Трущобы и нищие углы бедноты фон романа «Преступление и наказание»: сочинение

Образ Петербурга в романе «Преступление и наказание» Достоевского

Парадный Петербург

Образ Петербурга в романе «Преступление и наказание» является одним из главных действующих лиц. Ленинград, Петербург, Петроград, Санкт-Петербург – величественный город мечты. Прошлое, настоящее и будущее нашей страны сливаются в нём воедино.

Великолепием дворцов Петербурга восхищались известные поэты и прозаики, его старались запечатлеть на своих полотнах художники, им любуются туристы, и гордятся жители. Совершенно в другом качестве предстаёт перед нами Северная столица на страницах замечательной книги Фёдора Михайловича Достоевского. Автор, умело пользуясь деталями городского пейзажа, помогает понять читателю внутреннее состояние своих героев, людей, принадлежащих к низшему слою общества.

Городские пейзажи Петербурга Достоевского

Начиная читать произведение, мы сразу окунаемся в душную а Петербурга Раскольникова. Бедный квартал, в котором обитает несчастный студент, вряд ли может служить вдохновением для творческого порыва. Узкие грязные улочки наполняют персонажи под стать главному герою. Неудивительно, что его появление среди прохожих в своём нищенском обличье не вызывает ни у кого удивления. Все трагические моменты из жизни героев связаны с описанием Петербурга в романе «Преступление и наказание».

Страшная бесчеловечная теория Родиона Раскольникова зарождается в распивочной на Сенной. Там же происходит его встреча с несчастным Мармеладовым, над бедой которого потешаются завсегдатаи. За грязным столиком состоялась странная беседа Раскольникова со Свидригайловым. Вонь, грязь, пьяные, равнодушные к чужой боли лица окружают главного героя. Город будто подталкивает Раскольникова к преступлению, усугубляет его болезненное состояние после убийства.

Бесцельно бродя по знакомым улицам и пытаясь забыться, Раскольников изнывает от июльской жары и пыли, задыхается от зловония сточных канав, так как «на улице жара стояла страшная, к тому же духота, толкотня, всюду извёстка, леса, кирпич, пыль и та особенная летняя вонь». В этом нищем квартале нет ничего, что радовало бы глаз изнурённого человека. Измученный герой мечтает о фонтанах, зелёных деревьях, о глотке свежего чистого воздуха. А беспощадный город продолжает наносить удар за ударом. На пустынной улице молодому человеку встречается юная пьяная девушка и преследующий её сытый господин. Трагическая участь раздавленного Мармеладова, сумасшедшая Вдова Катерина Ивановна, несчастные испуганные дети – это тоже картины описания Петербурга в романе «Преступление и наказание».

Здесь нет места талантливым архитектурным сооружениям, отсутствуют зелёные парки и сады, не встречаются на пути прохожего прохладные фонтаны.

Петербург в романе

Очень большое значение в романе имеет изображение Петербурга. У Достоевского это не город величественных дворцов и палат, фонтанов. Это город с черными лестницами, облитыми помоями, дворцами-колодцами, напоминающими душегубку, город облупленных стен, невыносимой духоты и зловония. В этом городе невозможно остаться здоровым, он душит и давит. Не случайно в его описании преобладает желтый цвет – символ болезни, нищеты, убожества жизни. Желтые обои и мебель в комнате старухи-процентщицы, желтая, «похожая на шкаф или сундук» каморка Раскольникова, дома окрашены в желто-серый цвет, желтоватые обои в комнате Сони, «мебель желтого отполированного дерева» в кабинете Порфирия Петровича, желтый цвет обоев в номере гостиницы, где остановился Свидригайлов. Желтый цвет усиливает атмосферу нездоровья, печали, вызывает чувство подавленности и угнетенности.

Очень часто события происходят вечером, на закате солнца. Солнце у Достоевского как символ тревоги, состояния предзнаменования, знак часа, когда совершаются роковые события. Желто-красный колорит как бы олицетворяет символ золота и убийства.

Идея Раскольникова органически связана с жизненными условиями, в которых он оказался: «На улице жара стояла страшная, к тому же духота, толкотня, всюду известка, леса, кирпич, пыль и та особенная летняя вонь, столь известная каждому петербуржцу, не имеющему возможности нанять дачу, – все это разом неприятно потрясло и без того уже расстроенные нервы юноши». Духота петербургских трущоб – неотъемлемая часть общей атмосферы безысходной атмосферы романа.

Существует связь и между мыслями Раскольникова и размерами его каморки, крошечной клетушки шагов шесть длиной, с желтыми, пыльными, отставшими от стены обоями и низким давящим потолком. Эта каморка – прообраз более грандиозной, но столько же душной «каморки» большого города. Не случайно Катерина Ивановна Мармеладова говорит, что на улицах Петербурга, словно в комнатах без форточек.

Картину тесноты, давящей скученности людей, ютящихся «на аршине пространства», усугубляет чувство духовного одиночества человека в толпе. Люди в этом безысходном мире объединены злорадством и нездоровым любопытством к несчастьям ближнего, относятся друг к другу с подозрением и недоверием. Мармеладов рассказывает Раскольникову историю своей жизни под пьяный хохот и язвительные насмешки посетителей распивочной; не раз сбегаются на скандал жильцы дома, в котором снимает квартиру Катерина Ивановна.

Раскрывая конфликт героев на фоне Петербурга, Достоевский выбрал не парадно-благополучную его часть, а ту, где совершается процесс жизни города. Петербург в романе – мертвенный, холодный, равнодушный к судьбе человека город: «необъяснимым холодом» веет на Раскольникова «от этой великолепной панорамы; духом немым и глухим полна была для него эта картина».

Картины нищего Петербурга в романе «Преступление и наказание» пронизаны глубокой болью за человека, жгучим чувством социального негодования. Облик романа «Преступление и наказание» определяют картины бедности, бесправия и безысходности. Жизненные тупики, одиночество приводят героев Достоевского к пьянству, преступлению, смерти. Герои романа мучительно сознают безысходность своего положения и жестокость окружающей их действительности. Петербург выступает как подстрекатель и невидимый участник преступления Родиона Раскольникова. В трактире вблизи Сенной он случайно слышит разговор студента и офицера о процентщице. В грязи, духоте, вони, под пьяные крики завязывается его трагедия. В трактире звучит исповедь Мармеладова, в трактире раскрывает душу Свидригайлов. На бульваре Раскольников встречает подвыпившую, опозоренную девочку. На улице истекает кровью чахоточная Катерина Ивановна, в приступе безумия заставляющая своих голодных детей плясать и кривляться перед прохожими. На улице затоптан лошадьми Мармеладов. На площади всенародно кается Раскольников.

Читайте также:
Раскрытие образа: Родион Раскольников и Наполеон: сочинение

В романе изображен центр торговли тогдашнего Петербурга – Сенная площадь, а также прилегающие к ней мрачные улицы и закоулки. Екатерининский канал Достоевский называет «канавой». Во времена Достоевского на Сенной площади находился главный рынок города, поэтому там всегда – с раннего утра и до позднего вечера – толпился народ. В двух шагах от Сенной находился Столярный переулок, известный тем, что там находилось большое количество кабаков.

Раскольников каждую ночь просыпается, когда пьяницы с криками расходятся из этих кабаков по домам. Ф.М. Достоевский хорошо знал район Сенной площади. Здесь жил он сам, и здесь он поселил героев своего романа. Вот Раскольников, возвращаясь к себе домой после мучительного сна в кустах на Петровском острове, направился к Сенной площади: «Было около девяти часов, когда он проходил по Сенной. Все торговцы на столах, на лотках в лавках и в лавочках запирали свои заведения или снимали и прибирали свой товар и расходились по домам, равно как и их покупатели. Около харчевен в нижних этажах, на грязных и вонючих дворах домов Сенной площади, а наиболее у распивочных, толпилось много разного и всякого сорта промышленников и лохмотников… Тут лохмотья не обращали на себя ничьего высокомерного внимания, и можно было ходить в каком угодно виде, никого не скандализуя». Раскольников – один из этой толпы. Проходя мимо торговцев нитками, тесемками и ситцевыми платками, он неожиданно для себя услышал разговор, из которого узнал, что «завтра, ровно в семь вечера», старуха-ростовщица «останется дома одна». Эта встреча с мещанином, его женой и Лизаветой – сестрой процентщицы – стала для него решающей.

В июльскую жару Раскольников бродит по улицам города: «На улице жара стояла страшная, к тому же духота, толкотня, всюду известка, леса, кирпич, пыль и та особенная летняя вонь, столь известная каждому петербуржцу, не имеющему возможности нанять дачу». Запахи из «канавы», из дворов, с помоек, пыль и духота – все это вызывает у Раскольникова «чувство глубочайшего омерзения» и делает его мысли еще более кошмарными.

В романе неоднократно упоминается Юсупов сад. Направляясь к старухе-процентщице и проходя мимо Юсупова сада, Раскольников «даже очень было занялся мыслью об устройстве высоких фонтанов и о том, как бы они хорошо освежали воздух на всех площадях. Мало-помалу он перешел к убеждению, что если бы распространить Летний сад на все Марсово поле и даже соединить с дворцовым Михайловским садом, то была бы прекрасная и полезнейшая для города вещь». Вероятно, Достоевский приписал Раскольникову собственные мысли, поскольку его очень волновала идея благоустройства города. В Юсупов сад любил заходить друг Раскольникова – Разумихин. Этот сад называет Раскольников в разговоре со Свидригайловым.

Деталями и сценами жизни Петербурга пронизан весь роман: «По старой привычке, обыкновенным путем своих прежних прогулок, он направился на Сенную. Не доходя до Сенной, на мостовой, перед молочной лавкой стоял молодой черноволосый шарманщик и вертел какой-то весьма чувствительный роман».

Бесцельно бродя по городу, Раскольников забрел в один из переулков: «Миновав площадь, он попал в переулок… Он и прежде проходил часто этим коротеньким переулком, делающим колено и ведущим в Садовую». Особенно его тянуло к этим местам, когда становилось тошно на душе, «чтоб еще тошнее было». Его одолевали мысли о том, как в обществе «обессмыслена человеческая жизнь, какой ужасной, позорной ценой приходится платить» за жалкое существование.

Таким образом облик города сливается с самыми черными мыслями Раскольникова, как будто специально для того, чтобы окончательно доконать его. В тесной и удушливой атмосфере узких улочек, в перенаселенных квартирах разворачиваются драматические события из жизни униженных и оскорбленных, жизни на позорных, унизительных для человека условиях. Глазами своего героя Достоевский воссоздает особое состояние мира, в котором право на существование покупается ценой постоянных сделок с совестью.

Если бы Сонечка Мармеладова не стала зарабатывать на жизнь «желтым билетиком» – умерли бы с голоду дети Катерины Ивановны. В той ситуации, в которой она оказалась, даже самоубийство исключено. Добро Сони по отношению к ближним требует зла по отношению к себе. Нравственная гармония в этих условиях недостижима, а стремление к ее немедленному осуществлению оборачивается бесчеловечностью. По словам Сонечки, например, Катерина Ивановна «не замечает, как это все нельзя, чтобы справедливо было в людях, и раздражается». Жизнь ставит героев в тупиковые ситуации, когда, с точки зрения логического ума Раскольникова, «безнравственным» становится само неукоснительное требование нравственности.

Читайте также:
Вопрос греха и добродетели в романе «Преступление и наказание»: сочинение

Сестра Раскольникова Дуня готова не задумываясь выйти замуж без любви за расчетливого и циничного дельца Лужина, чтобы помочь брату. Раскольников попадает в положение, аналогичное положению Сонечки. «Ясно, что теперь надо было не тосковать, не страдать пассивно, одними рассуждениями о том, что вопросы неразрешимы, а непременно что-нибудь сделать, и сейчас же и поскорее…» Таким образом жизнь не только не удаляет героя от обдуманного решения, а как будто специально, на каждом шагу наталкивает на него.

Материалы о романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»:

  • Биография писателя
  • История создания произведения
  • Сюжет и проблематика
  • Своеобразие произведения
  • Сны в романе
  • Мир героев «Преступления и наказания»
  • Критики о романе «Преступление и наказание» и творчестве Ф.М. Достоевского
  • Соня Мармеладова и Родион Раскольников в романе «Преступление и наказание»
  • Идея Раскольникова и ее крушение
  • Мир «униженных и оскорбленных» в романе «Преступление и наказание»

Перейти к оглавлению книги «Преступление и наказание» Ф.М. Достоевского. Краткое содержание. Особенности романа. Сочинения

Интерьеры квартир героев романа

Изображение Петербурга Достоевского становится исчерпывающим после посещения нами вместе с писателем жилищ героев романа. Приют Раскольникова – небольшая каморка, где еле-еле помещается стол, старый диван и шкаф. «Это была крошечная клетушка, шагов в шесть длиной, имевшая самый жалкий вид со своими жёлтенькими, пыльными и всюду отставшими от стен обоями…». Комната, похожая на гроб, превращает здорового юношу в маниакального злодея. Убожество квартиры Сони Мармеладовой навевает тоску и уныние. Девушка вынуждена снимать помещение неправильной уродливой формы, не имеющей даже самой необходимой мебели. Она «походила как будто на сарай…это придавало ей что-то уродливое». Хозяева квартиры такие же бедные обездоленные люди, как и она сама. Пожалуй, самым страшным зрелищем для читателя становится знакомство с условиями существования несчастной семьи Мармеладова. Уволенный со службы чиновник, его чахоточная жена Катерина Ивановна и малолетние дети ютятся в проходной комнате. Им некуда скрыться от табачного дыма, скандалов пьяных соседей, бесцеремонных гостей. Их жизнь протекает на виду у всех жильцов дома. Раскольников, войдя в квартиру чиновника, увидел «беднейшую комнату шагов в десять длиной». В ней «было душно… с лестницы несло вонью». Комната старухи – процентщицы, распивочная на Сенной, угол Дмитрия Разумихина – все эти помещения мало чем отличаются друг от друга. Убожество, нищета делают их похожими.

Чаще всего в описаниях интерьера и пейзажа Фёдор Михайлович Достоевский использует жёлтый и серый цвет. Они символизируют тоску и безысходность. В жизни людей, живущих в этом Петербурге, нет места любви, счастью и красоте. Каждый, кто вынужден обитать в квартале для бедноты, выйдя утром из своей жалкой квартиры, видит унылые лица, серые облупленные стены домов, разбитую мостовую и огромное количество вывесок, зазывающих в питейные заведения. Ноги сами несут человека в распивочную, где за копейки можно напиться, излить душу и забыться над стаканом.

Квартиры персонажей

В описании Петербурга Достоевского кратко стоит упомянуть квартиры персонажей романа. Ужасные условия жизни угнетают их и загоняют в тоску.

  1. Раскольников живет в небольшой каморке, что больше похожа на гроб. В тесном помещении с трудом поместился стол, старый диван и шкаф. Обои в нем были желтые и уже отставали от стен. Это помещение превратило здорового молодого человека в преступника. В таких доходных домах комнаты сдаются без кухни, потому их жителем негде готовить. Чаще всего хозяева обеспечивают жильцов едой. Раскольникову поначалу тоже давали обеды. Но потом он остался без них из-за долгов за квартплату.
  2. Жилище Сони вгоняет в тоску. Она снимает комнатушку странной уродливой формы, в которой отсутствует необходимая мебель. Ее комнатка походила на сарай. Владельцы дома были так же, как и она, бедными.
  3. Семья Мармеладова жила в самых ужасных условиях. Бывший мелкий чиновник вместе с больной женой и малолетними детьми жил в проходной комнате. Родион говорил, что комнатушка Мармеладова была длиной шагов в десять. Тут нельзя было скрыться от дыма табака, постоянных гостей и соседских криков. В комнате стоял душный воздух и доносилась вонь с лестницы.

Комната старухи, распивочная и другие места ничем не отличаются — нищета сделала их похожими друг на друга.

Нездоровый и раздражающий желтый цвет преобладает в описаниях как улиц города, так и интерьеров квартир. Повсюду одного цвета обои и мебель. Лицо у пьяного Мармеладова также желтое. Сочетание с серым символизирует безысходность и уныние. Именно такой является жизнь людей, описываемых Достоевским. В их повседневности нет места счастью, любви и другим прекрасным вещам. Жители бедных районов, ежедневно выходя из своих ужасных квартир, видят унылые пьяные лица, облупленные стены серых домов и распивочных. И тогда эти люди сами идут пить, чтобы забыться, решаются на преступления или занятие проституцией, совершают суицид.

Читайте также:
Рогожин - характеристика литературного героя: сочинение

В то же время «парадной» части города все это незнакомо. Жители красочного Питера совершенно другие. У них хорошая одежда, они всегда сыты и веселятся на балах. Этим людям нет дела до бедняков из другого Петербурга.

Влияние величественного города на его обитателей

Город, где ты живёшь, становится родным домом, любимой родиной. Не зря говорят в народе: «Дома и стены помогают». Там человек должен ощущать себя спокойным и защищённым. Героям романа не дано испытать это чувство. Читая роман Ф. М. Достоевского, мы знакомимся с Петербургом изнутри. Видим его глазами бесправного трудового человека «униженного и оскорблённого», задавленного нищетой. Великолепные дворцы, роскошные парки, блеск и сияние – парадная сторона города. Там прожигают жизнь богатые вельможи и красивые дамы. Мало кого из обитателей этих «роскошных палат» интересует судьба человека, обеспечивающего их сытую жизнь.

Писатель с болью в сердце рисует среду существования миллионов, которым «некуда больше идти». Условия их жизни подталкивают создавать безумные теории, совершать убийства, пьянствовать, заниматься проституцией. Трагедия их жизни разворачивается за стенами серых домов, на улицах великолепного знаменитого Петербурга.

Петербург Достоевского в романе «Преступление и наказание» заставляет задуматься о социальном неравенстве, царящем в современном писателю обществе. Равнодушный город – олицетворение равнодушия людей, которым нет никакого дела до голодающих сирот, больных женщин, безработных спивающихся мужчин, талантливых, но нищих студентов, продающих своё тело юных женщин.

Характеристика и описание образа Петербурга Достоевского пригодится учащимися 10 классов при подготовке доклада или написании сочинения по темам романа.

Трущобы и нищие углы бедноты фон романа «Преступление и наказание»

«Преступление и наказание» прочно устанавливает характерную форму Достоевского. Это первый у него философский роман на уголовной основе. Это одновременно и типичный психологический роман, отчасти даже и психопатологический, с весьма заметными следами полицейского романа-фельетона и «черного», или мрачно-авантюрного, романа английской школы. Но это прежде всего, как и первое произведение Достоевского, роман социальный, ставящий в гущу событий и под огонь диалектики большие и больные темы современной политической минуты. Длительный и углубленный самоанализ Раскольникова, его диспуты с Порфирием, Свидригайловым, Соней среди беспрерывной игры убийцы с полицейской и следственной властью – такова развернутая ткань «Преступления и наказания». Высокое искусство романиста сказалось в органическом сплетении этой основы с острейшими темами современной публицистики, превратившими уголовный роман в грандиозную социальную эпопею.

Весь обширный роман сосредоточен на единой теме, пронизывающей его сквозным действием. Все связано с центром и очерчено единым кругом. С первых же абзацев романа читатель узнает, что готовится убийство. На протяжении шести глав он весь во власти идеологических мотивов преступления и материальных приемов подготовки к нему. Сейчас же после убийства открывается сложнейшая по своему психологическому драматизму внутренняя борьба Раскольникова со своим замыслом, своей теорией, своей совестью и внешняя – с властью в лице сильнейшего противника Порфирия Петровича и отчасти полицейского.

В драму убийцы постепенно втягиваются окружающие, перед которыми он либо сам раскрывает свою тайну (Разумихин, Соня, Дуня), либо не в состоянии ее скрыть (Заметов, Свидригайлов, Порфирий Петрович). Три беседы со следователем – шедевр интеллектуального единоборства. Точное «психологическое» кольцо, которое невидимо и уверенно с первых же дней после убийства начинает очерчивать вокруг Раскольникова его неотразимый соперник в диалектике, уверенно и точно смыкается в грозовой вечер их последней, столь успокоительной по зачину беседы. Раскольникову остается только покориться логическому воздействию Порфирия и моральному влиянию Сони – он приносит повинную. Линия развития драмы нигде не прерывается и не переламывается побочными эпизодами. Все служит единому действию, оттеняя и углубляя его. Трагедия семейства Мармеладовых является сильнейшим аргументом к теории и действию Раскольникова, как и возникающий из письма матери «свидригайловский» мотив в судьбе сестры (власть над бедной девушкой ее хозяина), вскоре получающий в романе полное и глубокое развитие.

Образ Свидригайлова отнюдь не представляет собой самостоятельного вводного эпизода, он замечательно освещает судьбу и личность главного героя. Характерность персонажей тонко передается Достоевским и в речевых особенностях каждого. Иннокентий Анненский верно отметил стилистическую «канцелярщину» Лужина, ироническую небрежность Свцдригайлова и восторженную фигурность Разумихина. Нетрудно так же уловить саркастическую деловитость правоведа Порфирия и деланную вежливость чиновничьей речи Мармеладова, обильно уснащенной церковными славянизмами для выразительной живописи потрясающей истории его грехопадений и страданий. Если не самый словарь, то «словесный жест», интонационная система героев выявлены в романе с неизгладимым своеобразием. Рядом с образцами портрета и жанра роман дает шедевры городского пейзажа в описании «серединных улиц» столицы с их зловонием и пылью, деловым и ремесленным населением, распивочными и всякими иными низкопробными «заведениями».

В «Преступлении и наказании» внутренняя драма своеобразным приемом вынесена на людные улицы и площади Петербурга. Действие все время перебрасывается из узких и низких комнат в столичные кварталы. На улице Соня приносит себя в жертву, здесь падает замертво Мармеладов, на мостовой истекает кровью Катерина Ивановна, на проспекте перед каланчой застреливается Сви- дригайлов, на Сенной площади пытается всенародно покаяться Раскольников. Многоэтажные дома, узкие переулки, пыльные скверы и горбатые мосты – вся сложная конструкция большого города середины столетия вырастает тяжеловесной и неумолимой громадой над мечтателем о безграничных правах и возможностях одинокого интеллекта. Петербург неотделим от личной драмы Расколь- никова: он является той тканью, по которой рисует свои узоры его жестокая диалектика.

Читайте также:
Сцена венчания Настасьи Филипповны с Рогожиным: сочинение

При этой сложности внутренней тематики совершенно изумителен по своей цельности и полноте основной тон повествования. Он словно вбирает в себя все интонации и оттенки отдельных сцен и образов – столь разнородные мотивы Сони, Свидригайлова, Раскольникова, Мармеладова, старухи, – чтобы слить их воедино и постоянным возвращением к этим господствующим и сменяющимся темам сообщить роману как бы некоторое симфоническое звучание современного Петербурга, сливающее огромное многоголосие его подавленных рыданий и возмущенных воплей в единое и мощное целое раскольниковской трагедии.

«Бедные люди» в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»

Самая первая работа Достоевского, которая принесла ему известность, это роман «Бедные люди», в котором автор встает на защиту «бедного» человека – мелкого чиновника, волочащего жалкое существование, однако сумевшего при этом сохранить душевную доброту и благородство. Этот вопрос и дальше будет волновать Достоевского, и будет ведущим во всем творчестве писателя.

Не исключением стал роман «Преступление и наказание», где проблема «маленького человека» имеет огромное значение. Ведь вся жизнь и теория главного героя произведения неразделима с жизненными условиями, которые его окружают.

Роман Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» – это глубокая книга жизни обездоленных. Перед читателями разворачиваются картины жизненных страданий таких людей. Их существование протекает в грязных петербургских трущобах, где как раз живет, борется с нуждой, порождает теорию и совершает убийство Родион Раскольников. Автор приводит подробное и детальное описание его убогой, тесной и душной каморки. Эта крошечная комнатушка воссоздает атмосферу безысходности. Раскольников изображен автором как замечательный красивый юноша, который гармонирует с отвратительным и грустным колоритом ремесленного квартала лишь по средствам лохмотьев, в которые он одет.

Духота, теснота, скученность людей, вынужденных существовать в убогих квартирах, только усиливают чувство духовного одиночества в толпе. Все это, по мнению автора, делает людей еще более озлобленными, подозрительными и недоверчивыми. В таких условиях человек теряет способность к состраданию, и это ярко видно по реакции посетителей пивной на исповедь бедного Мармеладова. Чиновник ведет рассказ о страшной жизненной драме, которая постигла его семью. Душа умного, совестливого человека не может больше терпеть ежедневные унижения, безмолвно смотреть, как оскорбляют твою жену, видеть голодающих детей, знать, что дочь живет по желтому билету. Мармеладову ничего не нужно от слушателей, кроме сострадания, но и его он не получает.

Вообще, как раз на примере семейства Мармеладовых в значительной степени раскрывается тема «бедных» людей, их несчастной жизни в «сей великолепной и украшенной многочисленными памятниками столице». Создаваемая автором панорама Петербурга еще сильнее подчеркивает безысходность обитателей здешних трущоб, их нищету. Силуэты шикарных зданий оттеняют всю убогость комнат с оборванными обоями и дырявыми простынями.

Мир «бедных» людей в романе разнообразен. Автор в своем произведении также демонстрирует читателю женские судьбы. Так Катерина Ивановна предстает как совершенно измученная женщина, которая всеми силами пытается навести порядок в убогой квартирке и не знает, чем накормить изголодавшихся детей. А ее падчерица Соня, вынуждена идти на панель, чтобы хоть как-то помочь семье. Драматична судьба и сестры Раскольникова, красивой девушки Дуни, которая должна терпеть незаслуженные издевательства и позор. Судьбы женщин различны, но у всех есть общая черта – они искалечены, изломанны постоянной, безысходной нуждой, теми страшными жизненными условиями, в которых недостойны жить нормальные люди.

Данные примеры приводят к мысли о невозможности в таких жизненных реалиях подчиняться нормам общечеловеческой морали. Бедность и унижения подталкивают людей к нарушению правил и законов. В этом мире невозможно жить по общепринятым нравственным законам. Например, не решилась бы Сонечка Мармеладова жить по желтому билету, то умерла бы с голоду ее родня. Любовь к ближним отбирает у ее даже право на смерть. Соня убивает в себе личность, но все равно умудряется сохранить чистоту и высокую нравственность.

Дуня же готова пожертвовать собственным счастьем и пойти замуж за нелюбимого, но преуспевающего дельца Лужина, понимая, что обрекает себя на безрадостную и несчастливую жизнь. Но все чего она желает – избавить семью от нищенского существования, помочь брату получить образование.

Следовательно, несмотря на ужасные условия жизни, мир «бедных» людей не лишен благородства, любви, сострадания и великодушия. В своем произведении Достоевский не только жалеет и сочувствует обездоленным и униженным людям, а и восхищается их способностью сохранять замечательные человеческие качества в таких невыносимых жизненных условиях. И это не может ни радовать читателя, ведь автор вселяет в нас веру в возможность лучшего будущего. В будущее, где любовь, а не насилие, станет единственно возможным путем для достижения гуманного и справедливого общества. В этом, по-моему, и заключается глубокий смысл романа великого русского писателя.

Читайте также:
Мой Достоевский (размышления о прочитанном) 2: сочинение

Какова жизнь петербургской бедноты ( По роману Преступление и наказание )?

Раскройте данный вопрос по плану : а) семейство Мармеладовых; б) положение студента Раскольникова, его матери и сестры; в) пьяная девочка на бульваре; г) петербургские распивочные и улицыи и сестры; в) пьяная девочка на бульваре; г) петербургские распивочные и улицы

Достоевский с необыкновенной глубиной изображает весь трагизм жизни социальных низов — отверженных большого города. Именно бедственное положение семьи и его самого ставят Родиона Раскольникова на край гибели, толкают на совершение преступления. Герой не может терпеливо ждать и терпеть нужду, для того чтобы выучиться и лет через десять упорного труда занять приличное положение в обществе — за это время погибнут его мать и сестра. Человек отзывчивый и великодушный. Раскольников оказался в тупике, когда идти больше некуда. Продолжать прежнюю жизнь, быть молчаливым свидетелем унижения и нравственной гибели родных он уже не может. Ему необходимо непременно что-нибудь сделать или отказаться от жизни совсем. Достоевский показывает, что сама идея Раскольникова вытекает из тех жизненных условий, которые окружают героя, бедного студента, вынужденного существовать в «черепашьей скорлупе» своей каморки — крошечной клетушке шагов шесть длиной, с желтыми, пыльными, отставшими от стены обоями и низким давящим потолком. Это его жилище до боли напоминает и комнатку Сони, которая имела вид неправильного четырехугольника, что придавало ей уродливый вид. Все это пространство, состоящее из «ужасно острых» и «слишком безобразно тупых» углов, в которое втиснута жизнь героев, наиболее ярко отображает безвыходность той ситуации, в которую их поставило общество и выйти из которой они не в состоянии.

Именно в этой духоте узких улочек, в тесноте перенаселенных квартир разворачивается драма жизни таких униженных и оскорбленных людей, как семьи Раскольниковых и Мармеладовых. Здесь, в этом мире, право человека на существование покупается только ценой постоянных сделок с совестью. К этому миру, по словам

Д. И. Писарева, «неприложимы правила и предписания общепринятой житейской нравственности» .

На своеобразное преступление толкает нищета и безысходность и Соню Мармеладову. Автор открыто, без прикрас, показывает, насколько безжалостна жизнь к людям, сломленным горем и обездоленностью. Весь трагизм положения героини, вся боль за униженного человека, горькое разочарование в справедливости миропорядка звучат в словах Раскольникова: «Я не тебе поклонился, я всему страданию человеческому поклонился» , «Аи да Соня! Какой колодезь, однако, сумели выкопать! И пользуются.. . ко всему-то подлец человек привыкает!» . В отличие от Родиона, Соня готова свою участь «падшей» принять как «божий промысел» , искупительную жертву, принесенную ради будущего несчастных детей Катерины Ивановны. Готова пожертвовать собой и любимая сестра Раскольникова, Дуня, соглашаясь выйти замуж без любви за циничного дельца Лужина, с тем, чтобы помочь брату, дать ему возможность закончить университет. Таким образом, Родион попадает в положение, аналогичное положению Сонечки.

Достоверно, психологически тонко изобразил Достоевский все обстоятельства падения Сони. Нищета, мучения голодных детей и крики озлобленной мачехи толкают героиню на улицу. А Катерина Ивановна просто «не замечает, как это все нельзя, чтобы справедливо было в людях, и раздражается» . Предельная бедность, сиротство, постоянные попреки куском хлеба, пьяный отец и отчаянная безысходность образовали вокруг Сони замкнутый круг. Муки и повседневное унижение честной и беззащитной девушки невыносимо тяжелы, но выхода из создавшейся ситуации у нее нет. Однако у Сони, несмотря на ее покорность, очень сильный характер. Она руководствуется твердыми принципами, живет по законам сердца, не изменяя своей человеческой натуре. Совершенное ею преступление — преступление не над другими, а над собой. И решается она на это во имя любви к близким, принеся себя в жертву ради их жизни.

Сама история жизни Сонечки Мармеладовой, ее горькая судьба, так же, как и судьба Родиона Раскольникова, выступают в романе прямым обвинением все тому же миру насилия и эксплуатации. Не пойди Соня на свой отчаянный шаг, ее домочадцы умерли бы с голоду.

Три дороги Родиона Раскольникова. Топографический очерк

Путь Раскольникова в романе «Преступление и наказание»

Действие развертывается в предельно сжатые сроки (в течение девяти с половиной суток, не считая эпилога, где повествуется о событиях, происходящих спустя полтора года).

Главный герой романа – бывший студент юридического факультета Петербургского университета Родион Романович Раскольников. Он около трех лет в Петербурге, куда приехал из провинциального городка, где живут его мать и сестра. Отец умер. Мать и сестра, во всем себе отказывая, регулярно посылают ему деньги, чтобы он смог учиться в университете.

Еще в детстве Раскольников узнал о жестокости мира, испытал острое сострадание к «униженным и оскорбленным». Раскольников пошел на юридический не потому, что хотел стать юристом, как Лужин, а потому что хотел разобраться в проблеме преступления. Мать и сестра не понимают его, думая, что он сможет работать помощником Лужина. И ушел он из университета, скорей всего, не потому, что не мог себя содержать. Он – автор статьи «О преступлении». В статье он доказывал, что гений иногда, в случае необходимости, может совершить преступление. Раскольников считал себя гением. Свое преступление он потом «загладит тысячью добрых дел». Он и потом, после преступления, не находит ошибок в своих логических построениях и злится, что нервы не выдержали.

Читайте также:
О наружности Нежданова: сочинение

Мать полагает, что он оставил университет, так как не мог себя содержать из-за того, что она перестала ему помогать, а он потерял уроки. Последний раз она посылала ему деньги четыре месяца назад. Два месяца назад Раскольников узнал об унизительном положении сестры в доме помещика Свидригайлова, писал об этом матери, но ответа не получил.

Месяца полтора до преступления Раскольников познакомился с процентщицей Аленой Ивановной, отнес ей в заклад колечко сестры. Во время первого посещения старухи у него возникло отвращение к ней. Он решил, что если убить старуху и ограбить, а затем на ее деньги совершить тысячу добрых дел, то это было бы справедливо. Более месяца созревало его решение убить старуху, а после письма матери он понял, что медлить больше нельзя. Чтобы спасти сестру от Лужина, Раскольников окончательно решается на преступление. Раскольников давно, еще в своей статье, дал себе нравственное разрешение на это преступление. Он полагал, что все сможет сделать хладнокровно, не оставив улик, потому что задуманное убийство «зловредной вши», которая «чужой век заедает», – «не преступление». Он считает, что «все в руках человека». Больше всего он мучается вопросом, способен ли он на этот шаг. Уже целый месяц он вынашивает эту идею. Он полагает, что ради счастливого будущего человек может разрешить себе «перешагнуть через кровь». Главная мысль статьи Раскольникова – «разрешение крови по совести». Он называет свое преступление «новым шагом, новым собственным словом». На самом деле теория Раскольникова о «праве» сильного, о двух разрядах людей, условности моральных запретов не была «новым словом». Близкие идеи высказывались Максом Штирнером в его трактате «Единственный и его собственность» (1844), в книге Наполеона III «История Юлия Цезаря» (1865).

После письма матери он решил, что лучше он пожертвует собой ради своих близких. Но он лишь потом поймет, что они не примут такой жертвы.

Раскольников и до преступления был страшно одинок. Автор изображает трагизм одиночества героя. У Родиона глубокий конфликт с миром, но этого не понимают его близкие. Вместе с тем Раскольников не противопоставлен обществу, в котором живет. Он впитал его «яды и начала». Его душа – отражение этого мира. Поэтому так больна его душа.

Идея убить старуху охватывает Раскольникова, как страсть, от которой он не в силах освободиться. Достоевский показывает, что в подсознании человека глубоко скрыта страсть к преступлению, даже такому страшному, как убийство. В этой страсти все: стремление отомстить, восстановить справедливость, помочь себе и близким.

После преступления Раскольников пытается жить, как будто ничего не произошло, но у него не получается, он волнуется, у него дрожат руки, он срывается, выдает себя, боится, что его арестуют. С другой стороны, ему все время хочется признаться, кому-то рассказать о своем преступлении. В полицейской конторе ему вдруг захотелось признаться квартальному надзирателю Никодиму Фомичу, который произвел на него впечатление порядочного человека. После посещения Лужина, напомнившего ему о его бессмысленной жертве, он выходит на улицу в поисках хоть какого-нибудь выхода. Заходит в трактир «Хрустальный дворец», где встречает Заметова из полицейской конторы и фактически признается ему в убийстве. Постепенно крепнет решение пойти в контору и признаться. Но в это время гибнет чиновник Мармеладов, с которым он познакомился в распивочной еще до преступления. Раскольников понимает, что нужен семье Мармеладова, особенно его дочери Соне, и решает еще побороться.

Затем приезжают в Петербург мать и сестра. Приезжает Свидригайлов. Раскольникову необходимо продолжать бороться за себя, не сдаваться, потому что надо спасти Дуню от Лужина и Свидригайлова. Поэтому он ведет настоящий поединок со следователем Порфирием Петровичем, который подозревает Раскольникова. В конце концов Порфирий Петрович предлагает ему сделать явку с повинной, в противном случае он арестует его. Раскольникову ничего другого не остается, но даже на каторге он не раскаивается.

В романах Достоевского сюжет не главное. То, что Раскольников убил старуху и Лизавету, не главное. Главное – это те вопросы, которые ставит Достоевский. Вопрос о несправедливости мира, безусловно, основной. Суть не в том, что Раскольников убил. Суть в том, что у него не было другого выхода из его ситуации. Но и это тоже не выход. Суть не в том, что Катерина Ивановна послала Соню на панель. А суть в том, что другого выхода не было. Преступление – это поиски «исхода» из безысходного положения. Но потом, после убийства, выясняется, что мир – это не только «юдоль слез», страданий, с ним можно вполне примириться. После преступления он начинает ценить жизнь, готов жить «на аршине пространства».

Читайте также:
Достоевский Ф. М. Гениальность писателя неоспорима: сочинение

Другая проблема романа: можно ли построить счастливое будущее, если для этого надо убить никому не нужную и вредную старушонку? Об этом говорят в трактире офицер и студент. Раскольников и ставит такой эксперимент.

Раскольников уже прошел разные пути. Например, путь альтруизма, когда еще учась в университете, помогал своему больному товарищу, а затем, когда тот умер, его отцу. Потом он стал искать другие пути борьбы со злом. Разные герои романа представляют разные пути: путь Свидригайлова, Лужина, Сони.

Перед Раскольниковым в его ситуации открываются разные возможности в российской действительности того времени. С большим трудом закончив университет, стать юристом и работать в лучшем случае в адвокатской конторе под началом Лужина. Такой путь видят для него мать и сестра. Но читателю трудно представить Раскольникова в этой роли. Или есть другая возможность существования: переводить пустые статьи с немецкого, которые закажет издатель, например, «Человек ли женщина», как это делает энергичный, предприимчивый Разумихин. Можно спиться, как Мармеладов. Можно погрузиться в разврат, как Свидригайлов. Можно убить и ограбить старуху-процентщицу. Ни один из этих путей для Раскольникова неприемлем. В конце романа автор предлагает Раскольникову утопический выход. Но на самом деле у Раскольникова нет выхода.

Для того, чтобы вынести преступление, надо быть подлецом, надо лгать, надо согласиться на то, чтобы вместо тебя засудили Миколку, чтобы за тобой, преступником, ухаживал Разумихин и покрывал тебя, обманывать мать и сестру – всего этого и не выдерживает Родион.

После преступления перед Раскольниковым тоже открываются разные пути: забыться в вине и разврате; покончить с собой, стать подлецом, как Лужин; пойти признаться в контору. В конце концов он склоняется к последнему решению, но его осуществлению помешала сначала гибель Мармеладова, затем приезд матери и сестры.

Достоевский так построил роман, что все виноваты в преступлении Раскольникова, даже его мать и сестра. И Соня косвенно. Ведь рассказ Мармеладова тоже подтолкнул его к убийству.

Еще до убийства он решил, что пойдет к Соне, расскажет ей обо всем, она поймет, она такая же грешница. А она требует, чтобы он сознался в преступлении и, следовательно, пошел на каторгу.

Если бы теория Раскольникова восторжествовала, она бы привела к разобщению людей, к войне всех против всех, которая снится ему в эпилоге. Только после этого сна он окончательно отказывается от своей теории.

Раскольников полюбил Соню в остроге, и это в какой-то степени напоминает то, как Онегин влюбился в Татьяну именно на балу, где она была первой, все ей улыбались и кланялись. Арестанты тоже полюбили Соню, она была для них идеалом.

Человек спасается только любовью, то есть если он любил кого-нибудь в жизни. В этом смысле любовь спасла Раскольникова. Онегина тоже спасает любовь. Если Раскольников смог полюбить Соню, то он спасен. Пьяница Мармеладов, который перед смертью нес сахарного петушка детям, тоже спасен.

Источник: Тусичишный А.П. Русская литература второй половины XIX века — М. : ФЛИНТА, 2013

Сочинение: Жизнь Раскольникова в романе «Преступление и наказание» (Ф. М. Достоевский)

(422 слова) Родион Романович Раскольников – центральный персонаж книги Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание». Его жизнь стала основой сюжета, волнующего читателя по сей день. Поэтому для понимания романа важно знать, как жил его главный герой.

Он приехал в Петербург учиться на юриста, но бросил учёбу из-за нехватки денег. Молодой человек еле сводил концы с концами, жил в маленькой коморке, за которую уже было нечем платить. «Удрученный бедностью», он погрузился в мрачные мысли. Родион придумал собственную теорию, суть которой схожа с теорией «наполеонизма» — все люди разделены на два класса. Одни идут по головам, меняя мир. Другим же не под силу совершать такие вольные деяния. Родион хотел понять, к какому классу относится он сам, убив зловредную старуху-процентщицу. После одной из «проб» своего злодеяния он познакомился с пьяницей Мармеладовым, который пропил все достояние семьи. Узнав о том, как его дочь Соня «пошла по желтому билету» ради спасения сварливой мачехи и ее детей, герой уверовал в правильность своих мыслей. После этого все жизненные обстоятельства как будто подталкивали его на убийство. Например, Дуня, сестра юноши, собралась выходить замуж за богатого Лужина ради того, чтобы обеспечить брату успех. Он понял, что не должен допустить этого, и спасение видел в преступлении. Потом он услышал, как студент доказывает офицеру, что Алену Ивановну необходимо убить, чтобы направить ее деньги на благое дело. И вот случайно он узнал, что в семь часов старуха останется совершенно одна. Убийца пришел под видом клиента и ударил её топором по голове. Родион начал быстро хватать какие-то вещи, как вдруг в дверном проёме появилась Лизавета, сестра старухи. Раскольников убил ее и скрылся со своей добычей.

Читайте также:
Характеристика образа Разумихина и Лебезятникова: сочинение

После совершения убийства юноша бродил по городу, не мог найти себе места, а украденные вещи так и не пошли во благо. У него началась лихорадка, он всё время думал о совершённом преступлении: «Я не старуху убил… я себя убил». Родион рассказал о своём злодеянии Соне Мармеладовой, она ему отдала свой крест и посоветовала сознаться в убийстве. После выяснения всех обстоятельств Родиона Раскольникова сослали в Сибирь на восемь лет. Там он начал переосмысливать свою жизнь и понял, что встал на неправильный путь еще тогда, когда придумал свою теорию, и из-за этого совершил большой грех. В Сибирь за ним следом поехала Соня. У них есть шанс начать новую жизнь после того, как Родион закончит отбывать наказание.

Жизнь Родиона показала читателю подноготную буржуазного общества в России шестидесятых годов. Пока одни люди безнаказанно попирали других и не чувствовали вины, другие соблазнялись их хладнокровным насилием и повторяли то же самое в трущобах Петербурга, пытаясь вылезти из нищеты. Автор же показал, в какую пропасть ведет человечество такой бездуховный уклад жизни.

Многомудрый Литрекон надеется, что его краткое сочинение-рассуждение сослужит Вам верную службу, но если этого не произошло, напишите причину в комментариях.

Никодим Фомич — квартальный надзиратель: сочинение

  • « первая
  • 186
  • 187
  • 188
  • 189
  • 190
  • . . .
  • последняя (198) »

С. 58. Он бежит подле лошадки — он видит, как ее секут по глазам… — Эти строки перекликаются со стихами Некрасова на ту же тему: «и по плачущим, кротким глазам» (из цикла «О погоде», ч. II — «До сумерек», 1859). Достоевский вспоминает эти стихи позднее в романе «Братья Карамазовы» (ч. 2, гл. IV, «Бунт»). Близкий мотив встречается также у В. Гюго («Меланхолия», 1846; опубл. — 1856).

С. 61. …К-ного переулка… — Конного переулка (ныне — переулка Гривцова).

С. 64. …Лизавета, по крайней мере, восьми вершков росту… — Рост человека обозначался в вершках сверх двух аршин (вершок — 4,44 см. аршин — 71 см.).

С. 73. Юсупов сад — по Садовой ул., против Екатерингофского проспекта (ныне — проспект Римского-Корсакова); назван так по имени бывшего владельца.

С. 73. «Так, верно, те, которых ведут на казнь, прилепливаются мыслями ко всем предметам, которые им встречаются на дороге»… — Эти чувства были знакомы самому Достоевскому. «Из окон кареты, когда везли на Семеновский плац, я видел бездну народа…» — писал он М. М. Достоевскому из Петропавловской крепости 22 декабря 1849 г. Психология приговоренного к смертной казни глубоко волновала писателя. В 1860 г. в журнале «Светоч» M. M. Достоевским был опубликован перевод рассказа В. Гюго «Последний день приговоренного к смертной казни». Достоевский считал это произведение Гюго шедевром — самым реальнейшим и самым правдивейшим произведением из всех им написанных (см.: «Кроткая», 1876). Герой рассказа Гюго по дороге на казнь «прилепливается мыслями ко всем предметам», обращает внимание на вывески и толпу. «Несмотря на туман ничто из происходящего вокруг меня не ускользнуло из моего внимания Глазами я машинально читал лавочные вывески» (Светоч. 1860. № 11–12. С. 316–317. Ср.: Гюго В. Собр. соч. М., 1953., Т. 1. С. 291–292).

С. 77. Финифть — эмаль. Широкое хождение имели финифтяные изделия, изготовляющиеся в Ростове Великом.

С. 91. Хожалый — рассыльный; в данном случае — служитель при полиции.

С. 94. …всем нам манкируете… — относитесь без должного уважения (от франц. manquer).

С. 96. …ганц фортепьян — ему зейн рок изорваль — ман мус — гедрюкт будет… — Ганц (нем. ganz) — весь; зейн рок (нем. sein Rock) — его сюртук, пиджак; здесь: фрак; ман мус (нем. man muß) — должно; гедрюкт (от нем. drücken) — будет напечатан.

С. 97. Это был сам Никодим Фомич, квартальный надзиратель. — В июне 1865 г. Достоевский получил повестку явиться в контору третьего квартала Казанской части (Столярный переулок) по делу о назначенной ему описи имущества за неплатеж по векселям. Повестка была подписана квартальным надзирателем Макаровым. Представляется вероятным, что прототипом Никодима Фомича в романе был тот надзиратель, который улаживал дело Достоевского.

С. 98. …будируя. — Сердясь (от франц. bouder).

С. 104–105. …выходя с В-го проспекта — заметил он большой неотесанный камень… — « Ф. М. в первые недели нашей брачной жизни, гуляя со мной, — вспоминает жена писателя, — завел меня во двор одного дома и показал камень, под которым его Раскольников спрятал украденные у старухи вещи. Двор этот находится по Вознесенскому проспекту, второй от Максимилиановского переулка, на его месте построен громадный дом, где теперь редакция немецкой газеты. На мой вопрос, зачем же ты забрел на этот пустынный двор? Федор Михайлович ответил: А за тем, за чем заходят в укромные места прохожие». (Примеч. А. Г. Достоевской).

Читайте также:
Христианские мотивы и образы “Преступление и наказание”: сочинение

С. 108. «Confessions» — «Исповедь» (франц.) — автобиографическое произведение Жан-Жака Руссо (1712–1778), написанное в 1770-х годах и изданное посмертно (1782–1789). В 1865 г. в переводе Ф. Г. Устрялова вошла в издание «Классические иностранные писатели в русском переводе» (СПб. Ч. 1–4).

С. 108. Руссо в своем роде Радищев — то есть демократ, революционер-просветитель. Так оценивали общественные взгляды Руссо в частности Н. Г. Чернышевский и Д. И. Писарев.

С. 109. Тем промышляют… — В газетах того времени нередко рассказывалось о петербургских бедняках, промышлявших тем, что они нарочно бросались под колеса экипажа, чтобы получить вспомоществование по увечью.

С. 109. Головка — женская головная повязка.

С. 114. Я вот, изволите видеть, Вразумихин; не Разумихин, как меня все величают, а Вразумихин… — Фамилия Разумихина также подчеркивает принадлежность друга Раскольникова к кругу демократического студенчества 1860-х годов с присущей последнему высокой оценкой разума, противопоставленного авторитету.

С. 115. …купца Вахрушина знает! — Подразумевается, очевидно, купец Бахрушин, имя которого было широко известно в Москве.

С. 115 …он только так — опять вояжирует. — Здесь в смысле: грезит, блуждает в царстве снов (от франц. voyager).

С. 118. Харламова дом — вовсе и не Харламов дом, а Буха… — Дом Харламова находился в Конном переулке близ Сенной. В доме Буха по Екатерининскому каналу находился судебный участок.

С. 118. Авенантненькая — приятная, привлекательная (от франц. avenante).

С. 119. …господин Чебаров, надворный советник и деловой человек. — За этим слегка измененным именем скрывается реальный прототип — поверенный издателя Достоевского Ф. Т. Стелловского Бочаров (см. о нем письмо Достоевского к В. И. Губину, 8 (20) мая 1871 г.).

Поверенный Стелловского Иван Петрович Бочаров был воспитанником императорского училища правоведения, выпуска 1840 г. В 1867 г. он вел дело Ф. Стелловского с сестрой М. И. Глинки, Л. И. Шестаковой, по поводу издания музыкальных сочинений Глинки. И. П. Бочарову принадлежит сборник стихотворений (СПб., 1841), где есть

Ф. М. Том 1, стр. 8

Лицо свидетельницы вдруг приняло совсем детское, обиженное выражение, из ясных глаз без малейшей задержки потекли крупные слезы.

— Алена Ивановна… на полу. — Лизавета всхлипнула. — Рученьку вот этак вывернула. Глаз открытый, смотрит. Думаю, куда это она смотрит-то, чего это она на полу-то.

— Ничком, что ли, лежала? — быстро перебил пристав.

Женщина шмыгнула носом, непонимающе глядя на чиновника, но на этот вопрос мог ответить Александр Григорьевич:

— Так точно, ничком, одна рука вперёд вытянута, и голова вот этак вот повёрнута. А глаз, точно, открыт.

Порфирий Петрович спросил и затаил дыхание, потому что беседа подобралась к самому важному месту.

— Гляжу — красное у ней в волосах, вот тут, — показала Лизавета на свой перевязанный затылок. — «Алена Ивановна, говорю, что это вы? Упали? Зашиблись?» На кортки присела, хотела помочь. Вдруг шорохнуло сзади…

Она снова заплакала, но теперь одними лишь слезами, без всхлипов. Надворный советник терпеливо ждал.

— Хочу обернуться, а не могу — страшно…

— Так и не обернулись? — тоже со страхом прошептал Порфирий Петрович, но уж и сам знал, каков будет ответ.

— А потом удар, темнота, и очнулись в больнице. Так что ли-с?

Пристав в сердцах хлопнул себя по колену и вскочил.

Свидетельница в испуге смотрела на него снизу вверх. Робко кивнула.

— Пустое-с! Всё пустое-с! — с тоскою приговаривал надворный советник, поднимаясь по лестнице большого мрачного дома, выходившего одной стороною на Екатерингофский проспект, а другой на канаву. — А главное, так и чувствовал, что никакой потачки в этом деле мне не будет-с. Интуиция-с. Знаете такое слово?

— От латинского intuitio, что означает «постижение истины, неопосредованное логикой», — блеснул Заметов, показывавший дорогу. — Вот здесь, в третьем этаже ремонт, маляры работают. А в четвёртом одна квартира пустая, в ней чиновник Люфт проживал, на прошлой неделе съехал, так что на площадке Шелудяковы остались одни.

— И про это он, вероятно, знал-с.

Порфирий Петрович остановился перед приоткрытой дверью, из-за которой доносились голоса.

— Кто «он», ваше высокоблагородие? — не понял письмоводитель.

— Преступник-с. И про съехавшего немца, и про Лизавету с её «семым часом». Про захворавшую куму единственно-с лишь не знал. Хоть это обнадёживает, всё-таки не вездесущий сатана, а тленный человек-с.

Вздохнув, надворный советник нажал медную кнопку звонка. Колокольчик, в самом деле, как и говорила свидетельница, издал какой-то брякающий, надтреснутый звук.

Не дожидаясь отклика, вошли.

В квартире, невзирая на поздний час, было светло — июльское солнце ещё не спустилось за крыши.

— А-а, привели? — оглянулся на письмоводителя квартальный надзиратель, седоусый капитан с добродушным лицом в мелких красных прожилках. — Что-то долгонько вы, Порфирий Петрович.

Коротко и как бы рассеянно объяснив причину задержки, следственный пристав быстро завертел во все стороны своею замечательно круглой головою. На лежавший у стола труп пока нарочно не смотрел — приглядывался к обстановке, впрочем, нисколько не примечательной.

Читайте также:
Раскольников и Соня в романе Ф. М. Достоевского Преступление и наказание: сочинение

Небольшая комната с жёлтыми обоями, геранями и кисейными занавесками на окнах. Мебель, вся очень старая и из жёлтого дерева, состояла из дивана с огромною выгнутою деревянною спинкой, круглого стола овальной формы перед диваном, туалета с зеркальцем в простенке, стульев по стенам да двух-трех грошовых картинок в жёлтых рамках, изображавших немецких барышень с птицами в руках, — вот и вся мебель. В углу перед небольшим образом горела лампада. Все было очень чисто: и мебель, и полы были оттерты под лоск; все блестело. Ни пылинки нельзя было найти во всей квартире. «Это у злых и старых вдовиц бывает такая чистота», — отметил про себя надворный советник и с любопытством покосился на ситцевую занавеску перед дверью во вторую, крошечную комнатку, где виднелись постель и комод. Вся квартира состояла из этих двух комнат.

— Спальня? Так-так-с, — промурлыкал сам себе Порфирий Петрович, заглянув в соседнее помещение.

То была крошечная комната с огромным киотом образов. У другой стены стояла большая постель, весьма чистая, с шёлковым, наборным из лоскутков, ватным одеялом. У третьей стены был комод с выдвинутыми и отчасти даже вывернутыми ящиками. Из-под кровати торчал раскрытый сундук, вкруг которого на полу валялись какие-то свёрточки и кулёчки. Порфирий Петрович поднял один, прочёл надпись на бумажке «7 июня, студ. Линчуков, 3 р. 25 к., 1 мес».

— Это она заклады сюда складывала, — пояснил надзиратель Никодим Фомич. — Целая бухгалтерия. Видите — число, имя закладчика, сумма, срок.

Пристав покивал, пошарил по ящикам комода под бельём и достал оттуда изрядный пук кредиток, перетянутый красненькой лентой. Покачал на руке, передал квартальному.

— Пересчитайте-с. — И продолжил поиск.

Просмотрел какие-то бумажки, извлёк потрёпанную тетрадку и с чрезвычайным вниманием в неё уткнулся.

— Три тысячи сто двадцать пять рублей, — доложил Никодим Фомич. — Не нашёл, видно. И из сундука лишь немного прихватил, с самого сверху. Там в свёрточках не только дрянь. Золото есть, прочие ценные вещички. Спугнули его, что ли? Лизаветиного прихода напугался? Запросто мог бы, после сестры-то, сюда вернуться и остальное добрать.

— Загадка-с, — признал Порфирий Петрович, суя тетрадку в карман и все вертя головой по сторонам. — Что орудие убийства?

Закончив осмотр, наконец, подошёл к мёртвому телу.

Старуха лежала в точности, как описал Заметов: ничком, выворотив одну выброшенную руку. Открытый глаз мерцал стеклянным блеском. Крови на затылке было немного, она запеклась под жиденькой, скрученной в баранку седой косичкой.

Надворный советник набрал полную грудь воздуха и зажмурившись полез пальцами в рану. Лицо его сделалось бледным, однако руку Порфирий Петрович убрал нескоро.

— Прямоугольный пролом… Вершка полтора на три четверти… — сообщал он, с каждым мгновением все больше бледнея. На лбу выступили капли. — Пожалуй, обух небольшого топорика… Удивительной силы удар. Как это Лизавете свезло?

Наконец выпростал пальцы, мельком поглядел на них и покривился.

— Эй, умыться его высокоблагородию, — велел квартальный одному из солдат (полицейских в квартире кроме начальника было ещё четыре человека).

Тщательно выполоскав загрязнившуюся руку в тазике и чистя специальной щёточкой ногти, надворный советник резюмировал:

— Удобнейшая вещь для убийства — топорик. Под мышкой какую-нибудь петельку или лямочку соорудил, подвесил, и под одеждою не видно-с. А выхватить можно в секунду.

Он показал, как можно выхватить из-под мышки топор и ударить сверху вниз.

— По макушке, — задумчиво протянул Порфирий Петрович. — Сзади-с. Отсюда что следует?

— Что? — спросил капитан.

А то, что убитая преступника не опасалась, так что сама в комнаты провела, да ещё спиною к нему оборотилась. И во-вторых-с, что он росту выше среднего, ибо бил сверху и пришлось прямо в маковку. Людей по лестнице и во дворе опросили-с? Никодим Фомич приосанился:

— Как же, первым делом. Никто ничего.

— Чуяло сердце, чуяло, — жалобно молвил надворный советник. — С самого начала, как только господина Заметова увидел. Единственно вот что… — Он повернулся к письмоводителю. — Александр Григорьевич, душа моя, не в службу, а в дружбу. Вы все имена и сведения с бумажечек, в которые заклады-то обернуты, перепишите к себе. А после милости прошу ко мне на квартиру. Полночь, заполночь — неважно-с. Нам теперь все одно не спать. Господин капитан, одолжите мне письмоводителя вашего в помощники? Очень уж толковый юноша.

Александр Григорьевич зарозовел от удовольствия и посмотрел на квартального с надеждою и страхом — не откажет ли. Но Никодим Фомич улыбнулся в усы и успокоительно подмигнул:

— Что ж, пускай. Скучно, поди, штаны в конторе просиживать.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: