Тема униженных и оскорбленных в романе Ф. Достоевского Преступление и наказание: сочинение

Тема «униженных и оскорбленных» в романе Ф. Достоевского «Преступление и наказание»

Скачать сочинение

Роман “Преступление и наказание” — это психологический анализ преступления, которое совершил бедный студент Родион Раскольников, убивший старуху-процентщицу. Однако речь идет о необычном уголовном деле. Это, если так можно выразиться, идеологическое преступление, а исполнитель его — преступник-мыслитель, убийца-философ. Он убил ростовщицу отнюдь не во имя обогащения и даже не ради того, чтобы помочь своим близким — матери и сестре. Это злодеяние явилось следствием трагических обстоятельств окружающей действительности, результатом долгих и упорных размышлений героя романа о своей судьбе и судьбе всех “униженных и оскорбленных”, о социальных и нравственных законах, по которым живет человечество.
Жизнь предстает перед ним как клубок неразрешимых противоречий. Повсюду он видит картины нищеты, бесправия, подавления человеческого достоинства. На каждом шагу ему встречаются отверженные и гонимые люди, которым некуда деться. Да и сам Раскольников оказался не в лучшем положении. Ему тоже, по существу, некуда пойти. Живет он впроголодь, ютится в жалкой каморке, похожей на шкаф, откуда его грозят вышвырнуть на улицу. Под угрозой оказалась и судьба его сестры.
А судьба Мармеладова? В его разговоре с Раскольниковым в кабаке звучит мысль о том, что в нищем, а значит и в нем, никто не подозревает благородства чувств. А в нем это благородство есть. Он способен глубоко чувствовать, понимать, страдать не только за себя, но и за голодных детей, оправдывать грубое отношение к себе жены, ценить самоотверженность ее и Сони. При всей, казалось бы, потере Мармеладовым человеческого облика его невозможно презирать. Осмелишься ли осудить человека, судьба которого сложилась так трагически не только по его вине? Перед нами человек, оскорбленный безжалостными законами общества, и пусть глубоко сознающий свое падение, но сохранивший чувство собственного достоинства.
Вспомним жизнь Катерины Ивановны. Она больна чахоткой, о чем говорят красные пятна на ее лице, которых так боится Мармеладов. Из его рассказа о жене мы узнаем, что она из дворянской семьи, воспитывалась в губернском дворянском институте. Выйдя замуж без родительского благословения, оказавшись в отчаянном положении, с тремя детьми на руках, она после смерти мужа вынуждена была пойти за Мармеладова. “Можете судить потому, до какой степени ее бедствия доходили, что она, образованная и воспитанная и фамилии известной, за меня согласилась пойти! Но пошла! Плача и рыдая и руки ломая — пошла! Ибо некуда было идти!” Но облегчения не наступило и после второго замужества: муж выгнан со службы и пьет, грозит вышвырнуть квартирная хозяйка, бьет Лебезятников, плачут голодные дети. Не жестокость руководит ею, когда она посылает Соню на панель, а отчаяние и безысходность. Катерина Ивановна понимает, что падчерица принесла себя в жертву близким. Именно поэтому, когда та вернулась с деньгами, она “весь вечер в ногах у нее на коленках простояла, ноги ей целовала”. Мармеладов дает жене точную характеристику, говоря, что она “горя чая, гордая и непреклонная”. Но человеческая гордость ее попирается на каждом шагу, о достоинстве и самолюбии ее заставляют забыть Бессмысленно искать помощи и сочувствия у окружающих, “некуда идти” Катерине Ивановне, везде тупик.
Рассказывая о Соне и встретившейся Раскольникову на бульваре девочке, писатель не случайно останавливает внимание на их портретах: чистота и беззащитность, показанные в портретах Сони и девочки, не соответствуют образу жизни, который они вынуждены вести, поэтому Раскольникову “странно и дико было смотреть на такое явление”. Их толкают на панель нищета и невозможность честно зарабатывать на жизнь. Их будущее безрадостно, оно укладывается в формулу: “больница. вино. кабаки и еще больница. года через два-три — калека, итого житья ей девятнадцать аль восемнадцать лет от роду”.
Достоевский убедительно показывает, что безразличие, злорадная насмешка и враждебность царят в этом мире. Все, кроме Раскольникова, слушают “забавника” Мармеладова “фыркая”, “улыбаясь” или “зевая”. Так же равнодушна толпа зрителей, хлынувших посмотреть на муки умирающего Мармеладова. В первом сне Раскольникова, так похожем на явь, лошадь секут “с наслаждением”, “хохотом и остротами”.
Роман “Преступление и наказание” отразил тревогу Достоевского за будущее человечества. Он показывает, что так, как сейчас живут “униженные и оскорбленные”, жить дальше нельзя. С другой стороны, писатель не приемлет и того пути, по которому пошел ради счастья мира Раскольников.

38210 человек просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.

Рекомендуем эксклюзивные работы по этой теме, которые скачиваются по принципу “одно сочинение в одну школу”:

/ Сочинения / Достоевский Ф.М. / Преступление и наказание / Тема «униженных и оскорбленных» в романе Ф. Достоевского «Преступление и наказание»

Смотрите также по произведению “Преступление и наказание”:

Читайте также:
Красота человеческого поступка: сочинение

Сочинение: Мир униженных и оскорбленных в романе Преступление и наказание

Федор Михайлович Достоевский вступил в литературу как защитник «униженных и оскорбленных». В его романах показаны страшные картины нищеты, одиночества, надругательства над человеком, невыносимой «духоты» жизни.

Излюбленное место действия в произведениях Достоевского — Петербург. Это город трущоб, в котором живут мелкие чиновники, ремесленники, мещане, студенты. И автор постоянно обращает внимание на духоту, вонь, царящие в городе: «На улице жара стояла страшная, к тому же духота, толкотня, всюду известка, леса, кирпич, пыль».

Тема «униженных и оскорбленных» имеет большое значение для раскрытия замысла романа. Она помогает понять, с одной стороны, одну из причин преступления Родиона Раскольникова, а с другой — воплощает важнейшую философскую идею романа, противостоящую теории Раскольникова, — идею всеискупающего страдания.

Мир «униженных и оскорбленных» в романе — это мир бедности, доведенный до грани нищеты, и потому оскорбительный для человека, унижающий его, выводящий за грань нормального бытия. Этот мир представлен прежде всего семьей Мармеладовых. Первая встреча с одним из ее представителей, Мармеладовым, происходит уже во второй главе первой части романа, когда Раскольников знакомится с ним в распивочной: «Это был человек лет уже за пятьдесят, среднего роста, с отекшим от постоянного пьянства желтым, даже зеленоватым лицом и с припухшими веками, из-за которых сияли крошечные, как щелочки, но одушевленные красноватые глазки. Но что-то было в нем очень странное, во взгляде его светилась как будто даже восторженность, — пожалуй, был и опыт и ум, — но в то же время мелькало как будто и безумие».

С первых же слов Мармеладов высказывает одну из истин этого мира: «Бедность не порок… но нищета — порок». Этот мир устроен именно так. Вспомним описание каморки Раскольникова. «Это была крошечная клетушка, шагов в шесть длиной, имевшая самый жалкий вид со своими желтенькими, пыльными и всюду отставшими от стены обоями». Или квартира Мармеладовых, куда тот приводит Родиона из распивочной. «Лестница, чем дальше, тем становилась темнее… маленькая закоптелая дверь… Огарок освещал беднейшую комнату… Из внутренних помещений неслись волны табачного дыма».

Мир «униженных и оскорбленных» в романе — это мир одиночества, отчужденности, «когда некуда больше идти». «Понимаете ли, понимаете ли вы, милостивый государь, что значит, когда некуда больше идти? Нет! Этого вы еще не понимаете!» — говорит Мармеладов Раскольникову. Ему некуда идти и не к кому. Дома ждут оскорбления, обиды от жены, которая не проявляет к нему ни капли уважения. Поэтому он и проводит целые дни в распивочной, где над ним все смеются. Мармеладов рассказывает о своей жизни всем, потому что у него нет никого, кто бы смог пожалеть его. И в Раскольникове он угадывает человека, способного понять других.

Мир «униженных и оскорбленных» — это в то же время мир полной беззащитности, зависимости от «хозяев жизни», любых неблагоприятных обстоятельств, мир самоуничижения, потери себя как людей. Именно из-за этой незащищенности и зависимости Сонечка Мармеладова становится проституткой. Но она грешит, чтобы спасти своих близких. При других условиях она бы не пошла на этот шаг.

Сон Раскольникова у Николаевского моста — в какой-то степени отражение многовековой действительности, угнетения, порабощения «униженных и оскорбленных», жестокости, на которой держится мир. Сон приобретает символическое значение. Убиваемая го прихоти хозяина старая, отработавшая свое кляча выражает безропотное страдание, покорность своей судьбе.

Хозяйка Мармеладовых Амалия Людвиговна и ее посетители — это воплощение идеи власти. Не потому ли она при каждом удобном случае заявляет, что выгонит Мармеладовых. В сцене смерти Мармеладова Достоевский говорит, что «жильцы один за другим прошествовали обратно к двери с тем странным ощущением довольства, которое всегда замечается даже в самых близких людях при внезапном несчастии с их ближним и от которого не избавлен ни один человек без исключения, несмотря на самое искреннее их сожаление и участие». Лужин, один из «право имеющих», фактически покупает сестру Раскольникова. И это все тот же вариант Сони: для собственного спасения, даже от смерти, себя не продаст, а за брата, за мать — продает! Но таковы законы этого мира: высочайшая любовь, выражающаяся через высочайшую самоотверженность, становится предметом купли и продажи, превращается в бесчестие.

В то же время мир «униженных и оскорбленных» — это мир больших чувств, где имеет место самопожертвование, способность жертвовать собой ради других. Мармеладов, как только познакомился с Катериной Ивановной и узнал о ее бедственном положении, сразу же предложил ей выйти за него замуж, «ибо не мог смотреть на такое страдание». Раскольников, уходя от Мармеладовых, «загреб сколько можно медных денег и неприметно положил их на окошко». В тот момент его не волновало, что, может быть, завтра ему самому нечего будет есть. Им двигало чувство жалости, сострадания к людям. Вспомним, как он вступается за девочку на бульваре, к которой пристает какой-то франт. Он отдает чуть ли не последние двадцать копеек, чтобы городовой проводил девочку до дома. Раскольников дает Катерине Ивановне двадцать рублей, чтобы она смогла устроить похороны мужа. Верх самоотверженности — это Сонечка Мармеладова. Ее образ — воплощение доброты, сострадания. Достоевский сопровождает ее имя эпитетом «вечный». Он имеет определенное значение и обозначает порядок, на котором стоит ненавистный Раскольникову мир, обрекающий большинство на роль жертвы во имя близких. Это «вечный» порядок вещей.

Читайте также:
Раскрытие образа: Родион Раскольников и Наполеон: сочинение

Человечность «униженных и оскорбленных» и бесчеловечные условия жизни, в которые они попадают, приводят к неразрешимым противоречиям, душевным тупикам.

Мармеладов любит Катерину Ивановну и хочет, чтобы она относилась к нему хотя бы с уважением. Но она не может побороть свою гордость. Пьянство Мармеладова — это не только выражение отчаяния, но это еще и жест человека, неспособного привыкнуть к страданиям, к несправедливости. Катерина Ивановна тоже не может привыкнуть к такой жизни. Ведь она была благородного происхождения, «урожденная штаб-офицерская дочь». Она «скатилась» на социальное дно «сверху», из благополучной прежде семьи. А такие люди более остро чувствуют несправедливость. Она все время пытается доказать благородство своего происхождения, благородство чувств и оскорбляется малейшим неуважением к себе. Катерина Ивановна устраивает пышные похороны мужа, потому что хочет, чтобы и у нее все было «как у людей». Она не может смириться со своей бедностью: целыми днями стирает, гладит белье детей, чтобы они выглядели опрятно, учит их французскому. Сумасшествие и смерть Катерины Ивановны — это высший пик трагедии «маленьких людей» вследствие неразрешимости всех противоречий. Слова, с которыми умирает Катерина Ивановна: «Уездили клячу! Надорвалась!» — перекликаются с тем образом из сна Раскольникова.

Пьянство, проституция и преступления — вот следствия неправильно устроенной жизни. Профессия проститутки ввергает Соню в позор и низость, но мотивы и цели, побудившие ее вступить на этот путь, самоотверженны, возвышенны, святы. Достоевский находит в ней, в беззащитном подростке, выброшенном на панель, возможно, в самом забитом, самом последнем человеке большого столичного города, источник собственных верований, собственных действий, продиктованных своей совестью и своей волей. Поэтому она и смогла стать героиней в романе, где все построено на противостоянии миру и на выборе средств для такого отчаянного противостояния, именно в среде «маленьких людей» черпает Достоевский одну из важнейших философских идей романа. Ею живет Сонечка. Человек для нее — венец творения. «Это человек-то вошь?» — потрясена она оценкой, данной Родионом Раскольниковым убитой процентщице. Соня живет страданием, надеется на искупление греха, на «воскресение». Ее добротой в романе воскресает Раскольников, да и она сама держится ею. О таких людях можно сказать: «И свет во тьме светит…»

Сочинение на тему: Мир «униженных и оскорбленных» в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»

Сочинение.
Мир «униженных и оскорбленных» в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»

Тема “униженных и оскорбленных” в творениях Ф. М. Достоевского восходит к произведениям А. С. Пушкина, Н. В. Гоголя и писателей “натуральной школы” 1840-х годов. Достоевский внес достойный вклад в понимание характера этих героев, впервые показав, что внутренний мир человека очень сложен. В сравнении с пушкинским Самсоном Выриным (“Станционный смотритель”) и Евгением (“Медный всадник”), гоголевским Башмачкиным (“Шинель”), “маленькие люди” Достоевского тоже “унижены и оскорблены”. Но их главное сходство — социальный статус, а по духовному статусу герои Достоевского совсем не похожи на своих литературных собратьев. В романе “Преступление и наказание” Достоевский так же обращается к теме “униженных и оскорбленных”. Она представлена в различных аспектах: писатель показал как внешнюю сторону их жизни (городскую и бытовую среду), так и многообразие судеб страдающих, обделенных жизнью людей. Автор раскрывает многоплановость и сложность мира “униженных и оскорбленных”, который выходит в романе на первый план. Ведь Мармеладовы далеко не единственные представители этого мира: проблема поставлена шире. К “униженным и оскорбленным” относятся Раскольников, его мать и сестра, некоторые эпизодические персонажи (например, Лизавета). Судьба Раскольникова — одна из возможных путей духовного развития таких людей. Это один из тех героев Достоевского, которые противопоставляют себя миру и другим людям, выбирают “бунт” против общества и узаконенной им морали. Раскольников убежден, что “власть дается только тому, кто посмеет наклониться и взять ее”, а все остальные обязаны подчиняться. Он не захотел быть одним из тех, кто подчиняется. Раскольников “осмелился” взбунтоваться — именно это было главным мотивом его преступления. “Я захотел осмелиться и убил… я только осмелиться яяхотел. Соня, вот вся причина!” Соня Мармеладова — абсолютно противоположный вариант развития характера “униженного и оскорбленного” человека. Она отрицает бунт и выбирает путь, наиболее приемлемый для Достоевского, — путь смирения перед Богом. Соня — блудница с точки зрения общественной морали, но с точки зрения христианства она — святая, так как жертвует собой ради близких и сохраняет Бога в своей душе. Соня — такая же сложная натура, как и Раскольников. Она живет напряженной духовной жизнью, страдает от своей униженности, ее терзает мысль о “бесчестном и позорном ее положении”. Для Раскольникова остается загадкой, как Соня, с ее характером и “тем… развитием, которое она получила”, могла “оставаться в таком положении и не сошла с ума”, как “этакой позор и такая низость совмещаются в ней с другими противоположными и святыми чувствами”. Но Сонечка нашла для себя надежную нравственную опору: ее духовный стержень- это вера (“Что ж бы я без Бога была?”) и сострадательная любовь к Катерине Ивановне и ее детям. Еще один вариант судьбы “маленьких людей” — судьба Мармеладо-вых, людей, которым “некуда пойти”, зашедших в нравственный тупик. Мармеладов — опустившийся как в социальном, так и в нравственном смысле человек. Его облик довольно нелеп: “Что-то было в нем очень странное; во взгляде его светилась как будто даже восторженность, -пожалуй, был и смысл, и ум, — но в то же время мелькало как будто и безумие”. В Мармеладове и в его жене Достоевский показал физическую и духовную деградацию “униженных и оскорбленных” (пьянство Мармеладова, безумие Катерины Ивановны). Они не способны ни к серьезному бунту, ни к смирению. Их гордость столь непомерна, что смирение для них невозможно. Они “бунтуют”, но их бунт трагикомичен. У Мармеладова это пьяные разглагольствования, “кабачные разговоры с различными незнакомцами”. Он рассказывал Раскольникову, что пропил “даже чулки своей жены”, которая дерет его за вихры, и он говорит, что это ему “в наслаждение”. Но это навязчивое самобичевание Мармеладова ничего общего не имеет с истинным смирением. У Катерины Ивановны “бунт” превращается в истерику. Это трагедия, переходящая в площадное грубое действо. Она без всякой причины нападает на окружающих, сама нарывается на неприятности и унижения (то и дело оскорбляет квартирную хозяйку, в результате чего ее выгоняют на улицу, идет к генералу “добиваться справедливости”, откуда ее также с позором выгоняют). Катерина Ивановна не только окружающих людей обвиняет в своих страданиях, но и Бога. “На мне нет грехов! Бог и без того должен простить… Сам знает, как я страдала. А не простит, так и не надо!” — говорит она перед смертью. Драма семьи Мармеладовых разворачивается в самой грязной части Петербурга. Достоевский показывает, как беспросветная нищета и сам Петербург заставляют людей терять человеческий облик. Другие персонажи романа, в том числе и эпизодические (пьяная девушка, которую Раскольников встретил на бульваре, безропотная Лизавета, сносившая оскорбления сестры, и многие другие), дополняют общую картину безысходности, горя и унижения. Лизавета, ставшая случайной жертвой Раскольникова, наверное, в своей смерти так же, как и Катерина, нашла облегчение, избавление от повседневного рабского труда и унижения. Семья Мармеладовых, Лизавета, люди в нищих кварталах Петербурга представляют огромную массу униженных и самоунижающихся людей, для которых даже смерть становится радостью. Огромную роль в раскрытии этого мира перед читателем играет описание города, обстановка, в которой жили все эти герои. Петербург в романе не просто город, фон всего происходящего, а даже в какой-то степени действующее лицо. Город давит на людей. Его шумные и грязные улицы угнетают людей. А дома, в которых живут наши герои?! Комнаты обычно рисуются в полутьме. Все давит на людей в них — давят стены, давят потолки… Все эти картины неотделимы от человеческих судеб. Эта деталь очень важна. Давление стен и потолков на людей символично. Оно как бы усиливает давление нищеты, которая толкает людей на преступления, порождает горе, страдания, безумие.
Таким образом, в романе “Преступление и наказание” перед нами предстает целый ряд “униженных и оскорбленных”, “маленьких людей”. Но мне кажется, что автор видит причину их несчастий и горестей не только в социальном статусе. Важной причиной также являются сами люди, разучившиеся ценить свое человеческое достоинство и, как .Следствие, не умеющие сострадать другим. И только “красота спасет мир”, красота духовная. Поэтому миропонимание Достоевского базируется на одной непреходящей ценности — на любви к человеку, на признании духовности человека за главное.

Читайте также:
Раскольников есть истинно русский человек...: сочинение

Мир «униженных и оскорбленных» в романе «Преступление и наказание»

Роман Достоевского «Преступление и наказание» – одно из выдающихся произведений мировой литературы, это «энциклопедия жизни России 60-х годов», книга великой скорби, раскрывающая бесчеловечность буржуазно-крепостнического общества. Основная идея романа – поиски выхода из мира расчета и наживы в царство доброй правды. Трагедия Родиона Раскольникова разворачивается на фоне безысходных страданий «униженных и оскорбленных», населяющих Петербург. Отношение автора к своим героям проявляется и в описании быта бедняков (семей Мармеладовых и Раскольниковых), и в резком осуждении мелких дельцов и карьеристов (Алены Ивановны, вдовы Реслих, Коха, Лужина и т. д.), и в острой постановке тем алкоголизма и проституции.

В мрачных картинах нищеты, надругательства над человеком, одиночества, невыносимой духоты жизни предстает перед нами образ Петербурга, города-гиганта, удивляющего фантастичностью своих контрастов, где человека на каждом шагу подстерегают социальные и материальные «шутки», порождающие нравственные конфликты и трагедии. «Униженным и оскорбленным» нет выхода из них. Безысходность является лейтмотивом романа.

Тон всему повествованию задает сцена знакомства Раскольникова с Мармеладовым в трактире. Фраза Мармеладова: «Понимаете ли Вы, милостивый государь, что значит, когда уже некуда больше идти. » – сразу поднимает и всю эту сцену в трактире, и фигуру маленького человека, смешного своей торжественно-витиеватой и «канцелярской» манерой говорить, и тему романа на высоту философского размышления о судьбе человечества.

Монолог Мармеладова, имеющий характер исповеди, окрашивает всю ситуацию в драматические тона. Становится ясно, что он и подобные ему герои оказались отвергнуты обществом. Им «некуда идти» и не на что надеяться. «Некуда идти» и Катерине Ивановне, которую погубило невыносимое для ее честолюбивой натуры противоречие между прошлой, обеспеченной и богатой жизнью, и жалкой, нищенской настоящей.

Соня Мармеладова, чистая и невинная девушка, вынуждена торговать собой, чтобы прокормить больную мачеху и ее малолетних детей. Идея самопожертвования, отказа от себя, воплощенная в образе Сони, поднимает его до символа всего страдания человеческого. Страдания сливались для Достоевского с любовью. Соня – олицетворение любви к людям, кротости и смирения, и именно поэтому ей удалось сохранить нравственную чистоту в той грязи, в которую бросила ее жизнь.

Читайте также:
Тема маленького человека в романе Ф. М. Достоевского Преступление и наказание: сочинение

Тем же смыслом наполнен образ Дунечки, сестры Раскольникова: она соглашается на ту же жертву, что и Соня – во имя свято любимого брата дает согласие выйти замуж за Лужина, буржуазного дельца, самовлюбленного тирана, унижающего людей, карьериста.

Для всех героев романа характерна превосходная степень выражения чувств. У Сонечки – это ненасытная жажда самопожертвования, у Дуни – всепоглощающая любовь к брату, у Катерины Ивановны – исступленная гордость. Положение безнадежности, тупика толкает этих людей на моральные преступления против самих себя. Буржуазное общество ставит их перед выбором таких путей, которые по-разному ведут к бесчеловечности, к сделкам с совестью.

Главный герой романа, Родион Раскольников, терзается сознанием полной безысходности, не находя в себе сил признать эту жизнь, примириться с нею, как это сделал Мармеладов. Его сердце переполнено болью, тоской и страданием за людей, оказавшихся в тяжелом положении, в мире лишений и страданий. Наблюдая за картинами унижений и страданий, проходящими перед ним (эпизод на Конногвардейском бульваре, сцена самоубийства женщины, бросившейся с моста, гибель Мармеладова), герой отчаянно стремится найти способ помочь всем «униженным и оскорбленным» и невольно оказывается во власти идеи, толкнувшей его на тяжелое преступление.

Широкая, написанная безжалостным пером мастера, картина действительности показывает ту реальную почву, которая формирует мысли о преступлении у Раскольникова, человека, страстно и беспощадно осуждающего этот мир с его несправедливостью, бессмысленными страданиями и унижениями.

Само общество, буржуазное сознание порождают идеи, подобные раскольниковской: убить, потому что «владыки», наполеоны, те, кого в этом обществе уважают, богачи, удачники, счастливцы не останавливаются ни перед чем во имя успеха. В этой теории заключена идея буржуазного сверхчеловека, не признающего никаких нравственных ограничений, которому все дозволено. Второй вариант объяснения мотивов преступления Раскольникова – убийство одной ничтожной твари во имя жизни тысяч достойных существования людей, – представляет собой характерную форму буржуазно-анархического протеста.

Преступление Раскольникова – убийство ростовщицы – должно дать ему ответ на вопрос: кто такой он сам? Принадлежит ли он к разряду людей «обыкновенных» или «необыкновенных«? Может ли он «переступить» принцип? Своим чудовищным поступком Раскольников хотел убить принцип гуманизма, убить человечность, но он не вынес мук разъединенности с людьми, ужаса и пустоты нравственного одиночества, означающего смерть человеческой души.

Но самое печальное, что в этом мире «униженных и оскорбленных» отсутствует надежда на просветление, возможность выхода. Самый страшный «тупик» в том выводе, который делает автор: нет реального выхода из безмерных страданий человечества. Но в главных героях романа “Преступление и наказание” есть способность к непредвиденному, они сохраняют в себе источник нравственного чуда. В их душах скрыты какие-то неожиданные резервы, о которых они сами и не подозревают. Именно в этом отношении больше, чем в любом другом, писатель наделил своих героев тем, что было свойственно ему самому как личности.

Читайте также:
Мертвый дом Федора Достоевского: сочинение

Материалы о романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»:

Наполеон Родиона Раскольникова и Наполеон Андрея Болконского.

Скачать сочинение

Наполеона можно по праву назвать культовой фигурой XIX века, которая выражает суть эпохи потрясений. Тема “сильной личности”, живущей только жаждой абсолютной власти над “тварью дрожащей”, была весьма актуальна в условиях бурно развивающегося в России капитализма и поэтому приковала внимание многих писателей того времени. Пушкин и Лермонтов во многих своих произведениях обращались к личности Бонапарта. Он владел умами и душами многих литературных героев, например Евгения* Онегина, у которого в кабинете стоял “столбик с куклою чугунною под шляпой с пасмурным челом, с руками, сжатыми крестом”. Люди, и жившие на самом деле, и созданные фантазией писателей, преклонялись перед Наполеоном, подражали ему, мечтали о подвигах, подобных тем, какие он совершил.
В середине XIX века два гениальных русских писателя, Ф. М. Достоевский и Л. Н. Толстой, также обратились к этой теме. С одних и тех же высоких, гуманистических позиций они выступали с критикой индивидуализма, античеловечной морали “сверхчеловека”, не признающего за другими людьми право поступать свободно, подчиняющего их своей деспотической власти.
Герои романов “Преступление и наказание” и “Война и мир” — разночинец Родион Раскольников и князь Андрей Болконский — очень близки по своему нравственно-психологическому облику. В первую очередь их роднит сознание своего превосходства над окружающими, что явилось благоприятной психологической почвой для развития их индивидуалистических черт, притязаний на власть. Вот почему Наполеон как идеал сильной личности очень увлекал их.
Студент Раскольников выстроил свою жестокую философию не без оглядки на Бонапарта. Все люди подразделяются на две категории: “твари дрожащие”, безропотно принимающие порядок вещей, и люди “необыкновенные” — творцы истории, сильные мира сего, нарушающие моральные нормы и общественный порядок; развитие же общества совершается за счет попрания первых последними. Идеалом “сверхчеловека” у Раскольникова является Наполеон. Для героя Достоевского это личность, действующая по правилу “все дозволено”, человек, могущий пожертвовать всем ради достижения собственной цели. Это гений, который уверен, что имеет право распоряжаться судьбами мира, сотнями жизней. Он, не задумываясь, посылает тысячи людей на гибель в Египет, оставляет свою армию замерзать в снегах России без тени жалости и сожаления. Таков кумир Раскольникова. Молодой человек завидует способности императора перешагнуть через всех и все, его равнодушию, спокойствию, хладнокровию.
Болконского восхищает другая сторона личности Наполеона. О пристрастии князя к этой исторической личности мы узнаем уже в начале романа, в салоне Анны Павловны Шерер, где герой говорит о величии своего кумира, когда тот подает руку заразившимся чумой, но упоминает и о других его поступках, которые нельзя оправдать. Князь восхищается блестящей карьерой Бонапарта, проделавшего путь от поручика до императора, и старается закрыть глаза на его жестокость. Он видит в нем бесстрашного, честолюбивого героя, который взял Тулон, предложив свой план, доблестно захватил Аркольский мост, бросившись в гущу сражения со знаменем в руках. Андрей верит в силу единичной воли, в способность сильной личности по собственному усмотрению вершить судьбу народов. Как и многие другие юноши той эпохи, он мечтает о своем часе, когда он сможет показать на что способен: “Но где же? Как же выразится мой Тулон?”.
Раскольников мечтает управлять людьми, направить свои силы на преобразование мира к лучшему. В поступках Наполеона он видит оправдание своему способу достичь этого преобразования. В отличие от него князь Андрей желает славы, известности, людской любви. Болконский завидует Наполеону, ведь тот добился самой главной из побед — победы над своими подданными: его обожают люди.
Но если, стремясь стать Наполеоном, Раскольников волнуется, переживает из-за матери, старается уберечь сестру Дунечку от брака с подлецом Лужиным, испытывает страшные угрызения совести, то для князя Андрея жизнь близких людей не более священна, чем жизнь миллионов. Размышляя о славе, он откровенно признается сам себе, что “как ни дороги, ни милы мне многие люди — отец, сестра, жена, — самые дорогие мне люди, — но, как ни страшно и ни неестественно это кажется, я всех их отдам сейчас за Минуту славы, торжества над людьми, за любовь к себе людей, которых я не знаю и не буду знать”. И он действительно преступил бы через эту святыню за минуту славы. Это сближает Болконского с Наполеоном. Славолюбие явилось для князя силой, готовой смести объективные начала нравственности.
Как для Наполеона, так и для обоих молодых людей наступает “Тулон”. Для Раскольникова это убийство старухи, то есть самопроверка героя: выдержит ли он идею о праве сильной личности на кровь, является ли он избранным, исключительным человеком, Наполеоном. Не выдержал. Не является. “Тулон” Болконского поначалу очень похож на триумф Бонапарта: те же дрогнувшие солдаты, подхваченное знамя. Среди полного безумия, охватившего всех, он делает то, что задумал еще перед боем. Однако подвиг князя и подвиг императора совершаются в разных ситуациях: когда молодой Наполеон взбежал на Аркольский мост, за ним пошли солдаты, только на минуту заколебавшиеся, тогда как исход Аустерлицкого сражения был заранее предрешен.
Таким образом, и Раскольников, и Болконский потерпели неудачу. Их поступки приводят к нарушению моральных норм и краху нравственных ценностей. Однако оба они путем тяжких испытаний пришли к осознанию тщетности и ничтожества избранного пути, к горькому разочарованию в Наполеоне. Лежа на Аустерлицком поле, князь Андрей перед лицом “высокого неба” освобождается от своей веры в Бонапарта, раскаивается. Он вернулся к вечному — семье, дому. Любовь Сони преображает Раскольникова, приобщает его к вечным нравственным ценностям. Герои приходят к признанию нравственного закона как общеобязательного и объективно существующего, одновременно это приводит к разочарованию в кумире. Их спасла одна и та же сила — любовь и соединение с вечным.

Читайте также:
Достоевский Преступление и наказание (обзор): сочинение

40078 человек просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.

/ Сочинения / Достоевский Ф.М. / Преступление и наказание / Наполеон Родиона Раскольникова и Наполеон Андрея Болконского.

Смотрите также по произведению “Преступление и наказание”:

“Я хотел Наполеоном сделаться” (душа Раскольникова в романе “Преступление и наказание”)

Родион Раскольников принадлежит к особому типу героев. Раскольников – человек-мыслитель, занимающийся поисками истины. Это человек, смыслом жизни которого является поиск правды, борьба за справедливость. Чем не благородная цель?

Однако Раскольников, несмотря на благородство цели, выбирает неожиданные методы ее достижения. Герой живет в то время, когда уже существуют нигилизм и социалистические идеи. Однако он не хочет идти проторенной дорожкой и выбирает собственный путь. К середине романа читатель узнает, что у Раскольникова есть его собственная теория. Согласно ей,существует два типа людей: простые, для которых действуют моральные нормы и разного рода ограничения, и необыкновенные, выделяющиеся из толпы, которым позволено больше, чем серой массе людей.

Для Раскольникова является насущным вопрос – а к каким людям относится он сам? Его кумиры – Наполеон и Магомет. Они убивали людей, совершали грехи, однако не только не получили наказания, но и наоборот, – остались в памяти других великими. Их поступки – это то, на что не способен обыкновенный человек («вошь»).

Разделяет ли автор позицию героя? Однозначно нет. Достоевский – великий гуманист, и он считает, что ни одна цель не может стоить того, чтобы ради нее упала слезинка ребенка. Поэтому, несмотря на то, что убитая старуха отвратительна, приносит людям лишь неприятности, она тоже имеет право на жизнь, и никто не может отнять у нее это право, решать, жить ей, или умереть.

Герой идет по ложному пути. Его цель – спасти тех несчастных, которые обречены на страдания и нищету из-за чудовищной несправедливости. К преступлению толкает в том числе и знакомство с семьей Мармеладовых. Он слышит историю их жизни, их падения, узнает о судьбе Сони, которой пришлось стать проституткой, чтобы кормить семью. Познакомившись с Соней, Раскольников становится еще больше уверен в своем решении, потому что видит, насколько чиста ее душа.

К совершению преступления Раскольникова толкает и ситуация в семье: его сестра Дуня готова выйти замуж за отвратительного человека Лужина только для того, чтобы найти деньги для Родиона.

Достоевский не случайно подробно описывает жизнь Петербурга. Петербург предстает убогим, нищим городом, который является еще одной из причин, толкающих героя на преступление. Петербург – это город бедняков, тех самых бедняков, которых, по мнению Раскольникова, несправедливо унижают.

Все эти причины и толкают героя на убийство старухи. Раскольников хочет стать сверхчеловеком и спасти всех этих несчастных от нищеты ценой своего поступка.

Однако события, развивающиеся в романе после убийства, опровергают теорию героя и показывают, что важна не только цель, но и средства.

Наиболее наглядно увидеть заблуждение Раскольникова помогают двойники героя. Можно сказать, что двойничество – это принцип, лежащий в основе произведения.

Читайте также:
Презирать суд людей не трудно, презирать суд собственный невозможно (по роману Ф. М. Достоевского Преступление и наказание): сочинение

Первым двойником Раскольникова является Лужин. Родион испытывает к нему неприязнь еще в процессе чтения письма от матери. Лужин гордится своим богатством и мечтает о том, чтобы «купить» бедную девушку, взяв ее в жены, и выглядеть при этом благодетелем. Когда Лужин рассказывает свою теорию «целого кафтана», становится понятно, что она перекликается с теорией Раскольникова. Это замечает и сам Родион, говоря, что если эту теорию развить, то, получается, можно и людей убивать.

Свидригайлов – второй двойник героя. Это совершенно безнравственный персонаж, который уже побывал по ту сторону черты и, более того, знает, что на этом пути нельзя найти чего-либо хорошего, там ждет лишь разочарование. Автор отмечает скрытое родство двух героев. Не случайно Свидригайлов толкает героя к раскаянию, способствует его возвращению с ложного пути.

Еще одним ударом для теории оказывается Соня. Она считает, что необходимо жертвовать собой ради других. Девушка не может не произвести впечатление на Раскольникова благодаря ужасающему контрасту: принадлежность к низшей категории людей и чистота души.

Проницательный следователь Порфирий Петрович отлично понимает, что происходит с молодым человеком. И его целью являются не страдания Раскольникова (как это может показаться на первый взгляд), а возрождение героя. Порфирий Петрович старается сделать так, чтобы он сам подошел к осознанию того, что теория нежизнеспособна.

Раскольников и «Наполеоновы» (к теме раскола в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание») Текст научной статьи по специальности « Языкознание и литературоведение»

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Агашина Елена Николаевна

Рассматриваются некоторые возникающие в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» параллели образов: Наполеон святой Неополи Николай Чудотворец; Раскольников Наполеон «наполеоновы» Миколка; Дуня Раскольников Миколка. Они анализируются с точки зрения взаимодействия двух основных тем романа: темы раскола и наполеоновской темы.

Похожие темы научных работ по языкознанию и литературоведению , автор научной работы — Агашина Елена Николаевна

Raskolnikov and napoleonovs (to the theme of dissidence in novel Crime and Punishment by F.M. Dostoyevsky)

The article deals with some parallels of F.M. Dostoyevsky’s novel Crime and Punishment, specifically: Napoleon St.Neopoly St.Nicholas the Wonderworker; Raskolnikov Napoleon napoleonovs Mikolka; Dunya Raskolnikov Mikolka. They are analyzed from the point of interaction between two main topics of the novel: the theme of the dissidence and the theme of Napoleon .

Текст научной работы на тему «Раскольников и «Наполеоновы» (к теме раскола в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»)»

РАСКОЛЬНИКОВ И «НАПОЛЕОНОВЫ»

(К ТЕМЕ РАСКОЛА В РОМАНЕ Ф.М. ДОСТОЕВСКОГО «ПРЕСТУПЛЕНИЕ И НАКАЗАНИЕ»)

Рассматриваются некоторые возникающие в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» параллели образов: Наполеон — святой Неополи — Николай Чудотворец; Раскольников — Наполеон — «наполеоновы» — Миколка; Дуня — Раскольников — Миколка. Они анализируются с точки зрения взаимодействия двух основных тем романа: темы раскола и наполеоновской темы.

Ключевые слова: раскол, Наполеон, наполеоновская идея, «наполеоновы».

Raskolnikov and “napoleonovs” (to the theme of dissidence in novel “Crime and Punishment” by F.M. Dostoyevsky). ELENA N. AGASHINA (Far Eastern Federal University, Vladivostok).

The article deals with some parallels of F.M. Dostoyevsky’s novel “Crime and Punishment”, specifically: Napoleon — St.Neopoly — St.Nicholas the Wonderworker; Raskolnikov — Napoleon — “napoleonovs” — Mikolka; Dunya — Raskolnikov — Mikolka. They are analyzed from the point of interaction between two main topics of the novel: the theme of the dissidence and the theme of Napoleon.

Key words: dissidence, Napoleon, “napoleonovs”.

Тема раскола является одной из центральных в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание». Культурологический аспект этой темы представлен в нашей работе [5].

Но в произведении Достоевского тема русского раскола и сектантства связана с другой важной для творчества писателя темой – наполеоновской, которая уже давно вызывает интерес у исследователей.

В литературоведении считается, что «в судьбе Раскольникова имя Наполеона, “нарушителя порядка вещей”, раскроется во всей своей идейной полноте» [12, с. 251]. «Достоевский видит и изображает этот мистический распад самодовлеющего дерзновения, вырождающегося в дерзость и даже в мистическое озорство. Показывает, как пустая свобода ввергает в рабство – страстям или идеям. И кто покушается на чужую свободу, тот сам и погибает. В этом тайна Раскольникова, “тайна Наполеона”. » [17, с. 296-297].

Наполеоновская тема «Преступления и наказания» была затронута в работах В.Я. Кирпотина [10], Ю.Ф. Карякина [9], И.Л. Волгина [6], В.В. Борисовой [4], Б.Н. Тихомирова [16] и др. Вызывают интерес появившиеся в последнее время иссле-

дования на эту тему Н.Н. Подосокорского [14] и Ю.А. Жуковой [8].

Читайте также:
Вопрос греха и добродетели в романе «Преступление и наказание»: сочинение

Нас наполеоновская тема в романе «Преступление и наказание» интересует только в том аспекте, в котором она сопряжена с темой раскола. До настоящего времени в работах, посвященных «Преступлению и наказанию», эти две темы исследователи не связывали.

Наше предположение о связи наполеонизма Раскольникова с почитанием культа Наполеона у раскольников основывается на том, что у русских сектантов существовала особая секта «наполеоновых», о чем есть упоминание в «Письмах о расколе» П.И. Мельникова-Печерского [11, с. 238].

Краткие описания секты «наполеоновых» есть в работах Н.В. Варадинова, Г. Протопопова, И.П. Липранди, изучавших русский раскол XIX в. (см. [14, с. 211]). Для всех этих авторов главным источником послужили материалы дела об этой секте, которые хранились в Департаменте общих дел Министерства внутрениих дел. А.А. Панченко отмечает, что местонахождение этого дела установить не удалось [13, с. 234].

Агашина Елена Николаевна, старший преподаватель кафедры русского языка и литературы Школы региональных и международных исследований (Дальневосточный федеральный университет, Владивосток). E-mail: agashina.elena@yandex.ru © Агашина Е.Н., 2011

В статье «Наполеоновская тема в романе Ф.М. Достоевского “Преступление и наказание”» Н.Н. Подосокорский сообщает о том, что секта «наполеоновых» возникла в 1840-е годы в Москве и что Г. Протопопов отнес «наполеонитов» (тоже, что и «наполеоновы». – Е.А.) к «грубо-мистическим» русским сектам (хлысты, скопцы, скакуны и монтаны), которые он отделял от «мистикорационалистических» сект («молокане, общие, духоборы и немоляки») [14, с. 211].

Далее исследователь замечает, что Достоевский при работе над романом «Преступление и наказание» мог воспользоваться только трудом

Н.В. Варадинова, так как работы других авторов (Протопопова и Липранди) были опубликованы в 1867-1868 гг. Вот что писал о наполеоновской секте Варадинов в 1863 г.: «В Москве возникла секта Наполеоновская: последователи ее (особенная отрасль хлыстов) поклонялись бюсту Наполеона, как скопцы портрету Селиванова, собирались с большою тайною в особой комнатке, всегда запертой; при входе в эту комнату они кланялись бюсту Наполеона, садились за стол, читали и толковали о Наполеоне, говоря, что со смертию его кончился век и люди стали мучиться, а не жить; таким образом проводили по несколько часов; сборища их бывали ночью перед праздниками; Наполеона почитали выше всех святых, приводя в доказательство, что прибытие его в Россию ознаменовано явлением звезды, которая являлась только еще раз при Рождестве Иисуса Христа. » [Цит. по: 14, с. 211]. К слову сказать, у Достоевского только в «Преступлении и наказании» в единую сферу идей сплетаются имена Наполеона, Магомета, Иисуса Христа, Петра I. Совсем не случайно все они «встречаются» в образе Родиона Раскольникова.

Аналогичные сведения об этой раскольничьей секте содержатся в работе В.В. Андреева «Раскол и его значение в народной русской истории», вышедшей в 1870 г. [2]. Правда, историки расходятся в определении времени возникновения секты. Андреев убедительно показывает, что секта «наполеоновых» появилась в Пскове и Белостоке в 1822 г., а в 1845 г. ее последователи обнаружились в Москве [2, с. 291].

В.В. Андреев определяет причины возникновения секты почитателей Наполеона на русской почве: «Происхождение этой секты необходимо сопоставить с идеею свободы и освобождения от крепостного права, которою Наполеон старался действовать на крестьян при вторжении в Россию. Обоготворение Наполеона явилось вследствие тех же причин, какие произвели вообще хлыстовщину. Если хлыстовское учение с его ожиданием грядущего Искупителя было создано ожиданием освобождения в среде закрепощенного земства,

то надежда, возложенная некоторыми из крестьянства на Наполеона как на будущего их освободителя от неволи, вместе с союзом, существовавшим между московскими федосеевцами и Наполеоном в 1812 г., произвели наполеонов-щину как секту» [2, с. 292].

Андреев замечает, что преклонение перед Наполеоном было свойственно представителям и других раскольничьих сект – молоканам и духоборам: «Молокане выслали 5 человек в белых рубахах приветствовать Наполеона, но сделали это, когда он уже отступил, и посланцы их были схвачены на Висле. Духоборцы также запасались большими белыми одеждами в ожидании пришествия Наполеона, который, по их мнению, должен был создать на земле царство Давида» [Там же].

Следует сказать о том, что секта «наполеоновых» является самой загадочной сектой, порожденной русским религиозным расколом. Но, опираясь на статьи вышеупомянутых историков, об одном факте можно сказать совершенно уверенно: в основе культа этой секты лежало почитание Наполеона. В.В. Андреев писал: .«наполеоновы» «верят в Наполеона как в Бога Найдены были у них изображения Наполеона, возносящегося на небо. Эти изображения были награвированы на почтовых листах в Париже и пересылались, в пору господства самых строгих цензурных правил, вложенными в книги, доставлявшиеся из-за границы русским книгопродавцам, от которых они вместе с книгами переходили к последователям наполеоновой секты» [2, с. 291].

Читайте также:
Кто Раскольников: преступник или фанат идеи: сочинение

Современный исследователь русского раскола А.А. Панченко предполагает, что культ секты «наполеоновых», «по-видимому, включал и какие-то экстатические элементы. Возможно, впрочем, что политическая мифология этой секты генетически восходит к скопческой адаптации сюжета о скрывающемся императоре» [13, с. 198].

В литературоведении общепризнано, что одним из двойников Раскольникова является Миколка-красильщик, причем одни исследователи считают этих героев идейными антагонистами [7], а другие, признавая их противоположность, в то же время отмечают в их характерах некоторую близость [3]. В связи с последним фактом интересно то, что Достоевский сделал этих героев земляками (Миколка, как и Раскольников, – выходец из Рязанской губернии, мест, где селились раскольники и сектанты). На это обращали внимание литературоведы [3, с. 44, 193]. Можно предположить, как справедливо замечает Н.Н. Подосокорский, что в граничащую с Московской Рязанскую губернию могли проникнуть и сведения о наполеоновской секте,

которая была обнаружена в 1840-е гг. в Москве [14, с. 212]. Тогда может быть не лишено оснований предположение о том, что Миколка имел контакты и с сектой «наполеоновых».

В литературе о Достоевском Миколка-кра-сильщик рассматривается как человек, принадлежащий к секте бегунов и испытавший на себе влияние их идеологии [3].

Порфирий Петрович, испытывая уважение к Раскольникову, сравнивает его с маляром Миколкой, взявшим на себя убийство старухи-процентщицы, чтобы «пострадать» за свои грехи: «Я вас почитаю за одного из таких, которым хоть кишки вырезай, а он будет стоять да с улыбкой смотреть на мучителей, – если только веру иль Бога найдет»1. По-видимому, здесь Порфирий Петрович сравнивает теоретический фанатизм Раскольникова с религиозным фанатизмом русских сектантов.

Трудно не согласиться с рассуждениями Подо-сокорского: «Раскольник Миколка, который берет на себя вину Раскольникова, невольно занимает и место последнего в качестве потенциального властелина, которому все разрешается, ибо убийство старухи в романе рассматривается именно как становление современного Наполеона. Достоевский мог сознательно преломить такое оригинальное явление, как культ Наполеона у русских раскольников, в истории своего героя, наделенного соответствующей фамилией. Появление в тексте двойника главного героя -раскольника Миколки – лишь усиливает это предположение» [14, с. 212].

Духовный мир петербургского студента соотнесен в романе не только с духовным миром современного ему поколения, но и с образами исторических фигур прошлого. Раскольников сравнивает себя с Магометом, Наполеоном, которые являются для русского юноши 1860-х гг. символом крайне дерзостного «преступания» социальных и человеческих законов.

Думается, что параллели Раскольников -Наполеон и Раскольников – Миколка не случайны в тексте Достоевского. По-видимому, автору были известны тонкости в понимании и различении раскольничьих сект, среди которых и была секта «наполеоновых». Поэтому хочется обратить внимание на некоторые исторические аллюзии, возникающие при чтении романа.

Например, Н.Н. Подосокорский в своей статье упоминает, что «святым Наполеоном был объявлен святой Неополи, принявший мученическую

1 Достоевский Ф.М. Полн. собр. соч.: В 30 т. Л.: Наука, 1973. Т. 6. С. 351. Далее цитаты приводятся по этому изданию. В скобках указываются том и страницы.

смерть недалеко от Александрии Египетской в период гонений на христиан при императоре Диоклетиане» [14, с. 213]. В связи с этим интересна следующая перекличка: русский святой Николай Чудотворец был заключен со многими христианами в темницу и перенес «тяжкие страдания, претерпевая голод, и жажду, и тесноту темничную» [15, с. 186], во времена гонений того же императора Диоклетиана.

В свете этих ассоциаций невольно возникает следующая многослойная параллель: Миколка -Николай Чудотворец – св. Неополи – Наполеон (о параллели Миколка – Николай Чудотворец сказано в нашей статье, рассматривающей житийный аспект образа Миколки [1]).

Подосокорский отмечает особую важность в «Преступлении и наказании» топонима «Египет», который упоминается в романе неоднократно [14,с. 213]. Незадолго до свершения убийства Раскольникову, как пишет И.Л. Волгин, неожиданно привиделся Египет: «Ему все грезилось, и все странные такие были грезы: всего чаще представлялось ему, что он где-то в Африке, в Египте, в каком-то оазисе. Караван отдыхает, смирно лежат верблюды; кругом пальмы растут целым кругом; все обедают. Он же все пьет воду, прямо из ручья, который тут же, у бока, течет и журчит. И прохладно так, и чудесная-чудесная такая голубая вода, холодная, бежит по разноцветным камням и по такому чистому с золотыми блестками песку.» [6, с. 56].

Описание Египта как места прославления христианских святых содержат и слова Свидри-гайлова о сестре Раскольникова, которые можно отнести также и к самому Раскольникову: «Знаете, мне всегда было жаль, с самого начала, что судьба не дала родиться вашей сестре во втором или третьем столетии нашей эры, где-нибудь дочерью владетельного князька или там какого-нибудь правителя, или проконсула в Малой Азии. Она, без сомнения, была бы одна из тех, которые претерпели мученичество, и уж, конечно бы, улыбалась, когда бы ей жгли грудь раскаленными щипцами. Она бы пошла на это нарочно сама, а в четвертом и в пятом веках ушла бы в Египетскую пустыню и жила бы там тридцать лет, питаясь кореньями, восторгами и видениями» [6, с. 365].

Читайте также:
Теория Родиона Раскольникова и ее крушение: сочинение

Возникающий здесь мотив пустыни имеет любопытные переклички в тексте. Например, Порфирий Петрович, сообщая о многих фактах сложной духовной биографии Миколки, рассказывает о том, как крестьянский паренек хотел бежать в пустыню. Известно, что бегство в пустыню казалось бегунам последним испытанием накануне кончины мира: «Крутило горе, давила кручина молодца, – он бежал бегуном в пустыню» [18, с. 550] . В житии русского святителя Николая

читаем о том, что после своего долгого пребывания в Иерусалиме он «намеревался удалиться в пустыню, но был остановлен свыше Божественным гласом» [15, с. 181].

Нам представляется, что мотив пустыни в «Преступлении и наказании» как бы переплетает вполне ощутимые в контексте романа линии: Наполеон – святой Неополи – Николай Чудотворец; Раскольников – Наполеон – «наполеоновы» – Миколка; Дуня – Раскольников -Миколка.

Таким образом, роман «Преступление и наказание» пронизан многочисленными аллюзиями, направляющими мысли читателя на определенные исторические реалии.

Во-первых, в ряд ассоциаций, связанных с образом Раскольникова, попадают люди, облеченные высшей светской властью: первый император России Петр І (сам Раскольников, на наш взгляд, по своей сути и социальному положению является преобразователем, порожденным эпохой петровских реформ и отчетливо ориентирующимся на западноевропейские идеи, на образцы европейского переустройства мира1), первый император Франции Наполеон Бонапарт -и два родоначальника разных мировых религий: Иисус Христос и Магомет.

Во-вторых, в «Преступлении и наказании» присутствуют конкретные реалии, связанные с темой русского раскола – главной, на наш взгляд, темой романа, вокруг которой формируются все идеи произведения: и философские, и идеологические, и социальные, и религиозные – и которая повлияла на принцип построения характеров и принцип создания двойников.

1. Агашина Е.Н. Житийный аспект образа Миколки: к проблеме символики имени (роман «Преступление и наказание» Ф.М. Достоевского) // Гуманитарные науки в контексте международного сотрудничества: материалы докл. ІІІ Междунар. науч. конф. ДВГТУ. Владивосток: Изд-во ДВГТУ, 2002. С. 6-8.

2. Андреев В.В. Раскол и его значение в народной русской истории. Пб.: Типография М. Хана, 1870. 416 с.

3. Альтман М.С. Достоевский. По вехам имен. Саратов: Изд-во Саратов. ун-та, 1975. 280 с.

4. Борисова В.В. Национальное и религиозное в творчестве Ф.М. Достоевского (проблема этно-конфессионального синтеза). Уфа: БГПИ, 1997. 95 с.

5. Васильева (Агашина) Е.Н. Тема раскола и ее культурологический смысл (роман Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание») // Новое видение культуры в XXI веке: материалы междунар. науч. конф. Владивосток: Изд-во ДВГТУ, 2000.

6. Волгин И.Л. «Родиться в России.». Достоевский и современники: жизнь в документах. М.: Книга,

7. Гроссман Л.П. Достоевский. М.: Мол. гвардия, 1965. 544 с.

8. Жукова Ю.А. Наполеоновская фабула в произведениях Ф.М. Достоевского (От «Двойника» до «Преступления и наказания»): дис. канд. филол. наук/ Башкирский гос. пед. ун-т им. М. Акмуллы. Уфа, 2007.

9. Карякин Ю.Ф. Достоевский и канун ХХ1 века. М.: Сов. писатель, 1989. 656 с.

10. Кирпотин В.Я. Разочарование и крушение Родиона Раскольникова. М.: Худож. лит., 1986. 414 с.

11. Мельников-Печерский П.И. Письма о расколе // Мельников-Печерский П.И. Собр. соч. в 6 т. М.: Худож. лит., 1963. Т. 6. 479 с.

12. Мочульский К.В. Гоголь. Соловьев. Достоевский. М.: Республика, 1995. 604 с.

13. Панченко А.А. Христовщина и скопчество: Фольклор и традиционная культура русских мистических сект. М.: ОГИ, 2004. 541 с.

14. Подосокорский Н.Н. Наполеоновская тема в романе Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание» // Диалог культур: Россия – Запад -Восток: материалы Междунар. науч.-практ. конф. «Славянская культура: истоки, традиции, взаимодействие» Х Кирилло-Мефодиевских чтений. М.; Ярославль, 2009. С. 210-215.

15. Ростовский Д. Жития святых. Кн. четвертая. М.: Моск. Синодальная тип., 1906. 868 с. Репр. изд. Свято-Введен. монастыря Оптиной Пустыни. Козельск, 1993.

16. Тихомиров Б.Н. К вопросу о «прототипах образа идеи» в романах Достоевского // Достоевский. Материалы и исследования. Т. 10. СПб.: Наука,

17. Флоровский Г.В. Пути русского богословия. 4-е изд. Париж: ИМКА-пресс, 1988. 601 с.

18. Щапов А.П. Сочинения. В 3 т. Т. 1. СПб., 1906. 803 с.

1 Эта параллель требует отдельного рассмотрения, и пока мы оставляем ее в стороне.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: