Эдмон Ростан (1868—1918): сочинение

Эдмон Ростан (Edmond Rostand) 1868-1918

Сирано де Бержерак (Cyrano de Bergerac)

Героическая комедия (1897)

В театре — премьера, в главной роли — посредственный актер Монфлери. Но поэт и бретер, гасконец Сирано де Бержерак, запретил этому «пустейшему из шутов» появляться на сцене, и, едва в заде раздается грозный голос Сирано, актер трусливо убегает со сцены. В возмещение ущерба за сорванный спектакль Сирано великодушно от­дает свои последние деньги директору театра. Желая проучить Сира­но, несколько щеголей-дворян начинают подшучивать над Сирано. Объектом насмешек служит нос гасконца — не блещущий красотой Сирано является обладателем огромного носа. Но на их жалкие ост­роты Сирано отвечает блистательным монологом о носах, затем дает одному нахалу пощечину, а другого вызывает на дуэль. Как истинный поэт, он дерется, одновременно декламируя поэму о своем поединке, и на глазах у восхищенных зрителей попадает в противника «в конце посылки».

Публика расходится. Сирано печален — он влюблен в свою кузи­ну, остроумную красавицу Роксану, но, зная, сколь он некрасив, Си­рано даже не помышляет о взаимности. Неожиданно появляется

дуэнья Роксаны. Она передает Сирано желание своей хозяйки встре­титься с ним завтра. В сердце Сирано вспыхивает безумная надежда. Он назначает свидание в кондитерской поклонника муз Рагно.

Вбегает вечно пьяный поэт Линьер и сообщает, что «по дороге к дому» его подстерегает сотня наемных убийц. Обнажив шпагу, Сира­но идет его провожать.

К Рагно, кондитеру, обожающему поэтов, приходит Сирано. Рагно расспрашивает его о вчерашнем сражении: весь Париж только и го­ворит что о доблести Сирано, сразившегося с целой бандой наемных убийц и разогнавшего их. Но Сирано не расположен говорить о себе:

в ожидании Роксаны он пишет ей письмо —- признание в любви.

Приходит Роксана. Она сообщает кузену, что полюбила красавца Кристиана де Невиллета. Потрясенный Сирано робко пытается на­мекнуть, что избранник ее может оказаться «глупей барана», но Рок­сана не верит ему. Кристиан получил назначение в полк гасконских гвардейцев, где служит Сирано. «Меня вчера ужасно напугали расска­зами о том, как к новичкам жесток гасконский ваш отряд. » — го­ворит она, и просит Сирано стать покровителем Кристиана. Сирано соглашается.

Собираются гвардейцы; они требуют рассказа Сирано о вчераш­нем сражении. Сирано начинает, но какой-то красавчик новичок по­стоянно вставляет в его рассказ слово «нос», которое в полку произносить запрещено. Гвардейцы, зная вспыльчивый нрав Сирано, перешептываются: «Его изрубит он в куски!»

Сирано требует оставить их одних. Когда все выходят, он обнима­ет удивленного Кристиана. Узнав, что Сирано — двоюродный брат Роксаны, Кристиан умоляет простить его за все «носы» и признается, что любит его кузину. Сирано сообщает, что чувства Кристиана нашли отклик в сердце девушки и она ждет от него письма. Просьба Роксаны пугает Кристиана: он из тех, «чьи речи не умеют» в девицах «возбудить любовь, затронуть их мечты». Сирано предлагает Кристиа­ну стать его умом и для начала дает ему письмо, написанное им к Роксане, но еще не подписанное, Кристиан соглашается и ставит свое имя. Вошедшие гвардейцы, ожидающие увидеть фарш из Кристиана, несказанно удивлены, застав противников мирно беседующими. Решив, что «демон стал смирней ягненка», один из них произносит слово «нос» и тут же получает от Сирано пощечину.

Письмами Сирано Кристиан завоевывает любовь капризницы Роксаны. Она назначает ему ночное свидание. Стоя под балконом,

Кристиан что-то невразумительно лепечет, и Роксана уже готова уйти. На помощь влюбленному красавцу приходит Сирано. Спрятав­шись среди листвы, он шепчет упоительные слова любви, громко по­вторяемые Кристианом. Завороженная стихами Сирано, Роксана соглашается подарить возлюбленному поцелуй.

Любви Роксаны также добивается могущественный граф де Гиш, командующий полком, где служат Сирано и Кристиан. Де Гиш посы­лает к Роксане капуцина с письмом, где просит у нее свидания перед уходом на войну. Роксана же, читая письмо, изменяет его содержа­ние и убеждает монаха, что в нем содержится приказ обвенчать ее с Кристианом де Невиллетом. Пока святой отец совершает брачный обряд, Сирано, надевши маску, разыгрывает из себя безумца, чтобы задержать де Гиша. Наконец процедура завершена, и усталый Сирано отбрасывает ненужную более маску. Убедившись, что он обманут, разъяренный де Гиш приказывает Сирано и Кристиану немедленно отправляться в казарму: на рассвете полк выступает в поход. «До брачной ночи им довольно далеко. » — насмешливо добавляет он, глядя на Кристиана, заключившего в объятия Роксану.

Передовая. Полк гасконских гвардейцев со всех сторон окружен неприятелем. Солдаты голодают. Сирано всеми силами старается поддержать в них бодрость духа. Сам он, без ведома Кристиана, каж­дое утро пробирается через вражеские посты, чтобы отправить оче­редное письмо Роксане: Кристиан обещал писать ей каждый день.

Неожиданно в лагерь приезжает Роксана; слова «я еду к другу сердца!» служили ей паролем, и неприятель пропустил ее карету. Об­нимая изумленного Кристиана, Роксана признается: его «письма див­ные» преобразили ее, и если сначала «в легкомыслии своем» она полюбила его за красоту, то теперь она «увлечена» «красотою незри­мой»: «Осталась бы верна своей любви, когда б, по мановенью жезла какой-нибудь волшебницы, исчезла вся красота твоя. » Кристиан в ужасе: признание Роксаны означает, что она любит не его, а Сирано. Кристиан рассказывает обо всем Сирано и собирается признаться Роксане в своем обмане. Перед Сирано вновь мелькает призрак счас­тья. Но неприятельская пуля сражает Кристиана, и он умирает на руках Роксаны, не успев ей ничего сказать. На груди у него Роксана находит прощальное письмо, написанное от имени Кристиана отча­явшимся Сирано. Горе Роксаны беспредельно, и благородный Сирано решает сохранить тайну Кристиана.

Прошло десять лет. Роксана живет в монастыре и носит траур. Раз в неделю, всегда в одно и то же время, ее навещает Сирано — сообщает ей последние новости. Поэт беден, он нажил себе множест­во врагов, и вот однажды «страшное бревно упало вдруг с окна и го­лову разбило там проходившему случайно Сирано». Несчастье случается в тот день, когда Сирано обычно посещает Роксану.

Роксана удивлена — Сирано опаздывает впервые. Наконец появ­ляется смертельно бледный де Бержерак. Выслушав шутливые упреки кузины, он просит ее разрешить ему прочесть прощальное письмо Кристиана. Забывшись, он начинает читать его вслух. Роксана в изум­лении смотрит на Сирано: на улице совсем стемнело. Тут она нако­нец понимает, какую роль добровольно играет Сирано вот уже десять дет. «Так почему же вы сегодня вдруг решили сломать секрета свое­го печать?» — в отчаянии вопрошает она. Сирано снимает шляпу:

голова его обвязана. «В субботу, сентября шестнадцатого дня, поэт де Бержерак убит рукой злодея», — насмешливым тоном произносит он. «О, Боже! Я всю жизнь любила одного, и дорогое это существо теперь вторично я теряю!» — ломая руки, восклицает Роксана. Сира­но же, выхватив шпагу, начинает наносить удары невидимым вра­гам — лжи, подлости, клевете и умирает со шпагой в руке.

Эдмон Ростан – Edmond Rostand

Эдмон Ростан Эжен Алексис ( Великобритания : / г ɒ ы т ɒ / , США : / г ɔː ы т ɒ , т ɒ ы т æ п д / , французский: [ɛdmɔ ʁɔstɑ] ; 1 апреля 1868 – 2 декабря 1918 ) был французским поэтом и драматургом. Он связан с неоромантизмом и больше всего известен своей пьесой 1897 года « Сирано де Бержерак» . Романтические пьесы Ростана контрастировали с популярным в конце XIX века натуралистическим театром. Еще одно произведение Ростана, «Романские» (1894), было адаптировано к музыкальной комедии 1960 года «Фантастики» .

СОДЕРЖАНИЕ

  • 1 Ранняя жизнь
  • 2 Карьера
  • 3 Личная жизнь
  • 4 Работы
  • 5 См. Также
  • 6 Ссылки
  • 7 Источники
  • 8 Внешние ссылки

Ранние годы

Ростан родился в Марселе , Франция, в богатой и культурной провансальской семье. Его отец был экономистом, поэтом, переводившим и редактировавшим произведения Катулла , а также членом Марсельской академии и Института Франции . Ростан изучал литературу, историю и философию в Колледже Станислава в Париже, Франция.

Карьера

Когда Ростану было двадцать лет, его первая пьеса, одноактная комедия, Le Gant rouge , была поставлена ​​в Театре Клюни 24 августа 1888 года, но осталась почти незамеченной.

В 1890 году Ростан опубликовал сборник стихов под названием Les Musardises . В том же году он предложил директору Театра Франсуа одноактную пьесу Пьеро в стихах. Это дало ему возможность написать для государственного театра трехактную пьесу, тоже в стихах, как и все пьесы Ростана. Он считал себя поэтом, писал ли пьесы или стихи.

Получившаяся в результате пьеса Les Romanesque была поставлена ​​в Театре Франсуа 21 мая 1894 года. Она имела большой успех и стала началом его карьеры драматурга. Эта пьеса будет адаптирована в 1960 году Томом Джонсом и Харви Шмидтом для создания многолетнего американского мюзикла «Фантастикс» .

Следующая пьеса Ростана была написана для Сары Бернар . La Princesse Lointaine был основан на истории трубадура 12-го века Жофр Рюдель и его любовь к Hodierna Иерусалима (который является архетипической Princesse lointaine характер). Этот идеалистический спектакль открылся 5 апреля 1895 года в Театре Возрождения . Партию Мелисандры (по мотивам дочери Годиерны Мелисенде из Триполи ) поставила Сара Бернар, но пьеса не имела особого успеха. Когда Бернхардт исполнил его в Лондоне позже в том же году, он получил плохую рецензию от Джорджа Бернарда Шоу, но это не удивительно, учитывая предвзятость Шоу к реализму. Рамбальдо ди Вакейрас: Я Монферрато , 1922 1922 стихотворная драма Нино Беррини (оно) основана на «Принцессе Луантэн» .

Бернхардт, не испугавшись, попросил Ростана написать для нее еще одну пьесу. Она исполнила роль Фотины в библейской драме «Самаритен» («Театр возрождения», 14 апреля 1897 г.), состоящей из трех сцен, адаптированных из евангельского рассказа о женщине из Самарии. Эта пьеса имела больший успех и вошла в репертуар Сары Бернар. Ростан был удовлетворен тем, что он доказал публике, что он был чем-то большим, чем писатель комедий.

Триумфальной была постановка его героической комедии « Сирано де Бержерак» (28 декабря 1897, Театр де ла Порт Сен-Мартен) с Бенуа-Констан Кокленом в главной роли. Первая постановка длилась более 300 ночей подряд. Нет такого энтузиазма для драмы в стихах не было известно со времен Гуго «s Эрнани . Спектакль быстро перевели на английский , немецкий , русский и другие европейские языки. Сирано де Бержерак был героем детства Ростана, который любил его идеализм и храбрость. Он также тщательно исследовал французскую историю 17-го века.

Пьеса «Эглон» была написана для Сары Бернар для выступления на Всемирной выставке в Париже. Требовалась патриотическая тема, и Ростан выбрал тему из истории Наполеона, предположительно предложенной Анри Велшингером « Римской церковью 1811–1832» (1897), которая содержала много новой информации о несчастной жизни герцога Рейхштадта , сына Наполеон I и Мария Луиза под наблюдением агентов Меттерниха во дворце Шенбрунн . «Эглон» , стихотворная драма в шести действиях, была поставлена ​​(15 марта 1900 г.) Сарой Бернар в ее собственном театре, она сама исполнила партию штанов герцога Рейхштадтского.

В 1902 году Ростан стал самым молодым писателем, когда-либо избранным в Французскую академию . Он переехал в Камбо-ле-Бен в Баскских Пиренеях в 1903 году по состоянию здоровья. Здесь он построил себе виллу «Арнага» (ныне музей Ростана) и работал над своей следующей пьесой, на этот раз для Константа Коклена. Chantecler . Произведенный в феврале 1910 года, его ждали с интересом, усиленным значительной задержкой производства, что сказалось на энтузиазме его приема. Карикатура салонной жизни в третьем действии не понравилась парижскому зрителю. Поскольку Констан Коклен умер во время репетиций, Люсьен Гитри был в главной роли, а мадам. Симона сыграла фазана. Шантеклер – это петушок, а персонажи – птицы и животные. “Chantecler” – это великая пьеса зрелости Ростана, выражающая глубочайшие чувства Ростана как поэта и идеалиста.

Одноактная пьеса «Романтики» – одна из самых известных пьес Эдмона Ростана. Эту пьесу читают для изучения на курсах многих университетов мира.

Когда он умер преждевременно в возрасте пятидесяти лет, Ростан все еще писал пьесы. “La Dernière Nuit de Don Juan” была поставлена ​​посмертно в 1922 году. Были две неоконченные и неопубликованные пьесы – Йорик и Les Petites Manies .

Личная жизнь

Ростан был женат на поэте и драматурге Роземонд-Этьенет Жерар, который в 1890 году опубликовал Les Pipeaux : сборник стихов, одобренный Академией. У пары было двое сыновей, Жан и Морис .

В 1900-х годах Ростан переехал жить на виллу Арнага в Камбо-ле-Бен во Французской Стране Басков в поисках лекарства от плеврита . В настоящее время дом является объектом наследия и музеем жизни Ростана, баскской архитектуры и ремесел. Ростан умер в 1918 году, став жертвой пандемии гриппа , и похоронен в Симетьер-де-Марсель.

Аргументы для итогового сочинения

Подборка литературных аргументов к направлениям итогового сочинения 2021/22.

1. Человек путешествующий: дорога в жизни человека (дорога реальная, воображаемая, книжная).

Л.Н. Толстой «Война и мир»

Любимые герои Л.Н. Толстого проходят путь духовных исканий. Например, Пьер Безухов в романе-эпопее «Война и мир» идёт тернистой дорогой к счастью. Вначале он проводит время в компании легкомысленных молодых людей и предаётся развлечениям, женится на весьма посредственной Элен Курагиной, которую интересуют только материальные ценности. В какой-то момент герой понимает, что выбрал неправильное направление и, продолжая поиски себя и своего места в жизни, оказывается в тайном обществе масонов. Пьеру даже кажется, что он способен на преступление: собирается убить Наполеона, чтобы освободить Отечество от главного врага. Однако и выполнение этой миссии не смогло бы сделать героя счастливым. Попав в плен, Безухов чувствует, что именно здесь начинается его духовное перерождение. Любовь и внутренняя свобода выходят на первый план в его системе ценностей, и в итоге Пьер Безухов обретает счастье и душевное равновесие рядом с Наташей Ростовой.

Е. Водолазкин «Лавр»

Каждый человек так или иначе ищет свой жизненный путь. Под влиянием конкретных событий меняется его характер и мировоззрение. Так, главный герой произведения Е. Водолазкина «Лавр» Арсений идёт по стопам своего деда и становится травником. Но жизнь преподносит ему тяжёлое испытание, и герою приходится отправиться в долгий путь на поиски своего предназначения. Арсений не смог спасти возлюбленную Устину и ребёнка, разочаровывается в своих силах, обвиняет себя. Он понимает, что должен кардинальным образом изменить свою жизнь и решает посвятить её самопожертвованию и служению людям. Под именем Устина герой пытается искупить свои грехи, совершает паломничество в Иерусалим, а затем становится монахом. Странствие героя – это путь святого: он учится исцелять даже самые тяжёлые недуги и творит настоящие чудеса. Так происходит превращение травника Арсения в схимника Лавра, целителя и чудотворца.

М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени»

Человек, который ищет себя, находится в постоянном движении. Путешествие становится для путника способом познания своего внутреннего мира, но не всегда человек способен к нравственному воскресению. Например, главный герой романа М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» чувствует себя «топором в руках судьбы», лишним человеком, способным только разрушать чужие жизни и причинять людям страдания. Печорин со своей склонностью к перемене мест действительно лучше познаёт себя и судит самым страшным судом. Он понимает, что не использовал данные от природы способности по назначению и многое упустил. Такие люди, как Печорин, не могут найти своё место и вечно странствуют, пока не умирают где-нибудь в дороге, как это и случилось с главным героем.

2. Цивилизация и технологии – спасение, вызов или трагедия? (достижения и риски цивилизации, надежды и страхи, с ней связанные).

Е. Замятин «Мы»

Что произойдёт с миром, когда плоды научно-технического прогресса окончательно вытеснят духовные ценности? В антиутопии Е. Замятина рассказывается о Едином государстве, у жителей которого нет имён, есть только номера. Не ведёт ли утрата имени к уничтожению души? Герои ведут размеренную жизнь, встают и ложатся спать по чётко установленному расписанию и не имеют собственного мнения. Например, выборы так называемого Благодетеля проводятся в День Единогласия, и никто не может проголосовать против единственного кандидата. Когда главный герой Д-503 пытается нарушить заведённый порядок, всё оборачивается катастрофой: отступников жестоко наказывают. Тех, кто пытается жить по-другому, стать индивидуальностью, навсегда лишают фантазии. Действительно, иногда стремительное развитие технологий может повлечь за собой серьёзные последствия и даже привести к вырождению человечества.

Р. Брэдбери «451 градус по Фаренгейту»

В антиутопии «451 градус по Фаренгейту» Р. Брэдбери представляет будущее, в котором люди не читают книги. Специальные пожарные команды уничтожают произведения, которые могут каким-то образом повлиять на жителей и пробудить в них способность думать самостоятельно. В новом мире нет места для душевности, люди стали зависимыми от новых технологий, не представляют своей жизни без телепередач и механических псов. Но есть ли будущее у такого мира? Таким вопросом в какой-то момент задаётся Гай Монтэг, который раньше тоже сжигал книги и старался ни о чём не задумываться. После знакомства с Клариссой его жизнь меняется, и он начинает понимать, что всё это время двигался в неправильном направлении. Но чтобы создать, иногда нужно разрушить: после бомбардировки мир был полностью уничтожен. Это доказывает, что духовные ценности не могут быть вытеснены, иначе это приведёт к деградации и разрушению общества.

Д. Киз «Цветы для Элджернона»

Всегда ли научные открытия и эксперименты делаются во благо? Главный герой произведения Д. Киза «Цветы для Элджернона» – умственно отсталый молодой человек, который хотел бы получить хорошее образование, но не может это сделать в силу особенностей своей психики. Однако участие в научном эксперименте, позволяющем повысить уровень своего интеллекта, меняет его судьбу, и юноша через какое-то время становится гением. Казалось бы, мечта сбылась, и теперь перед Чарли открыты все двери, однако это не делает героя счастливым. Напротив, он чувствует себя неподготовленным к новой жизни и ощущает в глубине души пустоту и одиночество. Как оказалось, гении становятся объектами насмешек и издевательств чаще, чем умственно отсталые. Эксперимент не удался, и своими неосторожными действиями учёный разрушил жизнь человека.

3. Преступление и наказание – вечная тема (преступление и наказание как явление социальное и нравственное, совесть и стыд, ответственность, раскаяние).

Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание»

За каждое преступление человек должен понести наказание, и, наверное, не может быть ничего хуже угрызений совести. В романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» главный герой решает проверить свою теорию, позволяющую делить людей на «право имеющих» и «тварей дрожащих». Он считает, что убийство может быть оправдано, если оно совершено с благой целью. Старуха-процентщица, которую убивает Раскольников, представляется ему «зловредной вошью», чьё существование не приносит никакой пользы. Однако герой совершил серьёзную ошибку: никто не вправе отнимать у другого жизнь, и никакие хорошие поступки не смогут оправдать преступника. Раскольников почувствовал себя слабым после совершения убийства, он тоже оказался той самой «тварью дрожащей». Герой не сразу раскаялся в своём поступке, это произошло только на каторге, но уже становится ясно, что больше он никогда не сможет переступить черту.

Н.С. Лесков «Леди Макбет Мценского уезда»

Главная героиня Н.С. Лескова «Леди Макбет Мценского уезда» совершает несколько преступлений, изначально не чувствуя раскаяния и мук совести. Она готова на всё ради любви к приказчику Сергею и с хладнокровием убивает своих родственников. Но найти счастье с другим человеком женщина всё-таки не может, даже известная пословица гласит: «На чужом несчастье счастья не построишь». Руководимая собственной страстью, она не замечает недостатков своего избранника, которого привлекал только статус Катерины Львовны и её материальное положение. В один момент судьба нанесла Измайловой серьёзный удар: она лишилась всего, что ей было дорого. Кроме того, возлюбленный, ради которого Катерина совершала преступления, оказался предателем. Жизнь утратила для неё всякую ценность, и это стало самым страшным наказанием для преступницы.

Н.М. Карамзин «Бедная Лиза»

Иногда мы невольно причиняем человеку боль, и одно неосторожно сказанное слово может стоить кому-то жизни. Так, герой повести Н.М. Карамзина Эраст влюбился в крестьянку и не мог контролировать свои чувства. Конечно, юноша не был готов создать семью с бедной девушкой, но он и не подозревал, насколько серьёзными могут быть последствия. Лиза совершает самоубийство, и это её личный выбор, но между тем Эраст считает себя преступником. Герой был несчастлив до конца своих дней, потому что его мучили угрызения совести, он не мог простить себя за предательство. Именно муки совести и чувство вины стали для Эраста самым тяжёлым наказанием.

4. Книга (музыка, спектакль, фильм) – про меня (высказывание о тексте, который представляется личностно важным для одиннадцатиклассника).

М. Цветаева «Книги в красном переплёте»

Книги могут стать для человека лучшими друзьями и помогать в трудную минуту. Едва ли можно представить себе существование мира без искусства. Например, лирическая героиня стихотворения М. Цветаевой «Книги в красном переплёте» говорит о том, какое влияние на неё оказали прочитанные в детстве художественные произведения. Девочка спешила домой после уроков, чтобы поскорее окунуться в вымышленный мир и узнать о судьбе любимых героев. Ей казалось, что Том Сойер и Гекк Финн – это её родственные души, поэтому героине так хотелось проводить с ними как можно больше времени. Она испытывала сильные эмоции, волнуясь и переживая за персонажей книг, получала наслаждение от чтения и в эти мгновения забывала о реальности.

Л.Н. Толстой «Война и мир»

Музыку называют лучшим лекарством от душевной боли. Так, например, герой романа-эпопеи Л.Н. Толстого «Война и мир» Николай Ростов был близок к самоубийству, после того как проиграл в карты крупную сумму. Находясь в тяжёлом состоянии после неприятного разговора с отцом, герой слышит игру и пение своей сестры. В этот момент Николай Ростов забывает о своих трудностях и неудачах, музыка исцеляет его боль и помогает по-другому взглянуть на мир. Герой понимает, что жизнь в сущности своей прекрасна, а человека делают счастливым не материальные ценности. Услышав пение Наташи, Николай осознаёт, какими мелочными были все его переживания, и почувствовал в себе силы двигаться дальше.

А.С. Пушкин «Моцарт и Сальери»

Настоящее искусство способно изменить как отдельного человека, так и весь мир. Талантливых людей достаточно много, однако не каждое имя остаётся в истории. В чём разница между истинным искусством и обычным ремеслом? В маленькой трагедии А.С. Пушкина «Моцарт и Сальери» главные герои – замечательные композиторы, но между тем полные противоположности. Моцарт творит по наитию и может создать что-то совершенное за короткий промежуток времени, Сальери же считает, что творчество – это неустанный труд. Почему Сальери завидует Моцарту? Ему не удаётся так же глубоко чувствовать музыку, во главу угла он ставит славу, мечтает стать известным. Моцарт же лишён тщеславия и корыстолюбия, он умеет получать удовольствие от того, что делает. Именно это и позволяет его музыке вызывать у слушателя столько эмоций.

5. Кому на Руси жить хорошо? – вопрос гражданина (социальные пороки и общественная справедливость, поиск путей помощи тем, кому трудно, путей совершенствования общества и государства).

Н.А. Некрасов «Кому на Руси жить хорошо?»

В поэме Н.А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо?» герои пытаются найти в России самого счастливого человека. Однако абсолютного счастья не обрёл ни один из встреченных ими людей. Ни среди помещиков, ни среди крестьян нет человека, который мог бы похвастаться своей жизнью, каждому пришлось вынести тяжёлые испытания и пройти тернистый путь лишений и страданий. Что мешает счастью человека? Рабская психология, пьянство, отсутствие средств к существованию, социальное неравенство… Н.А. Некрасов поднимает множество проблем и заставляет читателей задуматься о том, что необходимо изменить в жизненном укладе ради благополучной и счастливой жизни.

Н.В. Гоголь «Ревизор»

В комедии «Ревизор» Н.В. Гоголь обличает недостатки чиновников, которые совершают должностные преступления. В небольшом городе N живёт судья Ляпкин-Тяпкин, который не привык разбираться в судебных делах, почтмейстер Шпекин читает чужие письма, в богоугодных заведениях «больные выздоравливают, как мухи», и абсолютно все берут и дают взятки. Городничий Антон Антонович Сквозник-Дмухановский закрывает глаза на происходящее и начинает по-настоящему волноваться только перед приездом ревизора. Гоголь создаёт характеры людей, практически не способных к изменению. Чтобы добиться процветания государства и счастливой жизни его граждан, необходимо разрешить насущные проблемы.

В.Г. Распутин «Живи и помни»

Н.А. Некрасов писал следующее: «Поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан. А что такое гражданин? Отечества достойный сын». У гражданина есть важнейшая обязанность – отдавать долг Родине. Что происходит, когда человек забывает о своём долге? Об этом размышляет В.Г. Распутин в повести «Живи и помни». Андрей Гуськов уходит на фронт ради защиты своего Отечества и близких людей, но в какой-то момент он чувствует слабость, нежелание сражаться и рисковать своей жизнью. Герой становится дезертиром, не понимая, на что обрекает свою семью, ведь в таком случает его близкие оказываются в опасности. Герой пытается снять с себя ответственность за произошедшее, и всё это приводит к страшным мучениям и деградации личности. Писатель говорит о том, что у человека, который забывает о своём долге и личной ответственности, нет права на полноценную счастливую жизнь.

5 сочинений «Человек путешествующий: дорога в жизни человека»

­ Пример сочинения 1

Путешествие. Многозначное слово, в котором есть путь и шествие. А значит, есть и путник, который идёт по этому пути. Путешествие может быть в пространстве- в разные новые места, страны. Тогда человек получает новые знания, впечатления, знакомится с жизнью, традициями других людей, видит красивые места. Это всегда интересно.

Путешествия во времени питают душу, либо воспроизводя в воспоминаниях моменты прошлой жизни, либо подстегивает дух к действию для устройства воображаемого будущего.

И сама жизнь человека – это самое длинное путешествие по своему пути. Дорогу жизни выбираем мы сами. А как мы её выбираем? И что ищет человек в самом главном своём путешествии? Он идёт к самому себе, своей сути, раскрываясь себе и миру. И эту главную дорогу, только свою, человек выбирает не по указателю на перекрестке- пойдёшь налево- потеряешь коня, пойдёшь направо- найдёшь клад, прямо – будешь убит. У каждого свои указатели, и они находятся внутри нас, то есть – чего хочет твоя природа, какие качества в тебе самом заложены для этой дороги.

Очень хорошо об этом сказано в замечательном рассказе О.Генри ” Дороги, которые мы выбираем”. Главный смысл произведения заложен в словах героя Боба: Дело не в дороге, которую мы выбираем. То, что внутри нас заставляет нас выбирать дорогу”.

Он с другом Акулой ограбил почтовый вагон поезда. Уходя от погони, конь Боба сломал ногу, он не мог больше везти седока. Наивный Боб рассчитывал, что они уйдут от погони вдвоём с другом на его коне Боливаре. Но сам Акула и не думал скакать вдвоём, и, конечно, делиться с ним добычей. Он прямо сказал Бобу, что Боливар двоих не вывезет, направив на друга пистолет. И лицо его при этом стало невыносимо жёстким и алчным.

Это было его настоящее лицо. Он не слышал слов друга, который просил не убивать его во имя их дружбы. И после, когда этот герой, присвоив себе всю добычу, стал маклером, суть его осталась та же: он так же легко разорил клиента, продав ему товар дороже. И при этом сам себе он повторял: Боливар двоих не вынесет.

Каждый сам выбирает свой путь. И как бы ни оправдывал человек свои неблаговидные поступки, только злое сердце породило их, и грех человека проявится всегда, так как он владеет его сердцем.

Но дорога жизни может быть другой, ведь её выбирают тем,что у человека внутри. И если человек светлый, то и дорога у него светлая.

Это подтверждает прекрасный фантастический рассказ Р. Брэдбери ” Зеленое утро”. Прилетев на Марс, герой рассказа Бенджамин, мечтавший побывать на этой неживой планете, сразу упал в обморок. Ему не хватало кислорода в разреженной атмосфере Марса. Доктор экспедиции сказал, что ему лучше вернуться на Землю. Но Бенджамин не мог предать свою мечту и решил, что надо посадить земные деревья в чёрную плодородную почву этой планеты. И тогда каштаны, платаны, дубы, осины насытят атмосферу Марса кислородом. Он принялся действовать, копал ямки, садил семена, так как даже саженцев не было, поливал водой из канала. При этом он не оглядывался назад, чтобы не разочароваться и не бросить своё дело. Закончив посадку, он упал от усталости и знойного солнца. Теперь он мечтал о дожде, и просил небо послать его на свои деревья. И дождь пошёл! А утром, проснувшись, Бенджамин увидел, что случилось чудо! Деревья выросли за одну ночь по каким- то марсианским законам. Все вокруг было зелёным!

от пример другой дороги жизни. Этот рассказ говорит о том, что вера в себя, настойчивость в исполнении мечты, делает её реальной. Человек силён, если у него доброе сердце и светлая мечта. И тогда все у него получается. И на Марсе будут яблони цвести!

Пример сочинения 2

Очень многие люди в процессе своего становления оказываются на перепутье. Они вынуждены покинуть отчий дом и отправиться в другое место. Причины могут быть различными: желание получить новый опыт, поиск своего предназначения или выполнение служебного долга. В любом случае человек делает первый шаг на пути к взрослению, к обретению мудрости и места в социальной иерархии. Поэтому реальная дорога в жизни личности играет судьбоносную роль. Чтобы доказать свою точку зрения, хочу обратиться к читательскому опыту.

В романе А. С. Пушкина «Капитанская дочка» мы видим героя, который покидает родной дом, чтобы отправиться служить в Белогорской крепости. От отца Пётр получает завет: «Береги платье снову, а честь смолоду».

Это становится основополагающим принципом во всех действиях молодого человека. Несмотря на свою возросшую самостоятельность и независимость, Гринёв остаётся верен данному слову, всегда проявляет благородство и великодушие по отношению к тем, кто ему помог. Примечательно то, что именно на дороге Гринёв встречает Пугачёва. Тот помогает Петру и его сопровождающим выбраться из бури: найти пристанище. Именно по дороге в Белогорскую крепость между Петром и главой бунтовщиков происходит значимый диалог. Гринёв призывает Пугачёва раскаяться, прекратить убийства и восстание против главы государства. Однако Пугачёв стойко стоит на своём: судьба его предрешена. Он хочет быть орлом: прожить яркую, хоть и недолгую жизнь, но не питаться мертвечиной, как ворон. Разумеется, сравнение с двумя птицами носит иносказательный характер. Именно в дороге герои определили свой дальнейший жизненный маршрут.

Другим примером является роман-эпопея Л. Н. Толстого «Война и мир». Речь идёт об Андрее Болконском. Герой отправляется на войну в желании обрести признание и славу. Однако обратно он едет уже совсем с другими мыслями. Получив ранение и переосмыслив ценность жизни, Болконский понимает, что никакая слава не стоит такой цены, как смерть людей. Вернувшись домой, Андрей видит, как умирает его жена. Проходит время. Отсутствие путешествий влияет на героя: он закрывается не только в доме, но и в себе. Он убеждён, что жизнь для него кончена: лучшее, что он может сделать, — это тихо прожить свой век. Интересно то, что от пессимистичного настроения и скептичной настроенности героя спасает Пьер Безухов. Их диалог тоже происходит в дороге: на пароме. Пьер утверждает: «Надо жить, надо любить, надо верить». После этого Болконский поверил, что ещё не всё потеряно. Начался новый этап его жизни.

Таким образом, дорога всегда связана с изменениями, с определением жизненного пути. Именно в путешествиях люди приходят к тем идеям, которые были ранее им недоступны. В дороге меняется их мировоззрение, у них появляются новые цели и установки.

Пример сочинения 3

Пожалуй, один из самых трудных путей, через которые нам приходится проходить в этой жизни, является путь к себе. Духовное искание человека – это нелегкое испытание. Оно требует огромного терпения, усилий и трудолюбия от того, кто решил следовать этой дорогой. Изменить себя – значит изменить окружающий тебя мир, а также свою судьбу, взгляды и мышление. И это удается далеко не каждому. Более того, мало кто вообще задумывается над этим. Но есть все же такие писатели, которые пропустили через свои произведения частичку духовности, чтобы донести до читателей поистине важные в жизни вещи.

В первую очередь, хочется привести в пример великий роман- эпопею Л.Н. Толстого “Война и мир”. В романе прослеживаются судьбы абсолютно разных людей, и у каждого из них свой путь и получаемый опыт. Мне сразу вспоминается Пьер Безухов. Из человека довольно-таки праздного и любящего “покутить” он на протяжении произведения превращается в того, с кого вполне можно брать пример. Все изменил его приход в масонство, где он искал духовного и нравственного обновления, надеялся на возрождение к новой жизни и верил, что у него обязательно это получится. Хотя масонство впоследствии и не оправдало его надежд и он понял, что все в основном озабочены только своей карьерой , нежели духовным просветлением, он все же понял очень многое для себя, например, он стал излучать больше доброты. Это подтверждает эпизод, когда он решает освободить крестьян от крепостной зависимости. В итоге своих жизненных исканий он вступает в тайную организацию. Объединение “честных людей”, считает он, должно сыграть заметную роль в устранении зла. Основное убеждение, которое вынес для себя Пьер, звучало так: “Пока есть жизнь, есть и счастье”. Я думаю, это самая верная и полная мысль, к которой только может прийти человек после всех нелегких испытаний. Мы должны стремиться понять именно то, что самое великое счастье мы уже имеем –это наша жизнь, и ценить каждый ее миг, ведь он по- своему прекрасен и неповторим.

Также мне вспомнился Д.Лихачев и его “Письма о добром и прекрасном”. Каждый может почерпнуть из “Писем…” много полезного и действительно нужного. Автор приводит принципы “науки быть счастливым”. В самом последнем письме написано: “Счастья достигает тот, кто стремится сделать счастливыми других и способен хоть на время забыть о своих интересах, о себе”. Это очень сложная работа- достичь такого счастья, у многих на это уходит не один десяток лет. Тот, кто усердно трудится над становлением своего характера, меня поймет. Я соглашусь с Лихачевым- нет более великого счастья, чем то, что ты можешь сделать счастливым кого-то, подарить добро, в котором так нуждаются все люди в современном мире. От таких поступков расцветают не только окружающие, но и ты сам. Здесь речь идет уже о чем-то неземном, что по праву можно назвать “путь к себе”, ведь этот путь начинается именно с духовности, а духовный человек стремится, прежде всего, отдавать, нежели получать.

Подводя итог, мне хочется сказать одно: в жизни нужно просто быть добрее, и только тогда мы сможем совершенствоваться, менять свой характер в лучшую сторону, а также менять окружающих нас людей, ведь все начинается именно с доброты. Это и есть самый верный путь к себе.

Пример сочинения 4

Человеческая жизнь – это дорога к счастью. А счастье у каждого своё. Кому- то – это слава, звездность, кому- то – достижение успеха в главном деле жизни, кому- то просто сытная спокойная жизнь. А для кого- то оно и есть сама жизнь – стук собственного сердца, дыхание, голубое небо над головой.

И всегда путь к счастью – это борьба с обстоятельствами, предательством, собственной слабостью, страхами. Поэтому и средства, способы борьбы за достижение желаемых целей у каждого свои.

Считаю, что победа, успех на жизненной дороге к счастью зависят от внутренних сил человеческой натуры, его силы воли,характера, совести, морального стержня.

Для безымянного героя рассказа Джека Лондона ” Любовь к жизни” путь к счастью – это путь выживания, преодоления. Он с другом Биллом- золотоискатели, которые с добычей золота шли по северной пустыне домой, каждый со своим мешочком золота. И , когда герой повредил ногу и не смог идти, Билл не стал заморачиваться помощью другу, и,несмотря на его мольбы, оставил его одного без патронов, без еды.

А наш беспомощный герой, преданный другом, оставленный им на погибель, вынужден был один пробираться и выживать в суровых условиях. Его мучила боль, он полз на четвереньках. Но вскоре боль заглушило чувство голода.Приходилось питаться болотной травой, сырыми пескарями,птенцами куропаток. Он лихорадочно пересчитывает спички, соображая,сколько раз сможет развести костёр, сделать кипяток и согреться. Ему приходится обгладывать кости олененка после волка. Но он не убивает больного волка,преследующего его, а только, когда тот умирает, пьёт его кровь, чтобы сохранить силы. Герой даже осмеливается замахнуться ножом на медведя, чем смог прогнать его.

Постепенно, теряя силы,герой оставляет свою ношу- добытое золото, бросая его по частям, чтобы легче было ползти. А в последнюю стоянку он находит кости своего друга Билла,которого съели волки. Несмотря на голод, что- то внутри него не даёт ему обглодать их,понимая остатками рассудка,что этого делать нельзя. Хотя Билл сделал бы это, не раздумывая. В вещах Билла лежал его мешок золота,но наш герой оставил и остатки своей добычи,чтобы доползти до реки,впадающей в море, где он увидел рыбацкую шхуну. Этот измученный человек собрал последние силы и продолжил ползти к реке. Обессилевшего, его спасают рыбаки из судна. Он выжил! Он спасен! Он выжил, благодаря своей внутренней силе, бесконечной любви к жизни, которая жила в нем и хранила его в пути.

А вот друг Билл, предавший его, бросивший умирать, отказавшись от ненужных ему проблем с больным товарищем, стараясь сам выжить, встретил страшную смерть, даже имея патроны и еду. Может вдвоём с другом он избежал бы смерти. Но им двигал только его эгоизм, страх и алчность

В заключение хочу сказать, что рассуждая о пути к счастью, я утверждаюсь в мысли, что для достижения цели надо воспитывать характер, силу воли,изживать страхи и слабость. Надо учиться побеждать, быть смелее и помнить, что никакие деньги, жадность, ,эгоизм не спасут тебя в трудные минуты жизни!

Пример сочинения 5

Сочинение на тему: Выбор жизненного пути

Каждый человек на своем жизненном пути постоянно стоит перед выбором. Ежедневно мы сталкиваемся с множеством различных ситуаций, которые вынуждают нас делать выбор, принимать то или иное решение, начиная с повседневных мелочей и заканчивая очень серьезными, важными шагами, которые отразятся на нашем будущем.

Как считают философы, что правильного выбора в итоге не существует, а от принятого решения зависят только последствия, к которым то, или иное решение человека приведет в будущем. Жизнь для того и дана человеку, чтоб прожить ее так, как человек чувствует. Очень важно лишь найти свой курс пути, по которому человек будет двигаться на протяжении всей жизни, и несмотря ни на что, все-таки найти свое предназначение в жизни.

В произведениях русской литературы множество примеров на тему постоянного выбора, с которым встречается человек в своей жизни. Основная тема романа Достоевского Ф. М. «Преступление и наказание» – это тема выбора. Родион Раскольников – герой произведения оказался перед непростым выбором: жить в нищете, либо в достатке, но пойти наперекор общепринятым моральным ценностям, переступив через свою совесть. Его сестре Дуне тоже предстояло сделать непростой выбор, от которого будет зависеть направление ее жизни. Дуне нужно было решить выходить замуж за нелюбимого мужчину, и тем самым осознанно обрекая себя на жизнь без женского счастья, ради того, чтоб вытащить свою семью из бедности, или же оставить все как есть.

Совершенный выбор зависит от интересов человека, его стремлений, мировоззрения на момент принятия решения. Я считаю очень важно всегда прислушиваться к голосу разума и своего сердца, отталкиваясь от своих индивидуальных качеств и от личных предпочтений. Еще, как мне кажется, нужно обязательно быть честным в первую очередь перед самим собой и с близкими тебе людьми. Не всегда в жизни все сразу получается, как хотелось бы, но не стоит отчаиваться из-за этого, а стараться достойно проходить все испытания посылаемые нам свыше. Необходимо воспитывать в себе доброту, честность, человечность, а трусость, злобу, гнев, уныние нужно в себе искоренять при малейшем проявление. Каждый из нас живёт всего один раз, поэтому каждый новый день нужно стараться прожить счастливо и достойно, а выбор – это не что иное, как фундамент для строительства чего-то нового, главное принимать решение, как ты этого чувствуешь.

Возвращение забытых имён

Библиоман. Книжная дюжина
Шатохина Ольга

ШЕСТЬ ВОПРОСОВ ИЗДАТЕЛЮ

Издательству «МИК» нынешней осенью исполнится 18 лет. Оно выпускает интеллектуальную литературу различных направлений: научно-популярную, педагогическую, историческую, художественную прозу, стихи, альбомы по искусству. Сегодня у нас в гостях генеральный директор Елена Паршкова.

Как появилось ваше издательство?

– Однажды мы с коллегой решили основать издательство, благо это были времена, когда частный бизнес только-только начал развиваться. Планировалось: журнал, канал ТВ, газета для подростков, поэтому издательство получило гордое название «Массовые информационные коммуникации». Но потом на фоне неизбежных трудностей все от нас отпочковались, и осталось маленькое издательство, которое в своей деятельности ориентируется на выпуск высококачественной документальной и художественной литературы. Нельзя сказать, что это лёгкая задача, но мы стараемся.

Какие книги, на ваш взгляд, можно назвать особо интересными?

– Недавно у нас вышла книга, посвящённая русской актрисе Лидии Яворской. Честно говоря, я и сама до того о ней практически ничего не знала, кроме слуха, что у неё вроде бы был роман с Чеховым. А когда Марина Литаврина принесла нам рукопись – это оказался внушительный труд, который она писала не один год. Оказывается, Лидия Борисовна не только играла в театрах Санкт-Петербурга и Москвы, она впоследствии открыла несколько новых театров в европейских столицах и везде пропагандировала русское искусство.
Мы постоянно издаём эмигрантские книжки.

Михаил Геллер – визитная карточка издательства. Это историк, эмигрант. Жил в Польше, затем в Париже, где в польском журнале «Культура» вёл страничку о жизни в СССР. Мы собрали его работы и издали для российского читателя. Некоторое время назад у нас вышли «Воспоминания, стихи, переводы» Марка Талова, поэта, который при жизни смог опубликовать в СССР только одно стихотворение. Предисловие к книге написал французский славист Ренэ Герра, который предоставил нам материалы из своего собрания и на книгу Талова, и на книги Юрия Анненкова, талантливого художника и писателя. Анненков родился в России, обучался живописи в Москве и в Париже, иллюстрировал журналы «Театр и искусство», «Отечество», «Сатирикон», создал галерею портретов известных людей, как творческих деятелей, так и политиков. Мы сейчас готовим книжный альбом портретов. С 1924 года Анненков жил во Франции, работал также в Италии и Германии. Мы выпустили уже три его книги. Последняя – «Макс Офюльс» о дружбе и совместной работе с известным кинорежиссёром, а заодно и об истории французского кино 1950-х годов. Сейчас готовим «Статьи из частной коллекции». Первый том будет посвящён кино, второй – театру, будут ещё личные мемуары.

Наши авторы – современные российские и зарубежные писатели. Среди них особо хочу отметить Александра Рекемчука, Андрея Туркова, Сергея Мнацаканяна и Андрея Яхонтова.

Мы также печатаем и распространяем журнал «Новая Польша», формируется он в Польше. Это акция Министерства культуры Польши, чтобы интеллигенция наших двух стран не забывала о давних связях, о том, что помимо политики есть ещё и культура, и литература.

Отдельные книги польских авторов помимо журнала вы издаёте?

– Выпустили книги Рышарда Капущинского, Славомира Мрожека, Тадеуша Конвицкого, Густава Гёрлинг-Грудзинского, Збигнева Домино и Эжи Помяновского. Кроме польских писателей мы перевели и издали книгу словацких новелл «Дунайская мозаика». Переводим также с французского, норвежского, японского языков.

Какие тенденции современной литературы вы могли бы отметить?

– За рубежом пишется очень много книг о России. То есть стоит нам приехать на какую-нибудь конференцию или международную книжную ярмарку, как к нам подходят авторы подобных книг или их литагенты и предлагают издать эти книги в нашей стране. Но при этом уровень самих книг сильно уступает тому, что пишут наши авторы. Наши фундаментальнее, глубже и образованнее. Западные авторы, как правило, ограничиваются неким набором общеизвестных сведений об истории, крупнейших достопримечательностях и так далее. Это очень характерная тенденция: даже мода на книги о России не способна заставить европейцев всерьёз изучать чужую историю. Да и интересоваться нашей современной жизнью тоже. Однажды мы были на конференции в скандинавской стране, и как раз тогда наш знаменитый Фёдор Конюхов только что завершил очередное путешествие. И вот мы говорим об этом, называем его имя и видим: не реагируют. Не знают они его, и всё тут. Вот как получается: мы Нансена и Амундсена знаем, Кнута Гамсуна МИК издавал, а их соотечественники о наших путешественниках и не слышали.

Увы, о многих людях сейчас можно сказать: «Ленивы и нелюбопытны». А кто ваши постоянные читатели?

– Конечно, прежде всего интеллигенция, наша бедная интеллигенция. Мы изо всех сил стараемся находить способы продавать книги дешевле, иначе люди бы и рады купить, но не могут позволить себе такую роскошь. На ежегодных книжных ярмарках продаём без накруток, читатели подходят и удивляются: ой, какие у вас книги дешёвые, а в магазинах очень дорогие. Так в магазинах сначала оптовики накрутят, потом сам магазин, вот и оказывается, что цена возросла в два-три раза.

То есть обычная проблема маленького издательства – продвижение книг на рынок – не обошла вас стороной?

– Это действительно серьёзная проблема. В ситуации, когда крупные издательства заранее выкупают для себя полки и целые стеллажи в магазинах, нам приходится нелегко. А с нами магазины очень часто просто не хотят работать напрямую, только через оптовиков. Так и говорят: сколько у вас книг в год выходит, меньше тридцати? Нет, это нам не годится, мы что, ради вас должны специального менеджера держать… Мы стараемся объяснить: пусть один менеджер ведёт несколько небольших издательств или одно крупное и одно маленькое. Но, к сожалению, пока книжная торговля ориентирована только на получение прибыли.

Страницу подготовила Ольга ШАТОХИНА

Аргументы по направлению «Человек путешествующий: дорога в жизни человека» для итогового сочинения 2021-2022

Содержание:

  1. А.С. Пушкин «Капитанская дочка». В повести Пушкина поднимается важный вопрос о необходимости нравственного ориентира на жизненном пути. Правильно выбранный нравственный принцип поможет человеку ориентироваться на жизненной дороге и находить верный путь к цели. Так, главный герой повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка» руководствовался советом отца — «Береги честь смолоду». В жизни героя постоянно встречались ситуации выбора, и Гринев ни разу не изменил этому завету. В Белогорской крепости во время восстания Пугачева на его глазах казнят капитана Миронова и других защитников гарнизона. Тем не менее герой, зная, что может погибнуть, отказывается сохранить свою жизнь ценой измены присяге и офицерской чести. Мужество молодого офицера вызывает уважение даже у его врагов.

Защита своей чести и защита страдающих и униженных — явления одного порядка. Так понимает это Петр Гринев, заступаясь за Машу, которой нанес оскорбление Швабрин. Ради освобождения дочери капитана Миронова из рук ее мучителя, Гринев отправляется в ставку Пугачева и вновь рискует своей жизнью. Однако справедливость и спасение страдающих для героя важнее всего — поэтому он вновь вспоминает завет отца. Как воздаяние за твердость, мужество и честь, автор награждает Гринева счастливой семейной жизнью. Этим Пушкин показывает, как важно человеку руководствоваться высокими нравственными принципами на дороге жизни.

В романе-эпопее Л.Н. Толстого «Война и мир» показаны жизненные дороги многих героев. Каждый из них прошел через испытания и приобрел опыт на этом пути. Так, князь Андрей приходит от увлечения личностью Наполеона и мечтой о своем Тулоне к пониманию истинных ценностей бытия, идее прощения и принятия своей судьбы. На поле Аустерлица он осознает всю тщетность и честолюбие своего желания славы и понимает, что есть нечто высшее, чему должна быть доступна душа человека. Смертельно раненый в Бородинском сражении, он находит в себе силы простить измену Наташи и смириться. Не бывает легкой дороги у тех, кто постоянно в поисках истины, однако искать ее необходимо — такова мысль автора.

Другой герой, Пьер, также пережил увлечения идеями наполеонизма, масонства, вынашивал мысль убить Наполеона, участвовал в Бородинском сражении. А в эпилоге романа мы видим, что пришел он к идеям декабристов; Пьер — член тайного общества. Однако можно сказать, что все его искания на жизненной дороге были продиктованы одним чувством: страстным желанием делать добро, быть нужным своему Отечеству. Именно поэтому он оказывается в рядах декабристов. Так, жизненный путь человека идет через препятствия и заблуждения, но приводит его к достижению цели.

  • А.С. Грибоедов «Горе от ума». На примере главного героя своей комедии автор показывает, как важно уметь отстоять свой жизненный выбор перед окружающими, не сломиться, не отказаться от своих идеалов. Для этого часто необходимо мужество и твердость характера. Человек выбирает свой путь самостоятельно, не оглядываясь на других. Только он несет ответственность за свой выбор. А суд людской всегда необъективен и неоднороден — невозможно угодить всем, на этом пути можно себя потерять. Поэтому нужно твердо идти своей дорогой, не обращая внимания на то, что говорят люди. Герой комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума» испытал на себе суд людской в полной мере. Оказавшись в фамусовском обществе, он сразу бросается в бой с консервативными взглядами помещиков-крепостников. Чацкий выступает против чинопочитания и низкопоклонства молчалиных, девиз которых «В мои лета не должно сметь свое суждение иметь». Он осуждает крепостное право и преклонение перед иностранным, выступает против правила Фамусова «ну как не порадеть родному человечку». Нравственный принцип Чацкого — «служить бы рад, прислуживаться тошно». За один день своими пылкими речами он восстановил против себя всех, даже когда-то влюбленную в него Софью. На протяжении пьесы многие вступают с ним в спор — но Чацкий не отступает от своих идеалов. Герой не изменяет себе и тогда, когда собравшиеся начинают придумывать про него небылицы («шампанское стаканами тянул — нет, бочками сороковыми») и в итоге объявляют его сумасшедшим. Герой покидает негостеприимный дом Фамусова непобежденным. Именно так и должен вести себя человек, выбравший свою дорогу в жизни.
  • В. Каверин «Два капитана». В повести В. Каверина «Два капитана» главный герой однажды, будучи любознательным мальчиком, нашел сумку почтальона со старыми письмами. Оказалось, что это письма капитана Татаринова, отважного мореплавателя, отправившегося в экспедицию. «Святая Мария» потерпела крушение и все члены экипажа погибли. Однако Саня решает раскрыть тайну писем и узнать, кто виновен в этой трагедии. Путешествие в прошлое становится для него целью жизни. А судьба готовит ему встречи с теми, кто имеет непосредственное отношение к этой истории — дочерью капитана и его братом. Саня становится военным летчиком, его упорство и вера в успех помогают ему открыть место последней стоянки экспедиции Татаринова и восстановить справедливость. Теперь имя первооткрывателя новой земли на Севере станет известным географическому обществу, а имя его брата, Николая Ивановича, по вине которого погибли путешественники, покрыто позором. На пути к этому открытию главный герой обрел бесценный опыт, почувствовал настоящую цену жизни, узнал цену дружбе и предательству. Путешествие в прошлое не только открыло новые имена и тайны, но и определило жизненные ориентиры, а ещё связало два любящих сердца — Катю Татаринову и Саню.
  • И.А. Гончаров «Обломов». На примере трагической судьбы главного героя писатель показывает, к чему приводит пассивное отношение к жизни. Илья Ильич Обломов, типичный представитель дворян-помещиков, всю свою сознательную жизнь проводит на диване. Диван и халат стали символами его существования. То, что происходит за стенами его дома, для него не интересно, имением своим он не занимается, поэтому управляющий его бесстыдно обворовывает, а крестьяне бедствуют. Его активный и деятельный друг Штольц, зная о прекрасных душевных качествах Обломова, пытается его спасти, вырвать из тины повседневности и апатии. Но даже любовь к Ольге Ильинской, вспыхнувшая в сердце главного героя и озарившая на миг его существование, оказалась бессильна сдвинуть его с места. Обломов ощущает трагедию своей жизни, но в борьбе с самим собой терпит поражение. Он не сумел воспользоваться возможностью возрождения, которую подарила ему судьба, и возвращается на свой диван, к привычному прозябанию. Жизнь его вроде бы и идет, и в то же время стоит на месте. Автор показывает, как даже натура, богатая духовно, способная принести много пользы обществу, гибнет под влиянием лени и апатии, заканчивает свое существование, ничего не оставив миру. И. А. Гончаров призывает читателей помнить о необходимости развития, самосовершенствования, духовного роста — именно это жизненный путь, достойный человека.
  • М.Ю. Лермонтов «Мцыри». Жизнь героя поэмы «Мцыри» можно назвать коротким и трагическим путешествием ради высокой цели. Мальчик, спасенный русским генералом во время кавказской войны, прожил до юношеских лет в монастыре. Однако суровый уклад и размеренная жизнь в неволе не устраивали романтическую натуру героя. Он одержим мечтой о родине, о свободе. Бегство из монастыря и три дня, проведенные на воле, в итоге приводят его к гибели, но они же дают ему бесценный опыт свободы и силы страсти. «Что делал я на воле? — Жил!» — восклицает он в своей исповеди перед смертью. Мцыри понял самого себя, узнал во время сражения с барсом, что «мог бы быть в краю отцов не из последних удальцов», однако понял и то, что не сможет найти дорогу домой. Вернувшись в свою тюрьму-монастырь, он не жалеет о своем побеге и готов заплатить за эти три дня своей жизнью. Судьба героя поэмы дает нам понять, какие ценности следует искать на жизненном пути и как относиться к неудачам и потерям.
  • А.Н. Радищев «Путешествие из Петербурга в Москву». Дорога в жизни человека мыслящего — это всегда возможность приобрести необходимый жизненный опыт, узнать мир и познать самого себя. Повесть А.Н. Радищева «Путешествие из Петербурга в Москву» представляет собой эпизоды народной жизни, рассказанные неравнодушным путешественником. Для повествователя встреча с ужасами и несправедливостями крепостного права стала нравственным потрясением. Встреча с крестьянином, вынужденным из-за большой семьи работать на помещика круглосуточно и без отдыха, зрелище плачевного состояния дорог и городских построек, знакомства с людьми, рассказывающими свои истории — все это наводит повествователя на размышления. О пагубности крепостничества для народа, о корыстолюбии, о необходимости просвещения, о причинах пьянства и разврата, о вреде чинопочитания. Но одновременно и о духовном богатстве русского народа, о природной красоте русских крестьянок, о том, в чем главное достоинство человека. Таким образом, путешествие дает возможность совершающему его осмыслить многое в своей жизни, получить ответы на непростые вопросы или, наоборот, задуматься о том, чему ранее не придавал значения.
  • Антуан де Сент-Экзюпери «Маленький принц». В этой повести, написанной больше для взрослых, чем для детей, путешествие героя мыслится как путь к познанию самого себя и мира. Маленький принц знакомится с жителями других планет, и каждый из них — иллюстрация к определенному восприятию смысла жизни. Кто-то, как Король, видит его в безграничной власти, для Честолюбца важнее всего почитание и восхищение окружающих, Деловой человек занят подсчетами и присвоением всего, что можно учесть, Пьяница находится в плену своей страсти и в то же время страдает от нее. И лишь на одной планете герой встречает человека, занятого делом: Фонарщик единственный, кто не смешон, «потому что думает не только о себе». Путешествуя между мирами, Маленький принц приходит к пониманию важности заботы о своем доме, о тех, кто ему доверился. Его отношение к жизни изменилось, потому что он приобрел важный опыт и понимание истинных ценностей.
  • Мигель де Сервантес Сааведра «Дон Кихот». Сюжет знаменитого романа представляет собой рассказ о путешествии главного героя по реальной Испании, как сам он говорит, ради борьбы со злом и воскрешения «золотого века». Начитавшись рыцарских романов, Дон Кихот отправляется в странствие, подобно их героям, Его оруженосец Санчо Панса называет его Рыцарем Печального образа, потому что в сражениях часто с вымышленными врагами Дон Кихот терпит унижения, побои, насмешки окружающих. А его поединок с ветряными мельницами чуть не приводит героя к гибели. Дон Кихот не осознает различия реальной жизни современной ему Испании и воображаемого мира, где царствуют идеалы благородства и мужества. Однако образ благородного безумца привлекает стремлением защищать обиженных, вступаться за бесправных. Герой романа воспринимается как символ борьбы за идеалы справедливости, права, свободы. По избранному им пути Дон Кихот следует, не предавая своих идеалов, не обращая внимания на осуждение и издевательства окружающих, без раздумий вступая в бой с пороками — в этом его достоинство как личности и пример для читателей.
  • Чарльз Диккенс «Рождественская песнь в прозе». В фантастической повести Ч. Диккенса говорится о путешествии героя в собственное прошлое. Скупой и черствый старик Скрудж, кажется, забыл о любых человеческих побуждениях и чувствах: отказывается прийти на праздник к племяннику, выгоняет из дома пришедших просителей. Отказывается помочь своему клерку, у которого болен ребенок. Пожалуй, в его окружении нет ни одного человека, который любил бы его. Да и сам он никого не любит и никому не сочувствует. Перед Рождеством ему в снах поочередно являются три добрых Духа, которые переносят героя сначала в детство, затем в его юность, показывая, как растерял Скрудж все доброе и чистое в своей душе, как постепенно ожесточился и стал равнодушен к страданиям и боли других. Старику больно вспоминать о своем прошлом, и он просит Духов скорее вернуть его домой. Третий Дух — Будущего Рождества — показывает Скруджу его будущее: смерть старого скряги и человеконенавистника не вызовет слезы сочувствия ни в ком, воры разграбят его имущество. И не будет на свете человека, который вспомнит его с теплотой и поблагодарит за помощь. Увидев показанные Духами картины прошлого и будущего, Скрудж решает изменить, пока не поздно, свое настоящее: помогает клерку вылечить больного ребенка, идет на праздник к племяннику, раздает деньги неимущим — и начинает ощущать изменение отношения к нему. Так, путешествие в прошлое стало путем к возвращению героя в мир людей, к пониманию истинных ценностей жизни.
  • Даниэль Дефо «Робинзон Крузо». Знаменитый роман о мореплавателе, оказавшемся после кораблекрушения на необитаемом острове вдали от цивилизации, поднимает важный вопрос о силе человеческого духа и способности противостоять в одиночку ударам судьбы. Его герой с детства мечтал о мореплавании и реализовал свою мечту. Все неудачи и трудности первых морских путешествий не отвратили его от выбранного пути. Оставшись в живых после крушения корабля, Робинзон постепенно обживается на острове, используя полученные им знания для обустройства жилища и обеспечения себя пищей и одеждой. Он находит несколько зерен и постепенно засевает участок земли, обходя остров, обнаруживает пригодные к пище растения, учится обжигать глину и изготавливать посуду. Дневник, в который он записывает свои впечатления и наблюдения, становится для героя возможностью не забыть язык, не утратить способность к общению, не одичать. Двадцать восемь лет, прожитые им вдали от человеческого общества и привычных условий, были наполнены борьбой за жизнь, противостоянием пиратам и стихии. История Робинзона — доказательство могущества человеческого разума и воли, напоминание читателям о том, что никогда не следует опускать руки в борьбе за свою жизнь и свои убеждения. Какие бы препятствия ни встретились на дороге жизни — их нужно встречать с достоинством и верить в свою победу.
  • Дополнительный материал к направлению «Человек путешествующий: дорога в жизни человека»:

    • Литература
    • Темы
    • Цитаты

    Материал для подготовки к итоговому сочинению

    Итоговое сочинение: Какие люди остаются в истории? (3 варианта)

    Автор: Самый Зелёный · Опубликовано 06.11.2020 · Обновлено 05.11.2020

    Многомудрый Литрекон советует Вам взять на вооружение 2 примера итогового сочинения по направлению «Забвению не подлежит» на тему: Какие люди остаются в истории? Аргументы он взял из книг «Судьба человека», «Старуха Изергиль», «Капитанская дочка», «Война и мир», «Чудесный доктор», «Медный всадник».

    Вариант 1

    (396 слов) История охотно запоминает тех людей, которые пожертвовали собой или своими ценностями ради других. Каждый из нас больше всего дорожит своей жизнью и семьей, поэтому отречение от чего-либо из этого ради высшей цели считается подвигом, достойным вечной славы. Про таких героев писали многие авторы.

    Например, М.А. Шолохов в рассказе «Судьба человека» изобразил героя, который отдал все ради Великой Победы. Андрей Соколов до войны жил счастливо: имел красавицу-жену, детей, любимую работу, домашний очаг, хорошую зарплату. Но когда Родина призвала его, когда враг пришел на нашу землю, Андрей, как и сотни тысяч его сограждан, пошел на фронт добровольцем. Во время боя его контузило, и оккупанты взяли его в плен. Чтобы защитить других бойцов от предателя, он убил его, отказавшись от нравственной щепетильности и рискуя собой. В трудовом лагере герой не пресмыкался перед начальством и сохранил достоинство. Он в очередной раз поставил жизнь на кон, чтобы сбежать и привести с собой пленного немецкого инженера. Но после возвращения Андрей обнаружил, что его жены уже нет в живых, и погибли младшие дети. Сына же он потерял прямо в День Победы. Дом его был разрушен. Герой возложил на алтарь победы все, чем дорожил, но не сломался и не жаловался на судьбу. У него хватило сил начать все заново и усыновить сиротку. Его мужество и самоотверженность остаются в веках, потому что достойны вечной благодарности потомков.

    Еще один герой, имя которого стало нарицательным, тоже запомнился людям, потому что смог пожертвовать жизнью ради спасения своего народа. Данко из рассказа М. Горького «Старуха Изергиль» обрел вечную жизнь в легенде, которой рассказчица поделилась со своим слушателем. Племя Данко было изгнано более могущественным врагом в темные леса. Путники не смогли проложить себе дорогу и найти место, пригодное для жизни. Им на помощь пришел отважный юноша, который взял на себе обязанности лидера. Данко провел людей сквозь чащи, но в пути они отчаялась и возроптали на своего спасителя. Чтобы показать им выход, Данко вырвал сердце из груди и осветил им дорогу. Все герои получили шанс на мирное будущее, но их вождь скончался, выполнив свое предназначение. Память о нем жива в легендах, потому что его подвиг вызывает уважение и даже преклонение до сих пор.

    Таким образом, в истории остается человек, который смог сделать то, что другим повторить не дно — пожертвовать своими интересами или даже жизнью ради благородного дела. Эти люди проявляют смелость, упорство и любовь к ближним, и эти качества всегда будут добродетелями, удостоенными важного места в памяти человечества.

    Вариант 2

    (455 слов) Практически каждый человек втайне хотел бы прославиться, стать известным. Причем не только в данный момент, но и на долгое время. Желание «оставить после себя след» проявляется по-разному: у кого-то в творчестве, у других — в детях, а у некоторых даже в преступлениях. Писатели-классики, безусловно, выбирали первый путь, поэтому мы до сих пор читаем их произведения. Рассуждали они и о том, какие же люди остаются в истории.

    В поэме А. С. Пушкина «Медный всадник» прославляются деяния Петра I, императора-реформатора, который прорубил окно в Европу. Этот государственный деятель умел видеть шире, чем его современники. Он предугадал, что процветание страны зависит от строительства города на Неве. И это место превратилось из «приюта убогого чухонца» в «полнощных стран красу и диво». Петр I был действительно великим человеком, который многое сделал для развития России. Его личность осталась в истории, потомки с благодарностью вспоминают его до сих пор. Однако А. С. Пушкин затрагивает вопрос противоречия интересов государства и «маленького человека». Ведь этот выгодный в стратегическом отношении город построен на неподходящем месте – здесь испарения от болот, постоянные наводнения. И от этого страдал не император или его приближенные, а простые люди. Так и произошло с главным героем, Евгением. Он сам во время наводнения еле спасся, а свою возлюбленную потерял навсегда, ведь ее домик попросту снесло водой. Правители государств точно остаются в истории, однако стоит помнить, что за величием страны часто стоят страдания ее граждан. И не каждому хотелось бы именно такой неоднозначной популярности.

    А можно ли остаться в истории, будучи просто хорошим человеком, а не правителем? А. И. Куприн в рассказе «Чудесный доктор», изобразив профессора Пирогова, доказывает, что доброе сердце и помощь людям позволяют задержаться в памяти надолго. А самое главное – прожить с гармонией в сердце. Профессор Пирогов встретил главного героя, Емельяна Мерцалова, когда последний уже собирался вешаться. И причины были серьезны: герой потерял работу, ему нечем было кормить детей, а младшая дочка Машутка тяжело болела. Случайный прохожий, который оказался знаменитым врачом, не отвернулся от чужого горя. Он пришел к Мерцаловым, осмотрел Машутку, помог с дровами и едой, выписал рецепт на лекарства и тайком оставил деньги. Как считают Мерцаловы, «с этих пор точно благодетельный ангел снизошел в нашу семью». Доктор Пирогов всегда оставался верен своему призванию, был не только профессионалом, но и самоотверженным человеком. И такие личности также остаются в истории, хоть и завоевывают страны и города. Чтобы остаться в вечности, нужно делать то, что ты умеешь, лучше всего и помогать в этом другим людям.

    В истории остаются люди незаурядные, которые добились в своей сфере чего-то, что не вышло у других. Именно это вызывает восхищение и остается в памяти. Стоит помнить, что далеко не все великие дела требует жертв. Участие, сострадание и доброта необходимы в любом обществе во все времена. И любое великое дело можно направить в сторону добра.

    Вариант 3

    (475 слов) В памяти человечества остаются люди, которые сыграли значительную роль в глобальных исторических событиях. Они могут быть не только положительными, но и отрицательными героями действия, развернувшегося на мировой арене. Каждому из них посвящены многочисленные литературные произведения, некоторые из которых мы рассмотрим в качестве примеров.

    Так, личность Емельяна Пугачева, предводителя народного восстания (1773—1775), увековечена в произведении А.С. Пушкина «Капитанская дочка». Главный герой имеет тесное знакомство с мятежником, который предстает перед читателями обычным человеком, наделенным как недостатками, так и достоинствами. История запечатлела жестокость и кровожадность этого лидера. На захваченных им территориях плаха никогда не пустовала. А.С. Пушкин, изучив архивные документы, не упускает ни одной ужасной подробности из жизнеописания Пугачева и его методов управления людьми. Тут и грабежи, и насилие, и многочисленные убийства с особой жестокостью. Ради власти герой идет по трупам, но обещанных прав и свобод народ под его руководством не получает. Вседозволенность — да, справедливость — нет. И все же образ Пугачева подкупает читателя своей молодецкой удалью, хитростью и умом. Герой намного мудрее, глубже и сознательнее, чем его сторонники. Не чужды Емельяну и нравственные чувства. Он проникается добротой и милосердием по отношению к Петру и помогает ему вызволить Марью. Швабрина он наказывает мягко, а девушку и вовсе отпускает вместе с женихом. Восстание под его предводительством не увенчалось успехом, но запомнилось людям. История сохранила имя Пугачева, потому что ему удалось возглавить народную стихию и выразить волю сотен тысяч угнетенных людей. Он жил в жестокие времена и подчинялся их законам, но был незаурядным и интересным человеком, достигшим многого в своем разрушительном порыве.

    Но история неравнодушна и к тем, кто сыграл в ней положительную роль. Л.Н. Толстой в романе-эпопее «Война и мир» описал образ Михаила Кутузова (1745-1813) — знаменитого полководца, под руководством которого русская армия победила войско Наполеона. Автор одобряет деятельность фельдмаршала. Он изучил архивные документы, относящиеся к его работе, и пришел к выводу, что полководец делал все возможное, чтобы выиграть войну с наименьшими потерями. Михаил Илларионович дорожил жизнью каждого солдата и безразлично относился к своей славе и карьере, поэтому упорно сносил осуждение и насмешки придворных. Он осмеливался идти против самого императора, который желал бросить все силы на врага и не считался с потерями. Мудрая стратегия Кутузова, позже названная «скифской войной», обманула и пылкого Александра Первого, и самовлюбленного Наполеона. Она заманила французов вглубь страны и вынудила их отступать по разоренной ими смоленской дороге. Кутузов знал, что враги и так обречены на поражение, поэтому берег армию и срывал наступление, сколько мог. В итоге русские войска победили, и фельдмаршал смог предотвратить полное уничтожение армии. Кутузов остался в исторической памяти, потому что был одним из важнейших участников военного события мирового масштаба и запомнился людям благодаря доброте, мудрости и смелости.

    Таким образом, в истории всегда найдется страница для людей, которые ее вершили. Каждой выдающейся личности отведена своя роль в учебниках и летописях, романах и поэмах. Они внесли большой вклад в развитие или разрушение человеческой цивилизации, поэтому удостоились упоминания и даже изучения.

    Рейтинг
    ( Пока оценок нет )
    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Добавить комментарий

    ;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: