Сочинение по части С ЕГЭ по русскому языку: сочинение

Как правильно писать сочинения: с чего начать, структура сочинений

Как писать сочинения разных типов, преодолеть страх чистого листа и что делать, если ребёнок не любит сочинительство.

Сочинение — это рассуждение на заданную тему, изложение своих эмоций и мыслей в тексте. В школе сочинения пишут с начальных классов — сначала это описания картин или вида из окна. В средней школе подросткам предлагают проанализировать литературные произведения и порассуждать на вечные темы: дружба и любовь, жизнь и смерть, выбор профессии. Школьники пишут сочинения не только по литературе, но и по истории, обществознанию и иностранным языкам.

Хорошее владение письменной речью незаменимо не только в учёбе — в дальнейшем этот навык может стать конкурентным преимуществом в работе и даже основным источником заработка (журналистика, копирайтинг, ведение блога).

В этой статье вы найдёте пошаговое руководство по написанию сочинений разных типов, а также универсальные приёмы и советы, которые помогут вашему ребёнку создавать лаконичные и интересные тексты.

С чего начать писать сочинение

Страх чистого листа — первая проблема, с которой сталкивается ребёнок при написании текста. Вступление — ответственная и довольно непростая часть работы над сочинением. Выполнение действий, изложенных ниже, упростит ребёнку эту задачу.

Шаг 1. Обдумайте тему

Прежде всего необходимо понять, о чём требуется рассказать в тексте. Предложите ребёнку устно поразмышлять над заданной темой сочинения. Если она сформулирована слишком обширно, помогите конкретизировать её и сформулировать мысли, подходящие данной тематике.

Шаг 2. Изучите контекст

Часто для написания сочинения могут потребоваться дополнительные сведения. Например, если сочинение задано по мотивам литературного произведения, убедитесь, что ребёнок не только прочитал его, но и представляет себе личность автора и эпоху, в которую он творил. Эта информация послужит поводом для размышлений, которые можно отразить в сочинении.

Структура сочинения

Любое сочинение состоит из вступления, основной части и заключения. Во вступлении читателя обычно знакомят с темой. Как правило, оно занимает не более 20% текста. В основной части заявленная тема должна быть раскрыта и разъяснена. В заключении подводятся итоги. Его объём не должен превышать объём вступления.

Однако в зависимости от типа сочинения, его структура будет отличаться. На школьных уроках литературы встречаются три основных вида сочинений, каждый из которых преследует свои цели и требует индивидуального подхода.

Как писать сочинение-описание (характеристика)

Сочинение-описание предполагает изображение каких-либо явлений, их признаков, рассуждение о них. Темой описания могут быть внутренние и внешние портреты персонажей, предметы живописи, природа и так далее.

Примеры тем таких сочинений: «Образ Григория Печорина в романе М.Ю. Лермонтова “Герой нашего времени”», «Картина А.К. Саврасова “Грачи прилетели”», «Природа поздней осенью».

План сочинения-описания лучше всего строить по следующей модели:

  1. Представление предмета сочинения. Если сочинение о реальном человеке, то ученику необходимо написать, кто этот человек, когда жил и чем прославился, если о персонаже — обозначить его роль в сюжете.
  2. Основные признаки предмета сочинения. Во второй части следует рассказать о внешности и характере человека или персонажа либо описать признаки предмета или явления. Важно, чтобы ребёнок не просто перечислил свойства, но выделил особенности, которые отличают предмет описания, рассказал, как они проявляются и на что влияют.
  3. Мнение учащегося о предмете сочинения. Ученик может рассказать, какие ощущения и ассоциации вызывает у него предмет, изложить любые мысли на заданную тему. Можно провести параллели с литературными произведениями и событиями из жизни.
    В конце этой части следует выразить личное отношение к предмету описания. Если ребёнку не нравится герой, персонаж или событие, он имеет полное право написать об этом. Главное — аргументировать свою позицию, то есть объяснить, почему.
  4. Заключение. Последняя часть сочинения-описания должна содержать краткий вывод из вышеизложенного. Помогите ребёнку ответить на вопрос: какое значение для жизни или сюжета имеют индивидуальные особенности предмета сочинения.

Как писать сочинение-повествование

Повествование предполагает рассказ о событиях в их временной последовательности. Например: «Блокада Ленинграда», «Как я провёл лето», «Весёлый случай из моей жизни».

Чтобы подготовить ребёнка к работе над повествованием, обсудите с ним тему и убедитесь, что он владеет достаточной информацией о ней. Если необходимо, воспользуйтесь интернетом, чтобы восполнить пробелы в знаниях. Затем попросите ребёнка рассказать историю, которую он собирается перенести на бумагу. Этот устный рассказ и станет основой для сочинения.

План сочинения-повествования соответствует классической структуре литературного произведения:

  1. Вступление. Для начала ученику требуется кратко обозначить время и место событий, о которых пойдёт речь.
  2. Завязка. Начало действия. Здесь даются краткие характеристики героев предстоящего рассказа и описываются события, предшествующие кульминации.
  3. Кульминация. Развитие действия приводит к главному событию повествования. Это должен быть самый напряжённый и яркий момент рассказа, то, ради чего всё писалось.
  4. Развязка. Финал истории. Описание событий, последовавших за кульминацией: к чему привели действия героев и чем всё закончилось.
  5. Заключение. В конце ученик может порассуждать о том, какие выводы он сделал из данной истории, и выразить своё отношение к героям и их поступкам.

Как писать сочинение-рассуждение

Сочинение-рассуждение предполагает изложение собственных мыслей на заданную тему. Это может быть отзыв о прочитанной книге, рассказ о своём отношении к общественному явлению и тому подобное. Для написания рассуждения важно рассмотреть проблему с разных сторон и сделать выводы. Примеры: «Что такое дружба», «Как общество влияет на человека», «Что я понял, прочитав рассказ А.П. Чехова “Человек в футляре”».

Перед началом работы над сочинением-рассуждением попробуйте подискутировать с ребёнком на заданную тему, пусть он выразит своё отношение к ней и объяснит, почему считает именно так, а не иначе. Из этих обсуждений, а возможно, и споров, ребёнок сможет составить материал для работы.

Читайте также:
Обывательство (по В. Набокову): сочинение

Структура у сочинения-рассуждения:

  1. Вступление (тезис). Начиная рассуждение, ученик должен выразить своё отношение к проблеме, обозначенной в теме. Удобнее всего сделать это двумя способами:
    • начать сочинение-рассуждение с цитаты, которая отвечает заданной теме, и прокомментировать её, выразив своё согласие или несогласие;
    • если тезис уже заявлен в теме, например «Красота спасёт мир», можно задать встречный вопрос: «Почему. », «Действительно ли. ».
  1. Аргументы. В основной части работы школьнику нужно убедить читателя согласиться со своей точкой зрения. Для этого можно использовать собственный опыт, цитаты из литературы, мнения экспертов, данные статистики и так далее. Чем убедительнее и разнообразнее будут аргументы — тем лучше.
    Если тема сочинения достаточно спорная, стоит рассмотреть альтернативную точку зрения и привести контраргументы: «С другой стороны…», «Существует и другое мнение…».
  1. Заключение. В финале нужно чётко и лаконично подытожить вышеизложенное: описать, какое значение имеет поставленная проблема для общества, что можно и нужно сделать для её решения.

Особенности сочинений на ОГЭ и ЕГЭ

Сочинение является обязательной частью государственных итоговых аттестаций — ОГЭ и ЕГЭ. На ОГЭ школьников ждут небольшие сочинения-рассуждения. Одиннадцатиклассникам же предстоит написать итоговое сочинение для допуска к единому государственному экзамену. Кроме того, сочинения включены в ЕГЭ по русскому языку, литературе, обществознанию и истории.

Отличия сочинения от эссе и изложения

Сочинения часто путают с эссе, однако эти виды работ различаются целью, структурой и стилистикой написания.

Школьное сочинение предполагает довольно жёсткую структуру, обязательную аргументацию авторской позиции и сдержанный, повествовательный тон. Задача сочинения — научить школьника формулировать на письме свои впечатления, излагать мысли в логической последовательности, анализировать художественную литературу, делать выводы и обобщения.

Эссе — это художественное произведение, отражающее субъективную позицию автора по поводу некого события, проблемы или явления. Его структура может быть произвольной, мнение автора не обязательно подкреплено аргументами, а в тексте могут использоваться любые средства художественной выразительности, включая риторические вопросы и фразеологизмы. Кроме того, эссе не обязательно заканчивается выводом.

С сочинением не стоит путать и изложение. Оно представляет собой письменный пересказ текста, сжатую и сокращённую интерпретацию услышанного или прочитанного и не предполагает рассуждений. Задача изложения — проверить, насколько хорошо ученик способен запоминать и воспроизводить полученную информацию.

Почему писать сочинения полезно

  • Сочинения учат размышлять. Для написания текста приходится много анализировать, искать информацию в книгах и интернете, обобщать свой или чужой жизненный опыт.
  • Сочинения учат находить нужные факты, проверять и сопоставлять их.
  • Сочинения развивают логическое мышление. Тексты имеют структуру, все части которой должны быть связаны главной мыслью. Отслеживание логики повествования — важный навык, который пригодится потом и в студенчестве, и в работе.
  • Сочинения пробуждают творческое начало. Писать по шаблону — скучно и вредно. Чтобы написать нечто по-настоящему интересное, придётся проявить фантазию. Любители сочинений в школе в будущем нередко становятся писателями.

Как полюбить писать сочинения

Если вы хотите, чтобы ваш ребёнок не просто научился писать шаблонные сочинения, но почувствовал вкус к литературному творчеству — предлагаем несколько простых советов.

Предложите ребёнку завести личный дневник или блог. Пусть он попробует описывать интересные события своей жизни, встречи с людьми, впечатления от книг и фильмов, рассуждения о том, что его беспокоит. Такие записи тоже своего рода сочинения, они помогут научиться анализировать и грамотно строить предложения.

Прививайте ребёнку любовь к чтению книг, особенно классики — это огромное подспорье для тех, кто хочет научиться правильно писать сочинения. Книги расширяют словарный запас, учат красиво и грамотно строить предложения, развивают воображение и заставляют думать. От книги будет больше эффекта, если после прочтения ребёнок напишет на неё отзыв. Это не только дополнительная практика, но и возможность как следует «переварить» полученную информацию.

Запишите ребёнка в литературный кружок. Есть школы писательского мастерства, литературные клубы, журналистские кружки и молодёжные газеты, в которых учат писать красиво и грамотно. Часто такие коллективы посылают своих авторов на творческие конкурсы — интересные задания и призы помогут пробудить у ребёнка интерес к сочинительству.

Подготовка к ЕГЭ по русскому языку. Часть С

Подготовка к ЕГЭ по русскому языку. Часть С.

Единый государственный экзамен по любому предмету предусматривает совмещение государственной (итоговой) аттестации выпускников XI-XII классов общеобразовательных учреждений и вступительных испытаний в высшие и средние специальные учебные заведения. Именно так определена роль ЕГЭ в «Законе об образовании».

От того, насколько успешно сдан ЕГЭ, зависит будущее выпускника. Как известно, без выполнения задания типа С нельзя рассчитывать на отличный, а порой и просто достаточно высокий балл. Максимальная сумма за выполнение задания высокого уровня сложности – 20 баллов из возможных 60-ти, то есть 3-я часть общего количества баллов.

Что представляет задание части С? В заданиях ЕГЭ по русскому языку типа С предлагается в форме сочинения-рассуждения, т.е. конструктивного размышления, изложить свое мнение о данном для чтения и анализа тексте. Чтобы подготовиться к выполнению таких заданий, нужна планомерная работа по развитию соответствующих качеств ума, творческих и аналитических способностей обучающихся. Несмотря на то, что общеобразовательные учреждения принимают участие в эксперименте по введению ЕГЭ по русскому языку не один год, некоторые учителя впервые столкнулись с необходимостью подготовки старшеклассников к ЕГЭ. И в этом плане, мой опыт учителя-словесника, выпустившего в 2008 году 11 класс, который успешно справился на экзамене с частью С (95% качества), пригодится начинающим учителям, заинтересованным в качественной подготовке своих учеников к итоговым испытаниям.

Читайте также:
Сочинение-рассуждение о сохранении чести по тексту Д. Гранина: сочинение

Методика подготовки к ЕГЭ: написание сочинения-рассуждения.

Цель: формирование опыта организации подготовки учащихся к написанию сочинения-рассуждения.

Ход работы.

1 шаг. «Знаю, за что получаю заветные баллы».

Подготовка к выполнению части С начинается с изучения требований, предъявляемых к этой части. Каждый ученик должен знать содержание «Критериев проверки и оценки выполнения заданий с развернутым ответом» (К1-К12).

2 шаг. Самостоятельная работа.

Учащиеся пишут сочинение по прочитанному тексту и, прежде чем сдать работу учителю на проверку, сами оценивают свою работу в соответствии с содержанием критериев оценивания, что позволяет им логически выстроить свое рассуждение, увидеть достоинства и недостатки работы. Учитель вторично выставляет баллы по К1-К12 после проверки сочинения ученика.

3 шаг. Работа в группах (конструирование модели сочинения-рассуждения).

Чтобы помочь ученику справится с ошибками, допущенными в сочинении, в классе проводится работа в группах. Технология формирования состава малых групп (4-5 человек) учитывает межличностные отношения, уровень знаний и подготовленности по данной теме, развития речевых умений и навыков. В нашем случае участники группы на основе личных наработок создают модель сочинения-рассуждения. В классе 20 человек, получается 4 группы, следовательно,- 4 модели сочинения.

Межгрупповая работа: «Защищаю своё – учусь у других».

Следующий этап работы над частью С – защита каждой из 4-х групп своей модели сочинения по 12-ти параметрам критериев оценивания. Ответ – это и есть по сути дела конструирование текста: ученики осмысливают объем содержания и границы темы высказывания, структурируют его в соответствующем стиле речи, корректируют, то есть приводят в соответствие с литературной нормой. Таким образом уже межгрупповая учебная деятельность учащихся поднимает их умения по выполнению части С на новый качественный уровень.

5 шаг. «Творю сам».

И только после этих этапов учащийся, переосмыслив собственное отношение к написанию сочинения, приступает к последнему контрольному варианту своего сочинения.

Примечание: итоговая оценка за сочинение выставляется по выбору учащегося (за первоначальный или конечный вариант).

Модель сочинения-рассуждения по тексту А. Солженицына.

Я согласна с мнение автора, потому что сама сталкиваюсь с подобными ситуациями как в жизни, так и в литературе.

Авторскую позиция подтверждает пример Сони Мармеладовой, героини романа Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание». Дочь от первого брака спившегося, потерявшего место чиновника, замученная попреками обезумевшей от нищеты и чахотки мачехи, она вынуждена пойти на панель, чтобы содержать пропойцу отца и его семью. Она принесла себя в жертву ради других, а не ради себя. Образ Сони – образ истинной христианки и праведницы.

Матрениной безответностью и миролюбием обладал и герой рассказа А.Платонова «Юшка». На праведности Юшки держалось все село. Он делился любовью со всеми окружающими, позволял вымещать на себе злость, накопившуюся в людях, чтобы она не направлялась на других. Юшка, как и Матрена, не гнался за материальным благополучием и все заработанные деньги отдавал сиротке на проживание и обучение. Но селяне, с которыми он прожил бок о бок многие и многие годы, почувствовали, насколько Юшка им необходим, только после его смерти.

Избу Матрены до весны забили, и я переселился к одной из ее золовок, неподалеку. Эта золовка потом по разным поводам вспоминала что-нибудь о Матрене и как-то с новой стороны осветила мне умершую.

– Ефим ее не любил. Говорил: люблю одеваться культурно, а она – кое-как, все по-деревенски. А однаво мы с ним в город ездили, на заработки, так он себе там сударку завел, к Матрене и возвращаться не хотел.

Все отзывы ее о Матрене были неодобрительны: и нечистоплотная она была; и за обзаводом не гналась; и не бережная; и даже поросенка не держала, выкармливать почему-то не любила; и, глупая, помогала чужим людям бесплатно (и самый повод вспомнить Матрену выпал – некого было дозвать огород вспахать на себе сохою).

И даже о сердечности и простоте Матрены, которые золовка за ней признавала, она говорила с презрительным сожалением.

И только тут – из этих неодобрительных отзывов золовки – выплыл передо мною образ Матрены, какой я не понимал ее, даже живя с нею бок о бок.

В самом деле! – ведь поросенок-то в каждой избе! А у нее не было. Что может быть легче – выкармливать жадного поросенка, ничего в мире не признающего, кроме еды! Трижды в день варить ему, жить для него – и потом зарезать и иметь сало.

Не гналась за обзаводом. Не выбивалась, чтобы купить вещи и потом беречь их больше своей жизни.

Не гналась за нарядами. За одеждой, приукрашивающей уродов и злодеев.

Не понятая и брошенная даже мужем своим, схоронившая шесть детей, но не нрав свой общительный, чужая сестрам, золовкам, смешная, по-глупому работающая на других бесплатно, – она не скопила имущества к смерти. Грязно-белая коза, колченогая кошка, фикусы.

Все мы жили рядом с ней и не поняли, что есть она тот самый праведник,
без которого, по пословице, не стоит село.

Ни вся земля наша.

Модель сочинения-рассуждения по тексту Н. Рериха.

Прочитав текст Н. Рериха, я задумалась над поднятой автором проблемой. Она заключается в том, что представители новых течений в сферах человеческой деятельности иногда позволяют себе незаслуженно отвергать опыт предыдущих поколений мыслителей, ученых, творцов.

Я согласна с мнением автора, потому что и современная жизнь, и более ранние эпохи предоставляют множество примеров, подтверждающих позицию Н.Рериха.

Во-первых, А.С.Пушкин – гений, солнце русской поэзии – черпал вдохновение из фольклора. Сказки, былины, предания подарили нам «Руслана и Людмилу», «Песнь о вещем Олеге», а история подсказала поэту темы для «Капитанской дочки», «Бориса Годунова».

Читайте также:
Что связывает человека с его школьными товарищами? (по тексту Натальи Михайловны): сочинение

Во-вторых, печальный опыт футуристов подтверждает необходимость изучения прошлых достижений для создания нового. Приверженцы этого движения были несомненно талантливы, и их произведения получили признание, но футуризм не стал развиваться, а впоследствии поэты – футуристы вернулись в своем творчестве к классической школе.

Суеверия, предрассудки, предубеждения во все века одолевали человека. Всегда находились своеобразные инквизиторы, желавшие втиснуть истину в свои клещи. Познание всегда ограничивали страхом костра.

Множество полезнейших научных открытий сожгли на потеху толпе. Жгли Джордано Бруно, казнили Лавуазье, Сократа, продавали в рабство Платона. Длинен список невежественных уничтожений. Напрасно лучшие умы взывали об освобождении науки. Толпы кричали о свободе – и изгоняли Аристотеля, Пифагора, Перикла.

И не в глубокой древности искать примеры. В XIX веке Академия наук преследовала Менделеева. Не от сладкой жизни уехал из России Мечников. А вспомните жизнь Пирогова…

И сейчас можно привести многие печальные примеры суеверий, хотя бы они и прикрылись различными терминами.
Наука, если она хочет быть обновленной, должна быть, прежде всего, неограниченной и тем самым бесстрашной. Всякое условное ограничение уже будет свидетельством убожества, а тем самым станет непреоборимым препятствием на пути достижения.

Вспоминаю один разговор с ученым, который настолько хотел быть защитником новой науки, что даже старался унизить значение всех древних накоплений. Между тем именно каждый молодой представитель новой науки должен быть, прежде всего, открыт ко всему полезному и тем более к тому, что уже засвидетельствовано веками. Всякое отрицание уже противоположно творчеству. Истинный творец прежде всего не доходит до отрицания в своем светлом, постоянном поступательном движении. Творец и не имеет даже времени на осуждение и отрицание. Процесс творчества совершается в неудержимой прогрессии. Потому-то так больно видеть, когда, в силу каких-то предвзятостей и суеверий, человек запутывает сам себя призраками. Лишь бы не подумали, что ученый становится старообразным, – боязливый человек готов предать анафеме или забытию самые поучительные накопления древнего опыта.

Именно свободная, неограниченная наука опять открывает человечеству многие, давно забытые, полезные находки. Фольклор снова идет рука об руку с памятниками археологии. Песня и предание подкрепляют пути истории. Многие раскопки последних лет изумляли нас изысканностью смысла и форм. Эта изысканность, утонченное изящество давних веков, еще раз напоминает, с каким заботливым, почтительным вниманием мы должны прикасаться к заветам древности. Все, что может служить на пользу развития человеческого мышления, – все должно быть и выслушано, и принято. Безразлично, в какой одежде или в каком иероглифе принесется осколок знания. В нем нет ни старого, ни молодого, ни древнего, ни нового. В нем совершается великая, неограниченная эволюция. Каждый, затрудняющий ее, будет исчадием тьмы. Каждый, посильно содействующий ей, будет истинным воином, сотрудником света.

Как писать сочинение ЕГЭ по русскому языку 2021

Если вы совсем не знаете, как писать самое сложное задание в ЕГЭ по русскому — не волнуйтесь. Во-первых, вы не одни. Помимо вас сотни таких же выпускников по всей стране в ужасе осознают, что им нужно набрать максимум баллов за то, в чем они совсем не разбираются. Во-вторых, это решаемо. В этой статье мы разберем самые важные темы, которые нужно знать, чтобы начать писать сочинение ЕГЭ на хорошие баллы, а вы внимательно читайте, запоминайте и конспектируйте.

План сочинения ЕГЭ

Чтобы узнать, как писать сочинение ЕГЭ по русскому, разберемся из чего оно состоит:

  1. Вступление – обозначение темы
  2. Основная часть – раскрытие темы
  3. Заключение – подведение итога

Сочинение, которое понравится эксперту, состоит из шести пунктов. Чтобы научиться писать сочинение ЕГЭ по русскому языку, достаточно придерживаться небольшого плана:

  • Проблема. Это первый абзац вашего сочинения. Проблема – вопрос, который волнует автора.
  • Комментарий. Во втором абзаце нужно написать комментарий, который подводит к авторской позиции и поясняет ее.
  • Авторская позиция. Авторская позиция – это четкий ответ на вопрос по тексту. Это третий абзац сочинения по русскому.
  • Своя позиция. Четвертый абзац нужен, чтобы высказать четкий тезис по отношению к мыслям автора.
  • Обоснование собственной позиции. Обоснование – это подтверждение тезиса (своей позиции), приведение убедительных аргументов или доводов, которые позволяют согласиться с тезисом (своей позицией).
  • Заключение. Нужно подвести итог всего, о чем вы писали выше.

Как начать сочинение?

Еще один совет, как писать сочинение ЕГЭ по русскому на высокие баллы – займитесь вступлением и заключением в конце, после работы над основной частью сочинения. Так будет легче подвести к сути и подвести итог. Вот несколько советов о том, как начинать сочинение ЕГЭ:

  • Говорим об актуальности проблемы, вызываем интерес к прочтению всего сочинения;
  • Рассказываем о писателе;
  • Делимся впечатлениями от текста;
  • Пишем что-то общее по теме, плавно подводим к сути.

Формулируем проблему и даем комментарий

Формулируем проблему. В тексте бывает больше одной проблемы. Как писать сочинение ЕГЭ по русскому и не ошибаться в выборе темы? Выбирайте тему, которая более очевидна.

Комментируем проблему. Пройдемся по ошибкам:

  • Пересказывать текст вместо цитирования;
  • Слишком много цитат текста в сочинении;
  • Плохой пример текста к комментарию.

Теперь о том, как написать сочинение и получить баллы за второй абзац:

  • Внимательно читаем и перечитываем текст;
  • Определяем предложение с основным смыслом/проблемой текста, либо читаем «между строк», чтобы найти проблему.

Чтобы быстро ориентироваться на экзамене, запомните несколько вопросов, которые можно задать самому себе:

  • В каком стиле написан текст? Художественный, научный или публицистический?
  • Какое предложение самое важное в тексте? Скажите об этом в сочинении.
  • Какие типы речи использует автор? Рассуждение, описание или повествование?
Читайте также:
Часть С по тексту Д. Лихачева (о патриотизме): сочинение

Обозначаем авторскую позицию

Теперь разберемся, как писать сочинение ЕГЭ по русскому и получить баллы за третий абзац. Чтобы обозначить авторскую позицию, нужно ее определить. А это сделать сложно, потому что она бывает неочевидна. Если так, то написать можно: «Автор оставляет читателю выбор самому разобраться в том, какой позиции ему придерживаться». Если позиция ясна, то можно начать абзац одним из нижеперечисленных способов:

  • Автор считает, что…
  • Позиция автора такая, что…
  • Основная цель автора — это…
  • Автор осуждает…

Выражаем и аргументируем свою позицию

По запросу в поисковике «Как писать сочинение ЕГЭ» вы прочитаете о двух обязательных аргументах для успешной сдачи экзамена. Это не так. Чтобы написать сочинение хватит одного аргумента для успешной сдачи экзамена. Но так вы не наберете достаточное количество слов, поэтому, скорее всего, будете приводить два и больше аргументов.

В качестве аргументов можно использовать:

  • Факты (реальное общеизвестное событие)
  • Опыт (общечеловеческий, исторический)
  • Традиции, авторитетное мнение
  • Теоретические знания, терминология (в науке, искусстве, культуре и т.д.)
  • Литературный аргумент

Можно приводить аргументы из своих любимых книг, фильмов и сериалов. Но придерживайтесь такого правила – аргументы должны быть:

  • Точными
  • Развернутыми и убедительными
  • Доказывающими вашу точку зрения

Подведение итога

Заключение должно быть коротким, кратко подводящим итог тому, что было раскрыто в сочинении. Можно закончить, начав предложение с «таким образом…», этого будет достаточно.

И напоследок, запомните

Сочинение – это творчество, поэтому не нужно располагать текст по абзацам в строгом процентном соотношении. Если есть, что сказать во вступлении – не пытайтесь уместиться в 3-4 предложения.

Но если вы совсем не знаете, о чем говорить, и вам тяжело даются сочинения – прочитайте несколько хороших примеров, которые помогут понять логику построения. А остальное – дело практики.

Как правильно писать сочинения-рассуждения части “С” ЕГЭ по русскому языку

Сочинение по данному тексту (задание уровня «С»)

Речевые образцы

Как начать сочинение

Можно начать:

1) с кратких сведений об авторе, о его творчестве, если это имеет отношение к тексту.

Например:

К. Г. Паустовский (М. М. Пришвин) – один из удивительных мастеров художественного слова, его произведения воспитывают в нас трепетное отношение к природе, умение видеть прекрасное в окружающем мире. Вот и прочитанный мною текст переносит меня в …

Но в данном тексте автор выступает в неожиданной для меня роли философа и размышляет о «зеркальной» связи человека и природы.

2) с длинного ряда однородных членов предложения с обобщающим словом (в качестве однородных членов чаще всего используются отвлеченные существительные, обозначающие понятия, связанные с темой текста).

Например:

Вера, надежда, любовь (верность, преданность, дружба, взаимопомощь, милосердие и т.д.) – без этих нравственных категорий невозможно представить себе духовную жизнь человека. Известный современный публицист в своей статье делится с читателями размышлениями о том, что…

3) с двух – трех риторических вопросов, подводящих к теме или главной мысли текста (в вопросах уместно использовать слова-антонимы).

Например:

Как в наш век противоречий и социальных потрясений не разучиться отличать истинное от ложного? Как понять, что благотворно влияет на душу, а что развращает, губит ее? Как отличить культуру от «псевдокультуры»? Над этими сложными философскими проблемами размышляет в своей статье…

4) со своих размышлений по поднятой автором проблеме.

Например:

Я не раз задумывался о том, что самые важные жизненные понятия очень трудно бывает объяснить словами. Любовь, вера, счастье – без этих нравственных категорий невозможно прожить, а дать «определение» им не так уж просто. В данном тексте автор предлагает поразмышлять о роли…

Комментарии

– В тексте говорится (повествуется, описывается, автор размышляет, рассуждает и т.п.) о …

– В небольшой по объему статье автор затрагивает несколько важных проблем: …

– В рецензируемом тексте можно отметить высокую «плотность мысли»: автор говорит не только о …, но и о …. Такой смысловой емкости автор достигает при помощи ….

– Автор не формулирует основную мысль своей статьи, но всем ходом рассуждений подводит нас к выводу: ….

– Прочитав текст, я пришел к выводу (я понял, я пришел к заключению, я понял позицию автора).

– Содержание текста значительно шире его темы. Рассказывая о …, автор подразумевает …

Как прокомментировать позицию автора

Речевые образцы для комментирования авторской позиции

Авторскую позицию можно прокомментировать, умело используя частичное цитирование.

Например:

а) Автор приходит к интересному, неожиданному выводу: «шедевры существуют не только в искусстве, но и в природе».

б) С. Соловейчик делится с читателями своими размышлениями о том, что вера — это «важнейшая функция души». Автор ненавязчиво, без чрезмерной назидательности доказывает, что без этого «передаточного механизма» между умом и сердцем «высохнет душа» человека.

Речевые образцы для выражения собственного мнения о прочитанном

Ключевые фразы к тексту на актуальную, злободневную тему:

  • Я не раз задумывался о том и поэтому тема текста близка и понятна мне.
  • Несмотря на то, что и раньше я много думал о …, интересной и неожиданной мне показалась мысль автора о …
  • Тема текста близка и понятна мне, потому что я и сам не раз испытывал подобные чувства (оказывался в такой ситуации).
  • Проблема … не может не волновать моих современников. Известный публицист … в своей статье говорит о …
Читайте также:
Эгоизм (по тексту К. Акулинина): сочинение

Ключевые фразы к научно-популярному тексту:

  • На уроках … я изучал в разделе …, поэтому проблема, о которой говорит автор текста, знакома мне (понятна).
  • О сложных научных понятиях автор говорит доступно, используя общенаучные термины (примеры).
  • Чтобы сделать свою точку зрения более доказательной, автор цитирует (ссылается на мнение) таких
  • Хотя текст сначала и показался мне сложным, но, прочитав его во второй раз, я понял, что …
  • Признаться, я никогда раньше не читал о …, так что текст … заинтересовал меня, я узнал много нового о…

Ключевые фразы к тексту на тему, далекую от интересов ученика:

  • Прочитав текст (автора), я поймал себя на мысли, что никогда раньше не задумывался о …
  • Интересной и неожиданной мне показалась мысль автора о …
  • Мой небогатый жизненный опыт не позволяет мне выразить четкую позицию по данному вопросу. Но, прочитав текст, я задумался о том, что … (я узнал, что)
  • Я никогда раньше не задумывался над этой проблемой, и, боюсь, моя позиция покажется расплывчатой.

Поэтому я вынужден согласиться с автором, которому удалось доступно рассказать о …

Речевые образцы для окончания сочинения по данному тексту

Закончить сочинение надо фразой, которая подводит итог всему сказанному и логически связывает творческую работу ученика с прочитанным текстом.

Вот несколько удачных, на наш взгляд, заключительных фраз из сочинений выпускников.

1) Прочитанный текст В. Астафьева помог мне утвердиться во мнении, что дружба в сочетании с любовью и заботой близких формирует личность человека. Кроме того, автор «заразил» меня своим оптимизмом: мне тоже хочется верить, что добрых людей в жизни больше, чем злых.

2) Прочитав статью, я понял, как хрупок этот музейный мир, недолговечны его «экспонаты», которые часто подвергаются «потребительскому» отношению. Так давайте вместе позаботимся о том, чтобы эти вековые ценности сохранили свою значимость и для будущих поколений.

3) Статья С. Соловейчика задела меня за живое, побудила задуматься о том, что я благодарна своим родителям за мое воспитание: они привили мне веру в лучшее, и я надеюсь, что эта «функция души» поможет мне в жизни.

Сочинение по тексту Л.Лиходеева «Вещи и книги, книги и вещи…»

Здравствуйте, уважаемые посетители!

НА ЭТИХ СТРАНИЦАХ ВЫ НАЙДЕТЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К СОЧИНЕНИЮ

  • ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ: ПОЛУГОТОВЫЕ И ГОТОВЫЕ СОЧИНЕНИЯ И ТЕКСТЫ ПО ТЕМАМ. ТЕКСТЫ МОЖНО ИСПОЛЬЗОВАТЬ КАК АРГУМЕНТ ДЛЯ НАПИСАНИЯ СОЧИНЕНИЯ
  • ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ: АРГУМЕНТЫ ПО ТЕМАМ И ТЕКСТЫ ПО ТЕМАМ, КОТОРЫЕ МОЖНО ИСПОЛЬЗОВАТЬ КАК АРГУМЕНТ ДЛЯ ЭССЕ
  • по истории: личности, исторические факты и примеры, которые помогут написать сочинение

Полуготовые сочинения доступны на сервере Plati.ru по чисто символической цене – 30 руб. за одно полуготовое сочинение

Авторские сочинения ЕГЭ и Аргументы к сочинению вы найдете здесь

«В книгах содержатся мысли, которые остаются в них навсегда. Они неподвластны времени. Все литературные памятники – фундамент наших сегодняшних знаний. Имена некоторых людей, написавших их, не сохранились в истории, но они достойны памяти и уважения за то, что они беззаветно и бескорыстно подарили нам свои сокровенные знания.

Отличается ли книга от всех остальных вещей?

Книги – это тоже вещи, но вещи особенные, в которых заложены мысли человека. За счет этого они имеют душу, поэтому и дают нам духовные знания. Так считает автор Леонид Лиходеев.

Я полностью поддерживаю Леонида Лиходеева в мысли о том, что в обыкновенную вещь нельзя вложить столько знаний, как в книгу. Простая вещь со временем отслужит свое дело и будет не нужна, а книга может лежать вечно и молчать, но, когда появится подходящий собеседник, она с удовольствием поговорит с ним. Простые вещи не умеют так разговаривать и не могут дать такие всепобеждающие эмоции, которые испытывал Константин Паустовский в Таганрогской библиотеке: «Со мной разговаривали известные поэты. И при этом они говорили мне всё лучшее, что они могли сказать. Разве это не было всепобеждающим счастьем»?

Без сомнения, между обыкновенными вещами и книгами большая пропасть. Вещи живут во времени, дают кратковременные эмоции и уходят за ненужностью. А в книгах эмоции, чувства и страсти живут вечно.

Современные словари дают определение книги как одного из видов печатной продукции, состоящего из определенного количества листов и страниц, на которые нанесена текстовая или графическая информация.

Это книга в понимании сегодняшнего человека, а ведь у книги очень древняя история. Уже в древности люди озадачивались вопросом: как выразить свои мысли и сохранить их в памяти времени. Поэтому писали на чем угодно: на глиняных табличках, на коре дерева, на деревянных дощечках. Позднее изобрели бумагу и записывали мысли так, как умели. Благодаря этому знания наших предков дожили до наших дней.

Старинные книги и рукописи – это самое ценное, что есть у человечества.

Кроме старинных книг, которые несут нам знания из глубины веков, еще есть и другие вещи, например, скульптуры, предметы, одежда, украшения и другие исторические ценности, но книги с сохраненными знаниями дают наибольшую информацию о прошлом человечества.

Самыми известными из сохранившихся литературных исторических памятников Древней Руси можно назвать «Библию», «Повесть временных лет», «Слово о полку Игореве» и «Физиолог».

У каждой страны есть свои богатства: природные, экономические и информационные. А книга – это своеобразное богатство – оно духовное. Каждая страна гордится своим духовным богатством – литературным наследием.

В России многомиллионное литературное наследство, которое хранится в многочисленных библиотеках и книгохранилищах нашей страны. Самая большая библиотека в России – это Российская государственная библиотека в Москве. Она же считается самой большой в мире. В ней собрано более 43 миллионов единиц хранения: рукописей, собраний карт, звукозаписей, нот, диссертаций, редких книг, газет и журналов.

Читайте также:
Связь поколений: сочинение

Простые вещи так не хранят. Нет ни одного музея, выставки или галереи, где бы были собраны в таком количестве какие-то вещи, пусть даже ценные.

Еще одна особенность книги в том, что их легко размножить, тем самым знания в них становятся доступны всем. С любой другой вещью тоже можно так поступить, но эта вещь станет копией и не будет иметь никакой ценности. С книгами все по-другому. Каждая книга несет не просто копию текста, отпечатанного в ней, она несет знания, которые воспринимаются и применяются каждым человеком по-разному.

Сейчас существует еще один удобный способ хранения информации – электронный, но он проигрывает обычным печатным изданиям, так как требует для прочтения специальной аппаратуры. С бумажной книгой все проще – открыл и прочитал.

У каждого человека есть свои любимые вещи, которыми он пользуется повседневно. Каждый человек в быту, как герой романа «Обломов» Ивана Гончарова, имеет любимый халат.

Также есть и любимые книги, для которых заводятся «золотые полки» об этом пишет Юрий Олеша. Он подчеркивает, что каждому нужна «золотая полка», потому что человеческая память недолговечна, а книги без труда хранят информацию, беззаветно помогая нам.

У обыкновенной вещи век недолог – отслужила свое и уже не нужна. Книги же многие люди стараются хранить долго. Книга, как вещь, может умереть только от ветхости или погибнуть от огня.

Бывают пожары в библиотеках. В Москве в библиотеке академического Института научной информации по общественным наукам (ИНИОН) пожар уничтожил некоторые ценные книги и, увы, безвозвратно. Всего в библиотеке свыше 14 миллионов документов и книг, некоторые – в единственном экземпляре.

Вещи материальные могут быть со временем заменены или созданы вновь человеческими руками. Убытки от потери материальных вещей восполнимы.

Так произошло, например, при пожаре торгового комплекса «Адмирал» в городе Казани. В огне сгорели почти все товары частных предпринимателей, но со временем все получили денежные компенсации и наладили свою торговую деятельность в другом торговом комплексе.

С книгами же так произойти не может – огонь уничтожит не только материальную оболочку книги, но и духовную суть, никто и никогда не сможет воспроизвести уникальность сгоревших слов и мыслей.

Роль книги в жизни человека бесценна, как и сама человеческая жизнь. Пока живы книги, живы и люди. Пока люди хранят книги, хранится человеческий род. Ни одна другая вещь не может дать столько духовного воспитания человеку, как простая, но бесценная книга».

Вещи и книги (по тексту Л. Лиходеева): сочинение

Сейчас 3698 гостей и ни одного зарегистрированного пользователя на сайте

Новости сайта

16.05.2021 – на Форуме сайта закончена работа по написанию сочинений 9.2 по сборнику С.Ю.Ивановой “ОГЭ-2021” Подробнее >>

08.03.2021 – На форуме сайта завершена работа над сочинениями по сборнику текстов ЕГЭ 2020 года под редакцией С.Ю.Ивановой. Подробнее >>

01.03.2021 – На сайте завершена работа по написанию сочинений по текстам ОГЭ 2020 с сайта ФИПИ. Подровбнее >>

07.02.2021 – На Форуме сайта закончена работа по написанию сочинений по сборнику С.Ю.Ивановой “Сдавай ЕГЭ на все 100!” Ссылка >>

27.12.2020 – Друзья, многие материалы на нашем сайте заимствованы из книг самарского методиста Светланы Юрьевны Ивановой. С этого года все ее книги можно заказать и получить по почте. Она отправляет сборники во все концы страны. Вам стоит только позвонить по телефону 89198030991.

31.12.2019 – На форуме сайта закончилась работа по написанию сочинений 9.3 по сборнику тестов к ОГЭ 2020 года под редакцией И.П.Цыбулько”. Подробнее >>

10.11.2019 – На форуме сайта закончилась работа по написанию сочинений по сборнику тестов к ЕГЭ 2020 года под редакцией И.П.Цыбулько. Подробнее >>

20.10.2019 – На форуме сайта начата работа по написанию сочинений 9.3 по сборнику тестов к ОГЭ 2020 года под редакцией И.П.Цыбулько. Подробнее >>

20.10.2019 – На форуме сайта начата работа по написанию сочинений по сборнику тестов к ЕГЭ 2020 года под редакцией И.П.Цыбулько. Подробнее >>

20.10.2019 – Друзья, многие материалы на нашем сайте заимствованы из книг самарского методиста Светланы Юрьевны Ивановой. С этого года все ее книги можно заказать и получить по почте. Она отправляет сборники во все концы страны. Вам стоит только позвонить по телефону 89198030991.

Уважаемые гости! Друзья, до экзаменов остается совсем немного времени. Предлагаем вам воспользоваться нашим ВИП-разделом, где ваши работы будут закрыты от любопытных взглядов. Кстати, цена на месяц в условиях пандемии руководством сайта снижена. Заходите в ВИП-раздел, выставляйте свои сочинения как по литературе, так и по русскому языку. Мы проверим столько ваших работ, сколько вы напишите. Ждем вас в ВИП-разделе. Мы поможем вам! Подробнее >>

  • Обсуждения
  • Категории
  • Теги
  • Пользователи
  • Значки
  • Войти

    Чем отличаются вещи от книг? Именно об этом рассуждает автор текста Л.Лиходеев.
    Проблема, поднятая автором, достаточно интересна. Она заставляет задуматься о том, какое значение для человека имеют вещи, а какое – книги. Так,размышляя над этим вопросом, автор приводит два примера. В первом он говорит о вещах, которые не требуют собеседника и только служат людям до тех пор, пока они необходимы. Во втором примере Л.Лиходеев говорит о книгах, у которых особая судьба, нежели у вещей. В отличие от них, книги не могу жить без собеседника. Именно поэтому они, по мнению автора, умеют и печалитться, и радоваться.

    Позиция автора выражена четко и ясно. Он считает, что главное отличие книг от вещей состоит во времени их использования. “Вещи живут во времени”, а “время живет в книгах”, то есть вещи существуют определенное количество времени, книги же вечны.

    Не могу не согласиться с автором текста. Действительно, несмотря на мнообразие материальных ценностей, только книги поистине могут оказаться вечными, не заключенными в оковы времени. Для подтверждения своих мыслей обращусь к литературным примерам.

    Так, героиня романа М.А. Булгакова “Мастер и Маргарита” очень ценила рукописи своего возлюбленного. Роман был для нее важнее любых материальных вещей. И когда Мастер начал сжигать свои рукописи, Маргарита, понимая что это единственный экземпляр, бросается спасать его, не боясь обжечься.

    Кроме того, не могу не вспомнить роман-эпопею Л.Н.Толстого “Война и мир”. Ростовы, покидая свой дом, оставляют все свое имущество в нем. Для них не было особой ценностью роскошь и богатство. Семья отказалась от вещей ради спасения людей. Это позволяет сказать нам о том, что у семьеи Ростовых вещи были не на первом месте.

    Таким образом, различие между вещами и книгами велико. Вещи, несмотря на материальную стоимость, никогда не станут ценнее книг.

    Вещи и книги, книги и вещи.
    Мы живём среди овеществлённых человеческих мыслей, вступивших некогда в спор с забвением и одержавших победу.
    Самыми ценными памятниками являются те, которые создавались не из тщеславия или чванства, не с целью возвыситься или унизить, – а просто так, в рабочем порядке, без заботы преодолеть забвение. Они-то, собственно говоря, и стали основой наших знаний, нашей культуры и, может быть, даже нашего существования.
    Почти все имена людей, создавших эти памятники, исчезли. Но овеществлённая мысль их осталась навсегда. Мы знаем, кто придумал паровоз, но не знаем, кто придумал колесо, без которого этот паровоз не поехал бы.
    Овеществлённые мысли ждут нас, когда мы ещё не появились на свет, и сопровождают нас всю жизнь. Но всех нетерпеливее нас ждут книги.
    Вещи не требуют собеседника. В вещах есть что-то безразличное, может быть, даже высокомерное. Они созданы для того, чтобы служить, и они служат – не бойко, не лениво, а в пределах своего назначения. Они появляются на свет без радости и исчезают без печали. Они живы, пока живут, и живут, пока служат. Книги без собеседника мертвы. Они могут молчать многие годы. Но когда приходит собеседник – они оживают. У них особая судьба. В отличие от вещей они умеют печалиться и радоваться, потому что кроме ума и догадливости в них ещё вложены страсти.
    Ещё нас не было на свете, а в книгах уже жили страсти, те самые, которые охватили нас, когда мы появились на свет. Мы размышляли о своём бытии, а в книгах уже давно были проложены тропы наших размышлений. Мы изобретали велосипеды, а в книгах томилось указание на то, что велосипед в данной области уже изобретён.
    Книги ждут собеседника. И в отличие от вещей им вовсе не всё равно, кто к ним явится в этом качестве. Потому что они бывают скрытны и болтливы, лукавы и простодушны, застенчивы и велеречивы. Люди одинаково пользуются вещами. Для того чтобы напиться, каждый открывает кран в одну и ту же сторону. Но каждый обращается с книгой по-своему. Один читает в ней то, что написано, другой не, что написано, а то, что хочет прочесть, третий не видит написанного потому, что не желает видеть. Вещи живут во времени. Время живёт в книгах.
    Время умещается в них на бесконечно малых пространствах, размеренное, исчисленное, предопределённое. Время мудрее вещей. Книги мудрее времени. Потому что, время, попавшее в книгу, застывает в ней таким, каким оно было на самом деле.
    Книги мудрее времени. Они оставляют в себе время, которое ушло. В них мы находим опавшие листья, которые никогда не истлеют, и свежие цветы, которые никогда не увянут.
    Время покорно книгам. Потому что в них встречаются те, кто не совпал во времени. В них встретится тот, кто ещё не родился, с тем, кто ушёл навсегда. Встретятся, чтобы найти друг друга для беседы…
    Годы наплывают на нас, и мы уходим в них, оставляя за собой дела и книги. Истины и заблуждения остаются на страницах ждать собеседника, который придёт отделить плевелы от зёрен.
    Л.Лиходеев

    Модели сочинений учащихся Бимской средней общеобразовательной школы. 2010 г. Вариант №1 Исходный текст

    Главная > Документ

    Информация о документе
    Дата добавления:
    Размер:
    Доступные форматы для скачивания:

    С1. Напишите сочинение по прочитанному тексту.

    Сформулируйте и прокомментируйте одну из проблем, поставленных автором (избегайте чрезмерного цитирования).

    Сформулируйте позицию автора. Объясните, почему вы согласны или не согласны с ней. Свой ответ аргументируйте, опираясь на жизненный или читательский опыт (учитываются первые три аргумента).

    Объем сочинения – не менее 150 слов.

    Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается.

    Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.

    Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

    Подготовительная работа по тексту Л. Лиходеева «Вещи и книги»

    В тексте Л. Лиходеева рассматривается три проблемы:

    Комментируя первую проблему, обратите внимание на то, что с тех пор, как появился человек разумный, человечество придумало массу вещей, облегчающих ему жизнь. Эти вещи служат людям в пределах своего назначения. Но есть среди изобретений человека одно, которое в свое время перевернуло мир и продолжает служить нам верой и правдой на протяжении многих столетий. Это изобретение – книга. Сколько сказано и написано о значении книги в человеческой жизни! Достаточно вспомнить, например, высказывания Аристотеля: «Хорошая книга – это подарок, завещанный автором человеческому роду»; Цицерона: «Дом, в котором нет книги, подобен телу, лишенному души» и русскую народную пословицу: «Испокон века книга растит человека» и др. Тем не менее выдающиеся умы человечества, писатели высказывают по этому поводу все новые и интересные мысли.

    Комментарий второй проблемы может включать цитаты, предложенные в комментарии к первой проблеме. Здесь, однако, необходимо акцентировать внимание на том, что для каждой вещи есть свой срок службы, чего нельзя сказать о книге.

    В комментарий третьей проблемы можно включить замечания, касающиеся, во-первых, истории взаимоотношения человека и книги, во-вторых, особенностей чтения книги отдельным человеком и умении видеть в ней то, что действительно написано, а не только то, что читатель желает видеть.

    вещи не требуют собеседника, а книги без собеседника мертвы;

    книги мудрее времени;

    после человека на земле остаются дела его и книги;

    Выразите свое отношение к позиции автора и выскажите свое мнение.

    Аргументируя свою позицию по второй проблеме , напишите о тех книгах, которые пережили свое время. Расскажите об известных писателях и поэтах, о классических произведениях русской и зарубежной литературы.

    В качестве иллюстраций к аргументам можно использовать следующие афоризмы:

    «Книги – корабли мысли, странствующие по волнам времени и бережно несущие свой драгоценный груз от поколения к поколению» (Фрэнсис Бэкон);

    «Вся жизнь человечества постоянно оседала в книге: племена, люди, государства исчезали, а книги оставались» (А.И. Герцен);

    «Книга – такое же явление жизни, как человек, она – тоже факт живой, говорящий, и она менее «вещь», чем все другие вещи, созданные и создаваемые человеком» (М. Горький).

    Сочинение ученицы Самариной Екатерины

    по тексту Л Лиходеева «Вещи и книги».

    «Мы живем среди овеществленных человеческих мыслей…»,- так начинается текст Л.Лиходеева, который относится к публицистическому стилю речи и представляет собой рассуждение. Проблема заявлена в заглавии «Вещи и книги», и нам уже становится понятно, о чем будет размышлять в этом тексте автор.

    С тех пор, как появился человек разумный, человечество придумало массу вещей, облегчающих нашу жизнь. Они служат людям в пределах своего назначения. Но есть среди изобретений человека одно, которое в свое время перевернуло мир и продолжает служить нам верой и правдой на протяжении многих столетий. Это изобретение – книга. Сколько сказано и написано о значении книги в человеческой жизни! Достаточно вспомнить, например, высказывание Аристотеля: «Хорошая книга – это подарок, завещанный автором человеческому роду» и русскую народную пословицу: «Испокон века книга растит человека». Выдающиеся умы человечества, писатели высказывают по этому поводу все новые и интересные мысли.

    Позиция автора заключается в четвертом абзаце этого текста. «Вещи не требуют собеседника, а книги без собеседника мертвы». Действительно, «вещи созданы для того, чтобы служить, и они живут, пока служат». А книги в отличие от вещей «могут молчать многие годы». Они оживают тогда, когда приходит собеседник.

    Я разделяю мнение автора и так же, как и Л.Лиходеев, считаю, что «книги в отличие от вещей умеют радоваться и печалиться, в них вложены страсти». Они являются учителями и наставниками, так как отвечают и на те вопросы, которые мы не догадывались задать. В них умещается всё: и жизнь, и Вселенная, и даже сам человек. Вещи же, прослужив людям некоторое время, умирают, а книги, даже пролежав много веков, могут передать людям свои знания.

    Завершая размышления о проблеме книг и вещей, хочется привести высказывание А.И. Герцена: «Вся жизнь человечества последовательно оседала в книге: племена, люди, государства исчезали, а книги оставались» и слова писателя Максима Горького: «Книга – такое же явление жизни, как человек. Она – тоже факт, живой, говорящий, и она менее «вещь», чем все другие вещи, созданные и создаваемые человеком».

    Таким образом, исходя из этих высказываний, можно сделать вывод, что книги не являются просто вещами, служащими для людей. В них запечатлены истины и заблуждения авторов, которые может отделить только читатель.

    Сочинение ученицы Корневой Юлии

    по тексту Л. Лиходеева «Вещи и книги».

    Когда речь заходит о книгах, о разных книгах: от больших энциклопедий до детских книжечек с красивыми иллюстрациями, я всегда вспоминаю нашу сельскую библиотеку. Мысли уносят в далекое детство. Тогда в библиотеке часто было многолюдно. Вот и в тексте Л.Лиходеева предметом обсуждения являются книги. Время и книги – так можно сформулировать проблему текста.

    Автор в тексте подробно описывает, что время неумолимо движется вперед. Цивилизованное человечество придумало себе массу вещей, облегчающих ему жизнь. Но есть среди изобретений одно, которое в свое время перевернуло мир. Это изобретение – книга.

    Позиция автора о важности книги передана в предложениях, одинаковых по синтаксической конструкции, «Время мудрее вещей», «Книги мудрее времени». Автор текста подчеркивает важность и значимость поставленной проблемы.

    Я разделяю точку зрения автора и согласна с тем, что «книги мудрее времени», потому что в книгах время останавливается и застывает таким, каким оно было. Время покоряется книгам. Годы бегут, а книги остаются. Поколения сменяют друг друга, а книги на полках остаются ждать своего собеседника.

    Книги сопровождали людей на протяжении многих лет. О величии книг можно привести примеры из высказываний поэтов и писателей. А.И. Герцен, размышляя о значении книги, написал поразительные слова: «Вся жизнь человечества последовательно оседала в книге: племена, люди, государства исчезали, а книги оставались». Из курса русской литературы мы знаем, что великим стал Максим Горький благодаря чтению «правильных книг».

    Я считаю, что книги должны быть верным спутником человека на протяжении всей жизни. Только в книгах можно найти ответы на многие вопросы.

    Вариант №3 Исходный текст

    РУССКИЕ ЛЮБЯТ ТОМА СОЙЕРА, НО…

    (1) К богатым и богатству у нас отношение всегда было очень сложное, одним словом не выразишь. (2) Тут и ненависть, и зависть, и подобострастие, и презрение… (3) Но в основе – ничего не попишешь! – лежит неприязнь. (4) В русских народных сказках богачи и жадины – среди злодеев. (5) Вспомним общеизвестную сказку о золотой рыбке (ее больше знают в переложении Пушкина). (6) Неуемная жажда все большего обогащения и власти воспринимается анонимным сказителем как нечто греховное, а потому заслуживающее кары – разбитого корыта.

    (7) И совершенно противоположная идея заложена в популярнейшей сказке про Кота в сапогах. (8) Здесь жажда обогащения не только не наказывается, а возводится в ранг добродетели. (9) Более того, Кот в сапогах выглядит настоящим героем! (10) А вот герой русской сказки Никита Кожемяка, «сделавши святое дело, не взял за работу ничего, пошел опять кожи мять».

    (11) Возьмем произведения властителей наших дум – Пушкина, Лермонтова, Некрасова, Достоевского, Толстого, Тургенева, Чехова… (123) Надо же, никто не воспел богатство, частную собственность и деловую хватку! (13) Допустим, это литература. (14) Вымысел. (15) А жизнь выдвигает других героев. (16) Где ты, русский Рокфеллер, Форд, Ротшильд? (17) Минин и Пожарский есть. (19) Суворов и Кутузов есть. (19) Есть, конечно, и Савва Морозов, И Савва Мамонтов, и Третьяков. (20) Но они запомнились не нажитым богатством, а истраченным. (21) Один тратил свои миллионы на революцию, другие содержали художников и создавали галереи.

    (22) Ладно, это дело прошлое, а «новое поколение выбирает пепси»…(23) Послушаем, что говорит новое поколение, причем не молодежь, а малыши лет пяти-шести, родившиеся уже постперестроечную эпоху. (24) Сидят у телевизора, смотрят диснеевский мультсериал «Утиные истории», целиком посвященный теме обогащения. (25) Ради золота герои готовы отправиться куда угодно: в прошлое, в будущее, в дебри Амазонки, на морское дно. (26) Наши дети готовы с утра до ночи следить за их приключениями. (27) Но спросите, как они относятся к дядюшке Скруджу? (28) Утята, проекция американских детей, часто восклицают: «Когда я вырасту, я буду таким же, как дядюшка Скрудж! (29) А нашему ребенку он не очень нравится, потому что он, как считают дети, богатый и жадный.

    (30) – Совковая психология! – скривится презрительно либерал.

    (31) Ну, во-первых, мы уже показали гораздо более ранние истоки этой психологии. (32) А во-вторых, относиться к ней можно по-разному. (33) Австрийский психолог, которому мы рассказывали о принципах нашей работы, с завистью воскликнул: (34) «Наши дети, к сожалению, мечтают только об одном: стать богаче».

    (35) Нет, почему же? (36) И наши малыши не прочь разбогатеть. (37) Но их желание разбогатеть какое-то своеобразное: (38) «Я хочу быть богатым только наполовину и отдавать все остальное бедным» (из материалов социологического опроса).

    (39) Ограниченное соответствие поведения человека нормам национальной культуры – важнейший ориентир в воспитании. (40) Более того, мы абсолютно уверены, что это не столько этический вопрос или вопрос вкуса. (41) Это залог психического здоровья. (42) Традиционная нравственность – это устои, а устои для того и существуют, чтобы придавать устойчивость, стабильность человеку и обществу.

    (43) И второе соображение. (44) Ребенок, воспитанный вне традиции, будет чувствовать себя дискомфортно еще и потому, что окружающие – и дети, и взрослые – будут смотреть на него в лучшем случае пренебрежительно-отчужденно, а в худшем – с откровенной враждебностью. (45) И это неминуемо скажется на психике, на мировосприятии, на судьбе.

    (По материалам журнала «Спутник»)

    1. Какое утверждение противоречит содержанию текста?

    1) В русских народных сказках стремление к обогащению заслуживало кары.

    2) В воспитании необходимо ориентироваться на нормы национальной культуры.

    3) Ориентация на нормы национальной культуры – это только этический вопрос.

    4) Традиционная нравственность придает обществу устойчивость, стабильность.

    2. Какой тип речи представлен в тексте?

    1) рассуждение с элементами повествования

    4) все типы текста

    3. В каких предложениях используются антонимы?

    1) 6,7 2) 2,20 3) 22,23 4) 25,37

    В1. Каким способом образовано слово обогащения? (предложение 24)

    В2. Из предложений 30-45 выпишите прилагательное и причастие, употребленные в значении существительных.

    В3. Укажите тип подчинительной связи в словосочетании НЕМИНУЕМО СКАЖЕТСЯ.

    В4. Сколько определенно-личных предложений (в том числе и в составе сложных) среди предложений 22-29?

    В5. Среди предложений 38-45 найдите предложение с обособленным определением. Укажите номер этого предложения.

    В6. Среди предложений 38-45 найдите сложное предложение с сочинительной и подчинительной связью и укажите его номер.

    В7. Среди предложений 30-37 найдите предложение, которое связано с предыдущим при помощи союза и вводного слова. Укажите номер этого предложения.

    В8. «Какое оно – поколение, «выбирающее пепси»? Автор пытается это выяснить на примере того, как дети (русские и американцы) относятся к богатству. Рассуждая, автор старается создать имитацию живой речи, используя для этого и ________ (например, предложения 3,16,35), и ___________ (например, предложение 14), и ________________ («жадина», «рыбка», «дядюшки», «малыши», «совковая»). Однако сложность затронутой темы и поднятой автором проблемы заставляют его прибегнуть и к ___________(«общеизвестный», «социологический опрос», «этический вопрос», «стабильность», «дискомфортно», «пренебрежительно-отчужденно»).

    эмоционально-оценочные слова 6) парцелляция

    книжная лексика 7) синтаксический параллелизм

    ряды однородных членов 8) разговорные конструкции

    сравнительные обороты 9) цитирование

    С1. Напишите сочинение по прочитанному тексту.

    Сформулируйте и прокомментируйте одну из проблем, поставленных автором (избегайте чрезмерного цитирования).

    Сформулируйте позицию автора. Объясните, почему вы согласны или не согласны с ней. Свой ответ аргументируйте, опираясь на жизненный или читательский опыт (учитываются первые три аргумента).

    Объем сочинения – не менее 150 слов.

    Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается.

    Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.

    Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

    Подготовительная работа по тексту «Русские любят Тома Сойера, но…»

    (по материалам журнала «Спутник»)

    В статье из журнала «Спутник» рассматриваются две основные проблемы:

    1) специфика национального менталитета;

    2) проблема обогащения и отношение к ней русских и американцев;

    В комментарии первой проблемы можно обратить внимание на то, что менталитет каждой нации складывался тысячелетиями. В его формировании принимали участие самые разнообразные факторы: природные условия, традиционные виды деятельности, участие в войнах и т.п. Под влиянием этих и других факторов сформировались в чем-то похожие, но в целом самобытные национальные менталитеты. Их специфика проявляется в самых разных моментах. Это и особенности воспитания детей, отношения к родителям и старшему поколению, к собственности и деньгам.

    В комментарии второй проблемы обращается внимание на то, специфика менталитетов накладывает отпечаток на отношение русских и американцев к богатству, обогащению. И здесь уместно прокомментировать примеры, предложенные автором в тексте.

    важнейший ориентир в воспитании – органичное соответствие поведения человека нормам национальной культуры;

    жажда обогащения и власти никогда не поощрялась русскими.

    Выразите свое отношение к позиции автора, выскажите свое мнение и аргументируйте ее.

    В качестве аргументов второй позиции в данном случае вполне уместно использовать русские пословицы и поговорки, например такие:

    Живи всяк своим добром да своим горбом!

    Богатый совести не купит, а свою погубит.

    Залез в богатство – забыл и братство.

    Лишнее пожелаешь – последнее потеряешь.

    И можно вспомнить мудрые слова русского писателя Д.И. Фонвизина «Оставлять богатство детям? Умны будут – без него обойдутся; а глупому сыну не в помощь богатство. Наличные деньги – не наличные достоинства. Золотой болван – все болван».

    Сочинение учащейся по тексту «Русские любят Тома Сойера, но…» (по материалам журнала «Спутник»)

    Отношение к богатству у людей разное. Одни только мечтают о том, чтобы стать богаче, другие считают, что это – порок. Но в целом взгляд на богатство зависит и от того, в какой стране ты живешь. В статье из журнала «Спутник» рассматриваются две взаимосвязанные между собой проблемы. Первая заключается в специфике национального менталитета, а вторая – в проблеме обогащения и отношения к ней русских и американцев.

    Менталитет каждой нации складывался тысячелетиями. В его формировании принимали участие самые разнообразные факторы: природные условия, традиционные виды деятельности, участие в войнах. Под влиянием этих и других факторов сформировались в чем-то похожие, но в целом самобытные национальные менталитеты. Их специфика проявляется в самых разных моментах. Это и особенности воспитания детей, отношения к родителям и старшему поколению, к собственности и деньгам. Поэтому и отношение американцев и русских к богатству неодинаковое.

    Автор, аргументируя свою позицию, приводит в пример то, что смотрит и говорит новое поколение. Дети, сидя у телевизора, часами смотрят диснеевский мультсериал «Утиные истории», целиком посвященный теме обогащения. Но в отличие от американских детей, которые только мечтают стать богаче, наши дети половину денег хотели бы отдать бедным. Автор статьи объясняет это тем, что в русских народных сказках, в которых вырастает наше поколение, обогащение и власть воспринимается как нечто греховное и заслуживающее кары. (Например, как в сказке о золотой рыбке). Таким образом, мнение автора таково: «Жажда обогащения никогда не поощрялась русскими». Отсюда и вывод: «Важнейший ориентир в воспитании – ограниченное соответствие поведения человека нормам национальной культуры».

    Я, как и автор статьи, считаю ориентацию на нормы национальной культуры не только этическим вопросом, ведь она придает обществу устойчивость и стабильность. Разделяя мнение автора с тем, что «Утиные истории» деградируют сознание детей, я не совсем согласна с тем, что не стоит читать Тома Сойера и Кота в сапогах. Например, в Томе Сойере отнюдь не расчетливость мальчика и жажда к наживе. В нем повествуется об удивительных приключениях героев, в основе которого заложена идея настоящей дружбы и преданности.

    Заканчивая размышления о проблеме обогащения, хочется привести в качестве аргумента русские пословицы и поговорки, в которых заложена народная мудрость: «Живи всяк своим добром да своим горбом», «Богатый совести не купит, а свою погубит». Таким образом, воспитываясь на примере русских народных сказок, мы тем самым создаем свой национальный менталитет. Отсюда же складывается наше отношение к богатству и обогащению.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: