Часть С по тексту Д. Лихачева (о патриотизме): сочинение

О патриотизме

(1)По общему признанию, французы живут в мире, центром которого является Франция. (2)Они поглощены своей историей и склонны верить, что именно их страна задала стандарты демократии, справедливости, государственных и законодательных систем, философии, науки, кухни и «умения жить». (3)Поэтому, как правило, французы мало знают о других народах, потому что так построена их школьная программа, и относятся к ним снисходительно, веря в свою уникальность.

(4)В сравнении с французами русские не столь самоуверенны и эгоцентричны в любви к своей стране, так как их патриотизм не только результат осознания величия достижений своей родины. (5)Это чувство более органичное, эмоциональное. (6)Оно выражается в почти физической привязанности русских к местам своего детства и молодости, болезненной ностальгии при расставании с родиной.

(7)Особый характер русского патриотизма также исторически связан с культом власти и государства. (8)В русской культуре любовь к родине неразрывно связана с любовью к родной земле, природному ландшафту и, против всякой логики, — к государству! (9)Государственность вообще имела в истории России и её культуре особое значение. (10)Русский солдат много веков воевал «за веру, царя и отечество»: само собой разумелось, что эти вещи неразрывно связаны. (11)Исторически в русском патриотизме есть православно государственный элемент. (12)Окружённый со всех сторон «иноверцами», русский народ выработал ощущение своей уникальности, исключительности и несхожести с другими народами. (13)Это ощущение в течение не скольких столетий накладывалось на мессианскую идею о великом предназначении России в истории человечества и усиливало её.

(14)В результате всех этих переплетений патриотизм по-русски — не только культурный феномен, подразумевающий любовь к своей стране (её истории, природе, культуре и т.д.), но и своеобразное понимание судьбы России, её особых отношений со всем человечеством, понимание её особого пути и, так сказать, ощущение своего исторического одиночества. (15)Возможно, поэтому русские очень политизированный народ, им есть дело до всего, что происходит даже за тридевять земель.

(По А.В. Сергеевой*)

Каков же характер русского патриотизма? Такова основная проблема данного текста.

В своём отрывке из книги «Русские: стереотипы поведения, традиции, ментальность» А. В. Сергеева рассказывает о странностях русского патриотизма, который связан не только «с культом власти», но и с любовью к родной земле, к культуре и, что самое удивительное, с любовью к государству. Причём, как считает автор, «государственность» закладывалась в русском характере в течение нескольких столетий.

А. В. Сергеева считает, что русский патриотизм – это не только «культурный феномен», но и феномен «исторического одиночества и несхожести с другими народами».

Мне кажется, что нужно согласиться с мнением автора в том, что России уготована особая роль, особая миссия в истории человечества.

Об этом говорил Ф. И. Тютчев, живший в девятнадцатом веке более двадцати лет в Германии, в своём знаменитом стихотворении «Умом Россию не понять…». По его мнению, характер русского патриотизма понять сложно и «аршином общим не измерить», но есть одно достоинство – «…в Россию можно…верить». И действительно, Россия с честью выходила из многих сложных ситуаций. Если бы не высокий подъём патриотизма русского народа, Россия бы не вышла победителем во многих войнах: с Наполеоном, с фашистской Германией, с Японией и др. Если бы не терпимость и толерантность, рядом с русскими в России не жили бы люди более, чем ста национальностей. Если бы … Можно много писать предложений с сослагательным наклонением, но смысл остаётся один – характер русского патриотизма во всём: в мыслях, в любви к Родине. «Ему до всего есть дело», – если говорить словами А.В. Сергеевой.

В своём романе-эпопее Л. Н. Толстой «Война и мир» автор на примере главной героини Наташи Ростовой показывает ещё одну удивительную черту русского патриотизма – бескорыстность. Когда войска под командованием Наполеона подходили к Москве, то именно Наташа отдала подводы под раненых, проявив тем самым истинный патриотизм и человеколюбие. Пьер Безухов, этот неловкий увалень, спасает трёхлетнюю девочку в горящей Москве, не требуя взамен слов благодарности. Ему показалось в тот миг, что можно ещё многое сделать для людей.

Таким образом, характер русского патриотизма кроется в самом человеке, в его поступках, в его доброте и совести. И что бы ни говорили в мире, патриотизм заложен в русском человеке с рождения.

Часть С по тексту Д. Лихачева (о патриотизме): сочинение

Напишите сочинение по прочитанному тексту.

Сформулируйте одну из проблем, поставленных автором текста.

Прокомментируйте сформулированную проблему. Включите в комментарий два примера-иллюстрации из прочитанного текста, которые, по Вашему мнению, важны для понимания проблемы исходного текста (избегайте чрезмерного цитирования). Дайте пояснение к каждому примеру-иллюстрации. Укажите смысловую связь между примерами-иллюстрациями и проанализируйте её.

Сформулируйте позицию автора (рассказчика). Сформулируйте и обоснуйте своё отношение к позиции автора (рассказчика) по проблеме исходного текста.

Объём сочинения — не менее 150 слов.

Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается 0 баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

(1)Я получил недавно письмо, в котором школьница пишет о своей подруге. (2)Учительница литературы предложила этой подруге написать сочинение об очень крупном советском писателе. (3)И в этом сочинении школьница, отдавая должное и гениальности писателя, и его значению в истории литературы, написала, что у него были ошибки. (4)Учительница сочла всё это неуместным и очень её бранила. (5)И вот подруга той школьницы обращается ко мне с вопросом: можно ли писать об ошибках великих людей? (6)Я ей ответил, что не только можно, но и нужно писать об ошибках великих людей, что велик человек не тем, что он ни в чём не ошибался. (7)Никто не свободен от ошибок в нашей жизни, в нашей сложной жизни.

(8)Что человеку важно? (9)Как прожить жизнь? (10)Прежде всего – не совершить никаких поступков, которые бы роняли его достоинство. (11)Можно не очень много сделать в жизни, но если ты не делаешь ничего, даже мелкого, против своей совести, то уже этим самым ты приносишь колоссальную пользу. (12)Даже в обыденной нашей, повседневной жизни. (13)А ведь в жизни могут быть и тяжёлые, горькие ситуации, когда перед человеком стоит проблема выбора – быть обесчещенным в глазах окружающих или в своих собственных. (14)Уверен, что лучше быть обесчещенным перед другими, нежели перед своей совестью. (15)Человек должен уметь жертвовать собой. (16)Конечно, такая жертва — это героический поступок. (17)Но на него нужно идти.

Читайте также:
Связь поколений: сочинение

(18)Когда я говорю о том, что человек не должен идти против своей совести, не должен совершать с ней сделку, я вовсе не имею в виду, что человек не может или не должен ошибаться, оступаться. (19)Никто не свободен от ошибок в нашей сложной жизни. (20)Однако человека, который оступился, подстерегает серьёзнейшая опасность: он нередко приходит в отчаяние. (21)Ему начинает казаться, что все кругом подлецы, что все лгут и скверно поступают. (22)Наступает разочарование, а разочарование, потеря веры в людей, в порядочность — это самое страшное.

(23)Да, говорят: «Береги честь смолоду». (24)Но если даже не удалось сберечь честь смолоду, её нужно и можно вернуть себе в зрелом возрасте, переломить себя, найти в себе смелость и мужество признать ошибки.

(25)Я знаю человека, которым сейчас все восхищаются, которого очень ценят, которого и я в последние годы его жизни любил. (26)Между тем в молодости он совершил дурной поступок, очень дурной. (27)И он мне потом рассказал об этом поступке. (28)Сам признался. (29)Позже мы плыли с ним на теплоходе, и он сказал, опершись на поручни палубы: «А я думал, что вы со мной и разговаривать не станете». (30)Я даже не понял, о чём он: моё отношение к нему изменилось гораздо раньше, чем он признался в грехах молодости. (31)Я уже сам понимал, что он многое не осознавал из того, что делал.

(32)Путь к раскаянию может быть долгим и трудным. (33)Но как же украшает мужество признать свою вину – украшает и человека, и общество.

(34)Тревоги совести. (35)Они подсказывают, учат; они помогают не нарушать этических норм, сохранять достоинство – достоинство нравственно живущего человека.

(по Д.С. Лихачёву*)

* Дмитрий Сергеевич Лихачёв (1906–1999) – советский и российский филолог, культуролог, искусствовед, академик РАН.

Подготовка к написанию сочинения-рассуждения (часть С – ЕГЭ)

Описание разработки

Цель:

– подготовка учащихся к выполнению части С в ЕГЭ.

Задачи:

– обратить внимание на речевое оформление сочинения,

– помочь одиннадцатиклассникам понять принцип пошагового анализа текста,

– отработать методику работы с текстом.

Оборудование: раздаточные карточки с текстом Д. Лихачёва, слайдовая презентация, отражающая основные этапы работы с текстом и содержащая дополнительную информацию

Ход урока.

Организационный момент.

Повторение.

Алгоритм написания сочинения – рассуждения по прочитанному тексту.

  1. Сформулируйте проблему, которую поднимает автор.
  2. Прокомментируйте проблему.
  3. Сформулируйте позицию автора.
  4. Формулируем собственную позицию и приводим аргументы ( не менее 2-х)
  5. Заключение.

Знакомство с текстом.

« За что отвечает человек? За всё, что происходит на земле? Или за что-то очень небольшое?

Есть хорошая книга Рони « Борьба за огонь». Те, кто читал эту книгу, помнят содержание: мальчику поручили охранять огонь. Тогда люди не умели добывать огонь, они поддерживали его, не давая угаснуть. И вот мальчик заснул, и огонь погас. А это означало, что всё племя обречено на холод, голод, может быть, гибель…

Доверив мальчику охранять огонь, племя доверило ему себя, свои жизни. Он же обрёк их на смерть. За это по тогдашним понятиям он был сам достоин смерти.

Уже на этом примере можно убедиться в том хотя бы, что отвечать за других – это значит уметь отвечать за самого себя. Только человек, владеющий собой во всех обстоятельствах, способный поступиться своими интересами, только такой человек достоин высокого права отвечать за свои поступки.

Но в отдалённые времена ошибка или безответственность одного человека не имела таких страшных последствий, как сегодня. Людей было мало, они жили отдельными племенами на земле, которая казалась им бескрайней. Теперь мы знаем, что живём на небольшой планете. Из космоса мы уже видели нашу Землю глазами космонавтов. Она маленькая. И люди на ней связаны друг с другом, даже если не понимают этого. Земля наша – это тоже космический корабль, а все мы вместе – его команда. Вполне понятно, как много зависит от слаженной работы команды корабля.

Сегодня человек, только он один отвечает за неё как старший. Он отвечает воздух, окружающий нашу планету, за океаны, за леса и реки, за всё, что живёт в них. Эту ответственность человек не может передать никому, потому, что только он один наделён высшей силой – силой разума. А значит, поступки его должны быть разумны и человечны.

Кто же этот человек? Это все мы вместе и каждый в отдельности.

Работа над текстом Д. Лихачёва

  1. Прочитайте текст, ответьте на вопрос «О чём этот текст?» Определите тему текста.

( Об ответственности человека за всё на планете).

  1. Зачем автор создал этот текст? Что именно хотел он сказать?

Читаем текст ещё раз и выписываем из текста или формулируем основные положения сами, помня о том, что мысль текста разворачивается от абзаца к абзацу.

А также параллельно освещаем, где необходимо, вопросы: через что автор доводит до читателя свои мысли, каким образом он это делает, с помощью чего.

Учащиеся работают самостоятельно. Один работает у доски.

1-й абзац. « За что отвечает человек? За всё, что происходит на земле? Или за что-то очень небольшое?»

2-й и 3-й абзацы. Автор приводит пример из книги Рони « Борьба за огонь». Основную мысль формулируем сами : не сумев сберечь огня, мальчик обрёк племя на гибель.

4-й абзац. «…Отвечать за других – это значит отвечать за самого себя»

« Только человек,…способный поступиться своими интересами,…достоин права отвечать за других».

Иными словами: ответственность – это умение поступиться своими интересами во имя интересов окружающих.

5-й абзац. В наши дни безответственность человека имеет страшные последствия.

( Автор сравнивает Землю с космическим кораблём, а людей – с командой, от слаженной работы которой зависит очень много).

6-й абзац. «Сегодня человек, только он один отвечает за всё на земле».

Поступки человека должны быть разумны и человечны.

7-й абзац. Для Д. Лихачёва, «человек» – это « все мы вместе и каждый в отдельности».

В данном случае это проблема ответственности человека перед обществом, природой, всей Землёй.

Работаем над вступлением.

Д.Лихачёв – один из писателей, который ощущает личную причастность ко всему происходящему в мире. Его волнуют все проблемы общественной жизни, в том числе и проблема ответственности личности перед обществом, природой. Перед Землёй.

Автор текста Д. Лихачёв не случайно обратился к теме ответственности человека за всё на планете. Проблема, которую он затрагивает, интересует и меня не только как читателя, но и как человека, живущего интересами своего времени, своего поколения.

Д. Лихачёв принадлежит к тем неравнодушным людям, которых волнуют общечеловеческие проблемы, одной из которых является проблема ответственности человека перед обществом, природой, перед всей Землёй.

Как, на каком материале автор раскрывает проблему?

Читайте также:
Вещи и книги (по тексту Л. Лиходеева): сочинение

На чём заостряет внимание?

Напоминаем учащимся основное отличие пересказа от комментария.

Пересказывая, мы говорим о том, что делают герои, а комментируя, мы говорим о том, что делает автор.

Составляем таблицу. – смотрите документ

Определяем позицию автора.

Как выражено отношение автора к изображаемому?

Какие средства выразительности помогают выявить авторское отношение к проблеме?

Учащимся предлагаются различные способы формулировки авторской позиции:

Позиция автора такова…

Автор считает, что…

Автор стремится донести до читателя мысль о том, что…

Автор убеждает нас в том, что…

В тексте доказывается мысль о том, что…

Примерная формулировка авторской позиции:

« Автор искренне убеждён, что в наши дни халатность может привести к гибели человечества. Он горячо заявляет, что сегодня человек «отвечает за всё на земле: за воздух, океаны, леса, реки». И потому поступки каждого из нас должны быть «разумны и человечны».

Далее мы должны заявить о своей позиции и привести аргументы (не менее 2-х), подтверждающие эту позицию.

Повторение типов аргументов.

Учащимся предлагается ряд аргументов. Какие из них можно использовать?

Посмотрите вокруг себя, и вы увидите, что последствия нашей цивилизации напоминают не что иное, как поле битвы, на котором лежит раненая природа с изуродованной землёй, с горами мусора и отходов, с тысячами гектаров мёртвых и заражённых пространств…Причина неуважительного отношения людей лежит в нашей нравственной неразвитости.

Любовь к Отечеству не может никогда угаснуть в наших сердцах.(А.Н. Толстой).

Что человек сделал, то у него и есть. (В. Каппони, психолог).

Человек паче всех есть существо соучаствующее. (А. Н. Радищев).

Мы общей жизни зерна, одной судьбы родня.
Нам пировать позорно в счет будущего дня.
Поймите это, люди, как собственный приказ,
Не то – Земли не будет и каждого из нас. /Михаил Дудин/

Чем больше мы берем от мира, тем менее мы оставляем в нем, и в конечном итоге мы вынуждены будем оплатить наши долги в тот самый момент, который может оказаться очень неподходящим для того, чтобы обеспечить продолжение нашей жизни.(Норберт Винер).

Мы столь радикально изменили среду, что теперь для того, чтобы существовать в этой среде, мы должны изменить себя (Норберт Винер).

Птицы, рыбы и звери

В душу людям смотрят.

Вы их жалейте люди.

Не убивайте зря!

Ведь небо без птиц –

И земля без зверей –

Не земля! (Р. Рождественский).

Охраняйте природу! Она не имеет кулака, ни зуба, чтобы защищаться от недругов. Её сокровища вверены нашей совести, уму и благородству. (Л.Лесков).

Прежде природа угрожала человеку, а теперь человек угрожает природе. (Ж.Кусто).

22 апреля 1994 года был объявлен Всемирный день защиты Земли, а 7 – 8 сентября 2000 года была принята Декларация прав Земли.

Человек должен украшать землю. (М. Шолохов).

Я не знаю ничего более прекрасного, чем наша земля. ( К.Г. Паустовский).

Чтобы навредить – и одной руки много, чтобы добро творить – и двух мало. (Пословица).

Какие художественные произведения могут аргументировать вашу позицию?

( В. Распутин «Прощание с Матёрой».

О нравственной ответственности за жизнь на земле пишет В. Распутин. Его «Прощание с Матёрой» – это призыв к человеку остановиться в бездумном и беспринципном отношении к природе, к земле).

(Примерный вариант: «Задуматься над проблемой, поднятой автором в тексте, – значит не только открыть для себя что-то, но и ясно понять, что человек – существо разумное, и потому он в ответе за всё!»

Написать сочинение- рассуждение по прочитанному тексту Д. Лихачёва.

Банк аргументов (по “Письмам о добром и прекрасном” Д.С.Лихачёва)
материал для подготовки к егэ (гиа) по русскому языку (11 класс) на тему

Матеиал будет полезен учителям и учащимся при подготовке к ЕГЭ по русскому языку (задание 26).

Скачать:

Вложение Размер
argumenty_lihachev.docx 23.93 КБ

Предварительный просмотр:

Академик Дмитрий Сергеевич Лихачев «Письма о добром и прекрасном»

Одна из самых задушевных книг академика Д.С.Лихачева. В ней в форме писем к друзьям он дает мудрый, честный ответ на вопросы, жизненно важные сегодня для каждого из нас. Это урок патриотизма и гражданственности, образец человеческой мудрости и доброты.

О смысле (цели) жизни

Если есть у человека великая цель, она должна проявляться во всем – в самом, казалось бы, незначительном. Поговорка «цель оправдывает средства» губительна и безнравственна.

Подлинные друзья приобретаются в молодости. Ведь молодость – это время сближения. И об этом следует помнить и беречь друзей, ибо дружба очень помогает и в горе и в радости, Берегите молодость до глубокой старости.

О лени, трудолюбии

Нет несчастнее ленивого человека, вечно избегающего труда, усилий. Если ты привыкнешь к работе, то работа всегда будет доставлять тебе радость.

О доброте, о счастье

В чем самая большая цель жизни? Увеличивать добро в окружающем нас. А добро – это прежде всего счастье всех людей. Оно слагается из многого, и каждый раз жизнь ставит перед человеком задачу, которую важно уметь решать. Большая цель добра начинается с малого – с желания добра своим близким, но, расширяясь, она захватывает все больший круг вопросов.

О патриотизме и национа лизме

Надо быть патриотом, а не националистом. Нет необходимости ненавидеть каждую чужую семью, потому что любишь свою. Нет необходимости ненавидеть другие народы, потому что ты патриот. Между патриотизмом и национализмом глубокое различие. В первом – любовь к своей стране, во втором – ненависть ко всем другим.

Любовь не должна быть безотчетной, она должна быть умной. Нужно уметь замечать недостатки в любимом человеке и помогать бороться с ними. Любовь должна быть соединена с мудростью, с умением отделять необходимое от пустого и ложного. И не должна быть любовь слепой. Слепой восторг перед Германией привел к нацизму. Слепой восторг перед Италией – к фашизму.

О мудрости и хитрости

Мудрость – это ум, соединенный с добротой. Ум без доброты – хитрость. Хитрость постепенно чахнет и рано или поздно оборачивается против самого хитреца. Поэтому хитрость вынуждена скрываться. Мудрость же открыта и надежна. Она не обманывает других. И прежде всего самого мудрого человека. Мудрость приносит мудрецу доброе имя и прочное счастье.

Верность – важное качество человека. Каждому из нас должна быть присуща верность тем большим принципам, которыми должен руководствоваться человек в большом и малом; верность своей безупречной молодости, своей родине в широком и узком смысле этого понятия; верность семье, друзьям, городу, стране, народу. В конечном счете, верность есть верность правде – правде-истине и правде-справедливости.

Жизнь – это прежде всего дыхание. «Душа», «дух»! А умер – прежде всего – «перестал дышать». Так думали исстари. Душно бывает в доме, «душно» и в нравственной жизни. Нужно хорошенько выдохнуть все мелочные заботы, суету будничной жизни, избавиться, стряхнуть все, что стесняет движение мысли, что давит душу, не принимает жизнь, ее ценности, ее красоту. Человек всегда должен думать о самом важном для себя и для других, сбрасывая с себя все пустые заботы. Самая большая ценность в мире – жизнь. А жизнь бесконечно глубока.

О терпимости, об отноше нии к людям

Надо быть открытым к людям, терпимым к людям, искать в них прежде всего лучшее. Умение искать и находить лучшее, просто хорошее обогащает человека духовно.

Заметить красоту в природе, в городе, в человеке сквозь все заслоны мелочей – это значит расширить сферу жизни, сферу того жизненного простора, в котором живет человек.

Одно правило в жизни должно быть у каждого человека, в его цели жизни, в его принципах жизни, в его поведении: надо прожить жизнь с достоинством, чтобы не стыдно было вспомнить. Достоинство требует доброты, великодушия, не быть эгоистом, быть правдивым, хорошим другом, находить радость в помощи другим. Ради достоинства жизни надо уметь извиняться, признавать свои ошибки.

Об обмане, лжи, вранье

Обманывая, человек прежде всего обманывает себя, ибо он думает, что успешно соврал, а люди поняли и из деликатности промолчали. Вранье всегда видно. У людей особое чувство подсказывает, врут им или говорят правду.

О созидании и творчестве

Природа созидательна, она создала нас, поэтому мы должны в нашей жизни поддерживать эту созидательную тенденцию, творчество и ни в коем случае не поддерживать всего разрушительного, что есть в жизни. Жить нужно созидая.

Жизнь – прежде всего творчество, но это не значит, что каждый человек, чтобы творить, должен родиться художником, балериной или ученым. Творчество тоже можно творить. Можно творить просто добрую атмосферу вокруг себя, то есть ауру добра.. творчество беспрерывно. Так что жизнь – это и есть вечное созидание.

О памяти, исторической памяти

Человек рождается и оставляет о себе память. Какую он оставит о себе память? Об этом нужно заботиться не с определенного возраста, а с самого начала, так как человек может уйти в любой момент и в любой миг. И очень важно, какую память он о себе оставит.

Память и знание прошлого наполняют мир, делают его интересным, значительным. Если вы не видите за окружающим вас миром его прошлого, он для вас пуст. Нужно знать историю – историю всего, что нас окружает в большом и малом масштабах. И нужно активнее защищать все то, что делает нашу жизнь осмысленной, богатой, одухотворенной.

О цели и самооценке

Когда человек выбирает себе в жизни цель, он невольно дает себе оценку. Если человек ставит перед собой задачу приобрести все элементарные материальные блага, он и оценивает себя на уровне этих материальных благ. Если человек живет, чтобы приносить людям добро, облегчать их страдания, давать людям радость, то он оценивает себя на уровне этой своей человечности. Он ставит себе цель, достойную человека. Только жизненно необходимая цель позволяет человеку прожить свою жизнь с достоинством и получить настоящую радость.

Забота скрепляет отношения между людьми. Скрепляет семью, скрепляет дружбу, скрепляет односельчан, жителей одной страны. С самого рождения человек окружен заботой. И в нем чувство заботы появляется очень рано. За заботу о себе дети платят заботой о стариках-родителях. Эта забота перерастает в память об ушедших родителях. Если забота направлена только на себя, то вырастает эгоист. Забота объединяет людей, крепит память о прошлом и направлена целиком на будущее. Это не само чувство – это конкретное проявление чувства любви, дружбы, патриотизма. Человек должен быть заботлив. Незаботливый или беззаботный человек – скорее всего человек недобрый и не любящий никого.

Нравственности в высшей степени свойственно чувство сострадания. В сострадании есть сознание своего единства с человечеством и миром. Чувство сострадания заставляет нас бороться за сохранение памятников культуры, за природу, за уважение памяти. Именно поэтому забытое понятие сострадания требует своего полного возрождения и развития.

Не мучайтесь своими недостатками, если они у вас есть. Будьте просты и снисходительны к своим недостаткам. Не страдайте от них. Хуже нет, когда в человеке развивается «комплекс неполноценности», а вместе с ним озлобленность, недоброжелательность к другим лицам, зависть. Человек теряет в себе самое хорошее – доброту.

В поведении бойтесь быть смешным и старайтесь быть скромным, тихим. Никогда не распускайтесь, уважайте людей, которые вас окружают. Не бойтесь своих физических недостатков. Относитесь к ним с достоинством, и вы будете элегантны. Будьте правдивы. Не будьте смешны! Простота в человеке, правдивость, отсутствие претензий – вот самая привлекательная «форма» в человеке, которая становится и его самым элегантным «содержанием».

Излишняя обидчивость – признак недостатка ума или какой-то закомплексованности. Будьте умны. Обижаться нужно только тогда, когда вас намеренно обижают. На простую невнимательность, забывчивость обижаться не надо. Напротив, проявите к этому человеку особую внимательность. Это будет красиво и благородно. Старайтесь сами никого не обижать.

О чести и совести

Между честью и совестью есть одно существенное различие. Совесть всегда исходит из глубины души, и совестью в той или иной мере очищаются. Совесть «грызет». Совесть не бывает ложной. Она бывает приглушенной или преувеличенной. Но представления о чести бывают совершенно ложными, и эти ложные представления наносят колоссальный ущерб обществу. Речь идет о так называемой «чести мундира».

Честь истинная – всегда в соответствии с совестью. Честь ложная – мираж в пустыне, в нравственной пустыне человеческой души.

Человек с первого своего дня развивается, он устремлен в будущее. После учебы наступает время овладения положением в жизни. Движение идет по инерции. Главным для человека становится устройство себя в выгодном положении. Подлинное содержание цели в жизни утрачено. Это и есть карьеризм. Внутреннее беспокойство, делающее человека несчастным лично и нестерпимым для окружающих.

Человек должен быть интеллигентен! Интеллигентность нужна при всех обстоятельствах как для окружающих, так и для самого человека. Интеллигентность равна нравственному здоровью, а здоровье нужно, чтобы жить долго – не только физически, но и умственно. Образованность нельзя смешивать с интеллигентностью. Интеллигентность проявляется не только в знаниях, а в способностях к пониманию другого, в терпимом отношении к людям. Интеллигентность нужно в себе развивать.

Получить хорошее воспитание можно не только в своей семье или школе, но и… у самого себя. Надо только знать, что такое настоящая воспитанность. Воспитанный человек – это тот, кто хочет и умеет считаться с другими, это тот, кому собственная вежливость не только привычна и легка, но и приятна. Это тот, кто в равной степени вежлив и со старшими, и с младшими годами и по положению.

Зависть – ужасное чувство, от которого страдает прежде всего тот, кто завидует. Чтобы избавиться от чувства зависти, нужно развивать свои способности, склонности, свою неповторимость в этом мире, быть самим собой. И вы никогда не будете завидовать. Зависть развивается прежде всего там, где вы не отличаете себя от других. Завидуете – значит не нашли себя.

Жадность – это забвение собственного достоинства, это попытка поставить свои материальные интересы выше себя, забвение товарищества. Жадность в человеке даже не смешна, она унизительна. Она враждебна себе и окружающим. Иное дело – разумная бережливость; жадность – ее искажение, ее болезнь. Бережливостью владеет ум, жадность овладевает умом.

Об умении вести спор

В жизни часто приходится спорить, возражать, не соглашаться. Лучше всего проявляет свою воспитанность человек, когда он ведет дискуссию, отстаивая свои убеждения. В споре обнаруживается интеллигентность, логичность мышления, вежливость, умение уважать людей и … самоуважение. Если в споре человек заботится не столько об истине, сколько о победе над своим противником, не умеет выслушать – это пустой человек и спор пустой. Далее академик учит, как правильно вести спор.

Об отношении к языку

Неряшливость в одежде – это неуважение к окружающим вас людям, да и неуважение к самому себе. А как расценивать отношение к языку, которым мы говорим? Язык в еще большей мере, чем одежда, свидетельствует о вкусе человека, о его отношении к окружающему миру, к самому себе. По-настоящему сильный, здоровый, уверенный в себе человек не будет без нужды говорить громко, ругаться и употреблять бранные и жаргонные слова. Ведь он уверен, что его слово и так весомо. Наш язык – это важнейшая часть нашего общего поведения в жизни. И по тому, как человек говорит, мы легко можем судить о том, с кем мы имеем дело. Учиться хорошей, спокойной, интеллигентной речи надо долго и внимательно, потому что наша речь – важнейшая часть не только нашего поведения, но и нашей личности, наших души, ума, нашей способности не поддаваться влияниям среды.

О чтении, любви к книге, о литературе

Каждый человек обязан заботиться о своем интеллектуальном развитии, Это его обязанность перед обществом, в котором он живет. И перед самим собой. Основной способ интеллектуального развития – чтение. Нужно развивать в себе интерес к чтению. Интерес может быть результатом самовоспитания. Нужно читать осознанно. «Скоростное чтение» создает только видимость знаний. Его можно допускать лишь в некоторых профессиях.

Литература дает нам колоссальный опыт жизни. Она делает человека интеллигентным, развивает в нем не только чувство красоты, но и понимание жизни, всех ее сложностей, служит проводником в другие эпохи и к другим народам, раскрывает перед вами сердца людей. Одним словом, делает вас мудрее.

О телевизоре и книге

Почему телевизор частично вытесняет сейчас книгу? Да потому, что телевизор заставляет вас не торопясь смотреть какую-то передачу, сесть поудобнее, отвлекает вас от забот. Но постарайтесь выбрать книгу по своему вкусу, отвлекитесь на время от всего, сядьте поудобнее, и вы поймете, что есть много книг, без которых нельзя жить, которые важнее и интереснее , чем многие передачи.

Быть счастливым – значит иметь привязанности, любить глубоко и серьезно, уметь жертвовать собой ради любимого дела и любимых людей. Люди, не имеющие всего этого, – несчастные, живущие скучной жизнью, растворяющие себя в пустом приобретательстве или мелких, низменных, «скоропортящихся» наслаждениях.

О духовной культуре и бездуховности

Казалось бы, вещи материальны, а они стали частью нашей духовной культуры, нашей «души». Ведь мы говорим «от всей души», «мне это нужно для души», «сделано с душой». Все, что сделано с душой, идет от души, нужно нам для души, – это и есть «духовная культура». Чем больше человек окружен этой духовной культурой, погружен в нее, тем он счастливее, тем ему интереснее жить, жизнь приобретает для него содержательность. А в чисто формальном отношении к работе, к учению, к товарищам и знакомым, к искусству нет этой «духовной культуры». Это и есть «бездуховность» – жизнь механизма, ничего не чувствующего, не способного любить, жертвовать собой, иметь идеалы.

Учение – вот что нужно человеку с самого раннего возраста. Учиться нужно всегда. Все крупные ученые не только учили, но и учились до конца жизни. Перестанешь учиться – не сможешь учить. Нужно при этом помнить, что самое благоприятное время для учебы – молодость. Именно в этом возрасте ум человека более восприимчив. Берегите себя для учения, для приобретения знаний и навыков. Учитесь любить учиться!

О русском характере

Основные черты русского характера: доброта, открытость, терпимость, отсутствие национального чванства, благожелательность.

Об отношении к искусству

Искусство играет важную роль в жизни человека. Наделенный даром понимать искусство, человек становится нравственно лучше, а следовательно, счастливее. А самая большая ценность, которой награждает человека искусство, – это ценность доброты. Еще Лев Толстой говорил об «объединяющем начале» искусства и придавал этому качеству первостепенное значение. Искусство заставляет человека с большим вниманием и пониманием относиться к чужой боли, к чужой радости. Искусство человечно. Оно идет от человека и ведет к человеку. Пониманию искусства следует учиться прежде всего у самого себя – у своей искренности.

Зло в человеке всегда связано с непониманием другого человека, с мучительным чувством зависти, с еще более мучительным чувством недоброжелательности, с недовольством своим положением в обществе, с вечной злобой, разочарованием в жизни. Злой человек казнит себя своею злобою.

О памятниках культуры

Культурное прошлое нужно охранять. Памятники культуры принадлежат народу, и не одному только нашему поколению. Мы несем за них ответственность перед нашими потомками.

Любовь к своей Родине – это не нечто отвлеченное; это – и любовь к своему городу, к своей местности, к памятникам ее культуры, гордость своей историей. К патриотизму нельзя только призывать, его нужно заботливо воспитывать.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Материал взят из пособия Г.Т.Егораевой, который предназначен уителям русского языка и учащимся 10-11 классов для подготовки к написанию творческой работы по части С ЕГЭ по русскомй языку. Здесь собран.

Банк аргументов предназначен для учащихся выпускных классов.

Этот материал поможет при написании сочинения, где нужно привести два аргумента.

В данном банке аргументов представлены сочинения, написанные учениками 11 класса 2015 года.

Банк аргументов для сочинений ЕГЭ из художественной и публицистической литературыПроблемаПозиция автораАргументыПроблема души, внутреннего мирапо-настоящему богатым и полным внутренний мир делают нрав.

Банк аргументов для сочинений ЕГЭ из художественной и публицистической литературыПроблемаПозиция автораАргументыПроблема души, внутреннего мирапо-настоящему богатым и полным внутренний мир делают нрав.

Сочинение по демоверсии ЕГЭ 2022

Представленный текст в демоверсии использовался на реальном ЕГЭ 2021. Подборка других текстов здесь.

Вот и кончился последний урок последнего дня нашей школьной жизни! Десять школьных лет завершились по знакомой хрипловатой трели звонка, что возникает внизу, в недрах учительской, и, наливаясь звуком, подымается с некоторым опозданием к нам на шестой этаж, где расположены десятые классы.

Все мы, растроганные, взволнованные, радостные и о чем-то жалеющие, растерянные и смущенные своим мгновенным превращением из школяров во взрослых людей, слонялись по классам и коридору, словно страшась выйти из школьных стен в мир, ставший бесконечным. И было такое чувство, будто что-то недоговорено, недожи- то, не исчерпано за последние десять лет, будто этот день застал нас врасплох.

В класс заглянула Женя Румянцева:

– Сережа, можно тебя на минутку?

Я вышел в коридор.

– Сережа, я хотела тебе сказать: давай встретимся через десять лет.

Шутливость совсем не была свойственна Жене, и я спросил серьезно:

— Мне интересно, каким ты станешь. Ты ведь очень нравился мне все эти годы.

Я думал, что Жене Румянцевой неведомы ни эти слова, ни эти чувства. Вся ее жизнь протекала в двух сферах: в напряженной комсомольской работе и в мечтаниях о звездных мирах. Не многие из нас твердо определили свои дальнейший жизненный путь, а Женя с шестого класса знала, что будет астрономом и никем другим.

Между нами никогда не было дружеской близости. В поисках разгадки я мысленно пробегал прошлое, но ничего не нашел в нем, кроме одной встречи на Чистых прудах.

Однажды мы собрались в выходной день на Химкинское водохранилище — покататься на лодках. Сбор назначили на Чистых прудах, у большой беседки. Но с утра заморосил дождь, и на сборный пункт пришли только мы с Павликом Аршан- ским, Нина Барышева и Женя Румянцева.

– Давайте покатаемся по пруду, и будем воображать, что мы в Химках.

– Или в Индийском океане! — восторженно подхватила Женя. — Или у берегов Гренландии.

Мы влезли в старую, рассохшуюся плоскодонку, подобрали на берегу две дощечки вместо весел и отправились в кругосветное путешествие. Едва ли кому-нибудь из нас, кроме Жени, это доставляло удовольствие. Пока мы с Павликом вяло шлепали дощечками по воде, Женя придумывала трассу нашего путешествия. Вот мы проходим Босфор, через Суэцкий канал попадаем в Красное море, оттуда в Аравийское, оплываем Филиппины и входим в Тихий океан.

Больше Женя не бывала с нами. Мы не раз приглашали ее на наши сборища, но она отказывалась за недосугом. А что, если в тот единственный раз она пришла из-за меня, и из-за меня отступилась, сказав с гордой честностью: «Не вышло».

– Почему же ты раньше молчала, Женя? — спросил я.

– К чему было говорить? Тебе так нравилась Нина!

С ощущением какой-то досадной и грустной утраты я сказал:

– Где же и когда мы встретимся?

– Через десять лет, двадцать девятого мая, в восемь часов вечера в среднем пролете между колонн Большого театра.

Минули годы. Женя училась в Ленинграде, я ничего не слышал о ней. Зимой 1941 года, жадно ловя известия о судьбе моих друзей, я узнал, что Женя в первый же день войны бросила институт и пошла в летную школу. Летом 1944 года, находясь в госпитале, я услышал по радио указ о присвоении майору авиации Румянцевой звания Героя Советского Союза. Когда я вернулся с войны, то узнал, что звание Героя было присвоено Жене посмертно.

Жизнь шла дальше, порой я вдруг вспоминал о нашем уговоре, а за несколько дней до срока почувствовал такое острое, щемящее беспокойство, будто все прошедшие годы только и готовился к этой встрече. Я купил у цветочницы ландыши и пошел к среднему пролету между колонн Большого театра. Постоял там немного, затем отдал ландыши худенькой сероглазой девушке и поехал домой.

Мне хотелось на миг остановить время и оглянуться на себя, на прожитые годы, дождик, вспомнить слепоту своей юношеской души, так легко прошедшей мимо того, что могло бы стать судьбой.

* Юрий Маркович Нагибин (1920–1994) – русский советский писатель-прозаик, журналист и сценарист.

Какие чувства испытывает человек перед началом нового этапа жизни? Безмятежные детские годы заканчиваются, и приходится принимать решения, от которых зависит твоё будущее. Вчерашний школьник сегодня сталкивается с серьёзными испытаниями, становится более ответственным, набирается жизненного опыта. Однако почти всегда сложно и страшно вступать на этот новый, неизведанный путь. Писатель Ю.М. Нагибин поднимает в тексте проблему взросления и размышляет о том, какие эмоции переполняют выпускника в момент прощания со школой.

В свой последний школьный день человек испытывает самые противоречивые чувства. Безусловно, это радостное волнение и ожидание чего-то особенного Мир за стенами школы кажется бесконечным и полным разнообразных возможностей. Однако выпускнику одновременно тревожно, ведь никто не знает, какая жизнь ждёт его впереди. Так, рассказчику кажется, что за прошедшие десять лет «будто что-то недоговорено, недожито, не исчерпано». Он узнаёт о том, что долгие годы нравился однокласснице Жене Румянцевой. Рассказчик понимает, что упустил драгоценное время, чувствует досаду и сожаление. Взросление всегда вызывает лёгкое чувство грусти, ведь прошлое необратимо и юность уже не вернуть.

Вступая во взрослую жизнь, выпускники всё-таки ощущают тесную связь с тем местом, где им было хорошо вместе со своими друзьями. Именно поэтому рассказчик не может забыть об уговоре с Женей. Он уже знал о смерти этой бесстрашной девушки, которая стала майором авиации, но всё-таки пришёл на встречу через десять лет в назначенное время и место. Рассказчик чувствовал «острое, щемящее беспокойство», и в этот момент ему захотелось остановить время и исправить ошибку юности. Он вспоминает последний школьный день и сожалеет об упущенном счастье. Оба аргумента дополняют друг друга: сначала люди мечтают как можно быстрее повзрослеть, а затем больше всего на свете желают вернуть прошедшие годы.

Итогом размышлений писателя становится такая позиция: момент неминуемого взросления всегда застаёт человека врасплох. С одной стороны, хочется поскорее вступить в мир новых возможностей, а с другой – очень тяжело расставаться с прежней жизнью.

Нельзя не согласиться с мнением Ю.М. Нагибина. Действительно, с возрастом люди часто грезят о прошлом и мечтают изменить некоторые события, повлиявшие на их настоящее. Так, например, главный герой повести Л.Н. Толстого «Детство» Николенька Иртеньев раскаивается во многих совершённых им поступках и чувствует муки совести. Однако именно эти ошибки, сделанные в юности, закалили его характер и повлияли на его мировоззрение.

Таким образом, в какой-то момент человек действительно боится взрослеть, ему кажется, что слишком много возможностей упущено и много времени потрачено впустую. Но между тем каждый из нас меняется, становясь зрелой личностью, и это было бы невозможно без легкомысленных поступков и ошибок.

Что связывает человека с его школьными товарищами? (по тексту Натальи Михайловны)

Что связывает человека с его школьными товарищами? Почему грустно расставаться с одноклассниками и почему мы дорожим воспоминаниями из детства, юности, которые мы провели бок о бок с этими людьми? Над такими вопросами размышляет Наталья Михайлова в своем тексте. Школьные годы – существенный этап в жизни каждого человека. И, конечно же, немалую роль играет общение со сверстниками.

В школе мы не просто получаем среднее образование, мы также учимся выстраивать отношения с окружающими людьми. И на самом деле лишь к одиннадцатому классу становится “легко всех любить”, только в последний год между одноклассниками “бьются окна, срываются шторы” былых обид, “становится все понятно”. Наталья Михайлова в своем тексте рассказывает о том, как изменились отношения внутри ее класса в последний год: никто ни с кем не ссорился, все стали больше уважать и понимать друг друга, никто никого не обзывал старыми школьными “кликухами”. Такие перемены, по мнению автора, были связаны с тем, что они уже перестали быть просто школьниками, – они уже стали взрослыми, теми, “про кого пишутся и пишутся книги”. Я согласна с автором текста, поскольку точно такие же перемены произошли в моем собственном классе, причем именно в последний год.

Все мы стали как-то ближе друг другу, меньше ссориться и стараться больше проявлять деликатность к мнению и взглядам других. И точно такие же изменения происходят с любыми школьниками, лицеистами, гимназистами. Не важно, в каком учебном заведении и в какую эпоху учились люди, – отношения между ними почти всегда выстраиваются точно таким же образом, как и у современных выпускников.

В этом легко убедиться, если вспомнить строки стихотворения А. С. Пушкина “19 октября”, адресованного его товарищам, с которыми он вместе учился в Царскосельском лицее: “Друзья мои, прекрасен наш союз! Он, как душа, неразделим и вечен!” Поэт с нежностью и почтением обращается в этом стихотворении к друзьям своего детства, усладившим “изгнанья день печальный” и пробудивших в нем “сердечный жар, так долго усыпленный”. Крепкие узы дружбы и совместные воспоминания юности навсегда связали Александра Сергеевича с его товарищами “по музам, по судьбам”. Н. Я. Эйдельман в своей книге “Прекрасен наш союз” рассказывает о некоторых эпизодах из биографии Вильгельма Кюхельбекера, одного из тех, кому А. С. Пушкин посвятил стихотворение “19 октября”.

Всякое случалось в его отношениях с остальными лицеистами: “дружба и насмешка, дружба и безжалостная эпиграмма”. Однажды несчастный Кюхля (такое у него было прозвище) даже бросился топиться в Царскосельский пруд, но его, конечно же, вытащили, и продолжали любить, как и раньше, не отделяя безжалостные насмешки от крепкой дружбы. Но сам Кюхельбекер в другую минуту назовет своих друзей “милыми и прекрасными”, позабыв их глупые подшучивания и помня лишь то хорошее, что им довелось пережить вместе, – золотые годы детства и юности.

Каждому человеку дороги воспоминания, оставшиеся у него со школьных времен, трудных и беззаботных одновременно. И все мы долго храним память о своих одноклассниках, потому что по воле судьбы именно с этими людьми мы вместе росли как физически, так и духовно, вместе с ними происходило формирование наших взглядов на жизнь и личности в целом. Поэтому память о них останется с нами на всю жизнь. 487 слов

Твір на тему: Что связывает человека с его школьными товарищами? (по тексту Натальи Михайловны)

Related posts:

Роль книг в жизни современного человека (По тексту Н. Лебедева) “Книга – источник знаний” – это выражение знакомо нам еще с детства. И действительно, сколько нового и ранее неизведанного мы постигаем из художественных произведений, как сильно они влияют на наше.

Проблема влияния искусства на человека (по тексту А. П. Чехова) Искусство – составная часть духовной культуры человечества. Без приобщения к нему человек не будет иметь нравственной душевной опоры в жизни, будет неправильно понимать различные жизненные проблемы. Другими словами, искусство не.

В чем трагизм взаимоотношений Григория Мелехова, Аксиньи и Натальи? (gо роману М. А. Шолохова “Тихий Дон”) “Тихий Дон” – удивительный роман-эпопея Михаила Шолохова. В нем писатель стремился к размышлениям над жгучими вопросами огромной общественной значимости, о связи отдельной человеческой жизни с исторической судьбой народа, о свободе.

Духовные отношения между матерью и сыномт (по тексту А. Геласимова) Духовные отношения между матерью и сыном – вот проблема, над которой размышляет А. Геласимов. Данный вопрос автор раскрывает на конкретном жизненном примере. А Геласимов, сочувствуя своему герою, рассказывает о том.

Анализ эпизода “Свадьба Григория Мелехова и Натальи” в романе М. А. Шолохова “Тихий Дон” “Тихий Дон” по праву считается одним из лучших произведений советской литературы. Много писали и говорили о нем критики разных лет, но неименной остается его непреходящая художественная ценность. В образе главного.

По тексту Ю. Бондарева В данном тексте Ю. Бондарев затрагивает, в числе многих, вопрос о том, что тяжелые испытания, даже такие, как война, не могут убить способность человека радоваться жизни: смеяться, восхищаться красотой мира.

Работа по тексту Ю. Олеши “Золотая полка” Одной из главных проблем, затронутых в данном тексте, является, на мой взгляд, проблема вечной, постоянной востребованности книг, написанных талантливыми писателями. Автор называет такие книги и таких писателей “золотыми”. Автор говорит.

Нравственная сила русского человека (по рассказу М. Шолохова “Судьба человека”) Рассказ М. Шолохова “Судьба человека” – это рассказ о простом человеке на войне. Русский человек вынес все ужасы войны и ценой личных утрат завоевал победу, независимость своей родины. Лучшие черты.

Работа по тексту Ф. Искандера В данном отрывке по произведению Ф. Искандера затронута проблема, которая очень мне интересна и понятна. Писатель рассказывает о своем детском восприятии “Капитанской дочки” Пушкина. Впервые эту повесть он услышал из.

В чем состояли уроки учительницы Лидии Михайловны? (По рассказу В. Распутина “Уроки французского”) Название рассказа “Уроки французского” как будто бы дает ответ на вопрос – Лидия Михайловна учила героя французскому языку. Но на самом деле это не так – она научила его состраданию.

Сочинение-рассуждение по тексту Д. Лихачева Правдив ли миф о естественном человеке? В чем выражается культура природы? Как должны строиться отношения человека и природы? Эти вопросы и затрагивает Д. Лихачев в своих размышлениях. В данном тексте.

Духовная культура (по тексту А. де Сен-Экзюпери) Мы часто употребляем такое словосочетание, как “духовная культура”, но что же оно значит? Антуан де Сент-Экзюпери поднимает в своей статье острую проблему подлинности духовной культуры в жизни людей. Всемирно известный.

Талант (по тексту В. Солоухина) Что такое талант? Талантливыми людьми рождаются или становятся? Кто получает такой Божий дар и как им распорядиться? Над этими вечными вопросами рассуждает автор статьи В. Солоухин. Многогранность талантов русского человека.

Проблема крика родителя на ребенка (по тексту С. Львова) Крик родителя на ребенка, учителя на ученика – что это? Проявление силы, или же, наоборот, слабости? Можно ли достигнуть желаемого результата, повышая голос на детей? – все это вопросы, которые.

Истинная красота человека (по повести М. А. Шолохова “Судьба человека”) Когда в мирную жизнь людей врывается война, она всегда приносит горе и несчастье, нарушает привычный порядок вещей. Великая Отечественная война, затянувшаяся на пять долгих лет, стала настоящей катастрофой для многих.

Что чувствовали люди, прошедшие Великую Отечественную войну? (по тексту Ю. Бондарева) Что чувствовали люди, прошедшие Великую Отечественную войну? Какие воспоминания навсегда оставили отпечаток в их сердцах? Над этими вопросами размышляет в своем тексте Ю. Бондарев. Нет ничего страшнее войны – все.

Подростковая жестокость (По тексту В. Н. Куприна) Прежде, чем выложить данное сочинение, я хотела бы представить начало и конец текста, по которому, собственно, и было написано данное сочинение, для того, чтобы не возникало путаницы. ” В воскресенье.

Часть С по тексту Д. Лихачева (о патриотизме) В центре внимания Д. Лихачева актуальная в наше время проблема патриотизма. Сейчас, как никогда раньше, задача формирования любви к родине в юных сердцах стоит на первом месте. Да, задача сложная.

Сочинение-рассуждение Собака друг человека Человек неразрывно связан с домашними питомцами. Ни одно десятилетие домашние питомцы живут под одной крышей с людьми. Самыми верными преданными друзьями являются собаки. Они всегда рады видеть своего хозяина, радуются.

Сочинение описание человека: Портрет брата У меня есть старший брат Дима. Я очень его люблю. Он старше меня на шесть лет – ему девятнадцать. Дмитрий не похож на тех парней, с которыми я знакома. Мне.

Проблема нравственного выбора человека в рассказе М. А. Шолохова “Судьба человека” Чем отличается человек от других существ на земле? Тем, что, создавая человека, Бог дал ему разум, душу, а еще Творец сделал его свободным. Свободным в своем выборе. Проблема выбора –.

Подвиг человека на войне (по рассказу М. А. Шолохова “Судьба человека” ) (По рассказу М. А. Шолохова “Судьба человека” ) Да, можно выжить в зной, в грозу, в морозы. Да, можно голодать и холодать, Идти на смерть… Но эти три березы При.

Нравственный подвиг человека в рассказе Шолохова “Судьба человека” М. Шолохов в своих произведениях ставил и разрешал серьезные философские и нравственные проблемы. Во всех произведениях писателя прослеживается в том или ином контексте сплетение двух главных тем: темы человека и.

Какие качества отличают сильных людей? (по тексту Б. М. Бим-Бада) Какие качества отличают сильных людей? Какие люди действительно могут добиться чего-то в своей жизни и надолго закрепить результат своих успехов? Над такими вопросами задумывается Б. М. Бим-Бад в своем тексте.

Образ русского человека в рассказе М. А. Шолохова “Судьба человека” Без сомнения, творчество М. Шолохова известно во всем мире. Его роль в мировой литературе огромна, ибо этот человек в своих произведениях поднимал самые проблемные вопросы окружающей действительности. На мой взгляд.

Жизненные приоритеты (по тексту Д. Беличенко) Что же такое жизненный приоритет для человека? Безусловно, это то, чем дорожишь, к чему стремишься и о чем думаешь. Разные люди думают по – разному, поэтому осуждать, спорить или навязывать.

Духовность (По тексту Соловейчика) Зависит ли духовность человека от его культуры поведения, образованности? И что такое жить духовной жизнью? Именно такие вопросы возникают после прочтения текста С. Соловейчик. Автор, задаваясь этими вопросами, поднимает проблему.

“Не потерять в себе человека” (по рассказам А. П. Чехова) Творчество А. Чехова занимает особое место в русской литературе конца девятнадцатого века. Чехов был очень наблюдательный человек. Он превосходно чувствовал любые явления, происходящие в жизни общества и каждого человека в.

Как в финале рассказа “Судьба человека” проявилась авторская позиция? Примеров геройства и мужества, храбрости и стойкости, проявленных простыми людьми в тяжелые времена, в русской истории более чем достаточно. Под этими тяжелыми временами подразумевается, разумеется, не что иное, как война.

О таланте (по тексту К. С. Станиславкого) В своем тексте К. С. Станиславский затрагивает проблему зависимости проявления таланта от личностных качеств одаренного человека и от той среды, где он живет и развивается. Не всегда люди способны заметить.

Что связывает человека с его школьными товарищами? (по тексту Натальи Михайловны)

Готовые сочинения для варианта №7 из сборника ЕГЭ 2021 Цыбулько И.П

ПОДЕЛИТЬСЯ

Проблема роли детских воспоминаний по тексту Ю. К. Олеше, 8 готовых индивидуальных сочинений для варианта №7 нового сборника ЕГЭ 2021 Цыбулько И.П по русскому языку 36 тренировочных вариантов.

Готовое сочинение №1

Какова роль детских воспоминаний в жизни человека — вот проблема, которую ставит в тексте Ю.К.Олеша.

Размышляя над поставленным вопросом, герой-рассказчик, используя прием детализации, последовательно анализирует свою способность помнить прошлое и умение переместиться в любое мгновение своего детства. Например, когда «стоял перед географической картой двух полушарий, он смотрел на лиловые многоугольники колоний, на раковину Мадагаскара, читал и понимал значение слова «Великобритания». Яркой деталью воспоминаний была и «первая любовь, когда девочка смотрела» на него с балкона. Рассказчик помнил все в таких мельчайших подробностях потому, что это были последние годы перед войной, которая «украла» у него не только мечту о путешествии по Европе, но и первую любовь. Зато оставила память о детстве, непроизвольную память…

Оба примера, дополняя друг друга, отражают разные стороны такого понятия, как детские воспоминания, которые «проявляются как им угодно и никак мы не можем заставить себя вспоминать именно это, а не другое». В этом ,на мой взгляд, и состоит авторская позиция. Я разделяю точку зрения Ю.К.Олеши: действительно, события прошлого запоминаются и всплывают неожиданно и не запланировано, в этом и состоит их значение.

Таким образом, роль воспоминаний в нашей жизни велика.

Готовое сочинение №2

В тексте русского писателя Ю.К. Олеши поднимается проблема места детских воспоминаний в жизни человека и их значения.

Данная проблема раскрывается при помощи воспоминаний рассказчика. Он вспоминает время, когда он, одиннадцатилетний гимназист, стоял перед географической картой, читал и понимал слово «Великобритания», писал готические немецкие буквы, думал о героях истории и др. Вспоминает рассказчик даже одежду, в которой ходил в то время. Автор демонстрирует, что моменты из детства запоминаются очень хорошо.

Дополняя данную мысль, писатель показывает, что рассказчик, вспоминая себя в юном возрасте, осознает те изменения, которые произошли за это время. Вспоминая о том, что в детстве он, мечтая стать взрослым, думал о том, что можно будет «не готовить уроки, есть сколько хочешь пирожных», рассказчик понимает, как сильно он ошибался, будучи ребенком. Ю.К. Олеша показывает, что детские воспоминания помогают лучше осмыслить собственную жизнь и окружающий мир.

Авторскую позицию можно сформулировать следующим образом: детские воспоминания занимают важное место в жизни человека, поскольку с их помощью происходит осмысление жизни и окружающего мира.

С автором текста трудно не согласиться. Воспоминания о детских годах сопровождают человека на протяжении всей дальнейшей жизни, эти воспоминания помогают сравнить мировоззрение в юные годы и мировоззрение в зрелом возрасте, они учат ошибкам и помогают осмысливать важные категории жизни. Чтобы доказать эту точку зрения, можно обратиться к нескольким художественным произведениям отечественных писателей.

В рассказе А.И. Куприна «Чудесный доктор» наблюдается такая композиционная особенность, как «рассказ в рассказе». Повествователь рассказывает о случае из жизни семьи Мерцаловых со слов Гриши Мерцалова, участника всех тех событий. Гриша Мерцалов запоминает этот случай из жизни своей семьи, поскольку это событие было очень ярким: трудное положение семьи, когда он, родители, брат и сестра жили в голоде и холоде, не могло не запомниться герою. Воспоминания о тех временах занимают важное место в жизни Гриши Мерцалова, ведь он, вспоминая милосердный поступок доктора Пирогова, который спас их и помог выйти из безвыходной ситуации, никогда не забудет, что такое неравнодушие и доброта, никогда не опустит руки, какой бы трудной ни была жизненная ситуация.

Поднятая в тексте проблема находит отражение и в рассказе В.Г. Распутина «Уроки французского». Рассказчик вспоминает свои детские годы, которые пришлись на голодные послевоенные времена. Яркое событие, когда учительница французского языка Лидия Михайловна проявила к нему милосердие ценой собственной работы, не могло не запомниться герою. Воспоминания о добром поступке Лидии Михайловны помогают ему проанализировать и оценить собственное поведение в школьном возрасте, осмыслить нравственные категории.

Подводя итоги, можно сказать, что детские воспоминания важны в жизни всех людей, так как благодаря им, помимо прочего, осмысляется жизнь и окружающий мир.

Готовое сочинение №3

У каждого из нас сохранились на всю жизнь воспоминания детства. Иногда это какие-то особенные события (например, поездка в другой город, поход в цирк или в театр), а иногда это просто какие-то картины, которые внезапно неизвестно откуда выныривают из нашей памяти, и они похожи на кадры давно забытого фильма. Однако все они очень важны для нас, очень ценны. Мне кажется, именно проблеме детских воспоминаний, их важности для человека посвящён текст Юрия Олеши.

Автор говорит о своих воспоминаниях, которые выныривают из памяти совершенно неожиданно. Например, он вспоминает самого себя в 11 лет гимназистом, как он стоит перед картой. И это воспоминание возникают у него не случайно, а потому, что автор знает: в детстве он мечтал совершить на велосипеде кругосветное путешествие. То есть не зря эта карта возникает в его сознании. Мысль о том, чтобы увидеть весь прекрасный мир, прочно засела в его голове еще тогда, в детстве. И именно эта мысль о красоте мира и всего удивительного, что есть в нём, не раз возникает в сознании писателя. В предложениях 18 — 19 писатель вспоминает о том, как он воспринимал самого себя: не как гимназиста, маленького мальчика, который что-то постигает, как-то воспитывается — он ощущал себя просто человеком. И это, мне кажется, тоже очень важно, потому что именно общечеловеческое стало таким ценным для писателя, когда он вырос и стал писать книги. Именно это восприятие самого себя как просто человека дало ему способность воспринимать и других просто как людей, а не как, например, врагов во время войны, о которой писатель говорит с такой горечью.

Автор, как мне кажется, считает, что в детстве закладывается нечто очень важное, что остаётся с человеком на всю жизнь: его восприятие самого себя и мира, в котором он живет.

Я согласен с писателем. Мне трудно судить о самом себе, потому что я ещё не так далеко ушел от своего детства, но я не раз читал книги, в которых говорилось об этом. Скажем, в трилогии Льва Толстого. И я думаю, что, действительно, многие вещи, которые человек постиг, ощутил, прочувствовал в детстве, когда ещё он не очень много понимал, но очень непосредственно чувствовал, становятся путеводными звездами на всю человеческую жизнь. И мне хотелось бы, чтобы самые счастливые мои воспоминания детства навсегда остались со мной и стали для меня утешением и радостью, если мне станет плохо или в жизни произойдет какая-то неудача.

Готовое сочинение №4

Какое значение в нашей жизни имеют воспоминания? Почему события, произошедшие в детстве, часто всплывают в нашем сознании? Именно эти вопросы возникают при чтении текста русского советского писателя Ю. К. Олеши.

Раскрывая проблему роли детских воспоминаний, автор опирается на собственные рассуждения, приводит яркие примеры. Рассказчик вспоминает о том, как он в одиннадцать лет начал учиться в гимназии, как стоял перед географической картой и уже понимал слово «Великобритания». Это говорит о том, что воспоминания детства настолько яркие, свежие, что навсегда остаются в нашем сознании. Кроме того, повествователь вспоминает о первой любви, о девочке, которая смотрела на него с балкона, а он думал, не уродлив ли он. Из этого следует, что первые чувства никогда не забываются и навсегда остаются в памяти. Оба примера, дополняя друг друга, подводят нас к мысли об огромной роли детских воспоминаний в жизни каждого человека.

Авторская позиция заключается в следующем: многие события, произошедшие в детстве, без всякого усилия с нашей стороны врезаются в память человека, помогают нам понять окружающий мир, обрести истинные жизненные ценности. Невозможно не согласиться с мнением автора. Действительно, именно в детстве, получая первые впечатления от окружающего мира, мы постигаем его, усваиваем нравственные уроки.

Герой рассказа В. П. Астафьева «Конь с розовой гривой» навсегда запомнил свой проступок в детстве, когда он пытался обмануть бабушку, натолкав в туесок травы, а сверху присыпав ягодами. Бабушка простила внука и всё-таки дала ему пряник конём, а мальчик старался больше никогда не обманывать.

В заключение подчеркну, что детство – это прекрасная и важная пора в жизни человека, когда в нём закладываются нравственные основы. Воспоминания детства часто всплывают в нашей памяти и согревают душу.

Готовое сочинение №5

Что такое воспоминания и как они возникают? Над этими вопросами задумывается писатель Юрий Олеша. В тексте он поднимает проблему осмысления особенностей человеческой памяти.

По мнению автора, невозможно заставить себя вспомнить что-нибудь конкретное, картинки из прошлого появляются в нашем сознании сами собой. Так, рассказчик думает о времени обучения в гимназии и заостряет внимание не на событиях, а на чувствах и переживаниях. Герою интересно проследить за изменениями в собственном восприятии мира. Многие мечты не сбылись, но память сохранила ожидания маленького человека от ещё незнакомой жизни.

Кроме того, рассказчик отмечает, что до сих пор видит во сне места, которые никогда не посещал. Он мечтал о путешествии по Европе, но из-за Первой мировой войны планы пришлось изменить. Однако сновидения зачастую отражают истинные желания человека, и это в очередной раз доказывает, что «участие воли здесь исключено». Конкретизируя данную мысль, Ю.К. Олеша подчёркивает, что человеческая память избирательна, мы не можем управлять ей так, как бы нам этого хотелось.

Итогом размышлений автора становится такая позиция: человеку не дано понять закономерность возникновения воспоминаний, так как они рождаются независимо от его воли.

Нельзя не согласиться с мнением писателя. Действительно, многие события, произошедшие в далёком прошлом, врезаются в нашу память непроизвольно. Совершенно неожиданная деталь, какая-нибудь мелочь может вызвать у нас поток сознания – неуправляемый и непредсказуемый. Об этом размышляет и французский писатель Марсель Пруст в романе «В поисках утраченного времени». В центре его внимания – впечатления, ощущения и ассоциации, из которых невозможно сложить целостную картину.

Таким образом, воспоминания по природе своей свободны; сложно сказать, как именно они возникают, и в этом заключается их прелесть.

Готовое сочинение №6

Наши воспоминания живут своей жизнью, ведь очень часто мы пытаемся воскресить в памяти нужные образы и факты, но натыкаемся на глухую стену, хотя точно помним, что учили все это наизусть. А в другой раз на ум придет совершенно лишняя деталь, мы вспомним все до малейшей подробности о том, чего уже и не давно. Эта проблема человеческой памяти волнует многих исследователей и даже писателей. Так, Ю.К. Олеша посвятил ей несколько страниц.

Описывая специфику работы человеческой памяти, рассказчик обращается к своим воспоминаниям и настаивает на том, что они не управляются его волей. «Картина зажигается, включенная какими-то инженерами позади вашего сознания» — утверждает он. По его мнению, люди не могут произвольно воспроизводить в воображении те события из прошлого, которые хотят видеть. Напротив, совершенно незваные кадры являются в голову без повода. Вспоминая детство, рассказчик не может заставить себя увидеть какие-то конкретные образы. Что-то всплывает само собой, без его участия. Для примера автор пытается воскресить в памяти свое путешествие на яхте «Увлечение», но мысли перебегают с места на место, в его попытках нет хронологии. Он не может описать яхту, лишь выдергивает из скудных сведений лоскуты фактов: кто ехал с ним и куда. Но все тщетно, единого полотна памяти нет, и автор мечется, собирая его осколки. «Нет, и это воспоминание, как видно, не получится!» — заключает он.

Позиция автора ясна: он считает, что человек не может управлять памятью. Она не подчиняется нашей воле и работает по неизвестным нам закономерностям.

Я считаю, что автор прав. Воспоминания возникают в памяти произвольно, мы не властны над ними. Какие-то события мы фиксируем, какие-то забываем сразу же, но в итоге каждое из них может всплыть на поверхность сознания в любой момент. Это подтверждается наблюдениями многих авторов. Например, И.А. Гончаров в романе «Обломов» демонстрирует особенности памяти своего героя. Он часто утопает в неге воспоминаний о родной деревне. Праздность и обильная пища, сладкий сон и забота слуг преобразились в его мыслях в идеал рая на земле. Он идеализировал прошлое, посвящая ему настоящее и будущее. Но Илья Ильич не управлял своими мыслями: они сами уносили его в плавание по водам искаженных воспоминаний. Что-то важное и необходимое о своем имении он вспомнить не мог, хотя постоянно грезил о нем. Память не служила ему и не подчинялась его воле, ведь она работает по тем закономерностям, которых мы еще не знаем.

Таким образом, человеческая память представляет нам картины воспоминаний произвольно, хаотично и неполно. Мы не можем управлять этим процессом так, как нам хотелось бы. Но, возможно, скоро научные открытия позволят нам лучше узнать эту сферу и понять, как подчинить ее своей воле.

Готовое сочинение №7

Как работают воспоминания? Именно над этой проблемой рассуждает Юрий Карлович Олеша в предложенном для анализа тексте.

Автор обращает внимание читателя на удивительные закономерности памяти человека. «Мы вспоминаем нечто по совершенно неизвестной нам причине», — так Ю. К. Олеша рассказывает об этом абсолютно непредвиденном явлении. Действительно, воспоминания всплывают в нашем воображении вне зависимости от волевых усилий.

Писатель восхищается широким простором в сознании человека, свободным проявлением воспоминаний. «Какая прелесть в том, что они проявляются, как им угодно, и никак мы не можем заставить себя вспомнить именно это, а не другое», — автор удивляется механизмам работы памяти и разума человека. Действительно, сознание человека хранит в себе огромное количество воспоминаний, и неизвестно, какое именно проявится сегодня.

Эти примеры, дополняя друг друга, помогают понять как же на самом деле работают воспоминания.

Авторскую позицию, как мне кажется, можно выразить так: воспоминание – это невероятное явление, которое может проявляться совсем непредвиденно. Человек со временем забывает многие события его жизни, но все они остаются в его сознании. И иногда внезапно могут появиться.

Я полностью согласна с позицией автора. Сознание человека может хранить в себе миллионы воспоминаний, которые сам человек может позабыть. Многие радостные и важные моменты нашей жизни с годами стираются у нас из памяти. Но какую радость может испытать человек от внезапно появившегося воспоминания из детства. С какой теплотой мы вспоминаем время, проведенное вместе с семьей или друзьями. Воспоминания возникают неожиданно, будто сюрпризы, которые память преподносит человеку. Я считаю это логичным, ведь было бы неинтересно помнить все на свете.

Готовое сочинение №8

Какое значение в жизни человека имеют детские воспоминания? Над этим вопросом предлагает задуматься автор текста Юрий Олеша, русский советский писатель и поэт.

Рассуждая над этим, автор размышляет о собственных воспоминаниях, которые непроизвольно появляются в его сознании. Автор в деталях помнит свои мысли, своё восприятие мира, которое, разумеется, претерпело немало изменений. В детстве он и не понимал, что он был маленьким, не воспринимал, что до него жили люди, происходили события, о которых ему приходилось узнавать только из книг. Автор вспоминает и свои мечты и желания — путешествия по Европе на велосипеде, свои чувства (первая любовь), эмоции, полученные от детских игр, вспоминает вкус того самого кваса. Всё это автор вспоминает с радостью и необычайно детально. Это говорит о том, что детство необычайным образом «впитывается в сознание» так, что достать конкретное воспоминание конечно невозможно, однако разнообразные события сами по себе могут всплывать в голове, оставляя приятное чувство. Примеры дополняют друг друга и подводят нас к мысли о большой роли детских воспоминаний в нашей жизни.

Все мысли, эмоции и чувства, испытанные в детстве, повлияли на то, кем мы в дальнейшем стали, и вспоминать о том, кем мы были, полезно для анализа своей жизни и себя как человека.

Авторская позиция выражена в том, что события детства, закрепившиеся в нашей памяти и периодически сами по себе появляющиеся в виде воспоминаний, помогают понять окружающий мир и себя, свои мечты — ведь когда, как не в детстве, мы легче всего понимаем свои желания?

Я согласна с позицией автора. Воспоминания детского возраста невероятно ценны и приятны, и благодаря им мы постигаем мир, получаем опыт.

Таким образом, роль детских воспоминаний в жизни человека велика. Будучи детьми, мы только учимся жить, познавать этот мир, понимать себя и окружающих. Воспоминания об этих временах часто появляются в сознании даже во снах, согревая душу и помогая нам в жизни.

Сам текст из 7 варианта по которому писались сочинения начинается так:

Удивительная работа —воспоминания. Мы вспоминаем нечто по совершенно неизвестной нам причине. Скажите себе: «Вот сейчас я вспомню что-нибудь из детства». Закройте глаза и скажите это. Вспомнится нечто совершенно не предвиденное вами. Участие воли здесь исключено. Картина зажигается, включённая какими-то инженерами позади вашего сознания…Когда я начал учиться в гимназии, мне было лет одиннадцать. Всего одиннадцать лет отделяли меня от моего несуществования в мире, и уже я был в форменной фуражке, в тужурке, в кожаном поясе с металлической бляхой посередине живота.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: