Средства художественного изображения внутреннего мира человека в романе Ф. М. Достоевского Преступление и наказание (Особенности психологизма): сочинение

Средства художественного изображения внутреннего мира человека в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» (Особенности психологизма)

Социально-философский роман «Преступление и наказание» был написан в 1866 году. Достоевский воспроизводит картину жизни в России середины XIX века, когда страна переживала мощные социальные сдвиги и нравственные потрясения. Он создает книгу об обитателях темных углов Петербурга, разорившихся дворянах и новой буржуазии. Содержание романа было продиктовано самой действительностью; в нем с особой силой выразилось протестующее и гуманное начало творчества Достоевского и его боль за поруганного и приниженного человека, обреченного на одиночество

и страдания. В произведении отразился весь сложный и противоречивый путь внутренних исканий автора.
Достоевский использует следующие принципы изображения мира души своих героев: описание обстановки, где обитают герои, портрета, систему «двойничества», а также сны, монологи и диалоги героев, мимику и жесты персонажей.
Для описания обстановки у Достоевского характерна статичность. В основном описание места действия в «Преступлении и наказании» напоминает живописные картины. Весьма показательным здесь является описание комнаты старухи-процентщицы — одного из основных

Библия в системе поэтики Ф. М. Достоевского «Братья Карамазовы» План. Введение………………………………………………………. ………………………….. 3 Глава I Характеристика мировоззрения Достоевского. 1. Морально-этические и религиозные взгляды художника; вопрос о «природе» человека…………………………12 2. Отношение писателя к Библии; роль.

Краткое содержание Преступление и наказание по главам ЧАСТЬ 1 1 «В начале июля, в чрезвычайно жаркое время, под вечер один молодой человек вышел из своей каморки, которую нанимал от жильцов в С-м.

Бунт Родиона Раскольникова «Мы все глядим в Наполеоны; Двуногих тварей миллионы. Для нас орудие одно…» «Мятеж не может кончиться удачей: В обратном случае он называется иначе» Цели и.

Способы раскрытия психологии героев в романе «Преступление и наказание» Ф. М. Достоевского В центре каждого литературного произведения стоит человек с его сложным внутренним миром. Каждый писатель — по сути, психолог, задача которого раскрыть душу человека, понять мотивы.

Биография Достоевский Федор Михайлович (1821 — 1881) Достоевский Федор Михайлович (1821-81), русский писатель, член-корреспондент Петербургской АН (1877). В повестях «Бедные люди» (1846), «Белые ночи» (1848), «Неточка Незванова» (1849, не.

Система образов романа «Преступление и наказание» Ф. М. Достоевского Система образов романа «Преступление и наказание» строится на основе двух основных идейных полюсов, которые представляют резкий контраст на всех уровнях. Но главное внимание сосредоточено на.

Отражение сложного жизненного пути в творчестве Федора Достоевского Достоевского читает весь мир, впечатляющая сила его романов огромна, но все еще возникают споры: «принимать» или «не принимать» Достоевского? Спросите любую, самую небольшую группу читателей.

Психологические двойники Р. Раскольникова в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» «Преступление и наказание» — психологический и социальный роман. Причем психология человека и общественное сознание тесно связаны, неразрывны друг с другом. Ф. М. Достоевский показывает внутренний.

Сочинение по роману Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» Сон «есть закон природы, которого не знаем мы и который кричит в нас» (Ф. Достоевский). Сны имеют огромное влияние на душевное и психическое состояние человека.

Средства художественного изображения внутреннего мира человека в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» Роман Ф. М. Достоевского был написан в 1866 году. В этом произведении, которое несет на себе черты философского, психологического и криминального романов, автор описывает жизнь.

Преступление и наказание в произведениях Ф. М. Достоевского и Н. С. Лескова Быть или не быть — таков вопрос; Что благородней духом: покоряться Пращам и стрелам яростной судьбы Иль, ополчась на море смут, сразить их Противоборством? У.

Психологический анализ в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» Со времени создания М. Ю. Лермонтовым романа «Герой нашего времени» в произведениях русских авторов четко прослеживается эволюция изображения психологического состояния героев. Главной особенностью творчества Достоевского.

Особенности психологизма в романе Достоевского «Преступление и наказание» «Я не психолог, говорил о себе Достоевский, — я только реалист в высшем смысле, то есть изображаю все глубины души человеческой». Великий писатель недоверчиво относился.

Вопросы и ответы к роману Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» 1. Какое место занимает детская тема в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»? Детские образы — это проверка жизненности, истинности любой идеи, теории. Маленькие.

Биография Достоевского Федор Михайлович Достоевский — величайший писатель, классик русской литературы, мыслитель. Автор таких бессмертных произведений, как: «Идиот», «Преступление и наказание», «Униженные и оскорбленные», «Братья Карамазовы» и.

Краткое содержание «Преступление и наказание» Роман Федора Михайловича Достоевского «Преступление и наказание» был написан в 1866 году. Замысел произведения появился у писателя еще в 1859, когда он отбывал наказание на.

Тема греха и покаяния.(По роману Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание».) Человек, который много согрешил, всегда умен. М. Горький. Какая странная судьба, что мы всего более грешим именно тогда, когда слишком благодетельствуем другим. В. Шекспир. Великий.

Психологические особенности романа Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» План: 1. Россия в период написания романа «Преступление и наказание». 2. Предыстория романа «Преступление и наказание». 3. Психологические особенности романа «Преступление и наказание». 3.1 Главное.

Читайте также:
Художественный метод Достоевского в романе «Преступление и наказание»: сочинение

Духовное Воскресение Родиона Раскольникова В творческой мастерской писателя складывается сложный сюжетный замысел, который включает в себя наболевшие вопросы современной морали, философии. О замысле романа «Преступление и наказание» в сентябре.

Принципы изображения действительности в романе «Преступление и наказание» «Меня зовут психологом: неправда, я лишь реалист в высшем смысле, то есть изображаю все глубины души человеческой», — эти слова Достоевского при упоминании его имени.

Гуманизм романа Федора Достоевского «Преступление и наказание» Федор Михаилович Достоевский является одним из величайших писателей-гуманистов. В каждом своем произведении он неизменно поднимает не один пласт социальных и нравственно-философских проблем. Роман «Преступление и.

Раскаяние и искупление в романе Достоевского «Преступление и наказание» До сих пор критики и литературоведы спорят о мотивах преступления Родиона Раскольникова — главного героя романа Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание». Как многие выдающиеся.

Речевая характеристика персонажей «Преступления и наказания» Ф. М. Достоевского Для понимания человека у Достоевского очень важную роль играют речевые характеристики персонажей. Каждый персонаж выделяется своей манерой говорить. Что же узнаем мы о герое Достоевского.

Своеобразие гуманизма Федора Достоевского В 1866 году Достоевский пишет роман «Преступление и наказание». В названии обозначена тема, названы те нравственные категории, о которых будет рассуждать автор. Проблема совершения человеком.

Идейно-тематическое содержание романа «Преступление и наказание» Ф. М. Достоевского Философская глубина и сложность поставленных в романе проблем определили особенности его идейно-тематического содержания. В основе его лежит проблема человеческой личности. «Человек есть тайна, — писал.

Жанр и композиция романа «Преступление и наказание» Ф. М. Достоевского Жанрово-композиционная структура романа сложна. Сюжетно он близок к детективно-авантюрному жанру, но подробно и обстоятельно изображенный фон, на котором разворачиваются события, действенность самого образа Петербурга позволяют.

Петербург в романе Достоевского «Преступление и наказание» Петербург занимает важное место в произведениях Ф. М. Достоевского. Сам писатель учился в этом городе и провел там большую часть жизни. В романе «Преступление и.

Автор и герой в романе Ф. М. Достоевского «Человек есть тайна», — писал Ф. М. Достоевский, и именно эту тайну героя он раскрывает в своем психологическом романе «Преступление и наказание». Рассуждая на заданную.

Нравственный закон и объективная реальность в романе Федора Достоевского «Преступление и наказание» Достоевский сказал однажды, что произведения Гоголя «давят ум глубочайшими непосильными вопросами, вызывают в русском уме самые беспокойные мысли». Но, пожалуй, с еще большим правом мы.

Петербург Достоевского в романе «Преступление и наказание» Отличительной чертой русской общественной мысли, русской литературы всегда была напряженность духовных исканий, стремление писателей к постановке коренных философских, мировоззренческих вопросов, связанных с нравственной ориентацией человека.

Гуманизм романа Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» Центральной проблемой романа Достоевского «Преступление и наказание» является объяснение причин преступления Раскольникова. Почему образованный, добрый и совестливый, явно с душой и сердцем молодой человек совершил.

Идея страдания и очищения в романе Достоевского «Преступление и наказание» Ф. М. Достоевский — величайший писатель XIX в. Его произведения — шедевры мировой литературы. В его творчестве присутствуют черты, отличающие его стиль и заставляющие перечитывать.

Авторская позиция и формы ее выявления в романе Достоевского «Преступление и наказание» Роман Ф. М. Достоевского был опубликован в 1866 году. Фабула произведения — убийство, совершенное бывшим студентом Родионом Раскольниковым, и расследование этого преступления. Описывая жизнь того.

Материалы к сочинению по роману Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» Подготовительные вопросы к сочинению: Какую теорию разработал Раскольников? Как Достоевский рисует в романе «Преступление и наказание» мир униженных и оскорбленных? Какая роль отводится в романе.

Обличение преступного общества в романе «Преступление и наказание» Читать Ф. М. Достоевского трудно, но интересно. Одним из наиболее значительных его произведений является «Преступление и наказание». Проблема, над которой бился главный герой Достоевского Раскольников.

Трагизм крушения теории Раскольникова «Преступление и наказание» сложилось у Достоевского из двух замыслов, движимых идеями художника. А идеи были подсказаны как всей социальной сферой, окружавшей писателя, так и личными.

Авторская позиция и форма ее выявления Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» Роман Ф. М. Достоевского был опубликован в 1866 году. Фабула произведения — убийство, совершенное бывшим студентом Родионом Раскольниковым, и расследование этого преступления. Описывая жизнь того.

Философские проблемы в романе «Преступление и наказание» Мы все глядим в Наполеоны: Двуногих тварей миллионы Для нас орудие одно. А. С. Пушкин Я хочу рассказать вам о книге, которая не может не.

Двойники Раскольникова в романе Достоевского «Преступление и наказание» Достоевского по его собственному признанию, волновала судьба «девяти десятых человечества», нравственно униженных, социально обездоленных в условиях современного ему буржуазного общества. Большинство исследователей, среди которых М.

Нравственные проблемы в романе «Преступление и наказание» В свой роман «Преступление и наказание» Достоевский вложил гуманистическую идею. В этом произведении особо тревожно проглядывают глубокие нравственные проблемы, волновавшие писателя. Достоевский затронул важные социальные.

Читайте также:
Страсти и пороки в романе Достоевского Идиот: сочинение

Средства художественного изображения внутреннего мира человека в романе Ф. М. Достоевского Преступление и наказание (Особенности психологизма): сочинение

Автор: Достоевский Ф.М.

Социально-философский роман “Преступление и наказание” был написан в 1866 году. Достоевский воспроизводит картину жизни в России середины XIX века, когда страна переживала мощные социальные сдвиги и нравственные потрясения. Он создает книгу об обитателях темных углов Петербурга, разорившихся дворянах и новой буржуазии. Содержание романа было продиктовано самой действительностью; в нем с особой силой выразилось протестующее и гуманное начало творчества Достоевского и его боль за поруганного и приниженного человека, обреченного на одиночество и страдания. В произведении отразился весь сложный и противоречивый путь внутренних исканий автора.

Достоевский использует следующие принципы изображения мира души своих героев: описание обстановки, где обитают герои, портрета, систему “двойничества”, а также сны, монологи и диалоги героев, мимику и жесты персонажей.

Для описания обстановки у Достоевского характерна статичность. В основном описание места действия в “Преступлении и наказании” напоминает живописные картины. Весьма показательным здесь является описание комнаты старухи-процентщицы – одного из основных мест действия романа. Это как бы застывшая, неподвижная картина дома. Статичность описания Достоевским достигается благодаря использованию определенных синтаксических форм. Детали интерьера даются в перечислении, здесь отсутствуют глаголы действия, а отдельные фразы напоминают сухой канцелярский перечень вещей. И даже упоминание о том, что лампада горела, не придает картине живости, а, напротив, подчеркивает мертвенность обстановки. Такое описание дома Алены Ивановны указывает на черствость и мертвенность души самой хозяйки.

Также у Достоевского объем помещения органично связан с общим представлением о нищете героев. Его герои живут, в основном, в маленьких помещениях. Автор измеряет жилища своих героев не в метрах, не в аршинах, а в шагах. Тем самым он подчеркивает крошечную величину помещений.

Жилище Сони автор описывает подробно, потому что оно не только “отпечаток” (“снимок”) ее греховности, ее искалеченной души и страданий, но еще и часть души Раскольникова, судьба которого теперь в Сони-ных руках.

Описывая комнату этой героини, Достоевский подчеркивает мерзость запустения. Все это отражает Сонину душу, зашедшую в тупик. К мрачному фону Сониной комнаты притягивается и душа Раскольникова: у главного героя тоже нет выхода. Для греховной жертвенности Сони и преступной гордыни Раскольникова такая среда естественна.

Таким образом, подобное описание помещений во многом отражает внутреннее состояние героев. Внешний мир становится неотъемлемой частью души персонажей: передает их волнения, переживания, а также ощущение болезненности и затхлости всей жизни. Он как бы становится оболочкой, внутри которой формируется мировоззрение героев.

Изображая портрет героя, автор стремится раскрыть его внутренний мир, показать свое отношение к персонажу, к его характеру и поступкам. Именно с этой целью автор прибегает к такому приему, как двойное портретирование (описание портрета Раскольникова до преступления и после). Нередко уточнением, введением новых деталей в описание своих героев автор добивается более глубокого раскрытия своего замысла.

Портреты героев неподвижны, описательны. Использование в портретных описаниях глагола “быть” в прошедшем времени только усиливает это впечатление.

У Достоевского основной художественной деталью являются глаза. Глаза у его героев – зеркало души. Изображение глаз Раскольникова, меняющееся по ходу развития действия, показывает изменения, происходящие в его душе. Раскольников – молодой, полный сил человек, стремится найти пути решения сложных жизненных проблем; но вот он решается на преступление. Спокойный взгляд сменяется “воспаленным”. Глаза “лихорадочно блестят”. Наступает мучительный период раскаяния, терзаний, угрызений совести, и взгляд Раскольникова становится “сухим, воспаленным, острым”. Герой на грани катастрофы, его душа умирает, и это отражается в его “помертвевших глазах”.

В портретных описаниях присутствует желто-зеленая символика. Это и Мармеладов “с отекшими от постоянного пьянства желтым, даже зеленоватым лицом и с припухшими веками”; это и Порфирий Петрович: “пухлое, круглое и немного курносое лицо его было цвета больного, темно-желтого”; и многие другие персонажи. Все это портреты людей обреченных и нездоровых. Причину их болезни Достоевский видит в их бедности, унижении, в их общественном положении. Персонажи Достоевского позволяют составить общий портрет жителя Петербурга на фоне его холодного, сырого климата и социальных проблем.

Важную роль в понимании психологии героев играет система “двойничества”. При помощи “двойников” снижается, пародируется или оттеняется какая-либо сторона теории Раскольникова. Благодаря этому роман оказывается не столько судом над личностью, характером, психологией человека, сколько над русского действительностью 60-х годов прошлого века: поиски правды, истины, героические стремления и заблуждения.

В сопоставлении с умным, но ординарным Разумихиным видна незаурядность личности Раскольникова, стремящегося к “всеобщности” решения вопросов о бедности, нищете и несправедливости.

Деловой человек Лужин с его “экономическими теориями”, оправдывающими эксплуатацию человека, построенными на выгоде и расчете, оттеняют бескорыстие помыслов Раскольникова.

Рядом с “механическим человеком” Лебезятниковым, который, ни о чем не думая, поддерживает “самую модную ходячую идею, чтобы тотчас же опошлить ее”. Раскольников с его выстраданной теорией оказывается живым, достойным сочувствия в своих исканиях и заблуждениях.

Читайте также:
Человеческое и бесчеловечное в бунте главного героя романа Преступление и наказание: сочинение

Свидригайлов – человек без совести и чести – как бы предостережение Раскольникову, если он не послушается голоса собственной совести и захочет жить, имея на душе преступление, неискупленное страданием. Свидригайлов — самый мучительный для Раскольникова “двойник”, потому что в нем раскрываются глубины нравственного падения человека, из-за душевной опустошенности пошедшего по пути преступлений.

Достоевский также развивает идею искупления преступления страданием. В романе эта идея выражена через образ Сони. Мысль об очищении страданием как о пути нравственного совершенствования, избавления от зла лежит в основе мировоззрения самого писателя.

Так, сопоставление Раскольникова с другими героями тесно связано не только с психологическим, но и с философским смыслом романа.

Важнейшей особенностью психологизма являются сны, в которых также отражаются идеи и внутренние противоречия героя. Психология Раскольникова глубже всего отразилась в его снах.

В первом сне о клячонке рассказывается о том, как на глазах ребенка пьяные мужики насмерть забили старую лошадь. Этот сон – отражение мыслей о жестокости мира, о необходимости исправления его, но в то же время как бы указание герою на то, что насилие и жестокость недопустимы.

Второй сон является Раскольникову уже после убийства и посещения им помещения. Герой как бы наяву слышит, как квартальный надзиратель избивает хозяйку квартиры, где он живет. Этот сон – отражение реальности.

Следующий сон Раскольников видит в болезненном состоянии. Герою является странный человек, который назвал его убийцей. Раскольников идет за ним, приходит в комнаты старухи-процентщицы и видит, что она жива. Попытки убить ее оказываются напрасными: старуха лишь смеется над ним. Смех Алены Ивановны и люди в ее комнате – это следствие страха перед наказанием и мысли Раскольникова о том, что “не старуху он убил, а себя убил”.

Последний сон – результат размышлений о совершенном. Герою приснилось, что появились трихины, заражающие людей. Каждый зараженный считал себя абсолютно правым, а остальных — неправыми. Люди ни в чем не могли согласиться друг с другом и в результате стали истреблять себе подобных. Этот евангельский сон Раскольникова имеет глубокое символическое содержание. Писатель указывал на страшную опасность индивидуализма, который может привести к забвению всех нравственных норм и понятий, всех критериев добра и зла.

Таким образом, каждый сон Раскольникова отражает определенный этап его теории и внутренние переживания, связанные с ним.

Психология персонажа раскрывается и через внутренний диалог, когда в герое борются два противоречивых сознания. Внешне он имеет форму монолога. Примером такого диалога являются размышления Раскольникова после его беседы с Порфирием Петровичем (III часть). Герой рассуждает, кто он: “тварь дрожащая” или “право имеющий”, и прав ли он в совершении убийства. Путем долгих и сложных размышлений герой приходит к заключению: “он убить-то убил, но переступить не переступил, на этой стороне остался”. “Он не человека убил, а принцип убил ”.

В этой же главе звучит диалог между Порфирием Петровичем и Раскольниковым. Здесь, как и во многих других диалогах, раскрывается мировоззрение героя и выявляются основные принципы его теории “сверхчеловека”. Иногда в произведении диалоги принимают форму исповеди, когда сознание и мысли персонажа предельно открыты для собеседника.

Попутные авторские замечания также помогают понять состояние персонажа. В мимику и жесты героев вкладывается особый смысл: душевные переживания отражаются и на внешности персонажей. Например, реакция Раскольникова на намерение Свидригайлова по отношению к обманутой девочке (I часть):

– Эй вы, Свидригайлов! Вам чего тут надо? – крикнул он, сжимая кулаки и смеясь своими запенившимися от злобы губами.

Итак, подробное рассмотрение психологии людей через детали внешнего мира, двойное портретирование, диалоги, мимику и жесты раскрывает образы героев с разных сторон: выявляет, какие факторы влияют на формирование личности и в чем проявляется глубина натуры отдельного человека.

Достоевский Ф. М. Преступление и наказание, Средства художественного изображения внутреннего мира человека в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» (Особенности психологизма)

Роман Ф. М. Достоевского “Преступление и наказание” является социально-психологическим. В нем автор ставит важные социальные вопросы, волновавшие людей того времени. Своеобразие этого романа Достоевского заключается в том, что в нем показана психология современного автору человека, пытающегося найти решение насущных социальных проблем.

Достоевский вместе с тем не дает готовых ответов на поставленные вопросы, но заставляет читателя задуматься над ними. Центральное место в романе занимает бедный студент Раскольников, совершивший убийство. Что его привело к этому страшнейшему преступлению? Ответ на этот вопрос Достоевский пытается найти путем тщательного анализа психологии этого человека. Кто такой Раскольников? В чем он был прав и в чем заблуждался? Преступление Раскольникова явилось реакцией на условия русской действительности того времени. Петербург показан в романе как грязный город, где царят нищета и разврат, где на каждом углу распивочные. Это мир униженных и оскорбленных. Не удивительно, что в таких условиях рождается преступление. Раскольников так говорил Соне о своей “конуре”: “А знаешь ли, что низкие потолки и тесные комнаты душу и ум теснят!” Раскольников понимает, что такую жизнь нельзя назвать нормальной. Он хочет понять, каким образом можно вырваться из социального дна, как стать “властелином” над “дрожащей тварью”, над “толпой”. Раскольников не хочет относить себя к тем, кто не способен изменить свою жизнь, и поэтому, задаваясь вопросом “вошь ли я, как все, или человек”, он решает проверить себя на деле. Я считаю, что, осуждая людей беспомощных, не решающихся изменить свою жизнь, герой романа был прав. Его правда и в том, что он сам пытался найти путь, который приведет к изменениям к лучшему. И Раскольников нашел его. Он считает, что этот путь — преступление. Почему же именно преступление, тем более убийство? В Раскольникове зреет индивидуалистический бунт, явившийся следствием его теории сверхчеловека. Согласно этой теории, все люди разделяются на “обыкновенных” и “необыкновенных”, по словам Раскольникова, “…на материал, служащий единственно для зарождения себе подобных, и собственно на людей, то есть имеющих дар или талант сказать в среде своей новое слово”. По убеждению главного героя, чтобы принести человечеству пользу, “необыкновенные” люди имеют право “перешагнуть… через иные препятствия, и единственно в том случае, если исполнение… идеи того потребует”. Раскольников считал, что эти люди “должны, по природе своей, быть непременно преступниками”. Тем самым он оправдывал преступление, если оно было совершено ради какой-либо благородной цели. На основе этой теории у главного героя романа стал зарождаться и замысел преступления. Раскольников задавался вопросами: “Осмелюсь ли я преступить или не смогу! Тварь ли я дрожащая или право имею…” И он решается на преступление. Он позволяет себе убить “глупую, бессмысленную, ничтожную, злую, больную… старушку”, взять ее деньги и загладить это “крохотное преступленьице тысячами добрых дел”. Раскольников — убийца по теории. В своем преступлении он был глубоко не прав. Прежде всего ложной была сама теория этого человека. Но, по моему мнению, самым главным, в чем заблуждался Раскольников, было то, что, уже совершив убийство, он не считал его преступлением, он оправдывал себя и не испытывал чувства вины. Признаваясь Соне Мармеладовой, он говорит: “Я ведь только вошь убил, бесполезную, гадкую, зловредную”. А после он добавляет: “Старушонку эту черт убил, а не я”. Раскольников говорит так потому, что не старушонка его волнует, не Лизавета, про которую он вспоминал только пару раз, — его волнует то, что он “себя убил”. Само же преступление он продолжает рассматривать как нечто незначительное, называет его “просто неловкостью”. И об этом свидетельствуют слова Раскольникова, обращенные к сестре: “И все-таки вашим взглядом не стану смотреть: если бы мне удалось, то меня бы увенчали, а теперь в капкан!” Совершив преступление, Раскольников противопоставил себя окружающим. И, я думаю, он был прав в том, что признался в убийстве. Иного выхода у него не было, и он чувствовал это. В своем романе “Преступление и наказание” Ф. М. Достоевский осуждает и наказывает теорию сверхчеловека, одновременно разоблачая и идеи Раскольникова, и условия русской действительности, вызвавшие эти идеи к жизни.

Читайте также:
Предметный мир в романе Ф.М. Достоевского Преступление и наказание: сочинение
Похожие материалы:
  • «Шаги» Раскольникова к преступлению (По роману Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание») — .
  • «Бедные люди» в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» — .
  • «Маленькие люди» в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» — .
  • «Униженные и оскорбленные» (по роману Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание») — .
  • Автор и герой в романе Ф. М. Достоевского «Преступление к наказание» — .

Сочинения по русскому языку и литературе

Голосуйте за сочинение

Роман Ф. М. Достоевского «Преступлена и наказание» является социально-психологи- ческим. В нем автор ставит важные социаль- ные вопросы, волновавшие людей того време- ни. Своеобразие этого романа Достоевскогс заключается в том, что в нем показана психо- логия современного автору человека, пытаю- щегося найти решение насущных социальные проблем. Достоевский вместе с тем не дает го- товых ответов на поставленные вопросы, но за- ставляет читателя задуматься над ними. Центральное место в романе занимает бедный студент Раскольников, совершивший убийство. Что его привело к этому страшней- шему преступлению? Ответ на этот вопрос Достоевский пытается найти путем тщатель- ного анализа психологии этого человека. Кто такой Раскольников? В чем он был прав и в чем заблуждался? Преступление Раскольникова явилось ре- акцией на условия русской действительности того времени. Петербург показан в романе как грязный город, где царят нищета и разврат, где на каждом углу распивочные. Это мир уни- женных и оскорбленных. Не удивительно, что в таких условиях рождается преступление. Раскольников так говорил Соне о своей «кону- ре»: «А знаешь ли, что низкие потолки и тес- ные комнаты душу и ум теснят!» Раскольников понимает, что такую жизнь нельзя назвать нормальной. Он хочет понять, каким образом можно вырваться из социаль- ного дна, как стать «властелином» над «дро- жащей тварью», над «толпой». Раскольников не хочет относить себя к тем, кто не способен изменить свою жизнь, и поэтому, задаваясь вопросом «вошь ли я, как все, или человек», он решает проверить себя на деле. Я считаю, что, осуждая людей беспомощных, не реша- ющихся изменить свою жизнь, герой романа был прав. Его правда и в том, что он сам пы- тался найти путь, который приведет к изме- нениям к лучшему. И Раскольников нашел его. Он считает, что этот путь — преступление. Почему же именно преступление, тем более убийство? В Раскольникове зреет индивидуалистичес- кий бунт, явившийся следствием его теории сверхчеловека. Согласно этой теории, все люди разделяются на «обыкновенных» и «не- обыкновенных», по словам Раскольникова, «…на материал, служащий единственно для зарождения себе подобных, и собственно на людей, то есть имеющих дар или талант ска- зать в среде своей новое слово». По убеждению главного героя, чтобы принести человечеству пользу, «необыкновенные» люди имеют право «перешагнуть… через иные препятствия, и единственно в том случае, если исполнение… идеи того потребует». Раскольников считал, что эти люди «должны, по природе своей, быть непременно преступниками». Тем самым он оп- равдывал преступление, если оно было совер- шено ради какой-либо благородной цели. На основе этой теории у главного героя романа стал зарождаться и замысел пре- ступления. Раскольников задавался вопроса- ми: «Осмелюсь ли я преступить или не смо- гу! Тварь ли я дрожащая или право имею…» И он решается на преступление. Он позволя- ет себе убить «глупую, бессмысленную, ни- чтожную, злую, больную… старушку», взять ее деньги и загладить это «крохотное пре- ступленьице тысячами добрых дел». — Раскольников — убийца по теории. В сво- ем преступлении он был глубоко не прав. Прежде всего ложной была сама теория этого человека. Но, по моему мнению, самым главным, в чем заблуждался Раскольников, было то, что, уже совершив убийство, он не считал его преступлением, он оправдывал се- бя и не испытывал чувства вины. Признаваясь Соне Мармеладовой, он говорит: «Я ведь толь- ко вошь убил, бесполезную, гадкую, зловред- ную». А после он добавляет: «Старушонку эту черт убил, а не я». Раскольников говорит так потому, что не старушонка его волнует, не Ли- завета, про которую он вспоминал только пару раз, — его волнует то, что он «себя убил». Само же преступление он продолжает рас- сматривать как нечто незначительное, называ- ет его «просто неловкостью». И об этом свиде- тельствуют слова Раскольникова, обращенные к сестре: «И все-таки вашим взглядом не ста- ну смотреть: если бы мне удалось, то меня бы увенчали, а теперь в капкан!» Совершив пре- ступление, Раскольников противопоставил се- бя окружающим. И, я думаю, он был прав в том, что признался в убийстве. Иного выхода у него не было, и он чувствовал это. В своем романе «Преступление и наказа- ние» Ф. М. Достоевский осуждает и наказыва- ет теорию сверхчеловека, одновременно ра- зоблачая и идеи Раскольникова, и условия русской действительности, вызвавшие эти идеи к жизни.

Читайте также:
Теория Родиона Раскольникова и ее крушение: сочинение

Средства художественного изображения внутреннего мира человека в романе Ф. М. Достоевского Преступление и наказание (Особенности психологизма): сочинение

Главная » СОЧИНЕНИЯ по литературе для школьников » Сочинения по авторам » » Сочинение на тему Средства художественного изображения внутреннего мира человека в романе Ф. М. Достоевского Преступление и наказание (Особенности психологизма). Достоевский Ф.М.

Средства художественного изображения внутреннего мира человека в романе Ф. М. Достоевского Преступление и наказание (Особенности психологизма)

Социально-философский роман Преступление и наказание был написан в 1866 году. Достоевский воспроизводиҭ карҭину жизни в России середины XIX века, когда страна переживала мощные социальные сдвиги и нравственные потрясения. Он создает книгу об обитателях темных углов Петербурга, разорившихся дворянах и новой буржуазии. Содержание романа было продиктовано самой действительностью; в нем с особой силой выразилось протестующее и гуманное начало ҭворчества Достоевского и его боль за поруганного и приниженного человека, обреченного на одиночество и страдания. В произведении отразился весь сложный и противоречивый путь внутренних исканий автора. Достоевский использует следующие принципы изображения мира души своих героев: описание обстановки, где обитаюҭ герои, портрета, систему двойничества, а также сны, монологи и диалоги героев, мимику и жесты персонажей. Для описания обстановки у Достоевского характерна статичность. В основном описание места действия в Преступлении и наказании напоминает живописные карҭины. Весьма показательным здесь является описание комнаты старухи-проценҭщицы – одного из основных мест действия романа. Это как бы застывшая, неподвижная карҭина дома. Статичность описания Достоевским достигается благодаря использованию определенных синтаксических форм. Детали интерьера даюҭся в перечислении, здесь отсуҭствуюҭ глаголы действия, а отдельные фразы напоминаюҭ сухой канцелярский перечень вещей. И даже упоминание о том, что лампада горела, не придает карҭине живости, а, напротив, подчеркивает мерҭвенность обстановки. Такое описание дома Алены Ивановны указывает на черствость и мерҭвенность души самой хозяйки. Также у Достоевского объем помещения органично связан с общим представлением о нищете героев. Его герои живуҭ, в основном, в маленьких помещениях. Автор измеряет жилища своих героев не в метрах, не в аршинах, а в шагах. Тем самым он подчеркивает крошечную величину помещений. Жилище Сони автор описывает подробно, потому что оно не только отпечаток (снимок) ее греховности, ее искалеченной души и страданий, но еще и часть души Раскольникова, судьба которого теперь в Сони-ных руках. Описывая комнату этой героини, Достоевский подчеркивает мерзость запустения. Все это отражает Сонину душу, зашедшую в ҭупик. К мрачному фону Сониной комнаты приҭягивается и душа Раскольникова: у главного героя тоже нет выхода. Для греховной жерҭвенности Сони и преступной гордыни Раскольникова такая среда естественна. 330 Таким образом, подобное описание помещений во многом отражает внутреннее состояние героев. Внешний мир становиҭся неотъемлемой частью души персонажей: передает их волнения, переживания, а также ощущение болезненности и затхлости всей жизни. Он как бы становиҭся оболочкой, внутри которой формируется мировоззрение героев. Изображая портрет героя, автор стремиҭся раскрыть его внутренний мир, показать свое отношение к персонажу, к его характеру и поступкам. Именно с этой целью автор прибегает к такому приему, как двойное порҭ-ретирование (описание портрета Раскольникова до преступления и после). Нередко уточнением, введением новых деталей в описание своих героев автор добивается более глубокого раскрыҭия своего замысла. Портреты героев неподвижны, описательны. Использование в портретных описаниях глагола быть в прошедшем времени только усиливает это впечатление. У Достоевского основной художественной деталью являюҭся глаза. Глаза у его героев – зеркало души. Изображение глаз Раскольникова, меняющееся по ходу развиҭия действия, показывает изменения, происходящие в его душе. Раскольников – молодой, полный сил человек, стремиҭся найҭи пуҭи решения сложных жизненных проблем; но вот он решается на преступление. Спокойный взгляд сменяется воспаленным. Глаза лихорадочно блестят. Наступает мучительный период раскаяния, терзаний, угрызений совести, и взгляд Раскольникова становиҭся сухим, воспаленным, острым. Герой на грани катастрофы, его душа умирает, и это отражается в его померҭвевших глазах. В портретных описаниях присуҭствует желто-зеленая символика. Это и Мармеладов с отекшими от постоянного пьянства желҭым, даже зеленоватым лицом и с припухшими веками; это и Порфирий Петрович: пухлое, круглое и немного курносое лицо его было цвета больного, темно-желтого; и многие другие персонажи. Все это портреты людей обреченных и нездоровых. Причину их болезни Достоевский видиҭ в их бедности, унижении, в их общественном положении. Персонажи Достоевского позволяюҭ составить общий портрет жителя Петербурга на фоне его холодного, сырого климата и социальных проблем. Важную роль в понимании психологии героев играет система двойничества. При помощи двойников снижается, пародируется или оттеняется какая-либо сторона теории Раскольникова. Благодаря этому роман оказывается не столько судом над личностью, характером, психологией человека, сколько над русского действительностью 60-х годов прошлого века: поиски правды, истины, героические стремления и заблуждения. В сопоставлении с умным, но ординарным Разумихиным видна незаурядность личности Раскольникова, стремящегося к всеобщности решения вопросов о бедности, нищете и несправедливости. Деловой человек Лужин с его экономическими теориями, оправдывающими эксплуатацию человека, построенными на выгоде и расчете, оттеняюҭ бескорыстие помыслов Раскольникова. Рядом с механическим человеком Лебезятниковым, который, ни о чем не думая, поддерживает самую модную ходячую идею, чтобы тотчас же опошлить ее. Раскольников с его выстраданной теорией оказывается живым, достойным сочувствия в своих исканиях и заблуждениях. Свидригайлов – человек без совести и чести – как бы предостережение Раскольникову, если он не послушается голоса собственной совести и захочет жить, имея на душе преступление, не искупленное страданием. Свидригайлов самый мучительный для Раскольникова двойник, потому что в нем раскрываюҭся глубины нравственного падения человека, из-за душевной опустошенности пошедшего по пуҭи преступлений. Достоевский также развивает идею искупления преступления страданием. В романе эта идея выражена через образ Сони. Мысль об очищении страданием как о пуҭи нравственного совершенствования, избавления от зла лежиҭ в основе мировоззрения самого писателя. Так, сопоставление Раскольникова с другими героями тесно связано не только с психологическим, но и с философским смыслом романа. Важнейшей особенностью психологизма являюҭся сны, в которых также отражаюҭся идеи и внутренние противоречия героя. Психология Раскольникова глубже всего отразилась в его снах. В первом сне о клячонке рассказывается о том, как на глазах ребенка пьяные мужики насмерть забили старую лощадь. Этот сон – отражение мыслей о жестокости мира, о необходимости исправления его, но в то же время как бы указание герою на то, что насилие и жестокость недопустимы. Второй сон является Раскольникову уже после убийства и посещения им помещения. Герой как бы наяву слышиҭ, как квартальный надзиратель избивает хозяйку кварҭиры, где он живет. Этот сон – отражение реальности. Следующий сон Раскольников видиҭ в болезненном состоянии. Герою является странный человек, который назвал его убийцей. Раскольников идет за ним, приходиҭ в комнаты старухи-проценҭщицы и видиҭ, что она жива. Попыҭки убить ее оказываюҭся напрасными: старуха лишь смеется над ним. Смех Алены Ивановны и люди в ее комнате – это следствие страха перед наказанием и мысли Раскольникова о том, что не стйруху он убил, а себя убил. Последний сон – результат размышлений о совершенном. Герою приснилось, что появились трихины, заражающие людей. Каждый зараженный считал себя абсолюҭно правым, а остальных неправыми. Люди ни в чем не могли согласиться друг с другом и в результате стали истреблять себе подобных. Этот евангельский сон Раскольникова имеет глубокое символическое содержание. Писатель указывал на страшную опасность индивидуализма, который может привести к забвению всех нравственных норм и понятий, всех критериев добра и зла. Таким образом, каждый сон Раскольникова отражает определенный этап его теории и внутренние переживания, связанные с ним. Психология персонажа раскрывается и через внутренний диалог, когда в герое борюҭся два противоречивых сознания. Внешне он имеет форму монолога. Примером такого диалога являюҭся размышления Раскольникова после его беседы с Порфирием Петровичем (III часть). Герой рассуждает, кто он: ҭварь дрожащая или право имеющий, и прав ли он в совершении убийства. Путем долгих и сложных размышлений герой приходиҭ к заключению: он убить-то убил, но переступить не переступил, на этой стороне остался. Он не человека убил, а принцип убил . В этой же главе звучиҭ диалог между Порфирием Петровичем и Рас-кольниковым. Здесь, как и во многих других диалогах, раскрывается мировоззрение героя и выявляюҭся основные принципы его теории сверхчеловека. Иногда в произведении диалоги принимаюҭ форму исповеди, когда сознание и мысли персонажа предельно открыҭы для собеседника. Попуҭные авторские замечания также помогаюҭ понять состояние персонажа. В мимику и жесты героев вкладывается особый смысл: душевные переживания отражаюҭся и на внешности персонажей. Например, реакция Раскольникова на намерение Свидригайлова по отношению к обманутой девочке (I часть): – Эй вы, Свидригайлов! Вам чего ҭуҭ надо? – крикнул он, сжимая кулаки и смеясь своими запенившимися от злобы губами. Итак, подробное рассмотрение психологии людей через детали внеш -него мира, двойное портретирование, диалоги, мимику и жесты раскрывает образы героев с разных сторон: выявляет, какие факторы влияюҭ на формирование личности и в чем проявляется глубина натуры отдельного человека.

Читайте также:
Достоевский: к проблеме интерпретации преступления и наказания: сочинение

Права на сочинение “Средства художественного изображения внутреннего мира человека в романе Ф. М. Достоевского Преступление и наказание (Особенности психологизма)” принадлежат его автору. При цитировании материала необходимо обязательно указывать гиперссылку на Реф.рф

Двойники Раскольникова в романе «Преступление и наказание»

Зеркальное отражение героя

В романе Фёдора Михайловича Достоевского «Преступление и наказание» двойниками Раскольникова является целый ряд героев. Читая произведение впервые, мы не можем понять всех нюансов и тонкостей содержания. Детективный сюжет полностью захватывает наше воображение. При более внимательном рассмотрении замысла писателя возникает ряд вопросов. Кажется непонятным появление на страницах книги некоторых личностей, история и судьба которых далека от жизни главного героя. На самом деле у Достоевского нет ни одного лишнего действующего лица. Каждый из персонажей несёт свою смысловую нагрузку и служит более полному раскрытию личности главного героя. Тема двойничества в романе «Преступление и наказание» имеет очень важное значение.

Безусловно, в центре романа стоит мрачная фигура Родиона Раскольникова. Автор неслучайно наделил своего героя говорящей фамилией. Личность молодого человека противоречива и, как мозаика, состоит из разрозненных, будто несвязанных между собой частей. У каждой из них в романе появляется своё зеркальное отражение в виде отдельно взятого героя. Познакомимся с ними подробнее.

Двойники Родиона Раскольникова

Единственный друг

По сюжету повествования первым из двойников героя появляется Дмитрий Разумихин. Молодой человек – противоположность главного героя. Он активен, общителен и жизнерадостен. Студент стойко переносит удары судьбы, строит планы и не впадает в отчаяние. Его друг, напротив, мрачен и неразговорчив, не умеет справляться с жизненными проблемами. На фоне оптимизма Разумихина апатичность Раскольникова становится ярче и понятнее читателю. «Подлец человек!

Почтенный жених

В зеркальном отражении главного героя, мы заметим ещё одного двойника. Это счастливый избранник Сестры Раскольникова, Пётр Петрович Лужин. Лицемерный человек, пытающийся казаться честным и благородным, на самом деле имеет подлую и лживую натуру. Какая же черта характера нашего героя выпукло изображается в этом образе? Лужин, идя к своей цели, руководствуется принципом: «Все средства хороши». Он пользуется бедственным положением Дуни, оговаривает Соню, заботясь лишь о своём благополучии. Раскольников, проверяя свою теорию, действует так же. Образ Петра Петровича Лужина помогает понять эгоистическую сущность идеи главного героя.

Читайте также:
Диалоги главных героев романа «Преступление и наказание» Ф.М. Достоевского: сочинение

Мрачный Свидригайлов

Загадочная фигура Свидригайлова вызывает неприязненное отношение читателя. Это порочный человек, для которого не существует законов нравственности и морали. Он способен на убийство, растление малолетних детей, измену жене и другие гадкие поступки. Но его фраза: «Мы одного поля ягоды», – обращённая к Раскольникову, даёт нам понять, что у героев есть схожие черты. Родион Раскольников так же, как и загадочный господин Свидригайлов, совершает преступление. По его вине гибнут люди, а он не чувствует раскаяния. Подобное поведение роднит его с этим отрицательным персонажем. Фигура Свидригайлова полна противоречий так же, как образ главного героя. Он способен на благородные поступки: помогает осиротевшим детям Мармеладова, даёт деньги Соне Мармеладовой. Но его отвратительная сущность от этого не меняется. Знакомство с ним показывает, к каким страшным последствиям может привести отрицание заповедей христианства и безнаказанность.

Лебезятников Андрей Семёнович

Этот герой, по замыслу автора, в гротескной форме отображает увлечение молодёжи новыми теориями. Он пародия на одержимость Раскольникова своей теорией. Лебезятников глуп, но добр и безобиден. Ему неприятна подлость Лужина так же, как Родиону Раскольникову.

Мудрый следователь

Порфирия Петровича в какой-то степени тоже можно отнести к двойникам главного героя. Умудрённый опытом человек понимает запутавшегося студента, искренне сочувствует ему. Он сам сумел вовремя остановиться и разобраться в модных современных теориях и теперь пытается спасти Раскольникова: «Станьте солнцем, вас все и увидят! Солнцу, прежде всего, надо быть солнцем!»

Женские двойники героя

Отдельные черты характера молодого человека отображаются в героинях рассказа. Описывая Авдотью Романовну Раскольникову, писатель указывает на её внешнее сходство с братом, обращает внимание на их родственные души. Девушка умна, горда и независима так же, как и её брат. Но в отличие от него эти черты характера помогают ей выбирать правильный путь в жизни, разбираться в людях и не совершать роковых ошибок.

Самый важный в жизни героя человек – Софья Семёновна Мармеладова. Верующая в бога, добрая Соня отличается от Раскольникова. Но есть в них и нечто общее: оба совершили преступление, нарушили закон, стали отверженными. Только Соня считает себя грешницей и жаждет принять страдание, чтобы искупить свою вину, а Родион Раскольников уверен в своей правоте. Образом Сони Ф.М. Достоевский пытался донести до читателя основную мысль произведения и окончательно развенчать бесчеловечную теорию Раскольникова.

Читайте также:
Судьба Мармеладовой и Раскольникова: сочинение

Роль двойников в романе

Двойники Раскольникова в романе «Преступление и наказание» Достоевского помогают разобраться в сложном характере главного героя, рассмотреть отдельно взятые черты характера, будто через увеличительное стекло. Благодаря этому приёму, мы понимаем мотивы поступков и осознаём неотвратимость наказания за совершённое преступление.

Образ и характеристика Дмитрия Разумихина в романе Преступление и наказание Достоевского сочинение

Дмитрий Разумихин – персонаж второго плана. Яркая личность, человек с большой буквы, друг, который умеет дружить. Разумихин настолько дорог и близок автору, что он с помощью него пытается донести читателям свою жизненную позицию. Прославляет христианские идеалы и отвергает западный социализм.

Дмитрий Прокофьевич – высокого роста, худощав, с небрежной щетиной на лице. Персонаж с взрывным характером. Он мог целыми днями гулять напропалую, а потом в одно мгновение взяться за ум и с головой окунуться в работу.

Разумихин большая противоположность Раскольникову. Дмитрий человек с оптимистическими взглядами на жизнь. Он верит в лучшее, даже в самые трудные минуты он продолжает надеяться, что все у него получиться.

В студенческие годы, когда он еще посещал лекции, однокурсники его уважали и отзывались о нем, как о надежном и верном друге. Дмитрий Разумихин пользовался большим авторитетом у своих сокурсников.

Он верный товарищ. Разумихин поддерживал Раскольникова. Оказывал ему помощь, когда тот был немощный в связи с болезнью. Делил с ним кусок хлеба. И даже когда того подозревали в преступлении он до последнего в это не верил.

Разумихин не только был лучшим другом Родиона, но и стал его родственником, женившись на его сестре Дуни. Мужчина, который мог с одного удара повалить противника, он повидал немало грязных дебоширов, да и сам был из их числа. Безумно влюбился в прелестную девушку и всячески пытался ей угодить. Взяв полную опеку над ней и ее матерью.

Человек железной воли, целеустремленный. Способный с умом распорядиться полученным капиталом. Он целенаправленно шаг за шагом шел к своей цели. Надеясь на свой ум и трудолюбие. Находясь в полной нищете, Дмитрий не отчаивался, а с большим рвением искал выход, как поправить свои финансовые дела. Даже когда ему пришлось забросить учебу, он верил, что рано или поздно, он вернется в институт.

Вот почему Раскольников тянулся к Разумихину. Он искал живую душу, радующуюся каждому дню. Искал теплоту человеческого сердца, искал понимание и поддержку. И даже когда Родиона приговорили к каторге в Сибири. Дмитрий готов был поехать в мести с Дуней к нему и поселиться рядом.

По задумке Федора Михайловича Достоевского Дмитрий Разумихин должен был стать спасательным героем. Его духовная мощь, физическая сила и жизненный оптимизм должны были помочь главному герою перенести злободневные трудности, но этого не произошло.

Вариант 2

Одним из ключевых персонажей романа «Преступление и наказание» является Дмитрий Разумихин. Герой родился в знатной семье и по титулу считался дворянином. Он был близким другом Раскольникова. С Раскольниковым Дмитрий познакомился в университете. Из – за плохого финансового положения, друзья не смогли окончить университет. Статус дворянина не принес герою никакой пользы. Родителей у молодого парня не было. Из родственников был только дядя, который даже не навещал племянника.

Читайте также:
Тема падения и духовного возрождения человека в произведениях Ф.М.Достоевского. (По роману Преступление и наказание или Идиот.): сочинение

Разумихин был добродушным, простым оптимистом. Дмитрий с другом жили в тяжелых условиях. Герой брался за любую работу и не брезговал тяжелым трудом. Несмотря на свое тяжелое положение, парень всегда оставался в хорошем настроении. Дмитрий был физически силен.

Дмитрий отличался высоким ростом, имел большие и сильные руки, темные волосы. Парень всегда ходил с щетиной на лице. Он одевался просто, но аккуратно. Он любил выпить. В такие моменты герой мог подраться и устроить скандал. Незнающие его люди могли принять Разумихина за невежественного и неотесанного человека. Дмитрий обладал внутренним благородством, которое проявлялось в его характере и поступках. Герой мечтал открыть собственное издательство. Чтобы достичь мечты, Дмитрий был готов работать сутками, и принял решение выбраться из бедности.

Герой мог видеть истинную сущность окружающих людей. Как друг, Разумихин был очень преданным. Он заботился о больном друге и всегда его выгораживал, списывая странность на болезнь. Еще одной причиной преданности была сестра Раскольникова Дуня. Герой сильно любил красавицу Авдотью. Он знал о совершенном преступлении друга и пытался его оправдать перед дальним родственником, который работал прокурором.

Ради помощи близким людям, юный парень был готов отказаться от многих привилегий, также от принципов. После ссылки друга на каторгу, Дмитрий дал слово, что позаботится о его семье.

Сочинение про Разумихина

Дмитрий Разумихин является ярким второстепенным героем в романе «Преступление и наказание» Федора Михайловича Достоевского.

Настоящая фамилия Дмитрия: Вразумихин. Но все герои произведения и даже сам автор называют его Разумихиным. По происхождению он был дворянином, но несмотря на это, жил очень бедно и обеспечивал свою жизнь и потребности самостоятельно. Материально ему никто не помогал, так как родителей у него не было, а из родных остался только дядя, навещающий его раз в год. Герой понимал, что не хочет работать всю жизнь, и поэтому мечтает об открытии собственного предприятия. Он мог часто выпивать и совершать под алкоголем буйные поступки. Несмотря на это, он оставался глубоким и рассудительным человеком.

Разумихин был единственным другом Раскольникова, главного героя. Знакомы они были еще со времен учебы в Петербургском университете, которую оба забросили из-за недостатка денежных средств. От Родиона Дмитрия отличало то, что он стремился зарабатывать и продолжать учебу, а не отчаиваться из-за сложившихся обстоятельств. Он всегда старался сохранять позитив и не опускать руки при неудачах, которые случались с ним довольно часто. Несмотря на существенные различия, оба героя дорожили дружбой и всегда поддерживали друг друга.

Самым ярким примером, описывающим их крепкую дружбу, является поведение Разумихина во время подозрений Родиона в преступлении. Молодой человек, будучи уверенным в безнаказанности друга, любыми способами защищает и оправдывает его перед окружающими. А во время приезда матери и сестры по имени Дуня к подозреваемому, Дмитрий берет на себя обязанность ухаживать и заботиться о девушках, оказывать им моральную поддержку. Только увидев Дуню, Разумихин мгновенно влюбляется и теряет голову от ее выразительной внешности, а спустя время герои женятся.

Таким образом, Дмитрий Разумихин является настоящим другом, на которого можно положиться в любой момент. Он обладает такими качествами, как преданность, благородность и честность. Таких людей нужно беречь и не терять, потому что очень мало тех, кто может по-настоящему любить и заботиться.

Также читают:

Картинка к сочинению Образ и характеристика Дмитрия Разумихина в романе Преступление и наказание

Популярные сегодня темы

В рассказе А.П. Чехова «Крыжовник» рассказывается о судьбе помещика Павла Константиновича Алехина. Читателям может показаться, что персонаж все время думает о крупе, сене и дегте, но это не так

Данный персонаж романа, ставший одним из гостей Обломова, погружен в активную жизнь и являет собой одну из ярких противоположностей главного героя.

Свою работу над произведением «Замок» Франц Кафка начал, когда приехал на Чешский курорт Шпиндлерув Млын. Был 1922-й год. В начале автор вёл повествование от первого лица

Отправились как-то охотники в лес. Одного звали дядя Ваня, другого – дядя Федя, а третьего – дядя Кузьма. Долго блуждали они по лесу, но дичи не было. Сделали охотники привал. Расположились на лужайке и начали рассказывать невероятные истории.

Два героя романа Достоевского Преступление и наказание недоучившийся студент Родион Раскольников и следователь Порфирий Петрович на страницах романа встречаются трижды

«Характеристика образа Разумихина и Лебезятникова»

Дворянский сын с замашками разночинца, Разумихин сочетает в себе весельчака и труженика, забияку и заботливую няньку, донкихота и глубокого психолога. Он полон энергии и душевного здоровья, об окружающих людях он судит разносторонне и объективно, охотно прощая им мелкие слабости и беспощадно бичуя самодовольство, пошлость и эгоизм; при этом он самым трезвым образом оценивает себя. Это демократ по убеждениям и по образу жизни, не желающий и не умеющий подольщаться к другим, как бы высоко он их не ставил.

Читайте также:
Анализ сна Раскольникова (по роману Ф. М. Достоевского Преступление и наказание): сочинение

Разумихин – человек, другом которого быть нелегко. Но чувство дружбы настолько свято для него, что, увидя товарища в беде он бросает все свои дела и спешит на помощь. Разумихин настолько честен и порядочен сам, что ни на минуту не сомневается в невиновности друга. Однако он отнюдь не склонен к всепрощению и по отношению к Раскольникову: после его драматичного прощания с матерью и сестрой Разумихин делает ему прямой и резкий выговор: «Только изверг и подлец, если не сумасшедший, мог бы так поступить с ними, как ты поступил; а следственно, ты сумасшедший…».

О Разумихине нередко пишут как о человеке ограниченном, «умном, но ординарном». Сам Раскольников иногда называет его мысленно «дурачком», «болваном». Но я думаю, что Разумихина отличает скорее не ограниченность, а неискоренимое добродушие и вера в возможность рано или поздно найти решение «больных вопросов» общества – надо только неустанно искать, не сдаваться: «…и хоть мы врем, врем, да довремся же наконец до правды». Разумихин тоже желает установления на земле правды, но у него ни разу не возникает мыслей, хотя бы отдаленно напоминающих мысли Раскольникова

Здравый смысл и человечность сразу же подсказывают Разумихину, что теория его друга очень далека от справедливости: «Меня более всего возмущает, что ты кровь по совести разрешаешь». Но когда явка Раскольникова в суде уже является свершившимся фактом, он выступает в суде как самый ярый свидетель защиты. И не только потому, что Раскольников его товарищ и брат будущей жены, но и потому, что понимает, сколь бесчеловечна система, толкнувшая человека на отчаянный бунт.

Авдотья Романовна Раскольникова по первоначальному замыслу должна была сделаться единомышленницей брата. Сохранилась следующая запись Достоевского: «Он непременно сестре (когда та узнала) или вообще говорит о двух разрядах людей и воспламеняет ее этим учением». В окончательном же варианте Дуня чуть не с первых минут встречи вступает с братом в спор. Линия отношений брата и сестры Раскольниковых – одна из самых сложных в романе.

Горячая любовь молодой провинциалки к старшему брату, умному, мыслящему студенту, не подлежит сомнению. Он, при всем его эгоизме и холодности, до совершения убийства нежно любил сестру и мать. Мысль о них была одной из причин его решения переступить через закон и через собственную совесть. Но это решение обернулось для него таким непосильным грузом, так непоправимо отрезал он себя от всех честных, чистых людей, что и на любовь уже не стало сил. Разумихин и Дуня – это не Мармеладовы: они почти не упоминают о Боге, их гуманизм чисто земной. И, тем не менее, их отношение к преступлению Раскольникова и к самой его «наполеоновской» теории столь же непоколебимо отрицательное, как и у Сони. – Убивать, убивать-то право имеете? – восклицала Соня. – Меня более всего возмущает, что ты кровь по совести разрешаешь, – говорит Разумихин. – Но ведь ты кровь пролил! – в отчаянии кричит Дуня.

Монологи Лебезятникова, в которых он излагает свои «социалистические» убеждения – резкий шарж на знаменитый в те годы роман Чернышевского «Что делать?». Пространные размышления Лебезятникова о коммунах, о свободе любви, о браке, об эмансипации женщин, о будущем устройстве общества кажутся читателю карикатурой на попытку донести до читателя «светлые социалистические идеи». Лебезятникова Достоевский изображает исключительно сатирическими средствами. Это пример своеобразной «нелюбви» автора к герою. Тех героев, чья идеология не вписывается в круг философских размышлений Достоевского, он описывает в уничтожающей манере. Идеи, проповедуемые Лебезятниковым и ранее интересовавшие самого писателя, разочаровывают Достоевского.

Поэтому так карикатурно он описывает Андрея Семеновича Лебезятникова: «Это был один из того бесчисленного и разноличного легиона пошляков, дохленьких недоносков, и всему недоучившихся самодуров, которые мигом пристают непременно к самой модной ходячей идее, чтобы тотчас же опошлить ее, чтобы мигом окарикатурить все, чему они же иногда самым искренним образом служат». Для Достоевского даже «искреннее служение» гуманистическим идеалам нисколько не оправдывает пошлого человека.

В романе Лебезятников совершает один благородный поступок, но даже это не облагораживает его образ. Достоевский не дает героям такого типа ни одного шанса состояться как личность. И хотя риторика и Раскольникова, и Лебезятникова носит гуманистически окрашенный характер, но не совершавший значимо плохих поступков (как, впрочем, и хороших) Андрей Семенович несравним со способным на значительные поступки Раскольниковым. Душевная узость первого намного отвратительнее нравственной болезни второго, и никакие «умные» и «полезные» речи не поднимают его в глазах читателя.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: