Тема «униженных и оскорбленных» в романах Ф.М. Достоевского (на примере «Преступления и наказания»): сочинение

Сочинение: Униженные и оскорбленные (по роману Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»)

Роман Ф. М. Достоевского — это «психологический отчет од­ного преступления», которое совершил бедный студент Родион Раскольников, убивший старуху-процентщицу. Однако в рома­не речь идет о необычном уголовном преступлении. Это, если так можно выразиться, идеологическое преступление, а испол­нитель его — преступник-мыслитель, убийца-философ. Он убил ростовщицу отнюдь не во имя обогащения и даже не ради того, чтобы помочь своим близким: матери и сестре. Это пре­ступление явилось следствием трагических обстоятельств ок­ружающей действительности, результатом долгих и упорных размышлений героя романа о своей судьбе, о судьбе всех «уни­женных и оскорбленных», о социальных и нравственных зако­нах, по которым живет человечество.

Жизнь предстает перед нами как клубок неразрешимых противоречий. Повсюду картины нищеты, бесправия, подавле­ния человеческого достоинства. На каждом шагу Раскольнико-ву встречаются отверженные и гонимые люди, которым некуда деться: Соня Мармеладова, Катерина Ивановна и многие дру­гие. Да и сам Раскольников оказался не в лучшем положении. Ему тоже, по существу, некуда пойти. Живет он впроголодь, ютится в жалкой каморке, похожей на гроб, откуда его грозят вышвырнуть на улицу. Под угрозой оказалась судьба его мате­ри и сестры.
[sms]

А судьба Мармеладова? В его разговоре с Раскольниковым в кабаке звучит мысль о том, что в нищем (а значит, и в нем) никто не подозревает благородства чувств. А в нем это благо­родство есть. Он способен глубоко чувствовать, понимать, страдать не только за себя, но и за голодных детей, оправды­вать грубое отношение к себе жены, ценить самоотвержен­ность Катерины Ивановны и Сони. При всей, казалось бы, по­тере Мармеладовым человеческого облика его невозможно презирать. В его словах — боль за то, что его, однажды вы­гнав из человеческой компании, уже больше никогда в нее не допустят. Перед нами оскорбленный человек, но сохранив­ший чувство собственного достоинства, глубоко сознающий свое падение, но он не в силах ничего изменить. Осмелишься ли осудить человека, судьба которого сложилась так траги чески не только по его вине? Это человека в нем не хотят видеть.

Вспомним жизнь Катерины Ивановны. Она больна чахот­кой, о чем говорят красные пятна на ее лице, которых так бо­ится Мармеладов. Из его рассказа о жене мы узнаем, что она из дворянской семьи, воспитывалась в губернском дворянском институте. Выйдя замуж без родительского благословения, оказавшись в отчаянном положении, с тремя детьми на руках, она после смерти мужа вынуждена была пойти замуж за Мармеладова. «Можете судить по тому, до какой степени ее бедствия доходили, что она, образованная и воспитанная и фамилии известной, за меня согласилась пойти! Но пошла! Плача и рыдая и руки ломая, пошла! Ибо некуда было идти.» Но облегчения не наступило и после замужества: муж выгнан со службы и пьет, грозит выгнать квартирная хозяйка, бьет Лебезятников, плачут голодные дети.

Не жестокость руково­дит ею, когда она посылает Соню на панель, а отчаяние и без­выходность. Катерина Ивановна понимает, что Соня принесла себя в жертву близким. Именно поэтому, когда Соня верну­лась с деньгами, она «весь вечер в ногах у нее на коленях про­стояла, ноги ей целовала, встать не хотела». Мармеладов дает жене точную характеристику, говоря, что она «горячая, гор­дая, непреклонная». Но человеческая гордость ее, как и Мар­меладова, попирается на каждом шагу, о достоинстве и само­любии заставляют забыть. Бессмысленно искать помощи и со­чувствия у окружающих, «некуда идти» Катерине Ивановне, везде тупик.

Читайте также:
Гуманизм творчества Ф. М. Достоевского: сочинение

Рассказывая о Соне и встретившейся Раскольникову девоч­ке, писатель не случайно останавливает внимание читателей на их портретах: чистота и беззащитность, показанные в облике Сони и обманутой девочки, не соответствуют образу жизни, ко­торый они вынуждены вести, поэтому Раскольникову «странно и дико было смотреть на такое явление». Соню толкает на па­нель нищета и невозможность честно зарабатывать на жизнь. Ее будущее безрадостно, как и будущее обманутой девочки. Оно укладывается в формулу: «больница. вино. кабаки и еще больница. года через два-три — калека, итого житья ей 19 аль 18 лет от роду всего-с. ».

Достоевский убедительно показывает, что иные отношения, кроме безразличия, любопытства, злорадной насмешки, проти­воестественны в этом мире. Люди смотрят друг на друга «враждебно и с недоверчивостью». Все, кроме Раскольникова, слушают «забавника» Мармеладова, «фыркая», «улыбаясь», «зевая», а в общем равнодушно. Так же равнодушна толпа зри­телей, хлынувших посмотреть на муки умирающего Мармела­дова. Во сне Раскольникова, так похожем на явь, лошадь секут «с наслаждением», «хохотом и остротами».

Роман «Преступление и наказание» отразил тревогу Досто­евского за будущее человечества. Он показывает, что такой жизнью, которой сейчас живут «униженные и оскорбленные», жить дальше нельзя. «Опираясь на реальный материал дейст­вительности, Достоевский выдвигал и освещал проблемы, име­ющие всемирное значение, проблемы борьбы добра и зла в со­циальной жизни, во внутренней природе людей, темы жизнен­ного призвания человеческой личности, страдания и протеста, эгоизма и самопожертвования, преступления и наказания, во­просы общественных, духовных связей между людьми и их разъединения, справедливого устройства социального мира и многие другие.» [/sms]

Изображение жизни “униженных и оскорбленных” в романе “Преступление и наказание”

Вы будете перенаправлены на Автор24

Психологический роман — это разновидность романа, в котором целью автора является изображение внутреннего мира человека.

«Униженные и оскорбленные» в романе Достоевского

Роман «Преступление и наказание» Ф. М. Достоевского является одним из выдающихся произведений отечественной и мировой литературы. Произведение по праву называют энциклопедией жизни России 60-х годов. «Преступление и наказание» – это книга великой скорби, в которой раскрывается бесчеловечность буржуазно-крепостнического строя.

Главная идея произведения – поиски правды.

Трагедия главного героя романа, Родиона Раскольникова, разворачивается на фоне безвыходности и страданий населяющих Петербург «униженных и оскорбленных». Отношение автора к героям проявляется в нескольких моментах:

  • В описании бедняцкого быта (Раскольниковых и Мармеладовых);
  • В острой постановке тем проституции и алкоголизма;
  • В осуждении карьеристов, ловкачей и мелких дельцов (Коха, Лужина, вдовы Реслих и т.д.).

В этих мрачных картинах надругательства над человеком, нищеты. Одиночества, духоты жизни, безысходности перед читателем предстает образ города-гиганта Петербурга, который удивляет фантастичностью контрастов. Города, в котором на каждом шагу человека подстерегают материальные и социальные «шутки», вызывающие нравственные трагедии и конфликты. И из них «униженные и оскорбленные» не видят выхода.

Лейтмотивом романа является безысходность.

Сцена знакомства главного героя с Мармеладовым задает тон всему повествованию. Фраза Мармеладова о том, что идти уже больше некуда, поднимает сцену в трактире, фигуру маленького человека, тему романа на высоты философского размышления о судьбах человечества.

Готовые работы на аналогичную тему

Ситуация окрашивается в драматические тона монологом Мармеладова, который скорее имеет характер исповеди. И становится понятно, что Мармеладов, и герои, подобные ему, отвергнуты обществом, им больше не на что надеяться и совершенно некуда идти.

Так же некуда идти и Катерине Ивановне, которую погубило противоречие между прошлой, богатой, обеспеченной жизнью и настоящей, нищенской и жалкой. Для ее честолюбивой натуры такое положение невыносимо.

Читайте также:
Единственный критерий художественной истины верность (по роману «Бесы»): сочинение

Чистая, невинная девушка, Соня Мармеладова, вынуждена пойти торговать собой, чтобы хоть как-то прокормить больную мачеху и ее малолетних детей. В образе Сони Достоевский воплотил идею отказа от себя, идею самопожертвования. И эта идея поднимает образ героини до символа общечеловеческого страдания. Для Достоевского страдания сливались с любовью. А Соня Мармеладова в романе – это олицетворение кротости и смирения, любви к людям. Именно поэтому девушке удалось сохранить свою нравственную чистоту в той жуткой грязи, в которую она оказалась брошенной жизнью.

Образ сестры Раскольникова, Дунечки, наполнен тем же смыслом. Девушка согласилась на ту же жертву, что и Мармеладова. Дунечка во имя своего горячо любимого братца соглашается выйти замуж за буржуазного дельца Лужина, самовлюбленного тирана, карьериста, унижающего людей.

Всем героям романа Достоевского присуща такая черта, как превосходная степень выражения чувств. Например, у Сони Мармеладовой это жажда самопожертвования, у Катерины Ивановны – непомерная исступленная гордость, у Дуни – безграничная любовь к брату. Положение тупика, безнадежности толкает этих людей на совершение моральных преступлений против самих же себя. Жестокое буржуазное общество ставит «униженных и оскорбленных» перед выбором таких путей, которые всегда ведут к сделкам с совестью, к бесчеловечности.

Идея Раскольникова как способ помочь «униженным и оскорбленным»

Родион Раскольников, главный герой романа, мучается от осознания абсолютной безысходности. Он не может найти в себе силы признать такую жизнь, примириться с ней, подобно Мармеладову. Сердце Раскольникова исполнено тоской, болью, страданием за людей, которые оказались в тяжелом положении, в жестоком мире страданий и лишений. Родион наблюдает за картинами страданий и унижений, свидетелем которых он поневоле становится (например, сцена самоубийства женщины, эпизод на Конногвардейском бульваре, гибель Мармеладова). Он отчаянно ищет способ помочь «униженным и оскорбленным» и сам того не желая оказывается во власти безумной идеи, толкнувшей его на преступление.

Эта широкая картина действительности, написанная мастером, показывает реальную почву, на которой происходит формирование мысли о преступлении у главного героя. раскольников страстно и беспощадно осуждает этот мир, несправедливый, полный унижений и бессмысленных страданий.

Само буржуазное сознание, само общество порождают идеи наподобие идеи Раскольникова – убить, потому что наполеоны, владыки, богачи, уважаемые обществом, счастливца, удачники не остановятся ни перед чем во имя достижения своей цели, во имя успеха. В теории Раскольникова заключается идея буржуазного сверхчеловека, который не признает нравственных ограничений и которому позволено все.

Еще одно объяснение мотивов преступления Родиона Раскольникова представляет собой форму буржуазно-анархического протеста – убийство одной твари во имя жизней тысяч людей, достойных существования.

Убийство ростовщицы – тяжелое преступление Раскольникова – должно дать ответ на вопрос, мучающий его: кто же он сам? К какому разряду людей он принадлежит? К «обыкновенным» или «право имеющим»? может ли он перешагнуть через принцип? Раскольников своим поступком хотел убить человечность, принцип гуманизма, однако он не сумел вынести мук разъединенности с людьми, той пустоты и ужаса нравственного одиночества, которое означает смерть души человека.

Однако самым печальным в этом гнетущем мире «униженных и оскорбленных» является отсутствие надежды на возможность выхода, надежды на просветление. Самый страшный тупик заключается в том выводе, который делает Ф. М. Достоевский – не существует реального выхода из безграничных стараний человечества. Однако в главных героях этого произведения есть способность к непредвиденному поступку. Герои «Преступления и наказания» сохраняют в себе источник некоего нравственного чуда. Их души скрывают неожиданные резервы, и сами герои не подозревают о них. И именно в таком отношении Достоевский наделил героев своего произведения тем, что было свойственно ему самому.

Читайте также:
Общественная атмосфера конца 60-х годов и ее отражение в идеологическом романе: сочинение

Тема «униженных и оскорбленных» в романах Ф. М. Достоевского (на примере «Преступления и наказания»)»

Роман Ф. М. «Достоевского является моим любимым произведением литературы второй половины XIX века. В романе «Преступление И наказание» писатель крупным планом показал жизнь «маленького» человека, задавленного нищетой и Безысходностью. Не случайно в произведении, действие которого разворачивается в Петербурге, не упоминается Знаменитый Невский проспект, ведь обездоленные живут в трущобах. Петербург Достоевского не похож на гордый и Прекрасный «град Петров», о котором пишет Пушкин.

Вот один из сумеречных пейзажей. Получив от Алены Ивановны Деньги, Раскольников направляется в распивочную, расположенную в каком-то подвале. Отвратительная еда, духота «и все это до того пропитано винным запахом, что, кажется, от одного воздуха можно в пять минут сделаться Пьяным». Здесь же звучат отчаянные слова Мармеладова, убитого горькой нищетой и пьянством: «А коли не к кому, Коли пойти больше некуда?» Простому человеку в Петербурге места нет, поэтому он погружается в смрад Распивочных.

Беднота в романе, если у нее есть средства, живет в доходных домах. Вот дом Козеля, где живут Мармеладовы. Маленькая закопченная дверь вела в комнату десяти шагов длиной. По всей комнате разбросано Детское белье, озаряемое огарком свечи.

Обстановка комнаты очень бедная: два стула, ободранный диван, Некрашеный кухонный стол и кровать, отгороженная рваной простыней. Удел «маленьких» людей, обитающих в Подобных квартирах, — вечная нищета. Один из самых ярких образов униженных людей — Катерина Ивановна, жена Мармеладова. Достоевский рисует нам «ужасно похудевшую» женщину со следами былой красоты.

Она постоянно Кашляет, взгляд ее резок и неподвижен. Дети Катерины Ивановны — это ее страдание, потому что она бессильна им Помочь. Самой маленькой нет шести лет. Раскольников видит ее спящей на полу, «сидя, скорчившись и уткнувшись Головой в диван».

Самой старшей девочке девять лет. Она привыкла уже к нищете и вряд ли представляет, что Может быть какая-то другая, более счастливая жизнь. Соня Мармеладова во имя них «продала» себя, но не намного Лучше судьба сестры Раскольникова Дуни, которая из-за брата и матери выходит замуж на господина Лужина. Женщина, чем-то похожая на Катерину Ивановну, бросается с моста в реку. А сама Катерина Ивановна живет лишь Воспоминаниями о том, что она офицерская дочь, воспитывалась в благородном пансионе, где получила по окончании Золотую медаль.

Она безнадежно тешит себя мечтами о том, что сможет открыть свой пансион, а Соню возьмет к Себе в помощницы. Злая судьба заставляет ее искать защиты у генерала, но напрасно. Обезумевшая мать ведет Детей на улицу для представления, уговаривает их петь и плясать, кричит на них, а затем на людей, окружающих Ее, за то, что они ничего не подают. Дети убегают, она кидается за ними в погоню, но падает, захлебываясь Кровью, и в исступлении бросает вызов Богу. Отказываясь от священника, она говорит: «Бог и без того должен Простить…

Сам знает, как я страдала! А не простит, так и не надо. »Раскольников жалеет и понимает людей, Которые попали в беду.

Он дает деньги семье Мармеладова, хотя сам не намного богаче их, защищает униженную Девочку, не принимает поступок своей сестры, выходящий замуж во многом, чтобы помочь своему брату. Именно Из-за таких людей, униженных и оскорбленных, он совершает свое преступление. Но Достоевский показывает, что, Убивая одного человека, не поможешь ты и другим.

Читайте также:
Власть идеи над человеком на страницах романа «Преступление и наказание»: сочинение

Ведь Раскольников, убивая старуху, убивает ее бедную сестру, Кроткую и несчастную женщину. Да, горестная картина жизни «униженных и оскорбленных» предстает перед нами в Романе «Преступление и наказание». В этом произведении показывается масса обездоленных людей, на долю которых Выпали несчастье, обиды, хотя они, может быть, их и не заслужили. Самое страшное, что эти люди никому не Нужны, их жизнь никого не волнует.

Такое положение «униженных и оскорбленных» — боль самого Достоевского. Вступиться за обездоленных — вот что созревает в сознании читателя при знакомстве с этими произведениями. Несмотря на то, что роман Ф. М. Достоевского написан более 130 лет назад, проблемы «униженных и оскорбленных» Существуют в России до сих пор, я думаю, что в России сейчас найдется много людей, влачащих такое же жалкое Существование, как главные герои романа «Преступление и наказание».

Достоевский Ф. М. Преступление и наказание, Тема «униженных и оскорбленных» в романах Ф. М. Достоевского (на примере «Преступления и наказания»)

Достоевский Ф. М.

Сочинение по произведению на тему: Тема «униженных и оскорбленных» в романах Ф. М. Достоевского (на примере «Преступления и наказания»)

Роман Ф. М.
«Достоевского является моим любимым произведением литературы второй половины XIX века. В романе «Преступление и наказание» писатель крупным планом показал жизнь «маленького» человека, задавленного нищетой и безысходностью. Не случайно в произведении, действие которого разворачивается в Петербурге, не упоминается
знаменитый Невский проспект, ведь обездоленные живут в трущобах. Петербург Достоевского не похож на гордый и прекрасный «град Петров», о котором пишет Пушкин. Вот один из сумеречных пейзажей. Получив от Алены Ивановны
деньги, Раскольников направляется в распивочную, расположенную в каком-то подвале. Отвратительная еда, духота «и все это до того пропитано винным запахом, что, кажется, от одного воздуха можно в пять минут сделаться пьяным». Здесь же звучат отчаянные слова Мармеладова, убитого горькой нищетой и пьянством: «А коли не к кому,
коли пойти больше некуда?» Простому человеку в Петербурге места нет, поэтому он погружается в смрад распивочных. Беднота в романе, если у нее есть средства, живет в доходных домах. Вот дом Козеля, где живут Мармеладовы. Маленькая закопченная дверь вела в комнату десяти шагов длиной. По всей комнате разбросано детское белье, озаряемое огарком свечи. Обстановка комнаты очень бедная: два стула, ободранный диван, некрашеный кухонный стол и кровать, отгороженная рваной простыней. Удел «маленьких» людей, обитающих в подобных квартирах, — вечная нищета. Один из самых ярких образов униженных людей — Катерина Ивановна, жена Мармеладова. Достоевский рисует нам «ужасно похудевшую» женщину со следами былой красоты. Она постоянно
кашляет, взгляд ее резок и неподвижен. Дети Катерины Ивановны — это ее страдание, потому что она бессильна им помочь. Самой маленькой нет шести лет. Раскольников видит ее спящей на полу, «сидя, скорчившись и уткнувшись головой в диван». Самой старшей девочке девять лет. Она привыкла уже к нищете и вряд ли представляет, что
может быть какая-то другая, более счастливая жизнь. Соня Мармеладова во имя них «продала» себя, но не намного лучше судьба сестры Раскольникова Дуни, которая из-за брата и матери выходит замуж на господина Лужина.
Женщина, чем-то похожая на Катерину Ивановну, бросается с моста в реку. А сама Катерина Ивановна живет лишь воспоминаниями о том, что она офицерская дочь, воспитывалась в благородном пансионе, где получила по окончании золотую медаль. Она безнадежно тешит себя мечтами о том, что сможет открыть свой пансион, а Соню возьмет к себе в помощницы. Злая судьба заставляет ее искать защиты у генерала, но напрасно. Обезумевшая мать ведет детей на улицу для представления, уговаривает их петь и плясать, кричит на них, а затем на людей, окружающих ее, за то, что они ничего не подают. Дети убегают, она кидается за ними в погоню, но падает, захлебываясь
кровью, и в исступлении бросает вызов Богу. Отказываясь от священника, она говорит: «Бог и без того должен простить. Сам знает, как я страдала! А не простит, так и не надо!»Раскольников жалеет и понимает людей, которые попали в беду. Он дает деньги семье Мармеладова, хотя сам не намного богаче их, защищает униженную девочку, не принимает поступок своей сестры, выходящий замуж во многом, чтобы помочь своему брату. Именно из-за таких людей, униженных и оскорбленных, он совершает свое преступление. Но Достоевский показывает, что, убивая одного человека, не поможешь ты и другим. Ведь Раскольников, убивая старуху, убивает ее бедную сестру, кроткую и несчастную женщину. Да, горестная картина жизни «униженных и оскорбленных» предстает перед нами в романе «Преступление и наказание». В этом произведении показывается масса обездоленных людей, на долю которых выпали несчастье, обиды, хотя они, может быть, их и не заслужили. Самое страшное, что эти люди никому не
нужны, их жизнь никого не волнует. Такое положение «униженных и оскорбленных» — боль самого Достоевского.
Вступиться за обездоленных — вот что созревает в сознании читателя при знакомстве с этими произведениями.
Несмотря на то, что роман Ф. М. Достоевского написан более 130 лет назад, проблемы «униженных и оскорбленных» существуют в России до сих пор, я думаю, что в России сейчас найдется много людей, влачащих такое же жалкое существование, как главные герои романа «Преступление и наказание».

Читайте также:
Шатов — центральный персонаж романа Ф.М. Достоевского «Бесы»: сочинение

Сочинение: Литературный герой АЛЁША КАРАМАЗОВ

АЛЁША КАРАМАЗОВ – герой романа Ф.М.Достоевского «Братья Карамазовы» (1878-1880), третий сын Федора Павловича Карамазова, брат Ивана Карамазова, Дмитрия Карамазова и Смердякова. К моменту начала событий романа А.К. исполнилось двадцать лет. Это был «статный, краснощекий, со светлым взором, пышущий здоровьем подро сток. Он был в то время даже очень красив собою, строен, средневысокого роста, темно-рус, с правильным, хотя несколько удлиненным овалом лица, с блестящими темно-серыми широко расставленными глазами, весьма задумчивый и по-видимому весьма спокойный». Мать А.К., Софья Ивановна, умерла, когда ему было четыре года. Первые три месяца после ее смерти А.К. провел под присмотром слуги Григория, затем вместе с братом Иваном был взят на воспитание бывшей благодетельницей Софьи Ивановны генеральшей Ворохо-вой, а после ее смерти попал в дом предводителя дворянства Ефима Петровича Поленова, где «его решительно считали за родное дитя». Учился в губернской гимназии, но за год до окончания курса вернулся в родной город Скотопригоньевск и вдруг объявил, «что хочет поступить в монастырь и что монахи готовы допустить его послушником». Духовным наставником А.К. в монастыре становится старец Зосима. Объявленный в предисловии «От автора» главным героем, А.К. тем не менее играет весьма скромную роль в интриге романа, являясь главным образом конфидентом основных действующих лиц, их воплощенной в человеческий облик совестью. Такое положение своего героя Достоевский объясняет тем, что его замысел предполагает два романа: «Главный роман второй – это деятельность моего героя уже в наше время Первый же роман произошел еще тринадцать лет назад, и есть почти даже и не роман, а лишь один момент из первой юности моего героя». Но если в фабуле романа А.К. задействован слабо, то душевная жизнь героя буквально переполнена событиями. В течение нескольких дней А.К. выпадает пережить смерть своего духовного наставника старца Зосимы, убийство отца, социальную гибель брата Дмитрия, духовный кризис брата Ивана, самоубийство Смердякова и смерть мальчика Илюшечки Снегирева, в судьбе которого А.К. принимает живое участие. Все эти драматические события происходят на фоне многочисленных мистических открытий и откровений, переживаемых как самим А.К., так и окружающими его героями, посвящающими А.К. в тайники своей внутренней жизни: отец допытывается у А.К., есть ли в аду «железные крючья», старец Зосима проповедует о «мирах иных», брат Иван рассказывает поэму «Великий инквизитор», Грушенька передает притчу о луковке, сам А.К. в мистическом экстазе перед гробом старца Зосимы переносится в евангельскую обстановку на церемонию брака в Кане Галилейской, где видит Христа. Все это, преломляясь в душе А.К., обнаруживает его человеческую сущность и характер. А.К. изображен в романе в момент серьезных духовных испытаний, волею автора он как бы оказывается «у бездны на краю» и должен сделать выбор – последний и окончательный – между верой и правдой жизни. Преодолевая соблазны и искушения, А.К. делает этот выбор: «Простить хотелось ему всех и за все и просить прощения, о! не себе, а за всех, за все и за вся». Судя по черновым записям, А.К. изначально был задуман таким же философом, как и Иван. Но в окончательном варианте Достоевский предпочел сделать главной доминантой образа не высокий интеллектуализм, а мудрость сердца. Среди главных черт характера А.К. – открытость, искренность, отсутствие себялюбия, бескорыстие и целомудрие. Вместе с тем писатель наделил А.К. такими свойствами личности, как бесстрашие, целеустремленность и воля. Именно сочетание этих черт позволяет А.К. занимать в романе совершенно’ уникальное место: «все этого юношу любили, и это с самых детских даже лет его». Присутствие А.К. поднимает других из смуты обыденной жизни, облагораживает и очищает их, вместе с А.К. в мрачный и суетный мир Ското-пригоньевска входит свет вышней Истины. Не случайно окружающие называют его то «ангелом», то «херувимом». При всей сложности и драматизме выпадающих на долю А.К. душевных испытаний Достоевский наделяет его образ исключительной целостностью и определенностью, придает ему не только глубину и завершенность, но и необыкновенную «масштабность» (Р.Гуардини). А.К. принадлежит текст жития старца Зосимы, который являет собой главное содержание шестой книги романа «Русский инок», по замыслу Достоевского являющейся ответом на самые крайние аргументы атеизма, выставленные в поэме «Великий инквизитор» и в главе «Бунт». Важным моментом в понимании образа А.К. является тот факт, что действие второго, «главного», романа должно было развернуться в год 33-летия героя. Эта недвусмысленная параллель с жизнью Христа достаточно отчетливо намечена и проведена и в «Братьях Карамазовых». В этом смысле А.К. стоит в ряду т.н. христоподобных героев Достоевского, таких, как Иван Петрович, повествователь из «Униженных и оскорбленных», и «Князь Христос» Лев Николаевич Мышкин («Идиот»), и выражает мечту писателя о пришествии «русского Христа». В свете евангельских событий «момент из первой юности героя» очевидно следует связывать с темой искушения веры. Эта же тема акцентирована и другой христианской параллелью, которая последовательно проводится в романе, – житием Алексия, человека Божия. В этой связи сюжетной кульминацией романа следует признать седьмую книгу «Алеша». Возможным литературным прототипом А.К. Л.П.Гроссман называл персонажа романа Жорж Санд «Спиридон» инока Алексея. А среди реальных лиц сходные черты современники отмечали в Алексее Храповицком (впоследствии митрополит Антоний Храповицкий), с которым Достоевский был хорошо знаком. Революционер-народник, террорист Д.В.Каракозов, который также иногда упоминается в связи с образом А.К., скорее всего мог быть прототипом первоначально задуманного ге роя, но вовсе не того, который выведен в окончательном виде. По свидетельству А.С.Суворина, Достоевский планировал написать впоследствии роман, «где героем будет Алеша Карамазов. Он хотел провести его через монастырь и сделать революционером. Он совершил бы политическое преступление. Его бы казнили. Он искал бы правду и в этих поисках, естественно, стал бы революционером» (Суворин А.С. Дневник. Пг., 1923. С. 16). Однако логика художественного развития «Братьев Карамазовых», выведенный в романе образ А.К. и недвусмысленные авторские ремарки в тексте исключают такое развитие событий. При всей значимости для романа и самого Достоевского образа А.К. критика отнеслась к нему без должного внимания. «Младший из братьев Карамазовых, Алеша, обрисован бледнее других, – писал К.В.Мочульский, отражая мнение многих своих коллег. – Его личная тема заглушена страстным пафосом Дмитрия и идейной диалектикой Ивана». Подобное восприятие образа сказалось и на последующей рецепции его в творчестве других писателей. Среди героев мировой литературы XX века наиболее типологически близкими можно считать Иосифа из романа Т.Манна «Иосиф и его братья» и Авдия Каллистратова – персонажа романа Ч.Айтматова «Плаха». Наиболее созвучным живописным образом является картина М.В.Нестерова «Философы» – двойной портрет П.А.Флоренского и С.Н.Булгакова, в чертах которых многие зрители признавали сходство с их представлениями о героях последнего романа Достоевского – А.К. и Иваном. Неоднократные попытки воплотить образ А.К. в театре и в кино не приводили к сколько-нибудь значительным художественным открытиям.

Читайте также:
Смысл названия романа Преступление и наказание: сочинение

Ser-Esenin.ru

В помощь школьнику и студенту!

Сочинение на тему: Алеша Карамазов. Произведение: Братья Карамазовы

АЛЁША КАРАМАЗОВ — герой романа Ф.М.Достоевского «Братья Карамазовы» (1878-1880), третий сын Федора Павловича Карамазова, брат Ивана Карамазова, Дмитрия Карамазова и Смердякова. К моменту начала событий романа А.К. исполнилось двадцать лет. Это был «статный, краснощекий, со светлым взором, пышущий здоровьем подро сток. Он был в то время даже очень красив собою, строен, средневысокого роста, темно-рус, с правильным, хотя несколько удлиненным овалом лица, с блестящими темно-серыми широко расставленными глазами, весьма задумчивый и по-видимому весьма спокойный». Мать А.К., Софья Ивановна, умерла, когда ему было четыре года. Первые три месяца после ее смерти А.К. провел под присмотром слуги Григория, затем вместе с братом Иваном был взят на воспитание бывшей благодетельницей Софьи Ивановны генеральшей Ворохо-вой, а после ее смерти попал в дом предводителя дворянства Ефима Петровича Поленова, где «его решительно считали за родное дитя». Учился в губернской гимназии, но за год до окончания курса вернулся в родной город Скотопригоньевск и вдруг объявил, «что хочет поступить в монастырь и что монахи готовы допустить его послушником». Духовным наставником А.К. в монастыре становится старец Зосима.

Объявленный в предисловии «От автора» главным героем, А.К. тем не менее играет весьма скромную роль в интриге романа, являясь главным образом конфидентом основных действующих лиц, их воплощенной в человеческий облик совестью. Такое положение своего героя Достоевский объясняет тем, что его замысел предполагает два романа: «Главный роман второй — это деятельность моего героя уже в наше время Первый же роман произошел еще тринадцать лет назад, и есть почти даже и не роман, а лишь один момент из первой юности моего героя». Но если в фабуле романа А.К. задействован слабо, то душевная жизнь героя буквально переполнена событиями. В течение нескольких дней А.К. выпадает пережить смерть своего духовного наставника старца Зосимы, убийство отца, социальную гибель брата Дмитрия, духовный кризис брата Ивана, самоубийство Смердякова и смерть мальчика Илюшечки Снегирева, в судьбе которого А.К. принимает живое участие. Все эти драматические события происходят на фоне многочисленных мистических открытий и откровений, переживаемых как самим А.К., так и окружающими его героями, посвящающими А.К. в тайники своей внутренней жизни: отец допытывается у А.К., есть ли в аду «железные крючья», старец Зосима проповедует о «мирах иных», брат Иван рассказывает поэму «Великий инквизитор», Грушенька передает притчу о луковке, сам А.К. в мистическом экстазе перед гробом старца Зосимы переносится в евангельскую обстановку на церемонию брака в Кане Галилейской, где видит Христа. Все это, преломляясь в душе А.К., обнаруживает его человеческую сущность и характер. А.К. изображен в романе в момент серьезных духовных испытаний, волею автора он как бы оказывается «у бездны на краю» и должен сделать выбор — последний и окончательный — между верой и правдой жизни. Преодолевая соблазны и искушения, А.К. делает этот выбор: «Простить хотелось ему всех и за все и просить прощения, о! не себе, а за всех, за все»Шв.

Читайте также:
Жест и мимика у Ф. М. Достоевского: сочинение

Судя по черновым записям, А.К. изначально был задуман таким же философом, как и Иван. Но в окончательном варианте Достоевский предпочел сделать главной доминантой образа не высокий интеллектуализм, а мудрость сердца. Среди главных черт характера А.К. — открытость, искренность, отсутствие себялюбия, бескорыстие и целомудрие. Вместе с тем писатель наделил А.К. такими свойствами личности, как бесстрашие, целеустремленность и воля. Именно сочетание этих черт позволяет А.К. занимать в романе совершенно’ уникальное место: «все этого юношу любили, и это с самых детских даже лет его». Присутствие А.К. поднимает других из смуты обыденной жизни, облагораживает и очищает их, вместе с А.К. в мрачный и суетный мир Ското-пригоньевска входит свет вышней Истины. Не случайно окружающие называют его то «ангелом», то «херувимом». При всей сложности и драматизме выпадающих на долю А.К. душевных испытаний Достоевский наделяет его образ исключительной целостностью и определенностью, придает ему не только глубину и завершенность, но и необыкновенную «масштабность» (Р.Гуардини). А.К. принадлежит текст жития старца Зосимы, который являет собой главное содержание шестой книги романа «Русский инок», по замыслу Достоевского являющейся ответом на самые крайние аргументы атеизма, выставленные в поэме «Великий инквизитор» и в главе «Бунт».

Важным моментом в понимании образа А.К. является тот факт, что действие второго, «главного», романа должно было развернуться в год 33-летия героя. Эта недвусмысленная параллель с жизнью Христа достаточно отчетливо намечена и проведена и в «Братьях Карамазовых». В этом смысле А.К. стоит в ряду т.н. христоподобных героев Достоевского, таких, как Иван Петрович, повествователь из «Униженных и оскорбленных», и «Князь Христос» Лев Николаевич Мышкин («Идиот»), и выражает мечту писателя о пришествии «русского Христа». В свете евангельских событий «момент из первой юности героя» очевидно следует связывать с темой искушения веры. Эта же тема акцентирована и другой христианской параллелью, которая последовательно проводится в романе, — житием Алексия, человека Божия. В этой связи сюжетной кульминацией романа следует признать седьмую книгу «Алеша».

Возможным литературным прототипом А.К. Л.П.Гроссман называл персонажа романа Жорж Санд «Спиридон» инока Алексея. А среди реальных лиц сходные черты современники отмечали в Алексее Храповицком (впоследствии митрополит Антоний Храповицкий), с которым Достоевский был хорошо знаком. Революционер-народник, террорист Д.В.Каракозов, который также иногда упоминается в связи с образом А.К., скорее всего мог быть прототипом первоначально задуманного ге роя, но вовсе не того, который выведен в окончательном виде.

Читайте также:
Нравственный идеал в произведениях Достоевского (по роману «Преступление и наказание»): сочинение

По свидетельству А.С.Суворина, Достоевский планировал написать впоследствии роман, «где героем будет Алеша Карамазов. Он хотел провести его через монастырь и сделать революционером. Он совершил бы политическое преступление. Его бы казнили. Он искал бы правду и в этих поисках, естественно, стал бы революционером» (Суворин А.С. Дневник. Пг., 1923. С. 16). Однако логика художественного развития «Братьев Карамазовых», выведенный в романе образ А.К. и недвусмысленные авторские ремарки в тексте исключают такое развитие событий.

При всей значимости для романа и самого Достоевского образа А.К. критика отнеслась к нему без должного внимания. «Младший из братьев Карамазовых, Алеша, обрисован бледнее других, — писал К.В.Мочульский, отражая мнение многих своих коллег. — Его личная тема заглушена страстным пафосом Дмитрия и идейной диалектикой Ивана». Подобное восприятие образа сказалось и на последующей рецепции его в творчестве других писателей. Среди героев мировой литературы XX века наиболее типологически близкими можно считать Иосифа из романа Т.Манна «Иосиф и его братья» и Авдия Каллистратова — персонажа романа Ч.Айтматова «Плаха». Наиболее созвучным живописным образом является картина М.В.Нестерова «Философы» — двойной портрет П.А.Флоренского и С.Н.Булгакова, в чертах которых многие зрители признавали сходство с их представлениями о героях последнего романа Достоевского — А.К. и Иваном. Неоднократные попытки воплотить образ А.К. в театре и в кино не приводили к сколько-нибудь значительным художественным открытиям.

Образ Алеши Карамазова в контексте размышлений Ф. М. Достоевского о русском национальном характере Текст научной статьи по специальности « Языкознание и литературоведение»

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Степченкова В.Н.

В основе статьи лежит анализ образа Алеши из романа «Братья Карамазовы» в контексте размышлений Ф.М.Достоевского о русском национальном менталитете . Утверждается, что образ Алеши был итогом многолетних наблюдений и размышлений Ф.М.Достоевского над характером русского человека, что нашло своё отражение в «Дневнике писателя». Алеша Карамазов репрезентуется как типизированный русский человек, отмечаются присущие ему свойства религиозности , страстности , человеколюбия , всепрощения, простодушия и кротости. Делается вывод о том, что в лице главного героя писатель показал собирательный образ русского человекf в лучших его проявлениях.

Читайте также:
Роман «Братья Карамазовы» – вершина мистического реализма Достоевского: сочинение

Похожие темы научных работ по языкознанию и литературоведению , автор научной работы — Степченкова В.Н.

THE IMAGE OF ALYOSHA KARAMAZOV OF F.M.DOSTOEVSKY: THE IMPORTANCE OF THE RUSSIAN MENTALITY

The article is based on the analysis of the image of Alyosha from the novel “The Karamazov Brothers” in the context of the reflections of F.M.Dostoevsky on the Russian national mentality . It is alleged that the image of Alyosha was the result of many years of observations and reflections of F.M.Dostoevsky over the character of the Russian man, which is reflected in the “Writer’s Diary”. Alyosha Karamazov is represented as a type of a Russian person, with his inherited attributes of human nature and behaviour: religiosity , passion , humanity, forgiveness, simplicity, and meekness. It is concluded that in the person of the protagonist, the writer showed a collective image of the Russian people in his best manifestations.

Текст научной работы на тему «Образ Алеши Карамазова в контексте размышлений Ф. М. Достоевского о русском национальном характере»

УДК 821.161.1 Не можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

10. Суворин А.С. Дневник. М.: Новости, 1992. 494 с.

11. Бердяев Н.А. Русская идея. М.: Сварог и К, 1997. 190 с.

12. Белов С.В. Ф.М.Достоевский. Энциклопедия. М.: Просвещение, 2010. 744 с.

1. Kostomarov N.I. Dve russkiye narodnosti [Two Russian nationalities]. In: Works in 21 vols, vol. 1. Saint Petersburg, 1903, pp. 33-65.

2. Berdyaev N.A. Sud’ba Rossii [The fate of Russia]. Moscow, 1997, pp. 191-526.

3. Dostoevsky F.M. Complete works in 30 vols. Leningrad, 1972—1990. References on this edition are in round brackets with volume and page number.

4. Kholondovich E.N. F.M.Dostoyevskiy o russkom natsional’nom kharaktere [Dostoevsky on the Russian national character]. Coll. of papers “Istoriogenez i sovremennoye sostoyaniye rossiyskogo mentaliteta. Moscow, 2015, pp. 321-330.

5. Losskiy N.O. Charakter russkogo naroda [Character of the Russian people]. In: Usloviya absolyutnovo dobra. Moscow, 1991, рр. 238-368.

Читайте также:
Художественный метод Достоевского в романе «Преступление и наказание»: сочинение

6. Losskiy N.O. Bog i mirovoe zlo: Dostoevskij i ego hristianskoe miroponimanie [God and universal evil: Dostoevsky and his Christian world view]. Moscow, 1994. 418 p.

7. Stephen Gr. The Way of Marfa and the Way of Mary. New York, Macmilian Company Publ., 1915. 296 р.

8. Karsavin L.P. Vostok, Zapad i russkaya ideya [East, West and the Russian idea]. Petrograd, Academia Publ., 1922. 120 p.

9. Vysheslavtsev B.P. Russkiy natsional’nyy kharakter (1923) [Russian national character]. Voprosy filosofii, 1995, no. 6. Available at: http://kirsofft.com.ru/freedom/KSNews_301.htm (accessed: 19.06.2018).

10. Suvorin A.S. Dnevnik [Diary] Moscow, 1992. 494 p.

11. Berdyaev N.A. Russkaja ideya [Russian Idea]. Moscow, 1997. 190 р.

12. Belov S.V. F.M.Dostoevskiy. Ehnciklopediya [Dostoevsky. Encyclopedia]. Moscow, 2010, рр. 119-127.

Stepchenkova V.N. The image of Alyosha Karamazov of F.M.Dostoevsky: the importance of the Russian mentality. The

article is based on the analysis of the image of Alyosha from the novel “The Karamazov Brothers” in the context of the reflections of F.M.Dostoevsky on the Russian national mentality. It is alleged that the image of Alyosha was the result of many years of observations and reflections of F.M.Dostoevsky over the character of the Russian man, which is reflected in the “Writer’s Diary”. Alyosha Karamazov is represented as a type of a Russian person, with his inherited attributes of human nature and behaviour: religiosity, passion, humanity, forgiveness, simplicity, and meekness. It is concluded that in the person of the protagonist, the writer showed a collective image of the Russian people in his best manifestations.

Keywords: national mentality, Russian people, Alyosha Karamazov, Russian character, religiosity, passion, philanthropy.

Сведения об авторе. Валентина Николаевна Степченкова — аспирант кафедры русской классической литературы (Московский государственный областной университет); St_valentina007@mail.ru.

Статья публикуется впервые. Поступила в редакцию 20.02.2019. Принята к публикации 20.03.2019.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: