Герои романов Драйзера: сочинение

«Финансист», художественный анализ романа Теодора Драйзера

Первый роман из цикла «Трилогия желания» был опубликован в 1912-м году. В нём Драйзер рассказал о начальном, филадельфийском периоде жизни преуспевающего финансиста Фрэнка Алджернона Каупервуда и связанных с ним проблемах делового и морального характера.

Прототипом главного героя стал известный американский миллионер – Чарлз Тайзон Йеркс, давший «Финансисту» внешнюю сюжетную линию: начало бизнес деятельности в семнадцатилетнем возрасте, первая работа в хлебно-комиссионной конторе/должность счетовода в фирме «Генри Уотермен и К.», открытие маклерской фирмы/учётно-вексельное дело, работа на Филадельфийской фондовой бирже, сотрудничество с городским казначеем Джозефом Мерцером/в романе – Джорджем Стинером, банкротство в результате Великого чикагского пожара, осуждение за воровство, досрочный выход на свободу через семь месяцев/в романе – через тринадцать, приобретение нового состояния через десять лет/в романе – через шесть месяцев.

Художественная идея произведения связана с образом нового для Америки типа человека – честного преуспевающего дельца, руководствующегося девизом «Мои желания – прежде всего». Фрэнк Каупервуд – не положительный герой, но и не злодей. Драйзер определяет его как «рассудочного эгоиста», литературные критики – как человека с «нулевой нравственностью». Главный герой романа отличается последовательностью суждений и поступков как в бизнесе, так и в любви. В деле он руководствуется разумом, в отношениях с женщинами – чувством. Переход любви в документальный разряд (развод с Лилилан и свадьба с Эйлин) автоматически переносится Каупервудом в рассудочную область и решается путём простого логического умозаключения, высказанного жене: «Я больше не люблю тебя и не хочу продолжать отношения, которые меня не удовлетворяют».

С точки зрения человека XXI века подобная позиция выглядит прямой и честной. В начале XX столетия она была невозможна в силу выработанных десятилетиями общественных моральных принципов, ставящих семью превыше всего. Фрэнк, понимающий, что «жизнь нельзя втиснуть ни в какие рамки», отказывается подчиняться чужеродной для него норме. Влюблённая в него Эйлин, для которой «общепринятые религиозные взгляды и понятия» никогда «не были сдерживающим началом», без особых эмоциональных переживаний отдаётся на волю чувству и ощущению внутренней правоты в отношениях, где «мужчина и женщина подходят друг другу».

В отличие от «лицемерной блюстительницы общественных нравов» Лилиан, боящейся раскрыться даже наедине с мужем, смелая и решительная Эйлин Батлер сразу привлекает внимание Фрэнка своей живостью и жизнерадостностью. Нетерпеливая и тщеславная девушка в любом окружении, будь то семья или светское общество, неизменно становится центром всеобщего внимания и притяжения. Она – лучшее, что может предложить мир женщин Каупервуду, и он тянется к ней, ощущая в Эйлин похожую внутреннюю силу и характер.

Независимый, смелый, задорный, лукавый, подозрительный, целеустремлённый, спокойный, дальновидный, осторожный, точный – вот тот набор качеств, которыми наделяет своего героя Драйзер. Именно благодаря им Фрэнк Каупервуд становится тем, кто он есть, – прирождённый финансистом, умным, наблюдательным, умеющим делать правильные выводы человеком.

Ещё в детстве, размышляя над трагедией, разворачивающейся в рыночном аквариуме, где омар день за днём отрывает от живой каракатицы куски тела и в конечном итоге съедает её, Фрэнк приходит к выводу, что «всё живое существует одно за счёт другого». В тринадцать лет Каупервуд понимает, что готов сражаться за своё место под солнцем, и заявляет родным: «Я не хочу быть мальчиком. Я хочу работать». Начав свою финансовую деятельность в семнадцать, к тридцати четырём годам Фрэнк вырастает до уровня крупного биржевого маклера и владельца контрольного пакета акций одной из прибыльных конно-железнодорожных линий.

Молодого финансиста губит непредвиденная случайность – катастрофический пожар в Чикаго, вызвавший панику на фондовой бирже, и собственная неосторожность в вопросе обналичивания чека на фоне предстоящего банкротства. Интимная связь с дочерью одного из трёх видных политических деятелей Филадельфии завершает цепь трагических случайностей. Фрэнк терпит крах, попадает в тюрьму, но не лишается ни Эйлин, ни своей уникальной силы духа, позволившей ему преодолеть все тяготы одиночного заключения и заработать миллион долларов спустя шесть месяцев после освобождения.

Прямолинейный, в меру циничный и жёсткий герой высказывает в «Финансисте» необычную точку зрения по большинству серьёзных проблем, характерных для современной ему Америки. Гражданскую войну между промышленным Севером и рабовладельческим Югом он воспринимает как досадную помеху, препятствующую деловому развитию страны и ничего не приносящую ему лично. Тяжёлому положению рабов Фрэнк сочувствует, но не сильно, так как видит, что «положение огромного большинства мужчин и женщин мало чем отличается от положения рабов». «Жизнь с его своеобразной точки зрения имела лишь две стороны – силу и слабость» и в ней было одинаково плохо как рабам, так и людям, «слабым духом» и «слабым телом».

Законодательную базу США Каупервуд воспринимает не иначе как «туман, образовавшийся из людских причуд и ошибок». Как и война, закон, по мнению Фрэнка, не помогает, а мешает человеку реализовывать свои деловые и общественные дерзания. Не случайно тюрьма, в которую попадает герой, подаётся через метафорический образ осьминога, чьи семь корпусов-«щупалец» раскинулись вокруг центрального здания и только и ждут, чтобы поглотить в себя «каракатицу»-Каупервуда.

«Финансист» – роман реалистический. В нём Драйзер подробно описывает внешность каждого героя, архитектурные и интерьерные особенности зданий, малейшие тонкости биржевой работы и американского судопроизводства. Наравне с пространными рассуждения в «Финансисте» присутствуют и яркие, живые диалоги, и описания внутренних переживаний персонажей, и своеобразная лирическая составляющая, выраженная, к примеру, в цветовых характеристиках предметов, которые Фрэнк Каупервуд видит вокруг себя после вынесения приговора – в «лиловых и фиолетовых тенях», ложащихся на «белую пелену снега», в «зеленовато-сером доме», в «кремовых кружевных занавесках».

Теодор Драйзер, «Американская трагедия», анализ произведения

«Американская трагедия» — вершина творчества Драйзера, которого можно назвать великим писателем, поставив на одну ступень с Гюго, Бальзаком, Достоевским. Эта работа наиболее значительна, потому что именно в ней воплотился талант художника, гуманиста и человека, стремившегося найти правду. В статье вы найдете подробный анализ известного романа.

Самая яркая, драматичная, но, с другой стороны, довольно прозаичная жизненная линия обозначена у юного Клайда Грифитса. Он отличается от многих героев Драйзера своей… заурядностью. Действительно, Керри в одноименном романе обладала актерским дарованием, Дженни Герхард очаровывала читателя женственностью, мягкостью и душевным богатством. А Клайд -средний молодой американец с типично американским взглядом на жизнь.

Здесь скрыта одна из важных проблем, с которой мы сталкиваемся в реальности: в чем разница между «обычным», «нормальным» человеком и посредственностью? Клайд — ординарный человек, но с всепоглощающими амбициями, поэтому такой темперамент, столкнувшись с миром роскоши, терпит поражение из-за своего невежества в этой неравной борьбе между его ограниченностью и вседозволенностью. В чем и заключается главная трагедия по мнению автора.

Семья и воспитание

С самого начала читателя поражает его семья: фанатичные, почти безумные в своем религиозном сознании родители видели цель своей жизни в уличных проповедях, создании религиозных центров, которые не уступали в своей убогости и нищете обычной ночлежке. Читая о таком, подтверждаются мысли о первостепенности семейных уз.

С течением времени ребенок, сравнивая свою плохонькую одежду и скудный, если не сказать аскетический, обед с тем, что имеют другие дети, начинает задавать вопросы. Тогда в сознании его (а сейчас речь идет уже конкретно о детстве Клайда),начинают зарождаться вопросы: почему он не может иметь такие же красивые ботинки как у того мальчика, который только что прошел мимо, взглянув на него с презрением?

Почему он не может веселиться, как эта шумная компания сверстников, пробежавшая рядом и не заметившая печального Клайда, вынужденного петь песни, прославляющие Господа. В это время все внутри Клайда, несмотря на его инертный характер, взбунтовалось, и он решил, что хочет выбраться из убогой семейной обстановки. Каждый, прочитав эту книгу, может осознать важность семьи как некой сферы, в которой вращаются родственные души. Можно сделать много интересных наблюдений относительно стратегии воспитания: одни выросли в душной атмосфере несвободы, другие — в богатстве и беспечности, и проследить эту взаимосвязь между средой воспитания и формированием характера и отношение к жизни. Это те фундаментальные вещи, касающиеся семейных ценностей, которые будут близки любому из нас, а Драйзер — один из тех, кто изучает влияние семьи на своих героев, чтобы помочь читателям осознать всю ее важность.

Путь в мир роскоши

Американский журнал «Кольерс» так писал об этой истории: «беден лишь тот, кто хочет быть бедным…». Клайд не хотел, но способ, им выбранный, заставляет поразмыслить, отыскав всевозможные пути, по которым он мог пойти. Читателя поражают решения Клайда, которые с самых ранних его лет неминуемо вели к, прежде всего, духовной гибели. Клайд так желал влиться в сладкий, но не принадлежавший ему мир, что готов был поступиться и семейными ценностями, которые, несмотря ни на что, были дороги для него, и, что самое страшное, жизнями людей, калеча и убивая их. Именно так раскрывается и социальная обусловленность поведения Клайда. Книга способна воздействовать на читателя и в этом ключе: насколько нужно принимать веяния общества, чтобы поступиться всем? Думаю, это тоже способно затронуть многих читателей.

Любовь и отношения

Нельзя упустить и момент любовных отношений, но опять же в социальном аспекте. Отношения Клайда к Роберте, девушке из религиозной и бедной семьи, и его чувства к Сондре, представительницы аристократического рода, обусловлены прагматическим интересом. Первую он хотел использовать как объект для удовлетворения плотских желаний, вторую — как ступень для социального возвышения. В его сознании любовь не может быть отделена от роскоши, поэтому, полагая, что Роберта утянет его на дно, он ее убивает. Поступком Клайда руководит расчет и детская инфантильность, что приводит к трагичным последствиям. Обзор всей этой психологической головоломки, может, научит нас, что человек — не объект для купли-продажи.

Главные выводы

Трагедия этой сгоревшей жизни воздействует на читателя, потому что мы понимаем, что Клайд — это собирательный образ многих молодых людей, совершающих роковые ошибки. Задумываясь об этих несчастных и жалея их, начинаешь скрупулезнее оценивать свои собственные поступки, объективнее ставишь цели и подходящие пути для их осуществления. Глубокий психологический драматизм открывает картину реальной жизни, достойно прожить которую можно, лишь сохранив благородство духа и ясность разума. Это еще один аспект книги, на который стоит обратить внимание.

«Американская трагедия», как и другие романы Драйзера, развивает, помимо острого видения современных реалий, нравственные ориентиры, а также гуманистические чувства и мысли. Автор описывает те стороны жизни, которые так или иначе близки каждому из нас или затрагивает определенные события человеческой жизни, поэтому любой сможет понять эту историю. Со всей точностью изображая душевные переживания своих героев, Драйзер будто затрагивает психологические стороны каждого из нас, поэтому это так близко.

Ведь все метания и сомнения, бытовые неудобства, душевные и ментальные терзания — все это неразрывно с каждой человеческой судьбой. Эта история отражает все стороны общественной и личной жизни, и она может коснуться любого, в особенности молодого человека, не обладающего духовным стержнем.

Драйзер изображает людей, родившихся, живущих, но ничего не понявших в этом мире, несмотря на прожитые годы, «они появляются, бредут наугад и исчезают во мгле», как говорил сам Драйзер. Родители Роберты и Клайда чтили лишь клерикальные установки и жили, руководствуясь догмами, в ощущении постоянной иллюзии. Человек, читающий книгу, должен понимать, что иллюзии губительны, что, живя в бесплодных миражах, ты останешься лишь тенью, слабо вращающей ручку того самого органчика. Золотой мираж губит Клайда, губит личность, но замысел здесь обширнее — Драйзер подчеркивал, что такой образ мыслей поддерживается самим обществом.

Эту книгу стоит прочесть потому, что здесь завуалирована еще одна важная вещь: жизнь может столкнуть человека со множеством неприятных вещей, но человек может не только противостоять ей, но сделать так, чтобы она сама пошла к нему навстречу, стать творцом своей судьбы, но для этого, разумеется, нужно отдалиться от чудовищных позиций Клайда Грифитса и следовать нравственным путем.

Также здесь в полной мере развенчан миф о возможности достижения легкого счастья. Конечно, оно может прийти, сначала обогрев, но затем, буквально через мгновение, ты сгоришь, потому что лучи станут смертоносны. Также важным замыслом книги является обозначить фон и психологию действительности, которые объясняют, как происходят убийства, что лежит в их основе, потому что сюжетная линия романа основана на материале подлинной истории. Самое главное для читателя — это понять точку зрения автора, так как именно среда и сопротивление ей дают свои результаты. Драйзер искал альтернативные пути достижения человеком своих целей, которые бы позволили личности свободно развиваться, и он размышляет над ними и заставляет размышлять читателя, чтобы предотвратить в будущем не только американские, но и любые другие трагедии.

«Американская трагедия» венчает собой важную главу в истории США, связанную с борьбой за реализм в искусстве, против которого выступали известные буржуазные критики того времени. Многие литературоведы называют роман Драйзера американским аналогом «Преступления и наказания» Ф. М. Достоевского. Впрочем, и сам писатель признает то влияние, которое оказало на него самого и его книги творчество Федора Михайловича.

Закончить анализ этого выдающегося произведения бы хотелось фразой американского писателя Герберта Уэллса: «Это гораздо больше, чем простое жизненное описание типичного бедного уголка американской действительности… она передает большую, суровую, реальную правду с силой, которой не может достигнуть никакая грамматическая точность.

Анализ романа Теодора Драйзера предоставила Рубакова Анна.

“Американская трагедия” – краткое содержание романа Теодора Драйзера

Первая часть

Действие произведения начинается в американском городе Канзас-Сити. Главный герой, Клайд Гриффитс — уроженец семьи уличных христианских проповедников. Её глава и его жена воспитывают своих детей в строгости. Родители часто переезжают с одного места на другое, поэтому их сын нигде толком не учился.

С самого детства у Клайда была мечта вырваться из мира нищеты и вечной нехватки, в котором царит беспросветность унылого существования. Он устраивается на работу коридорным в шикарную гостиницу «Грин-Дэвидсон». Там у него появляются новые друзья, вместе с которыми парень приобщается к употреблению алкогольных напитков и походам к проституткам. Большую часть своих доходов юноша утаивает от родителей.

Клайд знакомится с молоденькой продавщицей Гортензией Бригс и влюбляется в неё. Но девушка оказывается хитрой и расчётливой и начинает использовать парня в собственных корыстных целях. Юноша несколько месяцев спускает на неё деньги, пытаясь добиться её расположения.

Мать Клайда, Эльвира, просит сына помочь финансово. Он с недовольством отдаёт каждую неделю по десять долларов вместо пяти. Вскоре ему начинает казаться, что мать что-то утаивает. Парень выясняет, что его сестра Эстер — беременна и не замужем.

Гортензия выпрашивает у Клайда новый меховой дорогой жакет, и юноше с трудом удаётся собрать деньги на него. В это же время мать просит у сына пятьдесят долларов, но Гриффитс врёт ей, что ещё якобы не возвратил деньги, взятые взаймы у товарищей.

Жизнь Клайда постепенно идёт своим чередом, пока трагический поворот судьбы заставляет его забыть о спокойной жизни. Гортензия начинает симпатизировать Спарсеру — работнику фермы, который взял напрокат дорогую машину. Из-за этого Гриффитс ссорится с девушкой и понимает, что она никогда не будет любить его. Клайд едет вместе с ними и остальными друзьями на автомобиле, который неожиданно сбивает маленькую девочку.

Полиция устраивает погоню за ними, и машина опять попадает в аварию. Все молодые люди убегают с места происшествия, и первой это делает Гортензия. В автомобиле остаются лишь Спарсер и ещё одна девушка из их компании, Лора. Гриффитсу приходится скрываться от полицейских и спешно покинуть Канзас-Сити.

Вторая часть

Переехав в Чикаго, Клайд три года живёт там под вымышленным именем Гарри Тенета. Неожиданно он встречает своего дядю Сэмюэла. Тот владеет огромной фабрикой и уже много лет не поддерживает контактов с семьёй племянника. Предприниматель соглашается дать работу Клайду, но для этого тот должен будет переехать в город Ликург, штат Нью-Йорк, где проживает дядя.

Сначала его холодно встречает сын Сэмюэла — Гилберт. Сперва наследник даёт гостю низкооплачиваемую работу в декоративочном цеху. Клайд проживает в скучном, но дешёвом пансионе у миссис Каппи. У него появляется друг — продавец из отдела мужской одежды Уолтер Диллард. Этот легкомысленный и ветреный юноша знакомит Гриффитса с двумя девушками — Ритой Дикермен и Зеллой Шумэн. Первая сразу же стремится взять Клайда в оборот, что не нравится молодому человеку.

Спустя некоторое время Гриффитс, не в последнюю очередь благодаря родственным связям, становится начальником штамповочного отдела. Дядя перед назначением даёт племяннику наставление, чтобы тот вёл себя достойно и благонравно среди женщин, работающих на предприятии.

Вскоре Гриффитс знакомится с сотрудницей фабрики Робертой Олден. Молодые люди влюбляются друг в друга. Девушка, воспитанная в строгих правилах, сначала не решается вступить в половую связь с Клайдом. Однако он упорствует, и Роберта соглашается, опасаясь лишиться расположения и внимания Гриффитса.

Получив новую должность, Клайд переезжает в шикарный дом на Джефферсон-авеню. Обвыкшись, он выделяет на работе трёх сотрудниц, не слишком обременённых нравственностью:

  • Марту Бордалу.
  • Рузу Никофорич.
  • Флору Брандт.

Вскоре Клайд случайно знакомится с 17-летней дочерью другого городского фабриканта, Сондрой Финчли. Она вводит его в общество «золотой молодёжи» Ликурга. Постепенно девушка влюбляется в юношу. Она начинает размышлять о свадьбе, невзирая на своё несовершеннолетие и разницу в социальном статусе с избранником.

Как гром среди ясного неба, звучит известие от Роберты о том, что она беременна. Клайд уговаривает девушку совершить подпольный аборт, но никто из врачей, к которым она обращается, не соглашается сделать операцию. Роберта угрожает парню предать их связь огласке и благодаря этому добивается от нерешительного Гриффитса обещания жениться.

Гибель Роберты

Читая газету, Клайд узнаёт о трагическом происшествии, недавно случившемся в Массачусетсе: лодка, где плавала молодая возлюбленная пара, опрокинулась на озере. Труп девушки был обнаружен, а вот тело её спутника так и не нашли. Клайд помышляет о том, что примерно таким же образом он мог бы решить свои проблемы и с Робертой. Сперва юноша пытается гнать от себя такую преступную идею, но со временем понимает, что только так он сумеет гарантированно преодолеть препятствие, стоящее на пути к браку с Сондрой и роскошной жизни.

Гриффитс старательно продумывает план преступления, после чего приглашает Роберту поплавать на лодке. Вдвоём они прибывают на безлюдное озеро, где Клайд арендует судно. Парень выжидает время, когда он убил бы девушку, но в нужный момент впадает в оцепенение и не может совершить задуманное. Роберта решает пересесть поближе к возлюбленному, но, вставая, нарушает равновесие судна.

Клайд бьёт девушку фотоаппаратом, который был с собой, по голове. Впоследствии он не мог понять, сделал это намеренно или нет. Лодка переворачивается и молодые люди оказываются в воде. Гриффитс специально не вытаскивает девушку, несмотря на её возгласы и мольбы о помощи, и она тонет. Замаскировав убийство под несчастный случай, парень покидает место происшествия.

Третья или заключительная

Расследованием гибели девушки занимается следователь из округа Катараки Фрейд Хейт и его 19-летний помощник Эрл Ньюком. В кармане Роберты они находят письмо к матери и берут показания у двух охотников, которые видели в лесу молодого человека.

Местный прокурор Орвил Мейсон, мечтающий о политической карьере, также подключается к расследованию. Он ставит в известность Тайтуса Олдена, отца Роберты, о трагической гибели его дочери. Мать убитой рассказывает прокурору о Клайде. Мейсон осматривает чемодан девушки, в котором находит подаренный Гриффитсом туалетный прибор с карточкой, подписанной юношей. В комнате парня проводят обыск, в ходе которого обнаруживают письма от погибшей невесты.

Клайд приезжает на дачу к своим друзьям Крэнстонам. Внешне он вполне спокоен, но в душе обеспокоен из-за совершённого злодеяния и боится разоблачения. В газете юноша читает о том, что тело девушки было найдено, и в панике сжигает костюм, в котором приезжал на озеро.

Узнав, что следствие разыскивает убийцу, Гриффитс сначала решает сам пойти в полицию и рассказать о происшествии в лодке, выставив всё, как несчастный случай. Поразмыслив получше, юноша понимает, что дело зашло слишком далеко и ему никто не поверит. Более того, из-за этого парень рискует навсегда потерять Сондру.

Задержание и суд над Клайдом

Вместе со своими новыми друзьями из «золотой молодёжи» и Сондрой он решает на неделю уехать отдохнуть на Медвежье озеро. В глухих лесах Гриффитс уже начинает размышлять о побеге и в этот момент его задерживает подручный шерифа Николас Краут. Это происходит прямо на глазах у товарищей. В участке Мейсон старается получить у юноши признание и угрожает отвести его к Сондре. Испугавшись, что девушка увидит его в качестве обвиняемого, Клайд рассказывает, что был с Робертой на озере, но добавляет, что она погибла случайно.

В городе становится известно, что преступник пойман. Местные жители даже стараются взглянуть на злодея. Гриффитс же продолжает упорно настаивать на своей невиновности. Водолазы осматривают дно озера и обнаруживают там фотоаппарат. Подробности убийства и выдержки из писем Роберты начинают публиковать газеты всей страны. Семейства Крэкстонов и Финчли в спешке покидают Ликург.

Сэмюэл решает помочь племяннику и просит своего адвоката Дарру Брукхарта разобраться в этом деле. Его помощник, Кетчумен, нанимает для Клайда юриста Элвина Белнепа, политического конкурента Мейсона. Он сразу же приходится Гриффитсу по душе, и тот рассказывает адвокату, как всё было в действительности. Рубен Джефсон, помощник Белнепа, не может до конца понять, виноват Клайд или нет, но придумывает оправдательную историю, которая выглядит достоверно.

Эстер рассказывает Эльвире, матери парня, что с ним произошла беда. Женщина пытается приехать навестить его, но юноша отговаривает её. Информация о детстве Гриффитса-младшего и его семействе попадает в газеты.

На суде Мейсон мастерски изобличает Клайда в преступлении. Присяжные объявляют парня виноватым и приговаривают к смертной казни, а апелляция, деньги на которую мать юноши собрала с большим трудом, не приносит результата. Во время судебного процесса Гриффитсу доставляют письмо от Сондры, на котором не было подписи. Прочитав его, он понимает, что остался совсем один в мире и никто больше не поверит в его невиновность. Сам Клайд не может окончательно разобраться в себе и понять, на самом ли деле он убил Роберту. Роман завершается казнью Гриффитса на электрическом стуле.

Значение и смысл

«Американская трагедия», анализ которой занимает литературоведов уже несколько десятилетий, отображает историко-общественные противоречия США начала прошлого века. Такую реальность сложно понять изнутри, но можно прочувствовать, представив себя на месте главного героя. Реализм автора ценится, благодаря близости к документалистике. Её сплетение с художественной классической литературой стало изюминкой «Американской трагедии», герои и характеры которой показаны максимально достоверно.

Драйзер не приукрашивал события, происходившие в стране, противопоставляя свой роман писателям, рассказывающим в то время невероятные истории любви, которые якобы могли сделать человека из низших слоёв уважаемой в обществе персоной.

Сюжет «Американской трагедии» говорит о том, что эта история опровергает американскую мечту, которая способна затмить совесть и разум как отдельного человека, так и целой эпохи. Тогдашнее искусство вбивало в головы, что любой может овладеть неземными богатствами, даже если он — выходец из самых низов общества. Драйзер же на страницах романа показывает, что подобное возможно, только если постоянно идти на сделки со своей совестью. Именно таким путём и решил пойти и Клайд Гриффитс, и он привёл парня к смерти и позору.

«Американская трагедия» Теодора Драйзера до сих пор популярна, есть несколько экранизаций романа. Одна из них сделана в СССР, и главную роль там исполнил известный актёр Гедиминас Сторпирштис. В этой же ленте сыграли такие легенды советского кино, как:

  • Региминтас Адомайтис.
  • Анна Алексахина.
  • Витаутас Шапранаускас.
  • Альгимантас Масюлис и пр.

Помимо этой, ещё несколько экранизаций были сделаны в США. Это фильмы:

  • «Восход солнца» (1927).
  • «Американская трагедия» (1931).
  • «Место под солнцем» (1951).

В декабре 2005 года в нью-йоркском театре «Метрополитен-опера» был представлена опера по роману. Книга известна во всём мире, её читают онлайн и в бумажном варианте, изучают в некоторых школах на уроках литературы и пишут по ней сочинения и аннотации, выделяют важные цитаты.

Отсылки к книге есть в творчестве многих музыкантов. Так, второй студийный альбом калифорнийской рэпкор-группы Hollywood Undead называется American Tragedy.

Отзывы читателей

Сильная книга. Определённо лучшее из того, что в XX веке было написано на английском языке. Все персонажи прописаны ярко и чётко. Только Драйзер мог завязать такой лихой и захватывающий сюжет.

Жаль, что я до этого не слышала о таком писателе. Вся книга, от заглавия до последних страниц, держит в напряжении. Прочитала подряд все части буквально запоем. Роман, по сути, — описание крушения американской мечты.

Пусть говорят, что эта книга уже стара, она всё равно актуальна и в наши дни. Она может научить читателя, что погоня за богатством почти всегда заставляет человека преступать закон.

научная статья по теме ПРОБЛЕМА ГЕНИЯ В РОМАНЕ ТЕОДОРА ДРАЙЗЕРА «ГЕНИЙ» Общественные науки в целом

Цена:

Авторы работы:

Научный журнал:

Год выхода:

Текст научной статьи на тему «ПРОБЛЕМА ГЕНИЯ В РОМАНЕ ТЕОДОРА ДРАЙЗЕРА «ГЕНИЙ»»

Гумерова О.Ф., аспирант Башкирского государственного университета

ПРОБЛЕМА ГЕНИЯ В РОМАНЕ ТЕОДОРА ДРАЙЗЕРА «ГЕНИЙ»

Теодор Драйзер исследовал в своем творчестве различные аспекты проблемы психологии личности. Одним из них является вопрос соотношения творческой, гениальной личности и общества. В философско-эстетической системе писателя, равно как и в его художественном творчестве, важное место отводится проблемам искусства. Им Драйзер посвятил ряд публицистических работ, таких, как статьи «Жизнь, искусство и Америка», «Художник слова в Америке» и другие. В художественном плане проблема искусства в той или иной степени отражена в романах «Сестра Керри», «Оплот», в «Трилогии желания», а в романе «Гений» данная проблема является центральной.

Проблема искусства была близка писателю по нескольким причинам. Прежде всего, необходимо выделить тот факт, что рубеж XIX и XX веков ознаменовался приходом критического реализма не только в литературу, но и в искусство в целом. Натурализм и реализм приходили в американское искусство путем нелегкой борьбы с уходящим в прошлое романтизмом. Особенно ярко данный процесс проявился в художественной литературе и изобразительном искусстве. Живописцы, как и художники слова, обратились к проблемам реальной жизни, предпочитая темы и сюжеты повседневности. Здесь можно назвать имена Уинслоу Хомера и Томаса Эйкинса, которые явились «основоположниками американской реалистической школы живописи» и «обогатили жанровую живопись углубленным исследованием духовного мира человека»1.

Таким образом, Теодор Драйзер был близок к собратьям по искусству в выборе художественного метода. Он осмысливал проблемы искусства в аспекте противопоставления талантливого человека и среды, детально анализируя психологический контекст данного противостояния. Возможно, подобный подход обусловливался автобиографической основой. Так, сам писатель, опубликовав свой первый роман «Сестра Керри» в 1900 году, оказался в положении отвергнутого как издателями, так и многими критиками. Драйзер пережил неприятие своего творчества, судебные преследования, запреты книги. Несмотря на то, что «Сестра Керри» «оказывается одним из лучших его творений2», Теодор Драйзер испытал сильное душевное потрясение, вызванное отторжением личности писателя и его творчества лицемерным обществом, и приведшее к глубокой депрессии. Самому Драйзеру были понятны духовные муки художника, чье творчество отринуто, а личность унижена. Драйзер указывает на неординарность личности гения, которая выражается в стремлении к полной свободе, в том числе и нравственной. Часто этот порыв приводит к отрицанию моральных норм и конфликту с обществом, когда творец оказывается в роли изгоя. Сам автор оправдывает героев, способных противостоять общественному мнению. Так Драйзер с симпатией и пониманием описывает нравственные искания молодого и талантливого художника – Юджина Витлы в романе «Гений».

В эстетической системе Драйзера, как отмечают многие исследователи, большое значение приобретает понятие иллюзии. Человек, по мнению писателя, защищен от жестокости окружающего мира разного рода иллюзиями, которые позволяют ему не терять интерес к жизни. Разочарование же и утрата иллюзий приводит к деградации и гибели личности. Юджин Витла – герой романа «Гений» – одержим одной иллюзией, определяющей всю его жизнь – иллюзией искусства. Он с детства отличался от сверстников, сочетая в своем характере способность трезво рассуждать и оценивать окружающих людей и действительность с

1 Морозкина Е.А. Творчество Теодора Драйзера и литературное развитие США на рубеже XIX-XX веков. – Уфа: Издательство Башкирского университета, 1994. – 160 с., с. 55.

2 Мендельсон М. «Сестра Керри» в творчестве Теодора Драйзера. Предисловие к кн. Т. Драйзер. Сестра Керри. – М.: Правда, 1978, с. 3.

отстраненной мечтательностью будущего художника. Юджин «таил свои чувства, но в нем кипел протест против всего заурядного, словно раскаленная лава в кратере вулкана, который время от времени зловеще дымится»3. Родители не понимали своего сына, стремящегося к уединению и созерцанию красоты окружающего мира, для них он был «странный мальчик». /там же/ И хотя утонченность в понимании прекрасного Юджин перенял от матери, под внешней сдержанностью которой «скрывалась поэтическая натура»4, молодой Витла был одинок и не понят. Но у него была мечта – иллюзия, в погоне за которой он стал талантливым художником, гением, как определяет его сам автор. Одиночество и непреодолимое стремление к творчеству – основные черты истинного гения, с точки зрения Т. Драйзера.

Интересна сама интерпретация сущности гения в эстетической системе Т. Драйзера. Взгляды писателя на сущность гениальной личности, вероятно, сформировались под влиянием теории сверхчеловека Ф. Ницше. Доказательством этого, на наш взгляд, служит тот факт, что Драйзер называет Фрэнка Каупервуда – гениального финансиста, чья деятельность описана в «Трилогии желания», сверхчеловеком. Писатель даже называет XX главу второго романа трилогии «Титан» «Человек и сверхчеловек». Гений представлялся писателю неким недостижимым для обычного человека образом исключительной личности. В традициях, близких философии Ницше, писатель утверждает, что природный талант не является ядром гениальности как явления. Трудолюбие и постоянная работа – вот необходимая составляющая настоящего гения. Драйзер в русле интересовавших его теорий позитивизма показывает главного героя романа как человека, наделенного чувством красоты от природы. Это врожденное качество Юджина, перешедшее от матери. Но этого оказывается недостаточно. Для становления художника необходимо было пройти трудный путь обучения. Вначале его рисунки были неумелыми, «все одинаково тускло и монотонно», все «получалось какое-то деревянное, и красота линий не давалась». (там же) Однако со временем, пройдя обучение в чикагском Институте искусств, он удостоился сначала скромные похвалы преподавателя, чему был несказанно рад, а затем и рекомендации попытать счастья в Нью-Йорке, где возможности раскрытия его таланта были неизмеримо больше.

И это было не просто обучение мастерству живописи. Юджин как натура творческая интересовался самыми разными сторонами бытия. Картины природы завораживали чуткую душу молодого художника: «звезды, ночь, красивый пейзаж, все то чарующее, что есть в природе, волновало Юджина до грусти»5. Искусство в любых его проявлениях неизменно притягивало и покоряло душу молодого художника, для него оно было источником утонченных наслаждений. История, философия, логика, психология стали для него «распахнутыми дверьми, вернее, поросшими цветами тропами, по которым он радостно бродил» /там же/, познавая новый удивительный мир науки и искусства. Все это Юджин открыл для себя, стремясь узнать жизнь и избежать гнетущего одиночества. До тех пор, пока он открывал для себя новое, увлеченно и кропотливо работал, он был гением. Творческий путь его был нелегок, но в то же время это была единственно возможная для него область применения своих талантов. Юджин был счастлив в своем творчестве.

Однако постепенно, живя в Нью-Йорке, Юджин начинал понимать, какая пропасть отделяет творческого человека от высшего света, который, признавая талант художника и оценивая его творчество, презирал его как личность. Витла вдруг, неожиданно для себя, открыл, что «искусство, если не считать славы, ничего не дает6» Впервые герой задумывается о противоречии духовного и материального, осознавая, что искусство «ведет лишь к своего рода духовному расцвету, который все готовы признать, что не мешает, однако, даже гению оставаться бедным, больным, голодным и жалким» (там же). Эти мысли причиняли ему почти

3 Драйзер Т. Собрание сочинений. В 12 т. – М., 1955, т. 6, с. 11.

4 Драйзер Т. Собрание сочинений. В 12 т. – М., 1955, т. 6, с. 5.

5 Драйзер Т. Собрание сочинений. В 12 т. – М., 1955, т. 6, с. 52.

6 Драйзер Т. Собрание сочинений. В 12 т. – М., 1955, т. 6, с. 122.

физическую боль. Юджин был молод и честолюбив, он хотел завоевать мир и обогатиться. После стремительного взлета Юджин пережил творческий и материальный кризис, его творения не могли уже прокормить его и жену Анджелу. Фортуна отворачивается от молодого художника. Он переживает серьезный душевный кризис, который вызван стремлением постигнуть тайны бытия и невозможностью найти ответы на свои вопросы.

Витла разочаровался в своих иллюзиях и испытывал страх перед жизнью. Неустойчивое благополучие и неуверенность в будущем вызывали в нем острое ощущение бесцельности человеческого существования и его безрадостности. Жизнь представлялась ему «отталкивающей сумрачной тайной, жалким, полубессмысленным функционированием, бесцельно протекающем во мраке» . По принципу контраста Драйзер показывает, как радостное и красочное мировосприятие Юджина во времена его успеха сменяется ощущением беспросветного будущего и не менее мрачного настоящего в пору неудач. Писатель делает акцент при описании депрессивного состояния своего героя на цветовое восприятие Витлой окружающего мира. Драйзер словесными формами передает мрачную палитру внутреннего мира Юджина: его жизнь стала «сумрачной», «мрачной», «темной». Художник начал понимать, что он слишком зависим от общества, а слава и успех мимолетны и эфемерны.

Таким образом, писатель показывает, что художник одинок и беспомощен в мире, где выживают сильнейшие, а слабые обречены на гибель. Общество забывает о тех, от кого отвернулся успех, даже если причиной того были болезнь или несчастье. Однако, пройдя нелегкий путь духовных исканий, Юджин Витла вновь возвращается к художественному творчеству, чтобы показать людям жизнь как средоточие разнообразных, порой прямо противоположных явлений: несмотря на неудачи, всегда существует надежда на счастье. Так думал умудренный опытом Витла, обретший зрелость и нашедший смысл жизни в своем творчестве и в воспитании любимой дочери.

7 Драйзер Т. Собрание сочинений. В 12 т. – М., 1955, т. 6, с. 207.

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Пoхожие научные работы по теме «Общественные науки в целом»

ГУМЕРОВ Л. — 2010 г.

ГУМЕРОВ ВАДИМ РИШАТОВИЧ, ГУСМАНОВ РАСУЛ УЗБЕКОВИЧ — 2015 г.

Образ автора в Слове о полку Игореве 9 класс сочинение

«Слово о полку Игореве» – это знаменитый памятник древнерусской литературы. Произведение описывает неудачный поход новгород-северского князя Игоря на половцев, его пленение и последующее спасение из рук неприятелей.

Несмотря на то, что произведение является общепризнанным шедевром всей древнерусской культуры в целом, информации о нём самом дошло до наших дней немного: мы не знаем ни даты, ни места создания, ни даже имени автора, из под чьего пера и родилось «Слово». Последний вопрос является особенно обсуждаемым среди историков и литературоведов, поскольку сейчас существует более двадцати гипотез, кем же является безымянный творец.

Несмотря на то, что автор «Слова» умалчивает о своём имени и происхождении, с первых строк мы понимаем, что он так же является полноценным героем произведения, хоть и не является одним из действующих лиц истории о князе Игоре. Уже во вступлении, он начинает свои размышления, в которых предупреждает читателя, что не будет следовать старым традициям и писать «вымыслы Бояновы», безымянный автор решает пересказать нам «былины сего времени» и передать всю историю неудачного похода 1185 года такой, какой она была на самом деле.

В дальнейшем, после представления своих героев и, автор делает множество комментариев по поводу их действий и поступков, даёт им свою субъективную оценку, опираясь на свои собственные чувства и чувства всего русского народа. Этому помогает особенный синтаксис произведения, имеющий особую эмоциональную окраску.

Помимо оценки своих героев, автор оценивает и всю ситуацию на Руси времён феодальной раздробленности. На протяжении всего произведения творец вспоминает о губительные последствия междоусобиц, в том числе приводит историю врагов Руси – половцев, в стане которых так же несчастье из-за вражды их князей. Создатель «Слова» пытается убедить своих современников и их потомков в том, что только будучи единой Русь будет процветать, что усобицы погубят не только враждующих князей и их дружины, но и весь русский народ.

Таким образом, творец, не сказав о себе ни единого слова, предстаёт перед нами как мудрый и образованный человек, искренне преданный своей Родине и имеющий активную гражданскую позицию. Он честен и не боится говорить правду, он не собирается описывать все события 1185 года, идеализируя своих героев и превращая суровую правду в бравую легенду. Несмотря на это, он не преуменьшит заслуги мудрых князей и будет превозносить их за настоящие заслуги.

2 вариант

Одним из знаменитых и популярных произведений является «Слово о полку Игореве». Кроме того когда начинаешь читать данное произведение, то появляется огромное количество загадок и интересных фактов, а также предположений, о которых потом рассказывается дальше. Также непонятно где и когда было создано это произведение. И до сих пор не понятен и неясен жанр, к которому относится это произведение.

Авторство данного произведения можно отнести к разным популярным личностям, которые существовали в то время. И одним из них был Игорь. А поскольку мы точно не знаем, кто же является его автором, то и влияние на культуру русского народа снижается. Как только начинается произведение, становится понятно, что главным героем является князь, который принимает все решения, и никто его решения не оспаривает и не спорит с ним. Кроме этого здесь проявляется и диалог с читателем, при помощи которого можно выяснить и уточнить все детали.

Автор подробно и четко рассказывает все произведение и ничего не скрывает. А ведь это показывает, что он серьезный и бесстрашный человек, который никого не боится и высказывает все открыто и четко. Раньше этого никто не делал, или делал, но очень редко. Кроме этого все действия произведения рассказаны эмоционально и, кажется, что все это происходит прямо сейчас и каждый читатель находится в центре всех этих событий.

А в конце каждого события автор все подробно рассказывает и уточняет некоторые детали, для того чтобы понять идеи и древние образы каждого из героев. Кроме этого из произведения становится понятно еще и то, как живет все государство в целом и что с ним происходит. И все это осуждается автором и он не согласен со всем этим, но ничего поменять или исправить нельзя. Немного попозже здесь появляется еще один герой по имени Всеслав. Это мудрый, мужественный и справедливый правитель. Жалко, что жизнь оказалась у него очень короткой. А ведь он бы смог навести порядок в этом государстве и все расставить на свои места. Вот только кому-то это было просто невыгодно и они сделали все для того чтобы поскорее избавиться от него.

Автор во время всего произведения очень сильно переживает за то, что происходит не только со всем государством, но и с землей, которую он так сильно любит. Ему хочется, чтобы государство развивалось. И для этого правитель отправляется в свой поход. Каждый поход сопровождается эмоциональными красками, а также патриотическими строчками. Все это идет из души автора и показывает все его переживания.

При чтении данного произведения складывается такое ощущение, что автору очень хорошо известны все герои, которые здесь представлены.

Сочинение Автор Слова о полку Игореве

В мировой литературе не так уж много произведений, которыми зачитывались бы всё новые и новые поколения. Именно к числу таких редких шедевров и принадлежит «Слово о полку Игореве». И хотя создано оно было в далёком XII веке, однако остаётся актуальным и в наше время.

Нет сомнений в том, что «Слово…» не является фольклорным памятником древности. В нём чётко вырисовывается образ автора – мудрого, талантливого гражданина, который не боится высказать собственную точку зрения, отражающую народные чаяния.

Учёные предполагают, что он жил в Киеве или Чернигове, поскольку симпатизирует в своём произведении киевскому князю Святославу и даже восхищается им. Вероятно, автор был дружинником одного из древнерусских князей, опытным поэтом-певцом. Написанный им текст свидетельствует о том, что он получил прекрасное образование, хорошо знал историю, легко и правильно ориентировался в государственных делах и политических событиях своей эпохи и времён минувших. Кроме того прекрасно знал литературу и мастерски владел образным наследием народного творчества. Ему близка поэтическая манера Бояна и он стремится ей наследовать.

Правда, теперь невозможно установить личность этого человека и его имя. Но главное нам известно. Он – настоящий патриот земли русской, а не обычный летописец, бесстрастно запечатлевший для потомков исторические факты. В отличие от Бояна, который только восхвалял князей, автор «Слова о полку Игореве» принимает решение творить «по былинам сего времени», то есть правдиво отображая истинную суть описываемого. Ведь в условиях, когда русское войско потерпело поражение, нужно было не столько хвалить князей, сколько упрекать за своеволие и нежелание действовать сообща, призывать их к объединению для защиты от набегов коварных и жестоких половцев, для сохранения мира и благополучия.

Любовь к Отчизне вдохновляла автора. Его произведение насквозь пропитано этим чувством. Оно сказывается в и том, с каким трепетом и душевным волнением он говорит о поражении войска князя Игоря, и в том какие слова находит, чтобы передать печаль и отчаяние жён убитых воинов, и в нарисованной широкой картине природы родной земли.

Образы, темы и проблемы, поднятые в «Слове …», нашли отображение в творчестве многих писателей, композиторов, художников. Они продолжают будоражить умы и сердца. И в этом немалая заслуга автора – лучшего из тех, кого рождала русская земля.

Образ автора в Слове о полку Игореве

Несколько интересных сочинений

Иван Бунин – идеальный представитель сообщества писателей конца девятнадцатого века. Будучи фаталистом, он наполнял свои работы глубокой чувственностью и страстью. В его произведениях присутствуют

Данная история повествует о приключениях принцессы из далёкого королевства. Важным отличием служит то, что казну этого королевства регулярно пополнял осёл, снабжая министров золотыми монетами вместо

Произведение «В дурном обществе» было написано писателем в годы, которые он провел в ссылке, и сразу после издания, принесло автору небывалую славу. Герои повести имеют реальных прототипов

Всем известно, что каждая страна имеет свой язык и свою культуру. Язык формировался столетиями и формируется до сих пор. Есть очень маленькие страны и племена, где на отдельном наречии говорят всего семь человек, либо пятьдесят человек

Земляника Артемий Филиппович — один из самых скользких, противных и мерзких образов в комедии Гоголя «Ревизор». И хоть он занимает второстепенную роль, безобразие его человеческих черт можно рассмотреть и по малым деталям.

Сочинение Образ автора в Слове о полку Игореве

Одним из самых известных произведений древнерусской литературы является «Слово о полку Игореве». В нем содержится множество загадок и предположений. Покрыты мраком место и время создания, также эксперты затрудняются определить жанр и автора произведения.

Возможное авторство «Слова о полку Игореве» приписывают разным историческим личностям, включая, например, самого князя Игоря. Однако, тот факт, что мы точно не знаем автора, не снижает степень его влияния на культуру русского народа. С самого начала произведения становится понятно, что князь принимает первостепенную и значимую роль в древнем государстве. Автор «Слова» также предстает новатором того времени, так как использует совершенно новые методы повествования. Ярким примером этого является диалог с читателем о муках выбора способа рассказать все детали.

Автор ведет свой рассказ максимально открыто и ничего не скрывая. Мне кажется, что это заслуживает особого почтения – решиться в те времена на такую смелость. Также особый колорит придает произведению то, что строки очень эмоциональны, кажется, что действие происходит прямо перед нашими глазами.

Постоянные дополнения автора помогают читателю лучше понять идеи и древние образы. Описаны подробности устройства древнего государства – междоусобицы, раздробленность земель и постоянные войны. Данные события начались еще при князе Олеге, родном деде Игоря.

Автор осуждает подобное, ведь это не идет на пользу Руси. Чуть позже в произведении появляется еще один герой – Всеслав. Это родоначальник древнего рода половецких князей. Про него древний сказитель отзывается как о мудром и сильном, мужественном правителе. К сожалению, судьба его оказалась печальна.

Особо в тексте подчеркивается любовь автора к родной земле, стремление помочь её правильному развитию. Это можно понять почти из каждого похода князя, описанного в «Слове о полку Игореве». Эмоциональная окраска и патриотизм очень характерны в этих строках. По моему мнению, эти слова идут от души.

Также чувствуется, читая это произведение, что автор хорошо знал тех, о ком он ведет свой рассказ. Поэтому предельно ясно, что он был человеком знающим и большого ума. Он смог стать выше остальных писателей своего времени и показать то, что другие не смогли.

2 вариант

В данном великолепном произведении рассказывается о том, как происходили некоторые исторические события, которые колоссальным образом повлияли на жизни описываемых персонажей. Стоит сказать, что исследователи и критики в области литературы называют данное творение по-настоящему великим произведением, и понимают, что образы героев, которые отображены в данной истории, являются весьма яркими и уникальными. Также, образ автора в произведении показан весьма загадочным и не до конца раскрытым образом, что говорит о том, что его отношение к произведению является очень искренним и уникальным. Можно добавить и тот факт, что он старался, помимо образов главных персонажей, делать интересными и второстепенных героев, наделяя их яркими и интересными чертами личности.

Остается неизвестным тот факт о данном произведении, кто же является его автором. Учеными выдвигаются различные теории, исходя из сведений и данных, которые у них есть о том, кто это мог быть, однако, что-то основательного, они, увы, предложить не могут и по сей день. Стоит сказать, что имена, которые называются, могут и не принадлежать к авторству данного произведения. Также, известно лишь о характеристиках писателя, который был крайне внимателен к реальным историческим фактам, и старался изложить данную историю крайне подробно и интересно. Можно сказать о том, что он не был ни летописцем, ни историком, так как он хочет, чтобы у читателей возникало ощущение того, что исторический путь страны мог пойти по совершенно другому направлению, если бы полномочные участники тех событий принимали бы более комплексные и обдуманные решения.

Помимо этого, стоит сказать о том, что у писателя данного замечательного произведения возникает идея создания чего-то более нестандартного и необычного, что позволяет ему воплощать все мысли в творческие процессы. Можно даже предположить, что создатель данной истории являлся представителем высшего общества, и занимал достаточно хорошее положение в социуме. Об этом может свидетельствовать тот факт, что он был хорошо осведомлен в вопросе строения государства, знал много особенностей и моментов в историческом развитии страны, а также имел весьма профессиональный взгляд на то, что происходило во время описания произведения. Можно добавить тот факт, что описываемые события воспринимались самим автором очень чувственно и искренне.

Сочинение на тему Образ автора в Слове о полку Игореве

«Слово о полку Игореве» – гениальное русское произведение 12 века. Оно не похоже ни на одно произведение того времени. Даже сегодня его не может превзойти большинство писателей и поэтов.

Но, к сожалению, нам не известен автор «Слова о полку Игореве». Мы можем только предполагать кто он и кем был. Тут есть множество версий. Многие считают, что автор был монахом, так как они были самыми образованными людьми на Руси. Другие видят его дружинником, участвовавшим в походе, потому что только тот кто был на поле брани сможет подробно описать битву. Есть еще большое количество версий.

При имеющихся у нас материалах мы можем судить только о характере человека, написавшего великое произведение. Самое главное его качество – любовь к Родине. Он имел здравые взгляды на ситуацию в стране и понимал, что причина всех бед Руси – междоусобные войны. Они мешали обычным людям спокойно трудиться. Больше половины жертв приходилось на мирное население. Князь разорял чужое княжество, а потом разоряли его владения. Междоусобицы высасывали все силы Руси, которые можно было бы использовать для походов на внешних врагов. Все это автор понимал и призывал князей к объединению. Так призывать мог только истинный патриот.

Человек, написавший «Слово…», не был летописцем, но обладал огромными познаниями в истории своей страны. Автор имел подробное представление о ситуации в стране и предлагал решение проблем Руси, словно видный политический деятель. Он описывал сражения, как будто сам там был. Кроме того, он ввел смешение жанров в литературу, то есть его произведение имеет черты эпоса и лирики, что до него не наблюдалось. Автор как будто совмещает в себе черты людей из многих профессий: политики, военного дела, писателя-новатора, летописца. Кем же он был? Это очень сложный вопрос. Прошло очень много времени и установить хотя бы его профессию будет очень сложно. Нет сомнений только в одном – это был гений своего времени.

Также читают:

Картинка к сочинению Образ автора в Слове о полку Игореве

Популярные сегодня темы

Общественное мнение выражает взгляды членов общества на текущие события: политику, религию, быт и нравственность. Однако, люди существа не совершенные, и часто ошибаются. Значит ли, что и общественное мнение может быть ошибочным?

Любовь… Это чувство воспевали лучшие писатели, поэты, композиторы, скульпторы и другие деятели искусства. Любовь – самое возвышенное и сильное из всех знакомых человеку ощущений.

Финский Лингвист, Элиас Леннорт, вложил много труда для того, чтобы создать произведение-эпос «Калевала». Всё свое произведение он описал в нескольких десятках рун

Кошка – самое мое любимое животное. Она не только мой лучший четвероногий друг, но и член нашей семьи. Зовут мою любимицу Маруся. У нее очень красивый окрас. Лапки черные,

Слово о полку Игореве. Образ автора

Во вступлении автор сообщал, что хочет «по былинам сего времени» рассказать о важных событиях в истории страны. В основной части повествуется о сборах Игоря в поход, о зловещих предзнаменованиях и продвижении войск к реке Каяле. Первый бой с половцами был успешным, а затем последовал полный разгром, гибель и пленение русских. Сражение с половцами, возглавляемое Игорем и его братом Всеволодом, закончилось поражением, гибелью многих воинов и пленом для князя Игоря.

Автор данного произведения был не только талантливым писателем, но и настоящим патриотом, достойным гражданином земли Русской. Его нельзя считать просто свидетелем событий, летописцем, пожелавшим запечатлеть исторические факты. Высказывая свою точку зрения, он отразил и общественное мнение, то есть «мысль народную» о необходимости единства Руси, единения князей и всего населения, чтобы сделать Русь сильным государством. Поэтому и о походе Игоря автор пишет как об ошибке: князь идёт на половцев с немногочисленным войском, не призвав других князей с их дружинами.

Сама по себе цель была бы благородной, если бы Игорь имел намерение только отогнать половцев. Однако князь ещё желал «добыть себе славы», доказать другим князьям, что и он «мужество избрал себе опорой». Автор отмечает, что он хотел бы воздать Игорю и почести, и славу, но князь навлёк беду на Русскую землю. Игорь – сын этой земли, поэтому природа и всё вокруг будто предупреждает об опасности и удерживает его от похода. И автор тоже переживает за последствия необдуманного решения князя. Он сочувствует ему, горюет о гибели воинов, сожалеет о разрозненности русских княжеств:

А князья дружин не собирают,
Не идут войной на супостата.
Малое великим называют
И куют крамолу друг на друга.

Называя князя соколом могучим, автор показывает своё тёплое отношение к герою произведения, свою гордость за человека, который готов идти на ратный подвиг и даже на смерть в борьбе с врагами. Но он также отмечает, что «Святослава храбрые сыны» разбудили для войны половцев, сделали возможными новые набеги, захваты в плен людей, разорение земель.

В речи киевского князя Святослава отражено не только отрицательное отношение к стремлению Игоря «добыть себе славы», но содержатся также упрёки в том, что князь хотел бы «присвоить, поделить былую славу», то есть затмить прежние победы русских воинов в борьбе с врагом. И в то же время Святослав (с которым согласен и автор) призывает всех князей объединиться и нанести удар половцам за землю Русскую, «за раны Игоревы».

Рассказывая о вещем сне Святослава, его размышлениях, повествуя обращение киевского князя к другим князьям, автор отражает народную точку зрения по всем важным проблемам данного периода. Скорбь автора видна в описаниях человеческих переживаний, когда он с болью пишет о плаче по всей Руси (в том числе и о плаче Ярославны, жены Игоря). Позже мы узнаём, каким образом князь совершает побег из плена. При этом показано участие сил природы, которая способствовала успешному освобождению Игоря. Автор, как и другие русские люди, рад возвращению князя и приветствует всех, кто готов сражаться за родную землю.

Образ автора «Слова. » вырисовывается очень рельефно, как образ мудрого и смелого человека, готового сказать князьям, чего от них ждет народ. Поэтому в «Слове. » чётко поставлены проблемы того времени. Прежде всего, осуждаются распри между князьями из-за власти и территорий, что вело к раздробленности и ослаблению Руси, позволяло половцам совершать набеги. От этого страдало мирное население, простые селяне.

Автор размышляет о прошлом, настоящем и будущем Руси, прославляя героизм народа, умение отстоять свою землю. Говоря о мирных пахарях, их труде, о страданиях женщин, потерявших мужей, автор призывает к разумным действиям, чтобы благополучие и мир торжествовали на просторах родины.
Ставится также проблема воинской доблести и чести, преданности и долга по отношению к Отчизне. По мнению автора, главное для князей и их княжеств – быть едиными и сплочёнными ради интересов всего народа, всей Руси. Призыв к единению, прозвучавший в «Золотом слове» киевского князя Святослава, обращённый ко всем князьям, был очень важным в период раздробленности русского государства.

Автор создал также идеальный образ женщины с типичным национальным характером. Свою единственную героиню он показывает в небольшом эпизоде, приоткрывая её душевные переживания в плаче по мужу. Нежный образ любящей жены вызывает симпатию и сочувствие читателей, так как она не скрывает свои страдания и доверяет ветру перенести её слова, обращённые к любимому. Она называет себя «бедной», то есть соприкоснувшейся с бедой, и готова «птицей полететь» к мужу, чтобы залечить его раны, быть рядом, помогать, спасать от смерти. Не один раз приходила Ярославна на утренней заре к берегу реки, смотрела вдаль и просила могущественные силы природы помочь князю Игорю.

Автор «Слова. » вместе с народом готов простить Игорю его ошибки и петь ему славу, желать здоровья и благодарить за то, что князь не пожалел себя, когда пошёл бить врага. Создавая своё произведение, талантливый повествователь думал о будущем, поэтому предполагал, что поражение Игорева войска станет хорошим уроком всем князьям, и они сделают выводы о необходимости объединения княжеств в единое государство на благо народу и во имя мира.
Имя автора осталось неизвестным, но благодарные потомки видят в нём истинного патриота земли Русской.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: