Сцена чтения пушкинского стихотворения (Анализ эпизода из 7 главы, части 2 романа Ф. М. Достоевского Идиот).: сочинение

Сцена чтения пушкинского стихотворения (Анализ эпизода из 7 главы, части 2 романа Ф. М. Достоевского Идиот).: сочинение

  • Сочинения
  • ЕГЭ по русскому языку
  • Сочинения по литературе
  • Сочинения на свободную тему
  • Сочинения 5 класс
  • Сочинения 6 класс
  • Сочинения 7 класс
  • Сочинения 8 класс
  • Сочинения 9 класс
  • Сочинения 10 класс
  • Сочинения 11 класс
  • Сочинения про весну
  • Сочинения про лето
  • Сочинения про осень
  • Сочинения про зиму
  • Сочинения по картинам
  • сочинение про школу
  • Сочинения про животных
  • Сочинения описания
  • Рефераты
  • Краткие содержания
  • Украинская литература
  • Сочинения, рефераты, краткие содержания
  • Шпаргалки по философии
  • Шпаргалки по истории
  • Биографии
  • Анализ стихотворения
  • Пословицы
  • Cчиталки для детей
  • Поздравления учителям
  • Поздравления ученикам
  • Сочинения ОГЭ и ЕГЭ
  • Подготовка к ЕГЭ по биологии

Сцена чтения пушкинского стихотворения (Анализ эпизода из 7 главы, части 2 романа Ф. М. Достоевского «Идиот»).

Действие сцены чтения пушкинского стихотворения происходит на даче Лебедева, где отдыхает князь Мышкин. Собираются два семейства: Епанчиных и Иволгиных. Сцена начинается ещё в шестой главе (в 7-й продолжается и сменяется появлением молодых «нигилистов») со слов Коли Иволгина, обращённых к Аглае Епанчиной: «Месяц назад вы «Дон-Кихота» перебирали и воскликнули эти слова, что нет лучше «рыцаря бедного». Не знаю, про кого вы тогда говорили: про Дон-Кихота, или про Евгения Павлыча, или ещё про одно лицо».

Присутствующие разговаривают о «рыцаре бедном», подразумевая под ним Мышкина. Ситуация становится довольно скользкой в тот момент, когда Аглая открыто заявляет: «Я сначала не понимала и смеялась, а теперь люблю «рыцаря бедного», а главное, уважаю его подвиги». Дабы снять напряжение, Лизавета Прокофьевна Епанчина просит Аглаю прочитать стихотворение Пушкина о «рыцаре бедном», о котором якобы идет речь.

Эпизод в романе выполняет две функции. Во-первых, раскрывает отношение Аглаи Епанчиной к Мышкину. Это первое признание в любви. То, как оно было совершено, помогает читателю понять характер Аглаи. Открыто, почти по-детски, полушутя и играя, даже немного подтрунивая над князем, героиня признается в том, что испытывает к князю нежные чувства. В стихотворении Пушкина, которое читает Аглая, есть строчка:

А.М.Д. своею кровью

Начертал он на щите.

Декламируя, Епанчина специально изменяет буквы А.М.Д. на буквы Н.Ф.Б, явно намекая на отношения князя с Настасьей Филипповной Барашкиной. И этот укол также выглядит немного наивным, детским и легкомысленным. Сама же она косвенно объясняет смысл этой замены: “. Этому бедному рыцарю уже всё равно стало: кто бы ни была и что бы ни сделала его дама. Довольно того, что он её выбрал и поверил её «чистой красоте», а затем уже преклонился пред нею навеки. ” Аглая убеждена, что если б потом эта дама хоть воровкой была, то он всё-таки должен был ей верить и за её чистую красоту копья ломать.
В «рыцаре же бедном», по мнению девушки, это чувство дошло уже до последней степени, до аскетизма. Она признает, что способность к такому чувству много обозначает, и что “такие чувства оставляют по себе черту глубокую”.

В шестой главе Аглая Епанчина произносит важнейшие слова, объясняющие смысл последующего чтения: «. В стихах этих прямо изображён человек, способный иметь идеал, во-вторых, раз поставив себе идеал, поверить ему, а, поверив, слепо отдать ему всю свою жизнь».

Описывая реакцию собравшихся на чтение, Достоевский замечает: «Что-то тяжёлое и неприятное как бы уязвило князя». По-видимому, здесь мы видим частый у писателя мотив предчувствия, в данном случае – предчувствия неприязненных отношений Аглаи и Настасьи Филипповны.

Другая важнейшая функция, которую выполняет эпизод, – помощь в раскрытии образа князя Мышкина. Дон-Кихот в сцене назван отнюдь не случайно. Достоевский высоко оценивал роман Сервантеса. «Из прекрасных лиц в литературе христианской стоит всего законченнее Дон-Кихот»,– пишет Ф.М. Достоевский

Вообще, образ Дон-Кихота оказал большое влияние на всю русскую литературу 19-20 веков. К нему обращались Пушкин, Гоголь, Тургенев, Платонов. Среди источников образа Мышкина Дон-Кихот – один из важнейших.

Достоевский смотрел на «Дон-Кихота», конечно же, не как на сатиру на рыцарские романы. Комический эффект романа Сервантеса возникает из несоответствия реальности и бредовых действий Дон-Кихота, неверно ее воспринимающего. Одновременно, соприкасаясь с действительностью, осмеянный герой проявляет и разоблачает окружающую его среду.
Эту схему Достоевский использует для создания своих образов. Для его творчества характерно обращение к сюжетам, уже разработанным мировой литературой, однако наполняемым им новым содержанием. Для писателя действия Дон-Кихота – прекрасны, а окружающая действительность отвратительна. Герой не осмеивается, а возвеличивается. Дон-Кихот служит одним из образцов для написания «истинно прекрасного человека» князя Мышкина в «Идиоте». Князь противостоит среде, живущей по антинравственным формализованным законам.

Однако между Мышкиным и Дон-Кихотом есть ряд важных отличий. Мышкин не бредит, как Дон-Кихот, непонимающий истинный смысл происходящих событий, он делает все сознательно, оценивая людей и последствия своих поступков. Мышкин сохраняет «голубиное сердце» Дон-Кихота, но, в отличие от него, не вооружен, борется не мечом, а сердцем. Нравственный герой аккумулирует в себе лучшие качества: смирение, кротость, чуткость, доброту, христианскую любовь, активно-бескорыстное служение людям, безраздельную самоотдачу, жертвенное начало и мученический ореол. Как и у Дон-Кихота, у Мышкина есть своя Дульсинея, которую надо расколдовать, – Настасья Филипповна.

Весь эпизод чтения пушкинского стихотворения проникнут каким-то светлым чувством. Интрига, введенная Аглаей Епанчиной, когда все участники беседы понимали, о чем шла речь, но не озвучивали ничьих имен, поддерживается и автором. Он не раскрывает нам мысли героев, поэтому здесь практически отсутствует внутренние монологи действующих лиц. Не открывая читателю движения души героев, а описывая лишь внешнюю сторону происходящего, автор лишает читателя «комментария» и заставляет стать одним из участников диалога.

Сцена чтения пушкинского стихотворения (Анализ эпизода из 7 главы, части 2 романа Ф. М. Достоевского Идиот).: сочинение

Меню сайта

  • Сочинения
    • Русская литература
    • Русский язык
    • Свободная тема
    • Сочинение по картине
    • Сочинения по произведениям
      • Абрамов Ф.А.
      • Андерсен Г.Х.
      • Айтматов Ч.Т.
      • Андреев Л.Н.
      • Астафьев В.П.
      • Ахматова А.А.
      • Бабель И.Э
      • Бальмонт К.
      • Блок А.А.
      • Булгаков М.А.
      • Достоевский Ф.М.
        • Белые ночи
        • Братья Карамазовы
        • Идиот
        • Преступление и наказание
      • Бунин И.А.
      • Гоголь Н.В.
      • Гончаров И.А.
      • Горький М.
      • Грибоедов А.С.
      • Куприн А.И.
      • Лермонтов М.Ю.
      • Островский А.Н.
      • Пушкин А.С.
      • Солженицын А.И.
      • Тургенев И.С.
      • Фонвизин Д.И.
      • Толстой Л.Н.
      • Шолохов М.А.
      • Некрасов Н. А.
      • Тютчев Ф. И.
      • Фет А. А.
      • Маяковский В. В.
      • Есенин С.
      • Салтыков-Щедрин М. Е.
      • Карамзин Н. М.
      • Твардовский А. Т.
    • Сочинения-рассуждения
    • Сочинения на английском
    • Сочинение описание
    • Сочинения ЕГЭ
    • Сочинения 5-9 класс
    • Сочинения ОГЭ
  • Шпаргалки
  • Рефераты
  • Анализ произведения
  • Примеры решения задач
  • Биографии писателей
  • Краткие содержания
  • Твори з української мови
  • Твори з української літератури
  • Твори з зарубіжної літератури
  • Историческое сочинение
  • Литература и язык
  • История России
  • Тесты по литературе
  • Диктанты по русскому языку
Читайте также:
Тема падения и духовного возрождения человека в произведениях Ф.М.Достоевского. (По роману Преступление и наказание или Идиот.): сочинение

Сочинение по литературе

Сцена чтения пушкинского стихотворения (Анализ эпизода из 7 главы, части 2 романа Ф. М. Достоевского «Идиот»).

Действие сцены чтения пушкинского стихотворения происходит на даче Лебедева, где отдыхает князь Мышкин. Собираются два семейства: Епанчиных и Иволгиных. Сцена начинается ещё в шестой главе (в 7-й продолжается и сменяется появлением молодых «нигилистов») со слов Коли Иволгина, обращённых к Аглае Епанчиной: «Месяц назад вы «Дон-Кихота» перебирали и воскликнули эти слова, что нет лучше «рыцаря бедного».

Не знаю, про кого вы тогда говорили: про Дон-Кихота, или про Евгения Павлыча, или ещё про одно лицо».

Присутствующие разговаривают о «рыцаре бедном», подразумевая под ним Мышкина. Ситуация становится довольно скользкой в тот момент, когда Аглая открыто заявляет: «Я сначала не понимала и смеялась, а теперь люблю «рыцаря бедного», а главное, уважаю его подвиги». Дабы снять напряжение, Лизавета Прокофьевна Епанчина просит Аглаю прочитать стихотворение Пушкина о «рыцаре бедном», о котором якобы идет речь.

Эпизод в романе выполняет две функции. Во-первых, раскрывает отношение Аглаи Епанчиной к Мышкину. Это первое признание в любви. То, как оно было совершено, помогает читателю понять характер Аглаи. Открыто, почти по-детски, полушутя и играя, даже немного подтрунивая над князем, героиня признается в том, что испытывает к князю нежные чувства. В стихотворении Пушкина, которое читает Аглая, есть строчка:

А.М.Д. своею кровью

Начертал он на щите.

Декламируя, Епанчина специально изменяет буквы А.М.Д. на буквы Н.Ф.Б, явно намекая на отношения князя с Настасьей Филипповной Барашкиной. И этот укол также выглядит немного наивным, детским и легкомысленным. Сама же она косвенно объясняет смысл этой замены: “. Этому бедному рыцарю уже всё равно стало: кто бы ни была и что бы ни сделала его дама. Довольно того, что он её выбрал и поверил её «чистой красоте», а затем уже преклонился пред нею навеки. ” Аглая убеждена, что если б потом эта дама хоть воровкой была, то он всё-таки должен был ей верить и за её чистую красоту копья ломать.
В «рыцаре же бедном», по мнению девушки, это чувство дошло уже до последней степени, до аскетизма. Она признает, что способность к такому чувству много обозначает, и что “такие чувства оставляют по себе черту глубокую”.

В шестой главе Аглая Епанчина произносит важнейшие слова, объясняющие смысл последующего чтения: «. В стихах этих прямо изображён человек, способный иметь идеал, во-вторых, раз поставив себе идеал, поверить ему, а, поверив, слепо отдать ему всю свою жизнь».

Описывая реакцию собравшихся на чтение, Достоевский замечает: «Что-то тяжёлое и неприятное как бы уязвило князя». По-видимому, здесь мы видим частый у писателя мотив предчувствия, в данном случае – предчувствия неприязненных отношений Аглаи и Настасьи Филипповны.

Другая важнейшая функция, которую выполняет эпизод, – помощь в раскрытии образа князя Мышкина. Дон-Кихот в сцене назван отнюдь не случайно. Достоевский высоко оценивал роман Сервантеса. «Из прекрасных лиц в литературе христианской стоит всего законченнее Дон-Кихот»,– пишет Ф.М. Достоевский

Вообще, образ Дон-Кихота оказал большое влияние на всю русскую литературу 19-20 веков. К нему обращались Пушкин, Гоголь, Тургенев, Платонов. Среди источников образа Мышкина Дон-Кихот – один из важнейших.

Достоевский смотрел на «Дон-Кихота», конечно же, не как на сатиру на рыцарские романы. Комический эффект романа Сервантеса возникает из несоответствия реальности и бредовых действий Дон-Кихота, неверно ее воспринимающего. Одновременно, соприкасаясь с действительностью, осмеянный герой проявляет и разоблачает окружающую его среду.
Эту схему Достоевский использует для создания своих образов. Для его творчества характерно обращение к сюжетам, уже разработанным мировой литературой, однако наполняемым им новым содержанием. Для писателя действия Дон-Кихота – прекрасны, а окружающая действительность отвратительна. Герой не осмеивается, а возвеличивается. Дон-Кихот служит одним из образцов для написания «истинно прекрасного человека» князя Мышкина в «Идиоте». Князь противостоит среде, живущей по антинравственным формализованным законам.

Однако между Мышкиным и Дон-Кихотом есть ряд важных отличий. Мышкин не бредит, как Дон-Кихот, непонимающий истинный смысл происходящих событий, он делает все сознательно, оценивая людей и последствия своих поступков. Мышкин сохраняет «голубиное сердце» Дон-Кихота, но, в отличие от него, не вооружен, борется не мечом, а сердцем. Нравственный герой аккумулирует в себе лучшие качества: смирение, кротость, чуткость, доброту, христианскую любовь, активно-бескорыстное служение людям, безраздельную самоотдачу, жертвенное начало и мученический ореол. Как и у Дон-Кихота, у Мышкина есть своя Дульсинея, которую надо расколдовать, – Настасья Филипповна.

Весь эпизод чтения пушкинского стихотворения проникнут каким-то светлым чувством. Интрига, введенная Аглаей Епанчиной, когда все участники беседы понимали, о чем шла речь, но не озвучивали ничьих имен, поддерживается и автором. Он не раскрывает нам мысли героев, поэтому здесь практически отсутствует внутренние монологи действующих лиц. Не открывая читателю движения души героев, а описывая лишь внешнюю сторону происходящего, автор лишает читателя «комментария» и заставляет стать одним из участников диалога.

Занятие спецкурса по литературе на тему : « Пушкинские реминисценции в романе Ф. М. Достоевского « Идиот»».
план-конспект занятия по литературе (10 класс)

Аннотация: данное занятие расширит рамки знакомства с судьбами, творчеством А. С. Пушкина и Ф. М. Достоевского, будет способствовать развитию исследовательского и ассоциативного мышления обучающихся, формированию навыков самостоятельной работы с художественными полотнами, позволит эффективно организовать учебную деятельность , включающую в себя сопоставительный анализ , позволяющий провести исследование, изучить и проанализировать критическую литературу, литературоведческие труды, приобщит обучающихся к системе культурных и нравственных ценностей нашего общества.

Читайте также:
Сущность морали буржуазного общества в романах Достоевского: сочинение

Ключевые слова: Ф. М. Достоевский, роман « Идиот», литература, реминисценция, анализ текста, А. С. Пушкин, пушкинские реминисценции, сопоставительный анализ, идейное созвучие.

Скачать:

Вложение Размер
zanyatie_spetskursa_po_literature.docx 27.48 КБ

Предварительный просмотр:

Занятие спецкурса по литературе на тему : « Пушкинские реминисценции в романе Ф. М. Достоевского « Идиот»».

Голоскевич Светлана Ивановна ,

учитель русского языка и литературы

ГБОУ ” Школа № 806″ , г.Москва

Аннотация: данное занятие расширит рамки знакомства с судьбами, творчеством А. С. Пушкина и Ф. М. Достоевского, будет способствовать развитию исследовательского и ассоциативного мышления обучающихся, формированию навыков самостоятельной работы с художественными полотнами, позволит эффективно организовать учебную деятельность , включающую в себя сопоставительный анализ , позволяющий провести исследование, изучить и проанализировать критическую литературу, литературоведческие труды, приобщит обучающихся к системе культурных и нравственных ценностей нашего общества.

Ключевые слова: Ф. М. Достоевский, роман « Идиот», литература, реминисценция, анализ текста, А. С. Пушкин, пушкинские реминисценции, сопоставительный анализ, идейное созвучие.

Проблема Пушкин и Достоевский в литературоведении находит довольно широкое освещение в общем плане. По данной теме существуют интересные работы общего характера. Есть исследования, посвящённые сопоставлению конкретных произведений того и другого писателя: Н.Д. Тамарченко «Пиковая дама» А.С. Пушкина и « Преступление и наказание» Ф. М. Достоевского и, наконец, в ряде статей рассматривается вопрос о пушкинских реминисценциях в отдельных произведениях Достоевского: О. Д. Корзухин « Пушкинские традиции в жанрово- стилевом синтезе романа Ф.М. Достоевского «Бесы», Р.И. Поддубная « Отражение «Выстрела» Пушкина в творчестве Достоевского» и другие.

Одной из серьёзных работ, посвящённых интересующей теме, является статья профессора Д.Д.Благого в его последней книге « Душа в заветной лире». Здесь приводятся примеры пушкинских реминисценций в произведениях Достоевского, ещё и ещё раз подчёркивается воздействие творчества А. С. Пушкина на развитие русской и мировой литературы вообще и на творчество Достоевского, в частности.

Следует отметить, что введение новых сложных форм, трудных для восприятия, привело к тому, что творчество Пушкина 30-х годов было не понято читателями и критиками. Одним из первых, кто понял новаторство Пушкина – реалиста, был Ф. М. Достоевский, который берёт на вооружение его принципы отражения реальной жизни. Но несмотря на полное принятие пушкинских традиций, писатель в то же время ищет новые пути к читателю.

Большой интерес в изучении темы « Пушкинские реминисценции в романе Достоевского « Идиот» представляются примечания к данному произведению, которые составили И. А. Битюгова ( « Идиот», п.п. 1-5, 9, раздел о принципах публикации подготовительных материалов к роману, планы и наброски) , В. В. Дудкин ( « Идиот», п.9,восприятие романа за рубежом), Н. И. Соломина ( « Идиот», п.6-7, реальный комментарий к роману и подготовительные материалы к нему).

Но гениальность Ф. М. Достоевского заключалась в том, что проблемы, всю жизнь волновавшие его, носили поистине глобальный, общечеловеческий характер. Он создал такие духовные ценности, которые сохраняют непреходящее значение и для нас сегодня. Речь идет не только о художественном совершенстве, о мастерстве психологического анализа, а и о тех прогнозах и жизненных уроках, которые содержатся в его произведениях.

Поскольку количество часов, отведённых учебным планом на изучение литературы, не всегда позволяет организовать плодотворную работу с текстом на уроке, прекрасная возможность появляется в рамках спецкурсов по литературе .

На одном из таких занятий возник вопрос о реминисценциях, в частности, пушкинских реминисценциях в творчестве Ф.М.Достоевского.

Было решено провести занятие – исследование .

Цели: познакомиться с понятием « реминисценция», прочитать роман Ф.М. Достоевского « Идиот», используя навыки сопоставительного анализа, найти пушкинские реминисценции .

При анализе романа в свете поставленной проблемы были использованы следующие теоретические положения:

понятие А.Квятковского о том, что реминисценция- это намеренное или невольное воспроизведение автором знакомой фразовой или образной конструкции из другого художественного произведения.

(Реминисценция – один из важнейших элементов художественной системы, она является интереснейшим художественным средством , которое бесконечно расширяет смысловое пространство текста. )
Она рассчитана на память и ассоциативное восприятие читателей, выполняет функцию напоминания: чем больше знаком с предшествующей культурой, тем лучше постигаешь последующую.

Кроме того, имеет место такая художественная перекличка двух авторов, которая перерастает в принципиальное идейно-эстетическое созвучие.

(В этом случае чужой текст может не воспроизводиться, а если звучит, то это лишь сознательное подчёркивание автором своего идеологического родства с цитируемым художником.)

Большая часть занятия была посвящена выявлению случаев обращения Достоевского к пушкинскому творчеству в романе « Идиот». Обучающиеся сделали вывод о том, что Ф. М. Достоевский обратился к пушкинской лирике, в романе выявилось прямое цитирование стихотворения 1829 г. «Жил на свете рыцарь бедный…». Они конкретизировали, что в данном случае мы имеем дело с реминисценцией I типа.

М.С. Альтман, советский писатель и переводчик, считает, что стихотворение Пушкина «Жил на свете рыцарь бедный…» имеет связь с романом Сервантеса. Это наблюдение очень важно для понимания пушкинского образа.

Вчитываясь в текст романа, было обращено внимание ещё на один пример прямого цитирования строк ( произведение И.А.Крылова «Лев да Осёл»).

( Лев, как и в басне Крылова сказано: Могучий Лев, гроза лесов,
От старости лишился силы.
А я, ваше превосходительство, — Осел.
– С последним я согласен, — неосторожно вырвалось у генерала).

В процессе чтения фрагментов романа обучающимися были выявлены реминисценции второго типа ( идейное созвучие).

Они обратили внимание на то обстоятельство, что в творчестве Пушкина и Достоевского огромное место занимала тема чудовищной власти денег. В романе «Идиот» Достоевский устами Лебедева дает следующую характеристику своего времени: «… все в нынешний век на мере и на договоре, и все люди своего только права и ищут: мера пшеницы за динарий и три меры ячменя за динарий» … да еще дух свободный, и сердце чистое, и тело здоровое, и все дары божии при этом хотят сохранить».

В монологе Гани Иволгина слышен отголосок пушкинского «Скупого рыцаря», той же темы могущества денег

Ганя восклицает: «… Вы вот думаете, что я семьдесят пять тысяч получу и сейчас же карету куплю. Нет-с, я тогда третьегодный старый сюртук донашивать стану и все мои клубные знакомства брошу. У нас мало выдерживающих людей, хоть и все ростовщики, а я хочу выдержать.»

Следует отметить, что большинство старшеклассников способны выявить реминисценции первого типа. С реминисценцией же второго типа наблюдаются сложности, так как они носят неявный характер, требуют серьёзных знаний произведений литературы и их основных идей.
По окончании исследования обучающиеся выделили общие элементы художественной системы, объяснили их сходство, сделали вывод о том, что в романе Ф.М.Достоевского « Идиот» дана характеристика изображаемой эпохи в полном соответствии с пушкинской оценкой, т.е. нашли реминисценции .

В заключение следует отметить, что тема « Достоевский и Пушкин» привлекает всё большее внимание исследователей, становится всё более и более актуальной. Ещё Белинский верно почувствовал то обстоятельство, что писать о Пушкине – значит писать о целой русской литературе: ибо как прежние писатели русские объясняют Пушкина, так Пушкин объясняет последовавших за ним писателей. В результате сопоставительного анализа романа « Идиот» и произведений А.С.Пушкина выявилось следующее:

1. стихотворение Пушкина « Жил на свете рыцарь бедный» является одним из литературных источников образа князя Мышкина и помогает выявить сущность авторской позиции в отношении к герою и к своей идейно-художественной задаче в романе « Идиот», роман Достоевского содержит в себе многие проблемы, впервые поставленные в русской литературе Пушкиным, в частности : воздействие законов «железного века» на человеческую душу, судьба человека в мире, где господствует могущество капитала, способность человека сохранить в себе подлинно человеческое, несмотря на гибельное воздействие среды и эпохи,

2.как и всё творчество Достоевского в целом, как его литературно-критические работы, как его личные заметки ( « Дневник писателя»), роман « Идиот» содержит в себе прямые восторженные оценки Пушкина как личности и как художника,

в романе обнаруживаются художественные приёмы в создании образов, идущие от Пушкина, несмотря на довольно частую обращённость научно-критической мысли к данной проблеме, она далека от разрешения , поскольку данная тема – одна из существеннейших тем истории развития русской литературы, которая до сих пор не может считаться научно решённой.

Спецкурсы по литературе в старшей школе позволяют эффективно организовать текстовую деятельность обучающихся, актуализируют дидактический потенциал художественного полотна, обеспечивают непрерывный процесс коммуникации: сотворчество учителя, ученика и автора.

1.Альтман М.С. Литературные параллел : К произведениям Пушкина и Достоевского.- В кн.: Страницы истории русской литературы. М.,1971.

2.Достоевский Ф.М. Полн. собр. Соч. в 30-ти т.-Л., 1973, т. 8

3.Осмоловский О.Н. Достоевский и русский психологический роман. Кишинёв,1981.

4.Пушкин А.С. Изб. соч. в 2-х т., -М., 1980, т.1

5.Пушкин А.С. Изб. соч. в 2-х т., -М., 1980, т.2

6.Сдобнов В.В. Читатель в творческом сознании Пушкина и Достоевского: Несколько наблюдений.- Калинин, 1983.

Сцена чтения пушкинского стихотворения (Анализ эпизода из 7 главы, части 2 романа Ф. М. Достоевского “Идиот”)

Действие сцены чтения пушкинского стихотворения происходит на даче Лебедева, где отдыхает князь Мышкин. Собираются два семейства: Епанчиных и Иволгиных. Сцена начинается еще в шестой главе (в 7-й продолжается и сменяется появлением молодых “нигилистов”) со слов Коли Иволгина, обращенных к Аглае Епанчиной: “Месяц назад вы “Дон-Кихота” перебирали и воскликнули эти слова, что нет лучше “рыцаря бедного”. Не знаю, про кого вы тогда говорили: про Дон-Кихота, или про Евгения Павлыча, или еще про одно лицо”. Присутствующие разговаривают о “рыцаре бедном”, подразумевая под ним Мышкина.

Ситуация становится довольно скользкой в тот момент, когда Аглая открыто заявляет: “Я сначала не понимала и смеялась, а теперь люблю “рыцаря бедного”, а главное, уважаю его подвиги”. Дабы снять напряжение, Лизавета Прокофьевна Епанчина просит Аглаю прочитать стихотворение Пушкина о “рыцаре бедном”, о котором якобы идет речь. Эпизод в романе выполняет две функции. Во-первых, раскрывает отношение Аглаи Епанчиной к Мышкину.

Это первое признание в любви. То, как оно было совершено, помогает читателю понять характер Аглаи. Открыто, почти по-детски, полушутя и играя, даже немного подтрунивая над князем, героиня признается в том, что испытывает к князю нежные чувства.

В стихотворении Пушкина, которое читает Аглая, есть строчка: А. М. Д. своею кровью Начертал он на щите.

Декламируя, Епанчина специально изменяет буквы А. М. Д. на буквы Н. Ф. Б, явно намекая на отношения князя с Настасьей Филипповной Барашкиной. И этот укол также выглядит немного наивным, детским и легкомысленным. Сама же она косвенно объясняет смысл этой замены: “…Этому бедному рыцарю уже все равно стало: кто бы ни была и что бы ни сделала его дама.

Довольно того, что он ее выбрал и поверил ее “чистой красоте”, а затем уже преклонился пред нею навеки…” Аглая убеждена, что если б потом эта дама хоть воровкой была, то он все-таки должен был ей верить и за ее чистую красоту копья ломать. В “рыцаре же бедном”, по мнению девушки, это чувство дошло уже до последней степени, до аскетизма. Она признает, что способность к такому чувству много обозначает, и что “такие чувства оставляют по себе черту глубокую”. В шестой главе Аглая Епанчина произносит важнейшие слова, объясняющие смысл последующего чтения: “…В стихах этих прямо изображен человек, способный иметь идеал, во-вторых, раз поставив себе идеал, поверить ему, а, поверив, слепо отдать ему всю свою жизнь”. Описывая реакцию собравшихся на чтение, Достоевский замечает: “Что-то тяжелое и неприятное как бы уязвило князя”.

По-видимому, здесь мы видим частый у писателя мотив предчувствия, в данном случае – предчувствия неприязненных отношений Аглаи и Настасьи Филипповны. Другая важнейшая функция, которую выполняет эпизод, – помощь в раскрытии образа князя Мышкина. Дон-Кихот в сцене назван отнюдь не случайно.

Достоевский высоко оценивал роман Сервантеса. “Из прекрасных лиц в литературе христианской стоит всего законченнее Дон-Кихот”,- пишет Ф. М. Достоевский Вообще, образ Дон-Кихота оказал большое влияние на всю русскую литературу 19-20 веков. К нему обращались Пушкин, Гоголь, Тургенев, Платонов. Среди источников образа Мышкина Дон-Кихот – один из важнейших.

Достоевский смотрел на “Дон-Кихота”, конечно же, не как на сатиру на рыцарские романы. Комический эффект романа Сервантеса возникает из несоответствия реальности и бредовых действий Дон-Кихота, неверно ее воспринимающего. Одновременно, соприкасаясь с действительностью, осмеянный герой проявляет и разоблачает окружающую его среду. Эту схему Достоевский использует для создания своих образов.

Для его творчества характерно обращение к сюжетам, уже разработанным мировой литературой, однако наполняемым им новым содержанием. Для писателя действия Дон-Кихота – прекрасны, а окружающая действительность отвратительна. Герой не осмеивается, а возвеличивается.

Дон-Кихот служит одним из образцов для написания “истинно прекрасного человека” князя Мышкина в “Идиоте”. Князь противостоит среде, живущей по антинравственным формализованным законам. Однако между Мышкиным и Дон-Кихотом есть ряд важных отличий. Мышкин не бредит, как Дон-Кихот, непонимающий истинный смысл происходящих событий, он делает все сознательно, оценивая людей и последствия своих поступков. Мышкин сохраняет “голубиное сердце” Дон-Кихота, но, в отличие от него, не вооружен, борется не мечом, а сердцем.

Нравственный герой аккумулирует в себе лучшие качества: смирение, кротость, чуткость, доброту, христианскую любовь, активно-бескорыстное служение людям, безраздельную самоотдачу, жертвенное начало и мученический ореол. Как и у Дон-Кихота, у Мышкина есть своя Дульсинея, которую надо расколдовать, – Настасья Филипповна. Весь эпизод чтения пушкинского стихотворения проникнут каким-то светлым чувством.

Интрига, введенная Аглаей Епанчиной, когда все участники беседы понимали, о чем шла речь, но не озвучивали ничьих имен, поддерживается и автором. Он не раскрывает нам мысли героев, поэтому здесь практически отсутствует внутренние монологи действующих лиц. Не открывая читателю движения души героев, а описывая лишь внешнюю сторону происходящего, автор лишает читателя “комментария” и заставляет стать одним из участников диалога.

Твір на тему: Сцена чтения пушкинского стихотворения (Анализ эпизода из 7 главы, части 2 романа Ф. М. Достоевского “Идиот”)

Related posts:

Сцена венчания Настасьи Филипповны с князем Мышкиным (анализ эпизода из главы 10 части 4 романа Ф. М. Достоевского “Идиот”) Венчание князя Мышкина и Настасьи Филипповны должно было состояться в Павловске, в самый разгар дачного сезона, когда здесь отдыхало все светское общество. Эта свадьба не скрывалась, а, напротив, афишировалась. Настасья.

Сцена сожжения денег Настасьей Филипповной (Анализ эпизода из главы 16, части 1 романа Ф. М. Достоевского “Идиот”) Роман Ф. М. Достоевского “Идиот” – произведение, в котором воплотились творческие принципы писателя. Удивительное владение сюжетом и мастерство слова достигают у него подлинного расцвета. Яркая история несчастного князя Мышкина, неистового.

Сцена объяснения Пьера с Элен (анализ эпизода из главы 2, части 3, тома 1 романа Л. Н. Толстого “Война и мир”) Роман Льва Николаевича Толстого “Война и мир” подарил русской литературе галерею замечательных образов, раскрытых с психологической точностью. Прослеживая судьбы главных героев, каждый неравнодушный ценитель его творчества наслаждается истинным искусством психологического.

Первая встреча Раскольникова с Порфирием Петровичем (анализ эпизода из главы 5, части 3 романа Ф. М. Достоевского “Преступление и наказание”) В своем романе “Преступление и наказание” Ф. М. Достоевский настолько мастерски выписал внутреннее состояние “загнанного в угол” Раскольникова, что писателя самого всерьез подозревали в убийстве. Одни из самых напряженных психологических.

Разговор Раскольникова с Соней Мармеладовой на ее квартире (анализ эпизода из главы 4, части 4 романа Ф. М. Достоевского “Преступление и наказание”) Творчество Ф. М. Достоевского представлено многими великолепными романами и рассказами, которые еще при жизни писателя были признаны классикой: “Братья Карамазовы”, “Бесы”, “Подросток”, “Записки из Мертвого дома” и многие другие. Среди.

Сцена объяснения между Наташей Ростовой и князем Андреем (анализ 23 главы, части 3, тома 2 романа Л. Н. Толстого “Война и мир”) Очень часто, когда люди слышат название “Война и мир”, у них возникают ассоциации с войной 1812 года, с Наполеоном и Кутузовым, с отдельными персонажами, такими, как Наташа Ростова, Андрей Болконский.

Размышления Андрея Болконского по дороге в Отрадное (анализ эпизода из главы 1 части 3 тома 2 романа Л. Н. Толстого “Война и мир”) Описания природы русские писатели издавна использовали с целью охарактеризовать внутреннее состояние своих героев. Подобным приемом пользовался и Л. Н. Толстой в своем романе “Война и мир”. “На краю дороги стоял.

Анализ эпизода главы XX части 6 романа М. А. Шолохова “Тихий Дон” Роман М. Шолохова “Тихий Дон” повествует о жизни казачества в начале 20 века. Известно, что этот период был тяжелым для всей страны: установление новой власти сопровождалось кровью и огромным количеством.

Анализ эпизода из 2 тома, 1 части главы 15 романа Л. Н. Толстого “Война и мир” Данный эпизод романа описывает момент “мирной жизни” в семье Ростовых. Мы видим, как молодежь этой семьи проводит свое время. Основными действующими лицами этого эпизода является Наташа Ростова и ее старший.

Бегство Тальберга (анализ эпизода из главы 2 части 1 романа М. А. Булгакова “Белая гвардия”) Россия дореволюционная – идеал Михаила Афанасьевича Булгакова. И как ни пытались его современники-писатели отказаться от нее в своих произведениях, он возвращался к ней вновь и вновь, как к лучшему времени.

Разговор Пилата с Афранием (Анализ эпизода из главы 25 части 2 романа М. А. Булгакова “Мастер и Маргарита”) Смысл этой, очень важной в концепции всего произведения, главы заявлен уже в самом названии, но завуалирован. И, как “тьма, пришедшая со Средиземного моря” укрывает от любопытных глаз разговор прокуратора с.

Тайники инженера Лисовича (анализ эпизода из главы 3 части 1 романа М. А. Булгакова “Белая гвардия”) Мне сразу стало ясно, что передо мной человек поразительного таланта, внутренне честный и принципиальный, очень умный, с ним, даже тяжелобольным, было интересно разговаривать, как редко бывает с кем. И люди.

Анализ романа Ф. М. Достоевского “Идиот”, план Работая над романом, Достоевский ставил цель – изобразить “положительно прекрасного человека”, осознавая, что это гигантская задача. В данном произведении страшное, тлетворное влияние наступающего капитализма охватило всех действующих лиц, только один.

Анализ эпизода признания Раскольникова (глава 8 части 6 романа Ф. М. Достоевского “Преступление и наказание”) Анализ эпизода признания Раскольникова (глава 8 части 6 романа Ф. М. Достоевского “Преступление и наказание”) 8 глава является финальной в шестой части романа Достоевского “Преступление и наказание”. Именно ее можно.

Анализ эпизода “Встреча Раскольникова и Сони” (глава 4 части 4 романа Ф. М. Достоевского “Преступление и наказание”) Анализируемый эпизод является очень важным в романе “Преступление и наказание”: именно в нем теория Раскольникова о “властьимущих” сталкивается с покорностью кроткой Сони перед жизненными обстоятельствами. Из сцены встречи Родиона с.

Образ князя Мышкина в романе ф. М. Достоевского “Идиот” В основе романа “Идиот” лежит попытка изобразить тип человека, достигшего полной духовной и нравственной гармонии. В “Идиоте” Достоевский попытался собрать вместе всех представителей современного общества и показать, что как бы.

Сцена в Александровской гимназии (анализ эпизода из главы 7 роамана М. Булгакова “Белая гвардия”) “Глубокою ночью угольная тьма залегла на террасах лучшего места в мире – Владимирской горки”… Так начинается седьмая, заключительная, глава первой части романа БУлгакова “Белая гвардия”. Здесь отразились события гражданской войны.

Сцена захвата казака-убийцы в романе М. Ю. Лермонтова “Герой нашего времени”. (Анализ эпизода из главы “Фаталист”.) Когда-то В. Набоков говорил о том, что если бы вся жизнь была просто набором нелепых случайностей и не было бы в этом никакого связующего звена, то жить было бы слишком.

Сцена объяснения между Наташей Ростовой и Андреем Болконским (Анализ эпизода из романа Л. Н. Толстого “Война и мир”, глава 23, часть третья, том второй) Сцена объяснения князя Андрея с Наташей Ростовой является своего рода поворотным моментом в судьбах этих главных героев романа Толстого “Война и мир”. Необходимо напомнить, что к моменту объяснения между Андреем.

Анализ 19 главы второй части романа М. А. Булгакова “Мастер и Маргарита” Вторая часть романа Булгакова “Мастер и Маргарита” вводит в действие образ Маргариты, который сразу же “берет” сюжетную инициативу в свои руки. Благодаря этому все произведение сразу же обновляется. В девятнадцатой.

Анализ главы 12 части 3 первой книги романа М. Шолохова “Тихий Дон” М. Шолохов – писатель большого таланта, посвятивший все свое творчество родной земле и родному народу – донскому казачеству. В 20 веке на долю русского народа (и казаки здесь не исключение).

Сны героев романа М. А. Булгакова “Белая гвардия”. (Анализ главы 20 части 3) Михаил Булгаков начал писать еще в России дореволюционной, в которой он родился, учился, рос, воспитывался и, в отличие от многих писателей того времени, совсем не хотел, чтобы этот мир рушился.

Сон Обломова (анализ 9 главы первой части романа И. А. Гончарова “Обломов”) Илья Ильич Обломов остался в памяти читателей как совершенно апатичный тип героя. Он решает вечный вопрос “быть или не быть” ответом: “Только не теперь”. Этот персонаж часто рисуется Гончаровым в.

Анализ 19-й главы второй части романа М. А. Булгакова “Мастер и Маргарита” Свой последний роман “Мастер и Маргарита” Михаил Афанасьевич Булгаков писал на протяжении двенадцати лет. Этим произведением он словно подвел итоги своей жизни и творчества. Данный роман раскрывает взгляды писателя на.

Эпизод гибели Валета (анализ части 5 главы 31 романа М. Шолохова “Тихий Дон”) На страницах романа-эпопеи Шолохова “Тихий Дон” мы видим самые трагические конфликты, самые запутанные противоречия, самые небывалые страсти и сложности, из которых иногда выход – только смерть, самоуничтожение. Рассмотрим и проанализируем.

Анализ главы 3 второй части книги первой романа М. Шолохова “Тихий Дон” “Тихий Дон” Шолохова – роман-эпопея, изображающая жизнь простого народа в переломный момент исторического развития страны. Значительную часть произведения занимают сцены из военной жизни, но центральным является изображение казачьего быта, хутора.

Начало романа М. А. Булгакова “Белая гвардия” (анализ 1 главы первой части) В основе романа Булгакова – вечная тема исторической слепоты и долгого, трудного прозрения. Недаром будущий автор “Белой гвардии” в 1919 году назвал себя и своих героев “представителями неудачливого поколения”. Жестокие.

Петя Ростов в партизанском отряде (анализ 7 главы части 3 тома 4 романа Л. Н. Толстого “Война и мир”) Четвертый том романа “Война и мир” посвящен партизанской войне 1812 года, которая началась со вступления неприятеля в Смоленск. Но прежде чем она была официально принята нашим правительством, “уже тысячи людей.

Знакомство Раскольникова со Свидригайловым. (Анализ эпизода из романа Ф. М. Достоевского “Преступление и наказание”, ч. IV, гл. 1.) Роман “Преступление и наказание” был написан в период “трудного времени” конца 60-х годов XIX века, когда Россия находилась в состоянии экономического и социального кризиса. Крестьянская реформа не только не сгладила.

Размышления Андрея Болконского по дороге в Отрадное (анализ эпизода из главы 1 часть 3 тома 2 романа Л. Н. Толстого “Война и мир”) “На краю дороги стоял дуб… с обломанными, давно видно, суками и с облапанною корой, заросшею старыми болячками…. Только он один не хотел подчиняться обаянию весны и не хотел видеть ни.

Сцена чтения пушкинского стихотворения (Анализ эпизода из 7 главы, части 2 романа Ф. М. Достоевского “Идиот”)

Примеры сочинений по направлению «Преступление и наказание – вечная тема»

Собираем самые различные примеры сочинений, которые можно использовать при подготовке по направлению «Преступление и наказание – вечная тема» к итоговому сочинению в 2021-2022 учебном году.

Все примеры имеют статус “ЗАЧТЕНО” и могут использоваться как образцы. В конце каждого сочинения приведены рекомендации от эксперта – что можно улучшить.

Все работы написаны и проверены в рамках проекта https://vk.com/ege100ballov рубрика ИТОГ ЭКСПЕРТА https://vk.com/topic-10175642_47983604

  • Примеры по другим направлениям 2021-2022
  • Литература, примерные темы и как раскрыть «Преступление и наказание – вечная тема» + всё остальное здесь

Примеры по направлению «Преступление и наказание – вечная тема»

Сочинение №1

В чем различие между ошибкой и преступлением? Направление «Преступление и наказание»

Автор сочинения – Бутрова Юлия Сергеевна

Всем людям свойственно совершать ошибки, это неотъемлемая часть человеческой жизни. Ошибки дают нам опыт, на них человек учится. Они могут быть мелкими и незначительными, как например, неверно решенная задача по математике, а могут быть и роковыми. К роковым ошибкам можно отнести преступление. Будь то мелкая кража или покушение на человеческую жизнь, это обязательно отразится на будущем преступника. С точки зрения ошибки, такое деяние будет считаться нарушением моральных норм и повлечёт за собой угрызения совести и социальные санкции, в виде неодобрения обществом данного поступка, а с точки зрения преступления, за любое правонарушение предусмотрена юридическая ответственность – ответственность перед законом. Не все ошибки являются преступлениями, но многие преступления совершаются по ошибке. За доказательствами обратимся к художественной литературе.

Одним из наиболее ярких примеров служит психологический роман Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание». Главный герой – Родион Раскольников совершает преступление, убивает старуху-процентщицу. Главной причиной этого убийства стала теория, которую выдвигал Раскольников. Всех людей он делил на два разряда: обыкновенные, они же «твари дрожащие», и необыкновенные – «право имеющие». Главным предназначением обыкновенных было продолжение человеческого рода, а необыкновенным была уготована особая роль, они могли управлять миром, и им разрешалось преступать закон. Раскольников ошибочно отнес себя к разряду «право имеющих» и совершил преступление, за которое ему были уготованы и муки совести, и ответственность перед законом. Эта ошибка стала для него роковой, к прежней жизни он вряд ли уже вернулся, ведь теперь всю жизнь его преследовали мысли о содеянном. В этом произведении мы видим яркий пример того, как человек по ошибке совершил преступление, которое очень сильно повлияло на его будущее.

В произведении А.С. Грибоедова «Горе от ума» говорится о том, как легко можно совершить ошибку. Молодая и наивная Софья Фамусова впервые влюбилась, ее чувства настолько сильны, что ничего вокруг она не замечала. Не замечала и того, что Молчалин, ее избранник, лишь использовал девушку для корыстных целей. Софья была дочкой дворянина, семья Фамусовых богатая и хорошо известная в высшем свете. Молчалин за счет брака с Софьей хотел продвинуться по служебной лестнице, вот только девушка этого не замечала, искренне верила в его любовь. В это время за ней ухаживал Чацкий, который по-настоящему был влюблен, но Софья предпочла ему другого, в котором очень сильно ошибалась. Молчалин не любил ее, он любил Лизу, работавшую в доме Фамусовых служанкой. Софья до последнего верила любимому и любовь закрывала ей глаза, но в конце всё же девушка поняла, что совершила огромную ошибку. Но эта ошибка научила Софью слепо не доверять людям, и послужила опытом, который обязательно пригодится в дальнейшей жизни.

Таким образом, можно сказать, что ошибки оказывают на человека больше положительное влияние, благодаря внутреннему контролю человека – совести, ошибки после всех переживаний и раздумий становятся лишь опытом, человек учится на них, и в дальнейшем в подобной ситуации знает как правильно поступить. Преступления положительного влияния не оказывают никогда, ведь преступление это всегда вред, нанесенный кому-либо, моральный, физический или материальный. Преступление на всю жизнь останется тяжким грузом лежать на душе человека, его невозможно взять и забыть.

ИТОГ: зачет

Рекомендации

Юля, умница! Обратите внимание на пунктуационные недочёты: на экзамене по русскому языку они могут дорогого стоить. В целом же могу посоветовать следующее:

  • Если тема сформулирована назывным предложением (как в нашем случае), то лучше самостоятельно формулировать вопрос по теме и давать на него чёткий ответ. Тогда тема будет раскрыта на 100%. Здесь Вы это делаете не вопросом, а общими рассуждениями.
  • Старайтесь перед примерами-аргументами писать чёткий тезис (ответ на поставленный вопрос), а затем приводить пример.
  • Примеры, которые Вы подобрали, хорошие, удачные. Содержание неплохое, обратите внимание вынесенные ошибки, на речевые недочёты и фактические неточности.

Желаю удачи! Практикуйтесь, всё обязательно получится!

Видеоурок по аргументам и темам по этому направдению

Сочинение №2

В чем различие между ошибкой и преступлением? Направление : Преступление и наказание

(Автор сочинения – Тульская Диана Владимировна)

В чём различие между ошибкой и преступлением? Каждый из нас хотя бы раз в жизни совершал ошибку, потому что без промахов, неверных выборов , проступков прожить довольно сложно. Все люди ошибаются, кто-то – чаще, кто-то – реже, но ошибки в отличие от преступлений можно исправить, с их помощью можно получить опыт, чему-то научиться. Преступления, в свою очередь, неисправимы, необратимы и ужасны, они совершаются намеренно и несут опасность для общества.

Обращусь к произведению Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание», главный герой которого совершил преступление. Родион Раскольников, бедный студент, живущий в Санкт-Петербурге. В его голове создаётся целая теория , в которой он делит людей на «право имеющих» и «тварей дрожащих». Суть теории в том, что есть люди, которые имею право совершать преступления во имя великих целей, ведь именно они и меняют этот мир. Другая же категория людей – те кто должны подчиняться. Главный герой хочет проверить, к какой части общества он относится, поэтому идёт на преступление и убивает старушку -процентщицу, к убийству которой он основательно готовится. Раскольников также убивает свидетеля его злодеяния, сестру старухи. Данное преступление нельзя никак оправдать. Его нельзя приравнять к ошибке, так как оно забрало жизни двух людей. И, несмотря на то, что главный герой раскаивается на каторге, ничего уже не исправить. В этом и отличие преступления от ошибки.

Другой пример можно привести из произведения А.С. Пушкина «Капитанская дочка». Пётр Гринёв, юноша, которого отец отправляет на службу, для того, чтобы тот повзрослел и получил опыт. Местом службы Петра была Белогорская крепость, дорога туда предстояла не близкая. Во время поездки Пётр напился и проиграл очень большую сумму денег. Позже он осознал свою ошибку, его отношение к жизни поменялось. Примером ещё одной ошибки является доверие Гринёва к сослуживцу, с которым он познакомился в крепости. Поначалу Алексей показался ему довольно хорошим человеком, но впоследствии Швабрин начал высмеивать Гринёва, устроил дуэль, потому что хотел убрать его с пути завоевания Маши. Таким образом, главный герой совершил ошибку, и не одну. Но они не привели к каким-то критическим последствиям. Пётр смог извлечь из них жизненные уроки и измениться.

Так в чём же разница между ошибкой и преступлением? Преступление – это плохой поступок, совершенный намеренно, который несёт за собой большие последствия, приносящие людям и самому преступник вред. Ошибки – это проступки, маленькие оплошности, которые можно попытаться исправить, из них можно извлечь жизненный опыт.

ИТОГ: зачтено

Рекомендации

По всем критериям получен зачёт. Сочинение написано на достойном уровне.

Рекомендую не торопиться и внимательнее вычитывать черновик. Следует обращать внимание на логику в тезисе, микровыводах и выводе. На экзамене нужно быть особенно внимательной: там Вас не исправит редактор Ворда)

Благодарю за ответственность в самоподготовке. Удачи на экзамене!

Сочинение №3

Почему некоторые люди переступают моральные нормы и совершают преступления? Иногда человек верит, что любое деяние можно оправдать благой целью. Он находится в плену распространённого заблуждения, согласно которому для достижения цели хороши любые средства. Некоторые люди совершают преступления непреднамеренно, не вполне отдавая себе отчёт в том, что они делают. Конечно, всегда случаются ситуации, когда человек сознательно становится отступником и даже не испытывает угрызений совести. Причин может быть достаточно много. Рассмотрим некоторые из них на примере произведений художественной литературы.

Главный герой романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» желает ценой одной жизни сделать как можно больше благородных дел. На самом деле Родион Раскольников обманывает самого себя: после совершения преступления он так и не смог воспользоваться деньгами старухи-процентщицы. В первую очередь герой хотел проверить собственную теорию, позволяющую делить людей на «тварей дрожащих» и «право имеющих». Раскольников считал, что сильным личностям позволено распоряжаться чужими судьбами. Однако ни одно преступление не должно оставаться безнаказанным, и герой начинает понимать, как сильно заблуждался. Его теория не проходит проверку реальностью, и в эпилоге романа мы видим человека, готового вступить на новый путь. Раскольников осознаёт, как важно брать на себя ответственность за каждый сделанный выбор.

Порой человеком управляют чувства, и он перестаёт себя контролировать. Так, главный герой повести Л.Н. Толстого «Крейцерова соната» в порыве ревности убивает свою жену. После свадьбы надежды Позднышева на семейное счастье не оправдались, а свою избранницу он едва ли мог назвать родственной душой. Герой всё чаще замечал на лице жены выражение какой-то враждебности и даже презрения. Рождение детей не сблизило супругов, они постоянно ссорились и в конечном счёте отдалились друг от друга так, что стали разговаривать лишь о бытовых проблемах. Нельзя сказать, что Позднышев испытывал к этой женщине какую-либо симпатию, но, узнав об измене, не смог совладать со своими чувствами. Им руководили ненависть и досада, разочарование из-за разрушенных надежд. Герой с хладнокровием совершает преступление, но впоследствии не может избавиться от угрызений совести. Есть поступки, которые легче предупредить, чем исправить. Отняв у другого жизнь, человек теряет себя и уже никогда не сможет ничего изменить.

Таким образом, люди, совершающие противоправные деяния, забывают о христианских заповедях и теряют самое важное, человеческое, чем наделён каждый из нас от рождения. Есть множество причин, которые толкают людей на преступление, но всё же ни один такой поступок нельзя оправдать. Именно поэтому так важно задумываться о последствиях, контролировать свои эмоции и знать, что всегда есть такая грань, которую ни в коем случае не следует переступать.

5 сочинений по теме: Преступление и Наказание — вечная тема

­ Тема сочинения: Преступление и Наказание — вечная тема

Преступление и наказание… вечная тема для обсуждения. Преступление – нарушение человеческих прав, закона, влекущее за собой множество неприятностей. Наказание – последствия содеянного, которые могут быть выражены не только в виде правовых санкций, но и моральных, например, терзаниях души. Стоит ли преступать закон, чтобы обрекать себя на дальнейшие мучения? Кто как ни Фёдор Михайлович Достоевский смог разобраться лучше в данной проблеме? Этот великий русский писатель, мыслитель, который написал бессмертное произведение «Преступление и наказание». В своём творении автор поднимает множество проблем, одна из которых затрагивает тему совести, её терзаний за совершённое убийство. Рассмотрим же эту проблему более подробно на данном произведении.

Родин Раскольников – главный герой романа, бывший студент, которого окружает множество проблем: семья испытывает очень сильную нехватку денежных средств, младшая сестра Дуня терпит развратного помещика, её насильно заставляют выйти замуж за Лужина.

Находясь в трудном положении, Родион Раскольников наведывается к старухе-процентщице, чтобы покончить с нищетой. Однако главный герой не собирается закладывать какое-то имущество. После долгих раздумий он решается на убийство, ещё не осознавая, какие мучения и страдания оно ему принесёт. Попав в дом к доверчивой старухе-процентщице, Раскольников убивает топором не только её, но и Елизавету. Лишь на следующий день главный герой осознаёт содеянное… Раскольникова начинает очень сильно мучить совесть, он не находит себе места. Ф. М. Достоевскому прекрасно удалось показать, что может испытывать человек, решившийся не необдуманный поступок… Постоянный страх быть пойманным, терзания совести не дают главному герою спокойно жить. И лишь в сближении с другой, немало важной героиней, Соней Мармеладовой, Родион находит поддержку и утешение. Как бы там ни было, герой не выдерживает и решает сдаться с поличным, он раскаивается, так как готов отбыть наказание, чтобы освободиться от всех страданий и встать на истинный путь. В конце произведения Раскольников берёт в руки Евангелие, что говорит о том, что он возвысился духовно, нравственно, переступил через содеянное и освободился от мучений.

Таким образом, данное произведение прекрасно подходит для раскрытия темы преступления и наказания. Ф. М. Достоевский смог поднять одну из вечных проблем в своём произведении, обратить внимание людей на то, какие последствия могут нести за собой некоторые поступки. Чтобы избежать судьбы Раскольникова, необходимо жить по совести, и никогда не решаться на отчаянные действия, которые могут привести к плачевному результату.

Ещё вариант сочинения:

Часто человек оправдывает совершенные им поступки историческими параллелями и примером поведения общепризнанных авторитетов. Главный герой романа «Преступление и наказание» Родион Раскольников, вывел теорию допустимости преступления на примере великого полководца Наполеона Бонапарта. В этот же ряд он с легкостью поставил знаменитых ученых и святых отцов Церкви, объясняя это их гениальностью и избранностью. Его рассуждения сводятся к тому, что личность такого уровня имеет полное право жить вне законов нравственности и морали.

Раскольников уверен, что великий Исаак Ньютон при необходимости мог бы пожертвовать несколькими сотнями жизней своих сограждан, лишь только для того, чтобы облагодетельствовать остальных своими открытиями. Он также не ставит под сомнение, что для раскрытия своей гениальности, человек имеет право на разрушение старых законов и норм, во имя учреждения новых, и это, по его мнению, является достаточным основанием для полного снятия с него ответственности за совершенные поступки. К сожалению, в эту теорию не включен вопрос, оправдывает ли результат гениальных свершений и открытий, ту цену, которую пришлось за них заплатить. Себя Родион ставит в один ряд со всеми великими мира сего лишь потому, что он личность, а не «тварь дрожащая». Чтобы доказать свое право на преступление существующих законодательных правил, Раскольников совершает убийство.

Вот только теория незадачливого студента не сработала – он не обладал гениальностью Ньютона и военной беспощадностью Наполеона. Так что проведенный им эксперимент едва не закончился психбольницей. Многие предаются грезам о своем величии, бездумно проецируя поступки великих людей на свои собственные, и лишь потом с недоумением осознают, что их безумные идеи вдребезги разбиваются о скалу норм человеческой нравственности и морали, а за все совершенное, со временем все равно придется платить.

Пример сочинения 3

Преступление и Наказание — вечная тема. Может ли справедливость быть жестокой?

Многие люди в течение жизни говорят: «Я требую справедливости!» или «Это несправедливо!», но далеко не все могут объяснить, что такое справедливость.

Существует ли справедливость на Земле, и кто ответственен за её воплощение? Может быть, справедливость — это кара небес для грешников и вознаграждение судьбы для праведников. А возможно, что случай наказать виновников и отблагодарить тех, кто жить хорошей жизнью предоставляет нам, простым смертным. Однако тот, кто берет на себя роль вершителя судеб, может сам стать убийцей. Так может ли справедливость быть жестокой?

В качестве примера приведу детектив Агаты Кристи «Десять негритят».

Судья Уоргрейв взял на себя роль палача, отправив на смерть десять человек, включая себя. Он покарал десять преступников. Было ли это справедливостью, возмездием за совершенные им злодеяния. Как действия, совершенные судьей можно рассматривать лишь как жестокое и хладнокровное серийное убийство? Или же жестокая расправа и справедливость сочетаются здесь как две стороны одной медали? Думаю, это так. Как писал Густав Юнг: «Говорят, ни одно дерево не сможет дорасти до рая, если его корни не достигнут ада».

Другой пример — Родион Раскольников из романа Достоевского «Преступление и наказание». У героя есть теория, что люди делятся на обычных и особенных, способных вершить судьбы и даже убивать ради справедливости. Он видит, как старуха-процентщица наживалась на бедности и беспомощности людей, и, в подтверждение своей теории, решается на убийство. Думаю, здесь справедливость была жестокой. Родион мучается после совершенного преступления. Думаю, среди нас есть избранные, способные на жестокие поступки ради правосудия.

Но сложно сказать, является ли правосудие достаточным, чтобы оправдать использованные средства. Однако, поскольку я сама не способна на всё ради справедливости, не смею осуждать людей, которые способны стать преступниками, чтобы делать этот мир чуточку лучше.

Пример сочинения 4

Всегда ли за преступлением следует наказание?

Преступление – действие вне закона, поступок, противоречащий моральным принципам и устоям. Причиной ему обычно бывает частный конфликт интересов. Да только это деяние выходит далеко за рамки личного инцидента и вредит всему обществу в целом. Поэтому человек, показавший такой негативный пример, подвергается наказанию, чтобы понять ошибочность действий. Наказание – самый эффективный урок, поэтому оно обязательно следует за преступлением. Об этом рассуждают и многие авторы на страницах литературных произведений.

Так, например, Антон Павлович Чехов в рассказе «Злоумышленник» изображает Дениса Григорьева, крестьянина, ворующего гайки с железной дороги. Герой глуп настолько, что даже не понимает, какую опасность таят его действия: расшатанные крепления железнодорожных полотен могут привести к гибели сотен людей. Оправдывая воровство, Григорьев прикрывается фразой: «Все так делают». Дениса ничем нельзя убедить. Он не осознает возможных последствий содеянного. Но незнание закона не освобождает от ответственности. Денис Григорьев несет наказание за кражу. Да, заточение в тюрьме – жестокое решение, но оно необходимо, чтобы дать понять остальным, что так делать нельзя. Это вынужденные меры, и они позволят ограничить число преступлений на железной дороге. Ведь пока мелких воришек жалеют и отпускают, ничего не изменится. Пусть наказание Дениса Григорьева станет уроком для него самого и для других, желающих поживиться. Преступление должно быть наказано, и не важно, насколько оно тяжело.

Известны так же случаи не судебного, а общественного наказания. Не стоит думать, что эти санкции слабы в сравнении с устоявшимися, государственными. Преступник не захочет стать изгоем и быть объектом всеобщего презрения, даже если на другой чаше весов лежат блага, приобретенные им в результате противоправного деяния. Подобную ситуацию описывает в рассказе «Старуха Изергиль» Максим Горький. Главный герой, Ларра, убивший девушку, предстает перед народным судом. Община в те времена не располагала арсеналом средств для наказания преступника, но все же старейшины вынесли ему приговор – изгнание. Такое наказание сначала даже рассмешило молодого человека. Гордый и высокомерный, он думал, что общество людей ему совершенно не нужно. Но долгие годы отшельничества изменили мнение Ларры. Изгою настолько опостылела жизнь, что он мечтал о смерти, как об избавлении от своего наказания. Ларра стал живым укором для тех, кто хоть в мыслях подумал, что может лишить жизни другого человека. Этого права у людей нет, и не стоит ставить себя на одну планку с Богом.

Подводя итог сказанному, мы можем сделать вывод, что преступление касается не отдельно взятых людей, а всего общества в целом. Наказание в данном контексте – желание социума оградить себя от опасности, оборонительная позиция. Человек не имеет права нарушать закон. За его несоблюдение он и несет наказание, что является справедливым исходом. Что посеял, то и пожинай.

Пример сочинения 5

На протяжении всего существования человечества люди совершают преступления, которые подразумевают, что люди понесут наказание. Причем наказание заключается не только в судебном решении, но и в таких нравственных понятиях, как признание вины, угрызения совести. Понятия преступления и наказания связаны не только с правовыми понятиями закона и ответственности, но и с понятиями стыда, раскаяния и совести.

«Вечная тема» преступления и наказания нашла отражение во многих художественных произведениях отечественных и зарубежных писателей и драматургов

В романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» особое внимание уделяется теории центрального персонажа Родиона Романовича Раскольникова, которая гласит, что все люди делятся на «тварей дрожащих», которые выступают в качестве «строительного материала» для «право имеющих», которые могут «переступить через кровь» ради всеобщего блага. Чтобы проверить свою теорию, Раскольников идет на преступление, однако спланированное убийство старухи-процентщицы Алены Ивановны дополняется случайным убийством ее беременной сестры Лизаветы. Кроме того, Раскольников преднамеренно крадет у старухи-процентщицы деньги и другие ценности, думая о том, что он с их помощью сможет помогать таким же «униженным и оскорбленным», как и он. Все эти три деяния Раскольникова являются противозаконными, именно за эти преступления его осуждают и отправляют на каторгу на восемь лет.

Нравственным преступлением против человеческой жизни является сама теория Раскольникова о «право имеющих» и «тварях дрожащих». Думая, что он относится к первой категории, Раскольников несправедливо дает себе право распоряжаться чужими жизнями, на что не имеет права ни один человек.

Совершает Родион Раскольников преступление и против самого себя. Он преднамеренно убивает старуху-процентщицу, несмотря на то что он не является «право имеющим». Главный герой убивает Лизавету, хотя не хотел этого делать. После совершения преступлений Раскольников терзается внутренними переживаниями, постепенно приходя к выводу о том, что теория, которую он придумал, несостоятельна.

Еще одно и, пожалуй, главное преступление Раскольникова состоит в том, что он идет против самого Бога. Главный герой нарушает евангельскую заповедь «Возлюби ближнего своего», а также лишает нескольких людей самого ценного – жизни. Авторская позиция выражается в словах Сонечки Мармеладовой о том, что ни один человек не имеет права решать, кто заслуживает и кто не заслуживает жизни. В романе выражается мысль о том, что преступление против Бога намного серьезнее других преступлений, поскольку без него Раскольников бы не совершил убийство старухи-процентщицы и ее сестры и даже не подумал бы об этом.

Судебному решению относительно наказания Раскольникова в повествовании уделяется не так много внимания, в основе повествования лежат внутренние терзания центрального персонажа, которые наблюдаются еще до совершения преступлений и даже во время нахождения на каторге. Именно внутренние переживания и конфликт с самим собой стали главным наказанием Раскольникова. Ф.М. Достоевский показывает, что нравственное наказание намного сильнее отбывания на каторге. Главное – внутренне осознать свою неправоту и признать вину, а не отсидеть положенный по закону срок.

Смысл, суть и идея романа Преступление и наказание Достоевского

Знаменитый писатель Федор Достоевский вложил в свой роман не одну идею, и поэтому описать в чем смысл произведения «Преступление и наказание» в двух словах не получится.

В этом романе рассказывается о Родионе Раскольникове, который совершил страшное преступление, а именно убийство. И главным смыслом произведения является, то что обязательно за преступлением должно следовать наказание. Пусть даже это наказание не в виде лишения свободы, но от собственной совести никогда не удастся уйти.

В данном произведении главный герой Родион Раскольников, убил старуху-процентщицу, а также ни в чем неповинную сестру старухи. Убив ее, он планировал отдать деньги талантливым и бедным людям. После убийства Родион не может воспользоваться этими деньгами. Он начинает жить словно в аду. Вся его дальнейшая жизнь превращается в сущий кошмар. Он мучается от угрызения совести, он постоянно живет в страхе. Он боится разоблачения, Раскольников находится в постоянном напряжении, он также вынужден обманывать и своих близких людей. Он находиться на грани сумашествия. Но такие страшные чувства он испытал больше не из- за содеянного страшного преступления, а в основном из за того, что не мог справиться с испытанием, которое подготовила ему судьба. И поэтому он не может называться «право имеющий». На это преступление подтолкнула его нищета, которая окружала его вокруг. Он не мог никогда признать своих ошибок.

В итоге он смог полностью раскаяться в этом чудовищном преступлении, рассказав обо всем не своим родным и близким, а Соне Мармеладовой-женщине, которая зарабатывает деньги на панели. Он не смог больше держать этот тяжелый груз у себя на душе и решил ей все рассказать. Когда он ей признавался в содеянном, то понял, что убил себя самого.

В этом романе описывается то, что чувствует человек, который переступил через свои морали, рассказывается то, насколько тяжело им потом живется после содеянного. На примере главного героя произведения, можно сделать вывод, что методом насилия и убийства нельзя достичь ничего. Люди, которые идут на такие преступления, наказывают в первую очередь себя. Это наказание приходит к нему в виде сердечных и душевных терзаний.

Ни один человек в мире, переступивший через нормы морали и нравственности, не может остаться не наказанным. И обычно самым страшным и тяжелым наказанием являются те муки, которые он испытывает, совершив эти преступления.

2 вариант

Роман, который носит название «Преступление и наказание» и по сей день пользуется широкой популярностью среди читателей всего мира. Написан он Федором Михайловичем Достоевским. Смысл, суть и идея данного произведения представлены в этой статье.

В центре повествования находится Родион Романович Раскольников – молодой бедный студент, проживающий в культурной столице России. Сюжет в настоящее время знаком почти каждому, кто тем или иным образом знаком с творчеством этого автора: Раскольников убивает старушку-процентщицу и на протяжении всего произведения представлен его внутренний мир и итог…

Господин М.Н. Катков, который являлся редактором «Русского вестника», вел переписку с Федором Михайловичем Достоевским. В одном сентябрьском письме были написаны некоторые факты из романа «Преступление и наказание».

Федор Михайлович описывал сюжет, как отчет с точки зрения психологии после совершения преступления. Событие данное произошло в настоящее время. Героем является молодой студент, который ввиду такой жизни проживает в бедности и нищенстве. Он совершает преступление. Причинами служат бедность, нигилизм, бонапартизм, легкомысленность. Он убивает старуху, дабы проверить идея сверхчеловека.

Также в этом послании Федор Михайлович делает пояснение, что протекает в душе главного героя. Убийца задается вопросами, которые решить нельзя. Он словно бы отломился от человечества. И замучился от этого.

Для того, чтобы оправдаться и заслужить вновь находиться среди людей, Родион придумывает себе утверждение, что преступник принимает муку для искупления своего свершения.

В финале произведения главный герой приходит той же тропой, которой начинал путь, к тому, откуда начинал. Он приходит к Творцу, человечности, которые запрограммированы в людях от самого их создания.

При этом автор имел такое мнение, что наказание с точки зрения закона является пугающим в меньшей мере, нежели наказание внутреннее. Считается, что самое тяжело выносимое наказание – это муки души, наказание совестью. В своем послании для Каткова Федор Михайлович объясняется, что преступление, которое назначено убийце по закону юристами меньше его устрашает, нежели нравственные терзания.

Получается ли у главного героя раскаяться? Это сразу его настигает или спустя несколько лет? Финал вселяет надежду, что это все же происходит.

Сочинение Смысл романа Преступление и наказание

Наверное, невозможно встретить сегодня человека, живущего в нашей стране и не читавшего романа великого Достоевского «Преступление и наказание». Эта книга доходит до сердца каждого, кто берет ее в руки. Однажды прочитав творение русского гения, уже никогда не сможешь забыть его. И это не удивительно: в нем поднимаются очень важные вопросы, которые волнуют многие поколения людей.

В чем же суть и идея этого бессмертного романа? Чтобы дойти до его сути, необходимо тщательно проследить за мыслями и действиями главного героя. Кто же такой Родион Раскольников? Что побудило этого честного и благородного молодого человека совершить такое страшное преступление?

Раскольников – студент петербургского университета. Он беден, что откладывает свой отпечаток на весь его облик. Несмотря на то, что он хорош собой, лохмотья, в которые он вынужден одеваться, лишают его внешность привлекательности. Но, пожалуй, не это самое страшное. Гораздо ужаснее то, что нищета способствует зарождению в его голове крамольных идей. Став однажды в трактире невольным слушателем беседы студента и молодого офицера, он нашел в их диалоге мысли, схожие со своими. Этот факт свидетельствует о том, что для современников Достоевского идея сверхчеловека была достаточно актуальной и важной. Раскольников стал отражением этих идей.

Он решает убить старуху-процентщицу, которая наживается за счет несчастных людей. В его сознании формируется теория, которая по своей опасности может сравниться с фашисткой теорией Гитлера. Раскольников мучительно ищет ответ на вопрос, не дающий ему покоя: «Тварь ли я дрожащая или право имею?» По мнению героя, убийство, которое может принести благо многим людям, допустимо. Убив старуху, Раскольников мечтает избавить общество от скверны. Теория его опасна, так как узаконивает страшное преступление.

Основная мысль романа заключается в том, чтобы показать читателю всю несостоятельность и пагубность преступной теории Раскольникова. Автор намеренно подчеркивает: одно преступление влечет за собой другое. Человек, убивший один раз, может, не задумываясь, убить и второй раз. Это и происходит с бедным студентом. Расправившись Аленой Ивановной, Раскольников убивает и ее сестру Лизавету, которая стала невольным свидетелем преступления.

Еще одной очень важной идеей романа является идея того, что любовь – великая сила, способная перевернуть даже внутренний мир преступника. В этой связи важная роль в романе отводится Сонечке Мармеладовой. Именно ее любовь помогает Раскольникову прийти к покаянию. Вера в бога вселяет в Раскольникова веру в себя, в свое воскрешение, перерождение.

Роман Достоевского можно назвать книгой на все времена!

Также читают:

Картинка к сочинению Смысл, суть и идея романа Преступление и наказание

Популярные сегодня темы

Произведение замечательного автора многих известных произведений, Пушкина, всегда наполнены обилием различных персонажей и образов. В своих произведениях практически

Произведение является составной частью авторского прозаического цикла под названием «Человеческая комедия», основной темой которого представляется изображение искренней отцовской любви, не нашедшей

Александр Александрович Блок – гениальный русский поэт серебряного века. Он подарил миру очень много хороших произведений, многие из которых знают даже те, кто мало знаком с литературой.

Произведение является актуальным и в настоящее время, несмотря, что относится к шедеврам русской литературы. Основной сутью романа является противопоставление двух миров (крестьянского и помещичьего).

Александра Николаевича Островского можно назвать великим русским драматургом и театральным деятелем. Он написал множество замечательных произведений, на которые потом были поставлены пьесы, оказавшие колоссальное влияние на развитие русского театра.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: