Страсти и пороки в романе Достоевского Идиот: сочинение

Страсти и пороки в романе Достоевского Идиот: сочинение

Сильнейшие эмоциональное потрясение, переживания за судьбу персонажа — вот что способен вызвать трагический конфликт в художественной литературе. Острое, непримиримое противоречие в сюжете романа играет важную роль в донесении до читателя основной мысли. Подобная ситуация происходит в романе Ф.М. Достоевского «Идиот». Трагедия возникает в результате крушения человеческих мечтаний, рассматриваемых как следствие свободных действий, поступков. Причина трагедии кроется также в непримиримом раздоре между персонажами или в душе главного героя. Драматизм может быть доведён до тупика, когда герой видит безвыходность ситуации. Это может не соответствовать действительности, но в восприятии действующего лица всё выглядит безысходно.

Всемирно известный роман Достоевского «Идиот» считают психологическим учебником жизни. Проблемы, затронутые автором в этой книге, были актуальны во все времена. Князь Мышкин, главный и единственный положительный персонаж, явно противопоставлен всему миру. Его не воспринимают всерьёз, хотя его жизненный опыт очень богат и совершенно уникален — взять даже историю о том, как его вели на смертную казнь. Жестокий мир, полный циничных людей, словно отвергает все существование безобидного князя и принимает его душевную открытость и чистоту за идиотизм.

Однако находится личность, которая после встречи с Мышкиным, переосмысливает свою жизнь. Настасья Филипповна, испытавшая горечь потери родных, издевательства над своим телом, наконец находит покой и видит счастье в жизни с князем, который тут же полюбил её не за всеми признанную и очевидную красоту, а за страдание в глазах, которые много пережили.

В любом художественном произведении главные герои должны пройти испытания судьбою, прежде чем обрести счастье. Это постулат, выдвинутый Достоевским в его дневниках. Писатель вводит в роман историю купца Парфена Рогожина — человека статного, с характером, с гордой душой. Он безмерно любит Настасью Филипповну и готов ради неё отказаться от любви к деньгам. Но девушка старательно избегает его и играет чувствами сильного и страстно любящего человека. В день свадьбы с Мышкиным она убегает из-под венца к Рогожину. Спустя пару месяцев, купец убивает Настасью Филипповну.

Непредсказуемая развязка событий требует объяснений. Казалось бы, Настасья сбежала со свадьбы с мужчиной своей мечты из-за купца, а он даже не оценил её поступок. На самом деле, весь трагизм конфликта складывался из отдельных историй, которые в итоге привели к такому финалу.

Во-первых, Настасья Филипповна презирает саму себя и не считает достойной обрести счастье, поэтому она уходит к человеку, которого ненавидит всем сердцем. Парфен это понимает и видит, но принимает её возвращение. Он согласен жить с ней.

Во-вторых, Рогожин полон страстей, умеет вступать только в токсичные отношения, где будет чувствовать свое превосходство. Он не потерпит своего унижения, никогда не станет подчиняться женщине, даже если любит её. Его любовь основывалась на порывах ненависти к себе и к Настасье.

Таким образом, Парфен не смог смириться с мыслью, что будет подчиняться женщине, которая «вертит им как хочет», играет на чувствах и насмехается. Чувство ненависти и ревности перерастает в злость, а не в порывы страсти. Именно убийство Настасьи Филипповны было единственным и неизбежным выходом из ситуации.

Трагический конфликт — это обязательное связующее звено между проблемой, которую хотел донести до нас автор, и правильным восприятием читателя идеи. Если бы не трагизм в истории любовных линий в романе «Идиот», историю можно было бы продолжать бесконечно, и мы бы не пришли в восхищенное замешательство, не поняли бы, что таким образом главные герои спасают себя от психического накала, который превращал их в идиотов. Хотя после убийства Настасьи, Мышкин в панической атаке уезжает в больницу, а Рогожин признается невменяемым, но они очистили себя от зависимости и, возможно, спасли мир.

Особенности структуры эмоционального концепта «Страсть» в романе Ф. М. Достоевского «Идиот» Текст научной статьи по специальности « Языкознание и литературоведение»

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Бадалова Елена Назимовна

Рассматривается структура концепта « страсть ». Каждая из особенностей структуры данного концепта соответствует эмоциональному состоянию героев романа Ф. М. Достоевского «Идиот». Самым сильным становится чувство страсти , которому подчиняется не только агрессивный Рогожин. Эмоции несостоявшегося жениха создают определенный ритм повествования – нелогичный и непостоянный. В итоге состояние остолбенения, которое всегда создает красота Настасьи Филипповны, входит в резонанс тому эмоциональному ритму, который соответствует «рогожинскому пространству». Но для того чтобы точно определить особенности концепта « страсть », необходимо рассмотреть и другие оттенки страсти как чувства . В какой-то степени страсть – это проявление любви. И необходимо выяснить, чем любовь-страсть отличается от любви-жалости, любви взаимной.

Читайте также:
Может ли быть чтоб все были несчастны, разве это справедливость (образ Раскольникова): сочинение

Похожие темы научных работ по языкознанию и литературоведению , автор научной работы — Бадалова Елена Назимовна

SPECIFIC CHARACTERISTICS OF THE STRUCTURE OF THE EMOTIONAL CONCEPT “PASSION” IN THE NOVEL BY F. M. DOSTOEVSKIY “IDIOT”1

The structure of the concept ” passion ” is considered. Each of the structural features of this concept corresponds to the emotional state of the characters of the novel by F. M. Dostoevskiy “Idiot”. The sense of passion , which governs not only aggressive Rogozhin, becomes the most powerful one. Emotions of failed groom create a certain rhythm of the story – illogical and unstable. As a result, the state of stupor that is always created by the beauty of Nastasia Filippovna is a response to emotional rhythm that corresponds to the “Rogozhin’s space”. But in order to accurately determine the features of the concept ” passion ” it is necessary to consider other shades of passion as a sense. To some extent, passion is a manifestation of love. And it is necessary to find out what is the difference among love-passion, love-compassion and mutual love.

Текст научной работы на тему «Особенности структуры эмоционального концепта «Страсть» в романе Ф. М. Достоевского «Идиот»»

УДК 821.161.1.09 ББК 83.3(2Рос=Рус)1

ОСОБЕННОСТИ СТРУКТУРЫ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО КОНЦЕПТА «СТРАСТЬ» В РОМАНЕ Ф. М. ДОСТОЕВСКОГО «ИДИОТ»

SPECIFIC CHARACTERISTICS OF THE STRUCTURE OF THE EMOTIONAL CONCEPT “PASSION” IN THE NOVEL BY F. M. DOSTOEVSKIY “IDIOT”

Рассматривается структура концепта «страсть». Каждая из особенностей структуры данного концепта соответствует эмоциональному состоянию героев романа Ф. М. Достоевского «Идиот». Самым сильным становится чувство страсти, которому подчиняется не только агрессивный Рогожин. Эмоции несостоявшегося жениха создают определенный ритм повествования – нелогичный и непостоянный. В итоге состояние остолбенения, которое всегда создает красота Настасьи Филипповны, входит в резонанс тому эмоциональному ритму, который соответствует «рогожинскому пространству». Но для того чтобы точно определить особенности концепта «страсть», необходимо рассмотреть и другие оттенки страсти как чувства. В какой-то степени страсть – это проявление любви. И необходимо выяснить, чем любовь-страсть отличается от любви-жалости, любви взаимной.

Ключевые слова: эмоциональный концепт, чувство, страсть, структура, ритм повествования, художественное пространство, Ф. М. Достоевский.

The structure of the concept “passion” is considered. Each of the structural features of this concept corresponds to the emotional state of the characters of the novel by F. M. Dostoevskiy “Idiot”.

The sense of passion, which governs not only aggressive Rogozhin, becomes the most powerful one. Emotions of failed groom create a certain rhythm of the story – illogical and unstable. As a result, the state of stupor that is always created by the beauty of Nastasia Filippovna is a response to emotional rhythm that corresponds to the “Rogozhin’s space”. But in order to accurately determine the features of the concept “passion” it is necessary to consider other shades of passion as a sense.

To some extent, passion is a manifestation of love. And it is necessary to find out what is the difference among love-passion, love-compassion and mutual love.

Key words: emotional concept, feeling, passion, structure, rhythm of the narrative, art space,

В романе Ф. М. Достоевского «Идиот» все герои абсолютно самостоятельны по эмоциональной составляющей образа. Тихий и спокойный Мышкин – абсолютная противоположность страстному и агрессивному Рогожину. Нечто балансирующее между рациональным и иррациональным представляет собой Настасья Филипповна.

Мы рассмотрим в статье концепт «страсть» и будем использовать следующее определение концепта: «Концепт – основная ячейка культуры в ментальном мире человека» [1, с. 43].

Страсть – сильное, стойкое, доминирующее над другими чувство человека, характеризующееся энтузиазмом или сильным влечением к объекту страсти [2, с. 456]. Таким образом, мы можем выделить три основные части данного концепта – чувство, ярко выраженное, бесконтрольное.

Для того чтобы проанализировать бесконтрольное чувство как «страсть», необходимо рассмотреть те чувства, которые предшествуют по степени контроля «страсти».

Действительно, в романе существует чувство привязанности к кому-либо разного свойства: любовь-жалость, любовь взаимная.

Любовь-жалость ассоциируется в романе с князем Мышкиным. В речи Льва Николаевича часто возникает слово «жалость»: «Если бы вы знали, какое это было несчастное создание, то вам бы самим стало ее очень жаль, как и мне» [3, с. 123].

Любовь взаимная практически отсутствует в романе «Идиот». Супружеские пары Ивол-гиных, Епанчиных являются демонстрацией устоявшихся и привычных взаимных чувств. Короткая история взаимных притязаний Мышкина и Аглаи не привела ни к чему серьезному, только к сестрински-братским отношениям.

Читайте также:
Образ Раскольникова в романе Ф. М. Достоевского Преступление и наказание.: сочинение

Страсть как чувство является самым ярким и сильным.

Концепт связан с образом огня. Образ огня широко представлен в романе: горящие глаза Пар-фёна Рогожина, сгоревший родительский дом Настасьи Филипповны, горящая пачка денег в камине.

Образ огня в художественном пространстве романа всегда связан с эмоциональным состоянием героев. Это всегда ситуации на грани.

Огонь в камине – это своеобразное средство испытания героя, метафизический уход от реальности. Ганя, охваченный страстью, проходит испытание Настасьи Филипповны и преображается. Об этом свидетельствует сцена посещения князя, когда Гаврила Ардалионович вернулся из Екатерингофа: «Тогда Ганя вошёл в его комнату и положил перед ним на стол обгорелую пачку денег, подаренных ему Настасьей Филипповной, когда он лежал в обмороке. Он настойчиво просил князя при первой возможности возвратить этот подарок обратно Настасье Филипповне» [3, с. 185]. Повествователь фиксирует отношение Гани к князю, которое от «враждебного» меняется к «дружескому». Обгорелая пачка символизирует потерю героем страсти.

Таким образом, мы можем наблюдать процесс очищения героя, освобождение от страсти. Огонь выступает как средство, с помощью которого испытывают героя. Пачка денег сначала горит в камине, соединяя в себе духовное и материальное начало, затем отдаётся в дар Гане как залог его победы над страстью ко всему материальному, в качестве символа дружбы и доверия к нему и одновременно разрыва отношений с Настасьей Филипповной.

«Страсть» – это хаос и движение, нечто бесконтрольное. Все хаотичное в романе ассоциируется с Настасьей Филипповной. Энергия страстной героини передаётся окружающим, заставляя двигаться всё в особом ритме:

1. «Все заволновались, все встали с мест; все окружили её, все с беспокойством слушали эти порывистые, лихорадочные, иступлённые слова, все ощущали какой-то беспорядок, никто не мог ничего понять. » [3, с. 158].

2. «Тут [в комнате] был и ещё наблюдатель [князь], который тоже ещё не избавился от своего чуть не онемения при виде Настасьи Филипповны; но он хоть и стоял «столбом» на прежнем месте своём, в дверях гостиной, однако успел заметить бледность и злокачественную перемену лица Гани» [3, с. 108].

В романе главная героиня создаёт собственный ритм. Возникает движение, которое одновременно хаотичное и размеренное, поскольку импульсивность передается окружающим.

Определенно самым страстным по натуре из всех героев является Парфен Рогожин. Даже в его внешности присутствуют огненные черты внутренней страсти, он один «с серыми маленькими, но огненными глазами». Глаза его всегда «сверкают», а порой испепеляют. Страсть Рогожина не подчиняется ему: «Только-то приподнялась портьера и он увидал Настасью Филипповну – всё остальное перестало для него существовать, как давеча утром, даже могущественнее, чем давеча утром. Он побледнел и на мгновение остановился; угадать можно было, что сердце его билось ужасно». В романе «Идиот» повествователь часто употребляет слово «остановиться» по отношению к героям, которые находятся рядом с Настасьей Филипповной. Героиня обладает способностью завораживать окружающих, часто удивляясь своим необыкновенным возможностям: «Что во мне такого остолбеняющего?». И это является последствием внутренней страсти героев.

Сама Настасья Филипповна терзается внутренней страстью, которая не понятна ни ей, ни окружающим. Несколько раз называет себя «бесстыдницей», «уличной», «рогожинской», воспринимает себя как недостойную женщину, содержанку, блудницу. Действительно, в романе поведение Настасьи Филипповны осуждается окружающими как неприличное и неприемлемое для молодой женщины. Статус содержанки не позволяет ей принять предложение Гани и Мышкина, т. к. репутация жены испортит авторитет будущего мужа. Настасья Филипповна понимает своё положение: «Я и впрямь понять не могу, как на меня эта дурь нашла, что я в честную се-

мью хотела войти. Видела я его мать-то, руку у ней поцеловала. А что я давеча издевалась у тебя, Ганечка, так это я нарочно хотела сама в последний раз посмотреть: до чего ты сам можешь дойти? Ну, удивил же ты меня, право. Многого я ждала, а этого нет! Да неужто ты меня взять мог, зная, что вот он мне такой жемчуг дарит, чуть не накануне твоей свадьбы, а я беру? А Ро-гожин-то? Ведь он в твоем доме, при твоей матери и сестре меня торговал, а ты вот все-таки после того свататься приехал, да чуть сестру не привез?» [3, с. 190]. Чувства, эмоции, которые в момент речи переполняли героиню, демонстрируют её душевное состояние. Она разочарована, обижена отношением к себе как к вещи, которую можно купить. Осознание собственной греховности, навязанной ей обстоятельствами, влечёт за собой стремление освободиться от всего, что связывает её с прошлым: «Потому ведь на мне ничего своего; уйду – все ему брошу, последнюю тряпку оставлю, а без всего меня кто возьмет, спроси-ка вот Ганю, возьмет ли? Да меня и Фердыщенко не возьмет. » [3, с. 191]. Героиня потеряла жизненный ориентир, стремится найти собственный путь, но не знает направления, совершая ошибки в процессе поиска.

Читайте также:
Эпоха изображенная в романе «Преступление и наказание»: сочинение

Таким образом, концепт «страсть» непосредственно связан с образом Настасьи Филипповны. Она внутренне импульсивна, и этот импульс передается окружающим и даже материальному миру (огонь).

1. Достоевский Ф. М. Собр. соч.: в 7 т. Т. 3. Идиот: Роман в четырёх частях/ Ф. М. Достоевский. М.: Лексика, 1994. 624 с.

2. Ожегов С. И. Толковый словарь русского языка / С. И. Ожегов, Н. Ю. Шведова. М.: ООО «ИТИ ТЕХНОЛОГИИ», 2003. 944 с.

3. Степанов Ю. С. Константы: Словарь русской культуры / Ю. С. Степанов. М.: Академический Проект, 2001. 990 с.

1. Dostoevskii F. M. Sobranie sochinenii: v 7 t. T. 3. Idiot: Roman v chetyrekh chastiakh [Collection of works: in 7 vol. Vol. 3. Idiot: Novel in 4 parts]. Moscow, Leksika Publ., 1994. 624 p.

2. Ozhegov S. I., Shvedova N. Iu. Tolkovyi slovar’ russkogo iazyka [Explanatory dictionary of the Russian language]. Moscow, OOO «ITI TEKhNOLOGII», 2003. 944 p.

3. Stepanov Iu. S. Konstanty: Slovar’ russkoi kul’tury [Constants: Dictionary of the Russian culture]. Moscow, Akademicheskii Proekt, 2001. 990 p.

Страсти и пороки в романе Ф. М. Достоевского «Идиот»

Роман «Идиот» – одна из вершин творчества Достоевского и мировой литературы в целом. Но долгое время этот роман был вне поля зрения читателей. Это, возможно, было вызвано тем, что многие проблемы, поставленные в романе, как нам казалось, были далеки от нас, да и личность главного героя, князя Мышкина, была непонятной. В последние годы интерес к роману возрос. Это объясняется тем, что главный герой живет в гармонии с собственным внутренним миром, в нем сохранены изначальные внутренние импульсы – устремленность к подлинному братству, всеобщему примирению. В наше время этот роман стал как никогда актуален, так как именно сейчас нам не хватает всего, что есть в главном герое романа. Именно сейчас мы чувствуем отчужденность, разобщенность.

Главный герой романа «Идиот»– человек необразованный, ничему толком не обученный, больной, в течение долгих лет находившийся в состоянии полной потери сознания. Но именно он оказывается умнее и гуманнее остальных действующих лиц романа. Он способен проницательно решать самые трудные вопросы времени в тот момент, когда все остальные только говорят о праведных поступках, а на самом деле руководствуются исключительно эгоистическими желаниями.

Князь Лев Николаевич Мышкин в лучшем случае – чудак. Он бескорыстен, ему чужды эгоистические страсти, особенно денежные. Он искренен, говорит только правду, он отзывчив и любит людей, сострадает им. Герой готов пожертвовать собой для других целиком и полностью. Если сознание – болезнь, то сам герой – воплощение душевного здоровья. А общество, окружающее его, больно эгоизмом, страдает жаждой наживы, утопает во лжи и корыстолюбивых стремлениях. Герой Достоевского противопоставлен миру зла, он доверчив, как ребенок, у него чистая, непорочная душа. В «Идиоте» есть «попытка изобразить тип человека, достигшего полного нравственного и духовного равновесия…». Жестокой человеконенавистнической морали общества того времени противопоставлена человеколюбивая этика князя Мышкина, в основе которой – сострадание, прощение, милосердие.

Начиная работу над своим романом, Достоевский писал своей племяннице: «Главная мысль романа – изобразить положительно прекрасного человека, труднее этого ничего нет на свете, а особенно теперь».

В размышлениях над характером своего героя автор сопоставлял его с образом Дон Кихота Ламанчского. Наивное обаяние, присущее Мышкину и герою Сервантеса, роднит этих двух персонажей и делает их антиподами основной части общества, погрязшей в грехах и многочисленных пороках.

Но есть еще один образ, более важный для Достоевского, чем образ Дон Кихота, – это образ Иисуса Христа. Само «явление» князя, жившего прежде где-то высоко в горах, далеко от людей, напоминает сошествие Христа к людям, в их кипящую страстями жизнь, где над чувствами властвуют деньги, где ложь и лицемерие правят бал, где даже близкие и родные разобщены и враждебны друг другу. Все светлое и честное гибнет в этом мире, здесь оскверняется красота, а прекрасная женщина становится предметом купли-продажи.

В жизненном поведении князя отражена библейская заповедь непротивления злу. Герой Достоевского не умеет защищаться, он верит в то, что в каждом человеке живет доброта, и он надеется, что эта доброта возьмет верх над темными сторонами характера человека и проявится. Но его не понимают: над ним издевается Лебедев и другие, его пытается убить Рогожин, а Ганя дает ему пощечину, на что сам Мышкин отвечает только «странным укоряющим взглядом» и «прерывающимся голосом». Как святой, он чувствует вину за окружающих, за все зло, существующее в этом мире: «Я еще не знаю, в чем именно виноват». Но в то же время князь Мышкин не ходячая проповедь. Он – живой человек, который мучается теми же сомнениями и тревогами, что и люди того времени. Так, например, он, как и все остальные размышляет о смертной казни. Другое дело, что его размышления, в отличие от размышлений других людей, полны грусти и боли и несут отрицание всего уклада жизни того времени: «Убивать за убийство – несоразмерно большее наказание, чем само преступление. Убийство по приговору несоразмерно ужаснее, чем убийство разбойничье» – говорит князь.

Читайте также:
Общественная атмосфера конца 60-х годов и ее отражение в идеологическом романе: сочинение

Основой жизни князя Мышкина является смирение. Читатели могут увидеть в этом смирении слабость и бессилие, действие по обстоятельствам или капитуляцию перед жизнью, но каждый так или иначе приходит к выводу, что его смирение – деятельность, сила, способ «преобразования и переделки мира».

Страсти и пороки в романе Ф. М. Достоевского «Идиот»

Роман «Идиот» – одна из вершин творчества Достоевского и мировой литературы в целом. Но долгое время этот роман был вне поля зрения читателей. Это, возможно, было вызвано тем, что многие проблемы, поставленные в романе, как нам казалось, были далеки от нас, да и личность главного героя, князя Мышкина, была непонятной. В последние годы интерес к роману возрос. Это объясняется тем, что главный герой живет в гармонии с собственным внутренним миром, в нем сохранены изначальные внутренние импульсы – устремленность к подлинному братству, всеобщему примирению. В наше время этот роман стал как никогда актуален, так как именно сейчас нам не хватает всего, что есть в главном герое романа. Именно сейчас мы чувствуем отчужденность, разобщенность.

Главный герой романа «Идиот»– человек необразованный, ничему толком не обученный, больной, в течение долгих лет находившийся в состоянии полной потери сознания. Но именно он оказывается умнее и гуманнее остальных действующих лиц романа. Он способен проницательно решать самые трудные вопросы времени в тот момент, когда все остальные только говорят о праведных поступках, а на самом деле руководствуются исключительно эгоистическими желаниями.

Князь Лев Николаевич Мышкин в лучшем случае – чудак. Он бескорыстен, ему чужды эгоистические страсти, особенно денежные. Он искренен, говорит только правду, он отзывчив и любит людей, сострадает им. Герой готов пожертвовать собой для других целиком и полностью. Если сознание – болезнь, то сам герой – воплощение душевного здоровья. А общество, окружающее его, больно эгоизмом, страдает жаждой наживы, утопает во лжи и корыстолюбивых стремлениях. Герой Достоевского противопоставлен миру зла, он доверчив, как ребенок, у него чистая, непорочная душа. В «Идиоте» есть «попытка изобразить тип человека, достигшего полного нравственного и духовного равновесия…». Жестокой человеконенавистнической морали общества того времени противопоставлена человеколюбивая этика князя Мышкина, в основе которой – сострадание, прощение, милосердие.

Начиная работу над своим романом, Достоевский писал своей племяннице: «Главная мысль романа – изобразить положительно прекрасного человека, труднее этого ничего нет на свете, а особенно теперь».

В размышлениях над характером своего героя автор сопоставлял его с образом Дон Кихота Ламанчского. Наивное обаяние, присущее Мышкину и герою Сервантеса, роднит этих двух персонажей и делает их антиподами основной части общества, погрязшей в грехах и многочисленных пороках.

Но есть еще один образ, более важный для Достоевского, чем образ Дон Кихота, – это образ Иисуса Христа. Само «явление» князя, жившего прежде где-то высоко в горах, далеко от людей, напоминает сошествие Христа к людям, в их кипящую страстями жизнь, где над чувствами властвуют деньги, где ложь и лицемерие правят бал, где даже близкие и родные разобщены и враждебны друг другу. Все светлое и честное гибнет в этом мире, здесь оскверняется красота, а прекрасная женщина становится предметом купли-продажи.

В жизненном поведении князя отражена библейская заповедь непротивления злу. Герой Достоевского не умеет защищаться, он верит в то, что в каждом человеке живет доброта, и он надеется, что эта доброта возьмет верх над темными сторонами характера человека и проявится. Но его не понимают: над ним издевается Лебедев и другие, его пытается убить Рогожин, а Ганя дает ему пощечину, на что сам Мышкин отвечает только «странным укоряющим взглядом» и «прерывающимся голосом». Как святой, он чувствует вину за окружающих, за все зло, существующее в этом мире: «Я еще не знаю, в чем именно виноват». Но в то же время князь Мышкин не ходячая проповедь. Он – живой человек, который мучается теми же сомнениями и тревогами, что и люди того времени. Так, например, он, как и все остальные размышляет о смертной казни. Другое дело, что его размышления, в отличие от размышлений других людей, полны грусти и боли и несут отрицание всего уклада жизни того времени: «Убивать за убийство – несоразмерно большее наказание, чем само преступление. Убийство по приговору несоразмерно ужаснее, чем убийство разбойничье» – говорит князь.

Читайте также:
Уроки Достоевского по роману Преступление и наказание: сочинение

Основой жизни князя Мышкина является смирение. Читатели могут увидеть в этом смирении слабость и бессилие, действие по обстоятельствам или капитуляцию перед жизнью, но каждый так или иначе приходит к выводу, что его смирение – деятельность, сила, способ «преобразования и переделки мира».

Сочинения по произведению «Униженные и оскорбленные»

Роман «Униженные и оскорбленные» Достоевского был написан в 1861 году, сразу после возвращения писателя из ссылки. Свое первое большое произведение, в центре которого – судьбы несчастных и обездоленных людей, Федор Михайлович посвятил младшему брату Михаилу.

  1. Анализ романа «Униженные и оскорбленные»
  2. Мир униженных и оскорбленных у Достоевского
  3. Сочинение про роман Униженные и оскорбленные

Анализ романа «Униженные и оскорбленные»

Роман «Униженные и оскорбленные» затрагивает глубочайшую проблему тех времен – это люди, которых бросили на произвол судьбы.

Бедные, не знающие как свести концы с концами и с трудом добывающие себе пропитание – вот главные герои первого большого романа Федора Михайловича Достоевского. В более поздних произведениях, эта тема описана более подробно, с большим погружением.

Рассмотрим основных героев романа. Все сосредоточение зла и негатива заключается в Валковском. Он очень жесток, равнодушен к чувствам других, везде ищет собственную выгоду. Женится по расчету, но оказавшись не удовлетворенным женитьбой, попросту выкидывает из дома мать своей жены Нелли.

Князь Валковский не забывает и получить выгоду со своего сына, возымев желание женить его на девушке, с готовность разрушая семью человека Ихменеева, который воспитывал его сына и помог не разориться в тяжелые времена. Интересно то, что автор оттеняет внешнюю красоту князя Валковского его ужасным нравом.

В романе есть и ещё один персонаж, который имеет схожие черты с Федором Ивановичем – это Иван Петрович. Валковский и начинающий писать Иван Петрович находятся по две стороны весов, они разные во всем. Князь – богат, красив и жесток.

Иван Петрович же очень благороден, добр и беден. Он с готовностью помогает беднякам и униженным. Иван Петрович помогает и Нелли, увидев всю эгоистичность и черствость князя по отношению к жене.

В романе «Униженные и оскорбленные очень глубоко исследуется тема человеческого эгоизма. Можно сказать, князь – это эгоцентризм в высшей его мере. Сын Валковского, тоже оказывается эгоистом.

Тут мы видим любовный треугольник – две девушки Катя и Наташа влюблены в сына князя. Наташа готова самоотверженно работать, лишь бы угодить своему любимому, и обеспечить его безбедным будущим и Катя, которой не требуется работать – ведь она и так богатая наследница.

И что же выбирает сын Валковского? Следуя своей эгоистичной натуре, он выбирает богатую наследницу. Тут мы сталкиваемся и с ещё одним проявлением эгоизма. Отверженная Катя настолько упивается своим горем и безответной любовью, что не замечает проблемы своих близких людей.

Что касается старика Смита и Николая Ихменева, то тут в сюжет вступает их гордыня, которая тоже является проявлением эгоизма. Он вредит их близким, но они оказываются равнодушны к их страданиям.

Следующим персонажем, раскрывающим природу эгоизма, является Нелли, которая упивается жалость к себе. Она готова терпеть все издевательства, страдать, но не будет менять ничего в своей жизни. Отчего следует, что страдание – это способ существования, по-другому она не может.

Упомянем ещё одну интересную деталь романа. Здесь много действующих персонажей, но нельзя выделить главного, что подчеркивает желание писателя раскрыть определенную проблему этих людей, не заостряя внимание на ком-то определенном.

Мир униженных и оскорбленных у Достоевского

Уже в первом своём романе «Бедные люди» Ф.М. Достоевский правдиво изобразил мир обездоленных и угнетённых людей.

Читайте также:
Сон Раскольникова об убийстве лошади (Анализ эпизода из главы 5 части 1 романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание».): сочинение

Главные герои романа – Макар Девушкин – полунищий чиновник, придавленный горем, нуждой и социальным бесправием, и Варенька – девушка, ставшая жертвой социального неблагополучия. Автор сочувствует своим героям, показывает красоту их души и внутреннее благородство.

В романе «Униженные и оскорблённые» опять мы видим обездоленных людей. Коварный и подлый человек Валковский втянул Ихметьева в судебный процесс и выиграл его. Обедневший помещик превращается в городского разночинца. Опять нищета.

В судьбе Наташи Ихметьевой такой семейный крах отозвался в её поступках, которые она пытается оправдать не столько отчаянием, сколько жертвенной покорностью мужчине. Наташа покидает отца, становится духовной рабыней Алёши, зная, что он открыто любит другую девушку.

Особое место в творчестве Ф.М. Достоевского занимает роман «Преступление и наказание». Никогда раньше писатель так широко не изображал нищету и страдания обездоленных.

События, описанные в романе, происходят в Петербурге, в городе на Неве, мрачном, молчаливом, холодном и сыром. Он предстаёт перед нами зловещим пауком, символом зла и насилия, ужасов и жестокости. В нём невозможно жить, потому что он бесчеловечен.

Духота и толкотня на улицах действуют угнетающе. Атмосфера Петербурга – атмосфера тупика и безысходности. Через весь роман проходят сцены, раскрывающие трагическую жизнь народа. Вот женщина с жёлтым лицом и впавшими глазами бросается в воду канала.

Униженной и оскорблённой была и Сонечка Мармеладова. Не имея возможности заработать деньги честным трудом, чтобы прокормить мачеху и её маленьких детей, вынуждена была переступить нравственные законы: она идёт на панель. Принося домой деньги, омытые слезами, она как бы отдавала частицу себя, своего горя и стыда.

А чем лучше судьба Раскольниковой Дуни? Её домогается Свидригайлов, в имении которого она служила экономкой. Купить её любовь хочет бездушный делец Лужин, считавший выгодной женитьбу на девушке, которая всем будет обязана только ему.

Дуня готова выйти замуж за нелюбимого человека, чтобы хоть чем-то помочь своей семье выбраться из нищеты. Мать и сестра хотят видеть Родиона счастливым, образованным человеком. Они всеми силами стараются достать хотя бы немного денег, чтобы заплатить за обучение.

В страшном, равнодушном мире, где обездоленному, слабому нет жизни, где торжествует пошлость, обман, зло, где всё продаётся и покупается, приходиться жить умному, мыслящему человеку. Родион хочет иметь образование, но ему приходиться бросить университет, так как нечем платить за обучение. У него доброе сердце.

Пытаясь помочь своим родным и всем обездоленным, Раскольников приходит к осознанию собственного бессилия перед мировым злом. И вот в такой среде под низким потолком нищенской конуры в уме голодного, отчаявшегося человека зародилась чудовищная теория. Полное отчаяние в невозможности спасти сестру, помочь сломленному жизнью Мармеладову и его семье толкает Родиона на преступление.

Вот таков мир, в котором живут герои Ф.М. Достоевского, мир «униженных и оскорблённых». Романы писателей содержат глубокую правду о невыносимости жизни в капиталистическом обществе.

Трагизм положения героев Ф.М. Достоевского в том, что они видят безысходность своего положения. Всем содержанием своих произведений Ф.М. Достоевский доказывает, что жить в таком обществе невозможно.

Сочинение про роман Униженные и оскорбленные

Достоевский, планировал написать роман «Униженные и оскорблённые» в течении трёх месяцев, однако затянулся на три года, и закончил его в 1810 году.

Действия происходили в Петербурге, где писатель по имени Иван Петрович повествует действия произведения, добавляя в него отражения личной жизни, а также части биографии самого Достоевского.

В произведении подняты вопросы человеческой этики, индивидуализма, многогранность судеб, а также расстояние между нищетой и роскошью, где действуют схожие традиции, радости и проблемы.

Роман растет на глазах у читателей, повествуя культуру, быт и обыденную жизнь людей начиная с 1830 до 1850 года, обогащая историческими и общественными фактами той эпохи.

Роман начался писаться сразу после каторги Достоевского в Сибирь, охваченный жизнью того времени, выражая культурно-идейное положение революционных стремлений России. Во всем романе чувствуется дух капиталистической темы, судьбы людей описываются с позиции гуманности и человечности.

Отдельной темой подчёркивается семья Ихменевых, где Нелли испытывает нищету трущоб, пороки притонов, теряясь в страшном мире преступности, в котором грабят её родителей.

Не менее сильными персонажами, участвующие в этом романе являются Валковский и его сын Алёша, который не осознанно становится причиной зла, содействуя своим эгоизмом и безответственностью.

Он своей безвольностью и не самостоятельностью позволяет судьбе потерять детское простодушие, доброту и непричастность к своим поступкам, которые резко отличают его от отца.

Князь Валковский является озлобленным хищником, циником и эгоистом, потерявшим все человеческие и моральные качества характера, заразив сам себя нравственными болезнями.

Читайте также:
Нравственный идеал в произведениях Достоевского (по роману «Преступление и наказание»): сочинение

Роман «Униженные и оскорблённые» глубоко раскрывая свои образы и идейные замыслы, приобрёл достоинства занимательности, увлекательности и содержательности, так как многие герои предавали художественную оценку и раскрывали психологию многих людей.

Достоевский явно охарактеризовал людей с эгоизмом и личными амбициями, которые нередко приводили их в состояние растерянности человеческих достоинств от бестолковых увлечений и занятий, отвлекающих людей от взаимопонимания, помощи и единства.

Читайте также: «Бежин луг» – описание мальчиков из рассказа Тургенева.

В своем произведении автор поднимает множество важных тем, среди которых особенно выделяется проблема нравственного выбора в жизни каждого человека.

Анализ романа Униженные и оскорблённые Достоевского

Роман «Униженные и оскорбленные» затрагивает глубочайшую проблему тех времен – это люди, которых бросили на произвол судьбы. Бедные, не знающие как свести концы с концами и с трудом добывающие себе пропитание – вот главные герои первого большого романа Федора Михайловича Достоевского. В более поздних произведениях, эта тема описана более подробно, с большим погружением.

Рассмотрим основных героев романа. Все сосредоточение зла и негатива заключается в Валковском. Он очень жесток, равнодушен к чувствам других, везде ищет собственную выгоду. Женится по расчету, но оказавшись не удовлетворенным женитьбой, попросту выкидывает из дома мать своей жены Нелли. Князь Валковский не забывает и получить выгоду со своего сына, возымев желание женить его на девушке, с готовность разрушая семью человека Ихменеева, который воспитывал его сына и помог не разориться в тяжелые времена. Интересно то, что автор оттеняет внешнюю красоту князя Валковского его ужасным нравом.

В романе есть и ещё один персонаж, который имеет схожие черты с Федором Ивановичем – это Иван Петрович. Валковский и начинающий писать Иван Петрович находятся по две стороны весов, они разные во всем. Князь – богат, красив и жесток. Иван Петрович же очень благороден, добр и беден. Он с готовностью помогает беднякам и униженным. Иван Петрович помогает и Нелли, увидев всю эгоистичность и черствость князя по отношению к жене.

В романе «Униженные и оскорбленные очень глубоко исследуется тема человеческого эгоизма. Можно сказать, князь – это эгоцентризм в высшей его мере. Сын Валковского, тоже оказывается эгоистом. Тут мы видим любовный треугольник – две девушки Катя и Наташа влюблены в сына князя. Наташа готова самоотверженно работать, лишь бы угодить своему любимому, и обеспечить его безбедным будущим и Катя, которой не требуется работать – ведь она и так богатая наследница. И что же выбирает сын Валковского? Следуя своей эгоистичной натуре, он выбирает богатую наследницу. Тут мы сталкиваемся и с ещё одним проявлением эгоизма. Отверженная Катя настолько упивается своим горем и безответной любовью, что не замечает проблемы своих близких людей.

Что касается старика Смита и Николая Ихменева, то тут в сюжет вступает их гордыня, которая тоже является проявлением эгоизма. Он вредит их близким, но они оказываются равнодушны к их страданиям. Следующим персонажем, раскрывающим природу эгоизма, является Нелли, которая упивается жалость к себе. Она готова терпеть все издевательства, страдать, но не будет менять ничего в своей жизни. Отчего следует, что страдание – это способ существования, по другому она не может.

Упомянем ещё одну интересную деталь романа. Здесь много действующих персонажей, но нельзя выделить главного, что подчеркивает желание писателя раскрыть определенную проблему этих людей, не заостряя внимание на ком то определенном.

Анализ №2

Достоевский, планировал написать роман «Униженные и оскорблённые» в течении трёх месяцев, однако затянулся на три года, и закончил его в 1810 году.

Действия происходили в Петербурге, где писатель по имени Иван Петрович повествует действия произведения, добавляя в него отражения личной жизни, а также части биографии самого Достоевского.

В произведении подняты вопросы человеческой этики, индивидуализма, многогранность судеб, а также расстояние между нищетой и роскошью, где действуют схожие традиции, радости и проблемы. Роман растет на глазах у читателей, повествуя культуру, быт и обыденную жизнь людей начиная с 1830 до 1850 года, обогащая историческими и общественными фактами той эпохи.

Роман начался писаться сразу после каторги Достоевского в Сибирь, охваченный жизнью того времени, выражая культурно-идейное положение революционных стремлений России. Во всем романе чувствуется дух капиталистической темы, судьбы людей описываются с позиции гуманности и человечности.

Отдельной темой подчёркивается семья Ихменевых, где Нелли испытывает нищету трущоб, пороки притонов, теряясь в страшном мире преступности, в котором грабят её родителей.

Читайте также:
Почему «переступивший» Свидригайлов покончил с собой, а Раскольников — нет? (по роману Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»): сочинение

Не менее сильными персонажами, участвующие в этом романе являются Валковский и его сын Алёша, который не осознанно становится причиной зла, содействуя своим эгоизмом и безответственностью. Он своей безвольностью и не самостоятельностью позволяет судьбе потерять детское простодушие, доброту и непричастность к своим поступкам, которые резко отличают его от отца.

Князь Валковский является озлобленным хищником, циником и эгоистом, потерявшим все человеческие и моральные качества характера, заразив сам себя нравственными болезнями.

Роман «Униженные и оскорблённые» глубоко раскрывая свои образы и идейные замыслы, приобрёл достоинства занимательности, увлекательности и содержательности, так как многие герои предавали художественную оценку и раскрывали психологию многих людей.

Достоевский явно охарактеризовал людей с эгоизмом и личными амбициями, которые нередко приводили их в состояние растерянности человеческих достоинств от бестолковых увлечений и занятий, отвлекающих людей от взаимопонимания, помощи и единства.

Также читают:

Картинка к сочинению Анализ романа Униженные и оскорблённые

Популярные сегодня темы

Князь Петр — главный герой произведения Ермолая-Еразма «Повесть о Петре и Февронии Муромских».

В произведении великого русского писателя (поэта) Михаила Юрьевича Лермонтова отсутствует прямое указание на отношение самого автора к главному персонажа поэмы. К примеру, в поэме «Евгений Онегин»

Я хорошо учусь в школе. С выполнением домашнего задания, у меня никогда не бывает проблем. Школьный материал усваивается без проблем, поэтому домашнее задание делается легко

Одной из героинь романа «Дубровский» Александра Сергеевича Пушкина, играющей важную роль в произведении, является Маша Троекурова.

Мне нравится моя школа за то, что она довольно веселая. В ней много умных и веселых парней и девушек. У меня среди них много друзей.

Сочинение по роману Достоевского «Униженные и оскорбленные»: сочинение

Сила и величие русских классиков XIX века заключалась в глубоком демократизме, в гуманистическом пафосе их творений, в бескомпромиссном служении истине. «Сердце русского писателя, — утверждал М. Горький, — было колоколом любви, и вещий и могучий звон его слышали все живые сердца страны. »

Эти слова полностью можно отнести к Достоевскому — писателю, которого Томас Мани назвал первым психологом мировой литературы.

Возросший в наши дни интерес к творчеству Достоевского не случаев.

В его романах и повестях дана сокрушительная критика буржуазного строя России, запечатлены глубокое сочувствие угнетенному народу, вера в его светлое будущее. Власть денег, попрание человеческого достоинства, бредовые идеи «вседозволенности» — все это смело разоблачает Достоевский в 60—70-х годах XIX века. Произведения писателя отличает страстный гуманистический пафос — сочувствие и сострадание «униженным и оскорбленным».

Некоторые современные ученые на Западе пытаются доказать, что Достоевский — певец отчаяния, проповедующий неверие в человека, что он якобы родоначальник нынешних упадочнических литературных течений.

Советские литературоведы в ряде книг и статей, в докладах на состоявшемся в 1972 году в Венеции конгрессе, посвященном проблеме «Достоевский в сознании современного человека», убедительно опровергли все эти домыслы и раскрыли подлинный облик великого русского гуманиста и обличителя буржуазного общества.

Одним из главных вопросов, волновавших Достоевского па протяжении всей его жизни, была борьба добра и зла в человеке. Поступаете в 2019 году? Наша команда поможет с экономить Ваше время и нервы: подберем направления и вузы (по Вашим предпочтениям и рекомендациям экспертов);оформим заявления (Вам останется только подписать);подадим заявления в вузы России (онлайн, электронной почтой, курьером);мониторим конкурсные списки (автоматизируем отслеживание и анализ Ваших позиций);подскажем когда и куда подать оригинал (оценим шансы и определим оптимальный вариант).Доверьте рутину профессионалам – подробнее.

Писатель рассматривал зло как порождение частнособственнического мира. Отсюда его страстная критика буржуазности, отрицание капиталистических принципов: торгашества, наживы, поклонения «золотому тельцу». Все это мы видим в «Зимних заметках о летних впечатлениях», «Преступлении и наказании», «Идиоте», «Братьях Карамазовых».

В то же время Достоевский верил в добрые начала человеческой природы, всю жизнь вынашивал п лелеял идею о будущем совершенном, справедливом устройстве общества. Эту гуманистическую идею проповедуют его положительные герои — Мышкин, Алеша Карамазов, она пронизывает письма и дневники самого Достоевского. Путь к осуществлению «золотого века» человечества писатель видел в моральном факторе: человек должен усовершенствовать свою собственную природу, осознать ответственность перед другими людьми за построение земной гармонии и бескорыстно трудиться на общее благо. В наши дни, когда социальные препятствия к построению нового общества устранены, мысли Достоевского о моральной ответственности человека за себя, за других и за будущее приобретают особую актуальность.

«Достоевский ни у нас, ни на Западе еще не умер потому, что не умер капитализм и тем менее умерли его пережитки (если говорить даже о пашей стране). Отсюда важность внимательного рассмотрения всех проблем трагической «достоевщины», — заключал свою статью о Достоевском А. В. Луначарский.

Читайте также:
Достоевский: к проблеме интерпретации преступления и наказания: сочинение

И действительно, романы Достоевского, разоблачающие всевозможные формы насилия и угнетения, не могут умереть до тех пор, пока существует капитализм со всеми его уродствами и темными силами, которые сопротивляются и препятствуют появлению нового. «Новое общество, — писал критик-марксист В. В. Воровский, — не рождается из старого совсем готовым, чистеньким и хорошеньким, как бабочка, выскочившая из куколки. Глубокие материальные основы грядущего наталкиваются на отсталый, противоречащий им строй идеологии, особенно моральных понятий, господствующих в обществе. Они подтачивают их, как вешние воды подтачивают снег. Но пока новые моральные и вообще идеологические представления, соответствующие новому строю жизни, твердо оформятся и установятся, — царит хаос, смесь старого бурелома и новых побегов, нет твердых нравственных начал, нет того внутреннего критерия добра и зла, который руководил бы деятельностью личностей и масс».

В. В. Воровский писал о дореволюционной России, но эти строки можно целиком отнести к современному Западу и в какой-то мере ими объяснить причину интереса западного читателя к Достоевскому. Если в обществе «царит хаос, смесь старого бурелома и новых побегов», если утрачены твердые нравственные начала, если нет морального компаса, в такие моменты человек раздваивается, теряет границы добра и зла, он мечется, ищет выхода, и тут ему приходит на помощь писатель, который давно размышлял над теми же проблемами, которого волновала нравственная анархия общества и который великолепно запечатлел и заклеймил ее в своих романах.

Ко всему этому следует прибавить, что Достоевский — величайший художник слова, мастерство которого стоит на уровне знаменитых классиков мировой литературы. Исповеди его героев, тонкие портретные характеристики, напряженные диалоги — философские поединки — все это вошло в сокровищницу русской и мировой литературы как неоценимое богатство.

Каково же место Ф. М. Достоевского в русском литературном процессе XIX века? Каково значение его романа «Униженные и оскорбленные»?

В русском обществе накануне революционной ситуации 1859—1861 гг. четко обозначились две исторические тенденции — либеральная и демократическая. В столкновении их, естественно, участвовали две силы: либералы-дворяне и демократы-разночинцы. Если говорить о русской литературе, то представителями первой тенденции были И. А. Гончаров, И. С. Тургенев, А. Н. Островский, второй— Н. Г. Чернышевский, П. А. Добролюбов, Н. А. Некрасов, М. Е. Салтыков-Щедрин, Н. Г. Помяловский.

Писатели либерального направления подвергали критике господствующие классы: Гончаров развенчивал лень, апатию, паразитическое существование Обломовых; Тургенев в романах «Рудин» и «Дворянское гнездо» в мягких и грустных топах изображал несостоятельность Рудиных и Лаврецких; Островский в пьесах смело высмеивал грубое и невежественное купечество. Поиски же положительного героя эпохи в произведениях этих выдающихся художников слова оказывались менее результативными.

Напротив, писатели демократического лагеря, разоблачая темные стороны действительности, добились успехов в создании положительных идеалов. Так Н. Г. Чернышевский, в строгом соответствии с исторической правдой, сумел в романе «Что делать?» запечатлеть различные, четко очерченные типы «новых людей» (Лопухов, Кирсанов, Вера Павловна, Рахметов).

Эта линия получила дальнейшее развитие в творчестве писателей-семидесятников.

Особое место между писателями обозначенных лагерей занимал Ф. М. Достоевский. «Все его повести и романы, — писал о нем А. В. Луначарский, — огненная река его собственных переживаний. Это страстное стремление признаться в своей внутренней правде. »

Необходимо сразу сказать о двойственности, противоречивости Достоевского. С одной стороны — протест против социальной несправедливости, которую он видел повсюду, против угнетения человека человеком, против власти денег; с другой — проповедь смирения, вера в примирение всех противоречий с помощью христианской религии. Эту двойственность Достоевского можно обнаружить в той или иной степени почти во всех его произведениях, начиная от его первого романа «Бедные люди» (1845) и кончая «Братьями Карамазовыми».

Обладая чутким сердцем, Достоевский болезненно отзывался на страдания униженных и оскорбленных, которые всею силою души ненавидели хозяев помещичье-буржуазного общества. Но многие из этих униженных и оскорбленных стояли в стороне от освободительной борьбы, искали выхода в религии, в любви к ближнему. Все это нашло отражение в творчестве Достоевского.

Личная судьба писателя сложилась драматично.

В 40-х годах Достоевский увлекается учением социалистов-утопистов, сближается с петрашевцами и на одном из заседаний кружка Петрашевского читает запрещенное тогда письмо В. Г. Белинского Гоголю. Именно за это он был в 1849-году арестован и приговорен к смертной казни. После того как писатель был подвергнут оскорбительному обряду гражданской казни—возведен на эшафот, царь «милостиво» заменил смертный приговор ссылкой в Сибирь. Четыре года пробыл Достоевский на каторге и шесть лет в линейном батальоне Семипалатинска, на военной службе. И все это время был лишен возможности участвовать в литературной жизни. Лишь в конце 1859 года он возвратился из Сибири в Петербург и мог возобновить литературную работу.

Читайте также:
Сочинение по роману Достоевского «Идиот»: сочинение

В эти годы классовая борьба в России резко обострилась. Готовилась реформа 1861 года. В обществе шли ожесточенные споры. Спорили о том, какими путями пойдет развитие страны с отменой крепостного права, во что выльются предстоящие реформы, возможна ли в России крестьянская революция.

К этому времени Достоевский глубоко познал социальную несправедливость, царящую в обществе, изучил быт и нравы среднего класса — мелкого чиновничества и мещанства, особенно же хорошо представлял себе жизнь социальных низов — городской бедноты. И это не могло не сказаться на его умонастроении, а затем и на его творчестве. «Социальное положение Достоевского, загнавшее его в общественные низы, давшее ому отведать горечь существования униженных и оскорбленных, вместе с его необыкновенной чуткостью, способностью страдать и сострадать, не могли не толкнуть его в молодости на путь достаточно яркого протеста, на путь мечтаний о радикальной реформе всего общественного уклада», — писал А. В. Луначарский.

В начале 60-х годов Достоевский написал четыре больших произведения: «Дядюшкин сон», «Село Степанчиково и его обитатели», «Записки из Мертвого дома», «Униженные и оскорбленные».

Роман «Униженные и оскорбленные» впервые был опубликован в 1861 году в журнале «Время» (№ 1 — 7). В статье «Забитые люди» Добролюбов назвал Достоевского «одним из замечательнейших деятелей нашей литературы», а его роман «Униженные и оскорбленные» — лучшим литературным явлением года. Критик отметил, что новое .произведение Достоевского, как и первый его роман «Бедные люди», принадлежит к тому «гуманическому» направлению, которое начал Гоголь — основатель «натуральной школы» в русской литературе. «В произведениях г. Достоевского, — писал Добролюбов, — мы находим одну общую черту, более или менее заметную во всем, что он писал: это боль о человеке, который признает себя не в силах или, наконец, даже не в праве быть человеком, настоящим, полным, самостоятельным человеком, самим по себе».

Действие романа «Униженные и оскорбленные» происходит в 40-х годах, но яркая антикапиталистическая направленность его свидетельствует о том, что Достоевский тонко чувствовал и реалистически воспроизводил и политическую атмосферу 60-х годов: в романе изображен Петербург с его вопиющими социальными противоречиями и контрастами, говорится о спорах по поводу вводимых правительством реформ, запечатлена тревога подымающейся демократии о судьбах униженных и оскорбленных. Именно в этом сильная сторона романа. «Люди, которых человеческое достоинство оскорблено, — писал Добролюбов, — являются нам у г. Достоевского в двух главных типах: кротком и ожесточенном». Кроткие — это те, кто не протестует, а смиряется со своим униженным положением (Наташа Ихменева, ее отец Николай Сергеевич). Ожесточенные, наоборот, хотят бросить вызов тем, кто оскорбляет и унижает их, они бунтуют против несправедливости, существующей в мире. Но этот бунт трагичен, ибо он приводит их к гибели, как это происходит с девочкой-подростком — Нелли.

Такому разделению героев в романе соответствуют и две параллельные сюжетные линии его: первая — история семьи Ихменевых, вторая — трагическая судьба семьи Смитов. Первая сюжетная линия продолжает традицию русской сентиментальной литературы XIX века. Достоевский повествует о том, как дочь мелкопоместного дворянина Ихменева — Наташа, влюбившись в сына князя Валковского — Алешу и не получив родительского благословения, уходит к нему из дома. И за ото ее проклинает отец. Однако ветреный и легкомысленный Алеша вскоре влюбляется в богатую дочь графини Катю и по настоянию своего отца женится на ней. Униженная и оскорбленная в своих лучших чувствах Наташа возвращается к своим бедным родителям, и отец после долгих и мучительных колебаний прощает ее. На семью Ихменевых обрушиваются все силы зла. Унижен и оскорблен отец Наташи — Николай Сергеевич. Этого доброго, доверчивого человека, который приютил в своем доме Алешу и навел порядок в разоренном княжеском имении, князь Валковский обвиняет в мошенничестве; он безжалостно изгоняет Ихменева, как только тот становится более не нужен ему. Страдания Ихменева усугубляются его конфликтом с дочерью: для Николая Сергеевича уход Наташи из дома — позор.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: