Особенности композиции Слова о полку Игореве: сочинение

Особенности композиции «Слова о полку Игореве…»

«Слово о полку Игореве» является одним из самых выдающихся памятников древнерусской литературы. Оно обладает удивительной историей. Это произведение было открыто в конце 80-ых – начале 90-ых годов 18 века и долгое время входило в коллекцию графа Мусина-Пушкина. В 1812 году, во время нашествия на Россию Наполеона, библиотека графа сгорела и сборник с рукописью «Слова» был утрачен.
Именно поэтому на протяжении нескольких веков ведутся дискуссии о происхождении и подлинности этого произведения литературы. Но одно, безусловно, бесспорно – «Слово о полку Игореве» обладает рядом художественных достоинств, которые позволяют причислить его к шедеврам древнерусской литературы.
Одним из таких достоинств является, на мой взгляд, композиция произведения. «Слово» построено по принципу «триад»: оно состоит из трех частей – вступления, основной (повествовательной) части и эпилога. Основная часть также состоит из трех частей.
Во вступлении автор размышляет о том, как ему рассказать о печальном походе князя Игоря Новгород-Северского. Он мог бы пойти традиционным путем – прославлять князей и дружину, как это его делал его великий предшественник Боян. Но автор выбирает свой, новаторский, путь— он рассказывает обо всем «по былинам нашего времени», то есть достоверно, так, как было на самом деле:
Начаться же сей песни
По былинам сего времени,
А не по вымыслам Бояновым.
Кроме того, во вступлении «Слова» определяются хронологические границы повествования («от старого Владимира до нынешнего Игоря») и очень кратко сообщается о решении князя Игоря:
Ратным духом исполнился
И навел храбрые полки свои
На землю Половецкую за землю Русскую.
Первая часть произведения начинается с описания выступления новгород-северского князя в поход. Это составляет завязку сюжета. Все в природе предвещает несчастье намерениям Игоря: «солнце ему тьмою путь заграждало; ночь, стонущи ему грозою, птиц пробудила, свист звериный встал. ». Но князь не хочет прислушаться к знакам природы – он одержим жаждой славы, честолюбием и самоуверенностью.
Кульминацией действия в этой части становится вторая битва с половцами, в которой русские войска терпят поражение:
Половцы идут от Дона, и от моря, и от всех сторон.
Русские полки отступили.
Бесовы дети кликом поля прегородили,
А храбрые русские щитами червлеными.
Тут же за этим описанием в «Слове» следует первое историко-публицистическое отступление. В нем автор вспоминает о времени Олега Гориславича, черниговского деда Игоря, который «мечом крамолу ковал и стрелы по земле сеял». Кроме того, в этой же части автор сообщает о поражении Игоря и последствиях этого для всей русской земли. На этом первая часть «Слова» заканчивается.
Во второй части действие переносится в Киев, где великий киевский князь Святослав видит «мутный» сон, предвещающий несчастье. Бояре объясняют ему значение этого сна, рассказывая о поражении Игоря и Всеволода.
Кульминацией второй части является «золотое слово» Святослава, «со слезами смешанное». В нем он призывает всех русских князей к объединению. Только так, воедино, можно, по мнению киевского князя, победить врага. Святослав, как истинный патриарх, как «старший», ратует за прекращение междоусобиц и вражды, за единство русских правителей и русских земель. В этом «золотом слове» слышатся мысли самого автора.
Вторая часть произведения содержит еще одно лирико-публицистическое отступление, в котором автор вспоминает о судьбе родоначальника полоцких князей. Как ни «горазд» был Всеслав, его неприкаянная жизнь была судом и возмездием за его усобицы. Заканчивается вторая часть горестными восклицаниями автора:
О, стонать тебе, земля Русская,
Вспоминая времена первые и первых князей!
Третья часть «Слова» начинается плачем Ярославны – жены Игоря. Юная княгиня обращается к самым могущественным силам природы – солнцу, ветру и воде (Днепру, Славутичу) – с просьбой о помощи.
Кульминацией третьей части и, одновременно, развязкой «Слова», несомненно, является побег Игоря из плена:
Солнце светит на небе –
Игорь-князь в Русской земле!
Девы поют на Дунае,
Голоса долетают через море до Киева,
Игорь едет по Боричеву
Ко святой богородице Пирогощей.
Радостны земли,
Веселы грады! –
В эпилоге «Слова» автор прославляет князей и дружину: «Слава князьям, а дружине аминь!»
Таким образом, композиция «Слова» проста и строга. Но, в то же время, она мастерски продумана неизвестным автором, потому что позволяет раскрыть и донести до читателя главную, патриотическую, идею «Слова» – о необходимости прекращения кровавых междоусобиц и объединения русских земель.

Читайте также:
Креонт и Антигона (по трагедии Софокла Антигона): сочинение

Примеры сочинений “Слово о полку Игореве” (по плану с заключением) – 9 класс

­ План сочинения

1. Вступление. Споры вокруг «Слова о полку Игореве»

2. Основная часть.

2.1 Реальное историческое событие — основа « Слова … ».

2.2 Основная идея произведения и способы её раскрытия.

Древняя Русь – эпоха для нас загадочная и неоднозначная, о которой до сих пор спорят ученые. Одна из главных загадок того времени – известный на весь мир памятник древнерусской литературы «Слово о полку Игореве». Это древнейшая историко-героическая поэма, повествующая о походе князя Игоря против половецких войск в 1185 году. До сих пор достоверно неизвестно, кто и когда написал «Слово о полку Игореве». История этого произведения начинается с А.И. Мусина-Пушкина, русского государственного деятеля, ценителя и собирателя рукописей и русских древностей. Кроме того, он проверял подлинность старинных документов. Однажды среди них он наткнулся на «Слово о походе Игоревом, сына Святославова, внука Олегова». Эта находка поразила чиновника. В 1800 году произведение было опубликовано в его посредничестве. Именно он назывался подлинным владельцем рукописи и издал ее. Однако в 1812 году оригинал рукописи сгорел, из-за чего навсегда появился вопрос о ее подлинности. Существует множество версий происхождения произведения. Но и в Российской империи, и в Советском Союзе было принято считать, что произведение подлинное.

Сейчас прошло уже очень много времени с того момента, как оно было создано. За это время количество самых разных фактов, теорий, мнений постоянно растет, но, несмотря на это, «Слово о полку Игореве» навсегда останется литературным памятником русской культуры.

Конечно, «Слово о полку Игореве» — произведение древнерусской литературы, вокруг которого не только по сей день не утихают споры ученых о том, кому же принадлежит авторство, но и к какому литературному жанру его можно отнести. Несомненно, тот, кто создал «Слово … », был не просто талантливым поэтом и очень образованным человеком, но и настоящим патриотом своей Родины.

Искусные переплетения публицистики, лирики и фольклора дают нам возможность насладиться художественным описанием реального исторического события — неудачного похода на половцев князя Игоря Святославича в 1185 году. Отправиться в этот поход князя подвигли чувство воинской чести, раскаяние в своей прежней политике и желание претворить в жизнь новую идею — общерусскую.

Автор наделяет Игоря всеми качествами настоящего воина, готового на любые свершения и жертвы во благо Русской земли. «О Русская земля! Ты уже за холмом» — эти повторяющиеся строки, рефреном звучащие в тексте произведения, каждый раз обращают читателей к главной идее автора. А основная идея произведения — патриотизм.

В полной мере передать силу этого чувства автору помогают некоторые литературные приемы. Масштабное изображение Руси — один из них. Русь представлена не только декорацией для происходящих событий; она является одним из героев повествования. Кроме описания широких границ родной земли, автор прибегает к одушевлению природы. Так, например, именно природа предостерегает князя от задуманного похода солнечным затмением, а уже в пути звери и птицы нарушают криками да свистами задуманную внезапность наступления на врага.

Природа не просто предостерегает князя, она сопереживает ему: сияет радостью, когда Игорь спасается бегством из плена, или плачет листвой деревьев, когда он терпит поражение в битве.

Размышлять над происходящим, оценивать поступки героев — вот то, чего ждёт от читателя автор, не просто пересказывая исторический эпизод, но и давая свою оценку событиям. Ощущение живого разговора с рассказчиком складывается благодаря тому, что в тексте присутствуют многочисленные авторские отступления и обращения, а исторические эпизоды то и дело уступают место вымышленным. Например, плач Ярославны или вещий сон Святослава.

Перед нами предстаёт не просто развитие событий, но и насыщенные невероятным лиризмом страницы, на которые откликается душа. Объединение Руси, прекращение княжеских междоусобиц, разъедающих родную землю изнутри, — в этом автор видит причину всех бед своей Родины. Он с особой горечью пишет о том, что трагичное время настало именно с тех пор, как брат с братом стали делить землю, а враги со всех сторон одну за другой одерживали победы. Свои мысли о междоусобицах автор вкладывает в слова Святослава, осуждающего братьев Игоря и Всеволода за то, что они нарушили закон феодального послушания и спровоцировали новое нападение половцев на русские земли.

Читайте также:
Образ автора в Слове о полку Игореве: сочинение

Образ Святослава — это воплощение авторского идеала мудрого, сильного правителя. Призывая князей выступить за землю Русскую, автор в лирических отступлениях вспоминает первых русских князей и их походы на врагов Родины. Конечно, автор хорошо понимал, что невозможно просто уговорить князей не враждовать между собой. Нужна была сильная централизованная власть, которая бы объединила Русь и сделала её сильным государством. Автор «Слова … » видит центром Руси Киев. Киевского князя Святослава он изображает как могучего и грозного властителя, способного обуздать произвол мелких князей. Но героем «Слова … » является не кто-либо из князей, а весь русский народ.

Создавая своё произведение, автор окинул взором всю Русь, объединив в своём поэтическом описании и русскую природу, и русских людей, и русскую историю. «Заразить» читателя патриотизмом — это и есть основной замысел произведения. И его автор, и его герои, и он сам — истинные, горячие патриоты земли Русской.

Произведение «Слово о полку Игореве», представляет собой достаточно ценное и уникальное произведение, которое не только отображает, какие-либо важные исторические моменты, но также детализирует быт, духовность и культуру того времени. Временным промежутком данного повествования, можно считать конец двенадцатого века, а местоположением, Киевская Русь. Также можно подчеркнуть, что произведение «Слово о полку Игореве», представляет собой не только ценность для народа проживающего в местах повествования, но и для всего мира.

Вся история написана исключительно старославянским языком, который в дальнейшим был переведён на современный. Основными моментами произведения «Слово о полку Игореве», является противоборство русских людей с врагами, которые то и дело пытавшимися заполучить власть и преимущество нам ними. Сюжет затрагивает причины и детали военного похода северного князя, Игоря Святославича, который совершался с целью освобождения Донского водного пути, от захвативших его половцев. И этим самым защитить русский народ от постоянных, разгромных похождений кочевых племён.

В сюжете задействованы два брата, Игорь и Всеволод, сыновья великого и непобедимого князя Киевской Руси, Святослава. Братья решаются повторить подвиг своего отца и завоевать победу над половцами. Они отважно сражаются, не щадя себя, так как за их плечами стоит целая Русь и весь русский народ. Но несмотря на всю свою доблестную отвагу братьев ожидает поражение.

Которое так предчувствовал их отец. Ему даже предвиделся печальный исход этой битвы. После Святослав произносит своё «золотое» слово, который содержал в себе упрёк и некоторое разочарование, северских князей, за их спешку и не правильный расчёт, хвалебный отклик за их мужество и отвагу, а также порицание остальных князей. Этим он пытался призвать к объединению сил всего русского нарда против врага. Это, по его словам, защитит и обезопасит весь народ, от варваров и их злодеяний.

Есть книги, которые, взяв однажды в руки, хочется перечитывать не раз. Они притягивают читателя, увлекая в далёкое прошлое и указывая путь в будущее.

Одним из таких шедевров является «Слово о полку Игореве». Созданное в 1185 году, оно и по сей день потрясает своей актуальностью и мудростью. И неслучайно это творение, глубокими корнями связанное с культурой народа, считается памятником древнерусской литературы. Как известно, для произведений данного жанра неприемлем был художественный вымысел. Ей присущ исключительно исторический характер. Описание реальных исторических событий и есть основа произведений древнерусской литературы.

Уже по названию можно определить тематику «Слова…». Поводом для его написания стал поход князя Игоря Святославича на половцев. Этот поход оказался неудачным: дружина Игоря была разбита, сам же северский князь пленён.

Поддержку немногочисленному войску храброго, но опрометчивого князя оказали его брат Всеволод, сын Владимир и племянник Святослав Ольгович. Однако количественный перевес половцев предрешил исход сражения. Это поражение имело трагические последствия не только для участников кампании, но и для всего русского народа. Окрыленные победой, половцы всё чаще стали вторгаться в пределы земли русской.

Очень трогателен образ природы в произведении. Она является полноправным героем. Природа в «Слове…» предупреждает, запрещает, помогает, плачет, предсказывает…

Перед походом на русские полки падает темная тень. Но солнечное затмение не останавливает Игоря. Он пренебрёг предупреждением солнца, которое закрывает ему путь тьмою кромешной. Не пугает Игоря и разразившаяся гроза. Вся природа восстала против выдвижения русских войск. Птицы и звери тревожатся за воинов.

Читайте также:
Образ князя Игоря в Слове о полку Игореве: сочинение

Совсем иное отношение к силам природы у жены Игоря Ярославны. Именно к ним обращается она за помощью, взывая о спасении мужа и его дружины.

И вновь всколыхнулась природа. Море взыграло, промчался к родному северу вихрь… Сам господь указывает Игорю путь домой. Природа ликует по возвращении отважного князя.

Однако последствия похода плачевны для земли русской, которая была раздроблена на множество княжеств. Постоянные междоусобицы ослабляли Русь изнутри. Князья стремились к укреплению и расширению своих территорий, забывая о главной угрозе, которая исходила извне.

Осознание этой простой истины и рождает в душе великого Святослава мысли, выраженные в его «золотом слове». С болью вопрошает он о том, где же доблестные русские князья и их слуги. Он вспоминает времена, когда они с ножами, без щитов шли защищать русскую землю. Со слезами призывает Святослав русских князей к единению. Только вместе можно защитить родную сторону от участившихся вражеских набегов.

И неслучайно «золотое слово» Святослава переходит в монолог автора. Такой приём свидетельствует о том, что мысли князя разделяет и автор «Слова о полку Игореве».

Произведение актуально и по сей день. Оно призвано уберечь русский народ от неверного исторического шага. Сегодня, когда Россию пытаются взорвать изнутри, необходимо помнить печальные уроки истории.

«Слово о полку Игореве» — жемчужина древнерусской литературы, как справедливо замечают многие исследователи. Это произведение вобрало в себя весь колорит богатейшей народной культуры древней Руси. Лирическое и эпическое начала в произведении переплетаются в единую картину, где автор высокохудожественно описал историческое событие – поход князя Игоря на половцев. Поскольку Игорь из рода Рюриковичей – реальная историческая личность, особенно интересно наблюдать, как автор воплотил этот образ, какими качествами он его наделил.

Образ Игоря – это некая модель средневекового правителя, наделенная всеми характеристиками эпохи. Он воинственный, храбрый до безрассудства, но, казалось бы, не дальновидный политик. Его распирает чувство собственного превосходства, он слишком самоуверен, поэтому идет в опасный и рискованный поход. Вместо того, чтобы объединиться со всеми своими родственниками и нанести мощный удар, он идет добывать легкую славу. Значит, Игорь тщеславен. Наверное, это потому, что он еще очень молод и горяч, а править должен человек зрелый, умудренный опытом. Игорь же больше заботится о своей славе и готов сложить голову ради престижа.

Спрашивается, зачем нужен был этот безрассудный подвиг? Неужели монарх такой ограниченный? Я думаю, Игорь все-таки не глуп. Его мучает комплекс неполноценности. Он рано взошел на трон, ему еще нужно доказать дружине и семье, что он может править. Мнение дружины было важнее, так как в средние века все вопросы решала сила. Если воины отвернутся от князя, ему не удержаться на троне. Авторитет среди воинов можно приобрести только на войне. Заодно и семье будет ясно, что Игорь не лыком сшит, что он может, если что-то случиться, управиться и с другими княжествами.

Средние века многие исследователи называют темными временами, потому что ум, умение идти на компромисс и идеи равенства, которые ценятся сегодня, тогда были не в цене. Поэтому нельзя требовать от Игоря наличия этих качеств и мыслей. Он правил, как умел, как тогда было принято. Многих возмущает, что Игорь без особого сочувствия оставил Ярославну, предпочел подвиги семейному счастью. Но я думаю, нам не понять того менталитета сегодня, так что суд неуместен. Отношения князя и княжны нужно воспринимать, как любопытную картину нравов того времени: жена должна была выставлять сои переживания на показ (плач – разновидность фольклорного жанра того времени), а муж, наоборот, должен проявлять себя на поле брани. Женщина в те времена вообще не являлась самостоятельным литературным образом: она даже имени не имеет, ее зовут по отчеству. Мужчина, как олицетворение грубой силы, в средние века, напротив, имел большую значимость. От него зависело все, ведь если бы мужчина позволил себе слабость, женщин угнали бы в рабство, а детей и стариков поубивали другие племена.

Читайте также:
Креонт и Антигона (по трагедии Софокла Антигона): сочинение

Исторически сложилось, что князь Игорь (и он не исключение) регулярно ходил с войском за данью. Это еще одна причина зарабатывать авторитет кровью. Если дани не будет, племена выйдут из повиновения, денег для содержания армии не будет. Значит, княжество не сможет обороняться и развалится. Поэтому Игорь не так-то прост, как кажется. Его действиями руководит расчет, характерный для средневекового менталитета.

В финале «Слова о полку Игореве» герой приобретает колоссальный жизненный опыт: он бежал из плена, едва спасся от смерти, погубил дружинников. Только тогда расчетливый, но все же слишком горячий князь понимает, насколько важно объединение для Руси. Он осознает, что нельзя тянуть одеяло на себя, нужно заботиться обо всей Руси, если ты ею владеешь. Это важное открытие облагораживает героя, делает его мудрее.

Таким образом, автор изобразил эволюцию героя, его взросление. Мы видим, как на примере князя он показывает необходимость объединения Руси и семьи Рюриковичей, ведь междоусобные войны создают уязвимость, которой пользуются внешние враги. Игорь набирается горького опыта и становится способным правителем, и историческая основа, находящаяся в нашем распоряжении, подтверждает, что прототип героя эволюционировал так же.

Композиция “Слова о полку Игореве”, особенности произведения

Князь Игорь Святославич.
Художник И. Глазунов

Композиция “Слова о полку Игореве”: особенности произведения

“. По общему мнению исследователей Слова, поэтический его план делится на три основные раздела. Первый из них посвящен событиям Игорева похода и последствиям русского поражения, второй — Святославу Киевскому, как оберегателю Русской земли, и третий — возвращению Игоря из плена. “ (Орлов А. С., Шамбинаго С. К. Слово о полку Игореве // История русской литературы: В 10 томах, 1941—1954, Т. I)

“. По идейному содержанию и художественной форме в композиционной системе «Слова о полку Игореве» наиболее четко выделяются три части: Сон Святослава, Золотое слово Святослава и Плач Ярославны. Они являются своеобразным поэтическим фокусом, способствующим полному раскрытию авторского замысла. При анализе художественного построения «Слова» этим частям обычно уделяется главное внимание. ” (Булахов М. Г. “Слово о полку Игореве” в литературе, искусстве, науке: Краткий энциклопедический словарь, 1989 г.)

“. Автор Слова далек от вольного орлиного полета, волчьего рыскания, гоньбы сокола за лебедями. Его песнь, прежде всего, подчинена строгому плану. В стройной, хотя и сложной композиции, автор Слова с необыкновенным поэтическим мастерством излагает событие 1185 г. в ряде тесно связанных между собою картин-песен. Многие из них кончаются рефренами, «припевками»:

“. О Русская земля!Ты уже за холмом. “

“. Степь поникла, жалости полна,И деревья ветви приклонили. “

Рефренов много, причем некоторые повторяются по нескольку раз. Ясно, что сам поэт видел в них «припевки», отделяющие одну поэтическую часть от другой. “ (Орлов А. С., Шамбинаго С. К. Слово о полку Игореве // История русской литературы: В 10 томах, 1941—1954, Т. I)

“. Автор Слова намеренно не придерживается последовательного изложения событий. Перед местами, особенно драматическими, он делает отступление, вводя песни, уводящие, главным образом, в воспоминание о прошлом. В этих, так сказать, интерлюдиях встречаются возвращения к «старому Владимиру» Все интерлюдии глубоко эмоциональны, полны высокого лиризма. “

“. Другими вводными интерлюдиями являются картины природы, предваряющие и сопутствующие наиболее сильным местам рассказа. “ (Орлов А. С., Шамбинаго С. К. Слово о полку Игореве // История русской литературы: В 10 томах, 1941—1954, Т. I)

“. Композиция „Слова о полку Игореве“ при первом взгляде кажется очень сложной, а иногда и непоследовательной. Автор переходит от темы к теме, от одних действующих лиц своего повествования к другим, постоянно меняет место действия, перенося его от Игорева войска в Половецкой степи в Киев, а из Киева в различные русские земли, на некоторое время в Путивль, затем в Половецкую землю, оттуда вновь на Русь — в Киев. Так же быстро меняется и время действия — автор обращается от настоящего к прошлому и от прошлого к настоящему и к предчувствиям грозного будущего.

Перед читателем проходит целая гамма ощущений: от тяжелых предчувствий и скорби автор переходит к патетике призыва; эта патетическая часть сменяется лирической и интимной, а все произведение в целом завершается радостным и торжественным финалом.

В „Слове“ — своеобразная музыкальная композиция, в которой каждая часть не только самостоятельна по теме, но и окрашена своим особым чувством; все части вместе гармонично слиты в единое и удивительно законченное произведение.

В сущности, все темы в „Слове“ подчинены одной общей теме и все чувства — одному главному чувству, но и те и другие искусно развернуты во времени, представлены в сложном развитии. Эта главная тема — тема родины, и это главное чувство — чувство любви к родине. “ (“«Слово о полку Игореве»: Историко-литературный очерк”)

“. Поражение Игоря, сон Святослава, отражающий это поражение, и последующий призыв Святослава ко всем русским князьям объединиться в своем отпоре натиску степняков являются как бы кульминацией «Слова»..” (Энциклопедия “Слова о полку Игореве”: В 5 т. — СПб.: Дмитрий Буланин, 1995. Т. 2)

637. Композиционные особенности произведения Слова о полку Игореве Русский язык

Сочинение — Композиционные особенности произведения Слова о полку Игореве. Русский язык

“Слово о полку Игореве” — памятник древнерусской литературы, написанный предположительно во второй половине 12 века монахом. В основе сюжета произведения лежит неудачный поход князя Игоря Святославовича против половцев.

Читайте также:
Образ князя Игоря в Слове о полку Игореве: сочинение

Начинается “Слово о полку Игореве” вступлением. Автор произведения вспоминает славного Баяна, который воспевал подвиги русских полководцев. Однако писатель решает отойти от традиций Баяна и рассказать правдиво историю Руси, обратив внимание не только на положительные качества князей, но и высказать свое мнение относительно их правления.

Дальше текст произведения делиться на три основные части: неудачный поход князя Игоря и последствия его поражения, “золотое слово” Святослава, призывающего русских князей объединится против общего врага и побег Игоря из плена. В начале первой части рассказывается о сборе русских князей под предводительством Игоря. Поход против половцев сопровождает солнечное затмение, которое предупреждает о трагическом исходе битвы. Но Игорь пренебрегает предзнаменованием. Первое сражение оказывается успешным. Князья, опьяненные победой, продолжают наступление. Бой на реке Каяле заканчивается разгромом войска русичей: половцы берут в плен князя Игоря. Поражение Игоря приводит к тому, что русские князья перестают объединяться для защиты границ, каждого заботят только свои интересы. Половцы, видя разобщенность князей, начинают нападать на русские поселения: они грабят и убивают местных жителей.

Во второй части повествование переходит в Киев. Отец Игоря Святослав “изронил слово золотое”, он упрекает своих сыновей, что они напрасно затеяли поход против половцев. Добиваясь славы и пренебрегая помощью других князей, сыновья Святослава принесли горе сединам старика. Автор призывает русских князей объединиться против в общего врага.

Третья часть начинается “плачем Ярославны”. Жена плененного Игоря упрекает ветер и солнце в том, что они не помогли ее мужу. Она просит Днепр сохранить жизнь Игоря. Словно в ответ на мольбы Ярославны ее супруг спасается из плена: природа благосклонна к князю, она указывает ему путь домой. Заканчивается “Слово о полку Игореве” прославлением русских князей и их дружины, которые сражались против половцев.

“Слово о полку Игореве” было написано около 800 лет назад, но и в наше время оно не теряет своей важности и актуальности, как для историков, так и для литературоведов. Произведение содержит три основных композиционных части: вступление, развитие сюжета и заключение. Благодаря “Слову о полку Игореве” читатель знакомится с культурой Древне Руси.

Вариант 2

«Слово о полку Игореве» — это чудесное наследие отечественной истории, появившееся на свет около 800 лет назад благодаря талантливому и грамотному человеку. Произведение показывает лучшие качества воинов, рассказывая о жизни далеких предков. Еще сюжет отмечает неудачную войну князя Игоря с половцами, но таинственный писатель отмечает свое отношение к формированию единого государства.

Произведение начинается со вступительной части, где автор откровенно отмечает, что не хочет прославлять великих воинов, описывать их подвиги, которые они совершили в бою, а попытаться донести правдивую информацию о происходящем событии.

Князь Игорь идет на битву, чтобы одолеть страшных половцев, а на пути ему встречается предсказание, которое пророчит успех мероприятия. Это событие происходит, так как первый поединок они быстро выигрывают, но дальше его боевые успехи ухудшаются. Бой на Каяле закончился трагедией для него и людей в его государстве.

Читайте также:
Образ автора в Слове о полку Игореве: сочинение

Во второй части рассказа отмечен сон Святослава, предсказывающий проигрыш в битве его сыновей. Однако, основная мысль заключается в объединении местных князей для устранения возникшей угрозы. Такое объединение позволит князьям выступить против врага.

Третья часть повествует о побеге Игоря из вражеского плена и плачь Ярославны, которая скорбит об умерших в войне людях.

Эпилог — итог всех происходящих событий. Князь обещает, что после возвращения из похода улучшится жизнь людей, так как он осознал все свои ошибки. Основной ошибкой князь считает гордость, так как после победы над врагами, он считал себя великим полководцем, а теперь ему необходимо отвечать перед народом за погибших воинов, но народ встретил воинов в торжественной обстановке, ликованием и радостью.

Делаем вывод, что произведение «Слово о полку Игореве» рассказывает о важных событиях, которое произошло много лет назад. Эта история дает урок разным людям, используя своеобразные символы. Эта история отражает прошлые события, подчеркивая моральные и нравственные идеалы.

Новаторство трагедии Эврипида

(480 до н.э. — 406 до н.э.), древнегреческий драматург. Принципиальная новизна его творчества позволила трагедии сделать огромный скачок в своем развитии — по сути, в его пьесах уже содержатся принципы сегодняшней драматургии, современного театра. Представитель новой аттической трагедии, в которой преобладает психология над идеей божественного рока. Никогда не признавался классиком при жизни. Из 92 пьес, приписывавшихся Еврипиду в древности, до нас дошло из них 18 трагедий. Предпочтительная разработка женских ролей в трагедии была нововведением Еврипида. Гекуба, Поликсена, Кассандра, Андромаха, Макария, Ифигения, Елена, Электра, Медея, Федра, Креуса, Андромеда, Агава и многие другие героини сказаний Эллады представляют собой типы законченные и жизненные. Мотивы супружеской и материнской любви, нежной преданности, бурной страсти, женской мстительности в сплаве с хитростью, коварством и жестокостью занимают в драмах Еврипида весьма видное место. Женщины Еврипида превосходят его мужчин силой воли и яркостью чувств. Также рабы и рабыни в его пьесах не являются бездушными статистами, но имеют характеры, человеческие черты и проявляют чувства подобно свободным гражданам, заставляя зрителей сопереживать. Лишь немногие из уцелевших трагедий удовлетворяют требованию законченности и единства действия. Сила автора прежде всего в психологизме и глубокой проработке отдельных сцен и монологов. В старательном изображении душевных состояний, обычно напряженных до крайности, заключается главный интерес трагедий Еврипида. Главной новацией Еврипида, вызывавшей неприятие у большинства современников, было изображение человеческих характеров. Еврипид вывел на сцену людей такими, какие они бывают в жизни. Герои и особенно героини Еврипида отнюдь не обладают цельностью, их характеры сложны и противоречивы, а высокие чувства, страсти, мысли тесно переплетаются с низменными. Это придавало трагическим характерам Еврипида многогранность, вызывая у зрителей сложную гамму чувств — от сопереживания до ужаса.

Медея. История женской мести. Ясон, вернувшийся из Колхиды победителем, с золотым руном, привез с собой и колхидскую царевну Медею. Они поселились в Коринфе и много лет счастливо там прожили. Но вот Ясон собирается жениться на коринфской царевне (чужестранка его законной женой не признается). Ясон здесь – не герой, но несправедливо было бы воспринимать его как достойного презрения подлеца, как полагает Медея, а с ней – большинство современных читателей. Ясон утверждает, и небезосновательно, что новый брак обеспечит безопасность и Медеи, и их детей, и самого Ясона. Однако Медея, которую измена Ясона ввергает в неистовство, помышляет только о мести. Ей удается извести царевну, послав ей в подарок отравленный плащ. Затем, выдержав нелегкую борьбу с материнскими чувствами, Медея наносит Ясону поистине сокрушительный удар, убивая своих и его сыновей. В финале мы видим Медею, которая взлетает ввысь на крылатой колеснице, посланной ей дедом – богом Солнца, и упивается горем и ужасом Ясона, лишенного даже возможности покарать ее за злодеяние.

Ипполит. История чистого, склонного к аскетизму юноши, сына Тесея от амазонки. Ипполит навлек на себя гнев богини любви Афродиты своим презрением к ней и исключительной преданностью Артемиде, покровительнице охоты. Чтобы погубить юношу, Афродита заставляет влюбиться в него Федру, жену Тесея и мачеху Ипполита. Федра готова скорее умереть от любви, чем обнаружить свою страсть. Однако старая кормилица Федры, желая ее спасти, посвящает в тайну Ипполита, тот выслушивает ее рассказ с ужасом и отвращением. Федра совершает самоубийство, однако обида побуждает ее оставить записку, в которой она обвиняет Ипполита в посягательстве на свою честь. Тесей находит это послание и отправляет сына в изгнание. Проклятие это неизбежно должно сбыться – так в свое время пообещал Тесею Посейдон, и оно действительно становится причиной гибели Ипполита. Умирающего юношу приносят назад в Афины, в эпилоге появляется Артемида и раскрывает правду, но слишком поздно.

Читайте также:
Образ князя Игоря в Слове о полку Игореве: сочинение

13.КомедииАристофана

С первых лет его творчества («Ахарняне», 425; «Всадники», 424; «Осы», 422; «Мир», 421) отображают взгляды крестьянства Аттики, которое особенно страдало от военных действий. Протест против войны сочетается у комедиографа с критикой афинских правителей. В значительной степени благодаря Аристофану древнегреческое слово «демагог», означавшее «предводитель народа» приобрело современное е значение. Пьесы Аристофана отличаются смелостью фантазии, юмором, беспощадностью обличений, свободой политической критики. Объектами его сатиры были современные ему афинское общество, модная философия и литература, а также агрессивная политика Афин, тяготы Пелопоннесской войны, на которую пришлась большая часть жизни Аристофана. Его намеки и конкретные выпады, нюансы характеристик были понятны современникам, находили у них живой отклик. Комедии Аристофана всегда актуальны и обладают почти публицистическим эффектом. Теме «войны и мира» — основной в дискуссиях политических партий в Афинах того времени — посвящены пьесы Аристофана «Ахарняне» (425; поставлена от имени поэта и актера Каллистрата) и «Мир» (421).В своих комедиях Аристофан высмеивает как выскочек, крикунов и неучей из низов, так и аристократов и «золотую» молодежь. Почти в каждой своей комедии Аристофан высмеивает вождя Афин Клеона, которого во «Всадниках» (424; первая комедия Аристофана под его собственным именем) выводит крикуном и неучем, льстивым и хитрым рабом престарелого и тупого Демоса (Народа). Причины пороков общества Аристофан видит в войне и представителях новой философии (софистах) и литературы (комедии Еврипида), расшатывающих традиционные устои общества. В образе шарлатана, лжемудреца и наставника в пороках в «Облаках» (423) он выводит Сократа. Облака — хор из 24 девушек — символ неясности и расплывчатости языка представителей новой философии. Композиционная структура комедий Аристофана отличается постоянством: экспозиционный пролог завершает выступление хора, в дальнейшем действие развивается в чередовании речевых партий (эписодиев) и хоровых, из которых выделяется парабаса – партия хора, выступающего обычно от имени автора. Особое место занимает агон, где сталкиваются позиции спорящих сторон. Дальнейшие эписодии должны либо подтвердить правоту победителя в споре, либо показать иллюзорность его воззрений в применении к реальной жизни. В более поздних комедиях Аристофан отходит от традиционной структуры: парабаса теряет самостоятельное значение, сильно сокращается роль хора в развитии сюжета. Творчество Аристофана отличало чувство личной ответственности за решение политических и нравственных проблем своего времени, а также яркий и выразительный язык. В мировой драматургии он считается отцом комедии.

32. Новаторство Еврипида-драматурга. Анализ трагедии “Ипполит”.

Еврипид не только меняет внешний вид трагедии, но и привносит новую тематику. Впервые им поднимается любовная тематика. «Ипполит» – 434 год до н.э. Боги здесь преступники, совершают бессмысленные поступки. Эта трагедия имела успех, но ее пришлось дважды переписать. Сюжет известен и в Библии – вариант сюжета о коварной жене. У Еврипида Федра (вторая жена Тесея) любит своего пасынка, но публику шокирует то, что она сама ему в этом признается. Потом Еврипид это изменил. «Ипполит» выиграл в агоне. Любимый афоризм Еврипида «Ничего сверх меры». Нарушение его героями ведет к их гибели. Ипполит – сын Тесея от первого брака с амазонкой. Трагедия открывается прологом, где Афродита говорит, что обижена на Ипполита, потому что тот все время проводит с Артемидой. Афродита насылает на Федру страсть к Ипполиту. Страсть и холодность – Афродита и Артемида. Федра и Ипполит, Афродита и Артемида никогда не появляются на сцене одновременно. Федра при смерти, причина – любовь, кормилица решает рассказать все Ипполиту. Его предупреждают, что чувства не должны быть сверх меры. Федра боится, что Тесей убьет ее детей. Она решает убить себя, а в руке оставляет записку, где обвиняет Ипполита в домогательствах. Тесей изгоняет и проклинает Ипполита. Тот гибнет. Затем появляется Артемида, которая говорит, что Ипполит не виноват в этой трагедии. Много вариаций. Взаимоисключающие начала не встречаются на сцене.

Читайте также:
Образ автора в Слове о полку Игореве: сочинение

Благодарный материал для изображения страстей Эврипид находит, используя тему любви, почти совершенно не затронутую в прежней трагедии. Особенно интересна в этом отношении

трагедия «Ипполит». Миф об Ипполите — один из греческих вариантов широко распространенного сюжета о коварной жене, которая клевещет перед мужем на целомудренного юношу, не пожелавшего разделить ее любовь (ср. библейское сказание об Иосифе). Федра, жена афинского царя Фесея, влюблена в своего пасынка Ипполита, страстного охотника и почитателя девственной богини Артемиды, избегающего любви и женщин. Картина любовных мучений Федры нарисована с большой силой. Новая Федра томится от страсти, которую она тщетно пытается побороть: чтобы спасти свою честь, она готова пожертвовать жизнью. Отказ возмущенного Ипполита заставляет Федру осуществить план самоубийства, но теперь уже с целью сохранить свое доброе имя с помощью предсмертной клеветы на пасынка.

Уже Федра оказывалась бессильной жертвой страсти, с которой она не в состоянии была совладать. В позднейшем творчестве Эврипида еще более выдвигается момент зависимости человека от беспорядочно действующих сил как внутри, так и вне его, от внезапных порывов, от переломов судьбы, от игры случая. Удел действующих лиц — пассивное страдание.

Все драмы Еврипида связаны со злободневными философскими и этическими проблемами своего времени, выдвинутыми впервые во время Пелопннесской войны. Следует обратить внимание на такие новшества Еврипида в области драматургической техники, как введение сольных арий – монодий, уменьшение роли хора. Своеобразную роль приобретает пролог, в котором излагается содержание трагедии, появляется развязка с помощью “deus ex machina” (“бога из машины”). Это новаторство в технике драматургии объясняется, с одной стороны, своеобразным, критическим отношением поэта к мифологии как основе народной религии, навеянным взглядами софистов и греческих натурфилософов. Еврипид признает какую-то божественную сущность, управляющую миром, но боги традиционной мифологии почти всегда получают в его произведениях отрицательную окраску, нравственное содержание мифов вызывает его возражения. Поскольку прямое отрицание народной религии в условиях афинского театра было невозможно, Еврипид ограничивается выражениями сомнения и намеками. Второй важнейшей чертой творчества Еврипида, объясняющей многие нововведения в драматургической технике, был огромный интерес драматурга к личности человека и ее субъективным стремлениям. Обязательное для трагедии столкновение человека с противоборствующими силами он изображал как борьбу человека с самим собой. Внутренний мир человека, его психология не были объектом художественного изображения в творчестве драматургов, предшествующих Еврипиду. Новаторство Еврипида состоит в том, что он изобразил борьбу чувств и внутренний разлад своего героя, первым ввел в драму любовную тему, ставшую центральной в некоторых его произведениях. Еврипид часто вносит существенные изменения в традиционный миф, сюжет которого становится всего лишь оболочкой, мало связанной с жизненным, истинно человеческим содержанием произведения и противоречащей идеологической и художественной направленности трагедии. Еврипид привносит новую тематику. Впервые им поднимается любовная тематика. Особенно интересна в этом отношении

Трагедия «Ипполит». «Ипполит» – 434 год до н.э. Боги здесь преступники, совершают бессмысленные поступки. Эта трагедия имела успех, но ее пришлось дважды переписать. Сюжет известен и в Библии – вариант сюжета о коварной жене. У Еврипида Федра (вторая жена Тесея) любит своего пасынка, но публику шокирует то, что она сама ему в этом признается. Потом Еврипид это изменил. «Ипполит» выиграл в агоне. Любимый афоризм Еврипида «Ничего сверх меры». Нарушение его героями ведет к их гибели. Ипполит – сын Тесея от первого брака с амазонкой. Трагедия открывается прологом, где Афродита говорит, что обижена на Ипполита, потому что тот все время проводит с Артемидой. Афродита насылает на Федру страсть к Ипполиту. Страсть и холодность – Афродита и Артемида. Федра и Ипполит, Афродита и Артемида никогда не появляются на сцене одновременно. Эта мстительность, приписываемая Афродите – один из обычных у Еврипида выпадов против традиционных богов. Покровительствующая Ипполиту богиня Артемида появляется в конце трагедии, чтобы открыть Тесею истину и утешить Ипполита перед смертию. Оказывается, она не могла своевременно прийти на помощь своему почитателю, так как меж богов обычай – наперекор друг другу не идти. Федра при смерти, причина – любовь, кормилица решает рассказать все Ипполиту. Его предупреждают, что чувства не должны быть сверх меры. Федра боится, что Тесей убьет ее детей. Она решает убить себя, а в руке оставляет записку, где обвиняет Ипполита в домогательствах. Тесей изгоняет и проклинает Ипполита. Тот гибнет. Затем появляется Артемида, которая говорит, что Ипполит не виноват в этой трагедии. Ипполит понимает, что Киприда взяла не одну, а три жертвы: он, отец и Федра. Он жалеет отца, говорит, что и его судьба достойна плача. Тесей желает заменить сына, называет свой грех затмением, ужасным даром богов. Отец обнимает сына. Сын снимает груз с отца, просит прощения у отца, Тесей говорит, что сын его одолеет смерть, прощается с ним, Киприда оставила на душе его клеймо страдания. Миф об Ипполите — один из греческих вариантов широко распространенного сюжета о коварной жене, которая клевещет перед мужем на целомудренного юношу, не пожелавшего разделить ее любовь (ср. библейское сказание об Иосифе). Картина любовных мучений Федры нарисована с большой силой. Новая Федра томится от страсти, которую она тщетно пытается побороть: чтобы спасти свою честь, она готова пожертвовать жизнью. Отказ возмущенного Ипполита заставляет Федру осуществить план самоубийства, но теперь уже с целью сохранить свое доброе имя с помощью предсмертной клеветы на пасынка.

Читайте также:
Креонт и Антигона (по трагедии Софокла Антигона): сочинение

Уже Федра оказывалась бессильной жертвой страсти, с которой она не в состоянии была совладать. В позднейшем творчестве Эврипида еще более выдвигается момент зависимости человека от беспорядочно действующих сил как внутри, так и вне его, от внезапных порывов, от переломов судьбы, от игры случая.

«Новаторство Еврипида»

Родился Еврипид на Саламине, в день знаменитой победы греков над персами в морском сражении. Родители его оказались на Саламине в числе других афинян, бежавших от войска персидского царя Ксеркса. Они были, скорее всего, небогаты. Во всяком случае, недолюбливавший автора трагедий комедиограф Аристофан в комедии «Женщины» назвал мать Еври-пида «торговкой овощами». В детстве Еврипид занимался гимнастикой, даже выиграл соревнования среди мальчиков. Затем стал брать уроки ораторского искусства и литературы у Про-дика и Анаксагора и уроки философии у Сократа.

Известно, что в 408 г. до н. э. великий драматург принял решение покинуть Афины, приняв приглашение македонского царя Архелая. Историки склоняются к мысли, что основной причиной явилась если и не травля, то обида ранимой творческой личности на сограждан за непризнание заслуг.

Еврипид, в отличие от двух других великих драматургов, стоит ближе всего к правде земной жизни. Он не идеализирует своих персонажей. Софокл, согласно преданию, говорил, что сам он изображает людей такими, какими их следует изображать, а Еврипид — такими, каковы они на самом деле.

Под пером Еврипида герои утрачивают преувеличенно героические черты. Это вовсе не лишает их возможности подняться над общим уровнем, совершив подвиг, доказав верность идеалам. Еврипид в облике мифологических героев, в сущности, изображал в трагедиях своих современников.

Если в причине трагедии Эсхил видит волю богов, Софокл -соединение человеческой гордыни с упрямством и столкновение их с волей рока, то Еврипид видит эту причину исключительно в человеческой природе. Людей губят их собственные невежество и глупость, их необузданные страсти и чувства.

Всего перу Еврипида приписываются девяносто две пьесы. До наших дней практически полностью сохранились девятнадцать. «Алкеста». Адмет, царь Фер в Фессалии, обречен на смерть. Он может, впрочем, прожить долгую жизнь, если кто-то согласится отдать за него свою жизнь. Умереть ради него соглашается лишь жена, Алкеста. Она и в самом деле умирает. Тело ее помещают в гробницу. К счастью, в Ферах оказывается Геракл, который проводит ночь в гостях у своего старого друга Адмета. Геракл подстерегает возле гробницы бога смерти Танатоса, ^| одолевает его в бою и возвращает Алкесту к жизни.

«Медея». Ясон, вернувшийся из Колхиды победите лем, привозит с собой золотое руно. Вместе с ним — его спасительница, колхидская царевна Медея. Любящая пара поселилась в Коринфе и много лет прожила там счастливо. Спустя много лет, когда уже в семье появились любимые дети, Ясон собрался жениться на коринфской царевне.

По законам Греции чужестранка не признается его законной женой. Ясон утверждает, что заключает этот брак исключительно из политических соображений. Дескать, новый брак обеспечит безопасность и Медеи, и их детям, и самому Ясону. Однако Медея, которую измена Ясона повергла в отчаяние и неистовство, помышляет только о мести. Медея посылает сопернице в подарок отравленный плащ и коринфская царевна погибает.

Читайте также:
Образ князя Игоря в Слове о полку Игореве: сочинение

Перу Еврипида принадлежит и «Елена» — возможно, первая в истории человечества фантастическая пьеса. В ней использован редкий вариант мифа, согласно которому Парис привозит в Трою лишь призрак Елены. Настоящая же Елена оказывается в Египте. После разрушения Трои Ме-нелай по пути домой высаживается в Египте, находит там Елену и вместе с ней возвращается в Спарту. Медея знает, как ударить по самому больному: она наносит Ясону поистине сокрушительный удар, убивая своих и его сыновей. Материнские чувства не могут одержать верх над охватившей ее жаждой мести. В финале Медея взлетает ввысь на крылатой колеснице, посланной ей ее дедом — богом солнца. Она торжествует, упиваясь ужасом Ясона, лишенного даже возможности покарать ее за злодеяние.

«Ипполит». Сын героя Тезея и амазонки, страстный охотник Ипполит навлек на себя гнев богини любви Афродиты своим презрением к ней. Он был исключительно предан Артемиде, покровительнице охоты. Желая погубить юношу, Афродита заставляет влюбиться в него Федру, жену Тезея и мачеху Ипполита. Федра пытается сдержать свои чувства, в начале пьесы она готова скорее умереть от любви, чем обнаружить свою страсть. Однако старая кормилица Федры, желая ее спасти, посвящает в тайну Ипполита. Тот далек от сочувствия и милосердия, он выслушивает рассказ старухи с ужасом и отвращением. Федра совершает самоубийство. Тяжелое чувство оскорбленной женщины побуждает ее оставить записку, в которой она обвиняет Ипполита в посягательстве на свою честь. Тесей находит это послание и, прокляв, отправляет сына в изгнание. Проклятие отца неизбежно должно сбыться: так в свое время пообещал Тезею бог Посейдон. Гибель и в самом деле настигает Ипполита. Умирающего юношу приносят назад в Афины. В эпилоге появляется Артемида и рассказывает правду, однако исправить уже ничего нельзя.

«Ион». Сюжет пьесы можно вполне сравнить с современной мелодрамой. Мальчик, рожденный под покровом тайны и брошенный матерью, целый ряд волнующих и все более запутывающих дело событий. В конце концов мать и сын едва не погубили друг друга, однако истина постепенно выясняется, поэтому у пьесы счастливый конец

«Безумствующий Геракл». Великий герой Геракл успевает вернуться в родные Фивы как раз вовремя, чтобы спасти жену и детей от смерти, на которую их обрек захвативший власть тиран. Богиня Гера, вечный и непримиримый враг Геракла, насылает на него безумие. В исступлении он убивает жену и детей.

Оправившись от безумия, Геракл собирается покончить с собой. С трудом его отговаривает от этого поступка давний друг, афинский царь Тесей.

«Вакханки». Вакханками называли спутниц бога виноделия Диониса. Живя в Македонии, Еврипид соприкоснулся с диони-сийскими ритуалами и вполне возможно, что сюжет пьесы навеян этими впечатлениями. Действие трагедии происходит в Фивах. Сюда прибывает Дионис, который хочет утвердить здесь свой культ, ведь он – сын Зевса и фиванской царевны Семелы.

Царь Пенфей активно противодействует неведомой религии и отрицает божественное происхождение Диониса. Оскорбленный бог жестоко мстит фиванцам: на женщин Фив он насылает вакхическое исступление, и они убегают в горы, чтобы там предаться вакхическим оргиям, а царя Пенфея лишает разума и заманивает в горы, где вакханки во главе с матерью царя убивают его.

Также сохранились трагедии «Финикиянки», «Просительницы», «Гераклиды» (текст трагедии частично утрачен). «Ифи-гения в Авлиде» и «Ифигения в Тавриде» повествуют о дочери царя Агамемнона. Боги потребовали принести ее в жертву в обмен на дарование греческому войску, направляющемуся к Трое, попутного ветра. Существует вариант легенды, в котором Ифигения была чудесным образом спасена и перенесена в Тавриду. В этой трагедии Ифигения оказывается жрицей. Она чуть было не приносит в жертву своего брата Ореста. В последний момент брат и сестра узнают друг друга и бегут из Тавриды.

Действие пьес «Троянки», «Андромаха» и «Гекуба» происходит в лагере победителей-греков под Троей. В них изображаются жестокие страдания троянских пленниц.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: