Судьба Мармеладовой и Раскольникова: сочинение

Соня Мармеладова и Родион Раскольников читают Евангелие

“Преступление и наказание” – один из самых известных романов Федора Михайловича Достоевского, творчество которого уже давно стал ценным литературным наследием. Главным героем произведения выступает Родион Раскольников – бедный студент из Петербурга, бросивший учебу из-за нехватки финансовых средств.

Выдвинув собственную теорию разделения людей на достойных и недостойных, он стремится проверить, к какой категории принадлежит сам. Ввиду сложившихся обстоятельств, Раскольников решается на убийство, желая подтвердить теорию и приверженность собственной персоны к разряду героев, достойных людей. Однако последнее ему не удается: убив, герой осознает собственную слабость и ничтожность, ведь, только лишь совершив преступление, он бросается в панику и не может взять себя в руки. Именно так к ненастоящему “Наполеону” приходит осознание того, что он всего лишь одна из тех “дрожащих тварей”, которых он ранее презирал.

На первый взгляд неприметная Соня Мармеладова, дочь вечно пьяного титулярного советника, с которой Раскольников впервые знакомится в распивочной, оказала на Родиона колоссальное влияние, фактически сумев помочь ему искупить прежние грехи и начать новую жизнь.

Семья Сони Мармеладовой, как и семья Родиона Раскольникова, богатством уж точно не отличалась – еле сводили концы с концами. Естественно, одежду она тоже вынуждена была носить совсем простую.

Позже нищета вынудила Соню получить “желтый билет”, то есть стать проституткой, чтобы хоть как-то поддерживать себя и свою семью. Несмотря на это, образ девушки в романе выступает олицетворением всего доброго, святого и правильного, что только может быть в человеке – в ее образе отображены жизненные взгляды автора произведения Федора Михайловича Достоевского.

Образы Сони Мармеладовой и Родиона Раскольникова на первый взгляд совсем разные, на самом же деле чрезвычайно похожи: они оба, ввиду различных жизненных обстоятельств, вынуждены переступить через все человеческое и нарушить евангельские заповеди. Она –простая милая девушка, совсем еще молодая – не находит другого выхода, кроме как прибегнуть к проституции и, жертвуя собой и собственной честью, помогать семье. Для него последней каплей, побуждающей к давно замышляемому преступлению, стала весть от матери о том, что сестра его вынуждена выйти замуж за нелюба. Оба они совершили грех, но, в первую очередь во имя помощи своим семьям, погибающим от нищеты.

Наверное, именно из-за такой схожести Родион и решился поведать Соне абсолютно все детали совершенного. Он знал: если кто и сможет его понять в этом мире, это будет она, Соня. Родиона после убийства продолжали мучать кошмары, в которых его пытались разыскать; снилась даже убитая им процентщица, дико смеющаяся герою на страх. Внутренний конфликт в конце концов вынудил его прийти с повинной, после чего его и сослали на каторгу в Сибирь. Мало кто способен на такое, но Соня, узнав об этом, по своему собственному желанию приняла решение поехать вместе с любимым. Без нее не иметь бы ему спасения. Соня, девушка верующая и живущая по совести, спасла душу Раскольникова, пробудила в нем совесть и помогла начать новую жизнь.

Сочинение на тему “Какую роль сыграла Соня Мармеладова в судьбе Раскольникова? (Достоевский Ф. М.)”

Мы видим, что автор наделяет отрицательными чертами ключевой персонаж, в то время, как в Соне замечаем только добро и чистоту. Значит, мы можем отметить, что Софья играет одну из важнейших ролей в романе. Но как она повлияла на судьбу Раскольникова? Рассматривая данный вопрос, нужно прежде разобраться в образе Софьи Мармеладовой. Она является дочерью Семена Захаровича Мармеладова, спившегося отставного чиновника. Из-за пьянства отца ей пришлось зарабатывать, чтобы прокормить мачеху и ее троих детей. Но, как известно, честным трудом девушке мало можно заработать, поэтому ей пришлось пойти «по желтому билету». Соня добывала деньги ценой унижений и страданий, а семья Мармеладовых, не стыдясь, пользовалась ее деньгами. В итоге ее судьба складывается так: Софья остается круглой сиротой, а трое детей покойной мачехи попадают в детдом. Пройдя через все испытания и страдания, Соня не утратила основных человеческих качеств, и смогла сохранить такие черты, как скромность, доброта, умение прощать, готовность пожертвовать собой ради счастья других.

В свою очередь, Раскольников-голодающий студент, готовый пойти на убийство ради своих навязчивых идей. Именно так мы можем описать Родиона до знакомства с Соней. Но после их встречи мысли и поступки главного героя претерпевают изменения, и вместе с этим меняется наше мнение о нем. Уже с первой минуты, когда Раскольников понимает бедственное положение Мармеладовых, мы наблюдаем, что он стремится помочь материально семье, которая едва ему знакома. Возможно, Соня разбудила в нем такие чувства, как милосердие, стремление помочь нуждающимся. Именно благодаря Соне Раскольников признался в убийстве и принял с облегчением назначенное ему наказание. Ведь, как известно, до знакомства с этой девушкой, у него и в мыслях не было рассказать кому-либо о совершенном преступлении. В результате Родион перестает следовать идее о разделении людей на «необыкновенных» и «тварей дрожащих». Изначально себя он, конечно же, относил к «право имеющим», а Соню причислял к последним. Разглядев натуру Мармеладовой, Родион понял, что эта девушка обладает качествами духовности и доброты. Приняв этот факт, Раскольников начал жить по-иному. И причиной этого перерождения стала Соня. Таким образом, Мармеладова спасла Родиона от неминуемой погибели, более того, помогла найти новый стимул жить дальше. Основываясь на этом, мы можем сделать вывод, что Соня играет главенствующую роль в судьбе Раскольникова.

Читайте также:
Как происходит воскрешение Раскольникова? (по роману Достоевского Преступление и наказание): сочинение

Какую роль сыграла соня мармеладова в судьбе родиона раскольникова?

Книга Ф.М. Достоевского “Преступление и наказание”. Автор затрагивает в этом произведении многие проблемы, но самая главная из них – проблема нравственности. Достоевский касается этой проблемы во многих своих произведениях, но наибольшее развитие эта проблема получила именно в “Преступлении и наказании”. Возможно, именно это произведение заставляет многих задуматься над своими поступками. Здесь, в этой книге, мы встретим много разных людей, но, пожалуй, самая открытая, честная и добрая – это Соня Мармеладова. Эта девушка с нелегкой судьбой. Рано ушла из жизни мать Сони, отец женился на другой женщине, у которой есть свои дети. Нужда заставила Соню зарабатывать деньги низким способом: она вынуждена идти на панель. Казалось бы, после такого поступка Соня должна была бы обозлиться на мачеху, ведь она практически заставила Соню зарабатывать деньги таким способом. Но Соня простила ее, больше того, она каждый месяц приносит деньги в дом, в котором уже не живет. Соня изменилась внешне, но душа ее осталась прежней: кристально чистой. Соня готова пожертвовать собой ради других, а это может далеко не каждый. Она могла бы жить “духом и разумом”, но должна кормить семью. И доказывает ее бескорыстность вот этот поступок. Соня не осуждала людей за поступки, не осуждала ни отца, ни Раскольникова. Смерть отца оставила глубокий след в душе Сони: “Из-под этой… шляпки выглядывало худое, бледное и испуганное личико с раскрытым ртом и неподвижными от ужаса глазами”. Соня любила отца, несмотря на все его недостатки. Поэтому неожиданная смерть его была большой потерей в жизни Сони. Она понимает и переживает вместе с людьми их боль. Так, она не осудила Раскольникова, когда он признался ей в совершенном преступлении: “Та вдруг взяла его за обе руки и преклонила к плечу голову. Этот короткий жест даже поразил Раскольникова недоумением, даже странно было: как? ни малейшего отвращения, ни малейшего омерзения к нему, ни малейшего содрогания в ее руке! ” Соня поняла, что, убив старуху-процентщицу, Раскольников убил и себя. Рухнула его теория, и он в растерянности. Сонечка, искренне верящая в Бога, советует ему помолиться, раскаяться, поклониться земле. Раскольников понимает, что Соня – исключительный человек: “Юродивая, юродивая! ” На что Соня ему отвечает: “Да ведь я … бесчестная … я великая грешница”. Ей не на кого надеяться, не от кого ждать помощи, поэтому она верит в Бога. В молитве Соня находит успокоение, так нужное ее душе. Она не судит людей, только Бог имеет на это право. Но она не навязывает веру насильно. Она хочет, чтобы Раскольников пришел к этому сам. Хотя Соня наставляет и просит его: “Перекрестись, помолись хоть раз”. Она любит этого человека и готова поехать с ним даже на каторгу, потому что верит: Раскольников поймет свою вину, раскается, начнет новую жизнь. Жизнь вместе с ней, с Соней. Любовь и вера придают ей силы в любых испытаниях и трудностях. И именно ее бесконечное терпение, тихая любовь, вера и желание помочь любимому человеку – все это вместе дало возможность Раскольникову начать новую жизнь. Для Сони и для самого Достоевского свойственно сочувствие человека человеку. Раскольников учит Соню смелости, мужественности. Соня учит его милосердию и любви, прощению и сочувствию. Она помогает ему найти путь к воскрешению души, но и сам Раскольников стремится к этому. Только на каторге он понимает и принимает веру и любовь Сони: “Разве могут ее убеждения не быть теперь моими убеждениями? Ее чувства, ее стремления по крайней мере…”. Поняв это, Раскольников становится счастливым и делает Соню счастливой: “Он знал, какою бесконечною любовью искупит он теперь все ее страдания”. Соне счастье дается в награду за ее страдания. Соня – идеал Достоевского. Потому что только высоконравственный человек, искренний и любящий, может быть идеалом. Соня несет с собой свет надежды и веры, любви и сочувствия, нежности и понимания – вот таким должен быть человек, по мнению Достоевского.

Читайте также:
Тема «униженных и оскорбленных» в романах Ф.М. Достоевского (на примере «Преступления и наказания»): сочинение

Сочинение Роль Сони Мармеладовой в судьбе Раскольникова Родиона

“Преступление и наказание” – один из самых известных романов Федора Михайловича Достоевского, творчество которого уже давно стал ценным литературным наследием. Главным героем произведения выступает Родион Раскольников – бедный студент из Петербурга, бросивший учебу из-за нехватки финансовых средств.
Выдвинув собственную теорию разделения людей на достойных и недостойных, он стремится проверить, к какой категории принадлежит сам. Ввиду сложившихся обстоятельств, Раскольников решается на убийство, желая подтвердить теорию и приверженность собственной персоны к разряду героев, достойных людей. Однако последнее ему не удается: убив, герой осознает собственную слабость и ничтожность, ведь, только лишь совершив преступление, он бросается в панику и не может взять себя в руки. Именно так к ненастоящему “Наполеону” приходит осознание того, что он всего лишь одна из тех “дрожащих тварей”, которых он ранее презирал.

На первый взгляд неприметная Соня Мармеладова, дочь вечно пьяного титулярного советника, с которой Раскольников впервые знакомится в распивочной, оказала на Родиона колоссальное влияние, фактически сумев помочь ему искупить прежние грехи и начать новую жизнь.

Семья Сони Мармеладовой, как и семья Родиона Раскольникова, богатством уж точно не отличалась – еле сводили концы с концами. Естественно, одежду она тоже вынуждена была носить совсем простую.

Позже нищета вынудила Соню получить “желтый билет”, то есть стать проституткой, чтобы хоть как-то поддерживать себя и свою семью. Несмотря на это, образ девушки в романе выступает олицетворением всего доброго, святого и правильного, что только может быть в человеке – в ее образе отображены жизненные взгляды автора произведения Федора Михайловича Достоевского.

Образы Сони Мармеладовой и Родиона Раскольникова на первый взгляд совсем разные, на самом же деле чрезвычайно похожи: они оба, ввиду различных жизненных обстоятельств, вынуждены переступить через все человеческое и нарушить евангельские заповеди. Она –простая милая девушка, совсем еще молодая – не находит другого выхода, кроме как прибегнуть к проституции и, жертвуя собой и собственной честью, помогать семье. Для него последней каплей, побуждающей к давно замышляемому преступлению, стала весть от матери о том, что сестра его вынуждена выйти замуж за нелюба. Оба они совершили грех, но, в первую очередь во имя помощи своим семьям, погибающим от нищеты.

Наверное, именно из-за такой схожести Родион и решился поведать Соне абсолютно все детали совершенного. Он знал: если кто и сможет его понять в этом мире, это будет она, Соня. Родиона после убийства продолжали мучать кошмары, в которых его пытались разыскать; снилась даже убитая им процентщица, дико смеющаяся герою на страх. Внутренний конфликт в конце концов вынудил его прийти с повинной, после чего его и сослали на каторгу в Сибирь. Мало кто способен на такое, но Соня, узнав об этом, по своему собственному желанию приняла решение поехать вместе с любимым. Без нее не иметь бы ему спасения. Соня, девушка верующая и живущая по совести, спасла душу Раскольникова, пробудила в нем совесть и помогла начать новую жизнь.

Также читают:

Картинка к сочинению Роль Сони Мармеладовой в судьбе Раскольникова

Популярные сегодня темы

Что в жизни человека самое главное? Глядя на современное общество, я вижу, что для большинства подростков на первом месте модные бренды одежды, последние модели мобильных телефонов, вкусная еда в ресторанах.

Читайте также:
Человек – целый мир: сочинение

Описываемые события романа актуальны и по сей день. В центре события оказывается Петр Гринев, который должен по ходу событий перестать быть юношей. Его взросление обусловлено жизненными обстоятельствами, которые изменяют его полностью

Повесть «Гобсек» получила свое название и включена в собрание «Человеческая комедия» в 1842 году, не смотря на то, что он был уже написан в 1830 году.

Как известно, Чехов очень часто создаёт героев, которых довольно сложно представить. Примером подобной личности можно назвать героя рассказа «Человек в футляре», Беликова.

Пьеса М.Горького «На дне» отображает реалии мира несчастных людей и человеческой души в целом. В ней содержатся различные эпизоды, которые в целом создают драму пьесы. Пьеса повествует о совершенно разных трех правдах

Судьба Раскольникова в романе «Преступление и наказание» (Ф.М. Достоевский)

Судьба Раскольникова в романе «Преступление и наказание» Ф.М. Достоевского не оставила ни одного, на мой взгляд, читателя равнодушным. Как тонкий и глубокий психолог, писатель смог заинтересовать историей своего героя, его жизненными взлетами и падениями, перипетиями, поэтому роман, написанный более полутораста лет назад, не теряет своей актуальности и свежести и до настоящего времени. В произведении звучит боль писателя о человеке униженном, поруганном, обреченном на больные мысли, отчаянные поступки и глубокие страдания.

Родион Раскольников – двадцатитрехлетний молодой человек, бывший студент юридического факультета Петербургского университета. Одаренный от природы, умный, умеющий думать, он мог бы выучиться и стать блестящим юристом, однако тяжелое финансовое положение вынуждает героя бросить занятия в университете. Отца у Родиона Раскольникова не было, помогала ему только мать, Пульхерия Александровна, которая много работала, чтобы иметь возможность поддерживать сына материально, но денег все равно не хватало. Чтобы спасти брата, сестра героя Дуня идет гувернанткой в дом к богатому, но подлому и безнравственному Свидригайлову, а потом и вовсе соглашается принять предложение руки и сердца от Лужина, черствого, бездушного, эгоистичного человека. Душные, пыльные, шумные улицы Петербурга с темными дворами-колодцами, пивными почти в каждом дворе, тесная комната, в которой живет герой и которая больше походит на шкаф, угнетают Раскольникова. Сотни людей, которых он каждый день видит на улицах города, переживания за мать и сестру, знакомство с семьей Мармеладовых рождают в сердце молодого человека жалость ко всем униженным, обездоленным, опустившимся людям, а также желание им помочь, как-то их спасти, а потом подталкивают к созданию страшной теории о двух типах людей.

Герой, доведенный до отчаяния нищетой и несправедливостью жизни, решается убить знакомую процентщицу Алену Ивановну, которой закладывал ценные вещи, чтобы иметь возможность хоть на что-то жить. Он решил проверить свою теорию, кто он есть на самом деле: «тварь дрожащая», то есть обычный человек, или же «право имеющий», личность особенная. Его теория предполагала деление людей на эти два типа. К первому типу он относил всех тех, кто его окружает, и был убежден, что «твари дрожащие» — это только материал, они не имеют никакого морального права преступать закон, должны жить в вечном послушании, а необыкновенные люди, или «право имеющие», могут преступать закон, проливать кровь, творить беззаконие только потому, что они «необыкновенные».

К убийству Раскольников тщательно подготовился, он, казалось, просчитал все детали до мелочей, даже знал, сколько шагов между его комнаткой-шкафом и квартирой старухи. Однако никакое убийство нельзя рассчитать: вслед за старухой-процентщицей была убита и ни в чем не повинная Лизавета, не вовремя вернувшаяся домой и ставшая свидетельницей страшного преступления. Герой грабит старуху-процентщицу, и никем не замеченным скрывается из квартиры Алены Ивановны. Однако после совершенного злодеяния судьба преподносит Раскольникову неприятные сюрпризы. Во-первых, он ни сам не может воспользоваться награбленным добром, ни помочь нуждающимся, так как появление у него каких-либо финансов сразу выдаст в нем преступника. Во-вторых, герой и не подозревал, насколько мучительны и жестоки будут муки совести. Он только после преступления вдруг отчетливо понял, что сильные личности совершают поступки, не задумываясь о последствиях и не мучаясь угрызениями совести. У него же душевные терзания были столь страшны, что Раскольников на некоторое время впадает в болезненное состояние, похожее на забытье, помешательство.

Придя в себя, герой продолжает терзаться, но в это непростое для него время он знакомится с Соней Мармеладовой, доброй, кроткой, робкой девушкой. Она вынуждена торговать своим телом, чтобы спасти семью от голодной смерти. Однако, даже занимаясь этим непристойным делом, Соня остается нравственно чистой, духовно богатой, умеющей понять другого человека и сострадать. Встреча с ней становится для Родиона Раскольникова поворотной точкой в судьбе. Благодаря Соне молодой человек начинает возрождаться к жизни, исцеляться от душевных мук. Девушка приобщает его к Библии, которую читает сама, объясняет некоторые моменты из священной книги. С каждой новой встречей, с каждым новым разговором Раскольников начинает понимать, что Соня – родственная душа, она способна понять, оправдать, простить и поддержать. Только ей герой смог признаться в том, что тяжким грузом все это время лежало на его сердце. Чувствуя поддержку девушки, он открыл ей свою душу, рассказал о своих мучениях, не умолчал и об их причине. Соня убеждает Раскольникова признаться в убийстве, покаяться перед народом за совершенное преступление. Молодой человек внял ее совету: он вышел на перекресток, поклонился на все четыре стороны, попросил прощения у прохожих, а потом пошел в полицейский участок к следователю и чистосердечно рассказал об убийстве двух женщин. Порфирий Петрович, который вел дело, был не только умным человеком, но и отличным специалистом. Он уже давно догадался, что Раскольников и есть тот самый убийца, который лишил жизни двух сестер.

Читайте также:
Трущобы и нищие углы бедноты фон романа «Преступление и наказание»: сочинение

После суда бывшего студента-убийцу отправляют на восемь лет каторги в Сибирь. Соня, как верная подруга, едет за партией арестантов, чтобы и там всячески поддерживать Родиона Раскольникова. Отношения с другими арестантами у него складываются непросто: Раскольникова не понимают, над ним смеются, называют безбожником. Молодой человек много думает о своей судьбе, загубленной жизни, ему было стыдно и обидно. От этих мыслей он, как и в первое время после преступления, вновь заболел, долго лежал в госпитале, лечился. Выздоровление шло медленно и тяжело. Соня все это время навещала его и поддерживала, как родного человека, писала письма матери и сестре о состоянии их сына и брата.

Судьба Родиона Раскольникова, главного героя романа-исповеди, показывает весь трагизм жизни низших слоев общества, весь ужас унижения личности нищетой, равнодушием власть имущих, царящее в обществе поругание чести и достоинства. Это произведение – своеобразное обвинение миру насилия и эксплуатации, миру, который толкает людей на отчаянные поступки, преступления не только против закона, ни и против собственной совести.

referat5vip.ru

Главное меню

  • Главная
  • Сочинения по русской литературе
  • Сочинение по картине
  • Сочинения по русскому языку
  • Анализ стихотворения
  • Биографии писателей
  • Краткое содержание произведений
  • Твори з української мови
  • Сочинения ОГЭ
  • Сочинения на ЕГЭ
  • Математика
  • Сочинения на английском
  • Шпаргалки по литературе

Судьба Мармеладовой и Раскольникова

“Преступление и наказание” – один из наиболее значительных романов Ф. М. Достоевского, в котором с особой силой и убедительностью он выразил свой протест против несправедливости общества, основанного на эксплуатации и унижении человека. В произведении остро звучит скорбь писателя о поруганном и униженном человеке, обреченном на одиночество и страдания. С огромным художественным мастерством автор раскрывает весь ужас унижения человека бедностью, нищетой, равнодушием, отражает царящее в обществе того времени поругание чести и достоинства человека.

Достоевский с необыкновенной глубиной изображает весь трагизм жизни социальных низов – отверженных большого города. Именно бедственное положение семьи и его самого ставят Родиона Раскольникова на край гибели, толкают на совершение преступления. Герой не может терпеливо ждать и терпеть нужду, для того чтобы выучиться и лет через десять упорного труда занять приличное положение в обществе – за это время погибнут его мать и сестра. Человек отзывчивый и великодушный. Раскольников оказался в тупике, когда идти больше некуда. Продолжать прежнюю жизнь, быть молчаливым свидетелем унижения и нравственной гибели родных он уже не может. Ему необходимо непременно что-нибудь сделать или отказаться от жизни совсем. Достоевский показывает, что сама идея Раскольникова вытекает из тех жизненных условий, которые окружают героя, бедного студента, вынужденного существовать в “черепашьей скорлупе” своей каморки – крошечной клетушке шагов шесть длиной, с желтыми, пыльными, отставшими от стены обоями и низким давящим потолком. Это его жилище до боли напоминает и комнатку Сони, которая имела вид неправильного четырехугольника, что придавало ей уродливый вид. Все это пространство, состоящее из “ужасно острых” и “слишком безобразно тупых” углов, в которое втиснута жизнь героев, наиболее ярко отображает безвыходность той ситуации, в которую их поставило общество и выйти из которой они не в состоянии.

Читайте также:
Идейно художественное свеобразие романа: сочинение

Именно в этой духоте узких улочек, в тесноте перенаселенных квартир разворачивается драма жизни таких униженных и оскорбленных людей, как семьи Раскольниковых и Мармеладовых. Здесь, в этом мире, право человека на существование покупается только ценой постоянных сделок с совестью. К этому миру, по словам

Д. И. Писарева, “неприложимы правила и предписания общепринятой житейской нравственности”.

На своеобразное преступление толкает нищета и безысходность и Соню Мармеладову. Автор открыто, без прикрас, показывает, насколько безжалостна жизнь к людям, сломленным горем и обездоленностью. Весь трагизм положения героини, вся боль за униженного человека, горькое разочарование в справедливости миропорядка звучат в словах Раскольникова: “Я не тебе поклонился, я всему страданию человеческому поклонился”, “Аи да Соня! Какой колодезь, однако, сумели выкопать! И пользуются. ко всему-то подлец человек привыкает!”. В отличие от Родиона, Соня готова свою участь “падшей” принять как “божий промысел”, искупительную жертву, принесенную ради будущего несчастных детей Катерины Ивановны. Готова пожертвовать собой и любимая сестра Раскольникова, Дуня, соглашаясь выйти замуж без любви за циничного дельца Лужина, с тем, чтобы помочь брату, дать ему возможность закончить университет. Таким образом, Родион попадает в положение, аналогичное положению Сонечки.

Достоверно, психологически тонко изобразил Достоевский все обстоятельства падения Сони. Нищета, мучения голодных детей и крики озлобленной мачехи толкают героиню на улицу. А Катерина Ивановна просто “не замечает, как это все нельзя, чтобы справедливо было в людях, и раздражается”. Предельная бедность, сиротство, постоянные попреки куском хлеба, пьяный отец и отчаянная безысходность образовали вокруг Сони замкнутый круг. Муки и повседневное унижение честной и беззащитной девушки невыносимо тяжелы, но выхода из создавшейся ситуации у нее нет. Однако у Сони, несмотря на ее покорность, очень сильный характер. Она руководствуется твердыми принципами, живет по законам сердца, не изменяя своей человеческой натуре. Совершенное ею преступление – преступление не над другими, а над собой. И решается она на это во имя любви к близким, принеся себя в жертву ради их жизни.

Сама история жизни Сонечки Мармеладовой, ее горькая судьба, так же, как и судьба Родиона Раскольникова, выступают в романе прямым обвинением все тому же миру насилия и эксплуатации. Не пойди Соня на свой отчаянный шаг, ее домочадцы умерли бы с голоду. Согласись Родион на жертву сестры, любимые ему люди упали бы в эту пропасть, из которой нет пути обратно.

Не случайно, что именно в лице Сони Раскольников встречает человека, который уже пробуждается в нем самом и которого он еще преследует как слабую и беспомощную “дрожащую тварь”, хотя и ощущает его рост в своей душе. Он хотел найти в Сонечке союзницу по преступлению: “Ты тоже преступила, ты загубила жизнь свою”, – говорит он. Но на самом деле, он находит союзницу по наказанию. “Нет, нет тебя несчастнее никого теперь в целом свете”, – восклицает она в ответ на его признание. Именно она, Соня, обращает Родиона на путь покаяния – она читает ему легенду из Евангелия о воскрешении Лазаря. И это символ возможного возрождения самого Раскольникова, который действительно находит в себе для этого необходимые нравственные силы. Таким образом, путь обновления героя – это путь признания народной веры, народного взгляда на жизнь, который исповедует Сонечка.

Роль Сони Мармеладовой в судьбе Раскольникова

Книга Ф.М. Достоевского “Преступление и наказание”. Автор затрагивает в этом произведении многие проблемы, но самая главная из них – проблема нравственности. Достоевский касается этой проблемы во многих своих произведениях, но наибольшее развитие эта проблема получила именно в “Преступлении и наказании”. Возможно, именно это произведение заставляет многих задуматься над своими поступками. Здесь, в этой книге, мы встретим много разных людей, но, пожалуй, самая открытая, честная и добрая – это Соня Мармеладова.

Эта девушка с нелегкой судьбой. Рано ушла из жизни мать Сони, отец женился на другой женщине, у которой есть свои дети. Нужда заставила Соню зарабатывать деньги низким способом: она вынуждена идти на панель. Казалось бы, после такого поступка Соня должна была бы обозлиться на мачеху, ведь она практически заставила Соню зарабатывать деньги таким способом. Но Соня простила ее, больше того, она каждый месяц приносит деньги в дом, в котором уже не живет. Соня изменилась внешне, но душа ее осталась прежней: кристально чистой. Соня готова пожертвовать собой ради других, а это может далеко не каждый. Она могла бы жить “духом и разумом”, но должна кормить семью. И доказывает ее бескорыстность вот этот поступок.

Читайте также:
Шатов — центральный персонаж романа Ф.М. Достоевского «Бесы»: сочинение

Соня не осуждала людей за поступки, не осуждала ни отца, ни Раскольникова. Смерть отца оставила глубокий след в душе Сони: “Из-под этой. шляпки выглядывало худое, бледное и испуганное личико с раскрытым ртом и неподвижными от ужаса глазами”. Соня любила отца, несмотря на все его недостатки. Поэтому неожиданная смерть его была большой потерей в жизни Сони.

Она понимает и переживает вместе с людьми их боль. Так, она не осудила Раскольникова, когда он признался ей в совершенном преступлении: “Та вдруг взяла его за обе руки и преклонила к плечу голову. Этот короткий жест даже поразил Раскольникова недоумением, даже странно было: как? ни малейшего отвращения, ни малейшего омерзения к нему, ни малейшего содрогания в ее руке! ” Соня поняла, что, убив старуху-процентщицу, Раскольников убил и себя. Рухнула его теория, и он в растерянности. Сонечка, искренне верящая в Бога, советует ему помолиться, раскаяться, поклониться земле. Раскольников понимает, что Соня – исключительный человек: “Юродивая, юродивая! ” На что Соня ему отвечает: “Да ведь я . бесчестная . я великая грешница”. Ей не на кого надеяться, не от кого ждать помощи, поэтому она верит в Бога. В молитве Соня находит успокоение, так нужное ее душе. Она не судит людей, только Бог имеет на это право. Но она не навязывает веру насильно. Она хочет, чтобы Раскольников пришел к этому сам. Хотя Соня наставляет и просит его: “Перекрестись, помолись хоть раз”. Она любит этого человека и готова поехать с ним даже на каторгу, потому что верит: Раскольников поймет свою вину, раскается, начнет новую жизнь. Жизнь вместе с ней, с Соней. Любовь и вера придают ей силы в любых испытаниях и трудностях. И именно ее бесконечное терпение, тихая любовь, вера и желание помочь любимому человеку – все это вместе дало возможность Раскольникову начать новую жизнь. Для Сони и для самого Достоевского свойственно сочувствие человека человеку. Раскольников учит Соню смелости, мужественности. Соня учит его милосердию и любви, прощению и сочувствию. Она помогает ему найти путь к воскрешению души, но и сам Раскольников стремится к этому. Только на каторге он понимает и принимает веру и любовь Сони: “Разве могут ее убеждения не быть теперь моими убеждениями? Ее чувства, ее стремления по крайней мере. “. Поняв это, Раскольников становится счастливым и делает Соню счастливой: “Он знал, какою бесконечною любовью искупит он теперь все ее страдания”. Соне счастье дается в награду за ее страдания. Соня – идеал Достоевского. Потому что только высоконравственный человек, искренний и любящий, может быть идеалом. Соня несет с собой свет надежды и веры, любви и сочувствия, нежности и понимания – вот таким должен быть человек, по мнению Достоевского.

Петербург в романе Ф.М. Достоевского Преступление и наказание – сочинение

Петербург Достоевского в романе «Преступление и наказание»

Общественная атмосфера конца 60-ых годов и её отражение в идеологическом романе «Преступление и наказание». С такими мыслями приступил Ф.М. Достоевский к одному из ключевых произведений своего творчества – к роману «Преступление и наказание». Это одна из самых сложных, исторически важных, интересных книг в истории литературы. Писатель начинал работу над ней в условиях трудного времени. Россия вступает в сумеречную переходную эпоху, эпоху реформ, прозванную «железным веком». Петербург становится её олицетворением.

Есть два Петербурга. Один – город, ослепляющий своей красотой, творение гениальных архитекторов. Петербург петровских времен, дворцовых переворотов, пышных балов и роскошных приемов, Петербург Дворцовой площади и Дворцовой набережной. Но есть и другой Петербург – город грязных дорого, пыльных улиц, бедных людей, живущих в тесных клетушках.

С самых первых страниц романа перед нами предстает Петербург, но автор описывает не его божественное величие, не ослепительную красоту, не жизнь высшего света. Достоевский решает показать читателю другую сторону северной столицы, помещая главных героев не в центре города, где бьет ключом жизнь аристократов, а на окраине Петербурга. На улицах города происходят ужасные вещи. Здесь кончают жизнь самоубийством, просят милостыню, совершают убийства, видят страшные сны. Но никто не приходит на помощь. Все как будто ослепли и оглохли. Никто не видит страданий, переполняющих сердца, не слышит криков души о помощи, никто не проявит хоть капли сострадания. Все погружены в себя, в свои собственные проблемы.

Читайте также:
Наказание Раскольникова: сочинение

Здесь же мы видим главного героя романа, студента Петербургского университета, Родиона Раскольникова. На протяжении целого месяца его преследовало «болезненное и трусливое ощущение, которого стыдился и от которого морщился». Одинокий юноша, брошенный в круговорот общественных страстей, лишенный прочной духовной почвы втянутый в идейную борьбу, вступает в болезненные отношения с миром. Живет он в «крошечной клетушке, шагов шесть длиной, имевшей самый жалкий вид с своими желтенькими, пыльными и всюду отстающими от стен обоями». Сцена знакомства Раскольникова с Мармеладовым в трактире задает тон всему повествованию. «Понимаете ли вы, милостивый государь, что значит, когда некуда больше идти…», «А коли не к кому, коли идти больше некуда! Ведь надобно же чтобы всякому человеку хоть куда-нибудь можно было пойти…» – так происходит знакомство Раскольникова и Мармеладова, обедневшего чиновника «с отекшими от постоянного пьянства веками». Исповедальный монолог Мармеладова, который тут же выслушивает главный герой, окрашивает всю ситуацию в драматические тона. Под пьяный хохот и ядовитые насмешки посетителей распивочной рассказывает чиновник историю своей жизни. В романе возникает образ Петербурга мертвенного, холодного, равнодушного к судьбам людей. Семья Мармеладова многодетная: больная жена – Катерина Ивановна и четверо полураздетых детей. Катерину Ивановну, которую погубило противоречие между прошлой обеспеченной и богатой жизнью и жалкой, нищенской настоящей, преследуют глубокий, страшный, чахоточный кашель, бессонные ночи в ожидании мужа, плач голодных детей. Соня Мармеладова, старшая из детей, вынуждена торговать собой. Не пойди Соня на улицу, умерли бы с голоду её домочадцы. Даже самоубийство как достойный выход исключено. Соня становится грешницей, жертвует собой, отказывается от себя, но вера в Бога, как единственная надежда на спасение, не покидает её. Она живет в «большой комнате, но чрезвычайно низкой», которая походила на «сарай, имела вид весьма неправильного четырехугольника, и это придавало ей что-то уродливое», «желтоватые, обшмыганные и истисканные обои», «бедность была видимая; даже у кровати не было занавесок». + Все герои, поставленные в невыносимые для жизни условия, находятся в непрерывном нервном напряжении. Они озлоблены на себя, на своих близких, на окружающий мир. Герои не могут мириться с такой жизнью, злоба на которую доводит до остервенения. Так они создают свои теории, идеи, воплощение которых в жизнь приводит к непоправимым последствиям. Все герои отчасти становятся преступниками.

Так что же такое Петербург для Достоевского? «…Петербург, не знаю почему, для меня всегда казался какою-то тайною. Ещё с детства, почти затерянный, заброшенный в Петербурге, я как-то все боялся его». Можно прийти к выводу, что Петербург для Достоевского город одиноких, несчастных людей, город тесных пыльных, вонючих улиц, город убийств и кошмаров.

…Автор решает освободить главных героев. Отправляя их в Сибирь, на каторгу, он дарит им свободу, позволяет обрести искреннее раскаяние, душевное спокойствие, помогает найти любящего, необходимого человека.

Общественная атмосфера конца 60-х годов и ее отражение в идеологическом романе: сочинение

  • « первая
  • 81
  • 82
  • 83
  • 84
  • 85
  • . . .
  • последняя (144) »

“Итак, человек стремится на земле к идеалу, противоположному его натуре. Когда человек не исполнил закона стремления к идеалу, то есть не приносил любовью в жертву своего я людям или другому существу, он чувствует страдание и назвал это состояние грехом.- Человек беспрерывно должен чувствовать страдание, которое уравновешивается райским наслаждением исполнения закона, то есть жертвой. Тут-то и равновесие земное. Иначе земля была бы бессмысленна”.

Достоевский считает, что высокий христианский идеал уберегла тысячелетняя культура русского народа, враждебная западноевропейскому буржуазному обособлению. Поэтому наша интеллигенция должна вернуться к народу, к “почве” и завершить великое “общее дело” человечества.

Главный вопрос для нынешей России – крестьянский. Его решение повернет развитие человечества от раздробления и обособления к собиранию и объединению. Крестьянская реформа – важнейшее событие русской истории, сопоставимое по своему масштабу с реформами Петра I. “Этот переворот есть слияние образованности и ее представителей с началом народным и приобщение всего великого русского народа ко всем элементам нашей текущей жизни”.

Читайте также:
Социальный философский и религиозный смысл преступления: сочинение

Главный вопрос для нынешей России – крестьянский. Его решение повернет развитие человечества от раздробления и обособления к собиранию и объединению. Крестьянская реформа – важнейшее событие русской истории, сопоставимое по своему масштабу с реформами Петра I. “Этот переворот есть слияние образованности и ее представителей с началом народным и приобщение всего великого русского народа ко всем элементам нашей текущей жизни”.

“Почвенническая” программа хочет примирить все враждующие между собой общественные течения, включая западничество и славянофильство. Достоевский пытается снять крайности в их воззрениях: западническое пренебрежение самобытными историческими путями развития России и славянофильскую недооценку плодотворности приобщения ее к достижениям европейской культуры. Реформа Петра была необходимым и важнейшим этапом в европейском просвещении России, но она “слишком дорого стоила: она разъединила нас с народом…”. Однако, разойдясь с реформой, народ не пал духом. “Он неоднократно заявлял свою самостоятельность… Он шел в темноте, но энергически держался своей особой дороги. Он вдумывался в себя и в свое положение, пробовал создать себе воззрение, свою философию… После реформы был между ним и нами, сословием образованным, один только случай соединения – двенадцатый год, и мы видели, как народ заявил себя. Мы поняли тогда, что он такое. Беда в том, что нас-то он- не знает и не понимает.

…разъединение оканчивается, петровская реформа… дошла наконец до последних своих пределов. Дальше нельзя идти, да и некуда: нет дороги; она вся пройдена… Мы знаем теперь… что мы не в состоянии втиснуть себя в одну из западных форм жизни, выжитых и выработанных Европою из собственных своих начал… Мы убедились, наконец, что мы тоже отдельная национальность, в высшей степени самобытная, и что наша задача создать себе новую форму, нашу собственную, родную, взятую из почвы нашей, взятую из народного духа и из народных начал…” “Русская идея”, которую разрабатывает и формирует Достоевский, не узконациональна – а всечеловечна! “Мы предугадываем,- пишет он,- что характер нашей будущей деятельности должен быть в высшей степени общечеловеческий, что русская идея, может быть, будет синтезом всех тех идей, которые с таким упорством, с таким мужеством развивает Европа в отдельных своих национальностях; что, может быть, все враждебное (*43) в этих идеях найдет свое примирение и развитие в русской народности”. Достоевский понимал, что провозглашенная им программа рассчитана не на одно десятилетие, что предстоит долгий и трудный путь. “Время окончательного соединения оторванного теперь от почвы общества – еще впереди”. Когда надежды на гармонический исход крестьянской реформы рухнули, Достоевский еще более укрепился в мысли о тернистых путях к идеалу. Главное внимание он стал уделять драматическим и даже трагическим тупикам, которые подстерегают русского интеллигента в его духовных поисках. “Мировая гармония” даром не дается, переделка человеком несовершенных природы и общества – дело мучительное и устрашающее. Но нет счастья в комфорте: оно приобретается страданием. Когда Н. К. Михайловский упрекнул Достоевского в “жестоком таланте”, писатель назвал себя “реалистом в высшем смысле”: “…При полном реализме найти в человеке человека. Это русская черта по преимуществу, и в этом смысле я, конечно, народен (ибо направление мое истекает из глубины христианского духа народного)”.

Общественная атмосфера конца 60-х годов и ее отражение в идеологическом романе “Преступление и наказание”

С такими мыслями приступал Достоевский к одному из ключевых произведений своего творчества – к роману “Преступление и наказание”. Это одна из самых сложных книг в истории мировой литературы. Писатель работал над нею в условиях трудного времени конца 60-х годов, когда Россия вступила в сумеречную, переходную эпоху. Начался спад общественного движения шестидесятников, в стране поднялась волна правительственной реакции: лидеры революционного движения были арестованы, крестьянские бунты подавлены, надежды революционеров-демократов на крестьянскую революцию оказались несостоятельными. “Куда идти? Чего искать? Каких держаться руководящих истин? – задавал тогда тревожный вопрос М. Е. Салтыков-Щедрин.- Старые идеалы сваливаются со своих пьедесталов, а новые не нарождаются… Никто ни

Общественная атмосфера и ее отражение в романе

— Чему можно поучиться у главного героя?

Читайте также:
Правда Раскольникова и правда Сони в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»: сочинение

(Сила воли, самообладание в сценах с П. П. Кирсановым, Одинцовой; добивается поставленной цели — работа превыше родительской привязанности; враг всего косного, застойного, ничего не принимает на веру, мыслит не по шаблону, стремиться разобраться во всем самостоятельно.)

— Что порицается в романе?

(Чрезмерное увлечение заграничными новинками — через образ Павла Петровича Кирсанова.)

— Какие взгляды главного героя вы бы не приняли?

(Рафаэль гроша медного не стоит; порядочный химик полезнее поэта. ).

И. С. Тургенев писал «Вся моя повесть направлена против дворянства как передового класса. Вглядитесь в лицо Николая Петровича, Павла Петровича, Аркадия. Слабость и вялость ограниченность. Эстетическое чувство заставило меня взять именно хороших дворянства, чтобы тем вернее доказать мою тему: если сливки плохи, что же молоко. Они лучше из дворян — и именно потому и выбраны мною, чтобы доказать их несостоятельность».

Как же роман связан с эпохой? Роман написан в 1861 году. Время действия — 1855-1861 гг. — период, сложный для России. В 1855году закончилась Россией война с Турцией, поражение это для нашей страны было позорно. Произошло и важнейшее событие во внутренней политике: смена царствования. Умер Николай I, его смерть закончила эпоху репрессий, эпоху подавления либеральной общественной мысли. Во время правления Александра II в России процветает стремление к образованию в различных слоях населения. Разночинцы становятся реальной общественной силой, аристократия же свою передовую роль утрачивает. Разумеется, образование, которое получали разночинцы, принципиально отличалось от дворянского. Аристократическая молодежь училась «для себя», то есть это было образование во имя самой образованности. Разночинцы же на такую роскошь, как расширение кругозора, ни средств, ни времени не имели. Им необходимо было получить профессию, которая их будет кормить и приносить реальную пользу людям. Эта настроенность и определила круг специальностей, которые преимущественно выбирали разночинцы. В основном это были естественные науки, духовный мир они начисто отрицали. Именно на базе этих взглядов строится теория Евгения Базарова.

В образе Базарова Тургенев точно воссоздает типичного представителя нового поколения. В статье «Базаров» Писарев верно отмечал, что роман Тургенева «Отцы и дети» не ответ, а вопрос к новому поколению: кто вы? какие вы? Действительно, писатель настойчиво пытается понять: кто они, эти «новые люди». От этого романа идут пути ко всем написанным романам и повестям о «новых людях».

Роман «Отцы и дети» писался в годы, когда менялись вековые устои России. Общество было расколото на несколько лагерей, каждый из которых проповедовал и утверждал свою систему ценностей и мировоззрение. Роман был начат в 1860 году на о. Уайте Франции и закончен в России в 1862 году (ж. «Русский вестник»). Как только роман вышел в свет, о нем все заговорили. Спор в основном шел по образу Базарова.

Роман назван «Отцы и дети» не случайно: автор противопоставил в нем людей 40-х гг., либеральных дворян. и шестидесятников, разночинцев-демократов. В основе сюжета лежит острый социальный конфликт «нового человека» Базарова с миром Кирсановых. Но непростительно сводить название романа «Отцы и дети» к смене общественной идеологии поколений, к конфликту аристократов и разночинцев. Роман Тургенева имеет и психологическое звучание. Автор противопоставляет два поколения — и «детей» в полном смысле этого слова. По жанру роман является социально-психологическим.

Проблема отцовства одна из важнейших, это проблема единства развития всего человечества. Только осознание человеком своих корней, своей глубокой духовной связи с прошлым дает ему будущее. Смена всегда непростой. «Дети» принимают в наследство от «отцов» весь духовный опыт человечества. Разумеется, они не должны рабски копировать «отцов» — необходимо творческое переосмысление их жизненного кредо — но переосмысление на основе уважения к принципам предков. В эпоху социальных потрясений такая переоценка ценностей новым поколением происходит гораздо более жестко. В романе Тургенева показаны раздумья автора: кто они «новый люди», дети 60-ых гг., можно ли с ними найти общий язык и связать свое прошлое с их будущим?

«Я попытался представить конфликт двух поколений» — писал Тургенев Полине Виардо. Этот замысел определил и художественную структуру романа.

В романе Тургенев применяет точную датировку, желая вызвать у читателя конкретное представление об исторической обстановке. Действие в «Отцах и детях» начинается 20 мая 1859 г. и завершается зимой 1860 года.

Читайте также:
Диалоги главных героев романа «Преступление и наказание» Ф.М. Достоевского: сочинение

Пристальный интерес писателя к человеку 60-х годов определил композицию романа. Композиция в романе кольцевая; Тургенев дважды проводит Базарова по кругу: Марьино — Никольское— дом родителей. Создается великолепный эффект: к тем же в схожие ситуации во второй половине романа приходит новый Базаров, познавший сомнение, мучительно старающийся сохранить свою Теорию, спрятаться за ней от нарастающей сложности реального мира.

Базаров противопоставлен всем действующим лицам. Он человек из иной среды, и это проявляется его взглядах, словах, во взаимоотношениях его с родителями, другом, любимой женщиной. Знакомя нас в экспозиции с обстановкой и главными героями романа, автор рисует портрет Базарова. Тургенев — мастер многозначительной детали. Первое, что мы видим — это красная обнаженная рука Базарова. Перед нами человек дела человек труда, не считающий нужным соблюдать правила «хорошего тона», столь существенные в дворянском быту. Это в последующем скажется во всех его поступках, привычках, речах.

Свое имя он произносит, как человек из народа «Евгений Васильевич», тогда как Николай Петрович его называет «Любезнейший Евгений Васильевич». Эти выразительные детали сразу же заставляют почувствовать, что перед нами человек, принадлежащий к миру, отличному от мира Кирсановых. Создавая портретную зарисовку, Тургенев обычно обращает внимание на выражение глаз: если у Павла Петровича они «особенно хороши», то у Базарова «большие зеленоватые глаза» «выражали самоуверенность и ум». Описание внешности этих двух героев делается по принципу контраста: франт, тщательно следивший за своим костюмом, Павел Петрович и Базаров, одетый в «длинный балахон с кистями». Все противоположно в этих людях: манера вести себя, держаться, говорить. Через небольшие реалистические детали, портрет героев автор показывает, как между Павлом Петровичем и Базаровым возникает острая неприязнь с первого знакомства.

Поражает лаконизм тургеневского повествования. Картины жизни русского общества в один из поворотных периодов его истории умещаются в рамках совсем небольшого произведения. Характерна такая особенность композиции романа: писатель вводит в него немного действующих лиц, отбирает наиболее существенные события. Перед нами предстает не вся жизнь героя, а лишь самые важные узловые моменты его биографии. Причем особую роль играют его столкновения с идейными противниками. Поэтому больше место в романе занимают споры. Диалог — главное композиционное средство раскрытия характера Базарова, его взглядов философских и политических. Лаконизм повествования достигается благодаря тщательному отбору точных слов.

Детали позволяют писателю открыть самое главное и в общественных взглядах, и в душевном складе его героев. В этом проявляется характерный художественный принцип романиста. По словам Тургенева, писатель «должен быть психологом, но тайным: он должен знать и чувствовать корни явлений, но представляет только самые явления».

В любой сцене раскрывается эта «тайная психология» в романе. Когда мы впервые видим Аркадия то все, что станет очевидным потом: его духовная ограниченность, прикрытая красивой фразой, чисто внешняя приверженность базаровским взглядам — все это сказывается уже в первых репликах молодого Кирсанова.

Тургенев — мастер диалога тонкие и точные детали обнажают психологическое состояние его героев. Меткое слово, найденное писателем, точная деталь позволяют ему раскрыть сложные глубоко личные, задушевные и общественные отношения между людьми, не прибегая к пояснению, к прямым оценкам.

В романе социальная заостренность сочетается с глубоким лиризмом, мастерством создания человеческих характеров. Тургенев был сторонником «тайной психологии», считая, что художник не должен передавать подробно движения души своих героев, и делал это средствами «внешнего обнаружения психологии»: с помощью диалога, портрета, пейзажа, реалистических деталей в описании обстановки и поведения героев. Это и является художественным своеобразием романа.

Образ Базарова занимает центральное место в композиции романа. Из 28 глав лишь в двух не появляется Базаров, в остальных — он главное действующее лицо. Все остальные лица романа группируются вокруг него, раскрываются во взаимоотношениях с ним, резче и ярче оттесняют те или иные его черты, подчеркивают его превосходство, ум, силу, свидетельствуют о его одиночестве в среде уездных аристократов.

Хронология романа позволяет установить, что личность Базарова формировалась в условиях общественного подъема. Он учился в Медико-хирургической академии в 1855-1859 гг., то есть был уже вполне сформировавшимся человеком.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: