Теория Родиона Раскольникова и ее крушение: сочинение

Идея Раскольникова и ее крушение

«Преступление и наказание» принадлежит к числу величайших творений Ф.М. Достоевского, оказавших громадное влияние на последующую мировую литературу. Это социальный, психологический, философский, идеологический роман. Произведение было написано Достоевским в тяжелый для России период, когда происходило столкновение политических взглядов, когда «старые идеи сваливались со своих пьедесталов, а новые не нарождались». Именно поэтому сразу же после публикации роман покорил русскую общественность, вокруг него развернулись бесконечные споры и дискуссии. Это был принципиально новый роман в мировой литературе, так как он охватывал множество различных вопросов: вопрос условия существования общества и низших слоев населения, алкоголизма и проституции. Роман был задуман Достоевским как изображение идейного убийства, совершенного бедным студентом Раскольниковым, в нем писатель изобразил конфликт, в основе которого лежит борьба идей. Достоевский проводит глубочайший психологический анализ состояния героя в наивысший, напряженнейший момент его жизни, в момент убийства, он раскрывает его внутренний мир в период времени до и после совершения преступления.

Центральным образом романа является Родион Раскольников – молодой человек с привлекательной внешностью, студент-разночинец, исключенный по бедности из университета. Единственным источником его существования были деньги, которые присылала ему небогатая мать. Обитает Раскольников под самой крышей большого дома, в тесной и низкой каморке, похожей на гроб, в полном уединении, сторонясь людей и избегая всякого общения. У него нет ни работы, ни друзей, готовых прийти на помощь. Это состояние очень тяготит героя, негативно влияет на его пошатнувшуюся психику. Он задыхается в каменном мешке жаркого, душного и пыльного города, он был задавлен Петербургом, городом «полусумасшедших», в котором стояла страшная жара и ощущалась вонь. Его окружают только нищие, пьяницы, срывающие зло на детях. Наблюдая за этим городом и обществом, герой видит, как богатые угнетают бедных, что жизнь последних полна нужды и отчаяния.

Добрый, гуманный, болезненно переживающий все несправедливости человек, который терзается при виде человеческих страданий, Раскольников видит несправедливость окружающего мира, тягости жизни других людей. Он желает изменить мир в лучшую сторону, хочет сделать тысячи добрых дел, стремится принести благо людям, нуждающимся в помощи. И он готов взять их страдания на себя, помочь им ценою собственного несчастья.

Доведенный до крайней степени отчаяния, Раскольников выдвигает страшную идею, согласно которой любой сильный духом человек при достижении благородной цели имеет право устранить все препятствия на своем пути каким угодно способом, в том числе грабежом и убийством. Он пишет статью, в которой излагает свою теорию, по которой всех людей можно подразделить на две группы: на «обыкновенных» людей и «. людей, имеющих дар или талант сказать в среде свое новое слово». И эти «особые» люди могут не жить по общим законам, они имеют право совершать преступления ради выполнения своей благой цели, ради «разрушения настоящего во имя лучшего». Он верит, что великая личность неподсудна.

Раскольникова волнует вопрос: «. вошь ли я, как все, или человек. Тварь ли я дрожащая или право имею. » Оказавшись во власти своей идеи, он причислил себя к «необыкновенным» людям и, следуя своей теории, задумал убить жадную старуху-процентщицу, а на ее деньги совершать добрые дела, в частности спасти от нищеты и жалкого существования своих родных. Но, несмотря на то, что Раскольников оправдывал этот замысел своей теорией, он не сразу решается на убийство. В душе героя происходит жестокая внутренняя борьба. С одной стороны, он уверен в истинности своей теории, с другой стороны – не может переступить через собственную совесть. Однако последнее он считает слабостью, которую необходимо преодолеть.

Мечта Раскольникова оказывается сильнее, и он решается на преступление, но решается не ради денег, а с целью «проверить себя», способность перешагнуть через свою жизнь, как это делали Наполеон и Магомет. Он убивает, не желая мириться с нравственными устоями того мира, где богатые и сильные безнаказанно унижают слабых и угнетенных, где тысячи здоровых молодых жизней гибнут, задавленные нищетой. Раскольникову кажется, что этим убийством он бросает символический вызов всей той рабской морали, которой люди подчинялись испокон века, – морали, утверждающей, что человек всего лишь бессильная вошь. Но убийство старухи-процентщицы обнаруживает, что в самом Раскольникове скрывалась самолюбивая, гордая мечта о господстве над «тварью дрожащей» и над «всем человеческим муравейником». Мечтатель, гордо задумавший своим примером помочь другим людям, оказывается потенциальным Наполеоном, сжигаемым тайным честолюбием, несущим угрозу человечеству. Таким образом круг размышлений и действий Раскольникова трагически замкнулся.

Исполнив свой замысел, Раскольников осознает, что убил и самого себя. Он переступил через нравственный и религиозный законы. С невозможным мучением он чувствует, что насилие, совершенное им над своею нравственною природою, составляет больший грех, чем сам акт убийства. Оно-то и есть настоящее преступление. С того момента, когда Раскольников опустил топор на головы старухи и Лизаветы, для него начались нравственные страдания. Но это было не раскаяние, а сознание собственного отчаяния, бессилия, мучительное чувство «разомкнутости и разъединенности с человечеством». Раскольникову «вдруг стало совершенно ясно и понятно, что. уже ни о чем больше, никогда и ни с кем, нельзя ему теперь говорить».

Герой не предусмотрел, какие душевные страдания ему при несет убийство. Он не понимал, что один человек не в состоянии изменить жизнь всего человечества, что следует бороться с целой системой, обществом, а не с одной жадной старухой. Совершив преступление, он переступил через черту, отделяющую честных людей от злодеев. Убив человека, Раскольников слился с тем аморальным обществом, которое было ему так ненавистно.

Автор вынуждает Раскольникова мучительно пережить крушение своих наполеоновских мечтаний и отказаться от индивидуалистического бунта. Отказавшись от наполеоновских мечтаний, герой подошел к порогу новой жизни, которая объединила его с другими страждущими и угнетенными. Зерном обретения нового существования для Раскольникова становится его любовь к другому человеку – такой же «парии общества», как он, – Соне Мармеладовой. Судьбы героев пересеклись в самые трагические моменты их жизни. Они оба тяжело воспринимают такое состояние, не могут к нему привыкнуть, еще способны воспринимать как свою, так и чужую боль. Соня, оказавшаяся в крайне тяжелом положении, вынужденная зарабатывать на жизнь «желтым билетиком», несмотря ни на что, не ожесточилась, не очерствела душой, не потеряла свое человеческое лицо. Она уважает людей и испытывает к ним безграничную жалость, сострадание. Соня – глубоко верующий человек и всегда жила по религиозным законам, и людей она любит христианскою любовью. И потому Раскольников внушил Соне не чувство омерзения, а чувство глубокого сострадания. И Сонечка, с ее христианским смирением и всепрощающей любовью, убедила Раскольникова сознаться в содеянном и покаяться перед людьми и перед богом. Именно благодаря Соне Мармеладовой герой постиг евангельские истины, пришел к раскаянию и смог вернуться к нормальной жизни.

Читайте также:
Художественные особенности романа «Преступление и наказание»: сочинение

Отношение автора к своему герою неоднозначно. Он в равной степени и осуждал, и оправдывал его. Достоевский любил своего героя, и эта любовь дала ему возможность перевоплотиться в него и пройти с ним весь путь. Его привлекли такие черты характера Раскольникова, как отзывчивость, открытость, ненависть к любому злу. Лучшей чертой героя автор считал его вселенскую грусть, скорбь. Именно это, как дает понять Достоевский, и подтолкнуло Раскольникова на преступление. Сам автор, стараясь проследить «психологический ход преступления», приходит к выводу, что дело не в среде, а во внутреннем состоянии человека. Только он сам несет ответственность за то, что с ним происходит.

«Закон, правда и человеческая природа взяли свое», – писал Достоевский. Этим писатель подчеркивал народную основу Сониной правды, которая опровергла «больную теорию» Раскольникова, пытается предложить свой выход из социального капиталистического тупика, путем смирения и любви к людям. Но при всей своей гениальности Достоевский так и не смог найти решение вопроса, который постоянно вставал перед ним как во время создания этого романа, так и позднее: как же сохранить те блага, которые несет обществу освобожденная личность, и в то же время избавить и ее саму и человечество от антиобщественных, отрицательных начал и задатков, порожденных буржуазной цивилизацией.

Но остановившись на позиции кротости и смирения, Достоевский не мог оставаться безразличным к грозным и мятежным порывам человеческого духа. Без острой мысли Раскольникова, без его диалектики, «отточенной, как бритва», фигура его потеряла бы для читателя свое обаяние. Совершенное Раскольниковым необычное, «идейное» преступление также придает его образу особый трагический интерес. Достоевский в своих романах не поэтизирует зло, он ценит в своих героях непримиримость к историческому застою, душевную мятежность, способность жить не личными, эгоистическими интересами, а тревожными вопросами жизни всех людей. Писатель заставляет читателей задуматься над смыслом жизни, над вечной борьбой добра и зла.

Материалы о романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»:

Теория Раскольникова и её крах

Ознакомление с краткой характеристикой романа Ф.М. Достоевского “Преступление и наказание”. Исследование особенностей аморальной и антигуманной теории Родиона Раскольникова – главного героя романа. Анализ причин формирования его высокоморальных качеств.

Рубрика Литература
Вид сочинение
Язык русский
Дата добавления 23.01.2015
Размер файла 16,2 K
  • посмотреть текст работы
  • скачать работу можно здесь
  • полная информация о работе
  • весь список подобных работ

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Теория Раскольникова и её крах

Роман Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» – одно из важнейших произведений в мировой литературе. Социально-психологический и философский роман изображает противоречие идеологических убеждений, конфликт мыслей и чувств людей, а также показывает напряжённый и тяжёлый настрой общества во второй половине 19 века.

Родион Романович Раскольников, главный герой романа,- студент юридического факультета Петербургского университета, вынужденный оставить учёбу ввиду отсутствия денег. Живя в комнате, больше похожей на гроб или шкаф, находится на грани нищеты. «А знаешь ли, Соня, что низкие потолки и тесные комнаты душу и ум теснят!»,- говорит Раскольников о своей каморке. Родион довольно образован и неглуп, способен замечать и здраво оценивать происходящее. Так, он видит всю нищету и развратность Петербургской жизни, в которой обычный труженик не способен содержать семью. Сонечка Мармеладова идёт на панель продавать своё тело, в то время как её отец спивается, понимая всю свою ничтожность.

Под воздействием трудностей жизни, а также политических настроений общества, в голове Раскольникова рождается аморальная и антигуманная теория. Её смысл заключается в том, что все люди от рождения делятся на два разряда: обыкновенных – «…то есть, так сказать, на материал, служащий единственно для зарождения себе подобных…», и необыкновенных – «…собственно на людей, то есть имеющих дар или талант сказать в среде своей новое слово». «Первые сохраняют мир и приумножают его численно; вторые двигают мир и ведут его к цели». По замыслу Раскольникова, вторые, «необыкновенные», имеют неофициальное право разрешить своей совести переступить через препятствие, через кровь, если на то есть причины и это приведёт к всеобщему благу.

Родион Раскольников, придумывая эту теорию, задумывается о том, к какому разряду он принадлежит, и тогда в его голове появляются мучительные для него вопросы: «…вошь ли я, как все, или человек?», «Тварь ли я дрожащая или право имею…». Ввиду своей гордости и непоколебимой веры в собственную исключительность, Родион не способен отнести себя к разряду «тварей дрожащих», потому он и решается на убийство старухи-процентщицы, которую и за человека то не считает. «Я ведь только вошь убил, Соня, бесполезную, гадкую, зловредную». Но решается он на убийство не потому что он поставил себя наравне с Наполеоном и Магометом, не потому чтобы стать всеобщим благодетелем («Убей ее и возьми ее деньги, с тем чтобы с их помощью посвятить потом себя на служение всему человечеству и общему делу: как ты думаешь, не загладится ли одно, крошечное преступленьице тысячами добрых дел?…Одна смерть и сто жизней взамен»), и даже не для того что ему и его семье нужны были деньги. «Если б только я зарезал из того, что голоден был… – то я бы теперь… счастлив был!». Он убивает для себя, дабы определиться в один из разрядов своей теории. А ведь это и есть самое страшное для общества, когда преступник руководствуется теорией, движим сознательным протестом, а не низменными инстинктами: «Еще хорошо, что вы старушку только убили, а выдумай вы другую теорию, так, пожалуй, еще и в сто миллионов раз безобразнее дело бы сделали!». достоевский раскольников роман

Читайте также:
В чем вина и беда Раскольникова? (по роману Ф. М. Достоевского Преступление и наказание): сочинение

Раскольников, движимый идеей, убивает Алёну Ивановну, но душа и сущность человеческой природы восстаёт в нём. «У кого есть она, тот страдай, коль сознает ошибку. Это и наказание ему, – опричь каторги». У Родиона есть совесть, именно она то и восстаёт в его душе и сопровождает его мучениями до конца романа. Дальнейшая жизнь Раскольникова превращается в ад. Он отдаляется от друзей, от семьи, его состояние похоже на сумасшествие. «Как будто ножницами отрезал себя сам от всех и всего…». Но страдания его также и от осознания того, что он не принадлежит к высшему разряду своей теории и права на убийство не имел. «…Черт-то меня тогда потащил, а уж после того мне объяснил, что не имел я права туда ходить, потому что я такая же точно вошь, как и все. Разве я старушонку убил? Я себя убил, а не старушонку!». Тогда-то он, не выдержав своего одиночества, идёт к «вечной» Сонечке Мармеладовой, так как видит в ней человека способного понять его. Но Соня не такая как Раскольников, она высокоморальна и чтит заповеди Божьи и идёт на преступления не ради себя, а для своей семьи, искупая тем самым свой грех. Сонечка является единственным спасением Родиона.

Идея всё ещё живёт в голове Раскольникова, она съедает его изнутри, занимает все его мысли, потому он и не прислушивается совета Сони, не идёт сдаваться с повинной: «Я, может, на себя еще наклепал, может, я еще человек, а не вошь, и поторопился себя осудить… Я еще поборюсь». Но Раскольников не выдерживает борьбы и доносит на себя, проявляя, как он считает, слабость и малодушие (ведь реальных улик против него нет и «засудить» его никто не может), за что винит и презирает себя. «…То, что я убил гадкую, зловредную вошь, старушонку процентщицу, никому не нужную, которую убить сорок грехов простят, которая из бедных сок высасывала, и это-то преступление? Не думаю я о нем и смывать его не думаю. Но я, я и первого шага не выдержал, потому что я – подлец. И все-таки вашим взглядом не стану смотреть: если бы мне удалось, то меня бы увенчали, а теперь в капкан. Никогда, никогда не был я сильнее и убежденнее, чем теперь. ». Даже после явки с повинной Родион не раскаивается в преступлении. Он лишь обвиняет себя, что «не выдержал», так как оказался ниже тех требований, что предъявляет себе, как «человеку». А это означает, что и теория всё ещё имеет право существовать.

Находясь на каторге, Раскольникову сниться сон, в котором он видит, как человечество поражает какая-то страшная моровая язва, последствием которой является безумие и вседозволенность: «…Всякий думал, что в нем в одном и заключается истина. Не знали, кого и как судить, не могли согласиться, что считать злом, что добром. Люди убивали друг друга в какой-то бессмысленной злобе. Начались пожары, начался голод. Все и всё погибало. Спастись во всем мире могли только несколько человек, это были чистые и избранные, предназначенные начать новый род людей и новую жизнь, обновить и очистить землю, но никто и нигде не видал этих людей, никто не слыхал их слова и голоса». В этом сне Ф. М. Достоевский показывает теорию Раскольникова на примере болезни, которая охватывает каждого человека, где каждый воображает себя человеком «необыкновенным», а значит и имеющим право на «убийство по совести». Мир в его сне превращается в хаос, где главной силой является насилие. Но и этот «бессмысленный бред» не опровергает в уме Раскольникова его идею.

«Их воскресила любовь, сердце одного заключало бесконечные источники жизни для сердца другого. Да и что такое эти все, все муки прошлого! Всё, даже преступление его, даже приговор и ссылка казались ему теперь, в первом порыве, каким-то внешним, странным, как бы даже и не с ним случившимся фактом». Именно любовь к Сонечке и воскрешает Родиона, пробуждает в нём высокоморальные, гуманные качества и даёт шанс на новую жизнь. Он так и не убеждается в ошибочности своей теории, лишь выбрасывая её из своих мыслей, начинает жить не идеей, а чувствами и душой. «…Он только чувствовал. Вместо диалектики наступила жизнь, и в сознании должно было выработаться что-то совершенно другое».

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

Изучение романа Федора Михайловича Достоевского “Преступление и наказание”. Исследование человеческой натуры Раскольникова, его взгляда на окружающий мир. Крах теории героя “обыкновенных” и “необыкновенных”. Способ изображения убийства в произведении.

реферат [12,6 K], добавлен 13.06.2015

Актуальность произведений Достоевского в наше время. Стремительный ритм романа “Преступление и наказание”. Противоречивость и живость образа Родиона Раскольникова, изменение его внутреннего мира, повлекшее ужасный поступок – убийство старухи–процентщицы.

реферат [46,3 K], добавлен 25.06.2010

Идейный смысл романа “Преступление и наказание”. Истоки внутреннего бунта и психологических противоречий главного героя романа. Причины, подтолкнувшие к бунту. Результат раскольниковского преступления. Воскрешение Раскольникова через Соню и любовь.

курсовая работа [75,8 K], добавлен 02.06.2011

Биография. Предпосылки и история создания романа “Преступление и наказание”. Личность Раскольникова. Его теория. Христианский религиозно-философский пафос “Преступления и наказания”. Образ Раскольникова в системе других образов романа.

курсовая работа [70,8 K], добавлен 22.04.2007

Раскрытие психологизма романа Ф.М. Достоевского “Преступление и наказание”. Художественное своеобразие романа, мир героев, психологический облик Петербурга, “духовный путь” героев романа. Психическое состояние Раскольникова с момента зарождения теории.

реферат [87,7 K], добавлен 18.07.2008

Сочинение на тему “Крах теории Раскольникова в романе Ф. М. Достоевского “Преступление и наказание”

Главным героем всемирно известного романа Фёдора Михайловича Достоевского «Преступление и наказание» является бедный студент Родион Раскольников. Молодой человек, загнанный в тупик жизненными обстоятельствами, придумывает теорию. Она основывается на природной неравности людей: одни ничтожны, а вторые «право имеющие». Последние предназначены для движения хода истории и человечества вперёд, а остальные – движимая масса. Ведущая часть людей «право имеет» на несоблюдение общепринятых законов: для свершения великих дел необходимы (и совершенно справедливы) жертвы, в том числе человеческие.

Читайте также:
Кто Раскольников: преступник или фанат идеи? (сочинение-рассуждени по: сочинение

Родион решает проверить свою теорию и узнать, принадлежит ли он к этому высшему классу, или же является «тварью дрожащей». Для осуществления этой цели он задумывает убить старуху-проценщицу, однако в результате убивает ещё и её сестру Лизавету. Денег он почти не берёт, а что успел взять, запрятал. По его теории, совесть мучить его после этого поступка не должна была: ведь это убийство во благо человечества (Раскольников считал, что финансово встав на ноги, он многого добьется и принесет пользу обществу). Однако его внутренние мучения после убийства так велики, что доводят его до тяжёлой физической болезни.

Впервые признаётся в своём преступлении он Соне Мармеладовой. В его глазах эта девушка наполнена добродетелью, ведь она жертвует собственной чистотой ради своей семьи. Он доверяет ей, так как она тоже «преступила» нравственные законы во имя блага. Разница в их преступлениях состоит в том, что это самое высшее благо (цель) в случае Раскольникова поддельное.

Осознание героем аморальности своего поступка исходит не только из неподвластных мук совести, но и из осознания им равенства людей. Будучи частью неблагополучного слоя общества, он общается с равными ему по статусу людьми. Семья Мармеладовых своим несчастным существованием вызывает жалость у Раскольникова. Он видит, что вне зависимости от жизненных условий и социального статуса, люди чувствуют и переживают одинаково. Каждый вынужден бороться всеми силами с ударами судьбы, каждый может испытывать любовь, каждый стремится к счастью.

В романе главной идеей является мысль Раскольникова о неравенстве людей, согласно которому высший класс ради блага общества имеет право переступать через моральные правила, даже через чьи-то жизни. Попытка воплотить теорию в реальность обернулась её крахом. Раскольников не выносит мук совести, признаёт несправедливость своей теории, раскаивается и сдаётся властям. Таким сюжетом Достоевский хотел сказать, что в какие бы тяжкие обстоятельства ни был загнан человек, всегда важно не терять своих нравственных ценностей и ориентиров, не переступать черту добра и зла.

Сочинение Теория Раскольникова и её крах

Фёдор Иванович Достоевский создал множество произведений, многие из которых до сих пор популярны и любимы читателями, которые заставляют задуматься о важных проблемах. Одним из таких произведений является «Преступление и наказание».

В данном произведении главным героем является Родион Раскольников. Это не совсем обычная личность, в одной из своих статей он описал придуманную им же теорию об исключительности некоторых людей. Суть её в том, что личности «право имеющие» могут совершать что угодно ради достижения большой благой цели: убивать, воровать и т.д. В то время как «твари дрожащие» как раз являются материалом, только чтоб сохранять жизнь и продолжать существование человечества.

Сам главный герой первоначально относил себя к первой категории сильных, нужных людей. Он был практически уверен в этом, и, чтоб доказать теорию самому себе, он совершает убийство старухи-процентщицы. По мнению Раскольникова, эта старуха была вошью, которая всем только мешала и не давала спокойной жизни. После убийства герой ходит сам не свой несколько дней, он не может разрешить внутренний конфликт, ведь он не хотел убивать процентщицу, а тем более её сестру. Его лихорадочные размышления, несколько дней самоанализа привели его в участок, где Раскольников сам признаётся в убийстве. Следовательно, это делает его «тварью дрожащей» и подрывает основание теории. Уже здесь начинается её крах.

Теория сама по себе была нечеловечна. Жизнь человеку дана не другими людьми, следовательно, не последним её отнимать. Похожие теории в истории человечества привели к холокосту, геноциду, массовому истреблению человечества. Поэтому такие рассуждения очень опасны. Даже Соня говорит: «Это человек-то вошь?», она не считает, что можно вот так просто отнять жизнь даже у самой мелкой старушки. На этой почве пара много спорит, Раскольников даже не любил девушку до осознания, что она права.

Уже на каторге Раскольников осознаёт всю абсурдность теории из своих снов. Это и сны, в которых больные люди уничтожали друг друга, а здоровые должны были откуда-то появиться и продолжать новый человеческий род. Также он читает там Библию, что ведёт к воскрешению души главного героя.

Крах и крушение теории Раскольникова

Сочинение на тему «Теория Раскольникова и её крах»

Федор Михайлович Достоевский. Стоит только произнести это имя, и в сознании возникает целый ряд ассоциативных образов: писатель, философ, гений; желтый, унылый Петербург; преступление, нищий интеллигент, страдание. И ассоциации эти, прежде всего, связаны с романом Достоевского «Преступление и наказание». Еще при жизни писателя это произведение стало настоящим бестселлером своего времени: так журнал «Русский вестник», опубликовав роман, приобрел огромное количество читателей. Что же привлекло внимание читателей в романе? Можно по-разному ответить на этот вопрос: детективный сюжет, нравственно-философские аспекты жизни общества XIX века… Но мне кажется, больше всего привлекает читателей осмысление теории Родиона Раскольникова, главного героя вышеназванного романа Достоевского.

Суть теории такова: Родион Раскольников, бедный студент юридического факультета Петербургского университета, в поисках своего места в жизни изобретает теорию, которая делит людей на две группы: «право имеющих» и «тварей дрожащих». Кто такие «право имеющие»? Люди, которым разрешено переступать через нравственные и физические законы, им позволяется воровство, ложь, лицемерие, и даже убийство! По отношение к кому это позволено? Конечно, по отношению к представителям второй группы, «тварям дрожащим». И вот главный герой мучительно ищет ответ на вопрос: к какой группе людей относится он сам?

Теория по сути своей безнравственна, поэтому терпит крах. Во-первых, герой взваливает на себя непосильную ношу. Кто позволяет человеку, творению Бога, брать на себя роль Создателя и определять, какой человек хороший, какой плохой? Мы, люди, несовершенны, не можем видеть, что заложено в сердце человека. До конца не понимаем, может тот или иной человек исправиться, раскаяться. Только Богу это подвластно. Таково основное учение христианства. Следовательно, Раскольников нарушает закон Бога.

Читайте также:
Соня Мармеладова- падшая или святая?: сочинение

Во-вторых, Родион не принял во внимание, что правильно воспитанный с точки зрения нравственности человек не сможет в полной мере совершить неправомерный поступок. Совесть ему не позволит. А главный герой романа Достоевского оказался именно таким человеком. После содеянного он не смог воспользоваться ценностями, похищенными у старухи-процентщицы, мало того, с этого момента жизнь его превратилась в тяжкое существование. Он перестал спать, душевная болезнь не заставила себя ждать, муки совести поглотили его. Это подтверждает и Соня Мармеладова, восклицая: «Разве ты старушонку убил?! Ты себя убил!». И тут проявляется многозначность названия романа: совершив преступление, Раскольников сразу же получает первый вид наказания – душевное, психологическое. Второе, физическое наказание, ссылку на каторгу в Сибирь, герой получает позже.

Роман Федора Михайловича Достоевского и по сей день остается актуальным. Несовершенство управляет нашими поступками. Если ты понимаешь это, стараешься бороться с ним, то ты сможешь выиграть борьбу. Важно воспитывать в себе положительные нравственные качества: гуманизм, сострадание, милосердие, справедливость. Если эти черты будут преобладать в сердце человека, то не останется там места для создания деструктивных теорий, которые мешают жить.

Вместе со статьёй «Сочинение на тему «Теория Раскольникова и её крах» читают:

Сочинение на тему: Образ Раскольникова в романе «Преступление и наказание»

Сочинение на тему: Образ Сони Мармеладовой в романе «Преступление и наказание»

Сочинение на тему «Преступление и наказание Раскольникова»

Популярные сегодня темы

  • В чем счастье в понимании Матрены Тимофеевны в поэме Некрасова Кому на Руси жить хорошо сочинение
    Россия большая и великая страна, поэтому Некрасов создал такое замечательное произведение, в котором описал русский народ и бескрайние поля и дали страны.
  • Про войну
  • Анализ письма Татьяны к Онегину (9 класс)
    Важной составной частью поэмы «Евгений Онегин» является письмо главной героини Татьяны к главному герою, способствующее раскрытию образа Татьяны.
  • Нравственные проблемы в романе Лермонтова Герой нашего времени сочинение
    Роман Михаила Юрьевича Лермонтова написан в тяжелые годы для страны, за каждую ошибку человека могли сослать в Сибирь. Каждый пытался выжить и обвинить другого человека во всех грехах.
  • История создания повести Гоголя Портрет
    Впервые «Портрет» был напечатан в сборнике «Арабески. Ранние сочинения Гоголя» в 1835г. Работа получила неодобрительные отзывы. В.Г. Белинский раскритиковал вторую половину произведения, отметив, что в ней отсутствует фантазия.

Вся противоестественность, весь ужас для человека в таком деянии, как убийство, освещены Достоевским в «Преступлении и наказании» не как поучение, но в яркой изобразительности самого момента убийства. Ступив на ложный путь, доверившись своей отвлеченной теории, Раскольников должен сразу попасть в хаос, в котором теряет возможность руководить событиями и управлять собственной волен. Читателю становится ясно, что Раскольников, согласно утверждению Сони, совершает насилие не только над другими, но и над самим собой, над своей душой и совестью.

Теория Раскольникова

Если бы Раскольникову, в дни, когда он только размышлял об относительности понятий добра и зла, представили яркую картину этого убийства, если бы он мог увидеть себя с топором в руке, услышать треск черепа старухи под его топором, увидеть лужу крови, представить себя самого приближающегося с тем же окровавленным топором к Елизавете, как-то детски отстраняющей его в слепом ужасе руками, – если бы он мог пережить и перечувствовать все это, а не обдумывать только теоретические решения, нет сомнения, он бы увидел, что такой ценой никаких благ купить нельзя. Он бы понял, что средства цели не оправдывают.

Читайте краткое содержание «Преступления и наказания», полный текст этого романа по главам, краткую и подробную биографии Ф. М. Достоевского

Двойное убийство, совершенное Раскольниковым, как-то разрушает весь его жизненный устой. Им овладевают полная растерянность, смятение, бессилие и тоска. Он не может преодолеть, пересилить страшных впечатлений убийства: они его преследуют, как кошмар. В своей теории Раскольников полагал, что именно после убийства и грабежа он начнет осуществлять планы новой жизни; между тем именно самый кошмар убийства наполнил всю его последующую жизнь тоской и смятением.

В ночь после убийства он с лихорадочной торопливостью мечется по комнате, старается сосредоточиться, обдумать свое положение и не может, ловит и теряет нити мыслей, засовывает украденные вещи за обои и не видит, что они торчат оттуда. Им овладевают галлюцинации, он бредит и не может отличить действительности от безумных представлений.

См. полный текст отрывка из «Преступления и наказания», где излагается теория Раскольникова.

В дальнейшем он продолжает ощущать непредвиденные последствия случившегося, которых учесть он не мог. Так, он чувствует свое полное разобщение со всем миром и с самыми близкими людьми. Он носит маску в общении с любимой матерью и сестрой, замыкается в свое угрюмое одиночество. И хотя он теоретически оправдывает свое преступление и винит себя только за слабость воли и малодушие, но в то же время бессознательно чувствует, что пролитая им кровь делает невозможным прежнее простое и душевное общение с любимыми людьми. – «Точно я из-за тысячи верст на вас смотрю», – говорит он матери и сестре.

Таким образом, Достоевский обнаруживает здесь, что нарушение вечных, свойственных душе человеческой, законов влечет за собой наказание не извне, а изнутри. Раскольников сам же казнит себя своим тоскливым разобщением с людьми, своей уединенностью и смутным сознанием, что жизнь его чем-то искалечена, разбита Он решает, что все дело в его слабости, в том, что он наделен дряблой и бессильной натурой. Он приходит к сознанию того, что он спасовал перед своим принципом, оказался ниже его. «Я себя убил, а не старушонку», – говорит он и выражает ту же мысль в другом месте: «Старушонка – вздор; я не человека убил, я принцип убил…»

В дальнейшем автор рисует своего героя в состоянии внутреннего расстройства и душевной борьбы. У него совершенно исчезло жизненное содержание, ибо исчез устой жизни; он не находит никаких прежних интересов жизни, не может больше отдаться ни труду, ни развлечениям. Он борется между двумя решениями: собственными прежним, говорящим ему о праве сильных, и Сони Mapмеладовой, призывающей его к покаянию и искуплению. Но личные черты, который показывает в своем герое автор, объясняют медленный процесс душевного перерождения Раскольникова, которое совершилось в нем под влиянием Сони.

Читайте также:
Пророческое слово Достоевского: сочинение

Ссылки на другие статьи о творчестве Ф. М. Достоевского – см. ниже, в блоке «Ещё по теме…»

Тварь дрожащая

В своих романах Достоевский всегда затрагивает сложные социально-философские и моральные вопросы. В «Преступлении и наказании» автором изображается становление, развитие и крах антигуманистической теории о «Твари дрожащей».

Умозрительные построения бедного студента подразумевали деление человечества на две группы:

  1. Обыкновенные люди (дрожащие твари) — это, по сути, стадо, обязанное слепо следовать всем законам общества.
  2. Необыкновенные (имеющие право на всё) — это люди способные возвысится над скоплением никчёмных обывателей. Их призвание — менять мир к лучшему, продвигая новые идеи, несмотря ни на что. Никакие преграды, будь то совесть, моральные принципы или жизнь ближнего не должны помешать такому человеку.

Родион считал себя великим человеком, способным взглянуть поверх мещанских стереотипов и сказать, что-либо новое. Он причислял себя к категории людей, имеющих право на всё — преступников.

Антигуманистическая и по-своему красивая теория нуждалась в проверке экспериментальным путём. Студент составляет план убийства и ограбления знакомой старухи, устроившей у себя дома ломбард.

Сочинение Теория Раскольникова и ее крах 10 класс

Один из лучших романов писателя-философа Федора Михайловича исследует темную природу человеческой души. Непростое для прочтения произведение «Преступление и наказание» реалистично показывает мир, в котором немногим персонажам удается остаться в рамках человеческих ценностей. Большинство героев считает, что нищета является главной причиной их несчастий. Достоевский помещает своего чрезмерно гордого, с пытливым умом главного героя в тесную, мрачную комнату. Вдобавок усугубляет его психологическое состояние отсутствием даже минимальных средств к существованию. В подобных физических ограничениях, смешанных с чувством голода, у бывшего студента юридического факультета зарождается крамольная, антигуманная теория, которая подвергает сомнению признанные общечеловеческие ценности.

Высокомерие молодого человека, ущемленного несправедливостью этого мира, отказывается принять унылую действительность. В поисках основной причины своих несчастий, Родион Раскольников приходит к оригинальным умозаключениям. Он считает, что достоин большего, лучшего и прямо сейчас. Подкрепив свою теорию рядом философских размышлений и исторических примеров, Раскольников настолько убеждается в гениальности своего открытия, что решается опубликовать свою теорию в печатном издании. Одним дается все, а другим ничего, потомучто люди делятся на два вида. И чтобы изменить унизительную реальность, достаточно лишь доказать свою теорию одним решительным шагом. Убийство. Объясняя самому себе, что действует во благо не только себя, но и других людей, обиженных старухой-процентщицей, Раскольников убивает Алену Ивановну, затем, нечаянно, убивает несчастную Лизавету Ивановну, потом крадет какую-то мелочь, бежит, прячется, врет близким, следователю, другу, запутывается в своих мыслях и снах и, что самое главное, двери в мир избранных людей не открываются, а наоборот рушатся последние связующие с реальность нити.

Теория Раскольникова неверна, что и требовалось доказать. Великий гуманист Достоевский расколол сознание своего героя, но его физически истощенная душа спаслась благодаря любви. Ведь только любовь, сострадание и доброта делают из человека человека. Да, люди равны, но не одинаковы. Не все способны совершить преступление, не все преступники понесут законное наказание, но никто не избежит суда своей совести.
Нет ни всемогущих, ни тварей дрожащих, а есть преступление и неотвратимое наказание. Теория Раскольникова запнулась о человеческую природу, о чувство совести, которое Родион недооценил в своей жестокой философии.

«Ах, если бы меня никто не любил, мне было бы легче» — говорит Раскольников, понимая свою главную ошибку. А его любит мама, сестра, друг и Соня. Хрупкая и несчастная Соня, нашедшая спасение в вере в Бога. Она объясняет избитые человеческие ценности несостоявшемуся сверхчеловеку. Давно доказанные прописные истины помогают двум грешникам найти свой путь к искуплению наказания. Человеческие мучения им облегчает каторга.

Теория Раскольникова и её крах краткое сочинение

К совершению убийства героя привело не желание помочь матери, и воспользоваться деньги самому, не мечты о счастье ближних людей. За два месяца до совершения преступления, в газете “Периодическая речь” Раскольников опубликовал статью о преступлениях, в которой он рассуждает о праве сильной личности. Он говорит о том, что исторический прогресс осуществляется на чьих-то жертвах, поэтому его идея такова, что кто вершит этот самый исторический прогресс сильные личности, поэтому они имеют право на кровопролития и прочие преступления, и история оправдает их жертвы во имя прогресса.

Таким образом получается, что есть категория людей, которые ведут за собой остальные массы убирая с дороги ненужных и неугодных личностей. Эту категорию Раскольников прозвал правоимеющие, сам он относит себя к таким личностям. Из числа таких людей был Наполеон Бонапарт, вторая категория — это “твари дрожащие”.

После этого Раскольников услышал о старухе процентщице, встреча с Мармеладовым, письмо матери и главный герой замыкается в себе и начинает обдумывать план самопроверки. В том случае если он убьет старуху и равнодушно перейдет через пролитую им кровь, при этом не испытывая чувства сожаления значит он будет относиться к первому типу людей.

Сознание Раскольникова уже окончательно поработила эта теория. Он не желает ничего для себя, но не в состояние смериться с несправедливостью в обществе. В нем борются свет и тьма, в конце концов теория одерживает вверх, и Раскольников идет на убийство, как человек потерявший над собой контроль. Он настолько слился с идеей, что поддался ей на практике. Автор утверждает, что над душами людей властвуют не только чувства и эмоции, но и такие злобные идеи, которые точно приведут к печальным последствиям. Достоевский вводит в повествование Свидригаелова для, того что бы показать почему эта теория ужасна. Свидригаелов циничен и жаден до денег, Раскольников понимает, что его взгляды близки, но одновременно он и не приятен Родиону.

Читайте также:
Достоевский: к проблеме интерпретации преступления и наказания: сочинение

После преступления Раскольников мучается от того, что преступить то он преступил, на том же месте и остался. Это означало только то, что он относится к “тварям дрожащим”, а преступление было абсолютно бессмысленным.

3 вариант

Произведения автора Достоевского “Преступление и наказание” носит в себе довольно глубокий смысл, который он красивым и понятным литературным языком доносит до своего читателя, тем самым давая ему полностью понять и прочувствовать все те эмоции, которые он испытывал при написании произведения. В произведении автор также затрагивает темы человеческого Я, которое при взаимодействии с обществом может выдавать совершенно невероятные результаты, от которых у простого, неподготовленного читателя может закружиться голова. Автор высказал в своём произведении именно то, чего жаждало услышать общество, однако само боялось об этом говорить, именно потому это произведение стало таким популярным и читаемым. Называется данное произведение “Преступление и наказание”.

В своём произведении автор описал схему работы человеческого общества, сказал именно то, о чём и думало общество в тот момент, о чём размышляло, чего боялось и к чему стремилось. Общество на то время было довольно алчным и обладало очень завышенной самооценкой, которая и регулировали разделение между слоями. В то время многие люди очень сильно задумывались насчёт социального разделения слоёв, ведь высшее общество серьёзно полагало, что если ты принадлежишь к высшим слоям, то ты на порядок выше любого человека из нижних слоёв, даже не говоря о навыках и талантах. Просто причисление к слою высшему считалось самой лучшим качеством человека. Прекрасным примером послужит персонаж Раскольникова.

Раскольников – главный герой произведения, на котором автор и строит всю конструкцию своей темы, которую он собственно и раскрывает в произведении. Через его образ автор пытается донести тему того, что люди в то время очень сильно разделяли друг друга на социальные слои, относя себя то туда, то туда. Однако через образ и мировоззрение Раскольникова, и его дальнейший крах, мы видим, что данная тема верна и толкование её автором верно. Сама же теория Раскольникова заключается в том, что принадлежность человека к высшему обществу можно проверить одним способом – убийством. Он говорил о том, что если он не будет испытывать вины за убийство человека низкого слоя, то он принадлежит к слою высокому. Однако впоследствии он понял, что данная теория в корне не верна, отчего он и пересмотрел своё мировоззрение, и начал смотреть на мир по новому.

Теория Раскольникова и ее крах

Несколько интересных сочинений

Редко говорят, что что-то человечно, чаще звучит «бесчеловечно». Тут все прилагательные с негативным значением можно прибавлять.

Данный персонаж служил в управлении города под названием Глупов, карьера его не удалась, в населенный пункт, которым он управлял, принес только разруху. Сам Негодяев родился в обычной семье крестьян, помогал кочегару топить печи.

Стоит сказать о том, что человек неразрывно связан с обществом, и практически не может без него существовать. Также, можно отметить его неразрывную связь с социальной средой, в которой он находится, и то, что смысл его существования связан

Гелла – вампирша, представляет собой младшую служанку Воланда, которая выполняет различные мелкие поручения. Она всегда ходит нагой и обладает красотой юной девушки, которую уродует только шрам на шее.

А.С. Пушкин писал поэму «Евгений Онегин» 8 лет. Исходя из названия, Евгений Онегин является главным героем.

Характеристика и образ Ивана Шатова в романе Достоевского Бесы сочинение

Шатов Иван Павлович может кому-то показаться героем второстепенным, я же уверен, что мысли, которые Достоевский вложил в монологи и размышления Шатова, в саму его судьбу — чуть ли не главное, что есть в романе.

Кто же такой Шатов? Это бывший крепостной Варвары Петровны, который в детстве учился у Степана Трофимовича. Потом он поступил в университет, но был оттуда выгнан из-за какой-то неприятной ситуации. У Ивана Павловича есть сестра — Дарья Павловна, любимица и фаворитка Варвары Петровны, и как читатель узнаёт позже, любовь Николая Ставрогина.

Характером Шатов был горд, непокорим, Варвара Петровна не любила его за это и за его неблагодарность, потому что он никогда не прибегал к её помощи по своей воли, единожды лишь он принял от неё 100 рублей, потому что был в затруднительном положении, но и тогда повёл себя не очень благодарно.

Когда Шатова выгоняют из студентов, он отправляется заграницу, где встречает свою будущую жену Мари, которая сыграет большую роль в том, чтобы понять самого Шатова. Брак их длится всего три недели, после чего они расстаются как свободные люди. Шатов также тесно связан и с Кирилловым, потому что попробовал жизнь на вкус в Америке он именно с ним, там же его и возненавидел. Когда же Мари приезжает в город, беременная от Ставрогина, Шатов принимает её у себя дома, всячески поддерживает её и говорит о том, что примет ребёнка как своего. Три года они не виделись, три года прошло с момента расторжения их брака, но ничего не поменялось в чувствах Ивана Павловича, он по-прежнему любил свою Мари. И если бы не прошлая жизнь, которая тянула его вниз, если бы не Пётр Верховенский, то жил бы Шатов со своей женой и ребёнком, который был от Ставрогина, но не тут-то было.

Стоит также отметить, что для Шатова Ставрогин был очень значимым человеком, идолом и примером для подражания. После того, как Ставрогин падает в глазах Шатова, тот ударяет ему по лицу. Не от злости, не из ревности к жене, с которой Ставрогин был в близких отношениях в Швейцарии, а от разочарования в таком хорошем человеке, каким он считал Ставрогина.

Итог жизни Шатова был крайне печален, хотя он только что помирился с Кирилловым, обрадовался ребенку, пусть и от Николая Ставрогина. К нему вернулась женщина всей его жизни, к нему вернулась сама любовь к жизни. Любовь эта продолжалась всего день, жизнь Шатова прерывают, потому что Верховенский считает, что Шатов донесет про их «пятёрку» и про типографию, прокламации и всё, что с этим связано.

Читайте также:
Идея Раскольникова о праве сильной личности на преступление в системе авторских опровержений (по роману Ф.М. Достоевского Преступление и наказание): сочинение

2 вариант

В известном романе Федора Михайловича Достоевского «Бесы» определяющую роль играют не только главные герои, но и второстепенные персонажи. Ярким примером последних является образ Шатова. Религиозная метаморфоза Ставрогина пролегает через несколько разных личностей: Шатова, Кириллова и Шигалева.

Шатов по своей натуре (бывший крепостной Ставрогин) — раскаявшийся нигилист. По задумке автора это один из самых умных людей того времени. Хоть и родился он в крепостной семье, но смог выучиться у прекрасного человека Степана Трифомовича. Именно благодаря полученным знаниям и навыкам он смог поступить в высшее учебное заведение. Правда пробыл там недолго, его быстро исключили. А парень не унывал: он женился на бедной гувернантке Марии. К сожалению и девушка вскоре оставляет Шатова.

Несмотря на противоречия своей натуры Иван отправляется покорять Европу и Америку. Именно там у второстепенного героя меняется восприятие жизни и мировоззрение. На Западе Иван подпадает под влияние своего бывшего хозяина Николая Ставрогина. И здесь он пытается выйти из группировки и понять, как такой умный человек (его хозяин) мог попасть в такой коллектив. Ставрогин тем временем предупреждает юношу об опасности. Именно в этот период времени герой начинает задумываться о боге и святом русском народе.

Кульминация жизни Шатова — развязка романа. Наконец Иван может выйти из ненавистной группировки (уйти от Ставрогина), если сдаст последнюю типографию. Но не тут то было. Незадолго до этих событий к Ивану возвращается Мария, ища себе пристанище. Парень рад этому событию и предлагает остаться девушке у себя, тем более девушка в положении, не оставлять же ее одну! А буквально через сутки Мария рожает. У Ивана появляется сын, которого он оформляет на себя. Однако семейное счастье продлилось недолго. Шатова подстерегают в лесу, где он зарыл типография. Ивана убивает группировка революционеров под предводительством Верховенского.

Под трагичной судьбой Шатова Федор Михайлович Достоевский пытается раскрыть путь становления верующего человека на своем истинном пути. А смерть персонажа — заключительный штрих и шаг. Своей кровью он искупает вину за совершенные в реальности поступки.

Таким образом, через образ Шатова автор пытается объяснить смысл жизни в целом и найти бога в себе. Судьба героя трагична, но прекрасна в своих философских поисках.

Также читают:

Картинка к сочинению Характеристика и образ Ивана Шатова в романе Бесы

Популярные сегодня темы

Антон Павлович Чехов однажды сказал, что наука является самой необходимой и важной частью жизни любого человека. Сложно однозначно согласиться или опровергнуть данное высказывание

Аннушка – второстепенный персонаж романа М.Булгакова «Мастер и Маргарита». Она эпизодические появляется в ходе действия, но ее появление в ряде случаев имеет судьбоносное значение

Перед каждым человеком открыты любые двери. Он может стать писателем, художником, юристом и так далее. Главное, чтобы для достижения цели человек предпринимал активные действия, а не просто лежал на диване.

Основными персонажами произведения являются мальчишки, дружащие между собой, Вадик и Вовка, которые оказываются в необычной ситуации.

Милон, сам по себе, человек храбрый и благородный, как и положено любому офицеру. Он никогда не боялся отдать жизнь за свою державу.

Шатов — центральный персонаж романа Ф. М. Достоевского «Бесы»

С образом Ивана Павловича Ш., двадцатисемилетнего конторского служащего, раскаявшегося нигилиста, ассоциирован И. И.Иванов, убитый в ноябре 1869 года Нечаевым и его группой по политическим мотивам и согласно принципам «Катехизиса революционера». Своеобразное художественное преломление в образе Ш. получили некоторые факты биографии фурьериста и петрашевца, затем «раскаявшегося нигилиста» Н. Я.Данилевского (1822-1885), а также самого Достоевского. «Это было одно из тех идеальных русских существ, — сказано о Ш. в романе, — которых вдруг поразит какая-нибудь сильная идея и тут же разом точно придавит их собою, иногда даже навеки. Справиться с нею они никогда не в силах, а уверуют страстно, и вот вся жизнь их проходит потом как бы в последних корчах под свалившимся на них и наполовину совсем уже раздавившим их камнем».

Фамилия «Шатав» связана с темой «шатости» русской интеллигенции и восходит к черновым записям Достоевского: «Шатость во всем двухсотлетняя», «шатость, сумбур, па дение кумира», «об обществе: или равнодушие, или шатание». Ш. родился крепостным В. П.Ставрогиной, был учеником Степана Трофимовича Верхо-венского, учился в университете и был исключен после одной студенческой истории, женился по страстной любви на бедной гувернантке, которая оставила его через три недели, долго скитался по Европе, был в Америке, где попробовал роль пролетария. За границей Ш. радикально меняет некоторые из прежних социалистических своих убеждений («перескочил в противоположную крайность»), а также • подпадает под сильнейшее влияние Ставрогина. Ш. хочет порвать с обществом Верховенского и отдать «нашим» зарытую в укромном месте подпольную типографию, но, как сообщает ему Ставрогин, Петр Верховен-ский вовсе не собирается его отпускать, а намерен истребить Ш. «как слишком много знающего и могущего донести».

Ш., однако, гораздо больше, чем собственная жизнь, волнует духовная история Ставрогина. «Я несчастная, скучная книга и более ничего покамест… Но погибай мое имя! Дело в вас, а не во мне… Я человек без таланта и могу только отдать свою кровь и ничего больше…

Погибай же и моя кровь. Мы два существа и сошлись в беспредельности… в последний раз в мире», — взывает он к обожаемому учителю, в которого пламенно и беззаветно верит. «Как могли вы затереть себя в такую бесстыдную, бездарную лакейскую нелепость! — гневно укоряет он учителя, узнав, что тот имеет отношение к обществу «наших».

— Это ли подвиг Николая Ставрогина!» Ш. относится к тем героям Достоевского, кто, как и автор, всю жизнь «сознательно и бессознательно» мучается «существованием Бога». На прямой вопрос Ставрогина: «Веруете вы сами в Бога или нет» — Ш. отвечает: «Я верую в Россию, я верую в ее православие…

Я верую в тело Христово… Я верую, что новое пришествие совершится в России… Я… я буду веровать в Бога». По мнению К. В.Мочульского, идейное раздвоение Ш. превращается в личную трагедию. «Достоевский делает его провозвестником своего религиозно-национального credo и вводит в его историю большой автобиографический материал».

Читайте также:
Характеристика образа Разумихина и Лебезятникова: сочинение

По словам С. Н.Булгакова, «Ш. в известном смысле тоже есть одно из реальных отображений Ставрогина, его вампирных двойников, которых он напустил кругом себя и которые присасывались к сердцу и пили кровь своих пленников. …Если присмотреться ближе, то все пламенные утверждения Ш., как будто содержащие истинные, а в некотором роде даже аксиоматические положения, страдают, однако, религиозной двусмысленностью… Ш. загорелся религиозной идеей национальности в такое время, когда он еще не имел веры в Бога, хотя и страстно хотел ее иметь; в народ-богоносец он поверил раньше, чем поверил в Бога, и этот призрак, за которым он погнался, и эта мечта, на которую он затратил хотя и несложные и небогатые, но сосредоточенные силы своего духа, исказили его духовную личность. Он тоже сделался жертвой провокации и обмана — неверующий проповедник идеи народа-богоносца…

Делая столь чрезмерное ударение на идее особности, национальности религии, Ш. впадает в явный конфликт с христианством, проповедь которого обращена ко всем языкам… В Ш. нарушено религиозное равновесие…» В. П.Полонский, комментируя диспуты Ш. и Ставрогина, считал их выражением острого религиозного сомнения и неверия Достоевского: «Ставрогин и Ш., две стороны его собственной души, раздвоенной и сомневающейся, неверующей и верующей одновременно.

Если одной стороной ее он с исступлением уверял, что верует, хочет верить, — другой ее половиной подвергал осмеянию эту веру, издевался над нею, кощунствовал, увлекаясь в то горнило сомнений, в то отрицание Бога, какого, по его собственным словам, не было даже на Западе» Традиция русской философской критики видит Ш. к концу романа уже исцеляющимся, припадающим к «ногам Иисусовым» — тому свидетельство душераздирающий рассказ о возвращении его жены, рождении ставрогинского ребенка, названного в честь Ш. Иваном; «светозарная молния разрезает тьму, в душе Ш. звенит гимн любви, радости, всепрощения, — он исцелен. Но… не суждено было Ш. поведать людям о своем исцелении» (Булгаков).

Ф. М. Достоевский “Бесы”: характеристика героев

Характеристика героев романа “Бесы”

Петр Верховенский

Петр Степанович Верховенский – лидер революционного движения в романе «Бесы», сын Степана Трофимовича, хитрый и коварный человек. Это главный «бес» в произведении Достоевского, руководитель тайного кружка, распространяющего атеистские прокламации. Он с детства дружен с Николаем Ставрогиным. Воодушевленный дикими идеями, он пытается увлечь ими и Николая. Ставрогин же называет его «полупомешанным энтузиастом». Несмотря на то, что Петр Степанович недурен собой, он никому не нравится. Ему примерно 27 лет. У него приплюснутая голова, остренький носик и длинные, тонкие губы. Одевается всегда по моде, но выглядит чудаковато. Ведет себя по-щегольски развязно. Особенно он неприятен Шатову, который называет его «клопом, невеждой и дуралеем».

Верховенский давно приметил Шатова в жертвы. Для скрепления своего кружка и для того, чтобы превратить всех его членов в рабов, он решил пролить кровь. Тщательно все спланировав и представив Шатова, как предателя, он все-таки смог уговорить остальных членов кружка на убийство Шатова. Более того ему удалось уговорить Кириллова взять всю вину на себя, а потом застрелиться. Прототипом Петра Верховенского был революционер и лидер «Народной расправы» – С. Г. Нечаев. Этот коварный человек умел подчинять своему влиянию даже людей, значительно старше его. Не отстает от него и Петр Степанович. Он умело влиял не только на членов своего кружка, но и на жену губернатора Юлию Михайловну, которая была с ним в доверительных отношениях и покровительствовала ему.

В нужный момент он сумел выдать губернатору фамилии так называемых предателей. К ним он причислил Кириллова и Шатова. Вскоре он убил Шатова выстрелом в голову. Это преступление произошло не без помощи его подопечных. В нем участвовали Липутин, Виргинский, Эркель, Толкаченко и Лямшин. Был еще Шигалев, но он в последний момент передумал участвовать в убийстве Шатова, так как это противоречило его программе. К телу убитого привязали тяжелые камни и бросили в пруд. Сразу после убийства Верховенский отправился к Кириллову, уговорил его написать предсмертную записку, в которой он берет вину за убийство Шатова на себя, а затем застрелиться. Когда все было кончено, Верховенский неспешно собрал вещи и уехал в Петербург, а оттуда за границу.

Варвара Ставрогина

Варвара Петровна Ставрогина – видная помещица, знатная губернская дама из романа Ф. М. Достоевского «Бесы», мать Николая Ставрогина, покровительница Степана Трофимовича Верховенского, благодетельница Дарьи Шатовой. Варвара Петровна владеет имением Скворешники и немалым состоянием, доставшимся ей в наследство от отца – богатого откупщика. Ее муж, генерал-лейтенант Всеволод Николаевич, напротив не был богат, но имел большие связи, которые после его смерти она тщетно пытается восстановить. В губернии она имеет большое влияние, в том числе и на губернатора Ивана Осиповича. Его жену она недолюбливает, считая соперницей в делах управленческих.

Варвара Петровна более 20 лет покровительствовала Степану Трофимовичу Верховенскому, содержала его на правах платонического друга. Как отмечал Верховенский младший, после смерти Всеволода Николаевича он даже мог на ней жениться. Она не жалела на образование своего единственного сына – Николая, а также на сына Степана Верховенского – Петра. Помимо этого, у Варвары Петровны была воспитанница Дарья Шатова, которую она со временем решила выдать замуж за пожилого Степана Трофимовича, так как подозревала, что у Дарьи есть какие-то отношения с ее сыном. На Николая у нее были другие планы. Она хотела женить его на дочери своей пансионной подруги Прасковьи Дроздовой – Лизе Тушиной.

По натуре Варвара Ставрогина был женщиной властной и деспотичной. Она могла испытывать сильную, даже жертвенную привязанность к людям, но в ответ от них требовала того же. В отношениях с окружающими людьми она всегда занимает главенствующее место, даже в общении с давней подругой. Прасковью Ивановну она считает безнадежной дурой, но при этом не перестает с ней общаться. Даже после полного разочарования в некоторых подопечных она не теряет любви и привязанности к ним.

Читайте также:
Власть идеи над человеком на страницах романа «Преступление и наказание»: сочинение

Степан Верховенский

Степан Трофимович Верховенский – один из основных персонажей романа Ф. М. Достоевского «Бесы», помещик, учитель Николая Ставрогина и Лизаветы Тушиной, платонический друг Варвары Петровны. Это идеалист старой закалки, «профессор» и «либерал», живущий на иждивении знатной губернской дамы. В молодости он был очень красив, да и в старости сохранил былые черты. Несмотря на то, что в нем много позерства, он был достаточно умен и проницателен. Когда-то он стоял чуть ли не одном ряду с Белинским и Герценым, но когда у него обнаружили поэму сомнительного содержания, ему пришлось покинуть Петербург и скрываться в имении Варвары Петровны. Верховенский был дважды женат. От первого брака имел сына Петра.

Некоторое время он пробыл учителем Николая Ставрогина, но когда мальчику исполнилось 15, его отправили учиться в лицей. По мнению самого рассказчика, Николаю повезло, так как Степан Трофимович был излишне чувствительным и сентиментальным учителем. С возрастом Верховенский обрюзг, стал пить много шампанского, играть в карты и попусту болтать с местными жителями. Среди его собеседников был Шатов, Липутин. Всерьез никто не воспринимал этого героя, даже когда он произносил пламенные речи в защиту искусства и литературы. С Варварой Петровной он дружил более 20 лет и фактически жил на ее попечении.

Романа у них не предполагалось. Более того, заподозрив свою воспитанницу Дарью Шатову в отношениях с Николаем, она предложила Степану Трофимовичу жениться на ней. Он не без удовольствия согласился, чем сильно обидел Варвару Петровну. В глубине души она надеялась, что он откажет и скажет, что она – единственная женщина в его жизни. А он согласился, еще и добавил, что его, возможно, хотят женить на «чужих грехах». После этого в отношениях с Варварой Петровной у них наметился разлад. Степан Трофимович отказался от своего содержания и уехал в путешествие. Однако по дороге он серьезно заболел и умер прямо на руках у подоспевшей Варвары Петровны.

Николай Ставрогин

Николай Всеволодович Ставрогин – центральный персонаж романа Ф. М. Достоевского «Бесы», сын Варвары Петровны, воспитанник Верховенского, супруг Марьи Лебядкиной по прозвищу Хромоножка. Краткую биографию и предысторию этого героя рассказывает хроникер Г-в. Николай с детства рос без отца. На каком-то этапе его учителем был Степан Трофимович Верховенский, а затем мальчика отправили учиться в Петербургский лицей. После лицея он служил в элитном полку, но был разжалован из-за участия в дуэлях. Вскоре он сблизился с сыном Верховенского, Кирилловым и Лебядкиным.

Исповедуясь у Тихона, он рассказал, как соблазнил соседскую девочку Матрешу, которая вскоре повесилась. Впрочем, автор не желает допустить крайней степени нравственного падения Ставрогина. Поэтому на следующий день после исповеди он присылает письмо-опровержение со словами: «все это я вам солгал…» Вскоре становится известно, что он в пьяном бреду женился на юродивой Марье Тимофеевне Лебядкиной. В народе ее звали Хромоножкой. Вернувшись в губернию, Николай вел себя довольно странно, чем вызвал всеобщие пересуды. Для начала он ущипнул за нос уважаемого человека Гаганова, затем укусил за ухо тогдашнего губернатора и прилюдно поцеловал чью-то жену. Как оказалось, это все следствие белой горячки, которая требовала лечения. Пролечившись, он на четыре года уехал за границу.

Внешне этот персонаж был наделен демонической красотой. Он всегда был хорошо и изящно одет, вел себя благовоспитанно. Его появление в обществе вызывало бурные реакции. При всей яркости своего облика, он был довольно скромен и малоразговорчив. Все светские дамы были от него без ума. У него был роман с женой Шатова – Марьей, сестрой Шатова – Дарьей, и со своей подругой детства – Лизой Тушиной. После возвращения из Европы он участвовал в реорганизации тайного кружка вместе с Верховенским младшим. В этот же период он проводил эксперименты по влиянию на Шатова и Кириллова. Сам он не принимал участия в убийстве Шатова и был против этого, но идея скрепить участников кружка кровью принадлежала именно ему. В конце романа Николай Ставрогин повесился у себя в имении.

Шатов

Иван Павлович Шатов – один из главных персонажей романа Ф. М. Достоевского «Бесы», бывший член тайного кружка под предводительством Верховенского, брат Дарьи Шатовой и муж Марии. Прототипом этого персонажа стал студент Петровской академии – И. И. Иванов, убитый членами кружка «Народная расправа». Также считается, что Достоевский вложил в уста этого героя свои идеи. Шатов – это раскаявшийся нигилист * , один из лучших и самых светлых людей в русской литературе. Он родился крепостным у В. П. Ставрогиной, учился у Степана Трофимовича, а затем был студентом университета, из которого был вскоре исключен. Иван Павлович женился на бедной гувернантке Марии, которая через пару недель после замужества оставила его.

Затем он долго скитался по Европе, Америке, пробовал роль пролетария. Там же он в корне изменил свои прежние взгляды и подпадал под влияние Николая Ставрогина. Решив оторваться от кружка Верховенского, он хочет отдать им подпольную типографию и распрощаться с ними. Ставрогин предупреждает Шатова о возможной опасности. Он говорит, что его так просто не отпустят, ведь он слишком много знает и может донести. Но Шатову плевать на собственную жизнь. Его больше волнует то, как такой талантливый человек как Ставрогин мог «затереть себя в такую лакейскую нелепость». Шатова, как и самого автора, часто мучает вопрос существования Бога, но он бесконечно верует в русский народ, в народ-богоносец.

После нескольких лет отсутствия к Шатову возвращается жена. Мария беременна и она ищет временного пристанища. Он искренне радуется ее приезду и предлагает ей оставаться, сколько она пожелает. Когда ночью у нее начинаются схватки, он бежит за акушеркой Виргинской. Сына Марии он объявляет своим законным сыном. На следующий день ему предстоит сдать типографию, а он и рад, что, наконец, покончит с этим. Вместе с Эркелем он отправляется в Ставрогинский парк, где зарыл типографию, а там его уже поджидают члены тайного революционного кружка во главе с Верховенским. Шатов был убит выстрелом в голову, а его тело сбросили в пруд. Несмотря на то, что стрелял в него Верховенский, вину за убийство взял на себя инженер Кириллов.

Читайте также:
Сцена венчания Настасьи Филипповны с Рогожиным: сочинение

Кириллов

Кириллов Алексей Нилыч – один из главных персонажей романа Ф. М. Достоевского «Бесы», инженер-строитель, философ-самоубийца, разработавший теорию самоубийства как необходимость для человека мыслящего, друг и сосед И. П. Шатова. Его прототипом принято считать отставного офицера и петрашевца К. И. Тимковского. Это человек, прошедший стремительный путь от религиозности к атеизму, одержимый маниакальными идеями, революционно настроенный и готовый к самопожертвованию. Эти качества в нем своевременно разглядел Петр Верховенский – человек хитрый и коварный. Зная, что Кириллов намерен совершить самоубийство, он убил Шатова и заставил Кириллова написать предсмертную записку, в которой всю вину за убийство он брал на себя.

Внешне это был молодой человек 27 лет, стройный, сухощавый с черными потухшими глазами. Он был прилично одет, но казался всегда задумчивым и рассеянным. Речи его были отрывисты и зачастую бессвязны. Верховенский считает, что у Кириллова какое-то «фатальное» лицо. В тоже время хроникер Г-в отмечает, что у того по-детски чистое и наивное лицо. За четыре года до страшных событий, происходящих в губернском городе, Кириллов познакомился со Ставрогиным, который стал для него духовным наставником. Как замечал Шатов, обычный инженер превратился в фанатика, одержимого всяческими идеями. Несколько лет Кириллов провел вместе с Шатовым в Америке и в Европе. Там он тесно общался с П. С. Верховенским.

Антон Лаврентьевич Г-в

Рассказчик, именно от его лица ведётся повествование, большой друг Степана Трофимовича Верховенского. Он молодой и честный человек, служащий, всегда был готов придти на помощь не только Степану Трофимовичу, но и другим персонажам.

Юлия Михайловна

Жена губернатора фон Лембке, властная женщина сорока лет, которая помогла мужу стать губернатором. Благосклонно пустила в свой дом Петра Верховенского, который, как оказалось потом, был лидером тайной организации и устроил смуту в их городе.

Андрей Антонович фон Лембке

Губернатор, немец по происхождению. В 38 лет получил наследство и вскоре женился на Юлии Михайловне, которая быстро смогла сделать его губернатором. Писал повести и романы, во всём слушался жену. Во время описываемых событий вёл себя неадекватно, из-за чего был снят с должности.

Лизавета Николаевна Тушина

Дочь Прасковьи Ивановны Дроздовой, подруги Варвары Петровны, которая мечтала выдать её за своего сына Николая. Ей около 22 лет, она очень красивая девушка. Имеет жениха Маврикия Николаевича, который её сильно любит. За границей у неё был роман с Николаем, но тот скрыл, что он уже женат на Марии Лебядкиной. Несмотря на это, она его любит, и однажды проводит с ним ночь, в течение которой понимает, что Николай её никогда не любил. Пойдя на место убийства Лебядкиных, была убита толпой.

Маврикий Николаевич

Жених Лизаветы Тушиной, которую сильно любил. Не сумел спасти её от разъярённой толпы, которая её растерзала.

Дарья Павловна Шатова

Сестра Ивана Шатова, живущая в доме Варвары Петровны, которая узнав, что у неё был роман с её сыном Николаем, хотела выдать её замуж за Степана Верховенского. Свадьба расстроилась из-за писем того сыну Петру, в которых он сообщал о грехах Дарьи и нежелании на ней из-за этого жениться.

Мария Тимофеевна Лебядкина (Хромоножка)

Хромая и практически полностью лишившаяся рассудка девушка. Именно на ней, на спор, женился Николай Ставрогин, который теперь не знал, как от неё отделаться. Брат Игнат, который жил вместе с ней, сильно её бил и пропивал все деньги, которые Николай давал на её содержание. Была убита каторжником Федькой по приказу Петра Верховенского.

Игнат Тимофеевич Лебядкин

Брат Марии Лебядкиной, полностью спившийся и опустившийся человек. Присматривал за ней, за что получал от Николая Ставрогина деньги. Был убит каторжником Федькой по приказу Петра Верховенского.

Шигалев

Один из организаторов убийства Шатова, в последний момент, отказавшийся в нем участвовать, идеолог, член таинственного кружка Верховенского, брат Арины Виргинской. Шигалев появился в городе месяца два до начала страшных событий. Поговаривали, что он печатался в знатном петербургском журнале. Лицо его было мрачным, нахмуренным и зловещим. Подробнее>>>

Виргинский

Чиновник, один из членов тайного революционного кружка Верховенского, один из участников убийства Шатова, муж акушерки Арины Прохоровны, постоянный слушатель Степана Трофимовича. Это был человек семейный, чрезвычайно тихий и кроткий. На вид ему было лет тридцать, высокий, тонкий и узкий в плечах. Подробнее>>>

Сергей Васильевич Липутин

Один из членов организации Петра Верховенского, входящий в «пятёрку», а также один из убийц Шатова. Был пронырой и всезнающим плутом. После убийства успел уехать в Петербург, но за границу так и не отправился, по непонятной причине пустившись в загул, после чего был арестован.

Лямшин

Один из членов организации Петра Верховенского, входящий в «пятёрку», а также один из убийц Шатова. Во время убийства с ним случился припадок, а через несколько дней после убийства, рассказал обо всём полиции.

Толкаченко

Один из членов организации Петра Верховенского, входящий в «пятёрку», а также один из убийц Шатова. Ему около сорока лет и он и славился огромным знанием народа. Успел убежать в уезд, но был арестован.

Эркель

Молодой человек, один из членов организации Петра Верховенского, а также один из убийц Шатова. Был арестован.

Семён Егорович Кармазинов

Известный писатель, решивший в этом городе, на благотворительном бале Юлии Михайловне прочитать своё последнее произведение «Merci». Оно было плохо принято публикой, и он с позором ушёл со сцены.

Федька Каторжный

Скрывающийся от правосудия каторжник. Был готов на всё. Предлагал Николаю Ставрогину убить Лебядкиных, а когда тот отказался, то убил уже по приказанию Петра Верховенского, который хотел втянуть Николая в свою тайную организацию.

Отец Тихон

Эпизодический персонаж, именно перед ним исповедовался Николай Ставрогин перед самоубийством.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: