Тема человека и судьбы в творчестве Л. Н. Толстого и Ф. М. Достоевского: сочинение

Философский поиск смысла жизни в произведениях Л. Н. Толстого и Ф. М. Достоевского Текст научной статьи по специальности « Философия, этика, религиоведение»

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Погосян Д.А.

В статье раскрывается понятие проблемы философского поиска смысла жизни на основе мировоззрений великих русских писателей XIX века Л.Н. Толстого и Ф.М. Достоевского . Данная проблема рассматривается на основе произведений, а также образов жизни обоих писателей. Цель данной статьи состоит в определение смысла человеческого бытия в учениях Л.Н. Толстого и Ф.М. Достоевского .

Похожие темы научных работ по философии, этике, религиоведению , автор научной работы — Погосян Д.А.

Текст научной работы на тему «Философский поиск смысла жизни в произведениях Л. Н. Толстого и Ф. М. Достоевского»

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №5/2016 ISSN 2410-6070_

2 курс, СурГУ г. Сургут, Российская Федерация

ФИЛОСОФСКИЙ ПОИСК СМЫСЛА ЖИЗНИ В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ Л.Н. ТОЛСТОГО И Ф.М. ДОСТОЕВСКОГО

В статье раскрывается понятие проблемы философского поиска смысла жизни на основе мировоззрений великих русских писателей XIX века Л.Н. Толстого и Ф.М. Достоевского. Данная проблема рассматривается на основе произведений, а также образов жизни обоих писателей. Цель данной статьи состоит в определение смысла человеческого бытия в учениях Л.Н. Толстого и Ф.М. Достоевского.

Л.Н. Толстой, Ф. М. Достоевский, счастье, свобода, добро, зло, религия.

Проблема поиска смысла жизни является одним из наиболее изучаемых вопросов человечества на протяжении многих веков, но, тем не менее, данная тема не может до сих пор считаться полностью рассмотренным со всех возможных углов. Вопросы о смысле жизни люди задавали и продолжают задавать, выдвигая соперничающие между собой гипотезы, философские, теологические и религиозные объяснения. Наука может ответить с определённой долей вероятности на такие конкретные вопросы как «При каких условиях . », «Что будет, если . », однако, только лишь философия и теология способны дать наиболее полные ответы на то, какова цель нашей жизни и в чём смысл бытия. [1]

Довольно подробно проблему философского поиска смысла жизни изучили знаменитые русские писатели Х1Хвека, а именно Лев Николаевич Толстой (1828—1910) и Федор Михайлович Достоевский (1821 —1881). Опираясь на собственный жизненный опыт, а также на учения других известных философов, каждый из них разработал свою собственную точку зрения на то, в чём смысл жизни. Не создавая грандиозных философских учений, Федор Достоевский и Лев Толстой в своих романах, повестях и публицистических произведениях проникновенно и необычайно глубоко проповедовали важнейшие вопросы человеческого бытия. [2, C. 312]

Таким образом, мы можем утверждать, что проблема поиска смысла жизни актуальна и по сей день, что обусловлено интересом человечества данном вопросе с точки зрения философии. Широкая известность классических произведений Л.Н. Толстого и Ф.М. Достоевского позволяет нам считать данное исследование своевременным.

Жизнь Федора Достоевского была пронизана глубочайшим трагизмом. И очень возможно, что именно по этой причине великий писатель был способен ощутить такие грани трагического в окружающем нас мире и в человеке, которые многие люди не в состоянии даже разглядеть. Бедная жизнь, каждодневный литературный труд на износ, обвинение в участии в социалистическом кружке, каторга в Сибири и разочарование в былых революционных и социалистических идеалах, непрестанные сомнения в существовании христианского Бога и жажда верить в него – именно такую нелегкую жизнь прожил писатель. [2, C. 313]

Достоевский был категорически не согласен с теорией, в которой человек выступает в качестве рассудочного существа и в которой рассудок отождествлен с понятием добра, а биологические инстинкты -с понятием зла. Нет ничего глубже в человеке, чем его свобода, его воля. Ведь человеческая свобода заключается в возможности и необходимости добровольного выбора между добром и злом.

Кроме этого, Достоевский приравнивает свободу выбора человека с его сущностью и выступает против создания счастья по каким-либо правилам и законам. Писатель не верил в способность общества изменить человека «изнутри». Иначе пришлось бы признать, что люди – рабы обстоятельств, то есть отказаться от той внутренней свободы, которая и делает человека личностью.[2, C. 315]

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №5/2016 ISSN 2410-6070_

Главной темой творчества Достоевского является поиск путей спасения людей. «Легенда о Великом Инквизиторе»- произведение, которое крайне остро обращается к проблеме возможности принудительного счастья, по праву считается вершиной творчества Достоевского. Свобода страшна непредсказуемостью. Способен ли каждый быть по-настоящему свободным? Свобода ведет к страданиям и ошибкам. Может, проще и лучше просто-напросто отказаться от неё? Принудительное материальное счастье в обмен на потерю свободы и личности – именно такую дилемму ставит Достоевский. Но возможно ли счастье людей через рабство?

Творчество и мировоззрение Льва Николаевича Толстого не менее насыщены философскими идеями и не менее противоречивы, чем творчество и мировоззрение Достоевского. Врожденное жизнелюбие, восхищение перед стихией жизни во всех ее проявлениях – и проповедь аскетизма, отрицающего все “животное”; Писатель видел гениальный художественный дар и критику искусства совершенно ненужной «роскошью», стремление подчинить свое литературное дарование моральной проповеди; страстный индивидуализм в жизни и – отрицание ценности индивидуальности в теории; восхищение перед Христом, как перед величайшим учителем человечества – и отрицание исторического христианства и официальной церкви, – таковы лишь некоторые контрасты, характерные для Толстого. Как никто, зная жизнь, пройдя через опыт неимоверного ужаса перед смертью, делающей жизнь бессмысленной и никчемной, Толстой, особенно в поздний период своего творчества, все больше переходил от литературной деятельности к созданию и проповеди собственного нравственно-религиозного учения.[2, C. 321]

Подвергая критике общественно-политическое устройство современной ему России, Толстой всё надеялся на нравственно-религиозный прогресс в сознании человечества. Идею исторического прогресса он находил в решении вопроса о назначении человека и смысле его жизни, ответ на который призвана была дать созданная им «истинная религия». В данной религии писатель поддерживал лишь этические стороны и отрицал богословские аспекты церковных учений и роль церкви в общественной жизни в целом. Единственным правильным путём он считал отказ от любой борьбы, так как считал крайне неправильным отвечать злом на зло. По Толстому, «царство божие внутри нас» и потому онтологически-космологическое и метафизико-богословское понимание Бога неприемлемо для него. В любой форме власти Толстой видел зло, поддерживая идею отрицания государства. Поскольку в общественной жизни он отвергал насильственные методы борьбы, постольку считал, что упразднение государства должно произойти путем отказа каждого от выполнения общественных и государственных обязанностей. Однако теория Толстого была далека от реальности, слишком утопична и, следовательно, совершенно неосуществима.

Читайте также:
Идейная борьба на страницах романа Преступление и наказание: сочинение

Сущность познания Толстой видел в поиске смысла жизни -важнейшая тема любой религии. Именно поиск смысла жизни должен помочь человечеству ответить на главный вопрос нашего бытия: зачем мы живем и каково отношение человека к окружающему бесконечному миру. «Самое короткое выражение смысла жизни такое: мир движется, совершенствуется; задача человека – участвовать в этом движении, подчиняясь и содействуя ему». Достоевский утверждал, что Бог естьлюбовь. В своих произведениях великий писатель обращался к народу как носителю истинной веры и нравственности, считая его основой всего общественного здания.[3, С. 211]

Таким образом, опираясь на проделанное исследование, мы можем утверждать, что по Достоевскому смысл жизни состоит в свободе человека. В этом писатель видит главное людское счастье. Однако он всё-таки задается вопросом: каждому ли на свете дано умение быть счастливым? Ведь свобода может привести к страданиям и ошибкам. Так, стоит ли оно того?

Л.Н. Толстой находит смысл жизни в Боге. По мнению великого писателя, Бог есть любовь. В нём он видит «добро». А противоположное ему понятие, «зло», Толстой видит в любой форме власти, которая, по его мнению, губит народ и должна быть искоренена. Однако мысли автора были слишком утопичны, чтобы стать реальностью. Смысл жизни он находит в участие человека в постоянном движении мира, совершенствовании его.

Список использованной литературы: 1. Википедия – свободная энциклопедия – [Электронный ресурс]. – URL: http://wikipedia.org/ (дата обращения: 06.05.2016)

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №5/2016 ISSN 2410-6070_

2. Гусев Д.А., Рябов П.В., Манекин Р.В. История философии. – М.: Филол. о-во «Слово», Изд-во Эксмо, 2004. – 448 с.

3. Спиркин А.Г. Философия: Учебник. – 2-е изд. – М.: Гардарики, 2006. – 736 с.

© Погосян Д.А., 2016

канд. филос. наук, доцент ФГБОУ ВПО «МГУ им. Н. П. Огарёва»

г. Саранск, РФ E-mail: naukaink@rambler.ru

ВЛИЯНИЕ ПРОЦЕССОВ ГЛОБАЛИЗАЦИИ НА ПРОБЛЕМУ НАЦИОНАЛЬНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ

В статье рассматриваются процессы глобализации, которые способствуют резкому обострению проблемы национальной идентичности как одной из самых главных, волнующих и мыслящее человечество в целом, и научное сообщество в особенности.

Процессы, глобализация, национальная идентичность, демократизация, экономизация, миграция,

информатизация, культурная стандартизация.

Стремительные изменения в современном мире связаны прежде всего с растущими и весьма неоднозначными процессами глобализации, которые обострили проблему национальной идентичности. Перед всеми государствами, втянутых в процесс глобализации, остро встал вопрос, как безболезненно войти в него и при этом сохранить свою уникальность.

Проблема национальной идентичности приобрела такие масштабы, что ее разрешение для многих государств, требует не только нахождение конкурентоспособной стратегии развития, но и способа национального сохранения.

К процессам, непосредственно влияющих на обострение проблемы национальной идентичности, по мнению С. В. Кортунова, относятся демократизация, экономизация, миграция, информатизация и культурная стандартизация [1].

Демократизация оказывает неоднозначное значение на национальную идентичность. Этот процесс требует соблюдение государством единых правил во внутренней и внешней политике. Оно должно в первую очередь защищать интересы личности, ее права, а затем общества. Если государство желает претендовать на роль мировой державы в настоящее время, то данную иерархию интересов необходимо соблюдать.

Государство во внешней политике должно учитывать внешние факторы, поскольку любые усилия по созданию национальной стратегии развития, будут сталкиваться с мировыми потоками глобализации в экономической, политической, социальной, культурной и других сферах. Таким образом, стираются границы между внешней и внутренней политикой. Этот процесс глобализации национальную идентичность определенным образом снижает, поскольку государственная политика зависима от демократических механизмов и институтов.

Одновременно национальная идентичность находится в тесных рамках экономизации, которая формирует единое мировое экономическое пространство. Национальное развитие и национальная безопасность не могут существовать в условиях изоляции. Единственный метод защиты национальных интересов – это интеграция в мировое экономическое пространство. Отказ от данного метода означает

Тема человека и судьбы в творчестве Л.Н. Толстого и Ф.М. Достоевского

Ф.М.Достоевский и Л.Н.Толстой оказали огромное воздействие на развитие русской и всемирной литературы. Это не только талантливейшие художники, но и гениальные мыслители. Каждый из них в научных трактатах и художественных произведениях размышлял над различными вопросами: вера в Бога, роль человека в Мироздании, человек и история, человек и судьба, человек и общество, добро и зло.
Эти и другие философские темы в большей или меньшей степени, под разным углом зрения рассматриваются в романах Достоевского «Преступление и наказание» и Толстого «Война и мир». Обратившись к эпилогу каждого из произведений, попытаемся определить основные особенности взглядов писателей на мироустройство.
Толстой доказывает нам, что люди все время меняются, ищут что-то, к чему-то стремятся, и это стремление к гармонии, к истине делает их лучше. Идея движения лежит в основе видения и понимания Толстым сущности жизни. Если есть движение, то человек уже никогда не превратится в умирающую личность. Например, Пьер Безухов в эпилоге предстаёт перед нами опытным семьянином, счастливым отцом. В прошлом остались разгульные кутежи, собрания масонов и фантазии насчет своего высокого и таинственного предназначения. Толстой намечает новый круг исканий героя, связанный с обращением к общественным проблемам. Вернувшись из Петербурга зимой 1820 г., Пьер рассказывает о петербургских нравах, о гибельности избранного Россией после войны пути, противостоять которому может лишь тайное общество. Автор намекает на то, что Пьер может стать декабристом. Это новый виток в развитии личности героя, путь дальнейшему преображению.
Через всю свою жизнь Толстой пронесёт сознание того, что человек только тогда становится человеком, когда воспринимает себя в бесконечной цепи жизни. «Каждая личность носит в самой себе свои цели и между тем носит их для того, чтобы служить недоступным человеку целям общим». Человек – лишь частица мира. Личность не может направлять ход истории. Таким считал себя Наполеон и поэтому потерпел поражение. Кутузов же оказался мудрее, пассивно следуя закону необходимости. Толстой предстаёт перед нами как фаталист. Но фатализм для него – это не слепая вера в рок, судьбу, а убеждение, что всё осуществляется по законам необходимости, независимо от воли человека (так своеобразно у Толстого проявляется вера в Бога при внешнем его отрицании). Поэтому человек, по мысли писателя, не может быть полностью свободен.
Иначе даётся тема человека и судьбы у Достоевского. Человек – центр бытия, солнце, вокруг которого все вращается. Мыслитель Достоевский отводит человеку ключевую роль в мироздании. Вопрос Раскольникова, — это вопрос судьбы: принять судьбу такой, какой она ему видится, принести себя в жертву, слепо подчиниться мировой необходимости, отказаться от свободы или восстать против своей судьбы, против всего мира, “разрешить всё одним разом”. Бунт против необходимости, против судьбы – одна из истинных причин преступления Раскольникова, вот точный ответ на вопрос “почему Раскольников убил старушку”. Раскольникову кажется, что убийством он перевернет мир, а на деле переворачивает себя. Раскольников скорее “спас” старуху, а наказал самого себя. (“Я себя убил, а не старушонку”).
В противовес Раскольникову Сонечка – столп, оплот мира, такими, как она, “держится мир”. Мир держится жертвой. И Соня жертвует собой.
Раскаяния в душе Раскольникова не было ещё долгое время после вынесения приговора. Сон о трихинах (страшных вирусах гордыни и честолюбия), погубивших все человечество, произвёл решающий перелом в его душе. Его идея в подсознании оформилась до конца — отрицание заповедей человеколюбия, морали ведёт за собой всеобщее разрушение.
Раскольников ощущает свое обновление, он поворачивается к людям. Без веры в Бога – единого морального идеала – для Достоевского невозможны ни настоящая нравственность, ни подлинная любовь к людям. Отклонение от Бога ведёт к болезни и гибели личности, что и происходило с Раскольниковым. Очень важно меньше осуждать окружающих и больше оценивать свои поступки. Достоевский считает, что судить людей– дело не наше, а Божие.
Достоевскому и Толстому удалось раскрыть себя в творчестве не только как великолепным мастерам слова, но как глубоким философам. В художественном мире их произведений воплощены разные модели миропорядка.

Читайте также:
Духовное Воскресение Родиона Раскольникова (по роману Федора Достоевского «Преступление и наказание»): сочинение

Аргументы для итогового сочинения

Подборка литературных аргументов к направлениям итогового сочинения 2021/22.

1. Человек путешествующий: дорога в жизни человека (дорога реальная, воображаемая, книжная).

Л.Н. Толстой «Война и мир»

Любимые герои Л.Н. Толстого проходят путь духовных исканий. Например, Пьер Безухов в романе-эпопее «Война и мир» идёт тернистой дорогой к счастью. Вначале он проводит время в компании легкомысленных молодых людей и предаётся развлечениям, женится на весьма посредственной Элен Курагиной, которую интересуют только материальные ценности. В какой-то момент герой понимает, что выбрал неправильное направление и, продолжая поиски себя и своего места в жизни, оказывается в тайном обществе масонов. Пьеру даже кажется, что он способен на преступление: собирается убить Наполеона, чтобы освободить Отечество от главного врага. Однако и выполнение этой миссии не смогло бы сделать героя счастливым. Попав в плен, Безухов чувствует, что именно здесь начинается его духовное перерождение. Любовь и внутренняя свобода выходят на первый план в его системе ценностей, и в итоге Пьер Безухов обретает счастье и душевное равновесие рядом с Наташей Ростовой.

Е. Водолазкин «Лавр»

Каждый человек так или иначе ищет свой жизненный путь. Под влиянием конкретных событий меняется его характер и мировоззрение. Так, главный герой произведения Е. Водолазкина «Лавр» Арсений идёт по стопам своего деда и становится травником. Но жизнь преподносит ему тяжёлое испытание, и герою приходится отправиться в долгий путь на поиски своего предназначения. Арсений не смог спасти возлюбленную Устину и ребёнка, разочаровывается в своих силах, обвиняет себя. Он понимает, что должен кардинальным образом изменить свою жизнь и решает посвятить её самопожертвованию и служению людям. Под именем Устина герой пытается искупить свои грехи, совершает паломничество в Иерусалим, а затем становится монахом. Странствие героя – это путь святого: он учится исцелять даже самые тяжёлые недуги и творит настоящие чудеса. Так происходит превращение травника Арсения в схимника Лавра, целителя и чудотворца.

М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени»

Человек, который ищет себя, находится в постоянном движении. Путешествие становится для путника способом познания своего внутреннего мира, но не всегда человек способен к нравственному воскресению. Например, главный герой романа М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» чувствует себя «топором в руках судьбы», лишним человеком, способным только разрушать чужие жизни и причинять людям страдания. Печорин со своей склонностью к перемене мест действительно лучше познаёт себя и судит самым страшным судом. Он понимает, что не использовал данные от природы способности по назначению и многое упустил. Такие люди, как Печорин, не могут найти своё место и вечно странствуют, пока не умирают где-нибудь в дороге, как это и случилось с главным героем.

Читайте также:
Правда Раскольникова и правда Сони в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»: сочинение

2. Цивилизация и технологии – спасение, вызов или трагедия? (достижения и риски цивилизации, надежды и страхи, с ней связанные).

Е. Замятин «Мы»

Что произойдёт с миром, когда плоды научно-технического прогресса окончательно вытеснят духовные ценности? В антиутопии Е. Замятина рассказывается о Едином государстве, у жителей которого нет имён, есть только номера. Не ведёт ли утрата имени к уничтожению души? Герои ведут размеренную жизнь, встают и ложатся спать по чётко установленному расписанию и не имеют собственного мнения. Например, выборы так называемого Благодетеля проводятся в День Единогласия, и никто не может проголосовать против единственного кандидата. Когда главный герой Д-503 пытается нарушить заведённый порядок, всё оборачивается катастрофой: отступников жестоко наказывают. Тех, кто пытается жить по-другому, стать индивидуальностью, навсегда лишают фантазии. Действительно, иногда стремительное развитие технологий может повлечь за собой серьёзные последствия и даже привести к вырождению человечества.

Р. Брэдбери «451 градус по Фаренгейту»

В антиутопии «451 градус по Фаренгейту» Р. Брэдбери представляет будущее, в котором люди не читают книги. Специальные пожарные команды уничтожают произведения, которые могут каким-то образом повлиять на жителей и пробудить в них способность думать самостоятельно. В новом мире нет места для душевности, люди стали зависимыми от новых технологий, не представляют своей жизни без телепередач и механических псов. Но есть ли будущее у такого мира? Таким вопросом в какой-то момент задаётся Гай Монтэг, который раньше тоже сжигал книги и старался ни о чём не задумываться. После знакомства с Клариссой его жизнь меняется, и он начинает понимать, что всё это время двигался в неправильном направлении. Но чтобы создать, иногда нужно разрушить: после бомбардировки мир был полностью уничтожен. Это доказывает, что духовные ценности не могут быть вытеснены, иначе это приведёт к деградации и разрушению общества.

Д. Киз «Цветы для Элджернона»

Всегда ли научные открытия и эксперименты делаются во благо? Главный герой произведения Д. Киза «Цветы для Элджернона» – умственно отсталый молодой человек, который хотел бы получить хорошее образование, но не может это сделать в силу особенностей своей психики. Однако участие в научном эксперименте, позволяющем повысить уровень своего интеллекта, меняет его судьбу, и юноша через какое-то время становится гением. Казалось бы, мечта сбылась, и теперь перед Чарли открыты все двери, однако это не делает героя счастливым. Напротив, он чувствует себя неподготовленным к новой жизни и ощущает в глубине души пустоту и одиночество. Как оказалось, гении становятся объектами насмешек и издевательств чаще, чем умственно отсталые. Эксперимент не удался, и своими неосторожными действиями учёный разрушил жизнь человека.

3. Преступление и наказание – вечная тема (преступление и наказание как явление социальное и нравственное, совесть и стыд, ответственность, раскаяние).

Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание»

За каждое преступление человек должен понести наказание, и, наверное, не может быть ничего хуже угрызений совести. В романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» главный герой решает проверить свою теорию, позволяющую делить людей на «право имеющих» и «тварей дрожащих». Он считает, что убийство может быть оправдано, если оно совершено с благой целью. Старуха-процентщица, которую убивает Раскольников, представляется ему «зловредной вошью», чьё существование не приносит никакой пользы. Однако герой совершил серьёзную ошибку: никто не вправе отнимать у другого жизнь, и никакие хорошие поступки не смогут оправдать преступника. Раскольников почувствовал себя слабым после совершения убийства, он тоже оказался той самой «тварью дрожащей». Герой не сразу раскаялся в своём поступке, это произошло только на каторге, но уже становится ясно, что больше он никогда не сможет переступить черту.

Н.С. Лесков «Леди Макбет Мценского уезда»

Главная героиня Н.С. Лескова «Леди Макбет Мценского уезда» совершает несколько преступлений, изначально не чувствуя раскаяния и мук совести. Она готова на всё ради любви к приказчику Сергею и с хладнокровием убивает своих родственников. Но найти счастье с другим человеком женщина всё-таки не может, даже известная пословица гласит: «На чужом несчастье счастья не построишь». Руководимая собственной страстью, она не замечает недостатков своего избранника, которого привлекал только статус Катерины Львовны и её материальное положение. В один момент судьба нанесла Измайловой серьёзный удар: она лишилась всего, что ей было дорого. Кроме того, возлюбленный, ради которого Катерина совершала преступления, оказался предателем. Жизнь утратила для неё всякую ценность, и это стало самым страшным наказанием для преступницы.

Н.М. Карамзин «Бедная Лиза»

Иногда мы невольно причиняем человеку боль, и одно неосторожно сказанное слово может стоить кому-то жизни. Так, герой повести Н.М. Карамзина Эраст влюбился в крестьянку и не мог контролировать свои чувства. Конечно, юноша не был готов создать семью с бедной девушкой, но он и не подозревал, насколько серьёзными могут быть последствия. Лиза совершает самоубийство, и это её личный выбор, но между тем Эраст считает себя преступником. Герой был несчастлив до конца своих дней, потому что его мучили угрызения совести, он не мог простить себя за предательство. Именно муки совести и чувство вины стали для Эраста самым тяжёлым наказанием.

4. Книга (музыка, спектакль, фильм) – про меня (высказывание о тексте, который представляется личностно важным для одиннадцатиклассника).

М. Цветаева «Книги в красном переплёте»

Книги могут стать для человека лучшими друзьями и помогать в трудную минуту. Едва ли можно представить себе существование мира без искусства. Например, лирическая героиня стихотворения М. Цветаевой «Книги в красном переплёте» говорит о том, какое влияние на неё оказали прочитанные в детстве художественные произведения. Девочка спешила домой после уроков, чтобы поскорее окунуться в вымышленный мир и узнать о судьбе любимых героев. Ей казалось, что Том Сойер и Гекк Финн – это её родственные души, поэтому героине так хотелось проводить с ними как можно больше времени. Она испытывала сильные эмоции, волнуясь и переживая за персонажей книг, получала наслаждение от чтения и в эти мгновения забывала о реальности.

Читайте также:
Страсти и пороки в романе Достоевского Идиот: сочинение

Л.Н. Толстой «Война и мир»

Музыку называют лучшим лекарством от душевной боли. Так, например, герой романа-эпопеи Л.Н. Толстого «Война и мир» Николай Ростов был близок к самоубийству, после того как проиграл в карты крупную сумму. Находясь в тяжёлом состоянии после неприятного разговора с отцом, герой слышит игру и пение своей сестры. В этот момент Николай Ростов забывает о своих трудностях и неудачах, музыка исцеляет его боль и помогает по-другому взглянуть на мир. Герой понимает, что жизнь в сущности своей прекрасна, а человека делают счастливым не материальные ценности. Услышав пение Наташи, Николай осознаёт, какими мелочными были все его переживания, и почувствовал в себе силы двигаться дальше.

А.С. Пушкин «Моцарт и Сальери»

Настоящее искусство способно изменить как отдельного человека, так и весь мир. Талантливых людей достаточно много, однако не каждое имя остаётся в истории. В чём разница между истинным искусством и обычным ремеслом? В маленькой трагедии А.С. Пушкина «Моцарт и Сальери» главные герои – замечательные композиторы, но между тем полные противоположности. Моцарт творит по наитию и может создать что-то совершенное за короткий промежуток времени, Сальери же считает, что творчество – это неустанный труд. Почему Сальери завидует Моцарту? Ему не удаётся так же глубоко чувствовать музыку, во главу угла он ставит славу, мечтает стать известным. Моцарт же лишён тщеславия и корыстолюбия, он умеет получать удовольствие от того, что делает. Именно это и позволяет его музыке вызывать у слушателя столько эмоций.

5. Кому на Руси жить хорошо? – вопрос гражданина (социальные пороки и общественная справедливость, поиск путей помощи тем, кому трудно, путей совершенствования общества и государства).

Н.А. Некрасов «Кому на Руси жить хорошо?»

В поэме Н.А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо?» герои пытаются найти в России самого счастливого человека. Однако абсолютного счастья не обрёл ни один из встреченных ими людей. Ни среди помещиков, ни среди крестьян нет человека, который мог бы похвастаться своей жизнью, каждому пришлось вынести тяжёлые испытания и пройти тернистый путь лишений и страданий. Что мешает счастью человека? Рабская психология, пьянство, отсутствие средств к существованию, социальное неравенство… Н.А. Некрасов поднимает множество проблем и заставляет читателей задуматься о том, что необходимо изменить в жизненном укладе ради благополучной и счастливой жизни.

Н.В. Гоголь «Ревизор»

В комедии «Ревизор» Н.В. Гоголь обличает недостатки чиновников, которые совершают должностные преступления. В небольшом городе N живёт судья Ляпкин-Тяпкин, который не привык разбираться в судебных делах, почтмейстер Шпекин читает чужие письма, в богоугодных заведениях «больные выздоравливают, как мухи», и абсолютно все берут и дают взятки. Городничий Антон Антонович Сквозник-Дмухановский закрывает глаза на происходящее и начинает по-настоящему волноваться только перед приездом ревизора. Гоголь создаёт характеры людей, практически не способных к изменению. Чтобы добиться процветания государства и счастливой жизни его граждан, необходимо разрешить насущные проблемы.

В.Г. Распутин «Живи и помни»

Н.А. Некрасов писал следующее: «Поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан. А что такое гражданин? Отечества достойный сын». У гражданина есть важнейшая обязанность – отдавать долг Родине. Что происходит, когда человек забывает о своём долге? Об этом размышляет В.Г. Распутин в повести «Живи и помни». Андрей Гуськов уходит на фронт ради защиты своего Отечества и близких людей, но в какой-то момент он чувствует слабость, нежелание сражаться и рисковать своей жизнью. Герой становится дезертиром, не понимая, на что обрекает свою семью, ведь в таком случает его близкие оказываются в опасности. Герой пытается снять с себя ответственность за произошедшее, и всё это приводит к страшным мучениям и деградации личности. Писатель говорит о том, что у человека, который забывает о своём долге и личной ответственности, нет права на полноценную счастливую жизнь.

Тема человека и судьбы в творчестве Л. Н. Толстого и Ф. М. Достоевского: сочинение

Ф.М.Достоевский

Достоевский Фёдор Михайлович (1821 – 1881) – русский писатель.

Лев Толстой и Достоевский так и не встретились, хотя каждых из них мечтал о знакомстве. Оба присутствовали на публичной лекции Вл. Соловьева о Богочеловечестве. Но их общий друг Н. Н. Страхов по только ему ведомым соображениям не счел нужным представить писателей друг другу. Через два года – в 1880 г. – Тургенев и Григорович отговорили Достоевского от поездки в Ясную Поляну, заявив, что, по всей вероятности, Толстой “сошел с ума”.

И все же встреча состоялась – на расстоянии, не в пространстве – во времени. Они с жадностью читали произведения друг друга. Восхищались одними и восставали против других. Не жалели сил на взаимооценки, критические разборы. При всем различии художественных исканий, они были едины в главном – верили в Бога как источник добра и любви, в христианское возрождение человека и человечества, в нравственный прогресс общества через свободное волеизъявление личности.

Достоевский внимательно следил за творчеством своего великого современника. Для него Л.Т. не был “бесспорным гением”, таковыми он считал “Ломоносова, Пушкина и частию Гоголя”. “Вся же плеяда … (и автор “Анны Карениной” в том числе) – писал Достоевский, – вышла прямо из Пушкина…” И далее: “Анна Каренина” – вещь, конечно, не новая по идее своей, но неслыханная у нас доселе. Вместо неё мы, конечно, могли бы указать Европе прямо на источник, то есть на самого Пушкина… Тем не менее “Анна Каренина” есть совершенство как художественное произведение, подвергнувшееся как раз кстати, и такое, с которым ничто подобного из европейских литератур в настоящую эпоху не может сравниться, а во-вторых, и по идее своей это уже нечто наше, наше своё родное…”. Л.Т. для Достоевского – “огромный талант, значительный ум и весьма уважаемый интеллигентною Россиею человек…”. Говоря об “Анне Карениной” как “факте особого значения”, Достоевский сумел увидеть в романе то, что стало очевидным лишь через сто с лишним лет. “Во взгляде же русского автора на виновность и преступность людей, – писал он о Л. Т., – ясно усматривается, что никакой муравейник, никакое торжество “четвертого сословия” никакое уничтожение бедности, никакая организация труда не спасут человечество от ненормальности, а следственно, и от виновности и преступности”. Не спасут потому, что “сам судья человеческий, – убежден Достоевский, – должен знать о себе, что он не судья окончательный, что он грешник сам, что весы и мера в руках его будут нелепостью, если (курсив писателя – В. Р.) сам он, держа в руках меру и весы, не преклонится перед законом неразрешимой еще тайны и не прибегнет к единственному выходу – Милосердию и Любви”. Критику “Анны Карениной” казалось, что исход “гениально намечен поэтом в гениальной сцене романа еще в предпоследней части его, в сцене смертельной болезни героини романа, когда преступники и враги вдруг преображаются в существа высшие, в братьев, все простивших друг другу, в существа, которые сами, взаимным прощением, сняли с себя ложь, вину и преступность. ”.

Читайте также:
Образ Раскольникова в романе Ф. М. Достоевского Преступление и наказание.: сочинение

Известие о смерти Достоевского буквально потрясло Л.Т. “Я никогда не видал этого человека, – писал он в начале февраля 1881 г. Н. Н. Страхову, – и никогда не имел прямых отношении с ним, и вдруг, когда он умер, я понял, что он был самый, самый близкий, дорогой, нужный мне человек. Опора какая-то отскочила от меня. Я растерялся, а потом стало ясно, как он мне дорог, и я плакал, и теперь плачу”. Можно было предположить, что подобные слова вызваны неожиданностью трагического известия, если бы не было более ранних свидетельств глубокого и искреннего интереса Л.Т. к творчеству и личности Достоевского. “На днях нездоровилось, – читаем в письме к Н. Н. Страхову от сентября 1880 г., – и я читал Мертвый дом. Я много забыл, перечитал и не знаю лучше книги изо всей новой литературы, включая Пушкина. Не тон, а точка зрения удивительна – искренняя, естественная и христианская. Хорошая, назидательная книга. Я наслаждался вчера целый день, как давно не наслаждался”.

“Записки из Мертвого дома” Л.Т. воспринял как “образец высшего, вытекающего из любви к Богу и ближнему искусства”. Ставя Достоевского в один ряд с Гюго и Диккенсом, он находил в его произведениях “чувства, влекущие к единению и братству людей”. Он полагал, что такого рода чувства “свойственны не одним людям высших сословий”, но всем людям без исключения.

В “Круг чтения” Л.Т. включил два отрывка из “Записок” Достоевского – “Смерть в госпитале” и “Орел”. Оказавшись в “недельном контексте” книги, они приобрели то особое звучание, которое придавал им Толстой. Мир Достоевского сопрягается с раздумьями автора и составителя “Круга чтения” о сущности и предназначении человека, об истинном и ложном в нашей жизни, о степени свободы и несвободы личности. Светом христианского сострадания, милосердия, любви освещены многие страницы “Записок из Мертвого дома”. Тургенев сравнивал роман с дантовым “Адом”, Герцен – со “Страшным судом” Микеланджело. Л.Т. увидел исходящий с его страниц свет христианского человеколюбия, той необычайной религиозности, которая восстанавливает в погибшем человеке веру и душу.

После Пушкина Достоевский был вторым русским писателем, произведения которого Л.Т. читал в течение всей своей творческой жизни и читал основательно, с особым интересом, и это несмотря на отторжение художественной манеры автора “Преступления и наказания”. “. У Достоевского, – говорил он, – при всей его безобразной форме, попадаются часто поразительные страницы, и я понимаю Тэна, который зачитывался Достоевским. Читаешь и захватываешься тем, что чувствуешь, что автор хочет сказать тебе самое лучшее, что есть в нем, и пишет он тоже потому, чтобы высказать то, что назрело в его душе”. О том, как Л.Т. читал Достоевского, есть свидетельство и в дневнике В. Ф. Лазурского. “Возвратившись домой около десяти часов вечера, – гласит запись от 10 июля 1884 г., – застали Николая Николаевича читающим книгу В. Розанова о Достоевском (речь идет о книге “Легенда о Великом инквизиторе” В. В. Розанова. – В. Р.). Мы подсели и стали слушать. Чтение книги Розанова, как условились Страхов с Львом Николаевичем, будет продолжаться и следующие дни. Поэтому я думаю, что мнение Льва Николаевича о Достоевском дальше обрисуется рельефно. Теперь, между прочим, он говорил, что Достоевский – такой писатель, в которого непременно нужно углубиться, забыв на время несовершенство его формы, чтобы отыскать под ней действительную красоту. А небрежность формы у Достоевского поразительная, однообразные приемы, однообразие в языке”. О небрежности Достоевского Л.Т. писал и говорил не однажды. Тем более интересно то, что сообщает по этому поводу в своих воспоминаниях П. А. Сергеенко. “К Достоевскому, – пишет он, – Л. Н. Толстой относится, как к художнику, с глубоким уважением, и некоторые его вещи, особенно “Преступление и наказание” и первую часть “Идиота”, Лев Николаевич считал удивительными, “Иная даже небрежная, страница Достоевского, – как-то сказал Лев Николаевич, – стоит многих томов многих теперешних писателей. На днях для “Воскресения” я прочел его “Записки из Мертвого дома”. Какая это удивительная вещь”.

Читайте также:
Человеческое и бесчеловечное в бунте главного героя романа Преступление и наказание: сочинение

В разговоре с Л. И. Веселитской (В. Микулич) для нас особенно важно замечание Л.Т. о Достоевском: “Его, где ни раскрой – ясно видишь его мысли, и чувства, и намерения, его ощущения, все, что в нем накопилось, что его переполнило и требовало выхода”.

Откроем и мы одну из великих книг Достоевского – его последний роман “Братья Карамазовы”. В яснополянской библиотеке писателя хранится 13-й том из полного собрания сочинений Ф. М. Достоевского, изданного почти сразу же после его смерти. Он вышел в 1882 г. и содержал в себе первую половину романа. Много раз Толстой держал эту книгу в руках. Она вызывала в нем разноречивые чувства: от восторга до неприятия. Но какая-то загадочная сила притягивала Л.Т. к этому произведению. “Братья Карамазовы” стали для него поистине роковой книгой.

Знакомство Л.Т. с последним романом Достоевского началось, видимо, сразу же после выхода его в свет. 24 августа 1883 г. на вопрос Г. А. Русанова “Братьев Карамазовых” вы читали?” Толстой ответил весьма резко: “Не мог дочитать. Мало того, что они (герои – В. Р.) говорят языком автора, они говорят каким-то натянутым, деланным языком. ”. В 1892 г. Л.Т. повторно читает Карамазовых. 2 ноября в письме к Софье Андреевне он сообщает: “Читаем вслух Карамазовых” и очень мне нравится”.

В 1900-е годы имя Достоевского прочно стало в один ряд с именами великих художников и мыслителей. В Ясной Поляне, где собирались люди разных убеждений, споры о Достоевском не умолкали. Л.Т. прислушивался к ним, сохраняя при этом свой взгляд на мир художника. Да, он по-прежнему не принимал манеры его письма, но редко сомневался в значении его философско-нравственного творчества для судеб человечества.

“Достоевский, – говорил Л.Т. Черткову, – да, это писатель большой. Не то, что писатель большой, а сердце у него большое. Глубокий . У меня никогда к нему не переставало уважение”. Посетовав на то, что В. Ф. Булгаков считает Достоевского своим “любимым писателем”, Л.Т. в то же время добавил: “Но, конечно, это настоящий писатель, с глубоким исканием. ”. За две недели до ухода Л.Т. неожиданно открывает для себя, что Достоевский “высоко ценится” среди читающей публики. И сам постарался раскрыть причину небывалого успеха автора “Братьев Карамазовых”: “Эти религиозные вопросы, самые глубокие в духовной жизни – они публикой ценятся. Я строг к нему именно в том, в чем я каюсь, – в чисто художественном отношении. Но его оценили за религиозную сторону – это духовная борьба, которая сильна в Достоевском. ”.

Читая “Анну Каренину”, Достоевский был поражен истинно христианской точкой зрения писателя на мир. Каждый раз, обращаясь к страницам “Русского инока”, Толстой приходил в состояние “умиления” от христианского проникновения в сущность жизни. В апреле 1905 г. в зале яснополянского дома Толстой вслух начал читать главу из “Братьев Карамазовых” – “Поединок”. Читал он ее как великий художник, – замечает Д. П. Маковицкий и далее прибавляет: “Место, где офицер дает пощечину денщику, читал сильным голосом; где офицер жалеет о том, что сделал, – рыдал и глотал слезы. Когда закончил, был очень растроган. Лицо в морщинах, усталый”. Потом сидел, “погруженный в размышления, молчал”.

Шел 1910 год. Все ближе была та роковая ночь, когда он покинет Ясную Поляну. Всё острее чувство тревоги от сознания неразделенной любви с теми, с кем была пройдена большая часть пути. Всё жарче разгорались споры о завещании между друзьями и близкими. При живом Л.Т. думали о его смерти. Ему хотелось тишины и спокойствия, согласия и любви. Дом же раздирался противоречиями. Всё, что разворачивалось на глазах, было близко к абсурду. Но любовь к ближнему, та святая, единственная любовь, которой он служил всю свою жизнь, удерживала его от разрыва. Терпеть. Прощать, прощать бесконечное число раз, прощать всем все и вся, как когда-то прощали друг другу его герои. Он находил внутренние силы для воздержания от неприязни. Он молил Бога дать ему мудрости в минуты отчаяния. Он призывал рядом живущих к долготерпению, понимая, что этого требует от него всеблагое начало любви.

В эти тяжёлые для себя дни Л.Т. вновь обращается к чтению романа “Братья Карамазовы”. Дневниковая запись 12 октября 1910 г. гласит: “Встал поздно. Тяжелый разговор с Софьей Андреевной. Я больше молчал. Занимался поправкой о социализме. После обеда читал Достоевского”. Накануне он записывает о том, что “любовь к детям, супругам, братьям это образчик той любви, какая должна и может быть ко всем”. И далее: “Надо быть, как лампа, закрытым от внешних влияний – ветра, насекомых и при этом чистым, прозрачным и жарко горящим”.

18 октября чтение продолжается. Л.Т. удивляется “неряшливости, искусственности, выдуманности” Достоевского. А рядом с этим – дурная погода, “хорошая готовность к смерти”, тяжелое впечатление от двух просителей, сознание вины, физическая слабость.

В ночь на 19 октября тяжелый разговор с Софьей Андреевной. Л.Т. долго не может заснуть, долго не может подавить в себе “недоброе чувство”. В дневнике появляются мысли об относительности времени и пространства, о Боге, которого сознаешь в себе, в других, а стало быть, и “в Нем самом”. Ощущение смерти – “близка перемена. Хорошо бы прожить последок лучше”. Примирение с Софьей Андреевной. Л.Т. говорит ей “про то, что, если есть ненависть хоть к одному человеку, то не может быть истинной любви”. И далее: “Дочитал, пробегал 1-й том Карамазовых. Много есть хорошего, но так нескладно. Великий инквизитор и прощание Зосима”.

Читайте также:
О наружности Нежданова: сочинение

Читая в этот раз роман, он выделил для себя самое сокровенное в поучениях старца Зосимы. В главе о господах и слугах он отчеркнул близкую ему мысль: “чем беднее и ниже человек наш русский, тем и более в нем сей благолепной правды заметно, ибо богатые из них кулаки и мироеды во множестве уже развращены, и много, много тут от нерадения и несмотрения нашего вышло! Но спасет Бог людей своих, ибо велика Россия смирением своим”.

Как гимн звучат отчеркнутые Толстым в тексте романа слова Зосимы о вселенском, божественном чувстве любви: “Раз, в бесконечном бытии, не измеримом ни временем, ни пространством, дана была некоему духовном существу, появлением его на земле, способность сказать: “Я есмь, и я люблю”. Раз, только раз, дано было ему мгновение любви деятельной живой, а для того дана была земная жизнь, а с нею времена и сроки, и что же: отвергло сие счастливое существо дар бесценный, не оценило его, но возлюбило, взглянуло насмешливо и осталось бесчувственным”. Трагическим аккордом начинается этот гимн: “Отцы и учители, мыслю: “Что есть ад?” Рассуждаю так: “Страдание о том, что нельзя уже более любить”. Л.Т. не только отчеркнул весь этот абзац, но и отметил его знаком NB (отметь: хорошо). Он сделал эту пометку за 9 дней до ухода из Ясной Поляны. Вечером, 19 октября, он сказал Софье Андреевне: “Сегодня я понял то, за что любят Достоевского, у него есть прекрасные мысли”.

За день до ухода – 26 октября – Л.Т. видит сон: “Грушенька, роман, будто бы, Н. Н. Страхова” (58, 123). В этот же день он заехал к М. А. Шмидт. Она была его другом, единомышленником, человеком глубоким и тонко чувствующим чужое горе. “Он, – вспоминает Е. Е. Горбунова, – долго сидел у нее и, уходя, сказал, что он решил уйти.

– Это слабость, Лев Николаевич, – оказала она, – это пройдет, потерпите.

– Слабость, – подтвердил Лев Николаевич. – Только это уже не пройдет”.

“. Если есть ненависть хоть к одному человеку, то не может быть истинной любви”.

В тот же день, 19 октября, Л.Т. выделил для себя слова об аде и страдании, когда нельзя больше любить в мире этом. Толстой признавался, что он ничего не понимает в Боге, который есть сам в себе. Для него это было рассуждением излишним и даже “вредным”. “Но не то с Богом-любовью, – писал он за год до ухода. – Этого я наверно знаю. Он для меня все, и объяснение и цель моей жизни”. Кстати, в этот же день, когда сделана эта запись, Л.Т. “читал немного Достоевского”.

Милосердие, Любовь, Сострадание – это то, ради чего жили, мучились и совершали открытия два великих человека. Они знали, как непросто сохранить веру в святая святых. Но как бы трагически ни складывалась их жизнь, она всегда была освещена божественным светом Христа. И Толстому, и Достоевскому всегда были дороги евангельские слова: “И познаете истину, и истина сделает вас свободными”.

Психологическое мастерство Ф.М. Достоевского в изображении этапов душевной борьбы героя.

«Тварь я дрожащая или право имею» – вот он девиз теории Раскольникова которая его и сгубила. Родион Раскольников нищий студент, которому надоела жизнь и её тяготы, он хочет выйти из замкнутого круга из тесноты своей коморки. Как многие люди в разные периоды своей жизни думают, чего они стоят так, и Раскольников приходит к этому и формирует свою теорию, в которой он разбивает людей на два противоборствующих неравных лагеря на «тварей дрожащих» и господ которые «право имеют». В чём же это самое право заключается? В том, что вторая категория людей создана для того чтобы править и изменять судьбу мира, двигать историю «Наполеонизм», а для этого нужно идти по головам в самом прямом смысле этого выражения, что если человек способен на убийство, что он может отбросить раде своих интересов «всякую вшу» то он будет успешен, он будет иметь право и поднимется над другими по праву сильного. Весь ужас своей теории Раскольников осознаёт в своём последнем сне, на каторге он видит к чему приведёт такое деление, он видит то к чему приведёт его теория, то что брат пойдёт на брата, и отец на сына в попытке доказать своё превосходство.

Но ещё на этапе формирования своей теории у него было множество сомнений. Лично я считаю, что на убийство Родиона толкнула всё-таки нужда, а теория лишь попытка оправдать себя перед самим собой, найти другую причину своего поступка кроме денег, хотя может всё было как раз и наоборот.
Так или иначе Раскольников крайне долго готовился к своему преступлению, и долгое время считал всё это шуткой, так нелепой выдумкой, но вскоре он всё больше узнаёт об неприятностях простых людей, об проблемах семьи Мармеладовых, о своей никчёмной жизни и о всём прочем. Он видит прекрасные дворцы и храмы Петербурга, которые всегда восхищали, восхищают и будут восхищать людей, особенно приезжих, но Родион видит, что рядом с этим великолепием умирают от голода и холода люди, то сколько людей погрязли в непробудном пьянстве и т.д. Это убеждает его в его теории, он не хочет быть как все эти люди, как серая, нет чёрная масса его времени и он решается на убийство окончательно и бесповоротно если бы не Сонечка. Это луч света для Родиона и бич его теории, даже антипод в то время как Раскольников считает, что для достижения блага нужно перешагнуть через других людей, то Соня наоборот считает, что необходимо для блага родных и близких перешагнуть через себя, но не в коем случаи не через других. Но как не странно именно из-за Сони Раскольников снова решает осуществить свою идею, доказать свою пагубную теорию практикой.

Читайте также:
Художественный метод Достоевского в романе «Преступление и наказание»: сочинение

Убийство и думы Раскольникова после него начинают второй этап эволюции, нет деградации героя. Он хладнокровно расправляется со старухой процентщицей, и почти так же быстро и хладнокровно убивает оказавшуюся в ненужном месте и в ненужное время Лизавету. После этого наступает эйфория от того что всё прошло гладко, что он сумел, что он перешёл черту, но вскоре им овладевает страх и муки, но далеко не совести, а перспектива расплаты, что теперь его господина может поймать и заточить какая-то вша. Он совершил преступление, а за ним всегда следует наказание! Главный герой болеет он боится кары, скрывается и отдаляется от тех, кто хочет ему помочь и от родных и близких, он в бреду, его одолевают страхи и сомнения, но только не сомнения в правдивости его теории. Камнем, который внёс первый раскол, пустил круги по водной чистой, холодной глади теории была мысль о том, что к какой категории следует отнести Соню, мать, сестру, но Родион предпочёл просто не думать об этом обойти как казалось главную яму на пути его теории. По сути, чтобы доказать то что он имеет право, что все остальное для него нечто он мог убить кого-то более важного для себя, например, как раз свою мать, по проклятой теории – это как не что другое доказало бы его причастность к высшей группе людей, к Наполеонам мира и общества. Следующим «камнем» можно назвать его очередной разговор с Соней тот момент, когда она читает ему Евангелии, миф о воскрешении Лазаря, который крайне похож на ситуацию, сложившуюся с главным героем.

Тот момент, когда Раскольников идёт сдаваться с поличным он не раскаивается и всё ещё верит в свою теорию, он как загнанная в угол собака до последнего момента не выпустит кость из зубов. Лишь только на каторге он сбит со своего престола, его теории была для него палкой, на которую он опирался, но она была ему так же нужна как нужен мешок кирпичей за спиной поднимаясь на гору. Но он уже не мог остановится он цеплялся за уже порванные нити. Крахом теории было то что на каторге, он не с кем не мог сойтись, он был чужой и здесь, в то время как к навешавшей его Соне все всегда были крайне добры и ласковы. Любовь в итоге взяла своё, Родион раскаялся, он осознал весть тот ужас, который пережил и сотворил, он осознал сколько страданий он причинил людям близким ему. Он валится к Соне в ноги и плачет он, не молит прощения всё сказано слезами, для них эти слёзы и они сами теперь свет, свет, который укажет путь в новую, лучшую, обновлённую жизнь.

Достоевский был великим писателем его диалоги персонажей, столкновение мнений, столкновение людей как двух противоборствующих разумных стихий очень важно. А также он активно использует метод названный в западной Европе «полёт сознания». Родион летает в своих мыслях его мнения крайне субъективны и мечутся, и перескакивают на противоположные. В Раскольникове происходит борьба разума и чувства, его живого, но холодного и жёсткого ума и его чувственного, доброго человеческого сердца. Это не постоянство можно видеть в сцене когда он видит, на улице заплаканную девушку и человека который активно за ней следит, он решает сказать об этом стражу порядка и говорит, но в итоге кричит тому вслед чтобы то бросил это какое ему дело да других.
«Преступление и наказание» крайне психологический роман как по смыслу так и по написанию, его герои как и люди в жизни то эволюционируют то резко деградирую, но постоянно меняются как и всё в мире. Достоевский смог описать куда человека приведёт слепой разум, и жажда власти если мы забудем про мораль, культуру и простое человеческое отношение к другим людям.

“Преступление и наказание” — книга великой боли за человечество

Школьное сочинение

Во всех произведениях Достоевского мы замечали одну общую черту, замеченную во всем, что он писал: это боль о человеке, который сам себя не признает человеком и даже не вправе быть им.

Ф. М. Достоевский — самый беспощадный художник XIX века, который изображал в своих гениальных произведениях суровую правду жизни, был одержим великой любовью к человеку и считал своим долгом открыть “униженным и оскорбленным” глаза и заставить их бороться, искать пути избавления от страданий и социальной несправедливости. Л. Н. Толстой писал: “Самое важное в произведении искусства, чтобы оно имело нечто вроде фокуса, и он должен быть недоступен полному объяснению словами”. Таким фокусом у Достоевского стало изображение крайней нищеты, когда люди не просто гибнут от голода, но и теряют свой человеческий облик и чувство собственного достоинства.

Читайте также:
В чем вина и беда Раскольникова? (по роману Ф. М. Достоевского Преступление и наказание): сочинение

По глубине и тонкости замысла, по мастерству и правдивости отображения реальной действительности роман Ф.М. Достоевского “Преступление и наказание” можно смело назвать вершиной творчества писателя. Ведь в центре внимания автора оказалась страшная картина жизни России середины XIX века, со всей той нищетой, бесправием, угнетением русского народа, который хоть и пытался бунтовать против такой несправедливости, но вместе с тем осознавал свое бессилие в этой борьбе. Для более точного отображения этой действительности писатель старался проникнуть в самую глубину человеческой души, отразить сознание людей, их метания и противоречия.

Роман Достоевского вышел в свет в переломное для страны время, когда русская интеллигенция, ожидавшая возрождения России после реформы 1861 года, вынуждена была познать вместо этого глубокое разочарование и потрясение.

Социальные противоречия не исчезли. Напротив, они еще боль-. те обострились, еще острее стала несправедливость общественного устройства. И все это с талантом настоящего мастера сумел тонко подметить и выразить в своем романе Ф.М. Достоевский. При этом на примере трагедии одного человека автор выделил, вывел на первый план трагедию всего народа, отразил целый мир. Писатель не случайно взял своих героев из среды разорившегося дворянства. Именно в этой среде часто проявлялись в то время по-настоящему неординарные личности, яркие, сильные характеры, болезненные спады и светлые подъемы сознания, оказавшегося в конфликте с самим собой.

Действие романа происходит в Петербурге, в той его части, где жила беднота. Серый, мрачный город, многочисленные пивные, зазывающие народ залить горе; толпы пьяных на улицах; женщины, продающие себя за бесценок, а те, кто не желал этого делать, бросались с моста в воду. Страшное царство нищеты, бесправия, болезней, безысходности — вот те условия, в которых существуют простые русские люди, те условия, при которых в сознании многих рождаются ложные (хотя и вполне понятные) идеи восстановления справедливости.

Описывая жизненный путь Родиона Раскольникова — противоречивой личности, вынужденной в силу социальных причин пойти на преступление, на жестокое убийство, — Достоевский в первую очередь стремился показать гибельность подобного шага.

Но вместе с тем он мечтал показать перерождение, очищение человека путем страданий, переосмысления принципов и в конечном итоге преодоления зла. Да, Раскольников совершил преступление, избрал ошибочный путь в жизни. Но главное здесь — то, что толкнуло героя встать на путь убийства. И пытаясь обосновать такой шаг, Достоевский с первых страниц говорит о социальном положении Родиона. Молодой человек вынужден существовать в комнатке, а точнее “каморке”, которую сам автор сравнивает со шкафом, сундуком, гробом, подчеркивая крайнюю нищету ее обитателя — “задавленного бедностью”, “изуродованного нищетой” “бедного и больного студента”.

Создавая психологический портрет своего героя, писатель на первое место выводит те черты, которые рождены именно общественным положением бедного студента: мнительный, самолюбивый, мрачный, угрюмый. И в этих чертах, в этих характеристиках Родиона Раскольникова отражен обобщенный портрет поколения, показаны особенности психологии многих его современников.

Такие люди, как Раскольниковы, Мармеладовы и подобные им, вынуждены влачить жалкое существование в жестоком и несправедливом мире, где распорядителями и хозяевами являются подлые и низкие свидригайловы и лужины. Потому не осуждение в первую очередь, а страшная, щемящая боль пронизывает страницы романа Достоевского — боль за людей, раздавленных нищетой, таких как Катерина Ивановна Мармеладова, которая сама себя сравнивает с заезженной клячей; как ее несчастный муж, спившийся от горя и бедности; как дочь Соня, вынужденная продавать себя, чтобы поддерживать хоть какое-то существование семьи. Ее образ наиболее трагичен. “Ты на себя руки наложила, ты загубила жизнь. свою”, — говорит ей Родион. А ведь сколько таких же несчастных девушек губили свою жизнь, принося себя в жертву ради близких, ради какого-то призрачного благополучия. Такой же (или почти такой) путь уготован и сестре Раскольникова. Осознание этого, понимание гибельности того поступка, на который готова пойти ради него сестра, выйдя за нелюбимого, к тому же ничтожного человека, зарождает протест в душе главного героя.

Родион не видит другого выхода, как убийство процентщицы. Так он спасет себя, спасет свою семью. И при таких обстоятельствах смерть никому не нужной старухи кажется ему оправданной, в чем еще больше Раскольников убеждается, получив письмо матери, в котором она сообщает о своем плачевном материальном положении. “Ясно, что теперь надо было не тосковать, не страдать пассивно, одними рассуждениями о том, что вопросы неразрешимы, а непременно что-нибудь сделать, и сейчас же, и поскорее. Во что бы то ни стало надо решиться, хоть на что-нибудь, или. Или отказаться от жизни совсем. “

Да, такая идея могла возникнуть в голове героя, как и в голове другого студента, чей разговор Раскольников как-то услышал в трактире, только под влиянием крайней нищеты, безысходности, несправедливости окружающего мира. “За одну жизнь — тысячи жизней, спасенных от гниения и разложения”. Не правда ли — благородный, оправданный выход?!

Единственный выход для множества людей, загнанных жизнью в глухой угол, вынужденных каждый день видеть сотни, тысячи гибнущих жизней, жизней, которые еще можно спасти “от нищеты, от разложения, от гибели, от разврата, от венерических заболеваний. “. А всего-то нужно — убить никчемную старушонку и забрать ее деньги! Нет, конечно, Достоевский не оправдывает своего героя. Наоборот, вся суть пути Раскольникова в конечном итоге сводится к пониманию своих ошибок. Мучительному пониманию. Но хотя в романе и есть намек на то, что стремления к лучшей жизни не напрасны, не напрасны попытки прийти к ней другим, правильным путем, — мы понимаем, что, к сожалению, сбыться этим стремлениям суждено не так уж скоро. И многострадальному русскому народу еще через много испытаний придется пройти. Отсюда нескрываемая боль автора за весь народ, за все человечество.

Читайте также:
Мой Достоевский (размышления о прочитанном) 2: сочинение

И все же, размышляя о далеком грядущем, Достоевский писал в “Дневнике писателя”: “Я не хочу мыслить и жить иначе, как с верой, что все наши девяносто миллионов русских (или там сколько их тогда народится) будут все когда-нибудь образованны, очеловечены и счастливы”.

Психологизм в творчестве Ф. М. Достоевского Текст научной статьи по специальности « Языкознание и литературоведение»

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Гайдарова Д.С.

Ежегодно страна отмечает юбилеи известных писателей, оставивших заметный творческий след в отечественной литературе. 2016 год особенно богат на знаменательные даты. Именно в этом году писателю Ф.М. Достоевскому , с именем которого во всем мире ассоциируется наша страна, автору гениальных романов «Преступление и наказание», «Идиот», «Братья Карамазовы» и мн. др., исполнилось бы 195 лет.Федор Михайлович Достоевский (1821-1881) – русский писатель, в произведениях которого психологическая сторона имеет большое значение и помогает автору в раскрытии замысла произведения. Многие писатели раскрывали души героев через диалоги персонажей, но особенностью психологизма, присущего творчеству Ф.М. Достоевского , является то, что он раскрывает характеры героев через их собственные монологи. Социально-психологический роман «Преступление и наказание» был опубликован в 1866 году в журнале «Русский вестник». Своеобразие произведения заключается в том, что в нем показана психология современного автору человека, который пытается найти решение социальных проблем. Достоевского интересует внутренний мир человека. «/Человек есть тайна. Ее надо разгадать, и ежели будешь разгадывать всю жизнь, то не говори, что потерял время. Я занимаюсь этой тайной, ибо хочу быть человеком»/, писал Ф.М. Достоевский . В процессе развития романа «Преступление и наказание» мы наблюдаем, как Родион Раскольников ведет борьбу с самим собой. В некоторых эпизодах мы видим, как он корит себя, в других – всячески пытается себя оправдать. На протяжении всего романа он надеется прийти к правде и понять, кто же он. Особенными являются сны Раскольникова, которые отражают его внутренний мир, раскрывают душевное состояние. Также важным психологическим фактором является фон, на котором развивается действие романа. Ф.М. Достоевский описывает Петербург не как столицу, блистающую огнями, а как город страшных разочарований и пустоты, который психологически давит на героя и подталкивает его к преступлению. Описание города, безусловно, рисует в сознании читателя определенную картину, помогающую понять идею автора литературного шедевра. Русский философ и культуролог М.М. Бахтин писал: «Психоло­гизм Достоевского — особый художественный метод проникновения в объек­тивную суть противоречивого людского коллектива, в самую сердцевину тревоживших писателя общественных отношений и особый художественный метод их воспроизведения в искусстве слова».

Похожие темы научных работ по языкознанию и литературоведению , автор научной работы — Гайдарова Д.С.

Текст научной работы на тему «Психологизм в творчестве Ф. М. Достоевского»

Bulletin of Medical Internet Conferences (ISSN 2224-6150)

2016. Volume 6. Issue 5

Ю: 2016-05-81-Т-7099 Тезис

Психологизм в творчестве Ф.М. Достоевского

ГБОУ ВПО Саратовский ГМУ им. В.И. Разумовского Минздрава России, кафедра русской и классической филологии

Научный руководитель: к. п. н. Шешнева И. В.

Ежегодно страна отмечает юбилеи известных писателей, оставивших заметный творческий след в отечественной литературе. 2016 год особенно богат на знаменательные даты. Именно в этом году писателю Ф.М. Достоевскому, с именем которого во всем мире ассоциируется наша страна, автору гениальных романов «Преступление и наказание», «Идиот», «Братья Карамазовы» и мн. др., исполнилось бы 195 лет.

Федор Михайлович Достоевский (1821-1881) – русский писатель, в произведениях которого психологическая сторона имеет большое значение и помогает автору в раскрытии замысла произведения. Многие писатели раскрывали души героев через диалоги персонажей, но особенностью психологизма, присущего творчеству Ф.М. Достоевского, является то, что он раскрывает характеры героев через их собственные монологи. Социально-психологический роман «Преступление и наказание» был опубликован в 1866 году в журнале «Русский вестник». Своеобразие произведения заключается в том, что в нем показана психология современного автору человека, который пытается найти решение социальных проблем. Достоевского интересует внутренний мир человека. «Человек есть тайна. Ее надо разгадать, и ежели будешь разгадывать всю жизнь, то не говори, что потерял время. Я занимаюсь этой тайной, ибо хочу быть человеком», – писал Ф.М. Достоевский. В процессе развития романа «Преступление и наказание» мы наблюдаем, как Родион Раскольников ведет борьбу с самим собой. В некоторых эпизодах мы видим, как он корит себя, в других – всячески пытается себя оправдать. На протяжении всего романа он надеется прийти к правде и понять, кто же он. Особенными являются сны Раскольникова, которые отражают его внутренний мир, раскрывают душевное состояние. Также важным психологическим фактором является фон, на котором развивается действие романа. Ф.М. Достоевский описывает Петербург не как столицу, блистающую огнями, а как город страшных разочарований и пустоты, который психологически давит на героя и подталкивает его к преступлению. Описание города, безусловно, рисует в сознании читателя определенную картину, помогающую понять идею автора литературного шедевра.

Русский философ и культуролог М.М. Бахтин писал: «Психологизм Достоевского — особый художественный метод проникновения в объективную суть противоречивого людского коллектива, в самую сердцевину тревоживших писателя общественных отношений и особый художественный метод их воспроизведения в искусстве слова».

Ключевые слова: Ф.М. Достоевский, творчество

© Bulletin of Medical Internet Conferences, 2016

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: