Креонт и Антигона (по трагедии Софокла Антигона): сочинение

Трагический конфликт в «Антигоне» Софокла.

Трагедия Софокла «Антигона», написанная в 442 году до н.э., в основе своей имеет мифологический сюжет фиванского цикла. Антигона, похоронив брата Полиника, погибает в борьбе с государственным началом, но и олицетворяющий его царь Креонт несёт наказание, теряет сына и дочь. Антигона умирает физически и с достоинством, Креонт – морально и духовно. Вся трагедия построена на контрасте этих двух персонажей, который проявляется даже в их речи: Креонт любить поговорить и высказать банальные истины, в которые он верит, но не следует им; в его речи много разъяснений и повторов, нет ни одного вопроса, => он, как человек мономаниакальной идеи, не сомневается в своей линии поведения. Речь Антигоны в основном состоит из односложных предложений, окончание фразы часто переносится в следующий стих (признак импульсивности), предложения разрываются. Конфликт трагедии неоднороден:

Конфликт между государством и семьёй, согласно Гегелю. Креонт, по Гегелю, воплощает государственное начало, Антигона – семейно-родовое. Происходит столкновение идеи государственности с требованием, которые выдвигают кровнородственные связи. Однако эта точка зрения оказывается неверной, поскольку семейное начало государственному не противопоставлялось.

Позиция Креонта уязвима, ибо приказы его (не хоронить Полиника, казнить Антигону) не имеют под собой достаточных оснований. Отказать покойнику в погребении противоречит нормам: религиозным, правовым, нравственным – и подобный приказ ни в коей мере не может отождествляться с волей государства. Это самый типичный произвол тирана, встречающий всеобщее осуждение народа.

Также запрет Креонта не является и законом. Греки различали слова «указ» и «закон». Первое по латыни – kerigma – произвольное распоряжение, второе – nomos – априорная нравственная категория. Лишь сам Креонт и его приближённые употребляют слово «закон» по отношению к приказаниям Креонта; Антигона же олицетворяет собой как раз nomos. Герои выступают как два полюса протагоровского принципа «человек есть мера всех вещей» и доказывается, что своеволие одного человека не может вершить судьбу целого государства. Креонт меряет и себя, и окружающих мерой собственного произвола. Антигона же себя и сложившуюся вокруг ситуацию измеряет мерой её соответствия непреходящим нравственным нормам, находящимся под защитой богов.

Конфликт, таким образом, перетекает в противодействие земного и божественного. Антигона уверена, что закон должен совпадать с вечными установками богов. Креонт хочет стать выше богов и вершить свой суд – тем самым налицо ложное видение обязанностей царя и своих возможностей. Креонт считает, что: 1. подданные не должны ему указывать; 2. государство – собственность правителя; 3. граждане должны беспрекословно подчиняться правителю. За подобное упрямство деспота осуждает и вещий Тиресий. В силу несостоятельности Креонт приходит к краху.

Антигона погибает в атмосфере полного одиночества, ибо Софокл крайне прозорлив. Чтобы защитить город от гнева богов, чтобы встать на пути человеческого произвола, нужна героическая личность, готовая купить ценой собственной жизни право на исполнение родственного долга. Антигона и восстанавливает мировую справедливость.

Лейтмотив в «Антигоне» – проблематичность человеческого знания. Креонт уверен в непогрешимости своих замыслов –и переживает трагедию. Поступок Антигоны расценивается как безрассудный, приводит её к позорной смерти – и тем не менее является самым разумным выходом из сложившейся ситуации. В финале трагедии торжествует божественная мудрость.

12,1 «Антигона» Софокла: образ главной героини (принцип построения, индивидуальная характеристика); второстепенные образы трагедии.

Софокл приблизил своих персонажей к реальной жизни, придав им одновременно героические черты. Его образы рельефны, структурны, контрастны – Софокл противопоставляет нравственные и идейные представление своих героев). Важен и контраст характеров (робкая Исмена – мужественная Антигона). У героев нет нравственных противоречий, сомнений. Каждый герой – законченная индивидуальность.

К сюжетообразующим средствам индивидуализации относится и стилистические приёмы (почти нет монологов у Антигоны, ответы очень эмоциональны).

Антигона появляется в прологе и двух эписодиях. Индивидуальность её образу придаёт уникальность ситуации. Трагедия строится на взаимных противопоставлениях героев (Исмена – Антигона, Креонт – Антигона). Характер Антигоны линеен, однокрасочен, она не знает колебаний и сомнений. Антигона вступает в трагедию с уже готовым решением. Её отношения с окружающими минимальны, с хором она обменивается всего несколькими фразами. Софокл убеждает зрителя в правоте Антигоны, внушает зрителю сочувствие к девушке и восхищение её характером, показывая её самоотверженность, непреклонность, бесстрашие, решительность.

В диалоге Антигоны с Исменой виден переход от любви к ненависти, и тем самым вводится мотив подчёркнутого мнимого одиночества – самое для Антигоны трагическое. Исмена руководствуется желанием уцелеть любой ценой; хор ничем не выдаёт своего отношения к поступку непреклонной Антигоны. Она не нашла подтверждения своей правоты, когда шла хоронить Полиника. Самое трагичное – итоговый приговор Креонта. И несмотря на всё это, героиня не так одинока, как думает (Гемон, ссылаясь на народное мнение, защищает её перед Креонтом; прорицатель Тиресий говорит о произволе государя).

При последнем явлении Антигоны звучит мотив прощания с неиспытанным счастьем (материнства, неисполненной роли жены).

Жалобные плачи лишают её образ жертвенного аскетизма. Ничто человеческое ей не чуждо, но умирает Антигона так и не получив подтверждения своей правоты и не услышав даже сочувствия. Хор восхищается её поступком, но не оценивает его. Софокл создаёт мнимое одиночество для раскрытия героической натуры девушки.

Читайте также:
Образ князя Игоря в Слове о полку Игореве: сочинение

И моральная победа остаётся на стороне Антигоны, которая утверждает верность человека своему нравственному долгу и торжество этого долга перед законами мира.

Обречённость героини порождает мотив смерти. Так же звучит мотив несостоявшегося брака, тема «безбрачной» смерти (противоположно истолковывается как брак со смертью, могильный склеп видится «брачным теремом»). Мотив смерти звучит уже в диалоге с Исменой. Креонт о живой Антигоне говорит как о мёртвой. Та говорит, что служит подземным богам и умершим – Креонт считает иначе. Антигона стремится к тому, чтобы её поступок стал известен: по сути, она дважды погребает Полиника, второй раз делая это демонстративно. Хор, Исмена, Креонт называют её неистовой, дерзкой, безумной – Антигона же говорит о священности своего преступления. Налицо промежуточное положение между преступлением и праведностью.

Исмена. Сестра Антигоны, противопоставляется Антигоне. Слабее Антигоны. После изобличения Антигоны, Исмена хочет разделить её участь, не желая пережить смерти сестры. Исмена слаба, нерешительна. Она сочувствует сестре, умоляя её хранить всё в тайне и обещая помочь. Но её слова по сути так и остаются всего лишь словами.

Креонт. Фиванский царь. Олицетворяет государственную власть. Главная его цель – «величие города», а основа решений – «порядок» и «закон». Креонт считает Полиника «опустошителем Фив». Наказывая Антигону, он выясняет, знала ли она его приказ. Стремится быть оплотом порядка, апеллирует к разуму – но разум и справедливость Креонта ограничиваются якобы государственными интересами. «Жизнь и смерть не подлежат человеческому суду» – говорит Тиресий Креонту. Из-за ограниченного видения правды Креонт и поплатился, потеряв родных. В Креонте Софокла нет жестокости и властолюбия, образ несёт идеи государственного права и справедливости, что поняты им неправильно.

Софокл видел опасность в гипертрофированном самоопределении личности, стремящейся навязать свой указ.

Гемон. Сын Креонта, жених Антигоны. Промежуточное звено между полюсами конфликта. Появляется единожды в споре с Креонтом. Пытается убедить, образумить отца, ссылается на жалость и здравый смысл. Он стремится отстоять правду, но для Креонта он – «раб женщины». Гемон в ответ упрекает отца в упрямстве, сравнивая это качество с моряками, не опускающими парус во время бури.

Сторож. Антипод Антигоны. Его корыстолюбивая трусость противопоставляется решительности Антигоны.

Боги на стороне Антигоны. Моральная и нравственная правота её утверждается через отмщение Креонту. В финале трагедии торжествует божественная мудрость.

«Антигона» – краткое содержание трагедии Софокла

Трагедия «Антигона», краткое содержание которой представлено ниже, рассказывает о сложных взаимоотношениях царевны, ее братьев, царевича и самого царя.

Поучительный сюжет произведения древнегреческой мифологии помогает понять, что закон, написанный на небесах, выше человеческого.

История создания трагедии Софокла

Трагедия создана как продолжение рассказа о жизни царя Эдипа, который не понимал, что творит. Продолжение повествует о жизни его детей, развивается после смерти царя.

Главные герои и их характеристика

В произведении участвуют следующие персонажи:

Антигона – дочь царя Эдипа, главная героиня, которая решила похоронить брата, нарушив тем самым указ царя.

Креонт – царь, который приказал казнить царевну после смерти ее братьев.

Этеокл и Полиник – враждующие братья Антигоны, которые погибли на поле боя, не смогли поделить власть и трон, оставшийся после смерти отца.

Исмена – вторая дочь Эдипа, которая не поддержала Антигону, не стала ей помогать, посчитав себя слишком слабой.

Эрот – сын царя, жених Антигоны, который покончил жизнь самоубийством, узнав о несправедливом решении отца казнить невесту.

Если рассказывать кратко, то автор написал несколько произведений, которые повествовали об отце Антигоны, его поступках, за которые он понес наказание – выколол себе глаза.

Антигона – плод инцеста, ее отец убил своего отца и женился на матери. В результате кровосмешения у него родилось 4 детей: 2 сына и 2 дочери.

Братья враждовали между собой и после смерти отца не смогли поделить трон и власть. В результате погибли оба в бою. С этого и начинается история, которая полностью раскрывает суть трагедии.

Краткое содержание трагедии «Антигона»

Если читать произведение, не зная предыстории, то сложно понять, в чем его суть.

Если говорить кратко, то после смерти брата Антигона решает похоронить его, не обращая внимания на указ, который издал царь Креонт. Именно Креонт правит в Фивах после смерти одного из братьев Антигоны – Этеокла.

Его хоронят с почестями, а вот Полиник, второй брат царевны, после гибели остается гнить. Его тело оплакивают обе сестры, но решается на действия Антигона. Она пытается подговорить Исмену, но она отказывается ей помочь.

Тело Полиника охраняет стража, но при смене караула стражники обнаруживают, что труп присыпан землей. Один из стражников сообщает об этом царю, он приходит в ярость и грозит вестникам и стражникам страшной расправой.

Царь приказывает обнаружить нарушителя закона и привести его живьем к нему. Антигону обнаруживают через несколько часов, она вновь приходит к телу брата и засыпает его землей.

Царь приходит в бешенство и грозит Антигоне страшной расправой – он замурует ее живьем. Царевна своей вины не отрицает, выгораживает сестру и говорит о том, что правитель нарушил не человеческие, а Божьи законы.

Читайте также:
Образ автора в Слове о полку Игореве: сочинение

Образ девушки взывает сочувствие, ее пытается оправдать не только народ, но и жених, царевич Эрот – сын Креонта. Но его мудрые и справедливые слова не впечатляют отца, он не меняет своего решения. Царевич протестует и говорит, что готов умереть вместе с невестой.

Накануне казни Антигоны к царю приходит слепой провидец, говорит, что его решением не довольны боги. Креонт под давлением меняет приговор, но поздно. Антигону уже казнили, а вместе с ней погиб и его сын, царевич.

Жена царя выслушивает вестника молча, потом уходит и бросается на меч. О чем Креонту тут же сообщает вестник. Царь остается в расстроенных чувствах, плачет и вторит, что закон богов выше, чем закон людей – полная антигония. В этот фрагмент правителю вторит хор.

Анализ произведения

Жанр произведения определяется, как трагедия. Суть заключается в том, что не стоит идти против морали, пренебрегать человеческими чувствами, ставить гордость превыше всего.

Царь возомнил себя всесильным, решил строго наказать сестру, которая чтила память брата, оплакивала его и присыпала тело землей.

Более подробно можно изучить трагедию, если прочитать ее. Текст можно найти на онлайн-сервисах, он есть и в аудио варианте. По мотивам трагедии поставлена не одна пьеса. Можно посмотреть трагедию в Театре музыки и поэзии.

Характер конфликта в трагедии Софокла «Антигона»

Второй великий трагический поэт Греции – Софокл – родился около 496 г. до н.э. в Колоне близ Афин, прославленном им в трагедии “Эдип в Колоне”. Умер Софокл в 406 г.

Еще в 480г., 16-летним юношей, он участвовал в хоре эфебов, выступавшем в честь победы при Саламине. Это дало основание сопоставлять биографию трех великих трагиков. Эсхил был учеником Саламинского сражения, Софокл его прославлял, а Еврипид в это время родился.

Вводит третьего актера, действие получает возможность быть динамичным. «Философ на сцене» – касался вопросов очень глубоких, связанных с человеч.существованием. Многим по содержанию казался слишком сложным. В 2 раза меньше побеждал в соревнованиях.

“Антигона”. Философская трагедия Софокла. Неразрешимый конфликт. Чтобы найти выход, требуется смерть героя. Но здесь значение неразрешимости несколько иное. Сложно определить доминирующую правоту. Здесь нет ни правых, ни виноватых. Трагедия написана на мифологический сюжет фиванского цикла. Она не входила в состав трилогии, как это было у Эсхила, а представляет собой вполне законченное произведение. В “Антигоне” Софокл показывает противоречия между законами божественными и произволом человека и ставит выше всего неписаные божественные законы.

Трагедия “Антигона” названа так по имени главного действующего лица. Полиник, брат Антигоны, дочери царя Эдипа, предал родные Фивы и погиб в борьбе со своим родным братом Этеоклом, защитником родины. Царь Креонт запретил хоронить предателя и приказал отдать его тело на растерзание птицам и псам. Антигона, вопреки приказу, выполнила религиозный обряд погребения. За это Креонт велел замуровать Антигону в пещере. Антигона, верная своему долгу — выполнению священных законов, не смирилась перед Креонтом. Она предпочла смерть повиновению жестокому царю и кончила жизнь самоубийством. После этого жених Антигоны, сын Креонта Гемон, пронзил себя кинжалом, в отчаянии от гибели сына лишила себя жизни и жена Креонта Эвридика. Все эти несчастья привели Креонта к признанию своего ничтожества и к смирению перед богами. “Непреодолимо могущество Рока,- говорит Софокл устами хора,- оно сильнее золота, Арея, крепости просмоленных морских кораблей”.

Преобладающая черта в характере Антигоны – сила воли, которую она проявляет в борьбе с Креонтом за право похоронить брата по установленному обряду. Она чтит древний закон родового общества. У нее нет сомнения в правильности принятого решения (454-462, 470, 471). Чувствуя свою правоту, Антигона смело бросает вызов Креонту.

Софокл строит трагедию в соответствии с характерами основных персонажей. Уже с самого начала в диалоге с Исменой обнаруживается решительный характер Антигоны, который она, по словам хора, унаследовала от отца. Хотя в песнях хора часто упоминается роковое проклятие, тяготеющее над родом Эдипа, но не оно лежит в основе развивающегося действия. Решительность и твердость Антигоны в осуществлении своей идеи, в борьбе с единовластием Креонта связаны с целеустремленным развитием действия, которое отличается большой напряженностью. В композиционном отношении большое значение имеет допрос Креонтом Антигоны. Зритель уже подготовлен предшествующим диалогом с Исменой (в прологе, 1-99) к той страстной убежденности в своей правоте, которую обнаруживает Антигона в возражениях Креонту.

В трагедии “Антигона” Софокл вскрывает один из глубочайших конфликтов современного ему общества – конфликт между родовыми неписаными законами и законами государственными. Религиозные верования, уходящие своими корнями в глубь веков, в родовую общину, предписывали человеку свято чтить кровнородственные связи, соблюдать все обряды в отношении кровных родственников. С другой стороны, всякий гражданин полиса обязан был следовать законам государственным, которые иногда резко противоречили традиционным семейно-родовым нормам.

Креонт – сторонник неуклонного соблюдения законов государственных, писаных. Антигона же превыше этих законов ставит законы семейно-родовые, освященные религиозным авторитетом. Поэтому она и хоронит брата Полиника, хотя государственный закон это и запрещает, потому что Полиник – изменник родины и недостоин чести быть погребенным и оплаканным. Антигона же ради брата, кровного родственника, должна сделать все, что предписывают законы, установленные богами, то есть должна похоронить его с соблюдением всех обрядов. Для мужа, по словам Антигоны, она не пошла бы на нарушение государственного закона, потому что муж – не кровный родственник.

Читайте также:
Особенности композиции Слова о полку Игореве: сочинение

Креонт не считается с традиционными родовыми законами и приговаривает Антигону, нарушившую государственный закон, к смертной казни.

Софокл сочувствует Антигоне и изображает ее с большой теплотой. Великий трагик хотел сказать своим произведением, что для счастья граждан полиса необходимо единство между государственными и семейно-родовыми законами. Но так как классовое государство времен Софокла было далеко от его идеала, то Софокл не только сочувствует Антигоне, но изображает Креонта в виде деспота и тирана, наделенного также и чертами юридического формализма, софистически прикрывающего личную жестокость словами о благе государства. Осуждение государственного деятеля подобного рода сказывается в конце трагедии также и в раскаяньи Креонта и в его самобичевании.

И Антигона, и Креонт вызывают сочувствие. Софокл любил выбирать неоднозначные ситуации. Внутренний конфликт – борьба нескольких точек зрения в душе персонажа, выбор. Софокл соединяет 2 типа конфликта. Софокл ставит свою героиню перед выбором. Голос крови, голос богов призывает Антигону совершить обряд. С другой стороны – она гражданка города Фивы, и существует светский, государственный закон, запрещающий хоронить Полиника. Она должна решить, кто выше, кому подчиняться – какое решение принять. Усложнение – любое нарушение воли богов это смерть, Похоронит – смерть по приказу Креонта. Развитие внешнего конфликта – Антигона и Креонт отстаивают значимость, непререкаемость закона, созданного человеком.

Поможем написать любую работу на аналогичную тему

Характер конфликта в трагедии Софокла «Антигона»

Характер конфликта в трагедии Софокла «Антигона»

Антигона. Трагедия Софокла

Новые горизонты трагедии. За шестьдесят лет плодотворной работы Софокл написал около 123 драм, из которых до наших дней сохранилось в полном объеме только семь. Он был новатором жанра трагедии.

Софокл первым отказывается от практики объединенных трилогий, что способствует краткости и стремительности развития действия. Поэт выбирает несложные эпизоды мифологического цикла для того, чтобы предоставить сюжету трагедии ясность, прозрачность и необременительность и раскрыть внутренний мир героев.

Софокл вводит третьего актера, позволяет отказаться от описательных частей, но изображать динамику действия. Вместе с предоставлением большего значения героям Софокл меняет роль хора. Хор является настоящим выразителем полиса как объединения свободных граждан. Так, стасим, что возвышает человека в «Антигоне», несет мысль о равенстве силы двух свобод (Антигоны и Креонта), которые неизбежно сталкиваются из-за разного понимания таких понятий, как долг, преданность, справедливость и любовь. Софокл сознательно «отстраняет» от действия хор, так как считает, что граждане демократического общества отличаются от других тем, что дают отдельному человеку возможность решать и действовать. Хор у Софокла почти никогда не выступает в роли судьи. Позицию хора в трагедиях Софокла можно сформулировать так: «судить не значит осуждать, справедливость не означает наказание».

Дочь Эдипа. В «Антигоне» показан конфликт между царем Креонтом и его племянницей Антигоной. Какова же причина? В войне за власть погибают братья.

Новый царь приказывает с почестями похоронить племянника Этеокла – защитника города, а его брата Полиника как напавшего оставить без погребения. Антигона нарушает приказ Креонта и прячет своего брата по законам богов.

В стасиме хор поет знаменитый «гимн человеку», в котором перечисляет достижения рода человеческого. За глаза он прославляет Антигону, оплакивает ее будущее. А вместе с ним тоскует и над Креонтом. Он говорит, что славный тот, кто уважает клятвы мощь, родительские заветы и гнев богов, а тот, кто становится на путь обиды – бесславный. Можно однозначно сказать, о ком говорит хор? Возможно, он говорит одновременно и об Антигоне, и о Креонте, что оба «грешат без вины». Она хочет спасти совесть города, он – его спокойствие. Оба в желании достичь своей цели переходят границу.

Кому же мы сочувствуем? Нарушительницу приводят к Креонту. Она не скрывает и не отрицает свой поступок. На наших глазах завязывается трагический конфликт. Он не может быть решен примирением или компромиссом. Креонт и Антигона смотрят друг другу в глаза. И мы чувствуем внутреннее сходство их характеров. Герои будто смотрят в зеркало с разных сторон. Это сходство еще больше разжигает их. Это уже не просто конфликт, это – соревнование. В Креонте и Антигоне пылает огонь любви, но у царя это любовь эгоистичная, жажда обладания, у Антигоны – гуманистическая, отзывчивая, любовь дарения. Девушка говорит: «Любить я родилась, не ненавидеть». Однако в этой схватке становится понятной еще одна их общая особенность. Ни Антигона, ни Креонт не умеют прощать. Царь чувствует, что убеждения Антигоны более взвешенные, авторитет властителя не выдерживает вызова, и Креонт прибегает к средству, которое означает поражение, – применяет силу. Он приказывает замуровать Антигону живой в тюрьме. Героиня погибает.

Читайте также:
Образ автора в Слове о полку Игореве: сочинение

Симпатии зрителей на стороне пострадавшей Антигоны. Но Софокл не был бы Софоклом, если бы не заставил нас изменить свое отношение к обидчику. В конце произведения Креонт теряет семью. С его лица исчезло величие обладателя. Креонт в этот высший момент своих страданий, как и Антигона, становится частью нашей души.

Философ Аристотель писал, что Софокл изображал людей такими, какими они должны быть. В отличие от титанических фигур Эсхила, герои Софокла наделены общечеловеческими чертами. Зритель не выбирает себе любимого героя, а одновременно увлекается всеми, открывает в себе сходство то с одним, то с другим персонажем.

Своеобразие трагедии «Антигона»:

  • Глубокий гуманизм, прославление демократии;
  • Прозрачность сюжета, динамичность действия;
  • Третий актер (здесь это корифей)
  • Переосмысление роли хора;
  • Герои наделены общечеловеческими чертами;
  • Неоднозначность в отношении к героям.

Композиционные особенности Слова о полку Игореве

«Слово о полку Игореве» – это настоящее культурное наследие в российской истории, написанное более 800 лет тому назад неизвестным писателем. Это произведение учит мужеству, отваге, чести, рассказывает, как жили наши далёкие предки, как отстаивали свой дом, не давая в обиду семьи. Однако, сюжет рассказывает о неудачном походе князя Игоря на половцев, но неизвестный автор описывает своё отношение к объединению княжеств, судьба матушки-Руси.

Композиция произведения начинается со вступления, где автор говорит читателю, что не хочет, как певец Бояна хвалить великих богатырей, описывать подвиги, которые не каждый сможет повторить, а скорее наоборот донести все события до сегодняшнего дня. Всё должно быть по правде.

Князь Игорь собирается в поход, чтобы победить грозных половцев и по пути ему встречаются предзнаменования, которые поначалу говорят об успехе. Так и происходит, ведь первый бой дружинники с лёгкостью выигрывают, однако дальше всё становится только хуже. Бой один из главных сражений на Каяле проиграно.

Во второй (центральной) части произведения описывает вещий сон князя Святослава, который рассказывает о поражении сыновей князя Игоря и Всеволода. Но основная мысль здесь иная-это объединение русских князей перед одним общим врагом. Это сплочение даст новую силу княжествам.

Третья часть рассказывает о побеге князя Игоря из плена полоцкого и плачь Ярославны, который описывает скорбь по всем погибшим сынам Матушки-Руси.

Эпилог-это подведение этого во всех произошедших событий. Князь Игорь возвращается и обещает, что будет лучше, ибо понял все свои предыдущие ошибки. Самой главной ошибкой князя была гордость, ведь после первого боя с половцами Игорь возомнил себя непобедимым, а теперь должен держать ответ перед родными погибших, да и перед собственной совестью. Однако, народ русский встретил их, как победителей, героев спасших землю русскую от врага.

Таким образом, «Слово о полку Игореве.» это уже необычное произведение, которое рассказывает об исторических событиях произошедших много столетий тому назад. Это поучительная история для людей любого возраста. Композиция выстроена чётко: вступление, первая глава, центральная часть, третья глава и эпилог. Много символических значений присутствует в рассказе. Эта история несёт не просто исторический смысл, но и глубоко-моральный, нравственный.

2 вариант

Данное произведение было написано автором более восьми веков назад, по этой причине оно имеет целый ряд важных особенностей. В произведении повествуется о походе с северных земель, тогда еще раздробленных земель Руси, похода на половцев. Поход завершился поражением сил собранных князем Игорем. Но в данном произведении это историческое событие не имеет столь важного значения, так как автор на примере этого похода рассуждает о будущем всей объединенной Руси и ее могуществе.

Какие же в произведении есть авторские особенности

В вступлении автор размышляет как же ему лучше вести свое повествования. Он не хочет говорить, как и многие в то время летописцы лишь о положительных качествах князей и всей Руси в целом. Он хочет доносить правду, как очевидец, о Руси того времени.

Само произведение делиться на три большие части. Первая рассказывает нам о походе князя Игоря на половцев, его сражении с ними и полное поражение. Вокруг князя до сражения постоянно летает напряжение. Природа подкидывает ему знамения, что битву эту ему не выиграть, но князь упрям и не слушает никого, он хочет одолеть половцев любой ценой.

Вторая глаза повествует о князе Святославе, который в ночь перед сражением его сыновей увидел сон, который показал их поражение. Через несколько дней, узнав, что сон полностью сбылся, Святослав собирает у себя всех русских князей и говорит свою знаменитую речь, после которой Русь объединяется вовек.

Третью часть можно охарактеризовать, как скорбь по погибшим. В ней основную роль играет небезизветный, до сих пор плачь Ярославны . Она плачет о всех погибшим русских мужчинах, о своем муже и детях. В конце части зритель узнает, что Игорь смог сбежать из плена и отправился обратно в Русь.

Окончанием произведения служит предвкушения счастливого будущего бежавшего князя и его брата и хорошего будущего для всей Руси. Автор делает особый акцент на позитивной ноте, но мы видим, что он достаточно объективно показал нам всю картину происходящего тогда. Описав, как положительные, так и отрицательные стороны происходящих тогда процессов, а так же их участие в них князей.

Читайте также:
Особенности композиции Слова о полку Игореве: сочинение

Также читают:

Картинка к сочинению Композиционные особенности Слова о полку Игореве

Популярные сегодня темы

Человек – это создание социальное. У большинства с самого раннего возраста появляются друзья и знакомые. В начале мы растем в семье, в которой о нас принимают заботу мамы, папы, сестры, бабушки

Любимый школьный предмет. Думаю, не ошибусь, если предположу, что у большинства людей, это Русский язык.

Взросление – неотъемлемый процесс, который происходит в жизни каждого человека. К нему приходят, как правило, в подростковом возрасте или юности. Получая определённый жизненный опыт, человек становится мудрее, приобретает особые моральные качества

Грин написал просто превосходную повесть, которая называется «Алые паруса». Ее на сегодняшний день изучают в школе. В ней он рассказывает о том, что любой человек должен верить в чудеса, и они обязательно исполнятся.

В произведении Гоголя «Мёртвые души» Манилов открывает галерею помещичьих образов. К нему первому едет Чичиков для реализации своей бизнес-идеи. На первый взгляд, это довольно безобидный образ простого помещика

Композиционные особенности “Слова о полку Игореве”

«Слово о полку Игореве» вызвало немало споров о времени написания, подозрений скептиков о подлинности. За два столетия было создано около ста переводов поэмы, и даже существует «Энциклопедия «Слова»». Но за всеми исследованиями, размышлениями и комментариями остается неизменным одно: «Слово» — это жемчужина древнерусской литературы, в которой, как известно, не было вымышленных героев и сюжетов.

Исторические предпосылки создания поэмы

Позади добрые времена Владимира Мономаха и Ярослава Мудрого. Русская земля раздираема междоусобицами князей, разделенных на два лагеря – потомков Мономаха и его противника Олега. Они жестоко враждовали друг с другом. В конце XII века кочевники одолевают южные окраины Русской земли и тревожат ее набегами. Но их натиск разбивается об ответные удары русской дружины.

После нескольких поражений кочевников объединяет хан Кончак, который пытается отомстить за поражение своего деда. В их войске появляются огромные луки-самострелы и «греческий огонь». Разрозненные русские князья столкнулись с сильным и единым войском. Под влиянием этой опасности зреют идеи об объединении и делается попытка примирения мономаховичей и ольговичей, которые на время рвут союз со степью. Эти факторы и определили основную тему и идею произведения «Слово о полку Игореве».

Князь Игорь Святославович

«Слово» рассказывает в основном о походе князя против кочевников. Игорь – второй сын Святослава Ольговича и внук Олега Святославовича, знаменитого своими междоусобицами с Мономахом. Родился князь Игорь в 1151 году, и ко времени похода у него было уже трое сыновей от первой жены. Дочь князя Ярослава была второй женой Игоря, на которой он женился за год до похода. Наголову разбитый Рюриковичем в 1180 году Игорь спасся со своим союзником, а в будущем — злейшим врагом Кончаком.

Когда возникла необходимость объединения русских князей, глава ольговичей Святослав отказался от союза с половцами и выступил одним из организаторов объединения. Это сказалось и на Игоре, который решительно рвет с кочевниками, становится их ярым противником и ставит перед собой безумную задачу – своими силами найти Тмутаракань и дойти до Черного моря, сотню лет закрытого для русичей.

Что двигало князем Игорем? Воинская честь и раскаяние в прежних поступках, ненависть к недавним союзникам, ставшими свидетелями его позора, самолюбие и преданность общерусской политике, — во всем этом особый трагизм похода Игоря. Трагизм, приковавший к нему взгляды летописцев, составивших о нем повести. Поход Игоря ярко показал, что против половцев невозможно действовать в одиночку и только объединенные походы могли иметь успех.

На примере несчастного похода князя Игоря автору «Слова» было удобно показать отсутствие единения русских князей, поэтому главной идеей произведения «Слово о полку Игореве» стал призыв к согласованному отпору половцам. После похода 1185 года северские князья еще дважды выходили против кочевников под предводительством Игоря. О княжении Игоря ничего не известно. Игорь умер в 1202 году, и так и остался бы одним из удельных князей, если бы не «Слово», безвестный автор которого обессмертил князя, превратив его в образ.

Композиционные особенности «Слово о полку Игореве»

Произведение начинается с вступления, в котором автор думает, каким образом ему начать повествование, и как освятить исторические события. Он вспоминает певца-поэта Бояна, у которого «вздрагивали струны, трепетали, сами князям славу рокотали». Наш же автор не хочет указывать только на положительные черты русских князей, в своем литературном памятнике он излагает произошедшие в реальности события.

Вся поэма состоит из трех глав. В первой описывается поход князя Игоря и проигрыш русского войска. Затмение солнца, гроза, поведение лесных зверей и птиц – все предупреждало князя об опасности. Но он остается непоколебим и рвется в бой, в результате которого терпит поражение.

Во второй главе князь Святослав, находящийся в Киеве, видит вещий сон, который предвещает неблагоприятный исход его сыновей Игоря и Всеволода. Узнав о том, что сон действительно был вещим, князь произносит свое Золотое слово, в котором просит всех русских правителей объединиться духом и мечом.

Читайте также:
Образ князя Игоря в Слове о полку Игореве: сочинение

Третья часть состоит из знаменитого плача Ярославны, которая переживает смерть мужа, его брата и обо всем русском войске. В этой же части читатель узнает о побеге из плена князя Игоря.

Заканчивается поэтическое произведение на счастливой ноте – побегом из плена Игоря и Всеволода. Автор уверен в могуществе русских войск, верит в славное будущее Руси.

Данная статья поможет школьникам написать сочинение “Композиционные особенности «Слова о полку Игореве». Произведение состоит из трех частей, повествующих об исторических событиях. Автор не стремится восхвалять главных героев, как это было принято до него, а, наоборот, указывает на их недостатки.

Композиция произведения

На первый взгляд композиция поэмы кажется сложной и непоследовательной. Автор постоянно меняет в повествовании место действия, переходит от одних действующих лиц к другим, вкладывает многочисленные отступления, размышления, переклички и повторы. От тяжелой скорби переходит к призывам, лирическая часть сменяется патетической, но в каждом эпизоде отчетливо слышится голос автора и главное чувство, которому он подчиняет все темы и идею произведения «Слово о полку Игореве», — любовь к родной земле. Композиционно поэму все-таки можно разделить на пять основных блоков:

  1. Вступление начинается с размышления автора, как поведать о походе Игоря. Он противопоставляет свой стиль изложения великому певцу Бояну, который прославлял князей и дружину. Автор же решает пойти другим путем – рассказать все достоверно, по «былям нашего времени», и определяет «границы» своего рассказа – от Владимира и до Игоря.
  2. Поход и поражение Игоря – это второй блок поэмы, который автор начинает со зловещего предзнаменования – солнечного затмения. Но взыграло в князе самолюбие, взглянув на светило, Игорь обращается к своей дружине с речью, которая исполнена воинской решимости, и выступает в поход. Первый бой они выиграли, и войску Игоря досталась богатая добыча. Ночуют в поле русичи и, утомленные боем, не подозревают о надвигающейся опасности: земля гудит от топота копыт вражьей конницы, окружившей со всех сторон русские полки. Три дня бились храбрые русичи, напоили «сватов» своей кровью и полегли на поле брани. В заключение этой части автор вновь касается волнующей его темы и идеи произведения «Слово о полку Игореве», и описывает последствия поражения Игоря, — оно неотделимо от раздираемой усобицами Руси.
  3. Золотое слово Святослава является кульминацией третьей части произведения. Святослав говорит, что поражение Игоря «открыло ворота» на Русь и указывает на первое последствие этого – нападение кочевников на Переяславль, и со слезами призывает всех князей русских объединиться. Автор обращается к истокам этой вражды, чтобы показать губительность усобиц. После чего возвращается к рассказу об Игоре, и переходит к личной теме – плачу о нем его жены.
  4. Плач Ярославны по мужу – это плач, жалеющий не только Игоря, это скорбь русской женщины по русским воинам. Автор и здесь касается главной темы и идеи произведения «Слово о полку Игореве» — темы родины. В плаче Ярославна ищет сочувствия у русской природы, и горе ее находит облегчение.
  5. Побег и возвращение Игоря автор описывает в образе народной сказки: река вступает с Игорем в разговор и сочувствует ему. Далее рассказывает о погоне хана, и переходит к радостной части произведения – Игорь приезжает в Киев, его возвращению все радуются и поют ему славу.

Особенности жанра и композиции Слова о полку Игореве

Особенности жанра и композиции «Слова о полку Игореве».

«Слово о полку Игореве» — произведение, выстроенное, соз­данное автором по законам ритма особого, своего порядка. Он заключается в определённом чередовании безударных и удар­ных слогов. Поэтому повествование плавное, «складное», как сказали бы современники автора.

Жанр произведения — воинская повесть. При очень высоких поэтических достоинствах текста произведение можно было бы назвать поэмой.

Но автор создал «Слово» «по былинам», т.е. по творческим и историческим канонам своего времени. Это Средневеко­вье, XII в., эпоха феодальной раздробленности Киевской Руси.

В плане художественном следует отметить близость произведе­ния к фольклору, к основам устного народного творчества.

Черты, которые делают «Слово» похожим на былину, сле­дующие. Это широкий размах событий, героические характеры главных действующих лиц, красота поэтического языка (напри­мер, постоянные эпитеты), глубокая и мудрая идея единения русских князей ввиду угрозы извне.

А каковы же особенности композиции «Слова о полку Иго­реве»?

Первая часть — экспозиция; в ней автор обращается к читателю и заявляет о том, каков его творческий замысел. Он намерен создать своё творение «по былинам», т.е. исходя из исторически достоверных источников. Он не следует замыслам Бояна, легендарного певца, который в своих песнопениях пре­жде всего стремился прославить русских князей.

Вступление (оно представляет собой завязку произведе­ния) повествует о том, как князь Игорь со своим воинством идёт в поход против половцев из Новгорода Северского. Затмение солнца, печальное предзнаменование, не останавливает хра­брецов. Дружинники слышат призыв любимого князя: «лучше быть убиту, чем полонёну!» — и готовы к боевым подвигам.

Читайте также:
Особенности композиции Слова о полку Игореве: сочинение

Нарастание действия. Пешие и конные полки дружины вступают в южные земли, всё более отдаляясь от родных преде­лов, оставляя всё, что было для каждого из них дорогим и за­ветным: свои дома, родных и близких.

«О русская земля! Ты уже за холмом!» — рефреном звучит это исполненное тоски восклицание.

Первая победоносная встреча с половцами также является элементом нарастания действия.

Кульминация произведения — написанная автором в тра­гических тонах картина главной, разгромной для русских битвы с половцами: «Там всем достало кровавого вина. Русские напоили сватов допьяна, а сами полегли мёртвыми на землю».

Трагична судьба соратников Игоря в плену у половцев и по­следующий его побег из плена.

Развязка, венчающая произведение, подана автором чита­телю в ярких тонах, наподобие торжественного гимна. Игорь возвращается в родные края, и Киевская Русь, это люди и при­рода, прощает ему ошибочный шаг; она принимает его в близ­кую, привычную для него стихию.

Русские люди по-прежнему оценивают князя Игоря как ге­роя.

Героизм и трагедия

Автор наметил себе две задачи:

  • показать состояние, в котором находилась Русь, разрозненная и раздробленная;
  • пробудить сознание князей и во имя русской земли объединиться.

И делает это на примере князя Игоря. Изображение это противоречиво. С одной стороны, он — герой, храбрый воин, который стремится защитить русскую землю. Но, с другой стороны, Игорь нанес своим походом ущерб общему делу, — об этом говорит в «золотом слове» Святослав.

В чем героизм этого героя? Это действия Игоря, его решимость идти вопреки всему, — предостережениям природы и численному превосходству врага, — на половцев. Он выигрывает первое сражение, затем попадает в плен. Но он не повержен. Он бежит из плена, и, в сущности, непобедим. Но его героизм в результате оборачивается трагедией.

Земля залита кровью храбрых русичей, стон и плач над всей землей русской стоит. Те же кочевники, не так давно побежденные киевским князем Святославом, «простерлись по Русской земле». Уже спустился позор на славу. Святослав в слове своем упрекает Игоря, что они с братом самонадеянно пошли на половцев, предшествующую славу похитили, и будущую решили поделить на двоих. Постепенно его речь переходит в обращение ко всем князьям русским, в его уста автор вложил основную идею произведения «Слово о полку Игореве».

УРОК 2 Жанр. Сюжет и композиция «Слова о полку Игореве». Образ князя Игоря.

«Образ солнечного затмения — поэтический прием автора «Слова», с помощью которого он стремится оправдать Игоря и его поход. Игорь идет навстречу гибели, чтобы отвести беду от родной земли… Как считает автор «Слова», поход Игоря был предпринят в целях обороны, «за землю Русскую» (Б.И.Яценко. Солнечное за).

«Когда русские воины увидели себя со всех сторон окруженными половцами, князь Игорь, посоветовавшись с князьями, сказал: «Если поскачем, спасемся сами, а простых людей оставим, а это будет нам перед Богом грех: предав их, уйдем. Но либо умрем, либо вместе живы останемся» (Ипатьевская летопись).

▪ Какое из высказываний, на ваш взгляд, точнее передает образ князя Игоря?

▪ Соответствует ли ваше представление о князе Игоре художественному образу Игоря И.Глазунова? Репродукции, казалось бы, похожи, но какая из них ближе вам? Чем отличаются?

III.РЕФЛЕКСИЯ

1)Прием «Телеграмма»

: составьте текст телеграммы, которую мог бы отправить из плена князь Игорь.

2)Прием «Верные – неверные утверждения» (обсуждение ответов).
Слайд №17.
• Жанр «Слова» — житие. НЕТ

• Сюжетом «Слова» является неудачный поход князя Игоря в 1185 году против половцев. ДА

• События в «Слове» расположены не в хронологической последовательности. ДА

• Князь Игорь был потомком Ярослава Мудрого.ДА

• Князь Игорь правил в Киеве. НЕТ

• Цель похода – завоевание новых земель. НЕТ

• Перед походом князь Игорь увидел вещий сон с дурным предзнаменованием. НЕТ

• Войско князя Игоря было разгромлено на реке Каяле. ДА

• Князь Игорь был ранен в ногу. НЕТ

• Бежать из плена Игорю помог половец Овлур. ДА

3)Слайд №18. Домашнее задание:

1)выразительное чтение «Плач Ярославны» и «Золотое слово Святослава»; 2)ответить на вопрос: кто мог быть автором «Слова», подобрать аргументы (возможно использование ресурсов Интернета).

«…за землю Русскую!».

Повторительно-обобщающий урок по «Слову о полку Игореве».

1.Обобщение знаний, обсуждение идеи «Слова», проследить связь идеи единения с главными героями, автором, подготовка к сочинению.

2.Развивать навыки работы с художественным текстом, мышление учащихся, умение представлять информацию схематично, творческие способности, коммуникативную компетенцию.

3.Воспитывать интерес к истории страны, чувство патриотизма. Оборудование, наглядность:

текст «Слово о полку Игореве» в переводе Д.С.Лихачева, слайдовая презентация, обложки «Слова» разных изданий, выставка творческих работ учащихся (д/з к уроку – нарисовать обложку к новому изданию «Слова»), основа кластера (Слайд №5, распечатанные заготовки на каждую парту).

Борьба за Русь

«Слово» начинается с колебаний автора, они вносят чувство неуверенности и смутное ощущение опасности. Тревожное начало, непрерывно возрастая, находит конкретное объяснение: решимость князя, несмотря на зловещие приметы, выступить в поход. И это создает ощущение обреченности, уверенности в том, что русское войско отправляется навстречу погибели.

Читайте также:
Образ князя Игоря в Слове о полку Игореве: сочинение

Чувство тревоги сменяют бодрые мотивы: победа русичей в стычке с врагом и богатая добыча заслоняют тревогу. Но вскоре это чувство овладевает всей природой: черные тучи, мутные реки, кровавые зори и подземные стуки. С приближением несметного войска половцев назревает в поэме и новая тема — мужество русских воинов. Но автор как будто не может прямо сообщить об их поражении, и он вспоминает о былых походах, о прежних победах.

Говоря о погибших, автор возвращается к народному плачу, говорит о несчастье, постигшем всю Русь. Он стремится осознать поражение Игоря в широких границах русской истории. Воспоминания о былых победах приводят в Киев, к Святославу, где слова князя переходят в призыв объединиться. И в этом обращении читатель явственно видит основную мысль автора и понимает, какова идея произведения «Слово о полку Игореве». Чувство неуверенности в победе в начале поэмы переходит к требованию этой победы у всех русских князей – объединиться в борьбе за Русскую землю.

Особенности жанра и композиции Слова о полку Игореве

Особенности жанра и композиции Слова о полку Игореве

Особенности жанра и композиции «Слова о полку Игореве».

«Слово о полку Игореве» — произведение, выстроенное, соз­данное автором по законам ритма особого, своего порядка. Он заключается в определённом чередовании безударных и удар­ных слогов. Поэтому повествование плавное, «складное», как сказали бы современники автора.

Жанр произведения — воинская повесть. При очень высоких поэтических достоинствах текста произведение можно было бы назвать поэмой.

Но автор создал «Слово» «по былинам», т.е. по творческим и историческим канонам своего времени. Это Средневеко­вье, XII в., эпоха феодальной раздробленности Киевской Руси.

В плане художественном следует отметить близость произведе­ния к фольклору, к основам устного народного творчества.

Черты, которые делают «Слово» похожим на былину, сле­дующие. Это широкий размах событий, героические характеры главных действующих лиц, красота поэтического языка (напри­мер, постоянные эпитеты), глубокая и мудрая идея единения русских князей ввиду угрозы извне.

А каковы же особенности композиции «Слова о полку Иго­реве»?

Первая часть — экспозиция; в ней автор обращается к читателю и заявляет о том, каков его творческий замысел. Он намерен создать своё творение «по былинам», т.е. исходя из исторически достоверных источников. Он не следует замыслам Бояна, легендарного певца, который в своих песнопениях пре­жде всего стремился прославить русских князей.

Вступление (оно представляет собой завязку произведе­ния) повествует о том, как князь Игорь со своим воинством идёт в поход против половцев из Новгорода Северского. Затмение солнца, печальное предзнаменование, не останавливает хра­брецов. Дружинники слышат призыв любимого князя: «лучше быть убиту, чем полонёну!» — и готовы к боевым подвигам.

Нарастание действия. Пешие и конные полки дружины вступают в южные земли, всё более отдаляясь от родных преде­лов, оставляя всё, что было для каждого из них дорогим и за­ветным: свои дома, родных и близких.

«О русская земля! Ты уже за холмом!» — рефреном звучит это исполненное тоски восклицание.

Первая победоносная встреча с половцами также является элементом нарастания действия.

Кульминация произведения — написанная автором в тра­гических тонах картина главной, разгромной для русских битвы с половцами: «Там всем достало кровавого вина. Русские напоили сватов допьяна, а сами полегли мёртвыми на землю».

Трагична судьба соратников Игоря в плену у половцев и по­следующий его побег из плена.

Развязка, венчающая произведение, подана автором чита­телю в ярких тонах, наподобие торжественного гимна. Игорь возвращается в родные края, и Киевская Русь, это люди и при­рода, прощает ему ошибочный шаг; она принимает его в близ­кую, привычную для него стихию.

Русские люди по-прежнему оценивают князя Игоря как ге­роя.

Исторические предпосылки создания поэмы

Позади добрые времена Владимира Мономаха и Ярослава Мудрого. Русская земля раздираема междоусобицами князей, разделенных на два лагеря – потомков Мономаха и его противника Олега. Они жестоко враждовали друг с другом. В конце XII века кочевники одолевают южные окраины Русской земли и тревожат ее набегами. Но их натиск разбивается об ответные удары русской дружины.

После нескольких поражений кочевников объединяет хан Кончак, который пытается отомстить за поражение своего деда. В их войске появляются огромные луки-самострелы и «греческий огонь». Разрозненные русские князья столкнулись с сильным и единым войском. Под влиянием этой опасности зреют идеи об объединении и делается попытка примирения мономаховичей и ольговичей, которые на время рвут союз со степью. Эти факторы и определили основную тему и идею произведения «Слово о полку Игореве».

Героизм и трагедия

Автор наметил себе две задачи:

  • показать состояние, в котором находилась Русь, разрозненная и раздробленная;
  • пробудить сознание князей и во имя русской земли объединиться.

И делает это на примере князя Игоря. Изображение это противоречиво. С одной стороны, он — герой, храбрый воин, который стремится защитить русскую землю. Но, с другой стороны, Игорь нанес своим походом ущерб общему делу, — об этом говорит в «золотом слове» Святослав.

Читайте также:
Образ автора в Слове о полку Игореве: сочинение

В чем героизм этого героя? Это действия Игоря, его решимость идти вопреки всему, — предостережениям природы и численному превосходству врага, — на половцев. Он выигрывает первое сражение, затем попадает в плен. Но он не повержен. Он бежит из плена, и, в сущности, непобедим. Но его героизм в результате оборачивается трагедией.

Земля залита кровью храбрых русичей, стон и плач над всей землей русской стоит. Те же кочевники, не так давно побежденные киевским князем Святославом, «простерлись по Русской земле». Уже спустился позор на славу. Святослав в слове своем упрекает Игоря, что они с братом самонадеянно пошли на половцев, предшествующую славу похитили, и будущую решили поделить на двоих. Постепенно его речь переходит в обращение ко всем князьям русским, в его уста автор вложил основную идею произведения «Слово о полку Игореве».

КОМПОЗИЦИЯ «СЛОВА».

Долгое время исследователей занимала К. С. лишь в связи с попытками ответить на два вопроса. Во-первых, почему последовательность изложения в С. отличается от действительной хронологии описываемых событий. И во-вторых, не являются ли некоторые эпизоды С. фрагментами иных произведений, впоследствии включенными в текст памятника. Поэтому предпринимались попытки путем перестановок реконструировать «правильный», авторский текст С. (см.
Перестановки в тексте «Слова»
), а также попытки обнаружить в тексте памятника вставные эпизоды (см.
История текста «Слова»
).

Но, анализируя К. С., более правомерно сохранить его текст в известном нам виде и выяснить, чем обусловлена последовательность его частей, поскольку в С. отчетливо выступает лирич. начало, а содержание составляют, помимо откликов на поход Игоря, также припоминания о различных событиях, произошедших за полтора предшествующих столетия.

Отсутствие в древнерус. лит-ре прямых жанровых аналогий к С. делает невозможным точно определить, что в его К. принадлежит традиции, а что рождено авторской волей.

С. начинается со вступления («зачина

»), в котором автор сообщает о своих колебаниях или, как иногда интерпретируют исследователи, сомнениях в выборе формы. Автор излагает свои намерения, противопоставляя их тому, в каком роде стал бы восхвалять поход Игоря его предшественник —
Боян
. Из этого противопоставления ясно одно: дело не только в различиях стилистич., а в существе самой темы. Если Боян «пел» славы князьям-победителям, то автору С., слагающему песнь последнему походу Игоря, необходимо придерживаться правды и петь свою песнь «по былинам сего времени». «Былины» (действительные события) не располагали к их воспеванию. Предстоит «петь» не славу походу Игоря, а, по нашим понятиям, нечто вроде плача или даже «антиславы». Это автор осознает и это подчеркивает, воспроизводя манеру Бояна и его традиц. выражения и образы, явно противопоставляя им собств. подход. Считает ли он манеру Бояна просто «устаревшей», не ясно. Прямых указаний на это нет, как не существует в лит-ре этой эпохи указаний на осознание писателями и читателями существования временны́х изменений в стиле («старый» — «новый»): лит-ра, по-видимому, представлялась в те века неизменной.

Закончив вступление, автор обращается к описанию сборов Игоря в поход. Он сообщает о затмении солнца и приводит речь Игоря, ободряющего дружину: «Луце жъ бы потяту быти, неже полонену быти» (С. 5); содержание ее не оправдывается в дальнейшем — автор знает, что

Игорь был не «потят», а полонен. Игорь предлагает дружине: «да позримъ синего Дону» (С. 5—6), и это также не сбывается. Поэтому автор снова строит предположения — как воспел бы Боян поход Игоря, если бы он был победным. Между Игорем и Всеволодом

Буй Туром происходит диалог через огромное расстояние, такой же, как в дальнейшем между ханами
Гзаком
и
Кончаком
. Такие диалоги князей, находящихся на далеком расстоянии друг от друга, имеются и в летописях того времени, очевидно, подразумеваются переговоры через послов.

Всеволод в своей речи ободряет Игоря. Ни одно из победных заявлений Всеволода также не оправдывается в дальнейшем. Всеволод говорит о своих воинах: «пути имъ вѣдоми, яругы имъ знаеми» (С. 8), но оказывается, что они терпят поражение «в полѣ незнаеме», «луци у нихъ напряжени», но из Плача Ярославны мы узнаем, что солнце «имь лучи (луки) съпряже» (С. 39), у них «тули отворени», т. е. готовы к бою и, следовательно, полны стрел, а в Плаче Ярославны говорится, что солнечный зной «тули затче», заткнул колчаны рус. воинам, т. е. лишил стрел.

За описанием приготовлений к походу следует рассказ о выезде Игоря в половецкую степь. Он сопровождается зловещими знамениями. Не только солнце заступает путь Игорю, но и див кличет на верху древа, предупреждая все юж. и пограничные земли. Половцы бегут, и телеги их кричат как лебеди, а ранее упоминалось, что лебеди пели славу прежним князьям. Затем идет описание смен ночи и утра, первой удачной битвы, новых, еще более грозных предупреждений природы: с моря надвигается гроза, автор уже прямо предупреждает об ожидаемом дожде стрел, о громе великом. Половцы постепенно окружают войско Игоря.

Читайте также:
Образ князя Игоря в Слове о полку Игореве: сочинение

Сама битва не описывается, есть лишь небольшой эпизод — рассказ о мужестве Всеволода. По-видимому, это как-то связано с тем, что автор прежде, при описании сбора войска в поход, особое внимание уделил именно Всеволоду. Кажущиеся беспорядочными отрывочные сведения о походе и битве отражают смятенность чувств автора и отнюдь не являются случайными. Постепенно эти отрывочные сведения начинают перемежаться с ист. припоминаниями, которые как бы обобщают происходящее в настоящем. Судьба Олега Святославича

(Гориславича) — это судьба всего «Ольгова гнезда», к которому принадлежат и Игорь, и Всеволод. Разлука братьев на поле битвы — гл. личное несчастье обоих. Автор упрекает братьев за то, что они «разбудили ложь», усыпленную «отцом их» (т. е. феод. главой)
Святославом Киевским
, только что перед этим победившим половцев. Затем автор, после обращения к Святославу, повествует о сне, который видит Святослав в своем златоверхом тереме в Киеве «на горах». Из истолкований боярами этого сна Святослав узнает о поражении Игоря. Неясно, узнает ли Святослав об этом после поражения, во время самой битвы или же пророчески, т. е. до поражения. В конце концов это не так важно, но существенно, что в предшествующем тексте рус. войско также изображено спящим перед битвой. Оба сна как бы параллельны. Такого рода сюжетные связки пронизывают собой С. и являются важными элементами его К., как бы объединяя различные темы памятника.

Поражение Игоря, сон Святослава, отражающий это поражение, и последующий призыв Святослава ко всем рус. князьям объединиться в своем отпоре натиску степняков являются как бы кульминацией С.

(о границах обращения Святослава см. Злато слово

). Игорь и Всеволод не только наказаны за свое своевольство, но в каком-то смысле оправданы своими страданиями. За этим следует часть, обобщающая происходящее. И опять-таки автор С. учит на примере страданий родоначальника др. ветви рус. князей
Всеслава Полоцкого
. Всеславичи, так же как и их противники Ярославичи, призываются к примирению. Эту часть С. объединяет признание общих страданий всей Русской земли: «О, стонати Руской земли, помянувше пръвую годину и пръвыхъ князей!». Но рознь продолжается и поныне из-за распри князей: «розно ся имъ хоботы пашутъ» (С. 37).

Затем следует часть, которую можно определить как катарсис. Игорь прощен. Автор обращается к его личной судьбе как бы через плач его жены — Ярославны

. Она обращается к природе, как Святослав только что обращался к князьям. Тем самым гос. тема сменяется личной. После обращения Ярославны к природе (ее плач на гор. стене Путивля) отношение природы к Игорю резко меняется. Вместо грозных предупреждений природа заботливо помогает Игорю бежать из плена. В новой роли выступает и Боян, который произносит оправдывающие его бегство слова: «Тяжко ти головы кромѣ плечю, зло ти тѣлу кромѣ головы». Боян, появляющийся снова, как бы подчеркивает кольцевое оформление К. С. С точки зрения этой К. появление второго певца
Ходыны
не является необходимым. Скорее всего, это ошибочная конъектура исследователей, не посчитавшихся с К. и поэтикой памятника. Нет никаких оснований часть С., которую мы называем катарсисом, считать полностью или частично добавленной позднее: она вполне закономерно присутствует в С. Катарсис, согласно Аристотелю, делает героя способным продолжать дальнейшую борьбу. Поэтому после удачного побега Игоря из плена и его возвращения на Русь (Киев для автора — центр Руси, и поэтому совершенно закономерно, что в С. говорится о приезде Игоря именно в Киев) следует заключит. здравица всем рус. князьям, а не только участникам похода, здравица за всю борьбу, которую они и их дружины ведут и вели с врагами Руси: «Здрави, князи и дружина, побарая за христьяны на поганыя плъки!» (С. 46).

Мы неизбежно приходим к выводу, что К. С. подчинена эмоц.-лирич. требованиям и не имеет отношения к ист. или иной повествовательности, в которой соблюдалась именно хронол. последовательность описываемых событий.

Лит.: Ржига В. Ф.

Композиция «Слова о полку Игореве» // Slavia. Praha, 1925. Roč. 4. Seš. 1. S. 44—62;
Груньский М.
Форма та композиція «Слова о полку Игоревім» // Зап. Іст.-філол. відділа Укр. АН. 1928. Кн. 18. С. 1—24;
Еремин И. П.
«Слово о полку Игореве» как памятник политического красноречия // Слово. Сб. — 1950. С. 93—129;
Демкова Н. С.
Проблемы изучения «Слова о полку Игореве» // Чтения по древнерус. лит-ре. Ереван, 1977. С. 82—106;
Лихачев Д. С.
1) Поэтика повторяемости в «Слове о полку Игореве» // РЛ. 1983. № 4. С. 9—21; 2) Предположение о диалогическом строении «Слова о полку Игореве» // Там же. 1984. № 3. С. 130—144 (то же: Исследования «Слова». С. 9—28); 3) Катарсис в «Слове о полку Игореве» //
Лихачев
. «Слово» и культура. С. 249—252.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: