: «Кто сам без греха, пусть первым бросит в нее камень». Отношение к Соне разных персонажей в романе служит своего рода проверкой их христианского духа (Раскольников сажает ее рядом с сестрой, Дуня, Пульхерия Александровна, Разумихин «не бросают в нее камня», а, на­пример, Лужин именно это и делает).

Сонечка снимает квартиру у портного Капернаумова, и это очень многозначительная и до конца не объясненная аллюзия на часто упоминаемый в Евангелии город Капернаум, который был важным торговым узлом на перекрестке дорог в Дамаск и Финикию. Ни в каком другом городе Палестины Иисус Христос не проповедовал и не являл Своего могущества больше, чем здесь. Неслучайно и в пространстве «Преступления и наказания» именно в доме Капернаума происходит чудо озарения Раскольникова.

Убийца просит блудницу прочитать ему о воскресении Лазаря. Сонечка читает знакомые и любимые библейские строки в надежде, что «он тоже сейчас услышит, он тоже уверует»: «Иисус же, опять скорбя внутренно, проходит ко гробу. То была пещера, и камень лежал на ней. Иисус говорит: отнемите камень. Сестра умершего Марфа говорит ему: господи! уже смердит: ибо четыре дни, как он во гробе. (Сонечка энергично ударила на слове четыре» ). Чтение Евангелия происходит на четвертый день после убийства, если не считать дней беспамятства Раскольникова. В беспамятстве он, кстати, тоже пролежал четыре дня.

Свидригайлов.

Люди, лишенные покаяния и любви, не познают света, а увидят темный загробный мир, страшный по своей сути. Так, Свидригайлов уже при жизни имеет четкое представление о загробном мире. Он предстает перед нами в виде “черной бани с пауками и мышами” — в христианском представлении это картина ада, для грешников, не знающих ни любви, ни покаяния. Также при упоминании о Свидригайлове постоянно возникает “черт”. Свидригайлов обречен: даже добро, которое он вот-вот уже готов совершить, напрасно (сон о 5-летней девочке): его добро не принимается, слишком поздно. Страшная сатанинская сила, черт, преследует и Раскольникова, в конце романа он скажет: “Черт меня вел на преступление”. Но если Свидригайлов кончает жизнь самоубийством (совершает самый страшный смертный грех), то Раскольников очищается.

Главная мысль Ф.М. Достоевского в романе «Преступление и наказание» : человек должен жить, быть кротким, уметь прощать и сострадать, а все это возможно только с обретением истинной веры. Это чисто христианская точка отсчета, поэтому роман является трагикомическим романом-проповедью.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: