Образ князя Игоря в Слове о полку Игореве: сочинение

Сочинение Князь Игорь в поэме Слово о полку Игореве (Образ и характеристика)

В данном произведении, которая представлена в виде летописи, присутствует неувядающая сквозь года актуальность того, что патриотизм занимает в жизни человека одну из самых значимых ролей, и то, как он относится к родной земле, говорит и об остальных качествах личности. Писатель показывает эпоху предыдущих поколений, в которой сосредоточено огромное количество персонажей, которые становятся готовыми отдать свои жизни во блага отечества. Все они по-своему уникальны, и индивидуализация рассказывает как о положительных, так и отрицательных сторонах их жизни.

Главным персонажем в данной эпичной летописи считается князь по имени Игорь. Он управляет большим городом под названием Новгород и является достойным представителем своего семейства. У него есть семья в лице жены Ярославны, которая его любит и ждет. Ей было отведено отдельное место в произведении, а ее роль в нем колоссальна.

Описание князя позволяет читателю представить себе конкретный образ. Он был изображен как молодой тридцатилетний мужчина, который был полон сил. Помимо этого, он искусно владел оружием, умел превосходно сражаться, и слыл храбрым и могучим лидером. Когда Игорь был тяжело ранен, он не отступил с поля боя, а продолжал подбадривать своих воинов мотивирующей речью. Однако помимо плеяды положительных черт, автор демонстрирует и отрицательные – такие, как горячий пыл мужчины, который и толкает его на «безрассудный поход» на половецкие силы. Однако, среди читательской среды, этот поступок трактуется крайне неоднозначно. С одной стороны, он представлялся защитником Отечества и защищал свой край от врага. Но с другой, он подверг риску и даже гибели многим бравым и честным воинам, которые были в любой миг отдать свои жизни за эту идею.

Когда же войско возвращается домой, народные массы встречают их крайне весело и со всеми почестями. Это очередной раз показывает, как военное время сплачивает людей, и то, что русский народ является патриотичным и искренним. Автор попытался передать эти чувства и настроения в большом объеме для того, чтобы читатель погрузился в ту эпоху, для которой подобные явления считались привычными, а проявление подобных качеств, как у Игоря, делали их народными любимцами. Отвага главного персонажа создавала патриотический настрой не только у воинов, которые были рядом с ним, но также и у простого народа, который верил в силы благодаря столь храброму князю, воину и человеку.

Характеристика 2

«Слово о полку Игореве» рассказывает нам о походе русских князей на половцев в тысяча сто восемьдесят пятом году, закончившимся неудачно. Автор данного произведения неизвестен, до сих пор учеными ведутся споры по поводу авторства. Большинство историков склоняется к тому, что человек, описавший события сражения, был ее участником. Оригинал произведения был найден и переведен на русский язык Мусиным-Пушкиным, а в тысяча восемьсот двенадцатом году сгорел во время пожара в Москве. Главный герой поэмы – новгород-северский князь Игорь, в котором сочетаются как положительные, так и отрицательные качества.

Во-первых, князь Игорь совершил неразумный поступок, отправившись в поход, чтобы быть не хуже другого князя. Несмотря на то, что все, вплоть до затмения, указывало не неудачный исход событий, Игорь не отказался от своего решения идти в бой. Победив половцев, князь устроил шумный праздник, из-за которого большая часть его войска погибла, а он сам оказался в плену у половцев. Импульсивный характер князя и жажда славы чуть не лишили Игоря жизни.

Во-вторых, автором произведения князь Игорь описывается как бесстрашный и умелый воин. Он сражался наравне со своим войском, поддерживал его во время битвы. Оказавшись в плену, Игорь переживал из-за последствий своего необдуманного поступка и волновался о судьбе Русского Государства. Он искренне любит свое Отечество и хотел освобождения Руси от половецких войск. Благодаря хорошо продуманному плану, князь сумел возвратиться домой. Несмотря на неудачную битву и разгромленное войско, Игоря соотечественники встречают как героя, что говорит о его положительной репутации среди населения.

Таким образом, личность князя в произведении «Слово о полку Игореве» показывается нам с разных сторон. Несколько раз Игорь подвергал опасности свою жизнь и всего войска из-за жажды награды и славы среди князей. Он потерял войско и оказался в плену из-за своего эгоизма. При этом Игорь был истинным патриотом, волновавшимся за судьбу своей Родины, и готовым защищать ее любой ценой. Кроме того, князь пользовался уважением у войска, являясь отважным и умелым воином. Я считаю Игоря достойным представителем русского княжества того времени, так как несмотря на наличие отрицательных качеств, благодаря своей отваге и решимости, он заслужил любовь своего народа.

Князь Игорь в поэме Слово о полку Игореве

Популярные сочинения

В одном из поздних высказываний Фет говорил про то, как он не представляет возможным писать о чем-то другом помимо красоты или любви. Если говорить о красоте, то чаще всего Фет

Композиционная структура произведения отличается уникальностью, поскольку впервые используется в русской литературе.

На картине изображен мальчик. Перед ним, на столе, расположен разлинованный лист бумаги и письменные принадлежности. Подход серьезный. Но пока ни одной строчки не написано

Образ и характеристика князя Игоря. Слово о полку Игореве сочинение

«Слово о полку Игореве» – это летопись, которая актуальна и в наше время. Многие люди гордятся своей родиной. Многие готовы отдать жизнь за мир и покой родной отчизны. Автор данного произведения в деталях описывает эпоху прошлого. Каждый герой имеет свой характер, свои сильные и слабые стороны. Каждый герой делает данное произведение интересным и насыщенным.

Главным героем «Слова о полку Игореве» является князь Игорь. Древнерусский князь правил большим городом Новгородом и был достойным сыном Святослава Олеговича. Женат князь Игорь был на княжне Ярославне, дочери Ярослава Галицкого, сыгравшей важную роль в этом литературном произведение.

Читайте также:
Особенности композиции Слова о полку Игореве: сочинение

В рассказе автор повествует нам о периоде жизни князя Игоря, когда он отправился с войском в поход на половцев. Поход оказывается неудачным, войско разгромленным, а сам князь Игорь оказывается в плену, из которого ему удается выбраться.

Описание князя Игоря в «Слове о полку Игореве» позволяет составить четкий образ князя. Автор описывает нам Игоря, как молодого тридцатичетырехлетнего князя. Игорь является не только князем, но еще и храбрым и сильным воином, отчаянно сражавшимся за родину. Несмотря на ранения, Игорь не покидал поле боя и подбадривал своих воинов. Это еще раз подчеркивает его мужество и говорит о смелости князя. Несмотря на все положительные качества, автор произведения указывает на горячий пыл князя, и преподносит нападение на половцев, как безрассудный поступок наполненный отвагой. Такой поступок вызывает ярость половцев и нападение их на Русь. Жажда славы заставляет Игоря поступать необдуманно и эгоистично.

По поводу этого поступка князя Игоря мнения разошлись. Одни исследователи считают, князь патриот и защитник отечества, другие ругают его за необдуманный и не вовремя совершенный поступок, перечеркнувший достижения Святослава Киевского.

Тем не менее, любовь к родине, а также стремление защищать родные края заставляет Игоря решиться на побег. Я думаю о том, что все поступки Игоря были во благо Родине, поэтому Игорь так страстно желал вернуться из плена и восстановить былую славу. Любовь к родине не остановила Игоря и во время солнечного затмения, являющегося плохим знаком перед сражением.

Возвращение Игоря домой воспринимается народом, как настоящий праздник. Этим автор показывает патриотичность русского народа. А раздробленная отечественная земля остается единой духовно. Любовь к родине чувствуется на каждой странице всего произведения.

На протяжении всего произведения автор раскрывает черты характера князя Игоря. Мужество и храбрость – это, по моему мнению, призыв для читателя любить родную землю и защищать ее несмотря ни на что.

Несмотря на поражение князь Игорь близкий для меня герой. Его отвага и мужество заставляют стремиться к защите родины, к любви и уважению. Образ князя Игоря создает патриотический настрой, который являлся популярным, как сотни лет назад, так и является популярным и в наше современное время. Ведь отвага и несокрушимая любовь к родине может сделать счастливее русскую нацию.

С цитатами

Много князей было в земле Русской, знают о большинстве из них лишь историки. О герое прошлого времени, князе Игоре, древний автор рассказал нам в «Слове о полку Игореве». В самом начале повествования он ставит князя Игоря в один ряд с князем Владимиром, сообщает о его доблести и мужестве. Обращаясь к вещему Бояну, уподобляет образ Игоря былинным героям. Вместе с тем, автор осуждает честолюбие князя, приведшее к гибели его войско:

Страсть князю ум охватила, и желание изведать Дона великого

Заслонило ему предзнаменование. «Хочу, – сказал, копье преломить

На границе поля Половецкого, с вами, русичи, хочу либо голову сложить,

либо шлемом испить из Дона».

По пути в половецкие земли происходит затмение солнца, что было плохим знаком. Но вера в князя была незыблема, он был удачлив. Ходила дружина с ним на Половцев раньше и побеждала. Так и получилось, первая стычка была удачной. Захватили большой обоз, и князь Игорь принимает свою лучшую долю добычи как должное воздаяние. Тут бы Игорю проявить осторожность, отойти с добычей в родную сторону, но опьяненный победой оставляет он полки отдыхать. Время потеряно, русское войско окружено половцами. Храбрый Игорь с дружиной принимает бой:

Дети бесовы кликом поля перегородили,

А храбрые русичи перегородили червлеными щитами.

Началась сеча. Бьются дружины храбро, но не одолеть половцев. Понимая, что битва проиграна, Игорь пытается собрать остатки войск:

Игорь полки заворачивает, ибо жаль ему милого брата Всеволода.

Поражение. Автор скорбит о погибших русских воинах, осуждает непокорство князей, а об Игоре горестно сообщает:

Тогда Игорь-князь пересел из золотого седла в седло невольничье.

Мы переносимся в Киев, где великий князь Святослав тяжело размышляет о своих племянниках Игоре и Всеволоде:

Что же учинили вы моим серебряным сединам.

Но вот мне беда – княжеская непокорность, вспять времена повернули.

А автор уже не осуждает Игоря, сравнивая его поступок с деяниями других известных ему князей, делает неутешительный вывод:

«Не хитрому, ни удачливому… суда Божьего не избежать!»

Игорь в плену. Ярославна, его супруга, плачет о нем. Для нее он любимый человек, лада. Этот плач Ярославны характеризует Игоря как любящего мужа и доброго отца. Автор считает, что Бог услышал просьбы Ярославны, сжалился над Игорем и указал ему путь из плена. Сравнивает его по пути домой то с горностаем, то с волком, то с соколом, придавая ему лучшие качества этих диких зверей. В конце повествования хвалит Игоря:

Солнце светит на небе – Игорь-князь в Русской земле.

Образ князя Игоря в произведении выведен страстным и живым. Жажда славы поглощает его, сначала лишает осторожности, потом войска и свободы. Но когда появляется возможность бежать из плена, Игорь проявляет чудеса изворотливости и достигает родной стороны. Красной нитью через все произведение одна мысль тревожит автора – гордыня и своеволие князей русских не дают им всем собраться под одним началом, каждый хочет славы для себя, не деля ее с другими. Эта характеристика, где прямо, где иносказательно, дается автором и князю Игорю. И мы понимаем, что это главная нерешенная проблема Русской земли перед грядущим монгольским нашествием.

Сочинение про Князя Игоря

Слово о полку Игореве – это не просто культурное наследие всего нашего народа, это, в первую очередь, пособие по тому, как не нужно стремиться за славой таким образом, как это делал Игорь, что на первый план нужно выставлять блага своей родины, а не тешить своё честолюбие, не делать из себя героя, который может всех победить в одиночку.

Читайте также:
Креонт и Антигона (по трагедии Софокла Антигона): сочинение

Игорь – это эгоистичный князь, который действительно любит Русь, но который в начале произведения не готов действовать сообща с другими. Несмотря на все предостережения и даже мистические знаки, данные автором, Игорь решает один идти против половцев и терпит поражение. Как бы сильно он не любил свою родину, славу он любил сильнее: именно за славой он шёл в этот поход. Политика русских князей того времени предполагала, что все были в ссоре, между ними правил раздор. Будь Игорь мудрее, он бы сразу понял, что против такого сильного врага, как половцы, одного князя просто недостаточно.

Автор показывает храбрость и смелость Игоря, князь действительно был смелым, не боящимся никого, кто станет у него на пути, но его чрезмерная самоуверенность привела его к поражению. Если бы он смог пересилить себя и не допустить раздробленности Руси, то половцы бы не почувствовали слабость в государстве русском и не напали бы. Но всё было так, как было. К счастью, князь Игорь ещё может всё исправить.

Находясь в плену у половцев, князь многое обдумывает, анализирует свои решения и когда возвращается в Киев, приходит уже другим человеком. Как бы он не хотел славы, как бы он не перетягивал одеяло на себя, он всё-таки понимает, что единственный путь к победе – единение. Именно Игорь допустил тот раздор в государстве, из-за которого на слабую Русь напали половцы, так что князь решает не тратить сил на междоусобицы и объединяется с другими князьями, которых всех вместе дружно и встречают в Киеве.

Победа Игоря над своим эгоизмом – это урок, который даёт нам автор. Есть вещи, которые гораздо важнее нашей гордыни, ради которых нужно быть не просто настолько смелым, чтобы бездумно отдать жизнь, а ради которых нужно перебарывать свой эгоизм и объединятся с теми, кто нам даже неприятен во имя общей цели. Единство – вот главная идея автора.

Образ 3

«Слово о полку Игореве» – оригинальное произведение времен Киевской Руси, памятник древнерусской литературы. Поэма занимает одно из ведущих мест в героическом эпосе мировой литературы. Она стоит рядом с памятниками, как индийского, так и иранского эпосов.

Главным героем поэмы является князь Игорь. В центре внимания изображены события неудачного похода новгород-сиверского князя Игоря Святославовича на половцев в 1185 году. Решаясь на этот поход, князь не берет во внимание предвещание Волхов. Затмение солнца должно было остановить Игоря, поход бы не состоялся. Князь посмотрел на светлое солнце, и все его воины были покрыты тьмою. Солнце своей тьмой дорогу дружине Игоревой закрывало. Ночь стонала грозой, птиц разбудила, поблизости дикий свист поднялся.

Но Игорь – человек целеустремленный и смелый. Он не отменяет своего княжеского слова. Он говорит о том, что лучше убитым быть, нежели плененным, и что он хочет испить воды из Дона. Само высказывание свидетельствует о стремлении князя Игоря победить половцев.

В поэме Игоря сравнивают со смелым соколом. Он любит свою родную землю, он храбрый, мужественный, стремится отстоять свободу своей Родины. Но из-за некоторой чрезмерной гордости и нерассудительности княжеское войско потерпело неудачу, пир закончили храбрые русичи. Сам Игорь попал в плен, пересел из княжеского седла в седло невольничье. И этот эпитет свидетельствует о поражении. Соколам обрезали саблями крылья, самих их опутали железными путами. Тяжело было Руськой земле без князя Игоря, как голове без плечей, как плохо телу без головы.

Князь Игорь – историческая личность. Он преданно любит свою Родину, мужественный, отважный, волевой, гордый и открытый. Его слова, что лучше потятым быть, чем плененным, стали крылатыми.

Все его качества характера вызывают у автора и у читателя симпатию и восхищение. Он целеустремленный, стремится к ее воплощению, невзирая на силы природы. Некоторые негативные черты Игоря, как нерассудительность, чрезмерная гордость, сыграли с ним злую шутку. Дружина под его руководством и предводительством потерпела поражение. Многие матери и жены не дождались своих мужей, сыновей и братьев. Вся Руськая земля печалится о потерях, скорбит о плененном Игоре. Но князю удалось бежать, и он вернулся домой. И вся земля, все русичи ликовали, что он вернулся.

Таким образом, образ князя Игоря – яркий пример патриотизма, мужества, преданности своему народу, своей Родине.

9 класс. Сочинение по литературе.

Образ князя Игоря. Слово о полку Игореве

Несколько интересных сочинений

Когда эту сказку пересказывают, снимают по ней мультфильм, то часто помнят только о сюжете. Все знают, как Снежная Королева украла Кая, как его нашла и спасла сестра Герда, но забывают самое начало сказки

В современном мире мало кто уже может представить свою жизнь без компьютера или интернета. Мы привыкли, что у нас круглосуточно есть доступ в сеть, что мы в любое время сможем получить ответ на свой вопрос, но так было не всегда.

Произведение состоит из четырех частей. Главный герой является англичанином. Его зо-вут Лемюэль Гулливер. В первой части он попадает к лилипутам. Вторая часть изображает государство великанов.

Практически все писатели и поэты, будучи детьми своей родной земли, затрагивали в своем творчестве тему родины. Каждый по- своему делал это. Кто-то всецело посвящал себя проблемам, горестям и радостям своей страны

Самоубийство Катерины в «Грозе» является драматической развязкой произведения. Вся пьеса Островского построена на внутрисемейном конфликте, отображающем жизнь и пороки общества того времени.

Сочинение «Слово о полку Игореве»: образ князя Игоря

Автор: Guru · 17.03.2017

Сочинение-рассуждение на тему «Князь Игорь» по литературе

«Слово о полку Игореве» — жемчужина древнерусской литературы, как справедливо замечают многие исследователи. Это произведение вобрало в себя весь колорит богатейшей народной культуры древней Руси. Лирическое и эпическое начала в произведении переплетаются в единую картину, где автор высокохудожественно описал историческое событие – поход князя Игоря на половцев. Поскольку Игорь из рода Рюриковичей – реальная историческая личность, особенно интересно наблюдать, как автор воплотил этот образ, какими качествами он его наделил.

Читайте также:
Образ автора в Слове о полку Игореве: сочинение

Иллюстрация к «Слову о полку Игореве»

Образ Игоря – это некая модель средневекового правителя, наделенная всеми характеристиками эпохи. Он воинственный, храбрый до безрассудства, но, казалось бы, не дальновидный политик. Его распирает чувство собственного превосходства, он слишком самоуверен, поэтому идет в опасный и рискованный поход. Вместо того, чтобы объединиться со всеми своими родственниками и нанести мощный удар, он идет добывать легкую славу. Значит, Игорь тщеславен. Наверное, это потому, что он еще очень молод и горяч, а править должен человек зрелый, умудренный опытом. Игорь же больше заботится о своей славе и готов сложить голову ради престижа.

Спрашивается, зачем нужен был этот безрассудный подвиг? Неужели монарх такой ограниченный? Я думаю, Игорь все-таки не глуп. Его мучает комплекс неполноценности. Он рано взошел на трон, ему еще нужно доказать дружине и семье, что он может править. Мнение дружины было важнее, так как в средние века все вопросы решала сила. Если воины отвернутся от князя, ему не удержаться на троне. Авторитет среди воинов можно приобрести только на войне. Заодно и семье будет ясно, что Игорь не лыком сшит, что он может, если что-то случиться, управиться и с другими княжествами.

Средние века многие исследователи называют темными временами, потому что ум, умение идти на компромисс и идеи равенства, которые ценятся сегодня, тогда были не в цене. Поэтому нельзя требовать от Игоря наличия этих качеств и мыслей. Он правил, как умел, как тогда было принято. Многих возмущает, что Игорь без особого сочувствия оставил Ярославну, предпочел подвиги семейному счастью. Но я думаю, нам не понять того менталитета сегодня, так что суд неуместен. Отношения князя и княжны нужно воспринимать, как любопытную картину нравов того времени: жена должна была выставлять сои переживания на показ (плач – разновидность фольклорного жанра того времени), а муж, наоборот, должен проявлять себя на поле брани. Женщина в те времена вообще не являлась самостоятельным литературным образом: она даже имени не имеет, ее зовут по отчеству. Мужчина, как олицетворение грубой силы, в средние века, напротив, имел большую значимость. От него зависело все, ведь если бы мужчина позволил себе слабость, женщин угнали бы в рабство, а детей и стариков поубивали другие племена.

Иллюстрация к «Слову о полку Игореве»

Исторически сложилось, что князь Игорь (и он не исключение) регулярно ходил с войском за данью. Это еще одна причина зарабатывать авторитет кровью. Если дани не будет, племена выйдут из повиновения, денег для содержания армии не будет. Значит, княжество не сможет обороняться и развалится. Поэтому Игорь не так-то прост, как кажется. Его действиями руководит расчет, характерный для средневекового менталитета.

В финале «Слова о полку Игореве» герой приобретает колоссальный жизненный опыт: он бежал из плена, едва спасся от смерти, погубил дружинников. Только тогда расчетливый, но все же слишком горячий князь понимает, насколько важно объединение для Руси. Он осознает, что нельзя тянуть одеяло на себя, нужно заботиться обо всей Руси, если ты ею владеешь. Это важное открытие облагораживает героя, делает его мудрее.

Таким образом, автор изобразил эволюцию героя, его взросление. Мы видим, как на примере князя он показывает необходимость объединения Руси и семьи Рюриковичей, ведь междоусобные войны создают уязвимость, которой пользуются внешние враги. Игорь набирается горького опыта и становится способным правителем, и историческая основа, находящаяся в нашем распоряжении, подтверждает, что прототип героя эволюционировал так же.

Образ Игоря в «Слове о полку Игореве»

Литеровед предлагает вашему вниманию краткое сочинение на тему «Образ Игоря в «Слове о полку Игореве», которое раскрывает составляющие образа героя, созданного древнерусским автором.

«Слово о полку Игореве» является величайшим памятником древнерусской литературы. Оно связано с народной культурой, языком, мировоззрением. Его идейное содержание направлено на объединение и укрепление Руси. Любовь к родине, готовность защищать ее до последнего вздоха была присуща многим людям того времени. Главный герой поэмы, князь Игорь, не является исключением.

Темой произведения стал поход князя Игоря Святославича против половцев. Закончился он неудачно. Войско князя было разбито, а сам он попал в плен. Чтобы понять причину неудачи, нужно понять, каким был князь Игорь и что им двигало.

Князь Игорь, правитель Новгорода, – главный герой поэмы. Он происходит из старинного княжеского рода. У Игоря могучая дружина, которую он ведет за собой против половцев. На его стороне выступает его родной брат Всеволод.

Князь — храбрый и сильный воин, но неопытный правитель. Он молод, горяч и тщеславен. У него появилась идея «искусить неведомого края», это было основной причиной похода. Никакой практической пользы действия князя не имели. На тот момент разногласия с половцами были урегулированы. Между половецким ханом и русскими князьями установилось перемирие, которое нарушил поход Игоря.

Он «полон ратных дум» и не обращает внимания на небесные знаки. Перед началом похода случилось затмение солнца, которое очень напугало людей. Они приняли это явление за дурное предзнаменование. Дух войска, который так необходим для победы, был сломлен. В рядах дружинников появилось смятение и ропот. Князь совершил ошибку, продолжив путь. Конечно, само затмение солнца не было настоящим предупреждением, но оно повлияло на настроение бойцов и лишило их веры в победу. Они ждали неудачи.

Читайте также:
Образ автора в Слове о полку Игореве: сочинение

Человек гордый и самоуверенный, князь не может отменить поход, нарушить свое слово из-за природного явления. Он решил победить половцев и намерений своих менять не собирается. Его слово – закон не только для воинов, но и для него самого. Он старается держать свое слово и принятых решений не менять. Это хорошее качество, если этому еще сопутствует здравый смысл. Этого как раз князю Игорю и не хватило. Жажда славы заставила рассудок молчать.

Князь «удалой» храбро бьется вместе со своими воинами, он не прячется за их спины. Он весь изранен, но не уходит с поля битвы. Рядом с ним плечом к плечу сражаются его братья. В пылу боя он теряет их из виду. Князь любит своих братьев и переживает за их судьбу.

Игорь рвется в бой, мечтает о военной славе. Думая только о себе, он не предполагает, чем обернется его поход для русичей. Его шаг был недальновидным и необдуманным. Половецкий хан, возмущенный нападением русского войска, собрал основные силы и двинул их на Русь. Он жестоко мстил, разоряя русские города. Большим горем обернулся легкомысленный поступок Игоря для родной земли. Никто из князей не захотел идти выручать его из плена. Все кляли его поступок, навлекший набеги половцев.

Великий князь Святослав, отец Игоря, видит страшный сон о судьбе сыновей. Он не оправдывает поступок сына. Святослав говорит о том, что сыновья замахнулись на славу предков. Они отправились в этот поход, думая только о том, чтобы потешить свое тщеславие. Князья не должны так поступать, они несут ответственность за свою страну, за людей. И все же он призывает князей постоять за Русь и отомстить за раны Игоря, прекратить междоусобицы, объединиться.

Какие бы ошибки ни совершил молодой князь, его любят на родине. Русь помрачнела в его отсутствие, черные, тяжелые дни настали. Игорь попал в плен, Русь обезглавлена. «Тяжко, братья, голове без плеч», — говорит автор.

В Путивле у князя Игоря осталась жена Ярославна. Она очень любит мужа и переживает за его судьбу. Она мечтает стать кукушкой, чтобы полететь к Игорю и омыть, излечить его раны. Княгиня, словно сказочная царевна, обращается к силам природы, чтобы они помогли ее мужу одолеть половцев и вернуться домой. Ее мольбы были услышаны.

Князь думает о том, как вернуться на родину, и сам господь помогает ему в этом. Автор слова очень поэтично описывает побег Игоря. Он использует сказочные приемы и сравнения. Князь сначала обратился в «горностая-белку», потом поплыл по реке, словно сокол, поднялся в облака. Он стремится домой, на родную землю, перед которой так виноват. Он должен искупить свою вину, покаяться перед народом. На Руси все обрадовались возвращению князя: «солнце всходит в небеси – Игорь-князь явился на Руси». По всему видно, что автор слова также симпатизирует князю, несмотря на совершенную им ошибку, повлекшую смерть множества людей.

Автор слова, рассказывая о походе князя Игоря, использует эту историю, чтобы призвать русских князей к объединению. Образ князя Игоря – это воплощение мужества и благородства. Его пример говорит о том, что Русь должна быть единой. Важные решения должны приниматься совместно и взвешенно, чтобы враг не смог одержать победу.

Креонт и Антигона (по трагедии Софокла “Антигона”)

Трагедия “Антигона” (создана около 442 г.) – одно из самых известных произведений знаменитого древнегреческого трагика Софокла. Сюжет “Антигоны” относится к так называемому фиванскому циклу – рассказывает о последствиях войны против Фив.
Новый правитель Фив царь Креонт не смог простить одного из своих племянников – Полиника, который пошел войной против родного полиса. Полиник погиб, сражаясь со своим родным братом – Этеоклом, мужественно защищавшим Фивы.
Креонт запретил родным Полиника предавать тело этого воина

Боги прогневались на царя, и его ожидают страшные бедствия.
Напуганный и сломленный, Креонт решает освободить Антигону. Однако поздно – героиня покончила жизнь самоубийством. И эта смерть стала началом жестокой кары Креонта.

Перед трупом Антигоны себя убивает сын царя Гемон, а затем и жена Креонта – Эвредика – кончает жизнь самоубийством, узнав о смерти сына.
Таким образом, в этой трагедии противоборство Креонта и Антигоны заканчивается победой Антигоны. На чаши весов Софокл ставит закон государя и закон рода, который заложен высшими силами, богами. Антигона, которая выражает волю богов, становится победительницей.

Это настоящая героиня с сильным, решительным, смелым характером, способная противостоять даже царю. Креонт же предстает в этом произведении как человек, поставивший себя наравне с богами, позволивший себе нарушить высший закон. За это Креонт заплатил самую дорогую цену.

Related posts:

Характеристика героев по произведению “АНТИГОНА” Софокла АНТИГОНААНТИГОНА В основе трагедии – миф из фиванского цикла, продолжение трагедии Эсхила “Семеро против Фив”, повествующей о борьбе за власть двоих сыновей царя Эдипа Этеокла и Полиника. Трагедия “Антигона” начинается с рассказа Антигоны ее сестре Исмене о том, что завладевший Фивами Креонт велел похоронить защит­ника Фив Этеокла с почестями, а тело его брата, измен­ника Полиника, […].

Характеристика героев по произведению “АНТИГОНА” Софокла КРЕОНТКРЕОНТ Креонт в трагедии “Антигона” – это жестокий деспот, творящий произвол и беззаконие, презирающий принципы гуманности. Сочувствуя мужественной Антигоне, Софокл осуждает в лице Креонта насилие, вызывает у читателя и зрителя ненависть к нему. Произвол Креонт оборачивается против него самого: в фи­нале трагедии он теряет близких людей и понимает, что сам виноват в их гибели: Уведите […].

Героиня трагедии Софокла “Антигона”После гибели в поединке своих братьев Этеокла и Полиника, из коих один был фиванским царем и удостоился от города подобающих похорон, а другой, желая оспорить власть, привел к Фивам аргосское войско и остался после гибели без погребения по приказу унаследовавшего престол Креонта, шурина Эдипа, А. решает, презрев приказ владыки, почтить погибшего брата похоронами и делится […].

Читайте также:
Креонт и Антигона (по трагедии Софокла Антигона): сочинение

“Антигона” Софокла в кратком изложенииВ Афинах говорили: “Выше всего в жизни людской – закон, и неписаный закон – выше писаного”. Неписаный закон – вечен, он дан природой, на нем держится всякое человеческое общество: он велит чтить богов, любить родных, жалеть слабых. Писаный закон – в каждом государстве свой, он установлен людьми, он не вечен, его можно издать и отменить. […].

Корифеи древнегреческой трагедии: Эсхил и СофоклКороткий пересказ мифа о Эдипе. Жил в Фивах царь Эдип-мудрец, грешник и мученик. Ему выпала страшная судьба – не зная, убить родного отца и вступить в брак с родной матерью. По собственному желанию он подверг наказанию себя – выколол глаза, чтобы не видеть света. По воле богов ему были дарованы прощения и блаженная смерть. У […].

АнтигонаГРЕЦИЯ Софокл (Sophocles) 496-406 до н. э. Антигона (Antigone) – Трагедия (442 до н. э.) В Афинах говорили: “Выше всего в жизни людской – закон, и неписаный закон – выше писаного”. Неписаный закон – вечен, он дан природой, на нем держится всякое человеческое общество: он велит чтить богов, любить родных, жалеть слабых. Писаный закон – […].

Краткое содержание Софокл АнтигонаСофокл Антигона В Афинах говорили: “Выше всего в жизни людской – закон, и неписаный закон – выше писаного”. Неписаный закон – вечен, он дан природой, на нем держится всякое человеческое общество: он велит чтить богов, любить родных, жалеть слабых. Писаный закон – в каждом государстве свой, он установлен людьми, он не вечен, его можно издать […].

Антигона краткое содержаниеСофокл В Афинах говорили: “Выше всего в жизни людской – закон, и неписаный закон – выше писаного”. Неписаный закон – вечен, он дан природой, на нем держится всякое человеческое общество: он велит чтить богов, любить родных, жалеть слабых. Писаный закон – в каждом государстве свой, он установлен людьми, он не вечен, его можно издать и […].

Краткое содержание “Антигона” СофоклВ Афинах говорили: “Выше всего в жизни людской – закон, и неписаный закон – выше писаного”. Неписаный закон – вечен, он дан природой, на нем держится всякое человеческое общество: он велит чтить богов, любить родных, жалеть слабых. Писаный закон – в каждом государстве свой, он установлен людьми, он не вечен, его можно издать и отменить. […].

Трагедии Софокла и их отражение в английской литературе (Английская Литература)Софокл (годы жизни – 496-406 до н. э.) – самый признанный из трех великих авторов аттической трагедии и первый, кто увеличил число исполнителей с двух до трех. До наших дней дошли семь его пьес, в трех из которых рассказывается о судьбе несчастного Эдипа и членов его семьи. Софокл не обладает эпическим размахом Эсхила или “испепеляющим […].

Изложение трагедии Софокла “Царь Эдип”Это трагедия о роке и свободе: не в том свобода человека, чтобы делать то, что он хочет, а в том, чтобы принимать на себя ответственность даже за то, чего он не хотел. В городе Фивах правили царь Лаий и царица Иокаста. От дельфийского оракула царь Лаий получил страшное предсказание: “Если ты родишь сына, то погибнешь […].

“Эдип в Колоне” Софокла в кратком содержанииКолон – местечко к северу от Афин. Там была священная роща богинь Евменид, страшных блюстительниц правды – тех, о которых писал Эсхил в “Орестее”. Среди этой рощи стоял алтарь в честь героя Эдипа: считалось, что этот фиванский герой здесь похоронен и охраняет эту землю. Как оказался прах фиванского героя в афинской земле – об этом […].

Софокл “Царь Эдип”. Краткое изложениеСофокл (497 – 408 гг.) происходил из афинского предместья Колоны, был современником и горячим почитателем Перикла. Софокла называют Гомером греческой драматургии, желая этим сказать, что Софокл так же полно и ярко отражает “золотой век” Перикла, как Гомер запечатлел в своем эпосе жизнь, нравы и представления эпической Греции. Во всех произведениях Софокла чувствуется такое же сознание […].

Герой трагедии Софокла “Филоктет”Филоктет сын Пеанта, царя нескольких фессалийских городов (в Магнесии), получивший некогда лук Геракла со смертоносными стрелами за то, что один решился зажечь его погребальный костер и спас от жестокой боли. Трагедии о Филоктете создали (кроме Софокла) и Эсхил, и Еврипид (обе хронологически предшествовали Софокловой), но последние произведения не сохранились. Согласно свидетельствам, различие между этими драмами […].

Краткое содержание “Царь Эдип” СофоклаЭто трагедия о роке и свободе: не в том свобода человека, чтобы делать то, что он хочет, а в том, чтобы принимать на себя ответственность даже за то, чего не хотел. В городе Фивы правил царь Лаий и царица Иокаста. От дельфийского оракула царь Лаий получил страшное предсказание: “Если ты родишь сына, то погибнешь от […].

Характеристика героев по произведению “ЭДИП-ЦАРЬ” Софокла &;#124; ЭДИПЭДИП В основе сюжета трагедии – миф о царе Эдипе, убившем своего отца и женившемся на собственной матери. Эдип – сын фиванского царя Лая. У Лая и его жены Иокасты долго не было детей, это тревожило супру­гов, и Лай решил отправиться к дельфийскому ораку­лу и узнать причину бездетности. Ответ жрицы Апол­лона поразил царя: он узнал, […].

Царь Эдип Аннотация к трагедии Софокла “Царь Эдип”; СофоклЦарь Эдип Аннотация к трагедии Софокла “Царь Эдип” Софокл – великий греческий драматург, подаривший нам одно из самых восхитительных произведений человеческой цивилизации – трагедию “Царь Эдип” . В центре сюжета стоит человек, определяя тему трагедии – тему нравственного самоопределения личности. Софокл раскрывает перед нами вопрос вселенского масштаба: кто вершит судьбу человека – боги, или же […].

Читайте также:
Особенности композиции Слова о полку Игореве: сочинение

Семеро против Фив. Этеокл и Полиник. Гибель АнтигоныИзгнание Полиника. После изгнания Эдипа его сыновья, Этеокл и Полиник, договорились править в городе по очереди, год один и год другой. Бросили жребий, и первым выпало править Этеоклу. Прошел год, но не захотел Этеокл отдавать власть брату. Объявил он, будто Полиник замышляет против него недоброе дело, и изгнал из города. Отправился Полиник в Аргос, где […].

Краткое содержание трагедии Эсхила “Семеро против Фив”В мифической Греции были два самых сильных царства: Фивы в Средней Греции и Аргос в Южной Греции. В Фивах был когда-то царь по имени Лаий. Он получил пророчество: “Не роди сына – погубишь царство!” Лаий не послушался и родил сына по имени Эдип. Он хотел погубить младенца; но Эдип спасся, вырос на чужой стороне, а […].

“Трахинянки” Софокла в кратком содержании“Трахинянки” – значит “девушки из города Трахина”. Трахин – это маленький городок в глухой горной окраине Греции, под горой Этой, недалеко от славного ущелья Фермопил. Знаменит он только тем, что в нем прожил свои последние годы величайший из греческих героев – Геракл, сын Зевса. На горе Эте он принял добровольную смерть на костре, вознесся к […].

Большие трагедии в цикле произведений “Маленькие трагедии”Живя в обществе, построенном на эксплуатации человека человеком, Пушкин не мог не замечать пороков этого общества. Деньги для людей становились главной ценностью в жизни, мерилом жизни, зависть запросто могла поднять руку на дружбу, миром правили обман, предательство и властолюбие. Современный век напоминает Пушкину демонскую пляску, бесовское кружение. Его душа неспокойна: поэта лишают творческой независимости, его […].

Вечные трагедии человечества (По трагедии У. Шекспира “Гамлет”)В начале XVII века произошло столкновение старого света, в котором царили феодальная темнота и жестокость, и нового света, которым управляют пагубные пристрастия и сила золота. Наблюдая за столкновением двух зол, гуманисты того времени постепенно теряли веру в добро, справедливость и дружбу. Английский драматург У. Шекспир посвятил трагедию “Гамлет” именно этой смене эпох. Главный герой трагедии […].

Вечные трагедии человечества по пьесе (трагедии) Гамлет (Шекспир Уильям)Начало XVII века характеризуется столкновением старого и нового света. На смену феодальной жестокости и темноте, которые царили в старом свете, пришли пагубные пристрастия и всемогущая сила золота, возникшие в свете новом. Гуманисты той эпохи наблюдали ужасное столкновение двух зол и постепенно переставали верить в победу добра и справедливости. Великий английский драматург У. Шекспир свою трагедию […].

Герой трагедии А. К. Толстого “Смерть Иоанна Грозного”Исторический прототип – Иван IV Васильевич Грозный, сын Василия III, великий князь московский и первый русский царь (с 1547 г.). Герой Толстого – сложная, многогранная фигура. Изображая в лице И. Г. носителя идеи жестокой деспотической власти, монарха, как писал автор, “с закоренелой привычкой не знать ничего, кроме своего произвола, и не терпеть противоречия ни в […].

Народ в трагедии А. С. Пушкина “Борис Годунов”Трагедия “Борис Годунов” была написана Пушкиным в 1825 году. Пул псина всегда волновали причины крушений революционных и народно-освободительных движений (в Испании, Италии, Греции). Его внимание привлекали к себе такие исторические личности, как Степан Разин и Емельян Пугачев. В 1824 году Пушкина сильно заинтересовали события конца XVI – начала XVII вв., когда русским государством управлял Борис […].

Герой трагедии В. А. Озерова “Фингал”Сюжет пьесы заимствован из поэмы “Фингал” (1762), вошедшей в собрание “Песен Оссиана”, будто бы найденных в Шотландии английским литератором Макферсоном (как позднее выяснилось, это литературная мистификация, сочиненная им самим). В начале девятнадцатого века “Песни Оссиана” – одно из самых модных и любимых публикой произведений, привлекавшее необычностью стиля, духом древних шотландских саг, своеобразным обликом героев – […].

Характеристика героев по трагедиям Еврипида &;#124; МЕДЕЯМЕДЕЯ Медея – центральный персонаж одноименной траге­дии. Медея вместе со своим мужем Ясоном и двумя деть­ми находится в изгнании в Коринфе после убийства фессалийского царя Пелия. Ясон намерен оставить Медею и жениться на Главке, дочери коринфского царя Креонта. Не желая стать посмешищем, дочь колхидского царя и внучка Гелиоса Медея грозит жесто­ко отомстить обидчикам. Креонт, зная, […].

Женские образы в трагедии Шекспира “Гамлет” (Гертруда)Мать или королева? Для всех героев трагедии “власть” есть одним из ключевых понятий. Судьбы женщин – героинь произведения – также связанs с разными атрибутами, признаками, угрозами власти. Много кто из литературоведов воспринимает мать Гамлета как жертву обстоятельств. Однако Гертруда – королева – вчера и сегодня. Потеряв мужа, она сохранила трон. Но какой ценой? Кое-кто утверждает, […].

Краткое изложение Эдип в Колоне СофоклСофокл Эдип в Колоне Колон – местечко к северу от Афин. Там была священная роща богинь Евменид, страшных блюстительниц правды – тех, о которых писал Эсхил в “Орестее”. Среди этой рощи стоял алтарь в честь героя Эдипа: считалось, что этот фиванский герой здесь похоронен и охраняет эту землю. Как оказался прах фиванского героя в афинской […].

Основная тема трагедии “Борис Годунов”Основная тема трагедии – царь и народ – определила то важное место, которое отвел Пушкин в своей пьесе Борису Годунову. Образ Бориса Годунова раскрыт широко и разносторонне. Борис показан и как царь, и как семьянин; отмечаются его различные душевные качества. Борис наделен многими положительными чертами. Привлекательны его большой ум, могучая воля, отзывчивость, желание “свой народ […].

Читайте также:
Креонт и Антигона (по трагедии Софокла Антигона): сочинение

Этеокл герой трагедии Эсхила “Семеро против Фив”Образ Этеокла восходит к древнегреческим мифам фиванского цикла, обработанным в недошедших до нас эпических поэмах. Э., как и его брат Полиник,- сыновья Эдипа от кровосмесительного брака с собственной матерью Иокастой. Проклятые отцом, Э. и Полиник боролись за царскую власть в Фивах, оставленных Эдипом. В трагедии Эсхила Э. изображен самоотверженным защитником Фив от осадивших город чужеземных […].

Эдип в КолонеГРЕЦИЯ Софокл (Sophocles) 496-406 до н. э. Эдип в Колоне (Oidipous epi colonoi) – Трагедия (406 до н. э.) Колон – местечко к северу от Афин. Там была священная роща богинь Евменид, страшных блюстительниц правды – тех, о которых писал Эсхил в “Орестее”. Среди этой рощи стоял алтарь в честь героя Эдипа: считалось, что этот […].

Историческая концепция трагедии “Борис Годунов”В литературе о “Борисе Годунове” не раз высказывались соображения о том, что параллельно с “Историей Государства Российского” Карамзина и русскими летописями – основными историческими источниками пушкинской трагедии – Пушкин в какой-то мере опирался и на “Анналы” Тацита. Интерес Пушкина к Тациту и пушкинские замечания на “Анналы” по времени совпадают с работой над трагедией. Об отношении […].

Русская история глазами А. С. Пушкина (по трагедии “Борис Годунов” )Живая власть для черни ненавистна, Они любить умеют только мертвых. А. Пушкин Александр Сергеевич Пушкин постоянно интересовался русской историей. Из-под его пера вышли исторические повести, поэмы, стихотворения, но величайшим произведением поэта на эту тему является трагедия “Борис Годунов”. В этом философском произведении автор рассуждает о сущности власти и ее влиянии на самого правителя, о незаконном […].

От трагедии совести к социальной трагедии (пьесы Островского)Вся сила Островского заключается именно в психологии насилия и обмана в их русской форме, и надо удивляться той неистощимости творчества и той тонкости анализа, с которым он строил свои чуть не бесчисленные художественные комбинации волчьего рта и лисьего хвоста. Говорю “чуть не бесчисленные”, потому что, сосчитав даже всех действующих лиц произведений Островского, мы получим цифру, […].

КТО ВИНОВАТ В ТРАГЕДИИ ЖУЛЬЕНА СОРЕЛЯ?1830 года вышел в свет роман Стендаля “Красное и черное”. Произведение имеет документальную основу: Стендаля поразила судьба молодой человека, осужденной к смертной казни,- Берте, что стрелял в мать детей, гувернером которых он был. И Стен-Даль решил рассказать о молодом человеке, который не смог найти своего места в обществе XIX столетие. Чему? Об этом я скажу […].

Сложность композиции трагедии “Сид”Глава 4. Пьер Корнель и классицизм 4.8. Сложность композиции трагедии “Сид” Композиция драмы Корнеля осложнена второй сюжетной линией – любовью инфанты к Родриго. В образе героини также Корнель раскрывает противоречивость внутреннего мира человека, борьбу разума с чувствами. В различных сценах героиня предстает в мучительной борьбе сама с собой. Особенно в разговоре инфанты с воспитательницей Леонор, […].

Героиня трагедии П. Корнеля “Сид”Исторический прототип: донья Химена, дочь дона Гомеса, графа Гормаса, впоследствии супруга дона Родриго Диаса де Бивар, прозванного Сидом (XI век). В трагедии Корнеля Химена страдательный персонаж, несущий основное нравственно-психологическое бремя. Оказавшись в двусмысленном положении (любимый убил на дуэли ее отца), X. требует у короля казни убийцы. Она понимает, что, защищая на поединке честь своего родителя, […].

Миф о Прометее и его отражение в трагедии ЭсхилаЭсхил с давних времен заслуженно считается “отцом трагедии”. В самом деле, по количеству и монументальности своих произведений он является самым гениальным из поэтов-трагиков. ‘Одним из величайших его открытий явилось введение в действие второго актера, что усиливало драматический эффект, создавая возможность изображения борьбы противоположных сил, которая и составляла основу сюжета. В своем творчестве Эсхил стремился раскрыть […].

“Тихий дон” – роман – эпопея всенародной трагедии на стыке эпох“Тихий Дон” – один из известнейших “нобелевских” романов XX века, вызывавший споры, рождавший слухи, переживший неумеренные похвалы и безудержную брань. Спор об авторстве “Тихого Дона” разрешился в пользу Михаила Шолохова – такое заключение еще в девяностые годы прошлого века дала авторитетная зарубежная комиссия. Сегодня роман, очищенный от шелухи слухов, остался один на один с вдумчивым […].

Антигона» Софокла: сущность конфликта, трактовка героев.

Герои «Антигоны» — люди с ярко выраженной индивидуальностью, и поведение их всецело обусловлено их личными качествами. Софокл характеризует главных действующих лиц показом их поведения в конфликте по существенному вопросу полисной этики. В отношении Антигоны и Исмены к долгу сестры, в том, как Креонт понимает и выполняет свои обязанности правителя, обнаруживается индивидуальный характер каждой из этих фигур. Изображая величие человека, богатство его умственных и нравственных сил, Софокл вместе с тем рисует его бессилие, ограниченность человеческих возможностей. Гибель Антигоны и несчастная судьба Креонта — следствия их одностороннего поведения. Так понимал «Антигону» Гегель. Согласно другому толкованию трагедии, Софокл всецело стоит на стороне Антигоны; героиня сознательно выбирает путь, который приводит ее к гибели, и поэт одобряет этот выбор, показывая, как смерть Антигоны становится ее победой и влечет за собой поражение Креонта. Это последнее толкование более соответствует мировоззренческим установкам СофоклаСофокл, несмотря на то, что был другом Протагора, выступает в трагедии “Антигона” против разлагающего влияния протагоровского учения и пытается предостеречь афинских граждан. Софокл показал становление и развитие заблуждений Креонта, разоблачив в конце всю его несостоятельность. Креонту богами и людьми вручена верховная власть в городе. Креонт считает свой закон выражением воли государства (отсюда тезис – “человек – мера всех вещей”). Ошибка Креонта-правителя была в том, что он неправильно понял свои права и переоценил свои возможности. Первой против него выступает Антигона, от ошибочного шага его пытается удержать Гемон. С этой точки зрения интересны его речь и трагический агон , т.е. словесная борьба, по форме диалога представляющая собой стихомифию, быстрый обмен героев репликами

Читайте также:
Особенности композиции Слова о полку Игореве: сочинение

«Антигона» – одна из первых трагедий Софокла. Необыкновенно любима афинскими жителями. Софокл здесь разрабатывает принцип трагической вины. Трагическая вина – вина по ошибке или по неведению или в результате ложно понятого долга. Открывается прологом: умер Эдип, братья(Этеокл и Полиник) боролись за власть и погибли в братоубийственной войне, у власти – царь Креонт. Креонт запретил погребение Полиника, ибо он предатель, войной пошел на родину, Антигона посыпает тело землей из кувшина. Диалог Креонта Антигоны – важный момент в произведении. Общечеловеческая мораль. Боги положили закон о погребении человека. Человеческие законы, указы правителей – Антигона считает, что пусть она будет виновата перед Креонтом, но чиста перед богами. Трагическая война Антигоны: соблюдая общечеловеческий закон, она нарушает закон государства в трагическое военное время. Этот закон поможет удержать государство, но идет против моральных законов. Вина Креонта, Софокл на стороне Антигоны. Антигона подчиняется не писаным законам, а законам общечеловеческой морали. Ради этих законов она не желает отвечать за плохие безнравственные поступки Креонта. Трагедия написана на мифологический сюжет фиванского цикла. Она не входила в состав трилогии, как это было у Эсхила, а представляет собой вполне законченное произведение. В “Антигоне” Софокл показывает противоречия между законами божественными и произволом человека и ставит выше всего неписаные божественные законы.

Преобладающая черта в характере Антигоны – сила воли, которую она проявляет в борьбе с Креонтом за право похоронить брата по установленному обряду. Она чтит древний закон родового общества. У нее нет сомнения в правильности принятого решения. Чувствуя свою правоту, Антигона смело бросает вызов Креонту.

Свои действия он софистически оправдывает интересами государства. Он говорит, что во имя блага родины не может одинаково почтить спасителя отечества и врага К людям, идущим против государства, Креонт готов применить самые жестокие законы Всякое сопротивление своему приказу Креонт рассматривает как выступление антигосударственное (678-679). Другие действующие лица: Исмена – сестра Антигоны, Сторож, Гемон – сын Креонта, жених Антигоны – появляются в трагедии эпизодически, чтобы оттенить основные черты главных действующих лиц. Слабость, нерешительность Исмены являются контрастом силе, стойкости Антигоны, а корыстолюбие и трусость Сторожа – самозабвенной решимости героини. Второстепенные образы как бы дополняют характеристики Антигоны и Креонта. Софокл строит трагедию в соответствии с характерами основных персонажей. Уже с самого начала в диалоге с Исменой обнаруживается решительный характер Антигоны, который она, по словам хора, унаследовала от отца. Хотя в песнях хора часто упоминается роковое проклятие, тяготеющее над родом Эдипа, но не оно лежит в основе развивающегося действия. Решительность и твердость Антигоны в осуществлении своей идеи, в борьбе с единовластием Креонта связаны с целеустремленным развитием действия, которое отличается большой напряженностью. В композиционном отношении большое значение имеет допрос Креонтом Антигоны.

Появление Гемона, порицающего отца и осуждающего его политику, в идейном отношении имеет значение как выражение политических взглядов самого Софокла, а в композиционном – как протест, который окончательно выводит Креонта из себя, он велит слугам привести Антигону, чтобы убить ее на глазах жениха.

Монолог Антигоны перед казнью – высшая степень напряжения. Жалобы Антигоны, приведенные в коммосе, вызывают живую симпатию к героической девушке, не знающей страха перед всесильным Креонтом, а сравнение ее судьбы с уделом Ниобы, дочери Тантала, обращенной в утес, усиливает драматизм.

Песни хора связаны с ходом действия, но не играют большой роли в его развитии. Хор признает правильность поступков Антигоны (848-851) и вместе с тем чутко относится ко всему, что касается безопасности и блага государства (119-123). В отдельных случаях хор порой удивляется храбрости Антигоны, боится за нее, порой сочувствует ей (807-811).

В гибели Антигоны хор видит возмездие за отцовский грех.

г) Социально-политическая направленность трагедии.

В трагедии “Антигона” Софокл вскрывает один из глубочайших конфликтов современного ему общества – конфликт между родовыми неписаными законами и законами государственными. Религиозные верования, уходящие своими корнями в глубь веков, в родовую общину, предписывали человеку свято чтить кровнородственные связи, соблюдать все обряды в отношении кровных родственников. С другой стороны, всякий гражданин полиса обязан был следовать законам государственным, которые иногда резко противоречили традиционным семейно-родовым нормам.

Героиня сознательно выбирает путь, который приводит ее к гибели, и поэт одобряет этот выбор, показывая, как смерть Антигоны становится ее победой и влечет за собой поражение Креонта.

13 Идейное содержание и худож особенности трагедии Софокла «Антигона»

Предыстория: Царь Эдип ушёл из города, царём стал Креонт тк сыновья Эдипа несовершеннолетние. Этеокл и Полиник (сыновья Э.) договорились, что будут царствовать по одному году. Когда Этеокл процарствовал год и пришёл Полиник, тот не пустил его в город, Полиник пошёл войной на Фивы, началась война между двумя братьями. В битве они убивают друг друга.

Драмы Софокла обычно строятся таким образом, что герой уже в первых сценах выступает с твердым решением, с планом действия, определяющим весь дальнейший ход пьесы. Этой экспозиционной цели служат прологи; пролог к «Антигоне» содержит и другую черту, очень частую у Софокла, — противопоставление суровых и мягких характеров: непреклонной Антигоне противопоставляется робкая Исмена

Начало трагедии: разговор Антигоны и Исмены. Антигона просит сестру помочь её похоронить и оплакать брата. (Креонт отдаёт распоряжение похоронить как царя Этеокла, а тело Полиника оставить даже не оплаканным), Исмена отказывает ей в этой просьбе и Антигона решает соверншить погребальный обряд сама. Креонту сообщают, что кто-то нарушил его наказ и на следующую ночь Креонт подсылает своих слуг схватить предателя. Антигона схвачена. Диалог Антигоны и Креонта. Антигона считает, что пусть она будет виновата перед Креонтом, но чиста перед богами. Трагическая война Антигоны: соблюдая общечеловеческий закон, она нарушает закон государства в трагическое военное время. Активный героизм Антигоны, ее прямота и правдолюбие оттенены пассивным героизмом Исмены; Исмена готова признать себя соучастницей преступления и разделить судьбу сестры. Антигона отклоняет эту жертвенность Исмены.

Читайте также:
Образ автора в Слове о полку Игореве: сочинение

Креонт обрекает Антигону на голодную смерть в пещере. Когда её уводят, она поёт себе погребальный гимн, плач о том, что она осталась невинной. Гемон-сын Креонта вместе с хором моляет отца помиловать Антигону, но Креонт не слушает их. Затем Креонт встречает старца Тирессия, который говорит ему, что если Креонт не спасёт Антигону, то лишится всей своей семьи. Сопротивление Креонта сломлено, он отправляется хоронить Полиника, а затем освободить Антигону. Однако уже поздно. Из сообщения вестника хору и жене Креонта Эвридике мы узнаем, что Антигона повесилась в склепе, а Гемон на глазах отца пронзил себя мечом у тела своей невесты. Хор заключает трагедию краткой сентенцией о том, что боги не оставляют нечестия неотомщенным.

Хор не играет в «Антигоне» сколько-нибудь значительной роли; песни его, однако, не отрываются от хода действия и более или менее примыкают к ситуациям драмы. Особенно интересен первый стасим, в котором прославляются сила и изобретательность человеческого разума, покоряющего природу и организующего общественную жизнь. Заканчивает хор предостережением: сила разума влечет человека как к добру, так и к злу; поэтому следует придерживаться традиционной этики. Эта песня хора, чрезвычайно характерная для всего мировоззрения Софокла, представляет собой как бы авторский комментарий к трагедии, разъясняя позицию поэта в вопросе о столкновении «божеского» и человеческого закона.

Смысл – это не драма о преступлении и наказании, трагедия человека (Креонта) (в том, что он никого не слушал). Он неправильно понял свои права и переоценил свои возможности. Моральное уничтожение Креонта страшнее физической смерти

Софокл показывает ошибочность позиции обоих противников, что каждый из них защищает правое дело, но защищает его односторонне. Так понимал «Антигону» Гегель

Согласно другому толкованию трагедии, Софокл всецело стоит на стороне Антигоны (смерть Антигоны становится ее победой)

Софокл завершил начатое Эсхилом дело превращения трагедии из лирической кантаты в драму.Центр тяжести трагедии окончательно перешел на изображение людей, их решений,поступков, борьбы.Проблемы, волнующие Софокла, связаны с судьбой индивида, а не судьбой рода. Это изменение в идеологической установке привело Софокла к отказу от принципа сюжетно связанной трилогии, господствовавшего у Эсхила. Другое значительное драматическое новшество Софокла – допущение трельего актера, что позволило разнообразить сцены введением второстепенных лиц.

Характерным примером драматургии Софокла может служить его трагедия “Антигона”(около 442г.)Сюжет “Антигоны” относится к фиванскому циклу и является продолжением сказания о войне “Семерых против Фив” и о поединке Этеокла и Полиника. После гибели обоих братьев новый правитель Креонт похоронил Этеокла с надлежащими почестями, а тело Полиника, пошедшего войной на Фивы, запретил предавать землю, угрожая смертью. Сестра погибших, Антигона, нарушила запрет и похоронила Полиника. Софокл разработал этот конфликт с точки зрения конфликта между человеческими законами и “неписанными законами” религии и морали. Вопрос был актуальным : защитники полисных традиций считали “неписанные законы” богоустановленными и нерушимыми в противоположность законам людей. Афинская демократия также требовала уважения к “неписанным законам”.

В прологе трагедии Антигона сообщает своей сестре Исмене о запрете Креонта и о своем намерении похоронить брата , несмотря на запрет. Драмы Софокла строятся таким образом, что герой уже в первых сценах выступает с твердым решением, с планом действия, определяющим весь дальнейший ход пьесы.Этой экспозиционной цели служат прологи ; пролог к “Антигоне” содержит и другую черту, очень характерную для Софокла, – противопоставление суровых(Антигона) и мягких(Исмена) характеров. Антигона приводит свой план в исполнение; она покрывает тело Полиника тонким слоем земли. Едва лишь Креонт успел изложить программу своего правления, как узнает, что приказ нарушен. Креонт видит в этом происки недовольных его властью граждан, но затем к нему приводят Антигону, пойманную при вторичном появлении у трупа брата.

Антигона уверенно защищает правоту своего поступка, ссылаясь на кровный долг и нерушимость божественных законов. Активный героизм Антигоны оттенены пассивностью Исмены, но она готова признать себя соучастницей преступления и разделить судьбу сестры. Тщетно Гемон, сын Креонта и жених Антигоны, указывает отцу, что народ на стороне Антигоны. Креонт обрекает ее на смерть в каменном склепе.

В последний раз Антигона проходит перед зрителем, когда сторожа ведут ее к месту казни; она исполняет похоронное причитание по себе самой, но остается уверенной в собственной правоте. Это – высшая точка в развитии трагедии, затем наступает перелом. Слепой прорицатель Тиресий сообщает Креонту, что боги разгневаны его поведением, и предсказывает ему ужасные бедствия. Сопротивление Креонта сломлено и он отправляется хоронить Полиника, а затем освободить Антигону. Однако уже поздно.Из сообщения вестника хору и жене Креонта Эвридике мы узнаем, что Антигона повесилась в склепе, а Гемон на глазах отца пронзил себя мечом у тела своей невесты. Когда подавленный горем Креонт возвращается с трупом сына, то узнает, что Эвридика лишила себя жизни, проклиная мужа как детоубийцу.Хор заключает трагедию краткой сценой о том, что боги не оставляют нечестия неотмщенным .

«Антигона» Софокла и «Преступление и наказание» Достоевского 1 часть (Сравнительный анализ)

В реалиях 21 века человека спокойно могут посадить за репост, раньше могли посадить за анекдот, но в самые далекие времена тебя могли легко отправить на смерть за горстку земли. Я хочу поговрить о Софокле, известном афинском драматурге, и его трагедии «Антигона». Софоклу было свойственно писать о борьбе человека с самим собой и с враждебными обстоятельствами. Во многих своих произведениях он сталкивает героев с диаметрально противоположным мировоззрениям или же героев с одинаковыми взглядами на жизнь, но разными характерами. Читая «Антигону», после ряда поступков персонажей, я еще сильнее заметила эту разницу, но об этом чуть позже.

Читайте также:
Креонт и Антигона (по трагедии Софокла Антигона): сочинение

Трагедия, написанная не одно тысячелетие назад, для меня является примером по-настоящему качественной и хорошей литературы, ведь её до сих пор продолжают обсуждать, выясняя на чьей же стороне правда.

Наши эксперты могут проверить Ваше сочинение по критериям ЕГЭ
ОТПРАВИТЬ НА ПРОВЕРКУ

Эксперты сайта Критика24.ру
Учителя ведущих школ и действующие эксперты Министерства просвещения Российской Федерации.

И несмотря на то, что какие-то поступки героев могут показаться глупыми и нелепыми,(например, смертная казнь за погребение близкого) по сей день в некоторых героях люди продолжают узнавать себя. Это ли не доказательство истинной глубины и значимости всей трагедии?

«Много есть чудес на свете, Человек — их всех чудесней» . Именно такими словами начинается первый стасим «Антигоны». В ней автор отдает дань человеку, как сильному и храброму испытателю, изобретателю, работнику, который преодолел преграды, что поставила природа на человеческом пути, носителю «мыслей как ветер быстрых», «кто сам будущий путь ясно зрит». Но в антистрофе известный трагик, используя противопоставление, говорит о том, что часто произведения рук человеческих несут больше горя, чем добра. И, предостерегая, призывая выбрать верный путь:

Хитрость его и во сне не приснится;

Это искусство толкает его

То ко благим, то к позорным деяньям.

Если почтит он законы страны,

Если в суде его будут решенья

Правыми, как он богами клялся,-

Неколебим его город; но если

Путь его гнусен – ни в сердце мое

Ни к очагу он допущен не будет.

«Антигона» Софокла лично для меня является очень неоднозначным произведением. Здесь помимо основного «вечного» конфликта человека с собственной гордостью, своими убеждениями, раскрывается конфликт между высшими неписаными законами богов и людскими законами, законами государства.

Произведение написано по мифологическому сюжету фиванского цикла. Нам рассказывается о молодой девушке, Антигоне, которая является дочерью царя Эдипа и сестрой Исмены. Оба ее брата, Этеокл и Полиник, умерли в кровавой битве, только одного из них хоронят со всеми почестями, как царя, правителя города, а второго считают, отступником, предателем Родины, ведь он поднял меч на собственный народ. Креонт, как полноправный правитель полиса, приказывает армии строго-настрого сторожить тело брата-предателя, чтобы никем оно не было похоронено. Антигону терзает такая несправедливость, ведь согласно поверьям, если тело не похоронено — душа не сможет обрести покой. Со скрежетом в сердце она решает поступить наперекор земному закону, наперекор собственным страхам и даже наперекор родной сестре, которая боится брать ситуацию в свои руки и что-то менять. Здесь нам раскрывается первый конфликт двух людей с одинаковым мировоззрением, но разными характерами. Исмена боится гнева Креонта, считает, что не имеет право вмешиваться, Антигона же напротив – готова рискнуть жизнью за Полиника, настолько она верна богам, верна неписанным истинам и родному брату.

Второй же конфликт разворачивается между Креонтом и Антигоной. Своевольной девушке было непросто принять решение ослушаться нового повелителя, но неписанные законы для нее важнее. Для нее неважен грех Полиника, неважно, что он напал на Фивы, он такой же ее брат, как и Этеокл. Креонт стоит на своем, запрещая хоронить отступника. Несмотря на все мольбы Исмены, он всё-таки решает казнить сестер. Я считаю, что Креонт глуп и поступок его куда более неправильный, чем деяние Антигоны. Ведь на самом деле он не борется за истину, в нем играет гордость, затмевая разум. Из-за его чрезмерно раздутого эго Креонт никого не хочет слушать, кроме себя самого. Он боится потерять авторитет, боится, что его гордое звание «мужчины» будет поставлено под сомнение. Это подтверждают следующие строки:

Вторая ж дерзость – первую свершив,

Смеяться мне в лицо и ею хвастать.

Она была б мужчиной, а не я,

Когда б сошло ей даром своеволье.

Люби, коль хочешь, к мертвым уходя,

Не дам я женщине собою править.

Поэтому я считаю, что истина на стороне Антигоны. Креонт просто стал одержим своей идеей сохранить законы государства не нарушенными. Он сам начинает сходить с ума. Софокл подтверждает мои рассуждения этими строчками:

Настолько ж нам безумье — враг великий!

А ты уже недугом этим тронут.

Устами Тиресея Софокл сам говорит о том, что Креонт не в своем уме. Креонт прикрывает свой страх потерять авторитет благой целью. Его не беспокоит прав он или нет, кто что думает, какие последствия будут для собственного сына от смерти Антигоны, ведь они любят друг друга и хотят пожениться. Нет. Обо всем этом Креонт не задумывается. Я расцениваю подобное поведение, как крайнюю степень мужской глупости.

Я ещё долго размышляла над центральным конфликтом персонажей. Безусловно, любому человеку непросто следовать высшему закону, а не идти на поводу у базовых земных потребностей. Порой даже инстинкт самосохранения приходится пересиливать и поступать правильно, по совести. Главная героиня сумела сделать такой выбор, несмотря на всю непосильную тяжесть обстоятельств. Родная сестра отказывается ее поддержать, а исполнения долга перед богами сулит ей смертью, но что ещё хуже — разлукой с любимым. Антигона проявляет не только свою преданность родовым неписаным законам, но и высшую степень жертвенности, отречение от земных потребностей и людских законов. Это возвышает героиню, показывая её внутреннюю силу, и, тем самым, Софокл противопоставляет ей Креонта, слабого человека, чья гордыня не позволяет ему прислушаться к совести и осознать всю чудовищность его поступка.

Посмотреть все сочинения без рекламы можно в нашем

Чтобы вывести это сочинение введите команду /id95282

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: