Жест и мимика у Ф. М. Достоевского: сочинение

Использование жестов и мимики для раскрытия характера героя литературного произведения (Презентация для урока литературы) Пермский край, г. Пермь Государственное. – презентация

Презентация была опубликована 9 лет назад пользователемplaneta.tspu.ru

Похожие презентации

Презентация по предмету “Русский язык, Литература, Чтение” на тему: “Использование жестов и мимики для раскрытия характера героя литературного произведения (Презентация для урока литературы) Пермский край, г. Пермь Государственное.”. Скачать бесплатно и без регистрации. — Транскрипт:

1 Использование жестов и мимики для раскрытия характера героя литературного произведения (Презентация для урока литературы) Пермский край, г. Пермь Государственное бюджетное образовательное учреждение начального профессионального образования «Профессиональное училище 19» Автор: ПЫСТОНОГОВ Александр Михайлович учащийся 1 курса Руководитель: БЕЛОВА Светлана Владимировна преподаватель русского языка и литературы

2 Содержание 2 из 12 1.Рассматриваемые писателиРассматриваемые писатели 2.Павел Петрович Кирсанов И.С. Тургенев «Отцы и дети»Павел Петрович Кирсанов И.С. Тургенев «Отцы и дети» Жесты, мимика 3.Соня Мармеладова Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание»Соня Мармеладова Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание» Жесты, мимика 4.Князь Андрей Болконский Л.Н. Толстой «Война и мир»Князь Андрей Болконский Л.Н. Толстой «Война и мир» Жесты, мимика 5.ВыводыВыводы Отзыв руководителя Список литературы

3 Рассматриваемые писатели И.С. Тургенев «Отцы и дети» Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание» Л.Н. Толстой «Война и мир» 3 из 12

4 Павел Петрович Кирсанов И.С. Тургенев «Отцы и дети» Аристократ Самоуверенный Считает себя верхом совершенства Ненавидит и презирает Базарова 4 из 12

5 Жесты, мимика Значение пощипывал усы поднял бровь наморщил лоб посмотрел исподлобья закинул голову покачал головой поджал губы не подал руки развёл руками сложил руки на груди сосредоточенность удивление недовольство недоверие, недружелюбие высокомерие, гордость недоверие неодобрение нежелание общаться недоумение надменность, гордость 5 из 12 Вывод: жесты полностью подтверждают характер героя

6 Соня Мармеладова Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание» Трагическая судьба Продаёт себя ради спасения семьи Вина, стыд Чистота души, всепрощение Спасает Раскольникова 6 из 12

7 Жесты, мимика Значение потупилась, сильно потупившись пошла, потупясь, смутившись и потупившись, вдруг потупилась совсем и не посмотрев, искоса взглянула на него всплеснув руками, всплеснула руками (2) сложив руки ломая руки (2), руки ломая (2) схватившись за голову закрыв лицо руками (2) глянув исподлобья робость, стыд, застенчивость застенчивость горе, отчаяние мольба волнение, отчаяние отчаяние, беспокойство страх, ужас недоверие 7 из 12 Вывод: жесты героини углубляют её образ

8 Князь Андрей Болконский Л.Н. Толстой «Война и мир» Умный Живёт разумом Уверенный в себе Презирает светское общество 8 из 12

9 Жесты, мимика Значение щурясь, зажмурился, сморщил лицо (3), поморщился (2), глаза прищурились пожал плечами (3) покачивая головой (3) заложив руки назад губы поджаты (2) сжимал руку взял себя за голову ударил рукою по столу исподлобья посмотрел протянул ей руку (3) презрение, недовольство, раздражение, досада сомнение, нежелание вступать в спор, желание что-то вспомнить несогласие недовольство напряжённость твёрдость отчаяние несогласие недовольство знак примирения 9 из 12 Вывод: жесты полностью соответствуют характеру

10 Выводы Писатели используют жест и мимику как средство характеристики героев Чаще прибегают к этому средству Толстой и Достоевский, так как для них характерен психологизм 10 из 12

11 Отзыв руководителя 11 из 12 Выполняя данное опережающее задание, Александр показал самостоятельность и увлеченность в выборе произведений и их героев для характеристики. Кропотливая и дотошная работа с текстами на предмет выявления, конспектирования жестов и мимики помогла Александру раскрыть характеры анализируемых персонажей. Учащийся проявил достойные аналитические навыки, сравнивая конспект выявленных жестов и мимики с информацией, найдённой в изданиях по невербальному общению. Способность к обобщению и образному мышлению Александра отразились в собственных тезисных выводах ко всей работе и к каждому герою в отдельности. Следует отметить, что нам не удалось найти информацию о подобных работах ни в специальной литературе, ни в сети Интернет. Белова С.В.

12 Список литературы 12 из 12 1.Тургенев, И. С. Отцы и дети / И.С. Тургенев. – М. : Просвещение, Достоевский, Ф. М. Преступление и наказание / Ф.М. Достоевский. – М. : Худож. лит., Толстой, Л. Н. Война и мир / Л.Н. Толстой. – М. : Просвещение, Николаев, М. Жесты и мимика в русской речи / М. Николаев. – М. : Наука, Читать человека как книгу : [Мимика. Жест. Поза. Почерк]. М. : ЭКСМО- Пресс, Степанов, С. С. Язык внешности. Жесты, мимика, черты лица, почерк и одежда: Искусство видеть человека насквозь, ориентируясь на тончайшие нюансы его облика / С.С. Степанов. М. : ЭКСМО-Пресс, 2000.

Жест и мимика у Ф. М. Достоевского: сочинение

Данная работа представляет результаты исследования роли жестов в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание». Выяснено, что жесты рук, которые совершают герои произведения, несут в себе определенную смысловую нагрузку, отображают психологическое состояние героев, а также помогают отразить идею автора.

Ключевые слова: роман Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание», литература, психология, жесты, психология в литературе.

В последнее время в области психологии появились новые науки, изучающие жестовые движения – кинесика, осязательные коммуникации – гаптика, язык взглядов – окулесика. Но жесты, взгляды и осязательные коммуникации можно изучать и у героев художественной литературы, поскольку часто писателя интересует психологическое состояние героя. Полное представление о характере героя, его внутреннем мире как раз можно получить, используя знания данных психологических наук. Одним их тонких психологов, знатоков человеческих душ является русский писатель Федор Михайлович Достоевский.

Читайте также:
Образ и характеристика Сони Мармеладовой и ее взаимосвязь с образом Раскольникова: сочинение

Многие исследователи отмечают, что для Ф. М. Достоевского важно показать не только что совершают его герои, но и что они чувствуют, для писателя важно внутреннее психологическое состояние героя. Существуют разные способы передачи внутреннего состояния героя, одним из которых является жест. Жест, совершенный героем, очень важен, т.к. через жест автор дает дополнительную характеристику герою, показывает его состояние. Жест не является случайностью в произведении, это и значимая деталь, и средство характеристики, и средство постижения внутреннего мира героя.

«Ф. М. Достоевский, для которого в центре романного мира находится герой и его характеристики, внимателен ко всем его проявлениям – не только внутренним (эмоциям, чувствам, состояниям, мыслям), но и внешним. Так, создавая портреты персонажей, писатель обращал внимание на различные детали их внешнего облика – к примеру, важен был цвет глаз героя: «наибольшей типологической близостью отличаются голубоглазые герои Достоевского, взгляд которых наделен светосносно-лучистой энергией духовного видения». Не менее важна для писателя и невербальная коммуникация в целом как «значимый феномен художественного мира», который «фокусирует внимание читателя на интонации, мимике, позах и жестах героев».

«Одна из наиболее выразительных форм пластики романных персонажей – это их жесты. А.Л. Ренанский отмечает, используя широкое понимание «жеста», что его «функции изначально двойственны: с одной стороны, он моделирует структуру мира, с другой – внутренние процессы человеческого микрокосма, участвуя с первостепенной важностью в создании сложного символического языка» романов Достоевского. Жесты персонажей являются у писателя говорящими, воплощая собой характерный для него принцип изображения характеров, свойственный драматургии, где актуализируются все внешние проявления героев» [5].

При чтении романа «Преступление и наказание» обращают на себя внимание жесты героев, сделанные руками. Мы проанализировали все случаи использования данных жестов героями романа и обратились к материалам по психологии, которые помогут объяснить значение этих жестов. Одной из самых известных работ в данной области является работа Аллана Пиза «Язык телодвижений». О чем же говорят жесты героев романа?

1) Подпирание головы руками:

«Такое движение говорит о том, что собеседник анализирует все «за» и «против» и пытается сформулировать собственное мнение по обсуждаемому вопросу. Это классическая поза, в которой сидит «Мыслитель» французского скульптора Родена» [1].

« …подпирал иногда, в тоске, обеими руками голову, положа продранные локти на залитый и липкий стол» (Мармеладов).

« Он положил локти на колена и подпер обеими руками голову» (Раскольников после сна).

«Раскольников отдал перо, но, вместо того чтоб встать и уйти, положил оба локтя на стол и стиснул руками голову».

«…тихо, без шуму, сел на стул подле дивана; шляпу поставил сбоку, на полу, а обеими руками оперся на трость, опустив на руки подбородок. Видно было, что он приготовился долго ждать. (Свидригайлов)

«Раскольников опустил правый локоть на стол, подпер пальцами правой руки снизу свой подбородок и пристально уставился на Свидригайлова».

Вывод: я считаю, что толкование этого жеста не всегда соответствует ожидаемому состоянию героев в произведении. Если можно говорить, что Свидригайлов взвешивает «за» и «против», то состояние и положение Раскольникова в больше степени говорит об его отчаянии, напряжении и страхе, кроме «Раскольников опустил правый локоть на стол, подпер пальцами правой руки снизу свой подбородок и пристально уставился на Свидригайлова». В этом фрагменте Раскольников находится в ожидании, что же скажет ему Свидригайлов, рассуждает о своем.

2) Ломать руки:

«Заламывание рук обычно указывает на то, что человек пребывает в состоянии напряжения и тревоги, беспокойно ждет чего-то и ощущает надвигающуюся опасность»[1].

«Катерина Ивановна, руки ломая, по комнате ходит…»

«Пропил! всё, всё пропил! – кричала в отчаянии бедная женщина, – и платье не то! Голодные, голодные! (и, ломая руки, она указывала на детей)». (Катерина Ивановна)

«…то руки ломает» (Соня про Катерину Ивановну).

«Соня даже руки ломала, говоря, от боли воспоминания».

«Что же, что же делать? – истерически плача и ломая руки, повторяла Соня».

«Она вскакивала иногда, плакала, руки ломала, то забывалась опять лихорадочным сном, и ей снились Полечка, Катерина Ивановна, Лизавета, чтение Евангелия и он… он, с его бледным лицом, с горящими глазами… Он целует ей ноги, плачет… О господи!» (Соня)

«Как бы себя не помня, она вскочила и, ломая руки, дошла до средины комнаты; но быстро воротилась и села опять подле него, почти прикасаясь к нему плечом к плечу. (Соня)

Читайте также:
Художественные особенности романа «Преступление и наказание»: сочинение

«…она ломала руки в отчаянии». (Соня)

«В нем в одном и заключается истина, и мучился, глядя на других, бил себя в грудь, плакал, ломал себе руки».

Вывод: Нужно отметить, что заламывание рук характерно в большей степени двум героиням романа: Соне и Катерине Ивановне. Эти две женщины, по моему мнению, испытали больше всех. В их лицах, действиях, жестах можно прочитать огромное горе. Вся их жизнь-безысходность, страдание, слезы. Достоевский передал состояние боли с помощью заламывания рук, что усиливает осадок на душе читателя. Более того, само слово «ломать» ассоциируется с болью.

3) Скрестить руки на груди:

«Руки в замок на груди выражают попытку спрятаться от неблагоприятной ситуации».

Типичное, стандартное скрещивание рук является универсальным жестом, почти повсюду обозначающим оборонное или негативное состояние человека, проделывающего этот жест. Его всегда можно увидеть, наблюдая за человеком в толпе незнакомых людей на общественных собраниях, в очереди, в кафетериях, в лифтах и в других местах, где люди чувствуют себя неуверенно и небезопасно»[1

«Раскольников скрестил руки и стал вслушиваться».

«Катерина Ивановна, как и всегда, чуть только выпадала свободная минута, тотчас же принималась ходить взад и вперед по своей маленькой комнате, от окна до печки и обратно, плотно скрестив руки на груди, говоря сама с собой и кашляя».

«…то вставала опять и начинала ходить, по обыкновению своему, из угла в угол, скрестив руки. » (Авдотья Романовна)

«…ходила взад и вперед по своей небольшой комнате, сжав руки на груди, с запекшимися губами и неровно, прерывисто дышала». (Катерина Ивановна)

«. робко стала следить за дочерью, которая, скрестив руки. »

«Она взглянула на Раскольникова… тот стоял у стены, сложив накрест руки, и огненным взглядом смотрел на нее». (Соня)

«Ты на себя руки наложила, ты загубила жизнь…» (Раскольников Соне)

Вывод: Толкование этого жеста и ситуации, в которых находятся герои, полностью совпадают. В их жизни настали переломные, тяжелые моменты, выход из которых найти очень трудно. Этим жестом они пытаются спрятаться от проблем, оградить себя от них.

4) Руки в карманах:

«Руки в карманах, большие пальцы снаружи — свидетельство превосходства над партнером по общению, как и ноги на столе или подлокотнике кресла. Эта поза больше свойственна мужчинам и часто говорит о состоянии некоторой нервозности, в которой находится субъект, а также о том, что ему необходимо как-то разрядиться»[2].

«Амалия Ивановна привскочила со стула, засунула свои обе руки в карманы, надула щеки».

«…тут же, не выходя, прикрепил его к петле, обе руки засунул в карманы и вышел из дворницкой» (Раскольников, после того, как взял топор).

Вывод: В приведенных цитатах жест «прятать руки в карманы» имеет разное значение. Раскольников, который украл из дворницкой топор, а после чего спрятал его в своем пальто, на заранее пришитую петлю, бесспорно, испытывает нервозность и переживания, по поводу того, что его кто-то заметил. Но также такой жест в данном фрагменте несет и другой смысл: Раскольников засунул руки в карманы для того, чтобы придерживать топор. Говоря об Амалии Ивановне Липпевехзель, хозяйке квартиры, где живет семья Мармеладовых, необходимо обратить внимание на слова автора, которые дают ей точную характеристику: «. Это была чрезвычайно вздорная и беспорядочная немка…». Исходя из ее высокомерия, важности, можно сделать вывод, что данный жест, произведенный ею, свидетельство ничего другого, как превосходства над партнерами при общении.

5) Держать за руки:

«Партнер во время разговора стремится опереться, схватиться или прислониться к чему-нибудь — нуждается в поддержке, ситуация для него непонятна, не может найти нужный ответ».

«. руки ее обхватили его крепко-крепко, голова склонилась к его плечу. » (Раскольников и Поленька)

«схватив за руку Дунечку так, что чуть не вывернул ей руки, он пригнул ее посмотреть на то, что «вот уж он и очнулся». (Разумихин)

«…взял их обеих за руки и минуты две молча всматривался то в ту, то в другую». (Раскольников, сестра и мама)

« Пульхерия Александровна, снова сжимая руки Разумихина».

« Он стоял с обеими дамами, схватив их обеих за руки..».(Разумихин)

« сжимал им обеим руки до боли».

«От боли они иногда вырывали свои руки из его огромной и костлявой ручищи, кричал Разумихин, потрясая и сжимая руки обеих дам».

«Пульхерия Александровна так и бросилась к нему, схватила его за обе руки и чуть не поцеловала их». (к Разумихину)

«Соня бессознательным жестом схватила его за обе руки, как бы упрашивая, чтобы нет».

«Он поворотился к ней, грустно посмотрел на нее и взял ее за руки». (Раскольников)

«…спрашивала она его, вся дрожа, точно в припадке, схватив его за обе руки, крепко стиснув их в своих руках и смотря на него огневым взглядом». (Соня)

Читайте также:
Образ времени в романе Ф. М. Достоевского Преступление и наказание: сочинение

« …теперь их руки не разнимались».

«Та вдруг взяла его за обе руки и преклонила к его плечу голову». (Соня и Раскольников)

Вывод: когда в жизни наступают нелегкие моменты, нам всем хочется обратиться за помощью к близким людям, получить от них поддержку. Крик о помощи люди выражают не только словами, но и жестами. Данный жест может обозначать не только симпатию, как мы привыкли думать, но и тот самый крик. Может быть, нам кажется, что, взяв человека за руку, он выведет из этой затруднительной ситуации, подскажет верный путь. Психологи выявили, что этот жест-необходимость в поддержке, что можно сказать о судьбах героев «Преступление и наказание». Семья Раскольниковых, Мармеладовы и Разумихин откололись от остальных людей, они на одном берегу. Герои понимают, что им неоткуда ждать поддержки, они сами друг для друга опора.

6) Опустить руки:

«Когда у человека не только опущены руки, но и поникли плечи, это может быть признаком огорчения, скуки или депрессии»[1].

«У Разумихина руки опустились».

«Разумихин стоял перед ним, опустив руки, в мрачном и серьезном раздумье».

«Соня стояла, опустив руки и голову, в страшной тоске».

Вывод: значение жеста «опустить руки» известно каждому, потому что это выражение перешло во фразеологизм. «Опустить руки» – значит сдаться, отчаяться, что и произошло с героями. Разумихин устал бороться с Раскольниковым, пытаться ему помочь, наблюдая, что все его старания впустую: «Что ж, и ты меня хочешь замучить! – вскричал он с таким горьким раздражением, с таким отчаянием во взгляде, что у Разумихина руки опустились». Соня, вся окутанная переживаниями, страданиями за других людей, тоже устает бороться, поддерживать и, как обычный человек, она опускает руки, показывая то, как тяжело ей приходится.

7)Схватиться за голову:

«Схватиться за голову-жест, сопутствующий сильнейшим эмоциональным переживаниям»[6].

«Она вскрикнула, но очень слабо, и вдруг вся осела к полу, хотя и успела еще поднять обе руки к голове». (Старуха-процентщица)

«Раскольников медленно опустился на подушку, закинул руки за голову и стал смотреть в потолок».

«Раскольников открыл глаза и вскинулся опять навзничь, заломив руки за голову…»

«…встал я тогда поутру-с, одел лохмотья мои, воздел руки к небу и отправился к его превосходительству Ивану Афанасьевичу». (Мармеладов)

Вывод: «схватиться за голову» так же, как и «опустить руки» перешло во фразеологизм с негативным значением. Данный фразеологизм означает «прийти в ужас», «неприятно удивиться». Старуха-процентщица, понимая, что сейчас умрет, схватилась за голову от страха и с надеждой на последний шанс защититься хоть как-то своими руками. Раскольников на протяжении всего романа находится либо в раздумьях, либо хватается за голову от ужаса, который сам совершил. Если говорить о Мармеладове, то его жизнь тоже не несет в себе ничего полезного, он только приносит горе своей семье, пропивая последние деньги, от чего ему тоже есть повод хвататься за голову от страданий, которые он сам вносит в свою жизнь и в жизнь близких людей.

8) Закрыть руками лицо:

«Руки, закрывающие лицо или часть его — желание скрыть, спрятать, утаить свое состояние; задумчивость, глубокая печаль или затруднение»[1].

·”…вдруг горько-горько зарыдала, закрыв руками лицо». (Соня)

«Она сидела, облокотясь на столик и закрыв лицо руками, но, увидев Раскольникова, поскорей встала и пошла к нему навстречу, точно ждала его». (Соня)

«Опять он закрыл руками лицо и склонил вниз голову». (Раскольников)

Вывод: единственными героями, которые закрывают лицо руками в произведении «Преступление и наказание», являются Родион Раскольников и Соня. Они мечтают «спрятаться» от этого мира, забыться. Мы, как и они, используем этот жест, когда хотим скрыть свои эмоции, которых стесняемся, чаще всего это слезы.

Проведем количественный подсчет использованных Ф. М. Достоевским жестов:

1) Держать за руки – 14 примеров (Например, «Соня бессознательным жестом схватила его за обе руки, как бы упрашивая, чтобы нет»)

2) Ломать руки – 8 примеров (Например, «Катерина Ивановна, руки ломая, по комнате ходит…»)

3) Скрестить руки – 7 примеров (Например, «Раскольников скрестил руки и стал вслушиваться»)

4) Подпирание головы руками – 5 примеров (Например, «Раскольников отдал перо, но, вместо того чтоб встать и уйти, положил оба локтя на стол и стиснул руками голову»)

5) Схватиться за голову – 4 примера (Например, «Раскольников открыл глаза и вскинулся опять навзничь, заломив руки за голову…»)

6) Опустить руки – 3 примера (Например, «Соня стояла, опустив руки и голову, в страшной тоске» )

7) Держать руки в карманах – 2 примера (Например, «Амалия Ивановна привскочила со стула, засунула свои обе руки в карманы, надула щеки» [2 ] )

Проведя количественный подсчет примеров, в которых описаны жесты, мы выяснили, что самым часто используемым жестом является жест «Держать за руки». Согласно изученным мною пособиям по психологии, материалам из интернета, такую закономерность можно объяснить тем, что герои романа нуждаются в поддержке. Они ищут руку помощи, которая выведет их из сложившихся ситуаций, руку, которая не бросит в беде. Соня Мармеладова и Родион Раскольников находят друг друга, они вместе решают проблемы, поддерживают друг друга и дают советы. Соня разбудила в Раскольникове совесть и желание признаться в содеянном. Раскольников же помог Соне выбраться из ее привычной жизни, поменять ее уклад и осмелиться начать жизнь заново. Вторым часто употребляемым жестом является жест «Ломать руки». Я думаю, это связано с тем, что герои романа много страдают, мучаются от ощущения безысходности жизни, они находятся в постоянном волнении, надеются на что-то хорошее, что выведет их из бед. Третье место по использованию занимает жест «Скрестить руки на груди». Каждый герой этого романа хочет спрятаться от несчастий и проблем, защитить близких людей, оградить себя от зла и грязи. Таким образом, все жесты, которые занимают лидирующие строчки, тесно связаны друг с другом. Они воплощают идеи Ф.М. Достоевского: через страдания, мучения прийти к очищению, возрождению, любви и человечности.

Читайте также:
Бунт и преступление Родиона Раскольникова (по роману Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»): сочинение

ИСТОЧНИКИ И ЛИТЕРАТУРА

1. Аллан Пиз. Язык телодвижений / Алан Пиз – Москва: Изд-во Эксмо, 2015– 464с.

Достоевский Ф.М. Преступление и наказание / Ф.М Достоевский – Москва: Изд-во Эксмо, 2015– 592с.

2. Ермолаев О.Ю. Что скрывают жесты: объяснение жестикуляции рук и тела собеседника. [Электронный ресурс] URL: http://www.elitarium.ru/psihologija-zhestov-ruki-chuvstvo-sostojanie-vpechatlenie-sobesednik-obshhenie/ (дата обращения: 26.02.2017)

3. Ильин Е. П. Психология общения и межличностных отношений. [ Электронный ресурс]. URL: http://iknigi.net/avtor-evgeniy-ilin/73447-psihologiya-obscheniya-i-mezhlichnostnyh-otnosheniy-evgeniy-ilin/read/page-1.html (дата обращения: 25.02.2017)

4. Нелипа Е. Е. Связь ритуальных и противоположных им жестов персонажей романа Ф.М. Достоевского «Бесы» с его проблематикой // Молодой ученый. 2010. №4. С. 200-203.

5. Формановская Н.И. Речевой этикет и культура общения / Н.И. Формановская – Москва: ИКАР, 2005 – 250с.

Примеры сочинений по направлению «Преступление и наказание – вечная тема»

Собираем самые различные примеры сочинений, которые можно использовать при подготовке по направлению «Преступление и наказание – вечная тема» к итоговому сочинению в 2021-2022 учебном году.

Все примеры имеют статус “ЗАЧТЕНО” и могут использоваться как образцы. В конце каждого сочинения приведены рекомендации от эксперта – что можно улучшить.

Все работы написаны и проверены в рамках проекта https://vk.com/ege100ballov рубрика ИТОГ ЭКСПЕРТА https://vk.com/topic-10175642_47983604

  • Примеры по другим направлениям 2021-2022
  • Литература, примерные темы и как раскрыть «Преступление и наказание – вечная тема» + всё остальное здесь

Примеры по направлению «Преступление и наказание – вечная тема»

Сочинение №1

В чем различие между ошибкой и преступлением? Направление «Преступление и наказание»

Автор сочинения – Бутрова Юлия Сергеевна

Всем людям свойственно совершать ошибки, это неотъемлемая часть человеческой жизни. Ошибки дают нам опыт, на них человек учится. Они могут быть мелкими и незначительными, как например, неверно решенная задача по математике, а могут быть и роковыми. К роковым ошибкам можно отнести преступление. Будь то мелкая кража или покушение на человеческую жизнь, это обязательно отразится на будущем преступника. С точки зрения ошибки, такое деяние будет считаться нарушением моральных норм и повлечёт за собой угрызения совести и социальные санкции, в виде неодобрения обществом данного поступка, а с точки зрения преступления, за любое правонарушение предусмотрена юридическая ответственность – ответственность перед законом. Не все ошибки являются преступлениями, но многие преступления совершаются по ошибке. За доказательствами обратимся к художественной литературе.

Одним из наиболее ярких примеров служит психологический роман Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание». Главный герой – Родион Раскольников совершает преступление, убивает старуху-процентщицу. Главной причиной этого убийства стала теория, которую выдвигал Раскольников. Всех людей он делил на два разряда: обыкновенные, они же «твари дрожащие», и необыкновенные – «право имеющие». Главным предназначением обыкновенных было продолжение человеческого рода, а необыкновенным была уготована особая роль, они могли управлять миром, и им разрешалось преступать закон. Раскольников ошибочно отнес себя к разряду «право имеющих» и совершил преступление, за которое ему были уготованы и муки совести, и ответственность перед законом. Эта ошибка стала для него роковой, к прежней жизни он вряд ли уже вернулся, ведь теперь всю жизнь его преследовали мысли о содеянном. В этом произведении мы видим яркий пример того, как человек по ошибке совершил преступление, которое очень сильно повлияло на его будущее.

В произведении А.С. Грибоедова «Горе от ума» говорится о том, как легко можно совершить ошибку. Молодая и наивная Софья Фамусова впервые влюбилась, ее чувства настолько сильны, что ничего вокруг она не замечала. Не замечала и того, что Молчалин, ее избранник, лишь использовал девушку для корыстных целей. Софья была дочкой дворянина, семья Фамусовых богатая и хорошо известная в высшем свете. Молчалин за счет брака с Софьей хотел продвинуться по служебной лестнице, вот только девушка этого не замечала, искренне верила в его любовь. В это время за ней ухаживал Чацкий, который по-настоящему был влюблен, но Софья предпочла ему другого, в котором очень сильно ошибалась. Молчалин не любил ее, он любил Лизу, работавшую в доме Фамусовых служанкой. Софья до последнего верила любимому и любовь закрывала ей глаза, но в конце всё же девушка поняла, что совершила огромную ошибку. Но эта ошибка научила Софью слепо не доверять людям, и послужила опытом, который обязательно пригодится в дальнейшей жизни.

Читайте также:
Сон Раскольникова об убийстве лошади (Анализ эпизода из главы 5 части 1 романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание».): сочинение

Таким образом, можно сказать, что ошибки оказывают на человека больше положительное влияние, благодаря внутреннему контролю человека – совести, ошибки после всех переживаний и раздумий становятся лишь опытом, человек учится на них, и в дальнейшем в подобной ситуации знает как правильно поступить. Преступления положительного влияния не оказывают никогда, ведь преступление это всегда вред, нанесенный кому-либо, моральный, физический или материальный. Преступление на всю жизнь останется тяжким грузом лежать на душе человека, его невозможно взять и забыть.

ИТОГ: зачет

Рекомендации

Юля, умница! Обратите внимание на пунктуационные недочёты: на экзамене по русскому языку они могут дорогого стоить. В целом же могу посоветовать следующее:

  • Если тема сформулирована назывным предложением (как в нашем случае), то лучше самостоятельно формулировать вопрос по теме и давать на него чёткий ответ. Тогда тема будет раскрыта на 100%. Здесь Вы это делаете не вопросом, а общими рассуждениями.
  • Старайтесь перед примерами-аргументами писать чёткий тезис (ответ на поставленный вопрос), а затем приводить пример.
  • Примеры, которые Вы подобрали, хорошие, удачные. Содержание неплохое, обратите внимание вынесенные ошибки, на речевые недочёты и фактические неточности.

Желаю удачи! Практикуйтесь, всё обязательно получится!

Видеоурок по аргументам и темам по этому направдению

Сочинение №2

В чем различие между ошибкой и преступлением? Направление : Преступление и наказание

(Автор сочинения – Тульская Диана Владимировна)

В чём различие между ошибкой и преступлением? Каждый из нас хотя бы раз в жизни совершал ошибку, потому что без промахов, неверных выборов , проступков прожить довольно сложно. Все люди ошибаются, кто-то – чаще, кто-то – реже, но ошибки в отличие от преступлений можно исправить, с их помощью можно получить опыт, чему-то научиться. Преступления, в свою очередь, неисправимы, необратимы и ужасны, они совершаются намеренно и несут опасность для общества.

Обращусь к произведению Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание», главный герой которого совершил преступление. Родион Раскольников, бедный студент, живущий в Санкт-Петербурге. В его голове создаётся целая теория , в которой он делит людей на «право имеющих» и «тварей дрожащих». Суть теории в том, что есть люди, которые имею право совершать преступления во имя великих целей, ведь именно они и меняют этот мир. Другая же категория людей – те кто должны подчиняться. Главный герой хочет проверить, к какой части общества он относится, поэтому идёт на преступление и убивает старушку -процентщицу, к убийству которой он основательно готовится. Раскольников также убивает свидетеля его злодеяния, сестру старухи. Данное преступление нельзя никак оправдать. Его нельзя приравнять к ошибке, так как оно забрало жизни двух людей. И, несмотря на то, что главный герой раскаивается на каторге, ничего уже не исправить. В этом и отличие преступления от ошибки.

Другой пример можно привести из произведения А.С. Пушкина «Капитанская дочка». Пётр Гринёв, юноша, которого отец отправляет на службу, для того, чтобы тот повзрослел и получил опыт. Местом службы Петра была Белогорская крепость, дорога туда предстояла не близкая. Во время поездки Пётр напился и проиграл очень большую сумму денег. Позже он осознал свою ошибку, его отношение к жизни поменялось. Примером ещё одной ошибки является доверие Гринёва к сослуживцу, с которым он познакомился в крепости. Поначалу Алексей показался ему довольно хорошим человеком, но впоследствии Швабрин начал высмеивать Гринёва, устроил дуэль, потому что хотел убрать его с пути завоевания Маши. Таким образом, главный герой совершил ошибку, и не одну. Но они не привели к каким-то критическим последствиям. Пётр смог извлечь из них жизненные уроки и измениться.

Так в чём же разница между ошибкой и преступлением? Преступление – это плохой поступок, совершенный намеренно, который несёт за собой большие последствия, приносящие людям и самому преступник вред. Ошибки – это проступки, маленькие оплошности, которые можно попытаться исправить, из них можно извлечь жизненный опыт.

ИТОГ: зачтено

Рекомендации

По всем критериям получен зачёт. Сочинение написано на достойном уровне.

Рекомендую не торопиться и внимательнее вычитывать черновик. Следует обращать внимание на логику в тезисе, микровыводах и выводе. На экзамене нужно быть особенно внимательной: там Вас не исправит редактор Ворда)

Благодарю за ответственность в самоподготовке. Удачи на экзамене!

Сочинение №3

Почему некоторые люди переступают моральные нормы и совершают преступления? Иногда человек верит, что любое деяние можно оправдать благой целью. Он находится в плену распространённого заблуждения, согласно которому для достижения цели хороши любые средства. Некоторые люди совершают преступления непреднамеренно, не вполне отдавая себе отчёт в том, что они делают. Конечно, всегда случаются ситуации, когда человек сознательно становится отступником и даже не испытывает угрызений совести. Причин может быть достаточно много. Рассмотрим некоторые из них на примере произведений художественной литературы.

Читайте также:
Мой Достоевский (размышления о прочитанном) 2: сочинение

Главный герой романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» желает ценой одной жизни сделать как можно больше благородных дел. На самом деле Родион Раскольников обманывает самого себя: после совершения преступления он так и не смог воспользоваться деньгами старухи-процентщицы. В первую очередь герой хотел проверить собственную теорию, позволяющую делить людей на «тварей дрожащих» и «право имеющих». Раскольников считал, что сильным личностям позволено распоряжаться чужими судьбами. Однако ни одно преступление не должно оставаться безнаказанным, и герой начинает понимать, как сильно заблуждался. Его теория не проходит проверку реальностью, и в эпилоге романа мы видим человека, готового вступить на новый путь. Раскольников осознаёт, как важно брать на себя ответственность за каждый сделанный выбор.

Порой человеком управляют чувства, и он перестаёт себя контролировать. Так, главный герой повести Л.Н. Толстого «Крейцерова соната» в порыве ревности убивает свою жену. После свадьбы надежды Позднышева на семейное счастье не оправдались, а свою избранницу он едва ли мог назвать родственной душой. Герой всё чаще замечал на лице жены выражение какой-то враждебности и даже презрения. Рождение детей не сблизило супругов, они постоянно ссорились и в конечном счёте отдалились друг от друга так, что стали разговаривать лишь о бытовых проблемах. Нельзя сказать, что Позднышев испытывал к этой женщине какую-либо симпатию, но, узнав об измене, не смог совладать со своими чувствами. Им руководили ненависть и досада, разочарование из-за разрушенных надежд. Герой с хладнокровием совершает преступление, но впоследствии не может избавиться от угрызений совести. Есть поступки, которые легче предупредить, чем исправить. Отняв у другого жизнь, человек теряет себя и уже никогда не сможет ничего изменить.

Таким образом, люди, совершающие противоправные деяния, забывают о христианских заповедях и теряют самое важное, человеческое, чем наделён каждый из нас от рождения. Есть множество причин, которые толкают людей на преступление, но всё же ни один такой поступок нельзя оправдать. Именно поэтому так важно задумываться о последствиях, контролировать свои эмоции и знать, что всегда есть такая грань, которую ни в коем случае не следует переступать.

Результаты исследований учащихся в проекте Творческий путь Ф.М. Достоевского

Содержание

  • 1 Авторы и участники проекта
  • 2 Тема исследования группы
  • 3 Проблемный вопрос (вопрос для исследования)
  • 4 Гипотеза исследования
  • 5 Цели исследования
  • 6 Результаты проведённого исследования
  • 7 Вывод
  • 8 Полезные ресурсы
  • 9 Другие документы

Авторы и участники проекта

  1. Матяс Алена
  2. Екатерина Дробышева
  3. Группа “Историки”

Тема исследования группы

Виртуальная экскурсия по местам романа.

Проблемный вопрос (вопрос для исследования)

Как подготовить виртуальную экскурсию по местам романа?

Гипотеза исследования

Мы утверждаем, что возможно провести виртуальную экскурсию по местам романа Ф.М. Достоевского “Преступление и наказание”

Цели исследования

Проанализировать Петербург Достоевского

Подготовить экскурсию по местам романа

Результаты проведённого исследования

Действие романа происходит на улицах, расположенных рядом с Сенной площадью и на самой площади. Сам писатель точно описал все места, где происходят драмы: “С-й переулок”, “К-й бульвар”, “В-й проспект” и “К-н мост”.

Сенная площадь – одно из главных мест, описанных в произведении Достоевского. Сам Достоевский описывает ее так: “Все торговцы на столах, на лотках в лавках и в лавочках запирали свои заведения или снимали и прибирали свой товар и расходились по домам, равно как и их покупатели. Около харчевин в нижних этажах, на грязных вонючих дворах Сенной площади, а наиболее у распивочных толпилось разного сорта промышленников и лохмотников. “

Пойдем от Сенной площади по Садовой улицы до Кокушкина переулка и по нему выйдем на канал Грибоедова к Кокушкину мосту. Сонечка Мармеладова жила на Набережной канала Грибоедова в доме №73.

Направимся к дому Раскольникова, перейдем через Кокушкин мост и пойдем к Столярному переулку до его пересечения с Гражданской улицей. Достоевский пишет: “В начале июля, в чрезвычайно жаркое время, под вечер, один молодой человек вышел из своей каморки, которая нанимала от жильцов в Столярном переулке, на улицу и медленно, как бы в нерешимости отправился к Кокушкину мосту”. Домом Раскольникова считается дом №9 по Столярному переулку, в угловой части дома находится горельеф, выполненный из гранитной бронзы, высотой 165 см., на гранитной доске которого выбиты слова “Дом Раскольникова”.

Пройдем от дома Раскольникова к дому старухи тем же путем, как шел в тот день Раскольников. Юноша вышел из дома и по Столярному переулку дошел до Кокушкина моста, пересек канал и вышел на Садовую улицу, затем он пошел по Садовой до проспекта Римского-Корсакова. По левую сторону увидим Юсуповский сад, который часто упоминается в произведении.

Читайте также:
Страсти и пороки в романе Достоевского Идиот: сочинение

Идем по правой стороне Римского-Корсакова до конца, всего пройдем 3 квартала и снова выйдем на Набережную канала Грибоедова. В доме №104, во втором подъезде, квартире №74 жила старуха процентщица.

После убийства Раскольников вышел через арку в сырой и темный двор, окна квартир в котором смотрят друг на друга и затем юноша последовал на Среднюю Подъяческую улицу.

Вывод

Виртуальная экскурсия по местам романа выполнена на основе подробного описания Петербурга Достоевским.

Роман наполнен яркими, детальными описаниями, что позволяет нарисовать карту города и составить маршрут главного героя романа “Преступление и наказание”.

Писатель создал образ Петербурга – города участника драмы Раскольникова, где трагедии ежедневно происходили на улицах, а великолепие дворцов не могло заслонить убогость домов, улиц и судьбы простых людей.

Значение образа Сони Мармеладовой в романе Преступление и наказание Достоевского сочинение

Соня Мармеладова является центральным женским персонажем романа «Преступление и наказание». Она молода, хрупка и, в какой-то степени, совершенно невинна. Особое отношение автора к своей героине можно наблюдать на протяжении всего произведения. Он восторгается ею, любит и где-то даже оберегает ее от несчастий. Соня является одним из персонажей Федора Михайловича, в которых он старался показать свое представление о безупречном человеке.

Если поведение Раскольникова можно назвать бунтом, то Соне, напротив, присуще смирение. Она не возмущается и не протестует против своего положения. И это во многом происходит от ее веры. Соня верит в Бога, в справедливость, в искупление. Именно вера помогает ей не сломаться в тяжелых жизненных ситуациях и сохранить в себе искру человечности.

Не стоит считать, что, если одной из главных черт Сони является смирение, то она слаба душой. Все совершенно наоборот. Она предстает перед читателем как сильная личность, которая не побоялась «пойти по желтому билету», пожертвовать собой ради своих близких, а не покончить жизнь самоубийством, как предлагал ей сделать Раскольников. Соня продавала свое тело не из-за личной выгоды, а чтобы прокормить свою нищенствующую семью. Она принесла себя в жертву ради других. А это настоящий душевный подвиг.

Легко можно заметить, что Соня несет в себе Божественное начало. Ее отношение к главному герою можно сравнить с отношением Бога к человеку. Именно Мармеладова служит для Раскольникова нравственным ориентиром и ей он обязан своим духовным возрождением. Девушка даже в убийце смогла увидеть человека, понять его и начать сопереживать, а позднее и вовсе способствовала его раскаянию. Впоследствии Соня решается ехать в Сибирь за Родионом и готова преодолевать все его страдания и испытания вместе с ним. На такое мог решиться только человек с чистым и добрым сердцем, умеющим бескорыстно любить.

Любовь в жизни Сони занимает особое место. И любовь эта ни завистлива, ни корыстна, она молчалива. Героиня не говорит о ней во всеуслышание, не пытается доказать ее словом. Чувства переполняют ее, но имеют выход во внешний мир лишь в виде поступков. Другие персонажи романа уважают Соню за ее безмолвную любовь ко всем людям. А искренние чувства Раскольникова к девушке, помогают ей возродиться, словно Лазарь.

Особую роль в понимании этого персонажа служит внешность. Соня предстает перед читателем совсем молодой девушкой. Детское худое лицо способствует проявлению сочувствия по отношению к героине, а голубые глаза и светлые волосы девушки помогают ей располагать к себе читателей, ведь у большинства людей этот образ ассоциируется с чистотой и невинностью. Внешность Сони полностью отражает ее внутренний мир.

Образ Сони Мармеладовой помогает в большей степени понять характер самого автора произведения. Именно через эту героиню Федор Михайлович передал свои взгляды на то, каким должен быть истинный христианин, и что для него значит человечность. Жизненная позиция девушки, ее всепрощение и вера в справедливость также соответствует позиции Достоевского.

2 вариант

«Преступление и наказание» – психологический роман Ф. М. Достоевского, писателя XIX века. Он был написан и опубликован в 1866 году. А замысел у писателя появился в то время, когда он находился на каторге. Само же произведение представляет собой роман-исповедь и детально описывает процесс совершения преступления и его последствия.

Главный герой – Родион Раскольников. Это бедный студент, закончивший своё обучение, который и совершил преступление. Также в романе большое внимание автор уделяет девушке Соне Мармеладовой. Давайте поподробнее разберём её образ.

Образ Сони выполняет важную роль в этом произведении. Соня – девушка, живущая в бедной семье. Её отец – бывший чиновник, бросивший работу из-за пьянства. Единственный человек, который не даёт умереть этой семье от голода и зарабатывает деньги – это Соня. Она работает на панели, но даже несмотря на это остаётся верующей. Соня – очень добрая девушка. Это хорошо видно во взаимоотношениях Сони и Родиона. Она помогает ему справиться с тяжёлыми жизненными обстоятельствами и старается убедить Родиона в том, что он должен признать свою вину в содеянном, всё рассказать и принять наказание. У неё это удаётся, и Родион решает во всём сознаться для того, чтобы избавиться от угрызений совести. За это его отправляют в ссылку. Немаловажным моментом будет и то, что между Соней и Раскольниковым вспыхивают чувства. Например, это видно по тому, что Родион всячески старался помочь их семье, а когда умер отец Сони, он и вовсе отдал им большое количество денег на похороны. Семья Мармеладовых постепенно «пустела»: близкие родственники Сони начали умирать. Поэтому Соня принимает серьёзное решение о том, чтобы поехать за Родионом и поддержать его в этот трудный период жизни, так как на родине её больше ничего не держит. В данном романе автор чётко выделяет её образ. Образ девушки с чистой душой. Она – воплощение доброты, заботы, сострадания и других прекрасных качеств. А эти примеры лишь подтверждают всё вышесказанное.

Читайте также:
Анализ эпизода: Сон Раскольникова: сочинение

Подводя итоги, хочу сказать, что в нынешнем мире очень мало по-настоящему добрых людей, поэтому люди, подобные Соне, представляют собой огромную ценность и делают наше общество немного «светлее». Каждый должен равняться на таких людей как она, потому что если подобных людей не станет, то наш мир перестанет существовать, превратится в скопление бездушных и злобных существ.

Также читают:

Картинка к сочинению Значение образа Сони Мармеладовой в романе Преступление и наказание

Популярные сегодня темы

Основным персонажем произведения является Иван Северьяныч Флягин, представленный писателем в образе простого мужика.

Произведение написано в период эмиграции писателя и выражает его ностальгическое состояние души по оставленной Родине.

В драме «Гроза» А.Н. Островский изображает трагическое противостояние живой, жаждущей любви натуры женщины и устаревших, отживших свой век семейных устоев. Катерина, главная героиня произведения, воплощает одновременно чистоту

В.В. Верещагин является выдающимся русским художником-баталистом. Также он известен как талантливый публицист, из-под пера которого появились книги, статьи, эссе и заметки.

10.12.1821 г. (по нов.ст.) Родился в г. Немиров Винницкого уезда в семье поручика А.С. Некрасова и Е.А. Закревской.

“Преступление и наказание” — книга великой боли за человечество

Школьное сочинение

Во всех произведениях Достоевского мы замечали одну общую черту, замеченную во всем, что он писал: это боль о человеке, который сам себя не признает человеком и даже не вправе быть им.

Ф. М. Достоевский — самый беспощадный художник XIX века, который изображал в своих гениальных произведениях суровую правду жизни, был одержим великой любовью к человеку и считал своим долгом открыть “униженным и оскорбленным” глаза и заставить их бороться, искать пути избавления от страданий и социальной несправедливости. Л. Н. Толстой писал: “Самое важное в произведении искусства, чтобы оно имело нечто вроде фокуса, и он должен быть недоступен полному объяснению словами”. Таким фокусом у Достоевского стало изображение крайней нищеты, когда люди не просто гибнут от голода, но и теряют свой человеческий облик и чувство собственного достоинства.

По глубине и тонкости замысла, по мастерству и правдивости отображения реальной действительности роман Ф.М. Достоевского “Преступление и наказание” можно смело назвать вершиной творчества писателя. Ведь в центре внимания автора оказалась страшная картина жизни России середины XIX века, со всей той нищетой, бесправием, угнетением русского народа, который хоть и пытался бунтовать против такой несправедливости, но вместе с тем осознавал свое бессилие в этой борьбе. Для более точного отображения этой действительности писатель старался проникнуть в самую глубину человеческой души, отразить сознание людей, их метания и противоречия.

Роман Достоевского вышел в свет в переломное для страны время, когда русская интеллигенция, ожидавшая возрождения России после реформы 1861 года, вынуждена была познать вместо этого глубокое разочарование и потрясение.

Социальные противоречия не исчезли. Напротив, они еще боль-. те обострились, еще острее стала несправедливость общественного устройства. И все это с талантом настоящего мастера сумел тонко подметить и выразить в своем романе Ф.М. Достоевский. При этом на примере трагедии одного человека автор выделил, вывел на первый план трагедию всего народа, отразил целый мир. Писатель не случайно взял своих героев из среды разорившегося дворянства. Именно в этой среде часто проявлялись в то время по-настоящему неординарные личности, яркие, сильные характеры, болезненные спады и светлые подъемы сознания, оказавшегося в конфликте с самим собой.

Действие романа происходит в Петербурге, в той его части, где жила беднота. Серый, мрачный город, многочисленные пивные, зазывающие народ залить горе; толпы пьяных на улицах; женщины, продающие себя за бесценок, а те, кто не желал этого делать, бросались с моста в воду. Страшное царство нищеты, бесправия, болезней, безысходности — вот те условия, в которых существуют простые русские люди, те условия, при которых в сознании многих рождаются ложные (хотя и вполне понятные) идеи восстановления справедливости.

Читайте также:
Корень злых дел — в дурных мыслях. Л.Н.Толстой. (По одному из произведений русской литературы. — Ф.М.Достоевский. Преступление и наказание): сочинение

Описывая жизненный путь Родиона Раскольникова — противоречивой личности, вынужденной в силу социальных причин пойти на преступление, на жестокое убийство, — Достоевский в первую очередь стремился показать гибельность подобного шага.

Но вместе с тем он мечтал показать перерождение, очищение человека путем страданий, переосмысления принципов и в конечном итоге преодоления зла. Да, Раскольников совершил преступление, избрал ошибочный путь в жизни. Но главное здесь — то, что толкнуло героя встать на путь убийства. И пытаясь обосновать такой шаг, Достоевский с первых страниц говорит о социальном положении Родиона. Молодой человек вынужден существовать в комнатке, а точнее “каморке”, которую сам автор сравнивает со шкафом, сундуком, гробом, подчеркивая крайнюю нищету ее обитателя — “задавленного бедностью”, “изуродованного нищетой” “бедного и больного студента”.

Создавая психологический портрет своего героя, писатель на первое место выводит те черты, которые рождены именно общественным положением бедного студента: мнительный, самолюбивый, мрачный, угрюмый. И в этих чертах, в этих характеристиках Родиона Раскольникова отражен обобщенный портрет поколения, показаны особенности психологии многих его современников.

Такие люди, как Раскольниковы, Мармеладовы и подобные им, вынуждены влачить жалкое существование в жестоком и несправедливом мире, где распорядителями и хозяевами являются подлые и низкие свидригайловы и лужины. Потому не осуждение в первую очередь, а страшная, щемящая боль пронизывает страницы романа Достоевского — боль за людей, раздавленных нищетой, таких как Катерина Ивановна Мармеладова, которая сама себя сравнивает с заезженной клячей; как ее несчастный муж, спившийся от горя и бедности; как дочь Соня, вынужденная продавать себя, чтобы поддерживать хоть какое-то существование семьи. Ее образ наиболее трагичен. “Ты на себя руки наложила, ты загубила жизнь. свою”, — говорит ей Родион. А ведь сколько таких же несчастных девушек губили свою жизнь, принося себя в жертву ради близких, ради какого-то призрачного благополучия. Такой же (или почти такой) путь уготован и сестре Раскольникова. Осознание этого, понимание гибельности того поступка, на который готова пойти ради него сестра, выйдя за нелюбимого, к тому же ничтожного человека, зарождает протест в душе главного героя.

Родион не видит другого выхода, как убийство процентщицы. Так он спасет себя, спасет свою семью. И при таких обстоятельствах смерть никому не нужной старухи кажется ему оправданной, в чем еще больше Раскольников убеждается, получив письмо матери, в котором она сообщает о своем плачевном материальном положении. “Ясно, что теперь надо было не тосковать, не страдать пассивно, одними рассуждениями о том, что вопросы неразрешимы, а непременно что-нибудь сделать, и сейчас же, и поскорее. Во что бы то ни стало надо решиться, хоть на что-нибудь, или. Или отказаться от жизни совсем. “

Да, такая идея могла возникнуть в голове героя, как и в голове другого студента, чей разговор Раскольников как-то услышал в трактире, только под влиянием крайней нищеты, безысходности, несправедливости окружающего мира. “За одну жизнь — тысячи жизней, спасенных от гниения и разложения”. Не правда ли — благородный, оправданный выход?!

Единственный выход для множества людей, загнанных жизнью в глухой угол, вынужденных каждый день видеть сотни, тысячи гибнущих жизней, жизней, которые еще можно спасти “от нищеты, от разложения, от гибели, от разврата, от венерических заболеваний. “. А всего-то нужно — убить никчемную старушонку и забрать ее деньги! Нет, конечно, Достоевский не оправдывает своего героя. Наоборот, вся суть пути Раскольникова в конечном итоге сводится к пониманию своих ошибок. Мучительному пониманию. Но хотя в романе и есть намек на то, что стремления к лучшей жизни не напрасны, не напрасны попытки прийти к ней другим, правильным путем, — мы понимаем, что, к сожалению, сбыться этим стремлениям суждено не так уж скоро. И многострадальному русскому народу еще через много испытаний придется пройти. Отсюда нескрываемая боль автора за весь народ, за все человечество.

И все же, размышляя о далеком грядущем, Достоевский писал в “Дневнике писателя”: “Я не хочу мыслить и жить иначе, как с верой, что все наши девяносто миллионов русских (или там сколько их тогда народится) будут все когда-нибудь образованны, очеловечены и счастливы”.

Образ Сони в романе «Преступление и наказание»

Бессмертный образ

Некоторые герои классической литературы обретают бессмертие, живут рядом с нами, именно таким оказался образ Сони в романе «Преступление и наказание» Достоевского. На её примере мы учимся лучшим человеческим качествам: доброте, милосердию, самопожертвованию. Она учит нас преданно любить и самозабвенно верить в бога.

Читайте также:
Рогожин - характеристика литературного героя: сочинение

Знакомство с героиней

Автор знакомит нас с Сонечкой Мармеладовой не сразу. Она появляется на страницах романа, когда страшное преступление уже совершено, погибли два человека, и Родион Раскольников погубил свою душу. Кажется, ничего в его жизни поправить уже невозможно. Однако знакомство со скромной девушкой изменило судьбу героя и возродило его к жизни.

В первый раз мы слышим о Соне из рассказа несчастного пьяного Мармеладова. В исповеди он рассказывает о своей несчастной судьбе, о голодающей семье и с благодарностью произносит имя старшей дочери.

Соня – сирота, единственная родная дочь Мармеладова. До недавнего времени проживала вместе с семьёй. Её мачеха Катерина Ивановна, больная несчастная женщина, выбивалась из сил, чтобы дети не умерли голодной смертью, сам Мармеладов пропивал последние деньги, семья испытывала крайнюю нужду. От отчаяния больная женщина нередко раздражалась по пустякам, устраивала скандалы, попрекала падчерицу куском хлеба. Совестливая Соня решилась на отчаянный шаг. Чтобы хоть как-то помочь семье, она начала заниматься проституцией, жертвуя собой ради родных ей людей. История бедной девушки оставила глубокий след в израненной душе Раскольникова задолго до личного знакомства с героиней.

Портрет Сони Мармеладовой

Описание внешности девушки появляется на страницах романа гораздо позже. Она как бессловесный призрак возникает на пороге своего родного дома во время смерти отца, раздавленного пьяным извозчиком. Робкая по натуре, она не посмела войти в комнату, чувствуя себя порочной и недостойной. Нелепый, дешёвый, но яркий наряд указывал на род её занятий. «Кроткие» глаза, «бледное, худое и неправильное угловатое личико» и весь облик выдавал натуру кроткую, робкую, дошедшую до крайней степени унижения. «Соня была малого роста, лет семнадцати, худенькая, но довольно хорошенькая блондинка, с замечательными голубыми глазами». Такой предстала она перед глазами Раскольникова, такой впервые видит её читатель.

Черты характера Софьи Семёновны Мармеладовой

Внешность человека часто бывает обманчива. Образ Сони в «Преступлении и наказании» полон необъяснимых противоречий. Кроткая слабая девушка считает себя великой грешницей, недостойной находиться в одной комнате с приличными женщинами. Она стесняется присесть рядом с матерью Раскольникова, не может подать руку его сестре, опасаясь оскорбить их. Соню легко может обидеть и унизить любой негодяй, вроде Лужина или квартирной хозяйки. Беззащитная перед наглостью и грубостью окружающих её людей она не способна постоять за себя.

Полная характеристика Сони Мармеладовой в романе «Преступление и наказание» складывается из анализа её поступков. Физическая слабость и нерешительность сочетается в ней с огромной душевной силой. В основе её существа лежит любовь. Ради любви к отцу она отдаёт ему последние деньги на похмелье. Ради любви к детям продаёт своё тело и душу. Ради любви к Раскольникову едет за ним на каторгу и терпеливо выносит его равнодушие. Доброта и умение прощать отличают героиню от других персонажей повествования. Соня не держит зла на свою мачеху за искалеченную жизнь, не смеет осуждать своего отца за слабохарактерность и вечное пьянство. Она способна простить и пожалеть Раскольникова за убийство близкой ей Лизаветы. «Нет никого несчастнее тебя в целом свете», – говорит она ему. Чтобы так относиться к порокам и ошибкам окружающих людей, надо быть очень сильным и цельным человеком.

Откуда у слабой хрупкой униженной девушки такое терпение, выносливость и неисчерпаемая любовь к людям? Вера в бога помогает Соне Мармеладовой выстоять самой и протянуть руку помощи другим. «Что бы я без бога-то была?» – искренне недоумевает героиня. Неслучайно измученный Раскольников идёт к ней за помощью и именно ей рассказывает о своём преступлении. Вера Сони Мармеладовой помогает преступнику сначала признаться в совершённом убийстве, потом искренне раскаяться, поверить в бога и начать новую счастливую жизнь.

Роль образа Сони Мармеладовой в романе

Главным героем романа Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» принято считать Родиона Раскольникова, так как в основе сюжета лежит история преступления героя. Но роман невозможно себе представить без образа Сони Мармеладовой. Мироощущение, убеждения, поступки Сони отражают жизненную позицию автора. Падшая женщина чиста и невинна. Свой грех она сполна искупает всеобъемлющей любовью к людям. Она «униженная и оскорблённая» не «тварь дрожащая» по теории Раскольникова, а достойный уважения человек, который оказался гораздо сильнее главного героя. Пройдя через все испытания и страдания, Соня не утратила основных человеческих качеств, не изменила себе и выстрадала счастье.

Нравственные принципы, вера, любовь Сони оказались сильнее эгоистической теории Раскольникова. Ведь только приняв убеждения своей подруги, герой обретает право на счастье. Любимая героиня Фёдора Михайловича Достоевского – воплощение его самых сокровенных мыслей и идеалов христианской религии.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: