Теория Раскольникова и её разоблачение: сочинение

Сочинение на тему «Опровержение теории Раскольникова в романе Достоевского ПРЕСТУПЛЕНИЕ И НАКАЗАНИЕ»

Перед вами сочинение-рассуждение для 10 класса по роману Федора Михайловича Достоевского «Преступление и наказание» на тему «Опровержение теории Раскольникова».

Опровержение теории Раскольникова – сочинение для 10 класса

Роман «Преступление и наказание» — идеологическое произведение, в основу сюжета которого положена бредовая идея Родиона Раскольникова о праве человека на убийство, «если исполнение его идеи того требует«.

Родион Романович Раскольнико – главный герой произведения, бывший студент, человек добрый и чуткий к страданиям других людей, оказывается “задавленным нищетой” и, не имеющий возможности помочь близким людям, ищет выход и «заболевает идеей» преобразования мира, общества.

Мир представляется Раскольникову несовершенным, и герой считает себя способным исправить его. Он мечтает защитить всех слабых и обездоленных, восстановить права униженных и бесправных. Все человечество по теории Раскольникова делится на два разряда: »тварь дрожащая” – это толпа, не способная изменить свое положение, и необыкновенные люди, которые призваны повелевать первыми, и усилиями которых движется мир, прогресс. Раскольников считает, что эти люди способны сказать «новое слово» и «взять власть над дрожащим муравейником«. Если потребуется устранить мешающие препятствия для достижения гармонии, то особенный человек может разрешить себе нарушить нравственный закон и «переступить через труп, через кровь«.

Решив помочь матери, сестре и Мармеладовым, а заодно и разобраться к какому разряду людей он относится, Раскольников убивает жадную старуху-процентщицу. Проверяя свою исключительность не на себе, а на других, используя при этом бесчеловечные средства того уклада жизни, против которого он выступал, Раскольников подменяет в своей теории причину следствием. Ведь по его теории, в силу своей необычности человек может позволить себе преступление.

Совершенное убийство ведет сразу к нескольким трагедиям: к невольному убийству бедной Лизаветы, смерти матери, узнавшей после суда, что сын — убийца, и к глубокому душевному кризису самого Раскольникова. «Я не старуху убил, я себя убил!» — в отчаянии говорит он. В этом состоит главное развенчание теории избранности. Герой невыносимо страдает от разлада в своей душе: не желая признать свое заблуждение, он готов скорее согласиться, что принадлежит сам к низшему разряду, чем расстаться с идеей. Для Достоевского самое страшное преступление Родиона состоит не только в том, что он убил, а в том, что герой считает себя вправе распоряжаться судьбами других людей, решать кому жить, а кому умирать. Раскольников посягает на идею божьего промысла, он хочет подменить волю Бога своей. По мнению Достоевского, мир един, в нем существуют вечные нравственные законы, данные Богом, есть единый божественный «план» мироздания. Человек, преступающий эти законы, как будто ножницами отрезает себя от других людей и обречен на нравственные муки, как Раскольников, или на самоубийство, как Свидригайлов.

Аркадий Иванович, зная кто убил старуху, говорит Раскольникову: «Мы с вами одного поля ягоды». Ведь Свидригайлов тоже считает, «что единичное злодейство позволительно, если конечная цель хороша«. Разница между героями состоит в том, что Раскольников способен осознать свое заблуждение, поскольку в глубине души его всегда жили ясные представления о добре и зле, которые лишь померкли от безысходности положения. Свидригайлов же совершил массу преступлений из-за испорченности собственной натуры. Он не верит в милосердие, справедливость и порядочность, не видит разницы между честью и бесчестьем, между добром и злом. Поэтому Свидригаилов не выдерживает сделки с совестью и погибает окончательно. Для Раскольникова же Достоевский оставляет возможность воскресения.

Вся система образов в романе подчинена этой цели. Родион с ужасом видит, как близка его теория к мировоззрению подлеца Лужина. Этот мелкий и отвратительный злодей развивает мысли, «по которым людей резать можно”. Он презирает слабых и считает, что сильному «все дозволено«, в центре мироздания для него стоит собственная персона. Ненавидя Лужина, не принимая его взглядов, Раскольников приближается к опровержению и собственной теории, чувствуя ее схожесть с принципами этого человека.

Самым главным обвинением теории Раскольникова является сопоставление преступления героя с «преступлением» Сони. Отчаявшаяся женщина, испробовавшая все пути и не найдя возможности помочь детям, перешагнула нравственные законы и пошла на унижение. Но преступив через свою честь, Соня возвысила себя, потому что цель ее святая — помощь детям. В отличии от нее Раскольников, совершив свое преступление, не только никому не помог, но и принес горе и страдания себе и любимым людям. Сонечка Мармеладова — это образ кротости, терпения, и самоотвержения. Она живет не теориями, а сердцем, любовью и верой. Именно она сыграла главную роль в опровержении теории Раскольникова, она помогла приять герою всю ошибочность и чудовищную бесчеловечность его идеи. «А жить-то, жить как будешь?… Ну как же без человека-то прожить?” — от этих простых, но глубоких слов рассыпалась безбожная и античеловечная теория Родиона Раскольникова. Всей своей жизнью, смирением, состраданием, а главное любовью Соня приводит к раскаянию, к пониманию истинных ценностей бытия.

Читайте также:
Тема униженных и оскорбленных в романе Ф. Достоевского Преступление и наказание: сочинение

Достоевский свято верит в огромную животворящую силу любви. С ее помощью Раскольников, пройдя через очистительные страдания, приходит и к любви, и к вере, и к возрождению.

Теория Раскольникова и её разоблачение

Характеристика основных положений теории Раскольникова: право “высших” людей на преступление, если оно совершается во имя великой идеи, во имя спасения человечества. Анализ причин несостоятельности теории Раскольникова: преступление – это всегда зло.

Рубрика Литература
Вид сочинение
Язык русский
Дата добавления 27.05.2014
Размер файла 11,0 K
  • посмотреть текст работы
  • скачать работу можно здесь
  • полная информация о работе
  • весь список подобных работ

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Теория Раскольникова и её разоблачение

Теория Раскольникова начинается с его статьи, которую он написал и, в которой он доказывает и отстаивает права “высших” людей на преступление, на отрицание ими законов, если преступление совершается во имя великой идеи, во имя спасения человечества. Несправедливость, голод, безвыходность рождает теорию о “высших” и “низших” представителях общества в уме совершенно, как мне кажется, гуманно человека, который даже переживает за своих современников. Себя он, конечно же, считал одним из “высших” людей, так как если бы он так не думал, то, по его теории, у него не было бы никаких прав на убийство. Раскольников хотел быть тем, кому всё дозволено. Но он не понимает, что его единоличный бунт против бесчеловечности сам носит бесчеловечный характер. Родиону Раскольникову не нужны ни деньги, ни драгоценности.

Всё это – ничто по сравнению с возведением себя в ряд “высших” людей. Раскольников не считает себя преступником. А даже, наоборот: на протяжении всего романа он не только не уступает и не раскаивается, но и становится всё более уверенным в себе, в своей правоте. Теория, которую исповедует Раскольников, человек, замученный своими и чужими горестями, страданиями и бедами, сближает его с непорядочными людьми, как Лужин и Свидригайлов. Близки они, конечно, не характерами, а мыслями. Но ведь Свидригайлов не сумел существовать, совершив свои преступления, именно поэтому Раскольникова тянуло к нему, он хотел узнать: как можно жить после греха. раскольников теория преступление

Казалось бы, он убил и по его теории можно жить дальше, но он не может жить дальше спокойно. Он не выдерживает. Не только потому, что нервы сдали, а, наверное, потому, что сама душа его восстаёт против железной логики его теории. По теории, он должен жить для себя, а отдаёт деньги последние на похороны, помогает Мармеладовым, расстраивает свадьбу сестры. Содеянное зло никому не принесло пользы. После совершения преступления герой постоянно болен: он часто впадает в беспамятство, его лихорадит.

Он решается открыть свою тайну Сонечке Мармеладовой, которая также является преступницей, нарушившей нравственный закон, погубившей свою душу. Именно Соня, её жертвенность, милосердие, смирение сыграли великую роль в разоблачении теории Раскольникова. Именно Соня является главной причиной его духовного возрождения. Также Раскольников страдает, видя любовь к себе близких людей. Он становится одиноким, даже мать и сестра делаются ему чужими. И это одиночество сводит его с ума. Раскольников понимает, что, как был он “вошью”, так ей и остался.

Таким образом, писатель в своём романе проводит мысль, что преступление, какую бы благородную цель оно не преследовало, недопустимо, что теория, направленная на уничтожение даже одного человека, не имеет права на существование.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

Предпосылки теории Раскольникова: социально-исторические, нравственно-психологические и философские. Индивидуалистическая теория Раскольникова и причины ее крушения в романе. Сон Раскольникова. Эгоизм и заповедь “не убий” на сломе эпох общества.

Читайте также:
В чём отличие Раскольникова от обыкновенных люде: сочинение

реферат [23,3 K], добавлен 10.08.2008

Изучение романа Федора Михайловича Достоевского “Преступление и наказание”. Исследование человеческой натуры Раскольникова, его взгляда на окружающий мир. Крах теории героя “обыкновенных” и “необыкновенных”. Способ изображения убийства в произведении.

реферат [12,6 K], добавлен 13.06.2015

Сущность и истоки преступления Раскольникова в романе Достоевского. “Уголовная” основа данного произведения, его соотношение с романами Эдгара По, анализ основной драматической линии. Стилистика и жанровое своеобразие романа “Преступление и наказание”.

контрольная работа [22,9 K], добавлен 20.10.2010

Биография. Предпосылки и история создания романа “Преступление и наказание”. Личность Раскольникова. Его теория. Христианский религиозно-философский пафос “Преступления и наказания”. Образ Раскольникова в системе других образов романа.

курсовая работа [70,8 K], добавлен 22.04.2007

Актуальность произведений Достоевского в наше время. Стремительный ритм романа “Преступление и наказание”. Противоречивость и живость образа Родиона Раскольникова, изменение его внутреннего мира, повлекшее ужасный поступок – убийство старухи–процентщицы.

реферат [46,3 K], добавлен 25.06.2010

Теория Раскольникова и ее развенчание в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»

Бывший студент Родион Романович Раскольников – главный герой «Преступления и наказания», одного из самых известных романов Федора Михайловича Достоевского. Фамилия этого персонажа говорит читателю о многом: Родион Романович – человек с расколотым сознанием. Он изобретает собственную теорию деления людей на два «разряда» – на «высших» и «тварей дрожащих». Эту теорию Раскольников описывает в газетной статье «О преступлении». Согласно статье, «высшие» наделяются правом переступить через нравственные законы и во имя великой цели принести в жертву любое количество «тварей дрожащих». Последних Раскольников считает всего лишь материалом для воспроизведения себе подобных. Именно эти «простые» люди нуждаются, по мнению Родиона Романовича, в библейских заповедях и морали. «Высшие» – это «новые законодатели» для серой массы. Для Раскольникова главный пример такого «законодателя» – Наполеон Бонапарт: «…настоящий властелин, кому все разрешается, – громит Тулон, устраивает резню в Париже, забывает армию в Египте, теряет полмиллиона людей в московском походе и отделывается каламбуром в Вильне; и ему же, по смерти, ставят кумиры, – а стало быть, и все разрешается».

Тем временем сам Раскольников живет на чердаке в убогой каморке и уже дошел до крайней черты бедности. Он вынужден закладывать последние сколько-нибудь ценные вещи процентщице Алене Ивановне. Злую старуху-процентщицу Раскольников считает «вошью», которую он, согласно своей теории, может раздавить без всякой жалости. Родион Романович уверен, что деньги Алены Ивановны могут принести пользу всему человечеству, если помогут ему, «новому законодателю», преодолеть бедность и начать новую жизнь. Кроме того, эти средства могли бы послужить бедствующей матери и унижаемой сестре Раскольникова. Поэтому Родион Романович вместо того, чтобы последовать совету своего товарища Разумихина и честно зарабатывать переводами с французского, решается на преступление.

Убийство кажется Раскольникову куда более простым выходом из тяжелого финансового положения. Однако в этом решении превратиться в кровавого преступника главную роль играют отнюдь не деньги, а безумная идея Раскольникова. Во что бы то ни стало он должен проверить свою теорию и убедиться в том, что он – не «тварь дрожащая». Для этого нужно «переступить» через труп и отвергнуть общечеловеческие нравственные законы. В романе Родион Романович показан как человек, не только охваченный идеей, но и способный иногда озираться по сторонам и сопереживать отверженным. Это явственно видно из эпизода, в котором он жертвует последние деньги на доктора для раздавленного лошадью Мармеладова. Раскольников живо сочувствует семье этого спившегося чиновника и впоследствии даже находит духовную близость с дочерью Мармеладова, Соней, вынужденной зарабатывать на панели.

С таким же трепетом относится Родион Романович к судьбе своей сестры Дуни, которая из-за нищеты собирается вступить в заведомо неравный брак. Однако взглянуть на проблемы близких с подлинным участием Раскольникову мешают перекрывающие все собственные духовные терзания.

Зарубив процентщицу Алену Ивановну и ее сводную сестру Лизавету, Родион Романович обнаруживает, что он больше не может нормально общаться с людьми. Ему начинает казаться, что все вокруг знают о его поступке и изощренно над ним издеваются. В романе с тонким психологизмом показано, как под влиянием этого ошибочного убеждения Раскольников начинает подыгрывать своим «обличителям». Например, он нарочно затевает разговор об убийстве старухи-процентщицы с Заметовым, письмоводителем полицейской конторы. Эти странные порывы бедного студента помогают приставу следственных дел Порфирию Петровичу догадаться о личности настоящего преступника. Подлинных доказательств у следователя нет, но Родион Романович уже «доведен до кондиции» – он охвачен паникой и ищет участия у Сони Мармеладовой.

Читайте также:
В чем своеобразие характера главного героя в романе Достоевского Идиот: сочинение

Раскольников понимает, что его теория оказалась несостоятельной, теперь он предается извращенному удовольствию самоуничижения. Но Соня дает отчаявшемуся преступнику новый жизненный ориентир – она читает ему библейскую притчу о воскрешении Лазаря. Вскоре Раскольников окончательно отказывается от прежнего образа мыслей. Его преступление раскрыто, но это больше не пугает Родиона Романовича – он решает самостоятельно покаяться в содеянном и принять заслуженное наказание.

Развенчание теории Раскольникова происходит постепенно, каждый новый поворот сюжета делает ее все менее состоятельной. Федор Михайлович Достоевский провел своего героя к свету через достигшее пика заблуждение – причем великому писателю удалось воссоздать этот нелегкий путь чрезвычайно убедительно. Недаром психологическая достоверность поэтапного крушения идеи Раскольникова сделала роман «Преступление и наказание» классикой мировой литературы.

Теория Раскольникова

Произведение Достоевского является невероятно глубоким, несущим особый смысл. Особого внимания в нем заслуживает именно теория Раскольникова. С ее помощью автор доносит до читателя главную идею своего произведения и заставляет задуматься о жизни. Разобравшись в данном вопросе, не составит труда написать сочинение на тему Теория Раскольникова и понять ее суть.

Преступление и наказание: теория Раскольникова

Теории Раскольникова в романе Преступление и наказание не напрасно уделяется чрезмерно много внимания. Она не является плодом фантазии самого автора. В окружении писателя было довольно много людей, которые увлекались философскими идеями самого Ницше. Как раз это учение и наводило на мысли, связанные с разделением людей. Как правило, они было популярны среди молодого поколения, которое стремилось найти выход из сложившейся ситуации и улучшить собственное материальное положение.

По сути, в данном романе поднимаются те проблемы, которые были актуальны в обществе того времени. Такие пороки, как проституция, пьянство и преступность были порождены социальным неравенством и наблюдались на территории страны повсеместно. Желая уйти от устрашающей реальной жизни, у людей актуальными стали идеи индивидуализма. При этом они напрочь забывали о божьих заповедях и нравственности.

Истоки теории Раскольникова

Чтобы понять, в чем суть теории Раскольникова, следует изначально узнать, как она зародилась. Главный персонаж данного произведения не обладал какими-то особыми способностями, был весьма заурядной личностью. Тем не менее, он мечтал, что будущее будет прекрасным. При этом ему приходилось жить в постоянном унижении и нищете. Естественно, что все это негативно отразилось на его психоэмоциональном состоянии.

Молодой человек прекращает обучение в университете, закрывается при этом в собственной каморке и начинает тщательно продумывать план ужасающего преступления. Разговор, который он случайно подслушал, Родион считает своеобразным предзнаменованием. Определенные фразы и идеи при этом соответствовали тезисам из той статьи, которую он написал в свое время для газеты. Настолько увлекшись собственной идеей, Раскольников принимает решение, что должен проверить собственную теорию на практике.

Суть и смысл теории Раскольникова

Максимально подробно следует разобраться, в чем заключается теория Раскольникова. Если говорить кратко, то он подразделял всех людей на две группы. Согласно теории Раскольникова, одни из них относились к высшему сорту. Это сильные личности, способные внести в жизнь нечто новое. Их ожидает весьма неординарная судьба. Они могут сделать великие открытия, изменить историю и стать двигателем прогресса.

Это люди, по натуре схожие с самим Наполеоном. Ради того, чтобы достичь высших целей, они способны на преступления, подвергают других явной опасности, идут по головам. Законы при этом их вовсе не пугают. Согласно теории Родиона Раскольникова, подобные личности вовсе могут не думать о том, как ведут себя, не должны придерживаться нравственных принципов. Они идут к намеченной цели не взирая ни на что.

Основная теория Раскольникова была бы не полной, если бы он не описал вторую группу людей. К ним он относил простые, весьма заурядные личности. Они отличаются послушанием, чтят законы и весьма консервативны. Они привыкли к постоянному унижению и уже даже не замечают его.

Если разбирать теорию Раскольникова на цитаты, то он говорит о таких людях, как о тварях дрожащих. Исходя из этих слов, становится ясно, как именно он их себе представляет. Они боятся абсолютно всего, что происходит вокруг, преклоняются перед всеми, кто сильнее их. У таких особ нет личного мнения. Они подстраиваются под обстоятельства и не делают абсолютно ничего для того, чтобы изменить свою жизнь к лучшему.

Читайте также:
Шатов — центральный персонаж романа Ф.М. Достоевского «Бесы»: сочинение

Крушение теории Раскольникова

В своем произведении Преступление и наказание Достоевский проверяет теорию Раскольникова на практике. Эта участь досталась самому Родиону. Молодой человек был чрезмерно горд и именно поэтому отнес себя к группе избранных. Совершенное им преступление, убийство старой женщины, является проверкой описанной в произведении Достоевского теории Раскольникова.

Молодой человек убежден, что избранные с легкостью смогут переступить через кровь. Ведь в дальнейшем они смогут изменить жизнь всего человечества. Таким людям чужды угрызения совести, они не сожалеют о совершенных поступках. Именно так считает главный персонаж. Правда, жизнь в дальнейшем все сама расставит по местам.

После того, как Раскольников совершает убийство, ему приходится оказаться в изоляции, которая для него мучительна. После того, как Родион переступил черту нравственности, он становится несчастным. Он обречен на постоянное одиночество и уже не может общаться с близкими ему людьми. Как говорит сам главный герой, он убил не старуху, а самого себя.

После совершения данного преступления ранее благородный, добрый парень становится на одной черте с Лужиным и Свидригайловым. Он уже ничем не лучше, чем эти порочные особы. Эти люди также, как и Родион, не взирали на нравственные принципы и делали все для того, чтобы достичь благополучия. Свидригайлов сам говорит Раскольникову, что тот с ним одного поля ягода.

Наказаниям для главного героя стали именно его душевные переживания. Они также доказывали, что ранее он глубоко заблуждался. Собрать свою расколотую душу и обрести наконец-то покой Родиону удается только после того, как он раскаивается и обращается к Всевышнему. Возродиться и заставить себя жить дальше, забыть о ранее преследовавших идеях ему удается только благодаря искренней любви и преданности Сони Мармеладовой.

Не удивительно, что в данном произведении разработанная главным героем теория терпит крушение. Таким образом писатель показывает, что ни одного человека нельзя назвать дрожащей тварью. Каждый человек является личностью и имеет полное право на то, чтобы жить.

Автор указывает на то, что для обретения собственного счастья нельзя делать других людей несчастными. Отношения в обществе нужно строить на милосердии и доброте. Только в этом случае, как утверждает автор, будет царить мир и согласие.

В процессе написания сочинения на тему Теория Раскольникова можно сказать, что выдвинутые Родионом предположения изначально были обречены на провал. Система разделения людей на отдельные виды по своей природе была ошибочной.

Во-первых, перед совершением убийства главному герою пригрезилась гибель кобылы. Он вспомнил, что мог быть свидетелем того, как избивали лошадь кнутом. При продумывании плана преступления перед его глазами нередко предстает жалкое животное, которое погибает в результате нанесения сильных ударов.

Во-вторых, теория нелепа, и потому к избранным Родион относит Свидригайлова и Лужина. Первый из них убежден, что человек может совершать абсолютно все, что ему захочется. Он совершает многочисленные преступления, но несмотря на это никаких проблем с законом у него не наблюдается. Говоря же о Лужине, то это также весьма неприятная личность. Он любит исключительно самого себя, может с легкостью оболгать любого человека, лишь бы получить выгоду. Естественно, что относить таких особ к избранным – явная нелепость.

Маленькие люди в романе Преступление и наказание Достоевского сочинение 10 класс

Федор Михайлович Достоевский – гений психологического романа и настоящий классик отечественной литературы. Его произведения затрагивают тончайшие струны человеческой души. Трудом всей жизни Федора Михайловича является роман «Преступление и наказание». В нем затронуто множество различных тем: философские, психологические, социальные. Хотелось бы остановить свое внимание на теме маленьких людей в романе. Именно об этом я буду вести повествование в своем сочинении.

Но прежде чем затрагивать данную тему. Требуется дать понятие термину «маленький человек». «Маленький человек» в отечественной литературе – это тип персонажа, введенный Гоголем в своем произведении «Шинель». Достоевский является продолжателем традиций Гоголя, поэтому давай же разберемся какова роль маленьких людей в романе «Преступление и наказание».

Мармеладовы, Лизавета, Пульхерия Александровна и Авдотья Романовна. Их связывает особая роль в романе – роль духовного мученичества. Думаю, не стоит разбираться каждого в отдельности. Ограничимся двумя примерами. Сонечка Мармеладова работала по желтому билету, терпела постоянные издевки, чтобы прокормить семью, а Авдотья Романовна должна была выйти замуж за ужасного, злобного, равнодушного ко всему, кроме своего капитала человека – Петра Петровича Лужина, чтобы помочь материально Раскольникову.

Все перечисленные персонажи являются маленькими людьми, их обижают, они терпят и являются в некотором роде божьими созданиями, которые не влияют ни на что в этом мире. Но так ли это, настолько ли ужасна их судьба? Да, их судьба действительно незавидная и вызывающая жалость у читательского сообщества. Но каждый из них претерпевает или претерпел нравственную революцию!

Читайте также:
Человеческое и бесчеловечное в бунте главного героя романа Преступление и наказание: сочинение

Пьяница-Мармеладов не боится пощечины жены, а боится слез на ее глаза, боится крика, почему? Потому что он ее любит как человека, он не хочет ее расстраивать, но обстоятельства, его положение и характера не могут ему позволить этого не делать. Однако он переживает, он мучается именно из-за переживаний другого. Тоже самое можно сказать про каждого из вышеперечисленных, а в особенности про Соню. Она живет только ради других, а это разве не то, к чему стремится человек? Счастлив ли тот, кто может решать чужие судьбы? Нет! А тот, кто жаждет и готов сделать все, чтобы помочь? Тот определенно счастлив! Именно человеколюбием наделены маленькие люди в романе Достоевского. Они как бы возвышаются над всем мерзким, жадным миром и являются надеждой человечества на спасения от мрака и тьмы, которые олицетворены в таких персонажах как процентщица, Лужин.

В заключении хочется отметить, что модернизация Достоевским образа «бедного человека» подчеркивает уникальность и гениальность автора, но главное – это показывает его истинную позицию, основанную на коренных христианских положениях: человеколюбие и любовь к ближнему

Сочинение Тема маленького человека в романе Достоевского Преступление и наказание

В романе «Преступление и наказание» Достоевский описывает героя как обычного бедного студента, который был одет в лохмотья, заложил все свои деньги и жил очень убого. Он живет на грани нищеты, а потому – «маленький человек». В этом вся низменность Родиона Раскольникова. Жизнь должна сломать его, но он силен духом, он не забитый и не униженный судьбой. Достоевский хотел показать, насколько он маленький и убогий в огромном мире, но в то же время сильный и большой. По своему социальному статусу Раскольников – «маленький человек».

Достоевский подчеркивает в романе власть окружающей внешней среды над человеком. Эта окружающая среда и бытовые мелочи дают полную характеристику герою. Глядя на то, в каких условиях живет герой, можно понять, почему он такой. Раскольников мечется по городу и видит только слезы, грязь. Город жесток и бесчеловечен, не похож на столицу, а напоминает бред сумасшедшего. Именно окружающая нищета показывает «маленького человека». Кроме того, автор отчетливо дает понять, насколько противоречив его внутренний мир. С одной стороны он беден и несчастен, с другой – не вызывает никакого сочувствия.

На самом деле он не маленький человек. Он попал в пучину нищеты, но не готов смириться, он борется. Он идет на преступление и после оправдывает себя. Родион убил старуху ростовщицу, но считает, что избавил общество от зла. Все время после совершенного преступления, он пожирал себя изнутри и убеждал себя же в правильности своего деяния.

Жизнь остальных героев романа не менее страшна. Они тоже «маленькие люди». Спившийся Мармеладов, умирающая от чахотки его жена, мама и сестра Родиона, переживающие издевательства богачей, девушка, которая обрекла себя на унижения, дети, растущие рядом с пьющими родителями. Все это история о «маленьких людях». «Маленькие люди» осознают безысходность своего положения, а исправить ничего не могут. Под влиянием ужасающего бытия рождается философия жизни.

Социально-бытовые мотивы, совершенного преступления Раскольниковым, перекрываются философскими мотивами. Соединив свою судьбу с угнетенными людьми, только таким способом может искупить свою вину перед этими несчастными людьми. Раскольников приходит к выводу, что лучше быть «маленьким человеком», быть раздавленным, чем наоборот иметь власть над людьми и давить их. Он предпочитает быть жертвой, чем палачом. К нему приходит смирение. Потому в конце романа читатели видят Родиона на пороге новой жизни, которая кардинально отличается от сегодняшней действительности.

Вариант 3

Эта тема-одна из важнейших в произведениях этого автора, поэтому неудивительно, что главные герои книги “Преступление и наказание” – “маленькие люди”.

Такой герой, по своей сути, беден скромен, у него нет значительного статуса, и он сталкивается с несправедливостью судьбы.

В данном произведении практически все персонажи, так или иначе, представляют маленьких людей, это семья Мармеладовых и Раскольниковых, друг главного героя Разумихин, Николка и Настасья.

Это простая, небогатая семья, практические живущая за чертой бедности.

У Родиона Раскольникова есть мать и сестра. Первая живёт на пенсию, которую ей выплачивают за смертью супруга, а сестра устроилась гувернанткой к обеспеченным людям, которые относятся к ней с пренебрежением. Дуня, его сестра до беспамятство влюблена в Лужина, не очень нечестного человека.

Читайте также:
Соня Мармеладова- падшая или святая?: сочинение

Сам же Родион также маленький человек, у него вечно нет денег. Конечно же, его финансовое состояние не является достаточной причиной для совершения убийства и не оправдывает его ни в коем случае, тем не менее, герою присвоено клеймо “маленького человека”.

Ещё одна семья, ярко описывающая термин “маленьких” людей. Семён Захарович Мармеладов- чиновник, все чаще ищет утешение в своих бедах на дне стакана, мужчина упал под тяжестью ситуаций и обстоятельств, которые были в жизни и так и не смог восстановиться в обществе. Однако, по характеру этот человек добрый, тихий, не лишенный ума. Он очень глубоко переживает по поводу того, что сделал со своей жизнью, в том числе по поводу пьянства, но, однако, он понимает, что остановиться уже у него не хватит сил и эти мысли всё больше угнетают его.

Его супругу, Екатерину Ивановну также постигла очень печальная участь: женщина умирает от чахотки, не сумев справиться с потерей двух своих мужей в столь молодом возрасте (30 лет).

Их дочь, Соня Мармеладова не имеет никакого другого пути, кроме как зарабатывать себе на хлеб, занимаясь самым низким делом того времени. Девушка фактически жертвует собой ради своей семьи.

В своем романе “Преступление и наказание” Достоевский показывает, как в действительности живут бедные люди, сколько сил им приходится затрачивать на то, чтобы банально не умереть от голода, при этом они сохраняют все те качества, которые отличают настоящего человека: непрочность, доброта, вера в лучшее.

Сочинение 4

Тему «маленького человека» мы можем проследить в работах таких известных классиков, как А.С. Пушкин в «Станционном смотрителе», Н.В. Гоголь в «Шинели».

Достоевский не просто продолжил эту тему, а стал ведущим писателем, который затронул жизнь «униженных и оскорбленных». Федор Михайлович говорил своими произведениями о том, что каждый человек, каким бы он не был, имеет право на сострадание и милосердие. В своем первом труде «Бедные люди» он показывает одного из таких героев – Макара Девушкина, бедного чиновника, задавленного нынешним положением. Бедные люди проживают в маленьких и холодных комнатушках, которые практически не отапливаются из-за нехватки денег. Они часто голодают и ходят в потрепанной одежде. Поэтому бедняки постоянно болеют, всегда находятся в долгах и берут зарплату за работу вперед. Так, у Девушкина сапоги до того исхудали, что видны были пальцы на ногах. Это герой говорит про себя, что он привык к такому положению, потому что он смирный, и просто маленький человек. Внешние жизненные обстоятельства принуждают Девушкина взяться за перо и бумагу. Макар до того запуганный этой жизнью, что боясь сплетен и пересудов по поводу его свиданий с Варенькой, он признается в своих чувствах девушке в письмах. Даже присланные Варей книги «Повесть Белкина» и «Шинель» понравились Макару, так как в этих героях он увидел себя.

Белинский отметил творчество Достоевского, говоря про него, что Федор Михайлович первым отделился от толпы писателей созданием произведения «Бедные люди». Тема «маленького человека» прослеживается и в другом произведении «Униженные и оскорбленные». На фоне могущественного Петербурга показан контраст роскоши и нищеты. Бедных людей много, они все оказываются выброшенными на улицу. Так, например, прозябают в полной нищете герои Наташа Ихменева и ее отец. Озлобленные, они хотят бросить вызов, тем, кто их унижает, но этот бунт приводит к трагедии, заканчивающейся смертью. И если Наташа, которую бросает молодой человек, оказавшаяся на улице, смиряется с таким положением, то Нелли, гордая девочка, перенесшая множество мучений, мстит, но ее путь трагичен. Бедные люди не могут победить, так как этот мир для них жесток, и поэтому они просто сосуществуют. Как бы они не пытались изменить мир, у них не получалось. Особенно это четко показано в «Преступлении и наказании». Мы видим, что глава семейства Мармеладовых оказывается на улице, а его дочь Соня вынуждена заниматься проституцией. Да и главный герой Раскольников, прозябающий в каморке, страдающий от нищеты, вынашивает план убийства.

Эта тема будет продолжена в «Идиоте» и «Братьях Карамазовых». И надо отдать должное Достоевскому, так как Федор Михайлович раскрыл больные стороны русского общества и изобразил живые картины русской действительности.

Читайте также:
Образ Петербурга в романах Достоевского Преступление и наказание и Толстого Война и мир: сочинение

Тема маленького человека

Разве может человек быть “маленьким”? Почему его унижают вышестоящие персоны? Достоин ли он сочувствия или сам виноват в своей жизни? Эти вопросы волновали русских писателей. Ф.М.Достоевский продолжает тему “маленького человека”, следуя традициям А.С.Пушкина и Н.В.Гоголя, но не повторяет их, а находит свою тональность.

“Маленьким человеком” в русской литературе принято называть чиновника, находящегося в самом низу социальной лестницы. “Сущий мученик 14-го класса”,- скажет о Самсоне Вырине Пушкин. “Зачем вы меня обижаете?” – будет вопрошать сослуживцев гоголевский Акакий Акакиевич Башмачкин. “. коли идти больше некуда!” – страдальчески произносит спившийся чиновник Мармеладов в романе Достоевского “Преступление и наказание”. Для всех он “забавник”, посетители распивочной потешаются над его судьбой. А почему? Не задалась жизнь у человека. Вдовец, оставшийся со взрослой дочерью – Соней, женился второй раз , скорее из сострадания, на даме благородного происхождения с тремя детьми . Но по сокращению штатов лишился места – и покатилась жизнь под откос: семья оказалась в нищете безнадежной. Условия, в которых живет семья Мармеладовых, вызывают ужас. Пропиты последние чулки Катерины Ивановны, маленькие дети плачут от голода, Соня вынуждена жить по желтому билету, чтобы как-то помочь семье, чтобы Полечка не повторила ее судьбу. Понимает ли Семен Захарович всю подлость своего существования, когда он у Сонечки последние деньги забирает? Понимает! Пытался устроиться на службу, но оказался слаб – пристрастие к алкоголю сильнее его. Мармеладов корит себя:”Свинья!” Он не снимает с себя вину, но чувствует , что Катерина Ивановна от отчаяния вышла за него, а потому нет у нее истинной жалости к нему и понимания. И потому некуда нести ему свое страдание , не с кем поделиться своей болью. И только Сонечка не винит ни в чем, да Раскольников слушает внимательно исповедь пьяницы: он и ненавидит Мармеладова за слабость, и сопереживает униженному человеку.

Судьба Мармеладова закономерна: он погибает под копытами лошади. Окружающие равнодушны к его смерти, и только громко будет стенать потерявшая разум Катерина Ивановна и молча страдать Сонечка.

Позиция автора неоднозначна: с одной стороны, Ф.М.Достоевский обвиняет общество, в котором нет сочувствия к униженным и оскорбленным, которое выкинуло Человека на дно, с другой – писатель не снимает с героя ответственности за свою жизнь, за жизнь родных людей. Для Достоевского каждый человек достоин жалости и понимания. Человек не должен быть “маленьким”!

Также читают:

Картинка к сочинению Маленькие люди в романе Преступление и наказание

Популярные сегодня темы

А.П. Чехов – один из самых талантливых писателей в истории русской литературы: виртуозно используя слово, он сделал его главным инструментом для того, чтобы обнажать самые тонкие грани души как своих героев

Образ Тома Сойера представлен энергичным, умным мальчиком, которому недавно исполнилось двенадцать лет, он является сиротой, который находится на опекунстве его тетушки по имени Полли.

Школа является образовательным учреждением, деятельность которого регламентируется уставом. В этом документе предусмотрены определенные правила, которые должны соблюдать все учащиеся.

Произведение Бежин луг является частью большого сборника рассказов “Записки охотника, « в котором содержится множество небольших по объёму, но не по своей смысловой составляющей, произведения.

Сюжетная композиция произведения состоит из повествования об одном эпизоде из жизни стареющей суровой самки волка, вынужденной, преодолевая холод, боль, беспомощность, выживать ради своего новорожденного потомства.

“Преступление и наказание” — книга великой боли за человечество

Школьное сочинение

Во всех произведениях Достоевского мы замечали одну общую черту, замеченную во всем, что он писал: это боль о человеке, который сам себя не признает человеком и даже не вправе быть им.

Ф. М. Достоевский — самый беспощадный художник XIX века, который изображал в своих гениальных произведениях суровую правду жизни, был одержим великой любовью к человеку и считал своим долгом открыть “униженным и оскорбленным” глаза и заставить их бороться, искать пути избавления от страданий и социальной несправедливости. Л. Н. Толстой писал: “Самое важное в произведении искусства, чтобы оно имело нечто вроде фокуса, и он должен быть недоступен полному объяснению словами”. Таким фокусом у Достоевского стало изображение крайней нищеты, когда люди не просто гибнут от голода, но и теряют свой человеческий облик и чувство собственного достоинства.

По глубине и тонкости замысла, по мастерству и правдивости отображения реальной действительности роман Ф.М. Достоевского “Преступление и наказание” можно смело назвать вершиной творчества писателя. Ведь в центре внимания автора оказалась страшная картина жизни России середины XIX века, со всей той нищетой, бесправием, угнетением русского народа, который хоть и пытался бунтовать против такой несправедливости, но вместе с тем осознавал свое бессилие в этой борьбе. Для более точного отображения этой действительности писатель старался проникнуть в самую глубину человеческой души, отразить сознание людей, их метания и противоречия.

Читайте также:
Героиня романа Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание»: сочинение

Роман Достоевского вышел в свет в переломное для страны время, когда русская интеллигенция, ожидавшая возрождения России после реформы 1861 года, вынуждена была познать вместо этого глубокое разочарование и потрясение.

Социальные противоречия не исчезли. Напротив, они еще боль-. те обострились, еще острее стала несправедливость общественного устройства. И все это с талантом настоящего мастера сумел тонко подметить и выразить в своем романе Ф.М. Достоевский. При этом на примере трагедии одного человека автор выделил, вывел на первый план трагедию всего народа, отразил целый мир. Писатель не случайно взял своих героев из среды разорившегося дворянства. Именно в этой среде часто проявлялись в то время по-настоящему неординарные личности, яркие, сильные характеры, болезненные спады и светлые подъемы сознания, оказавшегося в конфликте с самим собой.

Действие романа происходит в Петербурге, в той его части, где жила беднота. Серый, мрачный город, многочисленные пивные, зазывающие народ залить горе; толпы пьяных на улицах; женщины, продающие себя за бесценок, а те, кто не желал этого делать, бросались с моста в воду. Страшное царство нищеты, бесправия, болезней, безысходности — вот те условия, в которых существуют простые русские люди, те условия, при которых в сознании многих рождаются ложные (хотя и вполне понятные) идеи восстановления справедливости.

Описывая жизненный путь Родиона Раскольникова — противоречивой личности, вынужденной в силу социальных причин пойти на преступление, на жестокое убийство, — Достоевский в первую очередь стремился показать гибельность подобного шага.

Но вместе с тем он мечтал показать перерождение, очищение человека путем страданий, переосмысления принципов и в конечном итоге преодоления зла. Да, Раскольников совершил преступление, избрал ошибочный путь в жизни. Но главное здесь — то, что толкнуло героя встать на путь убийства. И пытаясь обосновать такой шаг, Достоевский с первых страниц говорит о социальном положении Родиона. Молодой человек вынужден существовать в комнатке, а точнее “каморке”, которую сам автор сравнивает со шкафом, сундуком, гробом, подчеркивая крайнюю нищету ее обитателя — “задавленного бедностью”, “изуродованного нищетой” “бедного и больного студента”.

Создавая психологический портрет своего героя, писатель на первое место выводит те черты, которые рождены именно общественным положением бедного студента: мнительный, самолюбивый, мрачный, угрюмый. И в этих чертах, в этих характеристиках Родиона Раскольникова отражен обобщенный портрет поколения, показаны особенности психологии многих его современников.

Такие люди, как Раскольниковы, Мармеладовы и подобные им, вынуждены влачить жалкое существование в жестоком и несправедливом мире, где распорядителями и хозяевами являются подлые и низкие свидригайловы и лужины. Потому не осуждение в первую очередь, а страшная, щемящая боль пронизывает страницы романа Достоевского — боль за людей, раздавленных нищетой, таких как Катерина Ивановна Мармеладова, которая сама себя сравнивает с заезженной клячей; как ее несчастный муж, спившийся от горя и бедности; как дочь Соня, вынужденная продавать себя, чтобы поддерживать хоть какое-то существование семьи. Ее образ наиболее трагичен. “Ты на себя руки наложила, ты загубила жизнь. свою”, — говорит ей Родион. А ведь сколько таких же несчастных девушек губили свою жизнь, принося себя в жертву ради близких, ради какого-то призрачного благополучия. Такой же (или почти такой) путь уготован и сестре Раскольникова. Осознание этого, понимание гибельности того поступка, на который готова пойти ради него сестра, выйдя за нелюбимого, к тому же ничтожного человека, зарождает протест в душе главного героя.

Родион не видит другого выхода, как убийство процентщицы. Так он спасет себя, спасет свою семью. И при таких обстоятельствах смерть никому не нужной старухи кажется ему оправданной, в чем еще больше Раскольников убеждается, получив письмо матери, в котором она сообщает о своем плачевном материальном положении. “Ясно, что теперь надо было не тосковать, не страдать пассивно, одними рассуждениями о том, что вопросы неразрешимы, а непременно что-нибудь сделать, и сейчас же, и поскорее. Во что бы то ни стало надо решиться, хоть на что-нибудь, или. Или отказаться от жизни совсем. “

Читайте также:
Тема маленького человека в романе Ф. М. Достоевского Преступление и наказание: сочинение

Да, такая идея могла возникнуть в голове героя, как и в голове другого студента, чей разговор Раскольников как-то услышал в трактире, только под влиянием крайней нищеты, безысходности, несправедливости окружающего мира. “За одну жизнь — тысячи жизней, спасенных от гниения и разложения”. Не правда ли — благородный, оправданный выход?!

Единственный выход для множества людей, загнанных жизнью в глухой угол, вынужденных каждый день видеть сотни, тысячи гибнущих жизней, жизней, которые еще можно спасти “от нищеты, от разложения, от гибели, от разврата, от венерических заболеваний. “. А всего-то нужно — убить никчемную старушонку и забрать ее деньги! Нет, конечно, Достоевский не оправдывает своего героя. Наоборот, вся суть пути Раскольникова в конечном итоге сводится к пониманию своих ошибок. Мучительному пониманию. Но хотя в романе и есть намек на то, что стремления к лучшей жизни не напрасны, не напрасны попытки прийти к ней другим, правильным путем, — мы понимаем, что, к сожалению, сбыться этим стремлениям суждено не так уж скоро. И многострадальному русскому народу еще через много испытаний придется пройти. Отсюда нескрываемая боль автора за весь народ, за все человечество.

И все же, размышляя о далеком грядущем, Достоевский писал в “Дневнике писателя”: “Я не хочу мыслить и жить иначе, как с верой, что все наши девяносто миллионов русских (или там сколько их тогда народится) будут все когда-нибудь образованны, очеловечены и счастливы”.

Тема «маленького человека» в романе «Преступление и наказание»

Тема «маленького человека» существовала в русской литературе и до Достоевского. Кого же подразумевали писатели, называя так какой-то обобщенный образ своего героя? Это человек, который не мал по своему объему или росту, в русской литературе так называют человека, который может быть одет небогато, но главное, он тихий и забитый, запуганный вышестоящими чиновниками.

До Федора Достоевского таких героев описывали такие писатели, как Александр Пушкин в своем произведении «Станционный смотритель», Николай Гоголь в рассказе «Шинель». Но глубже всего проник в эту тему и показал «маленького человека» именно Достоевский в своем глубоко психологическом романе «Преступление и наказание».

Учитель проверяет на плагиат?
Закажи уникальную работу у наших авторов. Напишем в течение дня!

Связаться с нами:

Главный герой романа — Родион Раскольников, с которым читатель может познакомиться уже на первых страницах романа, так как автор показывает его уже в первой главе. Читатель узнает, что Родион — студент, который настолько беден, что голодает и живет в жалкой и тесной каморке. Его одежда — это лохмотья, в которых стыдно было даже выходить на улицу. Но главный герой, стыдясь своего бедного существования, ничего изменить не может. Он привык жить в такой каморке, ходить в лохмотьях, хотя такая жизнь ему совсем не нравится. Ему даже приходиться бросить обучение в университете, так как нечем было платить за учебу.

У Раскольникова нет денег, он постепенно закладывает и все свои вещи. Его родственники, которые жили в деревне, раньше хотя бы что-то ему присылали, но теперь и сами совсем обнищали и матери негде взять эти деньги. Такая жизнь обычно ломает человека, делая его забитым и тихим. Но герой Достоевского оказывается другим, его дух невозможно сломить. Родион считает себя «необыкновенным человеком». И как бы судьба не поступала с ним, он все равно старается выбраться из того положения, в котором оказался.

Главный герой романа Достоевского готов пойти на преступление и убить беззащитную старуху-процентщицу, чтобы доказать свою теорию. Но жертв оказывается больше: случайной свидетельницей преступления оказывается сестра старухи — Лиза, и Раскольников вынужден убить и ее. Родион думает, что он сделал благое дело, ведь он избавил общество от мелкой вши и ничтожества, который мешает всем и пьет их кровь. И тут своими мыслями он очень сильно похож на Наполеона.

Но почему же герой Достоевского поступает именно так? Почему он не выбирает другой путь? Он мучился, страдал, но после убийства не испытывал угрызения совести, так как молодой человек считал, что поступил правильно и справедливо. Даже находясь на каторге, признавая свой поступок, он все равно не считается себя неправильным. Ведь долгое время он пытался уверить себя в том, что прав, что его теория верна. По его теории выходило, что все люди делятся на два типа: обыкновенных и необыкновенных, которые имеют право на убийство. Скорее всего, и себя он тоже относился ко второму типу людей, так как позволил себе убийство.

Читайте также:
Идейная борьба на страницах романа Преступление и наказание: сочинение

Получается, что Раскольников — это сильный и целеустремленный человек, который способен на решительные поступки и не покоряется судьбе, а старается бороться с ней, правда, не всегда оправданными способами. И тогда больше к «маленькому человеку» можно отнести не Раскольникова, а Мармеладова. О Мармеладове известно немногое, но даже из того, что легко узнает читатель со страниц романа Достоевского понятно, что Мармеладов несчастлив. Когда-то он решается на прекрасный поступок, и жениться на Катерине Ивановне, многодетной матери.

Он оказывается в тяжелом положении, женившись на вдове офицера и взяв под свою опеку трех ее детей. У него самого уже была дочь Соня от первого брака, о которой тоже нужно было заботиться. В результате Мармеладов никого не смог сделать счастливее, а в какой-то момент им даже тяжелее становиться жить с ним, так как он начинает вести разгульный образ жизни: пьет, постоянно куда-то уходит из дома, маленькое жалование, которое он пропивает, голодание детей. Он принимает и не противоречит решению родной дочери пойти на панель. И не сопротивляется, когда жена бьет его.

Вот Мармеладов оказывается типичным «маленьким человеком», который не может выдержать те испытания, которые ему приготовила жизнь. Он тих и забит, честен, но слаб. Он ищет мир, где можно обо всем забыть. Он, «маленький человек», оказывается намного слабее того общества, в которое живет и в котором правят жестокие порядки. Такой же оказывается и его жена — Катерина Ивановна. Он пытается поддержать свою семью, но даже ради детей она не может больше продолжать эту жизнь и умирает. И единственной надеждой в этой семье является молодая девушка, которая реально ищет выход, которая не сломалась. Ею оказывается Соня, на руках которой оказываются малолетние дети.

Судьба этих людей печальна и трагична. По теории Раскольникова они относились к числу людей обыкновенных, низших, поэтому жили только настоящим. Родион Раскольников немного другой. Он смог решиться на то, чтобы совершить преступление, не видя другого выхода из той ситуации, в которой он находился. Но он нашел в себе смелость, чтобы в этом признаться. Его же поступок вызвал в нем огромнейшие чувства и эмоции. Он так и остается несчастным и отдаленным от этого общества. И поэтому его тоже можно отнести к разряду «маленьких людей». И это подтверждается тем, как относится к нему Лужин или Свидригайлов.

Главный герой попытался хотя бы что-то изменить, вырваться из бедности, он боролся, когда другие просто сложили свои руки. Но, к сожалению, он тоже «маленький человек». Сонечка тоже относиться к таким людям, но она борется и вместе с Раскольниковым побеждает. Ей пришлось нелегко: пройти голод, оказаться на панели, чтобы выжить и остаться при этом нежным и милым существом. Соня на протяжении всего романа покоряется своей судьбе, но смириться до конца с таким положением вещей она не может. Поэтому она и ищет свой мир, где сможет найти спасение.

Соня Мармеладова находит свой мир, который поддерживает ее в жизни, не может сломать ее, как это сделали родители — это мир Бога. И несмотря даже на то, что и Соня, и Родион — это «маленькие люди», но они смогли проявить себя, смогли бороться за свое существование, а не ничтожно прозябать и влачить свое жалкое существование. Они родились в семьях, где были обречены стать «маленькими» людьми, поэтому и проходили путь этих самых «маленьких людей», покоряясь, так как их этому учили жизнь. Но в какой-то момент они решили не покориться и восстать над этой ужасной реальностью.

Соня не только сама пыталась найти новую жизнь, поверить в нее, но и помогала в этом Родиону. Он наконец-то приобрел веру в новую жизнь, в то, что впереди будущее будет лучше, чем настоящее. И начинает новая история в жизни этих людей, где их ждет обновление и перерождение. Так Достоевский показал, как может «маленький человек» нравственно переродиться. И эту спасению, по мнению автора, можно найти, лишь имея веру в Бога, ведь это самый справедливый суд.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: