Тема маленького человека в романе Ф. М. Достоевского Преступление и наказание: сочинение

Сочинение «Маленькие люди в романе «Преступление и наказание» (Ф.М. Достоевский)»

В кратком сочинении «Маленькие люди в романе «Преступление и наказание (Ф.М. Достоевский)» рассматривается место и роль «маленького человека» в общей картине произведения, его особенности под пером Достоевского.

Тема «маленького человека» появилась в литературе XIX века. Как сказал Федор Достоевский, «все мы вышли из Гоголевской «Шинели». Действительно, самым ярким образом «маленького человека» был Акакий Акакиевич из повести Николая Гоголя «Шинель». Достоевский продолжил традицию, развил эту тему и создал своих «маленьких людей». Ими переполнен его роман «Преступление и наказание».

«Маленьким человеком» в литературе называют бедного, низкого по статусу человека, который не занимает в обществе высокого места. Таковым в романе является главный герой Родион Раскольников, его мать Пульхерия Александровна, сестра Дуня, семья Мармеладовых, студент Разумихин. В первую очередь стоит отметить атмосферу, в которой они живут. Петербург предстает пред нами, как грязный город, переполненный желтыми оттенками, вонью. Вся эта атмосфера угнетает людей, давит на них.

Главный герой Раскольников – бедный студент. Его комната настолько тесна и неудобна, что больше похожа на гроб. Сам он одевается хуже, чем другие бедняки, которых сплошь и рядом можно увидеть на петербургских улицах. Его бедная мать Пульхерия Александровна высылает ему деньги из крохотной пенсии, которую она получает после смерти мужа, для проживания в этом городе. Сестра Дуня вынуждена работать гувернанткой в богатых домах, терпеть издевательства, насмешки богачей только из-за того, что ей нужны деньги на проживание.

Помимо этого, в одном из писем, присланных матерью, Раскольников узнает, что Дуня жертвенно собирается связать свою судьбу с богатым Лужиным. А все из-за того, что тот, хотя и отвратителен ей, но богат. Дуня верит, что таким образом сможет помочь Родиону встать на ноги в Петербурге. Раскольников, как один из среды «маленьких людей», очень тонко чувствует все беды, переживания и страдания других. Выходя на улицу, он то и дело видел картины ужасной нищеты, которая где-то глубоко в сердце отзывалась в нем болью.

Знаковым для него стало знакомство с Семеном Захаровичем Мармеладовым. История этого человека оставила свой след в и так уже разъяренном сердце молодого студента. Мармеладов когда-то был титулярным советником, но все поменялось в его жизни, когда мужчину отправили в отставку. У него есть дочь Соня от первого брака и вторая жена Катерина Ивановна с детьми. Все они нуждались в еде, крыше над головой и элементарной одежде. Но Мармеладов так и не смог найти работу. Вся эта ситуация сломала его.

Вместо того, чтобы решить проблемы, Семен Захарович подался в беспробудное пьянство. Он пропивал буквально все, что попадалось ему под руки, вплоть до последних чулков жены. Мармеладов понимает глубину своего падения и не теряет человеческого лица, но не может ничего с собой поделать. Он изливает душу молодому Раскольникову. Семен Захарович признается, что ему было бы легче, если бы Екатерина Ивановна ударила его. Ибо когда она начинает безмолвно плакать, его сердце сжимается от боли.

Старшая дочь Мармеладова Соня во имя спасения своих родных жертвует собой и торгует своим телом. Отец, зная, какой ценой достаются эти деньги, все-таки не брезгует брать их и пропивать. Все вокруг смеются над ним, его жены и дочери. Никто не испытывает сострадания к этому «маленькому человеку». На самом деле Мармеладов глубоко несчастный человек и имеет право хотя бы на мельчайшее сострадание.

В его уста Достоевский вкладывает фразу, которая звучит лозунгом всего романа: «Понимаете ли вы, понимаете ли вы, милостивый государь, что значит, когда уже некуда больше идти? – вдруг припомнился ему вчерашний вопрос Мармеладова, – ибо надо, чтобы всякому человеку хоть куда-нибудь можно было пойти…» Это страшное чувство одиночества угнетает «маленького человека». Этот мир беспощаден к таким людям. Мир, где молодая тридцатилетняя глубоко несчастная Екатерина Ивановна погибает от чахотки, где совсем юная Сонечка вынуждена торговать своим телом, чтобы прокормить семью, а дети Мармеладовых растут в нищете, без крошки хлеба и остаются сиротами.

Но, несмотря на все страдания, «маленький человек», по убеждению Достоевского, возвышается над другими благородством и чистотой своей души. Такие люди «маленькие» только в социальном положении, а в моральном и духовном плане они «большие». Их счастье спрятано в любви к другим людям. Они способны на это чувство, живут для того, чтобы помогать другим.

Ярким примером является образ Сони Мармеладовой. Девушка знает, что, как и Раскольников, преступила через закон. Но она никогда бы себе не позволила убить человека. Соня раскаивается в своем грехе, хотя в этом жестоком мире у нее нет выбора. Тем не менее, Соня – идеал благородства и внутренней чистоты. Она в романе выступает защитницей всех «униженных и оскорблённых». Её не сломила эта грязь, вонь и темная, беспросветная земная жизнь. Соня умеет любить и именно в этом видит смысл своего существования.

Она принимает Раскольникова даже после того, как узнает о его преступлении. Ей жаль этого молодого человека, который пытался стать «кем-то» через убийство. Сам Родион Романович поражается ее светлой душе и пытается понять, как можно, отрекшись себя и испытав все ужасы этой жизни, оставаться таким светлым человеком. Сам Раскольников оступается, выбрав путь лжи и убийства, а не любви и жизни. Но в конце он все же приходит к истине. Его преступление стало для него же наказанием.

Читайте также:
Почему «переступивший» Свидригайлов покончил с собой, а Раскольников — нет? (по роману Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»): сочинение

Любовь и сострадание Сони изменили его и открыли глаза на истинный путь. Для меня Соня – ангел во плоти. В своей любви к людям она возвышается над всеми несправедливостями этого земного мира и помогает таким, как Раскольников, увидеть в грязной огромной луже чистые яркие звёзды.

Образ «маленького человека» буквально кричит от боли, страха, одиночества, безысходности со всех страниц романа «Преступление и наказание». И все же, несмотря на незавидное положение «маленьких людей», у них есть самое главное: богатый внутренний мир, умение любить и сострадать. Именно благодаря этим качеством ярлык «маленького человека» висит на них только в обществе. Достоевский прочувствовал все эти страдания на себе. Автор преклоняется перед страданиями таких людей и возвышает их над всеми возможными материальными благами.

Тема «маленького человека» в романе Ф. Достоевского «Преступление и наказание»

Тема «маленького человека» в русской литературе широко представлена в творчестве многих великих русских писателей. Интерес к судьбе простого человека в условиях социальной несправедливости проявил А. С. Пушкин в «Станционном смотрителе», Н. В. Гоголь описал трагедию «маленького человека» в повести «Шинель», А. П. Чехов обратился к этой теме в рассказах «Тонкий и толстый», «Смерть чиновника», А. Н. Островский в пьесе «Бесприданница» создал образ мелкого чиновника Карандышева. Всех этих писателей можно справедливо считать великими гуманистами, потому что они проявили милосердие, сострадание, сочувствие к бедным людям и поставили в своих произведениях вопрос о необходимости кардинальных перемен в жизни «униженных и оскорбленных», отверженных обществом.

Не оставил в стороне тему «маленького человека» и Ф. М. Достоевский. Трагический мир его героев создает впечатление небывалой нравственной чистоты и духовной возвышенности.

В грязи пороков живут бедные люди в романе «Преступление и наказание». Достоевский находит в падших и обездоленных героях чистоту души, достоинство и то высшее начало, которое называется челоечностью. Все «маленькие люди» в романе тоскуют по истинно человеческому существованию. Мармеладов и его жена рыдают в напрасных поисках справедливости; мучается над вопросом, человек ли он, Раскольников; и даже безнравственный Свидригайлов хочет умереть, совершив перед смертью добро. Вера Достоевского в неиссякаемые глубины человечности волнует и убеждает писателя в том, что надо предостерегать людей от зла.

Разбросанные по всему роману описания ужасающей нищеты и безысходности доведены до трагизма в изображении семьи Мармеладовых. В чиновнике Мармеладове Достоевский показал крайнюю степень обездоленности и бедности. Трагедия этого «маленького человека» раскрывается в его исповеди. В грязном трактире, за липким столом, на котором стоит штоф с водкой, Мармеладов открывает свою душу. Обращает на себя внимание описание внешности этого героя: старый, совершенно заношенный фрак, застегнутый на единственную сохранившуюся пуговицу, скомканная грязная манишка. Это был человек «с отекшим от постоянного пьянства желтым, даже зеленоватым лицом». Но портрет Мармеладова не только социально заострен, это в то же время превосходный психологический портрет, в котором передается одиночество «маленького человека» в буржуазном мире, его тщетные усилия вызвать к себе сочувствие и сострадание.

Из исповеди мы узнаем, что Мармеладов дошел до крайней степени нищеты. В его рассказе звучит трагическая история Сонечки, которая пошла на панель, чтобы спасти от голодной смерти своих близких людей. Вот поэтому Мармеладов и пьет, чтобы забыть свою распроклятую жизнь. «А разве у меня сердце не болит? Разве я не чувствую? Разве я не страдаю?» — в отчаянии говорит Мармеладов. Оказавшись в жизненном тупике, этот «маленький

человек» выбирает пассивную форму протеста. Смирение и покорность судьбе Мармеладов дополняет беспробудным пьянством. «. Ведь надобно же, чтобы у всякого человека было хоть одно такое место, где бы его пожалели», — говорит этот несчастный человек. Им владеет полное отчаяние от сознания своей безысходности. «Понимаете ли, понимаете ли вы, милостивый государь,— обращается Мармеладов к Раскольникову, — что это значит, когда уже некуда больше идти?» Эти слова выражают последний предел отчаяния. Мармеладов не может противостоять жестокостям жизни, он находит смерть под колесами экипажа на мостовой, в грязи, на виду у десятка равнодушных глаз.

Главным обвинением буржуазному миру является образ Катерины Ивановны, жены Мармеладова. Ее портрет дан Достоевским на фоне убогого жилища: «Огарок свечи освещал беднейшую комнату шагов в десять длиной. Через задний угол была протянута дырявая простыня. В комнате было душно . с лестницы несло вонью. ». Этот интерьер подчеркивает крайнюю нищету семьи Мармеладовых.

Дрожащий свет догорающей свечи освещает лицо Катерины Ивановны. Видны яркие чахоточные пятна на ее щеках, запекшиеся губы, обращает на себя внимание лихорадочный взгляд.

Анализируя историю жизни и характер Катерины Ивановны, следует отметить, что она не из лагеря забитых и смирившихся с жизнью людей. Она принадлежит к лагерю бунтующих и ожесточенных людей. Достоевский пишет, что «ее можно было убить обстоятельствами, но забить ее нравственно, то есть запугать и подчинить себе ее волю, нельзя было». Поэтому так отчаянно Катерина Ивановна борется с нищеой. Она моет, скребет свою убогую комнату, штопает, стирает по ночам детское тряпье, старается, чтобы в ее семье было все, как у порядочных людей. Для этого она учит детей французскому, следит за их манерами и поведением. Озлобленная ударами судьбы, Катерина Ивановна исступленно ищет и требует справедливости. Это выражается в ее бунтарских поступках: и в сцене поведения ее на поминках мужа, и в драматичном эпизоде, когда она устраивает «демонстрацию нищеты». Несуразно нарядив своих детей, она заставляет их петь французские песни, как безумная, носится по городу, пока замертво не падает на мостовой, Вот последние слова, которые произносит Катерина Ивановна: «Уездили клячу! Надорвалась!»

Читайте также:
Анализ эпизода: Сон Раскольникова: сочинение

Бунт Катерины Ивановны — это протест человека, доведенного до последней степени отчаяния, но не примирившегося с жестокой действительностью. Об этом свидетельствует ее решительный отказ от предсмертного причастия: «Что? Священника? Не нао. На мне нет грехов! Бог и без того должен протить. Сам знает, как я страдала!»

А. М. Горький назвал Ф. М. Достоевского «больной совестью нашей», потому что писатель воспитывает нравственную чуткость, милосердие, учит не знать покоя, пока человек страдает. Достоевский рассчитывал на то, что человечность можно восстановить за счет нравственного самоусовершенствования личности. Но, чтобы противодействовать злу, нужны решительные изменения несовершенного общества, в котором возникают трагедии «маленького человека». Вот почему снова и снова неотступно волнует душу главного героя романа Раскольникова тоска, которая зовет его к действию, к защите человечности.

Маленькие люди в «Преступлении и наказании»

Тема «маленького человека» является одной из основных в романе «Преступление и наказание» Ф. М. Достоевского, так как связана и с социальным, и с философским содержанием. У Достоевского в «Преступлении и наказании» эта тема прозвучала ещё сильнее и трагичнее, чем у Пушкина в «Станционном смотрителе» и у Гоголя в «Шинели».

Местом действия своего романа Достоевский выбрал самую бедную и грязную часть Петербурга — район Сенной площади и Кузнечного рынка. Одну за другой разворачивает писатель мрачные картины беспросветной жизни «маленьких людей», оскорблённых и униженных бессовестными «хозяевами жизни». Чего только стоит сцена встречи Раскольникова с пьяной пятнадцатилетней девочкой в порванном платье. Эта страшная картина вызывает горькие мысли у главного героя. Он знает, чем и как закончит жизнь эта растоптанная с юных лет человеческая душа:

В романе более или менее подробно описаны несколько героев, которые безусловно могут быть отнесены к традиционному типу «маленьких людей»: сестра старухи процентщицы, Лизавета, которая у Достоевского становится символом «маленького человека», мать Раскольникова Пульхерия Александровна, жена Мармеладова — Катерина Ивановна. Однако самым ярким образом в этом ряду является, конечно, сам Семён Захарович Мармеладов, рассказывающий свою историю Раскольникову в трактире. В этом герое Достоевский объединил пушкинскую и гоголевскую традиции в изображении «маленьких людей».

Семен Захарович Мармеладов

Мармеладов Семен Захарович — титулярный советник, отец Сонечки. Мармеладов лишился места в связи с сокращением кадров и с тех пор начал пить.

Горький пьяница, пропивающий последние чулки жены, теряющий службу из-за своего порока, Мармеладов дошел до последней ступени человеческого падения:

Жалкая арендная комната в которой Мармеладов проживал со своей женой и детьми — типичный приют столичной бедноты. При виде этой комнаты, нищеты обитателей понятной становится та горечь, с которой ее хозяин несколько часов назад рассказывал Раскольникову историю своей жизни:

Мармеладов жалок и ничтожен, бессилен изменить свою жизнь (покончить с пьянством):

Он несчастлив и, сознавая своё безвыходное положение, восклицает:

Из-за того что Мармеладов не мог содержать семью его дочь Соня была вынужденна пойти торговать собой:

Лежал я тогда… ну, да уж что! лежал пьяненькой-с, и слышу, говорит моя Соня (безответная она, и голосок у ней такой кроткий…

Семён Захарович переживает из-за горькой судьбы своей дочери, поэтому его последние слова обращены к Соне — единственной опоре для Катерины Ивановны и детей:

Но сам порок Мармеладова объясняется безмерностью его несчастий, сознанием обездоленности, приниженности, которые приносит ему нищета:

В своих мечтах он возвращается к нормальной жизни и вытащит семью из этой бедности:

Катерина Ивановна Мармеладова

Катерина Ивановна внешне непохожа на традиционного «маленького человека», безропотно принимающего страдания.

Она, по отзыву Мармеладова, «дама горячая, гордая и непреклонная» (1, II), она хлопочет перед генералом за мужа, устраивает пьяному супругу «воспитательные» скандалы, доводит Соню упрёками до того, что девушка идёт на панель, чтобы заработать деньги на хлеб для семьи:

Но по сути Катерина Ивановна, как и все «маленькие люди», сломлена жизненными неудачами. Она не может сопротивляться ударам судьбы. Её беспомощное отчаяние проявляется в последнем безумном поступке: она с маленькими детьми выбегает на улицу просить милостыню и умирает, отказавшись от последней исповеди. Когда ей предлагают пригласить священника, она отвечает:

Эта сцена свидетельствует, что «маленький человек» у Достоевского доходит даже до бунта против Бога.

Лизавета

Лизавета — сводная сестра старухи-процентщицы. Елизавете было 35 лет, фигура ее была нескладная, а ноги будто вывернуты назад. Вид у нее всегда был опрятный, хотя носила она старую и заношенную одежду. Вот как автор описывает внешность Лизаветы:

Характер у героини был покладистый и безотказный, она день и ночь работала на сестру, которая позволяла себе физическое насилие по отношении к бедной женщине. Лизавета готовила, стирала и убиралась, стараясь угодить своей привередливой старшей сестре.

При этом, старуха даже в своем завещании не оставила Лизавете «ни гроша»:

Читайте также:
Рогожин - характеристика литературного героя: сочинение

Лизавета поддерживает квартиру в идеальной чистоте, так что нигде не видно ни пылинки:

Лизавета слабоумна, глупа и наивна. Мужчины пользуются тем, что девушка страдает умственной отсталостью, поэтому она постоянно беременна:

Как и старшую сестру, Лизавету убивает Родион Романович Раскольников, главный герой произведения. Данная трагедия произошла из-за неудачного стечения обстоятельств. Родион был уверен, что Лизавета уйдёт из дома и Алёна Ивановна останется одна, но девушка неожиданно вернулась раньше, чем должна была и стала невольным свидетелем преступления.

Пульхерия Александровна Раскольникова

Раскольникова Пульхерия Александровна — мать Родиона Раскольникова и Дуни. Нуждающаяся вдова и беззащитная женщина 43 лет. У нее был еще один ребенок, но он умер в младенчестве. Она робкая и понимающая женщина, которая не умеет врать или притворяться. Ее муж умер много лет назад, когда Родион был еще ребенком:

Судя по всему, супруг Пульхерии Александровны был мелким чиновником, за что теперь женщине полагается пенсия в 120 рублей в год. Это очень маленькие деньги, которых едва хватает на жизнь:

На момент повествования она с дочерью вынужденно перебирается в Петербург, чтобы быть поближе к сыну. Героиня вынуждена подрабатывать, занимаясь мелкой работой, вышивая нарукавники, продавая косыночки. Они с Дуней (Авдотьей Романовной) кое-как зарабатывают на жизнь и помогают деньгами сыну Родиону, чтобы он не бросал учебу:

Эта женщина, несмотря на зрелый возраст, сохранила былую красоту. Одевалась она хоть и бедно, но всегда выглядела опрятно и достойно.

Пульхерия Александровна любит своего сына Родиона и возлагает на него все свои надежды. Она надеется, что сын, получив высшее образование, выберется из нищеты и будет помогать семье:

После суда над сыном она всерьез заболела, расстройством рассудка. Бедная женщина догадывается, что с сыном произошло что-то страшное, но боится расспрашивать об этом Дуню:

После семи месяцев болезни, Пульхерия Александровна заболевает горячкой и умирает:

Условно «маленькие люди»

К «маленьким людям» часто относят и ярких героев романа — Родиона Раскольникова, Дмитрия Разумихина и Соню Мармеладовы. Но все трое, не смотря на то, что оказались в бедственном положении, не теряют волю действовать и способны на поступки. Так, Соня согласившись на позорную профессию жертвует собой ради семьи, Разумихин — делает все возможное чтобы помочь Раскольникову и его семье, а сам Раскольников убивает старуху-процетщицу не столько из-за денег, сколько из желания доказать самому себе, что он не «маленький» человек.

Соня Мармеладова

Соня Мармеладова — главная героиня романа — внешне очень похожа на традиционного «маленького человека», который смиренно подчиняется обстоятельствам, безропотно идёт к гибели. Чтобы спасти таких людей, как Соня, Раскольников и придумал свою теорию, но, оказывается, Соня только на первый взгляд слабый по характеру человек, а на самом деле она сильная личность: увидев, что её семья дошла до крайней нищеты, она приняла тяжёлое решение и спасла хотя бы на время своих родственников от голодной смерти.

Несмотря на свою позорную профессию, Соня сохраняет душевную чистоту. Она с достоинством переносит издевательства окружающих по поводу своего положения в обществе. Более того, благодаря своей душевной стойкости, именно она смогла поддержать убийцу Раскольникова, именно она помогает ему найти правильный, сточки зрения Достоевского, выход из морального тупика: через искреннее покаяние и страдание вернуться к нормальной человеческой жизни. Она и сама искупает свои невольные грехи, и поддерживает Раскольникова на каторге.

Разумихин

Совсем непохож на традиционного «маленького человека» друг Раскольникова Разумихин — очень привлекательный, цельный герой. Несмотря на то, что он так же беден, как и все другие герои книги, он все же не отчаивается и пытается справляться со своими трудностями. Мужество, здравый смысл, жизнелюбие помогают Разумихину выдержать все невзгоды:

Верный товарищ, Разумихин ухаживает за больным Раскольниковым, приглашает к нему доктора Зосимова; зная о подозрениях Порфирия Петровича насчёт Раскольникова, пытается выгородить главного героя, объясняя странные поступки друга болезнью. Сам нищий студент, он опекает мать и сестру Раскольникова, искренне влюбляется в бесприданницу Дуню.

Таким образом, Разумихин не может быть отнесён к «маленьким людям» потому, что постоянно сопротивляется несчастьям и не сгибается под ударами судьбы.

Раскольников

Родион Раскольников, насмотревшись на горе, на разбитые судьбы обыкновенных («маленьких») людей — обитателей петербургских трущоб, решает действовать, так как смиренно наблюдать безобразную окружающую жизнь более не в силах. Он делит всех людей на обыкновенных и необыкновенных:

Образ Раскольникова как «маленького человека» в «Преступлении и наказании» обозначается его низким социальным положением, которое толкает его на убийство старухи-процентщицы. Именно его нищета и невозможность заработать денег, обеспечить себя и свою семью ломают главного героя. Кроме этого, из-за своей бедности Раскольников не в силах помочь сестре, которая в итоге вынуждена выйти замуж за богатого мужчину, жадного и расчетливого, как окажется потом. Уже совсем отчаявшись в своем положении, Раскольников делает решающий шаг — соглашается с самим собой на убийство. Несмотря на то, что изначально такая мысль пришла к герою исключительно из-за бедности, в конце концов Родион приходит к выводу, что он это сделал не для того, чтобы помочь семье или самому выйти из бедственного положения. Раскольников признается, что убийство, за которое только он в ответе, он совершил исключительно для самого себя.

Читайте также:
Средства художественного изображения внутреннего мира человека в романе Ф. М. Достоевского Преступление и наказание (Особенности психологизма): сочинение

Маленький человек в романе «Преступление и наказание»

сочинение по литературе 10 класса

«Маленькие люди» Достоевского

Маленькие люди Достоевского

Тема и образ «маленького человека» неоднократно затрагивались многими русскими писателями. В числе тех, кто обращался к проблеме «маленьких людей», можно назвать А. П. Чехова, А. С. Пушкина, Н. В. Гоголя, и, несомненно, Ф. М. Достоевского, тема жизни «маленького человека» в обществе встречается и в одном из его самых известных романов «Преступление и наказание».

Мармеладовы

«Маленькие люди» этого произведения имеют свои мысли, идеи и убеждения, но оказываются задавленными жизнью. Один из первых персонажей этого типа, встречающийся на страницах романа – Семён Мармеладов, который рассказывает о своей судьбе Родиону Раскольникову в распивочной. Мармеладов – бывший чиновник, потерявший работу и беспрестанно пьющий как из-за этого, так и из-за страха и бессилия перед жизнью. Семья Мармеладова, как и он сам, кормится на деньги, добываемые дочерью Соней на панели. В дальнейшем развитии сюжета Мармеладов умирает, попав под колеса. Его жена также относится к «маленьким людям», однако она – несколько другая; она не является тем, кто кротко переносит все выпадающие на его долю невзгоды. Катерина Ивановна постоянно вспоминает о своем благополучном детстве, об учебе в гимназии. Женщина тщательно отгоняет мысли о падении и нищете, но именно она посылает падчерицу Соню торговать своим телом. Катерина говорит о своих аристократических связях и мечтает об открытии пансиона, с помощью этого как бы отгораживаясь от ужасающей действительности и нищеты. Поведение жены Мармеладова подтверждает, что и она оказалась сломлена всеми жизненными невзгодами, скрывая за своей гордыней невозможность противостоять трудностям судьбы.

Лужин

Абсолютно не похож на чету Мармеладовых такой персонаж произведения, как Петр Петрович Лужин, однако и его с полной уверенностью можно отнести к «маленьким людям». Проповедуемые им эгоистичные, нечеловеческие отношения приводят к полному атрофированию добрых, светлых душевных чувств. Лужину важна лишь его собственная выгода и карьера; для достижения своей выгоды он готов на любые унижения и безнравственные поступки, которые он совершает не напрямую, а подло, исподтишка, чтобы впоследствии не нести за них ответственности. Такие люди, как Петр Петрович, являются подлыми «маленькими людьми», которые никогда не смогут быть счастливыми по-настоящему.

А вот Соня Мармеладова, с первого взгляда очень похожая на «маленького человека», безропотно переносящего все удары судьбы, на самом деле не является им. Соня переступает законы нравственности только для того чтобы спасти голодающую семью, оставаясь человеком с чистой душой. Внутренняя стойкость и вера в Бога помогают девушке достойно переносить все выпадающие на ее долю унижения и даже помогать другим, жалеть их. Так, именно Соня помогает Раскольникову сначала признаться в совершенном убийстве, а потом – обрести душевное спокойствие и веру в Бога.

Заключение

На примере романа «Преступление и наказание» видно, что «маленькие люди» Ф. М. Достоевского все же несколько отличаются от подобных им персонажей других писателей и имеют свои особенности. Все они не способны дать отпор жизненным невзгодам, что проявляется в самых различных чертах: у Мармеладова – в самоуничтожении, у Катерины Ивановны – в непомерной гордыне, а у Лужина – в неутолимой жажде наживы и власти. Однако писатель видел для таких людей возможность спасения, которая выражается для него в искренней и сильной вере в Бога, которая и дала Соне Мармеладовой возможность несколько возвыситься над всеми и помочь Родиону Раскольникову.

Характеристика и образ Дуни в романе Достоевского Преступление и наказание сочинение

Одним из второстепенных персонажей произведения является сестра главного героя романа Родиона Раскольникова Авдотья Романовна.

Писатель представляет Дуню в образе молодой женщины двадцати двух лет, внешне схожей с братом, но отличающейся от него не совсем правильными чертами лица, выдающимся немного подбородком, говорящим о сильной натуре. Девушка изображается высокой темно-русой шатенкой с лицом, сияющим здоровой свежестью, алым нежным ртом, глазами иссиня черными, сверкающими добрыми лучиками. Серьезное и вдумчивое выражение лица Дуня раскрывает ее молодую и неопытную натуру.

По характеру Дуню горделива, ужасно целомудренна и благородна, прекрасно осознает свою значимость, несмотря на постоянное внимание к ней мужчин.

В связи с бедственным положением ее семьи и будучи неплохо образованной, Дуня вынуждена служить в качестве гувернантки в богатом семействе Свидригайловых, где хозяин дома регулярно заставляет девушку испытывать унижения и страдания. Поскольку Авдотья Романовна имеет сильный характер, она стойко переносит жизненные трудности.

Девушка принимает решение стать женой богатого и расчетливого Лужина с целью помочь брату закончить учебу и содержать престарелую мать. Однако Раскольников категорически против решения сестры и пытается открыть ей глаза на низкую сущность выбранного ею мужчины. Наконец, Дуня понимает, что из себя представляет скупой господин Лужин, способный на любые поступки ради сохранения копейки.

Работая в доме Свидригайлова, Дуня оказывается в неприятном положении и не желая терпеть домогательств хозяина, желающего склонить девушку к благосклонности, выстреливает в насильника, но, к сожалению, промахивается.

Девушка наконец-то понимает, что даже ради семьи неспособна пойти на отношения без настоящей любви, без искреннего, взаимного чувства. Непонимающий такого поступка Свидригайлов, в результате длительных раздумий решает освободить Дуню от утомительного пребывания в его доме.

В финале романа писатель рассказывает читателям о счастливом замужестве героини, которая становится супругой друга брата Разумихина, достойного человека, обещающего девушке любовь, защиту, заботу. Супруги принимают решение, собрав нужную сумму через некоторое время, отправиться на проживание в сибирский городок, в который отправлен на каторгу после убийства старухи-процентщицы Родион Раскольников.

Читайте также:
Авторское сочинение тему произведения Преступление и наказание Ф.М. Достоевского: сочинение

Сочинение про Дуню

В произведении Ф.М.Достоевского “Преступление и наказание” можно увидеть огромное количество героев, большое разнообразие их характеров и образов. Образ Дуни является одним из самых ярких, несмотря на то, что данная героиня представляет собой второстепенного персонажа.

Дуня, полное имя Авдотья Романовна, – младшая сестра Родиона Раскольникова, ей чуть больше 20 лет. Она была достаточно умной и образованной девушкой. Внешность Дуни привлекала мужчин, она была красивой, грациозной, стройной, с глубокими черными глазами, самоуверенная, храбрая и разумная. Несмотря на все это, девушка вынуждена помогать своей семье, зарабатывать деньги, работая гувернанткой в домах богатых людей.

В одном из таких домов женатый Свидригайлов начал оказывать Дуне знаки внимания, обман заманил ее в спальню, после чего девушка чуть было не стрельнула в мужчину. После данного инцидента Дуня покинула дом Свидригайловых и подверглась унижению со стороны его жены. Репутация девушки была испорчена, поэтому она принимает решение выйти замуж за богатого и влиятельного Лужина, который смог бы не только обеспечит жизнь Дуни и ее матери, но и помог бы найти работу любимому брату, Родиону. Но на самом деле Лужину нужна от Дуни только ее беспомощность и бедное положение, благодаря которому она не будет ничего требовать от него. Она готова идти на самопожертвование ради других, близких и родных ей людей, у нее по-настоящему широкая и добрая душа. Дуня очень сильно любит своего брата, готова пойти на все ради него.

Из-за Раскольникова, который смог убедить сестру, что ее жених – подлец и гнилой человек, что брак с ним – значит продать себя за деньги, свадьба с Лужиным не состоялась, и Дуня выходит замуж за Разумихина, близкого друга Родиона, но уже по любви. Разумихин обещает заботиться не только о своей жене, но и о ее матери.

Дуня в данном произведении входит в общество униженных и оскорбленных: униженная женой Свидригайлова, униженная собой, оскорбленная обществом, но несмотря на это, образ Дуни в данном произведении Ф. Достоевского один из самых чистых, добрых, великодушных и самоотверженных.

Характеристика и образ Дуни в романе Достоевского Преступление и наказание

Несколько интересных сочинений

Геракл, хоть и сын Бога, но все еще не совершенен. В двенадцати подвигах, он играет роль ученика на пути, который через символические задания, должен взять в свои руки низшую свою природу и волю, чтобы выявить Божественность в себе

Ключевыми персонажами произведения являются Конек-Горбунок и его хозяин по имени Иван, представленный писателем в образе третьего крестьянского сына, слывущего дурачком.

Как-то раз я увидел в школе, в кабинете географии глобус, он был такой яркий и круглый. Моя учительница сказала мне, что так выглядит наша Земля с космоса. Мне с трудом верилось в правдивость ее слов.

А. П. Чехов (А. Чехонте) много произведений посвятил описанию жизни обычных людей. Он рассказал об их не легком существовании. Одно из таких произведений рассказ «Ванька». Оно было написано в 1886 году

Мы располагаем малым объёмом информации о данном произведении, потому что оно было создано приблизительно в 9-8 веках до нашей эры. Большинство исследователей поддерживают версию

Характеристика и образ Дуни в романе Достоевского Преступление и наказание сочинение

Одним из второстепенных персонажей произведения является сестра главного героя романа Родиона Раскольникова Авдотья Романовна.

Писатель представляет Дуню в образе молодой женщины двадцати двух лет, внешне схожей с братом, но отличающейся от него не совсем правильными чертами лица, выдающимся немного подбородком, говорящим о сильной натуре. Девушка изображается высокой темно-русой шатенкой с лицом, сияющим здоровой свежестью, алым нежным ртом, глазами иссиня черными, сверкающими добрыми лучиками. Серьезное и вдумчивое выражение лица Дуня раскрывает ее молодую и неопытную натуру.

По характеру Дуню горделива, ужасно целомудренна и благородна, прекрасно осознает свою значимость, несмотря на постоянное внимание к ней мужчин.

В связи с бедственным положением ее семьи и будучи неплохо образованной, Дуня вынуждена служить в качестве гувернантки в богатом семействе Свидригайловых, где хозяин дома регулярно заставляет девушку испытывать унижения и страдания. Поскольку Авдотья Романовна имеет сильный характер, она стойко переносит жизненные трудности.

Девушка принимает решение стать женой богатого и расчетливого Лужина с целью помочь брату закончить учебу и содержать престарелую мать. Однако Раскольников категорически против решения сестры и пытается открыть ей глаза на низкую сущность выбранного ею мужчины. Наконец, Дуня понимает, что из себя представляет скупой господин Лужин, способный на любые поступки ради сохранения копейки.

Работая в доме Свидригайлова, Дуня оказывается в неприятном положении и не желая терпеть домогательств хозяина, желающего склонить девушку к благосклонности, выстреливает в насильника, но, к сожалению, промахивается.

Девушка наконец-то понимает, что даже ради семьи неспособна пойти на отношения без настоящей любви, без искреннего, взаимного чувства. Непонимающий такого поступка Свидригайлов, в результате длительных раздумий решает освободить Дуню от утомительного пребывания в его доме.

В финале романа писатель рассказывает читателям о счастливом замужестве героини, которая становится супругой друга брата Разумихина, достойного человека, обещающего девушке любовь, защиту, заботу. Супруги принимают решение, собрав нужную сумму через некоторое время, отправиться на проживание в сибирский городок, в который отправлен на каторгу после убийства старухи-процентщицы Родион Раскольников.

Читайте также:
Теория Раскольникова и её разоблачение: сочинение

История создания

Социально-психологический роман Достоевского входит в перечень произведений, составляющих классику мировой литературы. Философия здесь тонко переплетается с идеями автора и психологической подоплекой. Работа над сочинением велась один год, в период, когда писатель находился в тюремном заключении. В 1866 году автор отправил его для публикации в журнал «Русский вестник». Версия, опубликованная в книжном издании, несколько отличалась от первоисточника, так как были внесены правки и сокращения.


Федор Достоевский

Первоначально роману было дано иное название. Уже завершив работу, Достоевский решил изменить его. Автор акцентировал внимание публики на том, что моральное наказание за преступление гораздо важнее публичного и судебного. Раскаяние и осознание собственной вины переживает главный герой, Родион Раскольников.

Образ Дуни Раскольниковой фигурировал в работе Достоевского задолго до создания романа. В журнале «Время», который Достоевский издавал самостоятельно, в 1861 году появилась короткая заметка о гувернантке, вынужденной терпеть домогательства барина. Эта новость вдохновила автора на внесение соответствующего эпизода в «Преступление и наказание».


Иллюстрация к роману «Преступление и наказание»

Прототипом героини стала Авдотья Яковлевна Панаева. Свидетельством этому оказалось внешнее сходство героини с прототипом и выбранное имя. Достоевский свел знакомство с Панаевой в 1845 году и питал к ней нежные чувства.

Особенности характера

Очень волнующим моментом стала сцена, в которой беззащитная девушка находится наедине со Свидригайловым. Он знал все подробности о преступлении брата, поэтому Дуня не побоялась одна пойти к нему в номер. Как и следовало ожидать, мужчина имел другие планы на эту встречу и, заперев дверь, исключил возможность бегства девушки. Но она не была столь простодушной и непредусмотрительной. При попытке посягнуть на её личное пространство Авдотья вдруг достала пистолет.

На мгновение читателю может показаться крайней ошибкой, что Дуня вдруг отбросила оружие, толком не воспользовавшись им в целях защиты. Она понадеялась на женское чутьё и порядочность Свидригайлова, не став убивать его. Безусловно, этот и другие моменты в биографии героини характеризуют её с самой неожиданной стороны. Вполне заслуженно ей можно присвоить следующие качества характера:

  • выдержка;
  • понимание людей;
  • прогностическая способность;
  • смелость;
  • решительность.

Девушка не прогадала. Свидригайлов больше не настаивал после появления искренних Дунечкиных слёз. Это польстило ему, хоть он вёл не самую праведную жизнь, за ним тянулось множество грехов.

Привыкший к тому, что его постоянно называли в обществе скотиной и развратником, Свидригайлов отступил перед Дуней, поскольку ее вера в его нравственную целостность затронула в нем струны человечности.

Твёрдость и решительность

Существенное влияние на доверие Дуни к Лужину оказал момент, когда тот потребовал, чтобы Раскольникова не стали звать на ужин. Он не хотел его присутствия, сославшись на полученную обиду с его стороны. Вопреки его просьбе девушка поступила наоборот, заранее зная, что может произойти непоправимое.

Тем не менее внутренне она не собиралась жертвовать расположением брата ради жениха. Родион явился на совместный ужин, где всё было решено окончательно. Пётр Петрович скомпрометировал себя, показав свою наружность и истинные намерения. Недолго думая, Дуня решительно даёт понять, что она разрушает все их общие планы и больше не желает видеть его.

Оглушённый таким заявлением, Лужин долго не может осознать всю бесповоротность решения и продолжает быть уверен, что ещё всё можно поправить. Распространение клеветы и подстраивание козней Раскольникову никак не способствуют достижению цели, а только усугубляют его репутацию. Главное то, что он не ожидал от Дуни такого решительного отказа. Лужин свято верил, что бедные девушки крайне зависимые. Стоит им только помахать обеспеченным будущим, так они упадут в ноги и ни при каких обстоятельствах не отпустят своего благодетеля.

Сестринская любовь

Заслуживает уважение и то, как Дуня сохраняет преданность чувств к брату на протяжении всего романа. Эгоизм и бессердечие, которые Родион начал проявлять после приезда, вызывают у девушки лишь минутный всплеск справедливого негодования, но в целом она продолжает горячо любить его и верить в то, что и он любит их с матерью.

Дуня не только любит, но и понимает Родиона. В то время как все его досаждали и окружали беспросветной заботой, которая тяготила и мучила его, она сохраняла ненавязчивость и держала дистанцию, когда было надо. Одним словом, героиня чувствовала его душевный настрой, будто он был её отражением.

Именно чутьё и понятливость уважал в сестре Раскольников. В отличие от мамы, которая не знала, как проявить свою любовь и подступиться к замкнутому сыну, Дунечка делала это успешно. Она находила брешь в его душевной обороне и точно била туда, чем и способствовала пробуждению у него настоящих чувств. В его тягостном душевном положении именно это и нужно было, потому что никто больше не чувствовал его настроение.

Здесь стоит отдать должное Дуне, ведь Родион был не из тех, кто способен прямо высказывать свои чувства. Порой его обращение с ней казалось очень грубым и обидным, а это не каждый сможет вынести и сохранить любовь к человеку. Часто с его стороны семья получала:

  • безразличие;
  • недовольство частыми посещениями;
  • резкость в общении.

Но каждую выходку Раскольникова сестра сносила вполне достойно и уповала на то, что это следствие его мучений после совершения преступления. Это действительно было так, ведь Раскольникову было крайне тяжело по-прежнему общаться с родными, глядеть в их доверчивые глаза и при этом не испытывать к себе отвращения.

«Преступление и наказание»

Дуня Раскольникова – девица 22 лет, сестра Родиона Раскольникова, главного героя романа. Это второстепенный персонаж действия. Судьба Авдотьи сложилась драматично, но в финале истории самопожертвование окупилось. Внешность бесприданницы описана Достоевским располагающе. Бесприданница красива, демонстрирует волевой стойкий характер, уверенна в себе, располагает качественным образованием и воспитанием.

Читайте также:
Диалоги главных героев романа «Преступление и наказание» Ф.М. Достоевского: сочинение

В таком возрасте у девушки должен появиться муж, но Дуня пока одинока. Претендентов на руку и сердце много, но Раскольникова не хочет выходить замуж за кого попало. Она совершает поступки, характеризующие героиню как порядочную девушку. Поэтому гордая и знающая себе цену Дуня пытается помочь бедствующей семье и дает согласие на брак Лужину, понимая, что поправит финансовое положение матери и брата.


Петр Лужин

Утонченная красавицы, Авдотья работает гувернанткой в доме Свидригайлова. Это позволяет брату получить образование, а Дуне и матери Раскольникова – худо-бедно выживать на зарабатываемые. Смелая барышня, на чью долю пришлось много невзгод, принимает благородное решение о браке, но Раскольников против такой жертвы. Не один разговор состоялся в семье, прежде чем стало понятно, что Лужин не достоин Дуни.

Скупой эгоист Лужин – не единственный, кто заметил прелесть Дуни. Хозяин дома, Свидригайлов, тоже имеет на нее виды. Он обсуждает с девушкой преступление, совершенное братом, и вынуждает красавицу на выстрел, сделанный в целях самообороны. Промах спас Дуню от убийства мужчины и водворил справедливость: девушка не сможет пересилить себя и полюбить ради денег. Свидригайлов отпускает жертву.


Дуня Раскольникова и Свидригайлов (кадр из фильма)

Биография Дуни полна печальных моментов, но в финале ее страдания окупаются. Девушка вышла замуж за Разумихина, приятеля Раскольникова. Молодой человек способен дать ей то, о чем мечтала девушка. Эпилог романа освещает решение молодой семьи об отъезде в Сибирь. Скопив деньги, Дуня с супругом перебираются туда, чтобы жить поближе к брату.

Роль в произведении персонажа Авдотьи Раскольниковой важна. На фоне Родиона это порядочная и благородная героиня, сумевшая отказаться от искушения. Самопожертвование – главная тема, транслируемая Достоевским с помощью образа Дуни.

Внешний Образ Дуни Раскольниковой

Авдотья Романовна Раскольникова – младшая сестра главного героя романа Родиона Раскольникова. Известно, что это девушка 22-ух лет, обладающая стойким характером и приятной внешностью. Дуня была очень красивой девушкой, что не раз отмечали и Разумихин, и Свидригайлов, и Лужин: «Авдотья Романовна была замечательно хороша собою — высокая, удивительно стройная, сильная, самоуверенная, что высказывалось во всяком жесте ее и что, впрочем, нисколько не отнимало у ее движений мягкости и грациозности.»

Она была очень похожа на брата, но волосы были светлее, а черные глаза искрились, в них чувствовалась сила жизни. Единственным недостатком ее была чуть пухлая нижняя губа, которая вместе с подбородком выдавалась вперед. но даже эта черта придавала ей особенность и даже некую надменность.

Экранизации

Авдотья Раскольникова – персонаж второго плана в произведении и экранизациях, поэтому зачастую режиссеры не уделяют этой героине пристального внимания. Некоторые даже опускают ее существование, не упоминая о том, что у Раскольникова есть сестра.


Катерина Васильева в роли Дуни Раскольниковой

В фильме «Преступление и наказание» 1935 года Дуню, точнее, Антонию Раскольникову, сыграла актриса Тала Бирелл. Спустя несколько десятилетий в одноименной ленте Льва Кулиджанова, снятой в 1969 году, вновь появилась сестра Раскольникова. Образ Авдотьи в кинокартине воплотила Виктория Фёдорова. Многосерийный проект Дмитрия Светозарова, презентованный в 2007 году, представил публике Катерину Васильеву в роли Дуни.

Роль семьи в жизни Родиона

Стоит сказать, что Достоевский не зря уделял столько внимания семьям Раскольниковых и Мармеладовых. Писатель хотел показать, что значат родственные связи в жизни каждого человека. Примером в повествовании становится семья Раскольниковых. Описание поступков и характеров каждого героя даёт читателю возможность понять, какую роль близкие люди играют в жизни друг друга. Нужно сказать, что отчасти семья Раскольникова стала причастной к совершению преступления Родионом, ведь мать и Дуня возлагали на главного героя все свои надежды. Именно поэтому он чувствовал за собой долг перед родными, а также большую ответственность за жизни матушки и сестры.

Другие персонажи

Алена Ивановна – старуха-процентщица, которая была убита Раскольниковым.

Лизавета Ивановна – сестра старухи-процентщицы, девица тридцати пяти лет, робкая и смиренная, находившаяся в рабстве у собственной сестры, терпевшая от нее любые принижения и побои.

Семен Захарович Мармеладов – отец Сони, человек изрядно пьющий, среднего роста, большой лысиной на голове. В свои пятьдесят лет мог похвастаться свои плотным телосложением.

Екатерина Ивановна Мармеладова – благородная барышня из дворянской разорившейся семьи, приходилась мачехой Соне и женой самого Мармеладова.

Женщина худощавая, высокая и стройная с красивыми темно-русыми волосами.

Пульхерия Александровна Раскольникова – мать Родиона, сорока трехлетняя дама. Зосимов – доктор, приятель Раскольникова 27-ми лет.

Заметов – служащий в полицейском участке.

Настасья – кухарка хозяйки, у которой арендовал комнату Раскольников.

Читайте также:
Мои мысли о романе Ф. М. Достоевского Преступление и наказание: сочинение

Лебезятников – сосед Лужина по комнате.

Микола – красильщик, который сознался в том, что это он убил старуху.

Марфа Петровна Свидригайлова – жена Свидригайлова.

Полечка, Леня, Коля – дети Катерины Ивановны.

Родион Раскольников

Ф. М. Достоевский решил познакомить читателя с главным героем своего романа ещё с первых его страниц. Автор описывал внешность Раскольникова: «он был стройным, красивым, рост его был выше среднего, а глаза его были большими и прекрасными». Главный герой романа вырос в семье бедного мещанина.

Писатель отмечает, что Раскольников всегда был плохо одет, и любой другой человек предпочёл бы в таких «лохмотьях» и вовсе не выходить на улицу. Отец главного героя умер, и его семья оказалась в очень трудном положении. Сестра Раскольникова была вынуждена устроиться гувернанткой, чтобы спасти нелёгкое материальное положение, а Родиону пришлось жить на деньги, присылаемые матерью. Однако средств всё равно не хватало, и молодой человек стал давать частные уроки. Такое тяжёлое материальное положение вынудило Родиона оставить учёбу в университете.

История семьи Раскольниковых сыграла в жизни Родиона огромную роль. Стоит сказать, что бедность стала причиной множества несчастий, которые произошли в жизни главного героя. Однако, несмотря ни на что, Родион очень любил свою семью и был готов отдать за неё жизнь.

Образ Дуни Раскольниковой в романе Достоевского «Преступление и наказание»

Внешний Образ Дуни Раскольниковой

Авдотья Романовна Раскольникова – младшая сестра главного героя романа Родиона Раскольникова. Известно, что это девушка 22-ух лет, обладающая стойким характером и приятной внешностью. Дуня была очень красивой девушкой, что не раз отмечали и Разумихин, и Свидригайлов, и Лужин: «Авдотья Романовна была замечательно хороша собою — высокая, удивительно стройная, сильная, самоуверенная, что высказывалось во всяком жесте ее и что, впрочем, нисколько не отнимало у ее движений мягкости и грациозности.»

Она была очень похожа на брата, но волосы были светлее, а черные глаза искрились, в них чувствовалась сила жизни. Единственным недостатком ее была чуть пухлая нижняя губа, которая вместе с подбородком выдавалась вперед. но даже эта черта придавала ей особенность и даже некую надменность.

Отношение брата

Пожалуй, всю строгость обращения Родиона с сестрой можно повернуть в другую сторону — к проявлению сильной любви и заботы. Ему не было безразлично, за кого она выйдет замуж и что с ней будет потом. Главный герой также не хотел, чтобы сестра и мама страдали из-за его поступка, поэтому избегал общения с ними. Даже попав в острог, он сумел позаботиться о сестре и защитить её, поручив решение этого вопроса своему другу Разумихину. Ещё до заключения он способствовал их сближению и искренне хотел, чтобы они были вместе.

История Достоевского является ярким примером крепкой братско-сестринской дружбы, которой часто не хватает в некоторых семьях. Самозабвенность Дуни и Раскольникова должна служить образцом для подражания. Это тот случай, когда любят не на словах, а на деле, доказывая поступками свои глубокие чувства. Авдотья Романовна в последнюю очередь думала о себе, когда принимала решение о губительном для неё замужестве. Она спасала свою семью и старалась вытащить её из грязной нищеты.

Поистине мужские качества Дуни в «Преступлении и наказании» заставляют проявить к ней немалую долю уважения и позволяют составить о ней самое положительное мнение. Смелость, твёрдая позиция и способность мгновенно принимать решения характеризуют её как неординарную девушку. Её красота, женская интуиция, порядочность и благородность души выгодно завершают портрет женщины, которая вполне заслуживает, чтобы стать примером для подражания.

Характеристика Дуни Раскольниковой

Несмотря на молодость, Дуня была гордой и образованной. Она работала гувернанткой, пытаясь обеспечить себя, а также помочь матери и брату. Хотя ее материальное положение было очень плохим, она не отчаивалась, всегда держала себя достойно, и даже в бедном платье выглядела настоящей красавицей.

Дуня знала себе цену и не могла бы по собственному желанию выйти за не любимого человека. однако состояние семьи было настолько бедственным, что ей приходится принимать ухаживания Лужина. Она признается, что позарилась на деньги, но утверждает, что никогда бы не вышла замуж за непорядочного человека. Позже, когда Лужин оклеветал Соню Мармеладову и Родиона, Дуня оказалась не в состоянии терпеть этого человека и отказала ему.

Друг Родиона Разумихин восхищается Авдотьей, считает ее самой чистой и одухотворенной натурой, способной принести себя в жертву ради брата. Даже ее бедное платье и скромные наряды кажутся ему идеальными, а Авдотья в них – прекрасным созданием.

Дуня Раскольникова – самоотверженная женщина, готовая пожертвовать своим счастьем ради близких.

Жизнь Дуни в романе

После получения письма от родных Раскольников понял, что происходит нечто нежелательное. Его сестра согласилась на губительный для неё брак с богатым человеком, описание которого в письме сразу не понравилось брату. Зная характер сестры и её сильную любовь к нему, он сразу сообразил, что она идёт на этот шаг больше для того, чтобы поправить его бедствующее состояние. Для неё эта свадьба представляла большую опасность, поскольку она рисковала стать рабой своего мужа.

В романе были и другие герои, на которых свалились большие беды и неудачи, но Дуне также пришлось познать горькую участь. Она столкнулась со следующими испытаниями:

  • клевета и отчуждение в родной деревне;
  • фанатичные любовные преследования Свидригайлова;
  • бедность и необходимость самопожертвования.
Читайте также:
Диалоги главных героев романа «Преступление и наказание» Ф.М. Достоевского: сочинение

Особенно стоит выделить господина Свидригайлова, который привязался к ней и не отпускал до самого конца. Ещё в деревне девушке пришлось изрядно натерпеться от него, он был причиной того, что её с позором выгнали из дома, где она работала гувернанткой. По приезде Дуни в Петербург Свидригайлов также не заставил себя долго ждать и вскоре, к немалому ужасу девушки, тоже прибыл туда.

Вынужденное самопожертвование

Будучи изгнанной из дома по вине Свидригайлова, героиня осталась без работы. Под гнётом бедности она решилась на отчаянный шаг, согласившись быть женой Петра Петровича Лужина. Он был редкостный тиран, что безошибочно понял Раскольников по письму. Лужин целенаправленно искал себе невесту из бедной семьи, чтобы та почитала его за своего благодетеля и преклонялась перед ним. Дуня же не замечала всего этого либо намеренно пренебрегала таким фактом. Лужин был богат, а её целью являлось спасение матери и брата от бедности.

Но впоследствии стало понятно, что Лужин не особо расположен помогать родственникам и скуп в обращении даже с невестой. Кроме того, он имел случай выставить себя перед Дуней в истинном свете (не без помощи Раскольникова) и тем самым показать, что он представляет собой на самом деле и какие проекты замышляет.

Стоит заметить, что Дуня с братом были душевно близки и хорошо понимали друг друга. Похожие внешне, они были переплетены одними и теми же качествами характера, что, несомненно, очень сильно сближало их и формировало взаимное доверие.

Близкий друг

Мнение брата для девушки представляло большую ценность, и она никогда пренебрегала им. Неизвестно, как сложилась бы её судьба, если бы она не прислушивалась к нему. Негативное отношение Родиона к Лужину сильно пошатнуло доверие Дуни к мужу. Она была настроена, что без согласия брата не будет предпринимать никаких серьёзных решений, поскольку сильно дорожит им и уважает его.

После того как героиня узнала о совершённом братом преступлении, она ни единым словом не упрекнула его. Что-то подсказывало, что если он решился на это, то у него были особенные причины. Сестринская любовь ничуть не пошатнулась от того известия, что Родион стал вдруг убийцей.

Надо заметить, что, за исключением Лужина, Авдотья Романовна Раскольникова очень хорошо разбиралась в людях. Героиня не испытывала презрения к Соне Мармеладовой, хоть та заслужила отрицательную оценку у людей. Какое-то подспудное чувство подсказывало ей, что это очень порядочная девушка, ведь брат выбрал её в качестве спутницы. Она не ошиблась и в Разумихине, выбрав его в женихи. Опыт показывал, что прямодушие и открытость человека характеризуют надёжный характер, на который можно положиться.

Женские образы в романе «Преступление и наказание»

Двумя самыми главными образами в романе «Преступление и наказание» являются Авдотья Раскольникова и Соня Мармеладова. Эти две девушки очень похожи: они готовы приносить себя в жертву ради близких им людей. Обе девушки вынуждены жить в бедности, только Соня под гнетом обстоятельств вынуждена опуститься на социальное дно – стать проституткой. При этом она не утратила человеколюбия и сохранила веру в себя и окружающих. Именно Соня стала проводником в новую жизнь для Раскольникова. Она убедила его признаться в совершении страшного преступления, а позже отправилась за ним в Сибирь. Эта падшая женщина стала для Родиона ангелом, без которого он просто бы погиб.

Самопожертвование, вера и стойкость духа объединяет два главных образа в романе – Дуню Раскольникову и Соню Мармеладову. Эти женщины способны вынести множество лишений ради любимых людей, пожертвовать своим счастьем, если того требуют обстоятельства.

Данная статья поможет школьникам написать сочинение на тему «Дуня Раскольникова». В ней рассказывается история ее нелегкой жизни, сильного характера и способности жертвовать собой ради других. Также в статье дается краткая характеристика основных женских образов в романе «Преступление и наказание» – Дуни и Сони Мармеладовой.

История создания

Социально-психологический роман Достоевского входит в перечень произведений, составляющих классику мировой литературы. Философия здесь тонко переплетается с идеями автора и психологической подоплекой. Работа над сочинением велась один год, в период, когда писатель находился в тюремном заключении. В 1866 году автор отправил его для публикации в журнал «Русский вестник». Версия, опубликованная в книжном издании, несколько отличалась от первоисточника, так как были внесены правки и сокращения.


Федор Достоевский

Первоначально роману было дано иное название. Уже завершив работу, Достоевский решил изменить его. Автор акцентировал внимание публики на том, что моральное наказание за преступление гораздо важнее публичного и судебного. Раскаяние и осознание собственной вины переживает главный герой, Родион Раскольников.

Образ Дуни Раскольниковой фигурировал в работе Достоевского задолго до создания романа. В журнале «Время», который Достоевский издавал самостоятельно, в 1861 году появилась короткая заметка о гувернантке, вынужденной терпеть домогательства барина. Эта новость вдохновила автора на внесение соответствующего эпизода в «Преступление и наказание».


Иллюстрация к роману «Преступление и наказание»

Прототипом героини стала Авдотья Яковлевна Панаева. Свидетельством этому оказалось внешнее сходство героини с прототипом и выбранное имя. Достоевский свел знакомство с Панаевой в 1845 году и питал к ней нежные чувства.

Полезные ссылки

Посмотрите, что у нас есть еще:

  • для самых рациональных — Краткое содержание «Преступление и наказание»
  • для самых нетерпеливых — Очень краткое содержание «Преступление и наказание»
  • для самых компанейских — Главные герои «Преступление и наказание»
  • для самых любопытных — Анализ «Преступление и наказание» Достоевский
  • для самых крутых — Читать «Преступление и наказание» полностью
Читайте также:
Раскольников и Соня в романе Ф. М. Достоевского Преступление и наказание: сочинение

Тест по произведению

  1. Вопрос 1 из 16

Раскольникова Авдотья Романовна

  • Прижизненные издания (PDF)
  • Издания после 1917 г. (PDF)
  • Художественные произведения
  • Дневник писателя Дневник писателя за 1873 г.
  • Дневник писателя за 1876 г.
  • Дневник писателя за 1877 г.
  • Дневник писателя за 1880 г.
  • Дневник писателя за 1881 г.
  • Неосуществленные замыслы
  • Письма
  • Персонажи произведений
  • Иллюстрации к произведениям
    1. Сочинения
    2. Персонажи произведений
    3. Преступление и наказание
    4. Раскольникова Авдотья Романовна

    22 года, дочь Пульхерии Александровны Раскольниковой, младшая сестра Родиона Романовича Раскольникова, в финале — жена Дмитрия Прокофьича Разумихина. «Авдотья Романовна была замечательно хороша собою — высокая, удивительно стройная, сильная, самоуверенная, — что высказывалось во всяком жесте её и что, впрочем, нисколько не отнимало у её движений мягкости и грациозности. Лицом она была похожа на брата, но её даже можно было назвать красавицей. Волосы у неё были тёмно-русые, немного светлей, чем у брата; глаза почти чёрные, сверкающие, гордые и в то же время иногда, минутами, необыкновенно добрые. Она была бледна, но не болезненно бледна; лицо её сияло свежестью и здоровьем. Рот у ней был немного мал, нижняя же губка, свежая и алая, чуть-чуть выдавалась вперед, вместе с подбородком, — единственная неправильность в этом прекрасном лице, но придававшая ему особенную характерность и, между прочим, как будто надменность. Выражение лица её всегда было более серьёзное, чем весёлое, вдумчивое; зато как же шла улыбка к этому лицу, как же шёл к ней смех, весёлый, молодой, беззаветный! Понятно, что горячий, откровенный, простоватый, честный, сильный как богатырь и пьяный Разумихин, никогда не видавший ничего подобного, с первого взгляда потерял голову. К тому же случай, как нарочно, в первый раз показал ему Дуню в прекрасный момент любви и радости свидания с братом. Он видел потом, как дрогнула у ней в негодовании нижняя губка в ответ на дерзкие и неблагодарно-жестокие приказания брата, — и не мог устоять…» О характере героини в черновых материалах сказано: «избалованная, сосредоточенная и мечтательная». Мать в письме к сыну о характере его сестры пишет так: «Это девушка твёрдая, благоразумная, терпеливая и великодушная, хотя и с пылким сердцем Дуня, кроме того что девушка умная, — в то же время существо благородное, как ангел…»

    Однако ж счастливый брак с Разумихиным — это уже финал романной судьбы Дуни. Перед этим она пережила унизительные домогания помещика Свидригайлова, когда жила в его имении в качестве гувернантки, и агрессивные преследования того же Свидригайлова уже в Петербурге: он даже шантажировал её угрозой выдать полиции преступника брата… Кроме того, Авдотье Романовне, с её-то гордостью, пришлось терпеть какое-то время довольно унизительное положение невесты господина Лужина, на брак с которым она согласилась в первую очередь для спасения брата Родиона от нищеты и бесславия.

    В «Эпилоге» сообщается, что Авдотья Романовна с мужем твёрдо решили через три-четыре года, скопив необходимый капитал, перебраться в Сибирь, в город, где отбывает каторгу Родион Раскольников (вероятно — Омск, где отбывал каторгу сам Достоевский) и «всем вместе начать новую жизнь».

    В портрете и характере Авдотьи Романовны Раскольниковой отразились в какой-то мере черты А. Я. Панаевой. Кроме того, эта героиня стоит в ряду таких героинь-«мучительниц» Достоевского, как, например, Полина («Игрок»), Аглая Епанчина («Идиот»), Ахмакова («Подросток»), Грушенька («Братья Карамазовы»), при создании образов которых «вспоминал» автор А. П. Суслову.

    Жена Свидригайлова

    Марфа Петровна – особенный женский персонаж. Влюбленная в подлеца, она терпит многочисленные унижения. Свидригайлов не скрывает от нее связь с крестьянками. Женщина относится к мужу, как к сокровищу, а тот пользуется ее положением и деньгами. Одурманенная любовью Марфа спасает мужа от тюрьмы, выкупает из долговой ямы. Несмотря на страстную любовь, женщина практична в быту. Она оставляет свои имущество детям, практически ничего не завещая Свидригайлову. У Марфы Петровны много нелепых привычек, которые вызывают смех. Автор подчеркивает, что она умеет признавать сои ошибки. Обвинив Дуню Раскольникову в связи с мужем, она меняется после выяснение честности девушки. Помещица проехала по всем домам, где сама же ругала Дуню, извинилась перед гувернанткой, еще и обеспечила ее наследством.

    Мать Родиона Раскольникова

    Красивая добрая женщина в возрасте 43 лет Пульхерия Александровна — вдова. Ее возраст характеризуется старостью: старые глаза, волосы с сединой, лучистые морщинки. Она живет в бедности, но стремится помочь своим детям. Весь доход матери – 120 рублей в год, это пенсия, назначенная за мужа, мелкого чиновника. Пульхерия Александровна вяжет косынки, вышивает нарукавники, чтобы получить еще хоть какие-то средства. Любовь к сыну заставляет женщину жить в нищете, ей хочется, чтобы Родион учился в Петербурге, стал образованным и построил карьеру. Женщина не справляется с чувствами. После ареста Родиона она почти теряет рассудок, мать спадает в горячку и умирает.

  • Рейтинг
    ( Пока оценок нет )
    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Добавить комментарий

    ;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: