Артур Конан Дойл: сочинение

2011. 01. 024. Об Артуре Конан Дойле и полном собрании его сочинений. (сводный реферат) Текст научной статьи по специальности « Языкознание и литературоведение»

Похожие темы научных работ по языкознанию и литературоведению , автор научной работы — Красавченко Т. Н.

Текст научной работы на тему «2011. 01. 024. Об Артуре Конан Дойле и полном собрании его сочинений. (сводный реферат)»

Сопоставление Теннисона с его предшественниками и современниками не всегда убедительно. Так, например, Эйден Дей и Мэттью Бевис пытаются найти у поэта гротеск (типа гротеска Р. Браунинга) и комическое начало (как у Л. Кэрролла). Порой авторы, увлекшись процессом выявления источников поэзии Теннисона, создают эссе, которые гораздо интереснее в суждениях о предшественниках, у которых поэт заимствовал, или о современниках, с которыми он конкурировал, чем о нем самом. В связи с этим наиболее характерно эссе Дэниела Карлина «Теннисон, Браунинг и Вергилий».

Статьи, вошедшие в сборник, в основном имеют научно-аналитический, а не оценочный характер. В результате статус поэта в современном английском пантеоне пока остается неопределенным.

2011.01.024. ОБ АРТУРЕ КОНАН ДОЙЛЕ И ПОЛНОМ СОБРАНИИ ЕГО СОЧИНЕНИЙ. (Сводный реферат).

1. КОНАН ДОЙЛ А. Полное собрание сочинений: В 56 т. ^NAN DOYLE А. The complete works of Arthur Conan Doyle: In 56 volumes. – Cambridge: Cambridge scholars publishing, 2009. -10988 p.

2. БАРНС Дж. Конан Дойл и человек на четвереньках.

BARNES J. Conan Doyle and the creeping man // Times literary supplement. – L., 2010. – 23.06.2010. – Mode of access: http://entertainment.timesonline.co.uk/tol/arts_and_entertainment/the_tl s/article7154446.ece

В полном собрании сочинений Артура Конан Дойла (18591935), вышедшем в «Кембриджском научном издательстве», представлены наряду с его наиболее известными сочинениями – «Приключения Шерлока Холмса» (1892), «Воспоминания о Шерлоке Холмсе» (1894), «Собака Баскервиллей» (1902), многочисленные рассказы о подвигах бригадира Жерара и профессора Челленджера (начиная с повести «Затерянный мир», 1912), а также исторические романы («Михей Кларк», 1889; «Белый отряд», 1891 и др.), которые автор считал своим высшим достижением. В собрание включены ныне малоизвестные, забытые рассказы и повести, а также либретто комической оперы «Джейн Энни», которое он написал с

драматургом Дж.М. Барри (позднее автором знаменитой пьесы для детей «Питер Пэн», 1903). Эту оперу, поставленную в театре «Савой» в 1893 г., Бернард Шоу назвал «самым наглым образцом глупости», созданным «двумя респектабельными гражданами». Представлены и шеститомная история Первой мировой войны (в 1920 г. критика сочла ее провалом в плане литературного мастерства), и объемное собрание стихотворений на военные темы, и панегирики гольфу, которым он увлекался. Вошли также и одноактная драма «Ватерлоо» – об умирающем ветеране – его роль блестяще сыграл знаменитый актер Генри Ирвинг (1838-1905), и «К оружию», страстный памфлет 1914 г. («А ты исполнил свой долг до конца? Если нет, сделай это немедленно или вечно будешь испытывать чувство стыда»), и «История спиритизма» (1926), которым Конан Дойл увлекался на склоне лет, и антология автоматического письма второй жены писателя, которой дух пророчицы, умершей тысячи лет назад на Востоке, диктует разного рода предупреждения; и «Явление фей» (1921), книга, в которой говорится о жизни существ, вероятно, столь же многочисленных, как и человеческая раса, живущих своей, особой жизнью, возможно совсем близко, но на ином уровне.

Однако, как пишет в рецензии Джонатан Барнс (2), критик и автор романов «Сомнамбулист» («The Somnambulist», 2007) и «Люди в домино» («The Domino Men», 2008), кое-что в собрании сочинений отсутствует: нет романа «Судьба Фенеллы» (он частями с продолжением публиковался в журнале «Gentlewoman»), нет пьес «Огни судьбы», «Дом Темперли», «Ангелы тьмы», не говоря уж о некоторых письмах и журналистских публикациях. Издание не назовешь академическим: кроме содержательной вступительной статьи Нейла Маккоу, никакого иного справочного аппарата или комментариев нет. Специалист по творчеству Конан Дойла, конечно, знает, что «Тайна Сасасской Долины» («The Mystery of Sasassa Valley») – это первое художественное сочинение, которое Конан Дойлу удалось напечатать в 1879 г. в «Чемберс Джорнел», но маловероятно, что менее сведущий читатель догадается о значении этого рассказа, когда прочитает его в тридцать втором томе в разделе «Разрозненно публиковавшиеся рассказы». Почти отсутствуют иллюстрации, в том числе известные рисунки Сидни Пейджета к рассказам писателя в «Стрэнд Мэгэзин» или Фредерика Дорр Стила к сочинениям, выходившим в издательстве Колльера; нет и

знаменитой фотографии Конан Дойла, нарядившегося как Челленд-жер, она была сделана для первого издания «Затерянного мира».

Дж. Барнс пишет о плохой полиграфии собрания сочинений и даже о недостаточной вычитанности текстов, в частности о разнобое между страницами в содержании и в текстах. Однако в целом богатство материалов собрания сочинений представляется ему несомненным.

Несмотря на репутацию Конан Дойла как писателя с журналистским стилем (сам Конан Дойл признавался, что его язык – самый простой, обыкновенный), несмотря на обилие клише (неизменные «нахмуренные брови», «кривая улыбка» и т.д.), Конан Дойл обладал даром виртуозной, образной фразы (например, повествователь в «Запечатанной комнате», постоянно ожидающий подвохов от городской жизни, жалуется на «красные кирпичные щупальца Лондона-спрута»; в рассказе «Как это произошло» автомобиль описан как «рычащая золотистая смерть», а в повести «Когда земля вскрикнула», четвертом сочинении писателя о профессоре Чел-ленджере – супер-ученом, первооткрывателе, «первом среди людей», почерк героя похож на «забор из колючей проволоки»).

Джонатан Барнс вспоминает, как девятилетним мальчиком впервые открыл для себя рассказ Конан Дойла «Приключение человека на четвереньках». С увлечением прочитав почти все рассказы о Шерлоке Холмсе по мере их появления в печати, он с сожалением добрался до последнего тома «Архив Шерлока Холмса», в который вошла дюжина рассказов 1920-х годов, когда почти все время и внимание писателя переключились на проповедь спиритизма. Ничего не ведая об эволюции автора в ту пору, Дж. Барнс с наслаждением прочитал рассказ «Человек на четвереньках» и до сих пор считает его одним из самых интересных и уникальных расследований в карьере Шерлока Холмса.

Рассказ начинается с того, что доктора Ватсона в воскресный вечер в начале сентября 1903 г. телеграммой вызывают на Бейкер-стрит из-за странной истории «известного физиолога» профессора Пресбери. «Степенный, пожилой» вдовец недавно обручился с женщиной, намного моложе него, и его жизнь резко изменилась. Прежде он был «открытым, искренним человеком», теперь стал крайне скрытным. В доме, где он живет со взрослой дочерью Эдит и помощником Тревором Беннетом, воцарилась мрачная, давящая

атмосфера; ситуация достигла кульминации, когда Беннет застал своего хозяина среди ночи на четвереньках и услышал, как он скверно ругается. Эдит, разбуженная яростным лаем семейной собаки – волкодава, открыв глаза, увидела лицо отца в окне своей спальни на втором этаже. Ватсон объяснил все инциденты прогрессирующим люмбаго профессора, но Холмс настоял на том, чтобы они вдвоем немедленно отправились в дом профессора, чтобы выяснить в чем дело. Оказалось, готовясь к женитьбе, профессор делал себе инъекции омолаживающей сыворотки, изготовленной из лимфы или крови азиатской обезьяны. Побочный эффект этого лечения привел к появлению у профессора обезьяньих повадок. Как подытожил Холмс, самый интеллектуальный человек может вернуться к животному состоянию.

Дж. Барнс вспоминает, что при первом чтении он не совсем понял смысл рассказа, но ощутил некий подтекст, придавший ему особую силу. Будучи взрослым, он перечитал рассказ и истолковал его как мрачную притчу о стойкости вожделения или, говоря словами Фальстафа, «не странно ли, что желание на долгие годы переживает воплощение?». У Дж. Барнса сохраняется ощущение того, что есть в этом рассказе нечто скрытое, завораживающее, непостижимое, ускользающее от рационального объяснения.

Критик считает Конан Дойла прежде всего мастером рассказа. На его взгляд, мало кто из английских писателей способен начать повествование с захватывающей первой фразы. Именно в рассказах – о Бейкер-стрит – присутствует поразительная энергия (столь явно ощущаемая в рассказе «Приключение человека на четвереньках»), но она почти отсутствует в стихотворениях, драме и романах. Источники этой живой энергии проясняются именно в такого рода полнообъемном собрании сочинений.

Представленные в хронологической последовательности сочинения Конан Дойла поражают читателя как проект, выявляющий эволюцию писателя, прошедшего три этапа: сначала попытка создать системы мысли, способные прояснить хаос жизни и человеческого существования («этого, по выражению Шерлока Холмса в рассказе “Картонная коробка”, круговорота страданий, насилия и страха»). В рассказах о Шерлоке Холмсе развертывается система четкого, логического мышления, на которую Конан Дойла вдохновил его старый университетский учитель – доктор Джозеф Белл (в

1892 г. он рецензировал первые приключения Холмса и назвал своего бывшего ученика «прирожденным рассказчиком»); затем следуют сочинения, выявляющие крайний патриотизм автора (в 1899 г. Б. Шоу хвастался, что превратил Конан Дойла из пацифиста в неистового джингоиста), и, наконец, – этап магического спиритизма, философии, которая могла объяснить даже бойню Второй мировой войны.

Дж. Барнс считает весьма существенным «присутствие» в творчестве писателя его отца – художника Чарльза Элтамонта Дой-ла. Этот хронический алкоголик, согласно биографии Эндрю Ли-сетта «Конан Дойл: Человек, который создал Шерлока Холмса»1, иногда просто приползал к дому, забыв свое имя, и пил даже мебельный лак, когда не было ничего другого. Двенадцать лет он провел в сумасшедшем доме, или «Реабилитационном центре», как эвфемистически назвал его Артур в автобиографии «Воспоминания и приключения». Он писал о затуманенном сознании своего отца, далеком от понимания реалий жизни. Рассел Миллер, другой биограф Конан Дойла2, приводит признание Чарльза своему доктору в том, что он получает послания «из другого мира» и верит в существование фей. Однажды, нарисовав скачущего чертенка, он написал под рисунком: «Я знал это существо». А как-то Чарльз Дойл прямо на улице снял с себя одежду и стал продавать ее, чтобы купить спиртное, что напоминает Дж. Барнсу профессора Пресбери. Вспоминается ему и безумец в рассказе «Охотник за жуками» (1898), испытывающий во время приступов желание убить самого близкого ему человека, и пьяница-вдовец в «Японской шкатулке», деградировавший до уровня животного, и муж-алкоголик в «Грязном деле» (1891), которого в ужасном виде «ползущим по земле, бормочущим, как обезьяна» видит на улице его жена.

Казалось, Конан Дойл начал свою писательскую жизнь, осознанно отвергнув слабости Чарльза, и обрел себе замену отца в лице Белла, правда, позднее он с болью нашел оправдание сумасшествию своего отца, что свело для него рационализм Белла до уровня ли-

1 Lycett A. The man who created Sherlock Holmes: The life and times of Sir Arthur Conan Doyle. – N.Y.: Free press, 2007.

Miller R. The adventures of Arthur Conan Doyle: A biography. – N.Y: Thomas Dunne books, 2008.

цемерного, ханжеского отказа принять истину. Со временем спиритизм становится центром жизни Конан Дойла, но не его творчества: его великий детектив «не поддался» обращению своего создателя. В рассказе «Вампир в Сассексе», опубликованном в январе 1924 г., через восемь лет после того, как Конан Дойл заявил о своем полном обращении к спиритизму, и более чем через 30 лет после того, как он вступил в «Общество исследования психики» (Society for Psychical Research), Шерлок Холмс заявляет: «Мое агентство прочно стоит на земле и останется на ней. Мир достаточно велик для нас. Нет необходимости обращаться к призракам».

Дж. Барнс находит в образе детектива черты и Чарльза Дойла, и доктора Белла. Чарльзу присущ тот тип безумия, который дает ему возможность читать беспорядочный текст природы, ее послания и скрытые связи. В одном из рассказов («Его прощальный поклон») о военной службе Шерлока Холмса герой – американец ирландского происхождения по имени Элтамонт, названный так, видимо, в честь отца писателя. Много лет назад Чарльз, находясь в больнице, иллюстрировал публикацию первой повести Холмса «Этюд в багровых тонах» (1887) и, игнорируя описание сыном «острых и проницательных» глаз детектива, его «тонкого, ястребиного носа», четко очерченного квадратного подбородка, свидетельствующего о решительном характере человека, создал автопортрет: сгорбленный, бородатый старый Дойл идет сквозь события как призрак.

В этих противоречиях и утраченных связях Дж. Барнс и усматривает источник таинственной силы «Человека на четвереньках» и лучших рассказов о Шерлоке Холмсе.

Новое собрание сочинений Конан Дойла вновь свидетельствует о том, что именно эти рассказы превосходят все остальные сочинения писателя. Их неизбывное, завораживающее воздействие на новые поколения читателей сохраняется.

Артур Конан Дойл: сочинение

Ирландец, родившийся в Шотландии и воспитанный в Англии, сэр Артур Конан Дойл — один из самых любимых писателей юношества. Со страниц его книг, будто живые, пришли в нашу жизнь Шерлок Холмс, доктор Ватсон, журналист Мелоун, профессор Челленджер, бригадир Жерар, моряк Родни Стоун, доблестные рыцари Томас Мэлори и сэр Найджел Лоринг.

И всё-таки пальма первенства отдана любителю головоломок и тайн Шерлоку Холмсу и его верному спутнику и помощнику Ватсону. Сколько ни появлялось других проницательных книжных сыщиков, а Шерлока Холмса и Ватсона затмить никто из них так и не смог. Эти литературные образы пережили своё время и, к счастью, не повторили «судьбу всего тленного, мнимого и реального», как предполагал автор.

Более ста двадцати лет назад, в Викторианскую эпоху, начал свои похождения мастер дедуктивного метода Шерлок Холмс, пережил недолгое царствование короля Эдуарда и ухитрился быть полезным в начале двадцатого века. Постоянство публики и её лояльность к приключениям сыщика не позволили Конан Дойлу «избавиться» от своего героя-спутника. Автор не без оснований считал, что исторические и фантастические романы менее популярны из-за Шерлока Холмса: «. он в какой-то степени стоял на пути признания моих более серьёзных литературных трудов».

Первые истории о талантливом детективе были опубликованы в 1887 году, когда вышел в свет «Этюд в багровых тонах». Через несколько лет писатель продолжил сюжетную линию в повести «Знак четырёх» и рассказе «Скандал в Богемии». С 1891 года в одном из английских ежемесячников стали печататься истории с продолжением, повествующие о всё новых и новых делах Шерлока Холмса.

Шестьдесят восемь рассказов входят в разные сборники под лаконичными и простыми заголовками: «Приключения. », «Записки. », «Возвращение. », «Архив. ». Только вместо многоточий нужно подставить имя главного героя — Шерлока Холмса! Исключением является сборник «Его прощальный поклон». В названии не указано имени, но оно безошибочно угадывается всеми читателями.

Личность гениального сыщика интересовала всех без исключения: «Был ли Шерлок Холмс взят из жизни или это лицо — плод фантазии писателя?» Где родился и жил, из какой семьи, женат ли? Конан Дойла стали спрашивать, где он нашёл этот удивительный характер, как создал образ человека, который умеет разгадывать самые запутанные, загадочные и таинственные преступления? Поражались его рассудительности, тонкой наблюдательности.

И вот однажды Конан Дойл приоткрыл завесу тайны. В одном из интервью он сообщил, что Шерлок Холмс существовал в действительности. Им был проживающий в Эдинбурге доктор Джозеф Белл. Будущий писатель начинал в юности свою карьеру врача под его наблюдением. Удивительный логический склад мышления доктора произвели огромное впечатление на молодого Конан Дойла.

«Наблюдательность его, — писал Конан Дойл, — была из ряда вон выходящей. Когда я, добившись степени врача, отправился на службу в Африку, мне довелось попасть под начальство доктора Белла, замечательная индивидуальность и умение распознавать людей, подмеченные мною у моего учителя, произвели на меня такое глубокое впечатление, что без сомнения они послужили толчком к перемене призвания, и вместо врачевания я занялся писанием рассказов».

«Доктора Белла, — вспоминал Конан Дойл, — я как сейчас вижу перед собой: проницательные, серые, острые глаза, орлиный нос и выразительные черты лица. Вот он сидит в своём кресле со сложенными руками и смотрит в упор на кого-либо, стоящего перед ним. Он мог рассказать вам о характере человека, о его профессии по одному виду его рук, даже по рукавам пиджака».

Большую часть времени Конан Дойл должен был находиться в кабинете доктора Белла, вести осмотр пациентов, прежде чем они показывались доктору. Здесь писателю нередко приходилось быть свидетелем сцен такого рода.

— Я вижу, — обращается Белл к едва вошедшему пациенту, — вы страдаете от пьянства. Вы даже носите фляжку в кармане своего сюртука. Выбросьте её вон.

— А вы, я вижу, сапожник, — говорит он другому больному. Видя удивлённые лица больного и присутствующих на приёме студентов, поясняет:

— Всё очень просто — колени брюк этого человека изношены так своеобразно, как это может быть только у сапожника..

Конан Дойл нисколько не преувеличивал наблюдательность доктора. В большинстве случаев он действительно определял профессию своих пациентов сразу же, как только они появлялись в дверях его кабинета.

Указывая на вошедшего в комнату больного, Белл говорил студентам:

— Я не совсем уверен, работает ли этот человек на пробочной фабрике или же на аспидной ломке. Судя по лёгкому отвердению на одной стороне указательного пальца и маленькому утолщению на наружной стороне его большого пальца, он принадлежит к рабочим одной из этих двух отраслей.

Пациент оказывался пробочником.

— А вы, — говорил он другому увиденному им впервые человеку, — солдат, сержант и служили на Бермудах.

И, обращаясь к студентам, объясняет:

— Он зашёл в комнату не сняв фуражки, как будто в казарму. Значит, он солдат. Уверенный и авторитетный вид, а также возраст заставляют думать, что он был сержантом. Мелкая сыпь на лбу говорит, что он был на Бермудах, так как известно, что подобная сыпь появляется только у людей, живущих в этой местности.

— Это ваш первый ребёнок? — обращается Белл к бедно одетой женщине, сидящей в приёмной палате госпиталя. Удивлённая мать отвечает утвердительно. Она и не подозревала, какое большое значение для умозаключений Белла имела красивая шапочка, которую она с понятной расточительностью приобрела для своего первенца.

А вот какой случай произошёл с бедным рабочим, страдающим от болей в пояснице. Доктор Белл сразу же определил характер болезни и профессию пациента, хотя тот ещё не успел сказать ни слова.

— Боли в пояснице, не так ли? Если вы будете продолжать таскать ящики с кирпичами, то боль будет ещё сильнее.

Ошеломлённый каменщик в конце приёма с любопытством спросил:

— Кто сказал вам, что я каменщик?

Он так и не догадался, что глядя на его руки, доктор сразу определил его профессию.

Ошибался ли когда-нибудь Белл? Да, в качестве примера можно привести следующий случай.

Говоря однажды об эмфиземе лёгких как о болезни, встречающейся у людей, играющих на духовых инструментах, он обратился к пациенту, страдающему этой болезнью, с вопросом: «Вы из оркестра?» — «Да, сударь», — ответил пациент. — «Скажите, на каком инструменте вы играете?» — «На турецком барабане», — последовал ответ, вызвавший взрыв хохота студентов.

Применял ли когда-нибудь доктор Белл свою наблюдательность для раскрытия преступлений, как это делал литературный герой Шерлок Холмс?

Оказывается, да. Доктор Белл всегда проявлял интерес к преступлениям, казавшимся загадочными. Однажды он с одним из своих друзей оказал большую помощь полиции. Считая, что самостоятельно сделанные выводы двух людей по одному и тому же вопросу служат более прочной гарантией от ошибки, они договорились изложить свои предположения в письмах, которыми затем обменялись. В обоих письмах подозреваемым назывался один и тот же человек. Имя его было сообщено полиции, и преступление было раскрыто.

Доктор Белл сознавал, какую роль он играл в создании знаменитых рассказов об известном сыщике. Его самолюбию, вспоминал Конан Дойл, заметно льстили слова, которые ему часто приходилось слышать даже от незнакомых людей: «Вон идёт доктор Белл — это он настоящий Шерлок Холмс!» Однако писатель в одном из интервью сказал: «Шерлок Холмс. — это я сам и есть».

В. Сурмило

Шерлок Холмс с кнутом

Вот что можно было прочитать в начале нашего века на страницах петербургского журнала «Сатирикон»:

«. Поезд подошёл к платформе переполненным. Среди пассажиров был и он, великий мастер своего дела, правда, никем не узнанный. Он поехал в гостиницу в экипаже и дал «на чай» кучеру марку.

— Очень вам благодарен,— сказал кучер,— поверьте, мне доставило громадное удовольствие везти знаменитого Конан Дойла.

— Откуда же вы меня знаете?— спросил изумлённый турист.

— Из ваших сочинений, господин Конан Дойл. Они учат нас комбинированию. Я читал в газетах, что вы были в Ницце, а поезд пришёл оттуда.

— Ну, так что же? Ведь в поезде были сотни людей. И я, например, мог сесть в поезд во Франкфурте.

— Прошу прощении, господин Конан Дойл, на ваших сапогах я вижу следы пыли, той жёлтой пыли, которая бывает только на юге. Во Франкфурте сейчас нет пыли. Далее, вы сделали неоднократное движение рукой, поглаживая поясницу, очень характерное для туриста, просидевшего в поезде тридцать часов подряд. Следовательно, вы приехали из Ниццы.

— Положим. Но ведь оттуда приехало много туристов.

— Но не много англичан. А что вы англичанин, это я решил по ручке вашего зонтика. Такие ручки делаются только в Лондоне.

— Хорошо, вы узнали во мне англичанина. Но ведь это ещё не раскрывает личности.

— Ваш испытующий острый взгляд обратил на себя моё внимание, и я решил, что такой взгляд бывает только у человека, привыкшего разбираться в глубочайших тайнах.

— Что вы болтаете вздор? У всякого человека, которому нужен извозчик, острый ищущий взгляд.

— Прошу прощения, господин Конан Дойл, взгляд обыкновенных людей неспокоен и разбросан, а ваш взгляд ищет систематически. Кроме того, я заметил на вашей руке шрам, какие бывают от укусов. Этот шрам показывает, что человек имеет дело с преступниками.

— Поразительно! — сказал турист.— Ваша проницательность почти превосходит мою. Вы Шерлок Холмс среди кучеров! Вот вам ещё «на чай».

— Премного благодарен,— ответил кучер. — Между прочим, у меня был ещё один маленький признак: на чемодане, который отдали мне, написано «Конан Дойл».

Читая и перечитывая все приключения Шерлока Холмса, я искала знаменитую его фразу «Элементарно, Ватсон!» и была очень огорчена, потому что придумал её, оказывается не писатель Конан Дойл, а советский актёр Василий Ливанов, который очень удачно исполнил роль великого сыщика. Эта фразу ушла в народ и стала крылатой не без основания. Судите сами! Прочитайте очень забавный рассказ Марины Дружининой.

Марина Дружинина

Элементарно, Ватсон!

Посмотрел я в очередной раз фильм про Шерлока Холмса и твёрдо решил: буду сыщиком. Самого высокого класса, как Шерлок Холмс. Главное в этом деле — наблюдательность, умение мыслить логически и специальные знания. Прямо сейчас и начну тренироваться.

Тут в комнату вбежал Кирюшка. Рот у него был перемазан свёклой. Я пристально посмотрел на братишку, и мысль моя заработала.

«Кирюшка весь в свёкле. Значит, он её ел. Логично. Но одну только свёклу Кирюшка есть не станет — не любит. Зато он обожает свекольник и винегрет — вот и знания пригодились. — Я довольно потёр руки. — Поехали дальше. Свекольник исключается — Кирюшка обязательно облился бы этим самым свекольником. Остаётся винегрет! А я его, между прочим, тоже люблю!»

Я кинулся на кухню к бабушке:

— Как ты узнал, что я его приготовила? — удивилась бабушка.

— Элементарно, Ватсон, — Я пожал плечами. — Метод дедукции!

— Дедукция, говоришь? — заглянул в кухню дед. — А ты мою газету можешь найти? Ума не приложу, куда она подевалась. Всю квартиру обыскал! — Дедушка начал было сокрушённо вздыхать, но неожиданно заметил комара, севшего ему на руку. — Ух, мерзавец! — Дедушка хлопнул комара. — Ни днём, ни ночью нет покоя от этих кровопийц!

— Дедушка, — я прищурил глаза, как Шерлок Холмс. — Ты ночью бил комаров?

— Ещё как! Столько их за день налетело! Весь потолок облепили!

— Отлично! — Разгадка была близка. — А чем ты их бил?

— Значит, твоя газета на шкафу, — заключил я. — Ты комаров на потолке бил, затем газету на шкаф положил и забыл!

Дедушка бросился в комнату и через минуту вернулся сияющий, с газетой в руках.

— Точно! Хорошая штука — дедукция! Спасибо!

Потом я решил поупражняться во дворе.

Вышел на улицу и тут же встретил Владика Гусева.

— Привет! — говорю. — Спорим на миллион, что ты идёшь из больницы! А маму твою ещё не выписали!

— Привет, — удивлённо захлопал глазами Владик. — А как ты догадался?

— Элементарно, — отвечаю. — Если бы твою маму выписали, ты бы не ходил в больницу. Логично?

— Логично, — согласился Владик.

— А то, что ты был в больнице, — развиваю дальше свою мысль, — можно определить, если внимательно посмотреть на твои ноги: в больничных бахилах по улице не ходят!

— Ой, правда, — захохотал Владик. — Забыл снять! Так и бегаю!

— Но это не всё, — попыхивая соломинкой, как трубкой, продолжал я. — На спине у тебя рюкзак. Значит, ты пошёл в больницу сразу после школы. Следовательно, ты ещё не обедал. — Логический ход моих мыслей, наконец, завершился. — Айда ко мне винегрет есть!

— Айда! — обрадовался Владик. — Я ужасно голодный! Спасибо!

. После обеда мы посмотрели ещё одну серию про Шерлока Холмса, и Владик отправился к себе домой. Вскоре пришла моя мама.

— Здравствуй, сынок! — поцеловала меня мама. — А почему ты до сих пор уроки не сделал?

— Как ты узнала? — настал мой черёд удивляться.

— Элементарно! — засмеялась мама. Но вместо объяснения строго добавила:

— Не теряй время! Садись заниматься.

Как всё-таки она догадалась? Вроде, нет никаких улик.

Да-а-а, пожалуй, Шерлоку Холмсу далеко до моей мамы!

Литература

1. Бастрыкин А. Кем был Шерлок Холмс? // Костёр. — 1983. — № 9.

2. Урнов М. Артур Конан Дойл //Дойл К. Собр. соч.: В 8 т. Т.1. — М.: Правда, 1966. — С.3—34.

3. Наркевич А. Конан Дойл и Шерлок Холмс //Дойл К. Собр. соч.: В 8 т. Т.1. — М.: Правда, 1966. — С.543.

4. Чуковский К. О Шерлоке Холмсе // Дойл А.К. Записки о Шерлоке Холмсе. — Л.: Дет.лит., 1991. — С.5—16.

5. Кагарлицкий Ю.И. Конан Дойл — рыцарь, литератор, человек // Дойл К. Собр. соч.: В 12 т. Т. 1. — Москва, 2005. — С.5—30.

6. Шабловская И.В. Дойл К. Записки о Шерлоке Холмсе. — Минск: Полымя, 1984. — С. 3—10.

Интересны ли книги Конан Дойля современному читателю?

Человек, регулярно читающий книги (хоть электронные, хоть обычные), наверняка знает о таком писателе, как Артур Конан Дойль. Это вполне естественно, ведь для большинства людей он — автор бессмертных произведений про сыщика Шерлока Холмса и его верного друга доктора Ватсона (Уотсона).

Некоторые из произведений Конан Дойля успешно экранизировали как у нас в стране, так и за рубежом, что только способствовало укреплению писательской славы легендарного англичанина с ирландскими корнями.

Однако многие из ныне живущих людей относятся к произведениям Конан Дойля довольно скептически. Ну, говорят современные читатели, этот писатель умер 90 лет назад, и сколько можно восторгаться этим самым Холмсом? Неактуально, вторят им другие, устарело… и так далее.

Однако при внимательном изучении творчества Конан Дойля обнаруживается, что его книги до сих пор востребованы. И дело тут в том, что означенный автор был человеком разноплановым, и, соответственно, таковым было и его литературное творчество.

Значительную часть творческого наследия Конан Дойля занимает фантастика. И вот об этом знает меньше людей, чем о Шерлоке Холмсе.

Возьмём, к примеру, роман Конан Дойля «Маракотова бездна». В нём отважные исследователи опускаются на дно Атлантического океана в специальном стальном ящике и сталкиваются там с атлантами. Обложка первого издания романа «Маракотова бездна» Артура Конан Дойля
Фото: Источник

Книга эта была издана в 1929 году, за год до смерти писателя. В детстве, читая эту книгу, я недоумевал: что это за роман такой — на 80 страницах? И лишь в этом году узнал, что полная версия означенного романа почти вдвое длиннее. А в советское время «Маракотова бездна» издавалась в усечённом виде по соображениям цензуры.

Нет, никаких выпадов в книге в сторону СССР и большевиков там не было. Нашим цензорам не понравилась мистическая составляющая романа. В книге есть сцены противоборства монстра Ваал-Сепа (Темноликий Властелин) с профессором Маракотом. Причём последний уничтожил монстра силой добра, отправив того в ад.

Такой расклад сильно отдавал христианским мистицизмом, и в стране воинствующего атеизма решили сократить перевод «Маракотовой бездны», оставив в этом случае лишь чистые приключения на воде и под водой.

Как бы там ни было, оригинальный вариант «Маракотовой бездны» очень интересен, причём, читая эту книгу, так и хочется, чтобы её экранизировали. Уж больно там всё красиво и волшебно!

Ещё один фантастический роман Конан Дойля — «Затерянный мир», он повествует о приключениях англичан в Южной Америке, где отважные путешественники находят в дремучих джунглях местность с доисторическими чудовищами. Иллюстрация к книге «Затерянный мир». Человек и стегозавр
Фото: ru.wikipedia.org

Эта книга написана со знанием дела (что касается всяких ящеров и природы Амазонии) и, насколько я понимаю, частично подвигла кинематограф на создание таких фильмов, как «Парк Юрского периода» и, собственно, «Затерянный мир», причём в нескольких вариантах.

Менее известна широкому кругу читателей фантастическая повесть «Отравленный пояс». В ней описывается отравление (усыпление) жителей Лондона неким газом из космоса, а затем — последующее воскрешение (пробуждение от продолжительного сна) обитателей английской столицы.

В этой книге можно увидеть (с некоторой натяжкой, разумеется) апокалиптические сцены, которые так сильно нынче любит Голливуд. Вымерший город, тихие улицы, разруха и тревога — всё, что часто мелькает в известных и малоизвестных заграничных фильмах.

Оригинальной по сюжету является научно-фантастическая повесть Конан Дойля «Когда Земля вскрикнула». В этом произведении озвучивается довольно глубокая мысль о том, что планета Земля — живое существо. Для подтверждения этой теории герои книги долго бурят в земной коре отверстие и находят подтверждение своей правоты.

Отдельного упоминания заслуживают малоизвестные рассказы Конан Дойля, которые издаются весьма редко. Тут и «Топор с посеребрённой рукоятью», и «Человек из Архангельска», и «Дьявол из бондарной мастерской», и «Центурион», и многие другие.

Характерно то, что в нескольких десятках своих литературных произведений Конан Дойль вообще не упоминает о Шерлоке Холмсе! То есть вопреки расхожему стереотипу великий писатель мог творить в различных жанрах. Тут и мистика, и приключения, и детектив, и даже романтические истории о любви. Хотя последних у Конан Дойля немного.

В общем, читайте не прочитанные ранее книги легендарного писателя! Уверен, вы откроете для себя много интересного и нового. Так бывает очень часто…

Конан Дойль – собрания сочинений, книги

Артур Конан Дойль – Собрание сочинений в 8 томах + 1 дополнительный том

1966 Издательство:Правда.Серия:Библиотека Огонек.

С о д е р ж а н и е:
Том 1. Этюд в багровых тонах.Знак четырех. Приключения Шерлока Холмса.
Том 2. Записки о Шерлоке Холмсе. Возвращение Шерлока Холмса.
Том 3. Собака Баскервилей. Его прощальный поклон. Архив Шерлока Холмса.
Том 4. Торговый дом Гердлстон. Рассказы.
Том 5. Белый отряд. Рассказы. Том 6 – Родни Стоун. Рассказы.
Том 7. Подвиги бригадира Жерара. Приключения бригадира Жерара. Рассказы.
Том 8. Открытие Рафлза Хоу. Затерянный мир. Отравленный пояс. Маракотова бездна.

Артур Конан Дойль – Собрание сочинений в 8 томах

1991 Издательство: Раритет

С о д е р ж а н и е:
Том 1. Артур Конан Дойль Предисловие Этюд в багровых тонах Повесть Знак четырех Повесть Приключения Шерлока Холмса
Том 2. Записки о Шерлоке Холмсе Роман Возвращение Шерлока Холмса Роман
Том 3. Собака Баскервилей Роман Его прощальный поклон Cборник рассказов Архив Шерлока Холмса Cборник рассказов
Том 4. социально-бытовой роман “Торговый дом Гердлстон” (1890), приключенческие рассказы: “Тайна замка Грэйндж”, “Необычайный эксперимент”, “Наши ставки на дерби”.
Том 5. роман “Белый отряд”, рассказы: “Сквозь пелену”, “Нашествие гуннов”, “Состязание”.
Том 6. роман “Родни Стоун” рассказы
Том 7. циклы рассказов из истории наполеоновских войн “Подвиги бригадира Жерара” и “Приключения бригадира Жерара”.
Том 8. научно-фантастические повести “Открытие Рафлза Хоу”, “Затерянный мир”, “Отравленный пояс”, “Маракотова бездна”.

Артур Конан Дойль – Собрание сочинений в 8 томах

1993 Издательство:НПО Тулбытсервис

С о д е р ж а н и е:
Том 1. Этюд в багровых тонах. Знак четырех. Приключения Шерлока Холмса. Приложение: Артур Конан Дойль (Жизнь и книги).
Том 2. Записки о Шерлоке Холмсе. Возвращение Шерлока Холмса.
Том 3. Собака Баскервилей. Его прощальный поклон. Архив Шерлока Холмса.
Том 4. Торговый дом Гердлстон. Рассказы.
Том 5. Белый отряд. Рассказы.
Том 6. Родни Стоун. Рассказы.
Том 7. Подвиги бригадира Жерара. Приключения бригадира Жерара. Рассказы.
Том 8. Открытие Рафлза Хоу. Затерянный мир. Отравленный пояс. Маракотова бездна. Рассказ- Любящее сердце.

Артур Конан Дойль – Собрание сочинений в 10 томах (15 книгах)

1991-1996 Издательство: Слог Сюита

С о д е р ж а н и е:
Том 1. Этюд в багровых тонах. Знак четырех.Собака Баскервилей.
Том 2. Приключения Шерлока Холмса. Записки о Шерлоке Холмсе.
Том 3. Возвращение Шерлока Холмса. Его прощальный поклон.
Том 4. Долина Страха. Рассказы.
Том 5. Подвиги бригадира Жерара. Приключения бригадира Жерара. Рассказы.
Том 6. Роман Изгнанник.
Том 7. Повести: Открытие Рафлза Хоу. Затерянный мир. Отравленный пояс. Маракотова бездна.
Том 8.- Родни Стоун. Рассказы.
Том 9. книга 1- Белый отряд. Рассказы.
Том 9. книга 2- Торговый дом Гердлстон. Рассказы.
Том 10, книга 2- Рассказы.
Том.10, книга 3- Рассказы.
Том 10, книга 4- Сочинения о спиритизме.
Том 10, книга 5- Рассказы.
нет первой книги десятого тома (1 книга не выходила)

Артур Конан Дойль – Собрание сочинений в 12 томах

1992 Издательство: Наташа

С о д е р ж а н и е:
Архив Шерлока Холмса Шерлок Холмс и доктор Уотсон Собака Баскервиллей Его прощальный поклон Архив Шерлока Холмса Кое-что о Шерлоке Холмсе Бейкер-стрит, 221-б Шерлок Холмс и доктор Уотсон Этюд в багровых тонах Знак четырех Приключения Шерлока Холмса
Долина ужаса Шерлок Холмс и доктор Уотсон Долина ужаса Записки о Шерлоке Холмсе Возвращение Шерлока Холмса
Дуэт со случайным хором Романтические произведения Письма Старка Монро Дуэт со случайным хором За городом Вокруг красной лампы Рассказы Изгнанники Исторические произведения Изгнанники Дядя Бернак Военные рассказы
Приключения Михея Кларка Исторические произведения Приключения Михея Кларка Рассказы
Сэр Найджел Лоринг Исторический роман Сэр Найджел Лоринг Белый отряд
Тайна Клумбера Мистика, ужасы, детективы, тайны. Тайна Клумбера Жрица Тугов За гранью бытия На грани бытия
Тень великого человека Исторические произведения Подвиги бригадира Жерара Приключения бригадира Жерара Тень великого человека Рассказы Трагедия с “Короско” Приключения на суше и на море Трагедия с “Короско” Капитан Шарки Морские рассказы Родни Стоун Рассказы о боксе
Туманная земля Профессор Челленджер Затерянный мир Отравленный пояс Туманная земля Рассказы
Ужас расщелины Голубого Джона Фантастика, приключения Торговый дом Гердлстон Маракотова бездна Открытие Рафлза Хоу Ужас расщелины Голубого Джона

Артур Конан Дойль – Собрание сочинений в 8 томах

1991 Издательство: Интербук

С о д е р ж а н и е:
Том 1. Этюд в багровых тонах. Знак четырех. Приключение Шерлока Холмс
Том 2. Записки о Шерлоке Холмсе. Возвращение Шерлока Холмса
Том 3. Собака Баскервилей. Его прощальный поклон. Архив Шерлока Холмса
Том 4. Торговый дом Гердлстон. Рассказы
Том 5. Белый отряд. Рассказы
Том 6. Родни Стоун. Рассказы
Том 7. Подвиги бригадира Жерара. Приключения бригадира Жерара. Рассказы
Том 8. Открытие Рафлза Хоу. Затерянный мир. Отравленный пояс. Маракотова бездна

Артур Конан Дойль – Комплект из 13 книг

1992 Издательства: ОГИЗ

С о д е р ж а н и е:
Том 1. Этюд в багровых тонах. Знак четырех. Приключения Шерлока Холмса
Том 2. Долина страха. Записки о Шерлоке Холмсе
Том 3. Возвращение Шерлока Холмса
Том 4. Его прощальный поклон. Архив Шерлока Холмса
Том 5. Торговый дом Гердлстон. Рассказы
Том 6. Белый отряд. Рассказы о разных приключениях
Том 7. Изгнанники. Рассказы
Том 8. Родни Стоун. У красной лампы
Том 9. Затерянный мир. Страна туманов. Рассказы
Том 10. Открытие Рафлза Хоу. Маракотова бездна. Рассказы
Том 11. Подвиги бригадира Жерара. Приключения бригадира Жерара. Тень великого человека. Рассказы
Том 12. Трагедия пассажиров “Короско”. Рассказы
Том 13. Приключения в загородном доме. Рассказы

Артур Конан Дойль – Собрание сочинений в 12 томах

2005 Издательство: Рипол Классик, Литература, Престиж Книга

С о д е р ж а н и е:
Том 1 Этюд в багровых тонах, Знак четырех, Приключения Шерлока Холмса.
Том 2 Долина Ужаса, Записки о Шерлоке Холмсе, Возвращение Шерлока Холмса.
Том 3 Собака Баскервилей, Его прощальный поклон, Архив Шерлока Холмса.
Том 4 Сэр Найджел Лоринг, Белый отряд.
Том 5 Приключения Михея Кларка, Исторические рассказы, Военные рассказы.
Том 6 Изгнанники, Дядя Бернак, Документально – публицистическое исследование о войне в Южной Африке на рубеже XIX-XX веков.
Том 7 Подвиги бригадира Жерара, Приключения бригадира Жерара, Тень великого человека.
Том 8 Трагедия с `Короско`, Родни Стоун, цикл рассказов Капитан Шарки, Морские рассказы.Родни Стоун. Рассказы о боксе.
Том 9 Тайна Клумбера, Жрица тугов, Роковой выстрел, Хирург с Гастеровских болот, За гранью бытия.На грани бытия.
Том 10 Затерянный мир.Отравленный пояс.Рассказы о профессоре Челленджере.Туманная земля.
Том 11 Торговый дом Гердлстон, Маракотова бездна.Открытие Рафлза Хоу.Ужас расщелины Голубого Джона.
Том 12 Письма Старка Монро, Дуэт со случайным хором, За городом, Вокруг красной лампы, Романтические рассказы.Мистические рассказы.

Артур Конан Дойль – Собрание сочинений в 8 томах

1996 Киев: Ассоциация украинских экспортеров печатной продукции ; 1992 – 1994 г. Текст печатается по изданию М. Правда.

С о д е р ж а н и е:
Том 1 – Этюд в багровых тонах.Знак четырех. Приключения Шерлока Холмса.
Том 2 – Записки о Шерлоке Холмсе. Возвращение Шерлока Холмса.
Том 3 – Собака Баскервилей. Его прощальный поклон. Архив Шерлока Холмса.
Том 4 – Торговый дом Гердлстон. Рассказы.
Том 5 – Белый отряд. Рассказы. Том 6 – Родни Стоун. Рассказы.
Том 7 – Подвиги бригадира Жерара. Приключения бригадира Жерара. Рассказы.
Том 8 – Открытие Рафлза Хоу. Затерянный мир. Отравленный пояс. Маракотова бездна.

Библиография

Цикл о Шерлоке Холмсе
Этюд в багровых тонах (1887)
Знак четырёх (1890)
Приключения Шерлока Холмса (сборник рассказов, 1891—1892)
Записки о Шерлоке Холмсе (сборник рассказов, 1892—1893)
Собака Баскервилей (1901—1902)
Возвращение Шерлока Холмса (сборник рассказов, 1903—1904)
Долина ужаса (1914—1915)
Его прощальный поклон (сборник рассказов, 1908—1913, 1917)
Архив Шерлока Холмса (сборник рассказов, 1921—1927)

Цикл о профессоре Челленджере

Затерянный мир (The Lost World) (1912)
Отравленный пояс (The Poison Belt) (1913)
Страна тумана (The Land of Mist) (1926)
Дезинтеграционная машина (The Disintegration Machine) (1927)
Когда Земля вскрикнула (Когда мир вскрикнул) (When the World Screamed) (1928)

Цикл о капитане Шарки

Как губернатор Сент-Китта вернулся на родину (How the Governor of St. Kitt’s Came Home, 1897)
Как капитан Шарки и Стивен Крэддок перехитрили друг друга (The Dealings of Captain Sharkey with Stephen Craddock, 1897)
Как Копли Бэнкс прикончил капитана Шарки (How Copley Banks Slew Captain Sharkey, 1897)
Ошибка капитана Шарки (The Blighting of Sharkey, 1910)

Цикл о бригадире Жераре
Подвиги бригадира Жерара (The Exploits of Brigadier Gerard, 1896)
Приключения бригадира Жерара (The Adventures of Gerard, 1903)
Женитьба бригадира (The Marriage Of The Brigadier, 1910)[12]

Исторические романы
Михей Кларк (Micah Clarke) (1888), роман о восстании Монмута (Монмаута) в Англии XVII века.
Белый отряд (The White Company) (1891)
Большая тень (The Great Shadow) (1892)
Изгнанники (The Refugees) (опубликован 1893, написан 1892), роман про гугенотов во Франции XVII века, освоение французами Канады, индейских войнах.
Родни Стоун (Rodney Stone) (1896)
Дядя Бернак (Uncle Bernac) (1897), повесть о французском эмигранте времён Великой французской революции.
Сэр Найджел (Sir Nigel) (1906)

Фантастические произведения

Открытие Рафлза Хоу (The Doings of Raffles Haw) (1891)
Маракотова бездна (The Maracot Deep) (1927)
Владыка Тёмной Стороны (The Lord of the Dark Face, 1929; продолжение «Маракотовой бездны»: главы VI—VII)
Необычайный эксперимент в Кайнплатце

Драматургия
Джейн Энни, или Приз за хорошее поведение (Jane Annie, or the Good Conduct Prize) (1893)
Дуэт (A Duet. A duologue) (1899)
Бригадир Жерар (Brigadier Gerard, 1910)
(A Pot of Caviare) (1912)
Пёстрая лента (The Speckled Band) (1912)
Ватерлоо (Waterloo. (A drama in one act)) (1919)
Бриллиантовая диадема. Вечер с мистером Шерлоком Холмсом (The Crown Diamond: An Evening With Mr Sherlock Holmes, 1921)
Шерлок Холмс. (Sherlock Holmes: A Drama in Four Acts, 1899, в соавторстве с Уильямом Гиллетом)

Публицистика
Англо-Бурская война (1899—1902) (The Great Boer War) (1900)
Некоторые уроки войны (Some Lessons of the War, 1900)
Преступление в Конго (The Crime of the Congo) (1909)
Великобритания в новой войне (Great Britain and the Next War, 1914)
Британская кампания во Франции и Фландрии. 1914 год. (The British Campaign in France and Flanders: 1914, 1916)

Воспоминания
Первая книга (My First Book, 1893)
Жизнь на китобойном судне. Мои приключения в Арктике (Life on a Greenland Whaler. A Record of Personal Adventures in Arctic Seas, 1897)

Философские произведения

Новое Откровение (The New Revelation) (1918, автобиографический религиозно-философский трактат)
Жизненноважное послание (The Vital Message) (1919)
История спиритуализма (The History of Spiritualism, 1926)

Другие произведения
Повествование Джона Смита (The Narrative of John Smith), первый роман писателя, найден Британской Национальной Библиотекой в 2000-х годах
Явление фей (The Coming of the Fairies, 1921)
Сообщение Хебекука Джефсона (J. Habakuk Jephson’s Statement) (1884), история, опирающаяся на судьбу судна «Мария Целеста»
Домашние дела дядюшки Джереми (The Mystery of Uncle Jeremy’s Household) (1887), рассказ, считающийся предшественником цикла о Шерлоке Холмсе
Тайна Клумбера (The Mystery of Cloomber) (1889)
Торговый дом Гердлстон (The Firm of Girdlestone) (1890)
Капитан «Полярной Звезды» (The Captain of the Polestar, and other tales) (1890)
Приключения в загородном доме (За городом) (Beyond the City) (1892)
Номер 249 (Lot No. 249) (1892)
Убийца, мой друг (My Friend the Murderer and Other Mysteries and Adventures) (1893)
Круг красной лампы (Round The Red Lamp) (1894)
Паразит (The Parasite) (1894)
Загадка Старка Монро (The Stark Munro Letters) (1895)
Трагедия пассажиров «Короско» (The Tragedy of The Korosko) (1898)
Зелёный флаг и другие рассказы (The Green Flag and Other Stories of War and Sport) (1900)
Сквозь волшебную дверь (За волшебной дверью) (Through the Magic Door) (1907), эссе
Истории, рассказанные у камина (Round the Fire Stories) (1908)
Последняя галера (The Last Galley) (1911)
Ужас Пещеры Синего Джона (Ужас расщелины Голубого Джона) (The Terror of Blue John Gap) (1912)
Ад в небесах (Ужас поднебесья, Ужас высот) (The Horror of the Heights) (1913), повесть, включающая так называемый дневник Джойса-Армстронга
Опасность! По материалам бортового журнала капитана Джона Сайруса (Danger! Being The Log of Captain John Sirius) (1918)
Великий эксперимент в Кайнтплатце (The Great Keinplatz Experiment and Other Tales of Twilight and the Unseen) (1919), сборник
(Tales of Terror & Mystery) (1923)
Воспоминания и приключения (Memories and Adventures) (1924), автобиографическая повесть
Чёрный доктор (The Black Doctor and Other Tales of Terror and Mystery) (1925), сборник
Мир сумрачного и невидимого (Twilight and the Unseen) (1925)
Дело врача (в соавторстве с Г.Алленом)

Экранизации

Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона – Шерлок Холмс – Василий Ливанов, (Реж. Игорь Масленников), 1979 – 1986 гг.
– Сокровища Агры
– Собака Баскервилей
– Король шантажа. Смертельная схватка. Охота на тигра (3 серии)
– ХХ век начинается.

Шерлок Холмс – Джереми Бретт (Реж. John Hawkesworth) Сериал Британского ТВ, 1984 – 1994 гг.
Приключения Шерлока Холмса / The Adventures of Sherlock Holmes
Возвращение Шерлока Холмса / Return of Sherlock Holmes
Записки о Шерлоке Холмсе) / The Casebook of Sherlock Holmes
Мемуары Шерлока Холмса / The Memoirs of Sherlock Holmes

Шерлок Холмс – Бэзил Рэтбоун, США, 1939 – 1946 гг.
Шерлок Холмс и Паучиха / Sherlock Holmes and the Spider-Woman (Джон Роулинз /John Rawlins)[1944 г.]
Шерлок Холмс: Багровый коготь / The Scarlet Claw (Рой Уильям Нейл /Roy William Neill) [1944 г.]
Шерлок Холмс в Вашингтоне / Sherlock Holmes In Washington (Рой Уильям Нейл /Roy William Neill) [1942 г.]
Шерлок Холмс: Жемчужина смерти / Pearl Of Death (Рой Уильям Нейл /Roy William Neill) [1944 г.]
Шерлок Холмс перед лицом смерти / Sherlock Holmes Faces Death (Рой Уильям Нейл /Roy William Neill) [1943 г.]
Шерлок Холмс: Замок ужаса / Sherlock Holmes – House Of Hear (Рой Уильям Нейл /Roy William Neill) [1944 г.]
Приключения Шерлока Холмса / Adventures Of Sherlock Holmes (Альфред Верке /Alfred Werker) [1939 г.]
Шерлок Холмс: Собака Баскервилей / The Hound Of The Baskervilles (Сидни Лэнфилд /Sidney Lanfield) [1939 г.]
Шерлок Холмс: Женщина в зеленом / The Woman in Green (Рой Вилльям Нилл) [1945 г.]
Шерлок Холмс. Ночной террор / Terror by Night (Рой Вилльям Нилл) [1946 г.]
Шерлок Холмс и голос ужаса / Sherlock Holmes and the voice of terror (Рой Уильям Нилл) [1942 г.]
Шерлок Холмс и Секретное Оружие / Sherlock Holmes and the Secret Weapon (Рой Уильям Нил /Roy William Neill) [1943 г.]
Шерлок Холмс: Прелюдия к убийству / Dressed to Kill (Рой Вилльям Нилл) [1946 г.]
Шерлок Холмс: Бегство в Алжир / Pursuit to Algiers (Рой Вилльям Нилл) [1945 г.]

Сочинение на тему «Раскольников и Свидригайлов» для 10 класса.

Перед вами отличное сочинение-рассуждение по роману Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» на тему «Раскольников и Свидригайлов». Сочинение идеально подходит для подготовки учеников 10 класса к урокам по русской литературе.

Сочинение на тему «Раскольников и Свидригайлов»

В романе Достоевского «Преступление и наказание» главный герой создает чудовищную теорию о праве сильной личности на преступление во имя всеобщего блага. Благоговейно веря в нее и желая проверить себя, Родион «переступает через кровь», и начинается его наказание: мнительный путь к нравственному прозрению. Поначалу, не желая расстаться со своими ложными убеждениями. Раскольников ощущает, что жизнь для него превратилась в пытку. Его мучают сомнения и разногласия с собственной совестью и представлениями о добре и зле. И вот на его пути появляется человек, который, по слухам, совершил целый ряд тяжелых преступлений, погубил свою жену, замучил слугу, надругался над девочкой, которая, не выдержав позора, утопилась. Это Аркадий Иванович Свидригайлов, который ненавистен Раскольникову, так как своими преследованиями оскорбил сестру Дуню. Для Родиона Свидригайлов становится символом насилия, притеснения слабых.

Впервые встретившись с Аркадием Ивановичем, Раскольников, несмотря на свое отвращение и негодование, проявляет некоторое любопытство к этому человеку. Героя мучает вопрос: почему же так спокоен этот глубоко безнравственный человек. Как он может жить, нося в сердце такие воспоминаний? Неужели сам Родион слабее духом этого «пустейшего и ничтожнейшего злодея в мире?«. Так оценивает Раскольников своего врага, но ошибается во всем.

Аркадий Иванович вовсе не пустой и ничтожный человек. Напротив, это натура, в которой таятся огромные внутренние возможности и силы. Он необыкновенно умен и проницателен. Мощные страсти живут в его душе. В нем есть и сладострастный зверь, и жаждущий любви человек. Он способен на благородство по отношению к Дунечке, находящейся в его власти. Свидригайлов надеется, что любовь Авдотьи Романовны могла бы возродить его душу. Да ведь и факт совершения Свидригайловым преступлений нигде автором не подтверждается: в основном это сплетни подлеца Лужина. Свидригайлов активно добр: он помогает Сонечке и сиротам Мармеладовым.

Свидригайлов — это действительно человек, которому многое дано от природы. Он способен понимать красоту. В его словах о Сикстинской мадонне звучат мысли самого Достоевского. «Потенциально это человек большой совести и большой внутренней силы», — пишет о нем Кирпотин. Но в нем нет чего-то главного. Что же это? Сопоставляя Раскольникова и Аркадия Ивановича, мы сможем ответить на этот вопрос.

При первой же встрече с Родионом Свидригайлов замечает, «что между ними есть какая-то общая точка«. Подслушав признание Раскольникова, Аркадий Иванович узнает о преступлении героя и его мотивах, и снова убеждается в сходстве с ним. Но Свидригайлов неверно понимает Родиона и его идею. Он упрощает мысль героя, подменяя ее своим пониманием тех же проблем: «так себе теорийка… Это же самое дело, по которому я нахожу, например, что единичное злодейство позволительно, если конечная цель хороша«.

В последнем разговоре героев наконец выявляется вся бездна, разделяющая этих людей. Свидригайлов, ранее считавший, что Раскольников преступник и циник по своим убеждениям, вдруг понимает, что это не так. Он замечает у Родиона «шиллеровские» представления о добре и зле, которые остаются значимыми для Раскольникова и после совершения убийства. Свидригайлову смешны понятия Раскольникова о чести и порядочности:

Если вы убеждены, что у дверей нельзя подслушивать, а старушонок можно лупить, чем попало, в свое удовольствие, так уезжайте куда-нибудь поскорее в Америку.

Его раздражает, что Раскольников не только совсем не отбрасывает требования чести, но и еще ощущает себя «гражданином и человеком«. Свидригайлов по натуре своей — циник, скептик, человек, потерявший грань между добром и злом, не верящий ни во что.

Главный герой совсем не таков. Он с болезненным чувством выслушивает тирады о «моральных» принципах Аркадия Ивановича. Совесть Свидригайлова лишь иногда, во снах, напоминает о себе. Но этого мало для духовного возрождения. Свидригайлов уже отчаялся и не может отделаться от чувства бесконечной тоски и скуки, еще больше опустошающего душу.

Аркадий Иванович не видит выхода и своим глубоким умом понимает, что уже не найдет его. И потому твердо принимает решение покончить с собой.

Раскольников поражен известием о смерти Аркадия Ивановича. На каторге, где герой оказался после добровольного признания в содеянном, Раскольников часто задается вопросом: почему я не смог покончить с собой, как он? Ответ Родион находит в собственной слабости, бесхарактерности и «тупой тягости инстинкта” к сохранению жизни. Но возражая своему герою, автор говорит, что он «предчувствовал в своих убеждениях глубокую ложь”, и «это предчувствие могло быть предвестником будущего взгляда на жизнь«. Раскольников выбирает каторгу, так как ему необходимо принять наказание и в этом обрести единение с людьми. Он действительно воскресает к новой жизни, благодаря Соне и собственной натуре, в которую заложено стремление к добру и жажда веры. В представлении Порфирия Петровича Раскольников — человек, способный на все ради убеждений: и на преступление, и на страдание. «Если только веру или Бога найдет», такой человек вынесет все мучения и пытки. «Ну и найдите, и будете жить,” — прозорливо предсказывает следователь. Свидригайлов же не воскреснет. Даже такую богатую и сильную натуру может погубить дух сомнения и отрицания, отсутствие моральных устоев и безверие. Сопоставляя в своем романе эти два характера, Достоевский дает нам возможность убедиться в том, что без веры в добро и поиска истины невозможно жить.

Сочинение: “Свидригайлов – двойник Раскольникова?” по роману Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» 10 класс

Примеры готового сочинения на тему «Свидригайлов – двойник Раскольникова?» по роману Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание».

  • Произведение: «Преступление и наказание»
  • Автор: Ф.М. Достоевский
  • Класс: 10 класс
  • 10 класс
  • Достоевский Ф.М.
  • Преступление и наказание
  • Русские писатели и поэты
  • Сочинения по русскому языку

Пример 1

“Преступление и наказание” – роман Федора Михайловича Достоевского, который поднимает вопросы морали и нравственности. Мы видим опровержение теории главного героя – Родиона Раскольникова. Однако в романе есть двойники этого персонажа, и самым ярким из них является господин Свидригайлов.
Почему мы можем считать этих мужчин похожими? Во-первых, у них очень схожие теории о жизни. Родион считает, что любые жертвы оправданы во имя благой цели, и не важно будь то убийство человека или просто какой обман. Свидригайлов в принципе думает также, единственное он готов совершать ужасные поступки ради собственной выгоды. Во-вторых, мужчин объединяют страшные деяния. Раскольников совершает убийство старухи-процентщицы и её сестры. Свидригайлов же, по слухам, виновен в смерти крестьянина и девочки, которая утопилась из-за него, потому что он разбил ей сердце. А кроме этого, вероятно, он виновен и в смерти своей жены Марфы Петровны. В-третьих, оба персонажа имеют собственное мнение и чужое им не важно. Они оба считают друг друга “странными” людьми, что тоже подталкивает нас к мысли, что они схожи. В-четвертых, оба мужчины являются подлецами. Раскольников сам себя так называет, однако следователь все же считает его не совсем безнадежным. А вот про Свидригайлова несколько людей думают, что он – подлец.
В итоге Раскольников благодаря Соне идет в полицию и признается в убийстве. Все-таки совесть в нем взыграла. Он готов понести наказание, чтобы потом можно было начать новую жизнь. Свидригайлов тоже пытается загладить свою вину, совершая благородные поступки, однако совесть сжирает его изнутри. Тогда он признается Дуне в любви, видя в этом свое спасение, но получает отказ и просит застрелить его. Девушка не соглашается на такое, тогда Свидригайлов стреляется сам.
Почему же такие разные вроде бы с виду и непохожие друг на друга люди могут считаться двойниками. Скорее всего из-за своих схожести их теорий. Только Родион считает, что, совершив преступление, нужно быть, как Робин Гуд, и поделиться нажитым добром с бедными, а Свидригайлов готов делать все только для себя любимого.
Автор показывает нам схожих героев, совершивших безнравственные поступки, однако Родион все же в итоге раскаивается вовремя и еще может измениться, а вот Свидригайлову уже поздно что-то делать, нужно было одуматься раньше, тогда бы у него было время ступить на правильную дорогу.

Пример 2

Достоевский не ищет лёгких путей. Человек с глубоким внутренним миром создает ведет непростую философскую полемику в своих произведениях. Чтобы рассказать историю Раскольникова, автору недостаточно линейного повествования. Главная задача всех второстепенных персонажей — помочь понять главного героя и увидеть другие гипотетические возможности развития событий в зависимости от сделанного выбора.
Для меня именно образ Свидригайлова важен для понимания духовного возрождения Раскольникова.
Что мы знаем об Аркадии Ивановиче Свидригайлове? Офицер в отставке с тяжёлым и неподвижным взглядом сыскал себе славу злодея и сладострастника. Ужасные слухи тянутся за ним в Петербург об обиженных девочках-подростках, об отравленной жене, которая когда-то вытащила его из долговой ямы. Мы видим пустого, ничем не интересующегося человека, посетителя мест с грязнотцой.
Что общего может быть у такого человека с Раскольниковым? Свидригайлов — само воплощение тёмного начала, для него нет никаких моральных табу. Почему же Раскольникова так тянет к нему? Главный герой тоже вступил на тропу зла. Руки Раскольникова тоже в крови. Однако, мне не хочется верить в то, что Раскольников и Свидригайлов абсолютные двойники. Аркадий Иванович вызывает только антипатию своим отношением к людям, он не способен увидеть в человеке личность, не способен сострадать, а главное, чувствовать вину за содеянное. Человек — игрушка в его руках, которую нужно использовать для достижения своей цели.
Идея Раскольникова безумна. Да, одурманенный идеей бонапартизма, главный герой тоже готов идти по головам ради достижения своей заветной мечты — возвыситься над серой толпой. Он не только мечтает, он берет в руки топор и убивает мерзкую старуху-процентщицу, чтобы избавить мир от бесполезной твари. Для Раскольникова она не человек. Слышите здесь голос Свидригайлова? Но раз вступив на дорогу зла, Раскольников не готов идти по ней до конца. После вынужденного убийства Лизаветы, он больше не может так уверенно говорить о праве убивать во благо. Его идея начинает рушиться. Что это? Это совесть, которая проснулась, пробилась сквозь временное безумие. Пройдя через ад душевных мук, Раскольников раскаивается.
Вот эта главная отличительная черта: Раскольников готов начать новую нравственную жизнь, признать вину и попытаться изменить мир к лучшему. Свидригайлов просто не способен на нормальные человеческие чувства, ему никогда не признаться в своей жестокости.
Да, Свидригайлова можно назвать двойником Раскольникова. Но на каком-то этапе нравственного развития они выбирают разные пути, поэтому один сводит счёты с жизнью, а другой — начинает новую жизнь в добре и благости.

Свидригайлов и Раскольников как двойники в романе “Преступление и наказание”

Свидригайлов
(актер Е. Копелян,
фильм 1969 г.)

В романе “Преступление и наказание” встречается несколько так называемых двойников главного героя Родиона Раскольникова. Эти персонажи схожи с Раскольниковым в некоторых своих взглядах, поступках, чертах характера и т.д.

Без сомнения, господин Свидригайлов является одним из самых ярких двойников Раскольникова.

В этой статье представлены материалы о Свидригайлове и Раскольникове как двойниках в романе “Преступление и наказание” Достоевского.

Смотрите:
– Все материалы по “Преступлению и наказанию”
– Все статьи о Раскольникове
– Все статьи о Свидригайлове

Свидригайлов и Раскольников как двойники в романе “Преступление и наказание”

Свидригайлова можно считать двойником Родиона Раскольникова по нескольким причинам: этих героев сближают их теории, их преступления, а также их личные качества.

Сам Свидригайлов прямо говорит о том, что он и Раскольников очень похожи и являются “одного поля ягодами”:

“Ну, не правду я сказал, что мы одного поля ягоды?” (Свидригайлов о себе и Раскольникове, часть 4 глава I)

1. Теории Раскольникова и Свидригайлова

Теория Раскольникова оправдывает жертвы во имя благой цели. В свою очередь, теория Свидригайлова оправдывает жертвы во имя личного интереса. Теории героев являются очень схожими.


Теория Раскольникова:

“. люди, по закону природы, разделяются вообще на два разряда: на низший (обыкновенных), то есть, так сказать, на материал, служащий единственно для зарождения себе подобных, и собственно на людей, то есть имеющих дар или талант сказать в среде своей новое слово. ” (часть 3 глава V)

“. я нахожу, например, что единичное злодейство позволительно, если главная цель хороша. Единственное зло и сто добрых дел. ” (часть 6 глава V)


2. Преступления Раскольникова и Свидригайлова

По сюжету романа “Преступление и наказание” бедный студент Раскольников совершает страшное преступление — убивает старуху-процентщицу и ее сестру Лизавету. Свидригайлов, судя по всему, совершает за свою жизнь несколько преступлений. Во-первых, в прошлом он был шулером (карточным мошенником), что тоже является преступлением. Также о Свидригайлове ходят страшные слухи о том, что он якобы виновен в смерти нескольких человек (крестьянина, девочки-подростка). Кроме того, Свидригайлов, вероятно, виновен в смерти своей жены Марфы Петровны.


О Раскольникове:

“. я и решил, завладев старухиными деньгами, употребить их на мои первые годы, не мучая мать, на обеспечение себя в университете, на первые шаги после университета, – и сделать все это широко, радикально, так чтоб уж совершенно всю новую карьеру устроить и на новую, независимую дорогу стать…” (часть 5 глава IV)

“. скажи она мне: зарежь или отрави Марфу Петровну и женись на мне – это тотчас же было бы сделано. ” (часть 6 глава IV)

3. Оба имеют собственное мнение

И Раскольников, и Свидригайлов — это персонажи, которые всегда имеют свое мнение.

О Свидригайлове:

“Да ведь я ничьим мнением особенно не интересуюсь” (о себе, часть 4 глава I)

“Вы имеете собственное мнение и не струсили иметь его. Тем‑то вы и завлекли мое любопытство. ” (Свидригайлов о Раскольникове, часть 6 глава III)

“— Да постой на минутку, трубочист! Совсем сумасшедший!” (Разумихин о Раскольникове, часть 2 глава II)

“— Вы сумасшедший, — выговорил почему-то Заметов тоже чуть не шепотом и почему-то отодвинулся вдруг от Раскольникова.” (часть 2 глава VI)

“«А ведь это, пожалуй, и хорошо, что он меня почти за сумасшедшего считает», — подумал Раскольников.” (часть 3 глава III)

О Свидригайлове:

“— Но вы действительно, действительно сумасшедший! — вскричал Раскольников. ” (часть 4 глава I)


5. Оба “странные”

Раскольников называет Свидригайлова “странным человеком”. Господин Свидригайлов в свою очередь также считает Раскольникова “странным”. В этом смысле герои в силу своей странности также могут считаться двойниками.

О Свидригайлове:

“. он мне очень странным показался. ” (Раскольников о
Свидригайлове, часть 4 глава III)

“Он очень странный и на что‑то решился. “ (Раскольников о Свидригайлове, часть 4 глава II)

“. вы мне сами почему‑то кажетесь ужасно как странным. Как хотите, а что‑то в вас есть” (Свидригайлов о Раскольникове, часть 4 глава I)

6. Оба “подлецы”

Раскольников называет себя подлецом за то, что он совершил. Однако следователь Порфирий Петрович не согласен с ним и считает его “не безнадежным подлецом”. Что касается Свидригайлова, сразу несколько героев романа называют его подлецом. Таким образом, Раскольников и Свидригайлов могут считаться двойниками на этом основании.


О Раскольникове:

Пусть я подлец, а ты не должна. ” (Раскольников о себе и сестре, часть 3 глава I)

“. я знал, что я подлец. ” (Раскольников о себе, часть 6 глава VII)

“. нищий я, ничтожный я, подлец, подлец!” (Раскольников о себе, часть 6 глава VIII)

“Вышло‑то подло, это правда, да вы‑то все‑таки не безнадежный подлец. Совсем не такой подлец. ” (Порфирий о Раскольникове, часть 6 глава II)

— Подлец! — прошептала Дуня в негодовании.” (Дуня о Свидригайлове, часть 6 глава V)

“И я мог хоть мгновение ожидать чего-нибудь от этого грубого злодея, от этого сладострастного развратника и подлеца!” (Раскольников о нем, часть 6 глава V)

Это были материалы о Свидригайлове и Раскольникове как двойниках в романе “Преступление и наказание” Достоевского.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: