Тема падения и духовного возрождения человека в произведениях Ф.М.Достоевского. (По роману Преступление и наказание или Идиот.): сочинение

Тема падения и духовного возрождения человека в произведениях Ф.М.Достоевского. (По роману Преступление и наказание или Идиот.): сочинение

Тема падения и духовного возрождения – важнейшая в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание». Необходимо сразу же отметить, что «падение» главного героя начинается в тот момент, когда рождается его теория, согласно которой у человека есть обоснованное право убить другого человека. Основания этой теории лежат в идее о разделении людей на тех, «кто право имеет», и на остальных – «тварей дрожащих». Первые, к коим помимо Наполеона относил Родион Раскольников и себя, могут делать со вторыми все, что угодно, в том числе и убивать. Откуда у героя взялись подобные мысли?

Чрезвычайно важна для рождения подобной идеи вся жизнь героя. А в ней не последнее место занимает город, в котором Родион живет. Сама атмосфера города кажется порождающей чудовищ. Петербург Достоевского – это город, в котором нет воздуха, пространство которого чудовищным образом искажено, город, изначально построенный на костях и ставший оплотом несправедливости по отношению к человеку и ужасающих преступлений и пороков.

Особое внимание читателя привлекают контрастные пейзажные описание в романе: парки и роскошные дворцы, увиденные глазами Раскольникова, и уродливые улицы и подворотни, желтые дома и вонючие распивочные в районе Сенной площади. И комната главного героя только добавляет жути в эту атмосферу бесконечного унижения личности: «Это была крошечная клетушка, шагов в шесть длиной, имевшая самый жалкий вид с своими желтенькими, пыльными и всюду отставшими от стены обоями, и до того низкая, что чуть-чуть высокому человеку становилось в ней жутко, и все казалось, что вот-вот стукнешься головой о потолок”. Образ этой комнаты-гроба сам по себе символичен, в ней и рождается чудовищная теория героя.

К своему падению Родион идет, как бы спускаясь вниз по кругам ада. Конечно, социальный аспект также немаловажен в возникновении его теории. Бедность и зависимость от материальных рамок привели героя в состояние, сродни безумию. Сцену убийства предваряют несколько эпизодов, каждый из которых как бы подталкивают героя к его падению. Встреча с Мармеладовым раскрывает Раскольникову униженное состояние человеческого духа. Вместе с тем, в этой сцене впервые проявляются проблески будущего возрождения. Рассказ о Сонечке, письмо матери с рассказом о Свидригайлове и Лужине, встреча с падшей девицей на улице – все это приводит Родиона к мысли о несправедливости нашего мира, о необходимости его переустройства, о том страшном давлении, которое среда оказывает на человека.

Апогеем подобных мыслей становится сон Раскольникова, в котором он видит убийство лошади перед дверьми кабака. Этот сон можно расценивать двояко. С одной стороны, он выражал символически то, о чем думал Раскольников: лошадь – подавленная, униженная личность и хозяин, добивающий ее, – среда. С другой стороны, этот сон был пророческим, и лошадь в этом ракурсе могла означать душу Родиона, а хозяин –убийца был он сам. Неслучайно Соня позже воскликнет: «Что это вы над собой сделали?» Так как убив ближнего, человек убивает себя. И, прежде всего, свою душу.

Но возможно ли воскресение и очищение после совершения столь страшного греха? Достоевский отвечает на этот вопрос однозначно: «Да». Что может воскресить человека? Вера и любовь – таков ответ писателя. Все, что касается «духовного возрождения» главного героя, остается, скорее, за пределами сюжетной сферы романа. Однако в эпилоге и в последних главах «Преступления и наказания» писатель изображает искреннее раскаяние и страдание Раскольникова, тем самым оставляя надежду на перерождение героя в дальнейшем.

В процессе духовного перерождения Раскольникова главную роль играла Соня Мармеладова. Это не значит, что герой сам не был способен к возрождению. Но искренняя вера Сони в возможность очищения и начала новой жизни сотворила с Родионом настоящее чудо. Только через страдания очищается душа, и Соня это понимает. Но избавление от страданий еще мучительнее самих страданий. Ведь признаться в содеянном преступлении – почти нечеловеческой воли поступок. Между тем, с помощью Сони, Раскольников совершает его. И это один из шагов на его пути к очищению.

Читайте также:
Диалоги главных героев романа «Преступление и наказание» Ф.М. Достоевского: сочинение

А первым шагом на этом пути можно считать отказ героя от своей теории сверхчеловеков. Он признает себя «вошью», тем самым признавая равенство людей перед Богом. Это и есть истинная основа раскаяния: признание, что сделал больно такому же, как ты, признание того, что любой человек имеет душу.

В эпилоге романа даже настроение и атмосфера повествования меняются и становятся более светлыми. Удивительно, но именно на каторге Раскольников впервые почувствовал себя свободным. Впервые впереди забрезжил свет надежды. И этот свет был уже не материальный, он нисколько не зависел от нашего мира. Нет, свет этот был светом божественной любви, которую открыла для него Соня.

Проследив историю человеческого падения, Достоевский выделяет некую притягивающую, завлекающую, непреодолимую силу движения вниз. Вырваться из пут дьявола чрезвычайно трудно, но возможно. Трудно, потому что путь наверх – всегда путь мучений. Только преодолев тернии, можно почувствовать в душе свет новой жизни. А для того, чтобы все-таки пройти этот путь, надо искренне и беззаветно любить. Бога и всех тварей, им созданных.

Тема падения и духовного возрождения в романе “Преступление и наказание” Ф.М. Достоевского

Совершив преступление, Раскольников оказался не в состоянии вынести всех его последствий. Он слишком понадеялся свои силы, и эта надежда обманула его. Достоевский шаг за шагом следит за сменой чувств и настроений в душе Раскольникова и показывает, как он постепенно, с закономерной неизбежностью приходит к той развязке, которая заставляет его отдаться в руки правосудия.

Двойное убийство (второю, случайною жертвой Раскольникова делается кроткая и простодушная Лизавета, сестра старухи ростовщицы) потрясает до основания весь его душевный организм. Чувство полной растерянности, бессилия и отвращения к самому себе овладевает им, и только инстинкт самосохранения побуждает его принять какие-либо меры для того, чтобы скрыть следы своего преступления. Но мысль об этом преступлении ни на минуту не оставляет его, преследует его повсюду, мучит его, как тяжелый кошмар. И вся жизнь превращается для него в какой-то сплошной, мучительный кошмар, самая действительность принимает в его глазах какие-то призрачные формы, так, что он иногда сам не сознает хорошенько, бредит ли он или видит что-либо наяву.

Вся прошлая жизнь кажется ему чем-то бесконечно далеким, он чувствует себя точно отрезанным от всех и от всего, и в его душе все более и более растет какое-то «мрачное ощущение мучительного, бесконечного уединения и отчуждения».
Его угнетает сознание невозможности простых, искренних человеческих отношений даже с самыми близкими людьми. Страшная тайна, которую он постоянно носит с собой, разобщает его со всем окружающим. Ему тяжело с матерью и сестрой, хотя он их горячо любит. Дуня, благодаря своей врожденной чуткости, быстро подмечает это, хотя и не понимает причину подобного отношения. Ей невольно бросается в глаза та принужденность, которую Раскольников постоянно обнаруживаете отношениях с ними. «Он точно по обязанности отвечает»,-замечает Дуня. И сам Раскольников также мучительно чувствует это отчуждение, отделяющее его от близких ему лиц: «. Точно из-за тысячи верст на вас смотрю. »-говорит он им.

Вместе с тем, однако, Раскольников чувствует непобедимую потребность поделиться с кем-нибудь своей тайной, раскрыть кому-нибудь свою душу. Он почти не в состоянии сдержаться и едва не пробалтывается Заметову, а затем Разумихину. То же странное и непонятное чувство заставляет его отправиться к следователю Порфирию Петровичу, хотя в этом вовсе не было настоятельной необходимости. Он испытывает такое ощущение, точно ходит по краю пропасти, и его тянет туда, и в этом «диком, истерическом ощущении» заключается для него «часть нестерпимого наслаждения».

В конце концов эта мучительная потребность открыть кому-нибудь страшную тайну своего преступления одерживает верх над всеми соображениями благоразумия, и Раскольников идет к Соне и объявляет ей обо всем, что он совершил. Он избирает именно Соню для этого признания, потому что она, как и он сам, такая же «преступница», с точки зрения обычной морали, такая же «отверженная», «падшая». Но Соня нарушила моральный закон, «преступила», из совершенно иных побуждений, чем Раскольников: она пожертвовала собою, «наложила на себя руки», по выражению Раскольникова, чтобы спасти от голодной смерти свою семью: пьяницу отца, больную и озлобленную мачеху и ее маленьких детей. Совершив высокий подвиг самоотвержения, Соня несет свой жизненный крест безропотно и покорно, затаивая свои нравственные терзания в глубине души. И этот молчаливый героизм вызываете Раскольникове восторженное удивление, и в порыве неожиданного чувства он кланяется ей в ноги. В этот момент Соня представляется ему как бы живым воплощением человеческого горя.

Читайте также:
Шаги Раскольникова к преступлению: сочинение

Раскольников не довольствуется просто признанием: он старается объяснить Соне внутренние мотивы своего преступления. Впрочем, в этот момент он вовсе не считает совершенного им убийства преступлением. Его мучит не убийство само по себе, не угрызения совести, а сознание, что он не в силах вынести всех его последствий и что он по¬этому не имел права «переступать». Он казнит сам себя за эту слабость своей природы, не позволившую ему вынести до конца страшного испытания, предпринятого им. Из этого испытания Раскольников вынес убеждение, что он не принадлежит к разряду Наполеонов, которым «все позволено», и это убеждение причиняет ему наибольшие мучения. И это сознание, что он – не Наполеон, а «дрожащая тварь», и что, следовательно, он понапрасну пролил кровь, не имея на это «права», – наполняет его душу холодным отчаянием. «Я себя убил, а не старушонку! Тут так-таки разом и ухлопал себя навеки!» восклицает он.

Признаваясь перед Соней в совершенном преступлении, Раскольников хотел только снять с себя хотя бы отчасти бремя своей страшной тайны. В этот момент он не чувствовал еще никакого раскаяния, а в сделанном видел только роковую «ошибку». Но Соня совсем иначе взглянула на дело: в ее лице Раскольников нашел себе нелицемерного судью, обращавшегося прежде всего к его собственной совести. Первым словом, которое вырвалось из ее груди, когда она узнала о преступлении Раскольникова, было отчаянное восклицание: «Что вы, что вы это над собой сделали!»-и тотчас же она прибавляет с истерическим плачем: «Нет, нет тебя несчастнее никого теперь в целом свете»! В этих двух невольных восклицаниях выразилась вся сущность ее воззрений на преступление: она считает, что своим преступлением Раскольников совершил грех против собственной нравственной природы и что поэтому преступление есть величайшее «несчастие». Но вместе с тем Соня тотчас же указывает Раскольникову и тот выход, который ему еще остается: «страдание принять и искупить себя им».

Однако Раскольников не сразу пошел по тому пути, который так ясно был указан ему Соней. Он еще пробовал сопротивляться, пробовал уклониться оттого «неумолимого приговора», который заключался для него в словах Сони. Но внутренние терзания были слишком велики, чтобы он мог долго оставаться в том же неопределенном и мучительном положении. К тому же из слов Порфирия Петровича он убедился, что на него пало подозрение, что за ним неотступно следят, что каждую минуту его могут арестовать и отправить в тюрьму. Раскольникову не остается другого выбора: или наложить на себя руки, или добровольно отдаться в руки правосудия. Он решается на последнее. Но даже после принятого решения он совершенно далек от внутреннего раскаяния. «Но я не знаю, для чего я иду предавать себя», – говорит он сестре, а когда та отвечает, что покаянием и страданием он наполовину смывает свое «преступление», Раскольников восклицает в каком-то внезапном бешенстве: «Преступление? Какое преступление. то, что я убил гадкую, зловредную вошь, старушонку процентщицу?».

С таким же настроением Раскольников отправился и на каторгу. И здесь также первое время он мучился теми же мучениями внутренней пытки, которая заключалась в сознании напрасно погубленной собственной жизни. Он еще не чувствовал раскаяния, а без этого раскаяния невозможно было для него и нравственное возрождение. Но с ним вместе отправилась в Сибирь и Соня,-и ей-то, этой безгрешной грешнице, удалось совершить в душе Раскольникова чудо нравственного возрождения. Она совершила это чудо не словами, не призывом к исправлению, а живым примером своей личности, всецело проникнутой кротостью, незлобием и всепрощением. Все страдания жизни не внесли озлобления в ее душу, к ней не пристала никакая жизненная грязь, она и в падении сохранила высокую нравственную чистоту, потому что самое падение ее было следствием ее высокой самоотверженной любви к ближним.

Читайте также:
Клевета Лужина. (Анализ эпизода из главы 3, части 5 романа Ф.М. Достоевского Преступление и наказание.): сочинение

И гордая, мятежная душа Раскольникова смирилась перед величием этой самоотверженной любви, и эта любовь воскресила его к новой жизни, потому что «сердце одного заключало в себе бесконечные источники жизни для сердца другого». Но Достоевский не рассказывает нам историю этого душевного воскресения, ограничиваясь лишь указанием на этот переворот, обновивший нравственное существование Раскольникова, вернувший его к жизни и к людям.

«Тема падения и духовного возрождения человека в произведениях Достоевского»

Человеческая душа, ее страдания и мучения, муки совести, нравственное падение, и духовное возрождение человека всегда интересовали Ф. М. Достоевского. В его произведениях встречается много персонажей, наделенных поистине трепетным и чутким сердцем, людей, добрых по природе, но по тем или иным причинам оказавшихся на нравственном дне, потерявших уважение к себе как личности или опустивших свою душу в моральном плане. Некоторые из этих героев так никогда и не поднимаются на прежний уровень, а становятся настоящими негодяями. Другим же героям предстоит пройти трудный и тяжелый путь воскрешения своей души, возвращения ей человеческого облика. К одним из таких персонажей относится и Родион Раскольников, главный герой романа «Преступление и наказание».

Уже с первых страниц романа становится понятно, что Раскольников погружен в болезненное состояние, порабощен философской идеей, допускающей «кровь по совести». Размышляя над отечественной и всемирной историей, наблюдая современную российскую действительность, Родион приходит к выводу, исторический процесс и любое изменение, происходящее в обществе, осуществляются только за счет чьих‑либо страданий, человеческих жертв и крови. Поэтому все люди делятся на две категории: «тварей дрожащих», которые безропотно принимают любой порядок вещей, и «право имеющих» – людей, которые нарушают моральные нормы и общественный порядок. Последние являются творцами истории, поэтому имеют право не останавливаться перед насилием, кровью, если это приведет их к осуществлению их идей. А развитие общества совершается как раз за счет попрания такими людьми «тварей дрожащих». Вынашивая свою идею о «сверхчеловеке», Раскольников мечтал о роли властелина и спасителя одновременно. Его настолько увлекает эта антихристианская идея, что он идет на убийство старухи и полностью погружает свою душу в пропасть, из которой, казалось бы, нет никакого выхода.

Пойдя на убийство беззащитной старухи, Раскольников надеялся, что сможет возвысить себя до уровня «сверхчеловека», но оказалось, что, напротив, опустился в нравственном отношении, стал похожим на таких негодяев, как Лужин и Свидригайлов. Единственное, что отличает его от них, так это муки совести. В какой‑то мере они становятся отправным пунктом на пути к духовному возрождению героя. Ведь если не было их, не стал бы Раскольников так анализировать свое преступление, не стал бы рваться к Соне, не принял бы от нее христианский крестик.

Родион чувствует, что в нравственном плане Соня намного выше его, так как не позволяет себе попирать людей, а испытывает к ним большую любовь. Христианская мораль Сони и заставляет Раскольникова по‑другому посмотреть на людей, увидеть, что его теория расходится с жизнью. Он слушает библейские рассказы Сони, пытается понять ее отношение к жизни и к людям, видит ее чистоту и душевную невинность. Это и заставляет его признаться в своем преступлении.

Однако раскаяние приходит к нему значительно позже, уже на каторге. Раскольников не признает себя виновным перед юридическими постановлениями и законами, ведь «они сами миллионами людей изводят». Свою вину он ощущает перед людьми. В конечном итоге он понимает, что ничем не отличается от других людей, от каторжников, с которыми ему приходится жить. Благодаря Соне он приходит к христианскому пониманию жизни, ее законов, приходит к Богу, и его душа возрождается для новой жизни. Пусть для многих людей он будет преступником, убийцей. Это клеймо он никогда не сможет смыть со своего имени. Но он смыл грязь со своей души, он искренне раскаялся в содеянном, и благодаря этому раскаянию сможет жить рядом с другими людьми и для других людей. Таким образом, духовное возрождение Раскольникова происходит не в момент его признания в преступлении, а в момент искреннего раскаяния в том, что он совершил, в момент полного отказа от его антигуманной теории и прихода к истинной вере, без которой не может жить человек.

Читайте также:
Достоевский – психологический романист: сочинение

Тема падения и духовного возрождения человека в произведениях Ф. М. Достоевского (по одному из романов: «Преступление и наказание» или «Идиот»)

Человеческая душа, ее страдания и мучения, муки совести, нравственное падение, и духовное возрождение человека всегда интересовали Ф. М. Достоевского. В его произведениях встречается много персонажей, наделенных поистине трепетным и чутким сердцем, людей, добрых по природе, но по тем или иным причинам оказавшихся на нравственном дне, потерявших уважение к себе как личности или опустивших свою душу в моральном плане. Некоторые из этих героев так никогда и не поднимаются на прежний уровень, а становятся настоящими негодяями. Другим же героям предстоит пройти трудный и тяжелый путь воскрешения своей души, возвращения ей человеческого облика. К одним из таких персонажей относится и Родион Раскольников, главный герой романа «Преступление и наказание».

Уже с первых страниц романа становится понятно, что Раскольников погружен в болезненное состояние, порабощен философской идеей, допускающей «кровь по совести». Размышляя над отечественной и всемирной историей, наблюдая современную российскую действительность, Родион приходит к выводу, исторический процесс и любое изменение, происходящее в обществе, осуществляются только за счет чьих‑либо страданий, человеческих жертв и крови. Поэтому все люди делятся на две категории: «тварей дрожащих», которые безропотно принимают любой порядок вещей, и «право имеющих» – людей, которые нарушают моральные нормы и общественный порядок. Последние являются творцами истории, поэтому имеют право не останавливаться перед насилием, кровью, если это приведет их к осуществлению их идей. А развитие общества совершается как раз за счет попрания такими людьми «тварей дрожащих». Вынашивая свою идею о «сверхчеловеке», Раскольников мечтал о роли властелина и спасителя одновременно. Его настолько увлекает эта антихристианская идея, что он идет на убийство старухи и полностью погружает свою душу в пропасть, из которой, казалось бы, нет никакого выхода.

Пойдя на убийство беззащитной старухи, Раскольников надеялся, что сможет возвысить себя до уровня «сверхчеловека», но оказалось, что, напротив, опустился в нравственном отношении, стал похожим на таких негодяев, как Лужин и Свидригайлов. Единственное, что отличает его от них, так это муки совести. В какой‑то мере они становятся отправным пунктом на пути к духовному возрождению героя. Ведь если не было их, не стал бы Раскольников так анализировать свое преступление, не стал бы рваться к Соне, не принял бы от нее христианский крестик.

Родион чувствует, что в нравственном плане Соня намного выше его, так как не позволяет себе попирать людей, а испытывает к ним большую любовь. Христианская мораль Сони и заставляет Раскольникова по‑другому посмотреть на людей, увидеть, что его теория расходится с жизнью. Он слушает библейские рассказы Сони, пытается понять ее отношение к жизни и к людям, видит ее чистоту и душевную невинность. Это и заставляет его признаться в своем преступлении.

Однако раскаяние приходит к нему значительно позже, уже на каторге. Раскольников не признает себя виновным перед юридическими постановлениями и законами, ведь «они сами миллионами людей изводят». Свою вину он ощущает перед людьми. В конечном итоге он понимает, что ничем не отличается от других людей, от каторжников, с которыми ему приходится жить. Благодаря Соне он приходит к христианскому пониманию жизни, ее законов, приходит к Богу, и его душа возрождается для новой жизни. Пусть для многих людей он будет преступником, убийцей. Это клеймо он никогда не сможет смыть со своего имени. Но он смыл грязь со своей души, он искренне раскаялся в содеянном, и благодаря этому раскаянию сможет жить рядом с другими людьми и для других людей. Таким образом, духовное возрождение Раскольникова происходит не в момент его признания в преступлении, а в момент искреннего раскаяния в том, что он совершил, в момент полного отказа от его антигуманной теории и прихода к истинной вере, без которой не может жить человек.

Читайте также:
Художественные особенности романа «Преступление и наказание»: сочинение

“Преступление и наказание” — книга великой боли за человечество

Школьное сочинение

Во всех произведениях Достоевского мы замечали одну общую черту, замеченную во всем, что он писал: это боль о человеке, который сам себя не признает человеком и даже не вправе быть им.

Ф. М. Достоевский — самый беспощадный художник XIX века, который изображал в своих гениальных произведениях суровую правду жизни, был одержим великой любовью к человеку и считал своим долгом открыть “униженным и оскорбленным” глаза и заставить их бороться, искать пути избавления от страданий и социальной несправедливости. Л. Н. Толстой писал: “Самое важное в произведении искусства, чтобы оно имело нечто вроде фокуса, и он должен быть недоступен полному объяснению словами”. Таким фокусом у Достоевского стало изображение крайней нищеты, когда люди не просто гибнут от голода, но и теряют свой человеческий облик и чувство собственного достоинства.

По глубине и тонкости замысла, по мастерству и правдивости отображения реальной действительности роман Ф.М. Достоевского “Преступление и наказание” можно смело назвать вершиной творчества писателя. Ведь в центре внимания автора оказалась страшная картина жизни России середины XIX века, со всей той нищетой, бесправием, угнетением русского народа, который хоть и пытался бунтовать против такой несправедливости, но вместе с тем осознавал свое бессилие в этой борьбе. Для более точного отображения этой действительности писатель старался проникнуть в самую глубину человеческой души, отразить сознание людей, их метания и противоречия.

Роман Достоевского вышел в свет в переломное для страны время, когда русская интеллигенция, ожидавшая возрождения России после реформы 1861 года, вынуждена была познать вместо этого глубокое разочарование и потрясение.

Социальные противоречия не исчезли. Напротив, они еще боль-. те обострились, еще острее стала несправедливость общественного устройства. И все это с талантом настоящего мастера сумел тонко подметить и выразить в своем романе Ф.М. Достоевский. При этом на примере трагедии одного человека автор выделил, вывел на первый план трагедию всего народа, отразил целый мир. Писатель не случайно взял своих героев из среды разорившегося дворянства. Именно в этой среде часто проявлялись в то время по-настоящему неординарные личности, яркие, сильные характеры, болезненные спады и светлые подъемы сознания, оказавшегося в конфликте с самим собой.

Действие романа происходит в Петербурге, в той его части, где жила беднота. Серый, мрачный город, многочисленные пивные, зазывающие народ залить горе; толпы пьяных на улицах; женщины, продающие себя за бесценок, а те, кто не желал этого делать, бросались с моста в воду. Страшное царство нищеты, бесправия, болезней, безысходности — вот те условия, в которых существуют простые русские люди, те условия, при которых в сознании многих рождаются ложные (хотя и вполне понятные) идеи восстановления справедливости.

Описывая жизненный путь Родиона Раскольникова — противоречивой личности, вынужденной в силу социальных причин пойти на преступление, на жестокое убийство, — Достоевский в первую очередь стремился показать гибельность подобного шага.

Но вместе с тем он мечтал показать перерождение, очищение человека путем страданий, переосмысления принципов и в конечном итоге преодоления зла. Да, Раскольников совершил преступление, избрал ошибочный путь в жизни. Но главное здесь — то, что толкнуло героя встать на путь убийства. И пытаясь обосновать такой шаг, Достоевский с первых страниц говорит о социальном положении Родиона. Молодой человек вынужден существовать в комнатке, а точнее “каморке”, которую сам автор сравнивает со шкафом, сундуком, гробом, подчеркивая крайнюю нищету ее обитателя — “задавленного бедностью”, “изуродованного нищетой” “бедного и больного студента”.

Создавая психологический портрет своего героя, писатель на первое место выводит те черты, которые рождены именно общественным положением бедного студента: мнительный, самолюбивый, мрачный, угрюмый. И в этих чертах, в этих характеристиках Родиона Раскольникова отражен обобщенный портрет поколения, показаны особенности психологии многих его современников.

Такие люди, как Раскольниковы, Мармеладовы и подобные им, вынуждены влачить жалкое существование в жестоком и несправедливом мире, где распорядителями и хозяевами являются подлые и низкие свидригайловы и лужины. Потому не осуждение в первую очередь, а страшная, щемящая боль пронизывает страницы романа Достоевского — боль за людей, раздавленных нищетой, таких как Катерина Ивановна Мармеладова, которая сама себя сравнивает с заезженной клячей; как ее несчастный муж, спившийся от горя и бедности; как дочь Соня, вынужденная продавать себя, чтобы поддерживать хоть какое-то существование семьи. Ее образ наиболее трагичен. “Ты на себя руки наложила, ты загубила жизнь. свою”, — говорит ей Родион. А ведь сколько таких же несчастных девушек губили свою жизнь, принося себя в жертву ради близких, ради какого-то призрачного благополучия. Такой же (или почти такой) путь уготован и сестре Раскольникова. Осознание этого, понимание гибельности того поступка, на который готова пойти ради него сестра, выйдя за нелюбимого, к тому же ничтожного человека, зарождает протест в душе главного героя.

Читайте также:
Правда Раскольникова и правда Сони в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»: сочинение

Родион не видит другого выхода, как убийство процентщицы. Так он спасет себя, спасет свою семью. И при таких обстоятельствах смерть никому не нужной старухи кажется ему оправданной, в чем еще больше Раскольников убеждается, получив письмо матери, в котором она сообщает о своем плачевном материальном положении. “Ясно, что теперь надо было не тосковать, не страдать пассивно, одними рассуждениями о том, что вопросы неразрешимы, а непременно что-нибудь сделать, и сейчас же, и поскорее. Во что бы то ни стало надо решиться, хоть на что-нибудь, или. Или отказаться от жизни совсем. “

Да, такая идея могла возникнуть в голове героя, как и в голове другого студента, чей разговор Раскольников как-то услышал в трактире, только под влиянием крайней нищеты, безысходности, несправедливости окружающего мира. “За одну жизнь — тысячи жизней, спасенных от гниения и разложения”. Не правда ли — благородный, оправданный выход?!

Единственный выход для множества людей, загнанных жизнью в глухой угол, вынужденных каждый день видеть сотни, тысячи гибнущих жизней, жизней, которые еще можно спасти “от нищеты, от разложения, от гибели, от разврата, от венерических заболеваний. “. А всего-то нужно — убить никчемную старушонку и забрать ее деньги! Нет, конечно, Достоевский не оправдывает своего героя. Наоборот, вся суть пути Раскольникова в конечном итоге сводится к пониманию своих ошибок. Мучительному пониманию. Но хотя в романе и есть намек на то, что стремления к лучшей жизни не напрасны, не напрасны попытки прийти к ней другим, правильным путем, — мы понимаем, что, к сожалению, сбыться этим стремлениям суждено не так уж скоро. И многострадальному русскому народу еще через много испытаний придется пройти. Отсюда нескрываемая боль автора за весь народ, за все человечество.

И все же, размышляя о далеком грядущем, Достоевский писал в “Дневнике писателя”: “Я не хочу мыслить и жить иначе, как с верой, что все наши девяносто миллионов русских (или там сколько их тогда народится) будут все когда-нибудь образованны, очеловечены и счастливы”.

Статья: Художественное своеобразие романа “Преступление и наказание”

Художественное своеобразие романа “Преступление и наказание”

Абельтин Э.А., Литвинова В.И., Хакасский государственный университет им. Н.Ф. Катанова

Специфика “Преступления и наказания” в том, что в нем синтезируются роман и трагедия. Достоевский извлекал трагические идеи из эпохи шестидесятых годов, в которой “свободная высшая” личность вынуждена была проверять смысл жизни на практике в одиночку, без закономерного развития общества. Идея приобретает романную силу в поэтике Достоевского только тогда, когда она достигает крайнего напряжения, становится манией. Действие, на которое она толкает человека, должно приобрести характер катастрофы. “Преступление” героя не носит ни уголовного, ни филантропического характера. Действие в романе определено актом свободной воли, предпринятым для претворения идеи в реальность.

Достоевский сделал своих героев преступниками – не в уголовном, а философском смысле слова. Персонаж становился интересен Достоевскому тогда, когда в его своевольном преступлении обнаруживалась историко-философская или нравственная идея. Философское содержание идеи сливается у него с чувствами, характером, социальной природой человека, его психологией.

Роман строится на свободном выборе решения задачи. Жизнь должна была выбить Раскольникова из колен, разрушить в его сознании святость норм и авторитетов, привести его к убеждению, что он – начало всех начал: “все – предрассудки, одни только страхи напущенные, и нет никаких преград, и так тому и следует быть!” А раз нет преград, тогда нужно выбирать.

Читайте также:
Общественная атмосфера конца 60-х годов и ее отражение в идеологическом романе: сочинение

Достоевский – мастер стремительно-действенного сюжета. Читатель с первых страниц попадает в ожесточенную схватку, действующие лица вступают в конфликт со сложившимися характерами, идеями, душевными противоречиями. Все происходит экспромтом, все складывается в максимально сжатые сроки. Герои, “решившие в сердце и голове вопрос, ломят все препятствия, пренебрегая ранами. “

“Преступление и наказание” еще называют романом духовных исканий, в котором слышится множество равноправных голосов, спорящих на нравственные, политические и философские темы. Каждый из персонажей доказывает свою теорию, не слушая собеседника, или оппонента. Такое многоголосие позволяет назвать роман полифоническим. Из какофонии голосов выделяется голос автора, который высказывает симпатию одним героям и антипатию другим. Он наполнен то лиризмом (когда говорит о душевном мире Сони), то сатирическим презрением (когда повествует о Лужине и Лебезятникове).

Растущее напряжение сюжета помогают передать диалоги. С необычайным искусством Достоевский показывает диалог между Раскольниковым и Порфирием, который ведется как бы в двух аспектах: во-первых, каждая реплика следователя приближает признание Раскольникова; а во-вторых, весь разговор резкими скачками развивает философское положение, изложенное героем в его статье.

Внутреннее состояние персонажей передается писателем приемом исповеди. “Знаешь, Соня, знаешь, что я тебе скажу: если б я только зарезал из того, что голоден был, – то я бы теперь. счастлив был. Знай ты это!” Старик Мармеладов исповедуется в трактире Раскольникову, Раскольников – Соне. У всех – желание открыть душу. Исповедь, как правило, имеет форму монолога. Персонажи спорят сами с собой, бичуют себя. Им важно себя самих понять. Герой возражает другому своему голосу, опровергает оппонента в себе: “Нет, Соня, это не то! – начал он опять, вдруг поднимая голову, как будто внезапный поворот мыслей поразил и вновь возбудил его. ” Привычно думать, что если человека поразил новый поворот мыслей, то это поворот мыслей собеседника. Но в этой сцене Достоевский раскрывает удивительный процесс сознания: новый поворот мыслей, который произошел у героя, поразил его самого! Человек прислушивается к себе, спорит с собой, возражая себе.

Портретная характеристика передает общие социальные черты, возрастные приметы: Мармеладов – спившийся стареющий чиновник, Свидригайлов – моложавый развратный барин, Порфирий – болезненный умный следователь. Это не обычная наблюдательность писателя. Общий принцип изображения сосредоточен в грубых резких мазках, как на масках. Но всегда с особой тщательностью на застывших лицах прописаны глаза. Через них можно заглянуть в душу человека. И тогда обнаруживается исключительная манера Достоевского заострять внимание на необычном. Лица у всех странные, в них слишком все доведено до предела, они поражают контрастами. В красивом лице Свидригайлова было что-то “ужасно неприятное”; в глазах Порфирия было “нечто гораздо более серьезное” чем следовало ожидать. В жанре полифонического идеологического романа только такими и должны быть портретные характеристики сложных и раздвоенных людей.

Пейзажная живопись Достоевского не похожа на картины сельской или городской природы в произведениях Тургенева или Толстого. Звуки шарманки, мокрый снег, тусклый свет газовых фонарей – все эти неоднократно повторяющиеся детали не только придают мрачный колорит, но и таят в себе сложное символическое содержание.

Сны и кошмары несут определенную художественную нагрузку в раскрытии идейного содержания. Ничего прочного нет в мире героев Достоевского, они уже сомневаются: происходит ли распад нравственных устоев и личности во сне или наяву. Чтобы проникнуть в мир своих героев, Достоевский создает необычные характеры и необычные, стоящие на грани фантастики, ситуации.

Художественная деталь в романе Достоевского столь же оригинальна, сколь и другие художественные средства. Раскольников целует ноги Соне. Поцелуй служит выражению глубокой идеи, содержащей в себе многозначный смысл.

Предметная деталь порой раскрывает весь замысел и ход романа: Раскольников не зарубил старуху – процентщицу, а “опустил” топор на “голову обухом”. Поскольку убийца намного выше своей жертвы, то во время убийства лезвие топора угрожающе “глядит ему в лицо”. Лезвием топора Раскольников убивает добрую и кроткую Лизавету, одну из тех униженных и оскорбленных, ради которых и поднят был топор.

Читайте также:
Что мне дало знакомство с личностью и творчеством Достоевского: сочинение

Цветовая деталь усиливает кровавый оттенок злодеяния Раскольникова. За полтора месяца до убийства герой заложил “маленькое золотое колечко с тремя какими-то красными камешками”, – подарок сестры на память. “Красные камешки” становятся предвестниками капелек крови. Цветовая деталь повторяется далее неоднократно: красные отвороты на сапогах Мармеладова, красные пятна на пиджаке героя.

Ключевое слово ориентирует читателя в буре чувств персонажа. Так, в шестой главе слово “сердце” повторяется пять раз. Когда Раскольников, проснувшись, стал готовиться к выходу, “сердце его странно билось. Он напрягал все усилия, чтобы все сообразить и ничего не забыть, а сердце все билось, стучало так, что ему дышать стало тяжело”. Благополучно дойдя до дома старухи, “переводя дух и прижав рукой стучавшее сердце, тут же нащупав и оправив еще раз топор, он стал осторожно и тихо подниматься на лестницу, постоянно прислушиваясь. Перед дверью старухи сердце стучит еще сильнее: “Не бледен ли я. очень” – думалось ему, – не в особенном ли я волнении? Она недоверчива – Не подождать ли еще. пока сердце перестанет?” Но сердце не переставало. Напротив, как нарочно, стучало сильней, сильней, сильней. “

Чтобы понять глубокий смысл этой ключевой детали, надо вспомнить русского философа Б. Вышеславцева: “. в Библии сердце встречается на каждом шагу. По-видимому, оно означает орган всех чувств вообще и религиозного чувства в особенности. в сердце помещается такая интимная скрытая функция сознания, как совесть: совесть, по слову Апостола, есть закон, начертанный в сердцах.” В биении сердца Раскольникова Достоевский услышал звуки измученной души героя.

Символическая деталь помогает раскрыть социальную конкретику романа.

Нательный крест. В момент, когда процентщицу настигло ее крестное страдание, у нее на шее вместе с туго набитым кошельком висели “Сонин образок”, “Лизаветин медный крест и крестик из кипариса”. Утверждая взгляд на своих героев как на христиан, ходящих перед Богом, автор одновременно проводит мысль об общем для них всех искупительном страдании, на основе которого возможно символическое братание, в том числе между убийцей и его жертвами. Кипарисовый крест Раскольникова означает не просто страдания, а Распятие. Такими символическими деталями в романе являются икона, Евангелие.

Религиозный символизм заметен также в именах собственных: Соня (София), Раскольников (раскол), Капернаумов (город, в котором Христос творил чудеса); в числах: “тридцать целковых”, “тридцать копеек”, “тридцать тысяч серебряников”.

Речь героев индивидуализирована. Речевая характеристика немецких персонажей представлена в романе двумя женскими именами: Луизой Ивановной, хозяйкой увеселительного заведения, и Амалией Ивановной, у которой Мармеладов снимал квартиру.

Монолог Луизы Ивановны показывает не только уровень ее слабого владения русским языком, но и ее низкие интеллектуальные способности:

“Никакой шум и драки у меня не бул. никакой шкандаль, а они пришоль пьян, и я это все расскажит. y меня благородный дом, и я всегда сама не хотель никакой шкандаль. А они совсем пришоль пьян и потом опять три путилки спросил, а потом один поднял ноги и стал ногом фортепьян играль, и это совсем нехорошо в благородный дом, и он ганц фортепьян ломаль, и совсем, совсем тут никакой манир. “

Речевое поведение Амалии Ивановны проявляется особенно ярко на поминках Мармеладова. Она пытается обратить на себя внимание тем, что “ни с того, ни с сего” рассказывает забавное приключение. Она гордится своим отцом, который “буль ошень ошень важны шеловек и все руки по карман ходиль”.

Мнение Катерины Ивановны о немцах отражено в ее ответной реплике: “Ах, дурында! И ведь думает, что это трогательно, и не подозревает, как она глупа. Ишь сидит, глаза вылупила. Сердится! Сердится! Ха-ха-ха! Кхи-кхи-кхи.”

Не без иронии и сарказма описывается речевое поведение Лужина и Лебезятникова. Высокопарная речь Лужина, содержащая модные фразы в сочетании с его снисходительным обращением к окружающим, выдает его высокомерие и честолюбие. Карикатурой на нигилистов представлен в романе Лебезятников. Этот “недоучившийся самодур” не в ладах с русским языком: “Увы, он и по-русски-то не умел объясняться порядочно (не зная, впрочем, никакого другого языка), так что он весь, как-то разом, истощился, даже как будто похудел после адвокатского подвига”. В сумбурных, неясных и догматических речах Лебезятникова, представляющих, как известно, пародию на общественные взгляды Писарева, отразилась критика Достоевского идей западников.

Читайте также:
Анализ сна Раскольникова (по роману Ф. М. Достоевского Преступление и наказание): сочинение

Индивидуализация речи ведется Достоевским по одному определяющему признаку: у Мармеладова деланная вежливость чиновника обильно усыпана славянизмами; у Лужина – стилистическая канцелярщина; у Свидригайлова – ироническая небрежность.

В “Преступлении и наказании” своя система выделения опорных слов и фраз. Это – курсив, то есть использование другого шрифта. Курсивом выделены слова проба, дело, вдруг. Это способ сосредоточия внимания читателей и на сюжет, и на задуманное содеянное. Выделенные слова как бы ограждают Раскольникова от тех фраз, которые ему и выговорить-то страшно. Курсив используется Достоевским и как способ характеристики персонажа: “невежливая язвительность” Порфирия; “ненасытимое страдание” в чертах Сони.

Список литературы

Гройсман В. Религиозные символы в романе “Преступление и наказание”. Литература. Приложение к газете “Первое сентября”. 1997, N44,с.5-11.

Майхель И. Языком мимики и жеста. Там же, с.9.

Белкин А. Читая Достоевского и Чехова. М., 1973, с. 56-84.

Лекманов О. Глядя на “широкую пустынную реку”. Литература. Приложение к газете “Первое сентября”, 1997, N15

Своеобразие произведения

В ряду классиков мировой литературы Достоевский заслуженно носит звание мастера в раскрытии тайн человеческой души и создателя искусства мысли. Роман «Преступление и наказание» открывает новый, высший этап творчества Достоевского. Здесь он впервые выступил как создатель принципиально нового романа в мировой литературе, который получил название полифонического (многоголосого).

Любая мысль у писателя, добрая или злая, по его собственному выражению, «наклевывается, как из яйца цыпленок». Все художественные особенности и поэтика романа «Преступление и наказание» служат средством раскрытия особой духовности Достоевского. Работая над произведением, писатель главным образом стремился проследить «психологический процесс преступления». Именно поэтому «Преступление и наказание» считается произведением, в котором наиболее ярко обозначилось своеобразие психологизма писателя.

В романе «Преступление и наказание» имеет значение буквально все: и числа, и имена, и фамилии, и петербургская топография, и время действия, и ситуации, в которые попадают герои, и даже отдельные слова. Достоевский доверял своему читателю, поэтому многое сознательно не договаривал, рассчитывая на духовное приобщение читателя к своему миру. В этом духовном мире имеет значение и разное положение топора во время убийства Раскольниковым старухи-процентщицы и Лизаветы, и описание внешности Раскольникова, и числа «семь» и «одиннадцать», «преследующие» главного героя, и часто упоминаемый в романе желтый цвет, и слово «вдруг», упоминающееся на страницах романа около 500 раз, и многие другие, незаметные на первый взгляд, детали.

Язык и стиль романа «Преступление и наказание» отличается естественностью и непосредственностью. По мнению некоторых исследователей, язык Достоевского по сравнению с языком Толстого и Тургенева проигрывает в живописности и изобразительных средствах. Однако это не так. У Достоевского своя, весьма специфичная, отличная от других писателей XIX века, манера изображения. Незаметными на первый взгляд ускорениями и замедлениями, ритмом, повышением и понижением речи, паузами, он помогает читателю ощутить невидимое движение жизни.

Каждому герою романа присущ свой, индивидуальный, язык, но все они общаются на общем языке – языке «четвертого измерения» писателя. Каждому герою «Преступления и наказания» можно составить свою словесную характеристику, но самым выразительным является языковой портрет Раскольникова. Достоевский с большим мастерством показал раздвоение главного героя романа, используя для этой цели различные стилистические приемы: прерывистость речи Раскольникова, дисгармонию его синтаксиса, а главное – контраст между внешней и внутренней формой речи героя. «Законам четвертого измерения», где перестает действовать земное тяготение, подчиняется и все в стиле романа: портрет, пейзаж, место и время действия. Особый, неповторимый ритм писателя так захватывает читателя, что он не сразу оценивает каждую деталь портрета героя.

Методы создания психологического рисунка у писателя чрезвычайно разнообразны. Несмотря на то, что Достоевский редко использовал портрет как таковой, он считается тонким и глубоким мастером портрета. Писатель считал, что человек – существо очень сложное и его внешний вид никак не может отразить его сущность. Более важным для Достоевского является костюм героя или какая-либо деталь в нем, отражающая характер персонажа. Так, например, одеяние Лужина (щегольской костюм, великолепные перчатки и т. д.) выдают в нем желание выглядеть моложе и производить выгодное впечатление на окружающих. Достаточно вспомнить, например, портрет старухи-процентщицы, выразительность которого создана при помощи уменьшительных слов: «Это была крошечная, сухая старушонка, лет шестидесяти, с вострыми и злыми глазками, с маленьким вострым носом и простоволосая. Белобрысые, мало поседевшие волосы ее были жирно смазаны маслом. Старушонка поминутно кашляла и кряхтела».

Читайте также:
«Бедные люди» — пример тавтологии: сочинение

В романе «Преступление и наказание» портрет служит раскрытию идеи того или иного героя. Так, изображая Свидригайлова, Достоевский использовал одну, на первый взгляд, маловажную деталь: его глаза смотрели «холодно, пристально и вдумчиво». Но благодаря этой детали можно представить всего Свидригайлова, для которого все безразлично и которому все позволено. Глаза играют важную роль в портрете всех действующих лиц романа, по ним можно узнать идею героев, раскрыть их тайну. У Дуни глаза «почти черные, сверкающие, гордые и в то же время иногда, минутами, необыкновенно добрые»; у Раскольникова «прекрасные темные глаза», у Сони «замечательные голубые глаза».

В романе «Преступление и наказание» Достоевский впервые проявил себя не только как психолог, но и как философ, так как в центре повествования – борьба идей, борьба добра и зла, определяющая сюжет романа. Автор не дает прямых характеристик ни своему герою, ни той ситуации, в которой он оказывается. Он дает возможность читателю самому во всем разобраться. Именно поэтому Достоевский стремился к детальному воспроизведению внутренней жизни своего героя. На первый план он ставит не столько внешний мир, сколько психологию героя.

Важнейшим средством характеристики в романе «Преступление и наказание», как и в любом художественном произведении, являются поступки героев. Но Достоевский в большей мере обращает внимание на тот факт, под влиянием чего совершаются эти поступки: либо поступок совершает человек, ведомый чувством, либо поступок совершается под влиянием разума персонажа. Поступки, совершенные Раскольниковым бессознательно обычно великодушны и благородны, тогда как под влиянием разума герой совершает преступление (само преступление было совершено от ума; Раскольников оказался под влиянием рациональной идеи и захотел проверить ее на практике). Придя в дом к Мармеладовым, Раскольников инстинктивно оставил деньги на подоконнике, но уходя из дома, он пожалел об этом. Противопоставление чувств и рациональных сфер очень важно для Достоевского, который понимал личность как соединение двух начал – добра, связанного с чувством, и зла, связанного с разумом. Чувственная сфера, по мнению автора, является изначальной, божественной природой человека. Сам человек – это поле битвы между Богом и Дьяволом.

Важным средством внутреннего самораскрытия героев в романе являются диалоги и монологи. Важна и форма монологов и диалогов, поскольку монологи у Достоевского имеют форму спора героя с самим собой. Он одновременно высказывает противоположные точки зрения на происходящее. Монологи в романе диалогичны, и в этом проявляется полифонизм (разные точки зрения на один факт), а диалоги имеют своеобразную форму. Их можно охарактеризовать как монологические, так как они представляют спор героя с самим собой, а не с собеседником.

Интересно и время в романе. Сначала оно течет медленно, затем ускоряется, на каторге растягивается и совсем останавливается при воскрешении Раскольникова, словно объединяет настоящее, прошедшее и будущее. Напряженность психологического конфликта усугубляется таким приемом, как субъективная трактовка времени; оно может остановиться (как, например, в сцене убийства старухи) или лететь с лихорадочной быстротой, и тогда в сознании героя мелькают, как в калейдоскопе, лица, предметы, события.

Еще одна особенность романа – отсутствие последовательности, логичности в передаче чувств, переживаний героев, что тоже определяется их душевным состоянием. Часто автор прибегает к «видениям», включая галлюцинации, кошмары (сны Раскольникова, Свидригайлова). Все это усугубляет драматизм происходящих событий, делает стиль романа гиперболичным.

Материалы о романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»:

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: