В чем своеобразие характера главного героя в романе Достоевского Идиот: сочинение

В чем своеобразие характера главного героя в романе Достоевского Идиот: сочинение

Проблема положительного героя всегда была актуальна для русской литературы. Многие писатели девятнадцатого века пытались создать образ такого героя, но сама жизнь, реальность того времени была такова, что герой становился либо «лишним человеком», как у Пушкина, Лермонтова, либо соотносился лишь со временем декабристов, как у Толстого в романе «Война и мир». Создание положительного героя второй половины девятнадцатого века оставалось задачей для писателей.

И Достоевский пытается эту задачу решить в романе «Идиот», создав образ князя Мышкина, человека душевнобольного, стоящего вне обычных правил, представлений и норм поведения. В одном из писем Достоевский говорил, что его «давно уже мучила… идея… изобразить вполне прекрасного человека», в черновиках своего героя он называл «князь Христос», тем самым подчеркивая основное в Мышкине — его самопожертвование, его отказ от личного счастья ради других людей. Герой романа получился настолько оригинальным, непохожим на других, что до сих пор не потерял актуальности и вызывает интерес у читателей.

Даже внешность князя Мышкина неординарна: «Глаза его были большие, голубые и пристальные; во взгляде их было что-то тихое, но тяжелое, что-то полное того странного выражения, по которому некоторые угадывают с первого взгляда в субъекте падучую болезнь». Неслучайно автор наделяет своего героя той же болезнью, что страдал и он сам, потому что хочет подчеркнуть непохожесть князя Мышкина на других персонажей. В начале романа нас поражает простота Мышкина, удивительная искренность и правдивость, присущая скорее ребенку, чем взрослому человеку. Когда он приходит к своим родственникам Епанчиным, разговаривая с лакеем, который, посмотрев на потрепанную одежду и узелок князя, не хочет его пускать, он говорит: «Доложите, что князь Мышкин, и уж в самом докладе причина моего посещения видна будет. Примут — хорошо, не примут — тоже, может быть, очень хорошо». Камердинер сначала пришел в полное недоумение, потому что не привык, что люди могут быть так откровенны со слугами. Когда же Мышкин рассказывает ему о смертной казни, которую он видел во Франции, рассказывает о той муке, которую переживает преступник за те минуты, когда ждет смерти, камердинер «главное понял, что видно было даже по умилившемуся лицу его». В словах Мышкина о смертной казни проявляется вся его человечность, способность переживать чужие страдания, как свои. «Об этой муке и об этом ужасе и Христос говорил. Нет, с человеком так нельзя поступать!» — говорит он.

Своеобразие Мышкина особенно ярко проявляется в столкновении с другими персонажами романа, которые издеваются над ним, в глаза называют идиотом, потому что не способны понять величие его души, его удивительное человеколюбие, благородство и всепрощение. Герои романа по-разному относятся к нему: генеральша Епанчина сразу принимает его детскую душу, потому что в ней самой много детского, а такие персонажи, как Ганя Иволгин, Лебедев, Бурдовский, Ипполит не могут простить князю нравственного превосходства его над ними. Основной сюжет романа строится на взаимоотношениях князя с двумя женщинами: Настасьей Филипповной и Аглаей Епанчиной. Эти отношения очень сложные и противоречивые, и только один человек жертвует здесь собой — князь Мышкин. Ни Настасья Филипповна, полная непрекращающегося страдания за свою поруганную и растоптанную душу, ни Аглая, в своей гордыне не желающая уступать сопернице, не хотят подумать о последствиях своих поступков, в результате чего и происходит убийство Рогожиным Настасьи Филипповны, а князь сходит с ума, просидев с Рогожиным ночь у ее тела. А ведь обе они любят князя, который разрывается между любовью к Аглае и всепоглощающей жалостью к Настасье Филипповне, ради нравственного воскрешения которой он хочет пожертвовать собой, женившись на ней. Потрясающая сцена на вечере у Настасьи Филипповны, когда она бросает в огонь деньги, привезенные ей Рогожиным, а князь делает ей предложение, заканчивается ее отъездом с Рогожиным и ее словами: «Прощай, князь, в первый раз человека видела!» Настасья Филипповна не может принять его жертву, понимая, что он предлагает ей брак из величайшего сострадания к ней. Никто из присутствующих не понимает мотивов поведения Мышкина, над ним смеются. Позднее, когда Мышкин получает большое наследство, он раздает все долги, настоящие и мнимые, хотя мог бы этого не делать, он дает деньги всем, даже заведомо обманывающим его людям, например, мнимому сыну Павлищева, зная, что он никакого отношения к Павлищеву не имеет. Окружающие не понимают, почему князь, видя их обман, понимая, что они в глаза ему лгут, прощает их. Лишь Аглая глубже других понимает Мышкина, потому что полюбила его, она считает его «за самого честного и самого правдивого человека, всех честнее и правдивее». Ей же принадлежат рассуждения о двух умах, раскрывающие глубинный смысл названия романа: «Если говорят про вас, что у вас ум…то есть, что вы больны иногда умом, то это несправедливо; я так решила и спорила, потому что хоть вы и в самом деле больны умом (вы, конечно, на это не рассердитесь, я с высшей точки говорю ), то зато главный ум у вас лучше, чем у них всех, такой даже, какой им и не снился, потому, что есть два ума: главный и не главный».

Еще один герой помогает увидеть всю сложность и трагичность образа Мышкина — Рогожин. Несмотря на веру князя в лучшее, что есть в душе Рогожина, несмотря на все попытки пробудить в нем духовность, темная сторона его натуры берет верх: он убивает Настасью Филипповну, не сумев совладать со своей мрачной любовью-страстью. Лишь один Мышкин способен любить людей христианской любовью, но она не спасает его от гибели: его рассудок не выдерживает той силы ненависти, зависти, лжи, которая накопилась в этом мире. Там, где царит культ чистогана, насилия, злобы, нет места заветам Христа и нет места князю Мышкину.

Читайте также:
Шатов — центральный персонаж романа Ф.М. Достоевского «Бесы»: сочинение

Трагичность образа Мышкина, его детская вера в лучшее, что есть в душах людей, делает этот образ очень своеобразным, непохожим на других. «Положительно прекрасный человек», созданный мастерством Достоевского, остается до сих пор единственным в русской литературе.

В чем своеобразие характера главного героя романа Ф. М. Достоевского «Идиот»?

В одном из писем Ф. М. Достоевский признавался в своем желании изобразить «вполне прекрасного человека». В то же время писатель сознавал, что задача эта чрезвычайно трудна. Воплощение прекрасного — это вопрос об идеале. Но в обществе, где происходит падение нравственности, где совершаются страшные преступления, такого идеала нет. Достоевский приходит к выводу, что «на свете есть одно только положительно прекрасное лицо — Христос». Следовательно, герой нового романа должен был максимально к нему приблизиться.

В 1868 г. появляется роман «Идиот». В чудовищный мир денег, расчета и фальши приходит князь Лев Николаевич Мышкин — человек, наделенный исключительной нравственной чистотой. В его образе ясно ощущается авторский ориентир: Мышкин, подобно Христу, чужд эгоизма, свободен от гордыни, готов пожертвовать всем ради ближнего. Именно это, а вовсе не наличие психической болезни (идиотизма как такового в романе нет) и отличает князя от окружающих. Вокруг все помешаны на деньгах. Если Ганя Иволгин подумывает о женитьбе на Настасье Филипповне Ба-рашковой, точнее, о семидесяти пяти тысячах, которые получит в этом случае от Тонкого, то Мышкин появляется со скромным узелком, а, получив наследство, тут же раздает его. Поведение князя кажется странным, причем не только героям романа, но и нам, его читателям. А на самом деле оно наиболее естественно. Мышкин не творит собственных законов — он просто живет согласно учению Христа. Кому не известны слова: «Но кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и левую»? Но одно дело — проповеди, другое — следование им. Вот почему сдержанность князя так сильно действует на окружающих. Когда Ганя собирался ударить свою сестру Варвару, за нее вступился Мышкин, за что и получил пощечину от взбешенного Иволгина. «О, как вы будете стыдиться своего поступка!» — восклицает князь. Его кротость, евангельская реакция на пощечину потрясает.

Источником духовного роста человека Достоевский считал пробуждение любви к ближнему. Другой «положительно прекрасный» герой писателя, Алеша Карамазов, замечает, что именно ближнего любить труднее всего, сложнее, чем человечество в целом. Мышкину же одинаково близки все люди, его сердце в равной степени открыто для каждого — будь то лакей в доме Епанчиных, «бунтующий» Ипполит, мечущаяся Настасья Филипповна, гордая Аглая или необузданный Рогожин. Любовь для Мышкина — «начальная и конечная точка духовного света» (А. П. Скаф-тымов), позволяющая увидеть в людях то, чего не замечают другие, что скрыто за гордостью и самолюбием. Настасья Филипповна для всех — женщина ослепительной красоты и экзальтированного поведения. Мышкина же при взгляде на ее портрет изумляет не столько ее незаурядная внешность, сколько выражение затаенного страдания, контраст между «необъятной гордостью, презрением, почти ненавистью» и простотой, даже наивностью. И если в Рогожине все видят «мужика» в грязных сапогах, то Мышкину открываются страдания Парфепа из-за унижения его «королевой», внутреннее смятение, глубинная причина которого — потеря веры. Христианское великодушие князя, его способность понять чужую душу, простить ее и полюбить изумляют окружающих настолько, что побуждают их к откровенности и вызывают к жизни светлые стороны человеческой души.

Почему же главным героем своего романа Достоевский избрал «идиота»? Я думаю, здесь имеет значение не сама болезнь, а образ жизни, его обусловленный. Нравственно прекрасным человеком, по Достоевскому, может быть только тот, кто вырос вдали от общества, тот, чье сознание не Замутнено эгоистическими интересами. Удивительно, но человек, наделенный психическим заболеванием, оказывается необыкновенно здоровым нравственно. Важна и этимология слова «идиот». Оно греческого происхождения, означает «частное лицо, несведущий человек, невежда». Действительно, Мышкин — «частное лицо», поскольку не подвержен общим заблуждениям. В определенном смысле он и невежда: ему незнакомы «умственные» теории, он живет сердцем. Мысль эта — о важности «сердечного» ума — была чрезвычайно важна для Достоевского. Именно неведение и ценят герои романа в Мышкине. Любовь людей к нему — это любовь к неизвращенным нормам, тоска по первозданной чистоте.

Сильное и мучительное впечатление произвел на меня финал романа. Кажется странным и непонятным: почему князь, несущий свет и добро, не смог уберечь от беды Настасью Филипповну и Рогожина, а сам навсегда оказался погруженным в безумие? Каждый человек является носителем добра и зла. Мышкин вызывает к жизни светлые чувства людей, тем самым давая понять, что в их душе присутствуют обе стихии, что существует свобода выбора. Жертвой такого выбора и становится Мышкин. Однако я не воспринимаю финал «Идиота» как поражение героя, а значит, не может идти речь о бессмысленности и безнадежности идеалов. Я считаю, что можно говорить о духовном воскресении Рогожина и Настасьи Филипповны.

Сочинение В чем своеобразие характера главного героя романа Достоевского Идиот

Работа добавлена на сайт bukvasha.ru: 2015-10-29

В чем своеобразие характера главного героя романа Достоевского Идиот

Проблема положительного героя всегда была актуальна для русской литературы. Многие писатели девятнадцатого века пытались создать образ такого героя, но сама жизнь, реальность того времени была такова, что герой становился либо «лишним человеком», как у Пушкина, Лермонтова, либо соотносился лишь со временем декабристов, как у Толстого в романе «Война и мир». Создание положительного героя второй половины девятнадцатого века оставалось задачей для писателей.

Читайте также:
Образ Петербурга в романах Достоевского Преступление и наказание и Толстого Война и мир: сочинение

И Достоевский пытается эту задачу решить в романе «Идиот», создав образ князя Мышкина, человека душевнобольного, стоящего вне обычных правил, представлений и норм поведения. В одном из писем Достоевский говорил, что его «давно уже мучила… идея… изобразить вполне прекрасного человека», в черновиках своего героя он называл «князь Христос», тем самым подчеркивая основное в Мышкине — его самопожертвование, его отказ от личного счастья ради других людей. Герой романа получился настолько оригинальным, непохожим на других, что до сих пор не потерял актуальности и вызывает интерес у читателей.

Даже внешность князя Мышкина неординарна: «Глаза его были большие, голубые и пристальные; во взгляде их было что-то тихое, но тяжелое, что-то полное того странного выражения, по которому некоторые угадывают с первого взгляда в субъекте падучую болезнь». Неслучайно автор наделяет своего героя той же болезнью, что страдал и он сам, потому что хочет подчеркнуть непохожесть князя Мышкина на других персонажей. В начале романа нас поражает простота Мышкина, удивительная искренность и правдивость, присущая скорее ребенку, чем взрослому человеку. Когда он приходит к своим родственникам Епанчиным, разговаривая с лакеем, который, посмотрев на потрепанную одежду и узелок князя, не хочет его пускать, он говорит: «Доложите, что князь Мышкин, и уж в самом докладе причина моего посещения видна будет. Примут — хорошо, не примут — тоже, может быть, очень хорошо». Камердинер сначала пришел в полное недоумение, потому что не привык, что люди могут быть так откровенны со слугами. Когда же Мышкин рассказывает ему о смертной казни, которую он видел во Франции, рассказывает о той муке, которую переживает преступник за те минуты, когда ждет смерти, камердинер «главное понял, что видно было даже по умилившемуся лицу его». В словах Мышкина о смертной казни проявляется вся его человечность, способность переживать чужие страдания, как свои. «Об этой муке и об этом ужасе и Христос говорил. Нет, с человеком так нельзя поступать!» — говорит он.

Своеобразие Мышкина особенно ярко проявляется в столкновении с другими персонажами романа, которые издеваются над ним, в глаза называют идиотом, потому что не способны понять величие его души, его удивительное человеколюбие, благородство и всепрощение. Герои романа по-разному относятся к нему: генеральша Епанчина сразу принимает его детскую душу, потому что в ней самой много детского, а такие персонажи, как Ганя Иволгин, Лебедев, Бурдовский, Ипполит не могут простить князю нравственного превосходства его над ними. Основной сюжет романа строится на взаимоотношениях князя с двумя женщинами: Настасьей Филипповной и Аглаей Епанчиной. Эти отношения очень сложные и противоречивые, и только один человек жертвует здесь собой — князь Мышкин. Ни Настасья Филипповна, полная непрекращающегося страдания за свою поруганную и растоптанную душу, ни Аглая, в своей гордыне не желающая уступать сопернице, не хотят подумать о последствиях своих поступков, в результате чего и происходит убийство Рогожиным Настасьи Филипповны, а князь сходит с ума, просидев с Рогожиным ночь у ее тела. А ведь обе они любят князя, который разрывается между любовью к Аглае и всепоглощающей жалостью к Настасье Филипповне, ради нравственного воскрешения которой он хочет пожертвовать собой, женившись на ней. Потрясающая сцена на вечере у Настасьи Филипповны, когда она бросает в огонь деньги, привезенные ей Рогожиным, а князь делает ей предложение, заканчивается ее отъездом с Рогожиным и ее словами: «Прощай, князь, в первый раз человека видела!» Настасья Филипповна не может принять его жертву, понимая, что он предлагает ей брак из величайшего сострадания к ней. Никто из присутствующих не понимает мотивов поведения Мышкина, над ним смеются. Позднее, когда Мышкин получает большое наследство, он раздает все долги, настоящие и мнимые, хотя мог бы этого не делать, он дает деньги всем, даже заведомо обманывающим его людям, например, мнимому сыну Павлищева, зная, что он никакого отношения к Павлищеву не имеет. Окружающие не понимают, почему князь, видя их обман, понимая, что они в глаза ему лгут, прощает их. Лишь Аглая глубже других понимает Мышкина, потому что полюбила его, она считает его «за самого честного и самого правдивого человека, всех честнее и правдивее». Ей же принадлежат рассуждения о двух умах, раскрывающие глубинный смысл названия романа: «Если говорят про вас, что у вас ум…то есть, что вы больны иногда умом, то это несправедливо; я так решила и спорила, потому что хоть вы и в самом деле больны умом (вы, конечно, на это не рассердитесь, я с высшей точки говорю ), то зато главный ум у вас лучше, чем у них всех, такой даже, какой им и не снился, потому, что есть два ума: главный и не главный».

Еще один герой помогает увидеть всю сложность и трагичность образа Мышкина — Рогожин. Несмотря на веру князя в лучшее, что есть в душе Рогожина, несмотря на все попытки пробудить в нем духовность, темная сторона его натуры берет верх: он убивает Настасью Филипповну, не сумев совладать со своей мрачной любовью-страстью. Лишь один Мышкин способен любить людей христианской любовью, но она не спасает его от гибели: его рассудок не выдерживает той силы ненависти, зависти, лжи, которая накопилась в этом мире. Там, где царит культ чистогана, насилия, злобы, нет места заветам Христа и нет места князю Мышкину.

Читайте также:
Достоевский: к проблеме интерпретации преступления и наказания: сочинение

Трагичность образа Мышкина, его детская вера в лучшее, что есть в душах людей, делает этот образ очень своеобразным, непохожим на других. «Положительно прекрасный человек», созданный мастерством Достоевского, остается до сих пор единственным в русской литературе.

Анализ романа «Идиот» (Ф. М. Достоевский)

Автор: Самый Зелёный · Опубликовано 04.11.2019 · Обновлено 04.11.2019

Творчество знаменитого русского писателя Фёдора Достоевского, который стремился проникнуть в самые глубины человеческой души, до сих пор занимает одно из главнейших мест во всей русской литературе. Глубокий психологизм его творений является уникальным и хорошо известен не только русским читателям, но и любителям хорошей литературы по всему земному шару.

Одним из самых известных творений этого писателя является его роман «Идиот», в котором Достоевский поднял великое множество важных вопросов, касающихся не только общества Российской империи девятнадцатого века, но и самой человеческой души во всём её многообразии. Многомудрый Литрекон предлагает Вам анализ романа «Идиот» по плану.

История создания

Как и всегда в жизни Достоевского, роман «Идиот» создавался в очень трудной для писателя обстановке. Во время работы над произведением умерла его новорождённая дочь, на Федора Михайловича давили кредиторы, а также редакция журнала, для которого он писал свой роман.

Из-за такой тяжёлой атмосферы писатель на последние деньги покинул Россию и продолжил работу над романом в Швейцарии. Преодолевая своё упадочное настроение, плохое здоровье и неприятные погодные условия, Достоевский всё-таки смог закончить роман, однако по итогу был несколько разочарован своим творением, считая, что так и не смог полностью раскрыть свою мысль читателю.

«Случилось же так, что все лопнуло. Роман вышел неудовлетворителен, но, кроме того, вышло и то, чего я не мог даже и предвидеть прежде: вышло то, что я, долго быв вне России, потерял возможность даже и писать как следует, так что даже и на новое произведение какое-нибудь надеяться не могу. (…) хоть „Идиот” и не удался, но за 2-е издание его несколько книготорговцев готовы были дать и давали хоть и небольшие, сравнительно, деньги, но все же значительные, полторы и две тысячи».

Как и все части «великого пятикнижья», «Идиот» впитал в себя библейские мотивы. В основу сюжета легла идея второго пришествия, которая давно волновала религиозного писателя. Он не раз ставил вопрос о том, что будет, если Иисус Христос придет в современный мир? Этот мотив прослеживается в романах «Бесы», «Братья Карамазовы» и «Подросток», но в «Идиоте» он занял центральное место. В Мышкине автор воплотил образ божьего человека, лишенного человеческих страстей и готового отдать всего себя ради других. Но ответ Достоевского на свой же вопрос очевиден в финале: Мышкин пребывает в беспамятстве и не может жить в современных реалиях. Люди глубоко ранят его.

Жанр и направление

«Идиот» можно село отнести к реалистическому направлению в русской литературе. Писатель стремился достоверно отобразить все тонкости окружающей русской действительности. В сюжете присутствует огромное количество деталей, подчёркивающих общую атмосферу. Созданные им образы выглядят органично и реалистично, читатель может поверить в то, что описанные в романе события могли произойти на самом деле.

Жанр произведения «Идиот» можно определить как психологический роман. Повествование охватывает длительный промежуток времени и включает в себя большое количество действующих лиц. Произведение пропитано глубоким психологизмом, важнейшее место в произведении выделено под внутренние монологи и рассуждения персонажей, затрагивающие вечные вопросы о человеке и жизни.

Суть: о чём роман?

Роман «Идиот» начинается с того, как молодой дворянин – князь Лев Мышкин, возвращается в Россию после длительного прибывания в Швейцарии, где он лечился от своего давнего психического недуга. С самых первых страниц князь предстаёт перед нами как очень искренний и непосредственный человек, в моральном плане стоящий на ступень выше окружающих его людей.

В поезде главный герой знакомится с купцом Парфёном Рогожиным и узнаёт о Настасье Барашковой – падшей женщине, ведущей самый порочный образ жизни.

В Петербурге князь Мышкин навещает своих ближайших родственников – семью Епанчиных. За счёт своей искренности и душевности князь легко завоёвывает симпатии всей семьи, члены которой становятся его хорошими друзьями. Ему нравится красавица Аглая — младшая дочь в семье. Симпатия взаимна.

В тот же день Лев Николаевич встречается с Настасьей Филипповной, которую отчаянно добивается Рогожин. Между этой троицей образуется незримая связь, которая не разорвётся до самого конца повествования.

Князь Мышкин сам внезапно проникается симпатией к Настасье, надеясь помочь ей и исцелить её душу. Он совершенно серьёзно предлагает ей выйти за него замуж, смущая Барашкову, которая под влиянием князя начинает демонстрировать лучшие стороны своей натуры.

Образуется любовный треугольник: Рогожин – Мышкин – Барашкова. На протяжении всего романа Настасья Филипповна мечется между двумя мужчинами. От тяжелейшего психологического напряжения герои начинают сходить с ума.

Помимо основной сюжетной линии в романе присутствует огромное количество побочных, которые только подчёркивают общую атмосферу безумия и безысходности и подталкивают князя к пропасти. Так, любимая Аглая отталкивает его из-за связи с Настасьей, не понимая истинных мотивов его поступка. Тоцкий и Епанчин хотят «замять» скандал с Настасьей и выдать ее замуж за секретаря Ганечку, который нуждается в деньгах и за них готов принять позор.

Читайте также:
Шаги Раскольникова к преступлению: сочинение

Постоянное нарастание напряжения приводит к тому, что в конечном итоге Рогожин приводит Мышкина в свой дом, где на кровати лежит зарезанная им Барашкова. В этот момент психика героев окончательно рушится. Они ложатся рядом с трупом, обнимаются и начинают говорить обо всём. На утро Рогожина находят абсолютно безумным, а князя Мышкина — впавшим в то полусознательное состояние, в котором он прибывал до курса лечения в Швейцарии.

Главные герои и их характеристика

Система образов и характеристика главных героев в романе «Идиот» отражена Многомудрым Литреконом в таблице:

Лев Николаевич Мышкин русский двадцатишестилетний князь, с детства страдающий от серьёзнейшего недуга, который сделал из него ничего не понимающего идиота, и только лечение в Швейцарии смогло помочь ему. Представляет из себя милого, доброго и понимающего человека, наполненного состраданием к ближнему. Все его действия, в том числе его попытки обвенчаться с Настасьей Филипповной, продиктованы его добротой. Искренне верующий человек. Окружающие, общаясь с князем, духовно очищаются, становятся лучше. В итоге он не выдерживает ужасов окружающего мира и снова впадает в своё прежнее плачевное состояние.
Настасья Филипповна Барашкова невероятно красивая внешне, но духовно искалеченная девушка. Рано осиротела и воспитывалась дворянином Афанасием Тоцким, который в шестнадцать лет растлил её. Психика девушки надломилась, он погрязла в ненависти к окружающим и к себе. Встреча с Мышкиным колеблет героиню, в ней начинает проспаться доброта и стремление к счастью, но подсознательно она отказывается от него, продолжая считать себя падшей женщиной. Она постоянно мечется между Мышкиным и Рогожиным, сбегая даже из церкви прямо во время венчания. В конце умирает от рук Рогожина, обретая покой.
Парфён Семёнович Рогожин молодой человек. Купец. Нескладный, вспыльчивый и грубый. Изнемогает от любви к Барашковой. Являет собой полную противоположность душевному и чуткому Мышкину. Соперничает с ним за Настасью Филипповну, но в тоже время очень привязан к князю, видя в нём ту святость, которая самому Рогожину недоступна. Борьба за Барашкову окончательно ломает его, и Парфён в безумии убивает свою любовь. Однако Мышкин прощает его даже за это чудовищное деяние.
Аглая Ивановна Епанчина Умная, талантливая и красивая дочь генерала Епанчина и возлюбленная Мышкина. Гордая и претенциозная девушка 20-лет. Их с Мышкиным связывают романтические чувства, Аглаю притягивает доброта и искренность Мышкина. Но из-за гордости она не в силах понять его предложение Настасье Филипповне и ревнует, мучая себя и князя. Мать говорит о ней: «дура с умом без сердца».
Гаврила Ардалионович Иволгин «Умный обыкновенный человек». Секретарь в доме Епанчиных, обремененный многочисленным семейством и нуждающийся в карьере и деньгах. «Одно беспрерывно-раздавливаемое тщеславие, ужасно его мучило». Этот герой ухаживал и за генеральской дочерью, и за Настасьей Филипповной в попытках занять исключительное место в обществе при крайней своей бездарности.

Если таблицу необходимо дополнить, напишите об этом Литрекону в комментариях.

Тематика в романе «Идиот» весьма разносторонняя и богатая, поэтому здесь отражены только основные темы в творчестве Достоевского:

  1. Любовь – традиционно настоящая любовь у Достоевского лишена всяких плотских и материальных аспектов. Мышкин испытывает к Настасье Филипповне самые возвышенные чувства, которые опираются на христианскую мораль и человеческое сострадание. С другой стороны, в лице Рогожина писатель показывает, что у этого чувства есть и тёмная сторона, которая способна пожрать человека изнутри, свести его с ума и толкнуть на самые страшные поступки.
  2. Доброта – самая обычная человеческая доброта и открытость в романе Достоевского становится реальной силой. Писатель показывает, как почувствовав к себе доброжелательное и искренне отношение, даже самый низкий человек становится чуть лучше, приоткрывает, казалось бы, давно забитую и уничтоженную человечность.
  3. Вера – как и всегда, писатель подтверждает свою преданность православной церкви. В монологе князя Мышкина о религии он осуждает католичество, считая, что только православие по-настоящему приближает людей к Богу.
  4. Дружба – в этом романе Достоевский показал, пожалуй, самых необычных друзей в истории русской литературы – Мышкина и Рогожина. Отличаясь внешне и ещё более внутренне, соревнуясь за Настасью Филипповну и постепенно сходя с ума, они, тем не менее, продолжают тянуться друг к другу. Мышкин надеется спасти Рогожина, а Рогожин — спастись.
  5. Быт и нравы России – Россия у Достоевского показана в довольно тёмных тонах. В воздухе веет безнадёжностью и напряжением. Общество подвержено самым низким порокам и медленно разлагается. Люди ударяются в мистицизм, ожидают конца света. Таким образом Достоевский отобразил тот цивилизационный тупик, в котором, по его мнению, находился русский народ во второй половине девятнадцатого века.
  6. Общественное мнение – автор показывает нам слепоту общества, в котором не осталось ничего святого. Общество, в котором каждый стремится лишь к удовлетворению своих эгоистичных потребностей, по мнению Достоевского, серьёзно больно и нуждается в нравственных ориентирах. Их дает русскому человеку именно вера в Бога.

Проблемы

Проблематика романа «Идиот» столь же интересна и насыщенна, поэтому за дополнениями и уточнениями обращайтесь к Многомудрому Литрекону в комментариях.

  • Социальное неравенство – в книге часто показывается нищета и материальное неравенство, царящие в России, которые ещё более усугубляют плачевное состояние людских умов и сердец. Чудовищная бедность, потребность в деньгах толкают людей на низкие и страшные поступки.
  • Одержимость страстью – на примере Рогожина демонстрируется любовь, лишённая настоящей возвышенности и выродившаяся в губительную всепожирающую страсть, которая и привела его самого, Мышкина и Барашкову к окончательному краху.
  • Алчность – жажда денег, жадность и скупость показаны в романе, как самые страшные болезни общества.
  • Ревность – ревность Рогожина в итоге сводит его с ума и толкает на страшное злодеяние – убийство.
  • Эгоизм – общество Российской империей изображено как жестокая среда, в которой каждый думает только о себе.
Читайте также:
Идейно-композиционная роль образа Сони: сочинение

Смысл

В своём романе Достоевский изобразил всю греховность общества, в котором он жил. Многочисленные пороки, нищета и безумие окружают людей, превращая их в озлобленных зверей. Даже высокодуховный князь Мышкин оказывается неспособным противостоять всей этой мерзости и снова замыкается в себе. Основная идея романа «Идиот» состоит в том, что люди не готовы принять Христа в новом обличии и не сильно продвинулись со времен распятия миссии. Вера выродилась в пустую обрядность и больше не поддерживает людей в борьбе со злом внутри них.

В то же время писатель показывает, что люди не безнадёжны. Даже самая опустившаяся персона в глубине души остаётся человеком. Человечество ещё может исцелиться, вернуться на правильный путь, если обратится к Богу и осознает своё единство. Такова главная мысль романа «Идиот».

Критика

Роман Достоевского вызвал бурные обсуждения в литературной среде. Многие отмечали глубокий психологизм произведения и хорошую проработку персонажей, их органичность и достоверность. Так, Аполлон Майков, друг писателя, отозвался о его работе весьма неоднозначно, но все же похвалил книгу как интересное чтиво:

«Самое, если хотите, реальное лицо — Идиот (это вам покажется странным?), прочие же все как бы живут в фантастическом мире, на всех хоть и сильный, определительный, но фантастический, какой-то исключительный блеск. Читается запоем, и в то же время — не верится».

Один из главных критиков творчества Достоевского, Николай Страхов, так написал ему о романе:

«…Вы загромождаете Ваши произведения, слишком их усложняете. Если бы ткань Ваших рассказов была проще, они бы действовали сильнее. Например, „Игрок”, „Вечный муж” произвели самое ясное впечатление, а все, что Вы вложили в „Идиота”, пропало даром».

Литературный критик Буренин (которого сам автор считал наиболее понимающим рецензентом), напротив, не увидел в романе ничего достоверного, посчитав его невнятной фантасмагорией.

«Лица, группирующиеся вокруг князя Мышкина, тоже если не идиоты, то как будто тронувшиеся субъекты. Тринадцатилетние мальчики у г. Достоевского говорят не только как взрослые люди, но даже на манер публицистов, пишущих газетные статьи, а взрослые люди, женщины и мужчины, беседуют и поступают, как десятилетние ребята. Словом, роман можно было бы не только „Идиотом” назвать, но даже „Идиотами”: ошибки не оказалось бы в подобном названии».

С ним был согласен знаменитый писатель, Николай Лесков, который иронично заметил, что все герои этой книги «одержимы душевными болезнями». Не менее жесткую критику на «Идиота» обрушил М.Е. Салтыков-Щедрин, известный сатирик и либерал:

«(…) С одной стороны, у него являются лица, полные жизни и правды, с другой — какие-то загадочные и словно во сне мечущиеся марионетки, сделанные руками, дрожащими от гнева…»

Известный критик более позднего времени, православный мыслитель Лев Шестов, написал о Мышкине разгромные строки:

«Нет, князь Мышкин — одна идея, т. е. пустота. Да и роль-то его какова! Он стоит между двух женщин и, точно китайский болванчик, кланяется то в одну, то в другую сторону. (…) Нет, князь Мышкин — выродок даже среди высоких людей Достоевского, хотя все они более или менее неудачны. Достоевский понимал и умел рисовать лишь мятежную, борющуюся, ищущую душу. Как только же он делал попытку изобразить человека нашедшего, успокоившегося, понявшего — он сразу впадал в обидную банальность».

Таким образом, современники не считали роман «Идиот» самым выдающимся произведением Достоевского. Он всегда был в тени «Преступления и наказания» и «Бесов».

Тема падения и духовного возрождения человека в произведениях Ф.М. Достоевского (по роману «Преступление и наказание» или «Идиот»).

Скачать сочинение
Тип: Проблемно-тематический анализ произведения

Тема падения и духовного возрождения – важнейшая в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание». Необходимо сразу же отметить, что «падение» главного героя начинается в тот момент, когда рождается его теория, согласно которой у человека есть обоснованное право убить другого человека. Основания этой теории лежат в идее о разделении людей на тех, «кто право имеет», и на остальных – «тварей дрожащих». Первые, к коим помимо Наполеона относил Родион Раскольников и себя, могут делать со вторыми все, что угодно, в том числе и убивать. Откуда у героя взялись подобные мысли?

Чрезвычайно важна для рождения подобной идеи вся жизнь героя. А в ней не последнее место занимает город, в котором Родион живет. Сама атмосфера города кажется порождающей чудовищ. Петербург Достоевского – это город, в котором нет воздуха, пространство которого чудовищным образом искажено, город, изначально построенный на костях и ставший оплотом несправедливости по отношению к человеку и ужасающих преступлений и пороков.
Особое внимание читателя привлекают контрастные пейзажные описание в романе: парки и роскошные дворцы, увиденные глазами Раскольникова, и уродливые улицы и подворотни, желтые дома и вонючие распивочные в районе Сенной площади. И комната главного героя только добавляет жути в эту атмосферу бесконечного унижения личности: «Это была крошечная клетушка, шагов в шесть длиной, имевшая самый жалкий вид с своими желтенькими, пыльными и всюду отставшими от стены обоями, и до того низкая, что чуть-чуть высокому человеку становилось в ней жутко, и все казалось, что вот-вот стукнешься головой о потолок”. Образ этой комнаты-гроба сам по себе символичен, в ней и рождается чудовищная теория героя.

Читайте также:
Смысл названия романа Преступление и наказание: сочинение

К своему падению Родион идет, как бы спускаясь вниз по кругам ада. Конечно, социальный аспект также немаловажен в возникновении его теории. Бедность и зависимость от материальных рамок привели героя в состояние, сродни безумию. Сцену убийства предваряют несколько эпизодов, каждый из которых как бы подталкивают героя к его падению. Встреча с Мармеладовым раскрывает Раскольникову униженное состояние человеческого духа. Вместе с тем, в этой сцене впервые проявляются проблески будущего возрождения. Рассказ о Сонечке, письмо матери с рассказом о Свидригайлове и Лужине, встреча с падшей девицей на улице – все это приводит Родиона к мысли о несправедливости нашего мира, о необходимости его переустройства, о том страшном давлении, которое среда оказывает на человека.
Апогеем подобных мыслей становится сон Раскольникова, в котором он видит убийство лошади перед дверьми кабака. Этот сон можно расценивать двояко. С одной стороны, он выражал символически то, о чем думал Раскольников: лошадь – подавленная, униженная личность и хозяин, добивающий ее, – среда. С другой стороны, этот сон был пророческим, и лошадь в этом ракурсе могла означать душу Родиона, а хозяин –убийца был он сам. Неслучайно Соня позже воскликнет: «Что это вы над собой сделали?» Так как убив ближнего, человек убивает себя. И, прежде всего, свою душу.

Но возможно ли воскресение и очищение после совершения столь страшного греха? Достоевский отвечает на этот вопрос однозначно: «Да». Что может воскресить человека? Вера и любовь – таков ответ писателя. Все, что касается «духовного возрождения» главного героя, остается, скорее, за пределами сюжетной сферы романа. Однако в эпилоге и в последних главах «Преступления и наказания» писатель изображает искреннее раскаяние и страдание Раскольникова, тем самым оставляя надежду на перерождение героя в дальнейшем.
В процессе духовного перерождения Раскольникова главную роль играла Соня Мармеладова. Это не значит, что герой сам не был способен к возрождению. Но искренняя вера Сони в возможность очищения и начала новой жизни сотворила с Родионом настоящее чудо. Только через страдания очищается душа, и Соня это понимает. Но избавление от страданий еще мучительнее самих страданий. Ведь признаться в содеянном преступлении – почти нечеловеческой воли поступок. Между тем, с помощью Сони, Раскольников совершает его. И это один из шагов на его пути к очищению.
А первым шагом на этом пути можно считать отказ героя от своей теории сверхчеловеков. Он признает себя «вошью», тем самым признавая равенство людей перед Богом. Это и есть истинная основа раскаяния: признание, что сделал больно такому же, как ты, признание того, что любой человек имеет душу.

В эпилоге романа даже настроение и атмосфера повествования меняются и становятся более светлыми. Удивительно, но именно на каторге Раскольников впервые почувствовал себя свободным. Впервые впереди забрезжил свет надежды. И этот свет был уже не материальный, он нисколько не зависел от нашего мира. Нет, свет этот был светом божественной любви, которую открыла для него Соня.

Проследив историю человеческого падения, Достоевский выделяет некую притягивающую, завлекающую, непреодолимую силу движения вниз. Вырваться из пут дьявола чрезвычайно трудно, но возможно. Трудно, потому что путь наверх – всегда путь мучений. Только преодолев тернии, можно почувствовать в душе свет новой жизни. А для того, чтобы все-таки пройти этот путь, надо искренне и беззаветно любить. Бога и всех тварей, им созданных.

человек просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.

/ Сочинения / Достоевский Ф.М. / Преступление и наказание / Тема падения и духовного возрождения человека в произведениях Ф.М. Достоевского (по роману «Преступление и наказание» или «Идиот»).

Смотрите также по произведению “Преступление и наказание”:

“Преступление и наказание” — книга великой боли за человечество

Школьное сочинение

Во всех произведениях Достоевского мы замечали одну общую черту, замеченную во всем, что он писал: это боль о человеке, который сам себя не признает человеком и даже не вправе быть им.

Ф. М. Достоевский — самый беспощадный художник XIX века, который изображал в своих гениальных произведениях суровую правду жизни, был одержим великой любовью к человеку и считал своим долгом открыть “униженным и оскорбленным” глаза и заставить их бороться, искать пути избавления от страданий и социальной несправедливости. Л. Н. Толстой писал: “Самое важное в произведении искусства, чтобы оно имело нечто вроде фокуса, и он должен быть недоступен полному объяснению словами”. Таким фокусом у Достоевского стало изображение крайней нищеты, когда люди не просто гибнут от голода, но и теряют свой человеческий облик и чувство собственного достоинства.

По глубине и тонкости замысла, по мастерству и правдивости отображения реальной действительности роман Ф.М. Достоевского “Преступление и наказание” можно смело назвать вершиной творчества писателя. Ведь в центре внимания автора оказалась страшная картина жизни России середины XIX века, со всей той нищетой, бесправием, угнетением русского народа, который хоть и пытался бунтовать против такой несправедливости, но вместе с тем осознавал свое бессилие в этой борьбе. Для более точного отображения этой действительности писатель старался проникнуть в самую глубину человеческой души, отразить сознание людей, их метания и противоречия.

Роман Достоевского вышел в свет в переломное для страны время, когда русская интеллигенция, ожидавшая возрождения России после реформы 1861 года, вынуждена была познать вместо этого глубокое разочарование и потрясение.

Социальные противоречия не исчезли. Напротив, они еще боль-. те обострились, еще острее стала несправедливость общественного устройства. И все это с талантом настоящего мастера сумел тонко подметить и выразить в своем романе Ф.М. Достоевский. При этом на примере трагедии одного человека автор выделил, вывел на первый план трагедию всего народа, отразил целый мир. Писатель не случайно взял своих героев из среды разорившегося дворянства. Именно в этой среде часто проявлялись в то время по-настоящему неординарные личности, яркие, сильные характеры, болезненные спады и светлые подъемы сознания, оказавшегося в конфликте с самим собой.

Читайте также:
Что мне дало знакомство с личностью и творчеством Достоевского: сочинение

Действие романа происходит в Петербурге, в той его части, где жила беднота. Серый, мрачный город, многочисленные пивные, зазывающие народ залить горе; толпы пьяных на улицах; женщины, продающие себя за бесценок, а те, кто не желал этого делать, бросались с моста в воду. Страшное царство нищеты, бесправия, болезней, безысходности — вот те условия, в которых существуют простые русские люди, те условия, при которых в сознании многих рождаются ложные (хотя и вполне понятные) идеи восстановления справедливости.

Описывая жизненный путь Родиона Раскольникова — противоречивой личности, вынужденной в силу социальных причин пойти на преступление, на жестокое убийство, — Достоевский в первую очередь стремился показать гибельность подобного шага.

Но вместе с тем он мечтал показать перерождение, очищение человека путем страданий, переосмысления принципов и в конечном итоге преодоления зла. Да, Раскольников совершил преступление, избрал ошибочный путь в жизни. Но главное здесь — то, что толкнуло героя встать на путь убийства. И пытаясь обосновать такой шаг, Достоевский с первых страниц говорит о социальном положении Родиона. Молодой человек вынужден существовать в комнатке, а точнее “каморке”, которую сам автор сравнивает со шкафом, сундуком, гробом, подчеркивая крайнюю нищету ее обитателя — “задавленного бедностью”, “изуродованного нищетой” “бедного и больного студента”.

Создавая психологический портрет своего героя, писатель на первое место выводит те черты, которые рождены именно общественным положением бедного студента: мнительный, самолюбивый, мрачный, угрюмый. И в этих чертах, в этих характеристиках Родиона Раскольникова отражен обобщенный портрет поколения, показаны особенности психологии многих его современников.

Такие люди, как Раскольниковы, Мармеладовы и подобные им, вынуждены влачить жалкое существование в жестоком и несправедливом мире, где распорядителями и хозяевами являются подлые и низкие свидригайловы и лужины. Потому не осуждение в первую очередь, а страшная, щемящая боль пронизывает страницы романа Достоевского — боль за людей, раздавленных нищетой, таких как Катерина Ивановна Мармеладова, которая сама себя сравнивает с заезженной клячей; как ее несчастный муж, спившийся от горя и бедности; как дочь Соня, вынужденная продавать себя, чтобы поддерживать хоть какое-то существование семьи. Ее образ наиболее трагичен. “Ты на себя руки наложила, ты загубила жизнь. свою”, — говорит ей Родион. А ведь сколько таких же несчастных девушек губили свою жизнь, принося себя в жертву ради близких, ради какого-то призрачного благополучия. Такой же (или почти такой) путь уготован и сестре Раскольникова. Осознание этого, понимание гибельности того поступка, на который готова пойти ради него сестра, выйдя за нелюбимого, к тому же ничтожного человека, зарождает протест в душе главного героя.

Родион не видит другого выхода, как убийство процентщицы. Так он спасет себя, спасет свою семью. И при таких обстоятельствах смерть никому не нужной старухи кажется ему оправданной, в чем еще больше Раскольников убеждается, получив письмо матери, в котором она сообщает о своем плачевном материальном положении. “Ясно, что теперь надо было не тосковать, не страдать пассивно, одними рассуждениями о том, что вопросы неразрешимы, а непременно что-нибудь сделать, и сейчас же, и поскорее. Во что бы то ни стало надо решиться, хоть на что-нибудь, или. Или отказаться от жизни совсем. “

Да, такая идея могла возникнуть в голове героя, как и в голове другого студента, чей разговор Раскольников как-то услышал в трактире, только под влиянием крайней нищеты, безысходности, несправедливости окружающего мира. “За одну жизнь — тысячи жизней, спасенных от гниения и разложения”. Не правда ли — благородный, оправданный выход?!

Единственный выход для множества людей, загнанных жизнью в глухой угол, вынужденных каждый день видеть сотни, тысячи гибнущих жизней, жизней, которые еще можно спасти “от нищеты, от разложения, от гибели, от разврата, от венерических заболеваний. “. А всего-то нужно — убить никчемную старушонку и забрать ее деньги! Нет, конечно, Достоевский не оправдывает своего героя. Наоборот, вся суть пути Раскольникова в конечном итоге сводится к пониманию своих ошибок. Мучительному пониманию. Но хотя в романе и есть намек на то, что стремления к лучшей жизни не напрасны, не напрасны попытки прийти к ней другим, правильным путем, — мы понимаем, что, к сожалению, сбыться этим стремлениям суждено не так уж скоро. И многострадальному русскому народу еще через много испытаний придется пройти. Отсюда нескрываемая боль автора за весь народ, за все человечество.

И все же, размышляя о далеком грядущем, Достоевский писал в “Дневнике писателя”: “Я не хочу мыслить и жить иначе, как с верой, что все наши девяносто миллионов русских (или там сколько их тогда народится) будут все когда-нибудь образованны, очеловечены и счастливы”.

Сочинение: Тема падения и духовного возрождения в романе Достоевского Преступление и наказание

Тема падения и духовного возрождения в романе Достоевского “Преступление и наказание”

Автор: Достоевский Ф.М.

Любите человека и во грехе его, ибо сие уж подобие божеской любви и есть верх любви на земле…

Федор Михайлович Достоевский – один из величайших писателей 19 века. Многие его произведения вошли в первые ряды русской литературы, став образцом для подражания многих писателей. Одним из таких произведений является роман « Преступление и наказание», остающийся популярным и в настоящее время. Идея для написания романа пришла к Достоевскому во время его душевного кризиса в 1864 году. Этот кризис был вызван смертью первой жены и брата Михаила. Именно благодаря таким волнениям этот этап в творчестве писателя получил название эпохи «великого пятикнижия», пяти идеологических романов. В произведении «Преступление и наказание» автор затрагивает темы, не перестающие волновать современное общество. Но одной из главных тем романа является тема падения человека и его духовного возрождения.

Читайте также:
Раскольников, Соня, Мармеладов, Свидригайлов кто они: добрые или злые: сочинение

Всем людям свойственно совершать ошибки, попадать под влияние бессмысленных идей и целей. И это не удивительно, ведь именно с таким опытом человек учится познавать себя и окружающий мир. Но особого уважения заслуживает тот, кто сумел не только осознать свои ошибки, но и тот, кто сумел поставить себя на истинный путь. Именно с таким героем знакомит читателей Федор Михайлович в произведении «Преступление и наказание».

Едва только молодой человек, герой романа – Родион Раскольников, предстает перед читателем, как автор, даже не назвав имени героя, спешит сообщить о тайной мечте, проникшей в жизнь молодого человека до такой степени, что «насущными делами своими он совсем перестал и не хотел заниматься». Но немного позже герой сам заговорил о своей мечте. Он явно чувствует, что от мечты ему пора переходить к делу, и разочаровывается, что к этому никак не удается перейти.

Федор Михайлович помогает понять чувства и эмоции героя с помощью образа города на реке Неве – Санкт – Петербурга. С одной стороны, можно восхищаться архитектурными и театральными красотами города, но с другой стороны, можно сходить с ума от ощущения ненужности и одиночества. Именно это и происходит с героями романа Достоевского. «На улице жара стояла страшная, к тому же духота, толкотня, всюду известка, леса, кирпич, пыль и та особенная летняя вонь, столь известная каждому петербуржцу, не имеющему возможности нанять дачу, – все это неприятно потрясло и без того уже расстроенные нервы юноши», – пишет Достоевский в романе «Преступление и наказание», прослеживая связь между «исступленными мыслями» Раскольникова и «черепашьей скорлупой» его каморки. Эта каморка является своеобразным символом более грандиозной, но столь же душной каморки – большого города. Только в духоте узких улочек, в тесноте ужасных квартир может развернуться драма униженных и оскорбленных, борьба жизни с желанием существовать, жестокий поединок смерти и молодости. Картину тесноты, нравственной подавленности людей, ютящихся «на аршине пространства», дополняет чувство духовного одиночества человека в огромном городе. Люди относятся здесь друг к другу с подозрением и недоверием, их объединяет злорадство и любопытство к несчастью ближнего. Под пьяный хохот и язвительные насмешки посетителей кабака рассказывает Мармеладов страшную историю своей жизни. В романе возникает образ Петербурга мертвого, холодного, равнодушного к судьбе человека: «необычным холодом» веет на Раскольникова «от этой великолепной панорамы; духом немым и глухим полна для него эта картина». Именно благодаря такой обстановке в городе, герой начинает размышлять о ценности своей жизни и о жизни других людей.

Родион Раскольников – бывший несостоятельный студент, стремящийся утвердиться в этом мире. Мне кажется, что его нравственное падение начинается не с самой теории о «тварях дрожащих» и «право имеющих». Герой хочет духовной независимости. Его непомерная гордость и высокая амбициозность воплощаются в этой страшной идее об убийстве ненужных людей.

Свою теорию Раскольников создает благодаря взглядам Макса Штирнера, в работе «Единственный и его собственность», трудам Шопенгауэра «Мир как воля и представление», но особенно повлиял труд немецкого философа Фридриха Вильгельма Ницше. В своей книге «Антихрист. Проклятие христианству» он пишет, что «…какой тип человека следует взрастить, какой тип желателен, как более ценный, более достойный жизни, будущности. Этот более ценный тип уже существовал нередко, но лишь как счастливая случайность, как исключение,- и никогда как нечто преднамеренное». Именно опираясь на книгу Ницше, герой моделирует собственную идею. Согласно его теории люди делятся на два «разряда»: большинство, «тварей дрожащих», составляющих «материал» истории, и меньшинство, «сильные личности», «имеющие право» совершать любые деяния, даже идущие вразрез с нравственными ценностями общества. Первые не способны влиять на развитие общества, а вторые, наоборот, существуют ради этой цели.

Главный критерий в делении на группы этих людей, это отношение к нравственности. «Твари дрожащие» повинуются моральному закону, что и лишает их необходимой свободы деятельности. На «право имеющих» этот закон не распространяется. Они могут совершить преступление, потому что в их представлении, это шаг на пути к усовершенствованию, преобразованию жизни. Эта теория незаметно подчиняет себе героя целиком, и он становится её главным исполнителем. Достоевскому важно показать, что, если на путь насилия становится честный и добрый человек, как Раскольников, он неизбежно приносит зло себе и другим.

Интересно то, что стремления Родиона избавить людей от невыносимых мучений и страданий заслуживают похвалы. Но его идея об исконном, естественном разделении людей на две категории антигуманна, так как она нарушает нравственные основы. И недаром, убив ростовщицу, чья жизнь, с его точки зрения, «не более как жизнь вши», Раскольников вынужден убить и ее сестру, безобидную простодушную Лизавету. Я думаю, что это мгновенно доказывает герою, что оправдания его ужасному поступку нет. Лизавета как раз тот человек, за чьи интересы борется герой – беззащитная, руки не поднявшая, чтобы защитить лицо. Именно тогда Раскольников понимает, может быть, еще неосознанно, что, совершено одно преступление, а за ним другое, более жестокое и страшное.

Читайте также:
Свидригайлов и Раскольников в романе Ф. М. Достоевского Преступление и наказание: сочинение

После совершения преступления, героя начинает терзать совесть. Муки совести, леденящий душу страх, который преследует Раскольникова на каждом шагу, осознание бессмысленности совершенного преступления, сознание несостоятельности своей теории. И об этом свидетельствует внутренний монолог героя: «Если действительно все это дело сделано было сознательно, а не по-дурацки, если у тебя действительно была определенная и твердая цель, то каким же образом ты до сих пор даже не заглянул в кошелек и не знаешь, что тебе досталось, из-за чего все муки принял и на такое подлое, гадкое, низкое дело сознательно шел? Да ведь ты в воду его хотел сейчас бросить, кошелек-то, вместе со всеми вещами, которых ты тоже еще не видел…Это как же?»

Родион понимает несостоятельность своей теории «сверхчеловека», она не выдержала проверки жизнью. Герой терпит крах, как всякий человек, связавший себя ложной идеей. Наказание его заключается в самом преступлении, нравственной пытке, нежели каторге или тюрьме. Муки Раскольникова изображены с такой глубиной, что читатель вместе с ним может переживать те чувства, которые испытывает герой.

По-моему, еще одной причиной разубеждения в своей теории главного героя является общение с духовными «двойниками» – Лужиным и Свидригайловым, у которых много общего с Раскольниковым. В частности, их объединяет принцип вседозволенности, который они исповедуют. Родион осознает, что уподобился им, хотя совсем этого не желал. Мне кажется, что хотя они и придерживаются одного принципа, но их мировоззрения и нравственные облики абсолютно разные.

Раскольников объявляет своей целью счастье человеческое, а не личное. Страдание, по словам Раскольникова, нередко является оборотной стороной вседозволенности.

Лужин, напротив, руководствуется в жизни только соображениями своей выгоды. Жених Дуни – бездушный делец, в котором «высокий» наполеонизм Раскольникова сводится к банальной практической выгоде. Как и Раскольников, он готов переступить через человеческое достоинство и право самому решать свою судьбу.

Свидригайлов предстает перед нами человеком порочным, развратным, растлителем малолетних, который при этом выглядит вполне респектабельным господином и является носителем «мировой скорби», присущей «великим людям». Он не скрывает, что большинство его поступков – результат его патологического сладострастия. Мне кажется, что Аркадий Иванович – это человек, в котором борется добро и зло. Его положительные черты меняются чудовищным сладострастием, в котором пародируется любовь Раскольникова к детям. Загробная жизнь видится ему еще более бессмысленной и беспросветной – «одна комнатка, эдак вроде деревенской бани, закоптелая, а по всем углам пауки, и вот и вся вечность». К сожалению, в итоге зло одержало верх и Свидригайлов покончил жизнь самоубийством. Таким образом, мы можем видеть, что Раскольников находится на ложном пути и его теория является ошибочной.

Возрождение главного героя начинается не только благодаря «двойникам». Большое влияние на возрождение души Родиона оказывает Порфирий Петрович. Я думаю, Порфирий Петрович – один из самых ярких и загадочных персонажей, который вступает в отношения противостояния и борьбы. Именно он впервые упоминает о теории Раскольникова и кратко формулирует ее суть: «Все дело в том, что в ихней статье все люди как-то разделяются на «обыкновенных» и «необыкновенных». Обыкновенные должны жить в послушании и не должны переступать закона, потому что они, видите ли, обыкновенные. А необыкновенные имеют право делать всякие преступления и всячески переступать закон, собственно потому, что они необыкновенные». Он единственный из всех догадался, что преступления студента имеют идейный смысл. Следователь убеждает Раскольникова, что для того, чтобы прославиться, не надо принижать других: «…дело в вас самих. Станьте солнцем, вас все и увидят». Страдания для Порфирия Петровича являются главным источником искупления. Лишь выстрадав многое, можно загладить свою вину. Именно беседы со следователем помогают герою действительно осознать свою вину и раскаяться в совершенном преступлении.

По моему мнению, немаловажную роль в произведении «Преступление и наказание» играют мать Родиона, Пульхерия Александровна, и его сестра – Дуня. Одним из мотивов совершения преступления являлось не только его бедственное положение, но и его родственников. Но не только один Родион пытается им помочь. Сестра Родиона Раскольникова Дуня готова выйти замуж за преуспевающего дельца Лужина, не любя его, а значит, сознательно обрекая себя на жизнь, лишенную радости. Она решается на этот шаг, чтобы вытащить семью из нищеты, помочь брату завершить образование в университете. А мать Родиона также терпит всяческие унижения и лишения, чтобы только помочь своему единственному сыну. Мне кажется, что образы «униженных и оскорбленных» в романе Достоевского необходимы, чтобы показать, что люди, у которых не так много денег, способны осилить различные трудности и эти люди способны сохранить в своей душе не только доброту и сострадание, но и безграничную веру в людей и Бога.

На мой взгляд, наибольшее влияние на главного героя оказала Соня Мармеладова, одна из представительниц «униженных и оскорбленных». В романе она является нравственным антиподом Родиона. После того, как ее семья оказалась в бедственном положении, героиня, жертвуя своей духовной и нравственной чистотой, пошла по «желтому билету», чтобы спасти семью от неминуемой смерти. Он увидел в ней родную душу, потому что она тоже много страдала и мучалась. Его тянет к этой несчастной девушке, потому что она единственный человек, который может войти в его ситуацию и понять. Несмотря на то, что общество считает ее изгоем, она не потеряла веру не только в Бога, но и в добро, любовь, счастье. Она избрала иной путь, чем Раскольников, – путь смирения. Смирившись, Соня спасает не только себя, но и Родиона. По моему мнению, сцену чтения Евангелия Достоевский ввел для того, чтобы показать, насколько Раскольников и Соня нравственны. Герой не мог понять, как в Соне позор и низость сочетаются с противоположными им чувствами. Все это объясняется тем, что Соня гораздо сильнее Родиона и она с помощью веры в Бога может преодолеть любые невзгоды и трудности. Раскольников с любопытством всматривался в Соню, как это хрупкое и кроткое существо может так, дрожа от негодования и гнева, быть убеждено в своей вере. Тут он заметил книгу на комоде – Евангелие. Раскольников и сам не мог ожидать от себя то, что он попросит Соню почитать ему ее. Соня колебалась, зачем это неверующему Раскольникову, он настаивал. Мне кажется, что Родион помнил историю про воскрешение Лазаря, потому что его мать, Пульхерия Александровна, сама была верующим человеком, и, возможно, он и сам надеялся на подобное духовное воскрешение. Чтение о Лазаре состоялось через четыре дня после преступления Раскольникова, то есть на четвертый день после его нравственной смерти. Следует добавить, что Лазарь воскрес на четвертый день после своей смерти. Соня начала читать сначала робея, подавляя спазмы горла, когда же дошла до воскресения – голос ее окреп, звенел как металл, вся она дрожала в предвкушении чуда воскресения и чуда, что Раскольников услышит и уверует так же, как верует она. Раскольников с волнением слушал и наблюдал за ней. Соня дочитала, закрыла книгу и отвернулась. Молчание продолжалось пять минут. Вдруг Раскольников с решимостью во взгляде заговорил: «Пойдем вместе. Я пришел к тебе. Мы вместе прокляты, вместе и пойдем!». Смысл процитированного сюжета о воскрешении Лазаря в том, что и четыре дня находившийся в гробе покойник сможет воскреснуть по воле Господней, и даже самому страшному грешнику, у которого нет внутреннего спокойствия, не закрыт путь к покаянию. Именно любовь к Соне открыла ему возможность примирения с жизнью, людьми. Силой своей любви, способностью претерпеть любые муки Соня возвышает Раскольникова до себя, помогает ему превозмочь самого себя и воскреснуть. Эта героиня олицетворяет начало жалости для Раскольникова: «. Он вдруг увидел, что это приниженное существо до того уже принижено, что ему вдруг стало жалко. Когда же она сделала было движение убежать от страха, в нем что-то как бы перевернулось». Достоевский изначально признает абсолютность человеческого «я», духовное достоинство и свободу всякого, даже самого забитого и ничтожного человека. Это достоинство проявляется в смирении перед страданием, посылаемым Богом. «Благодарю тебя, боже, за все, и за гнев твой, и за милость твою!» – восклицает один из героев «Униженных и оскорбленных». Самопожертвование Сони помогло герою сделать первый шаг – отказаться от рационального осмысления жизни. Герой осознал, как нужен он окружающим, и обрел новый смысл жизни, который состоит в милосердии, созидании, гуманизме.

Читайте также:
Раскольников есть истинно русский человек...: сочинение

Но сама тема «преступления» и «тема» наказания не открывается перед нами только в этом романе. Так же и в других произведениях Достоевского можно увидеть раскрытие этих волнующих тем. «В Неточке Незвановой» сказано: «Преступление всегда остается преступлением, грех всегда будет грехом, на какую бы степень величия не возносилось порочное чувство». В романе «Идиот» писатель утверждает: «Сказано: «Не убий!», так за то, что он убил, и его убивать? Нет, это нельзя!». Конечно, писатель не пытался в своём творчестве затрагивать темы убийства и нравственно больных людях. Главное для Федора Михайловича – это сама личность человека, её развитие, жизнь, различные стремления и действия.

Таким образом, прочитав роман «Преступление и наказание», я поняла, что Достоевский- это не только талантливый писатель и мастер слова, но и философ. В центре романа — сложившая¬ся уже окончательно в философском и художественном созна¬нии писателя концепция личности. Человек, единый во мно¬жестве, такой, каким он изображен в «Преступлении и наказании», пройдет через все творчество художника; и харак¬терная манера изображения действительности через сознание герой определит собой структуру всех его будущих произведе¬ний. «Общею точкой» сознаний множества людей отзовется сознание одного человека, и в строгом соответствии с этой идеей выстроится система образов в романе Достоевского — в каждом романе после «Преступления и наказания».

Думаю, Достоевский-философ в «Преступлении и наказании» размыш¬лял об онтологической природе человека: что есть в нем смерть и грех, что есть жизнь и воскресение. Через все его дальнейшее творчество пройдет мысль о человеке, несущем бремя первород¬ного греха — все сознавать и творить мир от себя вне Творца, и в то же время о человеке, в котором жива память о непосредствен¬ном чувстве, когда он знал Бога живого. Для Достоевского эта двойственная природа человека составляет самое существо и тай¬ну личности от начала мировой истории и на веки веков.

Итак, как православный мыслитель и писатель, он искал в человеке, прежде всего возможности самосовершенствования и спасения, пути «мертвой» души к воскресению. Эта тема преступления и наказания — одна из важнейших тем русской художественной и философской мысли — ставит роман «Преступление и наказание» в один ряд с «Евгением Онегиным» Пушкина, «Мертвыми душа¬ми» Гоголя, «Войной и миром» Толстого.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: