Уроки Достоевского по роману Преступление и наказание: сочинение

Примеры сочинений по направлению «Преступление и наказание – вечная тема»

Собираем самые различные примеры сочинений, которые можно использовать при подготовке по направлению «Преступление и наказание – вечная тема» к итоговому сочинению в 2021-2022 учебном году.

Все примеры имеют статус “ЗАЧТЕНО” и могут использоваться как образцы. В конце каждого сочинения приведены рекомендации от эксперта – что можно улучшить.

Все работы написаны и проверены в рамках проекта https://vk.com/ege100ballov рубрика ИТОГ ЭКСПЕРТА https://vk.com/topic-10175642_47983604

  • Примеры по другим направлениям 2021-2022
  • Литература, примерные темы и как раскрыть «Преступление и наказание – вечная тема» + всё остальное здесь

Примеры по направлению «Преступление и наказание – вечная тема»

Сочинение №1

В чем различие между ошибкой и преступлением? Направление «Преступление и наказание»

Автор сочинения – Бутрова Юлия Сергеевна

Всем людям свойственно совершать ошибки, это неотъемлемая часть человеческой жизни. Ошибки дают нам опыт, на них человек учится. Они могут быть мелкими и незначительными, как например, неверно решенная задача по математике, а могут быть и роковыми. К роковым ошибкам можно отнести преступление. Будь то мелкая кража или покушение на человеческую жизнь, это обязательно отразится на будущем преступника. С точки зрения ошибки, такое деяние будет считаться нарушением моральных норм и повлечёт за собой угрызения совести и социальные санкции, в виде неодобрения обществом данного поступка, а с точки зрения преступления, за любое правонарушение предусмотрена юридическая ответственность – ответственность перед законом. Не все ошибки являются преступлениями, но многие преступления совершаются по ошибке. За доказательствами обратимся к художественной литературе.

Одним из наиболее ярких примеров служит психологический роман Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание». Главный герой – Родион Раскольников совершает преступление, убивает старуху-процентщицу. Главной причиной этого убийства стала теория, которую выдвигал Раскольников. Всех людей он делил на два разряда: обыкновенные, они же «твари дрожащие», и необыкновенные – «право имеющие». Главным предназначением обыкновенных было продолжение человеческого рода, а необыкновенным была уготована особая роль, они могли управлять миром, и им разрешалось преступать закон. Раскольников ошибочно отнес себя к разряду «право имеющих» и совершил преступление, за которое ему были уготованы и муки совести, и ответственность перед законом. Эта ошибка стала для него роковой, к прежней жизни он вряд ли уже вернулся, ведь теперь всю жизнь его преследовали мысли о содеянном. В этом произведении мы видим яркий пример того, как человек по ошибке совершил преступление, которое очень сильно повлияло на его будущее.

В произведении А.С. Грибоедова «Горе от ума» говорится о том, как легко можно совершить ошибку. Молодая и наивная Софья Фамусова впервые влюбилась, ее чувства настолько сильны, что ничего вокруг она не замечала. Не замечала и того, что Молчалин, ее избранник, лишь использовал девушку для корыстных целей. Софья была дочкой дворянина, семья Фамусовых богатая и хорошо известная в высшем свете. Молчалин за счет брака с Софьей хотел продвинуться по служебной лестнице, вот только девушка этого не замечала, искренне верила в его любовь. В это время за ней ухаживал Чацкий, который по-настоящему был влюблен, но Софья предпочла ему другого, в котором очень сильно ошибалась. Молчалин не любил ее, он любил Лизу, работавшую в доме Фамусовых служанкой. Софья до последнего верила любимому и любовь закрывала ей глаза, но в конце всё же девушка поняла, что совершила огромную ошибку. Но эта ошибка научила Софью слепо не доверять людям, и послужила опытом, который обязательно пригодится в дальнейшей жизни.

Таким образом, можно сказать, что ошибки оказывают на человека больше положительное влияние, благодаря внутреннему контролю человека – совести, ошибки после всех переживаний и раздумий становятся лишь опытом, человек учится на них, и в дальнейшем в подобной ситуации знает как правильно поступить. Преступления положительного влияния не оказывают никогда, ведь преступление это всегда вред, нанесенный кому-либо, моральный, физический или материальный. Преступление на всю жизнь останется тяжким грузом лежать на душе человека, его невозможно взять и забыть.

ИТОГ: зачет

Рекомендации

Юля, умница! Обратите внимание на пунктуационные недочёты: на экзамене по русскому языку они могут дорогого стоить. В целом же могу посоветовать следующее:

  • Если тема сформулирована назывным предложением (как в нашем случае), то лучше самостоятельно формулировать вопрос по теме и давать на него чёткий ответ. Тогда тема будет раскрыта на 100%. Здесь Вы это делаете не вопросом, а общими рассуждениями.
  • Старайтесь перед примерами-аргументами писать чёткий тезис (ответ на поставленный вопрос), а затем приводить пример.
  • Примеры, которые Вы подобрали, хорошие, удачные. Содержание неплохое, обратите внимание вынесенные ошибки, на речевые недочёты и фактические неточности.

Желаю удачи! Практикуйтесь, всё обязательно получится!

Видеоурок по аргументам и темам по этому направдению

Сочинение №2

В чем различие между ошибкой и преступлением? Направление : Преступление и наказание

(Автор сочинения – Тульская Диана Владимировна)

В чём различие между ошибкой и преступлением? Каждый из нас хотя бы раз в жизни совершал ошибку, потому что без промахов, неверных выборов , проступков прожить довольно сложно. Все люди ошибаются, кто-то – чаще, кто-то – реже, но ошибки в отличие от преступлений можно исправить, с их помощью можно получить опыт, чему-то научиться. Преступления, в свою очередь, неисправимы, необратимы и ужасны, они совершаются намеренно и несут опасность для общества.

Обращусь к произведению Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание», главный герой которого совершил преступление. Родион Раскольников, бедный студент, живущий в Санкт-Петербурге. В его голове создаётся целая теория , в которой он делит людей на «право имеющих» и «тварей дрожащих». Суть теории в том, что есть люди, которые имею право совершать преступления во имя великих целей, ведь именно они и меняют этот мир. Другая же категория людей – те кто должны подчиняться. Главный герой хочет проверить, к какой части общества он относится, поэтому идёт на преступление и убивает старушку -процентщицу, к убийству которой он основательно готовится. Раскольников также убивает свидетеля его злодеяния, сестру старухи. Данное преступление нельзя никак оправдать. Его нельзя приравнять к ошибке, так как оно забрало жизни двух людей. И, несмотря на то, что главный герой раскаивается на каторге, ничего уже не исправить. В этом и отличие преступления от ошибки.

Читайте также:
Наказание Раскольникова: сочинение

Другой пример можно привести из произведения А.С. Пушкина «Капитанская дочка». Пётр Гринёв, юноша, которого отец отправляет на службу, для того, чтобы тот повзрослел и получил опыт. Местом службы Петра была Белогорская крепость, дорога туда предстояла не близкая. Во время поездки Пётр напился и проиграл очень большую сумму денег. Позже он осознал свою ошибку, его отношение к жизни поменялось. Примером ещё одной ошибки является доверие Гринёва к сослуживцу, с которым он познакомился в крепости. Поначалу Алексей показался ему довольно хорошим человеком, но впоследствии Швабрин начал высмеивать Гринёва, устроил дуэль, потому что хотел убрать его с пути завоевания Маши. Таким образом, главный герой совершил ошибку, и не одну. Но они не привели к каким-то критическим последствиям. Пётр смог извлечь из них жизненные уроки и измениться.

Так в чём же разница между ошибкой и преступлением? Преступление – это плохой поступок, совершенный намеренно, который несёт за собой большие последствия, приносящие людям и самому преступник вред. Ошибки – это проступки, маленькие оплошности, которые можно попытаться исправить, из них можно извлечь жизненный опыт.

ИТОГ: зачтено

Рекомендации

По всем критериям получен зачёт. Сочинение написано на достойном уровне.

Рекомендую не торопиться и внимательнее вычитывать черновик. Следует обращать внимание на логику в тезисе, микровыводах и выводе. На экзамене нужно быть особенно внимательной: там Вас не исправит редактор Ворда)

Благодарю за ответственность в самоподготовке. Удачи на экзамене!

Сочинение №3

Почему некоторые люди переступают моральные нормы и совершают преступления? Иногда человек верит, что любое деяние можно оправдать благой целью. Он находится в плену распространённого заблуждения, согласно которому для достижения цели хороши любые средства. Некоторые люди совершают преступления непреднамеренно, не вполне отдавая себе отчёт в том, что они делают. Конечно, всегда случаются ситуации, когда человек сознательно становится отступником и даже не испытывает угрызений совести. Причин может быть достаточно много. Рассмотрим некоторые из них на примере произведений художественной литературы.

Главный герой романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» желает ценой одной жизни сделать как можно больше благородных дел. На самом деле Родион Раскольников обманывает самого себя: после совершения преступления он так и не смог воспользоваться деньгами старухи-процентщицы. В первую очередь герой хотел проверить собственную теорию, позволяющую делить людей на «тварей дрожащих» и «право имеющих». Раскольников считал, что сильным личностям позволено распоряжаться чужими судьбами. Однако ни одно преступление не должно оставаться безнаказанным, и герой начинает понимать, как сильно заблуждался. Его теория не проходит проверку реальностью, и в эпилоге романа мы видим человека, готового вступить на новый путь. Раскольников осознаёт, как важно брать на себя ответственность за каждый сделанный выбор.

Порой человеком управляют чувства, и он перестаёт себя контролировать. Так, главный герой повести Л.Н. Толстого «Крейцерова соната» в порыве ревности убивает свою жену. После свадьбы надежды Позднышева на семейное счастье не оправдались, а свою избранницу он едва ли мог назвать родственной душой. Герой всё чаще замечал на лице жены выражение какой-то враждебности и даже презрения. Рождение детей не сблизило супругов, они постоянно ссорились и в конечном счёте отдалились друг от друга так, что стали разговаривать лишь о бытовых проблемах. Нельзя сказать, что Позднышев испытывал к этой женщине какую-либо симпатию, но, узнав об измене, не смог совладать со своими чувствами. Им руководили ненависть и досада, разочарование из-за разрушенных надежд. Герой с хладнокровием совершает преступление, но впоследствии не может избавиться от угрызений совести. Есть поступки, которые легче предупредить, чем исправить. Отняв у другого жизнь, человек теряет себя и уже никогда не сможет ничего изменить.

Таким образом, люди, совершающие противоправные деяния, забывают о христианских заповедях и теряют самое важное, человеческое, чем наделён каждый из нас от рождения. Есть множество причин, которые толкают людей на преступление, но всё же ни один такой поступок нельзя оправдать. Именно поэтому так важно задумываться о последствиях, контролировать свои эмоции и знать, что всегда есть такая грань, которую ни в коем случае не следует переступать.

5 сочинений по теме: Преступление и Наказание — вечная тема

­ Тема сочинения: Преступление и Наказание — вечная тема

Преступление и наказание… вечная тема для обсуждения. Преступление – нарушение человеческих прав, закона, влекущее за собой множество неприятностей. Наказание – последствия содеянного, которые могут быть выражены не только в виде правовых санкций, но и моральных, например, терзаниях души. Стоит ли преступать закон, чтобы обрекать себя на дальнейшие мучения? Кто как ни Фёдор Михайлович Достоевский смог разобраться лучше в данной проблеме? Этот великий русский писатель, мыслитель, который написал бессмертное произведение «Преступление и наказание». В своём творении автор поднимает множество проблем, одна из которых затрагивает тему совести, её терзаний за совершённое убийство. Рассмотрим же эту проблему более подробно на данном произведении.

Родин Раскольников – главный герой романа, бывший студент, которого окружает множество проблем: семья испытывает очень сильную нехватку денежных средств, младшая сестра Дуня терпит развратного помещика, её насильно заставляют выйти замуж за Лужина.

Находясь в трудном положении, Родион Раскольников наведывается к старухе-процентщице, чтобы покончить с нищетой. Однако главный герой не собирается закладывать какое-то имущество. После долгих раздумий он решается на убийство, ещё не осознавая, какие мучения и страдания оно ему принесёт. Попав в дом к доверчивой старухе-процентщице, Раскольников убивает топором не только её, но и Елизавету. Лишь на следующий день главный герой осознаёт содеянное… Раскольникова начинает очень сильно мучить совесть, он не находит себе места. Ф. М. Достоевскому прекрасно удалось показать, что может испытывать человек, решившийся не необдуманный поступок… Постоянный страх быть пойманным, терзания совести не дают главному герою спокойно жить. И лишь в сближении с другой, немало важной героиней, Соней Мармеладовой, Родион находит поддержку и утешение. Как бы там ни было, герой не выдерживает и решает сдаться с поличным, он раскаивается, так как готов отбыть наказание, чтобы освободиться от всех страданий и встать на истинный путь. В конце произведения Раскольников берёт в руки Евангелие, что говорит о том, что он возвысился духовно, нравственно, переступил через содеянное и освободился от мучений.

Читайте также:
Художественный метод Достоевского в романе «Преступление и наказание»: сочинение

Таким образом, данное произведение прекрасно подходит для раскрытия темы преступления и наказания. Ф. М. Достоевский смог поднять одну из вечных проблем в своём произведении, обратить внимание людей на то, какие последствия могут нести за собой некоторые поступки. Чтобы избежать судьбы Раскольникова, необходимо жить по совести, и никогда не решаться на отчаянные действия, которые могут привести к плачевному результату.

Ещё вариант сочинения:

Часто человек оправдывает совершенные им поступки историческими параллелями и примером поведения общепризнанных авторитетов. Главный герой романа «Преступление и наказание» Родион Раскольников, вывел теорию допустимости преступления на примере великого полководца Наполеона Бонапарта. В этот же ряд он с легкостью поставил знаменитых ученых и святых отцов Церкви, объясняя это их гениальностью и избранностью. Его рассуждения сводятся к тому, что личность такого уровня имеет полное право жить вне законов нравственности и морали.

Раскольников уверен, что великий Исаак Ньютон при необходимости мог бы пожертвовать несколькими сотнями жизней своих сограждан, лишь только для того, чтобы облагодетельствовать остальных своими открытиями. Он также не ставит под сомнение, что для раскрытия своей гениальности, человек имеет право на разрушение старых законов и норм, во имя учреждения новых, и это, по его мнению, является достаточным основанием для полного снятия с него ответственности за совершенные поступки. К сожалению, в эту теорию не включен вопрос, оправдывает ли результат гениальных свершений и открытий, ту цену, которую пришлось за них заплатить. Себя Родион ставит в один ряд со всеми великими мира сего лишь потому, что он личность, а не «тварь дрожащая». Чтобы доказать свое право на преступление существующих законодательных правил, Раскольников совершает убийство.

Вот только теория незадачливого студента не сработала – он не обладал гениальностью Ньютона и военной беспощадностью Наполеона. Так что проведенный им эксперимент едва не закончился психбольницей. Многие предаются грезам о своем величии, бездумно проецируя поступки великих людей на свои собственные, и лишь потом с недоумением осознают, что их безумные идеи вдребезги разбиваются о скалу норм человеческой нравственности и морали, а за все совершенное, со временем все равно придется платить.

Пример сочинения 3

Преступление и Наказание — вечная тема. Может ли справедливость быть жестокой?

Многие люди в течение жизни говорят: «Я требую справедливости!» или «Это несправедливо!», но далеко не все могут объяснить, что такое справедливость.

Существует ли справедливость на Земле, и кто ответственен за её воплощение? Может быть, справедливость — это кара небес для грешников и вознаграждение судьбы для праведников. А возможно, что случай наказать виновников и отблагодарить тех, кто жить хорошей жизнью предоставляет нам, простым смертным. Однако тот, кто берет на себя роль вершителя судеб, может сам стать убийцей. Так может ли справедливость быть жестокой?

В качестве примера приведу детектив Агаты Кристи «Десять негритят».

Судья Уоргрейв взял на себя роль палача, отправив на смерть десять человек, включая себя. Он покарал десять преступников. Было ли это справедливостью, возмездием за совершенные им злодеяния. Как действия, совершенные судьей можно рассматривать лишь как жестокое и хладнокровное серийное убийство? Или же жестокая расправа и справедливость сочетаются здесь как две стороны одной медали? Думаю, это так. Как писал Густав Юнг: «Говорят, ни одно дерево не сможет дорасти до рая, если его корни не достигнут ада».

Другой пример — Родион Раскольников из романа Достоевского «Преступление и наказание». У героя есть теория, что люди делятся на обычных и особенных, способных вершить судьбы и даже убивать ради справедливости. Он видит, как старуха-процентщица наживалась на бедности и беспомощности людей, и, в подтверждение своей теории, решается на убийство. Думаю, здесь справедливость была жестокой. Родион мучается после совершенного преступления. Думаю, среди нас есть избранные, способные на жестокие поступки ради правосудия.

Но сложно сказать, является ли правосудие достаточным, чтобы оправдать использованные средства. Однако, поскольку я сама не способна на всё ради справедливости, не смею осуждать людей, которые способны стать преступниками, чтобы делать этот мир чуточку лучше.

Пример сочинения 4

Всегда ли за преступлением следует наказание?

Преступление – действие вне закона, поступок, противоречащий моральным принципам и устоям. Причиной ему обычно бывает частный конфликт интересов. Да только это деяние выходит далеко за рамки личного инцидента и вредит всему обществу в целом. Поэтому человек, показавший такой негативный пример, подвергается наказанию, чтобы понять ошибочность действий. Наказание – самый эффективный урок, поэтому оно обязательно следует за преступлением. Об этом рассуждают и многие авторы на страницах литературных произведений.

Так, например, Антон Павлович Чехов в рассказе «Злоумышленник» изображает Дениса Григорьева, крестьянина, ворующего гайки с железной дороги. Герой глуп настолько, что даже не понимает, какую опасность таят его действия: расшатанные крепления железнодорожных полотен могут привести к гибели сотен людей. Оправдывая воровство, Григорьев прикрывается фразой: «Все так делают». Дениса ничем нельзя убедить. Он не осознает возможных последствий содеянного. Но незнание закона не освобождает от ответственности. Денис Григорьев несет наказание за кражу. Да, заточение в тюрьме – жестокое решение, но оно необходимо, чтобы дать понять остальным, что так делать нельзя. Это вынужденные меры, и они позволят ограничить число преступлений на железной дороге. Ведь пока мелких воришек жалеют и отпускают, ничего не изменится. Пусть наказание Дениса Григорьева станет уроком для него самого и для других, желающих поживиться. Преступление должно быть наказано, и не важно, насколько оно тяжело.

Известны так же случаи не судебного, а общественного наказания. Не стоит думать, что эти санкции слабы в сравнении с устоявшимися, государственными. Преступник не захочет стать изгоем и быть объектом всеобщего презрения, даже если на другой чаше весов лежат блага, приобретенные им в результате противоправного деяния. Подобную ситуацию описывает в рассказе «Старуха Изергиль» Максим Горький. Главный герой, Ларра, убивший девушку, предстает перед народным судом. Община в те времена не располагала арсеналом средств для наказания преступника, но все же старейшины вынесли ему приговор – изгнание. Такое наказание сначала даже рассмешило молодого человека. Гордый и высокомерный, он думал, что общество людей ему совершенно не нужно. Но долгие годы отшельничества изменили мнение Ларры. Изгою настолько опостылела жизнь, что он мечтал о смерти, как об избавлении от своего наказания. Ларра стал живым укором для тех, кто хоть в мыслях подумал, что может лишить жизни другого человека. Этого права у людей нет, и не стоит ставить себя на одну планку с Богом.

Читайте также:
Раскольников и Соня в романе Ф. М. Достоевского Преступление и наказание: сочинение

Подводя итог сказанному, мы можем сделать вывод, что преступление касается не отдельно взятых людей, а всего общества в целом. Наказание в данном контексте – желание социума оградить себя от опасности, оборонительная позиция. Человек не имеет права нарушать закон. За его несоблюдение он и несет наказание, что является справедливым исходом. Что посеял, то и пожинай.

Пример сочинения 5

На протяжении всего существования человечества люди совершают преступления, которые подразумевают, что люди понесут наказание. Причем наказание заключается не только в судебном решении, но и в таких нравственных понятиях, как признание вины, угрызения совести. Понятия преступления и наказания связаны не только с правовыми понятиями закона и ответственности, но и с понятиями стыда, раскаяния и совести.

«Вечная тема» преступления и наказания нашла отражение во многих художественных произведениях отечественных и зарубежных писателей и драматургов

В романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» особое внимание уделяется теории центрального персонажа Родиона Романовича Раскольникова, которая гласит, что все люди делятся на «тварей дрожащих», которые выступают в качестве «строительного материала» для «право имеющих», которые могут «переступить через кровь» ради всеобщего блага. Чтобы проверить свою теорию, Раскольников идет на преступление, однако спланированное убийство старухи-процентщицы Алены Ивановны дополняется случайным убийством ее беременной сестры Лизаветы. Кроме того, Раскольников преднамеренно крадет у старухи-процентщицы деньги и другие ценности, думая о том, что он с их помощью сможет помогать таким же «униженным и оскорбленным», как и он. Все эти три деяния Раскольникова являются противозаконными, именно за эти преступления его осуждают и отправляют на каторгу на восемь лет.

Нравственным преступлением против человеческой жизни является сама теория Раскольникова о «право имеющих» и «тварях дрожащих». Думая, что он относится к первой категории, Раскольников несправедливо дает себе право распоряжаться чужими жизнями, на что не имеет права ни один человек.

Совершает Родион Раскольников преступление и против самого себя. Он преднамеренно убивает старуху-процентщицу, несмотря на то что он не является «право имеющим». Главный герой убивает Лизавету, хотя не хотел этого делать. После совершения преступлений Раскольников терзается внутренними переживаниями, постепенно приходя к выводу о том, что теория, которую он придумал, несостоятельна.

Еще одно и, пожалуй, главное преступление Раскольникова состоит в том, что он идет против самого Бога. Главный герой нарушает евангельскую заповедь «Возлюби ближнего своего», а также лишает нескольких людей самого ценного – жизни. Авторская позиция выражается в словах Сонечки Мармеладовой о том, что ни один человек не имеет права решать, кто заслуживает и кто не заслуживает жизни. В романе выражается мысль о том, что преступление против Бога намного серьезнее других преступлений, поскольку без него Раскольников бы не совершил убийство старухи-процентщицы и ее сестры и даже не подумал бы об этом.

Судебному решению относительно наказания Раскольникова в повествовании уделяется не так много внимания, в основе повествования лежат внутренние терзания центрального персонажа, которые наблюдаются еще до совершения преступлений и даже во время нахождения на каторге. Именно внутренние переживания и конфликт с самим собой стали главным наказанием Раскольникова. Ф.М. Достоевский показывает, что нравственное наказание намного сильнее отбывания на каторге. Главное – внутренне осознать свою неправоту и признать вину, а не отсидеть положенный по закону срок.

Социально-философская и психологическая проблематика романа «Преступление и наказание» Ф.М. Достоевского. Основные исследования о романе

Преображение души

Основная проблема «Преступления и наказания» касается нравственности. Главный герой проходит путь опустошения души, потери нравственных ориентиров. Он доходит до совершения преступления против человека – убийства. Причин такого падения множество: нищета, подлость людей, жестокость. Причиной можно считать и образование героя. Он не глуп, и видит, как живут те, кто богат за счет других. Раскольников не просто идет на преступление. Он разрабатывает теорию для объяснения своего поступка. Родион делит людей на две группы. Такого подхода не было у великих философов, изучающих устройство страны.

Научный труд по-своему распределяет возможности человека: «тварь дрожащая» и «право имеющих». «Твари» не могут изменять что-то вокруг себя, они вынуждены существовать, подчиняясь тем, кто «имеет право». Причислить себя к этой группе сложно. Родион идет на преступление. Он пытается доказать, что презирает законы. Он один из «наполеонов», которым все разрешено. Они смелы и свободны. Ошибочность позиции докажет жизнь. Раскольников не сможет стать тем, кем стремился быть. Совесть начинает мучить, и происходит переоценка теории.

История создания романа

Идея о написании крупного произведения, способного обрисовать всю неприглядность современного мира и вывести литературу на новый уровень, пришла к Достоевскому в середине 1860-х годов. Автор долго размышлял над тем, чему следует посвятить будущую книгу. В конечном счете он решил, что будет работать с концепцией о разрушительной вседозволенности и нравственном выборе героя.

Из-за серьезнейшей игровой зависимости и огромных долгов, связанных с проживанием в Германии, Федор Михайлович отчаянно нуждался в деньгах. В одном из писем к М. Н. Каткову, редактору московского периодического издания «Русский вестник», он озвучил придуманную им тематику и спросил, будет ли она интересной для читателей журнала. Кратко говоря, литератор находился в таком бедственном положении, что пытался продать еще не написанную работу.

Достоевский хотел сделать главного героя «новым» человеком, который страдал от глубочайшего кризиса духовности, поддался «незаконченным» идеям и «понес огромное переживание» от сразившего его чувства разъединенности с окружающим миром.

Читайте также:
Никодим Фомич — квартальный надзиратель: сочинение

Каткову понравился замысел Достоевского. Он выдал нуждающемуся писателю триста рублей на расходы. Благодаря этим деньгам Федор Михайлович перестал думать о поиске средств на пропитание и приступил к сочинению книги. Текст романа создавался в краткий срок, в промежуток между 1865 и 1866 годом. Первая глава была закончена автором во время его пребывания в Висбадене, последующие части он написал уже после возвращения на родину.

Основная проблематика «Преступления и наказания» была заранее проработана Достоевским, имевшим несколько готовых сюжетных зарисовок, не вошедших в ранее изданные произведения. Одной из таких уже написанных историй был рассказ про тяжелую жизнь семейства Мармеладовых, другой — наброски автора, посвященные деталям его каторжной ссылки.

Создавая роман, литератор брал во внимание и реальных исторических персонажей-преступников:

  • француза Пьера-Франсуа Ласьера, составившего аморальный манифест и обвинявшего в своих жестокостях окружающее его общество;
  • раскольника Герасима Чистова, убившего двух женщин при помощи топора с целью ограбления.

После печати всех глав в журнале, роман был собран в единое издание и выпущен в свет в книжном варианте, дополненном авторскими правками.

Проблема человечности

Призыв следователя: «Станьте солнцем – и вас увидят!», можно считать лейтмотивом проблемы человечности в романе. Возвыситься в сложном мире можно, совершая добрые дела и поступки. Человек рождается для любви, добра и нежности. Человечность – основное качество Сони Мармеладовой. Своей судьбой она доказывает читателю, что нельзя становится жестокой и бессердечной, уступая ударам жизни. Служить людям непросто. Стать идеальной личностью невозможно, но быть человечным и справедливым можно. Проблема, которую поднимает роман, – воспитание истинной гуманности и достижение духовной гармонии с собой и внешним миром.

Проблематика произведения

Нравственные законы и ограничения, которые они накладывают на свободного человека, стали темой мучительных размышлений Родиона Раскольникова, желавшего проверить силу собственного духа. Главный герой романа ведет ничем не примечательную жизнь, но считает, что отличается от простых людей, которые не способны ни на большие свершения, ни на громкие дела. И останавливает их не что иное, как пресловутая нравственность, навязанная законом, являющаяся пережитком прошлого, преградой к достижению целей.

Список других проблем «Преступления и наказания», про которые необходимо упомянуть в анализе романа Достоевского:

  • ценность человеческой жизни;
  • распад личности и поиск границ ее свободы;
  • социальная несправедливость;
  • эгоизм и равнодушие к чужой беде;
  • вольная интерпретация морали и ее тотальное обесценивание обществом;
  • беззащитность бесправных людей «полусвета» (Мармеладовы, Лизавета и т. д. );
  • нравственное очищение через страдание.

Центральная проблема личности и общества раскрывается в образе Раскольникова, который в начале романа противопоставлен целому миру.

Главная идея произведения вложена автором в уста Порфирия Петровича, который советует стать Раскольникову солнцем, чтобы его наконец заметили. Согласно Достоевскому, возвыситься, осознав себя честным человеком, можно только через добрые и действительно полезные поступки. Эти же мысли высказывает и Соня Мармеладова, полюбившая заблудившегося в своих отравленных размышлениях Раскольникова и отправившаяся вслед за ним на каторгу, чтобы обратить его в веру и придать смысл его жизни.

Несмотря на то, что в глазах общества Соня Мармеладова, вынужденная продавать свою честь, чтобы прокормить семью, также является преступницей, ее прегрешение не идет ни в какое сравнение с моральным падением Раскольникова. Родион отрицает ценность жизни ради тщетной попытки самоутверждения, Соня же преступает через себя ради других, становясь настоящей библейской мученицей.

Важно, что Евангелие, которое Соня берет с собой на каторгу к Родиону, ранее принадлежало Елизавете. Эта святая книга проводит незримую духовную связь между безвинно убитой женщиной и человеком, лишившим ее жизни. Чтение главы о Лазаре и Иисусе является своеобразным смысловым центром произведения. Притча, повествующая о воскрешении жителя Вифании, указывает на возможность нравственного возрождения Родиона, который начал «оживать» после своей духовной смерти.

Нищая Россия

Автор поднимает сложные социальные проблемы России. Классик показывает, к чему может привести человека нищета. Нечеловеческие условия жизни толкают на преступления разного характера. Кто-то, как Раскольников, идет на убийство, кто-то, как Соня, – в проституцию. Нищета и пьянство становятся синонимичными понятиями. Люди пьют, наполняя трактиры. Вино не лечит души трудового населения. Оно еще более усугубляет положение мужиков. По пьянке они идут драться, воровать, убивать. Алкоголь меняет человека, раскрывая в нем самые низменные желания. Примером такого существования является Мармеладов. Он забывает о своей семье, не задумывается о завтрашнем дне и будущем детей.

Нищая Русь представлена образом Петербурга. Город оживает на страницах романа, довершает колорит отвратительных кабаков, насыщает воздух вонью. Обстановка города толкает к суициду, так заканчивает жизнь самый беспринципный герой романа – Свидригайлов.

Жизненные ориентиры

Достоевский учит читателя выбору жизненных ориентиров, принципов и основ. Деньги не могут быть ими. Что выбрать? Достоевский предлагает жить чувствами. Сострадание, любовь возвышают человека, приближают его к Богу. Верой в него живет русский человек.

Проблем, которые поднимает роман, множество. Написать сочинение «Проблематика «Преступления и наказания» с использование предложенной информации станет проще. Можно вычленить только глобальные проблемы или остановиться на мелких, но не менее значимых.

«Преступление и наказание» проблематика

«Преступление и наказание» проблематика романа

В романе проблемы нравственного, философского и религиозного характера.

1. Проблемы общества. Нищета — одна из вечных проблем русского общества. Достоевский пишет о бедных и беспомощных людях, об их безысходности и трудностях, о многочисленных проблемах, которые их окружают. Писатель описывает в романе события со всеми подробностями, хотя принадлежал к высшему сословию. Он знал жизнь не понаслышке и прекрасно понимал своих героев.

2. Проблема нравственности. Одна из главных проблем романа — вопрос о жизненных приоритетах. Родион Раскольников сначала ставил превыше всего деньги, а потом уже все остальное. Автора беспокоит безнравственность, царящая во всех слоях общества, влияние денег на формирование неравенства между людьми. А это приводит впоследствии к выраженному праву власти одного над другим. Поэтому для Достоевского является губительным общество, в котором деньги представляют высшую ценность.

3. Проблема добра и зла в романе Достоевский прежде всего выясняет границы добра и зла отдельной личности, их идей, поступков. В протесте Раскольникова трудно провести четкую грань между добром и злом.

Читайте также:
Положительно прекрасный человек в романе «Идиот»: сочинение

4. Проблема гуманизма Достоевский в романе «Преступление и наказание» анализирует поступки и чувства человека, совершившего преступление. Автора волнует то, что гуманный человек, чтобы спасти себя и других людей от нищеты, может убить «никчемное» существо.

Добрый, умный, образованный молодой человек любит свою мать, сестру, готов пожертвовать собой ради других. Настоящий гуманист вдруг сталкивается с довольно мерзким существом, старухой — процентницей, Алёной Ивановной, коллежской регистраторшей. Даже внешность этой старушенции вызывает отвращение. Она предстаёт перед ними жалким и ненужным существом. Узнав о ней, Раскольников решает убить её, чтобы впоследствии, завладев её капиталом, помочь матери, сестре, самому закончить университет и сделать много добрых дел для людей.

Нельзя не сказать об еще одной проблеме, затронутой Достоевским в своем произведении. Это сам город – Санкт-Петербург, где и происходят все события. Петербург играет очень важную роль в романе. Этот город усугубляет жизнь человека, влияет на его психику, разрушая её.

Вам может быть интересно:

  • Протеины: интересные факты
  • Что нужно сделать, чтобы не отказали в кредите? Как…
  • ТОП-5 идей для постов, которые помогут увеличить охват
  • Продвижение сайтов и всего несколько причин, чтобы…

Полезные ссылки

Посмотрите, что у нас есть еще:

  • для самых рациональных — Краткое содержание «Преступление и наказание»
  • для самых нетерпеливых — Очень краткое содержание «Преступление и наказание»
  • для самых компанейских — Главные герои «Преступление и наказание»
  • для самых любопытных — Анализ «Преступление и наказание» Достоевский
  • для самых крутых — Читать «Преступление и наказание» полностью

Урок-мастерская по литературе на тему «Подготовка к сочинению по роману Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»»

Описание разработки

Цели:

Обобщить и систематизировать материал по изучению романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»; развивать умение выявлять и формулировать основные, концептуальные идеи произведения; учить писать сочинение-рассуждение на заданную тему;

Развивать умение анализировать, синтезировать, обобщать материал по теме, делать выводы, дополнять высказывания других, формировать аргументированную речь учащихся;

Воспитывать внимательное отношение к слову, умение находить в каждом литературном произведении морально-эстетические ценности, ориентировать на современное прочтение произведений классической литературы.

Оборудование: текст произведения, раздаточный материал-рекомендации.

Ход урока.

I. Организационный момент.

Сегодня на уроке мы попробуем составить макет вашего будущего сочинения.

Работать будем в группах, каждая группа получит свое задание. В конце работы все части должны сложиться в целое.

II. Индуктор.

Предметом исследования в группах будет сочинение, скачанное из Интернета: «Правда» Сони и «правда» Раскольникова (по роману Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»). Подвергнув текст литературной правке, вы предложите свой вариант написания составляющих частей сочинения.

Задания для групп:

Проанализируйте вступление к сочинению: объем, содержание, соответствие теме, вид. Какое вступление написали бы вы?

2. Основная часть.

Используются ли в сочинении аргументы из текста, цитаты? Достаточно ли их? Добавьте эпизоды, помогающие раскрыть тему сочинения.

3. Основная часть.

Проанализируйте выводы, сделанные в основной части, соответствуют ли они теме? Что можете добавить вы?

Есть ли план к сочинению? Составьте примерный план.

Проанализируйте заключение. Предложите примерный вариант своего.

Представители от каждой группы вытягивают задания и получают листы с рекомендациями.

Результат работы оформляется на листе ватмана по схеме: ДО – ПОСЛЕ.

III. Погружение в текст. Анализ, выводы

IV. Выступление групп.

V. Взаимооценивание.

Зеленый – отличная работа (трудно улучшить)

Желтый – хорошая работа (хорошо, но вы видите способ улучшить)

Красный – слабая работа (многое нужно улучшить)

ДЗ. Вы уже догадались, что наш урок – это подготовка к сочинению. Материал к нему мы собрали, поработали над структурой, осталось написать. Итак, тема сочинения – «Правда» Сони и «правда» Раскольникова (по роману Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»).

Приложение к уроку.

«Правда» Сони и «правда» Раскольникова (по роману Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»)

I. Вступление. Соня и Раскольников — герои, у которых много общего: оба они грешники («убийца и блудница»), оба по натуре своей добры, оба остро и болезненно воспринимают зло и несправедливость окружающей жизни, они понимают друг друга сердцем и сострадают друг другу. Не случайно их судьбы так тесно переплелись.

II. Основная часть

1. Но в то же время Соня и Раскольников — идейные антиподы. В противостоянии окружающему злу Раскольников предпочитает путь насилия, путь героической переделки мира при помощи активных действий, а Соня — путь смирения и сострадания.

Соня очень близко подходит к любимой мысли Достоевского о том, что каждый человек нравственно ответствен за все грехи мира и что, следовательно, человек должен принять образ Христов и своим страданием стараться иску­пить хоть сколько-нибудь грехи всех.

Для Сони эта мысль — не теория, а практическое действие: она не просто жертвует собой ради других, но даже и не задумывается над этим; у нее есть какой-то нравственный инстинкт сострадания.

Еще одна важная черта ее натуры — она никогда никого не обвиняет, отчасти потому, что искренне считает себя грешнее всех, а отчасти потому, что очень остро чувствует страдания людей и обращает внимание в первую очередь на это (ее отношение к Катерине Ивановне, Мармеладову, Раскольникову. Последнее особенно показательно: глядя на Раскольникова, она видит не преступника, а безмерно страдающего человека).

2. Конфликт убеждений Сони и убеждений Раскольникова ярче всего проявляется в их разговорах. Здесь действительно сталкиваются две «правды». «Правда» Раскольникова в том, что мерзавцы и негодяи имеют неограниченную власть над беззащитными и добрыми людьми, и с этим надо что-то делать.

Правда Раскольникова в том, что Катерина Ивановна скоро умрет, ее дети останутся сиротами и Сонечка их не спасет, что Полечке скорее всего, останется та же дорога, что и Соне. На это Соня не может возразить ничего, кроме того, что «Бог, Бог такого ужаса не допустит!», на что Раскольников вполне резонно отвечает: «Других допускает же».

Но есть и «правда» Сони: она в том, что человек — не «вошь», в том, что убийство и вообще насилие — нравственное преступление, грех перед Богом и людьми, в том, что никакой человек не судья людям даже в крайних и на первый взгляд очевидных обстоятельствах. На вопрос Раскольникова — «Лужину ли жить и делать мерзости, или умирать Катерине Ивановне? то как бы вы решили: кому из них умереть?» — Соня отвечает: «Кто меня тут судьей поставил: кому жить, кому не жить?»

Читайте также:
Образ Петербурга в романах Достоевского Преступление и наказание и Толстого Война и мир: сочинение

III.Заключение. Достоевский дает спорящим сторонам высказать сильнейшие аргументы. Поэтому в его романах не явная правда борется с явной неправдой, а одна «правда» — с другой.

Весь материал – в документе.

Содержимое разработки

Урок-мастерская. Тема: «Подготовка к сочинению по роману Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание».

Строй Елена Витальевна, учитель русского языка и литературы КГУ «Гимназия №6 г.Семей»

Обобщить и систематизировать материал по изучению романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»; развивать умение выявлять и формулировать основные, концептуальные идеи произведения; учить писать сочинение-рассуждение на заданную тему;

Развивать умение анализировать, синтезировать, обобщать материал по теме, делать выводы, дополнять высказывания других, формировать аргументированную речь учащихся;

Воспитывать внимательное отношение к слову, умение находить в каждом литературном произведении морально-эстетические ценности, ориентировать на современное прочтение произведений классической литературы.

Оборудование: текст произведения, раздаточный материал-рекомендации.

I. Организационный момент.

Сегодня на уроке мы попробуем составить макет вашего будущего сочинения.

Работать будем в группах, каждая группа получит свое задание. В конце работы все части должны сложиться в целое.

Предметом исследования в группах будет сочинение, скачанное из Интернета: «Правда» Сони и «правда» Раскольникова (по роману Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»). Подвергнув текст литературной правке, вы предложите свой вариант написания составляющих частей сочинения.

Задания для групп:

Проанализируйте вступление к сочинению: объем, содержание, соответствие теме, вид. Какое вступление написали бы вы?

Используются ли в сочинении аргументы из текста, цитаты? Достаточно ли их? Добавьте эпизоды, помогающие раскрыть тему сочинения.

3. Основная часть.

Проанализируйте выводы, сделанные в основной части, соответствуют ли они теме? Что можете добавить вы?

Есть ли план к сочинению? Составьте примерный план.

Проанализируйте заключение. Предложите примерный вариант своего.

Представители от каждой группы вытягивают задания и получают листы с рекомендациями.

Результат работы оформляется на листе ватмана по схеме: ДО – ПОСЛЕ.

III. Погружение в текст. Анализ, выводы

IV. Выступление групп.

Зеленый – отличная работа (трудно улучшить)

Желтый – хорошая работа (хорошо, но вы видите способ улучшить)

Красный – слабая работа (многое нужно улучшить)

ДЗ. Вы уже догадались, что наш урок – это подготовка к сочинению. Материал к нему мы собрали, поработали над структурой, осталось написать. Итак, тема сочинения – «Правда» Сони и «правда» Раскольникова (по роману Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»).

Приложение к уроку.

«Правда» Сони и «правда» Раскольникова (по роману Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»)

I. Вступление. Соня и Раскольников — герои, у которых много общего: оба они грешники («убийца и блудница»), оба по натуре своей добры, оба остро и болезненно воспринимают зло и несправедливость окружающей жизни, они понимают друг друга сердцем и сострадают друг другу. Не случайно их судьбы так тесно переплелись.

II. Основная часть 1. Но в то же время Соня и Раскольников — идейные антиподы. В противостоянии окружающему злу Раскольников предпочитает путь насилия, путь героической переделки мира при помощи активных действий, а Соня — путь смирения и сострадания. Соня очень близко подходит к любимой мысли Достоевского о том, что каждый человек нравственно ответствен за все грехи мира и что, следовательно, человек должен принять образ Христов и своим страданием стараться иску­пить хоть сколько-нибудь грехи всех. Для Сони эта мысль — не теория, а практическое действие: она не просто жертвует собой ради других, но даже и не задумывается над этим; у нее есть какой-то нравственный инстинкт сострадания. Еще одна важная черта ее натуры — она никогда никого не обвиняет, отчасти потому, что искренне считает себя грешнее всех, а отчасти потому, что очень остро чувствует страдания людей и обращает внимание в первую очередь на это (ее отношение к Катерине Ивановне, Мармеладову, Раскольникову. Последнее особенно показательно: глядя на Раскольникова, она видит не преступника, а безмерно страдающего человека). 2. Конфликт убеждений Сони и убеждений Раскольникова ярче всего проявляется в их разговорах. Здесь действительно сталкиваются две «правды». «Правда» Раскольникова в том, что мерзавцы и негодяи имеют неограниченную власть над беззащитными и добрыми людьми, и с этим надо что-то делать. Правда Раскольникова в том, что Катерина Ивановна скоро умрет, ее дети останутся сиротами и Сонечка их не спасет, что Полечке скорее всего, останется та же дорога, что и Соне. На это Соня не может возразить ничего, кроме того, что «Бог, Бог такого ужаса не допустит!», на что Раскольников вполне резонно отвечает: «Других допускает же». Но есть и «правда» Сони: она в том, что человек — не «вошь», в том, что убийство и вообще насилие — нравственное преступление, грех перед Богом и людьми, в том, что никакой человек не судья людям даже в крайних и на первый взгляд очевидных обстоятельствах. На вопрос Раскольникова — «Лужину ли жить и делать мерзости, или умирать Катерине Ивановне? то как бы вы решили: кому из них умереть?» — Соня отвечает: «Кто меня тут судьей поставил: кому жить, кому не жить?»

III. Заключение. Достоевский дает спорящим сторонам высказать сильнейшие аргументы. Поэтому в его романах не явная правда борется с явной неправдой, а одна «правда» — с другой.

Дополнительный материал – рекомендации для работы в группах.

Состав сочинения:

основная часть (ОЧ)

заключение (З)

В + З = 1 /3 Vсочинения

Введение (вступление). Вступление – это тезис сочинения. Поэтому оно должно содержать зерно будущей работы, нести достаточно большой объем информации, должно быть написано “выпукло”, ярко. Для “надежности” можно повторить (несколько видоизменив) формулировку темы. Начинать с излюбленной всеми школьниками фразы о том, что великий (гениальный, замечательный) русский (современный) писатель (поэт) родился (написал), – категорически нельзя. Это равносильно тому, чтобы исследование, скажем, почвы Нечерноземья начиналось с описания того, как “сначала Земля была огненным шаром”… Началу сочинения следует быть не просто точным и емким, но и нетривиальным.

Читайте также:
Гуманизм творчества Ф. М. Достоевского: сочинение

Вариантами начала вступления могут быть

– цитата из анализируемого текста;

– высказывание критика, суждение которого автор сочинения “с текстом в руках” решил подтвердить или опровергнуть;

– вопрос, требующий разрешения;

– рассуждение о том главном (ключевом) понятии, которое вынесено в заглавие темы;

– наконец, биографические или библиографические сведения, но только если они существенны для развития дальнейшей мысли автора.

Аналитическое введение (анализирующее ключевое понятие темы) может быть дополнено литературным контекстом, именами авторов или названиями произведений, в которых затрагивается та же тема, в которых ставятся сходные проблемы. Как один из возможных вариантов, литературной ряд может заключаться именем того писателя, творчеству которого будет посвящено данное сочинение.

Основная часть. Если целью введения было подвести к теме, приоткрыть некий аспект, в котором тема будет раскрыта, то в основной части (в двух и более подпунктах центральной части составляемого плана) необходимо раскрыть тему, причем сделать это логично, аргументированно и динамично.

Если вступление в плане может быть озаглавлено по ключевому слову, выделенному в теме сочинения, то основная часть может иметь в качестве заголовка формулировку основной идеи сочинения, а ее подпунктами может стать совокупность тех аргументов (материала, фактов, эпизодов, мыслей и т. д.), из которых складывается (или на которые раскладывается) эта основная идея. В хорошо составленном плане, ориентированном на максимально полное и изящное раскрытие темы, подпункты основной части не могут быть свободно, без потерь для идеи сочинения, поменяны местами и заменены друг другом, так как каждый из аргументов – составляющая логической цепи развития мысли автора работы. Впрочем логика расположения аргументов (т. е. подпунктов основной части плана) может быть различной.

Иногда самый сильный аргумент уместно поставить первым, тогда последующие будут как бы углублять доказательство, освещать идею с новой стороны, придавать ей иные, дополнительные оттенки. А иногда, наоборот, интереснее самый важный аргумент поставить последним с тем, чтобы доказательства шли “по нарастающей”.

Например, основная часть плана к теме “”Оружия любимейшего род” (сатира

В. Маяковского)” может выглядеть следующим образом:

Сатира В. Маяковского в борьбе:

– против мещанства (“О дряни”, “Маруся отравилась”);

– против бюрократизма (“Прозаседавшиеся”, “Бумажные ужасы”);

– против подхалимажа и сплетен (“Общее руководство для начинающих подхалимов”, “Подлиза”, “Сплетник”).

Формулировки пунктов плана могут быть более обширными и развернутыми. В данном случае они представлены в кратком виде, во-первых, для наглядности, во-вторых, как пример того, как могут быть сформулированы пункты плана в “рабочей” экзаменационной обстановке в условиях ограниченного времени.

Работая над основной частью, следует также помнить о красных строках, грамотном цитировании текстов произведений, способах оформления поэтических и прозаических цитат. Вводные слова “я думаю” или “мне кажется” (“Я думаю, что Л. Толстой – великий русский писатель”) лучше заменить конструкциями типа “вероятно”, “думается, что”, “кажется”, “возможно”, “может быть” и другими. Постарайтесь уже в черновике устранить речевые недочеты и грамматические ошибки.

Заключение. Как уже говорилось, каждая часть сочинения, а следовательно, и составляемого плана выполняет особую, только ей присущую функцию. И, как явствует из названия, функция заключения – в подведении итогов, в оформлении выводов, которые родились в ходе рассуждений на заданную тему.

Традиционно выделяется два типа заключения: заключение-вывод и заключение-следствие, хотя на практике эти “чистые” виды нередко могут сливаться и соприсутствовать в сочинении.

Что касается заключения-вывода, то уже само название демонстрирует его главную черту: основная мысль, которая превалирует в данном заключении, выводится из тех аргументов, к которым прибегал экзаменующийся. Однако не следует под заключением-выводом понимать краткое повторение того, о чем шла речь в основной части. Окончательный вывод, содержащийся в заключении, должен нести в себе некую новизну и обобщение в сравнении с тем, о чем говорилось прежде. Так, например, если тема сочинения “”В мой жестокий век восславил я свободу” (А. С. Пушкин)” и аргументы основной части заключались рассмотрении свободолюбивых мотивов пушкинской лирики, то заключение-вывод может содержать мысль об органичности этой темы поэзии Пушкина в целом.

Заключение-следствие, как правило, выводит автора сочинения за рамки того материала, который анализировался в основной части сочинения. Заключение- следствие требует привлечения знаний экзаменующегося из сферы общественно-исторической или литературно-исторической. Например, это может быть разговор о влиянии данного произведения на общественную ситуацию, на развитие литературного процесса, на творчество отдельных представителей других видов искусств, а может быть, на последующее творчество того художника, о котором шла речь в сочинении, и т. д.

Как начать сочинение.

«Писатель родился в таком-то году, окончил (или не окончил) университет, вершиной творчества

стало произведение, о котором пойдёт речь. Роман (повесть, поэма, рассказ) написан в таком-то году…»

«…Требует информированности, точности, некоторой деловой сухости»

«Я не случайно выбрал(а) эту тему. Проблема, которую она затрагивает, интересует меня не только как читателя, но и как человека, живущего интересами

своего времени и своего поколения…»

«Предполагает чёткое и мотивированное заявление своей позиции»

«…Ненастная ночь. За окном шумит ливень, а в мокрые стёкла

стучат тёмные ветки. Тихо и уютно горит настольная лампа. У меня на коленях раскрытый томик чеховских рассказов…»

«…Рискует разочаровать к концу несоответствием формы и содержания… надо владеть искусством композиции»

«Болконский… Что же он такое? Почему всякий раз, встречаясь с ним на страницах романа, я испытываю то необъяснимую радость, то жгучую досаду, часто ловлю себя на мысли, что это я, это про меня. Хотя, конечно…»

Для тех, « кто может открыть перед чужими … людьми свою душу»

«Что вы, что вы над собой сделали!» – говорит Соня Раскольникову. Вдумаемся в её слова. Они применимы ко всем героям Достоевского. Мармеладов, Рогожин, Карамазов… – все они что-то над собой сделали, помимо того, что сделала над ними жизнь…»

«Даёт возможность не искать первые слова (обычно самые трудные)… даёт понять проверяющему, что вы знаете произведение»

Зачины «От я», «Киношный», «Дневниковый» требуют личностной позиции, поэтому их можно объединить.

Читайте также:
В чем суть теории Раскольникова? (по роману Ф. М. Достоевского Преступление и наказание): сочинение

Средства художественного изображения внутреннего мира человека в романе Ф. М. Достоевского Преступление и наказание (Особенности психологизма): сочинение

Роман Ф. М. Достоевского был написан в 1866 году. В этом произведении, которое несет на себе черты философского, психологического и криминального романов, автор описывает жизнь разночинцев на примере одного из них, бывшего студента юридического факультета Родиона Романовича Раскольникова, пытается показать несостоятельность идей, которые владели умами шестидесятников. Писатель размышляет также над проблемами милосердия, самопожертвования, гуманности законов, о нищете и пьянстве, которые являются следствием тяжелой и безрадостной жизни.

Нужно отметить, что писатель придает большое значение внутреннему миру своих героев. Для более красочного изображения характеров своих героев Достоевский использует портретную характеристику, насыщает текст произведения диалогами и монологами, придает большое значение снам, тщательно описывает жилище персонажей.

Портретная характеристика Достоевского обладает своей отличительной чертой: писатель прибегает к двоекратному портретированию. В первый раз он описывает внешность своих героев, во второй — передает их внутреннее состояние. Так, например, первый раз описывая Раскольникова, автор говорит о том, что “он был замечательно хорош собою”, описывает его одежду. Так же писатель говорит и о Соне, описывая ее “наряд”, голубые глаза и светлые волосы. Но в продолжение романа с героями случаются различные происшествия, которые полностью меняют их внутреннее состояние. Совершенное Раскольниковым убийство находит отражение в его портрете. Если в первой характеристике писатель отмечает “прекрасные темные глаза” Раскольникова, то после совершенного им убийства мы уже видим “черные воспаленные глаза”. Нужно отметить, что через глаза Достоевский показывает душевное состояние своих героев. Так, когда Сонечка Мармеладова стоит у кровати умирающего отца, “ее глаза неподвижны от ужаса”, а на поминках у нее растерянный и подавленный вид, она понимает всю нелепость происходящего, видит, что Катерина Ивановна теряет рассудок, и чувствует себя неловко в этом обществе. Описывая Порфирия Петровича, Достоевский подчеркивает полноту, что-то бабье, но отмечает, что пристальный взгляд его водянистых глаз “как-то странно не гармонировал со всею фигурою. и придавал ей нечто гораздо более серьезное, чем с первого взгляда можно было от нее ожидать”. В портретной характеристике Лужина мы вообще не найдем описания глаз, очевидно, это следствие того, что у этого человека отсутствует внутренний мир и душа.

Диалог также является художественным средством раскрытия внутреннего мира героев. Он принимает у Достоевского формы допроса, исповеди. Вспомним разговор Раскольникова и Свидригайлова. Выслушивая ужасающий рассказ, Родион Романович пытается разобраться в своих чувствах, его мучают угрызения совести, которые усиливаются по мере того, как Раскольников убеждается, что, совершив преступление, уподобился своему собеседнику. Диалог часто принимает форму исповеди. Так, Мармеладов рассказывает о своей судьбе, о жертве дочери Сонечки, о жене и маленьких детях. Раскольников, в свою очередь, рассказывает о своей теории Сонечке, надеясь найти у нее поддержку. Когда герои прибегают к исповеди, они находятся на крайней ступени отчаяния, они не в состоянии справиться со своими проблемами в одиночку, они ищут союзников или тех, кто бы их понял. Рассказав Сонечке о своем преступлении, Раскольников почувствовал некоторое облегчение, хотя и понимал, что переложил часть своего тяжкого груза на тоненькие и хрупкие плечики юного существа.

Большую роль в раскрытии внутреннего мира героев играют монологи. Раскольников постоянно беседует сам с собой, пытаясь разобраться в своих противоречивых чувствах, пытаясь совладать с мыслями, которые возникают в его воспаленном мозгу. Герой показан наедине с самим собой.

С особой тщательностью писатель описывает сны героев. Они возникают в момент наивысшего нервного напряжения героя или завершают какую-либо логическую часть романа.

Быт героев тоже помогает лучше понять их внутренний мир. Тесная, душная каморка Раскольникова привела юношу к созданию бесчеловечной теории, комната Сони, состоящая вся из углов, чуть не довела девушку до самоубийства, проходная комната Мармеладова доводит Катерину Ивановну до сумасшествия.

Желтый цвет присутствует в романе повсюду: стены каморки Раскольникова окрашены в желтый цвет, желтая мебель в комнате старухи-процентщицы, желтое от постоянного пьянства лицо Мармеладова. Все это сводит героев с ума.

Таким образом, Достоевский использует самые разнообразные средства для более полного и широкого раскрытия внутреннего мира своих героев, что делает роман живым, интересным для читателя.

«Средства художественного изображения внутреннего мира человека в романе «Преступление и наказание» (Особенности психологизма)»

Социально-философский роман «Преступление и наказание» был написан в 1866 году. Достоевский воспроизводит картину жизни в России середины XIX века, когда страна переживала мощные социальные сдвиги и нравственные потрясения. Он создает книгу об обитателях темных углов Петербурга, разорившихся дворянах и новой буржуазии. Содержание романа было продиктовано самой действительностью; в нем с особой силой выразилось протестующее и гуманное начало творчества Достоевского и его боль за поруганного и приниженного человека, обреченного на одиночество и страдания. В произведении отразился весь сложный и противоречивый путь внутренних исканий автора.

Достоевский использует следующие принципы изображения мира души своих героев: описание обстановки, где обитают герои, портрета, систему «двойничества», а также сны, монологи и диалоги героев, мимику и жесты персонажей.

Для описания обстановки у Достоевского характерна статичность. В основном описание места действия в «Преступлении и наказании» напоминает живописные картины. Весьма показательным здесь является описание комнаты старухи-процентщицы — одного из основных мест действия романа. Это как бы застывшая, неподвижная картина дома. Статичность описания Достоевским достигается благодаря использованию определенных синтаксических форм. Детали интерьера даются в перечислении, здесь отсутствуют глаголы действия, а отдельные фразы напоминают сухой канцелярский перечень вещей. И даже упоминание о том, что лампада горела, не придает картине живости, а, напротив, подчеркивает мертвенность обстановки. Такое описание дома Алены Ивановны указывает на черствость и мертвенность души самой хозяйки.

Также у Достоевского объем помещения органично связан с общим представлением о нищете героев. Его герои живут, в основном, в маленьких помещениях. Автор измеряет жилища своих героев не в метрах, не в аршинах, а в шагах. Тем самым он подчеркивает крошечную величину помещений.

Жилище Сони автор описывает подробно, потому что оно не только «отпечаток» («снимок») ее греховности, ее искалеченной души и страданий, но еще и часть души Раскольникова, судьба которого теперь в Сони-ных руках.

Читайте также:
Шатов — центральный персонаж романа Ф.М. Достоевского «Бесы»: сочинение

Описывая комнату этой героини, Достоевский подчеркивает мерзость запустения. Все это отражает Сонину душу, зашедшую в тупик. К мрачному фону Сониной комнаты притягивается и душа Раскольникова: у главного героя тоже нет выхода. Для греховной жертвенности Сони и преступной гордыни Раскольникова такая среда естественна.

Таким образом, подобное описание помещений во многом отражает внутреннее состояние героев. Внешний мир становится неотъемлемой частью души персонажей: передает их волнения, переживания, а также ощущение болезненности и затхлости всей жизни. Он как бы становится оболочкой, внутри которой формируется мировоззрение героев.

Изображая портрет героя, автор стремится раскрыть его внутренний мир, показать свое отношение к персонажу, к его характеру и поступкам. Именно с этой целью автор прибегает к такому приему, как двойное портретирование (описание портрета Раскольникова до преступления и после). Нередко уточнением, введением новых деталей в описание своих героев автор добивается более глубокого раскрытия своего замысла.

Портреты героев неподвижны, описательны. Использование в портретных описаниях глагола «быть» в прошедшем времени только усиливает это впечатление.

У Достоевского основной художественной деталью являются глаза. Глаза у его героев — зеркало души. Изображение глаз Раскольникова, меняющееся по ходу развития действия, показывает изменения, происходящие в его душе. Раскольников — молодой, полный сил человек, стремится найти пути решения сложных жизненных проблем; но вот он решается на преступление. Спокойный взгляд сменяется «воспаленным». Глаза «лихорадочно блестят». Наступает мучительный период раскаяния, терзаний, угрызений совести, и взгляд Раскольникова становится «сухим, воспаленным, острым». Герой на грани катастрофы, его душа умирает, и это отражается в его «помертвевших глазах».

В портретных описаниях присутствует желто-зеленая символика. Это и Мармеладов «с отекшими от постоянного пьянства желтым, даже зеленоватым лицом и с припухшими веками»; это и Порфирий Петрович: «пухлое, круглое и немного курносое лицо его было цвета больного, темно-желтого»; и многие другие персонажи. Все это портреты людей обреченных и нездоровых. Причину их болезни Достоевский видит в их бедности, унижении, в их общественном положении. Персонажи Достоевского позволяют составить общий портрет жителя Петербурга на фоне его холодного, сырого климата и социальных проблем.

Важную роль в понимании психологии героев играет система «двойничества». При помощи «двойников» снижается, пародируется или оттеняется какая-либо сторона теории Раскольникова. Благодаря этому роман оказывается не столько судом над личностью, характером, психологией человека, сколько над русского действительностью 60-х годов прошлого века: поиски правды, истины, героические стремления и заблуждения.

В сопоставлении с умным, но ординарным Разумихиным видна незаурядность личности Раскольникова, стремящегося к «всеобщности» решения вопросов о бедности, нищете и несправедливости.

Деловой человек Лужин с его «экономическими теориями», оправдывающими эксплуатацию человека, построенными на выгоде и расчете, оттеняют бескорыстие помыслов Раскольникова.

Рядом с «механическим человеком» Лебезятниковым, который, ни о чем не думая, поддерживает «самую модную ходячую идею, чтобы тотчас же опошлить ее». Раскольников с его выстраданной теорией оказывается живым, достойным сочувствия в своих исканиях и заблуждениях.

Свидригайлов — человек без совести и чести — как бы предостережение Раскольникову, если он не послушается голоса собственной совести и захочет жить, имея на душе преступление, неискупленное страданием. Свидригайлов — самый мучительный для Раскольникова «двойник», потому что в нем раскрываются глубины нравственного падения человека, из-за душевной опустошенности пошедшего по пути преступлений.

Достоевский также развивает идею искупления преступления страданием. В романе эта идея выражена через образ Сони. Мысль об очищении страданием как о пути нравственного совершенствования, избавления от зла лежит в основе мировоззрения самого писателя.

Так, сопоставление Раскольникова с другими героями тесно связано не только с психологическим, но и с философским смыслом романа.

Важнейшей особенностью психологизма являются сны, в которых также отражаются идеи и внутренние противоречия героя. Психология Раскольникова глубже всего отразилась в его снах.

В первом сне о клячонке рассказывается о том, как на глазах ребенка пьяные мужики насмерть забили старую лошадь. Этот сон — отражение мыслей о жестокости мира, о необходимости исправления его, но в то же время как бы указание герою на то, что насилие и жестокость недопустимы.

Второй сон является Раскольникову уже после убийства и посещения им помещения. Герой как бы наяву слышит, как квартальный надзиратель избивает хозяйку квартиры, где он живет. Этот сон — отражение реальности.

Следующий сон Раскольников видит в болезненном состоянии. Герою является странный человек, который назвал его убийцей. Раскольников идет за ним, приходит в комнаты старухи-процентщицы и видит, что она жива. Попытки убить ее оказываются напрасными: старуха лишь смеется над ним. Смех Алены Ивановны и люди в ее комнате — это следствие страха перед наказанием и мысли Раскольникова о том, что «не старуху он убил, а себя убил».

Последний сон — результат размышлений о совершенном. Герою приснилось, что появились трихины, заражающие людей. Каждый зараженный считал себя абсолютно правым, а остальных — неправыми. Люди ни в чем не могли согласиться друг с другом и в результате стали истреблять себе подобных. Этот евангельский сон Раскольникова имеет глубокое символическое содержание. Писатель указывал на страшную опасность индивидуализма, который может привести к забвению всех нравственных норм и понятий, всех критериев добра и зла.

Таким образом, каждый сон Раскольникова отражает определенный этап его теории и внутренние переживания, связанные с ним.

Психология персонажа раскрывается и через внутренний диалог, когда в герое борются два противоречивых сознания. Внешне он имеет форму монолога. Примером такого диалога являются размышления Раскольникова после его беседы с Порфирием Петровичем (III часть). Герой рассуждает, кто он: «тварь дрожащая» или «право имеющий», и прав ли он в совершении убийства. Путем долгих и сложных размышлений герой приходит к заключению: «он убить-то убил, но переступить не переступил, на этой стороне остался». «Он не человека убил, а принцип убил «.

В этой же главе звучит диалог между Порфирием Петровичем и Раскольниковым. Здесь, как и во многих других диалогах, раскрывается мировоззрение героя и выявляются основные принципы его теории «сверхчеловека». Иногда в произведении диалоги принимают форму исповеди, когда сознание и мысли персонажа предельно открыты для собеседника.

Читайте также:
Средства художественного изображения внутреннего мира человека в романе Ф. М. Достоевского Преступление и наказание (Особенности психологизма): сочинение

Попутные авторские замечания также помогают понять состояние персонажа. В мимику и жесты героев вкладывается особый смысл: душевные переживания отражаются и на внешности персонажей. Например, реакция Раскольникова на намерение Свидригайлова по отношению к обманутой девочке (I часть):

– Эй вы, Свидригайлов! Вам чего тут надо? — крикнул он, сжимая кулаки и смеясь своими запенившимися от злобы губами.

Итак, подробное рассмотрение психологии людей через детали внешнего мира, двойное портретирование, диалоги, мимику и жесты раскрывает образы героев с разных сторон: выявляет, какие факторы влияют на формирование личности и в чем проявляется глубина натуры отдельного человека.

Приемы авторского психологического анализа в романе «Преступление и наказание» (Достоевский Ф. М.)

Ф.М. Достоевский по праву считается мастером психологического анализа. Особенно ярко этот талант великий русский автор демонстрирует в своем романе «Преступление и наказание».

Внимательный читатель заметит, что психологическому состоянию героев романа уделяется особое внимание. Рисуя внутренние миры персонажей произведения, Достоевский тем самым обнажает противоречивую сущность человеческой личности.

Его приемы психологического анализа дали хорошую почву для будущего развития психологизма в русской и зарубежной литературе. Достоевский считал, что человек – есть тайна. В своем романе, он пытается продемонстрировать читателю всю контрастность человеческой души, ее крайности и неопределенность ее порывов, тем самым раскрывая самые сокровенные тайны человеческой психологии.

Особым приемом психологического анализа в романе является описание атмосферы, которая окружает героев. Не случайно Достоевский, повествуя о пейзаже, часто повторяет слова «жара» и «духота». Именно духота, постоянная «духота жизни», толкает Раскольникова на совершение преступления.

Также немаловажное значение в авторском психологическом анализе играют введенные автором эпизодические сцены на улице. Женщина, бросившаяся в Неву, богатая бричка, под колеса которой чуть не попал Раскольников… Все это упоминает Достоевский отнюдь не случайно. Он показывает читателю подлинную картину той жизни – картину безысходного горя. Человек не находит себе места в той обстановке. Раскольников, в свою очередь, существует в условиях именно той картины. Не трудно догадаться, что это тоже играет важную роль в формировании его психологического состояния.

Одним из приемов авторского психологического анализа является портретная характеристика героев. Достоевский намеренно дает несколько описаний внешности того же Раскольникова или Сони. В начале романа, мы узнаем, что Родион Романович «был замечательно хорош собою, с прекрасными глазами, тёмно-рус, ростом выше среднего, тонок и строен». Но через несколько глав мы прочтем о том же самом человеке совсем другие строки: «.. .Раскольников. был очень бледен, рассеян и угрюм». Второе описание дано абсолютно не случайно, ведь к этому момент Раскольников уже совершил свое кровавое преступление. Автор хочет показать, что душевные терзания, происходящие в душе героя, накладывают неизгладимый отпечаток и на его внешний вид. Это свидетельствует о внутренней борьбе, которая происходит в душе Раскольникова.

В цветописи романа можно также разглядеть один из приемов анализа. Очень часто в произведении упоминается желтый цвет. Как известно, желтый – это цвет сумасшествия и сильной власти. Не зря обои в каморке Раскольникова окрашены именно в желтый цвет. Возможно, этим Достоевским хотел подчеркнуть возникшую «манию величия» Раскольникова, который относил себя к разряду «Наполеонов».

Но самым важным приемом являются, пожалуй, монологи самих героев. По ходу их чтения, перед читателем открываются все мысли, переживания и чувства, царящие в душах героев. Достоевский обнажает противоречивую сущность человека именно через внутренние монологи главных персонажей. Например, постоянная рефлексия Раскольникова свидетельствует о борьбе его натуры и его теории. Ведь несмотря на его идеальный расчет преступления, он так и не смог до конца принять свой поступок, и виной тому – его человеческая натура. В монологах Раскольникова как будто содержатся «внутренние диалоги» между двумя началами его личности. Особенно хорошо это заметно в размышлениях Раскольникова о том, стоит идти на преступление или же нет. Личность главного героя раздваивается. Одна сторона пытается предостеречь его от совершения кровопролитной ошибки, а вторая, наоборот, толкает на кровопролитие.

Диалоги между героями также являются центральным приемом авторского анализа. В диалогах «Преступления и наказания» представлена битва разных идей и позиций. Диалоги между героями характеризуют их душевное состояние, а также помогают глубже изучить их характеры, а, следовательно, лучше понимать мотивы их действий. Помимо традиционных форм диалога, в романе также присутствует форма «допроса». Сейчас я говорю о «поединках» Раскольникова и Порфирия. На первый взгляд, это обычные диалоги, но на самом деле, это яркий пример поразительного психологического анализа. Порфирий будто бы прочитывает все тайны Раскольникова, хотя тот не говорит ему ни слова прямо о совершенном преступлении. Вместе с Порфирием, Достоевский проводит этот психологический анализ. Здесь особое внимание автор уделяет мимики героя, его движениям, жестам. Следователь умело проникает в самые сокровенные уголки души Раскольникова.

Еще одной формой выражения психологического состояния героя являются его сны. Достоевский придает снам Раскольникова символический смысл, тем самым, наиболее полно раскрывая его психологической состояние. Например, сон об Илье Петровиче введен Достоевским в роман, чтобы показать ужас и несостоятельность теории Раскольникова. Лестница в этом сне символизирует противостояние добра и зла. Сон о смеющейся старухе означает, что на подсознательном уровне Раскольников понимает всю бессмысленность убийства, но еще не готов раскаяться. Последний сон о трихинах знаменует начало духовного возрождения Родиона Романовича. Как мы видим, сны являются прямым отражением психологии главного героя.

Психологические приемы авторского анализа в романе «Преступление и наказание» помогают читателю наиболее полно понять главную мысль произведения. Обобщая, можно сказать, что именно психологизм произведений Достоевского, его умение проникнуть в человеческую душу, его целостное понимание человеческой психологии, а также талант погружать читателя во внутренние миры созданных им героев, продолжают привлекать внимание к творчеству великого русского писателя.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: